Особенности текстов разных типов: повествование, описание, рассуждение

Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования.

Сайт ФЦИОР обеспечивает каталогизацию электронных образовательных ресурсов различного типа за счет использования единой информационной модели метаданных, основанной на стандарте LOM. Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин и представляют собой законченные интерактивные мультимедиа продукты, нацеленные на решение определенной учебной задачи.

Площадка ФЦИОР также используется для размещения сервисов, рекомендованных к использованию образовательными учреждениями.

Как хорошо уметь читать: текстовая аналитика на ЕГЭ по русскому языку

Завершающий блок экзаменационных материалов на Едином государственном экзамене по русскому языку – семантический анализ текста.

Чтобы корректно ответить на все вопросы, необходимо прочитать текст, разделить его на несколько смысловых блоков и сформулировать для себя основную мысль. Это пригодится прежде всего для выполнения двадцатого задания, в котором из предложенных фраз нужно выбрать единственную, соответствующую содержанию рассказа.

В следующем задании предстоит проанализировать, к какому функционально-смысловому типу речи относятся предложения. Напомним, что в русском языке разделяются три типа речи: повествование, описание и рассуждение.

«В повествовании рассказывается о событиях или действиях, следующих друг за другом (это своего рода «раскадровка» текста в несколько смысловых «слайдов»), - напоминает педагог из Москвы Анна Герасимова. - В описании же, напротив, картина статична: изображается какое-либо явление действительности с перечислением его признаков - постоянных или присутствующих в конкретном случае (один «кадр»).

Рассуждение - это доказательство или объяснение какой-либо мысли с указанием причинно-следственных связей, оценках и чувствах. «Зафиксировать» в один или несколько визуальных «кадров» такое высказывание нельзя».

В задании 22 анализируется лексическое значение слова, синонимы, антонимы, омонимы, а также фразеологические обороты. Так, в одном из вариантов теста нужно найти синонимическую пару в достаточно большом по объему текстовом отрезке. «Поиск схожих по значению слов обычно не вызывает серьезных проблем у старшеклассников, - считает педагог одной из школ Санкт-Петербурга Вера Владимирова. - Чтобы облегчить себе задачу, советую составить выборку: сначала проработать существительные, затем прилагательные и глаголы. Не забудьте, что синонимические пары выражены одной частью речи!»

Задание 23 предусматривает высокий уровень сложности, хоть и оценивается оно всего в один балл: в нем речь идет о средствах связи предложений в тексте.

Специалисты напоминают, что средства связи бывают трех видов: лексическими, морфологическими и синтаксическими.

Лексические средства связи - это синонимическая замена, использование антонимов, слов одной тематической группы, а также лексический повтор - употребление однокоренного слова или повтор самого слова для достижения точности и связности текста.

Морфологические: местоименная замена, использование союзов, частиц и вводных слов как средств связи предложений в тексте, наречий со значением времени и пространства, а также употребление глаголов одного вида и времени. «Глагольные формы являются дополнительной «маркировкой» типа речи, - комментирует Анна Герасимова. - В описании чаще всего используются глаголы несовершенного вида, а в повествовании - совершенного».

Синтаксические средства связи: парцелляция (выделение главного или второстепенного члена предложения в качестве самостоятельного, после точки), объединение предложений с одним значением в синтаксическое целое, предложения-«скрепы» с соединяющей частью, синтаксический параллелизм - сходное строение нескольких предложений и т.д.

«Знание терминологии пригодится и для выполнения задания 24, - отмечает Вера Владимирова. - Средства языковой выразительности изучаются в течение всего школьного курса, но особое внимание им уделяется в старших классах. На примере текстового материала отрабатывается понимание тех или иных терминов: эпитет, метафора, фразеологизм, сравнительный оборот и т.д. Обратите внимание на то, что это задание повышенного уровня сложности, оно дает возможность набрать сразу четыре балла».

Итак, краткий виртуальный курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку от портала «Российское образование» завершен. Но экзаменационная тема на этом не заканчивается - советы специалистов о том, как подготовиться к другим экзаменам, а также о психофизической подготовке и правильном режиме выпускников читайте в следующих выпусках рубрики «Эксклюзив от «Российского образования».

Например,

«Ночлег»

«Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца…»

(А. И. Куприн)

Повествование в тексте копирайтера

В повествовании рассказывается сообщение о каком-либо событии, перечисляются действия или события во временной последовательности (следующие друг за другом).

Основные вопросы, характерные для повествования: Какова последовательность действий (событий)? Что происходило с начала? Что происходило далее? И т.д.

Композиция повествовательных текстов обычно включает:

1) завязку (начало событий);

2) развитие действия;

3) кульминацию;

4) развязку (итог событий).

Например,

«Герой нашего времени»

«Так прошло около часа. Месяц светил в окно, и луч его играл по земляному полу хаты. Вдруг на яркой полосе, пересекающей пол, промелькнула тень. (Завязка ) Я привстал и взглянул в окно, кто-то вторично пробежал мимо него и скрылся бог знает куда. Я не мог полагать, чтоб это существо сбежало по отвесу берега; однако иначе ему некуда было деваться. Я встал, накинул бешмет, опоясал кинжал и тихо-тихо вышел из хаты. (Развитие действия ) Навстречу мне слепой мальчик. Я притаился у забора, и он верной, но осторожной поступью прошел мимо меня. (Кульминация ) Под мышками он нес какой-то узел и, повернув к пристани, стал спускаться по узкой и крутой тропинке». (Развязка )

М. Ю. Лермонтов

Рассуждение в тексте копирайтера

Рассуждение помогает доказать или объяснить какое-либо положение, сделать мысль более ясной и четкой, позицию – более убедительной. Этот тип речи представляет оценки, рассматривает причины и следствия каких-либо событий и явлений. Объект рассуждения нельзя «сфотографировать». Это – мысли о мире, но не сам м ир.

В текстах-рассуждениях часто используют вводные слова-связки (во-первых, во-вторых, таким образом, следовательно и т.д.).

Рассуждение обычно отвечает на вопросы: Почему это именно так? Что из этого следует? Как быть? Что делать? И т.д.

Композиция текстов-рассуждений обычно включает:

1) тезис (мысль, которую нужно доказать или опровергнуть);

2) обоснование (аргументы, доказательные примеры);

3) вывод (заключение).

Например:

«Мастерство писателя»

«Разговор о мастерстве писателя следует начинать с языка. (тезис )

Язык всегда останется основным материалом произведения. Художественная литература – это искусство слова. Даже столь важное начало литературной формы, как композиция, отступает перед решающим значением языка писателя. (обоснование )

Мы знаем хорошие произведения литературы с несовершенной или даже плохой композицией. Но хорошего произведения с плохим языком быть не может. Из негодного леса нельзя выстроить хорошего дома...». (вывод )

(К. Федин)

Следует отметить, что границы между описанием, повествованием и рассуждением достаточно условны. Редко встречается полный текст-описание или текст-рассуждение. Обычно в тексте сочетаются различные типы речи: описание и повествование; описание и рассуждение; описание, повествование и рассуждение; описание с элементами рассуждения; повествование с элементами рассуждения и т. д.

Например,

«Евгений Онегин» (описание и повествование)

«Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух от уст Эола;

То стан совьет, то разовьет

И быстрой ножкой ножку бьет.

(А. Пушкин)

«Золотая роза» (повествование, описание и рассуждение)

«Старый пароход отвалил от пристани в Вознесенье и вышел в Онежское озеро.

Белая ночь простиралась вокруг. Я впервые видел эту ночь не над Невой и дворцами Ленинграда, а среди лесистых пространств и озер.

На востоке низко висела бледная луна. Она не давала света.

Волны от парохода бесшумно убегали вдаль, покачивая куски сосновой коры. На берегу, должно быть в каком-нибудь древнем погосте, сторож пробил на колокольне часы – двенадцать ударов. И хотя до берега было далеко, этот звон долетел до нас, миновал пароход и ушел по водной глади в прозрачный сумрак, где висела луна.

Я не знаю, как лучше назвать томительный свет белой ночи. Загадочным? Или магическим?

Эти ночи всегда кажутся мне чрезмерной щедростью природы – столько в них бледного воздуха и призрачного блеска фольги и серебра.

Человек не может примириться с неизбежным исчезновением этой красоты, этих очарованных ночей. Поэтому, должно быть, белые ночи и вызывают своей непрочностью легкую печаль, как все прекрасное, когда оно обречено жить недолго.

(К. Паустовский)

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книгах А. Назайкина

Дата добавления: 24 Января 2013 в 17:48
Автор работы: a*****@mail.ru
Тип работы: контрольная работа

Скачать архив (17.28 Кб)

Файлы: 1 файл

Скачать файл

русский язык-контрольная.docx

- 19.77 Кб

1.Особенности текстов разных типов: повествование, описание, рассуждение.

Повествование - это рассказ о событиях, происшествиях, действиях; организующая роль в этой форме словесного выражения принадлежит глаголам, особенно формам прошедшего времени совершенного вида. Они обозначают последовательно сменяющие друг друга события, обеспечивают развертывание повествования. Предложения в повествовании, как правило, не бывают слишком длинными и сложно построенными. Выразительная и изобразительная сила повествования заключается прежде всего в наглядном представлении действий, движения людей и явлений во времени и пространстве. Не случайно исследователи не раз отмечали, что Пушкин «убирает» из повествования все второстепенное, стремится оставить в предложении только подлежащее и сказуемое, чтобы повествование было живее, динамичнее. Например: Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали («Станционный смотритель»); Часы пробили первый и второй час утра, - и он услышал дальний стук кареты. Невольное волне-

ние -овладело им. Карста подъехала и остановилась. Он услышал стук опускаемой подножки. В доме засуетились. Люди побежали, раздались голоса, и дом осветился («Пиковая дама»).

Описание - это словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков: описание предмета (какой предмет), места (где что находится), состояния среды (каково здесь), состояния человека (каково ему здесь). В описании больше, чем з повествовании, слов, обозначающих качества, свойства предметов. Глаголы в описании выступают, как правило, в форме несовершенного вида, часто в прошедшем времени. Эти особенности хорошо видны в отрывке из романа М. Булгакова «Белая гвардия»: Как многоярусные соты, дымился, и шумел, и жил Город Прекрасный в морозе и тумане на горах, над Днепром. Целыми днями винтами шел из бесчисленных труб дым к небу. Улицы курились дымкой, и скрипел сбитый гигантский снег. И в пять, и в шесть, и в семь этажей громоздились дома. Днем их окна были черны, а ночью горели рядами в темно-синей выси. Цепочками, сколько хватало глаз, как драгоценные камни, сияли электрические шары, высоко подвешенные на закорючках серых длинных столбов. Днем с приятным ровным гудением бегали трамваи с желтыми соломенными пухлыми сиденьями, по образцу заграничных.

Для особой наглядности, изобразительности описания в нем могут быть использованы и формы настоящего времени глаголов, как, например, во всем известном стихотворном описании поздней осени из IV главы «Евгения Онегина» А. Пушкина:

Встает заря во мгле холодной; На нивах шум работ умолк; С своей волчихою голодной. Выходит на дорогу волк; Его почуяв, конь дорожный храпит - и путник осторожный

Несется в гору во весь дух; На утренней заре пастух Не гонит уж коров из хлева, И в час полуденный в кружок Их не зовет его рожок; В избушке распевая, дева Прядет, и, зимних друг ночей, Трещит лучинка перед ней.

Важно, что в описании формы глагольного времени обозначают не последовательную смену деталей, частей, а их расположение на одной плоскости, как бы на одном живописном полотне.

Рассуждение - это словесное доказательство (почему так, а не иначе; что из этого следует), объяснение (что это такое), размышление (как быть; что делать). Оно отличается от повествования и описания прежде всего более протяженными и сложно построенными предложениями (с обособленными оборотами, различными типами бессоюзной и союзной связи) и абстрактной лексикой, т. е. значительным количеством слов, обозначающих понятия (в повествовании и описании преобладают слова, обозначающие конкретные предметы и явления). Приведем пример рассуждения: По-настоящему сильный человек - всегда добрый. (Тезис.) Однажды к нам в секцию пришел новенький. Не помню точно, но чем-то он мне, видите ли, не понравился. Новичок, конечно, ничего не умел, но я решил ему это доказать. Провел два-три болевых приема и увидел, что он чуть не плачет. Подошел тренер, отвел меня в сторону:

Ты сильный. Зачем же ты на слабого?..

У меня даже уши покраснели. И правда, зачем? (Обоснование.)

С тех пор (а прошло уже много лет) ни разу не поднимал руку на слабых. Понял: бороться с равным - это по-честному. Бить слабого - занятие недостойное. (Логический вывод.)

В любом рассуждении есть тезис и обоснование высказанной мысли, логический вывод из всего сказанного.

В научно-деловой речи обычно используется полное рассуждение, части которого связаны союзами потому что, так как, поэтому, таким образом, итак, следовательно. В разговорной и художественной речи преобладают сокращенные рассуждения без союзов

Хотя и некоторые другие очень понравились!

Вечернее платье. Очень эффектное вечернее платье, черного цвета, в отличном состоянии, одевалось всего 2 раза.

2.Анализ текста.

Еще в Древней Руси существовала деловая переписка. Об этом свидетельствуют берестяные грамоты, найденные при раскопках, древнейшие из них относятся к IX веку.

С распространением письменности (к XIV-XV векам) содержание деловых бумаг становится все более разнообразным. Деловые документы используются как в деятельности государства, так и в жизни отдельных людей. До наших дней сохранились духовные и договорные грамоты, то есть княжеские завещания и акты, которые устанавливали взаимоотношения между князьями отношения Москвы с Тверью и Рязанью. В то время были узаконены челобитные такой формы: «Царю, государю и великому князю Михаилу Федоровичу (упоминались все титулы того, кому подавалась челобитная затем имя просителя, который нарочито принижал себя) бьет челом Ивашка Федоров, сын Измайлов...» (после чего излагалось дело и содержание просьбы).

(По Д. Розенталю.)

Анализ текста

Композиционно-содержательный анализ текста

Тема данного текста - развитие деловой письменности.

Главная мысль текста-с распространением письменности содержание деловых бумаг становится, все более разнообразны

Стилистический анализ текста

Стиль данного текста публицистический, так как автор излагает информацию, предназначенную для широких слоёв общества.

Публицистический стиль встречается в жанрах статьи, очерка, репортажа, фельетона, интервью, ораторской речи и характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью.

Этот стиль употребляется в сферах политико- идеологических, общественных и культурных отношений. И информация предназначена для широких слоёв общества.

Типологический анализ текста

Представленный текст, на мой взгляд, относится к повествованию.

Повествование - это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка). Повествование может вестись от третьего лица.

В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Примеры из текста: существовала, свидетельствуют, сохранились, упоминались.

Список литературы:

Виноградов В.В.. Избранные труды. История русского литературного языка. - М., 1978.-320 с

2. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н.. Культура русской речи. Учебник для вузов. - М., 1999. - 560 с

3. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1993. -373 с

4. Лосева Л.М. Как строится текст. -М., 1980. -360 с

5. Нечаева О.А. Функционально- смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). -Улан-Удэ, 1974.

6. Трошева Т.Б. Формирование рассуждения в процессе развития научного стиля русского литературного языка XVIII - XX вв., -Пермь, 1999.

7. Штрекер Н.Ю.. Русский язык и культура речи. -М.,-2003. -250с


Описание работы

1.Особенности текстов разных типов: повествование, описание, рассуждение.
2.Анализ текста.