Игры для развития умения передвигаться в указанном направлении. Конспект занятия по фэмп для сред

КУДА ПОЙДЕШЬ И ЧТО НАЙДЕШЬ

Цель . Учить детей двигаться в заданном направлении, определять направление движения, обозначая его словами: вперед — назад, направо — налево.
Материал. Матрешка.
Содержание
Дети усаживаются полукругом. Воспитатель объясняет правила игры: «Один из вас встанет передо мной, а другой спрячет матрешку. Затем первый играющий должен найти матрешку. Например, играть будут Коля и Миша. Коля спрячет матрешку, а Миша будет ее искать. Вот моя подсказка: «Иди вперед, остановись, поверни направо, иди вперед, ищи».
Усложнить игру можно, увеличивая пространство поиска за счет спальни, раздевальной комнаты и др. Можно включить в движение счет: «Сделай три шага вперед, остановись, поверни налево, сделай три шага, ищи». Можно передать роль ведущего ребенку, и тогда одновременно смогут играть трое детей: один водит, другой прячет предмет, а третий его ищет.
Игровая задача может быть упрощена путем «опредмечивания» направления движения: «Иди прямо, к окну, остановись, а теперь поверни налево, к шкафу» и т.д.
Предъявление игровых заданий разной сложности позволит всем детям принимать активное участие в игре. В нее можно включить и «зрителей», которые помогут ведущему
определять место нахождения игрушки, ограничивая поле поиска словами «холодно» —«горячо».

НОВЫЙ, ПРОЧНЫЙ ДОМ
Цель. Учить детей соединять кирпичи, кубы, выстраивая их в одну линию; различать понятия: короткий —длинный, высокий — низкий.
Материал. Набор разных по цвету и величине кирпичей, кубов и призм. Фигурки трех поросят и волка. 2—3 домика разной конструкции.
Содержание
Воспитатель читает начало сказки С. Михалкова «Три поросенка»: «Жили-были на свете три поросенка. Три брата. Все одинакового роста кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками. Даже имена у них были похожи. Звали поросят: НуфНуф, НифНиф и НафНаф. Все лето они кувыркались в зеленой траве, грелись на солнышке, нежились в лужках.
Вот наступила осень. Солнце не так сильно припекало, серые облака тянулись над пожелтевшим лесом.
«Пора нам подумать о зиме, — сказал как-то НафНаф своим братьям, проснувшись рано утром. —Я весь дрожу от холода. Мы можем простудиться. Давайте построим дом и будем зимовать под теплой крышей».
Детям показывают поросят, и они определяют, кто из них НифНиф, кто НафНаф, а кто НуфНуф. Педагог предлагает помочь поросятам построить дома, чтобы они могли перезимовать. Затем вместе с воспитателем определяется место будущей постройки, а также строительный материал. Шесть детей строят дома для поросят (один дом строят двое) и два ребенка выкладывают дороги между домами, чтобы поросята могли ходить друг к другу в гости.
При необходимости воспитатель помогает детям в работе, в ответ на просьбы детей советует, из каких деталей лучше строить стены дома, из каких —крышу, как увеличить высоту, длину или ширину дома и др.; задает вопросы типа:
«Поместится ли поросенок в доме? Удобно ли ему входить в дом? Достаточна ли ширина дорог? Как ее можно увеличить?»
Когда дома построены, воспитатель говорит детям, что поросятам очень весело и они поют песенку: «Хоть полсвета обойдешь, обойдешь, обойдешь, лучше дома не найдешь, не найдешь, не найдешь! У меня хороший дом, новый дом, прочный дом. Мне не страшен дождь и гром! Дождь и гром, дождь и гром!»
Затем воспитатель продолжает читать сказку: «Три храбрых братика пошли гулять. По дороге они пели и плясали, а когда вошли в лес, то так расшумелись, что разбудили волка, который спал под сосной.
Что за шум? — недовольно проворчал злой и голодный
волк и поскакал к тому месту, откуда доносились визг и хрюканье маленьких, глупых поросят.
Ну, какие тут могут быть волки! — говорит в это время НифНиф, который волков видел только на картинках.
Вот мы его схватим за нос, будет знать! — добавил НуфНуф, который тоже не видел волка. И братья опять развеселились и запели: «Нам не страшен серый волк, серый волк! Где ты ходишь, глупый волк, старый волк, страшный волк?»
И вдруг они увидели настоящего живого волка! Бедные поросята не могли даже пошевелиться от страха. Волк приготовился к прыжку, щелкнул зубами, моргнул правым глазом, но поросята опомнились и, визжа на весь лес, бросились наутек. Никогда им не приходилось так быстро бегать! Сверкая пятками и поднимая тучи пыли, поросята неслись каждый к своему дому. После этого они решили построить один большой дом на всех, чтобы скрыться от волка».
Педагог предлагает желающим построить прочный и большой дом для всех поросят, а они выберут самый подходящий и поселятся в нем. По окончании строительства поросята рассматривают дома. Каждый строитель хвалит свой дом, но поросята выбирают самый большой и прочный. На новоселье они поют песенку: «Никакой на свете зверь, хитрый зверь, страшный зверь, не откроет эту дверь, эту дверь, эту дверь!»

ГДЕ ЧЕЙ ДОМИК?
Цель. Развивать представление о движении в пространстве: вперед назад, вверх вниз, налево направо; умение использовать схематическое изображение пути движения.
Материал. Два картонных листа бумаги (30 х 20 см), в верхней части которых на одинаковом расстоянии друг от друга нарисованы три домика. Внизу на одинаковом расстоянии друг от друга нарисованы три кружка красного, зеленого и синего цвета. От кружков к домикам прорисованы дороги, имеющие несколько поворотов под острым углом. Дороги пересекаются в нескольких местах. На первом листе дороги нарисованы тушью того же цвета, что и круги, от которых они начинаются. На втором листе дороги — черной тушью. Направления движения на пересечениях дорог указаны стрелками. Помимо этого в игре используются фигурки животных: собаки, кошки и кролика.
Содержание
Дети усаживаются вокруг стола, на котором разложен игровой материал. Воспитатель объясняет правила игры: «Видите, здесь (показывает) нарисованы домики для кошки, собаки и кролика. В этом доме живет собака, в этом — кролик, а в этом — кошка. Они заблудились и никак не могут попасть к себе домой. Давайте им поможем. Играть будут трое: один поможет кошке, другой — собаке, а третий — кролику. Начинать путь надо от цветного кружка. Чтобы не сбиться с дороги, следует ориентироваться на ее цвет. (Показывает это на примере.) Выиграет тот, кто первый приведет животного домой». Педагог обращает внимание детей на стрелки, которые указывают направление движения. Нужно остановиться на перекрестке и посмотреть, куда идти дальше.
Усложнение игрового задания: детям дается второй лист бумаги, на котором дороги не различаются по цвету. Особое внимание обращается на стрелки, указывающие направление движения, как на ориентир.


Повернись назад, вперед.

Методика обучения

налево, дойди до окна, поверни направо. вперед, три шага направо , один назад и повернуться налево.

Дидактические игры

Усложнения:

темп;

Вывод: Таким образом, в младшем дошкольном возрасте дети ориентируются на себе и по сторонам собственного тела, определяют положение предметов относительно себя, в средней группе дети учатся определять собственное положение в пространстве, двигаться в заданном направлении. Дети учатся пользоваться пространственными предлогами и наречиями для определения положения предметов относительно других предметов.

10-й вопрос. Программные задачи и методика формирования ориентировки в пространстве у детей старшей и подготовительной групп.

Программные задачи

Учить определять местоположение предмета относительно другого лица (П → Л).

Познакомить с правилами дорожного движения (ПДД).

Учить ориентироваться на листе бумаги (чистом и в клетку).

Методика формирования умения ориентироваться относительно другого лица П → Л

Со старшей группы учим детей ориентироваться относи­тельно другого человек а. В процессе работы ребенок сна­чала проверяет свой ответ практически, а затем должен на­учиться мысленно представлять себя на месте другого человека или куклы.

Фрагмент:

Воспитатель стоит напротив детей: Вопросы: Где находятся окно относительно вас? (Слева.) А относительно меня? (Справа.) Почему так? (Вы не так стоите.) Встаньте на мое место. Убедитесь в правильности своего ответа. Попробуйте это сделать мысленно. Где относительно меня дверь?

Замечание: после освоения этой ориентировки можем отме­нить «зеркальный показ» образца выполнения действий.

Методика формирования умения определять место положения предметов относительно других предметов П → П

В старшей группе усложняем задания: Расскажи, что где стоит на столе. (Справа от кубика стоит пирамидка, а слева матрешка.) Поставь мишку справа от зайчика, а собачку слева от зай­чика. Поставь красный кубик между синим и зеленым. Расска­жи, где стоят кубики относительно красного.

Дидактические игры

«Что изменилось?», «Где спрятана игрушка?», «Зайчик в лесу», «Расставь на столе предметы и расскажи о них», «Расска­жи, что видишь»; «Поручение» («Поставь игрушки на полке так, как я скажу»); «Парные картинки» (Дети получают по одной карточке с изображением какого-либо сюжета. Парные картинки с изме­нившимся сюжетом остаются у воспитателя. Воспитатель пока­зывает одну из карточек. Ребенок, у которого похожий сюжет, описывает свою картинку и отличия на карточке воспитателя); «Построй игрушки» («Поставь игрушки друг за другом, ли­цом друг к другу, напротив друг друга») и др.

Методика формирования умения двигаться в заданном направлении

Во время игр, на прогулке, на музыкальных и физкультурных занятиях дети учатся ориентироваться в движении: Повернись направо, налево. Сделай два шага назад, вперед.

Методика обучения

Со средней группы на занятиях по математике у детей кон­кретизируются, углубляются и систематизируются знания про­странственных ориентировок, отрабатываются умения ориенти­роваться в движении. Задания: Дойди до стола, поверни налево, дойди до окна, поверни направо. Там ты найдешь секрет. Чтобы найти клад, надо сделать два шага вперед, три шага направо , один назад и повернуться налево.

Дидактические игры

«Правильно пойдешь - клад найдешь», «Прятки»; «Жмурки». Усложнения:

сначала задания даются по частям, по мере выполнения; затем можно дать всю инструкцию целиком; постепенно увеличивается площадь для игры; увеличивается темп; можно предложить выполнять задания с закрытыми гла­зами;

«Забей мяч в ворота» (в подготовительной группе можно предложить одному ребенку завязать глаза, а другому давать ему инструкцию) и др.
Знакомство с правилами дорожного движения (ПДД)

Со старшей группы знакомим детей с правилами поведения на улице: По тротуару необходимо ходить правильно, придержива­ясь правой стороны. Улицу переходят, посмотрев сначала налево, а, дойдя до середины, направо. Если есть «зебра», то дорогу переходят только по ней, на зеленый свет светофора. Обходят автобус, троллейбус сзади, а трамвай спереди.

В подготовительной группе совершенствуем точность и бы­строту выполнения правил.

Дидактические игры

«Правила дорожного движения» (настольная, напольная, подвижная), «Как пройти в магазин», «Дорога в школу», «Улицы нашего города» и др.

Методика обучения ориентировке на листе бумаги

Работа начинается, как только ребенок взял лист бумаги, на­пример в процессе рисования. Дети учатся работать на ограни­ченной плоскости, выделяют края, середину листа.

Во II младшей группе на занятиях по математике дети знако­мятся с плоскостью фланелеграфа, учатся работать на плоскости стола, выкладывают раздаточный материал на карточке. Начина­ют понимать, где у листа низ, где верх, где право, где лево: Разложи на карточке квадраты. Бери правой рукой, рас­кладывай слева направо (или сверху вниз). На листе вверху выложи елочки, а внизу под ними грибы.

Методика обучения

Основная работа проводится со старшей группы с целью подготовки к формированию у детей навыков работы на листе бумаги в клетку для успешного обучения в школе.

Последовательность формирования ориентировок:

1. Знание плоскости листа.

Здесь дети сталкиваются с трудностью, которая сопровожда­ется непониманием: то, что раньше называлось далеко - близ­ко, на листе называется верх - низ. Для решения этой пробле­мы сначала рассматриваем лист бумаги, расположенный верти­кально (также помогает работа на фланелеграфе).

Фрагмент 1:


  1. Что это? (Лист бумаги.) Какой он формы? (Формы прямоугольника.) Что есть у прямоугольника? (Стороны, углы.) Сколько сторон и углов у прямоугольника? (По четыре.)У листа тоже есть углы и стороны. Покажите их. Они имеют свои названия: эта сторона наверху, она назы­вается верхняя. Повторите верхняя сторона. Как вы думаете, как называется эта сторона? (Нижняя сторона.) Почему? (Она находится внизу.) Эта сторона находится справа (ближе к правой руке), она называется правая. Покажите правую сторону. Как она называется? (Правая сторона.) А как будет называться эта сторона? (Левая сторона.) Почему? (Она находится слева.) Углы тоже имеют свои названия: этот угол находится на­верху слева (между верхней и левой стороной), поэтому называется верхний левый угол. Повторите. Как вы думаете, как называется этот угол? (Нижний пра­вый угол.) Почему? (Он находится внизу слева.) Покажите и назовите все стороны и углы листа.
2. Понимание пространственных отношений на листе.

Рассматривание карточек-перевертышей и обсужде­ние расположения на ней картинок.

Карточки переворачиваются и дети рассказывают, что где находится (с какой стороны и в каком углу листа).

3. Умение фиксировать предметы на листе в нужном месте.

Фрагмент:

Работа с раздаточным материалом : Положи треугольник в левый верхний угол. Справа от треугольника положи круг. Справа от круга положи квадрат. Где находится круг относительно квадрата? В каком углу находится круг?

Дидактические игры

«Найди такой же узор», «Найди узор по описанию»; «Составь узор по образцу» (1 вариант: рассмотреть и описать узор, сделать такой же, сверяя с образцом, рассказать о своей ра­боте. II вариант: рассмотреть и описать узор, запомнить (обра­зец убирается), сделать такой же, сверить с образцом (образец показывается для самопроверки или взаимопроверки), результат обсуждается); «Составь узор по описанию» (Математический диктант с по­следующим обсуждением, взаимопроверкой или проверкой по образцу).
Методика формирования умения работать на листе бумаги в клетку

В подготовительной группе на каждом занятии уделяется примерно 10 минут для работы на листе бумаги в клетку с целью подготовить детей к школе. В группе должна быть доска с разме­ченными клеточками.

Последовательность обучения:

1.Знакомство с понятиями: лист, страница, тетрадь:


  • Лист состоит из двух страниц.

  • Тетрадь состоит из листов.
………………

2.Повторение названий сторон и углов листа и страницы.

3.Изучение клеточного и строчечного микропространства.

Воспитатель рассматривает с детьми сначала доску с разме­ченными клеточками, затем лист бумаги в клетку. Работа на лис­те бумаги сопровождается показом образца действий на доске. Сначала дети работают по подражанию, затем по устной инст­рукции.

Фрагмент: Что вы видите на доске? Это клетки. Какой они формы? (Формы квадрата.) У вас листы бумаги тоже в клеточку. Обведите одну клеточку, какую хотите, так же, как я. Обведите клеточки через одну до конца страницы. Это называется строка. А теперь обведите клеточки через одну вниз до конца страницы. Это столбик.

Фрагмент : Найдите на странице левый верхний угол. Отсчитайте 3 клетки слева направо и 2 клетки сверху вниз и поставьте точку. Отсюда мы будем рисовать узор.

Полезно использовать готовые прописи.

4. Рисование точек, палочек, фигур, узоров на листе бумаги в клетку.

Работа проводится в готовых прописях и в простой тетради. Можно использовать тетради с более крупной клеткой:

5.Продолжи узор.

В сложных узорах дети учатся определять закономерность изменения рисунка. Полезно приучать дошкольников к рисова­нию непрерывных узоров, не отрывая руки (к безотрывному письму).

6.Рисование фигур по точкам:

Можно ввести элементы рисования, геометрии, черчения. Задания: 1.Поставь точку, отсчитай 3 клетки, поставь другую точку. Соедини их. Получился горизонтальный отрезок. ( Анало­гично - вертикальный.) 2. Нарисуй горизонтальный отрезок длиной 4 клеточки. От его середины отсчитай 3 клетки и поставь точку. Соедини ее с концами отрезка. Какая фигура получилась? (Тре­угольник.) 3. Поставь фломастер в отмеченную точку. Рисуй так, как я скажу: 4 клетки вверх, 3 клетки вправо, 2 вниз, 3 клетки влево. Что получилось? (Флажок.)

7 . Запись цифр.

При знакомстве дошкольников с цифрами после работы с цифровыми карточками можно научить детей изображать цифры и знаки (+, =) на листе бумаги в клетку.

Если умение писать цифры и знаки сформировано, полезно учить детей записывать решения арифметических задач и приме­ров. В процессе этой работы важно следить за правильной осан­кой детей.

Замечание: работа на листе бумаги в клетку охватывает раз­ные разделы:

«Количество и счет» (рисование нужного количества фигур, моделирование арифметических задач, запись арифметических примеров и др.);

«Величина» (рисование отрезков разной длины, сериационных рядов и др.);

«Форма» (рисование геометрических фигур и др.).

Дошкольникам часто предлагают задания по разгадыванию лабиринтов и т. п. Эта работа требует подготовки. Прежде чем использовать готовые схемы, полезно научиться самостоятельно их создавать (трансформировать трехмерное пространство в двухмерное).

Усложнение заданий:


  1. Обставить кукле комнату, как на рисунке (с помощью иг­рушечной мебели).

  2. Моделирование обстановки комнаты с использованием:

  • игрушечной мебели;

  • плоских изображений предметов;

  • условных знаков;

  • геометрических фигур.

  • На схеме обозначить стрелками словесные направления движения.

    1. Пользуясь картой, найти клад.

    2. Путешествие на игрушечном автомобиле в строгом соот­ветствии с указанным маршрутом.
В дальнейшем на основе словесного описания, используя предметные и пространственные ориентиры, составляются планы-схемы по пути из детского сада домой и др. Практически проде­лывая путь, в план вносятся дополнения, уточнения, изменения.

Разгадывание готовых лабиринтов полезно для развития ло­гического мышления и вызывает интерес у ребенка.

Вывод: таким образом, в старшей группе дети продолжают овладевать пространственными предлогами и наречиями, учатся определять местоположение предметов относительно другого лица, знакомятся с правилами дорожного движения. В подготовительной группе дети учатся ориентироваться в двухмерном пространстве, т.е. на листе бумаги в чистом и в клетку.
11-й вопрос. Совершенствование навыков счета у детей дошкольного возраста через обучение счету с участием различных анализаторов.

С помощью различных анализаторов учим детей не просто пересчитывать, но и отсчитывать предметы из большего количества:

По образцу («Посчитай, сколько бабочек, и отсчитай столько же кружков»);

По заданному числу («Отложи пять кругов», «Отложи пять кругов и еще один»

По цифровому изображению («Отложи 7 квадратов. Покажи цифрой, сколько у меня грибов»

При счете на слух (счет звуков) как наглядный материал

используются музыкальные инструменты: барабан, метал­лофон, свисток, пианино, камертон, дудка. Можно использовать стук, хлопки, топот.

Замечание : не дают четкого одинокого звука: бубен, погре­мушка, колокольчик, гармошка.

Схема:

Отложите столько квадратов, сколько звуков услышите.

Расскажите, что и как вы сделали.

Дидактические игры: «Помоги бычку попасть домой» (Бычок потерялся и не мо­жет попасть домой. Он встречает в лесу зверюшек (мышку, ля­гушку, собаку, кошку и др.), которые обещают ему помочь, если он правильно выполнит их задание. Например, Лягушка: «Промычи столько раз, сколько раз я проквакаю». Дети могут играть роли зверей или игра разыгрывается на игрушках или картин­ках.) и др.

При счете на ощупь используем наглядный материала: объемные предметы, знакомые детям (например, кубики, пуговицы, камешки, желуди). Счетные карточки, с пуговицами или дырочками в чехлах из плотной ткани, которые снимаются

Детям четырех-пяти лет сначала предлагаем считать крупные объемные предметы под салфеткой или в мешочке (до пяти), в муфте. Знакомим со счетными карточками. Пуговицы или дырочки на карточке диаметром 3-4 см расположены в один ряд до пяти штук.

Последовательность обучения:

1) показываем способ действия: ведущей рукой вести по кар­точке слева направо или сверху вниз, другой рукой придержи­вать карточку;

При счете движений можно использовать следующие задания:

Посчитай, сколько раз Маша присела.

Посчитай, сколько раз я махну флажком.

Счет движений используется обычно в комбинированном счете, сочетаясь с другими видами счетной деятельности.

Дидактические игры: «Найди звездочку». (Дети делятся на две команды и дают друг другу задания на комбинированный счет. Контроль над правильностью выполнения осуществляется по звездочке, спря­танной под лепестком с соответствующей цифрой.);

«Угадай, какие часы идут правильно» (Дети - часы. Хлопают глазками столько раз, какое число показывают контрольные цифровые часы.) и др.

Практические задания

1-е задание. Составить схему вопросов к детям младшего дошкольного возраста при знакомстве с понятиями «один» и «много», «ни одного».

Фрагмент игры «Мячики»

Наглядный материал: большие синие мячи, маленькие крас­ные мячи, корзина, коробка.

Организация: подгруппа детей (или один ребенок) и воспита­тель сидят на ковре, вокруг лежат много мячей.


Речь воспитателя

Речь детей

- Возьми один мяч

- Какой он? Погладь его

- Маленький, красный, гладкий

- Что с ним можно делать?

- Покатать, поиграть

- Покатай, поиграй

- Возьми еще один мяч, другой

- Расскажи о нем

- Большой, синий, гладкий

- Дай мне один мяч

- Сколько у тебя мячей?

- Один мяч

- А у меня сколько мячей?

- Один мяч

- По скольку у нас мячей?

- По одному мячу

- Собери все красные мячи в коробку

- Один мяч, один мяч,...

- Сколько мячей в коробке?

- Много мячей

- А у тебя в руках сколько мячей?

- Ни одного мяча

- Собери все синие мячи в корзину

- Один мяч, один мяч,...

- Сколько мячей в корзине?

- Много мячей

- А в коробке?

- Много мячей

- По скольку синих и красных мячей?

- Синих и красных мячей по многу

- Дай мне несколько красных мячей

- Сколько красных мячей осталось

в коробке?


- Мало мячей. Немного мячей

- Где больше мячей: в коробке или

в корзине?


- В корзине мячей больше,

чем в коробке


- Где меньше мячей?

  • В коробке мячей меньше,

  • чем в корзине

2-е задание. Определить последовательность знакомства детей дошкольного возраста с цифрами на конкретном примере.

  1. Повторение предыдущей цифры.

  2. Рассматривание множества с нужным количеством элементов.

  3. Рассматривание цифры.

  4. Обсуждение на что похожа цифра.

  5. Описание цифры, использование художественного слова о цифре.

  6. Рисование цифры пальцем в воздухе.

  7. Поиск карточки с нужной цифрой.

  8. Использование цифровых карточек для ответов на вопросы.

  9. Возможна запись цифр, штриховка, лепка цифры.
Фрагмент:

Внести коробку с цифрой 1 на крышке, в ней спрятана игрушка.

Я не знаю, что лежит в коробке, но могу точно сказать, что только один предмет. Давайте проверим, права ли я?

Что это? Сколько?

Как вы думаете, как я догадалась?

Здесь записана цифра. Что она обозначает?

Люди придумали цифры, чтобы записывать числа.

Цифра 1 обозначает число один, она показывает, что в коробке только один предмет.

На что похожа цифра 1?

Цифра 1 – наклонная палочка, сверху справа небольшой хвостик.

Это - цифра единица.

Первой быть она стремиться!

Всех прямее и ровней,

Остальные все – за ней!

В правый верхний уголок

Карандаш веди, дружок,

А затем – левее, вниз:

Вот – одна из единиц!

Нарисуйте пальцем в воздухе цифру, как я.

Найдите у себя на столе карточку с цифрой 1.

Ответьте на вопрос молча, показав карточку.

Сколько у человека носов?

На сколько шесть больше пяти?

3-е задание. Представить правила пользования сантиметровой линейкой при решении детьми проблемной ситуации.

Возможные проблемные ситуации:

1. Определить длину и ширину прямоугольного листа бу­маги.

2. Измерить стороны квадрата, прямоугольника, подтвердив их свойства.

3. Начертить геометрические фигуры указанного размера (от­резок, квадрат, треугольник и др.).

4. Определить на глаз длину отрезка и проверить линейкой.

5. Измерить данный отрезок и начертить другой, на 1 см длиннее.

6. Измерить два отрезка и начертить третий, равный по дли­не двум вместе взятым.

7. Вырезать полоску длиной 10 см и шириной 1 см (лучше использовать бумагу в клетку). Можно на базе этой деятельности познакомить с дециметром.

Правила пользования сантиметровой линейкой:

1. Выбрать точку отсчета.

2. Приложить к началу протяженности черточку с нулем, а линейку плотно прижать к поверхности вдоль измеряемой вели­чины.

3. Посмотреть, какое число соответствует концу протяжен­ности (обратить внимание на то, что пересчитывать деления уже не надо).

4. Сформулировать результат измерения (что, в чем и сколь­ко): «Длина коробки (карандаша, отрезка,...) 5 сантиметров».

4-е задание. Привести примеры дидактических игр, используемых для закрепления знаний детей младшего дошкольного возраста о разных параметрах величины.

5-е задание. Привести примеры игр и авторских дидактических пособий, которые используются при закреплении знаний детей о геометрических фигурах.

Блоки Золтана Дьенеша , представленные 48 объемными геометриче­скими формами или 24 плоскими, используются с целью обуче­ния детей группировке, а позже - классификации. Все они различаются свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные), цветом (красные, желтые, синие), размером (большие и маленькие) и толщиной (толстые и тонкие).

Дети в за­данной взрослыми интересной мотивированной деятельности объединяют блоки, одинаковые по цвету; цвету и форме; форме и размеру, обозначают количество числом и цифрой.

В таких упражнениях для сравнения по количеству и числу удобно пользоваться линиями, шнурами, когда начало и ко­нец линии обозначают пару предметов. Дети обводят линией круглые блоки, выделив их из общего количества; выделяют только 5 блоков по каким-либо свойствам; только те, которых больше, чем остальные, и «переносят» их в квадрат, но уже в виде точек.

Игры и упражнения с блоками

Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

Все фигурки складываются в мешок. Попросить ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).

Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).

Найди все фигуры, которые не такие, как эта по цвету (размеру, форме, толщине).

Найди такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.

Продолжи цепочку, чередуя детали по цвету: красная, желтая, красная, желтая (можно чередовать по форме, размеру и толщине).

Цветные счетные палочки Джорджа Кюизенера. Цветные счетные палочки использу­ются с целью познания ребенком чисел и цифр, действий сложе­ния и вычитания на основе состава чисел из двух меньших, изме­рения, геометрических фигур и т. д.

В обучении детей от 4-х лет используются типовые приемы, такие как составление лесенок, отправление поездов (со­ставление вагонов, укладывание груза), составление ковриков разнообразными способами.
Развивающие игры Вячеслава Владимировича Воскобовича. Среди них выделяется Геоконт-конструктор. С помощью Геоконта формируются первые математические представления, происходит знакомство с геометрическими фигурами, и закрепление знаний цветов.

Закрепление знания геометрических фигур автор предлагает проводить с помощью Квадрата Воскобовича, или вечного оригами, квадратная основа которого из ткани с наклеенными на нее треугольниками разных цветов. Ребенок может складывать из них всевозможные геометрические фигуры, тренируя память, мелкую моторику, расширяя представления о геометрических понятиях.

Еще одна интересное пособие в развивающих играх Воскобовича: «Прозрачный квадрат». Это 30 прозрачных пластин с нанесенными на них изображениями квадратов, ромбов, трапеций и треугольников.

Развивающие игры А.А.Столяра. Эффективным средством развития у детей способности клас­сифицировать объекты по совместимым свойствам являются игры с блоками и обручами, разработанные профессором А. А. Столя­ром. В современной практике логико-математического развития дошкольников успешно применяются «жизненные» логические материалы, сконструированные по принципу логических блоков (наборы бабочек, листьев, цифр и др.), и разнообразные варианты методически реконструированных игр с обручами.

Система развития Марии Монтессори. Рамки и вкладыши можно использовать для закрепления знаний детей о геометрических фигурах.

МДК.03.05.

Практикум по логопедии

(Тиранова Н.Л.)

Теоретические вопросы:


  1. Классификации речевых нарушений: клинико- педагогическая, психолого-педагогическая, краткая характеристика.

  2. Подготовительный этап в работе над нарушенным звуком: направления работы, их содержание.

  3. Основные направления работы воспитателя логопедической группы.

  4. Основные направления коррекционной работы в группах детей с общим недоразвитием речи 1 уровня.

  5. Основные направления коррекционной работы в группах детей с общим недоразвитием речи 2 уровня.

  6. Основные направления коррекционной работы в группах детей с общим недоразвитием речи 3 уровня.

  7. Заикание - сложное нервно- психическое расстройство: причины, проявления, основные направления коррекционной работы воспитателя.

  8. Фонетико- фонематическое недоразвитие речи: определение, этиология, проявления, основные направления коррекционной работы воспитателя.

  9. Общее недоразвитие речи: этиология, уровни речевого недоразвития, проявления, основные направления коррекционной работы воспитателя.

  10. Нарушения произносительной стороны речи (дислалия, дизартрия, ринолалия), краткая характеристика.

  11. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в процессе коррекционной работы в логопедической группе ДОУ.
Практические вопросы:

  1. Приведите примеры артикуляционных упражнений для отработки артикуляции звуков. Продемонстрируйте выполнение 2-3 упр. Назовите основные правила выполнения артикуляционной гимнастики.

  2. Приведите примеры дидактических игр и (или) упражнений для развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
3. П Ответьте на вопросы:

Ребёнок 2г. 5мес. Произносит: «тетя Сура» - тетя Шура, «Саса» - Саша, «шобака» - собака, «нашош» - насос. Является ли это нарушением речи? Нужна ли ребёнку помощь учителя-логопеда? Что можно посоветовать родителям?

4. П рочитайте предложенную ситуацию. Ответьте на вопросы:

Ребёнок 2 года 5 мес. хорошо произносит все звуки родного языка, при этом затрудняется при произнесении звука «Р», который в некоторых случаях заменяет звуком «л», либо пропускает. Необходима ли ребёнку помощь логопеда? Что можно посоветовать родителям?


  1. П рочитайте предложенную ситуацию. Ответьте на вопросы:
Мальчик 3 года 5 мес., После того, как его напугала собака, в течение 2 дней практически ничего не говорит, до этого был активный в речевом плане ребёнок. На третий день мама заметила следующие особенности произношения: А-------амама, м-м-м-ммишка-медведь и т.д. К какому нарушению речи может привести указанная ситуация? К какому специалисту необходимо обратиться родителям ребёнка?

1. Классификации речевых нарушений: клинико- педагогическая, психолого-педагогическая, краткая характеристика.

На сегодня в современной логопедии пользуются двумя классификациями речевых нарушений: клинико-педагогической и психолого-педагогической, или педагогической.

Клинико-педагогическая классификация нарушений речи

По этой классификации различают разные формы (виды) речевой патологии, каждая из которых имеет свою симптоматику и проявления.

В клинико-педагогической классификации выделяются 11 форм речевых нарушений, 9 из них составляют нарушения устной речи на разных этапах её порождения и реализации и 2 формы составляют нарушения письменной речи, выделяемые в зависимости от нарушенного процесса.


  1. Дисфония (афония) – отсутствие или расстройство фонации (голоса) вследствие патологических изменений голосового аппарата. Синонимы: нарушение голоса, нарушение фонации, фоноторные нарушения, вокальные нарушения.

  2. Брадилалия – патологически замедленный темп речи.

  3. Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.

  4. Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата (логоневроз).

  5. Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата (дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем).

  6. Ринолалия – нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

  7. Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

  8. Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка.

  9. Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

  10. Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения.

  11. Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма.
П
сихолого-педагогическая классификация

  1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

  2. Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

  3. Заикание – рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.
В данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи нарушения письма и чтения. Они рассматриваются в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений, составляющих один из ведущих признаков.
2. Подготовительный этап в работе над нарушенным звуком:

направления работы, их содержание

В работе над нарушенным звуком выделяют 4 этапа:

1. Подготовительный этап (работу проводит логопед и воспитатель).

Цель: подготовка речевого аппарата и фонематического слуха к работе над звуком.

Направления работы:

- артикуляционная гимнастика (выработка точных движений артикуляционного аппарата)

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики : выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Артикуляционная гимнастика (АГ) выполняется 1-2 раза в день по 5-7 минут, на первых этапах работы – перед зеркалом в положении сидя на стуле. Логопед учит ребёнка точно выполнять упражнения, а воспитатель отрабатывает выученные движения. Упражнения в комплексе АГ подобраны в соответствии с артикуляцией того звука , над которым ведётся работа (например: звук С – широкий передний край языка примыкает к нижним резцам (упр."Лопатка", "Почистим зубы"), губы в улыбке, зубы сближены (упр."Заборчик"), холодная узкая струя воздуха идёт по средине языка).

Развитие фонематического слуха

1. Игра "Поймай звук"

Цель. Развитие фонематического слуха, умения выделять заданный звук из ряда звуков

Ход игры. Педагог называет ряд звуков, дети выполняют одно из действий (по договоренности), когда слышат условленный звук (хлопают, топают, вскидывают руки вверх и т.п.)

2. Игра "Поймай слово"

Цель. Развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.

Оборудование. Набор предметных картинок.

Ход игры. Педагог показывает картинку и называет её. Дети хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук.

3. Игра "Хлопни-топни"

Цель. Развитие умения дифференцировать сходные звуки.

Оборудование. Набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков

Ход игры. Дети должны хлопнуть, услышав в названии картинки один из позиционных звуков и топнуть, услышав другой

4. Игра «Будь внимательным» (в кругу с мячом)

Воспитатель предлагает детям передавать мяч по кругу на каждое слово, но, если в слове есть звук «ш», перебросить мяч ему.

В игре принимают участие все дети. Она проводится в быстром темпе.

Все игры на данном этапе работы проводятся ТОЛЬКО НА СЛУХ, т.е. ребёнок сам не произносит звуков, а только реагирует на звук, который услышит.

Выработка направленной воздушной струи

Правила во время работы над развитием направленной воздушной струи:


  • Вдох через нос, выдох – ртом.

  • Губы во время выдоха «трубочкой».

  • Выдох должен быть продолжительным и плавным (предметы, предлагаемые ребёнку для поддувания, должны находиться на уровне рта ребёнка).

  • Не поднимать плечи при вдохе.

  • Не надувать щёки при выдохе.

  • Упражнения на развитие дыхания повторять не более 3-5 раз.

  • Следить за осанкой ребёнка: спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи.

  • Упражнения дыхательной гимнастики должны проводить в хорошо проветренном помещении.

  • Все упражнения проводить в игровой форме, только с положительным настроем.
Упражнение «Буря в стакане»

Предложите ребёнку вдохнуть, а потом выдохнуть в трубочку, конец которой находится в стакане, наполовину наполненном водой.

Упражнение «Футболисты»

Поочерёдно взрослый и ребёнок дуют на ватный шарик «футбольный мячик», пытаясь забить его в ворота (построены из карандашей). Следить, чтобы вдох был носом, а выдох был плавным и сильным через губы «трубочкой», щёки при этом не раздувать.

Упражнение «Снежинки. (Листочки)».

Предложите ребёнку сдуть с ладони (на уровне рта ребёнка) плавным речевым выдохом снежинку (листочек), вырезанную из бумаги.

Развитие мелкой моторики рук

2 этап. Постановка звука (работу проводит только логопед)

3 этап Автоматизация звука - постепенное последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения, связную речь (работу проводит логопед и воспитатель).

4 этап . Дифференцировка звуков (работу проводит логопед и воспитатель).

3.Основные направления работы воспитателя логопедической группы

1. Коррекционно-развивающее.

2. Воспитательно-образовательное.

Задачи первого направления

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ:


  1. постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики;

  2. закрепление произношения поставленных логопедом звуков, в том числе на индивидуальных занятиях (по заданию логопеда);

  3. целенаправленная активизация отработанной лексики в ходе режимных процессов;

  4. упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий

  5. развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях

  6. совершенствование словесно-логического мышления как основной функции речи.

^ Методика формирования умения различать пространственные направления относительно себя «от себя» - Я -» (задача 2)
Предварительная работа

Только после изучения собственного тела и направлений на нем (задача 1) переходим к ориентировке относительно себя.
Методика обучения

Во II младшей группе в процессе игр, работы с раздаточным материалом и др., на занятиях и вне их даются задания сначала по подражанию, затем по команде. Образец действий показыва­ется «в зеркальном отображении».

В старшей группе, после того как сформируется умение ори­ентироваться относительно другого лица, можно отменить «зер­кальный показ».

Раскладывай круги правой рукой слева направо.

Подними левую руку вверх\

Взмахни флажком вправо, влево.

Посмотри вниз, вверх.

Сделай два шага назад, вперед.
Дидактические игры

«Куда бросим мяч»;

«Где звенит колокольчик?» и др.
Методика формирования умения определять местоположение предмета относительно себя П > Я (задача 3)
Предварительная работа

В опыте ребенка накапливаются представления о различном расположении предметов относительно него. В его пассивном и активном словаре появляются пространственные предлоги и на­речия.
Методика обучения

В средней группе проводим работу по систематизации зна­ний детей о возможных положениях предметов относительно него, обращаем и активизируем словарный запас ребенка:

Стол стоит справа от меня.

Стул стоит передо мной.

- Сзади меня окно.
Усложнения

1. Сначала ребенок дотрагивается до предмета, затем показы­вает рукой, потом только смотрит на него.

2. Сначала рассматриваются предметы в непосредственной близости от ребенка, затем расстояние до предмета постепенно увеличивается.

3. Постепенно увеличивается количество рассматриваемых предметов.
Дидактические игры:

«Что изменилось?»:

Выбирается водящий ребенок. Относительно него размеща­ются другие дети (один - впереди, другой - позади, третий - справа, четвертый - слева). Водящий говорит, кто где стоит от­носительно него, запоминает расположение детей, закрывает глаза. Дети перестраиваются, водящий открывает глаза и гово­рит, что изменилось, кто где стоял раньше и стоит теперь (раз­витие памяти). Аналогично можно организовать игру с игрушка­ми вокруг ребенка.
Замечание: чтобы другие дети смогли определить правиль­ность высказываний водящего, необходимо его поставить спи­ной к группе.

При расстановке детей вокруг водящего нельзя давать инст­рукцию по ориентировке относительно другого лица, пока она не освоена: «Встань справа от Саши». Надо говорить: «Встань так, чтобы Саша был слева от тебя».

«Добавь слово»:

Сначала с детьми обсуждается, что где находится в группе относительно их. Затем воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают:

Стол стоит... (Впереди нас.)

Полка висит... (Сзади нас.)

Слева от вас... (Окно.)

Справа от вас... (Цветок.)
Замечание: сначала дети сидят в ряд, лицом в одном направ­лении и могут отвечать хором и индивидуально с взаимопровер­кой и взаимопомощью. Затем детей можно посадить по кругу и выслушивать только индивидуальные ответы, так как у каждого свое направление.

«Скажи, что где находится», «Кто ушел и где он стоял?» и др.
^ Методика формирования умения определять собственное положение в пространстве

Я П (задача 4)
Со средней группы проводится большая работа по развитию речи у детей, обогащение ее пространственными предлогами и наречиями. Дети учатся правильно определять и говорить о сво­ем положении относительно других предметов:

Я сижу за столом.

Я сижу на стуле.

Я лежу под одеялом.

Я стою у окна.

Я спрятался за шкаф.
Дидактические игры

«Где я?», «Ну-ка повернись!»;

«Зайцы и волк», «Караси и щука», «Прятки» (Дети прячутся по инструкции воспитателя («Спрячься под стол»), а когда их найдет водящий, говорят, где они находятся («Я сижу под сто­лом»)) и др.
Замечание: игру «Мишка и пчелы» проводить не стоит, так как медведи не бегают за пчелами, а спасаются от пчел. Некото­рые дети после этой игры во время летних прогулок пытаются ловить пчел, что опасно.
^ Методика формирования умения ориентироваться относительно другого лица П -» Л (задача 5)

Со старшей группы учим детей ориентироваться относи­тельно другого человека. В процессе этой работы ребенок сна­чала проверяет свой ответ практически, а затем должен на­учиться мысленно представлять себя на месте другого человека или куклы.
Фрагмент:

Воспитатель стоит напротив детей:

Где находится окно относительно вас? (Слева.)

А относительно меня? (Справа.)

Почему так? (Вы не так стоите.)

Встаньте на мое место. Убедитесь в правильности своего ответа.

Попробуйте это сделать мысленно. Где относительно меня дверь?
Замечание: после освоения этой ориентировки можем отме­нить «зеркальный показ» образца выполнения действий.
^ Методика формирования умения определять место положения предметов относительно других предметов П -» П (задача 6)
Со II младшей группы начинаем работу с детьми по пра­вильному использованию пространственных предлогов и наре­чий. Дети учатся рассказывать о расположении предметов отно­сительно друг друга и располагать предметы в соответствии с ин­струкцией воспитателя:

Карандаш лежит на столе.

Кубик упал под стол.

Ручку достала из стола.

Мяч выкатился из-под стола.

Игрушка показалась из-за спины.

Поставь кубик перед пирамидкой, а матрешку за пира­мидкой.

Поставь предметы друг за другом.

Поставь игрушки напротив друг друга.
Замечание: проводится большая словарная работа.

Дети часто путают или вообще не применяют сложные пред­логи (из-за, из-под). Необходимо тренировать их в правильном использовании нужного слова.
После освоения правого и левого направлений в старшей группе усложняем задания:

Расскажи, что где стоит на столе. (Справа от кубика стоит пирамидка, а слева матрешка.)

Поставь мишку справа от зайчика, а собачку слева от зай­чика.

Поставь красный кубик между синим и зеленым. Расска­жи, где стоят кубики относительно красного.
Замечание: после освоения ориентировки относительно дру­гого лица (в старшей группе) дети могут пытаться мысленно ста­вить себя на место другого предмета при определении места положения предмета относительно другого предмета. Необходимо объяснить им, что этого делать не надо: «У предмета право там, где твоя правая рука, когда ты смотришь на предмет» (исключе­ние куклы, когда играют роль человека).
Дидактические игры

«Что изменилось?», «Где спрятана игрушка?», «Зайчик в лесу», «Расставь на столе предметы и расскажи о них», «Расска­жи, что видишь»;

«Поручение» («Поставь игрушки на полке так, как я скажу»);

«Парные картинки» (Дети получают по одной карточке с изображением какого-либо сюжета. Парные картинки с изме­нившимся сюжетом остаются у воспитателя. Воспитатель пока­зывает одну из карточек. Ребенок, у которого похожий сюжет, описывает свою картинку и отличия на карточке воспитателя);

«Построй игрушки» («Поставь игрушки друг за другом, ли­цом друг к другу, напротив друг друга») и др.
^ Методика формирования умения двигаться в заданном направлении (задача 7)
Предварительная работа

Во время игр, на прогулке, на музыкальных и физкультурных занятиях дети учатся ориентироваться в движении:

Повернись направо, налево.

Сделай два шага назад, вперед.
Методика обучения

Со средней группы на занятиях по математике у детей кон­кретизируются, углубляются и систематизируются знания про­странственных ориентировок, отрабатываются умения ориенти­роваться в движении:

Дойди до стола, поверни налево, дойди до окна, поверни направо. Там ты найдешь секрет.

Чтобы найти клад, надо сделать два шага вперед, три шага направо, один назад и повернуться налево.
Дидактические игры

«Правильно пойдешь - клад найдешь», «Прятки», «Жмурки». Усложнения:

Сначала задания даются по частям, по мере выполнения;

Затем можно дать всю инструкцию целиком;

Постепенно увеличивается площадь для игры;

Увеличивается темп;

Можно предложить выполнять задания с закрытыми гла­зами;

«Забей мяч в ворота» (в подготовительной группе можно предложить одному ребенку завязать глаза, а другому давать ему инструкцию) и др.
^ Знакомство с правилами дорожного движения (ПДД)
Со старшей группы знакомим детей с правилами поведения на улице:

По тротуару необходимо ходить правильно, придержива­ясь правой стороны.

Улицу переходят, посмотрев сначала налево, а, дойдя до середины, направо.

Если есть «зебра», то дорогу переходят только по ней, на зеленый свет светофора.

Обходят автобус, троллейбус сзади, а трамвай спереди.

В подготовительной группе совершенствуем точность и бы­строту выполнения правил.

Дидактические игры

«Правила дорожного движения» (настольная, напольная, подвижная), «Как пройти в магазин», «Дорога в школу», «Улицы нашего города» и др.
^ Методика обучения ориентировке на листе бумаги (задача 8)
Предварительная работа

Работа начинается, как только ребенок взял лист бумаги, на­пример в процессе рисования. Дети учатся работать на ограни­ченной плоскости, выделяют края, середину листа.

Во II младшей группе на занятиях по математике дети знако­мятся с плоскостью фланелеграфа, учатся работать на плоскости стола, выкладывают раздаточный материал на карточке. Начина­ют понимать, где у листа низ, где верх, где право, где лево:

Разложи на карточке квадраты. Бери правой рукой, рас­кладывай слева направо (или сверху вниз).

На листе вверху выложи елочки, а внизу под ними грибы.
Методика обучения

Основная работа проводится со старшей группы с целью подготовки к формированию у детей навыков работы на листе бумаги в клетку для успешного обучения в школе.
^ Последовательность формирования ориентировок:

1. Знание плоскости листа.

Здесь дети сталкиваются с трудностью, которая сопровожда­ется непониманием: то, что раньше называлось далеко - близ­ко, на листе называется верх - низ. Для решения этой пробле­мы сначала рассматриваем лист бумаги, расположенный верти­кально (также помогает работа на фланелеграфе).
Фрагмент 1:

Что это? (Лист бумаги.)

Какой он формы? (Формы прямоугольника.)

Что есть у прямоугольника? (Стороны, углы.)

Сколько сторон и углов у прямоугольника? (По четыре.)

У листа тоже есть углы и стороны. Покажите их.

Они имеют свои названия: эта сторона наверху, она назы­вается верхняя. Повторите верхняя сторона.

Как вы думаете, как называется эта сторона? (Нижняя сторона.)

Почему? (Она находится внизу.)

Эта сторона находится справа ((ниже к правой руке), она называется правая.

Покажите правую сторону. Как она называется? (Правая сторона.)

А как будет называться эта сторша? {Левая сторона.)

Почему? (Она находится слева.)

Углы тоже имеют свои названия этот угол находится на­верху слева (между верхней и л вой стороной), поэтому называется верхний левый угол. Повторите.

Как вы думаете, как называется этот угол? {Нижний пра­вый угол.)

Почему? (Он находится внизу слева.)

Покажите и назовите все стороны и углы листа.
2. Понимание пространственных отношений на листе. Рассматривание карточек-перевертьшей (рис. 44) и обсужде­ние расположения на ней картинок.

Карточки переворачиваются и дети рассказывают, что где находится (с какой стороны и в каком углу листа).

Замечание: картинки изображаются так, чтобы их можно было узнать при переворачивании и онине были бы «вверх но­гами».

^ 3. Умение фиксировать предметы на листе в нужном месте.
Фрагмент 2:

Работа с раздаточным материалом:

Положи треугольник в левый верхний угол.

Справа от треугольника положи фуг.

Справа от круга положи квадрат.

Где находится круг относительно квадрата?

В каком углу находится круг?
Дидактические игры

«Найди такой же узор», «Найди узор по описанию»;

«Составь узор по образцу» (/ вариант: рассмотреть и описать узор, сделать такой же, сверяя с образцом, рассказать о своей ра­боте. // вариант: рассмотреть и описать узор, запомнить (обра­зец убирается), сделать такой же, сверить с образцом (образец показывается для самопроверки или взаимопроверки), результат обсуждается);

«Составь узор по описанию» (Математический диктант с по­следующим обсуждением, взаимопроверкой или проверкой по образцу).
^ Методика формирования умения работать на листе бумаги в клетку
В подготовительной группе на каждом занятии уделяется примерно 10 минут для работы на листе бумаги в клетку с целью подготовить детей к школе. В группе должна быть доска с разме­ченными клеточками.
^ Последовательность обучения:

1. Знакомство с понятиями: лист, страница, тетрадь:

Лист состоит из двух страниц.

Тетрадь состоит из листов.

2. Повторение названий сторон и углов листа и страницы.

3. Изучение клеточного и строчечного микропространства.

Воспитатель рассматривает с детьми сначала доску с разме­ченными клеточками, затем лист бумаги в клетку. Работа на лис­те бумаги сопровождается показом образца действий на доске. Сначала дети работают по подражанию, затем по устной инст­рукции.
Фрагмент 1:

Что вы видите на доске?

Это клетки. Какой они формы? (Формы квадрата.)

У вас листы бумаги тоже в клеточку.

Обведите одну клеточку, какую хотите, так же, как я.

Обведите клеточки через одну до конца страницы.

Это называется строка.

А теперь обведите клеточки через одну вниз до конца страницы.

Это столбик.
Фрагмент 2:

Найдите на странице левый верхний угол.

Отсчитайте 3 клетки слева направо и 2 клетки сверху вниз и поставьте точку.

Отсюда мы будем рисовать узор.
Замечание: некоторые дети вначале не видят клетки. Это можно выявить, попросив ребенка нарисовать квадрат на листе бумаги в клетку. Если при рисовании он не использует клетки, то требуется дополнительная работа для формирования умения видеть клетки на листе бумаги. Полезно использовать готовые прописи.
4. ^ Рисование точек, палочек, фигур, узоров на листе бумаги в клетку.

Работа проводится в готовых прописях и в простой тетради. Можно использовать тетради с более крупной клеткой:

Продолжи узор.

В сложных узорах дети учатся определять закономерность изменения рисунка. Полезно приучать дошкольников к рисова­нию непрерывных узоров, не отрывая руки (к безотрывному письму).
5. ^ Рисование фигур по точкам:

Можно ввести элементы рисования, геометрии, черчения:

Поставь точку, отсчитай 3 клетки, поставь другую точку. Соедини их. Получился горизонтальный отрезок. (Анало­гично - вертикальный.)

Нарисуй горизонтальный отрезок длиной 4 клеточки. От его середины отсчитай 3 клетки и поставь точку. Соедини ее с концами отрезка. Какая фигура получилась? (Тре­угольник.)

Поставь фломастер в отмеченную точку. Рисуй так, как я скажу: 4 клетки вверх, 3 клетки вправо, 2 вниз, 3 клетки влево. Что получилось? (Флажок.)
Замечание: дети проводят линии от руки без линейки.
Можно использовать разноцветные фломастеры или обозна­чение цифрами, чтобы в нужной последовательности соединить точки для сложного рисунка, но тогда усложняется инструкция.
6. ^ Запись цифр.

При знакомстве дошкольников с цифрами после работы с цифровыми карточками можно научить детей изображать цифры и знаки (+,-, =) на листе бумаги в клетку.

Если умение писать цифры и знаки сформировано, полезно учить детей записывать решения арифметических задач и приме­ров. В процессе этой работы важно следить за правильной осан­кой детей.
Замечание: работа на листе бумаги в клетку охватывает раз­ные разделы:

«Количество и счет» (рисование нужного количества фигур, моделирование арифметических задач, запись арифметических примеров и др.);

«Величина» (рисование отрезков разной длины, сериацион-ных рядов и др.);

«Форма» (рисование геометрических фигур и др.).

Движение по азимутам

Сущность движения по азимутам заключается в выдерживании на местности направлений, заданных магнитными азимутами (дирекционными углами), и расстояний, определенных по карте. Направления движения выдерживают с помощью магнитного компаса или гирополукомпаса, расстояния измеряют шагами или по спидометру машины.

Это основной способ движения на местности, бедной ориентирами, особенно ночью и при ограниченной видимости.

Для движения по азимутам необходимо заранее по карте определить исходные данные: магнитные азимуты направлений движения между точками поворота на маршруте и расстояния между ними, которые оформляют в виде схемы (рис. 24) или выписывают в таблицу. Порядок подготовки данных для движения по азимутам изложен в разд. 5.3.

Организация и порядок движения по азимутам. Рассмотрим организацию и порядок движения по азимутам подразделения пешим порядком по маршруту, приведенному на рис. 24.

При организации движения подразделения по азимутам назначается направляющий, который определяет по компасу и выдерживает направления движения. Кроме того, назначаются два человека, которые ведут счет парам шагов. Если расстояния на схеме (в таблице) указаны в метрах, их переводят в пары шагов с учетом величины шага.

На точке № 1 (сарай) указатель мушки компаса устанавливают на отсчет 20° и отпускают тормоз магнитной стрелки. Затем компас поворачивают в горизонтальной плоскости до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против нулевого деления шкалы. Визирная линия через целик и мушку при таком положении компаса и будет определять направление на

точку № 2 (курган). Чтобы выдержать в пути это направление, на линии визирования замечают какой-нибудь удаленный промежуточный ориентир, который используется для выдерживания направления движения.

Перед началом движения стрелку компаса ставят на тормоз. Движение совершают строго прямолинейно в направлении промежуточного ориентира, при этом ведут счет пар шагов. У промежуточного ориентира вновь определяют по компасу направление, магнитный азимут которого равен 20°, замечают какой-нибудь удаленный промежуточный ориентир и движутся к нему. Таким образом совершают движение, пока не будет пройдено 1230 м. Если курган будет виден еще до подхода к нему, последнюю часть участка проходят без промежуточных ориентиров.

На точке № 2 по компасу определяют направление, азимут которого равен 330°, замечают промежуточный ориентир и начинают движение, ведя счет парам шагов. Если промежуточных ориентиров на местности нет, например в лесу, пустыне, степи, то направление движения выдерживают только по компасу. На точке № 3 определяют направление, азимут которого равен 25°, и движутся в этом направлении к перекрестку дорог (точка № 4), ведя счет парам шагов.

Из приведенного примера видно, что движение по азимутам совершается путем последовательного перехода от одного ориентира к другому.

Чтобы легче выдержать направление движения, кроме промежуточных часто используют вспомогательные ориентиры. Такими ориентирами служат обычно небесные светила: Солнце, Луна и яркие звезды. При пользовании ими необходимо примерно через 15 мин проверять азимут направления движения, так как небесные светила (кроме Полярной звезды) перемещаются по небосводу. Если долго двигаться в их направлении без контроля, можно значительно уклониться от маршрута.

Для выдерживания направлений движения используют также линейные ориентиры или следы от движения боевых машин (лыж).

Точность выхода к точкам поворота маршрута при движении по азимутам зависит от характера местности, условий видимости, ошибок в определении направлений, по компасу и измерении расстояний. Обычно отклонение от точки поворота, к которой надо было выйти, не превышает 1/10 пройденного расстояния, т. е. 100 м на каждый километр пройденного пути. Поэтому, если заданное расстояние пройдено, а намеченного ориентира не видно, его следует искать в пределах окружности, радиус которой равен 1/10 расстояния, пройденного от предыдущей точки поворота.

В некоторых случаях, например при движении по азимутам зимой на лыжах, пройденные расстояния измеряют приближенно по времени и скорости движения. Чтобы избежать потери ориентировки из-за неточного измерения расстояний, на точках поворота надо выбирать хорошо видимые издали ориентиры.

Обход препятствий. При движении по азимутам могут встречаться как естественные, так и искусственные препятствия (минные поля, лесные завалы и т. д.), которые легче обойти, чем преодолеть. Поэтому нужно уметь обходить препятствия, не теряя ориентировки.

Порядок обхода зависит от размеров и характера препятствия. Если противоположная сторона препятствия видна (рис. 25, а), то в точке А записывают количество пройденных пар шагов. Затем замечают ориентир (точку В) на противоположной стороне препятствия по направлению движения. Одним из изложенных ранее (см. разд. 2.6) методов определяют расстояние до намеченного ориентира, переводят это расстояние в пары шагов и прибавляют к ранее измеренному по маршруту расстоянию до точки А. После этого обходят препятствие по его границе. В точке В по заданному азимуту находят нужное направление и продолжают движение к очередной точке поворота маршрута.

В некоторых случаях замеченный за препятствием ориентир (точка В) бывает трудно опознать при подходе к нему. Чтобы проконтролировать правильность выхода к ориентиру, в точке А оставляют какую-нибудь заметку, например ставят веху или делают затес на дереве. При выходе в точку В определяют величину магнитного азимута направления на точку А (обратный азимут), который отличается от азимута заданного направления движения на этом участке маршрута на 180(. Провизировав на точку А по обратному азимуту и убедившись, что это направление точно совпадает с направлением на точку Л, продолжают движение.

Если противоположная сторона препятствия не видна, то при выходе в точку Л (рис. 25,6) изучают местность и намечают сторону, по которой легче обойти препятствие. После этого по компасу определяют азимут направления вдоль границы препятствия (320°) и начинают движение, ведя счет парам шагов (142 п.ш.). При этом необходимо строго выдерживать прямолинейность движения.

На левой границе препятствия в точке В (любая точка на местности) делают остановку и определяют направление движения по азимуту, соответствующему направлению основного маршрута (50°). По этому направлению движутся до выхода за препятствие (до точки С). В точке С определяют направление движения, параллельное линии АВ, т. е. обратный азимут направления АВ 140°. Двигаясь по направлению линии СД, отсчитывают количество пар шагов, равное измеренному по линии АВ, т. е. 142 пары шагов.



В точке Д определяют по азимуту направление движения, соответствующее направлению движения до выхода к препятствию (50°); к количеству пар шагов, измеренному до точки Л, прибавляют расстояние ВС (238 пар шагов) и продолжают движение к намеченной ранее точке поворота маршрута.

Данные, необходимые для движения по азимутам {магнитные азимуты направлений между точками поворота на маршруте и расстояния между ними), определяют по крупномасштабной карте.

Подготовка данных для движения по азимутам включает изучение местности по карте, выбор маршрута и ориентиров на его участках, определение магнитных азимутов направлений и расстояний между выбранными ориентирами, оформление данных на карте или составление схемы (таблицы) движения.

При изучении местности оценивают ее проходимость, маскировочные" и защитные свойства, определяют труднопроходимые и непроходимые препятствия и пути их обхода Начертание маршрута зависит от характера местности, наличия ориентиров на ней и условий предстоящего движения. Главное - это выбрать маршрут, позволяющий быстрый и скрытный от противника выход к назначенному пункту (объекту). Маршрут выбирают с таким расчетом, чтобы он имел минимальное количество поворотов. Точки поворота маршрута намечают у ориентиров, которые можно легко опознать на местности (постройки башенного типа, перекрестки дорог, мосты, путепроводы, геодезические знаки). Расстояния между ориентирами при движении по маршруту днем пешим порядком не должны превышать 1 - 2 км, а при движении на машине и выдерживании направлений движения по гирополукомпасу - 6 - 10 км. Для движения ночью ориентиры по маршруту намечаются чаще. Чтобы обеспечить скрытный выход к указалндму пункту, маршрут намечают по лощинам, массивам растительности и другим объектам, обеспечивающим маскировку движения. Необходимо избегать передвижений по Гребням возвышенностей и открытым участкам. Примерный вариант выбора маршрута показан на рисунке.

Выбранные ориентиры обводят кружками и соединяют прямыми линиями. Линии маршрута, которые не пересекают вертикальную линию координатной сетки, полезно продолжить до пересечения с ближайшей из них, чтобы в дальнейшем удобнее было измерять дирекционные углы Дирекционные углы направлений по маршруту измеряют транспортиром яли артиллерийским кругом, которые обеспечивают точность измерения угла с ошибкой ± 1 - 2°, Для, более точного измерения углов по карте используют хордоугломер. Измеренные дирекционные углы направлений переводят в магнитные азимуты. Расстояния между выбранными по маршруту движения ориентирами измеряют с помощью циркуля - измерителя и линейки с миллиметровыми делениями. Если маршрут намечен по холмистой (горной) местности, то в измеренные по карте расстояния вводится поправка за рельеф.

Определенные значения магнитных азимутов и расстояний тщательно проверяют, так как грубая ошибка измерения хотя бы одного азимута или расстояния приводит к отклонению от намеченного маршрута и н конечном счете к потере ориентировки.

Таблица 1. Данные необходимые для движения по азимутам

Данные, необходимые для движения по азимутам, оформляют на карте, а если карту с собой не берут, составляют схему маршрута (рис. 9 13) или таблицу 1.

Рисунок 1. Схема маршрута движения по азимутам.

Схему составляют в такой последовательности. На чистый лист бумаги переносят с карты начальную точку, ориентиры на поворотах и конечную точку маршрута. Расположение ориентиров на схеме должно быть подобно их положению на карте Все ориентиры изображают на схеме такими же условными знаками, как и на карте. Затем ориентиры нумеруют и соединяют прямыми линиями Против каждой линии выписывают исходные данные для движения в виде дроби: в числителе - магнитный азимут, в знаменателе - расстояние в метрах и время движения в минутах. Если движение по азимутам будет совершаться пешим порядком, то расстояние в метрах переводят в пары шагов и выписывают на схему в скобках. После этого наносят на схему стрелку север - юг и дополнительно показывают в стороне от маршрута, а также по маршруту ориетиры, которые могут быть использованны при движении как промежуточные или вспомогательные.

В тех случаях, когда требуется выдержать лишь общее направление движения, например направление наступления, схему (таблицу) движения не составляют. Азимут направления движения определяют непосредственно на местности по компасу и объявляют устно.

Ночью ориентироваться на местности сложнее, чем днем. Многие предметы, которые днем легко опознаются, ночью становятся трудно различимыми, внешний вид и очертания их подчас резко меняются, расстояния до предметов (ориентиров) кажутся больше, чем днем. Все эти особенности существенно затрудняют ориентирование ночью.

Маршрут для движения ночью намечают обычно вдоль линейных ориентиров, что облегчает выдерживание направлений движения. В качестве вспомогательных ориентиров используют небесные светила, удаленные светящиеся точки (огни), а также местные предметы и формы рельефа, проектирующиеся на фоне неба.

При ориентировании на местности ночью наряду с простейшими способами часто применяют более совершенные способы и технические средства: направление движения (атаки) указывают лучом прожектора, световыми трассами или световыми створами; широко используют приборы ночного видения, наземную навигационную аппаратуру и радиосредства.

Зимой внешний вид местности значительно изменяется. Многие неровности (углубления) местности заносятся снегом, и поверхность сглаживается. Отдельные ориентиры (перекрестки дорог, ручьи, заболоченные участки), покрытые снегом, не просматриваются. Все это в значительной мере усложняет ориентирование.

При движении на лыжах направление движения обычно выдерживают по компасу, а при движении на боевой машине-по гирополукомпасу. Днем на открытой местности следы от лыж или машины используют для проверки выдерживания направления движения. Хорошими ориентирами зимой, особенно ночью, могут служить населенные пункты, отдельные рощи, опушки леса, железные и шоссейные дороги, мосты через широкие реки и другие площадные и линейные ориентиры.

В пустынной местности ориентирование затрудняется тем, что она однообразна, на ней редко встречаются местные предметы, которые могут служить ориентирами. Отрицательно влияют на условия ориентирования также миражи, сильный зной и большая запыленность воздуха. При движении по пескам увеличивается пробуксовка колесных и гусеничных машин, что затрудняет пользование спидометром. В качестве ориентиров в пустыне могут служить курганы, колодцы, русла высохших рек, группы деревьев у заброшенных оазисов, небольшие участки такыров и солончаков, наружные знаки геодезических пунктов.

В целом ориентиров в этих района? мало, но при благоприятных условиях видимости они просматриваются издалека.

Маршруты движения в пустынной местности прокладываются обычно по колонным путям. Движение совершается, как правило, по азимутам. Заданные направления выдерживаются по компасу и наземным навигационным приборам. В качестве вспомогательных ориентиров служат небесные светила, следы от машины (при движении на машинах), а также расположение дюн, барханов и ряби на песке, что связано с направлением господствующих ветров и практически постоянна для данного района.

В горах ориентирование затрудняется из-за сильнопересеченного рельефа горной местности. Поэтому условия обзора могут резко меняться в связи с частыми изменениями направления движения.

Движение в горах совершают обычно по дорогам и тропам в горных проходах и через перевалы, вдоль ручьев и рек. Если направление движения не совпадает с направлением линейного ориентира, то его выдерживают по компасу и вспомогательным ориентирам (небесным светилам и выделяющимся вершинам гор). При использовании форм рельефа в качестве ориентиров следует помнить, что их очертание может резко изменяться при наблюдении с различных точек маршрута.

В старшей группе большое внимание уделяют закреплению и совершенствованию умения передвигаться в указанном направлении, изменять направление движения во время ходьбы, бега.

На музыкальных и физкультурных занятиях воспитатель для точного обозначения направления движения употребляет в речи наречия и предлоги: вверх, вниз, вперед, назад, налево (слева), направо (справа), рядом, между, напротив, за, перед, в, на, до и др. Опираясь на умение детей ориентироваться на себе, он учит их производить движения в указанном направлении.

Большое значение имеет использование определенной системы игр с правилами - дидактических и подвижных. Игры проводят на занятиях по математике, физкультурных, музыкальных и вне занятий, главным образом на прогулке.

В начале года можно предложить игру «Куда пойдешь и что найдешь?».

В старшей группе эту игру проводят в более сложном варианте. Дети делают выбор из 4 направлений, задание одновременно выполняют несколько человек. Далее проводят игры «Найди предмет», «Найди флажок», «Путешествие», «Разведчики». Игровое действие здесь также поиск спрятанной игрушки (вещи). Но теперь ребенку предлагают в процессе активного передвижения изменять направление, например, дойти до стола, повернуть направо, дойти до окна, повернуть налево, дойти до угла комнаты и там найти спрятанную игрушку.

Вначале, проводя эти игры, педагог дает указания в ходе действия: «Дойди до стола... Повернись направо... Дойди до окна... Повернись налево...» и т. д. Каждое указание он делает тогда, когда уже выполнено предыдущее, причем называние предмета должно следовать после того, как ребенок уже изменил направление движения, иначе дети ориентируются только на предмет, а не на указанное направление. Проведение таких игр целесообразно ограничить небольшой площадью, а по мере накопления детьми опыта площадь может быть увеличена до размеров всей групповой комнаты или участка. Постепенно увеличивают количество заданий на ориентировку и изменяют порядок их предложения. Если в начале дети определяют лишь парные направления: вперед - назад, направо - налево, то позднее направления указывают в любом порядке: вперед - направо, направо - назад и т. д.

Для закрепления умения передвигаться в указанном направлении рекомендуются игры с использование схем.

Дидактическая игра: «Найди игрушку».

Цель: Развивать ориентировку в пространстве. Формировать представление о причинной зависимости фигур.

Ход игры: Воспитатель прячет определенную игрушку в группе. У ребенка план группы. Педагог ставит на плане фишку в том месте, где спрятана игрушка. Задача ребенка, взглянув на план, определить, где ее искать. Ребенок должен научиться пользоваться планом, находясь в любой точке комнаты. Для этого ему сначала нужно будет сориентировать план. После этого уже легко найти в групповой комнате, отмеченный на плане предмет.

Игра «Где спрятан клад?»

Цель. Развивать пространственно ориентировочные реакции.

Оборудование. Можно использовать всевозможные «преграды»: стулья, пуфики, кубики и т.д. Карта с планом пути. Сюрприз.

На участке, в комнате взрослый расставляет препятствия: «реки», «горы», «овраги» и т.д. Инструкция: - Вот перед нами карта, на ней крестиком обозначен клад и есть описание, как его найти. На нашем пути будут встречаться всевозможные препятствия, которые нужно будет преодолевать. И если точно следовать схеме и правильно выполнять задания, обязательно найдём клад. Какой - узнаем, когда его найдём».

Примерное описание «карты»: встаньте в указанное на карте место - старт. Сделайте три шага вперёд и сверните вправо, обойдите «гору» с левой стороны. Повернитесь направо и «переплывите» реку. Идите вперед четыре шага. Затем повернитесь налево и сделайте один шаг. Вперёд сделайте два шага … и т.п. Игра заканчивается после того, как найден ребенком клад-сюрприз.

Для усвоения детьми правил поведения пешехода на улице, связанных с умением ориентироваться в направлениях направо и налево, рекомендуют игры «Правильно улицу пройдешь - в новый дом придешь, ошибешься - в старом останешься», «Правильно пройдешь - другой флажок возьмешь», «Передай пакет». Задание в этих играх заключается в том, чтобы каждый ребенок правильно прошел по тротуару, придерживаясь правой его стороны, или, переходя улицу, посмотрел сначала налево, а дойдя до середины улицы, - направо.

Полезны упражнения в воспроизведении направления движения с закрытыми глазами на основе пробного хода в играх «Накорми лошадку», «Стук-стук в барабан», «Найди свой значок». Эти игры аналогичны, поэтому в качестве примера опишем последнюю. Вдоль стены размещают модели геометрических фигур. Сначала водящий с открытыми глазами подходит к фигуре, которую назвал воспитатель, а затем с закрытыми глазами возвращается к стене с моделями и на ощупь находит нужную.

При ориентировке в пространстве у детей развивают быстроту и четкость реакции на звуковой сигнал (игры «Яков, где ты?», «Жмурки с колокольчиком», «Откуда голос?»). Важно научить детей, действуя по указанию, различать направления движений. С этой целью рекомендуют игры «Стук-стук в барабан», «Накорми лошадку» (в измененном варианте). Дети с закрытыми глазами двигаются к предмету, следуя указаниям воспитателя: «Сделай 2 шага вперед, повернись налево, сделай 3 шага» и т. д. Количество заданий вначале ограничивают 2- 3, а позднее их число увеличивают до 4-5.

Заинтересованность детей в выполнении более сложных заданий, требующих четкого различения основных пространственных направлений, создается заменой игрушек.