Статьи подтверждающие актуальность использования методов проектов. Проектная деятельность как способ организации образовательного пространства

Тема: Дикие и домашние животные.

Раздел: Развитие представлений об окружающем мире и о себе.

Группа: Вторая младшая.

Форма проведения: Путешествие.

Цель: Закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных.

Задачи:

1. Познавательная. Закреплять знания детей о диких и домашних животных. Формировать умение различать животных и их детенышей, правильно соотносить их названия. Расширять кругозор детей через ознакомление детей с новыми животными.

2. Развивающая. Развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление. Способствовать развитию связной речи, артикуляционного аппарата при произношении гласных звуков по звукоподражаниям.

3. Воспитывающая. Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы.

Предшествующая работа:

  • Дидактическая игра «Кто как кричит?»
  • Рисование животных по трафаретам.
  • Игры-перевоплощения в животных.
  • Дидактическая игра «Кто где живет?»
  • Лепка животных из пластилина.
  • Чтение сказок: «Колобок», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Лиса, заяц и петух».
  • Заучивание стихов о животных.
  • Русские народные потешки и загадки о животных.

План занятия:

1. Вводная часть (беседа) – 3 мин.
2. Основная часть (путешествие) – 12 мин.
3. Заключительная часть (беседа, игра) – 5 мин.

Ход занятия

I . Вводная часть (беседа)

Дети входят в зал.

Ребята, вы любите гулять?

Куда можно пойти гулять?

(Ответы детей .)

Когда люди отправляются на прогулку в далекие места – это называется путешествием.

Как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие? (Ответы детей .)

Можно путешествовать не только пешком, но и на самолете, корабле, поезде. А мы с вами сегодня отправимся в путешествие на воздушном шаре.

II . Основная часть (путешествие)

В зал вносят воздушный шар, накаченный гелием.

Беритесь скорее за веревочку и начнем наше путешествие.

Дети, взявшись за веревочку воздушного шара, поют:

На воздушном шаре мы летим,
На воздушном шаре мы летим, как птицы.
Вот и домик виден там вдали,
Поскорей бы нам на землю опуститься.

Песня заканчивается, дети останавливаются возле домика.

Вот и наша первая остановка. Интересно, кто в домике живет? Как это узнать? (Ответы детей .)

Правильно, мы сейчас постучим и спросим, кто в домике живет. Дети стучат в дверь и спрашивают:

Здравствуйте, кто здесь живет?

То мурлычет, то играет,
То куда-то удирает,
Убегает далеко.
А когда придет обратно,
То мяукает и с блюдца
Пьет сырое молоко.

Вы отгадали загадку? Кто же это?

Скажите, ребята, кошка домашнее или дикое животное?

Домашнее.

Почему вы думаете, что кошка домашнее животное? (Ответы детей .)

Каких домашних животных вы еще знаете? (Ответы детей .)

Возьмите в руки картинку с животным, которое вам нравится, и найдите к нему детеныша.

(Картинки размещены на веревочках с помощью прищепок. Дети снимают картинки и соотносят картинки взрослых животных с их детенышами .)

А теперь назовите животное и его детеныша.

Ответы детей :

- У собаки – щенок.

- У кошки – котенок.

- У курицы – цыпленок.

- У коровы – теленок и др.

Молодцы. К нам пришли в гости домашние животные. Вы их узнали? А если узнали, скажите, как они кричат.

На экране мультимедийной системы появляются картинки домашних животных и их детенышей. Дети произносят, как эти животные кричат.

Цыпленок – пи-пи-пи (тихим, нежным голосом ).

Корова – му-у-у (громким, грубым голосом ).

Теленок – му-у-у (тихим, мягким голосом ).

Лошадь – иго-го (грубым, громким голосом ).

Жеребенок – иго-го (мягким, тихим голосом ) и т.д.

Ну, что же, продолжим наше путешествие. Держите скорее воздушный шар за веревочку.

Под исполнение песни путешествие продолжается.

Вот опять на высоте, солнце светит вдалеке.
Ручки к тучкам тянем мы все выше.
В лес зеленый мы скорей спешим,
На полянку мы опустимся потише.

Возле леса песня заканчивается.

Вот и наша вторая остановка. Куда же мы попали? (В лес.)

А какие животные живут в лесу? (Ответы детей .)

Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие.)

Посмотрите на экран. К диким животным относятся: заяц, лиса, волк, еж, белка, медведь .

Дети рассматривают животных, которые появляются на экране.

А теперь поиграем в игру, которая вам уже знакома: выберите картинку с животным и найдите его детеныша.

(Картинки с животными размещены на ветках деревьев. Дети снимают картинки и соотносят картинки взрослых животных с их детенышами .)

Назовите животное и его детеныша.

Ответы детей:

- У зайца – зайчонок.

- У волка – волчонок.

- У белки – бельчонок и др.

Наша прогулка по лесу закончилась, пора возвращаться в детский сад.

Дети берут воздушный шар за веревочку, и передвигаются по залу.

Поют:

Наше путешествие кончается,
Нам пора обратно в детский сад.
С нашими зверями не прощаемся,
Каждый их увидеть будет рад.

III . Заключительная часть (беседа, игра)

Вот наше путешествие и заканчивается. Мы вернулись в детский сад. Посмотрите, эти животные заблудились и не могут вспомнить, кто где живет. Они просят помочь им разобраться. Всех животных нужно расселить на две полянки.

На одной «полянке» стоит условное обозначение дома, на другой – леса. Дети раскладывают картинки с изображением диких и домашних животных на две «полянки» («полянки» размещены на фланелеграфе).

Молодцы, помогли животным разобраться.

Вам понравилась наша прогулка? (Да.)

Где мы с вами были? (В лесу и у домика.)

О каких животных мы с вами вспомнили? (О диких и домашних.)

Вы сегодня очень хорошо занимались, поэтому в конце занятия я хочу с вами поиграть.

Проводится игра: дети надевают шапочки с животными и превращаются в них. Под музыку играют, бегают по полянке. По сигналу прячутся в домики: дикие животные – к условному обозначению леса, домашние – к условному обозначению домика.

Технические средства обучения: м агнитофон с записью музыки; мультимедийная система.

Дидактические материалы:

1. Наборы картинок с изображением диких и домашних животных, их детенышей.
2. Карточки с условным обозначением леса и дома.
3. Макет домика.
4. Макеты деревьев.
5. Шапочки с животными.
6. Фланелеграф.

Методическая литература

1. Дьяченко О.М. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Младшая группа. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. С. 96.

2. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей: Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий. Игры и упражнения. М.: Вентана-Граф, 2008. С. 224.

3. Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников. Теоретические основы. Основные задачи. Развитие речи в возрастных группах. 2-е изд. М.: ТЦ «Сфера», 2008. С. 56.

4. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: ТЦ «Сфера», 2008. С. 240.

Ольга Даниленко
Актуальность проектной деятельности в дошкольных учреждениях

Сейчас в педагогической среде и в частности в дошкольной много внимания уделяется проектированию – педагогическому и детскому. И для многих педагогов не совсем понятно, зачем нужно проектирование в детских садах . В данной статье я попытаюсь объяснить и раскрыть всю актуальность проектов в работе с детьми . Стремление наблюдать и экспериментировать,самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – маленький исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет узнать его как можно лучше. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально развивалось в процессе саморазвития Проектный метод обучения является для дошкольных заведений инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих способностей. Проектная деятельность как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Тема эта весьма актуальна по ряду причин .

Во – первых, помогает ребенку получить ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностных рост и самореализацию.

Во – вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления. В – третьих проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (познавательная инициатива) культурно – адекватным способом. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и и оформить ее в виде культурно – значимого продукта. Также тема метода проекта актуально еще по ряду причин :

Федеральные государственные требования (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования говорят о том, что программа дошкольного образовательного заведения должна строиться с учетом принципа интеграции образовательной области в соответствии с возрастными возможностями и спецификой образовательных областей.

Человек должен, как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов.

Все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.

Проектная деятельность как педагогов , так и дошкольников существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Новый виток интереса к проекту как способу организации жизнедеятельности детей объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в образовательном процессе. На что направлена модернизация образования, в частности дошкольного . По мнению Т. А. Данилиной (известный ученый в области психологии и педагогики, педагогическое проектирование возникает в ответ на социальный заказ образованию и осуществляется на основе педагогического предвидения и прогнозирования, служит процессом и результатом разработки научно – обоснованной модели рациональных характеристик конкретных социально – педагогических объектов или их состояний в плане решения определенных социально – педагогических задач. Педагогическое проектирование может стать способом развития умения существовать в поле неопределенности, пространстве, требующем освоения. Современный педагог должен владеть знаниями и умениями педагогического проектирования и организации проектной деятельности , нацеленных на преобразование будущего в сфере воспитания и образования дошкольиков . Таким образом, используя в своей работе педагогическое проектирование , а в работе с дошкольниками методику работы с детьми по организации проектной деятельности (технологию проектного обучения ) , мы реализуем личностно – ориентированный и развивающий подход к обучению и воспитанию. Проектная деятельность позволяет нам :

1. Повысить профессиональный уровень педагогов и степень их вовлечения в деятельность , сделать коллектив более сплоченным;

2. Формировать профессиональное взаимодействие педагогов с детьми дошкольного возраста , которое основывается на субъектном отношении педагога к ребенку, индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка, мотивационном подходе, доброжелательном отношении к ребенку, развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей , общаются между собой и с воспитателем, а при педагогическом проектировании общаются между собой все участники образовательного пространства детского сада), а так же реализуются научные принципы построения основной общеобразовательной программы и развиваются интегративные качества ребенка, которые являются итоговыми результатами освоения детьми образовательной программы.

Проектный метод обучения , способствует развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в себе и в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через поисково – познавательную деятельность , которая направлена на результат, который получается при решении какой – либо проблемы. Метод проектов позволяет воспитать самостоятельную и ответственную личность, развить творческие и умственные способности ребенка, а также способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать проблемы, возникающие по ходу дела, а главное умению общаться со сверстниками и взрослыми, повышает авторитет ребенка перед сверстниками и собственную самооценку. В основе каждого проекта лежит какая – нибудь проблема. Ведь темы проектов рождаются именно из интересов детей

Метод проектов нашел свое отражение еще в идеях отечественных ученых 20 – х годов : Б. В. Игнатьева, В. Н. Шульгина, Н. К. Крупской. И в последнее время теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий активно разрабатываются в научно – педагогической литературе (В. С Безруков, В. П. Беспалько, В. И. Звягинский) .Как вариант интегрированного метода обучения дошкольников рассматривают проектную деятельность ряд ученых , таких как Т. А. Данилина, М. Б. Зуйкова, Л. С. Киселева, Т. С. Лагода и др.

Использование метода проекта в дошкольном образовании , позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей. Метод проектов становиться способом организации педагогического процесса, основаного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой и окружающей средой, а так же делает образовательную систему дошкольных заведений более открытой для активного участия родителей. Следовательно, метод проектов является актуальным на только для детского сада, но и для общества и семьи в целом.

Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности , коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

A promising method in the system DOE is that it allows the development of observation and analysis of phenomena, comparisons, generalizations, and skills to draw conclusions, creative thinking, logic of knowledge, inquisitive mind, a joint educational and research activities, communication and reflective skills, and much more, what is ingredients of a successful personality.

Литература

1. Боровлева А. В. Проектный метод - как средство повышения качества образования / А. В. Боровлева // Управление ДОУ. - 2006. - №7.

Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников . Пособие / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.

Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду . Пособие / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 208 с.

Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ / Е . С. Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.

Данилина Т. А., Зуйкова М. Б., Киселева Л. С., Лагода Т. С., Проектный метод в деятельности дошкольных учреждений : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ

Теоретические основы организации проектной деятельности на уроках и внеурочное время в начальной школе
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Метод проектов был разработан в начале XX века с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Первоначально его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.

В 1905 году русский педагог С.Т.Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании. В отечественной и зарубежной педагогике метод проектов получил широкое распространение и развитие (особенно в 20-х – 30-х годах прошлого столетия) в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности учащихся.

В последнее время этому методу снова уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.
Сущность метода проектов.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Метод проектов – совокупность учебно–познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.


Метод проектов используется в том случае , когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.
Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным . В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других – инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В-третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.
Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата.
Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление результатов деятельности. Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения. Эту структуру можно представить в следующем виде:

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создает условия для активности школьника

Субъект деятельности

Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.

Основываясь на этом, можно выделить несколько групп общеучебных умений и навыков , на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

а) исследовательские (самостоятельно разрабатывать идеи, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей, находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать лучшее решение);

б) социального взаимодействия (коллективно планировать деятельность, взаимодействовать с любым партнёром, сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь в решении общих задач, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло, находить и исправлять ошибки других участников группы, вести деловое партнёрское общение);

в) оценочные (самостоятельно оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других участников);

г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

д) презентационные (выступать перед аудиторией, развивать монологическую речь, уверенно держать себя во время выступления, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности при выступлении, демонстрировать артистические возможности);

е) рефлексивные (умение осмысливать свою задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться для решения поставленной задачи?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Таким образом, проект – это «пять П»: проблема – проектирование – поиск информации – продукт – презентация.


Особенности учебных проектов младших школьников.

Всё вышеизложенное справедливо и по отношению к учащимся начальных классов. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.


При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Важно помнить, что интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам в его формулировании.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир, иностранные языки, информатика, изо, технология. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Если вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, малодифференцированы, одноплановы.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.


Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно - внеурочных занятий. Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Основной формой работы на уроке является групповая работа.

Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»

Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Например, ветеранов войны, учителей и родственников при выполнении таких проектов, как «Сувенир в подарок», «Концерт в подарок», «Путешествие в семьи народов нашей страны».

Каждый проект должен завершаться получением какого-либо продукта: видеофильм, альбом, сайт, костюм, макет, словарь, атлас, передвижная выставка и т.д.

Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.

Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте.

После защиты проекта изготовленные изделия можно подарить людям, чьи потребности изучали дети, членам семей учащихся, можно передать в детский сад.

Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.

Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер.


Примерные критерии оценок проектной деятельности:

1.Самостоятельность работы над проектом

2.Актуальность и значимость темы

3.Полнота раскрытия темы

4.Оригинальность решения проблемы

5.Артистизм и выразительность выступления

6.Как раскрыто содержание проекта в презентации (Если презентация выполняется)
Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» и т.д. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть поход в лес, на выставку, в музей, на экскурсию и т.п. Ценным в проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования.
Этапы проектов и их характеристики

В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Нужно четко понимать, в чем отличие проектной и исследовательской деятельности. Во-первых, они отличаются конечной целью. Цель исследовательской деятельности – уяснение сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п. Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла. Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть без исследования. (творческие, социальные, информационные). В третьих, проектная и исследовательская деятельность отличается своими этапами. Вся проектная деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:


I этап – подготовительный.

На этом этапе выбирается тема проекта, ставится проблема. Проходит обсуждение и осознание учащимися возможных путей деятельности, значимости предстоящей работы, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту. Определяется задание конкретной направленности, по завершении которого учащиеся смогут оценить результаты своего труда, также составляется план действий, определяются группы учащихся и распределяются роли. Определяющими факторами формирования групп являются уровень знаний предмета, способность к самостоятельной работе и наличие лидера – координатора.


II этап – практический.

Цель этого этапа: качественное и правильное выполнение поисково – исследовательских операций, контроль и самооценка работ. Работа обсуждается, делаются замечания, добавления, корректировки. На этом этапе дети защищают свои проекты. Все учащиеся выступают со своими проектами, демонстрируют, что достигнуто, определяют дальнейшие перспективы, отвечают на вопросы одноклассников, производят самооценку проекта.


Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым:

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение,

Кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты),

Информационные ресурсы (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.).

Информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением),

Организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет),

Отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием - медиатека).
При этом разные проекты потребуют разное обеспечение. Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной деятельности может свести на нет все ожидаемые положительные результаты.
Работа над проектом может быть организована индивидуально или в группе. Преимущества персональных проектов:

1.План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью.

2.У учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение зависит только от него.

3.Учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта – от рождения замысла до итоговой рефлексии.

4.Формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков оказывается вполне управляемым процессом.
Преимущества групповых проектов:

1.В проектной группе формируются навыки сотрудничества.

2.Проект может быть выполнен наиболее глубоко.

3.На каждом этапе работы над проектом есть свой ситуативный лидер: лидер – генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе.

4.В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
Использование метода проекта на разных уроках имеет свои особенности.

На уроках русского языка метод проектов целесообразно использовать не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент системы образования.

Учебный проект по русскому языку для школьников-исследователей – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели.

Учебный проект для учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно – учить проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования, презентации хода своей деятельности.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы, я стремлюсь повысить практическую, навыкообразующую направленность содержания, разнообразить формы организации учебной деятельности учащихся.

При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения.

Создается проблемно-мотивационная среда на уроке разными формами: беседой, дискуссией, “мозговым штурмом”, самостоятельной работой, организацией “круглого стола”, консультацией, семинаром, лабораторной, групповой работой, ролевыми играми.

Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности. Учителя часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы.

Предлагаются такие задания, как “Сделать подборку пословиц на определенную тему, составить каталог этих пословиц по определенным разделам”, составить словарик фразеологизмов, составить словарик “Из истории фразеологизмов”, дается учащимся возможность добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось.

Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе читателя, зрителя, и в решении этой задачи помогают такие формы, как мини-сочинения, инсценировки, составление кроссвордов, рисование иллюстраций и т.д.

Чтобы у учащихся выработать навыки сотрудничества, вовлечь в активный процесс получения и переработки информации, я организую такое взаимодействие, которое включает в себя связки “ученик - ученик”, “ученик – учитель”, “учитель – ученик”, “ученик – класс”, при помощи методов, фиксирующих внимание на большой группе: опрос, дискуссия, диспут, обзор информации, инсценировки, обсуждения.

Учащимся интересно, когда нет готового однозначного ответа, потому что они активно включаются в общую работу.

Изготовление учебных пособий, составление кроссвордов по теме – это умение применять на практике свои знания, обдумать и создать новый продукт – свой проект.

В качестве домашнего задания учащимся предлагаются мини-проекты: написать сочинение, сочинить сказку по теме, приготовить викторину в картинках, создать наглядное пособие и др. Учащиеся делают проекты по теме и по своей инициативе, что обязательно обсуждается в классе.


Науки о природе определяют в настоящее время приоритетные направления научно - технического прогресса, играют важную роль в научном миропонимании, раскрывают закономерности развития природы. Социальные и экономические потребности человечества выдвигают науки о природе на одно из первых мест среди других наук.

Ознакомление младших школьников с природой способствует накоплению фактических сведений, первоначальных понятий, знаний некоторых природных закономерностей, формированию практических умений и навыков учебного труда. Недостаточность такого первоначального образования отрицательно сказывается на успешности обучения естественным дисциплинам в старших классах.

В методике преподавания естествознания метод проектов может быть использован достаточно широко. Следует отметить, что в его основе лежат принципы коммуникативного подхода в обучении, кроме этого, использование проектной методики в значительной степени способствует созданию мотивации к изучению естествознания в начальной школе.

Метод проектов можно применять как в обычном классе в виде самостоятельной индивидуальной или групповой работы учащихся в течение различного по продолжительности времени, так и с использованием современных средств информационных технологий. В работе над проектами используются разные методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся, благодаря чему может осуществляться разноуровневое обучение.

Тематику учебных проектов следует выбирать в соответствии с содержанием программы естествознания, которую применяет учитель. На сегодняшний момент в современной начальной школе широко применяются две программы по естествознанию: программа «Зелёный дом» А.А. Плешакова и программа «Мир и человек» А.А. Вахрушева, А.С. Раутиана.

Содержание курса А.А. Плешакова «Зелёный дом» охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нём человека. В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни.

В курсе 2 класса выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой. В качестве другой содержательной линии курса выделено знакомство с жизнью общества на примере своего города или села. Следующая содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребёнка, и нацелена на формирование соответствующих умений и навыков. Важной содержательной линией курса является обучение умению общаться с другими людьми. Содержание курса 2 класса разделено на разделы: «Природа» (живая и неживая природа, сезонные изменения в природе), «Жизнь города и села» (город, экономика, культура и образование, профессии людей), «Здоровье и безопасность» (строение тела человека, заболевания, охрана здоровья, правила безопасного поведения на улицах и дорогах, в природе), «Общение» (труд и отдых в семье, правила вежливости), «Путешествия» (горизонт, поверхность и водоёмы своего края, карта мира, страны и народы мира).

По программе А.А. Плешакова в 3 классе в начале учебного года изучается тема «Природа и мы», которая даёт возможность обобщить, систематизировать и расширить уже имеющиеся у детей представления о многообразии природы, взаимодействии природы и человека. Далее содержание программы раскрывается в темах: «Сбережём воздух и воду, полезные ископаемые и почву», «Сохраним удивительный мир растений и животных». Получаемые детьми элементарные знания о твёрдых, жидких, газообразных телах и веществах, о температуре и её измерении используются при изучении воздуха, воды и других компонентов природы. Особое внимание обращается на раскрытие разнообразных взаимосвязей в природе: внутри неживой природы, между неживой природой и живой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными и т.д.), а также между природой и человеком. Затем изучается тема «Будем беречь здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Изучаются такие темы, как «Наша безопасность», «Экономика».

В 4 классе курс открывается темой «Мы - жители земли». Учащиеся получают общие представления о Земле - её форме, размерах, вращении вокруг своей оси и т.д., о материках и океанах. Дети на конкретных примерах знакомятся с экологическими проблемами планеты, возможных путях их решения. Далее содержание программы раскрывается в темах: «Сбережём природу России», «Сохраним природу своего края». Дети знакомятся с природными зонами нашей федерации, основными экологическими проблемами этих зон, природоохранной работой в них. Изучается поверхность, полезные ископаемые, водоёмы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство.


Особая роль в формировании творческой личности, способной в дальнейшем к технически насыщенной производственной деятельности, отводится урокам технологии. Каждый урок технологии – это урок творческого вдохновения и радости, тем более, что все приобретенные навыки пригодятся детям в жизни. Разные виды работ, работа с различными материалами развивают фантазию детей, воображение, творческие способности. Неподдельный интерес, желание получить красивую поделку стимулирует развитие волевых качеств, побуждает их к творческому самовыражению. Тема каждого урока требует своего подхода к работе. Например, складывая из бумаги рыбку, ребята могут предложить поместить ее в «аквариум», для этого начать создание «аквариума» и т.д. Используя метод проектов на уроках технологии, можно привить устойчивый интерес к технологическому творчеству, повысить уровень самостоятельности, изобретательной активности.

Заключение.

Успешность важна для каждого ребёнка. Моя задача заключается не просто давать задания и оценивать их выполнение, а умело подводить ребят к поставленной цели, помогать выбирать нужные сведения из общего потока информации. Такая работа благоприятствует развитию познавательных способностей детей. В совместной деятельности каждый смог убедиться, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей. Дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Примерами тому являются собственного сочинения стихи, сказки, фантастические истории, загадки и кроссворды, написанные исследовательские работы и выполненные творческие проекты. Защита их проходила как праздничное и торжественное мероприятие. Исследовательская и проектная практика ребёнка – это не просто методы обучения, это пути формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Благодаря этим работам, повысилась мотивация. Увеличилась степень детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшилась в различных видах учительская помощь. Я смогла зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных творческих конкурсах, олимпиадах районного, областного и всероссийского уровня. Никто не остался равнодушным. Проектная деятельность, как живительный родник питающий и воссоздающий прекрасное, неповторимое, индивидуальное.


К школьнику относиться нужно не как к сосуду,

который предстоит наполнить информацией,

а как к факелу, который необходимо зажечь

В.А.Сухомлинский

Тема урока: Создание диафильма по сказке Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»

Класс: 3 класс

Предмет: Литературное чтение

Тип урока : Урок обобщения и систематизации знаний

Цель урока : Познавательные – прививать первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмысливать её и использовать для выполнения проекта: создание диафильма, составления сценария, осмысления заглавия произведения, монтаж;

Развивающие – развитие интереса к предмету, литературной речи, обогащение словаря, формирование действий контроля и оценки;

Воспитывающие – воспитание познавательной активности, формирование межличностных отношений учащихся в групповой работе, чувства сострадания и заботы к нуждающимся.


№№

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1

Организационный момент

-Добрый день! – тебе сказали.

- Добрый день! – ответил ты,

Нас две ниточки связали

Теплоты и доброты .

Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте наших гостей.



Приветствие учителя и гостей.

Организация начала урока, эмоциональный настрой.

2

Мотивация учебной деятельности.

В нашей школе проходит подготовка будущих первоклассников. Нам предстоит выступление.

Настраиваются на урок.

Нацеливание на то, что нужно отнестись серьёзно к данному вопросу.

3

Представление темы проекта, поиск идеи, проблем.

Я предлагаю представить произведение Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»

Давайте подумаем, в каком варианте мы можем это сделать?

(40мин.)


Выдвигают гипотезы:

Кукольный спектакль

Диафильм

Мультфильм

Книжку-малышку



4

Избрание проблемы. Определение целей и задач.

Чтобы создать диафильм, что нужно знать и сделать?

Из множества понятий выберите нужные.

Прочитайте определение этих понятий.

Формирование рабочих групп.

(По проведённому тестированию)

Каждой группе нужно создать по 4 кадра.

В каждой группе будут работать:

СЦЕНАРИСТЫ –их задача найти предложения, которые отражают сюжет будущего диафильма (Над сокращением текста мы работали на прошлом уроке).

ИЛЛЮСТРАТОРЫ – в это время рассматривают иллюстрации (д/з), выбирают наиболее удачный рисунок для использования его в диафильме, придерживаясь сценария..

РЕДАКТОРЫ –контролируют работу сценаристов и иллюстраторов, помогают.

МОНТАЖИСТЫ – создают кадры с субтитрами.

Совместными усилиями произведём монтаж диафильма.



Выбирают:

Сценарий

Сценарист

Иллюстратор

Редактор

Монтажист

Субтитры

Знакомятся с определениями этих понятий.

Готовятся к защите проекта. Знакомятся с источниками информации.



Повышение степени осмысления изучаемого материала. Стимулирование мозговой активности, развитие способности воспроизводить информацию долговременной памяти, развитие умения классифицировать.

5

Осуществление проекта

Обсуждение заставки (начала) диафильма.

«Сломанное крылышко»

«Уточка»

«Серая Шейка»

«Уточка калека»

Серая Шейка – это кличка или характеристика?



Доказывают целесообразность заглавия.

Отвечают. Принимают решение «Серая Шейка»



Развитие речи и творческого воображения.

6

Осознание и осмысление учебного материала.

Предлагаю блок – схему. Которая поможет восстановить последовательность событий при составлении сценария.
Составлям цепочку по опорным словам.

Приступаем к работе. придерживаясь плана.

Выбираете иллюстрации. Устанавливаете последовательность

(на доске)

1-я гр. – 4кадра

2-я гр. – 4кадра

3-я гр. – 4кадра

4-я гр. – 4кадра

Отбирают нужные рисунки.

Выбирают субтитры по плану, разрезают, вклеивают текст.



Способствовать осознанию учащимися изучаемого материала и применению знаний в практической речевой деятельности.

7

Оформление результатов работы.

Консультирую. Помогаю произвести монтаж диафильма.

Монтаж рисунков-кадров на плёнку.

Формирование умения конструктивной работы через преобразование текста

8

Проверка и оценка результатов. Представление проекта.

Показать зрителям - критикам

Защищают проект (Выразительное чтение содержания кадров)

Воспроизведение диафильма.



Воспроизведение содержания через выразительную речь.

9

Рефлексия. Итог урока.

Самооценка результатов деятельности.

Какое главное дело мы сделали?

Нужен ли наш проект кому-то?

Чему учат такие произведения?



Отвечают.

Создали диафильм, чтобы порадовать первоклассников.



1

Домашнее задание творческое.

-Как вы считаете. Зачем нам нужны иллюстрации весны?

1)Написать 5-ю главу.Что могло произойти весной?

2) Подготовить краткий пересказ по диафильму.

Гипотезы
Выбираю по своему желанию.

Записывают д/з.

Убирают рабочие места.



Формирования умения создавать собственное высказывание. Делать собственный выбор.

Тема: Былина «Илья Муромец и Святогор»

Жить - Родине служить.

Тип урока : Урок получения новых знаний.

Цели: - Создать условия для знакомства с былинами и расширение

кругозора уч-ся через произведения эпического характера;

формирования представления о героическом прошлом русского

народа Древней Руси, великих русских богатырях, защитниках

земли русской, с опорой на жизненный опыт.

- Создать условия для развития компетенций: культурологической –

уважение к культуре русской нации; информационной – умения

получать информацию из различных источников (компьютер,

книга, живое слово, живопись); коммуникативной – умение

вступать в общение.

- Создать условия для воспитания чувства патриотизма, гордости за

свой народ, за Россию; развитие чувства ответственности, коллективизма

и сплочённости; уважения к русским воинам, желание

им подражать; творческих способностей уч-ся путём проектирования.

Оборудование :

Видеопроектор.

Компьютерная презентация с аудиозаписью былины.

Выставка «Музей оружия». Выставка книг.

Раздаточный материал.

Ход урока

1.Мотивирование к учебной деятельности.

Учитель: - Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. Урок литературного чтения буду вести я,

Валентина Николаевна. Несколько слов о себе.

в моей семье было много мужчин. Мои деду-

шки и отец были участниками ВОв, защищали

нашу Родину от врагов. Мои братья служили в

армии, отдавая свой долг Отчизне. Мой муж

служил старшиной на атомной подводной

лодке, охранял границы нашей страны.

А ваши папы и дедушки служили в армии? (Поднимите руки. Ответьте.)

Они охраняли вас, нашу страну.

Для каждого гражданина своей страны очень важные и дорогие должны быть слова

1 слайд «Родина – честь – долг»

Наших мужчин всех поколений объединяет общее дело, главная цель в жизни – честно служить своему народу, своей Родине.

Ваш долг, как будущих защитников, знать об этом.

…….

2. Введение в тему.

Главную мысль нашего урока выражает пословица, но в ней не хватает важного слова. Какого? (Читаем)

Тема: Жить - Родине………(служить) Что значит служить?

А в старину, как называли защитников земли русской?

Загадка: Ладно скроен,

Крепко сшит,

За землю русскую стоит.

2 слайд- БОГАТЫРЬ

Ребята, похож ли мужской силуэт на богатыря?

Наша задача с вами создать образ народного богатыря Брянского края, поэтому…

3 слайд

Цели урока: - познакомиться с былиной, читать;

- развивать умения: находить информацию,

Проектировать, общаться.

3. Реализация поставленной задачи .

Чтобы создать образ, нужно знать о нём всё. Начнём с внешнего вида.

4 слайд - Картина В.М.Васнецова «Три богатыри»

- Они прискакали на дальнюю заставу. Какая их цель? Богатыри объединились, чтобы охранять русскую землю. Когда они вместе, их невозможно победить. Они стоят в ряд, как стена, через которую не пройти врагам. Знаете вы их?

(Алёша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец)

Все богатыри одеты в кольчуги (показать в музее), шлемы, сапоги, перчатки, плащи.

Имеют оружие: щиты, мечи, палицу, лук, копьё, коня.

4. Первичное закрепление. (Коллективно)

5 слайд - Игра – итог

«Что должно быть у богатырей?»

(Встали. Если вещь должна быть у богатыря, - вы делаете хлопок над головой, а если нет, просто стоите.)

Для чего богатырю оружие нужно?

А можете сказать, какой внутренний мир богатыря? Какими качествами он должен обладать? (Ответы)

Мы дадим более полный ответ, если прочитаем былину .

5.Работа с былиной.

По названию определите, кто будут герои? (Илья Муромец. Святогор)

С Ильёй Муромцем вы знакомы, а вот Святогор перед вами.

6 слайд

- Святогор - гигант-богатырь, не реальный, мифический,

придуманный народом, воспетый в былинах.

Кто рассказывал былины? (Ответы)

Смотрите и слушайте.

7 слайд - Сказители «Илья Муромец и Святогор»

Рассказывались медленно, напевно, сопровождались музыкой, игрой на ………(гуслях).

Чтение былин особенное чтение.

8 слайд – Речевая разминка.

Былинная строка имеет три главных ударения.

Первое- на 3-м слоге от начала. Третье на 3-м слоге от

конца. Четвёртое(добавочное) – на самый последний

слог падает. При напеве создаётся протяжение этого

слога. Неударные слоги произносятся быстрее.

(Читает учитель. Хором)

9 слайд

- Удвоенные гласные создают напевность, протяжность.

богатырским

святорусским

третиих


Араратскиим

10 слайд - Работа с иллюстрацией

- О чём рассказывает иллюстрация?

6. Первичное чтение учителем

Послушайте, как сказано в былине.

нужную иллюстрацию, так мы восстановим сюжет.

(Работаем в парах. Ученик выходит к доске выставляет.

В конце - проверка по 11- 15 слайдам .) МОЛОДЦЫ!


16 слайд - Физминутка

7. Повторное чтение учащимися с учителем.(Включение в систему знаний и повторение)

Чтобы завершить наш образ, нужно в былине найти слова и выражения относящиеся к богатырю.

Читаем вместе – 1-я часть - добрый конь, да будто лютый зверь

Удалый, добрый молодец

Богатырь

Могу ответ держать

………………………………………………………………………………………………………

Читаем вместе 2-я часть - гигант-богатырь

Желты кудри (русые, Русь)

………………………………………………………………………………………………………

Читаем вместе 5-я часть - силушка великая

Побраталися –

17 слайд

-Какой же образ у нас получается? (Читаем хором)

Удалый, добрый молодец

Богатырь

Смелый и сильный

Гигант-богатырь

Русые волосы

Силушка великая

Побраталися

Объединили свои силы, стали братьями по оружию, чтобы вместе служить Родине.

-В чём же смысл всей жизни богатыря? (Читают тему)


8.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

3-й ряд - Каким должен быть наш богатырь?

Выберите нужные выражения из распечатки.

2-й ряд - Ребята оденут нашего богатыря и подберут

оружие. (Слова читают у доски)

18 слайд -вывод

1-й ряд - Попробуют сформулировать вывод по уроку в стихотворной форме. Поможет рифма.

А кто хотел бы быть похожим на богатыря?

19 слайд- Песня «Богатырская наша сила»

-Не перевелись ещё богатыри на земле русской

Д\З- Раскрасить богатыря, придумать имя, читать былину.

КГУ «Начальная школа №9»
акимата города Рудного
Тема работы:
при работе с дошкольниками.»
(из опыта работы)

Рудный 2018г.
«Актуальность проектной деятельности
при работе с дошкольниками.
(из опыта работы)»
Ребенок по своей натуре исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений,
любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с
успехом проявляются в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных ме­
тодов организации поисковой деятельности детей ­ метод проектирования. Главное его
достоинство заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно
или с небольшой помощью взрослых:
 принять и освоить цель, актуальную для них;
 выявить, установить реальные представления о различных сторонах изучаемого
объекта;
 решать творческие споры, достигать договоренности;
 оказывать помощь участникам деятельности, делиться собственным опытом со
сверстниками;
 обсуждать результаты деятельности каждого члена группы, не воспринимая чужие
успехи как свое поражение.
Слово «проект» прочно вошло в нашу жизнь. Метод проектов – педагогическая
технология XXI века. Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребенка
в решении проблемы, лично значимой для ребенка.
Основа этого метода –
самостоятельная деятельность детей – исследовательская,
познавательная,
продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает
новые знания в жизнь.
Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям,
которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Этот метод
актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать,
синтезировать полученные знания,
развивать творческие способности и
коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он
дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень
собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения
с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении
исследовательских задач. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в
образовательный процесс дошкольного детства. Современные педагогические
исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования
притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не
желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям,
успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы
образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует

 формирование умения применять данные методы, способствующие решению
поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
 развитие желания пользоваться специальной терминологией,
ведение
конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
В результате использования метода проектов дети в моей группе стали более
раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе,
общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и
взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их
участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка.
Участие взрослых в детских проектах способствует социально ­ личностному развитию
каждого ребенка.
Сейчас в педагогической среде и в частности в дошкольной много внимания уделяется
проектированию. И для многих воспитателей не совсем понятно, зачем нужно
проектирование в дошкольных мини – центрах и детских садах. Стремление наблюдать
и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие
черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное
состояние ребенка. Детская потребность в поиске обусловлена биологически. Всякий
здоровый ребенок уже с рождения – маленький исследователь. Он настроен на познание
мира, он хочет узнать его как можно лучше. Именно это внутреннее стремление к
исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того,
чтобы психическое развитие ребенка изначально развивалось в процессе саморазвития.
Проектный метод обучения является для дошкольных заведений инновационным. Он
направлен на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих
способностей. Проектная деятельность как ни какая другая поддерживает детскую
познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.

Заключение.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению
самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе
сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта
способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.
Происходит смена стиля общения взрослого с ребенком. Родители становятся
активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволит
добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает
связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности,
развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение
планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному
обучению детей в школе.
Но самые главные участники проектной деятельности – это наши воспитанники, на
развитие которых направлены все наши усилия. Кем станут наши дети, когда вырастут,
­ покажет время. Для нас главное – обеспечить каждому ребенку максимальные
условия для развития его способностей, самостоятельности и творчества.

Приложение.
Проект «Зимующие птицы».
Тип проекта: информационно ­ творческий.
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатель
группы.
Срок реализации проекта: краткосрочный (1 неделя).
Актуальность проекта: в современных условиях проблема экологического воспитания
дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период
дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование
начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к
живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы
окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года
доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает.
Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие
птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, взрослые, педагог совместно с
родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о
зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с
миром природы.
Цель: формировать экологические знания о зимующих птицах и ответственное,
бережное отношение к ним.
Задачи:
пополнить предметно ­ развивающую среду по теме проекта.
расширить кругозор детей о зимующих птицах.
способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей
воспитанников.
привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних
условиях.
Реализация проекта проходила в три этапа:
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный.
обсуждение цели, задач с детьми и родителями.
создание необходимых условий для реализации проекта.













перспективное планирование проекта.
разработка и накопление методических материалов по проблеме.
II этап – основной (практический).
внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и
приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
III этап – заключительный.
организация и участие родителей вместе с детьми в акции «Зёрна тепла»,
выставка кормушек ­ «Лучшая кормушка для птиц»,
проведение итоговой линейки ­ награждение грамотами в разных номинациях
детей «Экологическая кормушка», «Оригинальная кормушка», «Лучшая кормушка
для птиц».
Накануне выходных родителям сообщается тема недели и дается домашние задание:
1. Рекомендации на совместные прогулки.
совместно с ребенком сделать кормушку.
подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка.
2. Заучивать стихотворения о зимующих птицах.
3. Отгадывать загадки про зимующих птиц.
4. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в
мини ­ центр.
Рассматривая с детьми книги ­ энциклопедии, поставила цель, что всю неделю будем
говорить о зимующих птицах. С помощью детей составили план реализации проекта.
Дети запланировали узнать о птицах из фильмов, энциклопедий, презентаций и т.д.
Содержание работы в процессе реализации проекта.
­ Игровая деятельность:
1 Дидактические, настольные игры.
2 Сюжетно ­ ролевые игры.
3 Театрализация.
4 Подвижные игры.
5 Упражнение на развитие мелкой моторики рук.
­ Организованная учебная деятельность + групповая и индивидуальная работа:
1 Художественная литература и развитие речи.
2 Естествознание.
3 Лепка.

4 Конструирование.
­ Беседы.
­ Решение проблемной ситуации.
­ Наблюдение за птицами зимой.
­ Труд.
­ Работа с родителями.
Конкретные ожидаемые результаты.




Расширение кругозора детей о зимующих птицах.
Улучшение предметно ­ развивающей среды.
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной
активности, коммуникативных навыков.
Активное участие воспитанников и родителей в помощи птицам в трудных
зимних условиях.
Список литературы:
1.Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.
2.Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003.
3.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.
4.Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного
возраста. М., 2004.
Содержание работы в процессе реализации проекта:
 Игровая деятельность.
1). Дидактические игры: «Один ­ много», «Назови ласково», «Счёт птиц», «Четвертый
лишний», «Угадай птицу по описанию», «Чей хвост?», «Узнай по голосу», «Что едят
птицы».
2). Настольные игры: разрезные картинки «Составь птицу», лото «Птицы»,
«Лабиринт ­ Зимующие птицы».
3). Сюжетно ­ ролевые игры: «Птичий двор».
4). Театрализация: «Где обедал воробей» С.Маршак
5). Подвижные игры «Перелёт птиц», «Ворона», «Воробушки и автомобиль», «Птички и
кошка», «Совушка».
Познавательная деятельность:
1). Беседы: «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Кто заботится о птицах?»,
«Пользу или вред приносят птицы?», «Меню птиц», «Как дети с родителями заботятся
о птицах зимой?».

2). Решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не подкармливать птиц
зимой?»
3). Наблюдение за птицами зимой:
наблюдение за синицей на ветке, наблюдение за зимующими птицами в городе,
наблюдение за вороной, наблюдение за снегирем на рябине, наблюдение за голубями и
воробьями на дорожках парка.
4). Труд: изготовление кормушек, подкормка птиц.
 Организованная учебная деятельность + групповая и индивидуальная работа:
1). Чтение стихотворения С. Маршака «Где обедал воробей»; «Покормите птиц зимой»
Чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей»; М. Горького «Воробьишко» + просмотр
мультфильма; Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона»; Сухомлинского «О чём плачет
синичка».
2). Просмотр презентаций: «Зимующие птицы», «Кормушки».
3). Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение пословиц,
поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением
зимующих птиц.
4). Конструирование: «Синичка на ветке». (оригами)
5). Лепка: «Красивая птичка».
6). Естествознание «Птицы зимой», «На птичьем дворе».
7). Музыка: прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц». Музыкально ­ дидактическая
игра «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой.
 Работа с родителями:
консультация для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
III этап ­ заключительный
Организация и участие родителей выставке «Лучшая кормушка для птиц».
Результаты реализации проекта.
Расширен кругозор детей о зимующих птицах. Улучшилась предметно – развивающая
среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о
птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах. У детей сформировалась
любознательность, творческие способности, познавательная активность,
коммуникативные навыки. Воспитанники и их родители приняли активное участие в
оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.