Пособие проектирование современных педагогических технологий. Методическое пособие "современные образовательные технологии в обучении истории"

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

Учебное пособие «Современные образовательные технологии» Г.К. Селевко является одной из лучших книг в этой области. Кроме Г.К. Селевко этим вопросом занимались и другие: Левитес Д. Г. «Практика обучения: современные образовательные технологии»; Атутов П. Р. «Технология и современное образование», № 2; Бордовский Г.Л., Извозчиков В.А. «Новые технологии обучения: Вопросы терминологии», № 5.

В пособии Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии» рассматривается сущность педагогических технологий, их классификация, основные параметры. Дается краткая характеристика наиболее известных современных образовательных технологий, рекомендации по их изучению и использованию.

Данное учебное пособие предназначено для студентов педагогических учебных заведений, учителей и широкого круга работников образования.

Проанализируем это пособие и отметим его полезный потенциал.

Цель данного учебного пособия – помочь современному учителю ориентироваться в спектре современных инновационных технологий, а студента-филолога не только познакомить с ними, но и научить применять их в своей профессиональной деятельности.

Учебное пособие включает в себя тринадцать значимых глав:

- I.Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии.

- II.Педагогические технологии.

- III.Современное традиционное обучение (ТО).

- IV.Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса.

- V.Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

- VI.Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса.

-VII.Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала.

- VIII.Частнопредметные педагогические технологии.

- IX.Альтернативные технологии.

- X.Природосообразные технологии.

- XI.Технологии развивающего обучения.

- XIII.Заключение: технологии проектирования и освоения технологий.

Отметим, что материал в пособии излагается систематизировано. Автор постепенно ведет читателя к пониманию «педагогических технологий»: от понятий «личность», «структура личности», классификации «знаний, умений и навыков» к классификации способов умственных действий, самоуправляющим механизмам личности, ее эстетическим и нравственным качествам.

Существенно то, что материал по изучении педагогических технологий представлен по принципу «от простого к сложному». Сначала в книге дается определение понятия «технология», затем – различные трактовки понятия «педагогическая технология». В учебном пособии затрагиваются вопросы основных качеств современных педагогических технологий, а именно: структура, ее критерии и источники. Важно, что в книге представлены философские основы технологии: «философская концепция экзистенциализма», «концепция прагматизма», «сциентистско-технократические концепции», – а также научные концепции усвоения социального опыта: «ассоциативно-рефлекторная концепция обучения», в рамках которой разработана «теория формирования понятий», сущность которой в том, что процесс обучения понимается как обобщение получаемых знаний и образование определенных понятий; «суггестопедическая концепция обучения».

Интересно, что автор затрагивает вопрос классификации педагогических технологий, несмотря на то, что каждая технология уникальна, поскольку каждый педагог привносит что-то свое, авторское. Однако в данном пособии технологии классифицированы по некоторым общим признакам: по уровню применения, по философской основе, по ведущему фактору психического развития, по концепции усвоения, по ориентации на личностные структуры, по характеру содержания и структуры, по организационным формам, по типам управления познавательной деятельностью, по подходу к ребенку, по преобладающему (доминирующему) методу, по направлению модернизации существующей традиционной системы, по категории обучающихся.

Очень важно, что в данном пособии в отдельной главе уделяется внимание «традиционному обучению». Благодаря этой главе студенты-филологи могут узнать, что у традиционной системы обучения есть не только плюсы, но и минусы; к тому же минусов у ТО будет гораздо больше, поскольку традиционное обучение ориентировано на усвоение знаний, умений и навыков, а не на развитие личности. Эта глава важна и для современного учителя, т.к. благодаря ей он может найти недостатки в своей методике обучения.

Важно, что все приведенные педагогические технологии проанализированы на основе их классификационных характеристик: по уровню применения, по философской основе, по основному фактору развития, по концепции усвоения, по ориентации на личностные структуры, по характеру содержания, по типу управления, по организационным формам, по подходу к ребенку, по преобладающему методу, по категории обучаемых.

Технологии, рассмотренные в данном учебном пособии, направлены на современные требования к обучению. В результате, автор анализирует педагогические технологии на основе личностной ориентации, активизации и интенсификации деятельности учащихся, эффективности управления и организации учебного процесса, дидактического усовершенствования и реконструирования материала. Кроме того, в пособии рассматриваются и частнопредметные, альтернативные, природосообразные технологии, а также технологии развивающего обучения, технологии авторских школ.

Особенностью учебного пособия является то, что описания технологий во многом заимствованы из известных публикаций, наблюдений за работой передовых учителей, а также собственного опыта работы автора. Авторскими являются анализ и интерпретация этих технологий.

В заключительной главе раскрывается внедренческий механизм, формулируются условия оптимальной реализации той или иной образовательной технологии.

Таким образом, учебное пособие Г.К. Селевко поможет студентам-филологам и учителям овладеть современными педагогическими технологиями в условиях модернизации школьного образования.

Современные образовательные технологии

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

  1. Амонашвили Ш. А. Единство цели (в добрый путь, ребята): пособие для учителей.– М.: Просвещение, 1985
  2. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети: пособие для учителей.-М.: Просвещение, 1985
  3. Амонашвили Ш. А. Школа жизни.-М., 1998
  4. Волович М.Б. Наука обучать (технология обучения математики).– М.,1995
  5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования: учебное пособие для студ.-М.: Изд.»Академия», 2004
  6. Занков Л.В. Избранные психологические труды.– М., 1990
  7. Ильин Е.Н. Рождение урока.– Калининград, 1998
  8. Ильин Е.Н. Искусство общения// Педагогический поиск/ сост. И.Н.Баженов.-М.: Педагогика, 1988
  9. Ильин Е.Н. Путь к ученику: раздумья учителя-словесника: книга для учителей.- М.: Просвещение, 1988
  10. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии.– М.:НПЦ «Эксперимент», 1995
  11. Краевский В.В., Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности// Дидактика средней школы. -М.: Педагогика,1982
  12. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студ./ Е.С.Полат.– М.: Изд.центр «Академия»,2001

Игровые технологии

  1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать.– М.,1979
  2. Белошистая А.В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста// Пед. технологии.-2010.- №2.-С.3-8
  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди.– М.,1988
  4. Газман О.С. В школу- с игрой. –М.,1988
  5. Игры-обучение, тренинг, досуг…/под ред. В.В.Петрусинского.– М.,1994
  6. Минкин Е.М. От игры к знаниям.– М.,1983
  7. Митина А. Рефлексивно– игровая технология обучения// Высшее образование в России.-2003.-№4.– С.86
  8. Новиков А.М. Методология игровой деятельности// Школьные технологии.-2009.-№6.– С.77-89
  9. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учебное пособие для студ./ под. Ред. В.А.Сластенина, И.А.Колесниковой.-М.: Изд. центр»Академия», 2006
  10. Панфилова А.П Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учебное пособие для студ.-М.: Изд.центр «Академия», 2009
  11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие.– М.: Народное образование, 1998

Проблемное обучение

  1. Дорно И.В. Проблемное обучение в школе: метод. пособие для студ.-М.: Просвещение, 1981
  2. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: книга для учителя.- М.: Просвещение, 1977
  3. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории.– М.: Педагогика, 1975
  4. Селевко Г. Проблемное обучение// Школьные технологии.– 2006.- №2.– С.61-65
  5. Селевко Г. Современные образовательные технологии: учебное пособие.– М.: Народное образование, 1998
  6. Якиманская Н.С. Развивающее обучение.– М.: Педагогика, 1979

Педагогические технологии на основе

эффективности управления и организации учебного процесса

  1. Границкая А.С. Научить думать и действовать, Адаптивная система обучения в школе.-М.: Просвещение,1991
  2. Лысенкова С.Н. Жизнь моя-школа, или Право на творчество.– М.: Новая школа, 1995
  3. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться// Педагогический поиск/ сост. И.Н.Баженов.-М.: Педагогика, 1988
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие.– М.: Народное образование, 1998
  5. Скокова О.Г. Коллективный способ обучения на уроках математики// Мат.в шк.-2008.-№6.-С.47-48
  6. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения.-М.: Педагогика,1990
  7. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека.– М.,1996

Технология программированного обучения

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.– М.: Педагогика,1989
  2. Галковская И. Возможности и сложности модульного обучения// ДШ.-№7.-С.46-51
  3. Егоренкова С.В. Проектирование модульного развивающего обучения// Вестник Поморского университета.-2006.-№2.-С.91-99
  4. Иванова И.Г. Использование модульной и уровневой технологии обучения школьников// Химия: методика преподавания.-2002.-№7.-С.77-80
  5. Кукосян О.Г. Использование модульной технологии обучения в системе дополнительного профессионального образования// Шк. Технологии.-2005.-№.4.-С.40-44
  6. Лебедев В.Н. Модульное обучение в системе дополнительного профессионального образования// Педагогика.- №5.-С.60-66
  7. Ловцова Н. Блочная система// Высшее образование сегодня.-2004.-№3.-С.26
  8. Пироговская О.Н. Из опыта применения модульной технологии обучения// Мат. В школе.-2008.-№6.-С.38-40
  9. Санина С.П. Модельный метод обучения как инструмент формирования у школьников учебного действия моделирования// Пед. технологии.-2008.-№1.-С.46-55
  10. Санина С.П. Компьютерное моделирование в исследовательской деятельности учащихся// Пед. технологии.-2005.-№4.-С.36-45
  11. 11.Селевко Г.К Современные образовательные технологии: учебное пособие.– М.: Народное образование, 1998
  12. Шитикова Н.Ю. Слагаемые технологии модульного обучения// Дистанционное и виртуальное обучение.-1999.-№3.-С.39

Альтернативные технологии

  1. Гусинский Э. Вальдорфский аспект, или Педагогика, построенная на понимании ребенка// ДШ.-2007.-№4.-С. 21-27
  2. Евсикова Н.И. Особенности самоотношения подростков, обучающихся в традиционной и Вальдорфской школах// ВП.-2008.-№6.-С.46-56
  3. Загвоздкин В.К. Альтернативы Вальдорфской педагогики // Псих.наука и образование.-2002.-№1.– С.26
  4. Краснодубова А. «Вызывать любопытство, доверять и никогда не выносить приговор»: записки учителя о монтессори-педагогике// Первое сентября.-2007.- №2.– С.17
  5. Мазниченко М.А. Что есть знание? Опыт проведения педагогической мастерской// Шк. технологии.-2005.-№6.– С.29-39
  6. Мастерская открытий (опыт альтернативного образования)/сост. Б.Зельцерман.-Рига, 1995
  7. Нелькин А. «Мастерская целого дня»: методические приемы и принципы межпредметной интеграции// Первое сентября.– 2007.-№1.-С.11.
  8. Окунев А. Как учить не уча.– Спб.: Питер-Пресс,1996
  9. Улин Б. Цели и методы обучения математике. Опыт Вальдорфской школы.-М.: Народное образование, 2007.– 336с.
  10. Хилтунен Е. Как школа Монтессори решает социально-экономические задачи общества// Народное образование.- 2007.- №10.– С.247-251

Технологии развивающего обучения

  1. Григорьева Т.П. Технология обучения правилам в системе развивающего обучения// Мат.в шк.-1999.-№2.– С.
  2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования: учебное пособие.– М.: Изд.центр «Академия», 2004
  3. Дусавицкий А.К. Психологические предпосылки построения основной школы в системе развивающего обучения// Псих. наука и обр.– 2003.- №1.-С.15
  4. Занков Л.И. Избранные педагогические труды/ Л.И.Занков, Ш.А.Амонашвили.– М.: Новая школа,1996
  5. История, теория, внедрение, использование, опыт развивающего обучения специалистов во всех видах образования и деятельности: сб. статей международной научно-практической конференции.- Балашов,2005
  6. Камалдинова Э. Развивающее обучение: утопия или реальность//Alma mater.– 2008.- №3.– С.3-7
  7. Марцинковская Т.Д. Школа развивающего обучения В.В.Давыдова: философские и психологические основания// ВП.-2005.- №4.-С.76
  8. Мисаренко Г.Г. Коррекционно-развивающее обучение и его место в современной школе//Педагогика.-2007.- №7.-С.43-49
  9. Моросанова В.И. Развивающее и традиционное образование: эффекты в личностном развитии старшеклассников// Псих. Наука и обр.-2004.- №1.– С.42-54
  10. Основы технологии развивающего обучения математике: учебное пособие/ Григорьева Т.П., Кузнецова Л.И. и др.– Нижний Новгород, 1997
  11. Реализация идей развивающего обучения Л.В. Занкова в основной школе (5-9 кл.): сб.материалов/ ред.Гиршович В.С.– М.: Новая школа, 1996
  12. Степанова М. «Развивающее обучение»//Шк. Псих.-2007.-№15.-С.19-30
  13. Цукерман Г.А. Урок в системе развивающего обучения (планирование и импровизация)// Псих.наука и обр.-1998.- №1.-С.95
  14. Цукерман Г.А. Развивающее обучение: генетико-моделирующий эксперимент// ВП.– 201.- №4.-С.129-8-140
  15. Хаккарайнен П. Обучение, основанное на игре, как надежный фундамент развития// Псих.наука и обр.– 2010.- №3.-С.71-73
  16. Яворская И.Н. Влияние развивающего обучение на формирование логического мышления младших школьников// Псих. наука и обр.– 2004.- №2.-С.57-66

Методическое пособие

«СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ»

Анохина Валентина

Ивановна

Место работы, должность:

МКОУ Новомакаровская ООШ,

учитель истории

Оглавление

Введение

Глава I . Понятие образовательной технологии…………………………………6

Глава II . Анализ современных образовательных технологий,используемых в обучении истории…………………………………………………………..........12

§ 1. Технология модульного обучения в истории……………………………..12

§ 2. Технология критического мышления в обучении истории………………15

§ 3. Технология проблемного обучения в истории……………………………18

§ 4. Технология проектного обучения в истории……………………………...21

§ 5. Информационно-коммуникативные технологии в обучении истории….23

§ 6. Использование кейс-технологии в обучении истории……………………27

Заключение……………………………………………………………………….30

Список литературы………………………………………………………………31

Приложение 1………………………………….. ………………………………..33

Приложение 2…………………………………………………………………….37

Приложение 3…………………………………………………………………….38

Приложение 4…………………………………………………………………….42

Введение

В настоящее время определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Большинство современных подростков пассивны, уровень их активности в ходе учебного процесса низкий, у многих формируется убеждение, что знания, даваемые школой, в жизни не пригодятся. Между тем общество нуждается в высокообразованных, инициативных людях, способных творчески реформировать общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны. Поэтому выпускники должны быть способны к саморазвитию, непрерывному совершенствованию себя. Выполнить такие задачи в условиях традиционных технологий весьма проблематично. В современных образовательных технологиях ставка делается на появление у детей потребности саморазвития, стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению, что в свою очередь будет способствовать повышению уровня активности учащихся на уроках.

Учение становится учебной деятельностью тогда, когда школьник овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения. К сожалению, на уроках истории пока преобладают два источника информации - учитель и учебник, что представляется явно недостаточным в условия современного быстро меняющегося мира.

Объектом нашего исследования является использование современных образовательных технологий в обучении.

Предмет исследования: использование современных образовательных технологий на уроках истории.

В данной работе актуальность темы состоит в том, что современные образовательные технологии обучения очень перспективны и, как способ обучения, намного превосходят возможности традиционных способов реализации учебного процесса.

Важным, является определение того, как необходимо поступать педагогу при разработке содержания инновационного обучения, что следует передать посредством новых обучающих систем. Таким образом, целью работы является стремление показать и рассмотреть какие виды современных образовательных технологий можно применять в обучении истории в общеобразовательной школе.

Исходя из цели, мы ставит следующие задачи :

раскрыть понятие образовательные технологии;

привести примерысовременныхобразовательных технологий;

дать анализ современным образовательным технологиям в обучении истории;

рассмотреть применение ИКТ в обучении истории;

показать возможности применения современных образовательных технологий на уроках истории.

На рубеже XX-XXI веков вычислительная техника проникла во все сферы человеческой деятельности и открыла громадные возможности выбора источников информации, применение информационных технологий в преподавании, в том числе истории. Начинают появляться методическая литература по этой проблеме.

М.Т. Студеникин в книге "Современные технологии преподавания истории в школе" подчёркивает, что применение технических средств - одна из характерных черт современного развития школы и педагогики. (Студеникин; с. 105). Пособие посвящено современным технологиям преподавания истории - модульно-блочному обучению, проектной деятельности, применению компьютерных программ и Интернета на уроках истории. Собраны вопросы и задания развивающего характера, викторины для учащихся. Предлагаемое пособие раскрывает опыт работы учителей истории по применению современных технологий обучения.

Не менее интересен подход В.И. Боголюбова, который в своей статье "Инновационные технологии в педагогике" отмечает, что обновление школы возможно лишь на путях разработки новых педагогических технологий и соответствующей подготовке педагогов.(Боголюбов; с. 5).

Следует отметить, что проблема подготовки учителя к инновационной деятельности исследована не достаточно. В частности не отработана суть и структура такого важного качества личности, как инновационная культура. Так же не отработана модель системы в подготовке учителя к инновационной деятельности и критериев ее оценивания.Это снижает результаты работы внедрения современных образовательных технологий в практике работы школ.

Недостаточная обработка проблемы подготовки педагогов и обуславливает выбор данной темы исследования.

Глава I . Понятие образовательной технологии

В современных условиях модернизации российского образования изменяются цели и задачи стоящие перед школой и учителями. Акцент переносится с “усвоения знаний” на формирование “компетентностей”.

Переход на компетентностное образование начался с 2002 года. Система формирования ключевых компетенций включает коммуникативную компетенцию и модель формирования социальных компетенций. На практике это находит свое выражение в формировании умений и навыков общения, умений и навыков действовать в социальных ситуациях, способность брать на себя ответственность, развивает навыки совместной деятельности, способность к саморазвитию; личностному целеполаганию; самоактуализации. Способствует воспитанию в себе толерантности; способности жить с людьми других культур, языков, религий. Таким образом, происходит переориентация на гуманистический подход в обучении. Внедряются инновационные педагогические технологии, предусматривающие учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся. Современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.

Технологические идеи не являются в дидактике и педагогике абсолютно новыми. Мысль о технологизации процесса обучения высказал еще Ян Амос Коменский 400 лет назад. Я.А. Коменский обосновывает в качестве одной из ведущих задач теории обучения – «всех учить всему», но учить при этом «с верным успехом, так, чтобы неуспеха последовать не могло». Таким образом, сформулирована одна из важнейших идей технологии – гарантированность результата. Механизм обучения, то есть учебный процесс, приводящий к результатам, Я.А. Коменский назвал «дидактической машиной».(Коменский; с. 105). Для неё важно: отыскать цели; отыскать средства достижения этих целей; отыскать правила пользования этими средствами.

Таким образом, вырисовывается своеобразный модуль: цель - средства - правила их использования - результат. Это ядро любой технологии в образовании.

Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и учение.

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. (Википедия).

Технология – совокупность знаний о способах и средствах осуществления тех или иных процессов (Кукушина; с. 57).

Образовательной технологией будем называть комплекс, состоящий из: некоторого представления планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора моделей обучения, критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.

Образовательная технология – это совокупность форм, методов, приёмов и средств, применяемых в какой-либо деятельности. (Хуторской; с. 10).

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. (Кларин; с. 38).

В системе образования понятие «педагогическая технология» употребляется в трёх категориях: общепедагогическая, частнометодическая (предметная), локальная (модульная, представляющая собой технологию отдельных частей учебно-познавательного процесса, отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитания отдельных личностных качеств; технология урока, технология повторения, технология коррекции и контроля учебного материала, технология самостоятельной работы и др.).

А теперь выделим признаки понятия «образовательная технология»:

Двусторонний процессуальный характер взаимосвязанной (совместной) деятельности учителя и учащихся;

Совокупность приёмов и методов, тесно связанных между собой;

Проектирование, организация, ориентирование и коррекция образовательного процесса (полный цикл управления учащимися своей деятельностью);

Наличие комфортных условий для участников учебного процесса;

Управление на всех этапах, уровнях, группах.

Таким образом, современную образовательную технологию характеризуют следующие черты:

Технология разрабатывается (или берется в готовом виде) под конкретный педагогический замысел, реализующий представление учителя о наиболее эффективном способе изучения конкретного блока материала;

Разрабатывается технологическая цепочка взаимосвязанных и строго регламентированных действий, предписаний в соответствии с целевыми установками, сформулированными в форме конкретного ожидаемого результата;

Технология проектируется как совместная деятельность учителя и учащихся на партнёрских условиях на основе принципов дифференциации и индивидуализации, разнообразной коммуникации;

Образовательная технология универсальна, т.е. применима при изучении любого из школьных предметов;

Этапы и элементы образовательной технологии предусматривают воспроизведение любым учителем;

Гарантированность достижения планируемых результатов всеми школьниками в процессе учебной деятельности;

Образовательная технология содержит диагностические процедуры и критерии, показатели и инструментарий измерений результатов деятельности школьников;

Технология реализуется в определённый промежуток времени на конкретном пространстве.

Правильность и системность в проектировании технологии, четкость и наглядность её этапов, процесса в целом, обеспечивается за счёт построения учителем технологической схемы или технологической карты .

Технологическая карта – описание учебного процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности педагогических действий (часто в графической форме) с указанием используемых приемов, методов и средств. Иными словами, это спроектированное условное отражение технологичности процесса обучения, разделение его на взаимосвязанные функциональные элементы. Таким примером может быть проект учебного процесса по определённой тематике. Идея составления технологических карт для проектирования учебного процесса принадлежит В.М. Монахову. Он охарактеризовал технологическую карту как «паспорт учебного процесса». (Монахов; с. 75).Он позволяет учителю четко спроектировать учебный процесс на основе анализа учебных текстов и их содержательно-функциональной значимости для освоения программного материала.

Примером технологической карты при изучении определённой главы, раздела (крупной темы) по истории в школе может служить технологическая карта, приведенная ниже:

Технологическая карта

Содержательные

линии главы

Ключевые

знания

Достаточные или второстепенные знания

Интегрированное, сопутствующее повторение

Труднодоступные

знания, темы

Внутрипредметные связи

Интеграция с другими предметами

По своей сути конструирование обучающей технологии – это системная проектировочная деятельность учителя истории, позволяющая запрограммировать образовательную ситуацию, сделать её прогнозируемой, прозрачной и управляемой, обеспечивающей конкретный результат. Критериями в этом случае могут выступать составляющие элементы технологической карты.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ХАРАКТЕРИСТИК МЕТОДИКИ

И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Показатели

сравнения

Методика обучения

Образовательная технология

Понятие

Отрасль педагогической науки, представляющая собой частную теорию обучения или частную динамику

1) Продуманная во всех деталях модель совместной деятельности по проектированию организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя;

2) совокупность действий, последовательное осуществление которых обеспечивает гарантированный результат в достижении целей и задач образования

Предмет

Пространство, где пересекаются профессиональная деятельность учителя и научная область знаний в рамках школьного предмета

Система способов взаимодействия, сотрудничества учителя и учащегося в процессе обучения, основывающаяся на учете возможностей педагога и учащегося; система, воспроизводимая любым педагогом при изучении различных школьных предметов

Задачи

Отбор форм, методов, приёмов взаимодействия учителя и учащихся, адекватных задачам освоения учебного предмета.

Варьирование элементов методики с целью реализации задач освоения содержания предмета.

Повышение профессионализма в процессе педагогической инновационной деятельности

Обеспечивает одновременное решение «триединой» задачи в процессе обучения в сферах деятельности: учебно-познавательной, коммуникативно-развивающей, социально-ориентационной.

Усиливает учебную мотивацию. Формирует комплекс общеучебных умений, реализующих учебную деятельность.

Создает ситуацию выбора для учащихся и воспитывает ответственность за свой выбор.

Создает условия для формирования умений работы с различными источниками информации.

Гарантирует конкретный результат обучения

Формы

Традиционный урок в различных вариациях; нетрадиционные уроки

Урок, система знаний; интерактивные технологии социального управления

Глава II .Анализ современных образовательных технологий, используемых в обучении истории

§1. Технология модульного обучения в истории

Преподавание в школе требует постоянного обновления методики. Старшей школе предъявляются новые требования к организации учебной деятельности школьников, предпринимаются попытки ее технологизации, то есть разрабатывается комплекс оптимальных дидактических условий взаимодействия обязательных, взаимосвязанных средств, приемов и методов, объединенных в систему, которая гарантирует прогнозируемый результат.

В связи с этим, в старшей школе постепенно набирает популярность модульная технология.

Термин «мо­дуль» пришел в педагогику из информатики.

Обучающий модуль - это логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины, включающая в себя познавательный и профессиональный аспекты, усвоение которых должно быть завершено соответствующей формой контроля знаний, умений и навыков, сформированных в результате овладения обучаемыми данным модулем.

Методика модульной системы основана на представлениях о том, что всякий урок должен способствовать как усвоению новой информации, так и формированию умений и навыков обработки этой информации.

Модульная технология интересна и эффективна для старшей школы тем, что она позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические рецепты традиционной системы. (Коротов; с. 53).

Наиболее существенными элементами модульной технологии можно обозначить:

Блочное (модульное) построение учебного материала;

Мотивация учебной деятельности на основе целеполагания;

Преобладание самостоятельной, творческой деятельности на уроках под руководством учителя по усвоению знаний и умений;

Организация самоконтроля и внешнего контроля формирования учебной деятельности, усвоения учебного материала на основе рефлексии ученика и учителя.

На уроках истории, так же как и на уроках других предметов, возможно применение модульной технологии.

Содержание обучения по модульной технологии представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Главная особенность модульной конструкции - наличие целевого плана действий. Постановка целей осуществляется и при формировании модуля учителем, и при отработке модуля на уроке. Учитель строит модуль, определяя цели. Сначала ставится комплексная дидактическая цель (КДЦ). На основе КДЦ формируются интегрирующие дидактические цели (ИДЦ), после чего создаются модули (М). Выполнение ИДЦ позволит достичь КДЦ. В свою очередь ИДЦ позволяет сформулировать дидактические цели (ДЦ) и частные дидактические цели (ЧДЦ), на основе которых выделяются учебные элементы (УЭ). Таким образом, модульная программа (МП) строится на основе иерархии целей.(Степанищев; с.168).

Эту технологию удобно использовать в преподавании истории, когда большой объем материала и недостаточное количество учебных часов.

Основой модульного обучения является:

1. Программное обучение. Заимствуется идея активности ученика в процессе четких действий.

2. Теория поэтапного формирования умственных действий, прослеживается индивидуальный подход к учащимся.

3. Кибернетический подход. Обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление.

4. Психология. Используется рефлексивный подход.

5. Дифференциация, оптимизация, проблемность обучения.

В учебной практике работы я чаще всего осуществляю модульное деление курса и темы следующим образом:

Первые уроки по изучению нового материала имеют форму лекций;

Вторые - углубление изучаемого материала с применением самостоятельной подготовки учеников в форме семинаров;

Третьи направлены на закрепление и углубление знаний, умений, навыков, полученных на предыдущих уроках, проходят в форме практикумов;

Четвертые - уроки контроля и проверки знаний, уроки-зачеты.

Примером урока с использованием модульной технологий может служить урок, разработанный мною - «Владимиро-Суздальское княжество», 10 класс (Приложение 1).

§2. Технология критического мышления в обучении истории

Термин «критическое мышление» был одним из ключевых в философии Карла Поппера. Согласно его теории всякий живой организм действует как решатель проблем. При этом данные из окружающего мира используются для подтверждения или опровержения гипотез, которые живой организм предварительно задает.

Критическое мышление - это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать ее, способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику. (Левитес; с. 87).

Я сделала для себя вывод, что на уроках истории, где я применяю элементы этой технологии, учащиеся эффективнее усваивают полученные знания и это особенно заметно при проверке домашнего задания.

Умения, относящиеся к критическому мышлению:

Нахождение аналогий и других видов отношений между частями информации;

Определение значимости информации для структурирования и решения проблемы;

Нахождение и оценка решений или альтернативных путей рассмотрения проблемы;

Установление проблемы в тексте информации.

Это означает, что учащиеся должны самостоятельно определить проблему и применить уже имеющиеся у них знания для ее решения.

Запросы современного общества направлены:

На развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умения принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.д.),

На формирование ключевых компетенций (системы формализованных критериев, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях).

В механизме технологии критического мышления присутствуют три фазы: вызов, осмысление, рефлексия . На стадии вызова необходимо активное участие в анализе собственных знаний по заданной теме. Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания, которые могут стать базой для усвоения новых знаний.

Существует множество приемов технологии критического творческого мышления и форм обучения, которые снижают стрессовое состояние школьников, повышают степень усвоения материала:

1. Мозговая атака.

2. Разбивка на кластеры.

3. Групповая и индивидуальная работа.

4. Взаимоопрос и взаимообучение.

5. Синквейн.

6. Знаем/Хотим узнать/Узнали.

7. Пятиминутное эссе.

8. Фишбоун«Рыбья кость».

9. Модельные уроки: 6 шляп критического мышления и т.д.

Результаты, к которым приводит использование технологии критического мышления:

1.Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу;

2.Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой;

3.Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими;

4.Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека;

5.Развитие умения анализировать полученную информацию.

Я часто на своих уроках использую приём синквейнов. Составленные моими учениками синквейныпредставлены в приложении. (Приложение 2).

§ 3. Технология проблемного обучения в истории

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. (Селевко; с. 86).

Методические приемы создания проблемной ситуации:

Учитель подводит учеников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

Сталкивает противоречия практической деятельности;

Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

Предлагает ученикам рассмотреть явление с различных позиций,

Побуждает школьников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

Ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

Определяет проблемные теоретические и практические задания;

Ставит проблемные задачи.

Технология проблемного обучения на уроках истории является объективной необходимостью, на это есть ряд причин:

1) В современной исторической науке продолжаются различные дискуссии:

По проблемам формирования Киевского государства (норманнская теория);

Спор «западников» и «славянофилов» об оценках деятельности Петра I;

Альтернативы развития российского общества после Февральской (1917 г.) революции;

Революция или переворот (октябрь 1917 г.) и др. Учащиеся вольно или невольно втягивается в полемику, развернутую на страницах учебников.

2) Применение в преподавании истории в старших классах концентрической системы требует отхода от дублирования материала, изучаемого в 5-9 классах, и работы по основным ключевым, узловым проблемам. Обучение строится на выявлении сущности исторических явлений, причинно-следственных связей и отношений, закономерностей исторического развития. Большое значение отводится исследовательской работе учащихся по изучению фактов, событий, явлений на основе исторических источников, документов, мемуарной, документальной литературы.

Результативность:создавая проблемную ситуацию, учитель направляет учеников на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ученик ставится в позицию субъекта своего обучения, и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от педагога требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.

Я часто практикую технологию проблемного обучения на уроках истории. Так, при изучении в 9-х и 11-х классах темы “Холодная война”, проблемную ситуацию строю на том, что одни историки (советские) приписывают вину за развязывание “холодной войны” Западу, другие (западные) - СССР, третьи - обеим сторонам. Учащимся предлагаю выяснить: кто виноват? Одна группа выступает в роли западных историков, другая - в роли советских. Группам выдаются карточки с заданиями и указываются материалы для поиска ответов. Результатом работы становятся выступления групп. Учащиеся приходят к выводу, что виновными являются обе стороны. На дом предлагается также проблемное задание: “Холодная война” продолжается и сегодня. Подберите факты из СМИ, подтверждающие или опровергающие данное утверждение”.

На уроке всеобщей истории в 8-х классах по теме “Становление индустриального общества” я предлагаю следующее проблемное задание: “Нужен ли обществу технический прогресс, если он рождает средства массового уничтожения и создает экологические проблемы?”. Учащиеся с удовольствием высказываю своё мнение, и самостоятельно приходят к правильному ответу.

§4. Технология проектного обучения в истории

В настоящее время актуально обращение к проектной деятельности, когда старшеклассники создают и защищают свои проекты, как и студенты вузов свои курсовые и дипломные работы. Проект – это прототип, прообраз какого-либо вида деятельности, объекта, в буквальном смысле этого латинского слова projectus – «выдвинутый, брошенный вперёд», «самостоятельный поиск пути». (Википедия).

Проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определенной системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации деятельности разработчиков проекта, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися. За определённое время (от одного урока до 2 – 3 месяцев) учащиеся решают познавательную, исследовательскую, конструкторскую либо другую задачу. В ходе поиска решения учебно-познавательной проблемы учащиеся самостоятельно приобретают новые знания, общеучебные умения; овладевают основами исследовательской, творческой, а порой и изобретательской деятельности, совершенствуют комплекс собственных компетентностей.

Проектную технологию, как и некоторые другие, относят к технологиям XXI века. Она позволяет сформировать у учащихся готовность к восприятию нового, способности его переработки, интерпретации и трансформации; помогает развивать самостоятельность в принятии решений в новых условиях адаптироваться к этим новым условиям, развивает основы коммуникативной деятельности, которые будут востребованы не только в рамках школы, но и за её пределами. Проектная деятельность также во многом пересекается с дифференцированным, развивающим, компетентностным подходами к обучению.

Для современной школы наиболее характерны исследовательские, творческие, игровые, практико-ориентированные (в том числе социально-ориентированные), информационные проекты.

Существуют различные классификации проектов. В частности, проекты классифицируют с позиции преобладающего метода:

1. Исследовательские, основанные на исследовательском методе, предполагающем четкость структуры, прозрачность целей, актуальность и социальную значимость, экспериментальную часть.

2. Творческие основываются на методах, способствующих реализации творческих способностей учащихся. В отличие от исследовательского проекта, здесь не обязательна строгая структура. Проект выстраивается в логике представлений и интересов участников (экспедиция, журнал, газета, передача по радио, видеофильм и т.п.).

3. В игровых проектах структура может изменяться до окончания проекта (но не сама технология), участники берут на себя конкретные роли в соответствии с идеей и планом проекта. Результаты проекта могут либо планироваться в начале, либо проявляться к его завершению, поскольку представление о роли, взаимоотношениях персонажей у участников могут меняться. Данный вид проекта предполагает высокий уровень развития творчества, артистизма и воображения.

4. Информационный проект основывается на методе сбора информации о каком-либо объекте, анализе и обобщении фактов, явлений и процессов с целью донесения её до аудитории. Безусловно, в этом случае важна четкость структуры проектной деятельности.

В процессе проектов, я как учитель, могу:

а) открыто участвовать в работе, ненавязчиво направляя и организуя работу всех участников (помочь организовать встречу, посещение редакции и т.п.);

б) косвенно организуя, управляя и корректируя деятельность своих учеников, я также считаюсь участником проекта, о чем должны непосредственно знать учащиеся.

Примером организации проектной деятельности учащихся может служить интегрированный урок в 9 классе. (Приложение 3).

§5. Информационно-коммуникативные технологии в обучении истории

Информационно-коммуникативные технологии становятся необходимым компонентом профессиональной культуры учителя.

Необходимость внедрения информационных технологий в современное образование, формирование компетентности учеников сегодня ни у кого не вызывает сомнений.

Информационные технологии ставят школьника в позицию исследователя, заставляют понимать, достаточно глубоко, суть изучаемой проблемы. Изучая и анализируя разные информационные источники, ученики, совместно с учителем учатся ставить цели, планировать ожидаемый результат, и, что важно предлагают возможные решения познавательной задачи.

Опыт работы показывает, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна моя роль – учителя в раскрытии возможностей новых информационно-коммуникационных технологий в обучении на уроках истории. Информационно-коммуникационные технологии позволяют по-новому «зазвучать» уроку, позволяют мне и моим ученикам использовать самые различные источники информации, использовать текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию.

Я своим ученикам рекомендую работать с компьютерным учебником Т.С. Антонова, А.Л. Харитонова, А.А. Данилова «История России в XX веке» (4 диска), с учебным электронным изданием «Отечественная история до начала XX века», с библиотекой электронных наглядных пособий «История России XVII – XIX веков», с межпредметным электронным изданием «XIX век. Отечественная история, литература и искусство», с электронными книгами «Власть. Политики. События», «Династия Романовых».

С помощью информационных технологий можно организовать не только поисковую работу по предмету, но и проверочные и тренинговые упражнения.

Одной из форм применения информационно-компьютерных технологий на уроках истории - применение интерактивной доски.

Сегодня инновационные и развивающие технологии обучения приобретают все большую популярность. Исследования по воздействию технологии на обучение показали, что благодаря интерактивной доске обычные уроки превращаются в интересную и увлекательную игру.

Это заметно по результатам, которые улучшаются от занятия к занятию. Широкие возможности интерактивных досок позволяют сделать уроки более динамичными, а большой экран позволяет работать всем вместе. Работа с интерактивной доской не требует специальных навыков и умений – ученикам достаточно просто коснуться поверхности доски - палец работает как мышь. Использование интерактивной доски позволяет педагогам и ученикам размышлять и создавать новые идеи.

На уроках истории применяются следующие формы работы с информационно-компьютерными технологиями:

1. Метод слайдов облегчает учителю подачу материала. Делает урок более ярким и наглядным. Способствует развитию воображения и критического мышления в восприятии материала. Использование слайдов активизирует внимание учащихся, вызывает интерес к предмету разговора. Работа с большим количеством фактических данных становится не такой рутинной.

2. Исследовательская деятельность учащихся осуществляется, к примеру, на уроках экскурсиях. Учащиеся самостоятельно изучают материал, находят репродукции картин и готовят презентации своих работ на интерактивной доске. Этот метод способствует: развитию творческого мышления; осуществлению информационного поиска; умению делать выводы; развитию коммуникативных способностей учащихся. Пассивности на уроке позволит избежать ознакомление учащихся с набором задач, поэтапная работа над которыми приведет к решению проблемы урока с привлечением многочисленных источников и с «публикацией» своих доказательств на интерактивной доске.

3. Благодаря интерактивной доске, учащиеся могут видеть большие цветные изображения, диаграммы и таблицы . На уроке можно дать задание заполнить таблицу, дописать цитату. (Жерлыгина; с. 68).

На своих уроках я часто практикую такой вид работы, как заполнение таблицы. Заполняя таблицу, учащиеся учатся делать анализ, выводить причинно-следственные связи, с целью воссоздания определенного процесса, давать комментарии.

Учащимся первоначально дается только схема и термины к ней. Затем правильный (заполненный) вариант. Такой вид работы позволяет за короткий период времени сделать большой объем работы, таким образом, экономится время по оформлению доски.

При работе с понятиями на экране появляются все определения, и вновь сохраняется время урока, и не нужно писать и стирать на доске задание.

Сегодня учащиеся школы хорошо владеют информационно-коммуникационными технологиями, и перед учителем встает задача - развивать информационную культуру учащихся. Данная задача успешно через внедрение в проектный метод ИКТ, создание презентаций как самостоятельно, так и в содружестве с учителем.

Использование презентаций особенно эффективно на тех уроках, когда нужно объяснить большой по объему и разнообразный по содержанию материал, например, на уроках по истории культуры или истории войн, в которых участвовала наша страна.

Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся с применением ИКТ на уроках истории, являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный, рубежный и итоговый.

1. Целью входного контроля является оценивание исходной подготовленности обучаемого по предмету, то есть степени владения им знаниями, требуемыми для успешного усвоения курса.

2. Промежуточный контроль представляет собой тест, состоящий из 5-10 компактных заданий, реализуемых непосредственно после изучаемого материала и предназначенный для оперативного оценивания его усвоения.

3. Рубежный контроль - проводится по итогам изучения темы, раздела курса.

4. Итоговый контроль предусматривается в конце изучения курса и покрывает его содержание в целом. Его результаты служат основой для аттестации обучаемого.

Тесты могут проводиться в режиме on-lain (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-lain (используется электронный или печатный вариант теста; оценку результатов осуществляет учитель с комментариями, работой над ошибками).

§6. Использование кейс-технологии в обучении истории

Существуют различные обозначения данной технологии обучения, хотя это различия в нюансах. В зарубежных публикациях приходилось встречаться с такими подходами, как метод изучения ситуаций (casestudies), деловых историй (casestories) и, наконец, просто метод кейсов (casemethod). В российских, а также русскоязычных изданиях чаще всего говорится о методе конкретных ситуаций (КС), деловых ситуаций, кейс-методе.

Его суть состоит в том, что слушателям дается описание определенной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности или которая смоделирована как реальная. Обучающийся должен накануне занятия ознакомиться с проблемой и обдумать способы ее решения.

Различают «полевые» (основанные на реальном фактическом материале) кейсы и «кабинетные» (выдуманные) кейсы.

Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций.

Акцент данной методики переносится не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учащегося и учителя, отсюда принципиальное отличие метода case-study от традиционных методик.

Результатом данного метода являются не только знания, но практические умения и навыки овладения технологией.

Прежде чем взяться за внедрение данной технологии в свою деятельность, учитель должен ответить на следующие вопросы:

1.Для кого и для чего пишется кейс;

2.Чему должны научиться учащиеся;

3.Какие уроки они из этого извлекут.

Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы с учебной ситуацией могут быть представлены как в письменной, так и в устной форме. Презентация кейсов также может быть индивидуальной или групповой. Так называемый “сильный” кейс должен быть кратким, четким, понятным. Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на уроке, так и заранее (в виде домашнего задания).

Примерный алгоритм действий:

1) Домашнее задание учащегося;

2) Определение сроков выполнения домашнего задания;

3) Ознакомление учащегося со структурой кейса и системой оценивания кейса;

4) Определение формы урока;

5) Проведение консультаций;

6) Работа в кейсе на уроке.

Действие, разворачивающееся в кейсе, должно содержать интригу. (Земскова; с. 13).

Весь процесс подготовки кейса основан на навыках и умениях работы с информацией, что позволяет актуализировать свои знания и активизировать научно-исследовательскую деятельность. Хороший кейс, как правило, учит искать неординарные подходы, т.к. не имеет единственно правильного решения. «Я особенно ценю в методе независимость мышления, – говорит Питер Экман. – В реальном бизнесе есть пять или шесть способов решить проблему. И хотя для каждой ситуации существует классическое решение, это вовсе не значит, что именно оно будет оптимальным. Можно принять хорошее решение, а его результаты приведут к плохим последствиям. Можно принять решение, которое все вокруг считают неудачным, но именно оно приведёт вас к нужным результатам». (Давиденко; с. 15).

При обучении на основе кейсов можно использовать несколько форматов дискуссии:

Учитель – ученик: перекрёстный допрос.

Ученик – ученик: конфронтация или/и кооперация.

Ученик – ученик: «играть роль» (студент принимает на себя определённую роль).

Учитель – класс: «безмолвный формат» (вопрос, первоначально адресованный одному ученику, а потом и всему классу, когда нет ответа).

Любой кейс даёт возможность учителю использовать его на различных этапах образовательных процесса: на стадии обучения, проверки результатов обучения.

Использование кейсов в процессе обучения обычно основывается на двух методах: первый – открытая дискуссия. Альтернативным методом является метод индивидуального или группового опроса, в ходе которого учащиеся делают формальную устную оценку ситуации и предлагают анализ представленного кейса, свои решения и рекомендации.

В свободной дискуссии преподаватель обычно задаёт в начале вопрос: «Как вы думаете, какая здесь основная проблема?» Затем он руководит дискуссией, выслушивая аргументы за и против и объяснения к ним, контролируя процесс дискуссии, но не её содержание, ожидая в конце дискуссии письменного анализа кейса от конкретного ученика или группы учеников. Кейсы помогают ученикам приобрести целый ряд практических навыков, учат решать сложные, не структурированные проблемы. (Маргвелашвили; с. 8).

Примеры кейсов, которые я практикую на уроках представлены в приложении. (Приложение 4).

Заключение

Определенной эпохе, этапу развития общества соответствуют конкретные задачи образования. Они отражают социальный заказ, который предназначено выполнять школе. Новые исторические повороты влекут за собой новые идеи, ценности и новые школьные реформы, предполагающие формирование модели «нового человека». Еще недавно конечной целью школьного образования был выпускник, овладевший знаниями в пределах программы, учебными навыками. Современные психологи, дидакты, методисты заявляют о необходимости формирования способностей у школьников, делая акцент на: овладении универсальными умениями, компетентностью, самообразованием, самоконтролем в процессе социализации. Причём приоритетным считается овладение интеллектуальными общеучебными умениями, а не приобретение знаний как таковых.

А. Дистервег сказал: “Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить”. Данная работа показывает, как можно заинтересовать учащихся на уроках истории. Современные образовательные технологии, описанные в моей работе, помогут учителю правильно выбрать путь, по которому он поведёт своих учеников, чтобы достигнуть успеха в совместной с ними деятельности.

Сегодня смело можно утверждать, что новые технологии дают нам:

Сокращение временных затрат на подготовку учащихся к урокам, и как следствие снижение нагрузки на учащихся,

Способствуют формированию ключевых компетенций, обобщают знания о природе, человеке, обществе,

Способствуют формированию качественно нового образовательного продукта, как квинтэссенции всех ключевых компетенций востребованных в современном обществе и необходимых человеку информационной цивилизации.

Список литературы

    Боголюбов В.И. Инновационные технологии в педагогике.// Школьные технологии. - 2005. - №1.

    Давиденко В. Чем "кейс" отличается от чемоданчика?//Обучение за рубежом. – 2000. – № 7.

    Жерлыгина С.П. Использование компьютерных технологий в преподавании истории // Преподавание истории в школе. - 2005. - №8. - 68с.

    Земскова А.С. Использование кейс-метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.

    Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта). - Рига: ЭКСПЕРИМЕНТ, 1998.

    Коменский Я. А. Великая дидактика//Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/Сост. и авт. вводных статей А. И. Пискунов. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1981.

    Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. - М.: ПЕДАГОГИКА, 1983.

    Кукушина В.С. Педагогические технологии.- Ростов на Дону: МАРТ, 2002.

    Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии./ Книга для учителя. – Мурманск, 1997.

    Маргвелашвили Е.О месте "кейса" в российской бизнес-школе //Обучение за рубежом. – 2000 - № 10.

    Монахов В.М. Введение в теорию педагогических технологий: монография. -Волгоград: Перемена, 2006.

    СелевкоГ.К. «Энциклопедия образовательных технологий», М., НИИ школьных технологий, 2006.

    Степанищев А.Г. Методика преподавания и изучения истории: Учеб.пособие для студ. высш. учеб заведений: в 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 2002.

    Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе: пособие для учителей и студентов вузов - М.: Гманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.

    Хуторской А. В. Технология эвристического обучения//Новые технологии. - 1998 г., № 4.

Интернет-источники

    Википедия: свободная энциклопедия [Сайт]. / URL: http://ru.wikipedia.org.

Приложение 1

Урок – модуль: Владимиро-Суздальская Русь (10 класс)

Учебный элемент (УЭ-О).

В результате работы ты должен узнать:

  • Как природно-географические условия повлияли на экономическое развитие Северо-Восточной Руси и ее становление как центра русской государственности.

    Как и почему возвышалась Северо-Восточная Русь в ХII–XIII веках при князьях Мономаховичах.

В ходе работы над заданиями ты должен уметь:

    анализировать исторические факты;

    составлять тесты и план к тексту;

    сравнивать политическую деятельность князей;

    определять исторические даты на основании известной информации;

    обобщать материал и делать выводы;

    оценивать ответ товарища;

    отвечать на поставленные вопросы.

Источники изучения темы:

    Учебник А.Н. Сахарова, В.И. Буганова “История России с древнейших времен до конца ХVII в.” М.,1997.

    Т. Голубева “От Руси к России. Царские династии ” М.,Росмэн 2001 г.

    Атлас. Карта “Русские земли в ХII–нач. ХIII века ”

    Рабочая тетрадь

Учебный элемент – 1(УЭ-1)

Владимиро-Суздальское княжество: географическое положение и природные условия. Славянская колонизация.

    На контурной карте в рабочей тетради обведи границу княжества, определи его географическое положение. Отметь крупные города.

    Используя материал учебника, составь два вопроса к тексту (с. 124–125), которые начались бы со слов “Кто” и “Как”.

    Работа в паре. Познакомь товарища со своими вопросами. Попытайся ответить на вопросы товарища.

    Составь в тетради план “Влияние природно-географического фактора на развитие Владимиро-Суздальского княжества”. Сделай вывод. Запиши его.

Учебный элемент – 2(УЭ-2)

Возвышаться Северо-Восточная Русь стала при Владимире Мономахе. Его столицей был город Ростов. Сын Владимира Юрий наследовал “отчину” и перенес столицу в Суздаль.

Используя материалы учебника (с. 126–127), ответь на вопросы тестов:

1. В каком году Северо-Восточная Русь вошла в состав “отчины” Мономаховичей?

А) 1065 г.
б) 1073 г.
в) 1113 г.

2. Почему сына Владимира Мономаха Юрия назвали Долгоруким?

А) У него были длинные руки;
б) он характеризовался жаждой власти и подчинения Киева;
в) при его правлении наметилось экономическое и политическое возвышение и обособление края.

3. Определи и запиши в тетрадь годы правления Юрия Долгорукого в Ростово-Суздальском княжестве.

4. Установи соответствие городов и устройства политической власти в них:

а) сильная княжеская власть
б) ведущая роль боярских группировок

    Выдели основные направления внутренней и внешней политики Юрия Долгорукого.

Внутренняя политика

а) _________________________
б) _________________________

Внешняя политика

а) _________________________
б) _________________________
в)__________________________

6. Составь два теста относительно рождения Москвы. Обменяйся тестами с товарищем. Реши их.

7. Сделай вывод о правлении Юрия Долгорукого, запиши его в тетрадь.

Учебный элемент – 3 (УЭ-3).

После смерти Юрия Долгорукого князем земель Северо-Восточной Руси стал его сын Андрей Юрьевич (Боголюбский) (1157–1174 гг.). Его столицей был город Владимир. Со времен князя Андрея Боголюбского княжество называли Владимиро-Суздальским.

    Используя материалы учебника (с.127–129)и текст пособия Т.Голубевой “Царские династии. От Руси к России ” (Глава 7), сравни политические цели и социальную опору деятельности князей Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского.

1. Политические цели деятельности.

2. Социальная опора

2. Подумай, почему взяв в 1169 г. Киев, Андрей Боголюбский не остался в нем править? Обсуди этот вопрос с товарищем.

3. Выдели и запиши в тетради причины краха самовластной политики Андрея Боголюбского.

Учебный элемент – 4 (УЭ-4)

    Используя материалы учебника (с.129–130), определи шаги князей Михаила Юрьевича и Всеволода Юрьевича по централизации власти во Владимиро-Суздальской Руси.

    __________________________________________________

2. Дай определение понятию “дворяне”. Запиши его в тетрадь.

3.Сравни систему наследования великокняжеского престола, установленную Ярославом Мудрым в XI веке и Всеволодом Большое Гнездо в
XIII веке.

Сделай вывод. Запиши его.

Домашнее задание : составить по 5 тестов по периодам княжения Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо.

Приложение 2

Примеры синквейнов, составленные моими учениками в разных классах, по различным темам.

Жанна д’Арк

отважная, неординарная

сожгли, реабилитировали, канонизировали

главнокомандующая французскими войсками в Столетней войне

Орлеанская дева.

(Панкратова А. 6 кл.)

И. В. Сталин

целеустремлённый, жестокий

репрессировал, реформировал, создавал

свой режим любой ценой!

Диктатор.

(Шипилова Е. 11кл.)

И. В. Сталин

умный, могучий

управлял, руководил, превращал

страну в великую державу!

Вождь.

(Фоминов Д. 11кл.)

Коллективизация

несправедливая, насильственная

раскулачивали, заставляли, принуждали

объединение крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства

колхоз.

(Шабунин С. 11 кл.)

Приложение 3

Циклограмма организации проектной деятельности в 9 классе

Тема проекта: «Серебряный век» русской культуры.

Учебный предмет: история, литература.

Участники: учащиеся 9 класса.

Продолжительность: 3 урока.

Тип проекта: прикладной, с элементами информационного, внутришкольный, краткосрочный, коллективный.

Цель проекта: создание серии буклетов, представляющих основные направления в литературе и искусстве России начала 20 века.

Задачи проекта:

    формирование представлений об основных тенденциях в развитии русской культуры начала 20 века;

    формирование ключевых компетенций (поисковых, коммуникативных, рефлексорных, менеджерских), компьютерной и информационной культуры.

Роли: поисковики информации, компьютерщики, защитники продукта.

Ход проекта

Формулировка совместно с руководителем проекта темы, постановка проблемы, выдвижение гипотез – путей решения проблемы, определение состава групп, распределение ролей:

    определение источников информации (электронные учебники по истории, энциклопедии, Internet).

    определение способа и анализа информации,

    определение формы отчета,

    установление процедур и критериев оценки результатов и процесса,

    распределение обязанностей между членами группы.

Обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. В рамках общей темы каждая группа определяется с темой своего буклета.

Устанавливают план действий. Формулируют задачи. Составляют индивидуальные планы работы.

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей, формулировке темы буклета.

Между 1 и 2 уроком

Поисковый

Сбор информации.

Собирают информацию, используя различные источники (учебную и художественную литературу, материалы Internet и другие медиапродукты).

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью. Проводит индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.

2 урок

Обобщающий

Обсуждение и анализ собранной информации, решение промежуточных задач. Формулирование выводов, выбор формы презентации продукта.

Анализирую информацию, структурируют ее, решая промежуточные задачи. Проводят промежуточные отчеты.

Наблюдает, советует.

Между 2 и 3 уроком

Оформление результатов (продукта), подготовка к публичной защите.

Оформляют результат работы, возможна репетиция публичной защиты.

Определят время для презентации.

3 урок

Представление или отчет результата работы

Публичная защита проекта.

Представляют свои проекты на обобщающем уроке, обсуждают.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника.

После 3 урока

Оценка результатов и процесса

Подведение итогов, анализ выполненной работы.

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения, проводят самоанализ и самооценку.

Оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета

Приложение4

Примеры кейсов

Кейс 1. Урок истории в 6 классе по теме «Правление царя Алексея Михайловича».

Данный кейс можно использовать на уроке либо как дополнение к домашнему заданию после изучения всей темы. Решая проблему кейса, учащиеся дают оценку роли личности царя Алексея и исторического периода. Влияние политики царя на дальнейшую судьбу России на пути становления самодержавия.

Современники искренне любили царя Алексея Михайловича. Самая наружность царя сразу говорила в его пользу и влекла к нему. В его живых голубых глазах светилась редкая доброта; взгляд этих глаз никого не пугал, но ободрял и обнадеживал. Лицо государя, полное и румяное, с русой бородой, было благодушно-приветливо и в то же время серьезно и важно, а полная фигура его сохраняла величавую и чинную осанку. (Платонов С. Ф. Царь Алексей Михайлович.Исторический сборник под редакцией В. В. Каллаша, с. 103-132.)

Достоинство царя Алексея с некоторым восторгом описывали лица, вовсе от него независимые, - именно иностранцы. «Такой государь, какого желали бы иметь все христианские народы, но не многие имеют». «При неограниченной власти своей в рабском обществе царь Алексей не посягнул ни на чье имущество, ни на чью жизнь, ни на чью честь».
Царь Алексей не умел и не думал работать. Жить и наслаждаться он мог среди «малой вещи», как он называл свою охоту. Вся его энергия уходила в отправление того «чина», который он видел в вековом церковном и дворцовом обиходе. Вся его инициатива ограничивалась кругом приятных «новшеств», которые в его время, но независимо от него стали проникать в жизнь московской знати. Управление же государством не было таким делом, которое царь Алексей желал бы принять непосредственно на себя.
Царь Алексей не мог быть бойцом и реформатором. Между тем, течение исторической жизни поставило царю Алексею много чрезвычайно трудных и жгучих задач и внутри, и вне государства. Шла горячая, напряженная деятельность. Он везде, постоянно с разумением дела, постоянно добродушный, искренний и ласковый. Но нигде он не сделает ни одного решительного движения, ни одного резкого шага вперед.
Приказ Тайных дел, а в нем сидит дьяк, да подьячих с 10 человек, и ведают они дела всякие царские, тайные и явные; и в тот приказ бояре и думные люди не входят и деле ведают, кроме самого царя. А устроен тот приказ при нынешнем царе для того чтоб его царская мысль и дела исполнялись все по его хотению, а бояре б и думные люди о том ни о чем не ведали.
Иностранцы так оценивали происходящее: «Русские как бы рождены для рабства. Рабамии крепостными являются все они. Русское управление должно считаться находящимся в близком родстве с тиранией. Вельможи должны безо всякого стыда, помимо того, что они ставят свои имена в уменьшительной форме, называть себя рабами и переносить рабское обращение».

    Каким представляется вам Алексей Михайлович как правитель и как человек? Справедливо ли его считали «тишайшим»?

    Как царь относится к окружающим его людям?

    Сравните систему государственного управления Руси при Алексее Михайловиче и в XV - XVI веках? Что изменилось за два века? Какая политическая система утвердилась при царе Алексее? Не противоречит ли «тихость» царя явному усилению самодержавия в период его правлении?

    Какими методами управлялась страна? Как обеспечивалось в государстве соблюдение законов?

Определите проблему и дальнейшее развитие государства.

Кейс 2. Урок истории в 5-м классе. Тема: "Рабство в Древнем Риме"

Работа с документом: Содержание рабов.

Паек рабам. Тем, кто работает в роле: зимой - по 4 молия (8,75л) пшеницы, а летом - по 4,5.

Вино рабам. По окончании сбора винограда пусть они три месяца пьют ополоски, на четвертый месяц они получают по гемине (0,274л) на день.

Приварок рабам. Заготовь впрок как можно больше палых маслин. Потом заготовь зрелых - таких, откуда можно получить совсем мало масла. Береги их, чтобы они тянулись как можно дольше. Когда маслины будут съедены, давай рыбный рассол и уксус. Масла давай на месяц каждому по секстарию (0,547л), модия соли хватит каждому на год.

Одежда рабам. Туника (рубашка нательная) весом в 3,5фунта и плащ через год. Всякий раз, когда будешь давать тунику или плащ, возьми сначала старую одежду на лоскутные одеяла. Хорошие деревянные башмаки следует давать через год…

Вопросы к документу:

Где применялся труд рабов? Как содержались рабы?

Представьте себе, что картина «ожила» и наполнилась звуками. Слышите рыдания стоящего на коленях старика. Решается его судьба. Прислушаемся, о чем говорят между собой управляющий и владелец имения, А надо сказать, что управляющий тоже раб, но живется ему лучше, чем остальным невольникам. Боясь потерять свое место, он угодничает перед хозяином:

- Господин мой, что делать с этим стариком? Пять лет он в твоем имении. Он выполнял самую тяжелую работу, был лучшим рабом на прессе. А теперь он ослаб, стал калекой и никуда больше не годится.

- Он лодырь,- замечает рабовладелец,- накажи его.

- Все уже сделано, господин, его били кнутом, подвешивали на веревках. Это не притворство, он не может больше работать.

- Попробуй продать его,- говорит рабовладелец - лишний нахлебник нам не нужен.

- Помилуй, господин, да кто же его купит? Его и даром-то никто не возьмет;

- Пожалуй, ты прав. Я велю отвезти его на пустынный остров на Тибре,- отвечает рабовладелец. - Туда свозят старых, никуда не годных рабов, и они подыхают там от голода и болезней.

Так бесцеремонно и безжалостно говорят эти двое о человеке, который им обоим по возрасту годится в отцы.

- А чем заняты у тебя эти рабы? - спрашивает рабовладелец.

- Они давят виноград. Скоро будет хорошее вино из нового урожая.

- Не жалей рабов,- говорит рабовладелец,- заставляй их работать и в праздники, когда даже скот отдыхает. Быков жалей - они стоят дорого. А рабов теперь на невольничьих рынках сколько угодно.

Каждый из рабов, изображенный на картине, многое мог бы рассказать о тяжелой участи невольника. Один из них рассказал о себе следующее:

- Я родом из Сирии, и имя мое Деметрий. Я защищал свою страну от жестоких завоевателей - римлян. Многие из сирийцев, как и я, попали в плен, Я стал рабом и потерял здесь даже имя. Надсмотрщики называют меня Сириец. В прошлом месяце я бежал в горы вместе с двумя рабами. Легионеры преследовали нас. Мои друзья скрылись, а меня ранили камнем, пущенным из пращи, и связали. По приказу хозяина надсмотрщики исполосовали мне спину. Мы все ненавидим нашего господина и, как, можем, вредим ему!

Вопросы:

1. Какие категории населения описаны в тексте?

2. Чем они отличаются друг от друга?

3. Как они относятся друг к другу?