Ребёнок, который не говорит по-русски…. Ребёнок отказывается говорить по-русски! Если дошкольник плохо говорит на русском языке

В статье сделана попытка обобщить опыт по адаптации учащихся-инофонов в русскоязычной школе. Наша задача - помочь каждому ребёнку найти своё достойное место среди детей, "мягко" включить школьника в учебный процесс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как «разговорить» ребёнка, не говорящего на русском языке?

Итак, в класс пришёл ребёнок, практически не говорящий на русском языке. Что делать? Первое – создать доброжелательную атмосферу, постараться подключить его к общению со сверстниками, не торопить, избегать ситуаций, когда к новичку будет привлечено чрезмерное внимание. Одним словом, дать ему оглядеться, освоиться. Задача учителя на этом этапе – развивать разговорную речь.

Основные приемы развития разговорной речи - поручение, беседа, используемые непосредственно в общении с детьми и в условиях специально организованной дидактической игры. Для того, чтобы ребенок научился понимать поручения, педагог включает в его словарь необходимую лексику. (Здесь нельзя недооценить возможности современных компьютерных технологий . Практика показывает, что определённая часть родителей готовы вместе с детьми изучать русский язык дистанционным путём.)

Первоначально для восприятия детям предлагаются простейшие поручения, требующие ответа действием. Затем поручения усложняются. Вводятся комбинированные поручения, требующие не только восприятия и ответа действием, но и ответа словом. В дальнейшем, наряду с простыми, вводятся усложненные инструкции, предлагаются поручения, для выполнения которых необходимо большее количество действий. В специально организованных играх дети дают поручения друг другу.

Особую роль при обучении разговорной речи занимает работа педагога по формированию у ребенка навыка обращаться с просьбой. Обучение осуществляется в естественной ситуации. При возникновении ситуации, когда ребенок в чем-то нуждается, ему предлагается образец речевого высказывания, который он повторяет . Вначале просьба состоит из одного-двух слов, затем она становится все более развернутой. Увеличивается и степень самостоятельности детей: появляются просьбы, затем - высказывания, осуществляемые без побуждения извне, т. е. инициативная речь.

Обучение ребёнка вопросно-ответной форме общения начинается с формирования умения понимать и использовать вопросы: «Кто?», «Что?», «Где?», требующие простых, т. е. односложных ответов. В дальнейшем детям предлагаются вопросы, на которые следует отвечать развернуто, однако педагогу следует помнить, что на первом этапе обучения ребенок еще не в состоянии решать сразу две задачи, поставленные перед ним вопросно-ответной формой общения: понять вопрос и ответить на него, поэтому такие упражнения следует по возможности расчленять. На следующем этапе обучения вопросы усложняются, становясь все более обобщенными. Развитие вопросно-ответной формы общения детей можно показать на примере игры «Угадайка». Если на первых этапах обучения в ходе игры «отгадывает» педагог, то потом вопросы задают дети, сначала с опорой на образец, затем - самостоятельно.

В целом, работа над развитием разговорной речи содержит два направления:

Усложнение речевого материала, т.е. овладение новыми грамматическими и синтаксическими конструкциями, увеличение объема словаря;

Повышение уровня самостоятельности ребенка при использовании речевых средств.

Дидактическая игра. Она имеет две цели: обучающую - для взрослого, и игровую - для ребенка. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение материала. Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого материала, при решении любой коррекционной задачи. Она позволяет обеспечить нужное количество повторов на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию . Дидактическая игра помогает ребенку научиться связно излагать собственные мысли и достаточно полно понимать речь собеседника, т. е. вести содержательный диалог. Необходимо делать акцент не только на формировании языковых навыков в контексте учебных заданий, но и на развитии связной диалогической речи в естественном общении с партнерами (детьми или взрослыми), т. е. учить детей не только говорить, но и общаться.

Погружение в совместную деятельность . Большую помощь на начальных этапах ребёнку- инофону может оказать погружение в совместную деятельность со сверстниками. Различные групповые занятия дадут ему возможность поближе познакомиться со сверстниками и создадут естественную речевую среду. В ходе таких занятий можно выразиться в движении, рисунке, предметно-практической деятельности, одним словом – творчески выразить себя. Этот вид работы создает такую ситуацию, в которой общение будет необходимым условием выполнения задания, т. е. создает мотивацию общения, формирует стремление задать вопрос и получить ответ, актуализирует потребность в речевых высказываниях. Предметно-практическая деятельность способствует развитию полицепторности восприятия чувственного мира. Здесь у детей происходит подключение всех видов восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, слухового. Чувственный опыт дети приобретают в процессе широкой ориентировочно-исследовательской деятельности.

Таким образом, в предметно-практической деятельности имеются предпосылки для развития тонкой моторики, фонематического восприятия, мышления, речи и неречевых психических функций. На занятиях дети занимаются лепкой, рисованием, конструированием из бумаги и т. д. Форма работы может быть индивидуальной или коллективной в зависимости от возможностей воспитанников и поставленной педагогом задачи.

В целом, при проведении занятий в классе с детьми-инофонами педагогу необходимо стремиться к соблюдению следующих рекомендаций :

  1. Педагогическая работа должна носить сопровождающий характер. Задача педагога – не учить ребёнка, а создать необходимую ситуацию для того, чтобы ребёнок учился самостоятельно.
  2. Максимальная индивидуализация обучения с целью опоры на личностные особенности учащегося и на его родную культуру.
  3. Обеспечение речевой среды ребёнку-билингву. Создание и использование реальной ситуации коммуникации: устная коммуникация – наиболее естественное условие для вовлечения в речевое общение.
  4. Развитие речи должно предполагаться не только на уроках русского языка, но и в другой обстановке: на других уроках, на прогулке, на внеклассных мероприятиях.
  5. Необходимость адаптации речевого поведения самого педагога к речевым возможностям учащегося-билингва, а именно: контроль за темпом собственной речи, построением доступных для понимания ребёнка синтаксических конструкций.
  6. Организация (по возможности) дополнительных занятий по освоению русского языка. Педагогическая работа на таких занятиях не должна носить исключительно дидактический характер. Главное – создание коммуникативных ситуаций, приближённых к реальной жизни, предоставление возможности ребёнку реализовать себя. Пути преодоления ошибок в общем виде представляют собой:

Демонстрацию правильного речевого образца: «Слушай, запоминай, повторяй»;

Подключение всех каналов восприятия речевой информации: «Слушай, говори, смотри, пиши»;

Предъявление новых слов в предложениях и ситуациях (наглядность, прозрачный контекст, синонимы или антонимы и т.д.)

И спользованная литература

  1. Лысакова И.П. Русский язык как неродной в петербургской школе. «Проблемы онтолингвистики - 2007» Материалы международной конференции (21-22.05.2007 – СПб)
  2. Протасова Е.Ю. Как формируются языки, когда их два. «Дети и языки»,М.
  3. Румега Н.А. Психолого-педагогическая поддержка детей-мигрантов в полиэтническом социуме//Воспитание толерантности в полукультурном социуме//Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Д:ГинГо, 2002.
  4. Румега Н.А. Специфика обучения детей-мигрантов русскому языку//Витагенная педагогика в образовательном этносе этнокультуры//Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Д: Гин Го, 2000.

Нормативы — с одной стороны, спорная вещь, а, с другой, они объективно существуют, созданы на основе исследований, наблюдений за детьми. Здесь мы предложим данные Кафедры детской речи РГПУ им. А.И. Герцена.

3-6 месяцев — ребенок пробует артикуляционный аппарат в действии и произносит много звуков.

1 год — произносит первые слова «мама», «дай». В активном словарном запасе 1-10 слов, в пассивном — 30-60 слов.

2 года — конструирует простые фразы из 3-4 слов; словарный запас от 100 слов.

3 года — строит распространенные фразы, много и хорошо говорит, читает стихи наизусть.

4 года — использует для построения фраз грамматически верные конструкции, все части речи.

4-5 лет — речь приобретает форму короткого рассказа.

6 лет — речь сформирована.

В общем, когда , и он плохо говорит, повода для сильного волнения быть не должно. Даже наличие одного слова в этом возрасте уже считается нормой. Впрочем, каждый родитель имеет право проверить свои опасения, посетив врача.

К какому врачу обращаться?

Если родители видят отставание от норм их «молчуна», стоит начать с . Возможно, он порекомендует обратиться к неврологу , отоларингологу , сурдологу, психиатру . Назначить лечение (ноотропные препараты, физиопроцедуры, оперативное вмешательство) может только врач. Логопед — это педагог, а не доктор, и он не в силах установить причину проблем с развитием речи. К тому же весьма распространена практика, что логопеды занимаются с детками постарше. Случается, необходима совместная работа логопеда и медиков.

7 видов нарушений речи

1 Для исправления дислалии (неправильное произношение отдельных звуков), как правило, достаточно усилий логопеда. На занятиях педагог «научит» мышцы губ и языка правильному положению для создания звука.

2 При ринолалии (неправильное произношение всех звуков) речь невнятна, монотонна; скорее всего, нарушено строение артикуляционного аппарата, и нужна консультация ЛОРа.

3 Моторная алалия — это состояние, когда малыш все хорошо понимает, однако плохо произносит некоторые звуки, у него маленький для своего возраста словарный запас, ошибки в согласовании рода, числа, падежа. Причина — поражение некоторых центров головного мозга.

4 Из поражений речевых центров возможна и сенсорная алалия. В этом случае ребенок не понимает смысла обращенной к нему речи. Он повторяет слова, предложения и даже целые стихотворения, не понимая, однако, их смысла. Для диагностики обращаются к неврологу.

5 Афазия — редкое явление, когда до определенного возраста речь развивалась нормально, а потом в результате болезни или травмы начался регресс. Требуются экстренные меры диагностики у невролога.

6 Дизартрия — тяжелое нарушение, которое обычно сопутствует неврологическим заболеваниям и органическим поражениям головного мозга. Как правило, для ее исправления логопед и невролог объединяют свои усилия.

7 Реактивный мутизм — полная немота, возникшая у ребенка, владеющего речью. Отличить это невротическое проявление от психиатрического заболевания может только доктор.

Причины возникновения проблемы

Итак, среди наиболее распространенных причин можно назвать такие:

  1. Родовые травмы.
  2. Дефицит личного общения (начиная с внутриутробного развития).
  3. Медленное созревание нервной системы.
  4. Поражение слуха.
  5. Общее расстройство развития нервной системы.
  6. Отсутствие мотивации говорить.
  7. Педагогическая запущенность.
  8. Психологическая травма.

Как помочь ребенку заговорить?

1 Общаться. Это банально, но с малышом нужно говорить буквально с момента, когда ты узнала, что беременна. С новорожденным — тоже, но внятно, не спеша, с четкой артикуляцией, интонациями, повернувшись лицом к лицу с ребенком, чтобы он видел мимику, «считывал» положение головы и тела. Можно комментировать собственные действия, рассказывать о том, что вы оба видите в данный момент, рассматривать картинки и описывать их.

2 Слушать и понимать . Интонации грудничка часто окрашены смыслом (страх, просьба, нетерпение), и мама, которая разгадала их и озвучила, проговорила эмоцию, делает очень много для речевого развития малыша. Когда маленького человека слышат, это дает стимул «говорить» больше — сначала криком, потом лепетом, словами.

3 Читать вместе. В зависимости от возраста чтение может быть более или менее сложным. Важно, чтобы мама читала наизусть, глядя на ребенка, а не в книгу. Не исключено, что малыш ее захлопнет, если заметит, что внимание мамы направлено не на него.

! Притворное, демонстративное «непонимание» детских жестов, лепета или слов иногда работает, стимулирует речь, однако чаще приводит к слезам и истерикам. Будь осторожна с такими лукавыми трюками.

4 Стать интереснее гаджетов. Неверно думать, что слушая аудиосказки или просматривая мультфильмы, малыш заговорит в большем объеме, чище и лучше. Обучение происходит только тогда, когда он видит лицо говорящего человека, положение его тела, слышит интонацию — все это он подсознательно запоминает. Отбирать ли гаджеты, решай индивидуально, однако лучше стать для своего малыша интереснее гаджетов.

6 Создать доброжелательную атмосферу. Дети чувствительны, поэтому они наверняка поймут беспокойство мамы и папы по поводу плохой речи или ее отсутствия. Постарайся умерить тревогу, не обсуждать в присутствии ребенка его «недостаток», пресечь попытки родственников отнести сына или дочку в разряд «плохо говорящие дети».

Развивающие занятия для детей

Занятия, направленные на развитие речи ребенка, проходят в . Желательно сделать так, чтобы игра нравилась и взрослому. Так оба играют с удовольствием, и не создается ощущения, что вы «занимаетесь» специально. Играть можно с крупой и макаронами, веревочками (нанизывать бусины, завязать бантик), рисовать пальчиковыми красками. Можно учить скороговорки, стихи, предлагать маленькому продолжить фразу, начатую взрослым.

Пальчиковые игры . В современном мире ладошки малышей получают мало полезной работы. А именно на пальцах находятся окончания, отвечающие за речевые центры головного мозга. Поэтому развитие мелкой моторики улучшит речь. С самыми маленькими играем в «Ладушки», «Сороку-ворону», «Кулачок» (загибаем пальцы по одному, называя их). С детьми постарше изображать пальцами и ладонями цветы, домик, птиц, собачку, имитировать движения волн и так далее.

Лепка . Для малышей подойдет масса для моделирования - мягка и безопасная. В домашних условиях его заменит соленое тесто (по 1 стакану муки и соли, столовая ложка растительного масла и ½ стакана воды): не страшно, если кроха попробует его на зуб, а храниться оно в холодильнике и долго не портится.

Артикуляционная гимнастика . Пример упражнений ты найдешь в этом видео:

Итак, моя ситуация:

у начавшей поздно говорить дочки сначала преобладал русский, потом была смесь из двух языков, где она выбирала самые простые слова из обоих. А потом она пошла в пятидневный садик на полдня, говоря на русском простыми предложениями, и через три месяца в ее речи остались только два русских слова.

Самой большой проблемой, как ни странно, оказалось посмотреть правде в глаза и понять, что пришло время принимать решение : бороться за русский дальше или сдаться и со спокойной совестью перейти на язык среды.

Первый вопрос, на который нужно было ответить себе был: «ЗАЧЕМ МНЕ РУССКИЙ ЯЗЫК?»

Здесь важны все слова. МНЕ: дочке было 4 года, понять, зачем русский ей без моей помощи она еще не могла. РУССКИЙ: мой родной язык, но и японским я владею на очень высоком уровне, проблем в общении на нем в будущем я не видела. ЗАЧЕМ: головой я понимала, что билингвизм может дать большие преимущества, но лично для меня это не было причиной, чтобы после рабочего дня сознательно и целенаправленно заниматься, готовиться, искать книги и учителей. Путем размышлений и письменных практик я нашла эту наполненную энергией мою личную цель: ею для меня стало передать часть моей культуры, всех тех тонких смыслов, над которыми мы сможем смеяться или переживать, смотря фильмы или читая книги. Передать моему ребенку часть себя, как я передала ей уже часть себя в виде своих генов. И тогда я смогла принять то, что подсознательно останавливало меня – отсутствие гарантий. Когда я сама изучаю язык, у меня есть моя цель, и я уверена, что я к ней приду. С ребенком по-другому: я не знаю, каков будет долгосрочный результат, потому что слишком много переменных.

Когда я нашла ответ на этот вопрос, я стала искать ресурсы: время, деньги, поддержку, людей.

  1. Время.

    Как и у всех людей, у меня совсем нет времени, расписание забито важными и важнейшими делами. Я изменила свой вопрос с «Что делать, если времени нет?» на «Как найти время?». Я расписала свою стандартную неделю десятиминутными отрезками (поплакав над ничтожностью свободного времени), пересмотрела свои приоритеты и стала искать, как и где можно сократить мои рабочие и домашние обязанности. Получилось найти полчаса утром (которые сейчас превратились в час), 30-40 минут на дорогу в садик и обратно в спокойном темпе, время в ванной с дочкой, полчаса на чтение перед сном, по часу в два рабочих дня, полдня в один выходной. Это мало, конечно, но это лучше, чем ничего.

  2. Деньги.

    Если у меня нет времени на поиск и составление своих материалов, я могу их купить или делегировать обучение учителю. Но на это требуются деньги. Я определила среднюю сумму, которую могу ежемесячно тратить и запланировала длительную поездку в Россию. Из моего опыта корреляция такая: чем больше свободного времени, тем меньше получается тратить денег и наоборот.

  3. Поддержка.

    Это очень важный момент, ибо все мы живем в обществе. Если общество монолингвально, как Япония, в которой я живу, требуется проводить разъяснительную работу в садах и школах, объяснять премущества двуязычия родителям мужа и так далее. Разумеется, самая важная поддержка – муж. Даже если он активно не поддерживает, он минимум должен быть не против. Мне кажется, без этого проект возвращения русского можно даже и не начинать. Мне еще придает энергии поддержка моих родителей, а также круг единомышленников в соцсетях и вживую (я потратила достаточно много времени, чтобы его сформировать). Раньше, все истории, которые я видела в сетях, были только об успехе, и это меня, в той моей ситуации, заставляло почувствовать себя неудачницей, плохой матерью, которая «даже свой язык ребенку передать не может». Одно время я вообще перестала читать что-либо о билингвизме. Поэтому я хочу сказать тем, у кого не получается сейчас: я на вашей стороне. Оглянитесь вокруг и вы обязательно увидите людей, которые без осуждения смогут поддержать вас в трудную минуту сомнений.

  4. Люди.

    Это те, кто поможет создать среду русского языка: говорящие по-русски дети и взрослые, учителя русской школы, кружки на русском языке, русскоязычные няни и прочее. Если начать искать целенаправленно, многое можно найти. А если этого нет, то создать со своими единомышленниками.

У вас есть выбор

Здесь мне хочется сказать одну искреннюю и редко находящую поддержку мысль. Вы имеете полное право не пытаться дать русский язык своему ребенку. Если не можете найти свое личное «зачем», если у вас реально нет ресурсов, вы можете не бороться. Такое осознанно принятое решение освободит вас от чувства вины. Я выучила японский, первый раз начав заниматься в университете. И это очень хороший, функциональный язык, на котором я работаю и живу, не испытывая проблем в коммуникации. Если ребенок решит выучить язык взрослым, у него тоже все получится.

Но если вы решили и дальше бороться за русский, то поставьте себе тот срок, когды вы будете вкладываться полностью в этот проект, не ожидая мгновенного результата. Я поставила себе шесть месяцев. Через три месяца дочка отвечала или пыталась ответить мне практически всегда по-русски, через полгода она полностью перешла на русский язык.

Что я сделала для этого? Прежде всего, проанализировала, какие причины не дают ей говорить по-русски.

Анализ

По-моему, все причины можно разделить на четыре группы: говорить 1) не с кем, 2) незачем, 3) трудно, 4)неудобно или стыдно.

  1. Нет языковой среды: дети и взрослые, которые провоцируют общение.

    Это самая главная причина, почему наши дети-билингвы не отвечают по-русски. Они не слышат, что все вокруг говорят и отвечают на этом языке.

  2. Мама (папа) и так поймет.

    Если мама или папа до этого момента понимали обращенную к ним речь, зачем прилагать лишние усилия? Даже взрослый в диалоге с иностранцем выберет тот язык, на котором обоим удобнее говорить, если цель именно коммуникация, а не тренировка навыков.

    • Увлечения ребенка представлены на языке среды.
      Игры со сверстниками идут на языке среды, все интересное (например, Пурикюа, местное увлечение дошкольниц) есть только на языке среды. Если русский в увлечениях ребенка не функционален, ему там не останется места.
    • Привычка.
      Если ребенок уже привык отвечать вам на языке среды, то очень непросто переломить это как привычку и включить переключатель между языками в мозгу. На это потребуется время и разные хитрости на переключение.
  3. Коммуникативные проблемы.

    Если у ребенка есть проблемы с коммуникативными навыками (вне зависимости от языка), то зачастую отказ говорить – это просто экономия ресурсов ребенка, ведь любое общение отнимает слишком много энергии.

    • Слабый словарный запас (и активный, и пассивный).
      Нет ничего труднее, чем говорить, подыскивая и вспоминая каждое слово. Тогда проще сказать «не знаю» и все проблемы решатся.
    • Мало инпута (слышимой на русском речи).
      Это не только проблема того, сколько времени мы проводим с ребенком, но и того, что и как мы говорим. Однажды, прочитав такой совет в блоге у Дарьи Куматренко, я записала примерно час своего общения с детьми на диктофон. А потом села и проанализировала, сколько из этой речи было просьбами что-то сделать, сердитыми командами прекратить драться, а сколько нормальным разговором, в котором принимали участие обе стороны, и сколько речи было в целом за этот час. Несмотря на то, что я понимала, что идет запись (то есть эксперимент не был чистым), результаты меня не порадовали. Тем не менее они стали еще одним материалом для размышления и выстраивания наших «диалогов для обучения».
  4. Негативный опыт общения

    У моих детей такого опыта не было, но я слышала истории про то, как желание говорить по-русски пропало после того, как ровесники в России обсмеяли его язык.

    • Негативный образ России (или другой страны, которая связана у ребенка с русским языком).
      Если родители сами плохо относятся к стране и русским обычаям, странно ожидать, что связанный с ними русский язык будет в глазах ребенка иметь большую ценность.
    • Говорить на иностранном языке некруто, странно и порицаемо в стране проживания.
      Я живу в монолингвальной стране далеко от столицы, и здесь речь на другом языке можно услышать очень редко. Английский котируется достаточно высоко, но даже взрослые люди не все в курсе, что в России говорят на русском. Чем старше будет ребенок, тем давление среды будет активнее, хотя для моей дошкольницы сейчас при помощи воспитателей в саду речь на русском воспринимается как достоинство (и в некоторой степени бесплатный аттракцион).

Стратегия

После анализа пришло время выработать стратегию: переосмыслить свои ценности, выбрать кому и что делегировать, определить временные блоки для занятий, найти пути организации языковой среды.

  1. Приоритеты

    Осознание и выписывание своих приоритетов помогает в ситуации, когда вы колеблетесь, как поступить.
    Мои приоритеты: доверие и уважение к ребенку; свободное время для ребенка и для меня (не превращать все только в учебу или дидактическую игру, не отслеживать постоянно результат); русский язык важнее других занятий; хорошее отношение с ребенком важнее всего (в том числе и русского).

  2. Делегирование

    ЧТО вы можете делегировать, а что важно делать самому? КОМУ можно делегировать? В Саппоро, где я живу, не было никаких кружков для детей на русском языке, не было занятий по развитию речи для дошкольников. С большим трудом я нашла человека, который согласился приходить к нам домой заниматься с дочкой. Я очень бы хотела делегировать развитие речи русской школе и кружкам на русском, однако в моем случае это плохо получилось в первый год и пришлось заниматься всем самой.

  3. Как использовать время

    Я расписала все полученное время на собственно «занятия», когда ребенок понимает, что он узнает что-то новое: лабиринты, игры с карточками, чтение и написание, чтение перед сном; и «шпионские занятия», когда мы занимаемся конкретными вещами для развития речи, но ребенок не в курсе. Так, в ванной мы учили песенки и рисовали буквы и картинки мыльными карандашами на зеркале. По пути в садик и обратно мы изучаем растения и животных, цифры (читаем номера машин), цвета и материалы (бывает деревянная кошка? А зеленая?) и т. д. У каждого временного блока есть своя основная цель, и это помогает мне при планировании. Есть активные блоки несколько раз в день, когда я сознательно работаю на благо русского языка, как бы я не устала, и время просто на расслабленное общение.

  4. Кружки: быть или не быть?

    Поскольку в нашем городе сейчас есть возможность ходить только на рисование на русском языке (куда дочка, разумеется, ходит), то мне, как работающей маме, пришлось ограничить желание развивать ребенка в разных направлениях только одним кружком в неделю (художественная гимнастика), отдав все остальное свободное время русскому в виде индивидуальных и групповых занятий, организованных мной. Мне очень хотелось водить ее на музыку (рядом с нами, хорошие отзывы, интерес у ребенка), но пришлось вспомнить о приоритетах и осознать, что уже в четырехлетнем возрасте мне приходится делать за нее выбор.

Итак, дочка понимала все, что я говорю.

Наш диалог состоял из моих русских и ее японских фраз, но это был именно акт коммуникации: непонимания не возникало ни у одной из сторон.

Тем не менее, я сделала все возможное, чтобы сделать ее речь активной, потому что понимала, что нас ждут следующие подводные камни пассива.

  1. Невозможно оценить, насколько велико «все» из «все понимает».

    Дети – гении контекста. Если вы попросите их принести «музыкальную шкатулку со стола», показав рукой в его сторону, весьма вероятно, что они принесут шкатулку, не понимая ни ее названия, ни чем отличается «со стола», «из стола», «из-под стола». Можно ли это назвать «понимает все?».
    В моем случае еще работали родительские шоры, когда мне просто хотелось верить, что дочка хотя бы «понимает все», раз уж не говорит. Однажды я попросила принести дождевик из ее комнаты в момент, когда руки у меня были заняты младшим, а она никак не могла понять, что мне нужно, хотя неоднократно делала это раньше. И тогда я осознала, насколько призрачно это «понимает все».

  2. Чтобы речь была полноценной, она должна представлять собой сеть сбалансированных навыков.

    Нельзя сказать, что человек «знает язык», если он владеет только одним навыком. Когда я писала дипломную работу мой научный руководитель дал мне книгу на немецком, чтобы я воспользовалась ею по своей теме. За два месяца я научилась находить ключевые слова, разбираться в дебрях грамматики языка, которого я до тех пор никогда не изучала, и переводить со словарем. Однако мне и в голову не приходило, что я «владею немецким». Точно так же пассивное восприятие на слух не дает мне право считать, что моя дочка «знает русский».

  3. Пассивный словарный запас всегда уходит быстрее активного.

    Это жестокая правда, однако активно используемые слова забываются хуже, чем несколько раз услышанные и понятые из контекста. У нас и так мало времени, и чтобы освоить нужный нам пласт русских слов эффективнее делать их активными.

  4. Есть единственный способ говорить на языке – говорить.

    Я преподаю взрослым русский как иностранный уже 15 лет и знаю единственный способ научится говорить на языке. Этот способ очень прост – надо говорить, много, доводя до автоматизма узнанное. Чтение и восприятие на слух очень важны, но они не могут гарантировать вам, что вы будете говорить.
    По этой же причине я против совета, который часто читаю в группах для билингвов: «просто больше читайте детям и показывайте мультики». Если вы всегда говорите с ребенком по-русски, а он отвечает на языке среды, для вас эти советы УЖЕ не сработали. Мне кажется, важно начать активизировать речь на русском, а книги и мультфильмы использовать как дополнительные, а не основные средства. И да, я читаю моим детям, и они смотрят мультфильмы. Но я не надеюсь, что только это им поможет.

Тактические приемы

Поскольку причины кроются в 4 составляющих (не с кем, незачем, трудно, стыдно), то и тактика направлена на их решение.

  • Создаем С КЕМ ГОВОРИТЬ:

    Создание языковой среды, важной для ребенка (кружки, русская школа, русскоязычные друзья, бабушка и дедушка на долгий срок, поездки в Россию).
    Все мы живем в разных условиях, кто-то в крупном городе, кто-то далеко от других русскоязычных; кто-то может по три месяца в год проводить в России, кто-то нет. Однако я вижу удивительные примеры того, что целеустремленность родителей может творить чудеса. Нет кружков – организуйте свой. Сначала я организовала кружок для дочки и ее ровесников, потом пошла преподавать в русскую школу, только бы рядом с ней были сверстники, говорящие по-русски. Я провожу праздники и активно ищу другие способы создать среду не потому, что мне это нравится, а потому что считаю это важным и вижу, что это работает.

  • Создаем ЗАЧЕМ ГОВОРИТЬ

    • Меняйте привычку: человек-переключатель, только русскоговорящая игрушка, по пути в садик мы только на русском и т. д.
      Нам очень помогла учительница, которая приходила раз в неделю играть с дочкой. Сначала дочка стеснялась, но постепенно (через месяц) стала пытаться говорить с учительницей, которая «не понимала» по-японски. После переключения ребенок на автомате отвечал на русском и мне, и постепенно отрезки только русского становились все длиннее и длиннее.
    • Метод «непонимания»: осторожное применение.
      Этот метод часто советуют, но внезапно перестать понимать ребенка не так просто. Если ребенок устраивает истерики от того, что он не может понятно выразить свои желания, как это было с моей дочкой, мир и покой дороже. Я «не понимала» только до трех раз в день в моменты, когда у ребенка было хорошее настроение.
    • Альтернативные вопросы: «тебе дать воду или чай?»
      Этот метод был самым эффективным первое время, когда ребенку было трудно говорить по-русски и не вспоминались нужные слова. Вы предлагаете ребенку уже правильную грамматическую конструкцию, которую нужно повторить. И отделаться односложным «да» или кивком невозможно.
    • «Коммуникационный зазор»: ситуация, где необходимо использовать русский.
      Этим методом непросто пользоваться без подготовки, однако при постоянной тренировке он выходит на автоматизм. Приведу два примера. Например, вы дома выучили названия животных по картинкам и идете в зоопарк. Конечно, это та ситуация, где ребенок будет кричать «смотри, мама, слон!!!» и вы повторите части тела животных. Второй пример – наше любимое занятие с младшим сыном. Я пою или рассказываю уже известную детям песню или историю, подменяя слова так, чтобы это было неожиданно и смешно. Например: «за день мы устали очень, скажем всем «доброе утро!», дети смеются и поправляют. Так я могу готовить ужин, общаясь с ними, или стоять в очереди.
    • Увлечения ребенка давайте максимально через русский язык.
      Все принцессы Диснея появлялись у нас дома сначала только на русском. Потом, когда дочка узнала, что любимая Рапунцель говорит и по-японски, она очень удивилась, а я сказала: «она может говорить на разных языках, как и ты». Конечно, после этого желание говорить на русском только увеличилось.
    • Метод «блох»: если мы изучаем овощи, мы говорим про них активно и много в любой теме, интересующей ребенка
      Ребенку трудно держать фокус на одной теме, и это не нужно. Можно найти повод повторить то, что вам нужно в любой ситуации. Пошли в зоопарк – поговорили, кто из животных что ест. Поговорили о подружке – вспомнили, какие овощи она любит, а какие нет. Посмотрели на радугу – вспомнили, какие овощи бывают этого цвета.
    • эмоциональное подтверждение результата (не ребенок ради языка, а язык для ребенка)
      Нет лучшей поддержки для ребенка, чем искренняя радость значимого взрослого.
    • больше импута: записывайте себя на аудио и анализируйте свои языковые привычки; записывайте, сколько ребенок реально слышит русскую речь и думайте, как увеличить
  • Делаем так, чтобы ГОВОРИТЬ было ПРОСТО

    • решение коммуникативных проблем (в т. ч. через японских друзей, японский садик и школу, японских специалистов по развитию речи);
      Нам очень помогло общение с местнымы специалистами, которые высказывали своии мнения насчет причин коммуникативных проблем и предлагали способы их решения. Результаты видны в обоих языках.
    • последовательное развитие словарного запаса (по темам, многократным повторением, фиксированного родителем);
      Неговорящий на русском ребенок не заговорит за один день, поэтому важно отмечать динамику прогресса. Это помогает не только видеть, что сделано и куда двигаться, но и оказывает огромную психологическую поддержку родителю.
    • пошаговое усложнение фраз: «дай», «дай руку», «дай мне руку», «дай мне правую руку»;
      Дочка очень любит качели, поэтому я начинала ее качать, только когда она говорила «покачай», потом «покачай меня», потом «покачай меня посильнее», «покачай меня посильнее, пожалуйста», переходя на следующий этап после закрепления предыдущего.
  • Создаем среду и ситуации, чтобы ГОВОРИТЬ было ПРЕСТИЖНО (круто, вызывало восхищение)

    • положительный образ России (или другой русскоговорящей страны родителя), положительный опыт в России: со сверстниками, дача, игровые площадки, все, что связано с интересами ребенка;
      Скажу без хвастовства, я знаю родной Новосибирск в том, что касается детских развлечений, лучше, чем местные жители. Каждый год у нас насыщенная программа, где приоритет отдается интерактивным занятиям, связанным с интересами ребенка. В результате ребенок считает Россию потрясающе интересной страной и рвется туда ехать. У нас там друзья со схожими интересами, одного пола и возраста, с которыми, как я надеюсь, мы потом будем общаться и удаленно.
    • внушаем местным друзьям ребенка и их родителям «сверкающий образ билингва» и просвещаем воспитателей и учителей, создаем ситуации, когда ребенок может рассказать о России (или другой стране) с положительной стороны;
      Чем больше одобрения или молчаливого принятия будет среди ровесников и важных взрослых вокруг, тем меньше неприятия языка. Моя дочка сейчас учит своих подружек простым фразам на русском, это их «секретный язык». Опыт повышения статуса благодаря владению русским языком бесценен.
      Сейчас я организую на волонтерской основе спортивные обмены кружка по художественной гимнастике, в котором занимается дочка, с российскими спортсменками, чтобы повысить интерес к языку и его статусность в ее прямом окружении.

Надеюсь, что написанное мной поможет и поддержит вас в вашем стремлении дать ребенку русский язык. Не все зависит от родителя, но до определенного возраста от родителя зависит очень многое. Если вы решили, что это важно, ищите ресурсы и пользуйтесь приемами: не все подойдут именно вашему ребенку, но перебирая их и находя новые, вы найдете свой собственный путь и получите самый замечательный приз — диалог с ребенком на русском. И вообще, сам процесс тоже приносит не меньше радости, чем результат.

Ребёнок, который не говорит по-русски…

Изменения в политической, экономической, социальной и культурной сферах, обусловленные процессами глобализации и интеграции в условиях поликультурного общества, привели к тому, что сегодня особое значение приобретает умение понимать других и толерантно относится к культурному, в том числе языковому, многообразию
современного мира. В этой связи раннее знакомство со вторым языком и отраженной в нём культурой можно рассматривать как дальнейшее благополучие ребёнка.
В России, как и в других европейских государствах, проживают семьи иностранных
граждан, которые плохо знают язык страны или не знают его совсем. В г,Усолье – Сибирское, проживали и проживают люди самых разных национальностей. В детские сады нашего города всё чаще приходят дети, которые по-русски не говорят.

Кто может им помочь и как?

В условиях миграции у детей особая роль – они становятся связующим звеном между языками и культурами. Поэтому проблема состоит не только в том, чтобы дети как можно скорее овладели русским языком, - этим детям нужно помочь вырасти двуязычными.
Нет ясного ответа на вопрос о влиянии двуязычия (положительное, отрицательное или нейтральное) на процесс становления языковой системы ребёнка. Практика показывает, что многоязычная среда может принести как пользу и подарить миру блестящих полиглотов, так и вред: дети не усваивают полноценно ни одного языка. Низкая речевая
активность, бесконечные ошибки в речи, неумение выразить свои мысли – нередкие явления, которые становятся своеобразной платой за возможность в быту бегло и без акцента говорить на двух языках. Результат двуязычного воспитания – качество языков – можно оценить только в подростковом возрасте, и этот результат во многом зависит от позиции родителей и педагогов.
Среди воспитанников нашего дошкольного учреждения есть киргизы. Исходя из своего опыта работы, осмелюсь предложить, несколько советов, которые касаются наиболее важных моментов процесса становления двуязычия у детей.

Нельзя советовать нерусским родителям, говорить с детьми по-русски.

Родной язык для семьи дорог, так же как для нас русский язык. Родители болезненно воспринимают советы воспитателей говорить с детьми дома на неродном языке и обычно этим советам не следуют. Кроме того, нельзя забывать, что с ребёнком можно говорить только на хорошем правильном языке. Если русский язык родителей несовершенен, ребёнок обязательно усвоит все неправильности речи взрослых. Также важно объяснить
родителям, что смешение языков в речи взрослых может привести к формированию у ребёнка смешанного несуществующего языка. Задача родителей – говорить с ребёнком на правильном, родном языке, а русский язык ребёнок освоит в детском саду, школе.

Кто должен учить ребёнка русскому языку?

Основной «учитель» для детей любого возраста – это языковая среда, то есть непосредственные контакты с носителями языка.
Для дошкольников достаточно посещения детского сада – через несколько месяцев, дети начали свободно общаться на новом языке. Очень полезны занятия рисованием, танцами, а также, подвижные игры. С ребёнком нужно просто разговаривать – непринуждённо и на интересные ему темы.
Оставшись один на один с воспитателем или сверстником, который не понимает его родного языка, ребёнок вынужден осваивать новый язык. Как и при освоении первого родного языка, понимание речи опережает навыки говорения, то есть ребёнок должен сначала научиться понимать новый язык и лишь затем говорить.
Желание учить разговорный русский язык возникает у детей под влиянием внешних благоприятных условий, которые на занятиях приходится создавать искусственно, учитывая любознательность ребёнка, способность к игре.
На начальном этапе обучения русскому языку особое место занимает модель реплик, которая наполняется разными словами в зависимости от конкретных ситуаций. Из всего богатого набора методов и приёмов обучения русскому языку, в своей работе при формировании, русско-киргизского двуязычия использовала методы, основанные на учёте
возрастных особенностей дошкольников: наглядные, игровые, имитационные, а также пение, рисование, чтение стихотворений.
Формирование двуязычия – это не простое запоминание отдельных слов, а выработка умений и навыков использования этих слов в общении. Работа над усвоением языкового материала идёт путём наполнения новых речевых образцов (речевых моделей) словами в соответствии с реальными или подсказанными воспитателем речевыми ситуациями.
Важным элементом в любом детском саду являются праздники, именно в них находят отражение история и традиции народов. Через эти мероприятия дети познают культурное наследие и своего и другого народа, созидая в своей душе фундамент для толерантного отношения к культурному и иному многообразию окружающего мира. Дети
познают русский язык и элементы новой культуры как часть своей жизни.
Посещая наше дошкольное учреждение всего один год, дети не умеющие говорить по-русски, достигли следующих результатов:
- понимают обращённые к ним на русском языке требования (собери игрушки, одень ботинки и т.д.)
- понимают сложные описания на русском языке (игра находится в красном ящике возле письменного столика);
- знают наизусть русские стихи и поют песни хором и по отдельности;
- знакомы с элементами культуры (узнают Деда Мороза, Снегурочку и т.д.)
- пассивно отвечают на вопросы на любые темы (цветы, животные, деревья, посуда и т.д.);
Успех обучения второму языку зависит как в организационном, так и в учебно-методическом плане от объединения усилий органов управления образованием, методистов, воспитателей, всех работников дошкольного учреждения и родителей.

, касающихся изучения родных языков, в национальных республиках продолжается обсуждение, чем обернётся правоприменение всех внесённых изменений. Корреспондент " Idel .Реалии" поговорил об этом с министром образования республики в 1998-2001 годах, общественным деятелем Риммой Катаевой. Катаева рассказала о функционировавшей с конца 1980-х системе обучения на родных языках, о том, что происходило в сфере национального образования в Марий Эл в 2000-е и что может быть позитивного в принятии поправок, касающихся обучения на родных языках.

"Амплитудные колебания продолжаются"

В 1950-е, когда я училась в пятом классе Большепаратской школы (Волжский район Марийской АССР) нас поделили: те, кто учится в марийском классе, и тех, кто без родного марийского языка. По желанию родителей меня записали учиться по русской программе. Прошёл пятый, шестой, седьмой класс, поступает команда сверху - больше не делить учеников по принципу языковых классов. И снова все в одном классе, изучаем марийский язык и марийскую литературу.

Эти амплитудные колебания продолжаются до сих пор.

В конце 1980-х в Российской Федерации (РСФСР в составе Союза Советских Социалистических Республик, СССР) было создано министерство образования (произошло слияние министерства просвещения РСФСР и Государственного комитета РСФСР по профтехобразованию), пришла новая команда, которая поставила задачу развить систему национального образования. При министре создали федеральный совет по проблемам национального образования. Представитель республики входил в этот совет. Всего было 120 таких консультантов-советников. Они получали зарплату напрямую из министерства образования России, местом их работы был регион, который они представляли. Этим консультантом была с 1988 года я. Кроме того, я входила в экспертную группу министерства образования по созданию учебно-методических пособий для обучения на родных языках. Я рассказываю об этом, так как тогда был создан механизм реализации задачи создания национального образования, обучения на родных языках. Сейчас, когда изменения в закон об образовании, касающиеся обучения на родных языках принят, будут применять возможно такую же или похожую схему.

- Почему эта проблема возникла сейчас?

Потому, что весь этот созданный в 1990-ые годы в России механизм был уничтожен. Он просуществовал примерно до 2000 года.

"Мы были уверены, что необходимо изучать и использовать марийский язык"

- Что происходило в Марий Эл с образованием на родных языках в 1990-е годы?

В 1992 году меня перевели из аппарата Минобразования России в аппарат правительства Марий Эл в службу заместителя главы правительства республики по социальной политике консультантом по вопросам образования и науки. Параллельно я совмещала обязанности консультанта по вопросам национального образования в службе госсекретаря. Затем, в 1997 году с должности руководителя службы замглавы правительства республики была переведена в аппарат Минобразования Марий Эл, назначена заместителем министра образования. Я курировала, в том числе и вопросы национального образования. В 1998 году стала министром образования. Я специально так подробно это всё рассказываю, чтобы показать, какой тогда была система подготовки кадров, какую большую подготовку проходили министры. Так было по всей стране.

В министерстве образования республики был отдел проблем национального образования. Тогда активно работал Институт национальных проблем образования, его филиалы были во всех регионах страны. Функционалом этого института были задачи обеспечения условий для обучения родным языкам и на родных языках, необходимо было формировать редакционные, авторские группы, объявлять конкурсы на написание учебников, решать вопросы их издания, обеспечения всеми учебниками по программе обучения и воспитания, по базисному учебному плану, утверждённому министерством образования России и Марий Эл. У нас была поддержка правительства.

Все образовательные организации республики были охвачены национальным образованием, это касалось каждой школы, детского сада, в том числе и в Йошкар-Оле. Помогал стандарт образования, базисный учебный план. В 2003-2005 годах трёхкомпонентный (федеральный, национально-региональный и местный) стандарт образования, утверждённый на федеральном уровне, давал возможность, хоть и небольшое число часов, но преподавать на государственных языках и родном языке (по Конституции Марий Эл, государственными являются русский, марийские луговой и горный языки).

В Законе "Об образовании" Республики Марий Эл (республика приняла его в числе первых трёх регионов в России) была предусмотрена статья об ответственности за неисполнение Закона "Об образовании".

В период работы первого президента Марий Эл мы сделали всё возможное для того, чтобы конституционное право граждан пользоваться родными языками, наряду с русским было реализовано, это было закреплено законодательно в Конституции республики (принята 24 июня 1995 года). Были разработаны более пятидесяти нормативно-правовых документов, в том числе концепция национального образования.

Вместе с Законом "Об образовании" мы приняли Закон "О языках". Конституция держится на законах о языках и образовании. Они и сегодня существуют. В Законе "О языках" сказано, что каждый имеет право использовать свой родной язык: говорить, читать, писать, думать, проводить мероприятия на родном языке. То есть, дело не совсем в одном Законе "Об образовании", как многим кажется. Он принят для исполнения, для организации исполнения Конституции и Закона "О языках". Чтобы защищать права и русскоязычных и любых граждан страны. Сейчас, когда обсуждают Закон "Об образовании", забывают о языковом законе.

Мы в Марий Эл знали и верили, что есть народ мари, есть носители языка, необходимо изучать и использовать марийский язык в жизни. А в 1993-1994 годах начинается отход в аппарате министерства образования Российской Федерации от этой линии организации национального образования. В регионах всё держалось ещё на "старой закваске". До 2003-2005 года национально-региональный компонент был в стандарте образования и сохранялся.

- Сколько было в 1990-ые годы часов обучения на марийском языке, на родных языках в школах Марий Эл?

Три - пять часов. До шести. Примерно то, что в Татарстане и сейчас. В 1998 году, по базисному учебному плану для общеобразовательных школ, марийский язык как государственный изучался с 1 по 11 класс два часа в неделю, ещё час отдавали истории и культуре народа мари. В марийских школах сохранялся родной нерусский язык обучения в 1-4 классах. Родной язык и литература преподавались шесть часов в неделю, ещё час - история и культура народа мари. В марийских школах с преподаванием на русском языке (1-11 классы) родной язык и литература преподавались 4 часа в неделю в 1-5 классах, три часа - в 6-9 классах и два часа в неделю в 10-11 классах. По девятый класс включительно изучали в этих школах историю и культуру народа мари. В татарских, чувашских и удмуртских школах на территории республики изучали 2-4 часа в неделю родные языки, по часу марийский (государственный) язык и историю и культуру мари.

В 1998-1999 учебном году из 125 тысяч школьников 70 тысяч изучали марийский язык, 41 тысяча изучала его как государственный. Родные языки - марийский, татарский, удмуртский, чувашский изучала в республике 31 тысяча детей.

- Когда произошло сокращение?

У нас после 2001 года. Стали преподавать 1-2 часа.

"Кончайте с марийским компонентом"

Что изменилось в 2000-е годы? Есть много утверждений и свидетельств, что при бывшем главе Марий Эл Леониде Маркелове система образования на марийском языке была серьёзно пересмотрена. Правда, недостаточно информации - как и почему это произошло.

Бардак начался, когда приняли ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) без национально-регионального компонента. Это было уже при третьем президенте республики (на выборах в конце 2000 года победил Леонид Маркелов). В 2002 году национальное движение выразило Маркелову недоверие, тогда прошёл митинг общественности. В то время уже шла "оптимизация школ". На уровне Российской Федерации и Марий Эл пришли новые кадры, национально-региональный отдел в министерстве прекратил своё существование, Институт национальных проблем в образовании стал называться Институтом развития образования (их объединили). В Марий Эл филиал института ликвидировали, он был включён в состав Марийского института образования как лаборатория.

Недавно я общалась с одной из заведующих детским садиком о том времени. Она рассказала, как их собрали в управлении образования Йошкар-Олы и сказали: "Кончайте с марийским компонентом, хватит играть в национальности". И потихонечку в садиках перестали использовать марийский язык, убрали воспитателей под видом оптимизации.

Если в детском садике сократили ставку воспитателя, владеющего марийским языком, кто будет проводить мероприятия на родном языке? Негласно была дана команда проводить все занятия в садиках только на русском. Родители стали от воспитателей детских садов в городах и деревнях слышать: "Почему ваш ребёнок не говорит по-русски? Говорите дома по-русски". И в начальные школы стали приходить дети, говорящие только по-русски. Появилась проблема с набором классов, кадрами учителей, говорящих на марийском языке.

В 2018 году численность детей, изучающих марийский язык, серьёзно сократилась. По данным министерства образования (ответ на официальный запрос общественной организации "Марий Ушем"), марийскому языку как государственному обучают около 12 тысяч учащихся начальных классов и около 4 тысяч детей в дошкольных учреждениях. В детских садах это происходит в форме кружковой деятельности, в школах марийский государственный преподают 1-2 часа в неделю. Марийский как родной преподаётся для примерно 4,5 тысяч учащихся начальных классов. Изучают его 2-3 часа в неделю. В детских садах 2215 детей воспитываются на марийском языке.

Основная причина - изменение в политике российского министерства образования. А в регионах вольно или невольно стали этим пользоваться. В Татарстане, где наиболее активно работали по родным языкам, имели хорошие контакты с тюркоязычными регионами бывшего Советского Союза, работа оставалась на прежнем уровне. Финно-угорский компонент держался до последнего. Но происходили структурные институциональные преобразования, сокращались специалисты. В министерстве образования республики остался один специалист, ведающий проблемами национального образования, которого сейчас нет. За эту тему отвечает сотрудник отдела общего образования. На предложение общественности открыть отдел национальных проблем образования пришёл ответ - отказ.

До 2001 года у нас в Марий Эл была плеяда правительственных чиновников - носителей марийского языка, которые понимали необходимость развития, целесообразность обучения детей родному языку. Они прошли школу подготовки кадров на родном языке. Приведу такой пример: в 1990-ые годы совещания в правительстве республики проходили на марийском языке, их проводил госсекретарь Николай Фёдорович Рыбаков .

После того, как разрушилась структура на уровне Федерации, на уровне региона, перестала работать система, обеспечивающая национальное образование в районах. Сокращали как раз и педагогических работников, занимающихся национальным образованием.

К сожалению, у нас сейчас министр образования республики не владеет марийским языком, первый зам тоже не владеет. Мы обратились к Александру Евстифееву (глава Марий Эл с сентября 2017 года), когда общественность заговорила о восстановлении структуры национального образования, попросили назначить на должность замминистра, отвечающего за марийский язык, национальные языки в Марий Эл, специалиста, владеющего марийским языком, мари.

Сегодняшняя ситуация рождена самой историей развития нашего государства, произошли структурные изменения. Но они должны быть обратимы.

И всё же, причина сокращения часов преподавания на марийском, увольнения учителей - больше она административная или экономическая?

Прежде всего экономическая, затрагивающая весь социум. Что такое школа? Это численность детей, финансирование - подушевое. Всё зависит от управления. Управленцы определяют источник финансового и экономического обеспечения, считают, на ком сэкономить можно. У кого отнять? Тогда решили, у кого отнять - у школ. Сократить часы преподавания, количество педагогов…

Приведу пример по Йошкар-Оле: поступает команда - нужно сократить трёх человек. Кого сократить, когда управлению образования было сказано: "Кончайте вы с вашим марийским"? До 2000 года так не говорили. Конечно, сокращали учителей марийского языка, воспитателей. Порою верхи не знают, что творят, а страдают низы.

"Центр национализма"

Как все изменения, о которых вы говорили, коснулись системы подготовки кадров для национального образования?

Собираясь в общественной организации мы обсуждали злободневные вопросы и ругали и директоров школ. А ведь они, имея собственное мнение, вынуждены принимать тот диктат, который насаждается сверху. Вот тебе часы, это учебная нагрузка - раз в неделю и два раза в неделю. Для её выполнения в школе должны быть два учителя. Куда остальные уйдут - неинтересно. За несколько лет оптимизации были изгнаны настоящие преподаватели родных языков. Как вернуть их сейчас? Опытные ушли, а молодых ещё не успели подготовить. Высшая школа и средние специальные учебные заведения, на примере Марий Эл, они получали заказ на подготовку педагогов. Цифры идут снизу на "верха", заказчику - Минобразования России и Марий Эл. Раньше была система целевой подготовки, контрольная цифра приёма. Она сейчас утверждается на уровне Минобрнауки России, спускается для исполнения в "низы" - высшие и средние учебные заведения.

Так, наше Оршанское педучилище - там сейчас уже не готовят кадры для детских садиков. Нет заказа. Факультет начальных классов у нас был в пединституте. Где он? Это всё в республике уничтожено с 2001 по 2017 год. Почему не говорят по-марийски в садике? Министерство образования не даёт заявку на подготовку кадров. А зачем тогда факультет дошкольного образования, зачем факультет начальных классов? В результате оптимизации закрыли малокомплектные и начальные школы. Они были базой обучения на родных языках.

В 2007 году "убили" Марийский педагогический институт, объединили его с Марийским госуниверситетом. Меня, после ухода из министерства образования пригласили в пединститут в качестве проректора по социальным вопросам и воспитательной работе. Ректором был Валериан Александрович Егоров (бывший главный федеральный инспектор по Марий Эл, сейчас - судья Конституционного суда республики). Мы попытались возродить уровень педагогической подготовки и в национальном образовании. Появились авторы, которые писали учебно-методические пособия для школ, средних и высших учебных заведений. Их признало экспертами министерство образования России. Для того, чтобы поднять статус, значимость специалистов марийского языка, создали Институт финно-угроведения. Создали на общественных началах центр финского языка. Проблемы марийского языка, благодаря руководителям тогдашнего пединститута были подняты на финно-угорский уровень. В то же время вуз стали называть центром разжигания межнациональных страстей, сделали врагами властных структур того времени. Центр национализма - и финно-угров собирают, и конгрессы проводят и так далее… Эта проблема была создана искусственно, путём сталкивания мари с мари. Стали игнорировать "Марий Ушем", хотя все общественные организации работали и работают, дополняя друг друга.

Возврат в 1990-е

Когда возникло требование получать письменное согласие родителей для изучения ребёнком в школе родного языка? О такой практике рассказали представители минобразования Марий Эл в начале нынешнего года на "круглом столе", организованном "Марий Ушем" для обсуждения языкового вопроса.

Это прозвучало в тексте доклада от министра образования. Он был составлен в недрах министерства и министром было дано поручение руководителю отдела: "Читать будете вы" (30 января во время "круглого стола" "Марий Ушем" ответ на вопрос о том, как происходит изучение марийского, родных языков в школах республики, дала начальник управления общего и дошкольного образования Ольга Майкова , пришедшая вместо министра образования и науки Марий Эл Наталии Адамовой ). Порядок написания заявления при поступлении в школу, который сложился издавна, использован, чтобы объяснить ситуацию. Законные представители ребёнка - родители. Они пишут заявление перед его поступлением в первый класс: "Прошу принять моего ребёнка". О том, на каком языке предполагается обучение, в основном не указывается. Вот, этот факт используется сейчас, чтобы обосновать ответ. Наши папы и мамы пишут обычные заявления о приёме ребёнка в первый класс. И всё. Никаких других текстов заявлений для общественности не было. Сейчас эту форму пытаются использовать для объяснения после выступления Путина в Йошкар-Оле (В столице Марий Эл 20 июля 2017 года состоялось заседание Совета по межнациональным отношениям при президенте России. Выступивший на нём Владимир Путин сказал: "Изучать эти (родные) языки - гарантированное Конституцией право, право добровольное. Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, также недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского").

Этой зимой, 17 января я была в школе своей деревни, в которой живу, на педсовете. Родители попросили директора школы организовать обучение марийскому языку по облегчённой программе. Не нашлось ни у директора, ни у заместителей слов, чтобы сказать родителям - вы что писали, когда в первый класс отправляли ребёнка? А сейчас что надо было ответить? Учебный год начался, учебный план утверждён. Будем учиться до конца года по плану, как там записано, 1 или 2 часа. А на просьбу должен был ответить, каким образом школа решит просьбу родителей. Это всё мог объяснить и учитель марийского языка. То есть, с родителями не ведётся достаточной работы об использовании родного языка при его преподавании.

- Когда сложился сегодняшний объём преподавания родных языков в Марий Эл 1-2 часа в неделю?

После 2005 года, когда начали применять Федеральный государственный образовательный стандарт. В нём отсутствует позиция "национально-региональный компонент". Параллельно появился термин "интегрированный курс родного языка".

Вы говорите о том, что сейчас начинается возврат к созданной в 1990-ые годы системе. То есть, хорошо, что закон о родных языках принят?

Мы знаем, что ошибки в управлении привели к нынешнему положению. Когда эксперты начали разбираться, они пришли к выводу, что ничего лучше нет, как вернуться к старой схеме. По тем временам у нас в школах были созданы учебники национальных языков. После всех этих страстей, рассмотрения закона об образовании, они к чему пришли? Что надо заниматься учебно-методической базой. Как учить? Чему учить? А кто это должен делать? Следующий этап - подготовка кадров. Система подготовки национальных кадров разрушена. Она привела к тому, что в нашем национальном регионе на вопрос о национальности решили не обращать внимание. Поэтому этот протестный настрой, хоть и тихий бунт, он может привести к большому бунту. Вот чем это опасно. В структуре Минобразования России в первую очередь должна быть создана экспертная группа по концепции национального образования, которая в настоящее время должна разрабатываться. Известно, что планируется создать фонд. Всё это займёт какое-то время.

Федеральный государственный образовательный стандарт, который был принят в 2005 году, до сих пор не получил нужный механизм реализации. Для него не существует инфраструктуры. Только по пяти языкам из 120 создан учебно-методический комплекс. Марийского среди них нет. Филиалы Института национальных проблем образования, институты образования, работающие учителя, педагоги вузов, когда-то были создателями учебников и пособий на родном языке. У них был стимул. Сегодня такого материального стимулирования нет. Написание учебно-методических пособий исключено из аттестационного показателя у вузовских педагогов.

Сейчас функцией издания учебников наделён и институт образования. Но его функция - повышение квалификации учителей. Особая тема - книгоиздание. Нужно создавать учебники и методические материалы, но используя потенциал имеющихся специальных учреждений - Марийского книжного издательства, республиканских комитета печати, министерств образования и науки и культуры, печати и по делам национальностей.

О Римме Катаевой

Свою профессиональную деятельность Римма Катаева начала в 1965 году с работы учителем, позже директором сельской школы. В 1970-е находилась на партийно-комсомольской работе на должностях зампредседателя райисполкома, инструктора обкома КПСС, секретаря обкома ВЛКСМ, председателя республиканского совета пионерской организации.

В начале 1980-х годов Римма Катаева была заместителем председателя Марийского отделения общества охраны памятников. Она - один из инициаторов создания "Книги памяти" жертв политических репрессий в Марий Эл, общества "Мемориал", общественной организации "Марий Ушем", комплекса "Мендурское кладбище" (место массовых расстрелов мирных жителей в 1937-38 годах), придания статуса исторических городов Йошкар-Оле и Козьмодемьянску. С 1990 года была консультантом Министерства образования России, с 1992 - консультантом и руководителем службы в Правительстве Марий Эл. В 1997 году назначена первым заместителем министра образования республики. С 1998 по 2001 возглавляла министерство. В 2003-2008 годах была проректором Марийского государственного педагогического института, начальником центра довузовской подготовки и профориентационной работы МарГУ.