НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА ШКОЛЬНИКОВ
Введение. Что такое НОТ.
НОТ - это научная организация труда. Может быть, эти сухие на первый взгляд слова не вызовут к себе романтического отношения. Но если глубже вникнуть в их смысл, то НОТ раскроется как сокровищница творческих сил, помогающая творить чудеса на производстве, в учебе, науке.
Работать в соответствии с принципами НОТ - значит добиться максимального эффекта при наименьших затратах энергии, времени, материалов. НОТ предусматривает, прежде всего, правильное использование времени с наибольшим результатом, умение ценить каждую минуту и распределять во времени все этапы работы. Это особенно важно в наши дни, когда ускоряются темпы жизни, труда, учения и увеличивается объем знаний. НОТ - это хорошая организация труда, преодоление разгильдяйства и расхлябанности. НОТ требует, чтобы человек ясно представил себе цель работы, ее смысл, умел среди многих дел выделить главное, умел установить план и порядок выполнения работы .
«Устают и изнемогают не столько от того, что много работают, а от того, что плохо работают»,- совершенно справедливо говорил известный физиолог ский. Выполнять работу надо без суеты и спешки, самыми рациональными приемами, доводить работу до конца. Важно вырабатывать у себя чувство времени, чтобы, не глядя на часы, вы могли сказать, который теперь час, сколько времени ушло на то или иное дело (чтение книги, решение задачи и т. д.). Для учащихся важно овладеть в совершенстве умением читать, писать, считать, наблюдать, мыслить и совершать быстро и легко другие элементы учебного труда. Надо добиваться того, чтобы читать со скоростью шестьсот слов в минуту, находить в словаре нужное слово за пятнадцать секунд и т. д. Проверьте по часам нормы своей учебной работы, например скорость письма и чтения, перевода с иностранного языка , решения задачи. После установления своих норм поищите резервы их сокращения. Поделитесь соображениями на этот счет с товарищами.
Особое внимание НОТ уделяет рабочему месту, где было бы удобно, уютно и приятно работать. Этому помогают светлые тона рабочего помещения, музыкальный фон, дружеские отношения между работающими. Тогда у человека создается радостное настроение и творческое отношение к труду. Рабочий должен идти в цех, а ученик в класс как на праздник. Очень важна в любой работе ритмичность - равномерный темп работы, чередование труда и отдыха. Учиться учиться - вот в чем важнейшая задача школьника. Хорошо эту мысль выражает народная мудрость: «Если человеку подарить одну рыбу, то он будет сыт один день. Если подарить две рыбы, то он будет сыт два дня. А если научить человека ловить рыбу, то он будет сыт всю жизнь».
§1.Сотвори себя сам (самовоспитание воли).
Дорогие друзья! У вас возникло горячее желание хорошо учиться, организовать свой труд, избавиться от недостатков, стать сильнее, изменить свой характер, воспитать в себе храбрость и самообладание, добиться в жизни высоких целей. Это большая и трудная работа. Ее успех будет зависеть, от вашей воли. Без этого самые лучшие мечты останутся неосуществленными. И, наоборот, с помощью воли человек способен добиться, казалось бы, невозможного. Вспомните некоторые известные вам примеры. Живший две тысячи лет назад Демосфен был невероятно застенчивым и косноязычным. Его речь понимала с трудом. В результате долгих и упорных упражнений он стал величайшим оратором Греции. Вагнер узнал ноты только в двадцать лет, но он вошел в историю как крупнейший композитор. А. Эйнштейну трудно давалась физика, однако он не только изучил и понял ее, но и стал основоположником целого революционного переворота в физике. Все эти люди добились высоких целей в постоянной борьбе с самими собой, со своими недостатками. Они опирались на сильную волю.
Что же такое воля? Воля - это сознательно организованная деятельность человека, направленная на преодоление трудностей при достижении цели. Без преодоления трудностей нет волевого усилия. Тренированная воля дает человеку власть над своим поведением, дает уверенность в своих силах и возможностях.
Нередко ребята принимают за силу воли грубость, жестокость, упрямство. Но ведь грубияны и хулиганы как раз безвольны. Им-то ведь не нужно ничего в себе переделывать. Оскорбляют и обижают они как бы походя. Волевым можно назвать человека только в том случае, если он знает, ради чего добивается поставленной цели. Если этого нет, остается одно упрямство. Иногда за силу воли принимают физическую силу. Связь между тем и другим, конечно, есть. Но одно другим не заменяется. И сильный может оказаться «тряпкой». Любопытно, что подлинно волевыми оказываются не просто сильные, но физически организованные, тренированные люди (космонавты, спортсмены). Вместе с тем сила воли помогает физически слабым людям стать крепкими и сильными. Пример - братья Знаменские. В детстве они росли физически слабыми. Тренируясь в беге, братья стали знаменитыми спортсменами. В их память учрежден даже специальный приз.
С чего же начать и как проводить самовоспитание воли? Вот что советуют психологи и педагоги. Воля воспитывается при помощи тренировки определенных качеств. Составьте список качеств, которые вы хотели бы иметь, и тех недостатков, от которых хотите избавиться (например, преодолеть застенчивость, боязнь темноты).
Учитывайте свои возможности и берите трудности по силам. Воспитывайте нужные качества постепенно. За один присест ничего не сделаете. Главное заключается в систематичности занятий и неуклонном (пусть даже маленьком) продвижении вперед. Каждый день давайте себе задание чуть-чуть потруднее, чем вчера.
Уверенность в победе над собой уже половина успеха. Эту уверенность надо поддерживать хотя бы маленькими, но ежедневными успехами.
Подбадривайте себя примерами достижений других. Повесьте перед столом портрет любимого героя (, ского,) и старайтесь следовать ему. Изучите опыт его работы над собой.
Если вас поддерживают друзья, радуются вашим победам, вы быстрее достигнете успеха. В коллективе товарищей прислушивайтесь к критике в свой адрес.
Не выдумывайте искусственных трудностей. Некоторые ребята, испытывая свою стойкость и храбрость, устраивают самоистязания, ходят по краю крыши высокого дома и т. д. На самом деле таким путем они воспитывают у себя авантюризм , лихачество, безрассудность. Настоящее мужество и хладнокровие воспитывает тот, кто тренирует свою волю в самых обычных условиях.
Постоянная тренировка, непрерывный контроль помогут вам воспитать сильную волю. Одного желания без длительной тренировки мало. Особенно важен самоконтроль. Допустим, вы вспыльчивы и хотите обуздать свою горячность. Психологи советуют: в момент вспышки заставьте себя считать до десяти. Вспышка пройдет. Постепенно хладнокровие станет чертой вашего характера. Создавайте так называемые сторожевые посты. Это хорошая форма самовоспитания, при которой вы предварительно мысленно проделываете предстоящие действия. Если, например, вы ложитесь спать, прикажите себе встать в семь часов утра. Через несколько дней таких упражнений в мозгу возникнет сторожевой пост. В нужный час он сработает. Такие посты можно создавать и в других случаях. Например, вы приказываете себе слушать внимательно. «Сторож» не даст отклониться от приказа. Конечно, все это складывается не сразу, а после многократных упражнений.
Приучайте себя к самоотчету. Каждый вечер отчитывайтесь перед собой в проведенном дне (что из намеченного выполнено, а что нет). В самоотчет должна входить и самооценка (насколько добросовестно вы выполняете принятые решения). Полезно ввести самопоощрение и самонаказание (например: «Я не заслужил сегодня похода в кино»).
Успехи и неудачи фиксируйте в дневнике. Это ваш требовательный и верный хранитель жизненного опыта. Регулярные отчеты самому себе воспитывают привычку к постоянному самоконтролю и, наконец, самодисциплину - основу воли.
Развивайте способность самовнушения. Владея техникой самовнушения, вы легко научитесь владеть и своим настроением, продуктивнее работать. Здесь вам поможет аутогенная тренировка. Аутогенная тренировка есть вид направленного самовнушения. Для овладения ее основами нужно несколько месяцев ежедневных занятий.
Вопросы и задания
1.Что такое сила воли и зачем она необходима школьнику?
2.Приемы самовоспитания воли.
3.Подготовьте перечень качеств, которые вы хотели бы воспитать в себе.
§2.Умеете ли вы учиться и отдыхать.
Труд и отдых- верные союзники. Труд создает условия для хорошего отдыха, отдых обеспечивает творческий трудовой подъем.
Умеете ли вы отдыхать? Вопрос не праздный. Если вы в часы отдыха бесцельно слоняетесь по квартире или простаиваете под бренчание гитары в подъезде, окутав себя облаком табачного дыма, то, пожалуйста, не воображайте, что отдыхаете. От такого «отдыха» вы еще больше устанете и подорвете свое здоровье. Не будет для вас отдых и тогда, когда, лежа в кровати, станете до поздней ночи запоем читать детективную литературу, а потом погрузитесь в тревожный и прерывистый сон. Телевизор, если сидеть около него и, не отрываясь просматривать подряд все программы, превратится в злое чудовище, поглощающее ваше время и здоровье.
Как же отдыхать по-настоящему? Об этом вы можете узнать, познакомившись с принципами НОТ. Одно из условий разумного отдыха - хорошая работа, когда вы сделали что-то полезное, остались довольны своим трудом и чувствуете потребность в отдыхе, который честно заслужили. Помните, ничто так сильно не утомляет, как безделье. Оно развивает лень, гасит интерес к жизни, делает человека безвольным и слабым. Бойтесь безделья! Ищите разумное и интересное применение своим силам!
Сочетайте труд с отдыхом, переключайтесь с физического труда на умственный или с одного вида учебного труда (математики, физики, химии) на другой (историю, литературу). Различные виды утомления требуют различного отдыха. Если вы устали чертить, то ступайте играть в баскетбол , после занятий спортом полезно сесть за книгу.
Особенно важно умело втягиваться в работу. Это надо делать неторопливо и не начинать с трудного. Помните, что переход от отдыха к труду требует перестройки работы всего организма, а для этого надо время и умение. Вот почему начинайте с легкого дела, чтобы постепенно вработаться, приобрести, как говорят спортсмены, «второе дыхание».
Не допускайте переутомления. Это достигается рациональной организацией труда, которая складывается из ясного понимания цели труда, точного расчета сил и времени, строгой дозировки работы, умения подвести ей итог. Чтобы легче работалось, надо научиться учиться, т. е. овладеть наиболее рациональными умениями и навыками чтения, письма, счета, наблюдения, работы с книгой и особенно мышления и памяти. Большую по объему и трудности работу не выполняйте в один прием, а распределите по частям во времени. На каждый день составляйте план работы и строго его выполняйте. Просмотрите, нет ли в вашей работе чего-то лишнего, от чего можно отказаться, сосредоточив внимание на главном. Помните слова: «Небрежный человек все делает вдвойне». Вот почему НОТ требует наведения порядка в работе, когда все делается раз и навсегда, крепко и основательно.
Надо уметь организовать отдых. В его основе должна лежать активная деятельность - движение, ускоряющее обмен веществ, повышающее жизненный тонус и быстро снимающее усталость. Проанализируйте, много ли и часто ли вы двигаетесь? Скажем прямо, что вы ведете в основном сидячий образ жизни: сидите за партой в классе, дома за домашними заданиями или перед телевизором.
Врачи установили, что с поступлением в школу на 50 процентов сокращается двигательная активность. Отсюда вялость, сонливость, быстрая утомляемость. Что мы предлагаем вам в качестве активизации отдыха?
Во-первых, в минуту отдыха использовать спортивные упражнения, быструю ходьбу, езду на велосипеде и т. д. Во-вторых, почувствовав усталость, сделайте в работе перерыв, побегайте на месте, сполосните лицо и шею холодной водой или примите душ - и снова за работу. В-третьих, не перегружайте себя, не перекладывайте всю тяжесть труда на один и тот же орган. В-четвертых, не следует чрезмерно активизировать отдых и строить жизнь только в ускоренном ритме. Порой бывает необходимо остановиться, сбросить с себя торопливость и в тишине задуматься, помечтать с удочкой над гладью реки. Кстати, отдых на лоне природы быстро восстанавливает силы. Отправляйтесь в лес за грибами или просто так - на прогулку - пешком или на велосипеде.
Помогает отдохнуть и проникновение в чудесный мир подлинного искусства, который волшебной силой своего воздействия на ваши чувства быстро снимает усталость и переключает внимание. Учитесь понимать настоящее искусство. Если вам станет тяжело, прослушайте любимую пластинку или раскройте томик хороших стихов, и вы почувствуете, как исчезнет усталость.
Устойчивость внимания во многом зависит от вашего внутреннего состояния, от настроения и интереса к учению. Если вы больны или устали, то внимание притупляется. Лучший отдых - спортивные упражнения, небольшая прогулка, переключение на другую работу, душ или умывание прохладной водой. Почувствовав утомление, сделайте разрядку, но недолгую, так как потом будет трудно снова сосредоточиться. Разрядка может быть в виде музыкальной минутки или спортивного упражнения. Потом настройтесь на работу, внушите себе, что работа эта вам очень нужна и интересна.
Научитесь переключать внимание с одного объекта на другой и распределять его между несколькими объектами. (Это требование жизни, в которой часто приходится производить несколько операций одновременно.) Для этого попробуйте писать числа от 1 до 20 и одновременно называть их в обратном порядке. Темп работы замедлится, но подобные упражнения помогут научиться переключать внимание.
Вопросы и задания
1. Что такое внимание, какова его роль в учении и труде?
2. Приемы развития внимания.
3. Подберите примеры произвольного и непроизвольного внимания,
составьте логическую цепочку по фактическому материалу любого
учебного предмета.
4. Проанализируйте, что вам мешает, и что помогает сохранить
устойчивость внимания.
§4.Как научиться лучше запоминать.
Что мы называем памятью? Память - это процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения того, что человек раньше воспринимал, переживал или делал.
Отбирать для запоминания нужно самое важное, существенное, жизненно необходимое. Не засоряйте память пустяками. Запоминайте факты, цифры, формулы, стихи в определенном порядке, в системе, чтобы в вашей кладовой памяти можно было легко и быстро отыскать нужное. Ничего не запоминайте, предварительно не осмыслив. Осмыслить - значит установить причину явления или факта, найти оценку или определение, установить собственное отношение к изученному материалу.
Какой у вас вид памяти? Зрительный? Слуховой? Моторный? Старайтесь пользоваться всеми тремя одновременно, но больше тем, который у вас преобладает. Трудные места читайте вслух, но не забывайте, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Глаз способен воспринимать во много раз быстрее, чем ухо.
Не торопитесь! Выясните, сколько времени вам надо на освоение того или иного материала. У каждого ученика свои временные нормы запоминания. Помогает запоминать ясно поставленная цель или задача. Важно точно знать, что нужно запомнить и для какой цели: все выучить или часть, передать своими словами или наизусть.
При изучении материала приучайте себя расчленять его на смысловые куски, составлять к ним вопросы или заголовки и вести последовательную запись, сначала в виде плана, потом конспекта. Запоминая по частям (звеньям), старайтесь, чтобы звенья цепи не прятались в памяти, а чтобы вы могли созерцать всю картину сразу. Вот почему стихи, отрывки литературного текста, параграфы, изучаемые по частям, необходимо повторить целиком. Небольшой по объему материал лучше учить сразу, а трудный и большой - по частям, но предварительно познакомившись со всем заданием.
Накануне ответа еще раз проверьте свои знания. Лучше запоминается тот учебный материал, который вы добыли сами. Поэтому старайтесь сами заложить в свою кладовую памяти разнообразные знания, проявляйте самостоятельность в учебе. Чтобы было нескучно повторять, следует при повторении углублять свои знания, связывать старый материал с новым.
Помогают запоминанию и те чувства, настроения, с которыми вы относитесь к изучаемому материалу. Трудно изучать то, что вам не нравится. Заставьте себя полюбить учебный предмет, поверьте в его жизненную ценность и необходимость, поищите в любом учебном предмете интересное, удивительное - и успех обеспечен.
Наполняя свою кладовую памяти драгоценными достижениями науки и практики, помните, что вы должны быть не ходячей энциклопедией, а человеком высоких идей и большого сердца.
При осмысливании текста учебников (фактов, событий и явлений) заменяйте чужие слова привычными, короткими предложениями, не стремитесь заучивать текст слово в слово. Перевод новых сведений на язык собственных мыслей приводит к высоким результатам запоминания.
Важный момент при запоминании - проявление активности памяти. Это достигается следующими приемами: меньше читайте текст, больше пересказывайте его своими словами; пересказывать можно мысленно, но не сразу после чтения, а спустя некоторое время. Наиболее эффективно повторять через пятнадцать-двадцать минут, через восемь-девять и через двадцать часов после запоминания; не торопитесь заглянуть в текст, если что-то забыли. Постарайтесь напрячь память, но не более трех-четырех минут, иначе это вызовет переутомление.
Не обманывайтесь при чтении или слушании чувством знакомости. То, что материал знаком и понятен, не всегда означает, что вы его запомнили. Только систематическая самопроверка позволит установить, усвоили ли вы заданный урок.
Вопросы и задания
1. Память. Ее значение и виды.
2. Приемы развития памяти.
3. Определите вид памяти у своего товарища. Для этого составьте
три списка различных слов и проверьте, каким способом они лучше запомнятся: при прослушивании, при записывании или при внимательном рассматривании списка в течение двух-трех секунд. Проверьте, какой список слов лучше запомнился: если первый, то у товарища слуховая память, второй – моторная, третий – зрительная. Память может быть и смешанная.
4. Обсудите, что помогает вам лучше запоминать. Какой вы избрали порядок для кладовой вашей памяти? Как эту кладовую вы себе представляете: в виде разветвленного дерева или дома с многочисленными коридорами и комнатами, где вы размещаете материал для запоминания?
§5.Как научиться мыслить.
Мышление есть процесс познания общих и существенных свойств предметов и явлений, познания связей и отношений, существующих между ними. Мышление дает нам возможность знать, судить о чем-то, предвидеть что-то. В основе мышления лежат знания, которые наша память сохраняет в виде фактов, событий, образов, связей. Отсюда следует вывод: чтобы хорошо мыслить, надо больше знать. Однако если вы носите в своей памяти много знаний и можете их в любое время воспроизвести, это не значит, что вы уже мыслите. Чтобы научиться мыслить, надо знать механизм действия мыслительных операций и уметь их производить с. любым фактическим материалом, который вы изучаете.
Мышление совершается при помощи таких мыслительных операций, как анализ и синтез, абстракция и конкретизация, обобщение. Анализ - это расчленение явления или предмета на составные части и выделение в них существенных признаков. Синтез - соединение отдельных частей и признаков в единое целое. Анализ и синтез - две стороны единого процесса познания.
Среди мыслительных операций важную роль играет установление причинно-следственных связей между событиями или явлениями. В ходе этих операций вы должны ответить на вопрос «почему?», а также уметь отличить причину от следствия. Например, кровавые события 9 января 1905 года не могли быть причиной революции, они сами явились следствием развития растущих классовых противоречий и кризиса самодержавия. Девятое января явилось толчком к революции 1905 года, который вызвал и массовые стачки, и другие революционные выступления.
Никогда не расставайтесь с вопросом «почему?». Почему появляются пятна на солнце? Почему у слона длинный хобот, а у жирафа длинная шея? Будьте всегда «почемучками». Ищите, спрашивайте, доходите до сути явления.
Как хорошо сказал об этом поэт Б. Пастернак:
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Следующие мыслительные операции - это сопоставление или противопоставление, сравнение (явлений, лиц, образов, числовых величин и т. д.). Эти операции позволяют углубить представления, увидеть существенное в явлениях и вещах. Возьмем два события - восстание сипаев в Индии и восстание тайпинов в Китае в середине XIX века - и сопоставим их.
Что их сближает |
Что их отличает |
Оба восстания: 1.Происходили в Азии. 2.В колониальных странах. 3.Носили антифеодальный и антиколониальный характер. 4.Проходили в одно и то же время. |
1.Индия – колония, Китай – полуколония. 2.Восстание тайпинов продолжалось 14 лет, сипаев – 2 года. 3.Тайпины были более организованы, имели более широкую классовую основу (кули, крестьяне, ремесленники). |
Необходимо рассматривать все вещи и явления в развитии, т. е. следить, как они зародились, чем стали и куда стремятся. Например, изучая по зоологии гидру, нам важно знать не только ее строение, но и то место, какое она занимает в исторической цепи эволюционного развития органического мира.
Очень плохо, если ученик затвердит чужие слова и мысли и станет их воспроизводить, подобно магнитофонной ленте или попугаю. Знания только тогда хороши, когда они самим человеком поняты, переработаны самостоятельно, как бы открыты и изучены каждым заново.
Вопросы и задания
1. Что такое мышление. Важность его формирования у школьников.
2. Приемы развития мышления.
3. Напишите приемы основных мыслительных операций.
§6.Как развивать воображение.
Слушая рассказ учителя, читая книгу, решая задачу или работая над картой, вы можете прочно запомнить и глубоко понять лишь тогда, когда призовете на помощь воображение - сильнейший резерв познания мира. Воображение - это мысленное создание тех картин, звуков, запахов, вещей, явлений, которые человек раньше не воспринимал, не видел и не слышал. Писатель К. Паустовский писал, что воображение раздвинуло границы мира и сознания. Действительно, вот вы задумались над решением задачи на движение или по географической карте изучаете озера Западной Сибири. Быстро и правильно решить задачу вы сможете только в том случае, когда представите в своем воображении магистральные пути и поезда, идущие на разных скоростях; хорошо изучить озера Сибири вы сможете лишь тогда, когда сядете на «самолет воображения» и пронесетесь над светлой гладью озер.
Способность к воображению живет в каждом из нас, у одних она развита больше, у других меньше, но, как любая способность, она нуждается в постоянных и разумных упражнениях. Воображение бывает творческое и воссоздающее. Творческое воображение характеризуется новизной и оригинальностью возникающих у человека образов. Воссоздающее воображение опирается на словесное описание, на условное изображение (схему, модель).
Обратитесь к себе и своим товарищам, попробуйте определить, какое воображение у вас преобладает. То же самое проделайте с хорошо знакомыми вам литературными героями и историческими личностями. Старайтесь развивать свое воображение. Для этого учитесь видеть в привычном и обыденном нечто новое, интересное, таинственное, как видит это поэт А. Блок:
Случайно на ноже карманном
Найди пылинку дальних стран-
И мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной туман!
Допустим, на уроке биологии речь идет о бабочке. Присмотритесь - сколько в ней можно увидеть необыкновенного, нового для вас. Вас удивит рождение бабочки в процессе необычайных превращений, органы обоняния в усиках-антеннах, органы вкуса на лапках и т. д. Для развития воображения ученые рекомендуют больше рассматривать иллюстраций, вести наблюдения за природой, трудом и жизнью людей, делать зарисовки и фотографировать, собирать лучшие образцы репродукций живописи, чаще слушать музыку. Видеть, наблюдать, слушать надо уметь, т. е. замечать не только то, что само бросается в глаза своей необычайностью, а проникать в глубь событий и явлений, ставить перед собой задачи: что увидел для себя нового, красивого, что является существенным и характерным?
Развивает воображение и наблюдение с элементами личного творчества. Например, из окна своей квартиры понаблюдайте за вечерними огнями города и напишите сочинение «Огни моего города». Интересны наблюдения за людьми в их труде, отдыхе. Определите по типичным чертам их характер, профессию, возраст и т. д. Совершая прогулки в природу, учитесь замечать живописные места, наблюдать за жизнью птиц, насекомых, вспомните стихи или художественную прозу , где воспета красота природы. И самое главное - стараетесь не оставаться к этому равнодушными, помните, что и вы есть частица этого волшебного, прекрасного мира.
Не забывайте, что мир надо не просто созерцать, а изучать всесторонне, глубоко, творчески. Воображение - это психический процесс, состоящий не только из воспроизведения ранее виденных картин, но и из создания новых образов на основе самых причудливых комбинаций. Таким путем созданы образы народных сказок: избушка на курьих ножках, сфинкс - крылатый лев с лицом женщины, кентавр - лошадь с торсом мужчины и т. д.
Испытайте и вы свое воображение. На основе знакомых образов и ситуаций составьте рассказы, сказки, набросайте рисунки, помечтайте вместе с товарищами о своих планах на будущее.
Развитию воображения помогает тематический подбор стихотворений и художественной прозы, которые с наибольшей силой и полнотой выражают прекрасное. Особую ценность для развития воображения имеет музыка и поэзия. Слушая музыку или выразительно читая стихотворение, старайтесь наслаждаться не только мелодией музыки и слов, но и внутренним видение м образов, вызванных музыкой и словами. Например, как вы себе представляете такие выражения из стихотворения М. Дудина «Соловьиный куст»?
...Луна садилась лосю на рога,
Медоточила жгучая крапива,
Чертополох рядился в жемчуга...
...Земля раскачивалась в поднебесье
На тонкой нитке свиста соловья.
Развивайте воображение и во время приготовления уроков. Для этого сядьте удобно, не напрягайтесь. Отключитесь от окружающего и читайте учебник сосредоточенно, превращая слова в зрительные образы. Временами останавливайтесь, вчитываясь в содержание, вернитесь снова к тексту и задумайтесь над прочитанным. Так, изучая зону пустынь по географии, представьте себя спутником каравана. Тогда вы не только увидите песчаные волны барханов, но и услышите характерный звук начинающейся песчаной бури, почувствуете жар пустыни в жажду на пересохших губах.
Для развития творческого воображения есть много приемов игрового характера, когда приходится кое-что домысливать, досочинять. Вот некоторые из таких приемов.
Выставляют два пейзажа, допустим, «Осень в лесу», принадлежащих разным художникам. Надо внимательно их рассмотреть, прочувствовать и сказать, какая из картин лучше и полнее изображает осень и почему. Выставляют репродукцию картины «Допрос коммунистов». Одна половина ее закрыта (закрыть офицеров, ведущих допрос). Надо рассказать о том, что изображено на закрытой части картины.
Посмотрите репродукцию, например картины В. А. Сурикова «Переход Суворова через Альпы». Расскажите не только о том, что изображено на картине, но и что происходило до момента, предшествовавшего изображению, и что произойдет после. Короче говоря, постарайтесь «оживить» картину, увидеть ее в динамике.
Научная организация труда школьника в современных условиях
Модернизация российской школы затронула все элементы образовательной системы. В условиях развития информационного общества научная организация труда, НОТ, звучит вполне современно и своевременно, как и двадцать лет назад.
Работать в соответствии с принципами НОТ – значит добиться максимального эффекта при наименьших затратах энергии и времени. НОТ предусматривает, прежде всего, правильное использование времени с наибольшим результатом, умение ценить каждую минуту и распределять во времени все этапы работы.
Организация труда школьника является исключительно важной и актуальной проблемой.
Во-первых, ученик ещё не имеет опыта в труде и учении
Во-вторых, ученика не обучали умению учиться - труд школьника часто направлен на получение готовых знаний, а не на поиск неизвестного.
В-третьих, надо помнить, что ученик - не пассивный объект в обучении.
Ребёнка следует сделать активным добытчиком знаний и вооружить специально разработанной методикой, помогающей заниматься самообразованием.
В-четвёртых, правильная организация учебного труда школьника помогает решить проблему охраны здоровья.(сл1-4)
Для школьника важно овладеть в совершенстве умениями и навыками учебного труда.
Умения и навыки учебного труда (сл5)
Выполнять работу надо без суеты и спешки, самыми рациональными приемами, доводить работу до конца.
Важно выработать у себя чувство времени . Надо добиваться того, чтобы читать со скоростью двести слов в минуту, находить в словаре нужное слово за 15 секунд.
Особое внимание НОТ уделяет рабочему месту, где было бы удобно, уютно и приятно работать. Этому помогают светлые тона кабинета, музыкальный фон, дружеские отношения в классе.
Очень важна ритмичность – равномерный темп работы, чередование труда и отдыха.
Труд и отдых – верные союзники. Труд создает условия для хорошего отдыха, отдых обеспечивает творческий трудовой подъем. В основе отдыха должна лежать активная деятельность – движение, снимающее усталость.(сл6)
Как же отдыхать по-настоящему, исходя из принципов НОТ?
Помните , ничто так сильно не утомляет, как безделье. Ищите разумное и интересное применение своим силам.
Сочетайте труд с отдыхом, переключайтесь с физического труда на умственный или с одного вида учебного труда на другой.
Умело втягивайтесь в работу. Это надо делать неторопливо и не начинать с трудного.
Не допускайте переутомления. Это достигается рациональной организацией труда, которая складывается из ясного понимания цели труда, точного расчета сил и времени, строгой дозировки работы, умения подвести итог.(сл7-9)
Чтобы легче работалось, надо научиться учиться , то есть, овладеть наиболее рациональными умениями и навыками чтения, письма, счета, наблюдения, работы с книгой и особенно мышления и памяти.(10)
Большую по объему и трудности работу не выполняйте в один прием, а распределите по частям во времени.
Сосредоточьте внимание на главном. Помните слова А.В. Суворова: «Небрежный человек все делает вдвойне».
Опасный враг школьника – невнимательность . Невнимательный ученик не может быстро сосредоточиться, пропускает важное, забывает нужное.
Вниманиеможет быть произвольное (вызванное усилием воли) и непроизвольное (внимание поддерживается без всяких усилий).(сл11)
Как развивать произвольное внимание?
Ясно представьте себе цель работы, а также пути и средства достижения цели.
Свяжите полученные знания в цепочку, чтобы ничего не было забыто.
Устойчивости внимания помогут записи в тетради.(сл12)
Память – это процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения.(сл13)
Виды памяти: слуховой, зрительный, моторный.
Старайтесь пользоваться всеми тремя видами одновременно.
Отбирайте для запоминания только важное, существенное. Ничего не запоминайте, предварительно не осмыслив.
Мышление- процесс познания общих и существенных свойств предметов и явлений.(сл14)
Анализ (расчленение на составные части);
Синтез (соединение отдельных частей в единое целое);
Абстракция;
Конкретизация;
Обобщение;
Сопоставление;
Установление причинно-следственных связей.
Воображение(сл15)
Воображение - это психический процесс, состоящий не только из воспроизведения ранее виденных картин, но и из создания новых образов на основе самых причудливых комбинаций.
Как развивать воображение(сл16)
Воображение - это мысленное создание тех картин, звуков, запахов, вещей, явлений, которые человек раньше не воспринимал, не видел и не слышал
Воображение бывает творческое и воссоздающее.
Творческое воображение характеризуется новизной и оригинальностью возникающих у человека образов.
Воссоздающее вообажение опирается на словесное описание, на условное изображение (схему, модель). (сл17)
Развитие воображения (сл18)
Развитию воображения помогает тематический подбор стихотворений и художественной прозы, которые с наибольшей силой и полнотой выражают прекрасное.
Особую ценность для развития воображения имеет музыка и поэзия. Слушая музыку или выразительно читая стихотворение, старайтесь наслаждаться не только мелодией музыки и слов, но и внутренним видением образов, вызванных музыкой и словами.
Роль и место ученика на уроке (сл19)
Основатель гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили главное место в процессе обучения отводит урокам , как ступенькам восхождения.
Урок складывается из определенных этапов , на каждом из которых ученик должен ясно представлять свою роль и место.
Роль и место обучающегося на уроке(сл20-22)
Этапы урока | Задача ученика |
I этап Д о звонка | Приготовьте к уроку все учебные пособия и стоя встречайте учителя в знак уважения к нему и к уроку. |
II этап Постановка целей и задач урока | Внимательно прослушайте тему урока и учебную цель. Запишите это в свою тетрадь и на протяжении всего урока следите за тем, как осуществляется поставленная цель. |
III этап Опрос домашнего задания | Внимательно слушайте вызванного ученика и про себя оценивайте (рецензируйте) ответ. Он должен быть обдуманным, кратким и по существу. Отвечать надо достаточно громко, внятно, уверенно. В конце ответа нужно сделать вывод (обобщение). |
IV этап Изложение учителем нового материала | Внимательно слушайте и наблюдайте, осмысливайте и выделяйте главное, запоминайте учебный материал, кратко (конспективно) записывайте лекцию учителя в тетрадь. Все, что непонятно, тут же спрашивайте учителя. |
V этап | Вы должны подробно записать все, что задано. Знать, где найти нужный материал, и ясно себе представлять, в какой последовательности будете выполнять задание дома. |
VI этап Закрепление полученных на уроке знаний | Твердо помните, что знание правил, законов, понятий будет надежным только тогда, когда найдете им применение на практике, закрепите путем тренировки. |
Как научаться слушать и записывать. Одним из основных источников знаний остается школьный учебник.(сл23-24)
Слушание - это труд творческий, в процессе которого надо одновременно понимать, запоминать, выделять главное и отбрасывать второстепенное, живо представлять в своем воображении услышанное - и все это в быстром темпе
Самое трудное при слушании - длительное удержание внимания
умении записывать
Это качество уже должно быть подготовлено умением слушать.
Самое сложное здесь -умение быстро выделить главные положения, кратко их сформулировать и четко записать.
Основной источник знаний(сл25)
Школьный учебник включает в себя:
основной текст (вводный, информационный, обобщающий, заключительный);
дополнительный текст (познавательный, научно-популярный, документальный, фрагменты художественных произведений);
пояснительный текст (постраничный словарь, пояснение в скобках внутри текста, подписи к иллюстрациям);
методический аппарат (вопросы и задания, таблицы, схемы, памятки, тексты самоконтроля);
иллюстративные материалы. (сл26)
Мы учимся всю жизнь, начиная с детского возраста и заканчивая глубокой старостью. Игра на гитаре, новое программное обеспечение, воспитание ребенка — мозг человека постоянно впитывает новую информацию, правда, происходит это с разной скоростью. В детстве информация усваивается очень быстро, но чем старше мы становимся, тем труднее учиться.
Ниже вы увидите несколько способов, которые помогут хакнуть свой разум и заставить его работать быстрее и лучше.
Техническое обслуживание
Как и любой сложных механизм, мозг требует регулярного обслуживания, и если вы не пренебрегаете этим, он сможет справиться с любой задачей. Несколько полезных привычек помогают держать мозг в идеальном состоянии, так что процесс обучения будет проходить быстрее и проще.
Занимайтесь спортом
Я не доверяю ни одной мысли, которая пришла не во время движения.
Оказывается, физические упражнения нужны не только для отличной фигуры и здорового тела, но и для работы мозга. Если ваш мозг отказывается думать, попробуйте прогуляться или позаниматься в тренажерном зале. Исследования показывают, что память и ясность мышления улучшаются уже после 15 минут тренировки.
Медитируйте
Регулярные медитации не только снимают стресс, но и помогают улучшить вашу память. Кроме того, во время медитации развиваются навыки концентрации, что очень важно для процесса обучения.
Больше полиненасыщенных жирных кислот Омега-3
Эти незаменимые кислоты восстанавливают нарушенные нервные процессы, такие как внимание, скорость мышления и память. Кислоты Омега-3 в избытке содержатся в льняном масле и грецких орехах, арахисе и тыквенных семечках. Много их и в жирной рыбе — лососе, скумбрии, сардине и палтусе. Не зря говорят, что рыба помогает лучше думать.
Высыпайтесь
Для того чтобы мозг мог нормально функционировать, обязательно нужно высыпаться. Здоровый сон повышает скорость восприятия, помогает делать здравые суждения и обеспечивает быструю работу мозга.
Если перед сном повторить выученный материал, например, стихотворение или лекцию, за ночь информация прочно закрепится в памяти и утром вы будете отлично владеть предметом.
Пейте воду
Ученые из University of East London выяснили, что простая питьевая вода помогает лучше концентрироваться и решать сложные задачи. Результаты эксперимента, опубликованные в Daily Mail, показывают, что люди, испытывающие жажду, соображают медленнее на 14%. Так что всегда держите под рукой бутылку с водой.
Отвлекайтесь от учебы
Нельзя каждый день заниматься только одним делом — работой или учебой. Важно периодически отвлекаться на что-то другое, чтобы мозг за это время подвел итоги и переработал информацию.
Если вы решите завести хобби, выбирайте деятельность, связанную с концентрацией и координацией рук и глаз, например, жонглирование. Одно исследование показало, что жонглирование положительно влияет на работу мозга. Правда, положительные результаты проходили сразу после того, как люди бросали новое хобби.
Веселитесь
Смех — это лучший способ расслабиться и избежать эмоционального выгорания, особенно, когда вам приходится учиться в ускоренном темпе. Доказано, что смех помогает находить решение проблем и проявлять креативность.
Как облегчить сам процесс познания?
Разминка для мозга
Прежде чем погрузиться в работу, можно немного развлечься, попутно настроив мозг на работу. Например, можно мысленно подбирать рифмы для слов или решить несложную задачку. Такой «разогрев» помогает расслабиться и настроиться на восприятие более сложных вещей.
Учиться вместе
Если ваше обучение напоминает штурм крепости, можно найти кого-нибудь для поддержки. Будь то группа, клуб или приятель — в команде проще сосредоточиться на материале и сделать сам процесс обучения более организованным.
Robert E. Kennedy Library at Cal Poly /flickr.comОбустройте место
Окружающая обстановка очень важна для обучения. В идеале помещение должно быть чистым, тихим и свежим, но не помешает и разнообразие. Например, в хорошую погоду можете попробовать поработать в парке или в уютном кафе. Единственное, что не стоит смешивать — обучение и кровать. Даже если она очень удобная, кровать подсознательно ассоциируется со сном и отдыхом, так что вам будет труднее сосредоточиться .
Метапознание
Большинство советов, как улучшить процесс обучения, завязаны на метапознании. Это понятие можно определить, как искусство осознания собственного сознания. Вы оцениваете собственное мышление, свою способность выполнить задачу и цели, которые для этого подойдут.
Нужно отстраниться от первого впечатления о материале и оценить, насколько быстро вы усваиваете знания, есть ли какие-то проблемы и способы учиться более продуктивно.
Делайте одну вещь за один раз
Многозадачность — это настоящий талант, но, к сожалению, она снижает эффективность работы. Если одновременно выполнять несколько дел, невозможно хорошо сконцентрироваться на них, так что время, нужное для решения задачи, увеличивается.
Не бойтесь неудач
Группа исследователей из Сингапура обнаружила, что люди, решающие сложные математические задачи без инструкций и помощи, чаще всего не справлялись. Однако в процессе они находили интересные идеи, которые помогали им в дальнейшем.
Это можно назвать «продуктивной неудачей», когда опыт, полученный в процессе решения, не раз поможет в будущем. Так что не бойтесь неудач — они вам пригодятся.
Проверьте себя
Не ждите последнего экзамена - почаще проверяйте себя сами или попросите друга, чтобы устроил вам небольшой тест. «Продуктивные неудачи» работают только с поиском решений, а если вы провалите экзамен, для которого требовалось механически запоминать материал, вашему обучению это не поможет, только помешает.
Сокращайте материал
Полезно дополнять свои конспекты визуальными элементами — графиками, диаграммами или картами.
Думайте, где это можно применить
Очень часто при изложении фактов и формул упускается сфера их применения. Сухие знания быстро забываются, и если вы хотите надолго запомнить что-либо, постарайтесь самостоятельно найти применение в реальной жизни. Знание о том, как, где и зачем применить факты в реальной жизни, надежно закрепят информацию в вашей памяти.
Применяйте разные методы
Чем разнообразнее источники получения знаний, тем больше вероятности, что они останутся в вашей памяти.
Согласованная работа разных областей мозга улучшает восприятие и сохранение информации.
Например, это может быть чтение статей, прослушивание аудио материалов, просмотр видео, написание или перепечатывание вручную, проговаривание вслух. Главное, не делайте все одновременно.
Связывайте с уже имеющимися знаниями
Если вы можете мысленно связать ваши знания с тем, что вы выучили раньше, это поможет более быстро и эффективно учиться. Не оставляйте знания обособленно — встраивайте их в большую картину мира, которая есть в вашем мозгу.
У вас всё получится
Будьте уверены в себе и знайте, что у вас все получится. Не только потому, что это правда, но и потому, что вера в силу своего интеллекта действительно увеличивает его .
Родительское собрание-лекция . 3 класс
Тема: Научная организация труда (НОТ) ученика младшего школьного возраста.
Цель: Знакомство родителей с принципами НОТ младшего школьника.
Основные требования времени к школе: научить учиться самостоятельно.
Цель начального образования – обеспечить высокий опережающий уровень образования (дети должны получать значительно больше того, что с них спрашивается ).
Итак,учебный процесс в школе.
Все мы хотим, чтобы наши дети были образованными.Образование – цель. А любая цель работает на результат. Результат – образованный человек. Подобразованием понимается – овладение знаниями, умениями, навыками. Умение учиться состоит из познавательных действий, которые необходимо усвоить, приобрести. НОТ школьника в обработке общеучебных умений и навыков:
Знания. «Делай, как Я»
Навыки. «Делаю САМ». «Могу САМ». (действие, доведённое до автоматизма в результате многократного повторения)
Умения. «Умею САМ»
Древняя китайская пословица гласит: «Я слышу – и забываю, я вижу – и помню долго, я делаю и – понимаю».
Обучение – средство. Обучение – процесс умственных и физических действий, необходимых для осуществления задач образования. Чтобы «получить образованную личность», нам необходимы:образование (учение), обучение (для развития личности), воспитание ,развитие (которое не может идти впереди обучения). То есть,учение – это познание, сам ученик . А обучение – это средства, способы действий и др., это учитель . Таким образом, важнейшая функция учителя – помогать ученику при любых способах обучения. Смысл обучения – в овладении не столько знаниями, сколько способами деятельности, т. е. в потребности учиться! Потребностям не обучают, они воспитываются. Нет потребности в учении – нет учения, учитель бесполезен!
Например ,идёт совершенствование методик, учебников, содержания образования, способов, нацеленных на усовершенствование «процесса передачи знаний», и вот тут возникает «пустячок»: «Я не хочу, нет у меня в этом потребности!», - и весь процесс обучения, самый распрекрасный, на этом заканчивается, ибо учения (ученика) «меня здесь нет!»
Дистервег считал: «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь». Но для этого необходим ещё и интеллект. А вот развитие интеллекта зависит не от условий школьного обучения, а от внутренней семейной среды.
Воспитание может сделать многое, но оно не безгранично. «С помощью прививок можно заставить дикую яблоню давать садовые плоды, но никакое искусство садовника не сможет заставить её приносить жёлуди», - писал В. Г. Белинский.
В современных условиях образования традиционная технология обучения, ориентированная на преподнесение и усвоение готовых знаний, не может быть признана достаточной. Совершенствование и обновление системы образования ставит своей целью подготовку выпускника средней школы – конкурентоспособного, умеющего принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, способного к постоянному самообразованию и саморазвитию.
Если ранее эти характеристики предписывались выпускнику вуза, новоиспеченному специалисту, то сейчас время диктует наличие этих качеств у выпускника средней школы. И тот факт, что ученик, завершая обучение в школе, владеет комплексом разносторонних знаний, еще не свидетельствует о его полноценной готовности к продолжению обучения в вузе. Во-первых, чаще всего эти обширные знания опираются на память и по этой причине не обладают достаточно действенной силой, во-вторых, эти знания получены путем огромного перенапряжения сил, затраты большого количества времени во вред своему здоровью и в ущерб развитию других интересов.
Таким образом, получается, что учащиеся недостаточно компетентны в своем основном виде умственной деятельности – в учебе. Иначе говоря, недостаточно сформирована учебная или организационно-познавательная компетенция, которая предполагает умение учиться. Поэтому необходимо научить ученика учиться, сделать его самостоятельным в учении. Эта проблема определяется как научная организация труда учащегося.
Научная организация труда учащегося – это система научно-обоснованных мероприятий, направленных на непрерывное, систематическое исследование и оптимизацию организации учебного труда и его условий в целях обеспечения наибольшей эффективности при рациональном использовании времени, сил, средств в интересах всестороннего развития личности .
Научная организация труда учащегося предполагает:
– создание благоприятных условий умственного труда и отдыха, т.е. оптимальный
для конкретных условий режим труда и отдыха учащихся;
– рационализацию приемов и методов самообразования, сокращение энергозатрат в
процессе обучения за счет формирования навыков и умений и планирования
самообразования;
– формирование ориентировки в научной и учебной информации, навыков и умений
работы с книгой, библиографическими пособиями, ресурсами ИНТЕРНЕТ;
– организация активного отдыха, оздоровительных внеучебных мероприятий;
– развитие творческой инициативы и дисциплины.
Для того чтобы реализовать научную организацию учебной деятельности (труда) учащихся в процессе изучения курса физики в средней школе нами была разработана методическая папка “Учись учиться!”. Целью создания методической папки является оптимизация учебной деятельности учащихся и развитие их самостоятельности. Содержание методической папки составлено на основе материалов из разных научных, научно-методических и практических источников. Эти материалы собирались в течение нескольких лет и выдержали тщательную коррекцию и апробацию в личном педагогическом опыте.
На самом деле компоненты содержания методической папки не представляют особой новизны для опытного учителя. Несомненно, учителя используют те или иные компоненты папки в своей работе. Эти материалы все в отдельности существуют в разных источниках, наши попытки найти их в более компактно собранном виде в интернет ресурсах или в современных методических пособиях не обвенчались успехом.
Новизна работы состоит в том, что все эти материалы, находящиеся в весьма разрозненном виде собраны воедино, отредактированы, адаптированы для удобства восприятия учащимися и представлены в одной папке. Данная методическая папка размножена для каждого ученика и может использоваться им как на уроке, так и дома. Ценностью папки является то, что этот продукт может быть использован для научной организации учебной деятельности учащихся по любому предмету.
По структуре методическая папка состоит из нескольких частей:
1) Руководство по формированию общих учебных навыков и умений;
2) Руководство по формированию предметных навыков и умений;
3) Руководство по формированию навыков и умений самоконтроля;
4) Инструкция по технике безопасности.
5) Справочный материал по предмету.
Методическая папка помогает обеспечивать активное восприятие учебного материала, его самостоятельную проработку, создание связей с ранее изученным материалом, его закрепление, повторение и применение. Правила и памятки направлены на активизацию мыслительных процессов учащихся на уровне как логического, так и творческого мышления, а также на развитие их учебных умений. При этом они учитывают учебно-познавательные возможности и уровень развития учебных умений учащихся, предполагают их посильное умственное напряжение. Рабочее руководство помогает ученику в выделении существенного материала из несущественного, второстепенного, направляет ученика на самоконтроль.
Одна из важных составляющих общей компетенции ученика – информационная компетенция. Современный ученик находится в океане информации, в котором важно не утонуть, а наоборот получить все необходимое для себя, интерпретировать, запомнить и использовать в своей жизнедеятельности. Все это представляет огромный труд. И чтобы этот труд был плодотворным, необходимо уметь правильно читать и извлекать нужную информацию. В этом деле учащимся помогают знания методов эффективного чтения. С этой целью в папке “Учись учиться!” включены рекомендации – памятки о том, что нужно знать учащемуся, приступая к чтению, во время чтения и после прочтения (Приложение 2).
Далее в папке описываютcя приемы работы с учебной литературой, определяются такие понятия как выписки, план текста, тезисы, конспект, рецензия, реферат и аннотация. Здесь же даны правила выполнения вышеперечисленных видов работ (Приложение 3) . Самым популярным видом работы учащихся является написание реферата. И эта работа часто сводится к простому списыванию текста из одного источника или, же еще проще, заимствуется из сети интернет. Учащимся необходимо знать, что существуют разновидности рефератов и особые правила его написания и оформления (Приложение 4) . Так же считаем необходимо для учащихся знание основных требований к представляемым для участия в конференции работам, докладам и сообщениям (Приложение 4) .
Правильная организация выполнения домашней работы является залогом эффективного обучения (Приложение 5) . Существуют несколько простых правил самостоятельной работы дома, о которых следует знать и ежедневно руководствоваться каждому ученику. Эти правила помогают экономить время, правильно распределять энергию, учиться ставить приоритеты, а также создают благоприятную среду для психологического и физиологического здоровья учащегося.
Конкретные упражнения: игры, физкультминутки и паузы, которые даны в папке (Приложение 6, 7) могут использоваться как на уроке, так и дома при выполнении домашней работы и при работе на компьютере. Применение элементов здоровьесберегающих технологий и фрагментов психологических разрядок эффективно позволяет мотивировать положительное отношение к учебе, к уроку, активизировать мыслительную деятельность до конца занятия, влияет на качество и продуктивность получаемых знаний.
Кроме различных правил работы для развития продуктивной познавательной деятельности выделяется рекомендации о том, как решать задачи. На решение задач затрачивается значительная часть учебного времени. Рациональное использование этого времени реализуется при использовании учащимися предписания алгоритмического типа: а) общие, определяющие этапы и требования при решении любой физической задачи, (Приложение 13) ; б) частные, для решения того или иного типа задач (Приложение 14) . Чтобы хорошо решать задачи, ученику необходимы знания физических, математических формул, умения вычисления тригонометрических функций (Приложение 24) , основных единиц измерений, умение пользоваться обозначениями физических величин. Для лучшего запоминания используются приложения констант, греческий и латинский алфавиты, множители и приставки СИ, табличные данные (Приложение 8, 9, 10, 20, 21, 22) .
При работе по методическим рекомендациям, по плану у учащихся вырабатывается навык самостоятельной работы, умение и желание и возможность работать самому с любым материалом: незнакомый текст, эксперимент, задача, знакомый параграф, и при этом, что особенно важно, создается ситуация успеха. Для этих целей отдельно выделена страница “Как выполнять самостоятельные работы” и план изучения явления, опыта, величины, закона, прибора, теории (Приложение 11, 12) .
Степень самостоятельности и активности при выполнении эксперимента зависит от характера инструктажа (Приложение 14) По мере развития у учащихся экспериментальных умений устное инструктирование прекращается. Для оформления отчетов предлагается бланк с колонками: “Что делаю”, “Что наблюдаю”, “Как я объясняю”. В 7 классе можно использовать четвертую колонку: “Как мы объяснили”, что позволит учащимся отработать навыки кратко и правильно формулировать свою мысль. В старших классах отчет по работе проводится по другой схеме, в которой выделяется цель работы, оборудование, действия, полученные результаты и вывод. Отчет по этим схемам способствует развитию у учащихся коммуникативной и организационно-управленческой компетенций.
В папке даны критерии оценивания при выполнении самостоятельных, контрольных и лабораторных работ. Следует заметить, что во всех случаях при выполнении лабораторных работ, если ученик не соблюдает требований техники безопасности, оценка снижается (Приложение 16, 17, 18, 19) .
Папка содержит системно-структурную схему (Приложение 23) , руководствуясь которой учащиеся учатся систематизировать усвоенный материал. Систематизация – необходимое условие глубины и прочности знаний. Она позволяет более продуктивно использовать память, освобождая ее от необходимости запоминать материал как сумму частных сведений и фактов за счет группировки, которые легче удержать в сознании и воспроизвести в нужных случаях. Изучаемый материал выстраивается в логике: научные факты, гипотезы, величины, законы, применение. Системно-структурный подход позволяет сделать изучаемую теорию обозримой. Деятельность ученика в рамках этого подхода развивает общелогические (интеллектуальные) умения, которые ориентированы на формирование таких приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, сравнение, доказательство и т. д.
При сборе и систематизации содержание папки придерживались концепции здоровьесбережения учащихся. Потому использование папки в учебной деятельности позволит не только развить способности к самостоятельной работе, мышлению и выработки навыков самообразования, но и позволит снизить утомляемость, эффективно использовать учебное время, реализовать развитие личности.
Таким образом, научное обоснование мероприятий, направленных на оптимизацию организации учебного труда и его условий в целях обеспечения наибольшей эффективности обучения в интересах всестороннего развития личности рассматривается в качестве необходимых условий высокой продуктивности процессов обучения учащихся . На наш взгляд, методическая папка “Учись учиться!” является средством реализации парадигмы НОТ, которая определяется в триаде: “экономия времени учителя и учащихся; создание оптимальных условий труда для всех участников учебно-воспитательного процесса; сохранение их здоровья”.
Литература.
- Бугаев, А.И. Методика преподавания физики в средней школе. – М.: Просвещение. 1981 г.
- Ваганова, В.И., Павлуцкая, Н. М., Попова С.В. Методика подготовки к ЕГЭ. Физика. – Улан-Удэ. 2008 г.
- Ваганова, В.И., Скокова, Л.В., Добун – Оглы, С.Б. Домашний эксперимент по физике в 7–8 классах. – Улан-Удэ. 1996 г.
- Енохович, А.С. Справочник по физике и технике. – М,: Просвещение. 1983 г.
- Зверева, Н.М. Активизация мышления учащихся на уроках физики. – М.: Просвещение. 1980 г.
- Кирилова, Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. . – М.: Просвещение. 1980 г.
- Крутский, А.Н. Косухина, О.С. Психодидактика: новые технологии в преподавании физики. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”. 2006 г.
- Малафеев, Р.И. Проблемное обучение физике в средней школе. – М.: Просвещение. 1993 г.
- Материалы курсов БИПКРО и РИКУиО. Улан-Удэ.
- Методы эффективного чтения текста. Как лучше понять учебник //Библиотека в школе. № 22. 2001 г.
- Нечаев, Е.А. Вопросы научной организации труда студентов ВУЗа. //Сборник научных трудов.
- Орехов, В.П., Усова, А.В., Турышев, И.К. и др. Методика преподавания физики в 8–10 классах средней школы. – М.: Просвещение. 1980 г.
- Павлуцкая Н.М. Механика, в конспектах, задачах и тестах. –Улан-Удэ. 2010 г.
- Пайкес, В.Г., Ерютин, Е.С., Ерютина, С.Г. Дидактические материалы по физике. 10 класс. – М.: Аркти. 2001.
- Разумовский, В.Г., Бугаев, А.И., Дик, Ю.И. и др. Основы методики преподавания физики. – М.: Просвещение. 1984.
- Раченко, И.П. НОТ учителя. – М.: Просвещение. 1982 г.
- Ребенок за компьютером. – М,: Эксмо.2006.
- Скокова, Л.В., Хижняк, Ю.А. Рабочая тетрадь для выполнения домашних заданий. – Улан-Удэ. 2010 г.