Воспитание культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста. Развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме обучения

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи.

Дети могут уже четко дифференцировать, что такое звук, слово, предложение. Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используются скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи.

«Что такое звук, слово, предложение?»

Цель: уточнить представления детей о звуковой и смысловой стороне слова.

Взрослый спрашивает: «Какие звуки ты знаешь? (Гласные – согласные, твердые – мягкие, звонкие – глухие.) Как называется часть слова? (Слог.) Что обозначает слово... стол? (Предмет мебели.)».

Все, что нас окружает, имеет свое название и что-то обозначает. Поэтому мы и говорим: «Что значит (или обозначает) слово?» Слово звучит и называет все предметы вокруг, имена, животных, растения.

Что такое имя? Как мы различаем друг друга? По именам. Назови имена своих родителей, родных и близких. У нас в доме есть кошка, собака. Как их зовут? У людей имена, а у животных... (клички).

У каждой вещи есть свое имя, название. Давай посмотрим вокруг и скажем: что может двигаться? что может звучать? на чем можно сидеть? спать? ездить?

Подумай, почему так называют: «пылесос», «скакалка», «самолет», «самокат», «мясорубка»? Из этих слов понятно, для чего они нужны. У каждой буквы тоже есть свое имя. Какие буквы ты знаешь? Чем буква отличается от звука? (Буква пишется и читается, звук произносится.) Из букв мы складываем слоги и слова.

Назови, какие имена детей начинаются на гласный звук «а» (Аня, Андрей, Антон, Алеша). А с какого звука начинаются имена Ира, Игорь, Инна? Подбери имена, которые начинаются на твердый согласный (Рома, Наташа, Рая, Стас, Володя), на мягкий согласный (Лиза, Кирилл, Леня, Лена, Митя, Люба).

Мы будем играть со словами и узнавать, что они обозначают, как звучат, с какого звука начинаются.



«Найди звук»

Цель: находить слова с одним и двумя слогами.

Найди слова с одним и двумя слогами. Сколько слогов в слове «цыпленок»? (Слово «жук» состоит из одного слога, «шуба», «шапка», «жаба», «забор», «цапля» - из двух, «цыпленок» – из трех.)

Какие слова начинаются с одинакового звука? Назови эти звуки. (Слова «шапка» и «шуба» начинаются со звука [ш], слова «жук» и «жаба» - со звука [ж], слова «забор», «замок» - со звука [з], слова «цыпленок», «цапля» со звука [ц]).

Назови овощи, фрукты и ягоды со звуками [р](морковь, виноград, груша, персик, гранат, смородина), [рь] (перец, репа, редька, мандарин, черешня, абрикос), [л] (баклажан, яблоко, кизил), [ль] (малина, лимон, апельсин, слива).

«Картина корзина»

Цель: находить слова с тремя слогами, подбирать слова, сходные по звучанию.

Вместе с ребенком взрослый рассматривает рисунок, на котором изображены: картина, ракета, лягушка.

Сколько слогов в словах «картина», «лягушка», «ракета»? (Три.)

Подбери слова, сходные по звучанию с этими словами: «картина» (корзина, машина), «лягушка» (подушка, кадушка), «ракета» (конфета, котлета), «вертолет» (самолет), «береза» (мимоза).

Что делает лягушка (прыгает, плавает), ракета (летит, мчится), картина (висит)?

Ребенок произносит все слова и говорит, что у каждого из этих слов по три слога.

«Едем, летим, плывем»

Цель: учить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова.

На рисунке шесть картинок, изображающих транспорт: вертолет, самолет, автобус, троллейбус, теплоход, трамвай.

Назови все предметы одним словом. (Транспорт.)

Скажи, сколько слогов в этих словах? (Во всех словах, кроме слова «трамвай», по три слога.) Какой звук встречается во всех этих словах (в начале, середине, конце слова)? (Звук [т] встречается в начале слов «троллейбус», «теплоход», «трамвай», в середине слов «вертолет», «автобус», в конце слов «вертолет», «самолет».)

Составь предложение с любым словом («Самолет летит быстро»).

Скажи, что летает? (Самолет, вертолет.) Что едет? (Автобус, троллейбус, трамвай.) Что плывет? (Теплоход).

Угадай по первому и последнему звуку, какой вид транспорта я задумала: [т-с] (троллейбус), [а-с] (автобус), [с-т] (самолет), [в-т] (вертолет), [м-о] (метро), [т-и] (такси).


Раздел 3. Обследование состояния развития речи детей старшего дошкольного возраста по материалам

А.И. Максакова

В современной дошкольной педагогике вопрос об обследовании речи детей освещен недостаточно. В методической литературе представлены, как правило, лишь отдельные приемы, при помощи которых воспитатель устанавливает, какие стороны речи не усвоены детьми, например наличие недостатков звукопроизношения, выявление разных типов грамматических ошибок и пр. Нет четких данных о том, по каким параметрам анализировать речевое развитие дошкольников, что считать на том или ином возрастном этапе нормой речевого развития.

Фундаментальные исследования и специальные наблюдения по усвоению отдельными детьми речи (например, работы А. Н. Гвоздева) не могут быть приняты за основу, так как индивидуальные различия в ее овладении часто очень велики.

Многочисленные наблюдения показывают, что среди детей даже одного и того же возраста нередко отмечается большой диапазон в усвоении речи. Это усложняет выделение критериев, по которым можно было бы выделять уровень речевого развития. Другая трудность заключается в том, что уровень овладения речью детьми обычно определяется уровнем усвоения ее различных разделов: фонетики, лексики, грамматического строя и т.д. Однако, как показывает практика, один и тот же ребенок может обладать богатым словарным запасом, но при этом иметь недостатки в фонетическом оформлении (например, неправильно произносить отдельные звуки) или допускать грамматические ошибки, но уметь последовательно и точно описывать события, свидетелем которых он был.

Правильно и четко организованная работа по развитию речи в детском саду возможна лишь в том случае, если воспитатель хорошо знает состояние речевого развития всех детей группы. Это помогает ему правильно планировать свою деятельность, а в зависимости от прочности овладения детьми материалом – корригировать занятия в группе. Выборочное обследование речи детей дает педагогу возможность контролировать усвоение ими материала, уточнять на занятиях эффективность отдельных методических приемов, дидактических игр, упражнений.

Систематический контроль над тем, как дети усваивают речевой материал, имеет важное значение для установления преемственности между детским садом и школой. К моменту поступления в школу дети должны иметь приблизительно одинаковый уровень речевого развития.

Знание критериев и способов выявления состояния речевого развития детей поможет руководителям дошкольных учреждений (старшему воспитателю, заведующему детским садом, методисту районного управления народного образования) контролировать деятельность воспитателей, определять качество их работы. Так, при проведении тематической проверки, используя задания различного типа, методист руно может составить достаточно четкое представление об уровне развития речи детей обследуемых групп и на основе проверки установить, как по данному разделу решаются в детском саду программные задачи.

Индивидуальное всестороннее обследование способствует наиболее точному установлению уровня развития речи ребенка, но требует много времени. Чтобы сократить сроки проверки, можно кроме выборочного обследования, объединять ряд заданий, одновременно выявляя состояние сформированности разных разделов речи. Так, устанавливая знание ребенком художественной литературы и предлагая ему рассказать сказку (или прочитать стихотворение), проверяющий одновременно фиксирует звукопроизношение, дикцию, умение пользоваться голосовым аппаратом и т.д.; при составлении ребенком рассказов по картине (выявление развития связной речи) проверяющий отмечает, какие предложения используются (выявление сформированности синтаксической стороны речи), какие лексические средства (выявление словарного запаса) и пр.

Некоторые методические приемы и задания могут быть использованы для проверки усвоения материала одновременно у целой группы или подгруппы детей, например, знание жанра.

При выявлении состояния речевого развития детей особое место следует отводить специальным наблюдениям, которые проводятся в процессе воспитательно-образовательной работы и повседневной жизни: педагог или проверяющий в течение определенного времени не только наблюдает, но и фиксирует речь детей, отмечая как ее недостатки, так и положительные сдвиги (появление грамматических форм, которых не было ранее), а также трудности, которые испытывают дети при овладении программным материалом.

Обследование речи может осуществляться и на контрольно-проверочных занятиях, когда воспитатель или проверяющий ставит задачу выяснить, как дети овладели тем или иным речевым материалом: например, правильно ли употребляют несклоняемые имена су­ществительные, разноспрягаемые глаголы и пр.

При наличии серьезных отклонений в речевом развитии детей проводятся беседы с родителями, в ходе которых выявляются возможные причины отставания ребенка.

Предлагаемые ниже материалы по обследованию речи детей шестого года жизни предусматривают различные типы заданий, направленных на установление сформированности у дошкольников навыков речевого общения (культуры общения), на выявление состояния развития произносительной стороны речи и ее восприятия, на определение лексического запаса детей, на умение составлять рассказы и пр.

I. Сформированность навыков речевого общения (культура об­щения) со сверстниками и взрослыми

1. Навыки речевого общения :

– охотно или нет вступает ребенок в речевое общение со взрослыми, сверстниками;

– может или нет поддержать ребенок разговор со взрослыми и сверстниками на знакомую тему;

– как говорит ребенок с детьми: много, мало, молчалив .

2. Культура общения :

– умеет ли ребенок вежливо обращаться ко взрослому и сверс­тникам;

– как называет взрослых: по имени и отчеству, на "Вы" или иначе;

– первым ли здоровается со взрослыми и незнакомыми людьми или нуждается в напоминании, не забывает ли прощаться;

– умеет ли благодарить за оказанную помощь, пользуется ли при этом словами: "спасибо", "извините", "пожалуйста" и др.;

– встречается ли в речи ребенка нелитературная лексика;

– умеет ли ребенок в зависимости от обстоятельств или ситуации общения пользоваться различной силой голоса (во время еды, отхода ко сну говорить шепотом, тихо; на занятиях – достаточно громко );

– умеет ли до конца выслушивать своего собеседника или часто отвлекается, имеет ли склонности перебивать говорящего;

– умеет ли ребенок спокойно договариваться с другими детьми: распределять роли в игре, обязанности в труде, согласовывать свои действия;

– каков у ребенка тон общения: доброжелательный, снисходи­тельный, требовательный;

– прислушивается ли он к замечаниям старших по поводу культуры его общения, стремится ли избавиться от своих недостатков;

– умеет ли свободно выступать перед детьми, незнакомыми людьми или стесняется, боится.

Способы обследования: наблюдения (на занятиях, во время игры и повседневной жизни); беседы с воспитателями, детьми.

Диссертация

Лашкова, Лия Луттовна

Ученая cтепень:

Кандидат педагогических наук

Место защиты диссертации:

Екатеринбург

Код cпециальности ВАК:

Специальность:

Теория и методика дошкольного образования

Количество cтраниц:

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы воспитания культуры речи детей дошкольного возраста

1Л. Историко-философский подход к изучению проблемы культуры 11 речи

1.2. Культура речи как языковое и педагогическое явление

1.3. Психолого-педагогические основы воспитания культуры речи у детей дошкольного возраста

1.4. Народная педагогика как средство воспитания культуры речи дошкольников

Глава 2. Экспериментальная работа по определению особенностей и уровней культуры речи старших дошкольников

2.1. Состояние педагогической работы дошкольных учреждений по воспитанию культуры речи старших дошкольников

2.2. Особенности проявления культуры речи у детей старшего дошкольного возраста

Глава 3. Педагогическая технология воспитания культуры речи старших дошкольников

3.1. Планирование работы с педагогическим коллективом и родителями

3.2. Организация педагогической деятельности по воспитанию культуры речи у детей дошкольного возраста

3.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по воспитанию культуры речи у старших дошкольников

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Воспитание культуры речи у старших дошкольников средствами народной педагогики"

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. На современном этапе развития общество нуждается в образованной и воспитанной личности. В соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» основой воспитания и обучения в дошкольном детстве является овладение речью. В данном документе отмечено, что дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи, и если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

При дальнейшем становлении личности высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, умение пользоваться языковыми выразительными средствами, стилистическим многообразием языковых средств станут самой надежной рекомендацией в общественной жизни и творческой деятельности.

В настоящее время в языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, продолжает набирать силу процесс «огрубления » нравов общества, что влечет за собой и упадок общей культуры. В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов. Исследования Ф.А. Сохина /152/ доказывают, что ребенок самостоятельно не может овладеть речевой нормой. На данном этапе остро встает проблема овладения детьми дошкольного возраста речью правильной, логичной, точной, выразительной. Поэтому введение элементов культуры речи в общую систему воспитания будет оказывать безусловное влияние на духовный мир ребенка и будет способствовать решению коммуникативных задач в детском коллективе.

Нельзя не учитывать тот факт, что лучшие образцы речевой культуры предлагает народная педагогика , отраженная в фольклоре. В произведениях устного народного творчества заложены языковые нормы, образцы русской речи, поднятой до высоты эстетического идеала.

Исследования Л.С. Выготского , А.В. Запорожца, JI.A. Венгера и др. доказали, что дошкольный возраст - период наиболее интенсивного становления и развития личности /48, 72, 39/. Развиваясь, ребенок активно усваивает основы родного языка и речи. В старшем дошкольном возрасте, по данным В.В. Гербовой , Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, возрастает речевая активность ребенка: запас слов быстро нарастает, дети употребляют слова в самых разнообразных синтаксических сочетаниях, выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями; учатся сравнивать, обобщать и начинают понимать значение абстрактного, отвлеченного смысла слова. Это доказывает, что воспитание основ культуры речи необходимо начинать уже в дошкольном возрасте /168/.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Ф.А. Сохин отмечает, что психолого-педагогические исследования детской речи ведутся в трех направлениях:

Структурном - исследуются вопросы формирования разных структурных уровней системы языка: фонетического, лексического и грамматического (А.И. Максаков , М.М. Алексеева, В.И. Яшина, Е.М. Струнина , А.Г. Тамбов-цева, М.С. Лаврик, А.А. Смага , Л.А. Колунова и др.);

Функциональном - исследуется проблема формирования навыков владения языком в коммуникативной функции (М.И. Попова , Л.В. Ворошнина, Г.Я.Кудрина, О.С. Ушакова , А.А. Зрожевская, Е.А. Смирнова, Л.Г. Шадрина , Н.В. Гавриш и др.);

Когнитивном - исследуется проблема формирования элементарного осознания явлений языка и речи, особенности детских номинаций, процесс овладения дошкольниками номинативными единицами (Д.Б. Эльконин, Ф.А. Сохин , Г.П. Белякова, Г.А. Тумакова и др.).

Анализ данных исследований позволил установить, что некоторые показатели культуры речи рассматривались отдельными учеными. Так, О.С. Ушакова , Е.А. Смирнова изучали особенности составления связного повествования старшими дошкольниками, определяли возможность формирования у детей понятие о развитии сюжета в рассказе, развивали представление о структурных элементах композиции, о типах связи между смысловыми частями текста, между предложениями и внутри них /129/.

Рассматривая развитие связной речи младших дошкольников, Л.Г. Шадрина обращала внимание на то, как дети устанавливают логические и формальные связи, соединяют предложения между собой, какими языковыми средствами при этом пользуются/129/.

Н.В. Гавриш занималась поиском путей формирования связной речи дошкольников на основе использования разных жанров литературы и устного народного творчества /49/.

Предметом научного исследования JI.A. Колуновой являлась точность словоупотребления, понимание смысловых оттенков значений слов, их роли в развитии словесного творчества /86/.

Однако в целом воспитание культуры речи детей дошкольного возраста не являлось предметом самостоятельного исследования, хотя в этом имеется необходимость.

Таким образом, налицо ПРОТИВОРЕЧИЕ между имеющимися потенциальными возможностями в воспитании культуры речи у детей старшего дошкольного возраста и отсутствием педагогических технологий, необходимых для реализации этих возможностей, что составляет область неизвестного знания, содержание которого должно быть представлено в модели работы по воспитанию культуры речи старших дошкольников.

Выявленное противоречие позволило обозначить ПРОБЛЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ: какова педагогическая технология воспитания культуры речи у детей старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики .

Актуальность проблемы обусловила выбор ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: «Воспитание культуры речи у старших дошкольников средствами народной педагогики ».

В исследование введены ОГРАНИЧЕНИЯ. 1) Нами рассматривается проблема воспитания культуры речи у детей 6-7 лет, это ограничение связано с тем, что в данный период у детей формируется элементарное осознание языковой системы, охватывающее все ее стороны (фонетическую, лексическую, грамматическую). 2) Говоря о культуре речи дошкольников, мы рассматриваем ее как совокупность коммуникативных качеств речи, обращаясь к формированию таких из них, как логичность , точность, выразительность, т.к. они наиболее значимы и формируемы у детей дошкольного возраста. 3) Среди средств народной педагогики, необходимых для воспитания культуры речи у старших дошкольников, нами выделено устное народное творчество. Обращение к фольклору обусловлено его развивающим и воспитывающим потенциалом (Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский , Е.И. Тихеева и др.).

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - теоретически обосновать и экспериментально проверить технологию воспитания культуры речи у старших дошкольников средствами народной педагогики, обеспечивающую эффективность процесса формирования культурно-речевых навыков у старших дошкольников.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ выступает процесс воспитания культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является технология воспитания культуры речи у детей 6-7 лет средствами народной педагогики.

В ходе исследования была сформулирована ГИПОТЕЗА, заключающаяся в том, что воспитание культуры речи у старших дошкольников средствами народной педагогики будет эффективным, если:

Культура речи рассматривается как совокупность коммуникативных качеств, которые формируются в речевой деятельности и включают осознанное усвоение выразительно-изобразительных средств речи, в том числе на материале устного народного творчества, и уместное их использование в собственной речи;

Определена технология воспитания культуры речи, учитывающая поэтапное ознакомление детей с загадками, сказками, пословицами и поговорками; применение различных по типу вариантов творческих заданий на основе народной педагогики, обеспечивающая формирование таких коммуникативных качеств речи как логичность, точность, выразительность ;

Использован комплекс методов, стимулирующих к самостоятельному использованию загадок, сказок, пословиц и поговорок в собственной речевой деятельности и создающих мотивацию самостоятельного использования средств речевой выразительности .

В соответствии с целью и гипотезой определены ЗАДАЧИ исследования:

Конкретизировать содержание понятия «»;

Установить показатели и критерии сформированности культуры речи старших дошкольников;

Экспериментально проверить педагогическую технологию воспитания культуры речи у детей старшего дошкольного возраста;

Определить корреляционные показатели между уровнем сформированности речевой логичности , точности, выразительности и уровнем сформированности культуры речи старшего дошкольника .

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ являются психолого-педагогические концепции развития речи детей (А.Н. Леонтьев , Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.); теория развития речи детей дошкольного возраста (Е.И. Тихеева , Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, М.М. Алексеева , В.И. Яшина и др.); лингвистическое учение о литературном языке как языке нормированном и основах культуры речи (Д.Э. Розенталь , Л.И. Скворцов, Б.Н. Головин и др.).

Для решения поставленных задач нами были использованы МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, анкетирование , беседа, анализ планов учебно-воспитательной работы воепитателей, педагогический эксперимент, статистические методы обработки данных.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОВОДИЛОСЬ В ТРИ ЭТАПА:

Первый этап (1996-1997) - поисково-теоретический. В процессе анализа психолого-педагогической литературы были определены методология и методика исследования, его понятийный аппарат, проблема, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.

Второй этап (1998-1999) - опытно-экспериментальный. На этом этапе осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы, систематизировался полученный материал, связанный с отбором фольклорных произведений для решения поставленных задач. Работа включала разработку технологии воспитания культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

Третий этап (2000) - заключительно-обобщающий - был посвящен систематизации, апробации, письменному оформлению диссертации, внедрению результатов в практику. Данные, полученные в результате исследования, подвергались статистической обработке.

БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Исследование осуществлялось на базе ДОУ №24 и № 6 г. Шадринска Курганской области. Исследованием на этапе констатирующего эксперимента было охвачено 102 ребенка 6-7 лет вместе с родителями , 57 воспитателей, из которых 8 выступали в качестве экспертов, на этапе формирующего эксперимента - 30 детей подготовительной к школе группы.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в доказательстве возможности формирования культуры речи у старших дошкольников средствами народной педагогики и в выявлении критериев, уровней сформированности культуры речи у старших дошкольников.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в конкретизации понятия «культура речи детей старшего дошкольного возраста » и теоретическом обосновании технологии воспитания культуры речи у старших дошкольников.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Содержащиеся в работе теоретические и научно-методические материалы по воспитанию культуры речи детей дошкольного возраста средствами народной педагогики могут быть использованы в системе педагогического просвещения родителей , в системе повышения квалификации работников дошкольных учреждений, при разработке лекционного курса по методике развития речи детей дошкольного возраста для студентов педагогических колледжей и вузов.

ДОСТОВЕРНОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ обеспечивается методологическим подходом к решению поставленной проблемы, анализом и использованием достижений современной психолого-педагогической науки, комплексом научных методов исследования, адекватных предмету, цели и задачам исследования, репрезентативностью выборки, а также наличием данных, свидетельствующих о позитивных изменениях в процессе воспитания культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основные положения результатов исследования сообщались на заседании кафедры методик дошкольного воспитания ТПГГГИ (1998-2000 г.), на II фестивале-конкурсе научно-исследовательского, технического и прикладного творчества молодежи и студентов (Курган, 1999), на региональной научно-практической конференции «Русский язык, литература и культура: проблемы сохранения и развития » (Шадринск, 1999). С изложением отдельных аспектов проблемы автор выступал на заседаниях педагогических советов в ДОУ и перед родителями, на научных конференциях.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ: 1. Культура речи дошкольников рассматривается как совокупность коммуникативных качеств, которые формируются в речевой деятельности и включают осознанное усвоение выразительно-изобразительных средств речи, в том числе на материале устного народного творчества, и уместное их использование в собственной речи.

2. Технология воспитания культуры речи у старших дошкольников средствами народной педагогики включает ряд этапов: разъясняюще-мотивационный (обучение правильному пониманию иносказательного смысла образных слов и выражений); теоретически- и практически-развивающий (формирование представления о выразительном потенциале языковых единиц); репродук-тивно-творческий (развитие умения правильного и уместного использования разнообразных образных слов и выражений в собственных, логично построенных речевых высказываниях).

3. Критериями сформированности культуры речи у старших дошкольников являются умение выстраивать композицию высказывания, использование лексических средств, обеспечивающих логическую связь между частями текста (логичность); употребление слов в точном соответствии с обозначаемыми этими словами явлениями действительности (точность словоупотребления); использование интонационных, лексических и грамматических средств выразительности.

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Заключение диссертации по теме "Теория и методика дошкольного образования", Лашкова, Лия Луттовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Качественно новый уровень развития общества нуждается в образованной и культурно развитой личности. Хранилищем народной культуры является язык народа, который сохраняет память народа, формируя его историческое сознание. Воспитание культуры речи - очень длительный и сложный процесс, начинать который, по нашему мнению, нужно на ранней ступени развития человека - в дошкольном детстве. Проведенное нами исследование подтвердило гипотезу и позволило сформулировать следующие выводы.

1. В современных условиях развития общества особую актуальность приобретает решение такой проблемы, как воспитание культуры речи. Под культурой речи дошкольников мы понимаем совокупность коммуникативных качеств, которые формируются в речевой деятельности и включают осознанное усвоение выразительно-изобразительных средств речи, в том числе на материале устного народного творчества, и уместное их использование в собственной речи.

2. На основе теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы определены качества культуры речи (логичность , точность, выразительность) и уровни сформированности каждого из них. Выделенные критерии и уровни позволили проследить динамику сформированности культуры речи после формирующего эксперимента. Наиболее значительным достижением можно считать сокращение числа детей, которые были отнесены в начале эксперимента к низкому уровню сформированности культуры речи (до 6%) и значительное увеличение детей, которых можно отнести к группе высокого уровня (до 77%). Это доказывает эффективность разработанной нами педагогической технологии воспитания культуры речи у старших дошкольников.

3. Необходимый уровень сформированности культуры речи обеспечивается путем внедрения технологии воспитания культуры речи, ориентированной на использование средств народной педагогики и включающей следующие этапы: разъясняюще-мотивационный (формирование правильного понимания обобщенного, иносказательного смысла загадок, образных выражений в сказках, пословиц и поговорок); теоретически- и практически-развивающий (формирование представлений о языковых средствах создания обобщенности и иносказательности данных жанров фольклора); репродуктивно-творческий (обучение точному и уместному использованию образных слов и выражений, пословиц и поговорок в собственных речевых высказываниях).

4. Эффективность процесса воспитания культуры речи зависит от использования комплекса методов, стимулирующих к самостоятельному использованию загадок, образных выражений сказок, пословиц и поговорок в собственной речевой деятельности и общении (игры-драматизации, постановка спектаклей, проблемные ситуации, сочинение собственных сказок и др.).

5. Успешному проведению целенаправленной работы способствует педагогическое просвещение педагогов и родителей по воспитанию культуры речи у дошкольников средствами народной педагогики (методические семинары, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление родительских уголков и др.).

6. Коэффициенты корреляции общего уровня сформированности культуры речи с отдельными качествами (логичностью , точностью, выразительностью) -0,9. Данная связь является близкой к функциональной, что указывает на зависимость уровня культуры речи детей дошкольного возраста от сформированности таких ее качеств, как логичность, точность и выразительность .

7. Разработанные нами методические рекомендации по воспитанию культуры речи у детей старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики, включающие перспективные планы, диагностическую методику, конспекты занятий и игр, могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных учреждений, а также преподавателями вузов в системе повышения квалификации педагогических кадров.

В нашем исследовании не исчерпаны все аспекты работы по воспитанию культуры речи старших дошкольников средствами народной педагогики. В перспективе необходимо изучить другие качества культуры речи (уместность, доступность, действенность и др.) и возможности их формирования, а также использование индивидуального подхода к детям в процессе усвоения выразительных языковых средств фольклорных произведений.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Лашкова, Лия Луттовна, 2000 год

1. Айдарова Л.И. Маленькие школьники и родной язык. - М.: Знание, 1983. -96 с.

2. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников родному языку. М.: Педагогика , 1978. - 144 с.

3. Акишина А.А. Структура целого текста. М., 1979. - 88 с.

4. Актуальные проблемы культуры речи. М.: Наука, 1970. - 407 с.

5. Акулова О.В. Устное народное творчество как средство выразительности речи старших дошкольников: Автореф. дисс. . канд.пед.наук. СПб, 1999. -24 с.

6. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студентов сред. пед . заведений. -М.: Академия, 1997. 400 с.

7. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях //Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста: Межвуз. сб.науч.тр. -М., 1983. С. 27-43.

8. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников : Пособ. по самост. работе для студ . сред. пед. учеб. завед. М.: Academia, 1998. - 160 с.

9. Аносова Л.Р. Онтогенез синтаксиса и формирование языковой способности //Психолингвистические исследования (речевое развитие и теория обучения языку) /Под ред. A.M. Шахнарович. М., 1978. - С. 79-90.

10. Ю.Антонова Л.Г. Развитие речи: Уроки риторики: Попул. пособ. для родит, и педагогов . Ярославль: Академия развития, 1997. - 222 с.

11. П.Аристотель. О стиле ораторской речи //Об ораторском искусстве. М.: Госполитиздат, 1963. - С. 21 - 34.

12. Артемов В.А. Метод структурно-функционального изучения речевой интонации.-М., 1974. 160 с.

13. З.Артемов В.А. Психология речевой интонации: В 2-х ч. М., 1976.

14. Афанасьев А.Н. Русские народные сказки. М., 1992. - 239 с.

15. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1989. - 215 с.

16. Базанов В.Г. От фольклора к народной книге. JL: Художественная литература, 1973. - 356 с.

17. Базик И.Я. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с литературными произведениями: Автореф. дисс.канд.психол.наук. -М.,1985.-24 с.

18. Баранникова Л.И. Основные сведения о языке: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. - 112 с.

19. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. -445 с.

20. Бегак Б.А. Неиссякаемый родник (Детская литература и народное творчество). М.: Знание, 1973. - 64 с.

21. Беленький В.Г. Приобщение к искусству слова. Т. 8. -М.: АПН СССР, 1955.

22. Белякова Г.П. Формирование у старших дошкольников в детском саду элементарного осознания языковых явлений: Автореф. дисс.канд.пед.наук. -М., 1982.-24 с.

23. Блинов И.Я. Интонация //Педагогическая энциклопедия: В 4-х т. Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1963. - С. 263-265.

24. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х томах /Под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1979.

25. Богачев Ю.П. Культура речи. Ораторское искусство. Афоризмы. М., 1995. -278 с.

26. Богин Г.И. Противоречия в процессе формирования речевой способности: Учеб. пособие. Калинин, 1977. - 84 с.

27. Боголюбова Е.В. Культура и общество: Вопросы истории и теории. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1978. - 232 с.

28. Боговлянский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний учащимися в школе. М., 1959. - 347 с.

29. Божович Л.И. Значение осознания языковых обобщений в обучении правописании : Известия АПН РСФСР, 1948., Вып. 3. С. 27-60.

30. Бондаренко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. М.: Просвещение, 1977. - 175 с.

31. Бородин A.M. Методика развития речи детей дошкольного возраста. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1984. - 255 с.

32. Брудный А.А. Значение слова и психология противопоставлений //Семантическая структура слова. М., 1971. - С. 19-27.

33. Буслаев Ф. О преподавании отечественного языка. Л.: Учпедгиз, 1941.

34. Бухвостов С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошко-льнорго возраста. Курск, 1978. - 58 с.

35. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М.: Русский язык, 1990. - 247 с.

36. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики : Заметки журналиста. М.: Педагогика, 1983. - 137 с.

37. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика: Для высших и средних учеб.заведений. Ростов н/Д: Феликс, 1995. -576 с.

38. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. -М.: Наука, 1975. 135 с.

39. Венгер А.А. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969. - 368 с.

40. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. М.: Рус.яз., 1976.-248 с.

41. Виноградов В.В. Некоторые задачи изучения синтаксиса простого предложения //Вопросы языкознания. 1951. - № 3. - С. 3-31.

42. Виноградов В.В. Основные типы лексических значений //Вопросы языкознания. 1953. - № 5. - С. 3-29.

43. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). М.: Высшая школа, 1986. - 640 с.

44. Виноградова A.M. Формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы: Автореф. дисс.канд.пед.наук. М., 1974. - 27 с.

45. Винокур Г.О. О языке художественной литературы. М.: Высш. школа, 1991.-447 с.

46. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. учеб. завед . М.: Академия, 1999. - 168 с.

47. Выготский JI.C. Мышление и речь. Собр.соч. в 6-ти томах. Т.2. М.: Педагогика, 1982. - С. 6-361.

48. Выготский JI.C. Развитие детской речи. Собр.соч. в 6-ти томах. Т.З. М.: Педагогика, 1982.-С. 164-177.

49. Гавриш Н.В. Формирование образности речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку: Дисс. канд.пед.наук. М., 1991. - 188 с.

50. Гальперин П.Я. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981.- 139 с.

51. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М,: АПН РСФСР , 1961. -417с.

52. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка /Под ред. С.А. Абакумова. М.: АПН РСФСР, 1949. - 268 с.

53. Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учеб. для вузов . 2-е изд., исправ. -М.: Высшая школа, 1988. - 319 с.

54. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. М.: Культура и спорт , 1997.-268 с.

55. Гольдин В.Е. Речь и этика. М., 1983.

56. Горбушина J1.A., Николаичева А.П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1983 - 192 с.

57. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984.

58. Гурович JI.M. Понимание образа литературного героя детьми старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс.канд.пед.наук. М„ 1973. - 29 с.

59. Гуро-Фролова В.Г. Работа над выразительными средствами речи //Начальная школа. 1991. - № 2. - С. 22-24.

60. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Д.: Наука, 1967. - 319 с.

61. Димитров Г.М. О литературе, искусстве, культуре. М.: Прогресс, 1972. -271 с.

62. Дубовский Ю.А. Анализ интонации устного теста и его составляющих. -Минск: Высш. школа, 1978.

63. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 1986. - 96 с.

64. Дьяченко О.М. Развитие воображения в дошкольном детстве: Автореф. дисс.докт.псих.наук. М., 1990. - 31 с.

65. Ермаков С.А. Культура и человек //Очерки по философии /Под ред. Э.Ф.Звездкиной. Новгород, 1993. - 128 с.

66. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958. - 370 с.

67. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи //В защиту живого слова. М.: Просвещение, 1966. - С. 5-25.

68. Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. М., 1967. - 535 с.

69. Жуковская Р.И. Чтение книги в детском саду. М.: Учпедгиз , 1959.-116 с.

70. Иванова С.Ф. Воспитание навыков культуры речи у школьников : Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1964.

71. Иванова С.Ф. Речевой слух и культура речи. М.: Просвещение, 1970. -96 с.

72. Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм. М.: Флинта-Наука, 1998. - 200 с.

73. Ильяш М.И. Основы культуры речи: Учеб. пособие. Киев - Одесса, 1984. -188 с.

74. Истрина Е.С. Нормы русского литературного языка и культуры речи. М.-Л., 1948.-31 с.

75. Казакова В.И. Развитие выразительности речи младших школьников: Дисс. . канд.пед.наук. Екатеринбург, 1998. - 143 с.

76. Карпинская Н.С. Искусство слова как средство художественного воспитания детей дошкольного возраста //Вопросы эстетического воспитания в детском саду. М., 1960. - С.45-52.

77. Карпинская Н.С. Художественное слово и воспитание детей. М.: Педагогика, 1972.- 151 с.

78. Коган Л.Н. Теория культуры: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1993.- 160 с.

79. Колесов В.В. Культура речи культура поведения. - Л.: Лениздат, 1988. -271 с.

80. Колунова Л.А. Работа над словом в процессе развития речи у детей старшего дошкольного возраста: Дисс.канд.пед.наук. М., 1993. - 173 с.

81. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию . 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.

82. Костомаров В.Г. Культура речи и стиль. М., 1960. - 71 с.

83. Красноречия Древней Руси. -М.: Сов. Россия, 1987. 448 с.

84. Кудрина Г.Я. Зависимость пересказа текста от условий его восприятия в старшем дошкольном возрасте: Автореф.дисс.канд.психол.наук. М. 1982. -24 с.

85. Кузнецова Т.И., Стрельникова И.П. Ораторское искусство в Древнем Риме. -М.: Наука, 1976.

86. Культура русской речи: Учеб. для вузов /Под ред. Л.К. Граудина. М.: Норма- Инфа, 1998.-560 с.

87. Кушаев Н.А. Хроника культуры (1600-1970). М., 1993. - 492 с.

88. Лаврик М.С. Формирование сложных синтаксических конструкций в речи старших дошкольников: Автореф.дисс.канд.пед.наук. М., 1977. - 18 с.

89. Ладыженская Т.А. Связная речь //Методика развития речи на уроках русского языка. -М.: просвещение, 1980. С. 187-233.

90. Лазарев А.И. Трудные темы изучения фольклора: Учеб. пособ. Челябинск: Челяб.гос.ун-т, 1998. - 319 с.

91. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. М.: Просвещение, 1985. - 176 с.

92. Леммерман X. Учебник риторики: Тренировка речи с упражнениями. М.: Интерэксперт, 1998.-256с.

93. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: Наука, 1969. - 397 с.

94. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.-214 с.

95. Леушина A.M. Развитие связной речи дошкольников //Ученые записи: ЛГПИ им. А.И. Герцена. -Т.З5, 1941. С. 21-72.

96. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1979. - 320 с.

97. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И. Мир родной речи. Беседы о русском языке и культуре речи. М.: Знание, 1972. - 159 с.

98. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И. О культуре русской речи. М.: Знание, 1987.-176 с.

99. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок . М.: Просвещение, 1992.- 160 с.

100. Максимов В.И. Точность и выразительность слова. Л.: Просвещение, 1968.- 184 с.

101. Мышление и речь. М.: АПН РСФСР, 1963. - 271 с.

102. Найденов Б.С. Выразительность речи и чтения . М.: Просвещение, 1963. - 263 с.

103. Народная педагогика и современные проблемы воспитания: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Чебоксары, 1991. - 338 с.

104. Негневицкая Е.И., Шахнарович A.M. Язык и дети. М.: Наука, 1981. -111с.

105. Николаева В.В. Эстетика языка и речи. JI.: Знание, 1979. - 40 с.

106. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей: Попул. пособ. для родит, и педагогов. -Ярославль: Академия развития, 1997. 253 с.

107. Об ораторском искусстве /Сост. А. Толмачев. М.: Госполитиздат, 1958. -272 с.

108. Обнорский С.П. Культура русского языка. M.-JI.: АНСССР, 1948. - 31 с.

109. Ожегов С.И. Очередные вопросы культуры речи. Вып. 1 //Вопросы культуры речи. М.: АН СССР , 1955. - С. 5-33.

110. Ожегов С.И. Словарь русского языка /Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1990. - 917 с.

111. Ораторы Греции. М.: Художественная литература, 1985. - 495 с.

112. Паремиологический сборник: Пословица, загадка (структура, смысл, текст). -М., 1978.-320 с.

113. Патрина К.Т. Особенности понимания значения слова детьми старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс.канд.пед.наук. -М., 1955. 16 с.

114. Пеньевская А.А. Обучение родному языку //Вопросы обучения в детском саду /Под ред. А.П. Усовой . -М., 1955. С. 92-125.

115. Пермяков Г.Л. От поговорки до сказки /Заметки по общей теории клише. -М.: Наука, 1970.-240 с.

116. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка . -М.-Л., 1932. 412 с.

117. Поддъяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников //Вопросы психологии. 1990. - № 1. - С. 16-19.

118. Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М., 1996. - 32 с.

119. Померанцева Э.В. Русская народная сказка. М.: Ид-во АН СССР, 1963. - 128 с.

120. Пословицы, поговорки, загадки /Сост. А.Н. Мартынова. М.: Современник, 1997.-502 с.

121. Пословицы, поговорки, потешки , скороговорки: Попул. пособ. для родит, и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. - 219 с.

122. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. М.: Учпедгиз, 1958.-536с.

123. Проблема изучения речи дошкольника /Под ред. О.С. Ушаковой. М.: РАО , 1994. - 129 с.

124. Проблемы философии культуры: Опыт истор.-материалист, анализа. /Под ред. В.Ж. Келле. М.: Мысль, 1984. - 325 с.

125. Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду /Авт.-сост. Ушакова О.С. М.: АПО, 1994. - 63 с.

126. Пропп B.JI. Исторические корни волшебной сказки. JL: Изд-во ЛГУ , 1986.-364 с.

127. Пропп В.Л. Морфология сказки. 2-е изд. - М.: Наука, 1969. - 168 с.

128. Пропп В.Л. Фольклор и действительность: Избранные статьи /В.Л.Пропп. -М.: Наука, 1976.-325 с.

129. Психология сознания и речи. Пятигорск, 1974. - 123 с.

130. Пустовалов П.С., Сенкевич М.П. Пособие по развитию речи. 2-е изд., дополн. и перераб. - М.: Просвещение, 1987. - 286 с.

131. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина . М.: Просвещение, 1984. - 223 с.

132. Развитие речи и речевого общения /Под ред. О.С. Ушаковой. М.: РАО, 1995.- 152 с.

133. Речь. Речь. Речь: Кн. для учителя /Под ред. Т.Н. Ладыженской . М.: Педагогика, 1990. - 356 с.

134. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать?: Кн.для учащ.стар.классов. 2-е изд., исправ.и дополн. - М.: Просвещение, 1988. - 176 с.

135. Розенталь Д.Э. Культура речи. 3-е изд. - М.: Изд-во МГУ , 1964. - 140 с.

136. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Просвещение, 1973.-433 с.

138. Скворцов Л.И. Основы культуры речи: Хрестоматия (для филол.спец. вузов) /Сост. Л.И. Скворцов. М.: Высшая школа, 1984. - 312 с.

139. Скворцов Л.И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. -М.: Просвещение, 1996. 158 с.

140. Словарь образных выражений русского языка /Под ред. В.Н. Телия. М.: Отечество, 1995. - 368 с.

141. Смага А.А. Особенности понимания смысловой стороны слова детьми пятого года жизни: Дисс. канд.пед.наук. М., 1992. - 165 с.

142. Смольникова Г. Формирование структуры связного высказывания у старших дошкольников: Дисс.канд.пед.наук. М., 1986. - 156 с.

143. Соболева О.В. О понимании мини-текста или пословица век не сломится //Вопросы психологии. 1996. - № 1.

144. Солганик Г.Л. Синтаксическая стилистика. М.: Высшая школа, 1973-214с.

145. Сороколетов Ф.П., Федоров А. Правильность и выразительность устной речи. Л.: Лениздат, 1963. - 59 с.

146. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические условия развития речи дошкольников в детском саду //Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях. —М., 1988. С. 37-45.

147. Сперанский М. Правила высшего красноречия. СПб., 1984.

148. Специфика фольклорных жанров. М.: Наука, 1973. - 304 с.

149. Станиславский К.С. Собрание сочинений: В 8-ти томах. Т. 2,3. М.: Искусство, 1954.

150. Степанов А. О культуре речи. -М.: Искусство, 1961.-63 с.

151. Степанов В. Русские пословицы и поговорки от А до Я: Словарь-игра. -М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. 240 с.

152. Стешов А.В. Устное выступление: логика и композиция. Л.: Знание, 1989.-32 с.

153. Струнина Е.М. Работа над смысловой стороной слова в процессе развития речи старших дошкольников в детском саду: Дисс.канд.пед.наук. М., 1984.- 132 с.

154. Супрун А.Е. Лекции по теории речевой деятельности: Пособие для студентов вузов. Минск, 1996. - 287 с.

155. Таллер Л.А. Здравствуй, книга! Минск: Нар. асвета , 1987. - 111 с.

156. Теория речевой деятельности (Проблемы психолингвистики). М.: Наука, 1968.-272 с.

157. Тивикова С.К. Развитие речи младших школьников средствами народнопоэтического языка: Дисс. канд.пед.наук. -Ниж.Новгород, 1993. 220 с.

158. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М.: Просвещение, 1981. - 159 с.

159. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М., 1953. - 497 с.

160. Усова А.П. Обучение в детском саду. М.: Просвещение, 1984. - 176 с.

161. Успенский Д.В. Культура речи. М.: Знание, 1976. - 96 с.

162. Ушакова О.С. Развитие связной речи //Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду. М., 1987. - С. 22-39.

163. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. М.: ТЦ «Сфера », 1998. - 224 с.

164. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968. - 557 с.

165. Федяевская В.М. Что и как рассказывать и читать дошкольникам . М.: Учпедгиз, 1955.-205 с.

166. Фесюкова JI.Б. Воспитание сказкой. М.: ООО «Фирма ». Издательство ACT, Харьков: Фолио, 2000. - 464 с.

167. Философская энциклопедия. Т.З.-М., 1964.-С. 118.

168. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М.: АПН РСФСР, 1961.-334 с.

169. Фольклор как искусство слова: Сб.стат. /Отв. ред. Проф. Н.И. Кравцов. -М.: Изд-во Москов.ун-та, 1966. 170 с.

170. Фонетика и психология речи: Межвузовский сборник науч.трудов. Иваново, 1980.- 151 с.

171. Харченко В.К. Переносное значение слова. Воронеж: Изд-во Воронеж. Ун-та, 1989.- 196 с.

172. Хлысталова А.Н. Методика литературного развития младших школьников при обучении чтению малых фольклорных жанров: Дисс. .канд.пед.наук. -М., 1991. 204. С.

173. Художественные средства русского народного поэтического творчества: Символ, метафора, параллелизм. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 127 с.

174. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. М.: Просвещение, 1982.- 128 с.

175. Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве: пер. с лат. Ф.А. Петровского. М.: Наука, 1972. - 471 с.

176. Чуковский К.И. За живое образное слово. М.: Знание, 11967. - 64 с.

177. Чуковский К.И. От двух до пяти. М.: Педагогика, 1990. - 381 с.

178. Шахнарович A.M. Семантика детской речи, психолингвистический анализ: Автореф. дисс.д-ра филол.наук. М., 1985. - 40 с.

179. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957. - 188 с.

180. Щербицкая А.Е. Влияние русского фольклора на сочинение сказок детьми //Художественное творчество и ребенок. М.: Педагогика, 1972. - С. 99111.

181. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возраста. М.: Просвещение, 1966.-96 с.

182. Юдин Ю.И. Русская народная бытовая сказка. M.:Academia, 1998.-256 с.

183. Юрьева Н.М., Шахнарович A.M. К проблеме понимания метафоры в языке и тексте. М.: Наука, 1988. - 176 с.

184. Ядешко И. Развитие речи детей от трех до пяти лет. М.: Просвещение, 1966.-96 с.

185. Язовицкий Е.В. Говорите правильно. Эстетика речи. Д., 1969. - 302 с.

186. Richardson К. Studies of Language development. Journal of Child Language. - 1970. - № 3. p. 17-26.

187. Semantics. In Studies of child language development. Ed. by C. Ferguson, D. Slobin, 1973.-P. 585-628.

188. Slobin D.I. Imitation and Grammatical Development in Children. Contemporary issues in Development Psychology, N.Y., Osser, 1968. - P. 15-55.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.


На правах рукописи

НИКИФОРОВА Татьяна Ивановна

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ

Григорьева Антонина Афанасьевна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Поликарпова Евдокия Михайловна

ФАО ГОУ ВПО “Якутский государственный

университет имени М. К. Аммосова”

кандидат педагогических наук

Гризик Татьяна Ивановна

Г. Якутска, МДОУ Детский сад №52 «Белочка» г. Якутска.

Исследование проводилось поэтапно с 2003 по 2007 гг.

1 этап (2003-2004 гг.) – поисково-теоретический. Изучение научной литературы по теме исследования. Анализ и оценка современного состояния проблемы исследования, организация констатирующего этапа эксперимента.

2 этап (2004-2005 гг.) – опытно- . Осуществление формирующего этапа эксперимента, в процессе которого определялись эффективность подходов, принципов, форм и методов, уточнялись условия, обеспечивающие развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме обучения.

3 этап (2005-2007 гг.) – обобщающий. Завершение эксперимента, систематизация и обобщение результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста осуществляется в единстве с формированием всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической как необходимого условия становления культуры речи в целом.

2. Технология развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме обучения строится на основе принципов взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития, интеграции всех видов деятельности, расширения связей ребенка с окружающим миром, обеспечения активного речевого общения, развития языкового чутья, речевого действия, методическая интерпретация потенциала народной педагогики.

3. Эффективность протекания процесса развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме обучения обеспечивают следующие условия: создание предметно-развивающей среды на основе использования деятельностного гуманистического, личностно-ориентированного, культурологического подходов, активных форм и методов обучения и воспитания; использование возможностей игры, активизирующих процесс развития культуры речевого общения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определены цель, объект, предмет, сформулированы гипотеза, задачи и методы исследования, раскрываются научная новизна, теоретическая значимость исследования, изложены положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретико-методологические основы развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме обучения» представлен анализ научно-теоретических подходов к исследованию проблемы развития культуры речевого общения, раскрыты сущность и особенности культуры речевого общения, выявлен и теоретически обоснован педагогических условий развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме обучения.

Культура – это определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «культура» указывает как на отличие человеческой жизнедеятельности от биологической жизни, так и на качественное своеобразие конкретных проявлений этой жизнедеятельности.

В современной трактовке культура речи человека включает в себя духовность, интеллигентность, гармоническое сочетание лучших человеческих качеств, нравственную культуру, образованность, совокупность знаний, профессиональных навыков и умений, т. е. предполагает общую культуру человека.

В отечественной педагогической литературе культура речи рассматривается в трех смыслах: 1) как система признаков и свойств, свидетельствующих о коммуникативном совершенстве речи; 2) как система знаний и навыков, «обеспечивающих целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения». В большинстве работ правильность речи ассоциируется и объясняется через языковую норму: правильна, если она не нарушает языковую норму, и наоборот, речь не правильна, если норма нарушена. По мнению Б. Н. Головина, из соотношения языка и речи выводятся такие качества речи, как «правильность, чистота и богатство, разнообразие»; из соотношения языка и мышления – логичность и точность; речи и сознания – выразительность, действенность, образность, уместность. В понимании Б. Н. Головина, теория культуры речи должна опираться на весь круг описательных лингвистических дисциплин, а также на психологию, логику, эстетику, социологию, педагогику, а не на лингвистику.

Изучение литературы, посвященной теории культуры речи, позволило сделать о том, что концептуализированная сфера имеет собственный, обособленный статус в рамках науки о языке. Культура речи – понятие многозначное, оно включает в себя две ступени освоения литературного языка: правильность речи, т. е. владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, лексики, грамматики, стилистики) и речевое мастерство. Культура речи предполагает высокий общий уровень культуры человека, культуру мышления, сознательную любовь к языку.

Мы в нашем исследовании рассматриваем понятия «культура речи», «культура речевого общения» как сущностный компонент общей культуры человека. Центральным вопросом культуры речи в наши дни является вопрос о том, как эффективно , хорошо говорить, а не только правильно.

Развитие культуры речевого общения как проблема психолого-педагогического исследования в дошкольном детстве требует применения новых подходов, в основе которых лежат положения и идеи, разработанные в общей педагогической теории.

Проблеме общения уделяется внимание исследователей различных специальностей: философов (А. С.Арсентьев, В. С. Библер, Ф. Т. Михайлов), языковедов-лингвистов (К. Гаузенблас, Л. С. Скворцов), психологов

(Л. С. Выготский, А. А. Бодалев, Н. П. Ерастов, А. В. Запорожец,

А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Т. А. Репина, А. Р. Лурия, В. М. ,

Д. Б. Эльконин), педагогов (Р. С. Буре, Р. И.Жуковская, О. М.Казарцева,

С. Е. Кулачковская, К. М.Левитан, В. Г.Нечаева, Л. А. Пеньковская, Т. А. Маркова, В. Н. Мясищева, А. П. Усова).

Артикуляционная гимнастика, столь необходимая для коррекции недостатков звукопроизношения также проводилась в игровой форме обучения.

Модель развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме обучения



Многократное повторение звуков и слогов в упражнениях

На выработку правильного произношения может быть утомительно для ребенка, поэтому игровой подход здесь наиболее приемлем (сказки

« О хозяине звуков Языке Языковиче»).

Помимо гармоничного развития всех сторон речи, определяющих формирование культуры как части их общей культуры, не менее важным составляющим является, владение богатством литературного языка, умелое его изобразительных средств в различных ситуациях общения. Следуя, этому определению, вторым направлением , является ознакомление с художественной литературой и устным народным творчеством. Художественная литература и устное народное творчество – богатый материал, раскрывающий нормы взаимоотношения людей. В диалогической беседе при обсуждении литературных произведений ребенок знакомится с речевым этикетом, с нравственными нормами.

Произведения подбирали таким образом, чтобы знакомить детей

С разными сторонами жизни: миром отношений в быту и семье, с нормами отношений к людям. Данное направление работы призвано запустить механизм взаимоотношения между детьми и с взрослыми в разнообразной деятельности (активное слушание, игра-драматизация, деятельность общения). Применялись метод художественного объяснения и анализа произведения, метод сопоставительного анализа, метод тематического отбора художественных произведений детьми; метод решения коммуникативных задач на основе анализа проблемных художественных ситуаций; метод создания ситуаций эмоциональной децентрации, метод развития эмоционально-чувственного сопереживания художественным образам; метод создания ситуаций совместных переживаний; метод взаимообогащения нравственными чувствами окружающих; метод педагогического моделирования игр-драматизаций с наглядным показом дошкольниками альтернативных форм поведения, метод проблемно-нравственных ситуаций, побуждающий детей к реальной нравственной активности, стимулирования гуманистически-ориентированных моделей поведения.

Третье направление : использование народных игр. Русский педагог- К. Д. Ушинский, ссылаясь на народный опыт и традиции, обращая внимание на народные игры, призывал «разработать этот богатый источник, организовать их и создавать из них превосходное и могущественное воспитательное ». Специфика народной игры в стихийном непредсказуемом характере. Народная игра, являясь феноменом традиционной культуры, может одним из средств приобщения детей к народным традициям, что в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания, духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей. В современной ситуации общественного развития обращение

К народным истокам, к прошлому является своевременным. Свое будущее каждый народ сегодня связывает с национальной культурой. Национальная же культура является гарантом жизни и интеграции

В общемировую культуру.

Таким образом, включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, ненавязчиво, целенаправленно вводим детей в мир народной культуры, что в свою очередь представляет собой важнейшим аспектом воспитания духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей и культуры общения.

На третьем этапе эксперимента прослеживалась развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.

В ходе эксперимента прослеживалось изменение уровня развития культуры речевого общения детей по направлениям оценки, соответствующим выделенным критериям. После завершения формирующего эксперимента для проверки эффективности исследовательской программы были проведены контрольные срезы, с целью определения уровня развития культуры речевого общения детей.

Результаты оценивались нами по критерию оценки уровня развития основ культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста: словарный запас, грамматический строй речи, звуковая культура речи, связная речь, о речевом этикете, уровни коммуникабельности и контактности.

Данные таблицы (см. таблицу 1) свидетельствуют о том, что

На констатирующем этапе исследования детей

И в экспериментальной, и в контрольной группах (44% и 45%) имеют средние показатели развития культуры речевого общения. Высокий уровень характерен для небольшого дошкольников:18% –в экспериментальной, 17% – в контрольной группе. Низкий уровень отмечается по 38%

В экспериментальной и контрольной группах.

Таблица 1

Показатели развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах исследования

Контрольный этап эксперимента показал преобладание у детей, как

В экспериментальной, так и в контрольной группах среднего уровня развития культуры речевого общения (ЭГ – 48%; КГ-44%). Но качественно значительно преобразились показатели в экспериментальной группе, где высокий уровень культуры речевого общения показали 38% детей, увеличение составляет на 20%, в контрольной группе положительная динамика составляет 11%. Количество детей с низким уровнем культуры речевого общения в экспериментальной группе сократилось на 24%, а контрольной группе на 10%.

Таким образом, опытно-экспериментальная работа доказала действенность, целесообразность и эффективность разработанных нами педагогических условий развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме обучения.

В заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы, полученные в результате теоретического анализа проблемы

И экспериментальной работы, сопоставлены положения гипотезы

И результаты исследования. В целом, подводя итоги диссертационного исследования, можно сделать следующие выводы:

1. В условиях гуманизации и демократизации сфер жизнедеятельности современного общества, появились много вариативных программ обучения и воспитания, где приоритетным направлением являлось умственное воспитание ребенка-дошкольника и упустилось из виду нравственное воспитание. В этой связи в современной системе образования особую актуальность вновь приобретает проблема нравственного воспитания, в частности, и развитие культуры речевого общения. Достаточный уровень культуры речевого общения является основным условием успешной адаптации личности в любой среде.

2. Развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме обучения строится на принципах: взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития, интеграции всех видов деятельности, расширения связей ребенка с окружающим миром, обеспечения активного речевого общения, развития языкового чутья, речевого действия, методическая интерпретация потенциала народной педагогики.

3. Эффективность развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме обучения обеспечивают следующие педагогические условия: создание предметно-развивающей среды на основе использования деятельностного гуманистического, личностно-ориентированного, культурологического подходов, активных форм и методов обучения и воспитания; использование возможностей игры активизирующих процесс развития культуры речевого общения.

4. Выделенные критерии и уровни позволили проследить позитивную динамику развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.

5. дошкольного образовательного учреждения и семьи является важным фактором решения общей проблемы – развития культуры речевого общения ребенка. Создание родителями условия для развития и сохранения духовного мира ребенка, сотрудничество семьи

И детского сада оказывают огромное влияние на нравственное развитие

Не претендуя на исчерпывающее проблемы, наше исследование может послужить основой для дальнейших изысканий, творческих поисков

В области разработки научных основ развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме обучения.

Основные положения диссертационного исследования изложены

1. Никифорова, Т. И. Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста / Т. И. Никифорова //Дошкольное воспитание. – 2007. – №3.

– С.114-115.

2. Никифорова, Т. И. Волшебные пальчики – Аптаах тарбахчааннар: для детей дошкольного возраста/ Т. И. Никифорова. М-во образования Республики Саха (Якутия). Якутск, 2004. – 32 с.

3. Никифорова, Т. И. Работа со студентами по воспитанию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста / Т. И. Никифорова //Комплексная оценка деятельности вуза как мониторинг системы качества

И воспитания. Материалы межрегиональной научно-методической конференции. – Якутск: Изд-во ЯГУ, 2005. – С.150-151.

4. Никифорова, Т. И. Опыт профилактической работы по устранению недостатков звукопроизношения у детей-саха в условиях русскоязычного детского сада / Т. И. Никифорова //Чөмчүүк саас. – 2006. – №1. – С.61-63.

5. Никифорова, Т. И. Дорҕоонтон дорҕооҥҥо. От звука к звуку: оҕо тылын сайдыытын бэрэбиэркэлииргэ аналлаах альбом/ Т. И. Никифорова. – Якутск: Изд-во ЯГУ, 2006. – 34 с.

6. Никифорова, Т. И . Ситимнээх саҥаны сайыннарар оонньуулар

/Т. И. Никифорова, М. П. Андросова. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2007. – 36с.

7. Никифорова, Т. И. Народная игра как средство развития культуры общения детей дошкольного возраста / Т. И. Никифорова // Реализации приоритетного национального проекта «Образование». респ. научно-практической конференции. – Якутск: Изд-во ЯГУ, 2007. – С. 36-38.

К 5 годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В норме все дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений. Никаких замен по физиологическому принципу: более лёгкий по артикуляционному укладу звук применяется вместо более сложного - уже не должно остаться, но это происходит далеко не всегда. У части детей наблюдаются различные недостатки звукопроизношения, связанные с нарушением в строении и подвижности артикуляционного аппарата, или с недоразвитием фонематического слуха. Вообще после 5 лет у большинства детей начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова. Если раньше речь выступала лишь как средство общения, сейчас она становиться объектом осознания и изучения. Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. Выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа нужно обучать специально. В возрасте от пяти до шести лет ребенок может при соответствующем обучении овладеть не только определением позиции звука в слове - начало, середина, конец слова, - но и позиционным звуковым анализом, устанавливая точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове.

К 6 годам звукопроизношение у детей вполне нормализовалось, и работа идет по улучшению дикции. Дети не затрудняются в произнесении слов любой структуры, применяют многосложные слова в предложении. Шестилетние дети четко различают на слух все звуки родного языка. В том числе близкие по своим акустическим характеристикам: глухие и звонкие, твердые е мягкие. Неумение различать пары звуков по глухости - звонкости свидетельствует чаще всего о недостатках физического слуха. Получает свое развитие способность узнавать звуки в потоке речи, вычленять их из слова, устанавливать последовательность звуков в том или ином слове, то есть развиваются навыки звукового анализа слов. Надо отметить, что большая роль в развитии этих навыков принадлежит взрослым, работающим с детьми в данном направлении. Можно даже утверждать, что без участия взрослых эти очень нужные умения могут совсем не сформироваться. Словарь дошкольников шести - семи лет достаточно велик и уже не поддается точному учету. Шестилетние дети начинают осмысливать и понимать слова с переносным значением (время ползет, потерять голову). Если с детьми начали целенаправленную подготовку к школе, в их активном словаре появляются первые научные термины: звук, буква, предложение, цифра. На первых порах очень трудно развести понятия звук и буква, и, если уж вы вводите эти термины в работу, то старайтесь и сами употреблять правильно, и следите, чтобы это делал и ребенок.

Инновационный опыт работы

Формирование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой форме

В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих нарушения речи различной степени тяжести. Что в свою очередь не может не вызывать опасений, как у специалистов, так и у воспитателей. Речь детей-логопатов характеризуется неправильным произношением звуков: пропусками, искажениями, заменами. Такие нарушения звукопроизношения у детей могут быть обусловлены несформированностью фонематического слуха.
Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывают родители и воспитатели. В детском саду перед педагогом стоят задачи: воспитание у детей чистого, ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание хорошей дикции, воспитание выразительности детской речи.
Актуальность реализации данного проекта обусловлена поиском путей совершенствования условий и содержания воспитания звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста, с учетом тенденций развития всей системы непрерывного образования, современной научной и научно-методической литературы, предполагающей единство содержания и методов подготовки детей к обучению родному языку на уровне детского сада и начальной школы.
Практическая значимость исследования заключается в следующем: определены условия для эффективного использования методических приёмов по формированию звуковой культуры речи у старших дошкольников; разработан контрольно-диагностический инструментарий для оценки уровня сформированности звуковой культуры речи.
Противоречие между необходимостью формирования звуковой культуры речи и несовершенством педагогических условий, при которых происходит формирование, привело к поискам новых форм и методов, способствующих повышению качества работы по формированию звуковой культуры речи.
Теоретическая база опыта. Как показывают исследования Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой и других, готовность к звуковому анализу у дошкольников с нарушениями устной речи почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. Поэтому дети с недостатками речи обычно оказываются не в состоянии полностью овладеть письмом и чтением в условиях массовой школы. Поэтому все недостатки речи нужно устранять в дошкольном возрасте, пока они не превратились в стойкий и сложный дефект.
В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством воспитания звуковой культуры речи является игра. Игра имеет важное значение в умственном, физическом и эстетическом воспитании детей. Дидактические игры - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Научная новизна исследования заключается в попытке обобщить и систематизировать современную литературу по проблеме; экспериментально выявить оптимальные условия реализации заявленной системы работы, способствующей повышению качества образования. В ходе исследования рассмотрены аспекты проблемы, сущность понятия «звуковая культура речи»; подобран комплекс игр и игровых упражнений, позволяющий сформировать у детей активный интерес к процессу обучения, сформировать чувство языка; разработаны критерии оценки уровня сформированности звуковой культуры речи.
Однако выявлены и проблемы, являющиеся сдерживающим фактором развития звуковой культуры речи: возникновение трудностей в привлечении родителей с асоциальным поведением к участию в проекте; затруднения в формировании звуковой культуры у детей со сложными речевыми нарушениями, обусловленными сложной неврологической симптоматикой.
Реализация заявленного проекта помогает значительно интенсифицировать процесс формирования звуковой культуры речи, повысить интерес учащихся, что сказывается на конечных результатах. Разработанную систему формирования звуковой культуры речи можно считать эргономичной, так как она эффективна, безопасна для здоровья воспитанников, создаёт ситуацию успеха, способствуют развитию личности дошкольника.
Условия реализации изменений. С тем, чтобы успешно формировать звуковую культуру речи, необходимы следующие условия: мотивационные (способствующие устойчивому положительному побуждению воспитанников к занятиям); организационные (использование данного опыта систематически и в комплексе); научно-методические (обеспечение воспитателей, родителей методическими знаниями по формированию звуковой культуры речи в системе).
Результат изменений. Мониторинг работы педагога по формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста подтвердил положительную динамику и эффективность реализуемого опыта.
Дети значительно быстрее осваивают артикуляционные упражнения, наблюдается значительное продвижение в развитии правильного звукопроизношения, формируется активный интерес к тренировке просодических компонентов речи, улучшается качество функций фонематического восприятия, анализа, синтеза.
Адресная направленность опыта. Опыт по формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста будет полезен творчески работающим воспитателям, имеющим определённый опыт педагогической практики. Он может быть использован на различных занятиях и на разных этапах обучения, а также в свободной деятельности и в индивидуальной работе с детьми. Предложенные игры и упражнения могут быть использованы родителями для домашних занятий с детьми, совершенствования звукопроизношения. Оптимальность опыта состоит в том, что требует минимальных трудозатрат для подготовки со стороны воспитателя и воспитанников.