Программа кружка «Мастерская творчества. Психолого – педагогические основы кружковой работы как

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение Краснозерского района Новосибирской области

Краснозерский детский сад №6

ПРОГРАММА РАБОТЫ

КРУЖКА «ФАНТАЗЁРЫ»

(подготовительная группа)

1.Пояснительная записка

- Актуальность программы

Цель и задачи

Планируемые результаты

Педагогические технологии, методы и формы работы

2. Тематический план работы кружка

3. Материально-техническое обеспечение реализации плана работы кружка

4. Литература

1. Пояснительная записка

В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одной из важных задач в работе педагогов дошкольных образовательных учреждений является – художественно-эстетическое воспитание детей. Актуальность разработки данной программы работы кружка вызвана тем, что для изменения традиционной формы работы с детьми, создания условий для развития творчества и углубления способностей дошкольников в работе с различными художественными материалами наш коллектив стал использовать парциальную программу «Цветные ладошки» И.А.Лыковой ТЦ «Сфера» Москва 2009г. В дошкольные годы у ребёнка развиваются: чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой, гармонично развитой личности. Программа кружка:

Наглядно знакомит детей дошкольного возраста с художественными материалами, инструментами и техническими приёмами работы с ними;

Даёт первые представления о средствах художественной выразительности в различных материалах и техниках;

Помогает развивать эстетическое восприятие природы и показывает приёмы её отображения.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства. О том, что изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития ребёнка писали многие педагоги прошлого: Фребель, Каменский и другие. Я выбрала данное направление в работе с детьми, так как считаю его актуальным, важным и необходимым, потому что изобразительная деятельность открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения.

Цель данной программы кружка - формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребности детей в самовыражении, развитие творческих способностей.

Задачи:

    способствовать развитию познавательных психологических процессов (восприятие; внимание; память; мышление; воображение);

    развивать рефлексию, через пред восхищение результатов;

    способствовать конструктивному общению и взаимодействию со сверстниками и взрослыми, развитию самостоятельности; доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

    способствовать развитию моральных норм через сотрудничество;

    знакомить с многообразием жанров декоративно-прикладного творчества через познавательно-исследовательскую деятельность и довести знания до умелого использования их детьми;

    развивать способность видеть и выделять качества предметов (форму, величину, цвет, положение в пространстве.

    способствовать освоению технических приёмов работы с различными материалами, используемыми в изобразительной деятельности;

    развивать творческую активность воображения у детей, моторику рук.

    воспитывать умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений.

Кружковая работа реализуется в совместной деятельности с детьми - 1 раз в неделю. Продолжительность не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»: 25 – 30 минут. Образовательный процесс строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей.

Физическое развитие

Развитие мелкой моторики. Воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотерапия, арттерапия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Речевое развитие

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи. Использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса

Познавательное развитие

Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений

Социально – коммуникативное развитие

Формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности. Формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Художественно – эстетическое развитие

Использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства

Планируемые результаты:

К концу обучения дети достигают определённого уровня художественно эстетического развития:

    эмоционально воспринимают содержание произведения, запоминают и узнают знакомые картины, иллюстрации, замечают изобразительно-выразительные средства (цвет, ритм, форму, композицию), с помощью этих средств создают образ в рисунке, оценивают то, что получилось, отмечают выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания;

    дети научатся сочетать разные художественные материалы и изобразительные техники при выполнении творческих задач;

    будет сформирован навык самостоятельной работы, умение четко формулировать, излагать свои мысли и передавать предметную и личностную информацию;

    у детей сформируются творческие способности, необходимые для последующего обучения изобразительному искусству в школе.

Педагогические технологии, методы и формы работы

В основе отбора и использования образовательных педагогических технологий лежит принцип личностно – ориентированного подхода в обучении и воспитании:

- деятельностные технологии , ориентированные на овладение навыками ручного труда,

- личностно-ориентированные , направленные на развитие личности, в частности на формирование активности личности в учебном процессе,

- когнитивные (мыследеятельностные), направленные на развитие интеллектуальных функций детей;

- групповая технология (групповой опрос, одновременная работа с группой, работа в парах сменного состава);

- игровые технологии (сюжетные, с предметом и т.д.)

Технология исследовательской деятельности, решающий фактор активизации интереса к знаниям;

- технология диалогового обучения , при которой реализуется идея оптимизации обучающихся;

- технология коллективной творческой деятельности (освоение элементов творчества в практической деятельности; обнаружение в себе способностей создать какие-то творческие продукты).

Методы и приемы:

Словесный метод - на теоретических и практических занятиях (объяснение, рассказ, беседа, сказка);

Игровой метод - для активизации трудовой деятельности и лучшего усвоения навыков ручного труда;

Наглядный метод служит для концентрации внимания и формирования у обучающихся умения планировать свою предстоящую работу;

Последовательный метод позволяет реже прибегать к прямому обучению, так как ранее усвоенный материал повторяется в той или иной форме;

Познавательный метод формирует у обучающихся навыки самостоятельной работы, способствует активному применению ранее полученных знаний, развивает мыслительную деятельность;

Репродуктивный метод закрепляет навыки последовательной работы;

Объяснительно- иллюстративный метод;

Метод самостоятельной работы;

Создание ситуации успеха;

Метод стимулирования;

Оздоровительный метод.

Кружковая деятельность организуется с привлечением наглядных материалов, презентаций, музыкального сопровождения, использованием игровых методик.

Способы организации деятельности:

Опытно-экспериментальное действие;

Групповая;

В малых группах.

Формы организации занятий:

Практические работы репродуктивного и творческого характера,

Познавательная игра,

Интегрированное занятие,

Ролевые игры,

Творческие выставки,

Конкурсы.

Кружковая деятельность организуется по общепедагогическим принципам сезонности, систематичности и последовательности «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому», по принципу интереса с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.

Ресурсное обеспечение кружковой работы:

Уголок художественного творчества в группе,

Центр искусства в ДОУ,

Методический инструментарий,

Наглядный материал: атрибуты для сюжетно – ролевых и дидактических игр и т.д.

2.Тематический план работы кружка

Месяц и № занятия

Тема

Цель

сентябрь 1

Вводное (диалоговое общение, игра). Виды изобразительного искусства.

Знакомство с миром искусства. Выявление интересов детей, уровня развития художественных способностей

Лепка и аппликация предметная Бабочки- красавицы

Выявление уровня владения пластическими и аппликативными умениями, способности к интеграции изобразительных техник

Беседа. «Красивые цветы» - рисование по представлению (цветные карандаши, краски).

Знакомство с особенностями работы карандашом, кистью, красками, гуашью, нетрадиционными способами рисования. Выявление уровня владения нетрадиционными способами рисования.

Работа в малых группах:

Лепка рельефная (рисование пластилином) Листопад

Аппликация из листьев Утки на озере

Создание по замыслу композиции из летящих листьев, цветовая растяжка.

Создание предметных и сюжетных композиций из природного материала- сухих листьев, развитие чувства цвета и композиции

Рассматривание картины И.Левитана «Золотая осень». Рисование – отпечатки листьев. Тема «Золотой листопад» (гуашь).

Развитие внимания, мыслительной деятельности. Создание природной композиции средствами нетрадиционного рисования.

октябрь 1

Работа в малых группах:

Лепка по замыслу Грибное лукошко или

Веселые человечки (предметная лепка)

Создание по замыслу композиции из грибов в лукошке, совершенствование техники лепки.

Лепка фигуры человека разной формы: девочка из конуса, мальчик из цилиндра; передача несложных движений.

Аппликация и плетение из бумажных полос Плетеная корзинка для натюрморта

Создание плетенной формы как основы будущей композиции (корзинка для натюрморта из фруктов)

Аппликация силуэтная и декоративное рисование Осенний натюрморт (композиция в корзинке)

Совершенствование техник вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое для составления натюрморта в плетенной корзинке

Конструирование из бумаги « Бабочки»

Работа по шаблонам, двустороннее склеивание, создание мобилей для украшения группы

Рисование по мокрой бумаге «Лес, точно терем расписной» (краски).

Создание сюжетных композиций нетрадиционным способом рисования, развитие чувства цвета и композиции.

ноябрь

Рисование и аппликация из мятой бумаги Хмурое небо

Самостоятельный поиск оригинальных способов создания художественного образа

Аппликация из ваты Веселые зверюшки

Знакомство с новым видом и техникой работы с ватой

Конструирование из бумаги с элементами декоративного оформления Хоровод

Создание коллективной композиции, рисование узоров на полукруге (сарафаны)

Рисование предметное Картинки из манной крупы

Реализовать творческую задачу, новым способом рисования при помощи клея и манки

Коллаж из бумаги Шубка для ежика

Закрепление приемов послойного наклеивания деталей

декабрь 1

Плоскостная лепка на пластиковой крышке Снеговик

Создание образа методом послойного налепа деталей одних на другие

Сюжетная аппликация из мятой бумаги Снеговик и снежная баба

Самостоятельный поиск оригинальных способов создания художественного образа снеговиков

Работа в малых группах:

Конструирование из бумаги с декоративным рисованием «Дед Мороз» или «Снегурочка» по выбору

Конусные куклы, создание выразительного образа деда Мороза и Снегурочки (декор из ваты, обрывная аппликация, декоративный узор в полукруге)

Рисование по замыслу «Пригласительная новогодняя открытка» (цветные карандаши, краски).

Самостоятельный поиск оригинальных способов создания пригласительных открыток, выбора изобразительного материала.

Аппликация декоративная с элементами дизайна «Новогодние маски, короны»

Конструирование новогодних масок для самодельных новогодних костюмов

январь

Лепка рельефная сюжетная по мотивам русских народных сказок

Лепка по мотивам русских народных сказок, самостоятельный выбор образов сказочных героев и сюжетов

Аппликация «Избушка на курьих ножках»

Самостоятельный поиск аппликативных способов и средств художественной выразительности для создания оригинального образа

Аппликация с элементами рисования «Перо жар-птицы»

Сочетание в одном художественном образе аппликативных и графических элементов

Рисование декоративное (оформление лепных поделок)

Декоративное оформление формы (шаблона) по мотивам дымковской игрушки (Индюк)

Коллаж и конструирование из бумаги «Терем деда Мороза»

Создание полуобъемных форм развитие пространственного мышления и воображения

февраль 1

Лепка сюжетная (коллективная работа) «..У Лукоморья дуб зеленый..»

Создание коллективной пластической композиции по мотивам литературного произведения, планирование и распределение работы между участниками творческого проекта

Аппликация и рисование- фантазирование Зимний лес

Создание фантазийных образов деревьев, с использованием прорезного узора, ленточных элементов (спирали и пружинки), обрывной аппликации

Конструирование из бумаги (игрушки-марионетки) Совенок

Знакомство с игрушками-марионетками, Формирование умения планировать работу, последовательность действий

Рисование манной крупой «Зимний лес» (карандашом, манной крупой, клеем).

Реализовать творческую задачу знакомым способом рисования при помощи клея и манки

Аппликация обрывная "Белый мишка"

Создание сюжетной композиции из фигурок выполненных на основе овала и дополненных свободными техниками (обрывание, сминание)

март

Лепка плоскостная

«Дерево на ветру»

Закрепление приемов растяжки (веточки дерева, облака, небо), задать правильное направление мазка для передачи движения (ветер)

Первоцветы (Аппликация сюжетная)

Самостоятельный поиск аппликативных способов и средств художественной выразительности для создания образа подснежника

Рисование по личному впечатлению «Весеннее настроение» (цветные карандаши, краски).

Самостоятельный поиск создания композиций по представлению, выбор техники изображения.

Аппликация (пейзаж) Весна идет (картины в рамочках)

Оформление готовых работ (аппликаций) как завершающий этап в рамочки

Конструирование из бумажных салфеток Цыпленок

Моделирование из кругов, совершенствование техники вырезания округлых форм, надрезаем круги по радиальным линиям, развитие творческого воображения

апрель

Аппликация с элементами декоративного рисования Открытка – сувенир «Пасха»

Беседа о декоративно-прикладном искусстве

(знакомство детей с искусством миниатюры на яйце- писанкой), самостоятельный поиск создание открытки.

Рисование по замыслу в малых группах «Узорное яичко» (краски, гуашь).

Совершенствование техники рисования, формирование навыков сотрудничества и сотворчества

Лепка рельефная (панорама) «В далеком космосе» - коллективная работа

Создание рельефной картины (панорамы) включающей разные космические объекты по типу мозаики, формирование навыков сотрудничества и сотворчества

Аппликация из цветной бумаги Звезды и кометы

Изображение летящей кометы, состоящей из головы (звезды, вырезанной по схеме) и «хвоста»составленной из полосок бумаги (скрученных, рваных- по выбору)

Конструирование из бумаги «Божья коровка»

Закрепить умение выполнять поделки из полос бумаги, передать характерные особенности и цвета божьей коровки

Аппликация из ниток Пушистые картины

Составление картины из шерстяных ниток. Обогащение аппликативной техники- освоение разных способов создания образа: контурного, силуэтного

Лепка сюжетная из цветного теста Семейка ежей (коллективная работа)

Лепка из овалов однородных фигурок, различающихся по величине. Составление сюжетной композиции, закрепление навыков сотрудничества и сотворчества.

Аппликация из мятой бумаги с элементами рисования Гроза

Отражение в работе представлений о стихийных явлениях природы (буря, ураган, гроза) разными средствами художественно-образной выразительности. Знакомство с принципом асимметрии, позволяющей передать движение

Самостоятельная художественная деятельность

Ознакомление детей с искусством аранжировки и составления оригинальных композиций из природного материала для оформления интерьера.

Выставка работ детей

Представление достижений детей, оформление интерьера детского сада

Используемая литература:

1. И.А.Лыкова. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». ТЦ «Сфера» Москва 2009г.

2. Митителло. Аппликация техника и исскуство»- М.: изд. «Эксмо», 2005

3.Комарова Т.С. Обучение детей техники рисования. М:Пролсвещение, 1996г.

4. Куцакова Л.В. « Конструирование и художественный труд в детском саду.: Программа и конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2008

5. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М-Просвещение, 1985г.

6.Швайко Г.С. Занятия по изодеятельности в д/с. М-Владос, 2000г.

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат МОУ "С(К)ОШИ №4"

г.Магнитогорска

Программа

кружковой работы:

"Друзья Самоделкина"

Составила:

Учитель и воспитатель 1 категории

Астафьева Т.В.

455026, обл. Челябинская,г. Магнитогорск, ул.Суворова, 110

e-mail: [email protected] сайт школы http://www.74203s037.edusite.ru/

Пояснительная записка.

Важнейшей задачей психолого- педагогической коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья является создание оптимальных возможностей и условий для интеллектуального и личностного развития ребёнка.

Оптимальное развитие детей осуществляется в школьных кружках, в частности в кружке прикладного творчества «Друзья Самоделкина», где занимаются дети 9-11лет с ограниченными возможностями здоровья. Выбор занятий по прикладному творчеству для детей с интеллектуальной недостаточностью неслучаен. У ребят слабо развита мелкая моторика, воображение, пространственное ориентирование. Значимость работы кружка прикладного творчества связана с тем, что изучение различных материалов развивают эмоционально-нравственную и сенсорную культуру личности, пробуждают способность видеть, ценить и сознавать красоту в жизни и природе; развивать воображение и творческие способности, закладывать основы художественной культуры.

В кружке ребята занимаются с различными видами материала: бумагой, картоном, тканями, природным материалом. Эти занятия положительно воздействуют на учащихся, развивают эмоции и чувства, положительно влияют на поведение.

Основная работа в кружке ведётся по созданию культурной среды, творческого пространства вокруг ребёнка. Через творческий процесс, создание задуманного, у детей формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, ответственность, готовность к дальнейшему приобретению знаний и умений. Ребята учатся анализировать свою деятельность, оценивать работу, определять причины неудач, ошибок. Кроме того, занятия в кружке прикладного творчества позволяют ребятам раскрепоститься, снять зажатость, заторможенность, они начинают фантазировать, придумывать новое, творить самостоятельно.

Главный побудительный мотив, заставляющий детей с интеллектуальной недостаточностью стремиться к занятиям в кружке, это работа с различными материалами, умение увидеть в них будущую поделку, которая станет украшением комнаты, подарком маме или даже попадёт на школьную выставку.

Поскольку в кружке занимаются дети с интеллектуальной недостаточностью, необходимо осуществление коррекции различных психических характеристик: памяти, внимания, воображения, речи, наблюдательности, умения сравнивать, координации движений. На основании этого выработаны цели и задачи кружковой работы.

Цель кружковой работы:

Создание творческой среды, творческого пространства вокруг учащихся.

Задачи кружковой работы:

Образовательные.

1. Способствовать овладению учащимися умениями подбора материала, составления алгоритма работы.

2. Сформировать начальные навыки мастерства.

3. Формировать познавательные навыки.

4. Обучать правильной работе с инструментами, необходимыми для работы.

5.Сформировать систему знаний, умений, навыков по основам работы с различными материалами.

Развивающие.

1. Развитие эмоциональных качеств формирование художественного вкуса у детей.

2. Развитие творческих способностей.

3. Развитие координации, гибкости, общей физической выносливости.4. Развитие внимательности и наблюдательности, творческого воображения и фантазии через упражнения.

Воспитательные.

1. Создание условий для самореализации и самоутверждения.

2. Воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности, позитивных взаимоотношений с окружением.

3. Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т.д.).

4. Воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к труду.

5. Приобщить ребенка к здоровому образу жизни и гармонии.

Условия реализации программы.

Программа предназначена для детей 9 – 11 лет и рассчитана на трехгодичное обучение.

Режим занятий

Программа предполагает групповые занятия с детьми.

1 группа – 2 классы - 2 раза

2 группа – 3 классы - 2 раза

3 группа – 4 классы - 2 раза

9 часов в неделю. 156 часов за год.

Используемый материал:

Цветная бумага и картон, клей, пластилин, краски, кусочки материи, пуговицы, проволока, природный материал (шишки, листья, веточки, плоды и семена, камешки, скорлупки, перья) пробки, бусины, бисер.

Через работу с материалами у детей воспитывается любовь к окружающей природе, художественный вкус, пространственное и комбинаторное мышление, развивается фантазия и внимание (придумывать различные композиции; подбирать природные материалы для поделок, сочетать между собой различные материалы; планировать последовательность действий и технологию изготовления). Развивается мелкая моторика пальцев (аккуратно и точно соединять друг с другом материалы разного размера и фактуры).Осваиваются разные способы и приёмы работы с материалом при изготовлении плоскостных, полу объёмных и объёмных поделок (наклеивать небольшие элементы на основу; соединять элементы поделок с помощью клея, использовать ножницы, работать с иголкой и ниткой, работать с пластилином, использовать стеку).

Основные методы обучения

Формы обучения

- групповых

- индивидуальных занятий.

Формы проведения занятий

Игры

Беседы

Работа в кружке построена как целостная модель творческого процесса, выраженная алгоритмом «Обращаю внимание – рассматриваю - думаю, как сделать - делаю – получаю результат». Ученик, усвоив эту модель, в дальнейшем сможет использовать её в различных видах творческой деятельности.

Ожидаемый результат:

1) Желание самостоятельно заниматься творческой работой в свободное время.

2) Умение подбирать необходимый материал, подготавливать рабочее место, необходимый инструмент.

3) Умение выполнять работу последовательно, по инструкции педагога.

4) Умение пользоваться ножницами, клеем, красками и другими материалами.

5) Умение рационально использовать подобранный материал.

6) Развитие монологической речи при выполнении работы- умение описать выполненную работу.

7) Развитие эмоционально- волевой сферы

План кружковой работы.

Количество часов

I четверть

Сентябрь.

01. 09. Вводное занятие, решение организационных вопросов.

02.09. К юбилею города Челябинска. Рассказ о городе и области. Аппликация «Герб Челябинской области». Работа с шаблонами.

05.09. «Золотая осень». Наблюдение за природой. Сбор природного материала.

06.09. «Осенняя мозаика». Аппликация из осенних листьев.

07.09. Деревья нашего края. Беседа о видах деревьев. Игра «Угадай дерево по его листьям». «Дерево». Аппликация из листьев с использованием акварели.

08.09. Перелётные птицы. Беседа и показ слайдов. «Птицы». Аппликация из растений и яичной скорлупы.

09.09. «Ваза с цветами». Аппликация из растений и яичной скорлупы. Организация выставки детских работ.

12.09. Плоды и семена растений. Игра «Угадай растение». Поделка «Бусы».

13.09. Животные наших лесов. Ёж-повадки, внешний вид. Сказки, загадки, стихи. Поделка «ёжик». Работа с пластилином и семенами подсолнечника.

14.09. Заяц. Поделка «Зайка». Работа с пластилином, семенами клёна и шишками.

15.09. Белка. Поделка «Бельчонок». Работа с пластилином, желудями и травой.

16.09. Создание общей композиции «Лесные жители». Организация выставки.

19.09. Осенние изменения в природе. Наблюдения. Приметы осени. Подготовка материала к композиции «Сельский двор».

20.09. Просмотр слайдов с изображением деревянных домов. Изготовление бумажного макета для дома.

21.09. Работа с веточками растений. Оклеивание стены дома «брёвнами».

22.09. Продолжение работы по оформлению стен.

23.09. Изготовление крыши домика.

26.09. Продолжение работы по оформлению крыши.

27.09. Оформление внешнего вида дома. Аппликация дверей, окон. Изготовление трубы и крыльца.

28.09. Оформление забора вокруг дома.

29.09. Продолжение работы над изготовлением забора.

30.09. Поделка «Дед». Работа с пластилином и желудями.

03.10. Поделка «Бабка». Работа с пластилином и шишками.

04.10. Оформление двора. Поделка «Огород и пугало».

05.10. Кто дом сторожит? Загадки и сказки про собаку. Поделка «Жучка и её конура».

06.10. Оформление двора. Поделка «Деревья и цветы».

07.10. Завершение работ по оформлению композиции «Сельский двор». Оценивание, выбор лучшей работы, оформление выставки.

10.10. Подготовка материала для аппликации из соломки. Работа с соломкой. Изготовление шаблонов для аппликации.

11.10. Аппликация из соломки «Ваза с цветами» на плотном картоне.

12.10. Стихи об осени. Аппликация «Осенний лист».

13.10. Грибы. Просмотр слайдов и беседа. Игра «Съедобные грибы и ядовитые». Аппликация «Гриб».

14.10 Аппликация «Яблоко». Оформление выставки.

17.10. Изготовление стилизованной фигурки человека из пучков соломы и травы.

18.10. Панно из засушенных листьев и соломки «Осенний букет».

19.10. Садовые и луговые цветы. Игра, «Какой цветок?» Композиция «Букет» из семян клёна и пластилина.

20.10. Изготовление аппликации «Рыбки» из сухих листьев на плотной бумаге.

21.10. Составление панорам из изготовленных поделок. Оформление выставки.

24.10 . Улицы нашего города. Просмотр слайдов, беседа, рассказы о своей улице. Рисование красками по образцу «Куранты».

25.10. Рисование красками с элементами аппликации «Цирк».

26.10. Рассказ о профессии сталевара. Рисование красками « Памятник Сталевару на привокзальной площади».

27.10. Рисование красками «Городская улица».

28.10. Рисование красками «Мой дом, мой двор». Оформление выставки.

31.10. Техника оригами. История оригами, особенности складывания. Оригами «Стакан».

01.11. Оригами «Кораблик».

02.11. Оригами «Голубь»

03.11. Подведение итогов, организация выставки для родителей.

1 Итого: 46 дней

Часов: 41,5.

II четверть

14.11. Работа с текстильным материалом. Виды тканей, подготовка материала.

15.11. Экскурсия в швейную мастерскую. Виды работ, швейные принадлежности.

16.11. Виды закладок для книг. Выполнение разметки закладки по шаблону, вырезание. Оклеивание картона тканью.

17.11. Нанесение на закладку узора. Прошивание узора цветной нитью.

18.11. Оформление краёв закладки бахромой. Подведение итогов.

21.11. Бабочки. Рассматривание рисунков и фотографий. Стихи и загадки о бабочках. Изготовление выкройки бабочки из ткани по шаблону.

22.11. Продолжение работы над выкройкой. Сшивание частей выкройки.

23.11. Набивание выкройки ватой. Выкраивание крыльев по шаблону.

24.11. Изготовление лапок и усиков бабочки, пришивание глаз из пуговиц.

25.11. Оформление игрушки бабочки. Подведение итогов.

28.11. Папье-маше. Рассказ о технологии изготовления. Подготовка материала.

29.11. Виды карнавальных масок. Изготовление маски для новогоднего праздника.

30.11. Продолжение работы над маской.

01.12. Продолжение работы над маской.

02.12. Оформление маски красками. Подведение итогов.

05.12. Приметы зимы. Стихи о зиме. Красота зимнего пейзажа. Рисование красками « Зимний пейзаж»

06.12. Рисование красками «Снеговик».

07.12. Панно «Деревья в снегу». Работа с природным материалом, красками и бумагой.

08.12. Продолжение работы над панно.

09.12. Окончание работы. Оформление выставки.

12.12. Виды новогодних украшений. Изготовление объёмной гирлянды.

13.12. Традиции нового года в нашей стране и за рубежом. Изготовление подвесной игрушки «Звездочка».

14.12. Изготовление игрушки с элементами движения «Медвежонок».

15.12. Вырезание снежинок. Сложные снежинки.

16.12. Изготовление игрушки «Фонарик».

19.12. Работа с пластиком. Изготовление игрушки «Осьминожка» из пластиковой бутылки.

20.12. Изготовление игрушки «Рыбка» из пластиковой бутылки.

21.12. Игрушки «Рыбка», «Клоун» из яичной скорлупы и бумаги.

22.12. Объёмные игрушки «Шар», «Шишка» из картона.

23.12. Оформление класса к новогодним праздникам.

26.12. Стихи и загадки о празднике. Поздравления к празднику. Изготовление открытки к Новому году.

27.12. Симметричное вырезание елочек для новогодней открытки. Оформление открытки.

28.12. Работа над коллективной открыткой к новому году.

29.12. Работа над коллективной открыткой к новому году.

30.12. Участие в школьной выставке. Подведение итогов.

Итого: 35 дней.

Часов: 31,5.

III четверть.

11.01. Животные зимой. Объёмная аппликация «Зайчик».

12.01. Объёмная аппликация «Медведь».

13.01. Объёмная аппликация «Лиса».

16.01. Экскурсия в столярную мастерскую. Знакомство с профессией столяра.

17.01. Мебель и её назначение. Изготовление мебели из коробков. «Диван для куклы».

18.01. Изготовление мебели из коробков. «Стол и стулья».

19.01. Изготовление мебели из коробков. «Шкаф и кровать».

20.01. Оформление комнаты для куклы. Подведение итогов.

23.01. Работа с пластическим материалом. Изготовление куклы.

24.01. Посуда и её назначение. Игра «Что для чего?» Лепка посуды из жгутиков.

25.01. Лепка посуды из пластилина, нанесение рисунка с помощью стеки.

26.01. Предметы быта. Лепка из пластилина.

27.01. Выставка «Кукольный дом». Подведение итогов.

30.01. Бумагопластика. Мозаика. Подготовка материала. Мозаика «Блюдо с фруктами».

31.01. Мозаика «Цыплёнок».

01.02. Мозаика «Снегирь».

02.02. Мозаика «Городская улица»

03.02. Завершение работы над мозаикой. Организация выставки.

06.02. Бумагопластика. Плетение из полосок бумаги. Поделка «Коврик».

07.02. Плетение из бумаги. Поделка «Бабочка».

08.02. Изготовление шкатулки способом плетения.

09.02. Продолжение работы над шкатулкой.

10.02. Окончание работы. Подведение итогов.

13.02. Бумагопластика. «Пушистые шарики».

14.02. Праздник «День святого Валентина». Изготовление сувенира «Сердце».

15.02. Поделка «Снеговик».

16.02. Поделка «Ёлочка».

17.02. Окончание работы. Подведение итогов. Организация выставки.

20.02. Наша Российская армия. Виды войск, их назначения. Поделка «Погоны для солдата».

21.02. Объёмная открытка для праздника.

22.02. Завершение работы над открыткой.

24.02. Рисование красками «Солдат».

27.02. Широкая Масленица. Традиции праздника. Изготовление фигуры масленицы из случайных материалов.

28.02. Изготовление куклы-закрутки.

29.02. Скоро мамин праздник. Подарок для мамы: «Игольница». Изготовление выкройки.

01.03. Рассказ «Цветы для мамы». Беседа. Сшивание деталей выкройки.

02.03. Оформление игольницы. Подведение итогов.

05.03. Объёмная открытка для праздника.

06.03. Завершение работы над открыткой.

07.03. Рисование красками «Букет для мамы». Участие в школьной выставке.

09.03. Рисование красками «Цветы».

12.03. Изменение в природе. Приметы весны.

13.03. Техника работы «Изонить». Работа «Котёнок».

14.03. Продолжение работы с нитками.

15.03. Продолжение работы с нитками.

16.03. Завершение работы над «Котёнком». Подведение итогов. Организация выставки.

19.03. Работа с пластическим материалом. Картинки из комочков пластилина. Выбор рисунка, подготовка материала.

20.03. Продолжение работы над картинкой.

21.03. Продолжение работы над картинкой.

22.03. Окончание работы над картинкой. Подведение итогов четверти. Организация выставки для родителей.

Итого: 50 дней.

IV четверть.

02.04. «Весна идёт- весне дорогу!» Наблюдения за природой. Рисование красками «Подснежник».

03.04.Рисование красками «Наш сад вокруг школы».

04.04. Рисование с элементами аппликации: «Весна».

05.04. Аппликация «Бабочка» с использованием элементов плетения бумажных полос.

06.04. Завершение аппликации. Оформление композиции.

09.04. Ко дню космонавтики. Просмотр слайдов по теме. Рисование по образцу «Планета Земля».

10.04. Аппликация «Космонавт».

11.04. Бумагопластика. Изготовление макета ракеты.

12.04. Стихи и песни о космосе и космонавтах. Юрий Гагарин – первый космонавт. Изготовление коллективного поздравительного плаката.

13.04. Завершение работы над плакатом. Участие в школьной выставке.

16.04. Работа с картоном и нитками. Изготовление коробки путём обшивания сторон. Технология изготовления. Подготовка шаблонов, начальная работа по обшиванию одной стороны.

17.04. Продолжение работы над изготовлением коробки.

18.04. Продолжение работы над изготовлением коробки. Сборка изделия.

19.04 Продолжение работы. Сборка изделия.

20.04. Оформление работы. Подведение итогов.

23.04. К празднику светлой Пасхи. Традиции праздника. Раскрашивание образцов пасхальных яиц.

24.04. Работа с нитяной «стружкой». Технология. Подготовка материала. Аппликация из ниток «Цыплёнок».

25.04. Украшение пасхальных яиц аппликацией.

26.04. Изготовление объёмной открытки к празднику.

27.04. Завершение работы над открыткой. Создание общей композиции.

30.04. Праздник весны и труда. Подготовка коллективного праздничного плаката.

02.05. Бумагопластика. Аппликация из бумажных комочков. Подготовка материала. Композиция «Сирень».

03.05. Игра: «Узнай цветок» - по описанию или загадке. Аппликация «Тюльпан».

04.05. Завершение работы над аппликацией. Подведение итогов.

07.05. Праздник Победы. История праздника. Стихи о Победе. Подготовка коллективного праздничного плаката. Участие в школьной выставке.

08.05. Открытка для ветерана.

10.05. Бумагопластика. «Гвоздика».

11.05. Рисование красками «Салют Победы».

14.05. Работа с пластическим материалом. Герои русских народных сказок. «Девочка Маша».

15.05. Загадки и стихи про волка и лису. Поделки «Волчок- серый бочок» и «Лисичка-сестричка».

16.05. Сказка «Серебряный колокольчик». Поделка «Мышка- норушка» и «Мишка косолапый».

17.05. Рисование иллюстрации к любимой сказке.

18.05. Оформление композиции «Герои сказок».

21.05. Работа с сыпучим материалом. Технология. Подготовка материала. Аппликация «Колокольчик».

22.05. Технология работы с двумя видами сыпучих материалов. Аппликация «Футбольный мяч».

23.05. Технология работы с несколькими видами сыпучих материалов. Аппликация «Бабочка».

24.05. Стихи про школу. Аппликация с элементами рисования «Наша школа».

25.05. Завершение аппликации. Оформление выставки. Подведение итогов.

28.05. Аппликация из «пушистых комочков» - «Яблоня в цвету».

29.05. Стихи и загадки о лете. Приметы лета. Изменения в природе. Рисование «Лето».

30.05. «Как я хочу провести каникулы». Рисунок.

31.05. Подведение итогов года. Праздник.

Итого: 42 дня.

Всего за год: 173 дня.

Часов: 156.

Список используемой литературы.

1) Г.И. Долженко «100 поделок из бумаги». Ярославль. Академия развития. 2006 г.

2) М. Левина «365 весёлых уроков труда». Москва. Айрис пресс. 1999г.

3) Т.В. Городкова. М. И. Нагибина. «Мягкие игрушки-мультяшки и зверюшки». Ярославль. Академия развития. 2001г.

4) В. С. Горичева. М.И. Нагибина. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль. Академия развития. 1998г.

5) А.А. Анистратова. Н.И. Гришина. «Поделки из природных материалов». Москва. Оникс. 2010г.

6) А.Н.Малышева. Н.В. Ермолаева. «Аппликация в детском саду». Ярославль. Академия развития. 2004г.

7) «Поделки и сувениры из солёного теста, ткани, бумаги и природных материалов». Москва. Мой мир. 2006г.

8) М.И. Нагибина. «Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры». Ярославль. Академия развития.1997г.

9) В. Гуляева. Т. Геронимус. «Волшебная паутинка» Москва. Интербук. 1991г.

10) Н.Л. Ликсо. «Бисер». Минск. Харвест. 2009г.

11) Л. Коломеец. «Всё для мой любимой куклы» Москва. Айрис пресс. 2000г.

12) «Коллективное творчество дошкольников». Под ред. А.А. Грибовской. Москва. Творческий центр «Сфера». 2004.

13) «Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий». Москва. «Теревинф». 2006.

14) Е.А. Стребелева. «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии». Москва. «Владос». 2001.

15) А.А. Катаева. Е.А. Стребелева. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников». Москва. «Бук-Мастер». 1993.

Кружок «Друзья Самоделкина».Наш девиз:Мы команда Самоделкины,

Очень любим мы поделки.

Смастерим мы все на свете,

Долетим к любой планете!

одна из форм дополнительного образования детей, заключающаяся в организации кружков, секций и клубов различной направленности. К.р. осуществляется в процессе внеурочной работы в образовательных учреждениях (школы, гимназии, училища и т.п.), а также в учреждениях дополнительного образования (дома творчества, дома культуры, клубы и пр.). Существует большое количество самых разнообразных кружков. Выделяют кружки: предметные (по учебным дисциплинам в соответствии с образовательными программами), художественно-эстетические (изобразительного творчества, музыкальные, хореографические, хоровые и пр.), технические (по видам технического творчества учащихся), натуралистические (юных натуралистов и пр.), туристско-краеведческие, физкультурно-спортивные (чаще называются секциями), любительские (по интересам) и пр. Формы воспитания, используемые в К.р., соответствуют методике дополнительного образования детей.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КРУЖКОВАЯ РАБОТА

деятельность самодеятельных объединений учащихся; форма внеурочной работы и внешкольной работы. Задачи К. р. - углублять знания школьников, развивать способности, удовлетворять их творческие интересы и склонности, приобщать к общественно полезному труду, организовывать досуг и отдых. Разнообразные кружки и клубы учащихся создаются в общеобразоват. школах, проф.-тех. уч-щах и др. уч. заведениях, во внешк. учреждениях, по месту жительства.

Кружки условно подразделяются на группы: предметные (по уч. предметам шк. программы); общественно-политические (по вопросам внеш. и внутр. политики, истории страны, междунар. дет., юношеского и молодежного движения, по актуальным проблемам современности и др.); технические (науч.-техн., спорт.-техн., производств.-техн., по отд. видам технического творчества школьников); натуралистические (юных натуралистов, исследователей природы, по направлениям опытнической работы в школе); художественно-эстетические (изобразит, творчества, муз., хоровые, худож. самодеятельности и др.); физкультурно-спортивные (чаще называются секциями; по всем видам детского и юношеского спорта); туристско-краеведческие (по краеведению, видам туризма, спорт, ориентированию).

Кружками руководят учителя, работники внешк. учреждений и шефствующих предприятий, родители, специалисты в разл. областях науки, техники, иск-ва. Успех К. р., заинтересованность школьников в занятиях в Значит. мере зависят от личных качеств и проф. квалификации руководителя кружка. Школьников привлекает возможность проявить в К. р. самостоятельность, инициативу, получить от ст. товарищей дельные рекомендации. К. р. организуется на принципах добровольности и самоуправления. В кружках обычно занимаются учащиеся одного возраста, с одинаковым уровнем подготовки из одного или параллельных классов, но могут создаваться и разновозрастные группы, напр. в малокомплектных школах, в сел. местности и т. п.

К. р. осуществляется в разнообразных занимательных формах. В занятия с мл. школьниками вносятся элементы игры, развлекат. состязаний. Ср. и ст. школьники учатся вести науч.-исследоват. и эксперим. работу, овладевают навыками самообразования. Практич. занятия чередуются с теоретическими и могут проводиться в виде бесед, лекций, рефератов, докладов, экскурсий, походов. Результатом участия в К. р. каждого школьника является уровень его развития, мастерства, полученные знания и умения, опыт общения со сверстниками и взрослыми в творческой атмосфере общего дела. Итоги К. р. часто воплощаются в конкретные дела: выставки, музеи школьников, в организацию вечеров, диспутов, конкурсов, олимпиад, соревнований, фестивалей, концертов коллективов худож. самодеятельности. На базе кружков могут быть созданы клубы учащихся, науч. об-ва учащихся и др.

Пояснительная записка

Особое место во внеурочной работе занимает кружковая деятельность. . Именно в кружке возможно учитывать и максимально удовлетворять индивидуальные запросы учащихся, развивать личность, воспитывать любовь к природе.искусству, творческому процессу. Школа после уроков — это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность.

Актуальность программы

Актуальность программы в том, что на современном этапе есть необходимость в развитии творчества, фантазии, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа занятие кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.

Школьники коррекционных школ VIII вида имеют значительные нарушения познавательной, эмоционально-волевой сферы. Занятия по программе кружка «Остров Мастеров» позволяют эти недостатки в какой-то мере исправлять. Работа по изготовлению изделий из бумаги (аппликация, конструирование из бумаги) и пластилина развивает у детей наглядно-образное и логическое мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук, развивается творческий потенциал ребёнка. Расширяется круг знаний, повышается интерес к культуре декоративно-прикладного искусства.

Неотъемлемой частью коррекционно-воспитательного процесса является эстетическое воспитание и развитие творческих способностей детей. Развитие мелкой моторики и координации движений руки — важный момент в работе педагога, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Поэтому необходимо уделять внимание упражнениям, способствующим развитию умелости рук.

Любая поделка требует выполнения трудовых операций в определённой последовательности, а значит, учит детей работать по плану, соблюдая последовательность выполнения работы.

Техника изготовления поделок из разных материалов требует ловких действий, следовательно, способствует развитию мелкой моторики, что в свою очередь благотворно влияет на речевые зоны коры головного мозга. В процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность.

Данная программа предлагает решать обозначенную проблему через освоение приёмами работы с бумагой, пластилином

Новизна: На занятиях по данной программе дети «дают вторую жизнь вещам». При изготовлении поделок используется различный материал, капрон, ткань, бумага и многое другое, что когда — то было в обиходе и стало непригодным в быту. А для детей — это рабочий материал, с помощью которого они из ненужных вещей создают произведения, достойные восхищения.

Таким образом, программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Программа способствует:

Развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;

Помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;

Формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;

Освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;

Обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;

Созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;

Знакомству с историей пластилина, бумагопластики, аппликации…

Цель программы кружка «Остров Мастеров»

Основные задачи программы:

Образовательные:

— учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов;

— научить практическому использованию поделок для украшения помещений.

Развивающие:

— развивать зрительное восприятие;

Развивать мелкую моторику пальцев рук,

— способствовать развитию творческой активности.

— развивать у детей воображение и фантазию, внимание, память, терпение, — воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного

Воспитательные:

— воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца, уважительное отношение к результатам труда;

— воспитывать отзывчивость и умение работать в коллективе;

— воспитывать интерес к творческой и досуговой деятельности.

Задачи данной программы будут выполнены, если ребенок на занятии займет позицию «Я хочу это сделать сам». В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях детей с ОВЗ на занятии.

На занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение понимания цели и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделия, причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством педагога можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне. Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только «под диктовку» учителя по принципу «делай как я». Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения детей, но задержка обучающихся на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: они становятся пассивными, часто беспомощными при решении самых простых заданий. Использование инструкционных и технологических карт увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным детям работать самостоятельно, а педагогу иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным детям.

Индивидуальный труд обучающихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников с ОВЗ и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.

Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, — все это сразу же сказывается на качестве работы.

Главной задачей педагога, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение; нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу же стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен пробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым.

Программа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию, от года к году. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим определены критерии, по которым оценивается работа на различных сроках обучения:

— аккуратность;

— четкость выполнения изделия;

— самостоятельность выполнения;

— наличие творческого элемента.

Итоговая оценка осуществляется в форме демонстрации лучших изделий на занятиях кружка перед обучающихся. Лучшие работы отмечаются грамотами, дипломами, подарками.

Условия реализации программы

Программа кружка «Остров мастеров» разработана для занятий с учащимися 11 – 14лет. Занятия проводятся во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями и рассчитана на два года обучения.

Группа формируется по принципу добровольности.

Режим занятий

1 год обучения – 1 час в неделю 3 раза в месяц, 27 часов в год

2 год обучения – 1часа в неделю 3 раза в месяц, 27 часов в год

В целях снижения напряжения и перегрузок при проведении занятий используются зрительная гимнастика и физкультурные паузы.

Форма реализации программы

— групповая;

— индивидуально-групповая;

Формы проведения занятий:

Практическая работа составляет основную часть времени каждой темы. Она имеет художественно – эстетическую направленность. Состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы – осваивание приёмов – по каждому виду отдельно. Это должны быть небольшие работы по объёму, выполняемые по образцу. Все практические работы кружковцев строятся по принципу от простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими. Учебная работа может выполняться по готовому образцу – изделию. При её выполнении учащиеся изучают технологические процессы изготовления изделия, приёмы работы. При выполнении творческих работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого кружковца в конструкторском, художественном и технологическом исполнении.

Теоретическая работа включает в себя беседы и пояснения по ходу выполнения работы. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо развивать его постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его к практике. Он может включать в себя – краткое пояснение руководителя кружка по темам занятий с показом дидактического материала и приёмов работы.

Методы обучения:

Словесные:

— рассказ;

— беседы;

— обсуждения;

Наглядные:

— показ иллюстраций, видеоматериалов, презентаций;

— демонстрация гербариев;

— показ готовых работ;

Практические:

— практические работы;

Ожидаемые результаты:

К концу 1 года обучения учащиеся должны

знать:

    название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;

    название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;

    правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

    В работе с соленым тестом, применение знаний способов и приемов лепки,

уметь:

    правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

    соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

    анализировать под руководством педагога изделие (определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

    экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея.

    Правильно использовать дополнительные приспособления, применение различных эффектов (глазирование, подрумянивание, окрашивание теста); использование лакокрасочных материалов, инструментов и приспособлений; применение различных красок, применение стилизации в работе с соленым тестом.

К концу 2 года обучения учащиеся должны

знать:

    название ручных инструментов, материалов, приспособлений;

    правила безопасности труда при работе ручным инструментом;

    правила разметки и контроля по шаблонам, линейке, угольнику;

    способы обработки различных материалов;

    применение акварели, цветных карандашей, гуаши.

уметь:

    правильно пользоваться ручными инструментами;

    соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;

    организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;

    бережно относиться к инструментам и материалам;

    экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;

    самостоятельно изготовлять изделия по образцу;

    выполнять работу, используя художественные материалы;

Способы проверки ожидаемых результатов:

работы детей;

— выставки работ;

— викторины, праздники;

— участие в школьных, районных и городских конкурсах;

— итоговая выставка.

Формы подведения итогов реализации программы:

Формами подведения итогов являются участие воспитанников в выставках и конкурсах разного уровня, открытые занятия, праздники, мастер-классы. Показателями эффективной реализации программы являются устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству, стремление к самостоятельной творческой деятельности, эстетическое восприятие произведений искусства, доведение ручных операций от простейших до выполнения сложных техник украшений.

Материально-техническое обеспечение программы

Для реализации программы необходимо следующее оборудование :

    компьютер

    медиапроектор

Материальное обеспечение программы

Для выполнения работ необходимы определенные материалы, инструменты и приспособления:

    Природный материал : палочки, крылатки клена, ракушки, желуди, семена тыквы, ягоды рябины, шиповника.

    Бумага чертежно-рисовальная, писчая, оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная; картон цветной, тонкий, упаковочный; открытки, салфетки, фантики.

    Различные оригинальные материалы : пуговицы, ракушки, камешки, бисер, стеклярус, блестки, бусины разного размера и формы для создания нетрадиционных изделий.

    Вата, синтепон, капрон для набивки игрушек.

    Бросовый материал: коробка картонная, 2 пластиковых стаканчика, пластмассовая бутылка, баночка из-под ваты, компьютерные диски; кусочки фетра, драпа, поролона, кожи, ткани, проволоки, спички.

    Клей ПВА и «Момент».

    Ножницы, кисточки, карандаши, ножницы, линейки, гуашь и пр.

    Карандаши простые и цветные, краски, кисти необходимы для росписи игрушек.

Представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом) и направлена на овладение обучающими необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

Работа с бумагой и картоном присутствуют во всех возрастных группах. Рассматриваются как разные виды бумаги, так и различные способы ее обработки и использования. Бумага — доступный для ребёнка и универсальный материал — широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает детей возможность самим создавать такие поделки, которые потом будут использованы для оформления класса к праздникам, подарены на день рождения или к празднику своим родителям, воспитателям друзьям

При работе с пластилином дети учатся намазывать на основу тонкий слой пластилина, на который потом наносят отпечатки стекой или другими предметами, рисунки пластилиновыми жгутиками, элементы мозаики. Пластилин также предстает в качестве изобразительного средства для создания аппликаций на картоне и стекле. Лепка — один из видов изобразительного искусства, создание скульптуры из мягких материалов. Занятия по лепке способствуют формированию умственных способностей детей, расширяют их художественный кругозор, содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру. По мере знакомства с этим видом работы изменяется техника нанесения пластилинового фона: однотонный фон становится разноцветным. Знакомый конструктивный способ лепки усложняется нанесением на изделие налепленных украшений. Работы с природным материалом привлекают детей своими результатами. Школьники испытывают радость от сделанной своими руками поделки. Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков для друзей, взрослых.

Обучившись правилам сбора, сушки и хранения, дети выполняют плоские аппликации на бумажной основе из листьев, трав и цветов, добиваясь живописного эффекта. Мозаику на плоских и объемных основах, покрытых пластилином, выполняют из гальки, семян, веточек, ракушек, подбирая цвета, форму и размер, стремясь к совпадению очертаний. Для создания художественных образов учащиеся используют материалы более крупных размеров(шишки, коряги), сопоставляя их формы с элементами изобразительного объекта, изучая разные виды соединений. Для выполнения аппликаций детям предлагаются новые, ранее не использовавшиеся ими материалы, такие как птичьи перья, яичная скорлупа, соломка и др. При работе с бросовым материалом дети применяют различные виды упаковок – пластиковые и картонные коробки, стаканчики, спичечные коробки, различные бутылки и др.

Работа в кружке не дублирует программный материал по трудовому обучению для детей VIII вида, а расширяет и углубляет сведения о работе с бумагой и картоном, тканью, пластилином, а также о работе с другими материалами, совершенствует навыки и умения, получаемые детьми на уроках. Работа кружка организуется с учетом опыта детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Учебно – тематический план на 1 год обучения

Тематический блок

Содержание работы

теория

Практика

Всего часов

Вводное занятие

Вступительная беседа

Требования к технике безопасности..

«В Чудесном лесу»

Экскурсия в природу.

Сбор природного материала.

Работа с природным материалом

«Волшебное тесто»

Знакомство со свойствами теста

Лепка объемных поделок

Рельефные композиции

«Бумажная фантазия»

Знакомство с видами и свойствами бумаги

Поделки из картона

Аппликации

Объемные поделки

В Царстве тканей и ниток

Виды ниток (хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, синтетические

Игрушки из моточков

«Остров ненужных вещей»

Поделки из нетрадиционных материалов (фантиков,проволоки, пуговиц, пластиковых бутылок, тарелок и.т)

27часов

В программу включены следующие разделы:

Виды труда

Кружковая деятельность

Каждое занятие начинается с инструктажа по ТБ

1

Работа с бумагой, картоном

«Бумажная фантазия»

Изготовление аппликаций, поделок.

2

Работа с тестом

«Волшебное тесто»

Ознакомление со свойствами теста,

Изготовление теста и оформление изделия

3

Работа с природным материалом

«В чудесном лесу»

Составление букетов, художественных композиций

4

Работа с бросовым материалом «Остров ненужных вещей»

Ознакомление с бросовым материалом. . Изготовление творческих изделий из бросового материала. Декоративное оформление изделия окрашиванием.

5

Работа с тканями и нитками

«В Царстве тканей и ниток»

Ознокомление с различными видами ниток и тканей.

Занятие начинается с рассказа, показа образца изделия. Прививаются навыки самостоятельной деятельности учащихся, ориентировки в задании. Воспитываются умения работы в коллективе.

Содержание занятий:

Введение в учебный курс. Вводное занятие

Цель и задачи . Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов,методической литературы. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены.

Практическая работа: Знакомство с готовыми изделиями, выполненными в предыдущие годы. Знакомство с бумагой (цвет, плотность), самоклеющейся пленкой, бросовым и природным материалом.

Правила внутреннего распорядка. Обязанности дошкольника. Организация занятий. Содержание рабочего места. Общие сведения о бумаге.

Практическая работа : Организация рабочего места, экономное использование материала, выбор инструментов. Определение бумаги (цветная, белая, чертежная, картон), подбор природного материала.

Поделки из природного материала «В чудесном лесу»

Демонстрация образцов, иллюстраций, дидактического материала.

Ознакомление с природным материалом: палочками, ракушками, ягодами рябины, семенами яблок, тыквы, кабачков, крылатками клена, ягодами шиповника.

Практическая работа : Использование естественной формы фактуры природного материала. Изготовление поделок, соединение отдельных частей при помощи проволоки, клея ПВА, ниток. Освоение приемов резания ножницами, склеивания, нанизывания ягод, семян на иголку с ниткой.

Поделки из бумаги и картона «Бумажная страна»

Плоскостные и объёмные – сходство и различие. Знакомство с видами бумаги: чертежно – рисовальная, оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная; картоном цветным, тонким, упаковочным; открытками, салфетками, фантиками. Выбор картона и бумаги.

Практическая работа : разметка и измерение бумаги разной по фактуре, плотности и цвету. Складывание бумаги, сгибание пополам, резание ножницами, соединение деталей с помощью клея, ниток, проволоки. Работа по выкройке и чертежу. Применение операций склеивания и сшивания деталей из бумаги и картона. Сборка и оформление игрушки.

Поделки из бросового материала «остров ненужных вещей»

Ознакомление с техникой изготовления поделок из бросового материала.
Рассматривание образцов игрушек. Объяснение преимуществ этих игрушек. Формирование устойчивого интереса к работе с различными материалами.

Практическая работа : изготовление игрушек из пластмассовых бутылок, стаканчиков, баночек из-под ваты, компьютерных дисков, кусочков поролона, проволоки. Соединение отдельных деталей поделок различными способами при помощи клея и ниток. Оформление поделки, используя бусы, бисер, стеклярус, лоскутки кожи и ткани, блестки.

Поделки из пластилина «Волшебное тесто»

Ознокомление истории соленого теста. Приемы работы.

Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов. В Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благополучие. В Греции и Испании во время праздника в честь Богоматери на алтарь клали великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали изделия, раскрашенные яркими красками. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае 17 века делали марионетки из теста.
В странах Восточной Европы были популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и имели обычный для выпечки цвет, что считалось очень привлекательным. Тесто применялось для выполнения фигурок в народных сказаниях.

Практическая работа: Пластилиновая аппликация на картоне “Полет на Луну”, “Ваза с цветами” (по образцу).

Поделки из тканей и ниток «в царстве ниток и тканей».

Ознокомление с видами ниток и тканей.

Практическая работа: Изготовление мягких игрушек.

Список литературы.

1.Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”

2.С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”

3.А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”

4.М.А.Гусакова “Аппликация”

5.М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”

6.Н.Докучаева “Сказки из даров природы”

7.Т.И. Еременко “Рукоделие”, “Искусство бисероплетения”, “Игрушка”

8.М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”

9.Т.А.Канурская, Л.А.Маркман “Бисер”

10.Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”

11.Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”

12.Н.М.Конышева “Умелые руки”

13.Н.М.Конышева “Секреты мастеров”

14.С.В.Кочетова “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка).

15.Е.Т.Красовская “Вязаный ежик”

16.О.С.Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров”

17.М.И.Нагибина “Природные дары для поделок и игры”

18.А.Петрунькина “Фенечки из бисера”

19.http:// stranamasterov . ru – Страна мастеров

20. http://pochemu4ka.ru/ — Детский развивающий портал «ПочемуЧка» Воспитатель

ГКС(К)ОУ «Каргапольская школа – интернат VIII вида»

Жукова Юлия Николаевна

Направленность программы

Художественно — эстетический

Цель программы

Развитие творческих способностей школьников с ОВЗ, создание сплоченного детского коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

Задачи курса

— учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов;

— совершенствовать практические умения и навыки обучающихся в обработке различных материалов;

— развивать у детей воображение и фантазию, внимание, память, терпение,

— воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного.

Срок реализации программы

Два года

Основные разделы программы

          Пояснительная записка.

          Цель программы.

          Задачи.

          Особенности построения курса.

          Условия реализации программы.

          Учебно-тематический план.

          Библиография.

Главное управление образования курганской области.

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Каргапольская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат IIIV вида»

Рассмотрено Утверждено

На МО воспитателей на МО школы

Протокол № «___» Протокол № «__»

от «___» _______2014г от «__» __________

___________________ _________________

Шахматова Г.П Аристова О.С

Программа кружка

Дополнительного образования

«Остров Мастеров»

Для обучающихся 11 – 14 лет коррекционной школы IIIV вида

Каргаполье 2014

Актуальность программы в том, что на современном этапе есть необходимость в развитии творчества, фантазии, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа занятие кружка «Остров Мастеров» имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.

Кружковая работа

Занятия в кружках, как известно, наиболее плодотворны для раскрытия, формирования и развития индивидуальных способностей человека. В процессе таких занятий школьники получают удовлетворение своих духовных потребностей. В то же время кружок - одна из педагогических целесообразных форм организации свободного времени учащихся. Задача кружка - углублять и расширять кругозор учащихся, удовлетворять их интересы и запросы, развивать творческие способности, прививать практические умения и навыки и приобщать к общественно полезному, производительному труду.

По разным причинам приходят подростки в кружки. На вопрос, почему они выбрали кружок, следует далеко не одинаковые ответы. Одни пришли сюда из-за подруги, другие - из-за руководителя, третьи - потому что почувствовали интерес к профилю кружка. Мотивы, которые привели учащихся в кружок, пока ещё временные, неустойчивые. Для того чтобы судить о соответствии интересов способностям учащихся, нужно время для осознания: удовлетворяются ли духовные потребности в выбранном виде деятельности, нужен опыт конкретной деятельности.

Успехи в развитии интересов и способностей во многом зависят от подхода к организации работы кружка. Одним из главных моментов в жизни кружка является постановка целей. Цель может быть отдалённая: для одних это подготовка к будущей профессии, для других - приобретение знаний, умений в данной области, приобщение к культуре. Такая цель постоянно присутствует в сознании кружковцев, но руководят ими в действительности другие целевые установки. Как правило, это стремление к ближней, конкретной цели деятельности: подготовить подарки родителям, учителям.

Ближняя цель работы кружка тесно связана с перспективой творческого отчёта, возможностью самовыражения, ожиданием результатов творческой работы. Это в значительной мере волнует кружковцев и стимулирует их деятельность. Особенно привлекательно общественное признание ценности творческого труда. для этого результат кружковой. деятельности. должен быть конкретен, нагляден, иметь общественное значение (оформление музейной комнаты, изготовление изделий для подшефного Дома Малютки, подготовка работ на выставку, проводимую Домом творчества и т.д.) Трудовые успехи взывают чувство радости, сознание своей нужности, полезности людям, обществу. Особенно это важно для слабоуспевающих учащихся.

Работа кружка направлена на трудовое эстетическое воспитание школьников, расширение кругозора, развитие эстетического вкус, прививанию интереса и любви к народному творчеству.

В программе кружка «Конструирование и моделирование одежды» -один из аспектов содержания воспитательной работы: это - информация о возникновении, развитии одежды, о национальных особенностях русского костюма. Учащиеся моделируют и шьют одежду, проявляя творческие способности.

Своеобразием народного декоративно-прикладного искусства,придающим ему особую воспитательную значимость, является то, что изделия народного творчества составляют часть предметной среды человека, находятся в повседневном общении с людьми. Помогая детям проникнуть в идейно-нравственную, эстетическую атмосферу произведений народного творчества, мы - педагоги - тем самым расширяем и усиливаем воспитательное воздействие окружающей среды. Практическая деятельность в традициях народного творчества способствует проявлению, развитию и закреплению способностей и интересов учащихся. Простейшими навыками способны деятельности овладеть все школьники; овладев ими, многие начинают проявлять тяготение к определённому виду народного искусства, проявляя творческие способности.

Кружковые занятия можно рассматривать как осознанный выбор объединения по интересам, как одну и форм профориентационной работы.

Положительное отношение к занятиям в кружке сохраняется ещё и тогда, когда руководитель кружка руководствуется едиными требованиями.

Уважение к увлечению подростка.

Демонстрация подростку общественной ценности его занятия, значимости его знаний, умений.

Включение личного интереса подростка, знаний и умений в решении коллективных задач.

При таком отношении к учащимся, перед педагогом открываются индивидуальные особенности личности (интересы, способности, характер, уровень знаний, особенности восприятия педагогических воздействий).

Совместно мы организуем выставку работ кружковцев, конкурсы, соревнования, совершаем благотворительные акции.

Коллективная работа в кружке обеспечивает каждому школьнику комфортное душевное состояние.