Что вы знаете о неполных предложениях. Полные и неполные предложения

Поурочный план по русскому языку 8 класс

Тема: Типы простых предложений по наличию необходимых членов предложения: полные и неполные предложения

Цель: содействовать усвоению знаний о типах простых предложений по наличию необходимых членов предложения: полные и неполные предложения .

Задачи: 1. Познакомить с типами простых предложений по наличию необходимых членов предложения: полные и неполные предложения

2. развивать орфографические навыки, развивать речь и мышление;

3. прививать интерес к русскому языку.

Тип: комбинированный урок.

Наглядность: карточки, дидактические игры.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка посещаемости, запись в тетради числа и классной работы, постановка цели и задач урока.

2. Актуализация прежних знаний

Определите вид односоставных предложений

1. Определенно личные. Люблю зимний лес. Созерцаю штормовое море.
2. Неопределенно личные. В поселке строят новый магазин. На окраине поют песни.
3. Безличные. Светает. Темнеет. Выспаться бы. Мне холодно.
4. Назывные. Лето. Вот и жара.
5. Обобщенно личные. Никогда не знаешь, где найдешь свое истинное счастье.

3. Объяснение нового материала

С точки зрения полноты структуры предложения делятся на полные и неполные .

Полными называются предложения, в которых имеются все члены, необходимые для выражения мысли.

Неполными называются предложения, в которых пропущен какой-либо необходимый по смыслу и структуре член предложения (главный или второстепенный).

Неполными могут быть двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные предложения.

Возможность пропуска членов предложения объясняется тем, что они ясны из контекста, из ситуации речи или из структуры самого предложения. Таким образом, смысл неполных предложений воспринимается с опорой на ситуацию или контекст.

Вот пример неполных предложений, в которых пропущенное подлежащее восстанавливается из контекста .

Шла, шла. И вдруг перед собою с холма господский видит дом, селенье, рощу под холмом и сад над светлою рекою. (А.С. Пушкин.) (Контекст – предшествующее предложение: В поле чистом, луны при свете серебристом, в свои мечты погружена, Татьяна долго шла одна.)

Примеры неполных предложений, пропущенные члены которых восстанавливаются из ситуации.

Мужа повалил да хочет поглядеть на вдовьи слезы. Бессовестный! (А.С. Пушкин) – слова Лепорелло, отклик на высказанное его господином, Дон Гуаном, желание познакомиться с Доной Анной. Ясно, что пропущенное подлежащее – он или Дон Гуан .

О боже мой! И здесь, при этом гробе! (А.С. Пушкин.) Это – неполное предложение – реакция Доны Анны на слова главного героя «Каменного гостя»: Дон Гуан сознался, что он не монах, а «несчастный, жертва страсти безнадежной». В его реплике нет ни одного слова, которое могло бы занять место пропущенных членов предложения, но исходя из ситуации их приблизительно можно восстановить так: «Вы смеете это говорить здесь, при этом гробе! ».

Пропущены могут быть:

    подлежащее: Как твердо в роль свою вошла! (А.С. Пушкин) (Подлежащее восстанавливается по подлежащему из предыдущего предложения: Как измениласяТатьяна! );

Пропал бы, как волдырь на воде, без всякого следа, не оставивши потомков, не доставив будущим детям ни состояния, ни честного имени! (Н.В. Гоголь) (Подлежащее я восстанавливается по дополнению из предыдущего предложения: Что ни говори, – сказал он сам себе, – а не подоспей капитан-исправник, мне бы, может быть, не далось бы более и на свет Божий взглянуть! ) (Н.В. Гоголь);

    дополнение: А я так на руки брала! А я так за уши драла! А я так пряником кормила! (А.С. Пушкин) (Предыдущие предложения: Как Таня выросла! Давно ль я, кажется, тебя крестила? );

    сказуемое: Только не на улицу, а вот отсюда, через черный ход, а там дворами. (М.А. Булгаков) (Предыдущее предложение: Бегите! );

    сразу несколько членов предложения , в том числе грамматическая основа: Давно ли? (А.С. Пушкин) (Предыдущее предложение: Ты сочиняешь Requiem? )

Неполные предложения нередко встречаются в составе сложных предложений : Он счастлив, если ей накинет боа пушистый на плечо... (А.С. Пушкин) Ты Дон Гуана напомнил мне, как выбранил меня и стиснул зубы с скрежетом. (А.С. Пушкин) В обоих предложениях пропущенное в придаточной части подлежащее восстанавливается из главного предложения.

Неполные предложения очень распространены в разговорной речи , в частности, в диалоге, где обычно начальное предложение является развернутым, грамматически полным, а последующие реплики, как правило, представляют собой неполные предложения, поскольку в них не повторяются уже названные слова.

На сына я сердит.
– За что?
– За злое преступленье.
(А.С. Пушкин)

Среди диалогических предложений различаются предложения реплики и предложения - ответы на вопросы.

1. Предложения-реплики представляют собой звенья в общей цепи сменяющих друг друга реплик. В реплике диалога, как правило, употребляются те члены предложения, которые прибавляют нечто новое к сообщению, и не повторяются члены предложения, уже упомянутые говорящим. Реплики, начинающие диалог, обычно более полны по составу и самостоятельны, чем последующие, которые и лексически и грамматически ориентируются на первые реплики.

Например:

- На перевязку иди.
- Убьют.
- Ползком.
- Все одно не спасешься (Нов.-Пр.).

2. Предложения-ответы различаются в зависимости от характера вопроса или реплики.

Они могут быть ответами на вопрос, в котором выделяется тот или иной член предложения:

- Ты кто такой?
- Проходящий... странствующий...
- Ночуешь или жить?
- Погляжу там...
(М. Г.);

4. Закрепление

Запишите неполные предложения, поставьте на месте пропущенных членов предложения тире. 1) Мир освещается солнцем, а человек знанием. 2) Ложь стоит на одной ноге, правда на двух. 3) Мудрец обвиняет себя, невежда других. 4) Змея один раз меняет кожу, а предатель каждый день. 5) Писателю необходима смелость в обращении со словами и запасом своих наблюдений, скульптору с глиной и мрамором, художнику с красками и линиями. (К.Г. Паустовский.) 6) Позади была только что перейденная отрядом быстрая чистая речка, впереди обработанные поля и луга с неглубокими балками, еще впереди таинственные черные горы, покрытые лесом, за черными горами еще выступающие скалы, а на самом высоком горизонте вечно прелестные, вечно изменяющиеся, играющие светом, как алмазы, снеговые горы. (Л. Толстой.)

5. Подведение итогов, комментарий оценок, д/з составить неполные предложения

По наличию или отсутствию необходимых членов предложения различают полные и неполные простые предложения.

Полные предложения - это такие простые предложения, в которых есть все члены, необходимые для смысловой полноты предложения. Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое.

Неполные предложения — это такие предложения, в которых пропущен какой-либо член предложения (главный или второстепенный) или же несколько членов предложения. Пропущенные члены предложения легко восстанавливаются из предыдущих предложений или самой речевой ситуации. Мир освещается солнцем, а человек - знанием . Сравните: … а человек освещается знанием.

Неполные двусоставные предложения следует отличать от односоставных полных , в которых только один главный член предложения, а второго нет и не может быть в структуре.

Неполными могут быть как двусоставные, так и односоставные предложения. Неполными часто являются предложения в диалоге.

- Тебя как зватъ-то?
- Алексей.
- А по отцу?
- Николаич.

Неполным предложением может быть вторая часть сложного предложения. Алёша смотрел на них, а они - на него. Опущено сказуемое во второй части сложного предложения. Вы получили письма, а я не получил. Опущено дополнение.

Пропуск членов предложения в произношении может быть выражен паузой, а на письме обозначен тире. Летом светает рано, а зимой - поздно.

В так называемых ситуативных неполных предложениях пропущенные члены не восстанавливаются. Они в тексте словами нигде не названы, а додумываются из речевой ситуации, т. е. их смысл раскрывается внеречевыми обстоятельствами, жестами, мимикой. За мной! На здоровье! Счастливого пути!

Как односоставные, так и двусоставные предложения считаются полными, если налицо все необходимые члены данной структуры предложения, и неполными, если один или несколько необходимых членов данной структуры предложения опущены по условиям контекста или обстановки.

Неполное предложение? в котором пропущен тот или иной член предложения, ясный из контекста или ситуации. Такого рода неполнота? речевое явление, которое не влияет на структуру. Выделяем: 1.контекстуальные 2. ситуативные.

Контекстуальные? понятно из контекста. Выделяют: 1) Простые предложения с неназванными главными или второстепенными членами (отдельно или по группам). Может отсутствовать подлежащее, сказуемое, подлежащее и сказуемое, сказуемое и обстоятельство, сказуемое и дополнение, второстепенный член предложения (дополнения, обстоятельства) при наличии определения, относящегося к отсутствующему члену. (Мать сунула отцу морковь, а перчатки дать забыла. Я протянул отцу свои). 2) Сложные предложения с неназванной главной или придаточной частью. (- Ну, где ж твои Ближние Мельницы? - Где мы идём). 3) Неполные предложения, составляющие часть сложного предложения с неназванным членом, имеющимся в другой части сложного предложения. а) В сложносочиненном предложении (В одной руке он держал удочку, а в другой - кукан с рыбешкой (не названы главные члены, имеющиеся в 1-й части)). б) В сложноподчиненном предложении (Лопахин прыгнул в окоп и, когда поднял голову (не названо подлежащее общее с главной частью), увидел, как ведущий самолет стал косо падать). в) В бессоюзном сложном предложении (Так и едем: по ровному месту - на телеге, в гору - пешком, а под гору - так с трусцой (не названо сказуемое, упомянутое в поясняемой части)).

Ситуативные? второстепенный член, понятен из ситуации (Стук в дверь. Можно?)

Реплики в диалогах? неполные предложения.

Эллиптические предложения? это тоже неполные предложения, но их неполнота языковая, а не речевая. Эллиптические предложения представляют особый структурный тип простых предложений. Это предложения, в которых отсутствует глагольное сказуемое, понятное нам, исходя из содержания самого предложения. (Я в город. Я от него).

Виды эллиптических предложений: 1) Предложение с опущенным глаголом движения, перемещения. 2) С опущенным глаголом речи, мысли. 3) Предложение с опущенным глаголом интенсивного действия. 4) Предложение с опущенным глаголом значения местонахождения.

Часто на месте пропущенного сказуемого ставится знак тире.

Неполные предложения часто встречаются в сложных предложениях. (Приятно было глядеть, как солома взлетает кверху золотым руном и [как] над нею вихрится розовая пыль).

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 16. Полные и неполные предложения. Виды неполных предложений.:

  1. 22. Нечленимые предложения. Полные и неполные предложения.
  2. 12. Предикативная основа предложения. Понятие полной и неполной парадигмы.
  3. 30. Подъемы сопровождаются инфляцией спроса, кризисы перепроизводства - неполной занятостью ресурсов (в частности трудовых) в связи с превышением предложения над спросом.
  4. Понятие о сложном предложении. Место сложного предложения в системе синтаксических единиц языка. Грамматическое значение сложного предложения как его основная выделяющая примета. Сложное предложение как структурно-семантическое объединение предикативных частей и как особая самостоятельная единица синтаксиса. Дифференциальные признаки сложного предложения.
  5. 10. Предложение: закон предложения, кривая предложения, факторы предложения.
  6. Предложение как основная единица синтаксиса. Признаки предложения. Актуальное членение предложения и способы его выражения
  7. 17. Грамматические нормы современного русского литературного языка. Синтаксис как раздел языкознания. Основные категории раздела. Вариативность норм в системе предложения. Согласование главных членов предложения. Согласование однородных членов предложения. Употребление причастного и деепричастного оборотов в предложении.

1. Понятие о неполном предложении.

2. Типы неполных предложений.

3. Неполные предложения в диалогической речи.

4. Эллиптические предложения.

5. Использование неполных и эллиптических предложений.

В русском языке с учетом структуры предложения выделяются неполные предложения.

Неполным называется предложение, отличающееся неполнотой грамматической структуры. Те или иные формально организующие его члены (главные или второстепенные) без называния ясны из контекста или речевой ситуации.

Функционирование неполных предложений связано с закономерностями построения текста.

Например, в предложении: Вот этот сок нужен липе, тот ландышу, тот - сосне, а тот папоротнику или дикой малине. (Куприн).

Только 1-я часть характеризуется полнотой грамматической структуры, а все остальные - неполные, пропуск главных членов в них - сокнужен - обусловлен контекстом, т.е. наличием их в 1-ой части предложения.

Неполнота грамматической структуры этих предложений проявляется в употреблении слов в функции зависимых членов: форма определения тот (м. р., ед. ч., И. п.) обусловлена формой неназванного сок , форма дополнений ландышу, сосне, папоротнику, малине (Д. п.) - неназванным управляющим сказуемым нужен .

Таким образом, несмотря на свое отсутствие, эти члены участвуют в формировании неполных предложений. Неполнота грамматической структуры таких предложений не мешает им служить целям общения, потому что пропуск тех или иных членов не нарушает смысловой законченности и определенности данных предложений.

Неполные предложения по своей структуре относятся к тем же типам, что и полные. Они могут быть распространенными и нераспространенными, двусоставными и, как считают некоторые лингвисты, односоставными. Но мы с вами берем за основу точку зрения лингвистов, которые считают, что все односоставные предложения - полные.

Односоставность и неполнота предложения совершенно разные понятия. Неполные предложения имеют в своей структуре пропущенные члены, односоставные не имеют вообще какого-то одного главного члена. В неполных пропущенные члены, как правило, восстанавливаются. В односоставных этого быть не может. Кроме того, в неполных предложениях могут пропускаться не только главные члены, но и второстепенные. Могут пропускаться сразу несколько членов, например:

1) Здесь дороги первый раз разделились :

2) одна пошлавверх по реке ,

3) другая - куда-то вправо . (3-е предложение неполное, пропущено подлежащее и сказуемое.)

Неполные предложения делятся на контекстуальные и ситуативные.

Контекстуальными называются неполные предложения с неназванными членами предложения, которые были упомянуты в контексте: в ближайших предложениях или в том же предложении, если оно сложное.

Пр.: По одну сторону прорыва, скрестив руки, в женском малиновом берете - фигурант с голубыми глазами и маленькими черными усиками над загнутыми в мефистофельскую улыбку тонкими, змеистыми губами. По другую стоял начальник, и каждый знал, что начальник сейчас за правду стоит и ни одной минуты не поколеблется (Пришвин).

В 1 предложении опущено сказуемое стоял (во 2 предложении оно имеется), а во 2 - часть обстоятельства сторону (в 1 предложении однотипное обстоятельство дано полностью по одну сторону).

Ситуативными называются неполные предложения с неназванными членами, которые ясны из ситуации, подсказаны обстановкой.

Например: предложение Идет! дополняется деятелем-подлежащим в зависимости от обстановки речи (поезд, учитель, автобус и т.д.)

-Ваня! - слабо доносилось со сцены.

-Дай желтый (ситуация речи подсказывает, что имеется в виду желтый свет).

- Я - в лавочку - муки надо и соли. Не надо муки, не надо соли, - проговорил он, - на дворе сыро, слякоть.

- Я резиновые надела , - сказала молодая женщина (имеется в виду сапоги).

Следует отметить, что деление предложений на ситуативные и контекстуальные в известной мере условно, так как словом контекст нередко обозначают и ситуацию речи. Кроме того, в письменной речи ситуативные предложения приобретают некоторые свойства контекстуальных предложений, так как ситуация речи описывается, получает словесное выражение, например:

-Как мил! - сказала графиня Марья, глядя на ребенка и играя с ним (Л. Толстой)

В зависимости от вида речи различаются неполные диалогические и монологические предложения , которые могут быть как в устной, так и в письменной речи.

Диалогические неполные предложения представляют собой взаимосвязанные реплики диалога (диалогическое единство).

Например:

-На перевязку иди.

-Убьют...

-Ползком…

-Все одно не спасешься.

В реплике диалога, как правило, употребляются те члены предложения, которые прибавляют нечто новое к сообщению и не повторяются члены предложения, уже упомянутые говорящим.

В монологической речи можно выделить неполные предложения с учетом уровневых различий синтаксических единиц:

а) неполные предложения, в которых не повторяется часть сложной формы слова или часть цельного словосочетания, составляющих один член предложения, например:

Я решил заняться ловлей певчих птиц; мне казалось, что это хорошо прокормит: я буду ловить , а бабушкапродавать (М. Горький).

б) неполные предложения, входящие в состав сложных предложений разных типов, например:

Юность богата надеждами, а старость - опытом.

Эллиптическими называются самостоятельно употребляемые предложения особого типа, спецификой структуры которых является отсутствие глагольного сказуемого, не упомянутого в контексте, т.е. в смысловом отношении не являющегося необходимым для передачи данного сообщения. Отсутствующее и не нуждающееся в восстановлении сказуемое, однако, участвует в формировании строя этих предложений, потому что в них имеются второстепенные члены состава сказуемого. В этом отношении эллиптические предложения сближаются с неполными.

Следует отметить, что эти предложения не нуждаются ни в контексте, ни в ситуации, для того, чтобы составить представление о действии или состоянии. Оно выражается всей конструкцией в целом, цель которой сообщить о месте, времени, способе, характеризующих действие или состояние, или указать на объект действия.

Пр.: За домом - сад, залитый солнцем.

Широки родные просторы. В недрах уголь, золото и медь.

Лексическая ограниченность отсутствующих глаголов-сказуемых проявляется в однотипности построения эллиптических предложений: члены, их составляющие, немногочисленны.

Второстепенные члены в них либо обстоятельства места и реже времени или причины.

Пр.: Всюду степь; В пять часов проверка.

либо дополнение со значением замещающего предмета:

Пр.: Вместо ответа молчание.

Эллиптические предложения относят иногда к неполным. Однако некоторые лингвисты считают такие предложения неполными лишь в историческом плане и не относят их к неполным в современном русском языке (Гвоздев А.Н.)

Такие предложения действительно не могут квалифицироваться как неполные, потому что их неполнота является структурной нормой. Это типизированные построения, не нуждающиеся в восстановлении каких-либо членов предложения, они являются достаточно полными (даже вне контекста) с точки зрения их коммуникативного задания.

Неполные и эллиптические предложения используются в основном в сфере разговорных стилей. Они широко употребляются как примета разговорности в художественной литературе или при передаче диалога, и в описаниях. Разные виды неполных и эллиптических предложений имеют и конкретную стилистическую закрепленность.

Например, в диалоге господствуют предложения неполные ситуативные и эллиптические с объектным распространителем:

Начали чинить правосудие: кого за волосы, кого за уши (Г.).

Описаниям больше свойственны эллиптические предложения. Особенно характерны для ремарок драматических произведений. Можно привести пример, как строит описание-ремарку Горький: описание содержит краткую характеристику обстановки действия:

Пр.: В левом углу - большая русская печь, в левой - каменной стене - дверь в кухню, где живут Квашня, Барон, Настя... Везде по стенам пары. Посередине ночлежки - большой стол, две скамьи, табурет, все - некрашеное и грязное.

Некоторые виды контекстуальных неполных предложений могут быть воспроизводимы и в речи научной. Разные типы неполных и эллиптических предложений как факт живой разговорной речи в последние годы широко применяются в языке газеты. Эти конструкции дают богатый материал для выработки структуры заголовков, многочисленные эллипсы здесь - это уже своего рода стандарт. Язык газеты стремится к динамичности, броскости. Пр.: (примеры из заголовков газет) Ученые - Родине.

Мир - Земле.

Радио - школьникам.

Контрольные вопросы

1. Какие предложения называются неполными?

В русском языке существуют разные принципы классификации предложений, и один из них – по полноте и неполноте данной синтаксической единицы. Что именно это означает, разъясняется на уроках русского языка в 8 классе. Данная тема очень важна для понимания принципов составления предложений и синтаксиса в целом.

Неполные предложения: что это такое и их разновидности

Неполными называются такие предложения, в которых пропущен один или несколько членов, которые необходимы для того, чтобы синтаксическая единица была полной с точки зрения значения и строения. Восстановить пропущенные члены предложения можно, исходя из окружающего контекста или знания ситуации, о которой идет речь, если это устное общение.

Лучше понять, что имеется в виду, помогут примеры неполных предложений.

Ваш класс завтра дежурит по школе? – Наш. – в этом диалоге ответная реплика и будет неполным предложением, полное значение которого (да, наш класс завтра дежурит по школе) ясно из контекста.

Чаще всего неполные предложения используются именно в диалоговой речи, также нередко неполным предложением будет одна из частей сложной синтаксической единицы.

Вот пример такого предложения: Все мне подвластны, я – никому (вторая часть в полном виде звучала бы как “я не подвластен никому”).

Главной особенностью неполного предложения является то, что вне контекста или ситуации общения его значение непонятно. По принципу того, откуда слушатель или читатель узнает недостающую информацию, они делятся на следующие виды:

  • Ситуативно-неполные – предложения, которые понятны только участникам ситуации, тем, кто общается или наблюдает за общением.
  • Контекстно-неполные – понятные читателю, который прочитал предыдущую реплику/часть предложения.

Если неполное предложение состоит более чем из одного слова, то на месте пропущенного слова или слов как правило ставится тире. В устной речи на этом месте делается небольшая пауза для выделения пропуска.

Нужно отличать неполные предложения от односоставных, поскольку это разные явления. Так, в односоставном предложении, несмотря на отсутствие одного из главных членов, смысл понятен и без него.

Эллиптические предложение как особый вид неполных предложений

В русском языке, однако, есть такие неполные предложения, которые понятны все ситуации общения или контекста, кроме того, в них пропущен всегда только один член предложения – сказуемое, выраженное глаголом. Такие синтаксические единицы называются эллиптическими. Они также отличаются тем, что тире на месте пропуска такого сказуемого не ставится. Как правило, стандартная структура такого предложения – это подлежащее + дополнение.

Например : Обед на столе – это эллиптическое предложение, в котором пропущен глагол-сказуемое “стоит”. Обычно восстановить такой глагол не составляет труда.

Что мы узнали?

В русском языке есть особая разновидность предложений – неполные. то есть такие, значение которых непонятно без контекста или знания ситуации из-за пропуска одного или нескольких смыслообразующих членов. В зависимости от того, откуда можно восстановить смысл предложения, они делятся на контекстуально-неполные и ситуативно-неполные. При этом их следует отличать от односоставных предложений. Особым типом неполного предложения является эллиптическое. в котором всегда пропускается только глагол-сказуемое, который несложно восстановить даже без знания ситуации или окружающего контекста. Если в обычных неполных предложениях на месте пропущенных слов ставится тире, то в эллиптическом оно обычно не требуется.