Полногласные и неполногласные сочетания. V. Письмо по памяти

ТЕМА 1. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

Блок 1.Виды безударных гласных

Безударные гласные в корне слова
Прове­ряемые Непроверяемые Чередующиеся
Проверяются подбором проверочного слова, где на сомни-тельную гласную падает ударение. Встречаются в словарных словах, и их нужно запомнить А- О ЛАГ-ЛОЖ, СКАК-СКОЧ, РАСТ(РАЩ)-РОС, РАВН-РОВН, МОК(МОЧ)-МАК, ГОР-ГАР, КЛОН-КЛАН, ТВОР-ТВАР, ЗАР-ЗОР, КОС-КАС, ПЛАВ-ПЛОВ-ПЛЫВ Е- И БЕР-БИР, ДЕР-ДИР, МЕР-МИР, ПЕР-ПИР, ТЕР-ТИР, БЛЕСГ-БЛИСТ, СТЕЛ-СТИЛ, ЖЕГ-ЖИГ, ЧЕТ-ЧИТ ИМ/ИН // А/Я 1. ОЛО – ЛА Голо ва – гла ва Голо с - гла с 2. ОРО – РА Воро та - вра та 3. ЕРЕ – РЕ жере бьёвка – жре бий 4. ОЛО – ЛЕ Моло ко - мле чный

КОММЕНТАРИЙ:

Проверяемые безударные гласные

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы проверяемая гласная стала ударной.

Внимание!

Помните о том, что корень – носитель основного значения слова. Подбирая однокоренное слово, задумайтесь, какое значение оно имеет? Если между значениями проверяемого и проверочного слова нет ничего общего, они неродственные. К примеру, слова «носовой» (платок) и «носитель» (языка) – неродственные. Хотя они имеют одинаковый корень, их лексические значения различны. Если же слово с безударной гласной (и любое другое) вам незнакомо, не фантазируйте, а загляните в словарь.

А вот в цепочке белый → белить → выбелить → выбеленный один и тот же корень –бел – , и все слова связаны со словом белый: белить – делать белым , выбелить – сделать белым (завершенное действие), выбеленный – тот, который выбелили , то есть сделали белым .

Непроверяемые безударные гласные

Написание безударных гласных, не проверяемых ударением, следует определять по орфографическому словарю.

Вот некоторые из них: абориген, антагонизм, бадминтон, бифштекс, бриолин, вестибюль, винегрет, волынка, диапазон, деликатес, дирижабль, демагог, иждивение, инициатива, кабала, канонада, конфорка, криминология, кобура, кощей, макака, макулатура, наваждение, обаяние, оказия, оптимизм, панорама, панегирик, привилегия, палисадник, пластилин, смятение, туннель, утилитарный, эсперанто.

Догадываюсь, что не все вам знакомы. Погуглите, что они значат, это интересно:)

Чередующиеся гласные

Полногласные и неполногласные сочетания

а) ОЛО-ЛА

Например: голо ва - гла ва, холо д - охла дить, голо с - гла сный

б) ОРО-РА

Например: воро та - привра тник, здоро вый - здра вствуй, сторо ж - стра жа

в) ЕРЕ-РЕ

Например: бере г - безбре жный, дере во - дре весный

г) ОЛО-ЛЕ

Например: воло ку - вле ку, моло чный - мле чный

Безударные гласные в словах с сочетаниями ОЛО и ОРО следует проверять словами с соответствующими полногласными сочетаниями.

Например: борода - бороды, бородка; колокольчик - колокол.

Безударные гласные в словах с сочетаниями ЛА и РА следует проверять словами с соответствующими неполногласными сочетаниями.

Например: оградить - ограда, охладить - прохлада


«Слова с непроверяемыми безударными гласными в корне»

Цель урока:

Формировать понимание того, что написание слов с непроверяемыми безударными гласными нужно запомнить, а в случае затруднения – обращаться к словарю.

Задачи урока:

Учить узнавать слова с непроверяемыми гласными;

Изучить написание двух новых слов;

Продолжим работу с таблицами ЗХУ. Если у вас появились новые вопросы, давайте запишем их во второй столбец.

(Дети предлагают, учитель записывает в таблицу на доске; дети записывают в свои таблицы то же, что и на доске).

З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали, и что нам осталось узнать

Гласные бывают в сильной позиции (ударные) и в слабой позиции (безударные).

Иногда произношение гласного звука и обозначение на письме не совпадают.

В некоторых случаях слова с безударной гласной можно проверить.

Что делать, если безударный гласный не проверяется?

Как искать слово в словаре?

Каким видом словарей надо пользоваться?

Какие слова чаще встречаются: с проверяемой гласной или с непроверяемой?

Итак, у нас возникли новые вопросы. Будем искать ответы на них.

Следующее задание. Найдите в словарях любое из шести слов упражнения 125, составьте с этим словом предложение и запишите. А я буду ходить по рядам и смотреть, как вы ищете слово. Если будут затруднения – я помогу.

Дети зачитывают несколько составленных предложений.

Есть ли в ваших предложениях другие слова с непроверяемой гласной? Обращались ли вы к словарю при написании этих слов?

Найдите и подчеркните в своих предложениях главные члены.

- Ребята! За годы обучения в школе вы познакомитесь с разными видами словарей. А каким словарем надо пользоваться, чтобы найти слова с непроверяемой безударной гласной?

На слайде – рисунки разных видов словарей.

(Дети называют орфографический словарь; он на слайде выделяется).

4. Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Какое задание больше всего вам понравилось на уроке? Почему?

Ответили ли мы на поставленные нами вопросы? Заполните, обсудив ответы в парах, третий столбец таблицы ЗХУ.

(Дети работают над заполнением таблицы).

Заслушиваются результаты работы пар. Выясняется, что на вопрос о том, какие слова встречаются чаще – с проверяемыми гласными или непроверяемыми – ответ пока не найден.

На следующем уроке мы будем работать со словами как с проверяемой гласной, так и с непроверяемой. Может быть, тогда мы сможем ответить на данный вопрос?

А пока я предлагаю вам дома проанализировать любой небольшой текст: каких слов в нем больше.

- Ребята! Вы хорошо работали в течение всего урока. Осталось выполнить еще одну работу. С опорой на те знания, которые вы приобрели, на эмоции, которые у вас возникли, составьте синквейн, связанный с темой урока.

(Дети работают над синквейнами. На слайде – структура синквейна).

Зачитываются несколько синквейнов детей.

(Примеры.

Орфографический, незаменимый.

Подскажет, проверит, подтвердит.

Умейте пользоваться словарем!

Помощник.

Безударные, непроверяемые.

Сомневаться, помнить, искать.

Помни или обращайся к словарю!

Правописание.

Выставляются отметки за урок.

Дается задание на дом: выполнить упражнение 127, записать два новых слова в словарики.

Проанализировать любой текст: каких слов больше (с проверяемой гласной или с непроверяемой).

Тип урока: классический
Цель: совершенствовать орфографические умения написания слов с безударной гласной в корне слова,
развивать умение распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные.
дальнейшее формирование умения применять на практике правила правописания безударных гласных.
Закреплять умение находить безударные гласные в корне, распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные.
Развивать умение строить предложение.
Расширять словарный запас.
Воспитывать аккуратность.
Прививать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Задачи:
А) образовательные
- развивать умения распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах;
-совершенствовать умения находить проверочное слово путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов
-расширить знания учащихся о правописании словарных слов.
Б) развивающие
-совершенствовать умения работы в парах;
-совершенствовать умения самостоятельной работы;
- совершенствовать умения самопроверки и взаимопроверки;
-развивать навыки выразительного чтения;
-расширить словарный запас учащихся;
-совершенствовать навыки анализа текста.
В) воспитательные
-воспитывать чувство коллективизма, ответственности друг за друга;
-прививать интерес к предмету.
Г) здоровьесберегающие
-формировать представление о здоровом образе жизни;
-используя физкультпаузы и паузы психологической разгрузки, стимулировать работу учащихся на уроке.

Технологии и методы:
информационные, иллюстративные, групповые, частично - поисковые.
Формируемые компетенции:
исследовательские;
информационные;
языковые;
деятельностные;
коммуникативные.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку POWER POINT, сигнальные карточки, учебник для 3 класса «Русский язык» Рамзаева
Время реализации (45 минут)

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
Повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационного фрагмента
Развитие понятийного мышления за счет возможности и необходимости обобщать материал, выделять смысловые группы, выстраивать логические связи, определять алгоритм работы, систематизировать весь предлагаемый материал и др.)
Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.

Карта урока

Комментарий хода урока

слайда
Время (мин)
Виды и формы деятельности

Учителя
Ученика

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой. (Организация внимания всех учащихся, настрой на работу).
Сл. 1, 2
3 минута
Учитель проводит психологическую установку учащихся
Положительный настрой на урок

2.Чистописание.
Каллиграфическая минутка. Физкультминутка для пальцев
«Буквы»-узор
Сл. 3, 4
3 минуты
Учитель демонстрирует правильное написание
Ученики самостоятельно прописывают буквы в тетради

3. Постановка проблемы урока.

Повторение пройденного материала
Сл. 5

Сл. 6
5 минут
Подготовить детей к изучению материала через постановку проблемной ситуации
Решают проблемную ситуацию, высказывают свои мнения
Ученики определяют тему урока и ставят цели Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

4. Словарно - орфографическая работа. Отработка умения правильно обозначать безударные гласные в корне.

4 минуты
ассоциация со словом «зима»;

звукобуквенный анализ слова; разбор слов по составу

1 ученик у доски.
Работая в группах, ученики подбирают родственные слова
Во вариантам - взаимопроверка

Сл. 7
3 минуты
Что
Где надо проверять?
Как
Чем

Фронтальный опрос

6. Работа над темой урока

Сл. 8
7 минут
Выразительное чтение стихотворения и нахождение слов с безударной гласной в корне слова.
Составление алгоритма проверки безударной гласной
Учитель предлагает создать правила для лучшего запоминания. Если дети затрудняются, учитель может предложить свой вариант.
Выборочное письмо

Ученики, работая в парах, создают модель правила. Результаты совместной работы представляют выбранные консультанты.
Самые удачные фиксируются.

7. Работа по учебнику
Сл. 9
7 минут
Учитель предлагает исследовать слова, похожие по звучанию
Выполнение заданий, требующих применения знаний в измененной ситуации.
Дети обосновывают выбор проверочного слова.

8. Физкультминутка.

Сл. 10
2 минуты

15 минут
Учитель предлагает составить текст, озоглавить его и выделить основу предложений.
Самостоятельная работа с последующей фронтальной проверкой, используя карточки - снежинки

10. Тест
Сл. 11
3 минуты
На карточках три тестовые задания. Необходимо из четырех представленных ответов, найти правильный.
Проверка по слайду.

12. Подведение итогов. Уточнение темы урока.
Рефлексия.
Сл. 12, 13, 14, 15
3 минуты
Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения.
Дети высказывают свое мнение, оценивают свою работу

Ход урока.
1.Оргмомент.
- Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Посмотрите на меня. Улыбнитесь мне. Я рада видеть вас, ваши улыбки. И хочу, чтобы хорошее настроение не покидало нас.

Чтоб сегодня наш урок
Всем прошёл ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Слушать, думать и вникать!

Отгадайте загадку:

Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,

На поля и на луга
До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт
Мы встречаем Новый год.

(Декабрь)

Что это за слово декабря? (словарное)

Какую безударную гласную мы должны запомнить? (е)

Какая ещё есть безударная гласная в слове? (а)

Мы её будем запоминать или проверять? (проверять)

Подбери проверочное слово. (декабрь, декабрьский)

Какую пословицу про декабрь вы знаете?
“Декабрь год кончает, зиму начинает”.

Как вы понимаете её смысл? Объясните.
Напишите число, классная работа.

Какой это художник
На стекло нанёс
Волшебные узоры
Из серебристых роз?
Мороз
Индивидуальная работа: 1 ученик у доски выполняет фонетический разбор слова мороз
- Сделай звукобуквенный анализ слова мороз.(1 чел. у доски)
Мороз – 2 слога, 2 гл., 3 согл., 5б., 5 зв..
М – [м] – согл., тв., зв..
О – [а] – гл., безуд..
Р – [р] – согл., тв., зв..
О – [o] – гл., уд..
З – [с] – согл., тв., глух..
2.Чистописание.
- Дедушка Мороз на нашем стекле нарисовал необычный узор. Давайте повторим его в своих тетрадях. Но прежде проведём разминку для пальчиков.

Физкультминутка для пальцев
Этот пальчик маленький,
Этот пальчик слабенький,
Этот пальчик длинный,
Этот пальчик сильный,
Этот пальчик большачок,
А все вместе – кулачок!
- Будьте внимательны и постарайтесь не ошибиться. Ведь это подсказка, которая поможет нам определить тему урока.

Ребята, а какой праздник у нас скоро?
- Я слышала, что Дед Мороз ко всем детям отправил своих помощников с приглашениями на Новогоднюю ёлку. А мне Дед Мороз позвонил по своему лесному телефону и сказал, что к нам тоже придёт гость. А кто к нам придёт, вы должны отгадать.

Появился во дворе
Он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной
У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык
Наш приятель...
(Ответ: Снеговик)
- Правильно, это Снеговик. Он приглашает нас в путешествие к Новогодней ёлке. Снеговик приготовил для вас несколько заданий. Вот первое из них:
3. Постановка проблемы урока.
·
- Послушайте, какую историю рассказал мне Снеговик. Она произошла с его друзьями – Димой и Колей.
«Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».
Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.
- Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».
- Почему так получилось? Какая проблема произошла с мальчиком?
- Какое правило не знал автор записки?
- Как правильно записать это слово?
с мчом – мяч – с мячом
- Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?
(Правописание безударной гласной в корне слова.)
- Какую цель мы поставим перед собой?
(учиться писать слова с безударной гласной в корне слова)

Проверка индивидуальной работы. (второе задание Снеговика)
- Какая ещё орфограмма встретилась в этом слове?
Парные звонкие и глухие
- Подбери и запиши однокоренные слова (1 чел. у доски)?
Морозный, заморозки
Третье задание:
- Разбери их по составу (по вариантам). - взаимопроверка
4. Словарно - орфографическая работа.
- С каким временем года вы ассоциируете эти слова? (Зима)
- Какие слова вам ещё приходят на ум, когда слышим слово «Зима»?
Дифференциация слов с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне.
(Холод, мороз, снежинки, каток, метель, декабрь, снеговик, коньки, салазки, валенки, гора, хоккей). (заранее раздать детям слова)

Давайте запишем эти слова в два столбика. В первый столбик слова с непроверяемой безударной гласной, а во второй с безударной гласной, которую можно проверить. Это и будет четвёртым заданием нашего Снеговика.
- В каких словах встретился безударный гласный в корне написание которого проверить нельзя?
- Как же написать правильно слово, если его нельзя проверить? (запомнить его написание)
- В какой части слова находится орфограмма?
В корне
- Выделите корень.
- Что можно сказать про безударные гласные в других словах?

Какие правила вы знаете?
- Назовите слова, в которых букв больше чем звуков (метель, декабрь, коньки, хоккей).
- Почему?

5. Повторение ранее изученного материала.
- Вспомним то, что мы уже знаем по этой теме «Безударная гласная в корне слова».
- Я предлагаю вам ответить на вопросы, посмотрев ещё раз на слова с безударной гласной в корне слова:
Что
Где надо проверять?
Как
Чем

Ответим на первый вопрос:
Что надо проверять? Гласные А, О, И, Е, Я
- Ответим на второй вопрос:
Где надо проверять? В корне слова
- Ответим на третий вопрос:
Как надо проверять? Надо подобрать однокоренное слово с ударным звуком в корне.
- Ответим на четвёртый вопрос:
Чем надо проверять? Проверяем ударением

6. Работа над темой урока
Пятое задание Снеговика.
- Прочитайте выразительно стихотворение (записанное на доске) и найдите слова с безударной гласной в корне слова. Выпишите их, продолжая столбики.
Ой, ты, зимушка-зима,
Все дорожки замела,
Все поля снежком покрыла,
Все овражки завалила,
Льдом одела озеро,
Речку заморозила.

Проверка задания.
- Какие слова являются словарными? (дорожки, овражки, заморозила)
- Какие слова можно проверить? (зима, замела, поля, снежком, завалила, озеро)

А теперь, давайте составим алгоритм проверки безударной гласной, которым будем пользоваться в дальнейшем.
- Итак, вот слово ЗИМА
- Что сделаем первым. (Прочитаем слово)
- Затем поставим ударение.
- Выделим корень
- Определим безударную гласную.
- Подбираем проверочное слово.
АЛГОРИТМ

· Прочитай слово.

· Поставь ударение.

· Выдели корень.

· Определи безударную гласную.

· Подбери проверочное слово.

Какие ещё орфограммы встретились в этом стихотворении? (парная согласная, чк)

7. Работа по учебнику. Это шестое задание Снеговика.
- Используя алгоритм, выполните упражнение № 263 в учебнике на стр. 112.
Выб_гать, бл_стеть, сп_шить, пос_дить, закр_чать, засв_стеть, уд_вить, забл_стеть, дот_щить, просл_дить, зал_вать.
- Молодцы! Молодцы, ребята. С этим заданием вы тоже справились. И мы продолжаем наше путешествие.
8. Физкультминутка.
- Что-то снеговик устал. Да и мы немного приустали. Давайте дружно сделаем физкультминутку.
Представьте, что в нашем классе пошёл снег.
Встаньте, улыбнитесь друг другу, воображаемому снегу, протяните руки, ощутите на ладонях пушинки-снежинки, покружитесь.
Представьте, что из снега, который нападал в нашем классе, мы начали лепить снежки. Давайте, покидаем друг в друга снежки.
А сейчас вы превратились в снеговиков. Покажите, какие вы красивые, довольные.

9. Работа с текстом и карточками-снежинками.
А снежинки – то были не простые
На доске снежинки-буквы О, А, Е, И, Я.
Почему к нам в гости прилетели снежинки с этими гласными буквами?
(Потому что в написании этих гласных букв мы чаще всего допускаем ошибки. Эти гласные бывают безударными).

Вставьте в словах пропущенные буквы (устно, вставляя буквы – «снежинки»)
Прочитайте предложения по порядку.
Что получилось? (Текст, рассказ, т.к. предложения связаны по смыслу.)
Озаглавьте текст. (Птицы зимой.)
Напишите и подчеркните главные члены предложения.

1. Наступили сильные м_розы.
6. Г_лодные птицы быстро склевали корм.
3. Птицы з_мой г_лодают.
4. Дети устроили для птиц к_рмушки.
5. Дев_чки насыпали пш_на.
2. Снег зав_лил с_довые д_рожки.

Назовите главные члены предложения.

10. - Последнее задание Снеговика потребует от вас не только знание алгоритма но и внимания.
- Возьмите свои карточки. На карточках три тестовые задания. Вам необходимо из четырех представленных ответов, найти правильный. Желаю удачи!

Тест.1.Допиши правило.Чтобы проверить безударный гласный, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный________________________2.Выбери из скобок и вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.Стлы (а, о) - ______________________Джди (о, а) -_______________________Змля (е, и) -_______________________Плта (и, е) -________________________Стна (е, и) -________________________3. Найди и исправь ошибки там, где они есть.Сенева, вода, драва, бежать, трова.
Проверка по слайду.
- Подымите руку, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы. Если у вас есть ошибки, исправьте и не переживайте. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Вы научитесь.

12. Подведение итогов.
- Давайте вспомним, чем же мы занимались на уроке. Над какой орфограммой мы работали сегодня на уроке? (Учились писать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.)
Вернёмся к нашим вопросам, которые ставили в начале урока.
- Кто хочет задать первый вопрос? Второй? Третий? Четвёртый?
- Кто хочет ответить? правило на стр.101.

Так какова же тема нашего урока? ("СЛОВА С ПРОВЕРЯЕМЫМИ И НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ")

13. Рефлексия.
Самооценка собственного эмоционального состояния на уроке.
1. Я все понял, но у меня остались вопросы
2. Я все понял, могу работать по алгоритму
3. Я все понял, могу работать по алгоритму, могу объяснить другому
Приближение, какого праздника мы ждём с нетерпением? (Новый год)
Что является главным украшением праздника? (Ёлка)
Давайте украсим нашу ёлку гирляндой, но она будет необычная, состоящая из наших улыбок. Так давайте же все вместе зажжём нашу гирлянду.

14. Д/З т. к. наш урок сегодня был необычным, д/з тоже будет необычным. Дома напишите письмо деду Морозу. И вы на следующем уроке эти письма проверите и отправите с помощью нашего друга снеговика.

ЦЕЛИ:

  • Формирование орфографического навыка беспроверочного написания слов на основе этимологического анализа слов.
  • Продолжить работу по формированию умения осознанно находить орфограмму, определять её тип.
  • Способствовать развитию речи учащихся, активизации и обогащению их словарного запаса.
  • Содействовать развитию интереса к русскому языку, познавательных и творческих способностей детей.
  • Воспитание уважения к русскому языку, стремления совершенствовать свою речь.

ОБОРУДОВАНИЕ. м/м проектор, таблица «Зимующие птицы», презентация , «Этимологический словарь», словари, слова-опоры.

Ход урока

1. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

–Назовите первую букву русского алфавита. Буква А.

– Как называлась эта буква в старину? Аз. (Показ буквы).

– Выпишите слова. (Карточка 1. В_ренье, д_машний, гл_зной, тр_винка, с_сновый, хл_пушка, с_довник, д_ждливый, п_левая, тр_пинка, кл_довая. ) с безударной гласной А в корне, запишите проверочное слово. (Пишут в тетрадь)

* Проверка.

– Как называются орфограммы, которые можно проверить? Безударные гласные в корне. ПРОВЕРЯЕМЫЕ (На доске).

– Над какими проверяемыми орфограммами мы с вами работали на уроках русского языка? Безударные гласные, парные звонкие и глухие согласные, непроизносимые согласные.

Как проверить эти орфограммы?

Подобрать родственное слово, чтоб орфограмма слышалась чётко. Безударные гласные – ставим под ударение. Парные звонкие и глухие согласные – ставим перед гласными или перед звонкими согласными.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа в парах.

–Прочитайте текст. (Карточка 2.)

Ф_ враль (__) – самый последний и трудный мес__ц (_____). Хол_дно(_____________) и гол_дно(____________) п_рнатым (______) друзьям. На ветках д_ревьев () жмутся в_робьи (__________). В_рхушку(__________) маленькой ёлочки уселась с_рока (________). Сн_гири(_________) и с_ницы(_________) подл_тели к р_бинке(_________). Трудно Зв_рям (_________) и птицам добывать корм.

Беседа о птицах.

– Почему зверям и птицам голодно в феврале?

Зимняя пора – трудное время для пернатых. К февралю уже выпало много снега. Он превратился в наст (корку). Из-под снега корма не достать. К февралю уже закончились запасы у зверей, съедены семена деревьев. Очень трудно приходится птицам. Много их гибнет от бескормицы. Птицы перемещаются ближе к жилью человека.

Как мы можем помочь нашим зимующим птицам?

(Показать кормушки) Можно развесить кормушки, подкармливать птиц. Подойдут для кормушки и пакеты из-под молока, и пластиковые бутылки. Птицы питаются: воробьи – крошками хлеба, крупой, различными семенами. Синицы – кусочками несолёного сала, мясом, творогом. Щеглы – семенами репейника, подсолнечника. Снегири – плодами рябины, калины, клёна, липы. Свиристели – плодами рябины, калины, бузины, шиповника.

В благодарность летом птицы будут уничтожать вредных насекомых в наших скверах и парках.

– Каких зимующих птиц вы знаете? (На доске таблица «Зимующие птицы»).

– Вернёмся к тексту. Задание. Вставить пропущенные орфограммы, записать проверочные слова. (Работают на листочках в парах).

– Какие орфограммы пропущены? БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ корня (На доске)

– Назовите слова, которые проверили.

– Все орфограммы вы смогли проверить?

– Написание, каких слов вы затрудняетесь проверить? ф_враль, мес_ц, в_робьи, с_рока, с_ницы, р_бинке, сн_гири. (На доске)

– Как называются орфограммы, которые не проверяются? НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ (На доске.)

3. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.

– Как называется тема нашего урока? Непроверяемые безударные гласные

– Какое новое знание должны узнать? Как правильно написать непроверяемую безударную гласную.

Как же всё-таки правильно выбрать букву в словах с непроверяемыми безударными гласными?

ПОСМОТРЕТЬ В СЛОВАРЕ (На доске)

4. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

–Правильно, существуют орфографические словари. В них мы можем справиться о правописании слов, но словари не всегда бывают под рукой.

– Что делать? ЗАПОМНИТЬ (На доске).

– Слов с непроверяемой орфограммой много.Как быть? Может быть, написание этих слов поможет запомнить знания об их происхождении . (На доске).

– Как образовались эти слова? Где мы можем найти информацию об этом? В словаре. (На доске)

Существуют этимологические словари, из которых можно узнать о происхождении слов?

– Посмотрим, что говорит этимологический словарь? Показать словарь.

(Слайды 1-10)

– Вставим орфограммы в словах в тексте. фЕвраль, мес_Яц, вОробьи, сОрока, сИницы, рЯбинке, снЕгири.

– Помогли ли сведения из словарной статьи объяснить написания этих слов? А запомнить? Как называются эти слова? СЛОВАРНЫЕ СЛОВА (На доске).

– Что делать, чтоб правильно выбрать непроверяемую безударную гласную?

Что поможет запомнить? Знания о происхождении слов.

5. ФИЗКУЛЬМИНУТКА.

(упражнения для глаз)

6. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ

УПРАЖНЕНИЯ.

– Используя сведения презентации, выполним с комментированием упр. № 12,стр.27 учебника. (Выполняют в тетрадях)

– А теперь попробуем сами объяснить названия некоторых птиц. Многие птицы, как мы уже знаем, названы по звуку, который они издают. В данном списке такая птица одна. Найдите её и объясните названия других. Предположите, почему они так названы?

Работа в группах

– Вставьте пропущенные орфограммы. Карточка 3. (Слайд 11). 1 группаК_дровка, зяблик, св_ристель. 2группа С_л_вей, тр_согузка, щ_гол. 3 группапоп_лзень, куропатка, к_ростель.

Проверка (Слайды 12-14)

– Для чего нам нужны эти знания о происхождении слов? Правильно написать эти слова.

Работа в группах.

– А теперь карточка № 4. Найдите одинаковые по значению слова. Предположите, что дало этим птицам такие названия? Соедините линиями. (Слайд 15.)

КАРТОЧКА №4 1 группа КАРТОЧКА №4 2 группа КАРТОЧКА №4 3 группа
ДЯТЕЛ
СОЙКА
КАНЮК
ЛАСТОЧКА
ЛЕТАЮЩАЯ
ДОЛБИТЬ
СИЯТЬ
КРИК
СТРИЖ
ГАЛКА
ФИЛИН
ЖУРАВЛЬ
ЧЁРНЫЙ
СТРИЧЬ
КРАН
ПЛАКАТЬ
ВЫПЬ
ЛЕБЕДЬ
ДРОФА
ЦАПЛЯ
БЕЛЫЙ
ДРАПАТЬ
ВОПИТЬ
ЧАПАТЬ

Проверка (Слайды 16-18.)

– Как можно назвать слова из карточки 4? Почему? РОДСТВЕННЫЕ (На доске).

– Эти слова называются этимологически родственные слова. Они имеют один ИСТОРИЧЕСКИЙ КОРЕНЬ. (На доске).

– Что надо сделать, чтобы правильно выбрать непроверяемую гласную в словах? Необходимо посмотреть в словаре или запомнить, как оно пишется.

Что поможет запомнить? ЗНАНИЯ о происхождении слов и ЗНАНИЯ исторического корня.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА. (СУ-ДЖОК – терапия)

– Чтобы запомнить, как пишутся слова с непроверяемыми безударными гласными, существует много разных подсказок. Я даю подсказку: ООА. Запишите слова, записывая гласные в таком порядке. (Пишут в тетради). ВОРОта, сОРОка, кОРОва, вОРОна, пОРОда, дОРОга, сОЛОма, гОРОда

Что вы заметили в этих словах?

– Вот вам ещё одна подсказка. На доске: ОРО, ОЛО

7. ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ

Работа в паре.

Теперь, используя свои знания, восстановите текст стихотворения Зои Александровой «Новая столовая». Вставьте пропущенные орфограммы. Подчеркните слова с непроверяемыми гласными.

Карточка №5

З. Александрова. НОВАЯ СТОЛОВАЯ.
Мы_________________см_стерили,
Мы ________________ открыли.
В____бей, сн_ гирь - с_сед,
Будет вам з_мой _____________.
В гости в первый день________
К нам _____________ прил_тели.
А во вторник, посм_три,
Прил_тели _______________ .
Три ______________ были в среду,
Мы не ждали их к _беду.
А в ч_тверг – со всех кр_ёв –
Стая жадных _________________.
В пятницу в ст_ловой нашей
______________ лакомился кашей.
А в субботу на п_рог
Нал_тело семь_____________.
В ________________ , в _______________
Прил_тел к нам гость в_сенний –
Пут_ шественник - ____________ …
Вот и песенке к_нец.

Дети читают свой вариант. Проверка. (Слайд19).

8. РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

– Назовите тему нашего сегодняшнего урока. Непроверяемые безударные гласные.

Какие новые знания мы с вами открывали? Открывали, как правильно выбрать непроверяемую безударную гласную в слове.

Как правильно выбрать непроверяемую безударную гласную в слове? Необходимо посмотреть в словаре или запомнить , как оно пишется.

Что помогает в выборе непроверяемой безударной гласной? ЗНАНИЯ о происхождении слов и об историческом корне.

Где мы узнаём об этом? В этимологическом словаре.

– Как мы открывали новые знания? Работали в парах и в группах, искали информацию в словаре,

выполняли разные задания, разгадывали ребусы и изографы, открыли подсказку: ОРО, ОЛО.

Как вы думаете, все ли слова с непроверяемыми написаниями мы с вами разобрали?

– Предположите, какие ещё непроверяемые орфограммы могут быть в русском языке? Парные согласные, непроизносимые согласные.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

По выбору.

  1. Стр. 25, №7. Задание к тексту.
  2. Составить изограф или ребус с любым, словом из словаря.
  3. Найти информацию в словаре о любом слове с непроверяемым гласным.