Графическое наглядное представление результатов научного исследования. Виды представления результатов исследования и требования к ним

Завершением любой исследовательской работы является представление результатов в той форме, которая принята научным сообществом. Следует различать две основные формы представления результатов: квалификационную и научно-исследовательскую.

Квалификационная работа – курсовая, дипломная работа, диссертация и т. д. – служит для того, чтобы студент, аспирант или соискатель, представив свое научное исследование, получил документ, удостоверяющий уровень компетентности. Требования к таким работам, способу их оформления и представления результатов изложены в соответствующих инструкциях и положениях, принятых учеными советами.

Результаты научно-исследовательской работы – это результаты, полученные в ходе исследовательской деятельности ученого. Представление научных результатов обычно происходит в трех формах: 1) устные изложения; 2) публикации; 3) электронные версии. В любой их этих форм присутствует описание. В. А. Ганзен под описанием понимает любую форму представления информации о полученных в исследовании результатах.

Различают следующие варианты представления информации: вербальная форма (текст, речь), символическая (знаки, формулы), графическая (схемы, графики), предметнообразная (макеты, вещественные модели, фильмы и др.).

Вербальная форма – наиболее распространенный вариант представления описаний. Любое научное сообщение – это прежде всего текст, организованный по определенным правилам. Различают два вида текстов: на естественном языке («природном», обыденном) и на научном языке. Обычно представление результатов научного исследования является текстом «смешанного» вида, где в естественную речевую структуру включены фрагменты, сформулированные на строго научном языке. Эти языки нельзя строго разграничить: научные термины входят в повседневное обращение, а наука черпает из естественного языка слова для обозначения вновь открытых сторон реальности.

Главное требование к научному тексту – последовательность и логичность изложения. Автор должен по возможности не загружать текст избыточной информацией, но может использовать метафоры, примеры, для того чтобы привлечь внимание к особо значимому для понимания сути звену рассуждений. Научный текст в отличие от литературного текста или повседневной речи очень клиширован – в нем преобладают устойчивые структуры и обороты (в этом он сходен с «канцеляритом» – бюрократическим языком деловых бумаг).

Текст состоит из высказываний. Каждое высказывание имеет определенную логическую форму. Существуют основные логические формы высказывания: 1) индуктивное – обобщающее некоторый эмпирический материал; 2) дедуктивное – логический вывод от общего к частному или описание алгоритма; 3) аналогия – «трансдукция»; 4) толкование или комментарий – «перевод», раскрытие содержания одного текста посредством создания другого.


Геометрические (пространственно-образные) описания являются традиционным способом кодирования научной информации. Поскольку геометрическое описание дополняет и поясняет текст, оно «привязано» к описанию языковому. Геометрическое описание наглядно. Оно позволяет одновременно представить систему отношений между отдельными переменными, исследуемыми в эксперименте. Информационная емкость геометрического описания очень велика.

В психологии используется несколько основных форм графического представления научной информации. Для первичного представления данных используются следующие графические формы: диаграммы, гистограммы и полигоны распределения, а также различные графики.

Гистограмма – это «столбчатая» диаграмма частотного распределения признака на выборке. При построении гистограмм на оси абсцисс откладывают значения измеряемой величины, а на оси ординат – частоты или относительные частоты встречаемости данного диапазона величины в выборке.

В полигоне распределения количество испытуемых, имеющих данную величину признака (или попавших в определенный интервал величины), обозначают точкой с координатами. Точки соединяются отрезками прямой. Перед тем как строить полигон распределения или гистограмму, исследователь должен разбить диапазон измеряемой величины, если признак дан в шкале интервалов или отношений, на равные отрезки. Рекомендуют использовать не менее пяти, но не более десяти градаций. В случае использования шкалы наименований или порядковой шкалы такой проблемы не возникает.

Если исследователь хочет нагляднее представить соотношение между различными величинами, например доли испытуемых с разными качественными особенностями, то ему выгоднее использовать диаграмму. В секторной круговой диаграмме величина каждого сектора пропорциональна величине встречаемости каждого типа. Величина круговой диаграммы может отображать относительный объем выборки или значимость признака.

Переходным от графического к аналитическому вариантом отображения информации являются в первую очередь графики, представляющие функциональную зависимость признаков. Идеальный вариант завершения экспериментального исследования – обнаружение функциональной связи независимой и зависимой переменных, которую можно описать аналитически.

Можно выделить два различных по содержанию типа графиков: 1) отображающие зависимость изменения параметров во времени; 2) отображающие связь независимой и зависимой переменных (или любых двух других переменных). Классическим вариантом изображения временной зависимости является обнаруженная Г. Эббингаузом связь между объемом воспроизведенного материала и временем, прошедшим после заучивания («кривая забывания»). Аналогичны многочисленные «кривые заучивания» или «кривые утомления», показывающие изменение эффективности деятельности во времени.

В психологии часто встречаются и графики функциональной зависимости двух переменных: законы Г. Фехнера, С. Стивенса (в психофизике), закономерность, описывающая зависимость вероятности воспроизведения элемента от его места в ряду (в когнитивной психологии), и т. п.

Л.В. Куликов дает начинающим исследователям ряд простых рекомендаций по построению графиков.

Завершением любой исследовательской работы является представ­ление результатов в той форме, которая принята научным сообще­ством. Следует различать две основные формы представления ре­зультатов: квалификационную и научно-исследовательскую.

Квалификационная работа - курсовая работа, дипломная рабо­та, диссертация и т.д. - служит для того, чтобы студент, аспирант или соискатель, предоставив свой труд на суд экспертов, получил документ, удостоверяющий уровень компетентности. Требования к таким работам, способу их оформления и представления результа­тов изложены в инструкцияхВАК, положениях, принятых учеными советами, и в других столь же солидных документах. Нас интересует вторая форма - представление результатов научной работы.

Условно виды представления научных результатов можно разде­лить еще на три подвида: 1) устные изложения; 2) публикации; 3) компьютерные версии. Но все они относятся к тем или иным вари­антам представления текстовой, символической и графической ин­формации. Поэтому разговор о способах оформления и представле­ния научных результатов целесообразно начать с характеристики методов описания данных.

Наиболее детально этот вопрос рассмотрен в работе В.А. Ганзена "Системные описания в психологии" (1984). Под описанием пони­мается любая форма представления информации о полученных в исследовании результатах. Различают следующие варианты представ­ления информации: вербальная форма (текст, речь), символическая (знаки, формулы), графическая (схемы, графики), предметно-образ­ная (макеты, вещественные модели, фильмы и др.).

В человеческом сообществе основным способом передачи инфор­мации является слово. Поэтому любое научное сообщение - это прежде всего текст, организованный по определенным правилам. Различают два вида текстов: на естественном языке ("природном", обыденном) и научном языке. Любое представление результатов ис­следования по сути своей является текстом "смешанного" вида, где в естественно-речевую структуру включены "куски", сформулиро­ванные настрого понятийном языке. Эти языки нельзя строго раз­граничить, ибо все время происходит взаимопроникновение языков житейского и научного: научные термины входят в повседневное обращение, а наука черпает из естественного языка слова для обо­значения вновь открытых сторон реальности. Например, мы свобод­но употребляем в повседневной речи слова, изобретенные учеными:

"кислород" (М. Ломоносов), "экстраверсия" (К. Юнг), "условный рефлекс" (И. Павлов), "кварк" (Д. Геллман). С другой стороны, в теорию элементарных частиц вошли слова "цвет", "очарованность", "странность" для обозначения состояний кварков. В психологии в качестве научных терминов употребляются такие слова: "память", "мышление", "внимание", "чувство" и т.д. И вместе с тем, в отли­чие от обыденного языка, научный термин имеет однозначное пред­метное содержание. А главное - значение научного термина опре­деляется его местом в системе терминов данной науки, теории или модели. В психологии грань между научной и обыденной термино­логией весьма тонка, поскольку читатель всегда может привнести значение из обыденного языка в свою интерпретацию психологи­ческого научного текста. Это порождает дополнительную трудность для автора-психолога.

Главное требование к научному тексту - последовательность и логичность изложения. Автор должен по возможности не загружать текст избыточной информацией, но может использовать метафоры, примеры и "лирические отступления" для того, чтобы привлечь вни­мание к особо значимому для понимания сути звену рассуждений. Научный текст, в отличие от литературного текста или повседнев­ной речи, очень клиширован - в нем преобладают устойчивые струк­туры и обороты. В этом он сходен с "канцеляритом" - бюрократическим языком деловых бумаг. Роль этих штампов чрезвычайно важ­на - внимание читателя не отвлекается на литературные изыски или неправильности изложения, а сосредоточивается на значимой ин­формации: суждениях, умозаключениях, доказательствах, цифрах, формулах. "Наукообразные" штампы на самом деле играют важную роль "рамок", стандартной установки для нового научного содер­жания. Конечно, встречаются ученые - великолепные стилисты (ка­кими, например, были Б.М. Теплов и А.Р. Лурия), но этот дар все же часто украшает произведения литераторов и философов (вспомним Ортегу-и-Гассета, А. Бергсона и многих других).

Текст состоит из высказываний. Каждое высказывание имеет оп­ределенную логическую форму. Причинная зависимость, например, выражается импликативной формой "если А, то В", хотя, как пока­зал Пиаже, в психологии импликативное объяснение и причинное объяснение отнюдь не тождественны. Существуют основные логи­ческие формы высказывания: 1) индуктивное - обобщающее неко­торый эмпирический материал; 2) дедуктивное -логический вывод от общего к частному или описание алгоритма; 3) аналогия - "трансдукция"; 4) толкование или комментарий - "перевод", раскрытие содержания одного текста посредством создания другого.

Следующая форма описания результатов - геометрическая. Гео­метрические (пространственно-образные) описания являются тра­диционным способом кодирования научной информации. Поскольку геометрическое описание дополняет и поясняет текст, оно "привя­зано" к языковому описанию. Геометрическое описание наглядно. Оно позволяет одновременно представить систему отношений меж­ду отдельными переменными, исследуемыми в эксперименте. Ин­формационная емкость геометрического описания очень велика.

В психологии используется несколько основных форм графичес­кого представления научной информации: опирающиеся на харак­теристики топологические и метрические. Один из традиционных способов представления информации, использующих топологичес­кие характеристики, - это графы. Напомню, что графом является множество точек (вершин), соединенных ребрами (ориентирован­ными или неориентированными отрезками). Различают графы: планарные и пространственные, ориентированные (отрезки-векторы) и неориентированные, связные и несвязные. В психологических исследованиях графы используются очень часто при описании ре­зультатов. Многие теоретические модели исследователи представ­ляют в виде графов. Примеры: иерархическая модель интеллекта Д. Векслера или модель интеллекта Ч. Спирмена; они представлены в форме дендритных несимметричных графов. Схема функциональной системы П.К. Анохина, схема психологической функциональ­ной системы деятельности В.Д. Шадрикова, модель концептуальной рефлекторной дуги Е.А. Соколова - примеры ориентированных гра­фов.

Вернемся к описанию результатов. Чаще всего ориентированные графы используются при описании системы причинных зависимос­тей между независимой, дополнительными и зависимой перемен­ными. Неориентированные графы применяются для описания сис­темы корреляционных связей между измеренными свойствами пси­хики. "Вершинами" обозначаются свойства, а "ребрами" - корре­ляционные связи. Характеристика связи обычно кодируется разны­ми вариантами изображения ребер графа. Положительные связи изо­бражаются сплошными линиями (или красным цветом), отрицатель­ные связи - пунктиром (или синим цветом). Сила и значимость связи кодируются толщиной линии. Наиболее весомые признаки (с мак­симальным числом значимых связей с другими) помещаются в цент­ре. Признаки, имеющие меньший "вес", располагаются ближе к пе­риферии.

От системы корреляционных связей можно перейти к отображе­нию "расстояний" между признаками на плоскости. Расстояние вычисляется по известной формуле:

d -расстояние,

r- корреляция.

Расстояния отражают сходства-различия признаков. В этом слу­чае от топологического описания мы переходим к метрическому, по­скольку расстояния между вершинами графа (свойствами) становятся пропорциональными величинам корреляций с учетом знака: при r=-1 расстояние максимально: d = 1, при r = 1 расстояние мини­мально: d=0.

Ориентированные и неориентированные графы часто применя­ются при описании результатов личностных и социально-психоло­гических исследований, в частности социометрических: социограмма - это ориентированный граф.

Любая граф-схема изоморфна матрице (предположений, корре­ляций и т.д.). Для удобства восприятия не рекомендуется использо­вать при описании результатов графы более чем с 10-11 вершинами.

Наряду с графами в психологии применяются и пространствен­но-графические описания, в которых учитывается структура параметров и отношения между элементами (либо метрические, либо топологические. Примером является известное описание структуры интеллекта – «куб» Д.Гилфорда. Другой вариант применения пространственного описания - пространство эмоциональных состояний по В. Вундту или же описание типов личности по Г. Айзенку («круг Айзенка»).

В случае если в пространстве признаков определена метрика, то используется более строгое представление данных. Положение точ­ки в пространстве, изображенном на рисунке, соответствует реаль­ным координатам ее в пространстве признаков. Таким способом представляются результаты многомерного шкалирования, фактор­ного анализа, латентно-структурного анализа и некоторых вариан­тов кластерного анализа.

Каждый фактор отображается осью пространства, а параметр по­ведения, измеренный нами, - точкой в этом пространстве. В других случаях, в частности при описании результатов дифференциально-психологических исследований, точками изображаются испытуемые, осями - главные факторы (или латентные свойства).

Для первичного представления данных используются другие гра­фические формы: диаграммы, гистограммы и полигоны распреде­ления, а также различные графики.

Первичным способом представления данных является изображе­ние распределения. Для отображения распределения значений из­меряемой переменной на выборке используют гистограммы и полигоны распределения. Часто для наглядности распределение по­казателя в экспериментальной и контрольной группах изображают на одном рисунке.

Гистограмма - это "столбчатая" диаграмма частотного распре­деления признака на выборке. Используется декартова система ко­ординат. При построении гистрограмм на оси абсцисс откладывают значения измеряемой величины, а на оси ординат - частоты или относительные частоты встречаемости данного диапазона величи­ны в выборке. Если на гистрограмме отображены относительные час­тоты, то площадь всех столбиков равна 1.

В полигоне распределения количество испытуемых, имеющих данную величину признака (или попавших в определенный интер­вал величины), обозначают точкой с координатами: Х - градация признака, Y- частота (количество людей) конкретной градации или относительная частота (отнесение количества людей с этой града­цией признака ко всей выборке). Точки соединяются отрезками пря­мой. Перед тем, как строить полигон распределения, или гистрограмму, исследователь должен разбить диапазон измеряемой величины, если признак дан в шкале интервалов или отношений, на рав­ные отрезки. Рекомендуют использовать не менее 5, но не более 10 градаций. В случае использования номинальной или порядковой шкалы такой проблемы не возникает.

Если исследователь хочет нагляднее представить соотношение между различными величинами, например, доли испытуемых с раз­ными качественными особенностями (количество мужчин и жен­щин в выборке, число давших разные типы ответов в эксперименте и т.д.), то ему выгоднее использовать диаграмму. В секторной кру­говой диаграмме величина каждого сектора пропорциональна величи­не встречаемости каждого типа. Величина круговой диаграммы может отображать относительный объем выборки или значимость признака.

Вариантом отображения информации, переходным от графичес­кого к аналитическому, являются в первую очередь графики, пред­ставляющие функциональную зависимость признаков. Собственно говоря, полигон распределения - это и есть отображение зависи­мости частоты встречаемости признака от его величины.

Идеальный вариант завершения экспериментального исследова­ния - обнаружение функциональной связи независимой и зависи­мой переменных, которую можно описать аналитически.

Условно выделим два различных по содержанию типа графиков:

1) отображающие зависимость изменения параметров во времени;

2) отображающие связь независимой и зависимой переменных (или любых двух других переменных). Классическим вариантом изобра­жения первой зависимости является обнаруженная Г. Эббингаузом связь между объемом воспроизведенного материала и временем, прошедшим после заучивания. Аналогичны многочисленные "кри­вые научения" или "кривые утомления", показывающие изменение эффективности деятельности во времени.

Графики функциональной зависимости двух переменных также не редкость в психологии: законы Фехнера, Стивенса (в психофизи­ке), Йеркса-Додсона (в психологии мотивации), закономерность, описывающая зависимость вероятности воспроизведения элемента от его места в ряду (в когнитивной психологии), и т.д. и т.п.

1. График и текст должны взаимно дополнять друг друга.

2. График должен быть понятен "сам по себе" и включать все не­обходимые обозначения.

3. На одном графике не разрешается изображать больше четырех кривых.

4. Линии на графике должны отражать значимость параметра, важнейшие необходимо обозначать цифрами.

5. Надписи на осях следует располагать внизу и слева.

6. Точки на разных линиях принято обозначать кружками, квад­ратами и треугольниками.

Если есть необходимость на том же графике представить величи­ну разброса данных, то их следует изображать в виде вертикальных отрезков, чтобы точка, обозначающая среднее, находилась на отрез­ке (в соответствии с показателем асимметрии).

Видом графиков являются диагностические профили, которые характеризуют среднюю выраженность измеряемых показателей у группы или определенного индивида.

Наиболее важный способ представления результатов научной ра­боты - числовые значения величины: 1) показатели центральной тен­денции (среднее, мода, медиана); 2) абсолютные и относительные частоты; 3) показатели разброса (стандартное отклонение, диспер­сия, процентильный разброс); 4) значения критериев, использован­ных при сравнении результатов разных групп; 5) коэффициенты ли­нейной и нелинейной связи переменных и т.д. и т.п. Стандартный вид таблиц для представления первичных результатов: по строкам - испытуемые, по столбцам - значения измеренных параметров. Ре­зультаты математической статистической обработки также сводятся в таблицы.

Существующие компьютерные пакеты статистической обработ­ки данных позволяют выбрать любую стандартную форму таблиц для представления их в научной публикации.

Итогом обработки данных "точного" эксперимента является ана­литическое описание полученных зависимостей между независимы­ми и зависимыми переменными. Если до недавних пор в психоло­гии для описания результатов использовались преимущественно эле­ментарные функции, то сегодня исследователи работают практически со всем аппаратом современной математики. К числу простейших аналитических выражений, описывающих эмпирически полученные зависимости, относятся, например, психофизические "законы" Г. Фехнера или С. Стивенса. Не меньшую известность получили за­коны У. Хика и Р. Хаймета, по которым определяется зависимость времени реакции выбора от числа альтернатив:

t=k log(n+ 1) и

t = а +b log n,

t - время реакции выбора,

n - число стимулов,

a, b и k - константы.

Аналитические описания, как правило, итоговое обобщение не одного, а серии исследований, проведенных разными авторами. Поэтому они редко являются завершением отдельной эксперимен­тальной работы.

Конкретный вид функциональной зависимости выступает в ка­честве содержания гипотезы, которую проверяют в критическом экс­перименте.

Итак, представление научной информации должно определяться следующим алгоритмом:

  • NB! НачинайтеРАЗБОР ПО СОСТАВУ глагольной формы не с окончания, а С ОСНОВЫ (т.е. одной из словарных основ). Вспомните известную фразу: ЗРИ В КОРЕНЬ! 1 страница
  • NB! НачинайтеРАЗБОР ПО СОСТАВУ глагольной формы не с окончания, а С ОСНОВЫ (т.е. одной из словарных основ). Вспомните известную фразу: ЗРИ В КОРЕНЬ! 10 страница
  • NB! НачинайтеРАЗБОР ПО СОСТАВУ глагольной формы не с окончания, а С ОСНОВЫ (т.е. одной из словарных основ). Вспомните известную фразу: ЗРИ В КОРЕНЬ! 11 страница
  • NB! НачинайтеРАЗБОР ПО СОСТАВУ глагольной формы не с окончания, а С ОСНОВЫ (т.е. одной из словарных основ). Вспомните известную фразу: ЗРИ В КОРЕНЬ! 12 страница
  • NB! НачинайтеРАЗБОР ПО СОСТАВУ глагольной формы не с окончания, а С ОСНОВЫ (т.е. одной из словарных основ). Вспомните известную фразу: ЗРИ В КОРЕНЬ! 13 страница
  • К формам представления результатов научных исследований в экономике относятся: отчет о проведенном исследовании реферат и аннотация.

    Отчет о проведенном исследовании представляет собой письменное изложение результатов выполненного исследования.

    Общие требования и правила оформления отчетов о научно-исследовательской работе содержит ГОСТ 7.32-91 (ИСО 5966-82). Стандарт устанавливает общие требования, структуру и правила оформления отчетов о научно-исследовательских работах (НИР), выполняемых научно-исследовательскими, проектными, конструкторскими и технологическими организациями (учреждениями, промышленными предприятиями и другими организациями) и распространяются на отчеты о фундаментальных, поисковых и прикладных научно-исследовательских работах.

    Отчет о НИР является научно-техническим документом, который содержит исчерпывающие систематизированные сведения о выполненной работе, и составляется исполнителем или исполнителями работы, рассматривается и утверждается в установленном порядке.

    Общими требованиями к отчету являются:

    Четкость и логическая последовательность изложения материала;

    Краткость и точность формулировок, исключающих возможность неоднозначного толкования;

    Конкретность изложения результатов работы;

    Отчет о НИР должен содержать титульный лист, реферат, содержание (оглавление), введение, основную часть, заключение, список использованных источников (список использованной литературы), приложения.

    Отчет включает реферат с кратким изложением задач исследования и полученных результатов.

    Введение отчета должно содержать оценку современного состояния решаемой проблемы, основание разработки темы и необходимости проведения НИР. Во введении должны быть показаны актуальность и новизна темы, связь данной работы с другими научно-исследовательскими работами, приведены цели и задачи исследований, обозначаются объект и предмет исследования. Во введении следует указать используемые при проведении НИР методы анализа и обработки полученной информации.

    В основной части отчета о научно-исследовательской работе должны быть отражены: обоснование выбора направления исследований, разработка общей методики проведения НИР, характер и содержание выполненных теоретических, аналитических и экспериментальных исследований, методы исследований, методы расчета, обобщение и оценка результатов исследований.



    Заключение должно содержать краткие выводы по результатам выполненной НИР, предложения по их использованию, включая внедрение, оценку эффективности использования. В заключении к отчету о НИР, для которой определение экономического эффекта невозможно, необходимо указать народно-хозяйственную, научную, социальную ценность результатов работы.

    В приложения следует включать вспомогательный материал, необходимый для полноты отчета: таблицы вспомогательных цифровых данных; инструкции и методики, описания алгоритмов и программ задач, решаемых на ЭВМ, разработанных в процессе выполнения НИР; иллюстрации вспомогательного характера; акты о внедрении результатов исследований.

    Реферат (от латинского referre – сообщать, refero – сообщаю) – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания первичного документа или его части, в качестве которых выступают отчеты о научных исследованиях, научные труды, литература по теме (книги, статьи), выпускные квалификационные работы с основными фактическими сведениями и выводами.



    Реферат выполняет познавательную функцию, отвечая на вопрос, «что говорится в первичном документе?» Поэтому реферат может включать в себя фразы, выраженные любой грамматической формой. Рефераты помещаются в реферативных журналах и сборниках, информационных картах, отчетах о научно-исследовательских работах, выпускных квалификационных работах. Главная задача реферата – это доложить, донести некоторые идеи до аудитории, стимулировать ее к обсуждению важных тем.

    Основные виды рефератов, используемых в научных исследованиях:

    1. По содержанию выделяют следующие виды рефератов:

    Продуктивные (доклад, обзор)

    Репродуктивные (конспект, резюме)

    Репродуктивные рефераты представляют собой простое воспроизведение части информации первоисточника. Среди репродуктивных рефератов различают еще несколько видов рефератов: рефераты-конспекты , содержат краткие обобщенные сведения о методах и результатах исследования, а также возможностях их применения и рефераты-резюме - тезисы, отображающие главные моменты рассматриваемой темы.

    Продуктивные рефераты требуют более творческого подхода к написанию работы, а именно дополнения фактического изложения материала анализом, развернутой оценкой, критикой. Такая работа также может представлять собой обзор и сравнение данных, собранных из нескольких источников.

    Продуктивные рефераты подразделяются на рефераты-обзоры аккумулируют в себе несколько разных взглядов и мнений на один и тот же вопрос, сопоставляя их друг с другом и рефераты-доклады, где наряду с анализом информации первоисточника, есть объективная оценка проблемы.

    Обзорные рефераты, в свою очередь, подразделяются на такие виды рефератов, как монорефераты - в виде связного произведения, и полирефераты - в виде совокупности отдельных рефератов.

    2. В зависимости от первоисточника , различают следующиевиды рефератов:

    Монографический;

    Сводный;

    Аспектный;

    Фрагментный.

    Монографический реферат формируется на основе одного источника, сводный – на основе нескольких первичных документов. Такой вид реферата, как аспектный , составляется по связке смысловых аспектов первичного документа. Фрагментный реферат формируется по одному или нескольким разделам, частям, главам первичного документа.

    3. По ориентации на потребителя информации , выделяют следующиевиды рефератов:

    Целевые (специализированные).

    Общие рефераты просто отражают основные идеи первоисточника и рассчитаны на широкий круг читателей, в то время как целевые рефераты направлены на удовлетворение конкретных информационных запросов слушателей, ориентированы на специалистов определенной области знаний.
    4. По включению информации первоисточника (полноте изложения) выделяют следующие виды рефератов:

    Информативные;

    Индикативные.

    В информативных рефератах излагается основное содержание первичного документа, иллюстрирующий его материал, важнейшая аргументация, сведения о методике исследования, использованном оборудовании, сфере применения. Такая работа может служить источником сведений о научных фактах.

    Индикативные рефераты включают только основные моменты содержания первоисточника, в зависимости от содержательных и формальных характеристик, от целевой и адресной направленности. Все второстепенное для данной темы в индикативном реферате опускается. В данном виде рефератовне содержится подробного изложения результатов и выводов исследования. Текст реферата, по существу, состоит из набора ключевых слов и словосочетаний, потому в основном он может быть использован читателем только для выяснения вопроса о том, нужно ли ему обращаться к первичному документу.
    5. В зависимости от структуры , выделяют такие виды рефератов, как:

    Текстовые;

    Бланочные (анкетные или табличные).

    Анкетный реферат содержит ответы на заранее сформулированные вопросы. Табличный реферат представляется в виде таблицы, где перечень вопросов расположен в строках, а столбцы заполнены фактическими данными.

    6. По объему рефераты бывают:

    Краткие;

    Расширенные.

    Краткий реферат (по ГОСТ 7.9-95, средний рекомендуемый объема реферата – 850 печатных знаков если реферируется маленький документ, то может быть меньше, если большой, то больше). Расширенный реферат (Объем превышает количественные параметры по ГОСТ, т.е. он не лимитирован, может составлять 10-15%, или 1/8 объема первоисточника).

    Основные требования к реферату содержит ГОСТ 7.9-95. Согласно ГОСТ 7.9-95 реферат включает заглавие реферата (как правило, совпадающее с заглавием первичного документа) и текст реферата. Текст реферата должен отражать объект и предмет исследования, цель научно-исследовательской работы, методы проведения работы, полученные результаты и их новизну, степень внедрения и характеристику области применения работы.

    Аннотация (от латинского annotatio – замечание) – краткая характеристика отчета о научно-исследовательской работе с точки зрения содержания, назначения и формы. Аннотация выполняет, прежде всего, сигнальные функции и должна отвечать на вопрос: «о чем говорится в первичном документе?» Поэтому аннотации включают в себя преимущественно фразы в форме страдательного оборота, где сказуемое выражено глаголом в возвратной форме («рассматривается», «обсуждается», «исследуется» и т.п.) или пассивной глагольной формой («рассмотрен», «исследован», «доказан» и т.п.). Помимо отчетов аннотации помещаются в книгах, брошюрах, рекламных материалах, печатных каталожных карточках.

    Аннотация в соответствии ГОСТ 7.9-95 включает характеристику объекта исследования, цель научно-исследовательской работы и ее результаты. В аннотации указывается новизна работы, рекомендации по внедрению научно-исследовательской работы, ее эффективность, область применения. Средний объем аннотации – 600 печатных знаков.

    Завершением любой исследовательской работы является представление результатов в той форме, которая принята научным сообществом. Следует различать две основные формы представления результатов: квалификационную и научно-исследова-тельскую.

    Квалификационная работа – курсовая работа, дипломная работа, диссертация и т.д. – служит для того, чтобы студент, аспирант или соискатель, представив свой труд на суд экспертов, получил документ, удостоверяющий уровень компетентности. Требования к таким работам, способу их оформления и представления результатов изложены в инструкциях ВАК, положениях, принятых учеными советами, и в других столь же солидных документах.

    Подробнее мы рассмотрим вторую форму – представление результатов научной работы.

    Условно вид представления научных результатов, как предложено в учебнике В.Н. Дружинина, можно разделить на три подвида :

      устные изложения;

      публикации;

      компьютерные версии.

    Все они относятся к тем или иным вариантам текстовой, символической и графической информации.

    Любое научное сообщение – это, прежде всего, текст, организованный по определенным правилам. Главное требование к научному тексту – последовательность и логичность изложения. В научном тексте преобладают устойчивые структуры и обороты, роль которых чрезвычайно важна – внимание читателя сосредотачивается на значимой информации: суждениях, умозаключениях, доказательствах, цифрах, формулах.

    Следующая форма представления результатов – геометрическая. Геометрические (пространственно-образные) описания являются традиционным способом кодирования научной информации. Геометрическое описание дополняет и поясняет текст. Геометрическое описание наглядно, оно позволяет одновременно представить систему отношений между отдельными переменными, исследуемыми в эксперименте. Информационная емкость геометрического описания очень велика.

    В психологии используется несколько основных форм графического представления научной информации: графы, пространственно-графические описания.

    Для первичного представления данных используются следующие графические формы: диаграммы, гистограммы и полигоны распределения, а также различные графики.

    Наиболее важным способом представления результатов научной работы являются числовые значения величин (среднее, показатели разброса, стандартное отклонение, коэффициенты корреляции и т.д. и т.п.).

    Стандартный вид таблиц для представления первичных результатов: по строкам – испытуемые, по столбцам – значения измеренных переменных. Результаты математической статистической обработки также сводятся в таблицы.

    Итогом обработки данных эксперимента является аналитическое описание (формулы, программы и пр.) полученных зависимостей между независимыми и зависимыми переменными. Аналитические описания, как правило, – итоговое обобщение не одного, а серии исследований, проведенных разными авторами. Поэтому они редко являются завершением отдельной экспериментальной работы.

    Тема 11. Этические принципы проведения исследований человека

    При работе с испытуемым необходимо соблюдать этику психологических исследований. К.Д. Зароченцев, А.И. Худяков приводят некоторые этические принципы, специфичные именно для психолога-экспериментатора :

      необходимо получить согласие потенциального испытуемого, объяснив ему цель и задачи исследования, его роль в эксперименте в той мере, чтобы он был в состоянии принять ответственное решение о своем участии;

      необходимо защитить испытуемого от вреда и дискомфорта;

      необходимо позаботиться о конфиденциальности информации об испытуемых;

      необходимо полностью объяснить испытуемому смысл и результаты исследования после окончания работы.

    Исследовательскую работу можно представить в различных формах. Наиболее распространены текстовые работы:

    Литературный обзор

    Рецензия

    Научная статья

    Кроме того, исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной презентации или видеофильма с текстовым сопровождением. Реже её демонстрируют в форме действующей модели или макета с текстовым сопровождением.

    Доклад

    Доклад - это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории. В докладе должна быть отражена новизна и практическая значимость темы, раскрыто её основное содержание и обоснованы выводы и предложения докладчика. Всё это отмечается и в тезисах доклада, которые, как правило, публикуются в сборнике по итогам мероприятия (конференции, семинара и т.п.).

    Литературный обзор

    Литературный обзор - это краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении из различных источников. В нём указываются направления исследований, которые ведут различные учёные.

    При подготовке литературного обзора следует начинать работу с общего ознакомления - прочитать оглавление и бегло просмотреть содержание источника. Затем при внимательном прочтении источника по главам и разделам необходимо выделить наиболее важные части текста. Далее целесообразно:

    Составить план прочитанного материала, в пунктах которого отразить наиболее существенные мысли и идеи;

    Выписать из прочитанного текста полные и содержательные цитаты с точными ссылками на источник, указав его выходные данные.

    После этого нужно сравнить и сопоставить данную информацию с информацией, полученной из других источников. В заключении важно дать критическую оценку прочитанного и записать замечания, обратив при этом внимание на объективность суждений. В литературном обзоре нужно показать, что его автор знаком с областью исследования по нескольким источникам и способен поставить перед собой исследовательскую задачу. Подготовка литературного обзора помогает исследователю овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время научного доклада.


    Рецензия

    Рецензия представляет собой критический разбор и оценку научной работы. Также в качестве рецензии может рассматриваться отзыв на научную работу или художественное произведение перед их публикацией, защитой. Рецензия может быть опубликована в виде статьи в газете или в журнале. Основные функции рецензии - информирующая и оценочная.

    Научная статья

    Научная статья является своеобразным литературным жанром. В научной статье должна быть обозначена проблема, отмечены известные попытки её решения. Исходя из этого в структуре научной статьи целесообразно выделить:

    Описание проблемы и её актуальности для теории и практики;

    Краткие данные о методике исследования;

    Анализ собственных научных результатов и их обобщение;

    Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем;

    Научный отчёт

    Научный отчёт - документ, содержащий подробное описание методики и хода исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе научно - исследовательской или опытно - экспериментальной деятельности. Назначение научного отчёта - исчерпывающе осветить выполненную работу по её завершении или за определённый промежуток времени.

    Структура научного отчёта:

    1. Краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы.

    2. Значимость проведённой работы, её исследовательская ценность и практическая значимость.

    3. Характеристика применявшихся методов исследования.

    4. Описание результатов исследования.

    5. Заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешённые вопросы.

    6. Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем.

    Реферат

    Это сжатое изложение основной информации первоисточника на основе ее смысловой переработки. Реферат пишется для того, чтобы глубоко изучить материал. В нем раскрывается суть исследуемой проблемы; приводятся различные точки зрении, а также собственные взгляды на нее. В нем дается ответ на вопрос, что нового, существенного содержится в тексте по интересующей проблеме. Формулирование цели: при помощи глаголов «проанализировать, систематизировать, ответить, создать, изложить, рассмотреть, обобщить».

    Общие требования к разработке реферата

    1.Продумайте проблему, тему и цель своей работы. В общих чертах определите ее содержание, набросайте предварительный план.

    2.Составьте список литературы, который необходимо проработать. Читая, отмечайте, сканируйте или выписывайте все, что должно быть включено в работу.

    3.Разработайте как можно более подробный план всех пунктов и подпунктов, укажите, откуда надо взять необходимый материал.

    4.Во вступлении к работе раскройте значение проблемы, темы, определите цель реферата.

    5.Последовательно раскройте все предусмотренные планом вопросы, обосновывайте, разъясняйте основные положения, подкрепляйте их конкретными примерами и фактами.

    6.Проявляйте в работе свое личное отношение к проблеме, отразите собственные мысли и чувства по поводу.

    7.Пишите грамотно, точно, делите текст на абзацы, не допускайте повторений, кратко формулируйте выводы.

    9.Каждая глава начинается с новой страницы.

    11.Обязательно соблюдайте этику работы с авторским текстом, делайте сноски, ставьте кавычки, выделяя цитаты.

    12.В конце работы сделайте обобщающий вывод.

    13.Самокритично прочитайте свою работу, установите и исправьте все замеченные недостатки, перепишите работу начисто.

    Критерии оценки реферата

    1. Актуальность темы исследования.

    2. Соответствие содержания теме.

    3.Глубина проработки и логика изложения материала.

    4. Самостоятельность выполнения работы.

    5.Правильность и полнота использования источников.

    6. Соответствие оформления принятым стандартам.

    Оформление работы. В тексте работы используется научный стиль, повествование идет от третьего лица: На наш взгляд… Как показало проведенное нами исследование…

    Работа должна быть написана грамотно, литературным языком, набрана на компьютере на белой бумаге формата А4 . Для текста используется Times New Roman , кегль (размер) шрифта 14 пгт , межстрочный интервал - 1,5 , отступ первой строки абзаца - 1,25-1,5 . Текст пишется на одной стороне листа с полями вокруг текста. Размер левого поля - 2-3,5 см , правого - 1 см , верхнего и нижнего - 2 см . Выравнивание текста производится по ширине .

    Все страницы исследовательской работы, кроме титульного листа , должны быть обязательно пронумерованы. Номера страниц проставляются вверху страницы в центре или справа.

    Слишком много цитат в работе приводить не следует, цитирование используется как прием аргументации.

    В случае необходимости можно излагать чужие мысли своими словами, но в этом варианте надо делать ссылку на первоисточник. Ссылка делается под чертой внизу той страницы, где заканчивается цитата или изложение чужой мысли (указывается фамилия, инициалы автора, название работы, издательство, место и год издания, страницы).

    Если в работу включены таблицы, то нумерация таблиц должна быть сквозной на протяжении работы. Слово «таблица» и ее порядковый номер (без знака №) пишется сверху самой таблицы, затем дается ее название и единица измерения (если она общая для всех граф и строк таблицы).

    При ссылке на таблицу следует указать номер таблицы, на которой она расположена. Разрывать таблицу и переносить ее на другую страницу можно только в одном случае, если она целиком не умещается на одной странице.