Рабочая программа технология 5 9 симоненко фгос. Учебное электронное издание технология

Программа по направлению «Технология» составлена с учетом федерального компо­нента государственного стандарта основного общего образования и приказа министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897. Основой послужили Программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение» 1- 4, 5 -11 классы, рекомендованные Министерством образования Российской Федерации, издательства «Просвещение» г. Москва 2008 г.; Технология: программы начального и основного общего образования /М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко – М.. «Вентана - Граф», 2011.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №1» г. Сыктывкара

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По предмету «Технология»

5 – 9 классы

Ступень образования – вторая

Срок реализации – 5 лет

Составлена на основе примерной программы по учебному предмету «Технология».

учителем: Ковалёвым Владимиром Леонидовичем

2012 г.

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Статус рабочей программы

Программа по направлению «Технология» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и приказа министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897. Основой послужили Программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение» 1- 4, 5 -11 классы, рекомендованные Министерством образования Российской Федерации, издательства «Просвещение» г. Москва 2008 г.; Технология: программы начального и основного общего образования /М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко – М.. «Вентана - Граф», 2011.

Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Структура рабочей программы

  1. Пояснительная записка.
  2. Тематический план.
  3. Содержание учебного курса.
  4. Календарно – тематическое планирование.
  5. Требования к уровню подготовки учащихся.
  6. Критерии оценок.
  7. Перечень основных средств обучения.
  8. Список литературы.

Общая характеристика учебного предмета

Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук. В основной школе «Технология» изучается с 5-го по 8-ой класс данной ступени обучения.

Отсутствие технологии в федеральном компоненте по новому Базисному учебному плану в 9-ом классе не позволяет обеспечить преемственность перехода учащихся от основного к профильному, профессиональному обучению, трудовой деятельности и непрерывному самообразованию. Для обеспечения непрерывности технологической подготовки в системе общего и профессионального образования выделено из регионального компонента и компонента образовательного учреждения дополнительно один час в неделю в 8-ом классе и 2 часа в неделю в 9-ом классе. При этом национально-региональные особенности содержания представлены в программе соответствующими технологиями, видами и объектами труда.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учёта интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально – экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ изучается в рамках направления «Технология».

  1. культура и эстетика труда;
  2. получение, обработка, хранение и использование информации;
  3. основы черчения, графики, дизайна;
  4. элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
  5. знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;
  6. влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
  7. творческая, проектная деятельность;
  8. история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Базовым для программы по направлению «Технология» является раздел «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов». Программа обязательно включают в себя также разделы «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование».

Исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу отбирается с учетом следующих положений:

Распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;

Возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;

Выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

Возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;

Возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и объекты труда. При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, предваряется необходимым минимумом теоретических сведений.

В учебном плане в 9 классе предусматривается изучение предмета «Черчение», поэтому количество часов, выделенное в предмете «Технология» на изучение раздела «Черчение и графика» уменьшено, количество часов перераспределено на тему «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов».

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.

Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, метод проектов. Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных технологий обработки материалов, электромонтажных, строительно-отделочных и ремонтных санитарно-технических работ, расчетных и проектных операций. Лабораторно-практические работы выполняются преимущественно по теме «Машины и механизмы».

Учитель в соответствии с имеющимися возможностями выбирает такой объект или тему работы для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом он должен учитывать посильность объекта труда для учащихся соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность.

Темы раздела «Технологии ведения дома» включают в себя обучение элементам семейной экономики, освоение некоторых видов ремонтно-отделочных и санитарно-технических работ. Соответствующие работы проводятся в форме учебных упражнений. Для выполнения этих работ необходимо подготовить учебные стенды, изготовленные из деревянных щитов, фанеры или древесностружечных или древесноволокнистых плит. Для более глубокого освоения этого раздела за счет времени, отводимого из компонента образовательного учреждения следует организовывать технологическую практику школьников. Тематически она может быть связана с ремонтом оборудования, школьных помещений и их санитарно-технических коммуникаций: ремонт и окраска стен, восстановление или замена кафельных или пластиковых покрытий, ремонт мебели, профилактика и ремонт санитарно-технических устройств и др.

Содержание обучения черчению и графике, которое задано обязательным минимумом, в программе представлено двумя вариантами. Сведения и практические работы по черчению и графике, как фрагмент содержания, введены почти во все технологические разделы и темы программы. Кроме того, черчение и графика дополнительно изучаются как обобщающий курс в 9 классе.

Занятия по направлению «Технология» проводятся на базе мастерских по обработке древесины, металла или комбинированных мастерских. Они должны иметь рекомендованный Министерством образования РФ набор инструментов, приборов, станков и оборудования.

Большое внимание должно быть обращено на обеспечение безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций. Особое внимание следует обратить на соблюдение правил электробезопасности. Недопустимы работы школьников с производственным оборудованием, которое не включено в перечень оборудования, разрешенного к использованию в общеобразовательных учреждениях. Не допускается применение на занятиях самодельных электромеханических инструментов и технологических машин. Также не разрешается применять на практических занятиях самодельные электрифицированные приборы и аппараты, рассчитанные на напряжение более 42 В.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов.

Цели

Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
  2. овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
  3. развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  4. воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
  5. получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на этапе общего образования 245 часов для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология». В том числе: в V, VI и VII классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. В VIII классе – 35 часов

Программа разработана для обучения школьников с V по IX класс с учетом использования времени национально-регионального компонента (35 часов в восьмом классе) и компонента образовательного учреждения (70 часов в девятом классе) и рассчитана на 350 часов.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются:

  1. Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
  2. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;
  3. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  4. Выбор и использование средств представления информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта, и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
  5. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
  6. Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;
  7. Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь – владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач. Результаты обучения сформулированы в требованиях в обобщенном виде и являются инвариантными по отношению к направлению технологической подготовки учащихся.

Ожидаемые результаты обучения по данной примерной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

Предварительный просмотр:

Тематический план

5 – 9 классы

Разделы и темы

Количество часов

класс

1.1. Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации

Технологии изготовления изделий из плоскостных деталей

Технологии изготовления изделий с использованием деталей призматической и цилиндрической форм

Технологии изготовления изделий с использованием сложных соединений

1.2. Технологии создания изделий из металлов на основе конструкторской и технологической документации

Технологии изготовления изделий из тонколистового металла и проволоки

Технологии изготовления изделий из сортового проката

Технологии изготовления изделий с использованием точеных деталей

Технологии обработки конструкционных материалов

1.3. Графическое представление и моделирование

Механизмы технологических машин

Сборка моделей технологических машин

из деталей конструктора по эскизам и чертежам

Сборка моделей механических устройств автоматики по эскизам и чертежам

Сложные механизмы

Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения .

1.5. Технология создания изделий из пластмасс

Изготовление изделий из пластмасс. Способы переработки отходов их пластмасс.

II. Электротехнические работы.

Электромонтажные работы

Простейшие электрические цепи с гальваническим источником тока

Устройства с электромагнитом

Устройства с элементами автоматики

Электропривод

Простые электронные устройства

III. Технологии ведения дома.

Мелкий ремонт и уход за одеждой и обувью

Эстетика и экология жилища

Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов.

Ремонтно-отделочные работы в доме

Ремонт элементов систем водоснабжения и канализации.

Введение в предпринимательскую деятельность

IV. Черчение и графика

Техника выполнения чертежей и правила их оформления

Геометрические построения

Чтение и выполнение чертежей, эскизов и схем

Сечения и разрезы

Сборочные чертежи

V. Современное производство и профессиональное образование

Сферы производства и разделение труда

Профессиональное образование и профессиональная карьера

VI. Творческая, проектная деятельность

Итого

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

5 класс

№ урока

Кол - во часов

СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ КОНСТРУКЦИОННЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

1 - 2

Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины

3 - 4

Пиломатериалы. Древесные материалы

5 - 6

Графическая документация

7 - 8

Этапы создания изделий из древесины. Разметка заготовок из древесины

9 - 10

Пиление столярной ножовкой

11 - 12

Строгание древесины

13 - 14

Сверление отверстий. Соединение деталей гвоздями и шурупами

15 - 16

Склеивание и зачистка изделий из дерева

17 - 18

Выжигание изделий по дереву

19 - 20

Выпиливание изделий из дерева. Лакирование изделий из дерева

21 - 22

Организация рабочего места для ручной обработки металлов

23 - 24

Тонколистовой металл и проволока. Изображение деталей из металла

25 - 26

Правка заготовок из тонколистового металла. Разметка. Резка

27 - 28

Правка и резка проволоки. Гибка тонколистового металла и проволоки

29 - 30

Опиливание тонколистового металла и проволоки

31 - 32

Нарезание резьбы

33 - 34

Пробивание отверстий. Сверление отверстий

35 - 36

Соединение деталей из тонколистового металла

37 - 38

Отделка изделий из металла

39 - 40

Понятие о механизме

41 - 42

Понятие о машине

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

43 - 44

Организация рабочего места. Правила электробезопасности

45 - 46

Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ

47 - 48

Приёмы монтажа установочных изделий

49 - 50

Условные обозначения и чтение простой электрической схемы

ТЕХНОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ ДОМА

51 - 52

Уход за половыми покрытиями и лакированной мебелью. Средство ухода за мебелью

53 - 54

Уход за окнами, способы их утепления

55 - 56

Выбор темы проектов.

57 - 58

59 - 60

61 - 62

Выполнение эскиза изделия

63 - 66

Изготовление деталей

67 - 68

Сборка и отделка изделия

69 - 70

Всего за учебный год

Предварительный просмотр:

Календарно - тематический план

6 класс

№ урока

Кол - во часов

СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ КОНСТРУКЦИОННЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Технология создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации

Вводное занятие.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Заготовка древесины.

Строение древесины.

Пороки древесины.

Производство и применение пиломатериалов.

Производство и применение листовых материалов.

7 - 8

Охрана природы в лесной и деревообрабатывающей промышленности.

9 - 10

Основы конструирования и моделирования изделий из дерева.

11 - 12

Изготовление призматических деталей ручным инструментом.

13 - 14

Организация рабочего места токаря

15 - 16

Ручные инструменты и приспособления для точения на токарном станке

17 - 18

Изготовление деталей цилиндрической формы на токарном станке

19 - 20

Художественная обработка изделий из древесины. Окрашивание изделий из древесины.

Технология создания изделий из металлов на основе конструкторской и технологической документации

21 - 22

Металлы и сплавы. Основные способы обработки металлов

23 - 24

Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля.

25 - 26

Графическое изображение сортового проката. Размета.

27 - 28

Резание заготовок слесарной ножовкой.

29 - 30

Рубка металла.

31 - 32

Инструмент для опиливания металла. Опиливание металла.

33 - 34

Сверление. Инструмент для сверления.

35 - 36

Заклепочные соединения.

37 - 38

Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов в республике Коми.

Машины и механизмы. Графическое представление и моделирование

39 - 40

Технологические машины. Виды зубчатых передач. Условные графические обозначения.

41 - 42

Сборка модели механизма с зубчатой передачей

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

43 - 44

Электромонтажные работы с использованием пайки. Виды проводов, припоев, флюсов.

45 - 46

Инструмент для электромонтажных работ. Установочные изделия.

47 - 48

Оконцевание, соединение и ответвление проводов механическим способом.

49 - 50

Оконцевание, соединение и ответвление проводов с использованием пайки.

ТЕХНОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ ДОМА

51 - 52

Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере.

53 - 54

Выполнение эскиза жилого помещения и элементов интерьера.

ТВОРЧЕСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

55 - 56

Выбор темы проектов.

57 - 58

Обоснование конструкции и этапов её изготовления

59 - 60

Технические и технологические задачи, пути их решения

61 - 62

Выполнение эскиза изделия

63 - 66

Изготовление деталей

67 - 68

Сборка и отделка изделия

69 - 70

Презентация изделия и защита проекта

Всего за учебный год

Предварительный просмотр:

Календарно - тематический план

7 класс

№ урока

Кол - во часов

СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ КОНСТРУКЦИОННЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Технология создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации

Введение. Техника безопасности.

Физические и механические свойства древесины

Пороки древесины.

Сушка древесины. Оценка влажности

Конструкторская документация на изделие с конической и фасонной поверхностью.

Разработка конструкции и выполнения чертежа изделия

7 - 8

Пиление древесины вдоль волокон. Заточка деревообрабатывающих инструментов

9 - 10

Основные виды столярных соединений. Разметка, запиливание шипов и продукции

11 - 14

Долбление проушин и гнёзд.

15 - 16

Сборка шипового соединения

17 - 18

Соединение деталей с помощью нагелей, шкантов

19 - 20

Свойства древесины и их влияние на обработку. Контрольная работа

Технология создания изделий из металлов на основе конструкторской и технологической документации

21 - 22

Общие сведения о металлах и сплавах. Классификация сталей. Термическая обработка сталей.

23 - 24

Виды стали и её применение

25 - 26

Чертежи деталей, изготовленных на токарном и фрезерном станках

27 - 28

Назначение и устройство токарно-винторезного станка ТВ-6

29 - 30

Технология токарных работ по металлу

31 - 32

Устройство горизонтально-фрезерного станка

33 - 34

Понятие о резьбе. Элементы, виды и резьбы

35 - 36

Нарезание наружной и внутренней резьбы

37 - 38

Художественная обработка металла. Контрольная работа

Машины и механизмы. Графическое представление и моделирование

39 - 40

Механические автоматические устройства, их условное обозначение на схемах.

41 - 42

Чтение схем механических устройств регулирования уровня жидкости и температуры.

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

43 - 44

Принцип работы и способы подключения предохранителей. Схема квартирной электропроводки.

45 - 46

Работа счетчика электрической энергии. Пути экономии электрической энергии.

47 - 48

Преобразование неэлектрических величин в электрические сигналы. Виды датчиков.

49 - 50

Элементы автоматики в бытовых электротехнических устройствах. Простейшие схемы устройств автоматики.

51 - 52

Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека.

ТЕХНОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ ДОМА

53 - 54

Характеристика систем коммуникаций в жилом помещении. Правила их эксплуатации.

55 - 56

Способы определения места положения скрытой электропроводки. Правила пользования бытовой техникой.

ТВОРЧЕСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

57 - 58

59 - 60

Технические и технологические задачи, пути их решения

61 - 62

Выполнение эскиза изделия

63 - 66

Изготовление деталей

67 - 68

Сборка и отделка изделия

69 - 70

Презентация изделия и защита проекта

1 - 2

Применение и конструкция кулачковых, кривошипно-шатунных и рычажных механизмов в машинах. Условные обозначения механизмов.

3 - 4

Сборка моделей сложных механизмов

Декоративно-прикладное творчество

5 - 6

Традиционные виды декоративно-прикладного творчества народов России.

7 - 8

Виды декоративно-прикладного творчества народов Республики Коми.

9 - 10

Основной принцип художественно-прикладного конструирования.

11 - 12

Определение эстетических и эргономических требований к изделию.

13 - 14

Разработка эскизов изделий и их декоративное оформление.

15 - 18

Технология изготовления изделий с учетом свойств материалов.

19 - 20

Декоративная отделка изделия.

21 - 22

Презентация изделий.

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

23 - 24

Принцип работы двигателей постоянного и переменного тока.

25 - 26

Коммутационная аппаратура управления коллекторным двигателем.

27 - 28

Сборка модели электропривода с двигателем постоянного тока.

ТЕХНОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ ДОМА

29 - 30

Источники семейных доходов и бюджет семьи. Планирование расходов семьи.

31 - 32

Формирование потребительской корзины. Права потребителя и их защита.

33 - 34

Виды ремонтно-отделочных работ. Современные материалы.

35 - 36

Инструменты и приспособления малярных работ.

37 - 38

Назначение и виды обоев и клеев. Технология наклейки обоев встык и внахлест

39 - 40

Схемы горячего и холодного водоснабжения. Система канализации в доме.

41 - 42

Виды инструментов и приспособлений для санитарно-технических работ.

43 - 44

Устройство водоразборных кранов и вентилей. Монтаж кранов и смесителей.

45 - 46

Причины протекания воды в кранах, вентилях и сливных бачках. Способы ремонта.

СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

47 - 48

Сферы и отрасли современного производства. Понятие о профессии, специальности и квалификации работника.

49 - 50

Деятельность производственного предприятия и предприятия сервиса.

51 - 52

Виды массовых профессий сферы производства и сервиса в республике.

53 - 54

Пути получения профессии.

ТВОРЧЕСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

55 - 56

Выбор темы проектов. Обоснование конструкции и этапов её изготовления

57 - 58

Рабочая программа по технологии 6 класс

Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии и Примерной программы основного общего образования по технологии для базового уровня.

Программа ориентирована на УМК «Технология. Трудовое обучение» рекомендованной Департаментом основного общего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2013г. Авторы программы: В.Д.Симоненко, Н.В. Синица.

Для обучения используются учебник Симоненко В.Д., Правдюк В.Н., Самородский П.С., Технология 6 класс. Вента-Граф, 2013 год.

Учебник включен в федеральный перечень учебников, рекомендован Министерством образования и науки РФ.

Материал изучается на базовом уровне.

Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей :

    освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

    овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

    развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

    воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

    получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Для проведения занятий по образовательной области «Технология» Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений на федеральном уровне в 6 классах еженедельно отводятся два часа учебных занятий при продолжительности учебного года 34 недели.

Требования к результатам обучения в 6 классе

Учащиеся должны знать:

санитарные требования к помещению кухни и столовой; пра вила работы с горячими маслами и жирами, мытья посуды;

общие сведения о значении минеральных солей и микроэле ментов в жизнедеятельности организма, о кулинарном значе нии, питательной ценности и химическом составе молока; спо собы определения качества молока, способы сохранения свеже го молока, технологию приготовления молочных супов и каш;

способы первичной обработки рыбы, технологию приготовления рыбной котлетной массы и рыбных полуфабрикатов, спо собы тепловой обработки рыбы;

виды жаренья продуктов, их отличительные особенности, посуду и инвентарь для жаренья;

правила варки крупяных каш различной консистенции, особенности приготовления блюд из бобовых и макаронных изде лий, соотношение крупы, бобовых и макаронных изделий и жидкости при варке каш и гарниров;

способы приготовления теста, виды пищевых разрыхлителей теста, технологию выпечки блинов, оладий, блинчиков;

правила санитарии, гигиены, безопасной работы с колю щим и режущим инструментом, с электрооборудованием, электронагревательными приборами;

способы получения натуральных волокон животного проис хождения, получение нитей из этих волокон в условиях пря дильного производства и в домашних условиях, свойства натуральных волокон животного происхождения, нитей и тканей на их основе, саржевые и атласные переплетения;

принцип действия механизмов преобразования движения, их обозначения на кинематических схемах; назначение, устройство и принцип действия регуляторов швейной машины;

композицию, ритм, орнамент, раппорт в вышивке, холод ные, теплые, хроматические и ахроматические цвета, способы увеличения и уменьшения рисунка;

эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования; к легкому женскому платью, материалы и отделки, приме няемые при изготовлении сорочек, правила снятия мерок и их условные обозначения, основные приемы моделирования сорочек, правила подготовки выкройки к раскрою;

назначение, конструкция, условные графические обозначе ния и технология выполнения следующих швов: настрочного с открытым срезом, настрочного с одним закрытым срезом, шва встык, накладного с двумя закрытыми срезами, основные тех нологические приемы обработки сорочки;

правила подготовки ткани к раскрою и технологию раскроя ткани, технологическую последовательность обработки сорочки;

Учащиеся должны уметь:

работать с бытовыми электроприборами, с моющими и чистящими химическими веществами, мыть посуду, применять мо ющие и дезинфицирующие средства для мытья посуды;

определять качество молока, проводить его тепловую обра ботку, готовить молочные супы и каши, оценивать качество го товых блюд;

определять качество рыбы, оттаивать мороженую и вымачи вать соленую рыбу, проводить первичную обработку рыбы, при готавливать рыбную котлетную массу с помощью мясорубки;

проводить первичную обработку круп, бобовых и макарон ных изделий; варить крупяные рассыпные, вязкие и жидкие каши, готовить запеканки, крупеники, котлеты, биточки из круп, варить бобовые и макаронные изделия;

приготавливать тесто и выпекать блины, оладьи, блинчики, варить компоты и кисели;

определять раппорт саржевого и атласного переплетения, лицевую и изнаночную стороны и дефекты ткани;

регулировать качество машинной строчки, устанавливать иглу в швейную машину, подбирать иглу и нить в зависимости от вида ткани, определять неполадки швейной машины, вызван ные неправильной установкой иглы, чистить и смазывать швей ную машину;

подбирать ткань и отделку для изготовления сорочек, снимать и записывать мерки, читать и строить чертежи сорочки, моделировать сорочку, подготавливать выкройки юбок к раскрою;

выполнять на швейной машине настрочной шов с открытым срезом, настрочной шов с одним закрытым срезом, шов встык, накладной шов с двумя закрытыми срезами, обрабатывать сорочку ;

готовить ткань к раскрою, выполнять экономную раскладку выкройки на ткани, раскраивать сорочку, подготавливать детали кроя к обработке, обрабатывать детали кроя, проводить примерку, определять и исправлять дефекты, выполнять окончательную отделку и определять качество гото вого изделия.

Содержание курса 6 класс

Эстетика пришкольного участка-8 часов.

Кулинария (14 час).

Физиология питания (2 час).

Минеральные соли и микроэлементы, содержание их в пищевых продуктах . Роль минеральных веществ в жизнедеятельности организма человека.

Значение солей кальция, калия, натрия, железа, йода для организма человека. Суточная потребность в солях.

Практические работы

Работа с таблицами по составу и количеству минеральных солей и микроэлементов в различных продуктах. Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в м инеральных солях и микроэлементах .

Варианты объектов труда.

Таблицы, справочные материалы.

Технология приготовления пищи (10 час).

Блюда из молока и кисломолочных продуктов

Основные теоретические сведения

Кулинарное значение молока и молочных продуктов. Виды молока и молочных продуктов. Питательная ценность и химический состав молока. Условия и сроки его хранения.

Значение кисломолочных продуктов в питании человека. Ассортимент кисломолочных продуктов. Виды бактериальных культур для приготовления кисломолочных продуктов.

Практические работы

Первичная обработка крупы. Определение качества молока. Приготовление молочного супа или молочной каши. Приготовление простокваши, кефира, творога в домашних условиях. Приготовление блюда из кисломолочных продуктов.

Варианты объектов труда

Молочный суп, молочная каша, кефир, сырники, запеканка из творога.

Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря

Основные теоретические сведения

Понятие о пищевой ценности рыбы и нерыбных продуктов моря. Возможности кулинарного использования рыбы разных пород. Технология и санитарные условия первичной и тепловой обработки рыбы.

Практические работы

Подбор инструментов и оборудования для разделки рыбы. Определение свежести рыбы органолептическим методом. Первичная обработка чешуйчатой рыбы. Варка и жаренье рыбы в целом виде, звеньями, порционными кусками. Определение готовности блюд из рыбы.

Варианты объектов труда.

Блюда из вареной и жареной рыбы.

Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий

Основные теоретические сведения

Виды круп и макаронных изделий. Правила варки крупяных рассыпных, вязких и жидких каш, макаронных изделий. Технология приготовления блюд из бобовых, обеспечивающая сохранение в них витаминов группы "B". Причины увеличения веса и объема при варке.

Практические работы

Подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изделий. Определение необходимого количества жидкости при варке каш различной консистенции и гарниров из крупы, бобовых и макаронных изделий.

Варианты объектов труда.

Каша гречневая, гарниры из риса и макаронных изделий.

Приготовление обеда в походных условиях

Основные теоретические сведения

Обеспечение сохранности продуктов. Посуда для приготовления пищи в походных условиях. Природные источники воды. Способы обеззараживания воды. Способы разогрева и приготовления пищи в походных условиях. Соблюдение мер противопожарной безопасности.

Практическая работа:

Расчет количества, состава и стоимости продуктов для похода.

Заготовка продуктов (2 час).

Основные теоретические сведения

Процессы, происходящие при солении и квашении. Консервирующая роль молочной кислоты. Сохранность питательных веществ в соленых и квашеных овощах.

Время ферментации (брожения) квашеных и соленых овощей до готовности. Условия и сроки хранения.

Практические работы

Первичная обработка овощей перед засолкой. Подготовка тары. Определение количества соли и специй. Засолка огурцов или томатов. Квашение капусты.

Варианты объектов труда.

Соленый огурец, квашеная капуста.

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (40 час).

Рукоделие. Художественные ремесла (10 час).

Лоскутное шитье

Основные теоретические сведения

Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута. Орнамент в декоративно-прикладном искусстве. Симметрия и асимметрия в композиции. Геометрический орнамент. Возможности лоскутного шитья, его связь с направлениями современной моды.

Практические работы

Изготовление эскиза изделия в технике лоскутного шитья. Подбор тканей по цвету, рисунку и фактуре, подготовка их к работе. Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги для выкраивания элементов орнамента. Раскрой ткани с учетом направления долевой нити. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. Использование прокладочных материалов.

Варианты объектов труда.

Прихватка, салфетка, диванная подушка.

Свободная роспись по ткани

Основные теоретические сведения

Приемы стилизации реальных форм. Элементы декоративного решения реально существующих форм. Художественные особенности свободной росписи тканей: построение композиции, колоритное решение рисунка. Приемы выполнения свободной росписи.

Практические работы

Выполнение статичной, динамичной, симметричной и асимметричной композиций. Зарисовка природных мотивов с натуры и их стилизация. Подбор тканей и красителей. Инструменты и приспособления для свободной росписи. Свободная роспись с применением солевого раствора. Закрепление рисунка на ткани. Создание композиции с изображением пейзажа для панно или платка в технике «свободной росписи» по ткани.

Варианты объектов труда.

Декоративное панно, платок, скатерть.

Элементы материаловедения (2 час).

Основные теоретические сведения

Натуральные волокна животного происхождения. Получение нитей из этих волокон в условиях прядильного производства и в домашних условиях. Свойства натуральных волокон животного происхождения, а также нитей и тканей на их основе.

Саржевые и атласные переплетения нитей в тканях. Понятие о раппорте переплетения. Влияние вида переплетения на драпируемость ткани.

Дефекты ткани. Сравнительные характеристики свойств хлопчато-бумажных, льняных, шелковых и шерстяных тканей.

Практические работы

Распознавание в тканях волокон и нитей из хлопка, льна, шелка, шерсти. Определение лицевой и изнаночной сторон тканей саржевого и атласного переплетений. Составление коллекции тканей саржевого и атласного переплетений.

Варианты объектов труда.

Образцы хлопчато-бумажных, льняных, шелковых и шерстяных тканей.

Элементы машиноведения (4 час)

Основные теоретические сведения

Назначение, устройство и принцип действия регуляторов бытовой универсальной швейной машины. Подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида ткани. Неполадки в работе швейной машины, вызываемые дефектами машинной иглы или неправильной ее установкой.

Практические работы

Регулировка качества машинной строчки для различных видов тканей. Замена иглы в швейной машине. Уход за швейной машиной, чистка и смазка.

Варианты объектов труда.

Швейная машина.

Конструирование и моделирование поясных швейных изделий (6 час).

Основные теоретические сведения

Эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к легкому женскому платью. Ткани и отделки, применяемые для изготовления юбок. Конструкции юбок. Мерки, необходимые для построения основы чертежа конической, клиньевой и прямой юбок. Прибавки к меркам на свободу облегания.

Условные графические изображения деталей и изделий на рисунках, эскизах, чертежах, схемах. Способы моделирования конических, клиньевых и прямых юбок. Форма, силуэт, стиль. Индивидуальный стиль в одежде.

Практические работы

Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение основы чертежа юбки в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Выбор модели юбки в зависимости от особенностей фигуры. Моделирование юбки выбранного фасона. Подготовка выкройки юбки к раскрою.

Варианты объектов труда.

Чертеж и выкройка юбки.

Технология изготовления поясных швейных изделий (18 час)

Основные теоретические сведения

Назначение и конструкция стачных, настрочных и накладных швов, их условные графические обозначения и технология выполнения. Особенности раскладки выкройки на ткани в клетку и в полоску. Способы обработки нижнего и верхнего срезов юбки. Особенности влажно-тепловой обработки шерстяных и шелковых тканей.

Практические работы

Раскладка выкройки, обмеловка и раскрой ткани. Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя. Обработка деталей кроя. Скалывание и сметывание деталей кроя. Подготовка юбки к примерке. Примерка юбки, выравнивание низа изделия, выявление и исправление дефектов, подгонка изделия по фигуре. Стачивание деталей изделия. Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Художественное оформление изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.

Варианты объектов труда.

Юбка коническая, клиньевая или прямая.

Технологии ведения дома (2 час)

Уход за одеждой и обувью, гигиена и косметика (2 час)

Основные теоретические сведения

Современные средства ухода за бельевыми изделиями, одеждой и обувью. Средства защиты от моли. Оборудование и приспособления для сухой и влажной уборки. Гигиена жилища. Личная гигиена и косметические средства.

Практические работы:

Удаление пятен с одежды. Ремонт одежды декоративными отделочными заплатами ручным и машинным способами. Закладка на хранение шерстяных и меховых изделий. Закладка на летнее хранение зимней обуви. Влажная уборка дома.

Варианты объектов труда.

Изделие, подлежащее ремонту, шерстяные изделия.

Электротехнические работы (2 час)

Электромонтажные работы

Основные теоретические сведения

Общее понятие об электрическом токе. Виды источников тока и потребителей электрической энергии. Правила электробезопасности и эксплуатации бытовых электроприборов. Индивидуальные средства защиты при выполнении электротехнических работ.

Виды соединения элементов в электрических цепях. Условное графическое изображение элементов электрических цепей на электрических схемах. Электроустановочные изделия. Виды проводов. Приемы монтажа установочных изделий.

Профессии, связанные с выполнением электромонтажных работ.

Практические работы.

Организация рабочего места, использование инструментов и приспособлений для выполнения электромонтажных работ. Выполнение механического оконцевания, соединения и ответвления проводов. Подключение проводов к патрону электрической лампы, выключателю, вилке, розетке. Сборка модели электроосветительного прибора из деталей электроконструктора. Оказание первой помощи при поражении электрическим током.

Учебно-тематический план.

Разделы и темы

ЭСТЕТИКА ПРИШКОЛЬНОГО УЧАСТКА

КУЛИНАРИЯ

Физиология питания

Технология приготовления пищи

Заготовка продуктов

СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Рукоделие. Художественные ремесла

Элементы материаловедения

Элементы машиноведения

Конструирование и моделирование швейных изделий

Технология изготовления швейных изделий

ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ДОМА

Композиция в интерьере. Особенности жилища.

Уход за одеждой и обувью. Гигиена и косметика.

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Электромонтажные работы

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Итого:

Ресурсное обеспечение программы.

-«Технология. 6 класс» В.Д.Симоненко, Правдюк В.Н., Самородский П.С М: Вента-Граф 2013 год.

-«Технология обработки ткани 6кл.» В.Н.Чернякова, М: «Просвещение», 2010 г.

-«Методика обучения технологии. 5-9 классы» А.К.Бешенков, Москва: Дрофа, 2004г.

Метод проектов в технологическом образовании школьников. И.А.Сасова. Москва: «Вентага-Граф, 2003г.

В.М.Казакевич. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии.М.: Дрофа, 2000

А.В.Марченко. Итоговая аттестация выпускников. Технология. М.: Просвещение, 2002

Аннотация

В пособии представлено развернутое тематическое планирование по технологии в 5-9 классах (вариант для мальчиков), составленное на основе Примерной программы общего образования в соответствии с авторской программой и учебниками по технологии под редакцией В.Д. Симоненко. Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Пример из учебника

Главой целью школьного образования является развитие ребёнка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и компетенциями. Это определило цели обучения технологии:
– освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностность или общественно значимых продуктов труда;
– овладение обще трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного. и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
– развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
– воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
– получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
На основании требований стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время личностность ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

Рабочая программа по технологии. 5 класс 7
Пояснительная записка 7
Развернутое тематическое планирование. Вариант 1 10
Развернутое тематическое планирование. Вариант 2 22
Рабочая программа но технологии. 6 класс 32
Пояснительная записка 32
Развернутое тематическое планирование. Вариант 1 35
Развернутое тематическое планирование. Вариант 2 46
Рабочая программа по технологии. 7 класс 57
Пояснительная записка 57
Развернутое тематическое планирование 60
Рабочая программа по технологии. 8-9 классы 70
Пояснительная записка 70
Развернутое тематическое планирование. 8 класс (Вариант 1) 73
Развернутое тематическое планирование. 8 класс (Вариант 2) 87
Развернутое тематическое планирование. 9 класс 95

Вместе с этим также читают:

«Технология» 5-9 класс

Учебное электронное издание «Технология» (5-9) входит в серию «Библиотека электронных наглядных пособий» и предназначено для применения в учебном процессе учреждениями образования Российской Федерации, а также для самостоятельного использования учащимися дома, в библиотеке, медиацентре и т.д.

Издание подготовлено в соответствии с проектом Федерального компонента Государственного Стандарта общего образования по Технологии.

Электронное издание является органической частью комплекса средств обучения, разработанных для образовательной области Технология, учебники, таблицы, видео фильмы, слайды, транспаранты и т.д.

Программа курса «Технология» основывается на изучении школьниками основ политехнических знаний и приобретении умений по элементам техники, технологий, материаловедения, информационных технологий в их интеграции с декоративно-прикладным искусством.

Основными целями образовательной области «Технология» являются:

  • приобретение школьниками технологических знаний, выработка умений осваивать разнообразные способы и средства преобразования материалов, использовать энергию и информацию;
  • развитие творческих способностей учащихся на основе их природных задатков в процессе разнообразной практической деятельности;
  • создание условий для творческого решения школьниками практических задач, с которыми они могут встретиться в различных сферах своей деятельности, включая ведение домашнего хозяйства и проведение досуга;
  • способствовать становлению у учащихся активной гуманистической природосообразной жизненной позиции, ответственности за результаты своего труда, усвоению современной технологической культуры, воспитанию трудолюбия и культуры труда.

Обучение учащихся в образовательной области «Технология» строится на основе конкретных технологических процессов. Независимо от выбранных технологий во взаимосвязи с ними должно осваиваться общетрудовое содержание обучения по следующим сквозным тематическим линиям:

  • культура и эстетика труда;
  • получение, обработка, хранение и использование информации;
  • творческая проектная деятельность;
  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
  • история развития технологии и техники.

Решить поставленные перед образовательной областью «Технология» задачи в рамках традиционных методик преподавания достаточно сложно. Вместе с развитием содержания образования развиваются и методики преподавания. Одной из наиболее перспективных методик является применение в учебном процессе информационных компьютерных технологий. Они позволяют обогатить учебный процесс иллюстративным и справочным материалом, значительно расширяют зрительный ряд предъявляемой информации.

Данное электронное издание создано для учителя «Технологии» и ориентировано на содержание предмета, заложенное в действующий проект стандарта образования. Издание содержит дополнительную и расширяющую информацию к учебникам и учебным пособиям по предмету.

По своему назначению электронное издание многофункционально. Учитель получает обширный материал для подготовки к занятиям. Это особенно важно для школ, территориально удаленных от крупных культурных и образовательных центров страны. При наличии в школе соответствующих аппаратных средств учитель может организовать на занятиях широкую демонстрацию учебного материала.

Следует иметь ввиду, что между отдельными темами, разделами, и фрагментами нет логической взаимосвязи. Содержание диска представляет собой обширную базу данных, которая может быть использована учителем при построении различных методик проведения занятий. Кроме того, структурная организация диска позволяет учителю постоянно дополнять имеющиеся разделы собственными иллюстративными и справочными материалами.

Учебные материалы с учетом школьной программы структурированы по следующим разделам:

  1. ОБРАБОТКА ДЕРЕВА

1.1. Древесные материалы
1.1.1. Натуральная древесина
1.1.2. Искусственные древесные материалы
1.1.3. Дефекты в древесных материалах
1.2.Инструменты для обработки древесины
1.2.1. Верстаки
1.2.2. Маркировочные, измерительные инструменты, приспособления
1.2.3. Режущие и профилирующие инструменты
1.2.4. Механизмы и инструменты для сверления отверстий
1.2.5. Инструменты и детали для крепежа
1.2.6. Инструменты для отделки деталей и изделий из древесины
1.2.7. Электрифицированные инструменты.
1.2.8. Технологические машины
1.3. Технологии обработки древесных материалов
1.3.1. Работы с ручными механическими инструментами
1.3.2. Работа с электрифицированными инструментами и на станках
1.3.3. Соединение деталей.
1.3.4. Отделка деталей и изделий
1.4. Художественная обработка дерева
1.4.1. Резьба
1.4.2. Роспись
1.4.3. Точение
1.4.4. Инкрустация

  1. ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ

2.1. Инструменты для обработки металла
2.1.1. Измерительные и разметочные инструменты
2.1.2. Инструменты для резки металла
2.1.3. Инструменты, элементы крепежа и материалы для соединения деталей
2.1.4. Металлорежущие станки
2.2. Технологии обработки металлов.
2.2.1. Ручное резание и опиливание
2.2.2. Обработка давлением
2.2.3. Сверление, точение, фрезерование, строгание, шлифование.
2.2.4. Механическое соединение деталей.
2.2.5. Пайка и сварка.
2.2.6. Термическая обработка.
2.3. Машиноведение
2.4.1. Основные виды механизмов
2.4.2. Технологические машины
2.4. Художественная обработка металлов
2.5.1. Чеканка
2.5.2. Дифовка (выколотка)
2.5.3. Электрохимическая обработка
2.5.4. Просечка металлов
2.5.5. Ковка, литье

  1. КУЛИНАРИЯ

3.1. Основы рационального питания
3.1.1. Физиология питания
3.1.2. Пищевая ценность продуктов
3.2. Обработка пищевых продуктов
3.2.1. Механическая обработка
3.2.2. Тепловая обработка
3.3. Технология приготовления
3.3.1. Первые блюда
3.3.2. Закуски
3.3.3. Вторые блюда
3.3.4. Напитки
3.3.5. Изделия из теста
3.3.6. Оформление блюд
3.4. Сервировка стола и этикет
3.4.1. Сервировка стола
3.4.2. Этикет

  1. РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ И ПОДЕЛОЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

4.1.материаловедение
4.1.1. Происхождение волокон
4.1.2. Производство тканей
4.1.3. Виды переплетений
4.1.4. Отделочные, прокладочные, утепляющие материалы
4.2. Машиноведение
4.2.1. История швейной машины
4.2.2. Швейная машина
4.3. Конструирование и моделирование одежды
4.3.1. История костюма
4.3.2. Системы конструирования
4.3.3. Моделирование
4.4. Технология изготовления швейных изделий
4.4.1. Стежки, строчки, швы
4.4.2. Машинные швы
4.4.3. Влажно-тепловая обработка
4.4.4. Технология обработки швейных изделий
4.5. Рукоделие
4.5.1. Вышивка
4.5.2. Вязание
4.5.3. Плетение
4.5.4. Роспись по ткани
4.5.5. Работа с мехом и кожей
4.5.6. Лоскутное шитье

  1. ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ДОМА

5.1. Интерьер
5.1.1. История интерьера
5.1.2. Основные элементы
5.1.3. Цвет и свет
5.1.4. Состав и Функциональное назначение
5.2. Ремонтно-строительные работы
5.2.1. Подготовка к ремонту стен, потолков, деревянных и металлических поверхностей
5.2.2. Окраска стен, потолков, дверей и оконных рам
5.2.3. Отделка стен и потолков обоями
5.2.4. Укладка напольных виниловых и ковровых покрытий
5.2.5. Укладка плитки
5.3. Санитарно-технические работы
5.3.1. Схема и состав систем водоснабжения и канализации
5.3.2. Инструменты, приспособления и детали для ремонта
5.3.3. Технологии ремонта водоснабжения и канализации.

  1. ЭЛЕКТРОТЕХНИКА

6.1. Электрическая цепь
6.1.1. Условные графические обозначения
6.1.2. Схемы электрических цепей осветительных электроустановок
6.2.Электромонтажные работы
6.2.1. Инструменты для электромонтажных работ
6.2.2. Элементы электрической цепи жилого помещения
6.2.3. Технологии монтажа и ремонта элементов квартирной электрической цепи
6.3. Химические источники и электрические машины
6.3.1. Аккумуляторы
6.3.2. Генераторы
6.3.3. Электрические двигатели
6.4. Электронные устройства
6.4.1. Схемы простых электронных устройств
6.4.2. Бытовая техника

Базу данных электронного издания составляют информационные материалы, позволяющие проиллюстрировать каждую тему указанных разделов.

Исходными материалами для наполнения базы данных являются изображения и схемы инструментов, станков, видов трудовой деятельности, произведения декоративно — прикладного искусства, видео фрагменты, иллюстрирующие разные виды работ, анимация производственных процессов.

Каждый объект базы данных мультимедиа каталога атрибутируется не только по таким характеристикам как название, автор, время создания. Оно «привязано» к конкретным темам курса учебной программы. Один и тот же объект мультимедиа каталога может быть использован учителем как наглядный материал при объяснении разных тем.

Кроме того, создан набор готовых наглядных пособий (лекций) по темам учебного курса, который преподаватель может использовать на уроках, беря за основу сопроводительного материала прилагаемые методические рекомендации или сообразуясь с собственным опытом преподавания. Такие пособия (лекции) включают заранее подготовленные, расположенные в определенном, методически обоснованном, порядке информационные объекты мультимедиа каталога.

Имеется возможность копирования текста или другой иллюстрации с компакт-диска для дальнейшей распечатки для использования распечатанного материала в качестве раздаточного на уроке.

Для корректной работы электронного издания необходим компьютер, удовлетворяющий следующим требованиям:

  • Процессор Pentium 450;
  • оперативная память 64 Мб;
  • видеоадаптер с видеопамятью не менее 8 Мб;
  • монитор с разрешением 800х600 пикселов, 16-bit цветности;
  • привод для компакт-дисков CD-ROM не менее 12;
  • операционная система Windows 2000.

Основная задача интерфейса электронного издания – обеспечить пользователю комфортную среду для активной творческой работы.

Поскольку одной из целей электронного издания является предоставление учителю материалов по курсу «Технология» для подготовки наглядных материалов к уроку, в электронное издание включен каталог с поисково-справочной системой, редактор для подготовки наглядных материалов (лекций), а также программа-реализатор для демонстрации лекций.

  1. Мультимедиа каталог — база данных мультимедиа компонентов. Информационные объекты, включенные в библиотеку каталога атрибутируются по: названию, автору, дате создания, разделу, теме и параграфу курса учебной программы, ключевым словам.
  2. Редактор – инструмент для самостоятельного создания электронных наглядных пособий (лекций).
  3. Лекции – средства для презентации самостоятельно созданных или поставляемых с изданием на диске наборов электронных наглядных пособий.

Кроме того, электронное издание содержит:

  • словарь терминов;
  • справочные материалы по персоналиям;
  • библиографию;
    список интернет-ресурсов;
  • блокнот для работы с текстовой информацией по объектам;
  • портфель для самостоятельной работы с графическими, видео объектами, интерактивными иллюстрациями;
  • средства поиска объектов по разнообразным критериям.

Практика применения компакт-дисков (CD-ROM) в учебном процессе показывает, что CD-ROM вносит корректировку в систему приемов, применяемых преподавателем в русле традиционных методик. Это объясняется и несопоставимо большим объемом визуальной и аудиоинформации, предоставляемой CD, интересом современных школьников к мультимедийным технологиям, и возможностью для учителя применять интересные методические приемы, уделять больше внимания развитию творческих способностей учеников.

Как может учитель, ведущий соответствующий курс, организовать работу с помощью нового CD-ROMа? Остановимся на нескольких этапах урока.

Проведение предварительного контроля знаний учащихся в образовательной области «Технология»

На этом этапе работы чрезвычайно важно соблюсти корректность, то есть не стремиться продемонстрировать ученикам степень их незнания, а попытаться показать, что те знания, которые они получат в курсе «Технологии», расширят их представления о том, как в течение столетий люди изменяли мир вокруг себя, как происходило развитие техники и технологий в различных сферах деятельности человека.

Учитель может задать, например, такие вопросы:

Из какой части растения получают льняное волокно?

Назовите известные вам виды инкрустаций?

Почему ушко в машинной игле находится около ее острия, а не вблизи тупого конца как в ручной швейной игле?

Трудно рассчитывать на то, что ответы учеников будут исчерпывающими. Но именно здесь и можно продемонстрировать одну из важных функций CD-ROMа – поиск по заданному слову. Для ответа на вопросы учителя один из учеников (или поочередно несколько учеников) запросят информацию соответственно на слова «лен», «инкрустация», «игла» и т.п. и через несколько секунд получат информацию, достаточную для того, чтобы ответить на вопросы.

Представляется, что такой урок может быть не менее интересным, чем просто рассказ учителя о значении курса «Технология», хотя, конечно, одно не исключает другого.

Использование электронного издания на традиционном занятии

Изучение тем курса «Технология» проводится в соответствии с задачами, выдвинутыми программой, и учебным планом. Для выполнения этих задач можно пойти традиционным путем: использовать материалы диска как справочные и иллюстративные при подготовке к очередному занятию, сопровождая рассказ последовательным включением тех или иных изображений, видеосюжетов или интерактивных иллюстраций. Тем более, что с целью экономии времени учителей, в диск включены несколько наборов готовых наглядных материалов по ряду обязательных тем программы:

Виды ткацких переплетений
Рукоделие
Создание театрального костюма
Украшение блюд
Художественная обработка дерева
Художественная обработка металлов
и др.

Раздел диска «Механическая обработка овощей» необходим учащимся начиная с 5-го класса, когда проводятся практические занятия по приготовлению салатов из сырых овощей, вторых блюд из овощей и т.д. Электронное пособие содержит уникальный материал, в котором показаны не только различные способы нарезки овощей (соломкой, брусочками, дольками, спиралькой и др.), но и правильные безопасные приемы выполнения нарезки в динамике с использованием специальных приспособлений.

Такой вариант отличается от демонстрации художественного альбома или включения магнитофона лишь тем, что все материалы собраны компактно в одном месте.

Компакт-диск предоставляет также возможность интерактивных игровых действий учащегося при выполнении самостоятельных упражнений. Примером такого задания является сервировка стола. На экране слева расположен стол, который необходимо сервировать, а справа – посуда и столовые принадлежности. Учащийся должен перенести изображения столовых приборов с помощью «мыши» на стол в требуемую позицию. Если ученик «положил» вилку или ложку неправильно, то она вернется на правую сторону экрана. Такая игра занимательна и полезна одновременно.

Творческое использование материалов, предлагаемых электронным изданием

Главная методическая особенность настоящего электронного издания — в предоставлении учителям и ученикам возможности поиска самостоятельных решений, не выходя за рамки программы по «Технологии». База данных мультимедиа каталога электронного издания, в данном случае, является основой для создания преподавателями «собственных» электронных наглядных пособий (с возможностью фильтрации материала по тому или иному параметру) для использования на уроках с помощью программы-реализатора, включенной в диск для осуществления демонстрации самостоятельно подготовленных наглядных пособий.

Представляется, что в том случае, когда учитель использует CD-ROM, он должен поставить перед собой и перед учениками дополнительную задачу: обучение поиску информации, а значит приобретения знаний, с помощью CD-ROMа.

Кажется очевидным, что работа с CD-ROMом требует меньше затрат времени, а поиск нужной информации осуществляется проще, но, что самое главное, эта информация доступна учителю и ученику независимо от географического положения школы, где они работают и учатся.

И если распределение информации в рамках курса сделано программой, то распределение умений поиска и сбора нужной информации по урокам может сделать сам учитель. Для этого, разумеется, он должен предварительно сам освоить CD-ROM: и по содержанию, и по функциональным возможностям. Необходимо ознакомиться с содержанием диска в полном объеме, чтобы иметь представление о возможностях его использования в учебном процессе. Сделать это можно, руководствуясь инструкцией, находящейся на диске и контекстной подсказкой в каждом интерфейсе издания (кнопка «Помощь»).

По нашему представлению, на первых уроках учащимся было бы полезно овладеть следующими умениями:

1.Умение из основного интерфейса выйти в тот компонент CD-ROMа, где может находиться интересующая информация.

2.Умение воспользоваться функцией «Поиск» в том случае, когда отсутствует представление о том, в каком тематическом разделе находится искомая информация.

3.Более сложное умение работать с Редактором, то есть создавать собственные наглядные пособия.

Овладение перечисленными умениями целесообразно на первых занятиях, когда работа с диском проводится в основном учителем или вместе с учителем. Так, например, для того, чтобы новый термин, введенный в рассказ учителя, был воспринят и усвоен, будет лучше, если ученики смогут прочитать его определение на экране. Для этого нужно показать, как в разделе «Справочники», «Словарь терминов» найти нужную информацию.

Конечно, часть учеников старших классов, особенно живущих в больших городах, с детства играют в компьютерные игры и пользуются Интернетом. Они владеют компьютером и легко сами справятся с любым CD-ROMом. Наши рекомендации адресованы преимущественно той школе, тому учителю и ученику, которые только осваивают новые мультимедийные технологии.

Самая интересная и творческая работа, которая возможна с использованием CD-ROMа это работа в разделах «Редактор» и «База данных». Пользователю получает возможности:

— самостоятельно подбирать экспонаты по избранной теме или проблеме в новую лекцию;
— пополнять мультимедиа каталог новыми экспонатами, в том числе и через Интернет;
— готовить свои комментарии к мультимедиа экспонатам, если предлагаемые кажутся недостаточными или, наоборот, избыточными;
— разрабатывать и сохранять собственные шаблоны для наглядных пособий и контрольных карточек;
— сохранять необходимую информацию, создавая персональные наборы наглядных пособий (лекций) учителей и учеников.

Наборы информационных объектов мультимедиа каталога, создаваемые пользователем, называются «Портфели». Каждый пользователь может создать один или несколько «Портфелей». В любой момент содержимое «Портфеля» может быть удалено пользователем.

Поможет преподавателю и «Блокнот», куда пользователь может последовательно помещать текстовые материалы.

Названные возможности работы предполагают использование на уроках элементов исследовательской, аналитической работы учащихся, когда им предлагаются не готовые формулировки, а материал для анализа.

Простота работы с данным компакт-диском позволяет учителю проводить уроки так называемой открытой методики, когда учитель рассказывает ученикам, как он готовил урок. Это будет способствовать выработке у учащихся более сложных умений, связанных не только с поиском информации, но и с ее отбором, фильтрацией и компиляцией. Такое методическое решение будет своеобразной подготовкой учеников к выполнению самостоятельных творческих заданий с помощью компакт-диска.

Творческие задания могут выполняться на уроке, дома и в качестве контрольных заданий. Предполагается, что в этих случаях формулировки заданий должны несколько отличаться от формулировок программы, находиться как бы на пересечении тем, ограниченных теми или иными условиями.

Разумеется, первые лекции должны быть очень простыми и составленными из материалов, присутствующих на CD-ROMе. Когда эта процедура будет освоена, то станут возможными и задания на составление более сложных лекций, например, с введением информации из Интернета или других источников.

Возможен и такой вариант, когда составленные дома (или во внеурочное время на школьном компьютере) лекции становятся материалом очередного занятия. Тогда учитель корректирует, при необходимости, материал, собранный учеником.

Интересное использование материалов диска возможно и на этапе контроля, как промежуточного, так и итогового. Учитель может приготовить несколько вариантов контрольных заданий или даже индивидуальное задание каждому ученику. Это задания, построенные по принципу занимательной викторины, веселого теста и т.д. Оценка работы ученика в этом случае может складываться из двух показателей. Первое – правильность ответа. Второе – умение исправить допущенную ошибку, используя возможности диска. Таким образом, в конце курса учитель сможет проверить не только то, какой содержательный материал был усвоен учениками, но и то, какими умениями работы с CD-ROM’ом они овладели.

Авторам представляется, что педагогический эффект от творческих заданий, выполненных с помощью компакт-диска, может быть двойным. Во-первых, это приобретение знаний, необходимых каждому современному молодому человеку для полноценного общения в своей среде, а также и в мире взрослых, а во-вторых, усвоение приемов работы с мультимедийным продуктом, обучение поиску нужной информации, умению логически рассуждать и действовать в рамках некоторого данного объема информации.

Рассмотрим пример, как можно воспользоваться информацией электронного диска на занятиях по конструированию одежды. Лучше всего начать занятие с истории данного элемента одежды. Для этого на диске представлены характерные модели одежды 17-20 веков, лучшие образцы костюмов, признанные классическими произведениями декоративно-прикладного искусства. Учащиеся могут рассмотреть основные особенности стилевых решений одежды, сравнить силуэты, фактуру тканей, крой, цветовое решение, виды отделки одежды разных времен. Это формирует у учащихся представление о стиле вообще и конкретном временном направлении моды. При конструировании и моделировании одежды и при выполнении творческого проекта эти сведения будут крайне полезны.

От точного измерения фигуры зависит качество изделия. Поэтому очень важно сформировать правильные приемы измерения фигуры человека. На изображении наглядно показано положение сантиметровой ленты. Его можно использовать как учителю во время объяснения нового материала, так и учащимися при проведении практической работы по снятию мерок.

На материалах этого раздела диска можно быстро показать разницу между коническими юбками в зависимости от коэффициента расширения, их отличие от прямых и клиньевых юбок. Демонстрация поэтапного способа построения основы чертежа юбки и брюк с подробным описанием помогут учащимся выполнить эту непростую практическую работу.

Электронный диск окажет учителю неоценимую помощь в эстетическом воспитании учащихся. В разделах «Художественная обработка дерева», «Художественная обработка металлов», «Рукоделие» учитель найдет большое количество иллюстраций произведений декоративно-прикладного искусства: инкрустация и резьба по дереву, чеканка по металлу, узоры вышивки, прекрасные орнаменты павлово-посадских платков и вологодского кружева. Произведениями искусства представлены также история костюма и история интерьера.

Интерьер – это сравнительно новый раздел «Технологии», по которому практически отсутствуют методические материалы. Диск предоставляет учителю обширный материал по истории интерьера, вариантам оформления интерьера кухни, гостиной, детской комнаты, кабинета, спальни, приведены примеры использования в оформлении интерьера комнатных растений, различных светильников, произведений декоративно-прикладного искусства.

Поскольку «Технология» интегрирует в себе знания, полученные учащимися в других образовательных областях, может быть полезным использование компакт-дисков других школьных предметов, таких как химия, биология, изобразительное искусство и др.

Для скачивания У чебного электронного издания «Технология», предназначеного для применения в учебном процессе с целью предоставления учителю дополнительных материалов по курсу «Технология».