Использование мультимедийного оборудования в доу. Денякина Л.М

Олеся Галушко
Эффективное использование интерактивного оборудования в образовательном процессе ДОО

В настоящее время информационно-коммуникационные технологии активно внедряются в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций . Создано множество простых и сложных компьютерных программ для разных областей познания в каждом возрастном периоде. Существуют различные интерактивные средства , направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., которые можно с успехом применять при обучении детей дошкольного возраста.

В нашем детском саду "Радуга" интерактивная доска Elit Panaboard фирмы Panasonik появилась в 2013 году и используется регулярно для работы с детьми и коллективом педагогов и родителей. Интерактивная доска – универсальный инструмент, позволяющий любому педагогу организовать образовательный процесс так , чтобы у детей повысился интерес к образовательной деятельности , устойчивость внимания, скорость мыслительных операций. Способов применения интерактивной доски в образовательной и самостоятельной деятельности в детском саду может ограничиваться только вашей фантазией. Это и презентации, и интерактивные обучающие программы . и создание проектов в графических, программных средах.

Обучение детей дошкольного возраста становится более привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать их к стремлению овладеть новыми знаниями. Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.

Интерактивные и мультимедийные средства значительно расширили возможности предъявляемого познавательного материала, позволили повысить мотивацию ребёнка к овладению новыми знаниями. Мы используем доску практически во всех образовательных областях .

Нашими творческими группами были разработаны и внедрены в образовательную деятельность с детьми : комплексы интерактивных дидактических игр по развитию речи для разных возрастных групп; комплексы познавательных интерактивных игр по формированию основ правильного питания; познавательный комплекс интерактивных дидактических игр с преобразователями (технология ОТСМ - ТРИЗ и РТВ) ; сейчас в данное время разрабатывается методический комплекс познавательных интерактивных игр по формированию основ здорового образа жизни с использованием технологии ОТСМ - ТРИЗ и РТВ.

Мы отметили, что образовательная деятельность с применением интерактивных игр становится более привлекательной и захватывающей. Игровые моменты, включенные в образовательную деятельность , активизируют познавательную деятельность ребенка, и усиливают усвоение материала.

Ещё одно преимущество использования интерактивной доски в детском саду – возможность совершать виртуальные путешествия, проведение интегрированных занятий . Известно, что у старших дошкольников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда детям интересно . У них повышается скорость приёма и переработки информации, они лучше её запоминают.

Интерактивная доска значительно расширяет возможности воспитателя и педагога. Уникальная концепция наших разработок обеспечивает воспитателю ряд преимуществ :

ГИБКОСТЬ

Педагог может использовать интерактивные задания в том виде , в каком они представлены, интегрировать их в собственную разработку ОД, заменять отдельные изображения или надписи на страницах или использовать ресурсы в качестве образца или источника идей для собственных разработок.

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ

Готовые образовательные ресурсы представляют собой комплексы дидактических игр и образовательной деятельности . Они могут использоваться не только в развивающей деятельности, но и при проведении мониторинга.

ПРОСТОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Данный образовательный ресурс дает педагогу доступ к редактированию представленных нами материалов. Для этого не нужны знания программирования или специальные навыки - достаточно общего знакомства с программным обеспечением доски.

Навыки необходимы для применения интерактивной доски :

Начальные знания устройства компьютера

Работа в программах : Word, PowerPoint

Практика работы в Интернете (для поиска изображений , звуковых и мультимедийных файлов, готовых презентаций и обучающих программ).

ИНТЕРАКТИВНАЯ РАБОТА

Ресурсы разработаны таким образом , чтобы задействовать все возможности интерактивной доски , сделав, таким образом любую деятельность более насыщенной и интересной , способствуют более активной работе детей и позволяют добиться более высоких результатов. В структуре игр используются звуковые файлы и видео (мультфильмы) .

ОРИЕНТАЦИЯ НА ПЕДАГОГА

Разработанные образовательные ресурсы позволяют сэкономить время при подготовке деятельности, но не ограничивает свободу творчества педагога.

Основываясь на личном опыте можно сказать, что применение интерактивной доски в образовательном процессе в сочетании с традиционными методами и инновационными технологиями значительно повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников. При этом происходит качественное освоение программного материала, сенсорное, познавательное, речевое развитие, развитие графо-моторных навыков и ориентировки в пространстве. С помощью интерактивной доски повышается скорость передачи информации детям, улучшается уровень её понимания детьми, что способствует развитию всех форм мышления.

Публикации по теме:

Презентация «Использование цифрового микроскопа в образовательном процессе ДОУ» Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного.

«Использование ИКТ в образовательном процессе в ДОУ» Подготовила Воспитатель Концевая Светлана Сергеевна Информатизация общества существенно.

Использование нестандартного оборудования как современное эффективное средство физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ МДОАУ д/с № 40 г. Орска “Голубок” Обобщение опыта работы

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 01.09.2013 года определил новый статус дошкольного образования, которое стало уровнем общего образования. Разработан федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

«Стандарт разработан с учетом всего лучшего, что создано за последние годы в российском дошкольном образовании. Он ужесточает требования, в первую очередь, к профессионализму управления и в то же время предоставляет условия для профессионального и личностного роста в педагогическом творчестве, направлен на то, чтобы жизнь детей и взрослых в ДОУ была полноценной и творческой » [Владимирова Н. Ю. Анализ работы по введению ФГОС дошкольного образования // Педагогическое мастерство: материалы V Международной научной конференции (г. Москва, ноябрь 2014 г.)]. Я согласна с этим высказыванием, от воспитателя, его мастерства, творческого подхода к работе, зависит и качество образовательного процесса в ДО.

Использование мультимедийных технологий в ДОУ становится мощным техническим средством обучения, это огромная помощь для воспитателя в разработке занятий, праздников, изготовлении пособий, оформлении информации для родителей, ведении документации, подготовке отчетов. Современные информационные технологии дают нам возможность обмениваться опытом, знакомиться с периодическими изданиями, подбирать необходимый материал для занятий. Таким образом, ИКТ широко вошли в дошкольное образование. Невозможно провести занятие без привлечения средств наглядности. Мой небольшой опыт показал, что занятия с использованием мультимедийного оборудования имеют преимущества перед традиционными.

Преимущества ИКТ

Безусловно, это не означает, что использование информационных технологий сводится к тому, чтобы обучать детей работать на компьютере. Это только средство, чтобы сделать образовательную деятельность разнообразной, насыщенной, а ребенок в ней стал непосредственным активным участником.

В настоящее время мультимедиа являются одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений информационных технологий. Они предполагают одновременное использование различных форм представления и усвоения информации через аудио-, видеоизображения, анимацию текста. Использование мультимедийных технологий открывает новые возможности в организации учебного процесса, в развитии творческих способностей воспитанников, вызывают интерес у детей за счёт реалистичности и динамичности материала.

Наличие в нашем детском саду мультимедийного оборудования: компьютера, интерактивной доски, проектора и экрана – дают возможность воспитателям и специалистам создавать такую образовательную среду, которая интересна, познавательна детям.

Моя работа с использованием мультимедийного оборудования началась с участия в Городском медиаобразовательном проекте «Взгляд». В данном проекте принимают участие воспитатели, учителя-логопеды, педагоги дополнительного образования детских садов и учителя школ из различных районов города. Целью проекта является решение задач духовно-нравственного воспитания через реализацию тематических медиапрограмм с использованием специальных медиатехнологий для различных возрастных категорий воспитанников.


Задача воспитателя состоит в том, чтобы, подобрав медиаматериал, так построить процесс обсуждения, чтобы в душе детей самовольно проснулось сознание того, что есть добро, сострадание, любовь к окружающим, дружба и пр., а также научить детей рассуждать, высказывать свое мнение, учиться чувствовать и сопереживать. Медиаматериалом в данном проекте являются мультфильмы, видеоролики, аудиозаписи и пр. Интересен этот проект для воспитателей и тем, что разработанные материалы доступны для использования всем участникам.

Информацию о проекте можно посмотреть на сайте http://view.nios.ru/node/1098


В своей ежедневной работе я применяю мультимедийные технологии в виде компьютерных программ и презентаций. У нас имеется возможность создавать фильмы или презентации, учитывая особенности своих воспитанников, цели и задачи, поставленные на конкретном занятии. Применение мультимедиа технологий позволяет моделировать различные ситуации из окружающей социальной среды. Тематика мультимедийных презентаций самая разнообразная. Я широко использую презентации на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, они позволяют сделать занятия более эмоциональными, привлекательными, вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.


Мультимедийные презентации, включающие в себя анимацию, яркую наглядность, музыку и видеоэффекты с интересным сюжетом в состоянии удерживать внимание самых непоседливых дошкольников. С помощью таких приемов легко создать атмосферу путешествия, прогулки, показать красоту родной природы, города, и пр.


Использование мультимедиа при работе с художественной литературой дает возможность сделать каждое занятие неповторимым, разнообразным, наглядным. Я использую аудиозаписи художественных произведений, демонстрирую иллюстрации известных художников к произведениям, подбираю музыкальные произведения по теме. Очень интересными получаются литературные викторины.

Удобно использовать технологические карты в работе по лепке и аппликации. Их можно составлять самостоятельно или воспользоваться разработанными. Современные компьютерные технологии дают возможность использовать и традиционные пособия, обрабатывая их и перенося на экран или интерактивную доску.

Использование интерактивной доски помогает развивать у детей: внимание, память, мелкую моторику, мышление и речь, зрительное и слуховое восприятие, словесно-логическое мышление и др. Развивающие занятия с ее использованием становятся намного ярче и динамичнее. Интерактивное оборудование позволяет рисовать электронными маркерами и пальцами. Интерактивную доску я использую для занятий по формированию элементарных математических представлений.

Детям гораздо легче ориентироваться в пространстве, запоминать понятия «лево», «право»; закреплять знания о геометрических фигурах и формах, закреплять навыки счета в форме интересных интерактивных задач. Очень удобно использование интерактивной доски для обучения детей графическим диктантам. Им очень нравятся задания на внимание и логику с использованием упражнений, созданных на интерактивной доске. С помощью интерактивной доски можно смоделировать ситуации, в которых дети вспоминают правила поведения на улице и дома. В свободной деятельности детям очень интересно просто рисовать на доске, их увлекают создание огромных рисунков, как индивидуально, так и группой. Небольшие этюды «теневого театра» развивают мелкую моторику, тренируют пальчики.

В работе с родителями мультимедиа мы используем при оформлении наглядного материала, при проведении родительских собраний, круглых столов, проектной деятельности. Привлекаем родителей к подготовке мультимедийного материала для выступления детей перед сверстниками. Использование современных технологий позволяет разнообразить общение (совместные занятия, праздники и игры), повысить интерес взрослых к получению полезной информации о воспитании детей, о том, как проводит ребенок время в детском саду.


Я считаю уместным применение современных информационных технологий в детских садах, при условии регламентированного и безопасного для здоровья использования техники в работе с детьми дошкольного возраста.

Таким образом, мультимедийное оборудование является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогащать развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность, развивать познавательные процессы детей и расширять кругозор, воспитывать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.

«Эффективное использование интерактивного оборудования с детьми в условиях ФГОС»

И.Б. Минина, Е.А. Петрова

ГБДОУ детский сад №109 Невского района Санкт-Петербурга

Пусть спорят немало людей в разных СМИ,

Кто за, а кто против компьютерных игр.

Где польза, где вред каждый хочет понять.

Возможности все ЭОР изучать,

А я вам сегодня, друзья, расскажу

Что много полезного в Икт нахожу.

Наша страна интенсивно развивается. За 15 лет моей работы я вижу, как меняется страна, а значит, люди и дети. Современное общество невозможно представить сейчас без информационных ресурсов, которые не менее важны, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное информационное пространство требует от нас владения компьютером, который все активнее входит в нашу жизнь, становится не только необходимым атрибутом жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.

Использование интерактивных технологий в работе с детьми дошкольного возраста только начинается, но за новыми технологиями - будущее.

Актуальность данной темы состоит в том, что преобразования, происходящие во всех сферах российского общества не могли не затронуть и систему образования. Образовательные учреждения неизбежно включаются в инновационные процессы. Все мы должны идти в ногу со временем.

Информационные компьютерные технологии (ИКТ) являются замечательным средством для того чтобы самосовершенствоваться, оперативно получать или обрабатывать новую информацию, а так же делиться своим опытом. Особенно хочется отметить то, что использование ИКТ позволяет педагогу организовать на принципиально ином, более высоком уровне деятельность и общение детей, причем во многих направлениях деятельности.

Интерактивная доска (ИД) относится к новейшим технологиям, которые превращают ее в мощнейший инструмент для решения широкого спектра задач возможности выбора наиболее эффективных методов работы с детьми. Если педагог владеет этим инструментом хорошо, у него больше возможностей эффективно работать, а значит можно говорить о повышении качества образования воспитанников. Технология работы доски, основанная на принципе резистивной матрицы, является самой распространенной в мире и самой безопасной для здоровья. Доска позволяет писать и рисовать на ней электронными чернилами и сохранять все сделанные записи.

Особенность интерактивной доски SMART - тактильное управление, которое

помогает реализовывать различные стили обучения, в том числе и работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Как и все педагоги в своей работе я руководствуюсь основными документами, регламентирующими мою деятельность, это:

Закон об образование

ФГОС, в котором установлены требования к оснащению образовательного пространства ДОО техническими средствами обучения. Одним из таких средств являются современные информационно-коммуникационные технологии.

И в нем же сказано, что основными задачи ДОУ являются охрана жизни и укрепление здоровья детей, поэтому важный документ в использование ИОТ является САН-ПИн, в котором прописаны правила использования интерактивного оборудования.

Еще одной из задач ФГОС является обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка.

Стоит отметить, что ИТ позволяет сделать совместную деятельность привлекательной, осуществляет индивидуализацию обучения, расширяет картину мира ребенка. Компьютерные технологии позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность (опосредованность) и ведущую для этого возраста деятельность - игру.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих)

Знакомя детей со сказками, потешками, пословицами, загадками, поговорками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям и в этом нам помогает интерактивное оборудование.

Можно выделить следующие формы работы с родителями воспитанников с использованием ИКТ — это:

сайт детского сада;

сотовая связь;

газета группы,

редакционно - издательская деятельность: электронная газета, журнал;

электронная консалтинговая служба; (электронная почта)

создание медиатеки;

использование личной веб-страницы,

Они используются с целью решения актуальных проблем развития детей при взаимодействии воспитывающих взрослых.

Таким образом, успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог-воспитатель использует в своей работе новые информационно-коммуникационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения.

Возможно, кому то покажется, что разработать игры так просто, а на самом деле многое нужно учитывать. Вот, например:

При подаче нового материала восприятие происходит быстрее, в том случае, если действие сопровождается сказочным героями, которые попали в трудную ситуацию и им нужна помощь. Тогда дети активно включаются в сюжет игры и практически всегда готовы решать поставленные задачи.

На индивидуальных занятиях лучше использовать игры на развитие пространственной ориентировки, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мыщления. Весьма интересны компьютерные раскраски - дети с интересом подбирают различные цветовые решения для заданных по контуру форм и фигур.

Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

И меня волнует вопрос- как поддержать интерес, поэтому я стараюсь разработать дидактические игры: с учетом интересов детей,

С учетом пола,

С учетом творческих и индивидуальных способностей детей.

Я работаю по этой программе не первой год, и могу сделать выводы по эффективности их использования.:

. предъявление информации на экране компьютера или на проекционном экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

. несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

. движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

. стимулирует познавательную активность детей;

. предоставляет возможность индивидуализации обучения;

. в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

. позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Но главное помнить, что все должно быть разумным и дозированным. Это как раз то, что помогает разубедить специалистов в области дошкольного образования, кто против интерактивных технологий.

Потому что мой опыт работы показывает, что использования интерактивных технологий позволяет сделать так, чтобы игра - из самоцели стала мощным средством развития ребенка.

В нашем детском саду создана медиатека, для каждой возрастной группы и которая используется во всех областях воспитательно-образовательного процесса. Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности ребенка явилось одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. Ведь информационные компьютерные технологии в образовательной деятельности ДОУ расширяют возможности учебной информации, позволяют моделировать различные ситуации из окружающей среды и вызывают интерес у детей, а значит повышает их познавательную активность, которая является залогом повышения качества образования дошкольников.

Использованная литература:

  1. Ф едеральный закон « Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
  2. «Ф ЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384)
  3. Васина, Ю. Использование компьютера в процессе обучения детей дошкольного возраста // Воспитание дошкольников. - 2010.- №5. - С.21-25.
  4. Каменская, В. Г. Компьютер: вред или польза? // Дошкольная педагогика. - 2004. - №4. - С. 26-27.
  5. Адаменко М., Адаменко Н. Компьютер для современных детей. Настольная книга активного школьника и дошкольника Издательство: ДМК Пресс 2014 г.

«Использование интерактивного оборудования в образовательной деятельности для развития личности дошкольника»

Важнейшая задача современной педагогической науки и практики в сфере развития детей дошкольного возраста заключается в активизации поисков новейших образовательных технологий, способствующих всестороннему развитию личности малыша.

Интерактивная доска – универсальный инструмент, позволяющий сделать занятие с детьми дошкольного возраста более интересными, наглядными и увлекательными. В последние годы дошкольные учреждения оценили эти возможности и все чаще приобретают интерактивные доски.

Интерактивную доску можно использовать как обычный экран или телевизор для демонстрации наглядного материала, но это не позволяет задействовать все ее ресурсы.

1 .Значение интерактивных игр в развитии дошкольника.

Новые современные возможности инициируют педагогов нашего учреждения к решению образовательных задач разными путями, один из которых - применение новых средств ИКТ. С декабря 2013 года в детском саду используется интерактивная доска Star Board ( Hitachi ) - это сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую входит компьютер и проектор.

Согласно п.5.7 СанПиН 2.4.2.2821-10 санитарные нормы содержат требования к условиям искусственного освещения помещения.При использовании ИДнеобходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости. Следует обратить внимание, что интерактивная доска возможна к применению лишь в качестве дополнительного технического оборудования для кратковременного использования на занятиях и для демонстрации отдельных учебных материалов. Согласно СанПиН мы можем применять ИД каждый день только на 1 занятии и не более 2 - 10 мин в зависимости от возраста детей.

Технология работы доски, основанная на принципе резистивной матрицы, является распространенной в мире и безопасной для здоровья. Доска позволяет писать и рисовать на ней электронными чернилами и сохранять все сделанные записи. Особенность интерактивной доски - тактильное управление, которое помогает реализовывать различные стили обучения, в том числе и работу с детьмиразличных физиологических особенностей («левша», «правша»), и с детьми ограниченных возможностей. Доска реагирует на прикосновение пальца (или любого другого предмета) как нажатие компьютерной мыши.

Большая площадь поверхности ИД превращает совместную деятельность с детьми в динамичную и увлекательную игру. На занятиях дети становятся интерактивными участниками процесса «живого» обучения: используют крупные яркие изображения, передвигают буквы и цифры, составляют слова и предложения, оперируют геометрическими фигурами и различные объекты просто пальцами. Дошкольники, воспринимающие информацию визуально и кинестетически, понимают и усваивают предложенный материал гораздо эффективнее, чем только опираясь на зрительное восприятие картинок и хорошо знакомый метод повторения.

Сл.2 В детских садах не следует ориентироваться на некие «абсолютные» нормы, а выбирать высоту таким образом, чтобы обеспечить максимально комфортную работу и детям и воспитателям.

При начале работы с доской необходимо включить калибровку для настройки точности совмещения пера илируки при работе на доске.

2 . Создание игр с использованием интерактивной доски.

Работа с ИД имеет свои особенности. В нашем детском саду оборудована групп с учетом возрастных и санитарно-гигиенических требований. Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха обязательно проводится: проветривание группы до и после занятий, влажная уборка до и после занятий.

Материал для работы с ИД тщательно подбирается педагогами в соответствии с возрастом детей и выстраивается по перспективному тематическому плану.

При подготовке материалов воспитатели, только начинающие пользоваться интерактивной доской, сталкиваются с некоторыми трудностями. Создание интерактивных ресурсов для детского сада имеет определенную специфику. Изображение на интерактивной доске воспринимается иначе, чем на мониторе, а расположение интерактивных элементов, удобное для работы мышью, может оказаться неудобным при использовании интерактивной доски.


Интерактивная доска имеет достаточно большой экран. Стоящий у доски маленький ребенок не может охватить ее взглядом целиком, чтобы найти изображения, нужные для выполнения задания. Сами изображения не должны быть слишком большими, иначе они плохо воспринимаются с близкого расстояния.

Несмотря на то, что в дошкольных учреждениях стараются размещать доску как можно ниже, рост не позволяет детям использовать всю ее поверхность. (Сл. 3) С учетом этого картинки для перемещения или соединения линиями, поля для вписывания и места для рисунков должны находиться внизу доски (в нижней ее половине или трети в зависимости от возраста детей). Расстояние между изображениями, с которыми ребенок работает самостоятельно, должно быть небольшим. В противном случае дети, особенно младшего возраста, не смогут провести достаточно длинную линию, чтобы соединить элементы или перетащить на нужное место, не "роняя".


Знание этих рекомендаций не всегда позволяет избежать ошибок при создании интерактивных ресурсов. В большинстве случаев при подготовке материалов для образовательной деятельности педагоги работают за компьютером, не имея рядом интерактивной доски. Небольшие размеры монитора создают иллюзию компактности всех объектов на странице, и педагоги зачастую недооценивают разницу между монитором компьютера и экраном интерактивной доски. Картинка на доске в среднем в пять раз больше, чем на мониторе.

Сл.4 Для создания интерактивных игр достаточно владеть элементами компьютерной грамотности: начальными знаниями устройства компьютера, умением работать в программах: Word, PowerPoint, практикой работы в Интернете (для поиска изображений и обучающих программ).

На страницах сайтов Интернет много уже готовых интерактивных игр и упражнений, которые можно использовать в своей работе с детьми. Надо только заметить, что материала для дошкольников не так много и в основном располагают материал для начальной школы. Но так как воспитатели люди творческие, то тем, кто овладеет навыками работы с программой, не составит большого труда переработать эти задания, сделать их более яркими и интересными, доступными для дошкольников. Даже если само занятие покажется скучным и неинтересным, то наверняка в нем найдется какой - нибудь занимательный интерактивный прием, который можно взять себе на вооружение. Как только вы во всем разберетесь, то, конечно же, становится интересно придумывать и реализовывать в своей деятельности свои разработки и различные интерактивные приемы. Как это делаем мы.

Для того, чтобы эффективно проводить занятия с использованием интерактивной доски нами был разработан алгоритм, следуя которому воспитатель может успешно подготовиться к занятию с использованием интерактивной доски.

Алгоритм создания интерактивных игр:

    определить тему, тип и цель игры;

    составить временную структуру занятия, в соответствии с главной целью наметить задачи и необходимые этапы для их достижения;

    продумать этапы, на которых необходимы инструменты интерактивной доски;

    из резервов компьютерного обеспечения отбираются наиболее эффективные средства.

    рассматривается целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами;

    отобранные материалы оцениваются во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм;

    составляется временная развертка (поминутный план) занятия;

    из найденного материала собирается презентационная программа.

3. Практическое использование интерактивных игр в образовательном процессе ДОУ.

В нашем детском саду имеется достаточно игр, которые составляют медиатеку детского сада и которые используются во всех областях образовательного процесса. Это творческие игры по технологии ТРИЗ, игры по познавательному и речевому развитию, занимательные игры по математике и обучению грамоте, игры на развитие логического мышления и т.д. Проводятся мастер- классы для педагогов детского сада и родителей.

4. Показ создания интерактивных игр.

Я хочу показать несколько приемов при работе с ИД.

Презентация.

Также, для создания игр мы используем программы входящие в комплект нашей ИД, в которых можно создавать и сохранять игры.

5 .Вывод.

Работа с интерактивной доской позволила по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности ребенка явилось одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Важно стать и для ребенка, и для родителей проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка.

Методическая разработка посвящена проблеме использования интерактивных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Демонстрируются возможности использования интерактивных технологий в работе с детьми дошкольного возраста, даются примеры из практического опыта.

Данная разработка может быть полезна работникам системы дошкольного образования, а также представляет интерес для родителей дошкольников.

Мир, в котором живет и воспитывается ребенок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи и быстро включаться во временные коллективы, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом. Сделать обучение дошкольников интересным, ненавязчивым, эффективным, развивающим¸ не утомительным призваны новые педагогические технологии.

Сегодня вряд ли актуален вопрос - нужно ли интерактивное оборудование в дошкольном образовании. Ответ очевиден. Пришло время разобраться, какие устройства наиболее эффективны для использования в работе с детьми дошкольного возраста.

Прежде всего, следует помнить, что недостаточно приобрести современную технику, важно уметь работать с ней так, чтобы она приносила пользу. В частности, надо уметь воспользоваться возможностями нового оборудования в ходе непосредственно образовательной и досуговой деятельности с детьми. Кроме того, для такого устройства должны быть доступны интерактивные задания, развивающие игры - одним словом, ресурсы, которые нужны педагогу для работы с воспитанниками. Это особенно актуально, если воспитатель вынужден пользоваться только готовыми заданиями.

Не все новые виды интерактивного оборудования могут похвастаться такой полезностью. Разработка методик их применения - вопрос времени, но проблемы с ресурсами оказываются наиболее серьезными.

Трудно переоценить потенциал интерактивных полов при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, но без развивающих ресурсов эти устройства бесполезны. Между тем в комплект поставки входит лишь небольшой пакет заданий развлекательного характера. Создать свою разработку для интерактивного пола воспитатель не может, а готовые предлагают только зарубежные производители. Интерактивные полы не становятся от этого менее ценными устройствами для работы с дошкольниками, но практически значимое их использование откладывается на неопределенный срок.

Информационные технологии (от англ. information technology) — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, а также создания данных, в том числе, с применением вычислительной техники.

В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, информационные технологии имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.

В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве. На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет педагогам и специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек.

Под ИКТ подразумеваются использование:

Компьютера;

Интернета;

Телевидения;

Мультимедиа;

Аудио-визуального оборудования, всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать детей к стремлению овладеть новыми знаниями. Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала. Интерактивные средства обучения станут отличными помощниками в диагностики развития детей: развитие внимания, памяти, мышления, речи, личности, навыков учебной деятельности.

«Игровая деятельность - это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил».

Интерактивная дидактическая игра - современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Интерактивные дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, который направляет активность детей в определенное русло.

Интерактивная дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной задачи и дает дошкольникам моральное и умственное удовлетворение. Для педагога результат игры всегда является показателем уровня достижений детей, или усвоения знаний, или их применения.

Целесообразность использования интерактивных дидактических игр, согласно ФГТ, на разных этапах непосредственно образовательной деятельности (НОД) различна. А определение места интерактивной дидактической игры в структуре НОД во многом зависит от правильного понимания педагогом функций дидактических игр и их классификации.

Можно выделить: игры обучающие, контролирующие, обобщающие.

Обучающей будет игра, если дошкольники, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании материала.

Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ребёнку необходима определенная подготовка.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умения действовать в различных ситуациях.

Обучение технологии создания интерактивных дидактических игр для детей дошкольного и младшего школьного возрастов процесс сложный и планомерный. Педагогам, только начинающим осваивать работу с интерактивной доской, будет доступен самый простой способ работы с ней - использования ее в качестве простого экрана, изображение на который подается с компьютера.

Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение интерактивных технологий в образовании, что определяется рядом факторов.

Во-первых, внедрение интерактивных технологий в дошкольное образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

Во-вторых, современные интерактивные технологии, повышая качество обучения, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям.

В-третьих, активное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям информационного общества и процессу реформирования традиционной системы образования.

Целью внедрения интерактивных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники воспитательно-образовательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.

Для реализации этого направления необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные интерактивные технологии, отвечающие следующим требованиям:

  1. Владеют основами работы на компьютере.
  2. Имеют навыки работы с мультимедийными программами.
  3. Владеют основами работы в сети Интернет.
  4. Соблюдают санитарно-гигиенические требования к организации непосредственно образовательной и совместной деятельности с применением новых интерактивных технологий в дошкольном детстве.

Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Важно стать и для ребенка, и для родителей проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка.