Символика, используемая в генетике. Условные обозначения

краткое содержание других презентаций

«Задачи по генетике с решением» - Множественные аллели. Решение задач по генетике. Единственная сохранившаяся страница расчетов Менделя. Аутосомно- рецессивный тип наследования. Сцепленное наследование генов. Биологический диктант. Цветовая слепота. Рисунки из коллекции профессора Е. Б. Рабкина. Закон Томаса Хант Моргана. Наследование признаков. Законы Менделя. Наследование, сцепленное с полом. Терминологическая разминка. Наследование гена гемофилии представителями династии Романовых.

«Составление и анализ родословной» - Родословная семьи с наследованием серповидноклеточности. Ген нормы. Серповидноклеточная анемия. Дефект зубной эмали. Родословная семьи с наследованием гипертрихоза ушной раковины. Пробанд болен врожденной катарактой. Синдактилия. Типы наследования. Неуважение к предкам. Гемофилия. Правила, используемые при составлении графического изображения. Решение генетических задач. Родословная семьи. Родословная семьи с наследованием гемофилии.

«Решение генетических задач» - Генотип организма. Основные закономерности наследования. Заслуга Г.Менделя. Определите по фенотипу родителей и потомков. Случайный характер. Гомозигота. Определите гаметы. Практическая работа. Гибридологический метод Г.Менделя. План действий. Решать задачи. Потомство, не дающее расщепления. Алгоритм решения прямых задач. Алгоритм решения обратных задач. Генетика. Анализирующее скрещивание. Пример решения задачи.

«Генетические задачи» - Ген раннего облысения. Правша. Ребёнок будет левшой. Половые хромосомы. Решение задач на дигибридное скрещивание. Розовая мечта. Эффект отбеливания. Судебно-медицинская экспертиза. Ошибка режиссера. Обобщить знания о материальных основах наследственности. Генотипы родителей женщины. Закономерности наследования признаков. Генетика. Цитогенетический анализ. Вероятность рождения ребёнка. Семена львиного зева.

«Примеры решения задач по генетике» - Наследование признаков. Биологический диктант. Виды гамет. Условные обозначения. Условие задачи. Пример оформления генетической задачи. План решения задач по генетике. Ген тонких губ. Совокупность свойств. Тип скрещивания. Доминантный признак. Решение задач по генетике. Карие глаза.

«Примеры задач по генетике» - Задачи по генетике. Дигибридное скрещивание. Моногибридное скрещивание. Символы. Наследование признаков. Множественный аллелизм. Неполное доминирование. Анализирующее дигибридное скрещивание. Сцепленное наследование. Наследование. Гаметы. Болезни, сцепленные с полом. Определение пола. Генотип. Анализирующее скрещивание. Наследственные болезни, сцепленные с полом. Фенотип.

При анализе результатов скрещивания пользуются общепринятыми генетическими символами и условными обозначениями:

– скрещивание обозначают знаком ;

– при написании формулы скрещивания на первое место ставят генотип материнской особи и обозначают знаком ♀;

– генотип отцовской особи обозначают знаком ♂;

– родительские особи обозначают знаком Р;

– потомство полученное от скрещивания родительских форм с альтернативными признаками называют гибридами, а совокупность таких гибридов- гибридным поколением и обозначают буквой F с цифровым индексом поколения семян (F 1 ; F 2 ; F 3 ;…F n).

Скрещивание гибридного потомства F 1 c одной из родительских форм называют возвратными скрещиваниями или беккроссом , а полученное потомство обозначают F в. Возвратное скрещивание гибридов F 1 с родительскими формами, имеющими данный признак в рецессивном состоянии, называют анализирующими и обозначают знаком F а;

Гены, обуславливающие развитие того или иного признака принято обозначать буквами латинского алфавита. При этом, доминантный аллель обозначают заглавной буквой, рецессивный – строчной. Например, доминантный аллель гена пурпурной окраски венчика цветка можно обозначить буквой "А", рецессивный аллель, обуславливающий белую окраску - буквой "а".

Альтернативные признаки детерминируются генами, локализованными в одинаковых локусах (участках) гомологичных хромосом. Гены, обуславливающие альтернативные признаки называют аллелями . Аллель, обуславливающий доминантный (преобладающий, подавляющий) признак, называют доминантным аллелем и обозначают заглавной буквой латинского алфавита – A, B, C,…и т.д. Рецессивный аллель обуславливает проявление рецессивного признака (подавляемого, скрытого, не проявляющегося) и обозначается строчной буквой – а, в, с…и т.д.

Доминантные и рецессивные аллели находятся в одинаковых локусах гомологических хромосом. В мейозе гомологичные хромосомы расходятся в дочерние клетки, и каждая гамета получает только один аллель «А» или «а». При оплодотворении гаметы сливаются, восстанавливается диплоидный набор хромосом, и каждая соматическая клетка будет содержать два аллеля одного гена – АА, Аа или аа.

Если скрещиваются формы, различающиеся не по одному, а двум или более признакам, то и каждая соматическая клетка будет содержать по два аллеля каждого гена– (ААВВСС, ааввсс, АаВвСс), половая клетка соответственно по одному аллелю каждого гена: (АВС) или (авс).

Совокупность генов, присущих данному организму, называется генотип . Совокупность признаков и свойств организма, являющихся результатом взаимодействия генотипа с условиями окружающей среды, называется фенотипом .


Растения, имеющие генотип АА или аа, ВВ или вв, образуют один тип гамет (А) или (а), (В) или (в). При самоопылении или близкородственном скрещивании эти генотипы дают нерасщепляющееся потомство и называются гомозиготными . Гибридные растения, имеющие генотип Аа или Вв, образуют два типа гамет (А) и (а), при самоопылении они дают расщепляющееся потомство, которое называется гетерозиготным .

Гаметами называют половые клетки, образующиеся в результате мейоза, с одинарным (гаплоидным) набором хромосом. Поэтому, в гаметах содержится только один из каждой пары аллельных генов. Обычно гаметы обозначают кружком (), куда вписывают соответствующее буквенное обозначение генов

Занятие 2. Моногибридное скрещивание .

При моногибридном скрещивании родительские формы различаются по одной паре альтернативных признаков.

Например, скрещивают родительские формы с желтой и зеленой окраской зерна. В F 1 все семена бут желтого цвета. Признак желтого цвета оказался преобладающим, или доминирующим. Зеленый – оказался рецессивным. Такая же закономерность прослеживается и при скрещивании по другим альтернативным признакам. В случае полного доминирования в первом поколении будет проявляться только признак родителя, несущего доминантный аллель данного гена. Часто доминирование не бывает полным. В случае не полного доминирования потомство первого поколения гибридов также будет единообразным, но проявится промежуточный признак, отсутствующий у родительских форм.

Эта закономерность нашла отражение в первом законе Менделя который был назван законом доминирования или законом единообразия первого поколения .

Потомство второго поколения, полученное от самоопыления F 1, будет иметь различную окраску: 3/4 желтую, 1/4 зеленую. Т. о. в F 2 происходит расщепление гибридов по признаку окраски семян в отношении 3:1. Это соотношение четко прослеживается и по другим признакам. Выявленная закономерность легла в основу второго закона, названного законом расщепления .

В третьем поколении гибридов наблюдалась следующая картина.

От зеленых семян F 2 получено потомство только с зелеными семенами. 1/3 желтых семян F 2 дала только желтое потомство. 2/3 желтых семян F 2 дали в F 3 расщепление на желтые и зеленые семена в отношении 3:1. Следовательно, желтые семена в генетическом отношении не однородны хотя и имеют один цвет.

В нашем случае генотип чистосортного, гомозиготного растения с желтыми семенами обозначают АА, с зелеными семенами аа, гетерозиготного поколения F 1 – Аа.

Во втором гибридном поколении проявились генотипы АА, Аа, аа в отношении 1:2:1.

Для анализа расщепления удобно пользоваться решёткой Пеннета, предложившего при анализе расщепления по генотипу, гаметы матери расположить по вертикали, гаметы отца по горизонтали. Образующиеся от слияния соответствующих типов гамет генотипы располагаются внутри решётки.

Основным методом генетики был и остаётся гибридологический. Это связано с тем, что главный вопрос генетики — механизм передачи признаков родитель-ских форм потомству, а исследовать его можно, прежде всего, именно этим методом.

В генетике гибридизацией называют не всякое скрещи-вание, а только такое, в котором скрещиваемые особи чётко различаются своими генотипами. Потомство, получаемое от таких скрещиваний, называют гибридным (от лат. гибрида — помесь), а отдельные особи — гибридами .

Для записи результатов скрещиваний в генетике используют специальные символы. Гены, относящиеся к одной аллельной паре, обозначают одной буквой латинского алфавита. Доминант-ные аллели записывают прописной буквой, например А , рецессивные — малой, например, а . Таким образом, запись АА означает: гомозиготный генотип (организм) по данному признаку содержит два доминантных аллеля гена А , запись аа — гомозиготный гено-тип (организм) по данному признаку содержит два рецессивных аллеля гена а , запись Аа — гетерозиготный генотип (организм).

Для записи схемы скрещивания в генетике родительское поколение принято обозначать буквой Р (от лат. парентс — родители), скрещивание — знаком X . Записывая схему, на первое место ставят женский пол, который обозначают символом ♀ (зеркало Венеры), на второе — мужской, обозначаемый символом ♂ (щит и копьё Марса).

Гибриды, полученные в результате скрещивания, обозначают буквой F (от лат. филиала — дети): первое поколение — F1 , второе — F2 и так далее.

При образовании гамет в результате мейоза гомологичные хромосомы (те, в которых находятся аллельные гены) расхо-дятся в разные гаметы. Гомозиготный (АА или аа ) организм имеет два одинаковых аллеля, и все гаметы несут только этот ген, а значит гомозиготные особи дают только один тип гамет. Гетерозиготный организм имеет аллели А и а и образует равное число гамет, которые несут первый и второй ген. Таким образом, гетерозиготная особь, в отличие от гомозиготной, продуцирует два типа гамет (таблица).

Таблица. Пример записи схемы скрещивания Материал с сайта

Употребление терминов в генетике предполагает использование специальной символики, которую нужно запомнить.

На этой странице материал по темам:

  • Конспект символика генетики

  • Что обозначают данные символы в генетике

  • Что означает символ f1 в генетике

  • Символы радительские, гаметы гебриты в генетике

  • В генетике буквенная латинская символика f1 f2

Вопросы по этому материалу:

Причина отравления вод океана.

Американские ученые из штата Мичиган полагают, что в качестве главной причины отравления вод Мирового океана ртутью являются бактерии.

Секрет выживания лягушек.

Американским ученым удалось выяснить, как лягушкам удается продолжать жить даже после глубокой заморозки.

Секрет долголетия ночницы.

Биологи уже давно считают, что продолжительность жизни животного определяется очень просто: чем оно больше, тем дольше живет.


Генетическая символика

Страница 1

Символика

Перечень и объяснение условных названий и терминов, употребляемых в какой-либо отрасли науки.

Основы генетической символики были заложены Грегором Менделем, применившим буквенную символику для обозначения признаков. Доминантные признаки были обозначены заглавными буквами латинского алфавита А, В, С и т.д., рецессивные - малыми буквами - а, в, с и т.д. Буквенная символика, предложенная Менделем, по сути, алгебраическая форма выражения законов наследования признаков.

Для обозначения скрещивания принята следующая символика.

женский организм

мужской организм

знак скрещивания

родительские организмы

дочерние организмы первого и второго поколения

гены, кодирующие доминантные признаки

аллельные им гены, кодирующие рецессивные признаки

АА, ВВ, СС.

генотипы особей, моногомозиготных по доминантному признаку

Аа, Вb, Сс.

генотипы моногетерозиготных особей

генотипы рецессивных особей

генотипы ди- и тригетерозигот

генотипы гомо- дигетерозиготы в хромосомной форме при независимом и сцепленном наследовании

Гены обозначают обычно первой буквой от названия впервые обнаруженной мутации этого гена, причем, если мутация этого гена рецессивная (не проявляется в гетерозиготном состоянии), то с малой буквы пишут и ее название (например, white - белые глаза у дрозофилы), и название гена (w). Если же мутация доминантная (проявляется в гетерозиготном состоянии) то и название гена пишут с большой буквы (например, мутация Bar - полосковидные глаза у дрозофилы, ген B).

Иногда название гена включает 2, 3 и более букв (например, cn, vg, Antp и другие мутации у дрозофилы).

У всех диплоидных организмов при записи генотипа надо отразить оба аллеля (у тетраплоидных - все четыре и т.д.). Дикий алелль записывают той же буквой, что и мутантный, но со знаком (+), либо просто знаком (+). Т. о. следует записывать:

Где > - знак доминирования (для обозначения доминирования одного аллеля над другим обычно используют математические знаки > или <).

В случае серии множественных аллелей используют особую запись “с индексацией”: Ja, Jb, J0, Al и т. д. Обычно перечень множественных аллелей приводится в порядке их доминирования друг над другом. Например, серия множественных аллелей окраски шерсти у мышей:

Ay (желтая со светлым брюхом) > AL (агути) > A (черная с подпалинами) > ata (черная).

Символика генетики

Символика - перечень и объяснение условных названий и тер­минов, употребляемых в какой-либо отрасли науки.

Основы генетической символики были заложены Грегором Менде­лем, применившим буквенную символику для обозначения признаков. Доминантные признаки были обозначены заглавными буквами латин­ского алфавита А, В, С и т. д., рецессивные - малыми буквами - а, в, с и т. д. Буквенная символика, предложенная Менделем, по сути, алгеб­раическая форма выражения законов наследования признаков.

Для обозначения скрещивания принята следующая символика.

Родители обозначаются латинской буквой Р (Parents - родители), затем рядом записывают их генотипы. Женский пол обозначают сим­волом ♂ (зеркало Венеры), мужской - ♀ (щит и копье Марса). Между родителями ставят знак «х», обозначающий скрещивание. Генотип женской особи пишут на первом месте, а мужской - на втором.

Первое по­ коление обозначается F1 (Filli - дети), второе поколение - F2 и т. д. Рядом приводят обозначения генотипов потомков.

Словарь основных терминов и понятий

Альтернативные признаки – взаимоисключающие, контрастные признаки.

Гаметы (от греч. «гаметес » – супруг) – половая клетка растительного или животного организма, несущая один ген из аллельной пары. Гаметы всегда несут гены в «чистом» виде, т. к. образуются путем мейотического деления клеток и содержат одну из пары гомологичных хромосом.

Ген (от греч. «генос » – рождение) – участок молекулы ДНК, несущий информацию о первичной структуре одного конкретного белка.

Гены аллельные – парные гены, расположенные в идентичных участках гомологичных хромосом.

Генотип - совокупность наследственных задатков (генов) организма.

Гетерозигота (от греч. «гетерос » – другой и зигота) – зигота, имеющая два разных аллеля по данному гену (Аа, Вb ).

Гомозигота (от греч. «гомос » – одинаковый и зигота) – зигота, имеющая одинаковые аллели данного гена (оба доминантные или оба рецессивные).

Гомологичные хромосомы (от греч. «гомос » – одинаковый) – парные хромосомы, одинаковые по форме, размерам, набору генов. В диплоидной клетке набор хромосом всегда парный: одна хромосома из пары материнского происхождения, вторая – отцовская.

Доминантный признак (ген ) – преобладающий, проявляющийся – обозначается заглавными буквами латинского алфавита: А, В, С и т. д.

Рецессивный признак (ген) подавляемый признак – обозначается соответствующей строчной буквой латинского алфавита: а, b с и т. д

Скрещивание анализирующее – скрещивание испытуемого организма с другим, являющимся по данному признаку рецессивной гомозиготой, что позволяет установить генотип испытуемого.

Скрещивание дигибридное – скрещивание форм, отличающихся друг от друга по двум парам альтернативных признаков.

Скрещивание моногибридное – скрещивание форм, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков.

Фенотип - совокупность всех внешних признаков и свойств организма, до­ступных наблюдению и анализу.

ü Алгоритм решения генетических задач

1. Внимательно прочтите уровень задачи.

2. Сделайте краткую запись условия задачи.

3. Запишите генотипы и фенотипы скрещиваемых особей.

4. Определите и запишите типы гамет, которые образуют скрещиваемые особи.

5. Определите и запишите генотипы и фенотипы полученного от скрещивания потомства.

6. Проанализируйте результаты скрещивания. Для этого определите количество классов потомства по фенотипу и генотипу и запишите их в виде числового соотношения.

7. Запишите ответ на вопрос задачи.

(При решении задач по определённым темам последовательность этапов может изменяться, а их содержание модифицироваться.)

ü Оформление задач

1. Первым принято записывать генотип женской особи, а затем – мужской (верная запись - ♀ААВВ х ♂аавв; неверная запись - ♂аавв х ♀ААВВ).

2. Гены одной аллельной пары всегда пишутся рядом (верная запись – ♀ААВВ; неверная запись ♀АВАВ).

3. При записи генотипа, буквы, обозначающие признаки, всегда пишутся в алфавитном порядке, независимо, от того, какой признак – доминантный или рецессивный – они обозначают (верная запись - ♀ааВВ; неверная запись -♀ ВВаа).

4. Если известен только фенотип особи, то при записи её генотипа пишут лишь те гены, наличие которых бесспорно. Ген, который невозможно определить по фенотипу, обозначают значком «_» (например, если жёлтая окраска (А) и гладкая форма (В) семян гороха – доминантные признаки, а зелёная окраска (а) и морщинистая форма (в) – рецессивные, то генотип особи с жёлтыми морщинистыми семенами записывают следующим образом: А_вв ).

5. Под генотипом всегда пишут фенотип.

6. Гаметы записывают, обводя их кружком (А).

7. У особей определяют и записывают типы гамет, а не их количество

верная запись неверная запись

♀ АА ♀ АА

А А А

8. Фенотипы и типы гамет пишутся строго под соответствующим генотипом.

9. Записывается ход решения задачи с обоснованием каждого вывода и полученных результатов.

10. Результаты скрещивания всегда носят вероятностный характер и выражаются либо в процентах, либо в долях единицы (например, вероятность образования потомства, восприимчивого к головне, 50%, или ½. Соотношение классов потомства записывается в виде формулы расщепления (например, жёлтосеменные и зелёносеменные растения в соотношении 1:1).

Пример решения и оформления задач

Задача. У арбуза зелёная окраска (А) доминирует над полосатой. Определите генотипы и фенотипы F1 и F2, полученных от скрещивания гомозиготных растений, имеющих зелёную и полосатую окраску плодов.