Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка. Приемы дифференцированного обучения на разных типах уроков

Мастер-класс

Тема урока: Правописание приставок. Предлоги и приставки.

Березина Марина Сергеевна

Место работы: МБУ СОШ №58 г.о. Тольятти

Должность: Учитель начальных классов

Предмет: Русский язык

Тема и номер урока в теме: Состав слова. (13 урок)

Базовый учебник: Н.В.Нечаева «Русский язык»,3 класс, Издательский дом «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2012 г.

Цель урока: научить различать слова с приставками и предлогами

Задачи: 1.Формировать умения правильно употреблять их в речи и писать.

2.Продолжить работу над развитием речевой деятельности, познавательной активности учащихся.

3.Воспитывать интерес к предмету, аккуратность написания.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, дифференцированно- групповая.

Оборудование: учебник, карточки для работы в парах и для работы в группах, компьютер, проектор.

По мнению Ш.А. Амонашвили обучение должно быть «вариативным к индивидуальным особенностям школьников». Дифференцированный подход в обучении является одним из средств реализации личностно-ориентированного образования. Задача учителя - так построить процесс обучения и воспитания, чтобы обеспечить полноценное развитие готовности ребенка к самообразованию. Для этого нужно не так много: признать право ребенка на индивидуальность, самоценность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их. Вот фрагмент урока, где учащиеся работают в парах по заданиям на карточках.

Раскройте скобки, определив, где даны приставки, а где предлоги.

Решили лисы кролика (за)печь, а кролик из духовки прыг (за)печь.

Зависело б (от)мыла, веснушки я б (от)мыла.

Сугробы снега вьюги (на)мели, и грузовик, как баржа (на)мели.

Вот (до)сада, я не дошла (до)сада.

Работаем в парах на листочках.

В данном задании проверяется не только умение писать приставки и предлоги, но и умение определять лексическое значение слов.

При закреплении данного материала учащимся предлагается дифференцированно-групповая работа.

1-я группа учащихся ведет работу с материалом большой сложности, требующим умения применять полученные знания и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач.

Запишите слова в 2 столбика, раскрывая скобки. Объясните, чем различаются группы слов.

(По)вредил, (во)вред,(по)солил,(с)солью, (от)нёс, (от)носа, (от)винтил, (от)винта,(за)платил, (за)плату,(под)рисовал, (под)рисунком,(в)лес, (в)лез,(у)летел,(у)лётчика,(с)резать,(с)резьбой,(за)брал,(за)брата,(по)ход,(на)ходка,(по)лёт.

(В один столбик выписывают слова с предлогами, в другой- существительные и глаголы с приставками.)

2 - группа - учащиеся со средними способностями.

Спишите. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу приставки и предлоги.

…нашей школе …ехала машина. Ребята …бежали …машине. …машины …шел водитель. Он поздоровался …ребятами и …просил …нести воды. Миша …бежал …пруду и принёс ведро воды.

3-группа-слабые учащиеся.

Укажите слова, в которых есть приставка: съехать, берёзонька, надпись, предобрый, смелый.

Нельзя говорить о дифференциации, не затронув вопрос о домашнем задании. Единое домашнее задание не способствует продвижению в развитии детей. Ориентация на среднего ученика использует лишь 15 % возможностей сильного, а перегрузка слабого составляет 50 %. Домашнее задание на сильного ученика толкает слабого к безнравственности, к невыполнению недоступного. Доступность домашнего задания укрепляет веру ребенка в свои силы, ставит в ситуацию успеха, способствует развитию его личностных качеств, повышает мотивацию к обучению. Следовательно, важной задачей учителя является продуманное дифференцированное домашнее задание, где ребята могут выбрать то упражнение, которое соответствует его реальным возможностям.

Дифференцированное домашнее задание в теме «Правописание приставок. Предлоги и приставки».

1.Укажите ряды, в которых слова пишутся раздельно:

(у)нас (у)нёс (за)вод (за)водой (над)лесом

2.Укажите ряды слов, где все слова пишутся слитно:

(вы)бежал (во)двор (за)шёл (за)книгой (вы)шел (по)играть (у)ехал (за)границу (по)купка (по)дарка

3.Прочитайте и объясните, что находится в скобках: предлог, приставка или часть корня.

Вилка однажды споткнулась (о)крошку,

Падая, стукнулась вилка (об)ложку.

Ложка, взлетев,угодила в (о)крошку,

Брызги на книжную сели (об)ложку.

Спишите, раскрывая скобки.

а) Изучение нового материала

При изучении нового материала можно использовать такой прием: группы (их можно делать до 5 - 6), готовят сообщение по материалу новой темы, каждая берет определенный вопрос. В группах назначают специалистов по профилю и каждый подготавливает материал в своем ракурсе.

Разумеется, что выбор групп и специалистов идет с учетом индивидуальных особенностей ученика. Наиболее эффективны такие уроки по изучению приборов, устройств, законов и опытов. Так, например, в 11 классе провожу урок по изучению трансформатора и генератора переменного тока. Это - урок нового материала в форме работа в группах под названием “Работа конструкторского бюро”. Класс делится на секции:

  • 1) Теоретиков, которые подготавливают материал о необходимости создания данного устройства, его назначении, дают историческую справку и хронологию открытия;
  • 2) Конструкторов, они готовят схему устройства, назначение и описание отдельных частей или деталей;
  • 3) Испытателей, подготавливают рассказ о работе прибора, опираясь на физический принцип и законы;
  • 4) Использователи, эта секция расскажет о том, где и как находит свое применение данный прибор;
  • 5) Отдел контроля, который анализирует работу, устройства, “плюсы” и “минусы” механизма и его влияния на окружающую среду.

Заранее к уроку заготавливается литература, таблицы, слайды, приборы и так далее. В течение первой половины урока группы, изучая предложенную литературу и другие средства, готовят ответ - выступление по своей теме. Работы внутри группы хватит на каждого ее участника. Ответственный контролирует и учитывает на месте контроля. Вторая часть урока - выступление и обсуждения, остальные слушающие заносят наиболее важные тезисы в тетрадь. При такой форме проведения урока учащиеся заняты продуктивным умственным трудом, так как работает каждый, самостоятельно, активно, а главное - в меру своих способностей и возможностей.

При изучении нового материала можно воспользоваться и таким приемом, когда все слабые и средние группы класса прорабатывают новый материал по учебнику, а сильные получают задание - извлечь дополнительную информацию по теме из предложенной литературы и подготовить сообщение. Или же, вопросы предложенные для изучения предлагаются двух типов: более сложная программа А и упрощенная - В; ученик выбирает ту, по которой он хочет работать.

б) Урок решения задач

Наиболее “трудным местом” при обучении физике является научить ребенка решать задачи. Для выяснения уровня подготовки и психологических особенностей учащихся во вновь взятом классе, в течение 2 - 3 первых недель работы я предлагаю ученикам специально разработанные задания для выявления:

Тестирование поможет выделить 3 - 4 группы, для каждой составляются задачи разной степени сложности: репродуктивные, поисковые, логически-поисковые, творческие. Составление карточек можно осуществлять разными способами. Так, например, в 11 классе по теме “Электромагнитная индукция” при решении задач в период подготовки к контрольной работе, на 2 варианта раздаются листы с задачами, в каждом по 10 - 15 задач разной степени сложности, каждая задача оценена в количество баллов, на которое она рассчитана. Каждый ученик выбирает в соответствии со своими способностями (см. приложение). В теме “Оптика” (11 класс), где можно составить огромное количество задач, получается даже на каждого ученика - свой вариант. Конечно, это трудоемко для учителя, но при наличии арсенала задачников и помощи, например, лаборанта, реально. (см. приложение).

В 7 - 8 классах считаю целесообразным решать задачи 4 видов операций. Дети этого возраста порой еще слабо ориентируются в тонкостях материала, то одно и то же задание можно давать с разной степенью сложности.

Например, в теме “Работа”, задание на расчет работы. 1 вариант (репродуктивный): ”Груженую шахтную клеть массой 10 т поднимают на высоту 10 м. Какую работу совершит подъемник? “ 2 вариант (репродуктивно-поисковая), то есть в задаче есть поисковое действие (работа со справочником, таблицей): “Какую работу совершает гусеничный трактор Т - 150 за 1 час?”. 3 вариант (репродуктивно-поисковая и творческая): “Придумай задачу на расчет работы совершаемой механизмом и реши ее “.

Домашнее задание на задачи можно то же давать дифференцированно, и уровень себе пусть выбирает сам ребенок. Это позволит ему стремиться к более высоким результатам, работать целеустремленно и заинтересованно.

в) Дифференцированный подход при выполнении лабораторных работ

Практическая деятельность ученика в школе чаще всего сводится к работе по описанию или инструкции. Детям со слабой и средней подготовленностью это вполне приемлемо. Но, я считаю, что крайне не эффективно эта работа со всеми учениками класса. Для способных детей в работу надо включать творческие задания. Так, например, в работе “Измерение жесткости пружины” для первого уровня дать стандартное описание по учебнику, для более высокого - предложить измерить жесткость двух “параллельных” (или “последовательных”) пружин. Хорошо поддаются разделению на сложность работы по электричеству в 8 классе(см. приложение).

г) Контроль знаний

При любом виде контроля, ученик изначально должен знать критерии оценок. Уже при объяснении нового материала, считаю нужным, выделить глубину и объем знаний на “3”, “4” и “5”. При решении задач должны быть оценены задачи всех уровней. Тогда при подготовке домашних заданий, ученик будет четко знать, к чему ему стремиться, какую “планку” надо побить, чтоб достичь желаемой оценки, а главное - знаний. Только тогда можно эффективно произвести дифференцированный контроль. Так, например, устный (или письменный) опрос можно вести по двум программам разной сложности в 11 классе, тема “Модель атома”

Программа А:

  • 1. Модель атома Томсона
  • 2. Опыты Резерфорда
  • 3. Планетарная модель Резерфорда
  • 4. Противоречия планетарной модели
  • 5. Постулаты Бора
  • 6. Модель Резерфорда - Бора.

Программа В:

  • 1. Планетарная модель атома
  • 2. Ее противоречия
  • 3. Постулаты Бора
  • 4. Модель Резерфорда - Бора.

В целом, вид А можно ориентировать на учеников, выбравших физику для сдачи экзаменов, а В - кто сдавать не пожелает. Можно провести дифференцированный взаимный контроль в парах “сильный - сильный” и “слабый - слабый”(в зависимости от цели и задач урока можно пары взять смешанные). Вопросы в паре будут подобраны учителем по конкретному уровню. Учитель вправе вмешаться в беседу учеников, присутствовать при прослушивании или в конце урока вызвать любого для проверки объективности оценок и рецензий. Наиболее обязательно дифференциация при выполнении контрольных работ. Многое здесь зависит от желания и творчества самого учителя. Можно составить контрольные работы от 4 и более вариантов, можно дать контрольную работу на 2 варианта, но выбор задач в каждом варианте остается за учеником. (см. приложение).

д) Факультативные занятия

В последнее время все меньше дается дополнительных часов на класс по предмету. Профильность при внутришкольной дифференциации реализуется через систему факультативов. В старших классах, как правило, факультатив посещают те ученики, которым физика нужна для поступления в ВУЗ. Но этот предмет востребован многими заведениями (медицинский, политехнический, педагогический), поэтому я практикую на факультативах профессионально ориентированную дифференциацию. Она выражается в содержании программы для поступления, а значит и материала, направленности задач, например, см. приложение: задачи по биофизике (для поступающих в медицинскую академию).

Дифференцированное обучение – это обучение, учитывающее индивидуальные особенности, возможности и способности детей. В условиях ФГОС это наиболее востребованная технология, потому что ориентирована на личность ученика.

Особенности дифференцированного обучения

Дифференцированное обучение предполагает разделение обучающихся на группы по одному из критериев:

По уровню интеллектуального развития;

По типу мышления;

По темпераменту;

По интересам и склонностям.

В результате проведенной диагностики формируются группы. Например, при дифференциации по уровню умственного развития учащиеся группируются следующим образом:

1. Учащиеся с высоким уровнем познавательной активности. Для них характерно творческое нестандартное мышление, устойчивое внимание, хорошая работоспособность. Эти ученики владеют навыками самостоятельного анализа и обобщения информации.

2. Учащиеся со средними учебными способностями. Из-за низкого уровня аналитического мышления не способны к творческому обобщению, для них важно многократное повторение. Осваивают материал с помощью учителя по опорным схемам.

3. Учащиеся с низким уровнем учебной активности. Их отличает медлительность, быстрая утомляемость, отсутствие мотивации. Требуют индивидуального подхода учителя. Для этих учеников необходимы дополнительные задания, алгоритм выполнения заданий, подробные инструкции.

Данная технология позволяет дифференцировать содержание образования для учащихся разного уровня развития. Один учебный материал в рамках одной программы усваивается на разных уровнях. Отбираются методы и формы работы, наиболее эффективные для деятельности разных групп.

Ведущие формы работы на уроке – групповая и индивидуальная.

Отнесение ученика к группе определенного уровня условно. Учащийся по своему выбору может покинуть одну группу и присоединиться к другой.

Виды дифференцированного обучения

Внутренняя дифференциация. Деление обучающихся одного классного коллектива по уровню интеллектуального развития. Эффективно разноуровневое обучение в основной школе (с 5 по 9 класс).

Внешняя дифференциация, связанная с профильным обучением. Основание для разделения на профили – самоопределение учащегося, рекомендация учителей, психологическая диагностика. Профильное обучение (разделение по области интересов) организуется в старшей школе.

Цели использования дифференцированного обучения в средней школе

Создание оптимальных условий для развития ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и интересами.

Повышение качества учебного процесса.

Устранение перегрузки учащихся во время занятий.

Выявление одаренных учеников.

Ситуация успеха для учащихся разных уровней.

Принципы

Учет индивидуальных возможностей обучающихся.

Вариативность учебного материала для групп с разным уровнем умственного развития.

Вариативность учебно-познавательной деятельности (от репродуктивной до творческой).

Ориентирование на адаптацию и развитие учеников.

Роль преподавателя

Преподаватель диагностирует уровень развития мышления, памяти, внимания каждого учащегося.

Определяет критерии для объединения учащихся в группы разного уровня.

Разрабатывает разные виды заданий для каждой группы.

Систематически анализирует работу учащихся и организует обратную связь.

Преимущество для учащихся

Обучение каждого ребенка осуществляется в индивидуальном темпе.

Повышается мотивация сильных учащихся, которые осваивают материал на более глубоком уровне, увеличивая темп работы.

Создается ситуация успеха для слабых детей.

Преимущество для учителя

Индивидуальная работа с сильными и слабыми учащимися.

Основные трудности для учащихся

Снижение уровня самооценки у слабых учеников, работающих совместно в группе. Отсутствие соревнования тормозит развитие этих учащихся.

Нет заданий для совершенствования коммуникативных компетенций, устная речь не тренируется.

Дифференциация по уровню интеллектуального развития не учитывает другие свойства личности учащегося.

Основные трудности для учителя

Отсутствие дидактических материалов.

Много времени требуется на разработку разноуровневых заданий.

Структура урока дифференцированного обучения

1. Совместная постановка целей для всего класса. Мотивирующий этап.

2. Актуализация изученного материала. Организация разноуровневого повторения для каждой группы.

3. Открытие нового знания. Осуществляется как для всего класса, так и дифференцированно по группам. В зависимости от уровня развития учащихся используются разные способы предъявления информации:

Проблемная ситуация,

Составление алгоритма действий,

Анализ опорной схемы,

Изучение нового материала с дополнительной консультационной помощью преподавателя или самостоятельно.

4. Закрепление с использованием дидактических материалов разных уровней. Индивидуальная консультация учителя для учащихся с низким уровнем умственного развития.

5. Итоговый контроль по теме. Тест или самостоятельная работа.

6. Рефлексия. Организация проверки выполнения задания (проверка учителем, самопроверка или взаимопроверка).

7. Дифференцированное домашнее задание.

Уровни дидактического материала

В технологии дифференцированного обучения большое внимание уделяют содержанию и форме предъявления заданий для тренировочной и контрольной работы. Учебный материал отбирается в соответствии с уровнем интеллектуального развития учеников. Здания даются с учетом принципа возрастания трудности и сложности.

Уровень А. Запоминание и воспроизведение. Работа по образцу. Использование карточек-информаторов, включающих теоретический блок и подробную инструкцию по выполнению задания.

Уровень Б. Работа по готовой схеме, алгоритму. Частично-поисковые задания, включающие сравнение, подбор самостоятельных примеров.

Уровень В. Творческое применение знаний в незнакомой ситуации, ответ на проблемный вопрос. Самостоятельный поиск и анализ информации.

Перспективы развития

Активное внедрение в обучение технологии дифференцированного обучения возможно при соблюдении двух условий:

1. Методическая помощь учителю в разработке разноуровневых заданий для каждого этапа урока. Банк готовых дифференцированных заданий, входящих в учебно-методический комплект по каждому предмету, станет для преподавателя стимулом для работы в данной технологи.

2. Деление учащихся на уровни будет осуществляться не только по инициативе учителя, но и по желанию обучающихся и родителей.

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем современного общества . Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования. В последнее десятилетие происходит резкая переориентация оценки результата образования с понятия «образованность» на понятие «компетенция». Компетенция (слово латинского происхождения) - способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определѐнной широкой области.

Необходимость включения компетентностного подхода в образовательный процесс обусловливается жизненной необходимостью. Современный педагог должен формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся. Одним из рычагов, позволяющим осуществить данные цели, является обращение к новым образовательным технологиям. Одной из таких технологий является технология дифференцированного обучения.

Дифференцированное обучение на уроках русского языка - актуальная проблема современной школы. В преподавании русского языка особое значение приобретает развитие интереса к предмету у каждого учащегося. Педагог в постоянном поиске. Как предупредить отставание слабых и добиться успеваемости каждого? Как заинтересовать класс и сделать обучение радостным? Только учитывая реальные возможности в учѐбе всех учащихся, можно организовать продуктивную деятельность всего класса, осуществить дифференцированное обучение на уроке. Несколько учащихся одного класса, группы, собранных вместе только по возрастному принципу без учѐта их индивидуальных и интеллектуальных способностей, не могут равномерно и одинаково продвигаться вперѐд в усвоении знаний. Ученики одного и того же класса для выполнения одного и того же задания могут тратить от 5 минут до 1,5 часов. Одни ученики не обладают для данного возраста гибкостью, подвижностью мышления, умением обобщать, творчески подходить к решению тех или иных задач, начинают отставать в прохождении учебного материала. У таких учеников падает интерес к знаниям, проявляется отрицательный интерес к учѐбе. Это приводит к неуспеваемости. Не лучшее положение и с сильными учениками, которые вынуждены работать не в полную силу своих возможностей в связи с тем, что педагог ведѐт обучение, ориентируясь на «среднего» ученика. Они постепенно привыкают к лѐгкости выполнения учебных заданий, и первые трудности приводят к растерянности, неуверенности в себе. А это ведѐт к снижению успеваемости. Поэтому задача достижения максимально высокой успеваемости каждым учащимся может быть решена только на основе изучения индивидуальных особенностей учащихся. Необходимость этого очевидна, это требование находит отражение в педагогической теории под названием принципа дифференцированного подхода.

Как известно, дифференцированное обучение - это работа по одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно- урочной системы с целью развития личности каждого учащегося.

Чаще всего педагог работает в классе, где собраны учащиеся с разным уровнем подготовленности, разными способностями. Согласимся с известным психологом Н.А. Менчинской в том, что «эффект обучения зависит не только от его содержания и методов, но и от индивидуальных особенностей личности школьников». Дифференцированный подход в обучении приносит положительные результаты: уменьшается нагрузка на учащихся, которым иногда физически трудно учиться в рамках обычной программы. Решается проблема неуспеваемости, потому что каждый учится так, как может. Именно поэтому в классе улучшается психологический климат, становится реальностью усвоение каждым общеобразовательного минимума. Ещѐ К.Д. Ушинский, рассматривая вопросы организации учебного процесса, рекомендовал делить классы на группы, чтобы давать ученикам задания в соответствии с их подготовкой.

Хотя вопрос о дифференцированном обучении хорошо разработан теоретически, многие практические вопросы остаются открытыми, а именно:

как организовать учѐт индивидуальных особенностей учащихся; как лучше разделить их на подгруппы (т.е. выделить сильных, средних и слабых) и установить причины, по которым ученик не успевает по предмету, дисциплине; как методически правильно построить урок; как организовать постоянную работу с хорошо успевающими учениками; как проводить дифференцированные проверочные работы и оценивать их; исходя из каких критериев отбирать учебный материал для каждой группы и как предъявлять его (в учебнике дифференцированных заданий недостаточно).

Почти каждый класс можно разделить на три группы: ученики с высокими - средними - низкими учебными возможностями. Критериями деления учащихся на группы являются объѐм имеющихся знаний, культура умственного труда, уровень познавательной активности, способность к абстрактному мышлению, умение анализировать и обобщать, утомляемость от интеллектуальной деятельности, уровень самостоятельности, уровень работоспособности (желание и умение учиться). Эти критерии взаимосвязаны, так как уровень самостоятельности учащихся на уроке при организации интеллектуальной деятельности в значительной степени зависит от способности к абстрактному мышлению ученика.

Ученики с высокими учебными возможностями имеют достаточный объѐм знаний, высокий уровень познавательной активности, способности к абстрагированию, обобщению, анализу. Работа с сильными учащимися предполагает тщательную организацию их учебной деятельности, подбор заданий высокой сложности.

Ученики со средними учебными возможностями имеют определѐнный объѐм знаний, средний уровень познавательной активности, у них сформированы способности к абстрагированию, обобщению и анализу. При работе с данной группой школьников главное внимание нужно уделять развитию их познавательной активности, воспитанию самостоятельности и уверенности в своих силах, постоянно создавать условия для дальнейшего развития этих ребят.

Учащиеся с низкими учебными возможностями отстают от своих сверстников в интеллектуальном и речевом развитии. Они плохо читают, не могут выделить главное в учебной информации.

Дифференцированный подход позволяет в условиях классно- урочной системы реализовывать творческие возможности всех учащихся. На мой взгляд, работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объѐма заданий, а за счѐт разнообразия заданий. Например, таких как составление текстов диктантов, составление карточек - заданий по изученному материалу, составление обобщающих таблиц для работы на уроке, сочинение лингвистических сказок (миниатюр), работа с дополнительной литературой, проверка индивидуальных заданий, выполняемых учащимися, которые имеют более низкий уровень подготовки, выполнение обязанностей консультанта при групповой работе, работа «учителем» (проведение фрагментов урока) и т.п.

Говоря о детях с пониженной обучаемостью, психолог З.И. Калмыкова утверждает, что в основе их отставания лежит расхождение требований, предъявляемых к познавательной деятельности школьников, с реально достигнутым уровнем умственного развития . Проблема преодоления неуспеваемости - это и психологическая проблема. Ученик, испытывающий трудности в обучении, должен иметь щадящий режим. Таким школьникам необходимы опорные схемы, таблицы. В классе, аудитории должен быть стенд «Подсказки на каждый день» с материалом к урокам по изучаемой теме, на парты кладутся словари и « папка-помощница». Этой группе школьников нужно предъявлять посильные проверочные задания. При объяснении нового учебного материала или во время его закрепления слабым учащимся предлагаются опорные карточки, так как им требуется зрительно-текстовая опора и индивидуальный темп работы. Этой группе учащихся требуется точное ограничение учебных заданий, большое количество тренировочных работ и дополнительное разъяснение нового материала на уроке. Некоторые формы и методы работы со слабыми учащимися: выполнение заданий с наличием образца, развитие зрительной памяти (например, объяснить правописание записанных на доске нескольких слов, составить с ними словосочетания, разобрать по составу, на основе опорных слов составить предложения, мини-текст), выполнение заданий со вспомогательными вопросами.

Итак, дифференцированное обучение предполагает соблюдение следующих условий: педагог хорошо знает учащегося, его индивидуальные и психологические особенности, его сильные и слабые стороны; ученики достигли определѐнного уровня умений самостоятельного приобретения знаний. Дифференцированное обучение имеет развивающее (развитие мышления, воображения, памяти, воли) и воспитывающее (воспитание мировоззрения, интерес к знаниям, чувство ответственности, товарищества) значения. При данной технологии обучения возможен переход учащихся с одной группы в другую. Переход обусловлен изменением уровня развития ученика, происходит восполнение пробелов и повышение учебной направленности, выражающейся побуждением интереса к получению знаний в учѐбе.

Дифференцированный подход необходим на различных этапах урока.

I -ый этап. Повторение пройденного материала.

Самостоятельная работа учащихся различной сложности. 1-ая группа выполняет самостоятельную работу, получая при этом различные творческие задания, например, сочинить лингвистическую мини- сказку. 2-ая и 3- я группы прорабатывают правила по опорным схемам, затем учащиеся 2 группы выполняют работу самостоятельно, а учащиеся из 3 группы выполняют ту же работу по образцу или по опорным схемам.

  • этап. Фронтальное объяснение учителем материала всему классу. Более «сильные» учащиеся самостоятельно делают выводы, составляют правила. Далее происходит анализ способов применения новых знаний на практике (работают все группы).
  • этап. Выявление качества усвоения знаний учащимися всех групп и умение применять усвоенный материал на практике. 1-ая группа. Самостоятельная работа по углублению и расширению знаний в новой, незнакомой ситуации. Учащиеся не должны тратить время и силы на ненужное повторение. Вторичное объяснение нового материала по основным вопросам с применением опорных схем. 2-ая группа выполняет работу самостоятельно по образцу или опорным схемам. Учащиеся 3-ей группы занимаются доработкой по объяснению нового материала: теория по учебнику и выполнение типовых тренировочных упражнений под руководством учителя с целью овладения навыками учебной работы.
  • этап. Проверка результатов выполнения самостоятельной работы. Выполнение самостоятельной работы слушают 2-ая и 3-я группы , делая пометки в своих работах, затем прослушиваются работы 2- й и 3-й групп.
  • этап. Единая самостоятельная работа для всех групп. Затем каждой группе предлагается дополнительное задание разной сложности.
  • этап. Словарная работа. На мой взгляд, большую роль в дифференцированном подходе играет взаимопроверка словарных диктантов. 1-я группа проверяет работы учащихся 2-й и 3-й групп , помогает в разборе ошибок, допущенных в диктантах. При такой проверке учащиеся «слабой» группы более тщательно проговаривают слова из диктанта и лишний раз вспоминают и проговаривают то или иное правило.
  • этап. Домашнее задание задаѐтся различной сложности. Более «сильным» ученикам даются творческие задания, а ученикам из «слабых» групп даются типовые задания, выполненные на уроке.

Таким образом, дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, постоянно поддерживать интерес к предмету. Эти приѐмы позволяют дифференцированно подходить к учащимся. Дифференцированный подход в обучении на уроках русского языка помогает формировать учебную деятельность учащихся. Овладев этой деятельностью, ученики сами начинают еѐ совершенствовать, что приводит к развитию их интеллектуальных способностей.

Дифференцированный подход в обучении, таким образом, ставит перед учителем, учащимися задачу развивающего обучения. В решении проблемы есть один важный аспект- повышение уровня мотивации в овладении нормами современного русского языка. Тема дифференцированного подхода на уроках русского языка имеет много интересных аспектов и перспективных направлений. Но уже в начальной стадии работы по ней наблюдается повышение интереса учащихся к занятиям русским языком, стремление овладеть нормами литературного языка.

Литература:

  1. Авдеева Г.Ф. Информационные технологии обучения. Менеджмент в образовании. 2002г.
  2. Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. М., 1982г.
  3. Косякова М.А. Воронежская область, институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. 2004 Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М., 1989г.
  4. Осмаловская И.М. Дифференциация процесса обучения в современной школе. Москва-Воронеж, 2004г.
  5. Современные проблемы образования. Тула, 7.Ушинский К.Д. Методика начального обучения.М. 1968г.
  6. Чупрасова В. И. Современные технологии в образовании. Владивосток, 2000.
  7. Яшина Г. А. Дифференциация учебной работы. Оренбургская область, Богурусланский район, Михайловка,

Многие учителя сталкиваются с тем, что дети в их классах объединены исключительно по возрастному признаку, а уровень интеллектуального развития у них различен.Дифференцированное обучение на уроках математики помогает одновременно работать со всеми детьми, вне зависимости от уровня их интеллектуальной активности.

Суть дифференцированного подхода в обучении

Сейчас многие учителя используют дифференцированное обучение в начальной школе, поскольку это прописывается в ФГОС и актуально для сегодняшнего положения вещей. Во многих классах с первого урока выделяются отстающие детки, которые просто не могут проявлять активность на уроках. На их фоне отличные результаты показывают те школьники, что стремятся ответить на любой вопрос, имеют широкие знания по теме, полученные дома или в детском саду. Дифференцированный подход подразумевает объединение детей по складку ума, уровню интеллектуальной активности, а иногда даже по темпераменту. Такой подход помогает осуществлять грамотную и полноценную работу со всеми детьми, уделяя внимание и успешным школьникам, и отстающим малышам.

Опытные педагоги рекомендуют использовать дифференцированное обучение как можно чаще, как на уроках повторения изученного, так и в процессе постижения новой информации. Математика — сложный предмет для многих учеников начальной школы, но дифференцированный подход помогает облегчить усвоение новых знаний.

Как же можно применять такую методику на самом обычном уроке? Преподаватель, например, может внедрять дифференцированную методику при проверке домашнего задания. Тем детям, которые стесняются отвечать у доски, следует выдать специальные карточки с заданиями. Решая их в своей тетради, такие ученики смогут продемонстрировать уровень интеллектуального развития. Активных школьников следует вызывать к доске. Если в классе имеется несколько учеников, отлично успевающих по предмету, им также можно дать письменные задания, но с куда более сложными примерами. Создавая проблемную ситуацию, и заставляя детей ее преодолевать, педагог повышает интеллектуальную активность детей.

Это лишь один из многих вариантов использования дифференцированного подхода на уроках математики в начальной школе.

Правила проведения дифференцированных уроков

Главное правило дифференцированного урока, гарантирующее нормальное усвоение школьного материала — это отсутствие ущемления по отношению к кому-то из учеников. Несмотря на то, что у всех детей разный уровень интеллектуального развития, каждый из них должен изучить новую тему и получить свою долю знаний.

Для того чтобы соблюсти это условие, педагогу следует использовать разные методики в рамках дифференцированного подхода. Например, учитель может провести дискуссию на тему «Роль цифр в жизни человека». Разделив класс на группы по уровню интеллектуального развития, педагог может попросить детей привести как можно больше примеров использования цифр в повседневной жизни. Детки будут работать каждый на своем интеллектуальном уровне, тренируя при этом логическое мышление и элементарные навыки работы в команде. На таком уроке детки повторят изученные цифры, узнают, в каких случаях числа используются в повседневной жизни и интересно проведут время.

Еще один способ использования дифференцированной методики на уроках математики — это разнообразные контрольные работы. Здесь самое главное — подготовить задания для каждого ребенка индивидуально, в зависимости от уровня его интеллектуальной активности. Таким образом, каждый ребенок получит задачи и упражнения в соответствии со своим уровнем развития, а проблема списывания будет полностью решена.

Разумеется, педагогу нельзя ограничиваться исключительно дифференцированным методом в обучении, и его главная задача — максимальное сокращение разности уровня развития у отстающих детей, и у успевающих школьников. Для сокращения отставания в развитии, необходимо проводить разнообразные факультативные занятия, всеми способами вовлекая неуспевающих детей в учебный процесс.

Зачастую секрет успешного обучения всех учеников в классе кроется в том, чтобы обращать внимание на характер детей и их особенности темперамента. Так, например, некоторым детям нужно всегда быть в центре внимания, а иначе уровень их ученической активности начинает стремительно падать. Для того, чтобы стимулировать таких детей к изучению математики, преподавателю стоит давать им отдельные задания, например, по написанию докладов на те или иные темы. К тем же малышам, которые слишком стесняются окружающих, не нужно привлекать сильного внимания. Идеальная система обучения для них — это максимум письменных заданий в сочетании с редкими вызовами к доске.

Чтобы преподавание математики в рамках дифференцированной системы всегда проходило интересно, учителю следует подготавливать разнообразные презентации. Например, презентация на тему «Дроби и правила работы с ними» поможет закрепить сложный изученный материал. В конце такой презентации должны быть вопросы для повторения. Некоторые из этих вопросов будут сложными, и опрашивать по ним следует самых активных и успешных учеников. Другие будут чуть проще, и они оптимально подойдут для отстающих малышей.

Основные проблемы дифференцированного подхода

Главная проблема, с которой сталкиваются преподаватели при внедрении такого подхода — это элементарная нехватка времени. Гораздо проще и легче рассказать новую тему и не заботится об усвоении материала каждым ребенком. Такой метод до сих пор используется некоторыми преподавателями, но он порождает весьма низкую успеваемость школьников.

Внедрять дифференцированную методику действительно сложно, зато ее эффективность просто поражает. Уже через пару месяцев использования такого подхода, педагог заметит значительный прогресс в учебной деятельности. Дети начнут проявлять активность, а отстающие школьники подтянутся к общему уровню.

Для того чтобы внедрять подобную методику, необходимо неплохо знать и самих детей, и это еще одна сложность для некоторых преподавателей. Далеко не каждый учитель ответственно подходит к своей работе, поэтому он и не знает, кто из детей любит отвечать у доски, а кто катастрофически боится чужого внимания. Только изучив отличительные черты характера детей, узнав уровень их интеллектуального развития, педагог сможет достигнуть успеха.

Если же интересы детей мало волнуют преподавателя, то заданную методику не стоит даже браться, ведь достигнуть значительных успехов не получится.

Математика — очень сложный предмет, и для грамотного усвоения всей полученной информации детьми, педагогу порой приходится проявлять чудеса профессионализма. Внедрение сложной, но эффективной дифференцированной методики поможет детям с разным уровнем интеллектуальной активности понять все математические правила, повысив собственную успеваемость.