Технологическая карта нод по экологии старшая группа. Технологическая карта занятия реализующего фгос ноо "планета земля в опасности" (по экологии)

средней группы.

15число 01месяц 2013 год

Образовательные области : Познание

Раздел: Основы эколотии

Тема: : «Кто где живет»

Цель: 1)Продолжать знакомить детей о среде обитания, характерных особенностях, способах передвижения разных животных. Учить сравнивать, сопоставлять, дать представления о том, что животным для жизни нужны еда, вода, воздух, тепло.2)Развивать познавательные способности. 3)Воспитывать любовь к животному миру.

Билингвальный компонент: Животные-жануар; лес-орман; нора-ін; дупло-кеуек; домашние животные-үй жануары; сарай-қора; конюшня-ат қора.

Материалы: письмо, плакат с изображением диких и домашних животных, мяч.

Этапы деятельности.

Действие воспитателя

Действия детей.

Мативоционно- побудительный

Сюрпризный момент

Заношу в группу письмо, и зачитываю письмо от Незнайки.

Предлагаю детям исполнить проcьбу Незнайки и познакомить с животными и о их среде обитания.

Детям интересно.

Дети соглашаются с воспитателем

Организационно- поисковый

Загадываю загадки

Я вам загадаю загадки, а вы отгадайте, кто это.

Всех зверей она хитрей, шубка рыжая на ней.(Лиса)

Серовата, зубовато, по полю рыщет, телят ягнят ищет. (Волк)

Кто в берлогу спать ложится, волк, медведь или лисица? (Медведь)

Дети стараются правильно дать ответ на загадку

Вопросы детям про животных

Молодцы, ребята, правильно отгадали. А кто скажет, как можно назвать всех одним словом?

Как правильно можно назвать этих животных?

Где живут дикие животные?.

Ребята внимательно посмотрите и скажите похожи ли между собой животные.

Правильно, ребята. А как вы думаете, у диких животных есть в лесу дома, где они живут?

Животные

Дикие,домашние

Дикие животные живут в лесу

Дети внимательно слушая говорят чем похожи животные(у них есть лапы, хвост, шерсть, морда, глаза, уши.)

Дети отвечают и называют, кто где живет.

Словарная работа

Дети стараются запомнить новые слова. Животные-жануар; лес-орман; нора-ін; дупло-кеуек.

Поиграем (физминутка)

Давайте поиграем. Представьте, что вы не дети а дикие животные. Придумайте, кто каким животным хочет быть. Я дотронусь волшебной палочкой и каждый из вас превратится в дикое животное. А я постараюсь отгадать в какое животное вы превратились.

А сейчас дотронусь волшебной палочкой и вы превратитесь опять в детей.

Дети играя в игру стараются точно изобразить животное.

Загадываю загадки про Домашних животных

Голодна – мычит,

сыта – жует,

маленьким ребяткам

Молочка даёт. (Корова)

Кто я – догадайтесь сами.

Я везу зимою сани,

что легко скользят по снегу,

летом я везу телегу. (лошадь)

Кто в курятнике живет,

яйца свежие несёт. (Курица)

Дети внимательно слушая воспитателя дают правильный ответ на загадку.

Вопросы про Домашних животных

Скажите пожалуйста, про каких животных были загадки?

О каких ещё домашних животных вы знаете?

А почему их называют домашними?

Какие у них домики?

Про домашних животных.

Дети перечисляют домашних животных.

Потомучто они живут рядом с людьми.

Сараи, коровники, свинарники, конюшни.

Словарная работа

Повторяют слова. Домашние животные-үй жануары; сарай-қора; конюшня-ат қора.

Игра «Кто что делает»

Я брошу мячик и назову животного, а вы ловите мячик и говорите что делает это животное?

– Корова.

– Кошка.

– Лошадь.

– Собака.

Скажите, а можно таких домашних животных держать в городе у себя дома?

Почему нет?

А каких же домашних животных можно держать дома?

Скажите ребята, а кто ухаживает за дикими животными в лесу?

А кто ухаживает за домашними животными?

Корова дает молоко и ест траву.

Кошка лакает молоко и ловит мышей.

Лошадь возит телегу.

Собака охраняет дом.

Ответ детей

Дети отвечают каких животных можно держать дома.

Сами ухаживают за собой.

Люди ухаживают за домашними животными

Рефлексивно- корригирующий

О ком мы сегодня на занятии беседовали?

Ребята вам понравилось сегодня на занятии?

А что именно вам понравилось?

Запомните ребята, надо беречь животных и природу, потому что они взаимосвязаны.

Теперь нам остается написать письмо Незнайке о сегодняшнем занятии, чтобы он мог побольше узнать о животных

Ответы детей на вопросы воспитателя.

Ожидаемый результат:

Знать: о среде обитания, характерных особенностях, способах передвижения разных животных.

Что животным для жизни нужны еда, вода, воздух, тепло

Иметь: представления о жизни растений и животных, о взаимосвязи между поведением людей в природе и состоянием окружающей среды

Уметь: сравнивать, сопоставлять,.

Отвечать на воспросы воспитателя полным предложением

Технологическая карта организованной учебной деятельности для

средней группы.

29число 01месяц 2013 год

Образовательные области : Социум

Раздел: Основы эколотии

Тема: : «Идет зима аукает» (экскурсия в природу)

Цель :

  1. Продолжать учить детей замечать простейшие изменения в природе, погоде, в растительном мире, одежде людей.
  2. Устанавливать причинно следственный связи.

3. Воспитывать желание задавать вопросы причинно-следственного характера, проявлять интерес к окружающей природе

Билингвальный компонент: морозная-аязды; ветренная-желді; холодная-суықты; лед-мұз; тает-ериді; похолодало-суықтады, природа-табиғат.

Этапы деятельности.

Действие воспитателя

Действия детей.

Мативоционно- побудительный

Сюрпризный момент

Ребята нам пришло письмо, давайте мы с вами прочитаем что там написано

В письме приглашение совершить путешествие в страну природы.

Ребята пойдем в путешествие в страну природы?

Проявляют интерес.

Осознают значимость путешествия – узнать что-то новое

Ребята соглашаются с воспитателем.

Организационно- поисковый

1.Экскурсия на природу

а) Предлагаю детям отправится на природу

Ребята какое сейчас время года?

Сколько месяцев во времени года зима?

Назовите первый месяц?

Второй месяц?

Последнии месяц времени года зима?

Назовите признаки зимы?

Какая погода сегодня?

А почему люди начали одеватся теплее?

А что происходит с растениями зимой?

Чем покрылась земля и деревья?

Какого цвета у нас снег?

Назовите качества снега?

Ребята скажите мне что бы случилось, если потеплело?

А после если резко похолодает что будет с землей?

А почему он покроется льдом?

Дети соглашаются.

Сейчас время года зима.

Зимой три месяца.

Первый месяц зимы декабрь.

Второй месяц январь.

Последнии месяц зимы февраль.

Дети называют признаки зимы.

Погода холодная, ветренная.

Потому что на улице холодно.

Растения на зиму засыпают.

Земля и деревья покрылись снегом.

Снег белого цвета.

Снег холодный, рыхлый, белый, и т.д.

Снег бы растаял.

Земля покроется льдом.

Дети высказывают свое мнения

б) П/игра «У медведя во бору»

Дети играя в игру, соблюдают правила игры, повторяют слова за воспитателем.

Словарная работа

Дети повторяют слова за воспитателем; морозная-аязды; ветренная-желді; холодная-суықты; лед-мұз; тает-ериді; похолодало-суықтады; природа-табиғат.

2. Игра Да-нет

Зимой цветы растут?

А зимой грибы растут?

Тучки солнце закрывают?

Холодный ветер прилетает?

Зимой туманы плывут?

Ну а птицы гнезда вьют?

Часто-часто льют дожди?

Достаем мы сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же нужно делать?

Куртки, шапки надевать?

Дети играя в игру стараются правильно ответить на вопрос.

Д\Игра «Что относится к природе?»

Дети внимательно слушая воспитателя угадывают что относится к природе,а что сделано руками человека.

Итог занятия

*У кого мы были в гостях?

*Что запомнили?

*Как надо вести в природе, чтобы никому не навредить?

Отвечают на вопросы

Делятся впечатлениями

Рефлексивно- корригирующий

Ожидаемый результат:

Знать: и замечать простейшие изменения в природе, погоде, в растительном мире, одежде людей.

И называть признаки зимы

Иметь: представления о времени года зима.

Уметь:

Предварительный просмотр:

Технологическая карта организованной учебной деятельности

для средней группы.

число месяц 20

Образовательные области : Познание

Раздел : Основы экологии

Тема: "Экологическая пирамида"

Задачи :

1.Продолжать учить детей устанавливать взаимосвязь между весенним изменением в живой природе, изменениями среди обитателей уголка природы и повышением температуры воздуха.

2. Развивать память, мышления, интерес.

3.Воспитывать детей, способных понять природу, беречь ее, любить.

Билингвальный компонент: Весна-көктем; лес-орман; пустынный-шөлді; свистят-ысқырады; щебечут-безекдейді;рычат-ырылдайды;

Материал: письмо, предметные картинки с изображением живой природы..

Этапы деятельности.

Действие воспитателя

Действия детей.

Мативоционно- побудительный

Сюрпризный момент

Ребята сегодня получила письмо от Медведя, Медведь живёт в лесу и не знает что происходит с растениями и животным миром весной. Тогда он решил написать письмо в детский сад и узнать.

Ребята поможем Медведю и расскажем что же происходит с растениями и животным миром?

Детям интересно

Дети соглашаются с воспитателем.

Организационно- поисковый

Тема урока

Ребята сегодня мы с вами будем буседовать о живой природе весной и составим экологическую пирамиду..

Беседа:
« Уж тает снег, бегут ручьи
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало.
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала»

О чем написано, ребята, это прекрасное стихотворение русского поэта Алексея Николаевича Плещеева?

Правильно, о весне. Оно так и называется – «Весна».

А до нас весна дошла?

Какой сейчас идет месяц?

И какие признаки весны мы с вами наблюдаем?

Да, действительно, все эти явления природы происходят весной. Некоторые из них мы наблюдаем на прогулке. А в группе у нас есть уголок природы, наблюдая и работая в котором мы убеждаемся, что наши растения и животные тоже радуются весне, чувствуют ее приход.

Что мы заметили?

Действительно, усилился рост растений, появилось много новых ростков, некоторые зацвели.

Но вот у нас все зелено, а на улице нет. Почему?

Да, самое главное – на улице не хватает сейчас тепла. А как мы ухаживаем за растениями и птицами в уголке природы?

А если мы перестанем это делать? Что произойдет?

Все, что живет в уголке природы, зависит от нас. Растение не может само себя поить. Мы взяли их к себе и обязаны заботиться о них, должны нести за них ответственность. А в природе дождь, солнце ветер сами поят и кормят растения и животных. Сама природа ухаживает за своими «детьми» - животными и растениями и дает им свет, тепло, воду.
Послушайте загадку: « Весной веселит, летом – холодит,
Осенью питает, зимой согревает»
Что это?

А почему вы так решили?

А теперь давайте заглянем с вами в лес. На первый взгляд он кажется пустынным, одни деревья. На самом деле, если хорошенько присмотреться, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов. Они чирикают, щебечут, свистят, пищат, рычат. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело. И мы сейчас представим этот дом в виде высокой пирамиды, построим ее.

Но перед тем как построить пирамиду.Давайте мы с вами чуть разменемся.

Внимательно слушают стих.

О весне.

Дошла. Апрель месяц.

Снег потемнел, тает, стал рыхлым, мокрым. День становится длиннее, а ночь короче. Солнце греет теплее. Небо чаще бывает синем, кучевые облака. На реках начался ледоход. Деревья просыпаются, набухают почки. –

Растения лучше растут.

Не хватает солнца, воды, тепла.

Поливаем, рыхлим, рассаживаем, моем, кормим.

Все завянет и погибнет.

Внимательно слушают.

Лес.

В лесу весной радостно, летом – прохладно, осенью лес кормит своих жителей семенами и плодами, зимой дровами (лесом) топят печки.

Дети внимательно слушая воспитателя, стараются не перебивать.

Физкультминутка – игра « Прилетели птицы».

- Послушайте-ка правила игры. Я называю птиц и насекомых. Если назову птицу, то вы должны будете помахать руками, изображая птицу; если насекомых, то присесть и положить голову набок, показав, что насекомые зимой отдыхают.

Дети внимательно слушая воспитателя,если воспитатель называет птицу, то дети изображают птицу махая руками, изображая птицу; если называют насекомых, то приседают и ложат голову набок, показав, что насекомые зимой отдыхают.

Д/игра «Повтори правильно»

Дети стараются правильно повторить слова за воспитателем на казахском и русском языке: Весна-көктем; лес-орман; пустынный-шөлді; свистят-ысқырады; щебечут-безекдейді;

Рычат-ырылдайды;

Экологическая пирамида:

Ребята, как вы думаете, без чего не может существовать все живое?

А что нам дает тепло, свет?

Да, солнце – основа жизни. Что еще необходимо для роста и жизни растений, животных?

Да, нужна почва и вода, т.е. почва с влагой И тогда вырастет растительный мир.

Но растениям трудно размножаться, растения некому опылять и невесело в лесу без…

Да, заселим лес насекомыми, которые питаются нектаром растений и опыляют их. И вдруг в лесу кто-то запел, защелкал, зачирикал.

Кто же это?

Правильно, птицы. Заселим лес птицами Вот мы и составили с вами пирамиду жизни, многоэтажный огромный дом, в котором все этажи заселяли по очереди. И нельзя из этого дома никого выселить. Проверим это? Убираем солнце– рушим пирамиду. Катастрофы делать не будем. В природе все взаимосвязано, одно без другого жить не может. Наша пирамида будет молчать, ничего не подскажет. А вы подумайте и скажите, что будет, если убрать верхний этаж – птиц?

А если убрать насекомых?

А если убрать растения?

Хотим мы этого?

Поставим пирамиду жизни. И никогда ничего не будем разрушать в ней, ведь одно без другого в природе существовать не может. И постараемся всегда защищать и беречь все, что создано природой.

Тепло, свет.

Солнце.

Вода, почва.

Насекомых.

Птицы.

Много разведется насекомых, которые съедят растения.

Некому будет опылять растения.

Останется голая земля, которая без растений тоже погибнет.

Нет.

Д/игра «Цепочка.»

В руках у меня предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

Дети внимательно слушают правила игры и страются правильно назвать признаки данного обьекта.

Итог занятия

Сегодня кто нам прислал письмо?

О чем просит нас медведь?

О каком времени года мы сегодня с вами беседовали?

Какие признаки весны вы знаете?

Что сегодня мы с вами состовляли?

А что нового мы с вами узнали от этой пирамиды?

Вам сегодня понравилось на занятии и что именно вам понравилось?

Медведь

Рассказать что происходит с растениями и животным миром весной.

О времени года весна.

Дети рассказывают о признаках весны.

Экологическую пирамиду.

Одно без другого в природе существовать не может

Дети высказывают свое мнения.

Рефлексивно- корригирующий

Хвалю и благодарю детей за очень интересный урок

Ожидаемый результат:

Знать:

  • и называть признаки весны.

Иметь:

Уметь:

Число _______месяц 20__

Образовательные области : Познание

Раздел : Э кология

Тема: «Концерт на болоте»

Цель: Дать детям представления о некоторых земноводных (лягушка), пресмыкающихся (ящерица), об особенностях их внешнего вида, поведении, среде обитания, звуках, которые они издают.

Билингвальный компонент: животное-жануар; пресмыкающее - бауырымен жорғалаушылар

қолтырауын

Материал: Письмо, Картина с пресмыкающими и земноводными животными.

Этапы деятельности.

Действие воспитателя

Действия детей.

Мативоционно- побудительный

Сюрпризный момент

Ребята сегодня я получила конверт. Давайте посмотрим что там?

Открываю конверт и достаю с конверта картины и письмо.

Ребята нам прислали письмо и картинки. А все это прислал нам Незнайка. Знайка прислал ему картины чтобы он ответил на вопросы, и сказать что это. Но проблема в том что Незнайка незнает кто это такие.

Ребята Незнайка просит нас помочь ему справится с этим заданием.

Ребята поможем Незнаке?

Детям интересно

Дети рассказывают что такое растения.

Дети слушая воспитателя и соглашаются помочь Незнайке.

Организационно- поисковый

Тема урока

- Ребята сегодня мы поговорим о пресмыкающих и земноводных.

Дети внимательно слушают воспитателя

Вопросы

Ребята, что бы узнать кто изображен на картине мы должны угадать загадки

Вы любите отгадывать загадки? Тогда отгадайте такую загадку.

Животные не водные

И не совсем земные

Прекрасно плавают в воде

Но сухопутные вполне

Как вы думаете, о ком эта загадка? Давайте, попробуем разобраться вместе.

  1. Кто такие земноводные?

Отгадай такие загадки:

У болотной мягкой кочки,

Под зелененьким листочкам

Притаилась попрыгушка-

Пучеглазая …

Конечно, это лягушка, о которой мы с вами сегодня и поговорим.

А вот в природе, как встречают лягушку, немногим хочется ее погладить, потому что у нее голая, скользкая и холодная кожа, и нередко ее считают противным, неприятным, безобразным существом. Но это мнение ошибочное. На самом деле- это самое безобидное, полезное и необходимое в природе существо. -Почему?

Правильно. Лягушку относят к классу земноводных. В народе лягушку называют квакушкой и делают ее доброй героиней многих сказок.

Как это животное можно назвать одним словом?

Что означает слово земноводные?

Из каких двух слов оно состоит?

Почему они так называются?.

Земноводные пьют воду не так как мы, они всасывают ее через кожу. Вот почему это животное необходима сырость или близость водоема. Лягушек можно встретить летом во многих местах, потому что они бывают разные. Жить могут в болоте, в озере, в реке и в траве. Отсюда и произошли их названия. В болоте живет болотная лягушка,

А в озере- какая?

В траве?

В реке?

От цвета окружающей среды зависит и цвет лягушки. Если лягушка живет в траве, на земле ее окраска бурая- под цвет земли, а вот в воде лягушки – зеленого цвета, под цвет водорослей, листьев кувшинок и других растений.Такая окраска делает ее незаметной от хищников, которые могут лягушку съесть.

Земноводных также часто называют «амфибии».

  1. Кто такие пресмыкающиеся?

Я хочу загадать тебе ещё несколько загадок.

Он на экваторе живет.

И у него огромный рот.

Он солнце в сказке проглотил.

Кто? Догадался? – ……..

Шелестя, шурша травой,

Проползает шнур живой,

На земле клубком свернется.

Угадали, как зовётся?

Бегает среди камней,

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но - ах! –

Удрала, а хвост в руках.

Очень медленно идет,

Дом она с собой несет.

Испугается чего-то,

В панцирь с головой уйдет

А как этих животных можно назвать одним словом?

Своё название пресмыкающиеся получили за то, что передвигаются они пресмыкаясь (ползая) по земле. Обычно у них четыре лапы, но они лишь помогают передвижению тела, как подвижные рычаги, т.к. расположены по бокам туловища, а не под ним. Слово «рептилия» в переводе с греческого языка означает «ползать на брюхе».

У всех рептилий жесткая, сухая кожа, покрытая роговыми чешуями или пластинами. Черепахи, например, покрыты костным панцирем. А голова и спина крокодилов покрыты твердыми костными пластинами.

Размножаются рептилии откладывая яйца. Обычно они делают это в укромных местах, под камнями, под бревнами или в пустых пнях. Но у некоторых пресмыкающихся детёныши вылупляются из яйца в теле матери, и рождаются уже живыми.

Дети стараются правильно дать ответ на загадку.

Это лягушка

Потому что лягушка поедает наших вредителей: мух, комаров, тлю. Лягушки могут жить и в воде и на земле.

Это земноводное животное.

Земля и вода.

Земноводные – это такие животные, которые одну часть своей жизни проводят в воде, а другую – на суше

Озерная

Травяная

Речная.

Дети внимательно слушают воспитателя.

Крокодил

Змея

Ящерица

Черепаха

Эти животные пресмыкающие.

Дети внимательно слушают воспитателя и стараются не перебивать.

Физминутка:

Видим – скачут по опушке

Две зелёные лягушки

Прыг-скок, прыг-скок

Прыгать с пятки на носок

На болоте две подружки

Две зелёные лягушки

Утром рано умывались

Полотенцем растирались

Ножками топали

Ручками хлопали

Вправо наклонялись

Влево наклонялись

Вот здоровья в чём секрет

Всем друзьям – физкультпривет!

Повороты в стороны

Переступание с носка на пятку

Руки на поясе, полуприседания вправо-влево

Выполнять движения в соответствии с текстом

Ходьба на месте

Д/игра «Повтори правильно»

Дети стараются правильно повторить слова за воспитателем на казахском и русском языке: животное-жануар; пресмыкающее - бауырымен жорғалаушылар земноводное - қос мекенділер

Ящерица-кесіртке; черепаха-тасбақа; лягушка-бақа; змея-жылан; крокодил- қолтырауын

Д/игра

«Какого животного не стало?»

Дети стараются правильно угадать какого не стало назвать и животное.

Итог занятия

О ком мы сегодня говорили?

Расскажи, почему земноводные называются земноводными?

А пресмыкающиеся?

А как они называются по-другому?

Перечисли пресмыкающихся

А теперь назови земноводных

О пресмыкающихся и земноводных

Дети внимательно слушая воспитателя, отвечают полным предложением.

Крокодил, змея, черепаха, ящерица

Лягушка

Рефлексивно- корригирующий

Хвалю и благодарю детей за очень интересный урок

Ожидаемый результат:

Знать:

  • и называть пресмыкающих и земноводных животных.

Иметь:

  • представление о значение новых слов

Уметь:

  • отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.

Технологическая карта организованной учебной деятельности для средней группы.

Число _______месяц 20__

Образовательные области :Познание

Раздел : Экология

Тема: Насекомые

Цель: Расширить представление детей о жизни насекомых;

Задачи:

1.Формировать умения называть характерные особенности внешнего вида;

2.Развивать познавательный интерес к окружающей живой среде;

3.Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

Билингвальный компонент: насекомое-жәндік; стрекоза-инелік; бабочка-көбелек; муравей-құмырсқа; кузнечик-шегіртке; гусеница- жұлдызқұрт ;божья коровка- кызыл қоныз.

Материал: Письмо; изображения насекомых.

Этапы деятельности.

Действие воспитателя

Действия детей.

Мативоционно- побудительный

Сюрпризный момент

Ребята сегодня получила письмо от Лесовика. Лесовик в письме пишет что он недавно получил письмо, а в письме писали:

«Помогите! Помогите!

Нас заколдовала злая фея и мы теперь в опасности.

Чтобы нас спасти, надо отгадать загадки.

(подпись) Насекомые.»

И вот Лесовик просит у нас помощи т.к. он сам не может отгадать загадки.

Ребята поможем Лесовику?

Как мы ему поможем?

Детям интересно

Внимательно слушают воспитателя.

Дети слушая воспитателя соглашаются помочь Лесовику.

Отгадаем загадки.

Организационно- поисковый

Тема урока

- Ребята сегодня мы поговорим о насекомых.

Дети внимательно слушают воспитателя

Вопросы

. У нас четыре крыла.

Тело тонкое, словно стрела,

И большие, большие глаза,

Называют её ……

2. Погляди на молодцов,

Веселы и бойки.

Волокут со всех сторон

Материал для стройки,

Вот один споткнулся вдруг

Под тяжелой ношей,

И спешит на помощь друг

Тут народ хороший!

Без работы, хоть убей,

Жить не может….

3. Этот маленький скрипач,

Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион,

Ловко прыгать может он.

4. Всех жуков она милей,

Спинка алая у ней,

На спине кружочки,

Черненькие точки.

5.Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла,

Сама похожа на цветок,

Пьёт коготком душистый сок.

- Вот, сколько маленьких жителей полянки вы расколдовали.

- Какие вы молодцы!

- А как можно их всех назвать одним словом?

- Ребята, а для чего нужны насекомые?

- А вот знаете, что с некоторыми насекомыми происходят чудеса. А чудеса проявляются в том, что мухи, бабочки, жуки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми.

Вот, например, бабочка.

- Она отложила яйца, часть яиц склюют птицы или унесут муравьи, но некоторая часть останется. Из оставшихся яиц вылупляются гусеницы. Пройдет время и превратятся гусеницы в куколок.

А из куколки появится бабочка. Зашевелится куколка, лопнет у нее на спинке шкурка, появятся крылышки, а потом и вся бабочка.

Вот так, ребята, появляется бабочка!

- Посмотрите, какие у бабочки красивые крылышки – разноцветные. А еще у бабочки есть усики, голова, брюшко, лапки.

У всех насекомых есть голова, брюшко, усики, 6 лапок.

-Это стрекоза

-Муравей

-Кузнечик

-Божья коровка

-Бабочка

-Насекомые.

-Служат кормом для птиц, опыляют растения.

Дети внимательно слушая воспитателя стараются не перебивать.

Дети расматривают картину бабочки.

Физкультминутка «Зайцы»

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Дети делают движения в соответствии с текстом.

Д/игра «Повтори правильно»

Дети стараются правильно повторить слова за воспитателем на казахском и русском языке: насекомое-жәндік; стрекоза-инелік; бабочка-көбелек; муравей-құмырсқа; кузнечик-шегіртке; гусеница- жұлдызқұрт ;божья коровка- кызыл қоныз.

Дидактическая игра «Кого не стало?»

Вот наши насекомые, вы закрываете глаза, а я убираю одного из них. А вы должны мне сказать кого же я убрала, кого не стало?

Ребята стараются играть правильно угадывать какого насекомого не стало.

Итог занятия

- Ребята, а кто мне скажет, каким же жители этой маленькой полянки мы помогли?

- А как можно их назвать одним словом?

А вот вы знаете, что если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут растения, животные, птицы. Они не могут существовать друг без друга. Насекомые – это часть природы. Поэтому нельзя убивать насекомых, а только их беречь, любить и охранять.

Дети перечисляют насекомых.

-Насекомые.

Дети внимательно слушают воспитателя.

Рефлексивно- корригирующий

Хвалю и благодарю детей за очень интересный урок

Ожидаемый результат:

Знать:

  • и называть характерные особенности внешнего вида насекомого;

Иметь:

  • представление о значение новых слов

Уметь:

отвечать на вопросы воспитателя полным предложением


Планируемые результаты
Предметные
Научатся
получат
возможность
научиться
­ определять цепь
и сеть питания,
­ различать звенья
цепи
­
классифицировать
цепи
­ составлять цепи и
сети питания
­ сравнение цепи,
делать выводы и
умозаключения на
основе сравнения
Метапредметные
Личностные
­ развитие мотивации к изучению в
дальнейшем
различных

естественных наук;
­ развитие любознательности и
формирование интереса к изучению
природы методами естественных
наук
­
творческих способностей
­
отношения к природе
развитие интеллектуальных и
ответственного
воспитание

учебника,
­ умение работать с разными
источниками
биологической
информации:
находить

биологическую информацию (в
научно­
тексте
литературе,
популярной

биологических
словарях и
справочниках), анализировать и
оценивать
информацию,
преобразовывать информацию из
одной формы в другую
­
умение видеть проблему,
ставить вопросы,
выдвигать
гипотезы, давать определения
понятиям,
классифицировать,
делать выводы и заключения,
структурировать материал;

Организационная структура урока
(Комбинированный урок)
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечания
Мотивация
Приветствует. Создает для
учеников
проблемную
ситуацию.

Мотивирует обучающихся к
определению темы и к по­
становке познавательной цели
урока.(путём
показа
мультфильма.)

­
предположите
сегодняшнего урока?

тему
Записывает тему урока на
доске.
Мы уже
знакомы с
некоторыми отношениями
встречающимися в живой

предположение
Регулятивные:
Целеполагание;
Планирование
Определяют тему урока
­ пищевые отношения, кто кого ест.
­ растения являются домом;
­ животные распространяют плоды и
семена, опыляют растения;

постановке
­ хорошо, сегодня мы более
подробно поговорим о
пищевых отношениях
­ с какой целью мы займёмся
этой проблемой?
Записывает цель урока на
доске.
Предлагает
проблемный ситуацию
обучающимся
я предлагаю,
вам
­
представить себе, что вы
­ изучить связи организмов и схему
передачи солнечной энергии.
высказывая
Выполняют задание:
предположения,
составляют цепь
(работа в паре с раздаточным
материалом)
Актуализация

Зерно
воробей
насекомое
и вам
учёные­экологи,
необходимо
объяснить

ребятам из детского сада, что
такое пищевая цепь,используя
стихотворение «Хулиганы­
воробьишки»
(раздаточный
материал у вас на столе):

Же

Хулиганы­воробьишки
превосходные
воришки.
Им зерно лишь подавай –
поуменьшат
урожай.
Вот китайцы подсчитали,
сколько зерен потеряли,
И издали свой декрет –
воробьев свести на нет!
Перебили всех подряд, ждут –
каков
результат?
Поначалу, в самом деле,
закрома их пополнели.
А потом пришла беда –
ворота!
отворяйте
Все
урожай
насекомые
сожрали.
Их в таком большом числе
прежде не было нигде.
Оказалось, воробьята не едят
совсем
зерна­то:
Им родители с полей тащат
мошек
червей.

Стало тут властям понятно –
надо птиц вернуть обратно.
И пришлось им воробьев из
чужих
краев.
Если все с плеча рубить,
можно дело загубить.
вести

­ хорошо, а теперь попробуйте
дать определение понятию ­
«Цепь питания»

деятельность
Направляет
обучающихся, связанную с
постановкой проблемы,
и
путём её решения.
­ представьте её как цепочку
чего либо в обычной жизни,
например, цепочку муравьёв
на экологической тропе или
цепочку событий в жизни...
правильно, и передают
­
энергию
Организует
обсуждению материала
работу по
­ цепь питания это последовательность
организмов, которые друг другом
питаются
Вступают в полилог, высказывают
предположения, примеры.

Выявление места и
причины затруднения
Предлагает
проблемный вопрос:
обучающимся,
Осуществляют поиск информации,
необходимой для решения вопроса,
обсуждают её между собой.
­какие звенья входят в
пищевую цепь и что
произойдёт, если одно звено
исчезнет?
­продуценты, консументы, редуценты;
­ возможно появится другое звено,
заменяющее исчезнувшее
Составляют план работы и озвучивают
пункты плана урока работают с
учебником п. 12
Планирование
Обсуждение с учащимися
плана урока (определение
содержания
и
последовательности действий
для достижения поставленной
цели)

­ Что нам необходимо знать,
чтобы достичь поставленной
цели?
Записывает план урока на
доске.

Работают с текстом учебника,
рисунками, раздаточным материалом,
осуществляют поиск информации,
необходимой для решения вопроса
своего варианта. Оформляют ответ в
рабочих тетрадях.
Реализация плана
­ виды цепей питания
­ звенья цепей питания
­сети питания
­распространение энергии
­ Организовывает работу по
и
поиску
обработке
информации.

Стимулирует активное
­
участие всех детей в
поисковой деятельности
Организует индивидуальную
работу с текстом учебника
разделив класс по вариантам.
I.

вариант ­ пользуясь
учебника,
текстом

рисунками,
и
раздаточным
материалом предложите
схему цепи выедания.
Схему
оформить в
рабочей тетради
II.
вариант ­ пользуясь

текстом
учебника,
и
рисунками,

Познавательные:
Формулирование
проблемы, поиск путей
решения;
Информационный
поиск;
Анализ с выявлением
существенных
и
несущественных
признаков, сравнение,
установление
причинно­след­
ственных
обобщение
связей,

Личностные:
Ответственное
отношение к вы­
полнению
учебных
задач;

III.
раздаточным
материалом предложите
схему цепи разложения.
Схему
оформить в
рабочей тетради

вариант ­ пользуясь

взаимопроверку
результатов.

работают по алгоритму или
Познавательные:
Построение речевого
высказывания.
Личностные:
Ответственное
отношение к вы­
полнению
учебных
задач;
Готовность к вос­
научной
приятию
картины
мира,

первое
­
звено
растение(производитель)

Организует повторение и
закрепление
учебного
материала,
установление
связей между новым и ранее
изученным
материалом,
тренировку
навыков
использования нового знания.

Заполняют таблицу в рабочих листах
устанавливая связи между новым и
ранее изученным материалом
Таблица:
питания».
«Характеристика цепей
Цеп
ь
пит
ани
я
Началь
ное
звено
Последо
вательн
ость
звеньев
Роль в
экосис
теме
Приме
ры
цепей
питани
я
Оценивание
Выставляет и комментирует
отметки.
Высказывают оценочные суждения

Рефлексия
Домашнее
задание
Предлагает вспомнить тему и
цели урока, соотнести с
планом урока и оценить меру
своего личного продвижения к
цели и успехи класса в целом.
Определяют степень соответствия
поставленной цели и результатов
деятельности: называют тему и задачи
урока, отмечают наиболее трудные и
наиболее понравившиеся эпизоды
урока.
Регулятивные:
Участие в подведении
итогов урока;
Самооценка.

часть
инвариантную
(соответствует
базовому
уровню) – параграф учебника
стр.87­92

вариативную часть (учащиеся
могут выбирать задания из
предложенных учителем с
индивидуальных
учетом
возможностей)
94­
96(литературная страничка и
вопросы к тексту)
стр.

Елена Перевалова
Технологическая карта занятия по экологии в подготовительной группе «Красная книга России»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15

155040 Ивановская область, г. Тейково, ул. Чапаева, д. 25-а тел 849343-2-29-41

e-mail- [email protected] ИНН 3704003660 КПП 370401001

Конспект занятия (НОД) на тему : «Красная книга России » (животные)

в подготовительной группе

ФИО : Перевалова Елена Николаевна

Цель : Формирование экологической культуры и экологического сознания детей .

Задачи :

Дать представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили множество растений и животных, их уже никогда не увидят люди, они ушли безвозвратно.

Познакомить детей с Красной книгой , её структурой.

Дать детям понятие, что значит охраняемые животные.

Раскрыть причины сокращения численности особей животных.

Развивающая предметно-пространственная среда : Выставка книг о животных , дидактические игры на экологическую тему , стихи о природе, альбомы «Животные наших лесов» , «Животные жарких стран» , «Кто живёт на полюсе» .

Цель применения ИКТ в НОД : Информационно-познавательный материал, демонстрационно-иллюстративный материал для поддержания интереса детей к занятию и удовлетворения их познавательных интересов и мотивации их к деятельности.

Методы и приемы :

Наглядный метод : Использование ИКТ, картинок с изображением животных, выставки книг про животных .

Словесный метод : Рассказ воспитателя о Красной книге , чтение художественной литературы, чтение стихов, беседа, проблемные вопросы к детям, коллективное обсуждение, обсуждение в малых группах .

Практический метод : Творческая работа по созданию книги , вырезывание по контуру, размещение фигур животных по типу игры «Вкладыши» .

Планируемые результаты :

Разовьётся интерес детей к родной природе, появится осознание того, что человек своим неразумным поведением губит природу и что от каждого из нас зависит наше будущее, т. к. человек это часть природы, появится желание беречь и охранять природу.

К детям придёт осознание того, почему нужно бережно относиться к природе и побуждение учить этому остальных.

Ребята будут побуждены больше узнавать о редких, исчезающих видах животных, самостоятельно добывать информацию, делиться ею с друзьями, знакомыми.

Предпосылки УУД : Умение внимательно слушать, активно участвовать в коллективной беседе, работать в команде, запоминать информацию, осмысливать её и делать выводы, выполнять задание педагога, доводя начатое до конца; видеть проблему и находить пути её решения.

Материалы, оборудование : Мультимедийный экран, компьютер, презентация «Красная книга России (животные) », заготовка обложки книги , заготовка красной и зеленой страниц из Красной книги , рассказ «Морская корова и Красная книга » , картинки животных с красных и зеленых страниц книги , ножницы.

Предварительная работа : Рассматривание книг о животных , настольные игры о животных «Зоологическое лото» ,

«Кто где живет?» , просмотр научно-познавательных фильмов о природе и животных, просмотр фильма «Московский зоопарк зимой» , Рассматривание альбома «Дикие животные лесов Ивановской области» , беседы с детьми о заповедных местах России .

Учебно-методический комплект : С. Н. Николаева Парциальная программа «Юный эколог » система работы в подготовительной к школе группе детского сада , Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией; Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

№п/п Этапы занятия Содержание этапа ,

деятельность воспитателя Деятельность обучающихся (воспитанников) Экологический компонент

1. Организационный /мотивационный -Ребята, я попрошу вас подойти поближе к нашей книжной полке. Сегодня для вас я подготовила новую выставку книг .

Давайте подойдем и рассмотрим, какие книги там представлены ? (книги о животных ) Совершенно верно - это все книги о животных . А как вы думаете, почему я сделала выставку книг именно о животных . (ответы детей) .

Это правда, я очень люблю животных и очень обеспокоена их будущим. Дело в том, что животных в наших лесах становится все меньше и меньше и если не принять срочные меры, то некоторые виды животных могут навсегда исчезнуть с лица земли. Как вы думаете, по каким причинам животные исчезают из наших лесов? (ответы детей)

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Разговор этот я затеяла не случайно. Вы знаете, что 2017 год объявлен годом экологии !

Дети рассматривают книжную выставку, внимательно слушают, отвечают на вопросы педагога. Акцентируется внимание детей на том, что из-за деятельности человека многим животным грозит снижение их численности или даже вымирание.

2. Основной Сегодня я хочу познакомить вас с ещё одной книгой , которой нет на нашей выставке. Это – Красная книга животных .

Посмотрите на экран вот эта книга . Она и впрямь красного цвета

Вспомните, что он означает? (правильно это цвет предупреждающий или кричащий об опасности) Он говорит о том, что обитателям этой книги нужна помощь .

В этой книги собраны материалы о животных, которых нужно охранять. А кто знает, что значит охранять животных? (совершенно верно, это значит не уничтожать животных, не ловить и не приносить домой птиц, не стрелять в них, не причинять им вреда)

Эту книгу называют «ДОКУМЕНТОМ СОВЕСТИ ЧЕЛОВЕКА»

В книге содержится краткая информация о каждом животном, о том, насколько бедственно его положение в природе, о местах обитания и о причинах исчезновения. Но, самое главное, в ней говорится о том, какие меры необходимо предпринять, чтобы уберечь животное от вымирания.

Эта книга необычна еще и тем , что страницы в ней разноцветные и это не просто так. Страницы в книги красного , желтого, зеленого, белого, серого и черного цветов.

Самые мрачные страницы этой книги черные . На этих страницах информация о животных, которые навсегда исчезли с лица земли, т. е. человек их никогда не сможет встретить в природе.

На красных страницах книги расположена информация о животных, которые находятся под угрозой исчезновения.

Желтые страницы книги содержат информацию о животных, которых осталось очень мало в природе. Их численность очень быстро снижается.

Белые страницы книги . Здесь мы можем видеть редких животных. Этих особей в природе всегда было очень мало.

Серые страницы рассказывают о животных, которые мало изучены учеными и обитают в труднодоступных для человека местах.

Зеленые страницы книги рассказывают нам о животных, популяцию которых ученым удалось спасти от исчезновения и численность которых постепенно увеличивается, им уже ничего не угрожает.

Видите ребята, с какой необычной книгой мы познакомились .

Красная книга подает сигнал о том , что ….

И в завершении нашего с вами разговора о Красной книге я хочу прочитать рассказ о животном из этой книги , которое уже давно исчезло с лица земли. На страницах какого цвета, оно помещено, вспоминайте? (правильно на черных)

Воспитатель зачитывает рассказ «Морские коровы и Красная книга » приложение №1

Что произошло с моряками в океане?

Что спасло их от голода?

Как моряки назвали странных животных, которых они встретили у берегов Тихого океана и почему?

Почему через некоторое время эти животные совсем исчезли с лица земли?

Любите родную природу-

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней!

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

Мы с вами сегодня начнем создавать свою Красную книгу . Я предлагаю начать с красной и зеленой страниц , а потом будем её пополнять. Работать предлагаю подгруппами . Одна подгруппа будет создавать зеленую страницу для нашей книги , а другая - красную . Кто в какой группе будет работать , мы определим при помощи вот этих волшебных карточек . Подходите и выбирайте. Цвет прямоугольника обозначает цвет страницы, над которой вы будете работать. Выбираем карточки , проходим за столы, где лежат страницы такого же цвета как ваши карточки . Там вы видите картинки с животными . Выберите себе одно животное и вырежьте его по контуру. Не забываем, о правилах техники безопасности при работе с ножницами. Пожалуйста, приступайте к работе.

Теперь вам нужно поместить своё животное на страничку в нашей книге . Странички необычные, с окошечками. Ищите, какому окошечку соответствует ваш трафарет и помещайте его туда. Таким образом, мы сможем не только читать нашу книгу , но и использовать её в качестве игры.

Вспомните, как называется ваше животное и почему оно помещено именно на этой странице Книги . Дети внимательно слушают рассказ о морской корове, беседуют по итогам прочитанного, делают выводы, строят предположения.

Устанавливают причинно-следственные связи между чувствами, которые вызывает у них природа и поступками, которые хочется благодаря этому совершать (Я люблю природу – поэтому хочу её беречь и охранять)

Ребята закрепляют названия некоторых животных из Красной книги , их внешнем виде и расположении на красной и зелёной страницах .

Получают знания, из каких ещё страниц состоит Красная книга и для чего она создана.

Приобретают и закрепляют знания о том, в каком положении находятся многие представители животного мира, благодаря неразумным действиям людей, что им угрожает и какие меры необходимо принять, чтобы уберечь животных от полного истребления

3. Подведение итогов. Рефлексия.

Вот такие две странички получились в нашей Красной книге .

Ребята, скажите, а охранять нужно только тех животных и растения, которые занесены в Красную книгу ?

Что значит охранять животных?

А сейчас я предлагаю вам поиграем в игру «Закончи фразу» : Я прочитаю начало предложения, а вы закончите его.

Я люблю животных, поэтому я ….

Мне нравится, когда все красиво в природе , поэтому я …

Нашу книгу мы будем пополнять . Какие страницы книги у нас остались еще не сделанные? Вспоминайте, из страниц какого цвета состоит Красная книга ? (ответы детей) А вам – домашнее задание, чтобы заполнить все страницы книги необходимой информацией, выберите каждый себе одно животное и дома с родителями найдите о нём необходимые сведения. Где можно найти такие сведения? (ответы детей) Жду новостей от вас. Всем спасибо за работу.

Дети рефлексируют свои чувства и знания, полученные на занятии , отвечая на вопросы воспитателя. Дети побуждены расширять свои знания о животных из Красной книги , самостоятельно добывая о них информацию. Дети нацелены самостоятельно приобретать знания о животных из Красной книги . Побуждаются делиться найденной информацией со своими друзьями, призывать беречь и охранять природу.

Технологическая карта урока «Экологическая безопасность питания»

Учитель биологии и экологии МОУ «ГПЛ» Кочкина Наталья Леонидовна

Цель урока: показать зависимость здоровья человека от его питания.

Развивающие.

Развивать внутреннюю мотивацию к учению, через исследовательскую деятельность, личностно - значимое содержание учебного материала, выполнение практической работы. Формировать умения анализировать информацию на упаковке продовольственных товаров. Формировать умения проводить первичную экологическую экспертизу упакованных продуктов питания и умения оценивать целесообразность использования продуктов питания. Формировать необходимое в современной экологической и экономической обстановке экологическое мышление. Развивать устную речь, коммуникативные способности и умения отстаивать свою точку зрения. Расширить кругозор учащихся через самостоятельное освоение специальной литературы. Продолжить формирование экологического мышления и культуры.

Воспитывающие

Подвести учащихся к выработке нравственной позиции по вопросам производства экологически безопасных продуктов питания. Воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью. Воспитывать коммуникативную культуру учащихся.


Оборудование: компьютер, проектор, инструкции для определения правильности штрих-кода, компьютерная программа для определения правильности штрих-кода BarCow 2001 5.0, подборка материалов для работы в группах, набор продуктов питания в упаковках, алгоритм проведения экспертизы продуктов питания

Этап урока

Виды работы, формы, методы, прием

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный этап

Фронтальная беседа

Приветствие учащихся и создание эмоционального настроя на урок.

Приветствие учителя и настрой на работу

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация и проверка опорных знаний (7мин)

"Верно - не верно" - прием технологии развития критического мышления.

С помощью проектора на экране открывает поочередно высказывания по теме Правильное питание

Читают высказывания на экране и записывают верно данное утверждение или не верно.

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:

контроль, коррекция;

Предлагает поменяться работами в парах и провести проверку с помощью ключей

Проверяют работы по ключам, выставляют оценку, анализируют ошибки и сдают работы учителю

Мотивация к изучению нового материала. Формули-рование темы и целей урока. (3мин)

Рассказывает притчу. Когда-то к Насреддину пришёл больной с жалобой на боли в животе. Насреддин спросил его, что он ел? Когда больной ответил, что он съел на обед, то Насреддин прописал ему глазные капли. На недоуменный вопрос пациента, почему выписаны глазные капли, если болит живот, Насреддин ответил: «В следующий раз ты будешь видеть, что ешь». Предлагает определить тему урока. Называет цель: показать, зависимость здоровья человека от особенностей питания

Анализируют услышанную притчу и формулируют тему урока.

Экологическая безопасность питания

логические: анализ, выбор и формулировка

предлагает определить задачи, дав ответы на вопросы. В связи, с чем могли возникнуть боли в животе и как можно было это предотвратить?

определяют задачи- 1.Выяснить, чем могут быть опасны продукты питании?

2. Как уменьшить содержание вредных веществ в пище?

3. Как правильно выбирать продукты?

Усвоение новых знаний и действий (21 мин)

Работа в группах с текстами

Озвучивает тематику заданий для трех групп, предлагает учащимся разделиться на три группы. Раздает задания для выполнения заданий.

Озвучивает время на выполнение заданий и на озвучивание результатов.

Делятся на группы, работают в группах, выполняют задания.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Физми-нутка

Объявляет физминутку

Делают комплекс упражнений

Исследовательская деятельность в группах

Организует исследовательскую деятельность в парах.

«Первичная экологическая экспертиза упакованных продуктов питания».

Обозначает цель и задачи работы: умение проводить первичную экологическую экспертизу упакованных продуктов питания, делать заключение о возможности использования этого продукта в пищу.

задачи:

1) исследовать упаковку продукта питания;
2) исследовать этикетку на продукте питания;
3) заполнить карточку первичной экологической экспертизы;
4) проанализировать полученную информацию;
5) сделать выводы о качестве продукта и о полноте информации на этикетке.

Выбирают продукт, изучают упаковку по заданному алгоритму:

1. Экспертиза упаковки.

А.Вид упаковки (металлическая банка, стеклянная банка с закатанной металлической крышкой, пластмассовая упаковка, алюминиевая фольга, бумага т.д.).

Б. Сохранность упаковки (механические повреждения, коррозия и т.д.).

В. Наличие бомбажа банки.

2. Экспертиза этикетки.

А. Полная информация на этикетке.

Наименование товара и его масса.

Наименование предприятия – изготовителя, его адрес.

Химический состав.

Калорийность.

Срок годности.

Дата изготовления.

Обозначения ГОСТа.

Наличие консервантов и пищевых добавок.

Предупреждение об опасности.

Б. Соответствие информации на этикетке штриховому коду.

В.Сделать выводы о качестве продукта и о полноте информации на этикетке.

Первичное повторение и закрепление (5мин)

Подведение итогов по пройденному материалу

Обращает внимание учащихся на поставленные задачи в и предлагает сформулировать выводы в форме рекомендаций - «Безопасное питание»

Познавательные:

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Рефлексия учебной деятельности (3мин)

Кратко ответить на вопрос.

На сколько полезную информацию вы получили на уроке.

Будете ли использовать полученные знания?

Отвечают на вопросы

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

д/з сделать буклет, презентацию или газету с рекомендациями по здоровому и безопасному питанию

Выбирают и записывают д/з

Регулятивные: прогнозирование.

Список литературы

    Белов В. И. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет: Справ. Изд. – М.: Химия, 1993. – 400 с., ил.

    Домашний гигиенический справочник: Справ. Изд./ Авт. Сост. В. В. Семенова, В. В. Топорков. – СПб.:Химия, 1995. – 304 с., ил.

    Зайцев Г. К., Колбанов В. В., Колесникова М. Г. Педагогика здоровья: Образовательные программы по валеологии. – СПб.: ГУПМ, - 1994. – 78 с.

    Зайцев Г.К. Школьная валеология. Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. – 2-е изд. – СПб., 1998.

    Иллюстрированный мультимедийный учебник “Открытая биология 2.5” ООО ФИЗИКОН, Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни: Пер. с англ. Учебное издание.- М.: Мир, 1997. – 368с., ил.

    Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001.

    Лищук В. А., Мосткова Е. В. Девять ступеней к здоровью. – М.: Восточная Книжная Компания, 1997. – 320 с., ил.- (Серия: “Помоги себе сам”)

    Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. – Волгоград: Изд-во “Учитель”, 2001. – 153 с. 2003.

    Я иду на урок биологии: Человек и его здоровье: Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2000.

Приложение №1.

Ключ для проверки опорных знаний "Верно - не верно"

1. Белки – основной строительный материал клеток. (ДА)

2. Из жиров образуются ферменты и гормоны. (НЕТ)

3. Нехватка белка в пищи снижает защитную функцию организма. (ДА)

4. Углеводы содержатся в мясе, рыбе, молочных продуктах. (НЕТ)

5. Структурные жиры входят в состав мембран клетки. (ДА)

6. Существуют животные и растительные углеводы. (НЕТ)

7. Глюкоза, сахароза, фруктоза – относятся к углеводом. (ДА)

8. Гликоген – является запасающим веществом растений. (НЕТ)

9. Полное отсутствие витаминов в организме называется гипервитаминоз. (НЕТ)

10. Полное отсутствие, какого либо витамина называется авитаминоз. (ДА)

Критерии оценивания:

9-10 совпадений –«5»

7-8 совпадений - «4»

5-6 совпадений –«3»

Меньше 5совпадений –«2»

Приложение №2

Алгоритм проведения первичной экологической экспертизы упакованных продуктов питания.

1. Экспертиза упаковки.

А. Вид упаковки (металлическая банка, стеклянная банка с закатанной

металлической крышкой, стеклянная банка с пластмассой крышкой,

пластмассовая упаковка, алюминиевая фольга, бумага т. д.).

Б. Сохранность упаковки (механическое повреждение, коррозия и т. д.).

В. Наличие бомбажа банки.

2. Экспертиза этикетки.

А. Полнота информации на этикетке:

Наименование предприятия - изготовителя, его адрес;

Наименование товара, его масса;

Калорийность;

Срок годности;

Дата изготовления;

Обозначения ГОСТа или ТУ;

Предупреждения об опасности (в случае необходимости);

Наличие консервантов и пищевых добавок. Б. Соответствие информации на этикетке штриховому коду:

Номер изделия под штриховым кодом чаще всего состоит из 13 цифр;

Первые две цифры соответствуют шифру страны - изготовителя или продавца

Следующие 5 цифр - наименование предприятия - производителя;

И еще 5 цифр - наименование товара, его потребительские свойства, размеры,

масса, цвет;

Последняя цифра - контрольная, используемая для проверки правильности

считывания штрихов сканером.

Код страны - изготовителя может состоять из трех знаков, а код предприятия

Из четырех. Товары, имеющие небольшие размеры, могут иметь краткий код

Г. Наличие консервантов и пищевых добавок. Консерванты и пищевые добавки (эмульгаторы, красители, смачиватели и др.) в соответствии с международным шифром обозначаются буквой «Е» с тремя цифрами. Многие из добавок не безопасны для здоровья (приложение №2).

3. Заключение

Указывается возможность использования продукта для питания. В качестве образца следует использовать одно из трех следующих заключений.

1. Продукт может использоваться для питания, но противопоказан лицам,
страдающим ожирением и сахарным диабетом (большое количество углеводов).

    Продукт может быть использован для питания, но не рекомендуется лицам, рекомендуется лицам, страдающим частыми расстройствами желудка.

Данные занести в таблицу Первичная экологическая экспертиза.

Наименование продукта

Упаковка (вид, состояние)

Этикетка (полнота информации)

Соответствие информации, приведенной на этикетке, штриховом коду и штампу на банке

Наличие консервантов и пищевых добавок

Заключение

Приложение № 3.Чтобы проверить штрих код на подлинность, нужно выполнить ряд арифметических операций:

1. Последняя цифра служит для проверки подлинности штрих кода, это так называемая контрольная сумма.

2. Сложить все цифры, стоящие в штрих коде на четных местах и умножить это число на 3;

3. Сложить все цифры, стоящие на нечетных местах кроме последней цифры (контрольной суммы);

5. Вычесть из 10 результат (3) и сравнить его с контрольной суммой. Если значения совпадают - все в порядке, иначе штрих код поддельный, либо контрольная сумма вычислена неверно.

Приложение №4

Материалы для работы 1 группы

Какие пищевые добавки самые опасные?

Все ли пищевые добавки вредны и опасны?

Как обезопасить себя от вредных пищевых добавок?

Сейчас в России очень много иностранных продуктов питания. Причем везут к нам далеко не все самое лучшее. И нашему покупателю часто трудно разобраться в качестве продукта. Одним из показателей качества и безопасности для употребления является то, какие пищевые добавки содержаться в том или ином товаре. Ведь для придания продукту тех или иных качеств в него добавляются различные вещества, являющиеся иногда ядами для организма. Причем некоторые производители "честно" предупреждают об этом покупателя, помещая список пищевых добавок в ингридиентах с использованием специального кода (т. н. INS - Международная цифровая система) - код из трех или четырех цифр, которым в Европе предшествует буква E. Здесь мы хотели немного рассказать о таких добавках.

Итак, запоминайте! Буква «Е» - это Европа, а цифровой код - характеристика пищевой добавки к продукту.

Код, начинающийся на 1, означает красители; на 2 - консерванты, на 3 - антиокислители (они предотвращают порчу продукта), на 4 - стабилизаторы (сохраняют его консистенцию), на 5 - эмульгаторы (поддерживают структуру), на 6 - усилители вкуса и аромата, на 9 - антифламинговые, то есть противопенные вещества. Индексы с четырехзначным номером говорят о наличии подсластителей - веществ, сохраняющих рассыпчатость сахара или соли, глазирующих агентов.

Вредны ли эти добавки? Специалисты-пищевики считают, что буква «Е» не так страшна, как ее малюют: применение добавок разрешено во многих странах, большинство из них не дает побочных эффектов. Но у медиков часто иное мнение.

Например, консерванты Е-230, Е-231 и Е-232 используются при обработке фруктов (вот откуда апельсины или бананы на магазинных полках, не портящиеся годами!), а представляют они собой не что иное, как... ФЕНОЛ! Тот самый, что, попадая в наш организм в малых дозах, провоцирует рак, а в больших - он просто чистый яд. Конечно, наносят его в благих целях: чтобы предотвратить порчу продукта. Причем лишь на кожуру плода. И моя фрукты перед едой, мы фенол смываем. Но все ли и всегда ли моют те же бананы? Кто-то лишь очищает от кожуры, а потом теми же руками берется за его мякоть. Вот вам и фенол!

Кроме того, есть пищевые добавки, категорически запрещенные в России. Запомните их: Е-121 - краситель (цитрусовый красный), Е-240 - столь же опасный формальдегид. Под знаком Е-173 закодирован порошковый алюминий, который применяют при украшении импортных конфет и других кондитерских изделий и который тоже у нас запрещен.

Но есть и безвредные, и даже полезные «Е». Например, добавка Е-163 (краситель) - всего лишь антоциан из виноградной кожуры. Е-338 (антиокислитель) и Е-450 (стабилизатор) - безобидные фосфаты, которые необходимы для наших костей.

В таблице обозначения пищевой добавки Е указан характер ее вредного воздействия в соответствии с указанными под таблицей условными обозначениями.
Пример: Р - ракообразующая канцерогенная пищевая добавка.

Вредное
действие

Пищевая добавка

Вредное
действие

Пищевая добавка

Вредное
действие

Пищевая добавка

Вредное
действие

Е 102
Е 103
Е 104
Е 105
Е 110
Е 111
Е 120
Е 121
Е 122
Е 123
Е 124
Е 125
Е 126
Е 127
Е 129
Е 130
Е 131
Е 141
Е 142
Е 150
Е 151
Е 152
Е 153
Е 154
Е 155
Е 160
Е 171
Е 173

О!
(З)
П
(З)
О!
(З)
О!
(З)
П
ОО!! (З)
О!
(З)
(З)
О!
О!
(З)
Р
П
Р
П
ВК
(З)
Р
РК, РД
О!
ВК
П
П

Е 180
Е 201
Е 210
Е 211
Е 212
Е 213
Е 214
Е 215
Е 216
Е 219
Е 220
Е 222
Е 223
Е 224
Е 228
Е 230
Е 231
Е 232
Е 233
Е 239
Е 240
Е 241
Е 242
Е 249
Е 250
Е 251
Е 252
Е 270

О!
О!
Р
Р
Р
Р
Р
Р
Р (З)
Р
О!
О!
О!
О!
О!
Р
ВК
ВК
О!
ВК
Р
П
О!
Р
РД
РД
Р
О!
д/детей

Е 280
Е 281
Е 282
Е 283
Е 310
Е 311
Е 312
Е 320
Е 321
Е 330
Е 338
Е 339
Е 340
Е 341
Е 343
Е 400
Е 401
Е 402
Е 403
Е 404
Е 405
Е 450
Е 451
Е 452
Е 453
Е 454
Е 461
Е 462

Р
Р
Р
Р
С
С
С
Х
Х
Р
РХ
РХ
РХ
РХ
РК
О!
О!
О!
О!
О!
О!
РХ
РХ
РХ
РХ
РХ
РХ
РХ

Е 463
Е 465
Е 466
Е 477
Е 501
Е 502
Е 503
Е 510
Е 513Е
Е 527
Е 620
Е 626
Е 627
Е 628
Е 629
Е 630
Е 631
Е 632
Е 633
Е 634
Е 635
Е 636
Е 637
Е 907
Е 951
Е 952
Е 954
Е 1105

РХ
РХ
РХ
П
О!
О!
О!
ОО!!
ОО!!
ОО!!
О!
РК
РК
РК
РК
РК
РК
РК
РК
РК
РК
О!
О!
С
ВК
(З)
Р
ВК

Условные обозначения вредных воздействий добавок:

О! - опасный
ОО!! - очень опасный
(З) - запрещенный
РК - вызывает кишечные расстройства
РД - нарушает артериальное давление
С - сыпь
Р - ракообразующий
РЖ - вызывает расстройство желудка
Х - холестерин
П - подозрительный
ВК - вреден для кожи

Материалы для работы 2 группы

Изучить предложенные материалы и ответить на вопросы:

Чем опасны нитраты?

Как обезопасить себя от вредного воздействия нитратов?

Нитраты - соли азотной кислоты есть во всех растениях. Они существуют в овощах и фруктах, даже если они росли вообще без химикатов. Почему же опасны эти азотистые соединения и когда они действительно несут вред. Если уровень содержания нитратов в норме то растения можно употреблять в пищу, если концентрация нитратов зашкаливает, то овощи и фрукты опасны для здоровья. Как же обезопасить свой организм и не получить вред полакомившись свежими фруктами, ягодами, съев салат с зеленью. Ученые высчитали безопасную норму солей азотной кислоты для организма человека - не более 5 мг нитратов на килограмм веса самого человека. Так если ваш вес 60 килограммов то ваша норма 60х5= 350 мг. Это, то количество нитратов, которое вы можете съесть с пищей без вреда для здоровья. Если вы весите 90 кг, то норма - 90х5=450 мг. Имеется в виду количество на весь день, и не рекомендовано превышать эти показатели, ведь это опасно для здоровья, а превышение в два раза уже чрезвычайно опасно и несет реальную угрозу здоровью. Причем серьезно отравиться можно даже кусочком арбуза или парой помидоров. Осторожно, нитраты Как же не навредить своему организму, как покупать только полезные корнеплоды и зелень. Обычно крупные супермаркеты следят за качеством продукции и проверяют партии товара. На рынке, несмотря на проверки, шанс купить некачественный товар выше и содержание нитратов в овощах, зелени и фруктах может значительно превышать допустимые нормы. Внимательно осмотрите плоды и не покупайте, если овощи слишком крупные, имеют необычную форму, не имеют запаха или наоборот слишком пахнут. Насторожитесь, если плоды имеют слишком яркую окраску, так помидоры могут иметь слишком плотную и темную кожицу, огурцы очень неестественно яркие, зелень наоборот может быть мельче, чем обычно и как бы увядшая. Слишком красная мякоть арбуза также может указывать на содержание нитратов, особенно должно вас насторожить, когда около корочки волокна желтоватого, а не белого цвета. Но если знать в каких местах скапливаются нитраты можно обезопасить свое здоровье. Так, например, у картофеля, кабачков, дыне и огурцах нитраты сосредоточены в кожуре. У моркови нитраты сконцентрированы в сердцевине, у капусты в кочерыжке, зелень - в стеблях, арбуз - белая часть около корки, свекла - на верхушке около ботвы. Так что предотвратите риск отравления и срежьте эти части. Есть продукты в которых изначально мало нитратов - это клюква, цитрусовые, благодаря высокому содержанию витамина С, они бедны нитратами, мало нитратов и в красном перце. - Практически не содержит нитратов консервация - компоты, соления, отварные овощи, в них нитратов совсем мало. А вот самый высокий уровень нитратов обычно в тепличных плодах. Будьте осторожны, когда покупаете первую зелень, огурчики, ведь для их роста вносили минеральные удобрения в больших количествах.


Материалы для работы 3 группы

Изучить предложенные материалы и ответить на вопросы:

Как антибиотики попадают в продукты питания? В чем их опасность?

Как обезопасить себя от антибиотиков?

Большинство людей знакомы с антибиотиками, как лекарственными средствами. Сейчас, пожалуй и не найти человека, не принимавшего антибиотики ни разу за свою жизнь, будь то ребенок или взрослый.

Антибиотики изобрели более 70 лет назад, чтобы спасать человеческие жизни и бороться со смертельно опасными заболеваниями, но вместе с этим они являются сильнейшим аллергеном и могут нанести непоправимый вред организму.

В нынешнее время антибиотики нашли широкое применение в животноводстве, птицеводстве и при выращивании рыбы.

Антибиотиками лечат животных и птиц, как и людей, когда они заболевают. Антибиотики входят в состав так называемых «гормонов роста» для увеличения скорости выращивания скота или птицы. При неправильном их использовании они могут попасть в молоко, мясо и яйца.

Антибиотики используют для термообработки, стерилизации, фильтрации с целью увеличения сроков хранения во многих технологических процессах при изготовлении продуктов питания, к которым относятся молоко и молочные продукты, мясо, яйца, курица, сыр, креветки, и даже мёд.

Таким образом, очевидно, что пищевыми продуктами, подвергающимися загрязнению антибиотиками, являются исключительно продукты животноводства, птицеводства и рыба, выращенная в искусственных водоемах. После применения антибиотиков в течение периода пока антибиотик не выведется из организма или его концентрация не снизится ниже допустимого предела, животное нельзя забивать с целью использования его частей или целиком в качестве пищи. В этот же период также запрещается использовать продукты от животного (например, молоко не может использоваться даже в переработку – должно быть просто уничтожено, как правило, выливают в землю, канализацию и пр.). В случае несоблюдения регламента по применению антибиотиков их можно обнаружить в мясе, молоке животных, куриных яйцах и пр. (по статистике их обнаруживают в 15-20 % всей продукции животного происхождения).

Для того чтобы вывести антибиотики из мяса до убоя животное надо выдержать 7−10 дней без препаратов. Важно знать, что если этот препарат остался в организме животного, то больше всего его в печени и почках.

Содержание антибиотиков снижается в результате термической обработки мяса животных и птицы, когда лекарственный препарат вместе с мышечным соком переходит в бульон, часть препарата разрушается под действием высоких температур. По сравнению с исходным количеством после варки остается от 5,9 % до 11,7 % антибиотиков в мышечной ткани. В бульон переходит около 70 % первоначального содержания антибиотиков. Приблизительно 20 % от исходного количества антибиотиков разрушается в результате проварки.

Кипячение, стерилизация, сквашивание практически не влияют на содержание антибиотиков в молоке и молочных продуктах. После кипячения в молоке остается от 90 до 95 % исходного количества антибиотиков, то есть разрушается от 5 до 10 % их количества. После стерилизации в молоке остается от 92 до 100 % исходного количества антибиотиков. Такие данные позволяют сделать выводы о непригодности параметров кипячения и стерилизации для разрушения антибиотиков в молоке.

В связи с тем, что группы применяемых антибиотиков у людей и животных в сельском хозяйстве одинаковы, остаточные количества антибиотиков в пищевых продуктах способствуют появлению устойчивых штаммов и у людей. Соответственно у людей, употребляющих такие продукты, развивается иммунитет к приему антибиотиков, и для получения ожидаемого эффекта при лечении требуются все более сильные препараты.

Под действием антибиотиков организм теряет способность самостоятельно противостоять различным инфекциям. И, кроме того, их широкое применение привело к появлению штаммов бактерий, устойчивых к этим препаратам, и, в конце концов, человек может оказаться незащищенным перед инфекциями и микроорганизмами.

Наличие антибиотиков в организме может вызвать сильные аллергические реакции, сопровождающиеся сильным зудом, высыпаниями, в редких случаях – отеком. Аллергический эффект проявляется даже в случае крайне низкого содержания антибиотиков в пищевых продуктах.

Длительное наличие антибиотиков в организме может вызвать раздражение слизистых оболочек желудка, обострение язвенных и предъязвенных состояний, нарушение баланса микрофлоры в кишечнике, нарушения в работе печени, почек, желчного пузыря, реакции со стороны нервной и кровеносной систем при индивидуальной непереносимости антибактериальных компонентов.

Антибиотики из организма кормящей женщины могут попасть в грудное молоко и вызвать ослабление иммунитета и проблемы со здоровьем у новорожденных детей.