Роль и значение памяти в жизни человека. Какова роль памяти в психической жизни человека? Теории памяти в различных направлениях и школах психологии

Память – интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности.

Способность хранить информацию и избирательно ее актуализировать, использовать для регулирования поведения – основное свойство мозга, обеспечивающее взаимодействие индивида со средой. Память интегрирует жизненный опыт, обеспечивает непрерывное развитие человеческой культуры и индивидуальной жизнедеятельности. На основе памяти человек ориентируется в настоящем и предвидит будущее.

Память – это процесс запечатления, сохранения, изменения, воспроизведения, узнавания и утраты прошлого опыта, к-ыйделает возможным его использование в деятельности и/или восстановление его в сфере сознания.

Память – это психический механизм ориентации человека как во внешнем, так и во внутреннем, субъективном мире, механизм локализации событий во времени и пространстве, механизм структурного самосохранения личности и ее сознания. Нарушения памяти означают нарушения личности.

Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, лишенный памяти, как указывал И.М. Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения и навыки, без чего не мыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность, чем больше человек знает и умеет, т.е. чем больше хранится у него в памяти, тем большую пользу он сможет принести обществу.

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.

17. Теории памяти в различных направлениях и школах психологии

Одной из первых психологических теорий памяти, что до сих пор не утратила научного значения, была ассоцианистская теория . Исходным для нее стало понятие ассоциации, что означает связь, соединение. Механизм ассоциации состоит в установлении связи между впечатлениями, что одновременно возникают в сознании, и его воспроизведении индивидом.

Основными принципами создания ассоциаций между объектами являются: совпадение их влияния в пространстве и времени, сходство, контраст, а также их повторения субъектом. В. Вундт считал, что память человека состоит из трех видов ассоциаций: вербальных (связи между словами), внешних (связи между предметами), внутренних (логические связки значений). Словесные ассоциации рассматривались как важнейшее средство интериоризации чувственных впечатлений, благодаря чему они становятся объектами запоминания и воспроизведения.

Отдельные элементы информации согласно ассоцианистской теории, запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых связях с другими. В частности установлено, как изменяется количество элементов, которые запоминаются, в зависимости от повторений ряда элементов и распределения их во времени, и как хранятся в памяти элементы ряда, которые запоминаются, в зависимости от времени, которое прошло между заучиванием и воспроизведением.

Благодаря ассоцианистской теории были открыты и описаны механизмы и законы памяти. Например закон забывания Г. Еббингауза . Он сформулирован на основе опытов с запоминанием трипитерных бессмысленных слогов. Согласно этому закону после первого безошибочного повторения серии таких составов забывание происходит достаточно быстро. В течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации, а через 6 дней - свыше 80%.

Слабой стороной ассоцианизма стал его механизм, связанный с абстрагированием от содержательной, мотивационной и целевой активности памяти. Не учитывается, в частности, избирательность (различные индивиды не всегда запоминают взаимосвязанные элементы) и детерминированность (некоторые объекты сохраняются в памяти после однократного восприятия крепче, чем другие - после многократного повторения) памяти.

Решительной критике подвергалась ассоцианистская теория памяти от гештальтпсихологии . Исходным в новой теории было понятие "гештальт " - образ как целостно организованная структура, которая не сводится к сумме его частей. В этой теории особенно подчеркивалось значение структурирования материала, доведение его до целостности, организации в систему при запоминании и воспроизведении, а также роль намерений и потребностей человека в процессах памяти (последнее объясняет избирательность мнемических процессов).

В исследованиях, которые основывались на гештальт теории памяти установлено немало интересных фактов. Например феномен Зейгарник : если людям предложить серию заданий, а через некоторое время прервать их исполнение, то оказывается, что впоследствии участники исследования почти вдвое чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные. Объясняется это явление так. При получении задания у исследуемого возникает потребность его выполнить, которая в процессе выполнения возрастает (такую потребность научный руководитель эксперимента Б. В. Зейгарник К. Левин назвал квазипотребностью ). Эта потребность полностью реализует себя, когда задание выполнено, и остается неудовлетворенной, если оно не доведено до конца. Мотивация благодаря связи с памятью влияет на избирательность последней, сохраняя в ней следы незавершенных заданий.

Память в соответствии с этой теорией существенно определяется строением объекта. Известно, что плохо структурированный материал запомнить очень трудно, тогда как хорошо организованный запоминается легко и почти практически без повторов. Когда материал не имеет четкой структуры, индивид часто разделяет или объединяет его путем ритмизации, симетризации т.д. Человек сам стремится перестроить материал для того, чтобы он лучше мог его запомнить.

Но не только организация материала определяет эффективность памяти. Гештальтисты не исследовали четких взаимосвязей между объективной структурой материала, активностью субъекта и производительностью памяти. Одновременно важнейшие достижения этой теории - изучение памяти в связи с перцептивными и другими психическими процессами - сыграли важную роль в становлении ряда психологических концепций.

Бихевиористическая теория памяти возникла на почве стремления внедрить в психологию объективные научные методы. Ученые бихевиористы сделали большой вклад в развитие экспериментальной психологии памяти, в частности, создали много методик, которые позволяют получить ее количественные характеристики. Используя схему условного рефлекса, разработанную И. П. Павловым ("стимул-реакция"), они стремились установить законы памяти как самостоятельной функции, абстрагируясь от конкретных видов деятельности человека и максимально регламентируя активность исследуемых.

В бихевиористической теории памяти подчеркивается роль упражнений, необходимых для закрепления материала. В процессе закрепления происходит перенос навыков - позитивное или негативное влияние результатов предыдущего обучения на дальнейшее. На успешность закрепления влияет также интервал между упражнениями, мера сходства и объем материала, степень научения, возраст и индивидуальные различия между людьми. Например, связь между действием и его результатом запоминается тем лучше, чем больше удовольствия вызывает этот результат. И наоборот, запоминание слабеет, если результат окажется нежелательным или безразличным (закон эффекта за Э. Торндайком).

Достижения этой теории памяти содействовали становлению программированного обучения, инженерной психологии, ее представители считают бихевиоризм практически единственным объективным подходом к исследуемым явлениям.

Взгляды на проблему памяти сторонников бихевиоризма и ассоцианистов оказались очень близкими. Единственное существенное различие между ними заключается в том, что бихевиористы подчеркивают роли упражнений в запоминании материала и много внимания уделяют изучению работы памяти в процессе обучения .

Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания.

Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие у нас понятия о вещах и законах их существования. Память позволяет нам использовать эти понятия для организации наших будущих действий и поведения.

Если бы человек не обладал памятью, его мышление было бы весьма ограниченным, так как проводилось бы лишь на материале, получаемом в процессе непосредственного восприятия.

И. М. Сеченов считал память «основным условием психической жизни», «краеугольным камнем психического развития». Память - это сила, «которая лежит в основе всего психического развития. Не будь в самом деле этой силы, каждое действительное ощущение, не оставляя по себе следа, должно было бы ощущаться и в миллионный раз своего повторения точно так же, как и первый,- уяснение конкретных ощущений с его последствиями и вообще психическое развитие было бы невозможностью». Без памяти, говорил И. М. Сеченов, наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».

Такими были бы и наши действия: мы ограничивались бы в них лишь врожденными реакциями на непосредственные раздражения и были бы лишены возможности планировать на основе предшествующего опыта нашу будущую работу.

Память органически участвует также в процессе восприятия. «Видимое и слышимое нами всегда содержит в себе элементы, уже виденные и слышанные прежде. В силу этого во время всякого нового видения и слышения к продуктам последнего присоединяются воспроизводимые из склада памяти сходственные элементы, но не в отдельности, а в тех сочетаниях, в которых они зарегистрированы в складе памяти» (И. М. Сеченов).

Всякое восприятие предполагает понимание того, что воспринимается, а это возможно лишь при участии воспроизведенных в памяти представлений из прошлого опыта.

Особо важную роль память играет в учебной работе, в процессе которой учащиеся должны усваивать и прочно запоминать большое количество, разнообразного учебного материала. Поэтому педагогически важно развивать у учащихся хорошую память.



Хорошей считается память того человека, который быстро запоминает необходимый материал, длительно сохраняет его в своей памяти и точно воспроизводит.

Виды памяти .

Существуют разные способы классификации памяти. Выделяют наследственную (филогенетическую, определяющую строение каждого организма в соответствии с эволюцией вида) и индивидуальную, которая свойственна каждому отдельному индивидууму и формируется на протяжении всей жизни. Мы будем рассматривать именно эту, прижизненную память.

Деление памяти по времени сохранения материала.

В данном случае выделяют сенсорную или мгновенную, кратковременную и долговременную память, а иногда и промежуточный вариант – оперативную.

Мгновенная память – это первый этап обработки поступающей извне информации, она формируется пассивно, с ее помощью организм на очень короткое время удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Объем мгновенной памяти существенно больше, чем кратковременной. Эксперименты показывают, что с помощью иконической (мгновенной зрительной памяти), испытуемый получает и удерживает короткое время (до 0,5 с) значительно больше информации, чем затем может произвести. Однако разрушение этого большого объема происходит очень быстро. Иконическая память – это, по существу, сохраняющаяся некоторое время зрительная картина. Такой след угасает быстрее, чем человек успевает назвать все предъявленные ему стимулы.

Кратковременная память – это память, в которой сохранение материала ограничено, определенным, как правило, небольшим периодом времени.

Информация о внешнем объекте попадает из мгновенной памяти в кратковременную. Кратковременная память характеризуется очень коротким сохранением после одноразового, очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением. Многие особенности поведения человека связаны с малой емкостью кратковременной памяти. Психологи, в том числе и Дж. Миллер, доказали, что объем кратковременной памяти человека составляет 7 (+ -)2 элемента и определяется по числу единиц информации, которое мы в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного ее предъявления. Оперативные единицы памяти зависят от способности человека организовывать восприятие информации, от организации предъявляемой информации, например, ритмически организованная последовательность позволяет запомнить большее количество информации.

Эта форма памяти отличается по ряду свойств от мгновенной: во-первых, другим механизмом сохранения, во-вторых, другими формами преобразования информации, в-третьих, другими объемами и, наконец, иными способами продления срока сохранения.

Роль кратковременной памяти состоит в обобщении, схематизации полученной информации, через нее эта информация поступает в долговременное хранение. Роль кратковременной памяти этим не ограничивается. Именно ее свойства выявляются в момент принятия решений, поскольку здесь происходит непосредственное сличение информации, поступающей извне и из долговременной памяти, и выносится решение о правильности гипотезы, выдвинутой на основе сведений, полученных и накопленных при обучении.

Ограниченный объем кратковременной памяти служит дополнительным стимулом обобщения информации. Чем более обобщенная информация поступает из долговременной памяти, тем больше ее может уместиться в кратковременной памяти и тем более сложное решение может приниматься человеком.

Постоянное обобщение информации в самой кратковременной памяти и обобщенность понятий, поступающих в нее из долговременной памяти, приводят к тому, что увеличивается емкость оперативных единиц и оперативное поле кратковременной памяти как бы раздвигается по мере обучения. Однако важнейшее качество образа (его обобщенность) не может быть обеспечено на уровне преобразования в кратковременной памяти. Оно достигается только с определяющим включением долговременной памяти.

Долговременная память обеспечивает продолжительное сохранение знаний, умений и навыков и содержит огромный объем информации, которая может понадобиться человеку на протяжении его жизни.

Экспериментальные данные показывают, в долговременной памяти одновременно задействованы несколько форм организации знаний. Ее нередко сравнивают с книгохранилищем огромной библиотеки, где доступ к фолиантам открывает правильно выдранный код каталога. Считается, что объем долговременной памяти практически не ограничен. Несмотря на эти ценные качества долговременного хранилища, человек часто не получает доступа к хранящимся там знаниям, когда в них возникает необходимость. Доступность информации определяется в значительной степени организацией хранения. В отличие от кратковременной памяти, где припоминания не требуется, при долговременной памяти оно необходимо всегда, т.к. связанные с восприятием сведения уже не находятся в сфере актуального сознания. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуются волевые усилия.

Сведения, хранящиеся в памяти, связаны между собой невидимыми нитями – ассоциациями, поэтому быстрее опознается и лучше всего запоминается информация, содержание которой позволяет установить наибольшее число различных ассоциаций и информацией хранящейся в структуре памяти. Любое понятие, поступающее в долговременное хранилище, обязательно активизирует целую систему других понятий, близких к первому. Ассоциативные связи определяются не только частотой совпадения, но и их эмоциональной значимостью и актуальностью.

Главной особенностью долговременной памяти все же является недоступность произвольному считыванию хранящейся в ней информации. Вместе с тем имеются случаи, хотя и не частые, когда у отдельных личностей обнаружены свойства хранения и использования необычно большого объема информации. Здесь речь идет о случаях феноменальной памяти.

Известный математик и кибернетик Д. Нейман подсчитал, что человеческий мозг может вместить примерно 10 20 единиц информации. То есть каждый из нас способен запомнить сведения, содержащиеся в миллионах томов книг. История знает немало людей, обладавших феноменальной памятью. Так, великий русский полководец А.В. Суворов, как утверждают современники, помнил всех своих солдат в лицо. Исключительная память была у Наполеона. Однажды, еще будучи поручиком, он был посажен на гауптвахту и нашел в помещении книгу по римскому праву, которую прочитал. Спустя два десятилетия он мог еще цитировать выдержки из нее.

Оперативной называют память, занимающую промежуточное положение между кратковременной и долговременной. Она рассчитана на сохранение материала в течение заранее определенного времени.

Виды памяти по характеру психической активности

По характеру психической активности различают двигательную, образную, эйдетическую, символическую память.

Двигательная (или моторная) память обнаруживается очень рано. Это, прежде всего, память на позу, положение тела. Она лежит в основе многих профессиональных навыков, которые постепенно становятся автоматическими, т.е. осуществляются без привлечения сознания и внимания. Люди с развитой двигательной памятью лучше усваивают материал не на слух или при чтении, а при переписывании текста. Это один из способов выработки грамотности. Достигая полного развития раньше других форм, двигательная память у некоторых людей остается ведущей на всю жизнь, у других, ведущую роль играют другие виды памяти.

Эмоциональная память – это память на чувства. Эмоциональная память определяет воспроизведение определенного чувственного состояния при повторном воздействии той ситуации, в которой данное эмоциональное состояние возникло впервые. Сильные, эмоционально окрашенные впечатления, человек сохраняет дольше всего. Считается, что чувственная память, на основе которой развивается эмоциональная память, имеется уже у шестимесячного ребенка и достигает своего развития к трем-пяти годам. На ней основывается осторожность, симпатия и антипатия, а также первичное чувство узнавания (знакомое и чужое).

Исследуя устойчивость эмоциональной памяти, В.Н. Мясищев установил, что когда школьникам показывали картины, то точность запоминания зависела от эмоционального отношения к ним 0 положительного, отрицательного или безразличного. При положительном отношении они запоминали все 50 картин, при отрицательном – только 28, а при безразличном – всего – 7.

Образная память – это память на представление, память на картины природы, звуки, запахи, вкусы. Этот вид памяти может быть зрительной, обонятельной, слуховой, вкусовой и др. Как отмечает Р.М. Грановская, отличительная особенность образной памяти в том, что в период удержания образа в памяти он претерпевает определенную трансформацию. Обнаруживаются следующие изменения: некоторое упрощение (опускание деталей), некоторое преувеличение отдельных деталей, преобразование фигуры в более симметричную. В процессе сохранения, образ может трансформироваться и по цвету. Яснее и ярче всего зрительно воспроизводятся образы, редко встречающиеся, необыкновенные, неожиданные.

Образная память обычно ярче проявляется у детей и подростков. У взрослых людей ведущая память, как правило, не образная, а логическая, хотя есть профессии, где необходимо иметь хорошую образную память. Разновидностью образной памяти считается эйдетическая память, правильное использование которой лежит в основе хорошего запоминания.

Человеческая память включает процессы запоминания, сохранения, узнавания или воспроизведения информации, она связывает прошлое и настоящее человека, формирует его личность, причем существенное влияние имеют и факторы мотивации личного характера.

Эйдетическую память исследовали Л.С. Выготский и А.Р. Лурия. Они ввели термин «эйдетизм» (от греческого образ), как разновидность образной памяти, способность воспроизводить яркие картины предметов и явлений по прекращении их непосредственного воздействия на органы чувств. По мнению ученых, такая система восприятия событий, людей, объектов и любых данных (слов, цифр и т.д.) неизмеримо расширяет возможности человека.

Эйдетик не вспоминает, а как бы продолжает видеть то, что уже исчезло из поля зрения. Картины, возникающие перед его мысленным взором, столь отчетливы, что он может переводить взгляд с одной детали на другую. Он может продолжать видеть предъявленные ему ряды слов, знаков, цифр или превращать диктуемые ему данные в зрительные образы. То же касается и музыки, которую человек как бы продолжает слышать.

Символическая память подразделяется на словесную и логическую. Словесная память формируется в процессе прижизненного развития вслед за образной и достигает наивысшей силы к 10-13 годам. Отличительной чертой ее является точность воспроизведения и значительно большая зависимость от воли. Воспроизвести зрительный образ не всегда в нашей власти, в то время, как повторить фразу значительно проще. Однако при словесном сохранении наблюдается искажение.

3 . Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результате которого оценивается тот или иной психический процесс, - это:

а) эксперимент;

б ) тестирование;

в) наблюдение;

г) самонаблюдение.

Список используемой литературы:

1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.-565 с.

2. Матюгин И.Ю. Алхимия памяти //В мире науки. - 2004. - №8 .- С. 82-84.

3. Немов Р.С. Психология. - М.: Просвещение, 1990. - 30 с.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М.: Академия, 2001. - 501 с.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии В 2-х т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1989. - 486 с.

Основополагающая роль памяти в жизни человека в том, что она создает ряд привычек, ассоциаций и шаблонов, которые делают его тем, кто он есть сегодня. Нравится человеку это или нет, но он-продукт своего прошлого.

Его настоящее формируется им, и будущее зависит от его опыта который сосредоточен в мозгах.

Процесс преобразования опыта

Процесс преобразования опыта в память состоит из трех шагов:

1.Приобретение: приобретение происходит, когда мозг получает и обрабатывает внешние раздражители. Когда читаете эту статью, ваш мозг начинает формировать нейронную сеть на основе информации, которую он получает.

2.Консолидация : большая часть информации, поступающей в мозг, теряется в кратковременной памяти, но часть ее становится долговременной памятью. Чтобы внедрить опыт в долговременную память, нейроны соединяются через пути, которые в совокупности образуют большие нейронные сети.

Это физические карты, которые материализуются как структуры в мозгу, представляющие память. Процесс укрепления этих путей для построения сети памяти называется консолидацией. То, как каждое воспоминание (будь то счастливое или болезненное воспоминание) консолидируется, зависит от различных факторов, в том числе от того, сколько внимания уделено событию, какое эмоциональное воздействие оно оказало и сколько чувств оно задействовало.

Если вы просто пропустите это исчезнет из памяти. Если сосредоточитесь на содержании и примените его, вы получите эмпирическую память, необходимую для консолидации знаний в вашем подсознании.

3. Извлечение и переосмысление : извлечение — это когда извлекается прошлый опыт из своего мозга и переносится в настоящее. Во время извлечения мозг активирует нейрон, который запускает другие нейроны в этой конкретной сети. Если часть активирована, например, виды, звуки или вкусы, которые испытали, освещаются остальные нейроны в этой сети. Например песня вызывает чувства к бывшей девушке. Это мозг, черпающий информацию из различных мест объединяет эти части в единую память, чтобы принести в сознание.

Эффективность каждого из этих шагов зависит от многих факторов, включая гены, здоровье, уровень стресса и системы убеждений, чтобы назвать несколько. Однако независимо от того, где сейчас находитесь, память пластична, поэтому ее можно заполнять.

Формирование опыта

Существует два типа памяти, которые формируются:

  • неявная (имплицитная)
  • явная (эксплицитная) память.

Что делали вчера вечером? Чтобы ответить на этот вопрос, мозг активировал нейронную сеть вчерашних событий и извлек эту карту информации, чтобы рассказать историю о том, что сделали вчера. Вы активно привнесли прошлое в ваше настоящее осознание. Это происходит, когда небрежно думаете или размышляете о прошлом. Сознательное направление вашего ума в прошлое известно как явная память.

С другой стороны, если вы отложите чтение, выйдете на улицу и сядете в машину, предполагая, что вы знаете, как водить машину, вам придется подумать об этом? Причина, по которой вы можете ездить с такой легкостью или ходить по дому, или даже знать, как ходить, если на то пошло, из-за неявной памяти. Неявная работает на автопилоте без человеческого мозга.

Когда вы вошли в этот мир беспомощным младенцем, эти воспоминания были ответственны за ваше превращение во взрослую жизнь. На самом деле, исследователи полагают, что в первые полтора года нашей жизни мы лишь неявно кодируем воспоминания и не нужен.

Три особенности неявной памяти заключаются в следующем:

  1. Не нужно использовать главное, сознательное внимание для создания.
  2. Когда неявная память возникает из хранилища, у вас нет ощущения, что что-то вызывается из прошлого. (Вы не думаете о том, как впервые научились ходить каждый раз, когда идете).
  3. Не требует участия гиппокампа (часть человеческого мозга).

Ваши неявные воспоминания отвечают за ваши убеждения, ваши подсознательные ментальные модели, ваше чувство правильного или неправильного и триггеры, которые вызывают у вас страх, стресс и беспокойство.

Существуют виды памяти у человека

Где формируется

Нейронные сети, которые формируют память, работают во многих различных областях мозга, но есть две области, наиболее активные в создании и хранении памяти: миндалина и гиппокамп .

Миндалина отвечает за неявную память, а гиппокамп отвечает за явную память . Это упрощение, но оно полезно для понимания двух типов памяти.

Учёные называют гиппокамп «главным сборщиком пазлов».
Гиппокамп собирает информацию, которую получает из нескольких областей мозга, чтобы произвести воспоминания, а также значения и эмоции для любого события. Это также помогает консолидировать информацию, хранящуюся в кратковременной, превращая ее в долговременную, которую человек может вспомнить в будущем.

Если спросить о событиях вчера гиппокамп буквально связывает вместе нейро распределенные кусочки неявной памяти. Сознательная активация превращает неявное в явное. Различные части мозга работают вместе, чтобы сформировать эти неявные воспоминания, такие как базальные ганглии, которые являются “центром привычки” мозга, но и миндалина в первую очередь отвечает за эту задачу.

Огромная роль памяти в жизни человека хранится в миндалине — центре страха мозга, чтобы помочь избежать будущей опасности. Миндалина запечатлевает опыт в неявной памяти. Это то, что делает миндалину центральным игроком в создании всех изученных страхов.

Роль миндалевидного тела в сохранении жизни, научившись бояться.

Миндалина не должна учиться тому, что делать; она учится тому, что делать в ответ на внешние условия.

Работа памяти человека

Большинство из нас думают, что роль памяти в жизни человека — это когда мы помним прошлое событие. Мы считаем, что она работает как видеокамера, точно фиксируя события, которые мы видим и слышим, чтобы мы могли рассмотреть и осмотреть их позже.

В действительности память подобна шпаклевке; она может быть сформирована всеми, кто ею обладает. Каждый раз, когда мы явно вспоминаем о каком-то событии, мы вспоминаем не само событие, а последнее действие.

Мы учимся, мы храним, мы извлекаем, и когда мы извлекаем в следующий раз, мы не извлекаем первоначальный опыт-мы извлекаем наш последний поиск. Другими словами, роль памяти в жизни человека при извлечении сформировать последующие действия.

Когда вы сознательно возвращаетесь назад во времени, чтобы вспомнить событие, память вызывается из гиппокампа, который работает с миндалиной и другими частями мозга, чтобы вспомнить свое прошлое.

Акт запоминания изменяет нейронную сеть этой памяти, создавая совершенно новую структуру нейронных связей. Поэтому каждый раз, когда человек думает о прошлом событии, «реальность» этого события меняется, исходя из текущего состояния бытия, текущего уровня осведомленности и настоящих условий. Поскольку хорошие и плохие воспоминания формируются сознательным воспоминанием о них, а не самим событием, изменение условий в мозгу во время отзыва может воссоздать нейронную карту воспоминаний и историй, которые они создают. при этом играет определенную роль.

Мозг не заинтересован в том, чтобы иметь идеальный набор воспоминаний о прошлом. Вместо этого данные поставляются с естественным механизмом обновления, что информация, занимающая ценное пространство внутри нашей головы до сих пор полезна. Это может сделать воспоминания менее точными, но это, вероятно, также делает их более актуальными для будущего.

Роль памяти в жизни человека на основе принципа нейропластичности ”используй или потеряй». Самосознание позволяет нам выбирать вид информации, которую мы хотим занять нейронной недвижимостью или стереть данные.

Мозг животных, возможно, уже давно пора обновить от примитивного образа жизни, к которому он все еще привык, но пока это не произойдет, мы должны активировать наш человеческий мозг, чтобы изменять и пополнять содержимое памяти. Как только мы делаем выбор сознательно путешествуя назад во времени мозг действует быстро.

1. Характеристика памяти, ее сущность, значение в жизни человека 3
II. Составить таблицу «Виды воображения» и схему «Способы создания образов воображения» 8
III. Решить практические задачи 9
IV. Определить особенности сенсорного развития дошкольников 13
V. Составить рекомендации по развитию мышления дошкольника 16
VI. Решить тесты по теме «Деятельность» 19
Список литературы 20

I. Дать характеристику памяти, ее сущность, значение в жизни человека

Память – это запечатление, сохранение и воспроизведение следов прошлого опыта, дающего человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызывающие их явления исчезли» . Она имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Она связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивает единство его психики, придавая ей индивидуальность, пронизывает все стороны его существования, проявляет себя в разных формах и на разных уровнях его функционирования, включается во все виды его деятельности, поскольку, действуя, человек опирается на собственный и исторический опыт.
Без памяти не было бы ни знаний, ни навыков. Не было бы психиче-ской жизни, смыкающейся в единстве личного сознания, и невозможен был бы факт непрерывного учения, проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас тем, что мы есть . Без памяти было бы невозможно не только нормальное функционирование отдельного индивида и общества в целом, но и дальнейший прогресс человечества.
Память – это основное условие психической жизни. Память – это си-ла, которая лежит в основе всего психического развития. Не будь в самом деле этой силы, каждое действительное ощущение, не оставляя по себе следа, должно было бы ощущаться и в миллионный раз своего повторения точно так же, как и первый, – уяснение конкретных ощущений с его последствиями и вообще психическое развитие было бы невозможностью». Без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожден-ного .
Память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, со-хранения и воспроизведения информации. Человеческая память – это процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания ; это одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию ; это способность к воспроиз-ведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения .
Основными функциями памяти являются запоминание информации, ее сохранение или забывания, а также последующего воспроизведения сохраненной информации.
Запоминание – это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное). Непреднамеренное запоминание – это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Произвольное запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель – запомнить некую информацию – и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить.
Сохранение – процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое – в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции и определенной переработке .
Воспроизведение – это процесс восстановления прежде воспринятого. Воспроизведение является результатом и запоминания, и сохранения. Вос-произведение – не есть простое механическое повторение запечатленного, а реконструкция, т.е. мыслительная переработка материала: изменяется план изложения, выделяется главное, вставляется дополнительный материал, известный из других источников . Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное – это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации. Произвольное воспроизведение – целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием.
Забывание – естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. Забывается в пер-вую очередь то, что не применяется, не повторяется, что перестает быть для человека существенным. Забывание может быть полным и частичным, длительным и временным. При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также тогда, когда только узнает, но не может воспроизвести. Длительное забывание характеризуется тем, что человеку на протяжении долгого времени не удается воспроизвести, припомнить что-либо. Часто забывание бывает временным, когда человек не может воспроизвести нужный материал в данный момент, но спустя некоторое время все же воспроизводит его.
Для успешности трудовой, учебной и других форм индивидуальной деятельности человека имеют значение различные параметры памяти: а) объем памяти; б) скорость запоминания; в) прочность сохранения усвоенного материала; г) точность и скорость воспроизведения; д) готовность памяти к быстрому воспроизведению материала в нужный момент .

Проблема памяти человека до сих пор даже в своем основании остается нерешимой. Она носит комплексный характер. Неслучайно к решению проблемы памяти привлекаются такие науки как генетика, физиология высшей деятельности человека, психология.

На протяжении более 2-х тысяч лет господствовала Аристотелевская концепция понимания сущности памяти. В столь длительное период существования этой концепции объясняется не только громадным авторитетом Аристотеля, а тем что она не плохо согласовывалась с обыденном познанием, с повседневной практикой многих поколений людей.

Суть концепции Аристотеля состоит в том, что многообразные факторы, процессы ситуации воздействуют на душу человека оставляя отпечатки. Запечатлевались в ней (в душе).

Но стечением времени они исчезают подобно тому как исчезают записи на восковых дощечках, которыми пользовались древние греки. Продолжительное время психологи придерживались человеческой памяти, но обнаружили таких людей, которые обладали бесконечной памятью. Для них не существовало предела запоминания сложных задач. Для человека с такой памятью достаточно было прочитать книгу, несколько сотен страниц и, спустя несколько лет, полностью пересказать.

Вначале психологи полагали, что это отклонение физиологических процессов.

Впоследствии было доказано, что потенциально каждый человек обладает бесконечной памятью. В эксперименте было доказано, что когда человек находиться в глубоком гипнозе, то он передает информацию, что было с ним многие десятилетия назад.

Практика медицины подтверждает, что вся информация, которая поступает в мозг человека, сохраняется в его мозгу.

Таким образом забывание не имеет ничего общего с исчезновением записей на всех табличках. Оказывается, что всё, что человек видел сохраняется в мозгу человека, и работает. Теория информации говорит о том, что при передачи инф. по каналам связи она разрушается, возникает информационный шум, растет информационная энтропия.

Информация циркулирует а не просто храниться, обеспечивает нормальную работу не только мозга, но и органов чувств. хранит не только химический состав.

Но она не разрушается. ?Сознание человека –это безэнтропийный процесс. Тем не менее, остается вопрос, что же такое забывание. Забывание означает утрату путей поиска имеющейся информации, и не может быть точнее, означает возрастание трудности поиска информации. Хорошо известно, что дети имеют хорошую память. И это обуславливается сравнительно небольшим объемом информации, которую они получали в процессе своей жизни. Меж тем, как взрослый человек на много порядков объема информации, чем ребенок.

Нужно упорядочить поступающую информацию. И чем в большей степени она упорядочена, тем лучше память.

К 30 годам такой объем информации, который на несколько порядков превосходит весь объем научной информации, то возникает вопрос, а каковы те механизмы, которые обеспечивают хранение объема информации. Естественно было бы предположить, что таким хранилищем этой информации является синапсы и нервные клетки.

По последним данным в мозгу человека насчитывает 70 млрд. нейронов, т.е. нервная клетка. К тому же на 3 порядка больше синапсов. Причем это не просто совокупность элементов, а целостная система. Наука не знает более сложную систему, чем наш мозг. Расчеты показыв., что несмотря на всю сложность её недостаточно для сохранения поступающей информации. В связи с этим, ученые предложили рассматривать ДНК и РНК в качестве систем которые хранят не только генетическую информацию, но и та, которая поступает в мозг человека. В частности, в качестве такой системы стали рассматривать РНК. Однако эти попытки встретили сопротивление многих ученых. Дело в том, что в этой ситуации мы переходим на молекулярный уровень, где действует закон возрастания энтропии. Это реализуется в виде потока мутации, которые ведут к изменению свойств. Объем генетической информации в сравнении с той, которая имеется в мозгу человека, очень незначительна. Но если мы будем рассматривать молекулярные РНК и ДНК то соответственно на несколько порядков возрастают потоки мутации. Следовательно в психике человека должны происходить всякого рода метаморфозы. Таким образом, ученые отказались рассматривать ДНК и РНК в качестве носителя информации, которую …… накапливаем.

Исследования психологов выявили осень важный аспект роли памяти с точки зрения определенности личности. Оказалось, что личность человека сохраняется благодаря единству памяти. Однако это не исключает другие стороны дискретности, которая рассмотрена в ролевой концепции. Человек во время жизни вступает в разные отношения с окружающей средой и людьми, он может быть отцом.

Соответственно его поведение меняется по мере того, как изменяются те системы, в которые он включается. Сохраняется и единство личности. Иными словами изменение роли (т.е. поведение человека) это нормальное явление.

Но наука сталкивается и с не стандартными ситуациями, которые были описаны в художественной литературе. Речь идет о раздвоении личности. Исслед. психологами этой нестандартной ситуации дает возможность понять качественное разнообразие личности. Были исследованы многие случаи раздвоения личности. При этом каждый раз то или иное подобное явление имело причину. Так причиной может быть неспособность человека изменять свою роль. Его нервная система испытывает большие нагрузки. И тогда человек объявляет, что он не тот, за кого его принимают. Он забывает свое имя, фамилию и не брал новое имя, фамилию, говорил, чем он занимается. Резкий переход от одной личности к другой свидетельствует о том, что на уровне подсознания у человека происходит формирование противоположной личности.