Круглый стол развитие системы дополнительного образования. Круглый стол Навстречу новым образовательным стандартам: современные тенденции развития дополнительного образования детей



Дополнительное образование обладает целым рядом качеств: личностная ориентация образования; личностная ориентация образования; профильность; профильность; практическая направленность; практическая направленность; мобильность; мобильность; многофункциональность; многофункциональность; разноуровневость; разноуровневость; разнообразие содержания, форм, методов образования как следствие свободы педагога, работающего в такой системе; разнообразие содержания, форм, методов образования как следствие свободы педагога, работающего в такой системе; индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса; индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса; реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности учащихся; реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности учащихся; реализация ориентационной функции через содержание учебного материала. реализация ориентационной функции через содержание учебного материала.


Смысл развития системы дополнительного образования состоит прежде всего: в сохранении и культивировании уникальности каждого ребенка в постоянно меняющемся социальном окружении; в сохранении и культивировании уникальности каждого ребенка в постоянно меняющемся социальном окружении; в удовлетворении естественной потребности детей в познании себя, осмыслении себя в окружающем мире, обретении способности сохранять свою свободу, не мешая другим; в удовлетворении естественной потребности детей в познании себя, осмыслении себя в окружающем мире, обретении способности сохранять свою свободу, не мешая другим; в формировании устойчивой сопротивляемости развивающейся личности разрушительным воздействиям. в формировании устойчивой сопротивляемости развивающейся личности разрушительным воздействиям.


Развитие дополнительного образования предполагает решение следующих задач: изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей; изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей; определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, вида учреждения, особенностей его социокультурного окружения; определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, вида учреждения, особенностей его социокультурного окружения; формирование условий для создания единого образовательного пространства; формирование условий для создания единого образовательного пространства; расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам; расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам; создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа обучающихся среднего и старшего возраста; создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа обучающихся среднего и старшего возраста; создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов; создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов; обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности. обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности.


Главная задача педагога дополнительного образования развить в детях чувство гражданина своей страны, человека, умеющего не только ценить духовные и культурные ценности, накопленные человечеством, но и стремящегося их умножать. Речь должна идти не о навязывании человеку тех или иных образцов культуры, а о создании адекватных условий, в которых знания, ценности, образцы будут «присваиваться» и «переживаться» как собственные достижения и открытия.


Взаимопроникновение основного и дополнительного образования может обеспечить: целостность всей образовательной системы школы со всем ее многообразием; целостность всей образовательной системы школы со всем ее многообразием; определенную стабильность и постоянное развитие; определенную стабильность и постоянное развитие; необходимый уровень ЗУН школьников и развитие их эмоционально-образной сферы, формирование духовно- нравственных качеств; необходимый уровень ЗУН школьников и развитие их эмоционально-образной сферы, формирование духовно- нравственных качеств; сохранение определенного консерватизма системы и более активного использования инновационных педагогических идей, образовательных моделей, технологий; сохранение определенного консерватизма системы и более активного использования инновационных педагогических идей, образовательных моделей, технологий; поддержку существующих школьных традиций и поиск новых путей организации жизни ученического и педагогического коллективов; поддержку существующих школьных традиций и поиск новых путей организации жизни ученического и педагогического коллективов; сохранение лучших сил педагогического коллектива и приглашение новых людей, готовых работать с детьми. сохранение лучших сил педагогического коллектива и приглашение новых людей, готовых работать с детьми.




Первая модель случайный набор случайный набор кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом. Вся внеклассная и внеурочная деятельность школы полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития дополнительного образования не прорабатывается.


Вторая модель внутренней организованностью отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, хотя как единая система оно еще не функционирует. Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего.


Третья модель тесного взаимодействия строится на основе тесного взаимодействия школы с учреждениями дополнительного образования Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание дополнительного образования в данной школе. При этом в практической реализации дополнительных образовательных программ значительно возрастает роль специалистов этих учреждений.


Четвертая модель цен существует в цен). На сегодняшний день модель является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку в ней органично сочетаются возможности обоих видов образования. В УВК создается солидная инфраструктура внешкольного дополнительного образования, на основе чего появляются условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения.


Дополнительное образование представлено целым рядом направлений. художественно-эстетическое; художественно-прикладное; научно-техническое; спортивно-техническое; эколого-биологическое; физкультурно-оздоровительное; туристско-краеведческое; военно-патриотическое; социально-педагогическое; культурологическое; экономико-правовое.


Организация творческой работы в системе дополнительного образования решает задачи: Выровнять стартовые возможности развития личности ребенка. способствовать выбору его индивидуального образовательного пути. Развитие творческих способностей и творческой активности школьников. Развитие их познавательных интересов. Формирование мотивации успеха. Создание условий для самоутверждения и самореализации.. Создание условий всестороннего развития личности.


Инновационные формы организации дополнительного образования Факультативные курсы Кружки Спортивные секции Элективные курсы предпрофильной подготовки и профильного обучения Компьютерный центр Научно-исследовательская деятельность Центр подготовки дошкольников к школе Детское общественное объединение Студии Клубы Музейная педагогика Мастерские Издательская деятельность Комплексная программа по подготовке в ВУЗ Работа органов самоуправления ГПД Психологическая служба


Дополнительное образование ГОУ СОШ 1096 Художественно -эстетическое направление Художественно -прикладное направление Спортивно -техническое направление Научно -техническое направление Эколого -биологическое направление Физкультурно- оздоровительное направление Туристско- краеведческое направление Военно- патриотическое направление Культуро- логическое направление Психолого- педагогическое направление «Театр кукол» «Кумпарсита» «Хор» «Умелец» «Мягкая игрушка» «В мире искусства» «Фантазия и мир увлечений» «Минифутбол» «Гандбол» «Настольный теннис» «Баскетбол» «Математика вокруг нас» «Информатика вокруг нас» «Химия и медицина» «Введение в Интернет» «Мир цветов» курсы «АБВГДейка» ГПД «Юнкор» «Этика» «Культура общения» клуб «Вымпел» музей «Терем» «Фортуна» летний оздоровительный лагерь «Солнышко»


ГОУ СОШ 1096 Молодежный центр Дети улиц Бассейн СВОУО на ул. Касаткина Детская школа искусств им. С.И.Мамонтова Психолого -педагогический центр На Снежной Театры Психологический центр Возрождение Детская поликлиника 9 Дом юного техника Взаимодействие с организациями




Диагностика интересов учащихся 5-7 классов п/п Направление% 1 Физика и математика 18 2 Химия и биология 30 3 Радиотехника, электроника 30 4 Механика, конструирование 16 5 География, геология 27 6 Литература, искусство 42 7 История, политика 15 8 Педагогика, медицина 33 9 Предпринимательство, домоводство Спорт, военное дело 54


Диагностика интересов учащихся 8-11 классов Биология География Геология Медицина Легкая и пищевая промышленность Физика Химия Техника, механика Электротехника, электроника Обработка материалов Информационные технологии Строительство Транспорт, авиация, морское дело Психология Военные специальности История Литература, филология Журналистика, реклама Социология, философия Педагогика Право, юриспруденция Сфера обслуживания Математика Экономика, бизнес Иностранные языки, лингвистика Изобразительное искусство Сценическое искусство Музыка Физкультура, спорт


22 сентября в Общественной палате РФ состоялся круглый стол, на котором обсудили перспективы развития дополнительного образования.

На слушаниях собравшиеся обсудили три вопроса. Первый – проектирование дополнительных общеразвивающих программ и сроков их реализации. Второй – упрощение требований к лицензированию образовательной деятельности в части реализации дополнительных общеобразовательных программ. Третий – обеспечение равных условий доступа к финансированию организациями дополнительного образования детей.

Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ Софья Мозглякова в своём выступлении отметила: «В системе дополнительного образования функционирует 11 695 государственных организаций, официально зарегистрирована 81 негосударственная организация. Мы прекрасно понимаем, что на самом деле негосударственных организаций больше, но не все они выполняют нормы статистической отчетности. Сегодня новая форма статотчетности проходит апробацию в регионах, и мы надеемся, что нам удастся унифицировать данную форму.

Мы помним о необходимости сокращения документооборота и постараемся сделать все, чтобы, с одной стороны, заполнялись правильные формы, а с другой – чтобы это не занимало слишком много времени. Проводится работа и в других направлениях: утверждён профстандарт педагогов дополнительного образования. Подобные стандарты нужны для того, чтобы избежать подмены понятий, которые происходят в регионах. Дополнительное образование не гарантировано государством, но мы понимаем, что это все-таки обязанность государства. Мы реально обеспокоены тем, что происходит в стране: те организации, которые имеют право на существование, к сожалению, реорганизуются. В связи с этим мы планируем проводить семинары для руководителей региональных органов исполнительной власти – не все регионы правильно понимают цели и задачи оптимизации. Мы всегда открыты для консультаций, наши коллеги всегда готовы подсказать, разъяснить и помочь. Об обеспечении равного доступа к финансированию: до сегодняшнего дня дополнительное образование финансировалось по остаточному принципу, не было отдельного кода бюджетной классификации, но совсем скоро будут внесены поправки и появится такой код».

Владимир Романов, член экспертной группы Министерства финансов РФ по переводу на нормативно-подушевое финансирование отраслей социальной сферы, в числе прочего, рассказал о том, как производится подсчёт стоимости услуг в сфере допобразования, а также отметил, что существует «горячая линия», по которой все желающие могут получить ответы на волнующие вопросы.

Директор Института развития образования Института образования НИУ «Высшая школа экономики» Ирина Абанкина затронула другие аспекты обсуждаемой темы: «Мне кажется очень важным лицензирование индивидуальных предпринимателей. Оно должно быть максимально упрощено. Все субъекты РФ и муниципалы должны получить разъяснения по этому вопросу. В отношении равного доступа к бюджетным ресурсам: нужны изменения в законе, чтобы неподведомственным учреждениям был разрешен доступ к бюджетному финансированию. Если говорим о конкурсной основе, тогда должны быть честные и прозрачные процедуры для всех участников…

Если мы хотим поддерживать сами семьи, детей, то все равно перспективной моделью видится сертификация дополнительного образования. Должен быть сертификат на право получения объема дополнительных услуг в соответствии с выбором потребителей. Это тоже перспективная модель. И еще: для детей с ВОЗ у нас сегодня адаптированных программ нет. Не существует их и для одаренных детей. Нужны также требования к персоналу, к их квалификации, категории. Нужно годовое исчисленные программ (долгосрочных) с учётом требования каникулярности. В этих направлениях нужно работать».

Главный редактор газеты «Вольный ветер», член Координационного совета по развитию детского туризма при Правительстве РФ, эксперт Сергей Минделевич в своём выступлении отметил проблемные точки дополнительного образования: «Нужно говорить не о том, как получать лицензию, а том, чтобы вообще сохранить дополнительное образование. Ситуация тревожная – ежегодно сокращается количество учреждений эколого-биологического дополнительного образования, технического направления, туристско-краеведческого… За последние 6 лет количество участников походов в России, совершенных в системе дополнительного образования, уменьшилось на 680 тыс. детей, количество участников экскурсий – на 860 тысяч. Пятнадцать лет назад было 547 станций юных туристов, на начало этого года осталось 210. И обращения в Минобразование не помогает».

В условиях стремительно меняющегося мира ценность образования имеет особое значение. Поэтому многочисленные изменения в системе отечественного образования и непосредственно вопросы развития дополнительного образования привлекают самое пристальное общественное внимание.

Особым достижением современной системы образования стало закрепление на законодательном уровне дополнительного образования как вида образования, который «направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования» (Закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»).

С момента вступления в силу Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» вышел ряд нормативных документов, определяющих роль и значение системы дополнительного образования в развитии нашего государства. К ним относятся:

— Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

— Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы» (Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 года № 295)

— Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497)

— Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 8.12.2011 года № 2227-р)

В них особенно подчеркиваются приоритетные направления развития дополнительного образования в части обеспечения доступности дополнительного образования, расширения спектра дополнительных общеобразовательных программ, развитие системы управления качеством реализации дополнительных общеобразовательных программ, совершенствования финансово-экономических механизмов развития дополнительного образования.

Участие общественности в обсуждении этих вопросов является одним из важных аспектов, введенных новыми нормативными документами. Смысл введения этих механизмов заключается в усилении ориентации на интересы и потребности основных участников отношений в сфере образования.

Однако на настоящий момент сохраняется ряд проблем и противоречий, которые не позволяют в полной мере обеспечить реализацию приоритетных направлений развития дополнительного образования. В действующих нормативно-правовых документах недостаточно прописаны механизмы проектирования дополнительных общеразвивающих программ и сроков их реализации, остаются неопределенными способы упрощения требований к лицензированию образовательной деятельности в части реализации дополнительных общеобразовательных программ, отсутствует детализация механизмов обеспечения равных условий доступа к финансированию организаций, реализующих деятельность в сфере дополнительного образования. Не ясны требования, предъявляемые к организациям, осуществляющим деятельность в сфере методической подготовки руководителей и педагогов дополнительного образования. В связи с этим сохраняются риски формальной и даже имитационной деятельности по реализации требований законодательства, направленных на развитие дополнительного образования как условия удовлетворения образовательных потребностей человека.

Важной задачей является обобщение опыта различных организаций, государственных и негосударственных, в решении выше обозначенных вопросов.

Накопленный в системе образования потенциал государственно-общественного управления также может стать основанием для создания новых механизмов развития дополнительного образования.

Участники общественных слушаний, обсудив актуальные проблемы, касающихся вопросов развития дополнительного образования, считают необходимым и целесообразным дать следующие рекомендации:

1. Совету Федерации и Государственной Думе Российской Федерации

  • рассмотреть возможность внесения изменений и дополнений в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», направленных на совершенствование нормативного регулирования в части закрепления разноуровневости и ступенчатости реализации дополнительных общеразвивающих программ; в части определения упрощенной процедуры лицензирования образовательной деятельности организаций, реализующих программы дополнительного образования; в части обеспечения равных условий доступа к финансированию за счет бюджетных ассигнований государственных, муниципальных и частных организаций дополнительного образования детей.

2. Министерству образования и науки Российской Федерации, Росбрнадзору

  • разработать методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ на основе современных требований с обоснованием сроков их реализации;
  • при доработке проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 26.3. Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительских) и государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающих обеспечение равных условий доступа к финансированию за счет бюджетных ассигнований государственных, муниципальных и частных организаций дополнительного образования детей на региональном и муниципальных уровнях, учесть предложения, высказанные на общественных слушаниях;
  • при подготовке доклада в Правительство Российской Федерации об упрощении требований к лицензированию образовательной деятельности в части реализации дополнительных общеобразовательных программ, учесть предложения, высказанные участниками общественных слушаний.

3. Органам исполнительной власти и местного самоуправления

  • обеспечить разработку и реализацию механизмов проведения независимой оценки условий реализации дополнительных образовательных программ и качества дополнительного образования,
  • разработать механизмы учета и реализации спроса родителей на проведение независимой оценки условий реализации дополнительных образовательных программ и качества дополнительного образования, возможность инициировать проведение таких оценок в соответствии с позициями законодательства,
  • включить проекты в сфере развития дополнительного образования в число приоритетов поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций,
  • обеспечить открытость и прозрачность процедур формирования Общественных советов, их реальное участие в осуществлении законодательно закрепленных полномочий по проведению независимой оценки условий реализации дополнительных образовательных программ и качества дополнительного образования, в том числе в части оценки качества подготовки обучающихся по общеразвивающим программам дополнительного образования,
  • обеспечить информационную, методическую и консультативную помощь активным гражданам — участникам процедур общественного контроля условий реализации дополнительных образовательных программ,
  • предусмотреть в рамках реализации государственного (муниципального) задания для региональных структур методическое сопровождение деятельности управляющих советов, советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в части их участия в проведении независимой оценки условий реализации дополнительных образовательных программ и качества дополнительного образования,
  • активнее информировать граждан о развитии дополнительного образования, механизмах финансирования реализации дополнительных образовательных программ за счет бюджетных ассигнований государственных, муниципальных и частных организаций дополнительного образования детей.

4. Общественной палате Российской Федерации

  • осуществить общественный контроль выполнения данных рекомендаций, провести в 2015-2016 году мониторинг реализации Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14»), от 21 июля 2014 г. N 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» в сфере образования,
  • подготовить по результатам мониторинга реализации законов материал в доклад Общественной палаты о состоянии условий реализации дополнительных общеразвивающих программ в учреждениях дополнительного образования детей,
  • инициировать работу по подготовке общественных наблюдателей в сфере финансирования образовательных программ дополнительного образования.

5. Общественным палатам субъектов Российской Федерации, Общественным Советам при органах исполнительной власти и местного самоуправления

  • активизировать работу по взаимодействию с органами коллегиального управления образовательных организаций, привлечению активных представителей родительского сообщества (общественных управляющих, членов советов родителей и др.) к процедурам общественного контроля в части финансирования дополнительных образовательных программ,
  • включиться в работу региональных и местных общественных советов по независимой оценке условий реализации дополнительных образовательных программ и качества дополнительного образования,
  • оказывать поддержку общественным инициативам по развитию дополнительного образования.

6. Коллегиальным представительным органам управления образовательных организаций с участием общественности

  • активнее использовать законодательные возможности для обеспечения своих прав и интересов в сфере дополнительного образования, инициировать проведения процедур независимой оцени условий реализации дополнительных образовательных программ и качества дополнительного образования.

19-20 июня 2017 года в г. Владивостоке Приморского края на базе ВДЦ «Океан» и Дальневосточного федерального университета прошел выездной круглый стол Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию и науке по теме «Развитие системы дополнительного образования детей через интеграцию с другими формами и уровнями образования».

Два дня парламентарии и представители более 20 регионов страны на разных площадках рассматривали актуальные для сферы дополнительного образования вопросы. Главная цель была одна: понять, какие проблемы мешают развитию и что можно изменить. Вопросы финансирования, устаревание материально-технической базы, нехватка кадров - вот далеко не все темы, дискуссии по которым развернулись в крае 19 и 20 июня.

Для этого диалога Приморье было выбрано не случайно.

«Здесь выстроена и положительно зарекомендовала себя система выявления, поддержи и развития талантливых и одаренных детей, - высказалась член комитета по образованию и науке Л.Н. Тутова . - В течение двух дней мы говорили о проблемах отрасли. За принятой по итогам нашей работы резолюцией последуют серьезные действия на местах. Я думаю, что эта встреча будет серьезным импульсом для региона».

Сейчас в России в целом охват детей дополнительным образованием довольно высок. Большей популярностью пользуются художественные и спортивные кружки и секции. Их посещает примерно 31-35 % от общего количества детей. Наименее популярны секции в сфере технического дополнительного образования - всего 5 %.

На заседании специалисты - депутаты, представители учебных заведений и надзорных органов - обсудили направления развития, финансовое и правовое обеспечение, способы мониторинга дополнительного образования детей. Приоритетным остается обеспечение равного доступа несовершеннолетних к услугам дополнительного образования вне зависимости от места проживания и наличия ограниченных возможностей здоровья.

В последнее время на всех уровнях власти уделяется большое внимание государственно-частному партнерству. В 2016 году на заседании Правительства было заявлено о необходимости разработки комплекса мер по развитию такого партнерства в сфере дополнительного образования детей. Учитывая, что президент России Владимир Путин одним из своих майских указов поставил задачу предоставить к 2020 году возможности дополнительного образования 75 % детей, разработка механизмов государственно-частного партнерства в этой сфере - насущный вопрос. Необходимо выработать единые механизмы сотрудничества бизнеса и государства в обеспечении дополнительного образования и досуга детей, используя при этом лучшие российские и зарубежные практики.

Еще одним толчком развития системы дополнительного образования может стать объявленное президентом Десятилетие детства. Его проведение направлено на поддержку материнства и детства, и все мероприятия будут проходить в интересах детей и их разностороннего развития.

По словам Ларисы Николаевны , по итогам обсуждения могут быть внесены поправки, например, в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Кроме того, в стране будет меняться принцип финансирования отрасли - вероятен переход на нормативно-подушевой вслед за сферой образования, где он применяется с 2016 года. Также в следующем году на развитие сферы дополнительного образования в России планируют выделить 213 млрд рублей.

« Кроме увеличения финансирования и внесения поправок в ряд законов, мы хотим ввести и профессиональный праздник - День работника дополнительного образования, чтобы отметить вклад педагогов этой сферы в развития страны», - уточнила Л.Н. Тутова .

Зафиксированные в итоговом документе положения, как предполагается, будут учитываться федеральными парламентариями в работе над законопроектами, направленными на реализацию программ дополнительного образования. Кроме того, резолюция будет направлена в министерство образования и науки Российской Федерации для проработки вопросов, которые были предметом обсуждения на полях владивостокского мероприятия.

Информация подготовлена по материалам Ю.В. Лапыгиной,

советника, помощника депутата Государственной Думы ФС РФ Л.Н. Тутовой

  1. 1. Федеральное государственное научное учреждение «Институт психолого-педагогических проблем детства» Российской Академии образования Западное окружное управление образования Департамента образования города Москвы Второй Всероссийский педагогический ФЕСТИВАЛЬ «БЕРЕГА ДЕТСТВА» ПРОБЛЕМНО-ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:ИННОВАЦИОННЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ» 21 декабря 2012 года, Москва
  2. 2. Приветствие Татьяна Владимировна Волосовец Директор ИППД РАО, кандидат педагогических наук Председатель Организационного комитета Фестиваля «Берега Детства»
  3. 3. Посвящения Фестиваля 2012-13 года: 95-летию государственной системы внешкольного образования 20-летию дополнительного образования детей в России
  4. 4. Памяти Наты Борисовны Крыловой«Педагогика поддержки» - это педагогика глубинного общения, где встречаются не воспитатель и воспитанник, а два разных человека (маленький и большой), которым есть что сказать друг другу» Н.Б. Крылова (1938-2012)
  5. 5. Тема Проблемно-проектировочного Круглого стола «Дополнительное образование: инновационный вектор развития»
  6. Организаторы Круглого стола:ФГНУ “Институт психолого-педагогическихпроблем детства” РАОЗападное Управление образованияДепартамента образования города Москвы,Центр творческого развития и гуманитарногообразования «Дар»
  7. 7. Регламент работы Круглого стола: Время работы в ИППД РАО – 10.00-13.00. Обед 13.00-14.00. 2-ая часть в Центре «Дар» - 15.00-18.00 Выступления с проблемными докладами – 10-12 минут Вопросы, предложения и мнения у «открытого микрофона» - 2-3 минуты
  8. 8. Приветствие Нарышкин Владимир Львович - Начальник отдела Департаментадополнительного образования детей,воспитания и молодежной политики Минобрнауки РФ
  9. 9. 1-ый блок«Психолого-педагогические основыразвития сферы дополнительногообразования в субъектах РФ».
  10. 10. «Проблемы дополнительного образования детей: психолого-педагогический аспект» Голованов Виктор Петрович- Главный науч. сотрудник ИППД РАО, доктор пед. наук, профессор кафедры педагогики доп. образования детей МИОО, кафедры теории и методики воспитательной работы МГГУ им. М.А. Шолохова, Заслуженный учитель РФ, Почетный работник сферы молодежной политики РФ, ведущий эксперт Фестиваля, Москва
  11. 11. «Личностный рост педагогадополнительного образования»Агличева Ирина Владимировна, кандидат психологических наук, советник руководителя Аппарата Общественной палаты РФ, эксперт общественной программы «Детство», Москва.
  12. 12. «Антропологический взгляд на развитие современного образования. Дополнительное образование как часть целостного»Слободчиков Виктор Иванович,доктор психол. наук, профессор, член-кор.РАО, Президент Российской АссоциацииА.С.Макаренко, член Координационногосовета по взаимодействию Минобрнауки РФи Московской патриархии РПЦ, гл. науч.сотрудник ИППД РАО, Москва
  13. 13. 2-ой блок«Динамика социально-экономических и психолого-педагогических требований к сфередополнительного образования»
  14. 14. “Анализ состояния бюджетного сектораучреждений дополнительного образования детей в РФ”Куприянов Борис Викторович, ведущийнаучный сотрудник Института развитияобразования НИУ "Высшая ШколаЭкономики", профессор кафедры теории иистории педагогики Московского городскогопед. Университета, доктор педагогическихнаук, профессор, Москва.
  15. 15. "Ресурсный подход к стратегии развития организаций дополнительного образования детей»Логинова Лариса Геннадиевна,доктор педагогических наук, профессоркафедры педагогики и психологии АПКиПРО,Москва.
  16. 16. "Интеграция сферы дополнительного образования детей с социальными институтами воспитания"Фришман Ирина Игоревна,доктор пед. наук, профессор, гл. научныйсотрудник, зам. директора ИППД РАО,Директор Научно-практического центраМеждународного союза детскихобщественных объединений «Союзпионерских организаций - Федерациядетских организаций» (СПО-ФДО), зам.Председателя СПО-ФДО, ВедущийКоординатор Фестиваля, Москва
  17. 17. 3-й блок«Традиции и приоритеты сферыдополнительного образования детей -инновационный вектор развития».
  18. 18. "Развитие дополнительного образования детей Республики Марий Эл в новых социокультурных условиях. Региональные модели интеграции общего и дополнительного образования в ОУ в рамках ФГОС"Печенкина Наталья Викторовна,руководитель Центра развитиядополнительного образования ГБОУ ДОДРМЭ "ДТДиМ", Республика Марий Эл,Йошкар-Ола.
  19. 19. “Проблемы и перспективы развития дополнительного образования детей в ЗАО Москвы”Михайлова Светлана Александровна,Директор ЦДТ “Матвеевское”, ПредседательСовета Руководителей УДОД Западногоокруга Москвы
  20. 20. «Всероссийский педагогический Фестиваль «Берега Детства» как инновационная форма повышения квалификации педагогов и специалистов в области дополнительного образования детей»Бояринцева Анна Викторовна, кандидат пед. наук, ведущий научный сотрудник ИППД РАО, Координатор Фестиваля, Москва.
  21. 21. 4-ый блокСвободная дискуссия, обсуждениеитогового документа проблемно-проектировочного круглого стола
  22. 22. ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ПРОБЛЕМНО- ПРОЕКТИРОВОЧНОГО КРУГЛОГО СТОЛА «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ – ИННОВАЦИОННЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ»1. Участники круглого стола обсудили состояние и перспективыдополнительного образования детей по трем основным направлениям: «Психолого-педагогические основы развития сферы дополнительногообразования». «Динамика социально-экономических и психолого-педагогическихтребований к сфере дополнительного образования». «Традиции и приоритеты сферы дополнительного образования детей».Высказанные научные положения, практические рекомендациипозволили сформулировать подходы к направлениям (векторам)инновационного развития сферы дополнительного образования детей,которая является достижением отечественного образования.
  23. 23. 2. В 2012 году отмечается 95-летие системы внешкольногообразования и 20 лет дополнительного образования в РФ.Произошедшие изменения в социально-педагогических подходах куровню и качеству образования потребовали разработки основинституциональных изменений в сфере дополнительного образования всоответствии с требованиями формирования образа «инвестиционнойпривлекательности» сферы для детей, родителей, педагогов. Сфера дополнительного образования – один из определяющихфакторов личностного, социального и профессиональногосамоопределения детей. Среди большого многообразия современной инфраструктурыдетства существуют несколько институтов, оказывающих приоритетноевлияние на становление социально-эффективной личности. Это сферадополнительного образования, детское общественное движение,система по организации работы с детьми и подростками по местужительства, включающая сеть государственных, муниципальных инекоммерческих учреждений и организаций.
  24. 24. 3. Дополнительное образование детей является неотъемлемой частьюединого образовательного процесса, непрерывного образования, котороедолжно сопровождать человека на протяжении всей его жизни, необходимоезвено в воспитании многогранной личности, в ранней профессиональнойориентации. Реализация модели общего образования, основной на компетентностномподходе, профильном обучении, использовании новых образовательныхтехнологий, направлена на высвобождение свободного времени детей.Свободное от уроков время школьника – ценнейший ресурс самообразованияи дополнительного образования, но это требует расширения сферыдополнительного образования. В учреждениях дополнительного образования детей внедряютсясоциально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль иметоды работы этих учреждений максимально учитываю особенностисоциума. Следствием этого являются накопление детьми опята гражданскогоповедения, постижение основ демократической культуры, самоценностиличности, осознанный выбор профессии, получение квалифицированнойпомощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальнуюадаптацию детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни.
  25. 25. 4. Сфера дополнительного образования детей с учетоммиссии, возложенной на её государством, не может бытьнезатратной. В перспективе для дальнейшего развитиядополнительного образования детей необходимо: изыскать дополнительные резервы бюджетных средств навсех уровнях; развивать частно-государственное партнерство скрупнейшими отечественными корпорациями (содержание иформы такого сотрудничества практически не ограничены, онивключают в себя возможности двусторонних и многостороннихсвязей на муниципальном, региональном и федеральномуровнях в рамках реализации конкретных социальныхпроектов).
  26. 26. 5. Для развития сферы ДОД, определения вектора инновационногоразвития необходимо использовать принципы модернизации(накопления опыта устойчивости системы, преодоления факторовеё разбалансировки) и инновационных преобразований(насыщение идеями, ведущими к востребованности системы, какинститута социальной инфраструктуры детства): личностнойориентации дополнительного образования детей; профильности;практической направленности; мобильности;многофункциональности; разноуровневости; разнообразиясодержания, форм, методов и как следствие социально-педагогическое партнерство УДОД с предоставлением различныхсоциальных институтов общества и воспитания; индивидуализацияметодик образования как необходимого условия спроса«Образовательной услуги»; реализация воспитательной функцииобучения через активную деятельность учащихся; реализацииориентационной функции через содержание учебного материала.
  27. 27. 6. Обоснование процесса модернизации и диверсификациисферы дополнительного образования и интегрирующим ресурсыдошкольного, основного, дополнительного образования, клубнойсистемы деятельности по месту жительства, потенциалов детскихобщественных объединений, учреждений отдыха и оздоровлениядетей. Динамика развития сферы дополнительного образованиядетей связано с использованием вариативных программ,лежащих в основе «социально ориентированного заказа»муниципального, регионального уровней с учётом сложившийсясоциокультурной ситуации и образовательных потребностейсемьи, родителей, лиц их заменяющих.Высказанные идеи, рекомендации могут стать основой дляразработки программ педагогического дополнительногообразования.
  28. 28. Обоснование необходимости создания условий модернизации и диверсификации программ дополнительного образования детейМодернизация - качественные изменения субъектов системы: оценка и прогноз уровнятребований к системы дополнительного образования детей, формулировка принциповформирования пакета «образовательных услуг».Диверсификация - раскрытие потенциалов и ресурсов субъектов системы. Оценка ипрогноз вариантов многообразия программ дополнительного образования детей,отвечающих запросам детей и родителей, ближайшего социального окружения.Ресурсы (материальные, человеческие, технологические, финансовые,информационные) - изменение качества жизни, уровня удовлетворённости детей,семей, ближайшего социального окружения в программах доп. образования детейВостребованность - программ, учреждений, форм дополнительного образованиядетей, как института социальной инфраструктуры детства.Общественно-государственное партнёрство - создание ресурсных центров,стажировочных площадок, экспериментальных программ дополнительногообразования детей, направленных на решение задач социально-экономическогоразвития субъектов РФ.
  29. 29. Рады Встрече с вамина «Берегах Детства!»САЙТ: fpir.ucoz.ru ПОЧТА: [email protected]

Круглый стол был посвящен итогам исследования «Рейтинг востребованности вузов в РФ – 2018». В рамках мероприятия были рассмотрены вопросы, связанные с формированием рейтинга (источники данных, критерии, оценка); тенденции и тренды развития, динамика развития продуктивности как сети российских университетов, так и отдельных групп; основные результаты рейтинга, представленные на https://na.ria.ru/20181212/1547815645.html .

В обсуждении приняли участие:

  • научный руководитель исследования, научный руководитель Федерального института развития образования (ФИРО) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Ефим Коган;
  • заместитель Губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу Людмила Огородова;
  • директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования и молодежной политики Министерства науки и высшего образования Российской Федерации Артемий Рожков ;
  • директор Федерального института развития образования (ФИРО) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Максим Дулинов ;
  • заместитель руководителя Аппарата Комитета Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по образованию Алексей Майоров ;
  • директор Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Татьяна Клячко ;
  • исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров Ирина Аржанова;
  • ректор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» Михаил Стриханов;
  • ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова;
  • ректор Томского университета систем управления и радиоэлектроники Александр Шелупанов;
  • ректор АНО ВО «Российский новый университет» Владимир Алексеевич Зернов.

Модератор - Начальник Управления проектов в области образования и социальной сфере, руководитель проекта «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» Наталья Тюрина.

22.05.2018 - в Иваново прошел круглый стол «Практико-ориентированное обучение: проблемы и перспективы», посвященный обсуждению работы сетевой экспериментальной площадки ФИРО «Развитие форм обучения на рабочем месте при внедрении практико-ориентированной модели СПО»

Место проведения: Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение «Ивановский радиотехнический техникум-интернат» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (г. Иваново, ул. Музыкальная, д. 4)

В круглом столе приняли участие представители Департамента образования Ивановской области, Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» г. Москва, руководители, преподаватели, мастера производственного обучения профессиональных образовательных организаций.

Модераторы: Екатерина Юрьевна Есенина, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО», доктор педагогических наук; Ирина Васильевна Киселева, заместитель директора по НМР Ивановского колледжа сферы услуг, кандидат педагогических наук.

Ивановский колледж сферы услуг работает с 85 предприятиями Ивановской области в сфере сервиса и туризма. В ОАО “Комплекс Экспересс” создана базовая кафедра колледжа, где помимо производственной практики студентов организуется повышение квалификации преподавательского состава. Представители работодателей являются соруководителями курсовых и дипломных проектов студентов, из 24 выпускников прошлого (2017) года 16 трудоустроены именно на ОАО “Комплекс Эксперсс”.

Колледж также использует материально-техническую базу Ресурсного центра подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, созданного при колледже. В Ресурсном центре действуют учебные фирмы по поварскому искусству и гостиничному сервису. Это решает проблему проведения учебной и производственной практики студентов.

Колледж также работает с рядом турагенств Ивановской области. Как правило, это малые предприятия, поэтому на практику не могут взять большое количество студентов. На рпактику студенты распределяются по 102 человека, есть компании, предоствляющие базы практик в Ярославле, Москве, Санкт-Петербурге. Среди предприятий Ивановской области, например, ООО “Горизонт Плюс”, представитель которого также принял участие в работе круглого стола. В этом году пед.коллектив колледжа, ООО “Горизонт Плюс” и студенты запустили проект на тему “Создание туристического агентства”. Вместе просчитали его стоимость (порядка 300 тысяч рублей) и намерены воплотить проект в жизнь. Анализ потребностей населения показал, что востребованными являются водные приключенческие маршруты. На этом основании преокт получил второе название - “Пираты Черного моря”. Задуман запуск в действие с сентября 2018 года турагентства “Ивановский меридиан”, где студенты будут проходить практику и будут иметь возможность получить опыт реальной профессиональной деятельности.

Еще одно направление такой проектной деятлеьности - работа со школниками, организация пешеходных экскурсий по г. Иваново. Это и социальный преокт, поддержанный губернатором Ивановской области.

В Вичугском многопрофильном колледже реализуются профессии в области поварского искусства и машиностроения. В Иваново и области нет крупных машиностроительных предприятий. Например, в КБ “Фрезеровщик” работает всего 10 человек. Поэтому в колледже было принято решение использовать потенциал МЦПК, созданного поэтапно в период с 2009 по 2014 годы. МЦПК на сегодня обладает новейшим оборудованием на общую сумму 59 млн. рублей. Создан учебно-производственный участок, который принимает заказы от граждкн Ивановской области и различных предприятий (например, ООО Вичуга-мебель, ООО Армос и др). Бригады студентов под руководством мастеров производственного обучения изготавливают детали для сборки мебели, садово-хозяйственный инвентарь, флюгеры и другие изделия. Недавно был получен заказ на проектирование и изготовление каркаса для кровати-раскладущки. За 2017 год получена прибыль от учебно-производственного участка в размере 200 тысяч рублей. Студенты колледжа, помимо участия в соревнованиях ВорлдСкиллс Россия, участвовали в конкурсе компании DMG Mori и получили приз - программное обеспечение на сумму 800 тысяч рублей для организации обучения по профессиям на станках с ЧПУ.

Самый крупный партнер колледжа - Вичугская промышленная компания. Там организована система наставничества на производстве, представители компании участвуют в экзаменационных комиссиях, помомгают колледжу поставкой расходных материалов для обучения. Взамен компания может исопльзовать потенциал учебно-производственного участка МЦПК для выполнения своих заказов.

В Тейковском многпрофильном колледже готовят парикмахеров и поваров. В колледже также действует МЦПК. К сентябрю 2018 года планируется запустить работу учебной фирмы “Поварское искусство”. Существует широкая договорная сеть с малыми предприятиями, где студенты проходят практику. В большинстве случаев практика оплачивается, что свидетельствует о высокой готовности студентов к профессиональной деятельности уже во время практико-ориентированного теоретического обучения в колледже.

Еще один участник сетевой ЭП - Ивановский радиотехнический техникум-интернат Минтруда России. Техникум работает с лицами с ОВЗ в возрасте от 15 до 54 лет со всей страны (26 регионов). Основная задача - профессиональная реабилитация и трудоустройство. ДЛя учпешного овладения будущей профессией используется уже потенциал общеобразоватлеьного цикла. Проблемные задачи, связанные с профессиональной деятельностью, по физике, математике помогают студентам быть успешнее в общепрофессиональном и профессиональном циклах обучения. ДЛя каждого студента находится свой подход. В колледже работают специалисты-психологи, специалисты, сопровождающие обучение людей с проблемами слуха, зрения, двигательного аппарата и т.д.

6.03.2018 - в Общественной палате прошел круглый стол «Перспективы развития добровольчества в сфере здравоохранения»

В круглом столе приняли участие специалисты в области здравоохранения, председатель Совета Ассоциации волонтерских центров Артем Метелев, эксперты, представители и экспериментальные площадки ФГБУ «ФИРО», участвующие в общественном движении «Волонтеры-медики» в рамках Образовательного проекта Департамента образования города Москвы «Медицинский класс в московской школе».

Были рассмотрены вопросы роли Федерального центра поддержки добровольчества (ФЦПД) в сфере охраны здоровья в общей структуре медицинского добровольчества и основные направления его деятельности; проанализированы план работы и перспективы развития волонтерской деятельности в медицинских образовательных организациях на 2018 год.

2.03.2018 - в Общественной палате РФ состоялся круглый стол «Развитие добровольчества (волонтерства) в музеях: актуальные проблемы и лучшие практики»

Участники круглого стола, состоявшегося 2 марта 2018 г. в Общественной палате РФ, в том числе и представители ФГБУ «Федеральный институт развития образования», обсудили актуальные проблемы волонтерства в музеях, а также обменялись лучшими практиками привлечения детей и молодежи к музейной деятельности в качестве добровольцев.

В Год добровольца (волонтера) и в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства), у музеев, как и у волонтеров, расширились границы взаимодействия. Об этом шла речь на круглом столе, посвященном актуальным проблемам культурно-просветительского волонтерства.

Особое место здесь занимают образовательные программы музеев для детей и молодежи и привлечение добровольцев в государственные и негосударственные музеи. Заместитель председателя Комиссии ОП РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Денис Кирис отметил актуальность развития волонтерской деятельности в музеях России.

«Сегодня музеи, особенно в глубинках страны, не получают должного финансирования, поэтому вклад волонтеров в этом деле неоценим. Радует, что волонтерская деятельность набирает обороты», - сказал он, добавив, что добровольческие инициативы должны быть поддержаны государством на законодательном уровне.

Председатель центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, член Координационного совета при Общественной палате Российской Федерации по развитию добровольчества Артем Демидов напомнил, что 2018 год объявлен Годом добровольцев и волонтеров.

«Круглый стол и обсуждение этой актуальной темы необходимы, чтобы придать новые импульсы для развития волонтерского движения в музеях. Ведь музей - это не только экспонирование коллекций, это взаимодействие с обществом. Замечательно, когда в музее есть команды волонтеров из неравнодушных людей», - сказал он.

Член Комиссии по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию Артем Метелев отметил главную задачу в деле волонтерства.

«Нам нужно снять максимальное количество барьеров у волонтеров и раскрыть огромный потенциал россиян в формате добровольческой работы, будь это музеи, библиотеки или любая другая социальная сфера», - сказал он.

Круглый стол № 3

Круглый стол № 2

Круглый стол № 1

Круглый стол № 3 «Актуальные подходы к организации дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»

Круглый стол № 2 «Нормативно-правовое сопровождение введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и оценка качества дошкольного образования»

Круглый стол № 1 «Научно–методическое сопровождение введения федерального государственного образовательного стандарта и примерной основной образовательной программы дошкольного образования»

28.09.2017 - состоялся круглый стол «Реализация Концепции развития дополнительного образования в Российской Федерации: результаты по приоритетным направлениям»

В рамках освещения результатов мероприятий по обновлению содержания и технологии дополнительного образования, модернизации организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей среди руководителей, специалистов органов управления образованием, руководителей и педагогов образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы состоялся круглый стол «Реализация Концепции развития дополнительного образования в Российской Федерации: результаты по приоритетным направлениям».

Цель круглого стола - информирование руководителей и специалистов органов управления образованием, культуры и спорта регионального и муниципального уровней, руководителей и специалистов организаций, осуществляющих дополнительное образование детей.

Основные спикеры:
1. Сергей Геннадьевич Косарецкий, директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ, к.п.н.

2. Татьяна Анатольевна Мерцалова, ведущий эксперт Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ, к.п.н.

Вопросы, которые рассматривались в рамках круглого стола:

  • Государственная политика в сфере дополнительного образования детей;
  • Независимая оценка качества дополнительного образования.

В мероприятии приняли участие заместитель главного редактора информационно-методического журнала «Внешкольник», заместитель руководителя Центра социализации, воспитания и неформального образования ФГАУ «ФИРО», к.п.н., доцент И.Н.Попова и главный редактор журнала «Дополнительное образование» В.В. Юнак.

15.09.2017 - прошел круглый стол «Эффективные инструменты для профориентации и развития навыков трудоустройства детей и подростков»

15 сентября 2107 г. в Федеральном институте развития образования состоялся круглый стол тему: «Эффективные инструменты для профориентации и развития навыков трудоустройства детей и подростков». Мероприятие было организовано Центром социализации, воспитания и неформального образования ФГАУ ФИРО и Фондом социального развития и охраны здоровья «ФОКУС-МЕДИА», который является экспериментальной площадкой ФГАУ «ФИРО».

В круглом столе участвовали руководитель Центра социализации, Х.Т. Загладина, старший научный сотрудник Центра С.А. Коваль, заместитель директора Фонда «ФОКУС-МЕДИА», О.Г. Баркаловой, тренеры проекта и представители учреждений СПО г. Москвы. Участники обсудили инновационные возможности экспериментальных площадок ФГАУ «ФИРО», новые подходы и инструменты для решения актуальных задач развития личности, самостоятельности и будущего трудоустройства молодежи. Фонд «ФОКУС-МЕДИА» представил проект «Развитие навыков трудоустройства» и инновационный инструмент, разработанный в рамках этого проекта – интернет-платформу «Моя карьера» http://career4me.ru/ .

Заместитель директора Фонда рассказала о результатах проекта, представила интерактивные методы работы с молодежью, способствующие повышению конкурентоспособности выпускников на рынке труда – возможности формирования мотивации, обеспечения доступа к необходимой информации, обучения навыкам и предоставления услуг по трудоустройству с помощью интернет технологий.

Тренеры проекта, Виктория Копейкина и Ирина Стеба, провели презентацию дистанционной образовательной платформы «Моя карьера» для педагогов. После чего был организован мозговой штурм «Опыт деятельности СПО по развитию навыков трудоустройства студентов», во время которого педагоги представили свой опыт и механизмы профориентации и трудоустройства студентов своих учреждений.

В заключение круглого стола присутствующие обсудили как наиболее эффективно внедрить платформу «Моя карьера» в образовательную деятельность СПО и начали разрабатывать план совместных действий проекта. Результатом круглого стола стали договоренности о проведении мастер-классов в колледжах для запуска работы платформы «Моя карьера» в учреждениях СПО г. Москвы.

26.05.2017 - состоялся круглый стол «Космическое образование школьников: проблемы и перспективы»

26 мая 2017 г. в Институте космических технологий Российского университета дружбы народов в состоялся Круглый стол «Космическое образование школьников: проблемы и перспективы» при участии научной и педагогической общественности: профессорско-преподавательского состава профильных и специализированных ВУЗов России, а также представителей отраслевых корпораций РКК «Энергия» им. С.П. Королёва, учёных академических институтов ИКИ РАН, ФГАУ ФИРО, Института географии, сотрудников общественно-научных и просветительских организаций - Российская Академия космонавтики им. К.Э. Циолковского, Федерация космонавтики РФ, учителей и педагогов дополнительного образования.

Участники Круглого стола подтвердили значительную роль аэрокосмического образования (АКО) детей (школьников) в системе среднего (общего) и дополнительного образования и озабоченность профессионального сообщества чрезвычайно медленными темпами его развития, а также и отставанием от потребностей научно-технического развития и системы образования страны.

Отмечено, что переход системы АКО на качественно более высокий уровень возможен в рамках новых подходов в реализации государственной политики и интеграции усилий промышленных предприятий, научных, образовательных и общественных организаций, музеев музейных и культурных центров.

Участники круглого стола предложили широкий спектр конкретных мер по развитию системы среднего аэрокосмического образования в (Московском регионе и в) стране, требующих разработки новых подходов.

От ФГАУ «ФИРО» был представлен доклад заместителя руководителя Центра социализации, воспитания и неформального образования к.п.н. И.Н. Поповой по проблеме проектирования программ дополнительного образования нового поколения. Доклад вызвал интерес у участников круглого стола и вызвал дискуссию о перспективах развития АКО в системе дополнительного образования.

15.03.2017 - состоялся круглый стол по вопросам гражданского участия в развитии российского образования

15 марта 2017 г. на базе ФГАУ «Федеральный институт развития образования» по инициативе Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества по правам человека состоялся экспертный круглый стол.

Работа круглого стола была посвящена обсуждению вопросов гражданского участия в развитии российского образования. Основная цель мероприятия заключалась в экспертном обсуждении, формировании основного круга проблемных вопросов и подготовке специального заседания Совета при Президенте Российской Федерации по теме гражданского участия в развитии российского образования.

В работе круглого стола приняли участие: представители органов исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере образования, федерального и муниципального уровней, учителя, научные сотрудники ФГАУ «ФИРО», представители профсоюзных организаций, работники высшей школы и некоммерческих организаций.

В ходе обсуждения вопросов гражданского участия в развитии российского образования были представлены доклады участников, а так же состоялось профессиональное экспертное обсуждение заявленных вопросов.

На мероприятии выступили:

  • Федотов М.А. - советник Президента Российской Федерации, Председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека;
  • Каганов В.Ш. - заместитель министра образования и науки Российской Федерации;
  • Асмолов А.Г. - директор ФГАУ «Федеральный институт развития образования», академик РАО, профессор;
  • Адамский А.И. - научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика»;
  • Зинченко Ю.П. - вице-президент РАО, декан факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова;
  • Меркулова Г.И. - председатель общероссийского профсоюза образования;
  • Бунимович Е.А. - уполномоченный по правам ребенка в г. Москве;
  • Соболева А.К. - председатель Постоянной комиссии Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.

В качестве экспертов в работе круглого стола приняли участие:

  • Брагинская Н.И. - профессор РГГУ;
  • Солдатова Г.В. - профессор МГУ им. М.В. Ломоносова;
  • Лукашевич М.Б. - советник директора ФГАУ «ФИРО»;
  • Бабушкин А.В. - член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека;
  • Сафонова А.В. - исполнительный директор издательства «Музыка»;
  • Хромов А.М. - Председатель Общероссийской общественной организации «Российский студенческий союз»;
  • Кудюкин П.М. - член Совета Конфедерации труда России.

По итогам проведения круглого стола были сформированы предложения к заслушиванию на специальном заседании Совета при Президенте Российской Федерации