Очень образованный человек как называется. Как не должен говорить образованный человек памятка

Всегда ищет пути для создания шаблонов, чтобы перевести выполнение часть дел на автопилот. Именно поэтому полезно развить в себе определенные навыки, которые со временем перерастут в нашу «вторую натуру»: Ранний подъем Успешные... чтение Если заменить хоть часть бесцельного просиживания перед телевизором или компьютером чтением хороших книг, вы будете самым образованным человеком в кругу друзей. У вас будет многое получаться как бы само собой. Ответы на вопросы будут приходить...

https://www.сайт/journal/147405

Понимали. Отсюда возникает вопрос: можно ли считать образованным человека , чей ум нафарширован различными данными, которыми он сам не владеет? Я думаю что нет, этого человека я не буду считать образованным , у него нет своего мнения по поводу... не может на основании их делать новые выводы. Это просто запоминающее устройство, флэшка с голосовым интерфейсом управления. Человек же образованный - это человек владеющий Ноу-хау, что в переводе означает "знающий как". И не важно - профессор он кислых щей...

https://www.сайт/psychology/14807

Ответы на столь мучительные вопросы? Но давайте разбираться. Человек . Что есть Человек ? Не будем вспоминать классика, про то, как это звучит. Человек – это человек и не важно – кто этот человек . Будь то монгол, негр, русский, азербайджанец или еврей... шаблону присваивают «пароль» на опознание – то есть, одно слово, которое вызывает этот абстрактный образ в голове «образованного » человека . Вспомни анекдот про чукчу, который был в Москве и попробовал там апельсин. Затем он вернулся домой и пытался...

https://www.сайт/journal/141563

И далёкими от реальности суждениями, обрекает нас на нескончаемые проблемы. А раскрыть своё Настоящее внутреннее Естество человек не стремится: ведь цель личности максимально реализовать себя во внешнем мире. Не получается и стойкое пребывание... Сознания Творца, мы - операторы, и мы сами создаём себе жизненные программы. Поэтому и говорят, что человек – творец своей реальности. Если сознание – это мировоззрение, особенности мышления и принятия решений, интеллектуальная и эмоциональная...

https://www.сайт/religion/111716

Совершенства, то следовало бы признать явное превосходство суперкомпьютера даже над самым гениальным человеком . Но, Человек , прежде всего - Материя и Дух в Одном Проявлении-Естестве, который дополнительно может быть наделен разумом... умения и мысли” сосредоточены вокруг точки собственного главенствующего выживания. То есть, по сути своей – ум для человека – ничто, сосредоточенное исключительно на инстинктах и приспосабливаемости к постоянно изменяющимся условиям среды, в которой он существует...

https://www.сайт/journal/147554

Себя, свои семьи и свои деньги от разнузданной толпы.» Существует огромная мифология, связанная с образованием : образование расширяет кругозор, дает возможность выработки собственного мнения, формирует полноценного человека , приобщает его ко всему богатству знания и культуры. Но широко разветвленные системы массового образования ХХ века поставили на конвейер выпуск, по термину, запущенному в употребление Солженицыным, «образованщины», – специалистов...

https://www.сайт/journal/143096

В Америке особенно хорошо учится в университетах. Помимо того, что они воспитаны в традиции уважения к образованию , многие, вероятно, извлекают выгоду из хорошего образовательного Фэн-шуй, заложенного их родителями Прохождение через “ ... символизирует успешную сдачу молодым человеком императорских экзаменов. Китайские семьи, знакомые с этой легендой, вешают изображение карпа перед “драконьими вратами” над входными дверями. Считается, что это помогает успешному завершению образования для сыновей, а...

Что интересного происходит с образованием в цифровую эпоху? Как теперь устроены отношения между поколениями? Почему сегодня нужно говорить о жизни в условиях неопределенности, об умении делать выбор, строить горизонтальные связи, мыслить красиво? ЧТД предложил несколько тем для обсуждения академику Российской Академии образования, психологу Александру Асмолову и сооcнователю ряда образовательных проектов, предпринимателю Александру Рудику. Публикуем их диалог.

доктор психологических наук, директор Федерального института развития образования (ФИРО), заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.


инвестор, президент фонда «Прообраз», предприниматель, член Координационного совета «Деловой России», сооснователь медиапроектов про образование «Мел» и ЧТД.

Как «цифра» меняет общество

Взрыв, связанный с сетевой реальностью, резко меняет ментальные установки людей. Например, исчезает противопоставление «центр-периферия». Многие схемы, которые есть в нашем сознании, начинают трещать и ломаться. Я, когда заблудился однажды в Париже, всех доставал вопросом: «Как пройти в центр?» Пока один сообразительный человек не сказал мне: «А в Париже нет центра».

У нас географически всегда в центре Кремль, наше пространство упаковано так. Но есть совершенно другая ментальная упаковка, где центр-периферия - только одна из линий. Тогда нет почвы для комплекса неполноценности, если я где-то на выселках, а другие - в центре мира. Это возможно благодаря цифровой реальности, в которой живут и действуют новые поколения.

Другая особенность этих новых поколений - они, как Юлий Цезарь, многозадачники. У них нет одноколейной переработки задач. Их кругозор широк, и они уходят в цифровую реальность, как в портал.

Недавно, когда меня попросили выступить, я предложил тему, которая понятна всем: «Как догнать детей и внуков». Нужно сделать программу интернет-образования для 50-60-70-летних. Не для того, чтобы просто научить их пользоваться интернетом, а чтобы дать им возможность по-другому общаться с молодыми поколениями.

Я знаю ситуации, когда боевые бабушки или дедушки начали быстро осваивать интернет. Одна знакомая, когда у нее появился iPhone, мне сказала: «Я заэпплилась. Наконец внучка посмотрела на меня как на серьезного человека».

При этом большинство не понимают, как работает та или иная цифровая технология (тот же мобильный телефон), хотя все ею пользуются. Есть даже мнение, что общество движется к цифровому первобытному строю.


Другая проблема, которую принесла «цифра», на мой взгляд, - это проблема избытка информации. Сейчас много говорят про цифровую грамотность. Это важный вопрос, но я бы сейчас больше занимался информационной грамотностью. Умение отфильтровать лишнее, определить ценность и правдивость информации - это, мне кажется, самое простое, чему нужно учиться.

Потому что мы часто тратим кучу времени на всякую ерунду; самый ценный свой ресурс используем впустую. Критически важно умение работать с информацией, но этому как раз никто не учит.

А. Асмолов: Интернет и порожденная им избыточность информации постоянно на нас воздействуют, так что можно считать цифровую среду фактором эволюции человека. Нам предстоит учиться жить в этой среде, иметь дело с избыточностью, отбирать ценное из того, что на нас обрушивается, и отвечать за свой выбор.

Кого мы хотим выпускать

А. Рудик: Умение делать выбор и отвечать за него - это следующая тема, которой, к сожалению, не учат у нас вообще никак. Ректор одного из лондонских университетов на мой вопрос: «А на какой результат вы рассчитываете, когда даете образование?» ответил: «Мы учим мыслить красиво». Я говорю: «И все? Это все?» Да, других задач нету.

По сути ведь что дает «цифра»? Невиданную степень свободы. Ты вообще оказываешься в другом мире, где исчезает монополия на информацию и на знания. Контент бесплатный, средства коммуникации практически бесплатны. Приложив небольшие усилия, ты можешь задать любому человеку в мире вопрос и получить ответ. И система образования должна под эти новые условия меняться полностью. А она не меняется, она осталась.

А. Асмолов: Она медленно меняется.

А. Рудик: Да, но ментально она не меняется. Еще одна идея заключается в том, что мы должны выпускать из системы образования «сложного» человека. Не умного, а сложного, который понимает, как действовать, как оценивать информацию, как в ситуации неопределенности поступать правильно. Не все еще осознают, насколько большая предстоит революция.

А. Асмолов: На самом деле происходит революция сложности. Она почище, чем промышленная революция и другие технологические революции, потому что революция сложности - это прежде всего революция ментальности. В ее результате появляется человек, обладающий «избыточными степенями свободы»«.

Декарт говорил: «Я мыслю, следовательно, я существую». Для сегодняшнего века надо сказать по-другому: «Я сомневаюсь, значит, я существую». Сомнение - это работа с неопределенностью. И когда мы растим людей, готовых к работе с неопределенностью, - тут вы абсолютно правы, это действительно красиво.

У кого есть потребность в развитии

А. Рудик: Мне кажется, у думающих взрослых точно есть такая потребность. Но их не так много. Но всех взрослых можно постепенно «зажать» с двух сторон: есть дети, которые живут в цифровом мире, и есть люди серебряного возраста.

Для меня было открытием, что люди старшего возраста настолько активны, так хотят чему-то научиться и найти себе применение в новом мире!

Если, условно, с одной стороны будут поджимать дети, а другой будут активные бабушки-дедушки...

А. Асмолов: ...Которые хотят догнать внуков...

А. Рудик: Да. Тогда и взрослым придется меняться.

А. Асмолов: У нас с детьми разные модели успеха. Какие модели успеха у нас - я знаю, а какие у них модели успеха? Мы часто видим педагогические вузы, которые тащат детей (через педагогов) назад. Мы как будто хотим, чтобы детей задержали, вернули. Надеюсь, что не получится. Хотя зомбификация происходит быстро.

А. Рудик: Проблема здесь в непонимании мотивации современных детей и того, какие цели мы преследуем в обучении и воспитании. В сложном мире «зомбификация» - это самый простой выход, попытка прислониться хоть к какой-то системе в условиях неопределенности. Поэтому так часто и общество, и власть апеллируют к советскому опыту. Но тогда мир был совсем другим, и задачи были другие. Идеология удерживала связность системы, и эта система не заканчивалась выпуском из школы. Сейчас этого нет. Сейчас спроси у половины чиновников, которые у нас отвечают за образование, - «Чего хотят дети и куда вы их хотите привести?» - они не скажут.

А. Асмолов: Поиск моделей успеха - это колоссальная задача сегодня. А главное, насколько наивно мыслят те, кто хотят детей вернуть назад! Один из управленческих лидеров сказал мне: «Вот вы психолог. Что происходит с детьми? Они все сейчас в интернете. Вы могли бы помочь нам договориться с главным блогером?» Эта идея «главного блогера» сродни идее о том, что всегда посередине города есть Кремль.

Уметь сыграть в оркестре

А. Рудик: Требования к людям сегодня совершенно другие. Они должны уметь быстро подстроиться друг к другу, чтобы играть - условно - в оркестре, чтобы действовать слаженно. Не только знать свою партию, а уметь подстроиться - сыграть в нужной тональности и темпе. Без дирижера.

Мне кажется, что общество будет строиться по принципу сообществ. Это уже происходит сейчас. Причем эти сообщества будут возникать, пропадать, эволюционировать, сливаться, еще как-то двигаться. «Оркестров» будет много. Если раньше были вертикальные группы, устроенные как иерархия, то сейчас свобода стала практически абсолютной. Предстоит большой этап организации этих сообществ. Всяких разных, больших, маленьких... Причем не важно, на какой основе.

А. Асмолов: А между ними мостики.

А. Рудик: Да. И мостики через людей, а не через институты.

А. Асмолов: Вертикаль вообще - хрупкая конструкция, она в этом мире, где столько вызовов, сложностей, прекращает работать, потому что уменьшает число степеней свободы. Сейчас в обществе скорее будет действовать именно сила слабых связей (в соответствии с концепцией американского социолога Марка Грановеттера. - ЧТД), то есть отношений, возникающих между соседями, коллегами, дальними знакомыми.

Что отличает образованного человека

А. Асмолов: Одна из уникальных вещей - искусное плаванье в избытке информации. Но самая главная черта - порождение новой информации.

Замечательный Ганс Селье, который ввел в нашу культуру понятие «стресс», всех людей разделил на две категории: постановщики проблем и решатели проблем. И скромно говорил: «Вот Эйнштейн и я - постановщики проблем».

На самом деле это единство: постановка проблем и умение искать информацию. Ну и третье - принимать решения. Ответственный выбор, а не просто выбор. Сегодня быть образованным значит порождать образование.

А. Рудик: В английском есть слово literacy, которое переводится как «грамотность», но это не совсем грамотность. Не как раньше: «ты умеешь грамотно писать, читать», а грамотность цифровая, информационная, социальная. Грамотный человек не может быть пассивным.

Ты не можешь быть образованным, грамотным, если ты не взаимодействуешь с миром, не являешься частью какого-то сообщества, не даешь туда импульсы...

Ты должен понимать, как сигнал отдавать и как принимать, ты должен делать что-то. Именно это - грамотность в широком смысле слова.

А. Асмолов: На самом деле образование - это порождение смыслов. А уж технологии и платформы вторичны. Почему я боюсь платформ и программ? Я боюсь запрограммированного человека. В данном случае человек, порождающий смыслы, преодолевающий избыточные степени свободы, - вот это образованный человек.

А. Рудик: Причем смыслы - это не только результат работы разума. Я тут увидел выступление , создателя компании Alibaba, и он говорил, что сейчас в мире более важен и востребован не IQ, а LQ. L - от слова Love, Любовь. То есть важен человек, умеющий прежде всего любить. Это то, чего не умеет робот с самым продвинутым искусственным интеллектом. Это и есть элемент человека «сложного». Что такое любовь? Это умение отдавать больше, чем принимать, что в математическую логику не укладывается.

А. Асмолов: У Юрия Германа было гениальное понимание любви, близкое по смыслу к тому, что вы говорите: «Любовь - это общая система кровообращения». И то, что лидер такой крупной компании говорит, что в начале была любовь, а не технология или платформа...

А. Рудик: Это одна из самых технологичных компаний в мире.

А. Асмолов: Да, никто его не упрекнет, что он не знает технологий. Так вот, он этим LQ говорит нам: «Вы думаете, что впереди будет мир искусственного интеллекта. Ничего подобного! Впереди будет коммуникация, впереди будет любовь».

Три качества — обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств — необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова.(Чернышевский Н.Г.)

Образование есть нечто такое, что люди предпринимают в отношении себя и для себя: человек сам себя «образует». Выучить нас могут и другие, но «образовать» себя мы можем лишь самостоятельно. И это не пустая игра слов. Образовать себя — совсем не тот что научиться чему-либо. Мы учимся с целью приобрести различные умения; работаем над своим образованием — чтобы чем-то стать, чтобы пребывать в ладу с этим миром. Как можно это описать?

Да, в начале жизни мы будучи несмышлёными малышами впитываем жадно и бездумно культуру, в которую погружает нас появление на свет. Со временем, с развитием памяти, интеллекта, нравственности мы учимся оценивать культуру и начинаем видеть её изъяны, указывать на них взрослым, что своим следствием имеет появление молодёжных протестных субкультур, которые сегодня зачастую вместо нацеливания на созидательную критику ведут либо к саморазрушению, либо к разрушению общества, то есть критику деструктивную — критику без каких-либо творческих предложений по исправлению ситуации.

Образованность наша таким образом складывается из впитанных в самом детстве базовых программ психики, накопленных поверх этого стереотипов (сюда же относятся и разнообразные факты), какой-никакой развитости машины интеллекта, если повезёт с окружением то какой-никакой развитости чувств, а если очень повезёт — то и определённой культуры мышления, навыков изменения своей психики, работы с информацией, пониманием методов действия и создания знаний в темпе течения жизни.

Также всё это связывает в психике и направляет по жизни система нравственных стандартов, которая по большей части также почерпнута из культуры и отчасти сконструирована самостоятельно в более сознательном возрасте, да ещё рекомендаций совести, которым мы в силу нашей нравственности либо следуем, и тогда проблем по жизни имеем меньше, поскольку совесть оберегает от знатных ошибок, либо — глухи к ней и тогда жизнь всячески нам указует на необходимость обратить своё внимание на эту самую нашу советь.

Если соотноситься с задачей сохранения или обретения этим обществом способности к дальнейшему развитию культуры и поддержке личностного развития всех, то от каждого общество в праве требовать:

Самообладания (т.е. воля человека должна быть властна прежде всего над его инстинктами и культурно обусловленными навыками поведения, включая привычки — бессознательные автоматизмы поведения). Это так потому, что именно самообладание является основой важнейшего личностного качества, открывающего возможности свободного развития общества: «принятие» — умения воспринимать людей такими, каковы они есть, и терпимо (без потакания) относиться к ним, не взирая на их личностные пороки, недостатки и совершаемые ими ошибки (в том числе и систематические ошибки). При этом «терпимость» предполагает неприятие, преодоление и подавление попыток к порабощению себя, проистекающих со стороны других индивидов и корпораций как путём применения потенциальными поработителями силы или угрозы её применения, так и путём создания разнородной зависимости от «покровителя»-единоличника или «покровительствующих» корпораций и т.п.

Коммуникабельности в сочетании с заботливостью и доброжелательностью, поскольку именно эти качества позволяют войти в общение с другими людьми как для того, чтобы жить и работать совместно с ними, так и для того, чтобы оказать им помощь в выявлении и разрешении их проблем.

Эффективной личностной культуры чувств и культуры мышления, поскольку именно они лежат в основе творчества людей как в работе, так и в оказании помощи другим, основой безопасности окружающих в общении и в совместной деятельности с человеком.

Владения общекультурными навыками и освоения стандартного для общества образования, что объединяет в общество всех взрослых его членов в каждую историческую эпоху. В эту группу критериев входят умения читать и писать, в том числе.

Это тот минимум, которым должно обладать все граждане в обществе, но и до этого уровня воспитанности многие не дорастают.

Как можно видеть знание фактов — лишь очень малая доля настоящей образованности и воспитанности, однако и с этим у многих людей проблемы.

ОБРАЗОВАННЫЙ ЧЕЛОВЕК — ОБЯЗАТЕЛЬНО ЧИТАТЕЛЬ

Читатель художественной литературы, из которой он узнает: как можно выразить свои мысли, желания и чувства. Он изучает язык души. Осознает, что одни и те же вещи можно воспринимать иначе, чем привык он сам. По-другому любить, по-другому ненавидеть. Он усваивает новые слова и метафоры, описывающие душевные состояния. Пополняя свой запас слов, обогащая палитру понятий, он учится более точно выражать свои переживания и тем самым — более тонко чувствовать.

Образованный человек лучше, интереснее рассказывает о себе и о мире, чем тот, кто только и может, что повторять обрывки ярких фраз или афоризмов, когда-то им затверженных. Способность человека к точному самовыражению позволяет ему углублять и уточнять представление о самом себе. Этот процесс может продолжаться бесконечно.

К тому же чтение задействует один из самых важных механизмов психики, от которого зависит будущее, как отдельного человека, так и всего человечества в целом. Это — воображение. Если вы не воображаете, не мечтаете о своём будущем, его для вас сделает кто-то другой. Сегодня, против воображения всячески борется массовая культура, приучающая лишь потреблять готовую информацию, но не творить, не воображать новое. В итоге человек становится придатком к телевизору или к ленте в социальной сети. Книга же учит наше сознание воображать, создавать миры, наделять их деталями и особенностями, которых даже и нет в книге — она учит нас творить!

Мы живём в век, когда темп развития общества, его экономический прогресс и жизнь каждого из нас зависит от знаний. Не имея их, человек не может познавать природу, овладевать её богатствами, управлять современной техникой, управлять производством, наладить своё собственное дело, не может и сам быть гармонической личностью.

Престиж знания, престиж образования становится всё более высоким. Ни воспитание, ни образование не могут быть даны в готовом виде. Стать образованным — это,в первую очередь значит научиться учиться, и для тех кто освоил этот навык процесс образования длится всю жизнь, а сама жизнь становится разнообразной и яркой.


на тему: Образованный человек - полезный человек



Введение

Слово и жизнь

Что есть образованный человек?

Требования к образованному человеку

Заключение

Список литературы


Введение


Государство делает все возможное для того, чтобы дети выросли здоровыми и счастливыми, получили отличное образование, овладели новыми информационными технологиями, необходимыми в XXI веке, стали достойными, уважаемыми людьми, патриотами Отечества.

Как мы видим, одна из целей - предоставление образования, что закреплено в основном законе государства - Конституции РФ. Чем обусловлено такое целеполагание, настолько оно необходимо и в чем выражается его полезность попробуем сейчас разобраться.

Так, образование есть процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Следовательно, в процессе образования происходит передача от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество, усвоение результатов общественно-исторического познания, отражённого в науках о природе, обществе, в технике и искусстве, а также овладение трудовыми навыками и умениями. Таким образом, на мой взгляд, образование - необходимое условие подготовки к жизни и труду, основное средство приобщения человека к культуре и овладения ею, фундамент развития культуры.

Исходя из вышесказанного, я считаю, что образованный человек есть полезный человек - он является своеобразным средством передачи информации.


1. Слово и жизнь


"Слово человека есть кровь его сердца " (Араб. пословица)


Приведённая выше пословица людей востока означает, что всё то, что человек может передать людям полезного через слова, не может быть им выражено для пользы людей, если это не будет пережито и перечувствовано самим говорящим. Слово, как одно из важных средств общения с людьми, должно быть не только средством, но и особым разумным содержанием, - тем, что даёт человеку его духовный опыт жизни и наблюдения.

Властно влияя на умы и чувства людей, такое слово переходит в творческий процесс жизни и одухотворяет эту жизнь, давая ей разумное содержание и направление. В общем культурном развитии человечества только от такого направления человеческой деятельности и накопились особые духовные ценности, как религия, в истинном своём значении, давшая в области чувства нравственные законы взаимоотношений между людьми, и наука, давшая в области опыта и знания обильный материал для материального улучшения человеческой жизни.

Для освобождения же личности человека от невежества и пробуждения в нём творчества мысли необходимо образование - это самое широкое ознакомление человека с достигнутыми научными ценностями при свободном исследовании всего, что подвергается вниманию и суждению человека.

Потребность передачи опыта жизни, как и потребность исследования скрытых сил природы, врожденна чувству человека, как существу разумному, мыслящему. Это создало преемственную связь одного поколения с другим, способствуя дальнейшему умственному развитию человечества.

Таково значение человеческого слова. Печатное слово, являясь хорошим пособником самообразования, может тогда только исполнить своё высокое значение, когда оно будет содержать в себе серьёзный и разумный материал, отвечающий запросам человеческого духа, и когда с вдумчивым расположением будет относиться к нему читатель.

Читатель стал искать в чтении не решения серьёзных вопросов жизни, не подтверждения верности своих наблюдений и переживаний, а удовольствие самому себе во время отдыха, но не от труда, а от тяжести изживаемых им излишеств. А раз народился такой читатель, то по спросу, вызывающему предложение, появился и писатель, удовлетворяющий вкусу этого читателя, и оттого самое слово, как средство общения, потеряло даваемое ему прежде такое высокое значение, как средство для выражения только особой человеческой мудрости. Нелишне напомнить слова поэта: "Сейте разумное, доброе, вечное: сейте, - спасибо вам скажет сердечное русский народ!..".

Из всего сказанного следует сделать вывод и для писателя и для читателя, а для последнего, пожалуй, необходимо не менее серьёзное отношение к чтению, так как это помогает самообразованию. Самая суть чтения не должна состоять в простом механическом восприятии чужих знаний, чужих мыслей и настроений - "что последняя книга скажет, то на душу и ляжет"; суть чтения состоит в переживании возбуждённых прочитанным своих собственных мыслей и настроений, то есть - в переводе чужих слов и мыслей на язык своего духовного чувства, которое родится от углубления сознания в передаваемые мысли в связи со своими наблюдениями жизни.

Только такое отношение создаёт условие для просвещения и развития сознания человека, ибо жизнь прежде всего есть творчество, а чтобы творить, для этого нужна деятельная способность и уменье разбираться в окружающих обстоятельствах.


2. Что есть образованный человек?


Действительно образованный человек не тот, кто окончил какое-либо, хотя бы даже высшее, учебное заведение - мало ли неучей, узких специалистов или ловких карьеристов из них выходит! Не тот, кто перечитал на своем веку много, даже очень много, хотя бы самых хороших книг. Не тот, кто накопил в себе теми или другими способами некоторый запас, хотя бы и очень большой, разных знаний. Вовсе не в этом самая суть образования.

Самая его суть в том влиянии, которое оно может и должно производить на окружающую жизнь, в той силе, которую даст образование человеку для переделки окружающей жизни, во внесении в нее чего-то нового, своего в ту или иную область, в тот или иной ее уголок. Будь это образование общее или будь это образование специальное, все равно, его критерий - переделка жизни, перемены, в ней производимые при его помощи.

Величайшее счастье для человека - чувствовать себя сильным. Разумеется, мы говорим не о физической силе, а о силе духа. Величайшие реформаторы в науке и в философии - Ньютон, Паскаль, Спенсер, Дарвин - физически были людьми слабыми. Важно уметь доказывать свое мнение. Мнение, которого он не умеет доказывать, защищать от нападок или проводить в жизнь, не имеет особенной ценности. Мы все должны понимать образование как силу деятельную и светлую не только само по себе, но именно по ее применению в общественной жизни.

Особенно ценны для нас те образованные люди, у которых есть отзывчивость, сила чувства, энергия, воля, те, кто умеет проникнуться до самых своих основ духом общественности. Этих-то, и только этих, образованных людей мы и можем назвать людьми интеллигентными в лучшем смысле этого слова. «Что нам эти образованные, которые образованны лишь для себя и про себя! - пишет нам один рабочий. - Нам от таких ни тепло, ни холодно!» Совершенно правильно. Не такие нужны России. Последнее десятилетие русской жизни показало достаточно ясно, каких именно образованных людей ждет народ и какими стараются сделаться многие наиболее умные, способные, отзывчивые люди из самых разнообразных слоев населения. Интеллигентный человек - это такой человек, который настолько знает и понимает жизнь, и ее ход, и ее потребности, и ее нужды, кто в любой момент может проявить себя их действительным выразителем.

Понимать окружающую жизнь - вот первая задача образованного человека. Служение окружающей жизни, характер этого служения - вот пробный камень для оценки его. Кто бы вы ни были, читатель, молодой или старый, русский или инородец, мужчина или женщина, не забывайте общественного значения вашего образования и тем более самообразования. Русская история своеобразна и изменчива. Всякого из вас она может заставить в любой момент сделаться представителем жизни, ее интересов и потребностей, стремлений и надежд, выразителем ее насущнейших требований и работников и борцов за удовлетворение их. Человек действительно образованный должен быть всегда готовым и заранее готовиться к тому, чтобы в любой момент, в случае нужды, явиться выразителем потребностей и нужд окружающей общественной жизни.

Не в этом его деле, т. е. не в профессии и занятии, самая суть человека, а в самом человеке, в его отношении к этому своему делу.

В очень темном уголке даже самая обыкновенная свеча - явление крайне важное и в буквальном смысле слова светлое, и делает важное дело, и даже может гордиться тем, что делает, тем, что вот она разливает свет там, куда еще не проникли никакие электрические лампы, да и проникнут ли, и когда?

Где есть свет - там не может не быть и распространения света на других. Если есть образованный, мыслящий, понимающий, вдумчивый, общественно настроенный человек, он не может обойтись без общественного служения, и во всяком случае, человек, неспособный выражать интересы жизни, не есть действительно образованный человек в самом лучшем, самом высоком смысле этого слова.

Такое наше определение его несколько расходится с обычным определением образованности. Нам могут возразить, что нельзя не отнести к числу образованных и людей ученых, чуждающихся общественной деятельности.

Образованный человек - непременно разносторонний, а значит, и терпимый человек. Он должен быть совершенно чуждым духу нетерпимости и идейной исключительности. Факты требуют вдумчивого изучения, обсуждения и разносторонней оценки. Таким образом, первая задача действительно образованного человека не быть узким, выработать в себе разностороннее знание и понимание жизни и умение оценивать чужие мнения о жизни, имея свои собственные.

«Миросозерцание и жизненная задача и цель жизни каждого человека определяется его исторической обстановкой», условиями того времени и того места, той общественной и народной среды, в которой мы живем, хотя и не должны слепо подчиняться этим условиям. Задача образования может быть вкратце выражена следующими словами: оно должно «так направлять развитие человека, чтобы он стал способен понимать свою естественную и историческую обстановку и действовать в ней». «Образован тот, кто умеет вполне сознательно и убежденно определять свое отношение к мыслям и идеям, к жизненным формам и стремлениям своей жизненной среды».


3. Требования к образованному человеку

знание слово образованный общественный

Всякий, человек, кто бы он ни был, всегда может при своём внутреннем стремлении, правда, не без усилий, а иногда и тяжёлой борьбы, встать хотя бы на ступеньку выше обычного уровня обыденной жизни. Пусть это будет лишь крупица достигнутого просвещения, но в ней есть всё-таки польза для общественной жизни. Это говорится о людях, не имеющих иных условий для своего просвещения, как только через самообразование. Но что сказать о тех, кому представилась возможность воспользоваться всеми условиями и средствами образования? Что сказать о человеке, получившем всестороннее и полное образование?

К такому человеку жизнь предъявляет и больше требований. Образованный человек должен всё своё знание превращать в постоянный источник света для других. Он должен войти в сферу просветительного и облагораживающего влияния на самую жизнь и стать в непосредственное общение с народными массами. Образованный человек должен представлять ту частицу общества, которая из грубого материала жизни претворяется, как кровь в сердце, в духовные ценности для всего общественного организма.

В нём должен проявляться особый вид общественной деятельности. Он должен представлять из себя не мёртвую пассивную силу, а деятельное сердце и мозг общественного организма, разумно соединяясь со всеми его направлениями, как сила мыслящая, чувствующая и направляющая. Он должен понимать и оценивать действительность с точки зрения общественного блага. Образованный человек не может быть образован только для себя и про себя, - он образовывается для всех и должен быть светлым явлением в том уголке, где он живёт.

Особая чуткость и отзывчивость к интересам окружающей жизни, вообще, и к личной каждого, в частности, есть своего рода образованность характера и мир чувства, что дополняет умственное развитие так же, как при цветке, кроме его красивого вида, нужен ещё и плод. Он должен помнить, что мир жизни - это мир общественного трудообмена и взаимопомощи в тесной связи служения друг другу, а для этого одного умственного развития не достаточно, нужно ещё и развитие чувства, той особой чуткости и отзывчивости, которые характеризуют особенности отношения человека к другим в его поступках и деятельности.

Такое повышенное требование к образованному человеку диктует в настоящее время и сама жизнь. Образованному человеку не достаточно только знать о многом научном, но нужно показать на себе, как это научное нужно прилагать к жизни в общении с людьми, короче говоря - жить научно. А это уже переходит в область самопознания, в область чувства. Для этого нужно прежде всего самому сделаться духовно стойким и сильным, нужно в себе накопить не только силу мысли и разума.

Быт жизни засорён многими привычками с пагубными последствиями и это только потому, что люди видят примеры поступков других людей в удовлетворении своих вредных прихотей. Практическое же применение научной мысли, образование отдельных кружков для проведения научных идей в жизнь, создадут оживляющие жизнь центры, от которых пройдёт в общественную жизнь влияние на создание нового научного быта народной жизни. Этому поможет уменье образованного человека вдумываться, оценивать и понимать запросы текущей жизни.

Способность же образованного человека организовываться в жизни, опираясь на достоверные научные знания и беспристрастные нравственные обязанности, должно быть всегда достоянием общества, как материал, возмещающий общественное неравенство умственного развития, в особенности, при наследии этого от прошлых условий общественной жизни. Вот, только с такими личными отношениями образованного человека к жизни и можно назвать его истинно образованным в самом лучшем и высоком значении этого слова.


Заключение


Проделывая эту работу, я пришел к выводу, что только в особых условиях личной деятельности образованного человека и при непосредственном общении его с широкими народными массами может создаться и широкая возможность передачи образования практическим жизненным путём в самую среду народной жизни. Если в стенах учебных заведений передаётся учащимся знание, то вне этих стен должна работать сознанием и практика.

Приобретённая образованным человеком научная ценность обязывает его к этой особой научной деятельности в непосредственном общении с людьми. Этим, несомненно, значительно облегчится и разовьётся самообразование для тех, кому нет возможности оторваться от семейной трудовой жизни и посвятить свои годы исключительно науке. Правда, один из видов общения представляет из себя и литература, это - то печатное слово, которое является посредником между мыслящим образованным человеком и человеком, ищущим средств для своего духовного развития. Но ведь самое слово, которое передаётся литературой, происходит из тех процессов жизни, в которых находится сам человек по выражению: "кто кем побеждён, тот тому и раб".


Список литературы


1. Журнал "Вестник " №12.

Рубакин Н.А. Письма к читателям о самообразовании.

Журнал «Школа и жизнь».

Биери П. Отечественные записки.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Что есть образованный человек?

Действительно образованный человек не тот, кто окончил какое-либо, хотя бы даже высшее, учебное заведение - мало ли неучей, узких специалистов или ловких карьеристов из них выходит! Не тот, кто перечитал на своем веку много, даже очень много, хотя бы самых хороших книг. Не тот, кто накопил в себе теми или другими способами некоторый запас, хотя бы и очень большой, разных знаний. Вовсе не в этом самая суть образования.

Самая его суть в том влиянии, которое оно может и должно производить на окружающую жизнь, в той силе, которую даст образование человеку для переделки окружающей жизни, во внесении в нее чего-то нового, своего в ту или иную область, в тот или иной ее уголок. Будь это образование общее или будь это образование специальное, все равно, его критерий - переделка жизни, перемены, в ней производимые при его помощи.

Величайшее счастье для человека - чувствовать себя сильным. Разумеется, мы говорим не о физической силе, а о силе духа. Величайшие реформаторы в науке и в философии - Ньютон, Паскаль, Спенсер, Дарвин - физически были людьми слабыми. Важно уметь доказывать свое мнение. Мнение, которого он не умеет доказывать, защищать от нападок или проводить в жизнь, не имеет особенной ценности. Мы все должны понимать образование как силу деятельную и светлую не только само по себе, но именно по ее применению в общественной жизни.

Особенно ценны для нас те образованные люди, у которых есть отзывчивость, сила чувства, энергия, воля, те, кто умеет проникнуться до самых своих основ духом общественности. Этих-то, и только этих, образованных людей мы и можем назвать людьми интеллигентными в лучшем смысле этого слова. «Что нам эти образованные, которые образованны лишь для себя и про себя! - пишет нам один рабочий. - Нам от таких ни тепло, ни холодно!» Совершенно правильно. Не такие нужны России. Последнее десятилетие русской жизни показало достаточно ясно, каких именно образованных людей ждет народ и какими стараются сделаться многие наиболее умные, способные, отзывчивые люди из самых разнообразных слоев населения. Интеллигентный человек - это такой человек, который настолько знает и понимает жизнь, и ее ход, и ее потребности, и ее нужды, кто в любой момент может проявить себя их действительным выразителем.

Понимать окружающую жизнь - вот первая задача образованного человека. Служение окружающей жизни, характер этого служения - вот пробный камень для оценки его. Кто бы вы ни были, читатель, молодой или старый, русский или инородец, мужчина или женщина, не забывайте общественного значения вашего образования и тем более самообразования. Русская история своеобразна и изменчива. Всякого из вас она может заставить в любой момент сделаться представителем жизни, ее интересов и потребностей, стремлений и надежд, выразителем ее насущнейших требований и работников и борцов за удовлетворение их. Человек действительно образованный должен быть всегда готовым и заранее готовиться к тому, чтобы в любой момент, в случае нужды, явиться выразителем потребностей и нужд окружающей общественной жизни.

Не в этом его деле, т. е. не в профессии и занятии, самая суть человека, а в самом человеке, в его отношении к этому своему делу.

В очень темном уголке даже самая обыкновенная свеча - явление крайне важное и в буквальном смысле слова светлое, и делает важное дело, и даже может гордиться тем, что делает, тем, что вот она разливает свет там, куда еще не проникли никакие электрические лампы, да и проникнут ли, и когда?

Где есть свет - там не может не быть и распространения света на других. Если есть образованный, мыслящий, понимающий, вдумчивый, общественно настроенный человек, он не может обойтись без общественного служения, и во всяком случае, человек, неспособный выражать интересы жизни, не есть действительно образованный человек в самом лучшем, самом высоком смысле этого слова.

Такое наше определение его несколько расходится с обычным определением образованности. Нам могут возразить, что нельзя не отнести к числу образованных и людей ученых, чуждающихся общественной деятельности.

Образованный человек - непременно разносторонний, а значит, и терпимый человек. Он должен быть совершенно чуждым духу нетерпимости и идейной исключительности. Факты требуют вдумчивого изучения, обсуждения и разносторонней оценки. Таким образом, первая задача действительно образованного человека не быть узким, выработать в себе разностороннее знание и понимание жизни и умение оценивать чужие мнения о жизни, имея свои собственные.

«Миросозерцание и жизненная задача и цель жизни каждого человека определяется его исторической обстановкой», условиями того времени и того места, той общественной и народной среды, в которой мы живем, хотя и не должны слепо подчиняться этим усло­виям. Задача образования может быть вкратце выражена следующими слова­ми: оно должно «так направлять разви­тие человека, чтобы он стал способен понимать свою естественную и историче­скую обстановку и действовать в ней». «Образован тот, кто умеет вполне сознательно и убежденно определять свое отношение к мыслям и идеям, к жизненным формам и стремлениям своей жизненной среды».