Необычное взаимодействие неживой и живой природе. Живая и неживая природа Цель: Показать взаимосвязь между живой и неживой природой. Занятие разработано педагогом дополнительного образования Павловской

Природа – это окружающий нас мир со всеми его жителями и явлениями. Конкретно она всегда выступала основным объектом для исследовательских работ и научных тестов, за счет чего многие школьники сейчас изучают естественные науки.

Но с малых лет каждому ребенку нужно донести, что такое объекты неживой природы, чтоб он мог верно принимать окружающую реальность. О способах, описаниях и примерах таковой трактовки мы побеседуем в этой статье.

Что такое неживая и жива природа?

В обычном осознании человека природа – это цветочки, солнце, животные, растения и ископаемые. В общем, это естественный мир, который был сотворен без роли человека либо инноваторских технологий. Но в научном осознании этот термин разъясняется еще обширнее: природой обозначают все явления и предметы, которые нас окружают. И для того, чтоб разграничить понятия, следует тщательно разобрать каждое из их.

Составляющие природы – это атмосферный воздух, околоземное галлактическое место, земля, поверхностные воды, почва, растительный мир, недра, животный мир, подземные воды, озоновый слой атмосферы и остальные организмы, которые в совокупы делают подходящие условия для обеспечения неизменной жизни на земле.

При всем этом объекты живой природы – это вся флора и фауна: все животные на планетке, растения всех классов и видов, бактерии, грибы. Также в это понятие включен человек. При всем этом природа без человека может существовать в первозданном виде, примерами чему выступают необитаемые острова со собственной экосистемой, также астрономические объекты (планетки, спутники и пр.).


Что такое неживая природа?

Неживой мир – это разные вещества, также поля, владеющие энергией. Она представлена несколькими уровнями организации: от простых частиц, хим частей и атомов до небесных тел и Вселенной. Под этим термином понимают все объекты, образовавшиеся без людского вмешательства и состоящие из материи либо поля. Принципиальным различием будет то, что объекты неживой природы устойчивы, статичны и слабо изменчивы. Камешки, горы, вода, атмосфера – это все существует млрд лет и очень медлительно подвергается изменениям.



Как разъяснить ребенку 2 класса различия?

Чтоб наглядно поведать и показать школьнику примеры и объекты живой и неживой природы можно опираться на такие факты:

  1. Чтоб поддерживать процессы жизнедеятельности, представители живого мира нуждаются в получении энергии снаружи – к примеру, растениям и животным нужен солнечный свет, чтоб верно развиваться.
  2. Живы организмы трудно устроены, их био система поддерживает жизнедеятельность благодаря принципиальным процессам. Они могут развиваться, дышать, плодиться, стареть и дохнуть. Невзирая на то, что тяжело увидеть, как дышит растение, этот процесс все равно находится на молекулярном уровне.
  3. Объекты живого мира могут передвигаться, проявлять реакции на наружные раздражители. Например, если тронуть животное – оно убежит или нападет, в отличие от каменных пород, которые не сдвинутся с места.
  4. В конце концов, многие представители живого мира могут мыслить и имеют рефлексы, помогающие им выжить.

Таким макаром, мы разглядели, что представляет собой мир живой и неживой природы. Главное что стоит держать в голове, что обе сферы тесновато взаимосвязаны. Материя, вещества, энергия – все это позволяет развиваться и жить всем организмам на Земле, создавая единую экосистему.

Разделы на этой странице:

Вы много узнали о природе и, конечно, обратили внимание на то, что между живой и неживой природой существует тесная связь. Живые существа не могут жить без воздуха, воды, солнца и его тепла. Из неживой природы они берут все необходимое для своей жизни.

В свою очередь, и живые существа влияют на неживое. Так, зеленые растения благодаря фотосинтезу насыщают атмосферу кислородом и очищают ее от углекислого газа. Воздух, которым дышим мы и все живые существа, создан зелеными растениями.

Пищевая связь

Органические вещества, образованные зелеными растениями, используют не только сами растения, но и другие живые существа. Рассмотрим это на примере.

Мы с вами в сосновом бору. Присмотримся к коре сосны. В ней есть ходы, которые проедает жук-короед: он питается корой сосны. Дятел твердым клювом долбит кору, длинным языком достает жуков-короедов, которыми питается.

Иначе говоря, существует пищевая связь, которую ученые назвали цепь питания: сосна? жук-короед? дятел. В этой пищевой цепочке на первом месте стоит растение (сосна), второе место занимает растительноядный организм (жук-короед), на третьем месте животное, которое питается растительноядным животным (дятел).

Другой пример: кузнечик питается растительностью. Кузнечиков поедают ящерицы, а последние являются пищей ястребов (рис. 117). Таким образом, и здесь возникла цепь питания: растения? кузнечик? ящерица? ястреб.


Рис. 117. Пример пищевой цепи

Каждый организм в пищевой цепи занимает определенное звено и обеспечивает жизнь другим живым существам. Цепи питания начинаются с растений. Это первое звено в цепи; второе звено – растительноядные животные; третье – насекомоядные животные или хищные.

В природе существует огромное множество пищевых связей: простых, с которыми вы познакомились, и сложных, в которых участвует очень много различных организмов (рис. 118).


Рис. 118. Сложные пищевые связи

Теперь ясно, почему природа представляет собой единое целое, в котором между растениями, животными, грибами, микробами, человеком и окружающей средой происходит обмен веществом и энергией. Происходит он в процессе фотосинтеза растений, дыхания живых организмов и разнообразных пищевых связей.

1. Вспомните, как связаны с неживой природой живые существа: растения, животные, человек. Пользуясь рисунком 118, составьте все возможные цепи питания. Выделите животных, которые связаны с сосной напрямую и косвенно.

2. Как вы думаете, почему цепь питания начинается с растения?

3. Подумайте, почему хищники не могут быть во втором звене цепи питания.

1. В чем сходства и различия между растениями и животными?

2. Чем позвоночные животные отличаются от беспозвоночных? Назовите представителей и тех и других.

3. Как приспособились животные к жизни в воде, почве, воздухе, на земле?

4. Как расселились животные на планете? Почему белый медведь может жить только на севере, а бурый – в средней полосе России?

5. Каких животных, занесенных в Красную книгу, вы знаете? Почему они попали на ее страницы?

6. Как можно спасти диких животных?

7. С какой целью человек разводит сельскохозяйственных животных?

8. Как вы понимаете выражение «природа едина»?

Что вы узнали о животных (самое, самое, самое…)

Признаки животных

Питание

Дыхание

Размножение

Разнообразие животных

Одноклеточные

















Положительные и отрицательные взаимосвязи: Между живой и живой природой птичка съела букашку - для букашки отрицательная, для дерева, которое эта букашка поедала - положительная взаимосвязь между живой и неживой природой человек построил завод, который загрязняет воздух или воду (отрицательная), но выпускает бумагу, которая нужна человеку (положительная) между неживой и неживой природой капля камень точит - разрушение горных пород - отрицательная, но проложено новое русло для реки - положительная Ваши примеры:


Живая или неживая? Поднялись ворота - всему миру красота РАДУГА Рук нет, а дом себе построит ПТИЦА, МУРАВЕЙ Не море, не земля, корабли не плавают и ходить нельзя БОЛОТО Маленький мальчишка в сером армячишке, по дворам шныряет, крохи собирает ВОРОБЕЙ Рук и ног у него нет, а всех трясёт, качает, ворота открывает ВЕТЕР Я - вода, по воде плаваю, да и в огне не сгорю ЛЬДИНКА Шапка набекрень, спрятался за пень, кто проходит близко, кланяется низко ГРИБ Днём спит, ночью летает, прохожих пугает СОВА, ФИЛИН Течёт, течёт, не вытечет, бежит, бежит, не выбежит РЕЧКА У кого на рогах глаза, а на спине дом? УЛИТКА


Проверь себя: Выбери группу объектов живой природы: а. Песок, вода, камни, море б. Стрекоза, горы, рыба, снег в. Трава, медведь, паук, деревья Выбери группу объектов неживой природы: а. Солнце, река, земля, роса б. Лошадь, дождь, кролик, ветер в. Кенгуру, муравей, дятел, астра Найди связь между живой и неживой природой а. Трава - заяц б. Вода - рыба в. Мышь - лисица Человек взаимосвязан с… а. Живой природой б. Неживой природой в. Только с тем, что создал сам г. Со всем вышеперечисленным


Ответь на вопросы: Распредели в три колонки слова: самолёт, свинья, солнце, лошадь, одуванчик, рысь, облако, карандаш, тетрадь, кит, камыш, камень, ель, водопад, ребёнок, град, соловей, стрекоза, снег, компьютер, ветер, осёл, жук, кедр, книга, малина, скала, портфель, ёж. Перечисли признаки, по которым живое отличается от неживого. Назови по 2 примера положительных и отрицательных взаимосвязей между объектами живой и неживой природы. Что такое природа? Объясните выражение «В природе всё взаимосвязано» Какое значение имеет природа для людей? А люди для природы?


ДЕРЕВО, ТРАВА, ЦВЕТОК И ПТИЦА НЕ ВСЕГДА УМЕЮТ ЗАЩИТИТЬСЯ ЕСЛИ БУДУТ УНИЧТОЖЕНЫ ОНИ НА ПЛАНЕТЕ МЫ ОСТАНЕМСЯ ОДНИ НО ЧЕЛОВЕКУ БЕЗ ПРИРОДЫ НЕ ПРОЖИТЬ ЗНАЧИТ НУЖНО НАШУ ЗЕМЛЮ СОХРАНИТЬ! На планете Земля всё взаимосвязано со всем, человек и природа неразрывны, без природы невозможно существование человека! Берегите природу!