Кайдзен: японская система достижения успеха. Важные идеи Кайдзен

Не найдётся, наверное, во всём мире такого человека, который бы ни пытался начать новую жизнь с понедельника (с первого числа, с нового года и т. д.) или не стремился всё начать с чистого листа. Ещё вчера человек ставил перед собой вполне определённую цель, но наступал понедельник (первое число, новый год), и ничего не менялось в его жизни.

Почему же так происходит?

Ответить на подобный вопрос однозначно невозможно. Кто-то с детства не был особо целеустремлённым человеком, потому что за него всегда и всё решали другие, кто-то так устал от жизни, что уже нет сил что-либо менять. Для русского человека оправданием всегда становится «лень-матушка». Но психологи склонны объяснять это тем, что человек недостаточно замотивирован, чтобы что-то менять, а значит, у него не вырабатывается привычка.

Чтобы начать заниматься любым делом постоянно, необходима сформировавшаяся привычка. А вот для того чтобы сформировать её на длительное время, нужен минимум 21 день. По максимуму, чтобы это стало привычкой навсегда, понадобится 90 дней.

Начинать же стоит с чего-то малого. «Планов громадьё» есть у молодых, только начинающих жизнь, когда ещё много сил, когда гормоны бушуют в крови, не давая останавливаться на полпути, а уж тем более сворачивать с выбранного пути.

Со временем жизнь человека становится всё более размеренной, уже вырабатываются многие привычки, формируются определённые вкусы, и что-либо менять становится всё сложнее и сложнее. А если вдруг захочется всего сразу и побольше, не хватает силы воли перебороть сложившиеся стереотипы. Если даже и начинаешь выполнять задуманное, оказывается, что нагрузка очень большая, всё быстро надоедает, а привычка ещё не сформировалась.

Где же выход?

На помощь может прийти японская философия кайдзен, что дословно с японского означает «непрерывное совершенствование». Само же слово переводится так: «кай» — перемена, а «дзен» — мудрость. То есть предполагается, что это должны быть перемены в жизни, но не спонтанные, а мудрые, вызванные долгими размышлениями или богатым жизненным опытом.

По большей части, такая философия, или, по-другому, практика, изначально больше фокусировалась на совершенствовании процессов производства или вспомогательных процессах в бизнесе и управлении им. Если требовалось оптимизировать производство, заменяли весь персонал — от простого рабочего до главного управляющего или даже директора завода.

В сфере бизнеса такое постоянное улучшение может коснуться не только самого производства, но даже руководства предприятия. Цель практики кайдзен — улучшение производства за счёт изменения стандартов, так, чтобы не было потерь. В самой Японии эта философия была впервые применена после Второй мировой войны в ряде японских компаний (в том числе, и в «Тойоте»), чтобы ускорить восстановление разрушенного производства.

Однако и термин «кайдзен», и само представление о философии распространились во всём мире после того, как японский философ Масааки Имаи в 1986 году подробно изложил эту идею в своей книге с одноимённым названием — «Кайдзен». Он объяснил, что такая философия означает ориентацию всей жизни (трудовой, общественной и частной) на постоянное улучшение.

Что такое «принцип одной минуты»?

В производстве термин «кайдзен» стал ключевым для языка менеджмента. Но вы спросите: а при чём тут я? Как связаны между собой моя жизнь и японская философия? Имеет ли ко мне отношение это понятие, если я человек, далёкий от сферы менеджмента?

Оказывается, самым ценным понятием, своеобразным зерном этой философии можно считать «принцип одной минуты». Его идея сводится к тому, что человек должен заниматься определённым делом ровно одну минуту, только происходить это должно ежедневно и в одно и то же время. Ведь минута времени — это совсем немного, а значит, каждый человек сможет заниматься одну минуту любым делом. При этом лень будто бы не успеет встать на его пути и сбить с толку.

Если вы собирались выполнять эти же действия в течение получаса, но всё время откладывали, находя этому всевозможные объяснения и отговорки, то за минуту вы сможете их выполнить с лёгкостью.

Что же такого важного можно сделать за минуту? Оказывается, можно минуту прыгать на скакалке, качать пресс, делать гимнастику для глаз, повторять слова на иностранном языке, выполнять упражнения для совершенствования своей дикции. То есть можно составить огромный перечень того, что можно делать всего одну минуту в день, зато каждый день и постоянно.

Если вы не находили времени на подобные занятия с утра, так как утром хочется спать, или вечером, потому что уже устали, то минутка перед завтраком или перед тем, как отправиться в объятья Морфея, не просто принесёт радость и чувство удовлетворённости собой, но и вдохновит на новые свершения.

Если прежде подобные занятия казались трудными для выполнения, так как отнимали много времени, то одна минута кажется пустяком. Однако занимая эту свою минуту жизни чем-то полезным для себя, вы сможете испытать гордость от того, что преодолели в себе лень. Это поможет каждому освободиться от чувства вины перед собой, победить неуверенность в своих силах. Наоборот, вы испытаете радость от успеха и поверите в победу над собой и своей ленью.

Что же дальше? А дальше маленький успех приведёт за собой успех побольше: занимаясь всего минуту, вы почувствуете потребность заниматься дольше, чтобы достичь лучших результатов. За одной минутой последуют пятиминутные занятия, а потом и получасовые. А это уже что-то.

Ведь, согласно физическим законам, настоящую пользу приносят те занятия, чья продолжительность составляет не менее тридцати минут. Получается, что ежедневные занятия в течение минуты вырабатывают силу привычки, позволяют человеку стать более собранным и ответственным, а сформировавшаяся привычка работать над собой приведёт к более важным переменам в дальнейшей жизни, позволит постоянно самосовершенствоваться.

Совсем не случайно, что такая методика изначально возникла в Японии. Японское восприятие жизни на самом деле очень отличается от европейского: японцы понимают, что есть в жизни то, на что они могут повлиять, а есть такие вещи, которые не изменятся даже при огромном их желании. И если не стараться изменять неизменяемое, то можно сохранить своё физическое и психическое состояние. При этом если цель всё-таки поставлена, они будут к ней идти, даже несмотря на природные катаклизмы.

Так и те, кто сделает своим жизненным принципом философию кайдзен или хотя бы принцип одной минуты, обязательно изменят свою жизнь, поборов с себе не только лень, но и другие недостатки.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

«С понедельника начну новую жизнь, буду ходить в тренажерный зал, заниматься йогой, делать самомассаж, качать пресс...» - каждый из нас периодически ставит себе какие-то цели и не достигает их, переносит на следующий месяц, на несколько месяцев, на год.

Иногда мы рьяно начинаем выполнять задуманное, но, прозанимавшись, к примеру, 3 раза в неделю в тренажерном зале по несколько часов, бросаем занятия на долгое время. Почему так происходит? Потому что нагрузка большая, потому что надоедает, а привычка еще не выработана.

Методика кайдзен, или Принцип 1 минуты

Существует японская методика кайдзен, в которую заложен так называемый принцип 1 минуты. Суть этой методики состоит в том, что человек занимается определенным делом ровно 1 минуту, но изо дня в день и в одно и то же время. 1 минута времени - это совсем мало, а значит, легко выполнимо для любого человека. Лень не встанет на вашем пути. Те же самые действия, которые вы не хотели выполнять в течение получаса, придумывая отговорки или оправдания, вы с легкостью выполните за минуту.

Попрыгать на скакалке, покачать пресс, сделать гимнастику для глаз, позаниматься йогой, почитать книжку на иностранном языке - когда время ограничено 1 минутой, занятия не кажутся вам трудно выполнимыми, а наоборот, приносят радость и удовлетворение . А делая маленькие шаги, вы совершенствуетесь и достигаете больших результатов.

Немаловажно то, что вы побеждаете неуверенность в своих силах, освобождаетесь от чувства вины и беспомощности, ощущаете успех и победу. Вдохновляясь чувством успеха, вы постепенно увеличиваете минутные занятия на пятиминутные и так далее. Потом незаметно подойдете и к получасовым занятиям. Прогресс налицо!

Кайдзен зародился в Японии. Само слово является составным и включает в себя два других - «кай» («перемена») и «дзен» («мудрость»). Автором этой концепции менеджмента является Масааки Имаи. Он считает, что кайдзен - это настоящая философия, которая может быть одинаково успешно применима и в бизнесе, и в личной жизни.

Людям западной культуры японская методика может показаться неэффективной, так как на Западе устоялось мнение, что без больших усилий хороших результатов не добиться. Но масштабные программы, отнимающие много сил, могут сломить человека и остаться безрезультатными. А принцип кайдзен подойдет всем и может быть применим для многих сфер жизни. Японцы, например, используют стратегию постепенного и постоянного улучшения в сфере менеджмента.

Осталось только определиться с вашими потребностями и начать применение методики кайдзен на практике.





Технология бережливого производства кайдзен (Kaizen, яп. непрерывное улучшение) - комплексная концепция, охватывающая философию, теорию и инструменты менеджмента, позволяющая достичь преимущества в конкурентной борьбе на современном этапе.

В практике системы менеджмента это понятие имеет синоним – непрерывный процесс совершенствования (нем.- KVP, Kontinuierlicher Verbesserungs Prozess, англ.- CIP, Continuous Improvement Process). В экономическом смысле концепция относится, как правило, к действиям по непрерывному улучшению всех функций предприятия, от производства до менеджмента. Кайдзен – понятие, производное от японских слов kai = изменение, и дзен = хорошо или к лучшему. Кайдзен был введен вначале на нескольких японских предприятиях во время восстановления экономики после Второй мировой войны и с тех пор распространяется на предприятиях всего мира. Самое известное практическое приложение данной концепции было разработано для японской корпорации Toyota Motor Corporation. Она лежит в основе метода Всеобщего менеджмента качества (англ.- TQM, Total Quality Management) и включает в себя мероприятия по предотвращению расточительства (), инновационную деятельность и работу с новыми стандартами.

Идеи системы кайдзен () изложены Масааки Имаиа в одноименной книге, которая вышла в свет в Англии в 1986 году. Основные из них:

«Кайдзен исходит из того, что нет предприятия без проблем. Кайдзен помогает решить эти проблемы путем развития такой культуры труда, когда каждый работник не штрафуется за проблему, а ручается, что ее не будет».

  • «Кайдзен-стратегия основывается на признании того, что менеджмент, целью которого является получение прибыли, должен ставить своей задачей удовлетворение клиента и его требований».
  • «Кайдзен – это стратегия совершенствования, ориентированная на клиента».
  • «Кайдзен исходит из того, что вся деятельность предприятия в итоге должна вести к повышению удовлетворенности клиента. При этом различается философия внутреннего и внешнего клиента».

Убедительным доказательством эффективности концепции бережливости является сравнение уровня рационализаторства на предприятиях в Японии и в западных странах. Для сравнения: в 1989 году в Японии было внедрено 83% всех рационализаторских предложений, тогда как в Германии – 40% , а в США — только 30%. В Германии на одного работника в год приходится 0,15 рационализаторских предложений, тогда как в Японии этот показатель составляет свыше 30.

При НПУ в центре находится человек со способностями и знаниями, которые являются самым важным капиталом компании. К этому можно добавить, положительное восприятие организацией проблем, так как они являются стимулом к улучшениям. На переднем плане стоит не вопрос о виновниках проблем, а общие усилия по их фундаментальному решению. Не наказание за ошибки прошлого, а возможности улучшения в пользу общего будущего должны руководить мышлением компании. Желание познавать настоящие проблемы и надолго их устранять является решающим!

Таким образом, команда сотрудников рассматривается как источник мотивации, идентификации, ментальной энергии, синергии и растущей креативности. НПУ обозначает непрерывную, систематическую и последовательную работу по:

  • установлению и преследованию целей,
  • устранению помех,
  • поиску возможностей улучшения,
  • предотвращению расточительства с помощью всех сотрудников на всех уровнях, во всех отделах, цехах и офисах.

Элементы Кайдзен

Для нормальной и эффективной работы на производстве нужно создать соответствующие условия. Поэтому Kaizen базируется на 5 важных моментах.

  1. Работа в команде. Все сотрудники должны командно работать, достигая общей цели. Они обязаны делать все, что нужно для блага коллег и своего работодателя-компании. Предусматривается постоянный информационный обмен, взаимное обучение, выполнение обязанностей в срок и пр.
  2. Персональная дисциплина. На любом предприятии дисциплина важна. Она обеспечивает достижение успеха. Основа кайдзена – самодисциплина, включающая управление своим рабочим временем, уровнем качества работы, выполнение требований, соблюдение регламентов и пр.
  3. Моральное состояние. Необходимо, чтобы сотрудники сохраняли свой повышенный моральный дух. Поэтому руководство обязано внедрять систему результативной мотивации, создавать хорошие условия для работы, предусмотреть все моменты, связанные с обеспечением своих сотрудников всем необходимым.
  4. Кружки качества. На предприятии нужно организовать кружки качества, в которые входят работники разных уровней. Такие кружки позволяют осуществлять обмен идеями, умениями, навыками, всем тем, что требуется для командной работы. Функционирование кружков качества позволяет сотрудникам при обмене информацией проводить оценку своих достижений и стремиться к более высоким результатам в своей работе.
  5. Предложения по улучшению. Руководству необходимо обеспечить, чтобы каждый сотрудник мог внести свои предложения, причем независимо от должности. Даже абсурдные предложения должны приниматься и рассматриваться.

Принципы Кайдзен

Основные:

1.Организация рабочего места (гемба) , для чего используются методы 5S:

  • Seiri – определение того, что не нужно в работа;
  • Seiso – обеспечение чистоты рабочего места, используемого оборудования;
  • Seiton — приведение в порядок всего того, что используется в работе;
  • Seiketsu – действия по стандартизации первых 3-х шагов;
  • Shitsuke – поддержка установившегося управления рабочим местом.

2. Устранение неоправданных потерь , связанных с:

  • Ненужным движением;
  • Лишним ожиданием;
  • Неправильной организацией техпроцессов;
  • Транспортировкой;
  • Дефектами, браком;
  • Излишними запасами;
  • Перепроизводством.

3. Стандартизация , которая позволяет создать основу для стабильности в работе. Внедрение стандартов должно происходить на всех уровнях. Их совершенствование осуществляется по циклу PDCA.

Важно! Для эффективного внедрения системы кайдзен необходимо использовать и другие инструменты бережливого производства, включая методику канбан .

Непрерывный процесс совершенствования

Непрерывный процесс совершенствования – это не только изучение новых методов и , но и иная форма сотрудничества. Больше самоорганизации на местах с помощью способных сотрудников, больше личной ответственности всех участников, больше развития инновационного потенциала на предприятии. Причем, дополнительное значение приобретают требования к менеджменту. Наряду с профессиональной и методической компетенцией, успех зависит от наличия у менеджеров социальной компетенции. Процесс изменения взглядов происходит «сверху вниз», и, лучшей гарантией успеха посредством НПУ, является образцовый лидирующий менеджмент. Необходимые изменения в подходе к работе проводятся менеджментом, показывая пример сотрудникам, которые познают эти изменения и перенимают их. Экономическими и социальными целями процесса kaizen (бережливое производство) являются цели.

На предприятиях, использующих технологию кайдзен, непрерывный процесс совершенствования составляет важнейшую часть функционирования производственного менеджмента. Он охватывает:

  • организацию (организационную структуру, распределение ответственности, координацию, механизм контроля);
  • управление (разграничение целей, выбор тематики, формирование команды);
  • квалификационные мероприятия (поведенческий тренинг, методический тренинг);
  • систематику (регулярность, документирование, охват рабочих бригад, инструменты);
  • поощрительная система (поощрение рационализаторства, специальные системы морального и материального поощрения).

В 2016 году на Мальте, во время проведения мировой конференции по морепродуктам, некоторые участники выразили свое недоумение по поводу ситуации происходящей на рынке Японии. Эта страна окружена со всех сторон морем и потребление морепродуктов в ней — часть ее национальных традиций. Однако, несмотря на это, статистика показывает, что употребление морепродуктов там неуклонно падает. Это означает, что одна из важных отраслей экономики страны постепенно приходит в упадок. В ходе конференции, западные специалисты не раз высказывали мнение, что такое положение дел можно было бы исправить, если бы не фактическое бездействие японцев занимающихся этим направлением. Во всяком случае именно такое впечатление складывалось у многих при изучении вопроса.

На это от японской делегациибыл получен следующий ответ — действия Японии по планированию и возрождению рыбной отрасли почти незаметны, но лишь только для западной видения. И чтобы понять почему так происходит, необходимо уделить внимание четырем важным принципам культуры страны восходящего солнца.

Один их этих принципов называется «немаваси» , и именно потому, что на данный момент решение вопроса находится на этой стадии, действия японцев и стали так незаметны для запада.

Четыре принципа, лежащих в основе культуры Японии.

— Японцы, возможно несколько больше чем другие нации, не любят риск, именно по этой причине работа со всевозможными подводными камнями тщательно ведется еще на стадии принятия решения, а не после. Вследствие этого, неприятие даже незначительного риска, один из краеугольных камней японской психологии в бизнесе и в жизни.

— Вторым принципом является гармония в обществе или в коллективе, поэтому на первый план выходят такие как факторы как сдержанность, спокойствие и взаимное уважение. Никаких горячих споров и обсуждений в ходе работы никогда не происходит, ведь это может быть воспринято как стремление стать выше своих коллег, что недопустимо ни при каких обстоятельствах.

— Третьим принципом является «немаваси» , это неформальный и потому часто незаметный этап подготовки базы для принятия важного решения.

— И наконец момент принятия решения, построенный на основе выработанного ранее согласия между участниками. По этой причине, принятие решения в Японии часто является простой формальностью и проходит без каких-либо споров и голосований.

НЕМАВАСИ — выработка основы для дальнейшего движения вперед.

Немаваси, один из старейших принципов Японии, дословно означает — «окапывание корней».

Изначально, его смысл заключался в подготовке дерева к пересадке в другое место, которая происходила довольно необычным образом. С места будущей посадки дерева привозили землю и частично заменяли ей старую, делалось это для того, чтобы дерево привыкало к тому месту, где будет потом расти. И только после этого, спустя довольно длительное время, дерево выкапывали и отвозили на новое место жительства. Такой метод, хоть и занимал немало времени, существенно снижал риск гибели дерева.

Сегодня немаваси один из важнейших принципов японского бизнеса и его суть — подготовка основы для будущего решения. Он включает в себя долгий подготовительный период неформальных консультаций, досконального изучения деталей, создания предварительных договоренностей с ключевыми заинтересованными фигурами, особенно теми, кто в будущем примет непосредственное участие в финальном принятии решения.

Немаваси чаще всего проявляется примерно так — человек, в голове которого зародилась новая идея, сначала высказывает ее своему непосредственному руководителю, затем, получив его санкцию, встречается со специалистами и возможными заинтересованными людьми, проводит неформальные встречи в узких кругах, где выясняет все возможные мнения по этому вопросу.

Далее проводятся более расширенные, но все еще неформальные встречи, в ходе которых, при участии высшего руководства, постепенно вырабатывается окончательное решение, которое и принимается торжественно на формальном совещании.

На первый взгляд примерно тоже самое происходит и на западе, однако, японская специфика заключается в невероятной тщательности подхода, его кулуарности и обязательном достижении полного консенсуса, из-за чего этот этап растягивается порой на очень долгое время. Именно это и является частой причиной претензий к японцам со стороны их западных коллег, которые считают такой метод весьма неэффективным.

Что ж, возможно, с западной точки зрения такой путь и выглядит несколько странно, однако он несомненно имеет свои преимущества, которые очень любят подчеркивать сами японцы.

И вот, что они считают самым важным:

— Принцип Немаваси дает время, необходимое для того, чтобы оценить все идеи, возможности для их воплощения, а также и альтернативные пути ее развития. Тот кто стоит у истоков идеи получает ценную обратную связь, и в процессе такой работы сама идея и возможности ее реализации лишь только улучшаются. Но если в процессе немаваси эта идея оказывается по какой то причине негодной, то это происходит на очень ранней стадии, когда еще ничего не произошло, деньги не вложены а времени потрачено немного, таким образом легко реализуется один из важных японских принципов — рискуй по минимуму.

— Во время финального совещания, которое созывается для принятия окончательного решения можно быть уверенным, что никто не преподнесет сюрпризов и не выступит против идеи, ведь со всеми уже посоветовались, никто не был проигнорирован, все мнения были учтены. И это означает очень важную вещь — предварительно достигнутая договоренность устраивает всех, а это значит, что со стороны заинтересованных людей в дальнейшем не будет никаких препятствий реализации проекта.

— В процессе медленного пути к принятию решения эмоциональная составляющая сведена к минимуму. Таким образом полностью устраняется вариант, когда решение принимается под давлением, в силу сиюминутных аргументов или под влиянием эмоций. По причине наличия большого количества времени все предварительные встречи становятся спокойными и в них отсутствует эффект состязательности или конкуренции мнений. Так приводится в действие еще один из четырех японских принципов — принцип гармонии в коллективе.

— Учитывая высокую степени согласованности идеи и ее воплощения, чрезвычайно упрощается процесс ее дальнейшей реализации, когда все проходит спокойно, без препятствий со стороны участников и без существенных изменений в проекте, которые всегда требуют времени и затрат.

Конечно, для западного подхода принцип немаваси кажется очень медленным, неповоротливым и неэффективным.

И эти противоречия между западным и японским подходами особенно явно дали о себе знать, когда японцы стали впервые открывать свои предприятия в СШАи Европе. Ведь в рамках западных традиций, большое количество времени на предварительную подготовку решения тратить никто не собирался. Все решалось в рамках нескольких совещаний, часто основанных на горячих спорах, непримиримых дискуссиях, столкновении различных позиций и интересов. Такое положение дел приводило к тому, что решения принимались волей руководителя и были в определенной степени компромиссными, ибо устраивали они далеко не всех. И это извечная плата за быстрые решения.

Что касается японской системы руководства, то здесь совещание, это просто формальное событие, в рамках которого торжественно обозначается то, что было уже не раз оговорено ранее. А что касается горячих обсуждений, построенных на эмоциях и столкновении интересов, то они считались малопродуктивными и несущими в себе мало смысла. Ключевым моментом в японской системе ценностей является умение работать в команде и никакому индивидуализму здесь просто нет места, ведь для достижения результата необходимо согласие всех участников коллектива.

Помимо этого, в Японии принята система пожизненного найма, когда человек связывает не только свою карьеру, но и жизнь с одним предприятием. Естественно, что в таких условиях никто просто не может себе позволить быть конфликтным и неуживчивым, ведь это было бы настоящей угрозой для всех и для «культурного кода» Японии.

В рамках принципа немаваси любое начинание обсуждается в коллективе уже с самого момента зарождения. Да, на это уходит иногда очень много времени. Но в результате оказывается, что тщательная и долгая работа предваряющая окончательное решение, приносит свои, не всегда очевидные западному уму плоды, которые выражаются в беспроблемной реализации проекта, снижении затрат и более высокой эффективности.

Возможно, что скрупулезное следование 4 принципам ведения дел, является одной из важных причин японского экономического процветания.

Принцип немаваси очень близок по духу подходу, провозглашающему путь медленного и постепенного совершенствования, который называется «кайдзен» и который также является одним из краеугольных камней японского общества.

Философия японского подхода к делу изложена в книге Джеффри Лайкера «Дао Тойота», где принцип немаваси составляет один из 14 принципов менеджмента.

Он звучит так — «Когда принимаешь решение не торопись, рассмотри все возможные варианты, но когда внедряешь его — не медли».

Чтобы философия кайдзен работала в бизнесе, японские управленцы подкрепляют ее практическими инструментами по оптимизации рабочих мест, контролю качества, подаче рационализаторских предложений, бережному расходованию ресурсов и т.д.

Японское экономическое чудо — небывалый рост экономики Японии с середины 50-х и до нефтяного кризиса 1973 г. — около 10% в год. Япония, ранее известная в мире как производитель низкокачественного бросового продукта, перевернула представление о себе и стала конкурентом ведущим американским корпорациям.

Японцы объясняют расцвет своей экономики применением кайдзен как образа мышления и подхода к менеджменту. Интересно то, что идеи улучшения качества продукции в Японию привезли сами американцы.

Кайдзен: определение, происхождение и история

В 1946 г. Америка направила своих лучших инженеров, чтобы они прочитали лекции о качестве и поделились опытом с японскими промышленниками. В 1950 г. лекции в Японии читал У. Эдвардс Деминг — основатель современного движения качества. Японцы так эффективно воплотили его идеи, что через 20-30 лет уже американские делегации приезжали перенимать японский опыт.

Уильям Эдвардс Деминг — американский ученый, разработчик методов статистического контроля качества, консультант по менеджменту и управлению качеством. Соавтор цикла Шухарта-Деминга (PDCA). Имеет непосредственное отношение к возрождению экономики Японии.

Термин «кайдзен» как направление менеджмента стал широко известен в 1986 году, после публикации Масааки Имаи «Кайдзен: ключ к успеху японских компаний». Тогда весь мир узнал, что такое кайдзен и что именно ему Япония обязана своим успехом.

Подходы кайдзен менеджмента резко отличаются от принятых на Западе методов управления. В Японии особое значение придают людям и процессу производства, а на Западе руководство компаний ориентируется на продукт и результат. Рассмотрим основные принципы кайдзен.

Потребители

Самое важное звено в цепочке производства, и все усилия компании направлены на то, чтобы он получил качественный товар по низкой цене. Важно предвосхищать требования рынка и приспосабливать производство под изменяющиеся потребности. Обратная связь с потребителем — одна из важных составляющих кайдзен.

Сотрудники

Ценнейший актив компании, без их поддержки кайдзен невозможен. Отношения с персоналом на японских предприятиях построены так, что сотрудники сами заинтересованы в выпуске качественной и конкурентоспособной продукции. Здесь благосостояние предприятия означает благосостояние сотрудника.

Стремление к совершенству подкрепляется пятью системами формирования отношений между человеком и организацией:

  • система пожизненного найма
  • система обучения на рабочем месте
  • система ротации
  • система достоинств
  • система вознаграждений.

Менеджмент

Кайдзен предпочитает лидерство в противовес западному формальному начальству. Японские менеджеры заслуживают авторитет не табличкой на двери кабинета, а своими знаниями, опытом, принятыми решениями, личным примером. Они открыты для подчиненных, много времени проводят на производстве, свободно общаются с сотрудниками любого уровня.

Без поддержки топ-менеджмента развернуть кайдзен в компании невозможно: цели по совершенствованию устанавливаются на верхнем уровне и разворачиваются сверху вниз. Реализация намеченных планов требует принятия решения и инвестиций. Чем выше менеджер по иерархии, тем больше действий по совершенствованию от него ожидается.


Ориентация на процесс, а не на результат

В основе кайдзен лежит процессное мышление, т.к. совершенствование процессов приводит к улучшению результата. В Японии ценятся усилия сотрудников по оптимизации процесса работы, даже если это не несет прямой экономии компании.

На Западе же сотрудники ориентированы на получение результата любой ценой. Любое рацпредложение рассматривается с позиции получения прибыли в следующем квартале.

Постепенное развитие плюс инновации

Западные компании предпочитают скачкообразное развитие с помощью внедрения инноваций, не заботясь о незначительных улучшениях. Японцы сочетают кайдзен и инновации и добиваются долгосрочного роста.

Встраивание качества в процесс

Качество — важный элемент кайдзен. Японцы осознали, что проверка готовой продукции на брак — пустая трата времени и денег, т.к. не ведет к повышению качества. Поэтому они стали встраивать качество во все стадии производства, начиная от разработки продукта и выбора поставщиков и заканчивая доставкой товаров потребителям.

Следующий процесс — это потребитель

Любое производство товаров или услуг можно разложить на цепочку процессов. В кайдзен каждый следующий процесс принято рассматривать как конечного потребителя. Поэтому следующее звено производства никогда не получит в работу дефектные детали или неточную информацию.

Отличия японского подхода кайдзен и традиционного менеджмента в западных компаниях

Кайдзен

Западный стиль менеджмента

Ориентация на

Результат

Развитие

Постепенное, проявляющееся со временем, иногда плюс инновации

Скачкообразное, только за счет инноваций

Ресурсы

Бережливое расходование ресурсов

Нерациональное расходование ресурсов — пока есть прибыль, нет смысла оптимизировать затраты

Отношения в коллективе

Взаимопомощь, поддержка, обмен знаниями

Индивидуализм, конкуренция между личностями и подразделениями

Руководство

Начальник, наделенный властью

Благоприятная среда для применения

Медленный рост экономики при нехватке ресурсов

Экономический бум, ресурсы в избытке

Перспектива

Долгосрочная

Краткосрочная

Цели кайдзен

Японцы прибегли к кайдзен и его методам, чтобы побороть послевоенную разруху. В итоге страна не только оправилась от военных действий, но и превратилась в ведущего мирового производителя высококачественной конкурентной продукции — автомобилей, оборудования, электроники. И это при отсутствии ресурсов, маленькой территории и относительной закрытости от мира. Вот такой побочный эффект кайдзен.

Основная цель кайдзен-менеджмента — удовлетворение потребителя.

Чтобы добиться этого, топ-менеджмент устанавливает четкие приоритеты качества продукции, затрат и дисциплины поставки, и разворачивает их сверху вниз на все предприятие.

Кроме удовлетворенности потребителя методика кайдзен позволяет:

  • повысить качество продукции и одновременно снизить цену
  • увеличить прибыль компании
  • мотивировать персонал и использовать на максимум его потенциал
  • сохранять конкурентоспособность на рынке десятилетиями
  • рационально использовать ограниченные и дорогостоящие ресурсы.
На мой взгляд, кайдзен также и самоцель — совершенствование ради совершенствования, ведь именно в этом многие видят смысл существования человека.

Применение методов в концепции кайдзен

На практике кайдзен реализуется посредством практических инструментов и методик. Рассмотрим некоторые из них.

Всеобщее управление качеством (TQM — Total Quality Management)

Философия менеджмента, заключающаяся в улучшении качества продукции, сокращении затрат, удовлетворении потребителей и сотрудников компании. Самый важный и масштабный инструмент кайдзен.

Система производства «точно вовремя» ()

Метод организации производства, разработанный вице-президентом Toyota Тайити Оно в 1954 г. и используемый в производственной системе компании.

Его суть в том, что нужные для производства детали подаются на сборочную линию в строго определенный срок и в нужном количестве. Готовая продукция выпускается небольшими партиями и не складируется, а сразу отгружается потребителям.

Таким образом компания ушла от содержания складов, которое было невозможным в условиях ограниченных дорогих ресурсов и территории, а также повысила качество и скорость сборки, полностью оптимизировав процесс производства.

(ТРМ — Total Productive Maintenance)

ТРМ — это забота каждого сотрудника о вверенном оборудовании и рабочем месте. Уход за станком надолго сохраняет его работоспособность, позволяет предвидеть возможные поломки. Действия рабочих подкрепляются разработкой стандартов эксплуатации оборудования, организации и порядка на рабочем месте, выявления проблем, мелкого ремонта.

Система подачи предложений

Практику подачи предложений по совершенствованию производства японцы переняли у США. Существует два варианта методики — индивидуальные предложения и предложения малых групп. Система предложений поддерживает кайдзен, формирует чувство причастности рабочих к судьбе компании.

Японское руководство всячески поддерживает предложения сотрудников и выдает премии и благодарности за проявленную инициативу. Рекордное количество предложений, поданных в одной компании одним человеком за год, составляло 16821.

Работа малых групп

Прямо в цехах группы рабочих из 6-10 человек ищут способы повысить качество процессов и продукции, сократить простои и расход материалов. Впервые такие добровольные объединения появились в 1962 г. как учебные группы, которые изучали теорию контроля качества и стали применять выученное на своих рабочих местах.

Самые распространенные малые группы — кружки контроля качества, кружки КК. Зона ответственности кружков КК обычно ограничивается рабочим местом — снижением расходов ресурсов, повышением безопасности труда и увеличением производительности. Кружки КК используют семь статистических инструментов для анализа проблем и способов их решения: диаграммы Парето, диаграммы причин и результатов, гистограммы, контрольные карты, диаграммы разброса, графики и контрольные листки.

На момент написания книги о кайдзен (1986 г.) в Японии было официально зарегистрировано 170 тыс. кружков КК, и еще примерно столько же действовало неофициально.

Члены кружков КК получают удовлетворение от влияния на процесс труда и участия в совершенствовании, элемент творчества и инициативы положительно влияет на корпоративную культуру.



На фото — работа кружков КК на заводе Toyota в Индонезии тогда и сейчас

Еще один инструмент, созданный на Тойоте как часть методики «точно вовремя». Канбан — это бирки, которые прикрепляются к таре с производственными деталями. Тара движется по сборочной линии и рабочие отбирают нужные детали. Когда все детали выбраны, пустая тара возвращается за следующей партией, а бирка служит бланком заявки. По сути это система общения между производственными и складскими работниками, которая минимизирует хранение деталей на производстве.

Ноль дефектов (ZD — zero defects)

Программа ноль дефектов была разработана американцем Филиппом Кросби. Ее суть в том, что никакой уровень дефектов на производстве не является допустимым. Количество дефектов должно быть нулевым.

Эта цель реализуется следующим образом:

  • нужно препятствовать возникновению дефектов, а не находить и исправлять их
  • нужно прилагать усилия для снижения количества дефектов
  • потребитель заслуживает бездефектной продукции, и обязанность производителя — предоставить ее
  • руководство должно четко ставить цели повышения качества продукции
  • качество определяется не только в процессе производства, но и деятельностью непроизводственного персонала
  • обеспечение качества должно подвергаться финансовому анализу.

Преимущества и недостатки Кайдзен

Преимущества кайдзен очевидны:

  1. лучшее качество продукции при снижении затрат
  2. удовлетворение потребителей
  3. рациональное использование ресурсов и оборудования
  4. атмосфера взаимопомощи и сотрудничества
  5. мотивация сотрудников.

Но почему тогда не все компании вооружаются методиками кайдзен? Кайдзен не так просто внедрить, для этого нужно перестроить не только процесс производства, но и мышление.

Вот на какие трудности наталкиваются компании на пути к совершенству:

  1. совершенствование процессов требует инвестиций, которые окупятся не сразу
  2. нужно много времени, чтобы увидеть эффект — 3-5 лет
  3. кайдзен не подходит для стремительно развивающейся экономики
  4. очень трудно вовлечь сотрудников всех уровней
  5. мешают человеческие факторы — лень, жадность, недобросовестность
  6. в западных компаниях отсутствуют практики пожизненного найма, горизонтальной ротации, совмещения нескольких функций
  7. рацпредложения сотрудников не воспринимаются всерьез.

Кайдзен на практике

Философию кайдзен поддерживают многие японские корпорации — Toyota, Mitsubishi, Nissan, Philips. Как пример кайдзен последователя хочется привести западную компанию — Nestlé S.A.

Nestlé

Швейцарский транснациональный производитель продуктов питания и напитков. Ее продуктовая линейка включает детское питание, медицинское питание, бутилированную воду, сухие завтраки, кофе и чай, сладости, замороженную еду, снеки и питание для домашних животных.

Корпорация 22 года не покидает список компаний Fortune 500, в 2016 г. она заняла 66 место с прибылью $9 423 млн. В предыдущем году она занимала 70 место, а еще годом ранее — 72-е.

Бережливое производство и отсутствие потерь являются первостепенной миссией Нестле. Идеи кайдзен четко прослеживаются в Корпоративных принципах деятельности Nestlé и Политике качества Nestlé.

Топ-менеджмент компании обязуется стремиться к наивысшему качеству и безопасности продукции следующими способами:

  • Взращивание культуры качества с целью разработки, производства и поставки продуктов и услуг с нулевыми дефектами, которым доверяют наши потребители.
  • Соблюдение действующего законодательства и международных требований.
  • Постоянное улучшение системы управления качеством, чтобы гарантировать безопасность продуктов, предотвращать инциденты с качеством и устранять дефекты.
  • Поощрение участия и распространение ответственности за качество среди сотрудников и партнеров через стандарты, обучение, тренинги и наставничество, контроль и эффективные коммуникации.


Чтобы создавать ценность и зарабатывать доверие потребителей Нестле реализует 4 принципа:


Nestlé Waters использует разные методики, чтобы понять, где лучше открыть новую фабрику. Такие техники как систематизирование потока ценности (Value Stream Mapping) иллюстрируют потоки материалов и информации, необходимые для доставки конечного продукта потребителю. Таким образом новые заводы открываются там, где они изначально будут работать эффективнее всего.

Total Quality Management: определение и суть

Total Quality Management — всеобщее управление качеством, термин, тесно связанный с кайдзен. Говоря о том, что такое Total Quality Management Масааки Имаи называет его «основной магистралью, ведущей к кайдзен» и часто отождествляет эти понятия.

TQM — это кайдзен, внедряемый с помощью системного подхода и статистических методов. Они преобразуют проблемы компании в конкретные цифры.

TQM — это мероприятия, направленные на повышение качества : в них задействованы высший и средний менеджмент, мастера и рабочие, сотрудники непроизводственных подразделений. Эти мероприятия касаются маркетинговых исследований, проектирования и разработки новых продуктов, производства, продаж, взаимоотношений с поставщиками и потребителями, обучения персонала и т.д.

В Японии работа по внедрению TQM начинается с людей — когда сотрудники организации прониклись стремлением к качеству и освоили кайдзен-мышление, тогда можно приступать к совершенствованию производственного и управленческого процессов.

В то время как на Западе для контроля качества существуют специальные должности или отделы, в Японии забота о качестве — дело каждого. Сотрудники всех уровней постоянно обучаются, чтобы контроль качества был эффективным. Кроме того, TQM поддерживается на государственном уровне.

Принципы TQM

Один из основателей движения TQM, профессор Каору Исикава, сформировал шесть особенностей всеобщего управления качеством в Японии:

  1. TQM применяется в масштабах всей компании с участием всех сотрудников.
  2. Важность образования и обучения.
  3. Работа кружков КК.
  4. Регулярные аудиты TQM высшим менеджментом или внешними организациями.
  5. Использование статистических методов.
  6. Поддержка TQM со стороны государства.

Методика Total Quality Management резко контрастирует с подходами традиционного управления качеством:

Принципы традиционного управления качеством

Принципы TQM

Удовлетворение заказчика

Удовлетворение потребителя, сотрудников и общества в целом

Действия по улучшению качества продукции

Действия по улучшению качества процессов и систем

Корректирующее воздействие на качество

Предупреждающее воздействие на качество

Обучение менеджменту качества только сотрудников отдела контроля качества

Обучение менеджменту качества всех сотрудников

За качество ответственен только отдел контроля качества

За качество ответственны все сотрудники

Решение только срочных проблем качества, «затыкание дыр»

Поиск и решение хронических проблем

Обособленное решение проблем с качеством

Взаимодействие сотрудников при решении проблем качества

К формированию концепции TQM непосредственно причастен У. Эдвардс Деминг. Он сформулировал алгоритм действий по внедрению концепции TQM из 14 пунктов:

  1. Обеспечьте постоянство целей совершенствования товаров и услуг.
  2. Примите новую философию.
  3. Устраните зависимость от проверок для достижения качества.
  4. Перестаньте выбирать партнеров исключительно по цене. Вместо этого сократите общую стоимость за счет сотрудничества с одним поставщиком.
  5. Постоянно и навсегда совершенствуйте каждый процесс планирования, производства и обслуживания.
  6. Вводите обучение на работе.
  7. Поощряйте лидерство.
  8. Избавляйтесь от страхов.
  9. Разрушайте барьеры между персоналом разных функциональных областей.
  10. Исключите лозунги, призывы и плановые показатели для рабочей силы.
  11. Исключить числовые квоты для рабочей силы и численные цели для менеджеров.
  12. Удалите барьеры, которые ограждают людей от гордости за качество изготовления, и устраните годовой рейтинг или систему заслуг.
  13. Организуйте энергичную программу обучения и самосовершенствования для всех.
  14. Задействуйте всех в компании в работе по трансформации.

Преимущества и недостатки TQM

Самое очевидное преимущество TQM — повышение качества выпускаемой продукции. Но поскольку всеобщее управление качеством затрагивает все процессы на предприятии, то и эффект от его применения гораздо шире, чем товар без брака.

Вот какую отдачу можно получить, применяя TQM:

  • улучшение качества продукции
  • удовлетворенность и лояльность клиентов
  • снижение производственных затрат
  • рост прибыли компании
  • приспособленность компании к резким изменениям окружающей среды
  • мотивация сотрудников за счет вовлеченности в деятельность компании
  • укрепление корпоративной культуры.

Несмотря на положительный эффект внедрение TQM требует существенных затрат и усилий. Критики концепции называют такие недостатки:

  • крупные финансовые вложения на начальных этапах, связанные с обучением персонала и наймом консультантов по качеству
  • затраты времени на налаживание коммуникационных процессов и формирование новой корпоративной культуры
  • формализованность процесса производства за счет введения новых стандартов, правил
  • трудности с обеспечением нужного уровня вовлеченности персонала
  • отсутствие эффекта в краткосрочной перспективе
  • неадаптированность подхода под сферу услуг, малые предприятия, некоммерческую сферу.

TQM на практике

В пример Total Quality Management хочется привести индийскую компанию , флагманскую компанию группы CK Birla Group. В 2015 году она получила премию Деминга, почетный приз в сфере управления качеством.

NEI производит подшипники под торговой маркой NBC Bearings для автомобильной и железнодорожной промышленности. Производственные мощности четырех заводов NEI рассчитаны на выпуск тысячи размеров подшипников. Это единственный производитель подшипников в Индии, который имеет собственный исследовательский центр. Продукция компании экспортируется в 21 страну, включая США, Германию, Японию и Австралию, и используется в продукции торговых марок Honda, Suzuki, Daimler.


NEI ставит интересы потребителей на первое место, и всегда подстраивается под меняющиеся потребности рынка. В производстве и поставках компания придерживается концепции «Ноль дефектов». Сейчас показатель дефектов равен 100 единиц на миллион, за следующие три года NEI планирует сократить его до 50 единиц, а в будущем зафиксировать на уровне ниже 10 единиц на миллион.

Кредо компании
Будь лучшим, кем ты можешь быть
Be the best that you can be.

Кайдзен в ИТ

Кайдзен философия подходит не только производственной предприятиям. Принципы кайдзен легли в основу современных гибких методологий разработки и активно используются командами во всем мире.

Scrum.

Создатели вдохновлялись практиками японских предприятий и многие принципы кайдзен положены в основу их методологии: цикл PDCA, постоянный анализ деятельности, устранение помех, взаимоподдержка и открытость информации.

Lean.

Разработка — это адаптированный под IT метод бережливого производства, один из инструментов кайдзен. Там, где трудятся разработчики, также важно избавляться от простоев и потерь, как и на производстве. Lean основывается на постоянном обучении, исключении потерь, обоснованном принятии решений, быстрой доставке продукта заказчику, мотивации команды, принципах бережливости.

Канбан.

— ещё одна методология, которая перекочевала из цехов в офисы разработчиков. Изначально это один из инструментов концепции «точно вовремя».

Современный канбан опирается на принципы:

  1. разработка начинается с существующих методов, которые в процессе изменяются к лучшему
  2. команда заранее договаривается о внесении важных изменений
  3. инициатива поощряется
  4. роли и обязанности в команде чётко распределены. Тоже достаточно много общего с идеями кайдзен.

Вспомните и вы поймете, откуда растут ноги у всех современных методов созданий качественного продукта.

Аналогично, и принципы TQM нашли применение
в разработке ПО: качество встраивается в процесс создания программного продукта еще на этапе сбора требования заказчика.

Приложения

Существует множество сервисов по проектному менеджменту, которые позволяют контролировать работу производства, ИТ команд и диджитал агентств, которые исповедуют кайдзен или Total Quality Management. И есть Worksection.


Saas-сервис позволяет наладить настолько прозрачную коммуникацию между руководством и коллективом, между клиентом компании и исполнителем, вплоть до нанятого фрилансера, что контроль качества и беспрерывное совершенствование продукта неизбежно.