Учебно-методический материал на тему: Приемы привлечения и удержания внимания обучающихся на уроке. Психология внимания

Способы привлечения внимания

Одной из задач вступления является привлечение внимания слушателей, пробуждение их интереса к дальнейшей речи.

Давайте рассмотрим пять надежных способов привлечения внимания аудитории в самом начале выступления, которыми можно пользоваться и в других обстоятельствах.

Скажите что-то, что вызовет потрясение

Это дает великолепные результаты, особенно если аудитория индифферентна, апатична и мало интересуется темой выступления. Чтобы понять, каким должно быть ваше высказывание, вспомните заголовки газет, публикующих известия о сенсациях. Это сработает, как разорвавшаяся бомба, а слушатели поймут, что во время вашего выступления может произойти что-то важное. Можно использовать также утверждения, содержащие заведомые преувеличения.

Момент изумления

Извлеките преимущество из информации, родившейся в контексте вашего доклада или места проведения мероприятия, воспользуйтесь приемом преувеличения и превратите эту информацию в момент изумления. Преимущество этого способа в том, что он способен расшевелить аудиторию, а если слушатели не среагируют, то вам не будет стыдно. Тот факт, что этот момент имеет место во время выступления, означает, что слушатели не обязаны смеяться, как в случае шутки. Если они засмеются, прекрасно; ваш результат превзошел ожидания. Если слушатели не засмеются, то вы продолжите свою речь как ни в чем ни бывало.

Интересная история

Как правило, людям нравится слушать занимательные истории. Это простая и крайне действенная тактика: начать с хорошей истории. Люди начинают интересоваться рассказчиком. А затем вы переходите к теме выступления и получаете внимательную аудиторию, слушающую ваше выступление. Однако тщательно подбирайте историю, которая должна быть не только интересной, но и иметь непосредственное отношение к текущей теме. История, рассказанная просто ради нее самой, никак не связанная с регламентом, может вызвать раздражение и даже протест аудитории. Избегайте также широко известных историй, которые постоянно рассказывают консультанты и ораторы, поскольку это может вызвать потерю интереса у слушателей и ослабить воздействие вашего выступления.

Рефлексия

Воспользуйтесь рефлексией – идеей или утверждением, являющимся результатом глубоких и тщательных размышлений; это может побудить слушателей к поиску ответов. Желательно, чтобы эти размышления были прямо или косвенно связаны с вашим выступлением, чтобы обеспечить взаимосвязь всей информации. Пока аудитория будет думать о том, как отреагировать на плоды ваших раздумий, вы продемонстрируете их связь с темой, и люди будут вовлечены в ваши рассуждения.

Польза для слушателей

Аудитория настроена слушать внимательно, если чувствует, что сможет получить от выступления что-то полезное для себя. Если люди ощутят элемент выгоды, безопасности, престижа или профессионального роста или, например, смогут подтвердить свои философские убеждения, они отнесутся к вашему выступлению с вниманием и интересом. Всегда думайте о пользе для слушателей и говорите об этой пользе в самом начале выступления. Это прекрасный способ завоевать всеобщее внимание и интерес.

Другие хорошие способы начать выступление

Сослаться на какое-нибудь событие

Это один из самых распространенных и подходящих способов начать речь. Вы можете упомянуть событие, ради которого люди собрались в этом месте, включив, таким образом, всех присутствующих в свое послание. Вы можете также напомнить причину встречи, обстоятельства, сопутствующие событию, людей, проводящих мероприятие, или сделать некоторые комментарии, четко описывающие происходящее, используя это в качестве вступления.

Бывший президент Бразилии Жаниу Куадрос, произнося одну из лучших речей за всю свою карьеру, для того чтобы начать ее, воспользовался методом отсылки к событию: «Мы, правительство, вооруженные силы и огромное количество собравшихся, пришли сегодня сюда, чтобы салютовать тебе, флаг нашей Родины! Размышляя о тебе, мы вспоминаем нашу историю, удивительную последовательность жертв, мечтаний, разочарований и возрожденной веры, героических подвигов и плодотворного труда…»

Дайте определение термину, идее, философии или ситуации

Хороший способ начать речь – дать определения, в которых прямо говорится то, что вы хотите уточнить, или привести аналогии, облегчающие это уточнение.

Подытоживая все вышесказанное, ниже я хочу перечислить хорошие способы построения вводной части.

Вести себя так, чтобы это вызывало восхищение.

Отдать должное достоинствам вашего оппонента.

Похвалить аудиторию.

Пообещать быть кратким.

Продемонстрировать знание своего предмета.

Рассказать интересную историю.

Четко продемонстрировать полезность и релевантность темы.

Вовремя пошутить.

Сказать что-то, что вызовет потрясение.

Предложить поразмышлять.

Проявить нейтральность в противоречивых пунктах выступления.

Используйте любые другие способы, которые можно адаптировать к ситуации, в которой вы окажетесь.

Из книги Психологическая самоподготовка к рукопашному бою автора Макаров Николай Александрович

УРОК № 7. Тема: Концентрация внимания. Переключение внимания. Объемное зрение. Этот урок состоит из трех частей. Каждую из них необходимо осваивать отдельно.Концентрация вниманияЭта тема уже частично знакома тебе. Все предыдущие уроки содержат в себе соответствующую

Из книги Уроки обольщения автора Незовибатько Игорь

Урок 6 ИСКУССТВО ПРИВЛЕЧЕНИЯ Как женщины привлекают мужчин?Мы уже говорили, что будет лучше, если первый сигнал, с которого начинается знакомство, пошлет именно женщина. Мужчина, приняв ясный сигнал о вашей готовности к контакту, фокусирует свое дотоле рассеянное

Из книги Ты - богиня! Как сводить мужчин с ума автора Форлео Мари

Часть 2. Восемь секретов привлечения мужчин Доверяйте тому тихому внутреннему голосу, который говорит: «Это может сработать, и я это попробую». Диана Мэричайлд,

Из книги Занимательная физика отношений автора Гагин Тимур Владимирович

Часть вторая Всемирное тяготение Паттерны привлечения

Из книги Супермозг [Тренинг памяти, внимания и речи] автора Лихач Александр Владимирович

Паттерны привлечения внимания Как известно, званый гость впятеро дороже напросившегося.Когда мы писали эту книгу, заметили, что модель поиска партнера для отношений мало чем отличается от модели поиска клиентов, которая называется «Он сам пришел». Как и любой другой

Из книги Библия стервы. Правила, по которым играют настоящие женщины автора Шацкая Евгения

Глава IV Простые способы улучшения памяти и внимания Мы воспринимаем способность запоминать, как нечто само собой разумеющееся, пока однажды не обнаружим, что стали забывать информацию, которую раньше никогда не забывали. Это нормально. Когда у вас вылетело имя из памяти,

Из книги Стервология. Технологии счастья и успеха в карьере и любви автора Шацкая Евгения

Из книги Большая книга стервы. Полное пособие по стервологии автора Шацкая Евгения

Из книги Библия стервы. Краткий курс автора Шацкая Евгения

Из книги Язык жестов в любви автора Пиз Алан

Технология поиска объекта и привлечения внимания Те немногие путешественники, которые вернулись из этой страны живыми, оставили для своих последователей ряд ценных указаний, как то: а) по возможности избегайте свисающих вниз лиан, на одном конце которых имеются

Из книги Как говорить «нет» без угрызений совести [И сказать «да» свободному времени, успеху и всему, что для вас важно] автора Брайтман Патти

Процесс привлечения внимания Ухаживание – это предсказуемый пятишаговый процесс. Каждый проходит этот путь, как только встречает привлекательного человека.1. Зрительный контакт. Женщина осматривается и видит привлекательного мужчину. Она ждет, пока он ее заметит,

Из книги Ты можешь всё! автора Правдина Наталия Борисовна

Заставить чувствовать вину ради привлечения внимания Некоторым людям всегда не хватает внимания и времени, которое вы им уделяете.Даже если вы считаете, что отказ полностью оправдан, опытный манипулятор всегда может найти способ заставить вас почувствовать вину за это.

Из книги Психология. Люди, концепции, эксперименты автора Клейнман Пол

Из книги Тренинги. Психокоррекционные программы. Деловые игры автора Коллектив авторов

Из книги автора

Эксперимент без привлечения псевдопациентов После завершения первого этапа исследования Розенхан отправился в клинику исследовательского центра, где знали о его эксперименте с участием псевдопациентов. Там он сообщил, что в ближайшие три месяца в их больницу

Из книги автора

Выработка устойчивого внимания, снижение агрессии и формирование произвольности у детей младшего школьного возраста, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Психокоррекционная программа Пояснительная запискаСиндром дефицита внимания с

Публичное выступление имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать, продумывая композицию основной части выступления. Каждая ораторская речь должна вызывать интерес у аудитории, стремление познать тему выступления. Только интересные, содержательные лекции, доклады, беседы слушаются с большим вниманием. «Никогда, никакими словами вы не заставите читателя познавать мир через скуку», - писал Алексей Толстой. Об этом должен помнить и оратор.

Но как бы ни интересна была лекция, внимание со временем притупляется и человек перестает слушать. В этом каждый мог убедиться на собственном опыте. Борьба с утомлением внимания - важная задача, о которой не должен забывать оратор, продумывая структуру своей речи. Поэтому выступающему необходимо знать ораторские приемы поддержания внимания у слушателей и заранее планировать их при работе над композицией публичного выступления. Составляя свою речь, оратору следует определить, какой прием использовать в том или ином месте.

Какие же ораторские приемы привлечения внимания аудитории существуют? Известный судебный деятель XIX в. Пороховщиков (Сергеич) такими приемами считает прямое требование внимания от слушателей, обращение к слушателям с неожиданным вопросом. Для привлечения внимания аудитории он рекомендует ораторам прервать речь, сделать паузу.

Одним из интересных ораторских приемов является так называемая тайна занимательности. Для того чтобы заинтересовать и заинтриговать слушателей, предмет речи сразу не называется. Вот что пишет об этом приеме П. Сергеич в книге «Искусство речи на суде»:

Перейдем к пятому приему, после которого останутся еще только два; из них последний, седьмой, - самый интересный. Пятый прием есть очень завлекательный, но вместе с тем и... Впрочем, в настоящую минуту мне кажется удобнее обратиться к шестому приему, не менее полезному и, пожалуй, сходному с ним в своем основании; шестой прием основан на одной из распространенных и чувственных слабостей человека; нет сомнения, что, задумавшись хотя бы на секунду, всякий мало-мальски сообразительный человек сам укажет его; я даже не знаю, стоит ли прямо называть эту уловку, когда читатель уже издали заметил, что сочинитель просто старается затянуть изложение и подразнить его любопытство, чтобы обеспечить себе его внимание.

Возвращаясь теперь к пятому приему, мы можем сказать, что внимание слушателей получает толчок, когда оратор неожиданно для них прерывает начатую мысль, - и новый толчок, когда, поговорив о другом, возвращается к недоговоренному ранее .

К специальным ораторским приемам привлечения внимания аудитории можно отнести и вопросно-ответный прием. Оратор вслух раздумывает над поставленной проблемой. Он ставит перед аудиторией вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам. Это очень удачный прием, так как он обостряет внимание слушателей, заставляет вникнуть в суть рассматриваемой темы.

Вопросно-ответным приемом в выступлениях нередко пользовался А.Н. Толстой. Так, выступая на конференции молодых писателей, А.Н. Толстой задавал вопросы слушателям, себе и тут же на них отвечал, поэтому речь его превращалась в диалог, живую беседу с аудиторией, например:

Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит. Как перелезть через эти препятствия? С уверенностью можно сказать только одно: из всех возможных решений художественной задачи нужно выбирать то, которое для вас самого интересно, которое вас наиболее увлекает.

Иными словами, каждое ваше художественное положение вы должны проверять на вашем собственном отвращении: противно вам это писать или нет? Если вам писать противно, скучно, не пишите, - это все равно получится скверно, фальшиво.

Передо мной встал грозный вопрос о том орудии, которым можно превращать глыбы жизни в ее отображения в искусстве.

Что же это за орудие? В данном случае это язык, на котором говорит твой народ.

Тогда я впервые понял, что я русского языка не знаю. Почему я пишу фразу так, а не эдак? Выбираю те слова, а не эти? В чем законы языка? Какой здесь критерий? Красиво? Но это еще ничего не говорит - красиво! Эстетический критерий - фикция, поскольку он оторван от действительности, от жизни народа, от его истории.

Оживляют выступление примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, фразеологические выражения и т.п.

Опытные ораторы в серьезную по содержанию речь вводят элементы юмора. Об этом действенном приеме рассказал герой «Скучной истории» А.П. Чехова:

Читаешь четверть, полчаса, и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок, на Петра Игнатьевича, один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям... Это значит, что внимание утомлено. Нужно принять меры. Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится недолго гул моря... Я тоже смеюсь. Внимание оживилось. Я могу продолжать.

Прежде всего, сохранению внимания способствует логическая организация речи (последовательность, непротиворечивость, обоснованность). Слушателей привлекает такое построение изложения, по ходу которого возникают вопросы, а ответы на них рождаются в процессе совместного поиска или последующего изложения. Поддержанию внимания аудитории способствует проблемная ситуация в речи, подача фактов или идей в противопоставлении.

Слушатели с напряженным вниманием следят за таким выступлением, при котором в излагаемом материале все время раскрывается новое содержание. Если выступление не содержит ничего нового, оно не только остается без внимания, но и вызывает у слушателей ощущение скуки, досады или даже раздражения. Поэтому важнейшее условие поддержания внимания к выступлению - его содержательность, т. е. новая, неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фактов, свежие идеи, анализ проблемы.

Изложение должно быть доступным, что во многом обусловлено культурой речи оратора. Включение терминов, способы определения понятий продумываются заранее. Сделать выступление понятным и доходчивым помогает использование примеров и наглядных пособий, художественных средств языка, рациональное сочетание теоретических положений с фактами, паузы для осмысления услышанного.

Способна заворожить слушателей выразительность речи оратора - меняющаяся интонация, красочные словесные образы, оригинальные сравнения, меткие выражения.

Кроме того, поддерживают внимание разнообразные приемы изложения. Диалогизация речи, вопросно-ответный ход, обращение к слушателям настолько эффективны, что способны спасти положение даже в том случае, когда аудитория начинает скучать. Здесь можно также посоветовать применять и драматизацию речи: эмоциональное и наглядное изображение относящихся к теме событий.

Опытные ораторы, прекрасно владеющие темой, иногда прибегают к провокации: заявляют нечто, что вызывает несогласие аудитории (а следовательно, привлекает ее внимание), а затем вместе с ней приходят к конструктивным выводам.

Поддерживает внимание сопереживание, возникающее, когда оратор увлеченно описывает события, затрагивающие чувства и интересы аудитории. В зале при этом возникает заинтересованная тишина.

Не остаются равнодушными слушатели и к доверительности, когда оратору удается связать предмет речи с собственным опытом, собственными размышлениями.

Разговорная речь обычно сочетается с естественной, непринужденной манерой изложения, которая хорошо действует на слушателей, приглашает к совместному размышлению и разговору. Манера изложения проявляется в позе, жестикуляции, выражении лица, звучании голоса.

Жесты - первооснова любого языка. Не бойтесь пользоваться ими.

  • 1. Около 90 % жестов необходимо делать выше пояса. Жестикуляция ниже пояса часто имеет значение неуверенности, неудачи, растерянности.
  • 2. Локти не должны находиться ближе чем на 3 см от корпуса. Меньшее расстояние будет символизировать незначительность и слабость вашего авторитета.
  • 3. Жестикулируйте обеими руками. Самое трудное - начать пользоваться жестами, которые вы считаете приемлемыми.

Экспрессия привлекает внимание, делает выступление зрелищным, доставляет эстетическое удовольствие. Разумеется, жесты хороши только тогда, когда они естественны.

Наконец, очень важны убежденность и эмоциональность оратора. Если он искренен, эти качества не только удерживают внимание слушателей на проблеме, но и позволяют ему заразить собравшихся своим отношением к ней. Восточная мудрость гласит: "Ты, говорящий, никого не убедишь, когда нет в сердце у тебя того, что сходит с языка".

Необходим умеренный темп речи, такой, чтобы слушатели успевали следить за ходом мыслей оратора, усваивать сказанное, записывать, если есть необходимость.

В речи обязательны паузы. Именно во время пауз идет осмысление сказанного, появляется возможность задать вопрос, мобилизуется внимание.

Оратору, обладающему чувством юмора, не приходится прибегать к специальным приемам для поддержания внимания.

Постоянный зрительный контакт позволяет следить за реакцией слушателей и управлять их вниманием. Если вместо этого оратор смотрит куда-то вдаль, разглядывает носки своих ботинок или уткнулся в записи, он и не заметит, что слушатели "отключились" и его выступлению грозит провал.

Во время выступления нередко наступает момент, когда внимание слушателей ослабевает. А.Ф. Кони образно назвал невнимание утомленным вниманием. Для мобилизации внимания существует целый арсенал приемов.

При первых признаках утомления аудитории следует воспользоваться приемами, стимулирующими непроизвольное внимание. Проще всего изменить звучание голоса: интонацию, темп речи, силу звука. Этой же цели служит пауза.

Можно привести пример, затрагивающий непосредственные интересы слушателей, или рассказать короткую забавную историю (анекдот). Так называемые отступления звучат неожиданно и потому позволяют слушателям отдохнуть.

Советуем время от времени переключать внимание слушателей, это мобилизует его, оно как бы получает толчок. Переключение внимания происходит, например, когда оратор умело, завершает один вопрос или тему, а затем называет следующий. Еще больший эффект дает демонстрация наглядных пособий, предложение что-то записать, ответить на вопрос, сделать несложное вычисление, сопоставить два мнения - словом, любая работа слушателей.

Диалог с аудиторией инициирует все виды внимания. В некоторых случаях помогает прямое указание на то, что рассматриваемый вопрос очень важен, пригодится в дальнейшем и т. п. Этот прием стимулирует волевое внимание, однако злоупотреблять им, конечно, не стоит.

Ораторским жестом называют любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов, сделать более ясным их смысл, воздействовать на аудиторию. В повествовательных, описательных и объяснительных выступлениях допускается использовать иллюстративные жесты: подражательные, описательные и указательные. К ним прибегают только для того, чтобы сделать иллюстрацию ярче. Особо следует сказать о жестах, помогающих выразить смысл слов. Порой без них просто не обойтись.

Опытные лекторы считают, что лучше закончить выступление на минуту раньше, чем позже.

При подготовке к публичному выступлению не следует забывать о приемах привлечения внимания аудитории.

Любое выступление принято начинать с обращения. Нужно уделить особое внимание соответствию ситуации и состава слушателей выбранному обращению. Например, обращения "Дорогие друзья!", "Господа!", "Уважаемые гости!", "Коллеги!" дифференцируются в зависимости от состава аудитории.

Цели и основные моменты доклада или выступления лучше изложить в начале. Так, слушателям будет понятна авторская позиция по отношению к поднимаемым в выступлении проблемам.

Для привлечения внимания уместно использование парадоксальных ситуаций и изречений. Например, афоризмы Марка Твена позволяют нетривиально сформулировать мысль: "Человек, не читающий хороших книг, не имеет никакого преимущества перед теми, кто не умеет читать", "Нельзя полагаться на собственное суждение, если оно не основано на воображении", "Я всегда старался, чтобы учеба не препятствовала моему образованию".

В середине речи привлечь внимание поможет апелляция к текущему моменту, к ситуации "здесь и сейчас". Для этого необходимо следить за реакцией слушателей. Целесообразно также уместное и тактичное обращение к речи предыдущего выступающего, использование речевых формул: "как верно заметил...", "об этом сегодня уже говорил...", "как и предыдущий оратор, я...", "хотелось бы поддержать уже высказанную точку зрения...", "нельзя не согласиться с...", "позволю себе возразить..." и т.п.

Вставки, призванные вызвать смех и раскрепостить аудиторию, могут быть уместны, если слушатели утомлены. Анекдоты, занимательные истории, ссылки на личный опыт, связанные с темой выступления, могут быть приготовлены заранее. Известно, например, что американский президент Ф. Рузвельт привлекал внимание отвлекшегося собеседника словами: "Сегодня утром я убил свою бабушку". Эффект неожиданности стимулировал активное слушание.

Риторические вопросы (заключающие в себе утверждение и потому не требующие ответа), вопросно-ответный прием (оратор самостоятельно формулирует вопросы и сам дает па них ответы), вступление в диалог с аудиторией -все эти приемы помогут восстановить затухающее внимание к выступлению.

Провокационный вопрос или утверждение могут быть использованы в целях привлечения внимания и активизации аудитории. При этом желательно, чтобы выступающий и слушатели пришли к общему мнению по проблеме, поставленной провокационным вопросом или утверждением.

Подчиняя речь поставленным целям, выступающий должен демонстрировать убежденность, компетентность в обсуждаемых вопросах, подготовленность к выступлению или дискуссии, проявлять самообладание при негативной реакции аудитории, контролировать мимику и жестикуляцию.

Реакцию аудитории можно определить по поведению нескольких присутствующих, сидящих в разных местах зала. Опытным путем установлено, что лучше всего речь воспринимается слушателями, сидящими в средних рядах. Вопреки естественному желанию, выступающему не следует ориентироваться на наиболее эмоциональных слушателей, даже в том случае, когда они выражают явное одобрение. Надо стараться замечать разные реакции, не пытаясь немедленно отреагировать на их проявления.

Не прерывая зрительного контакта с аудиторией, особенно внимательно следует следить за ее реакцией в момент изложения мыслей или фактов повышенной экспрессивности. Более интенсивная реакция аудитории помогает вскрыть се действительное отношение к оратору и его речи.

Опытный оратор но малейшим изменениям в облике и поведении аудитории умеет распознать ее состояние. В каждый момент своей речи он способен поставить себя на место слушателей, воссоздавая их состояние и реакцию и должным образом распределяя внимание. Заслуженный профессор из рассказа А. П. Чехова "Скучная история", читая лекцию, сравнивает себя с хорошим дирижером, который, "передавая мысль композитора, делает сразу двадцать дел: читает партитуру, машет палочкой, следит за певцом, делает движение в сторону то барабана, то валторны и проч. То же самое и я, когда читаю. Предо мною полтораста лиц, не похожих одно на другое, и триста глаз, глядящих мне прямо в лицо. Цель моя - победить эту многоголовую гидру. Если я каждую минуту, пока читаю, имею ясное представление о степени ее внимания и о силе разумения, то она в моей власти".

Среди других способов привлечения внимания аудитории (особенно в ситуации длительного публичного выступления) можно выделить следующие.

  • 1. Неожиданное прерывание мысли. Как считал П. С. Пороховщиков, "внимание слушателей получает толчок, когда оратор неожиданно для них прерывает начатую мысль, - и новый толчок, когда, поговорив о другом, возвращается к недоговоренному ранее". Кстати, подобный "перерыв" может быть использован и для того, чтобы возвратиться к тому месту в речи, которое случайно было пропущено увлекшимся оратором ("Да, чуть было не забыл...").
  • 2. Голосовые приемы. Для того чтобы активизировать внимание аудитории или сосредоточить его положении выступления, достаточно бывает усилить громкость речи или повысить тон голоса. При этом, конечно, следует соблюдать меру. Иногда может использоваться обратный прием: понижение громкости вплоть до шепота, а также понижение тона голоса. Восстановить внимание можно изменением темпа речи, особенно ее замедлением. Во всех этих случаях привлечению непроизвольного внимания способствует внешнее звуковое раздражение. Однако этика публичного выступления предполагает, что все, что было сказано тихо, необходимо после достигнутого эффекта привлечения внимания повторить с обычной громкостью.
  • 3. Пауза. Рассчитанная и умело выдержанная пауза не только в начале выступления, но и в середине речи может также оказать "гипнотизирующее" воздействие, сосредоточивая внимание аудитории на нужном месте речи. Нередко пауза действует даже сильнее, чем усиление громкости или повышение тона речи, будучи разновидностью прекращения раздражения.

В определенных случаях рекомендуется выдержать паузу, сосредоточив взгляд на тех, кто мешает публичному выступлению. Однако этот прием можно использовать один-два раза: при частом повторении он теряет свою действенность. Можно также ввести удлиненную паузу, срочно создав в речи кульминационный момент. И этим приемом нужно пользоваться в разумных пределах, потому что слишком часто вводимые паузы будут лишь раздражать аудиторию.

  • 4. Жест и движение. Эмоциональный или указующий жест помогает сосредоточить внимание аудитории, особенно в сочетании с другими приемами. Поднятая в нужный момент рука, сжатый кулак и другие жесты, как правило, приковывают взгляды слушателей и помогают овладеть их вниманием.
  • 5. Наглядные средства (иллюстрации, диаграммы, географические карты, реальные вещи и пр.) не только обладают информативной значимостью, но и помогают переключить или восстановить внимание аудитории, так как смена слухового восприятия на зрительное обязательно возбуждает непроизвольное внимание. Хороший эффект даст чтение выдержки из какого-либо документа, который оратор вынимает из кармана или разворачивает на глазах у публики. Современные электронные презентации позволяют объединить разные средства наглядности, однако нужно следить за тем, чтобы презентация не становилась главным средством привлечения внимания и не оттесняла оратора на задний план.
  • 6. Юмор в публичной речи - это одно из наиболее эффективных средств разрядки (подробнее о юморе см. п. 8.4). Вот как пользуется этим приемом профессор из "Скучной истории" А. П. Чехова: "Читаешь четверть, полчаса и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок... один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям... Это значит, что внимание утомлено. Нужно принять меры. Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится ненадолго гул моря... Я тоже смеюсь. Внимание освежилось, и я могу продолжать".

Конечно, перечисленные способы привлечения непроизвольного внимания имеют "вынужденный" характер. Оратор должен стремиться к гармоничному использованию всех средств, обеспечивающих сосредоточенность внимания слушателей на содержании речи.

Одна из важных составляющих успешного выступления - умение оратора установить зрительный контакт с аудиторией. Нельзя начинать выступление, не установив эмоционального и зрительного контакта с аудиторией. Необходимо, прежде всего, продемонстрировать доброжелательное выражение лица с полуулыбкой. Здесь важно не переиграть. «Американская улыбка» в этой ситуации не уместна. В нашей традиции улыбка не носит дежурного и обязательного характера. Из всего спектра улыбок следует выбрать ту, которая наиболее адекватна случаю. Не меняя выражения лица, медленно и основательно оглядываем зал. Скользим по лицам, на мгновение задерживаясь на каждом (или почти на каждом). Если удалось поймать доброжелательный взгляд или ответную улыбку, можно сделать едва заметное мимическое движение: «Здравствуйте, и вы здесь! Очень рад вас видеть!». Даже если вы видите человека в первый раз в жизни. Так вы протягиваете незримые ниточки от глаз зрителей к своим глазам.

Если зал большой, тогда зрительный контакт нужно имитировать. Здесь следует вспомнить, как выходит на сцену балетный танцовщик. Замерев, он осматривает зал слева направо. И только выдержав паузу, начинает свое первое па. Он ничего не видит под этими прожекторами, но у зрителя появляется абсолютная уверенность, что он видит его и танцует только для него.

Сначала устанавливается зрительный контакт с теми, кто и так на нас смотрит, затем поднимают глаза те, кто привык заниматься своими делами, когда оратор начинает речь. Следует установить зрительный контакт с ними. Они теперь долго не опустят глаз. Далее необходимо дождаться, пока на оратора посмотрят и те, кто почти никогда не поднимает глаз на оратора. Следует дождаться, пока не останется ни одной пары глаз, устремленной не на выступающего. Это важно для успеха публичного выступления. Можно вообразить, что между глазами оратора и глазами сидящих в зале натянуты провода, по которым течет важная информация, и если эти провода обрываются, информация теряется.

Зрительный контакт - это не только способ установить отношения с аудиторией и донести до нее необходимую информацию, но и способ получить обратную связь от аудитории: насколько аудитория поняла сказанное (может, нужно что-то повторить); не утомлена ли аудитория (может, нужно сделать перерыв); интересна ли аудитории тема (не пора ли перейти к другим вопросам); интересны ли аудитории вы (или пора сменить оратора).

В установлении и поддержании зрительного контакта самыми пренебрегаемыми частями зала являются галерка (последние ряды) и фланги (крайние места слева и справа). Именно оттуда раздаются самые каверзные вопросы. Именно там шелестят и кашляют. Сектор обзора начинающего оратора составляет 30-35 градусов, опытного - 40-45 . Таким образом, мы выхватываем глазами только центральную часть зала, с которой фактически и общаемся. Именно с сидящими там сохраняется прекрасный зрительный контакт в течение всего выступления. Именно там нас слушают. Именно там кивают и другими способами выражают согласие.

Как выбрать место для выступления таким образом, чтобы обеспечить возможность установления зрительного контакта со всем залом? Залы бывают разные, просто в метрах зал охарактеризовать трудно. Чаще всего они бывают прямоугольные. Выступающий, как правило, стоит с узкой стороны. Надо встать так, чтобы между оратором и крайними слева и справа зрителями в первом ряду образовался равносторонний треугольник. Именно равносторонний, а не просто равнобедренный. Это будет то самое идеальное расстояние. Это правило поможет вам и при других конфигурациях залов. Именно с этой точки зала лучше всего начать выступление. Начать, потому что в ходе выступления оратор будет перемещаться по сцене - подходить ближе, отходить дальше, смещаться то к левому, то к правому краю сцены.

Особое внимание следует уделять тем местам, откуда оратор получает сигналы утраты внимания: шевеление, шелест, шепот, храп. Внимание восстанавливается мгновенно. Общаясь с обделенными зрительным контактом, приобретаете вернейших союзников. Следует подойти ближе и сказать несколько фраз, обращенных, например, к правому краю. Задавая вопросы, необходимо жестом и взглядом показать ожидание ответа от сидящих и в последних рядах. Устанавливая и поддерживая зрительный контакт в ходе выступления, оратор держит в поле внимания эти группы риска. Ни в коем случае нельзя терять этого контакта. Оратор может переводить на мгновение взгляд в пол, на таблицу, которую демонстрирует, на свои руки. Но только на мгновение. Даже если он сбился, забыл текст, его бегающий взгляд тут же выдаст прокол. Если же оратор будет продолжать смотреть на аудиторию, это создаст впечатление задуманной паузы. И значение того, что он скажет после паузы, даже возрастет .

Таким образом, зрительный контакт необходим, ведь он выражает заботу о слушателе. Однако, следует заметить, что ничуть не лучше и пустой взгляд оратора, т.е. манера смотреть на людей, как в пустое пространство. Слушатель сразу замечает это. Наличие зрительного контакта с аудиторией вовсе не означает, что нужно все время стараться смотреть на всех и каждого. Можно создать впечатление зрительного контакта, если медленно переводить взгляд с одной части аудитории на другую. Это поможет аудитории избежать смущения, которое испытывают многие от упорного взгляда. С каждой новой фразой или с каждым наиболее значительным словом, оратор должен переводить взгляд от одной стены к другой. А вместе с этим иногда поворачивать голову и немного корпус. Но дело не в технических приемах, имеющих целью наладить контакт с аудиторией. Факт почти необъяснимый, но если оратор действительно обращается к людям, они это чувствуют.

В целом, когда аудитория незнакомая, то между выступающим и публикой часто возникает стена «официальности», недоверия, которое препятствует воздействию на слушателей. Лучше убрать эту стену сразу, хотя со временем она разрушается сама. Этому помогают следующие общие приемы:

  • а) доброжелательность, которая выражается в улыбке, доверительном тоне голоса;
  • б) естественность;
  • в) раскрепощенность;
  • г) разговорный стиль изложения;
  • д) свободные жесты и движения.