Критерии стратификации: классовый подход К. Маркса, социальное неравенство в теориях М

3. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ.

4. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.

«Любая организованная социальная группа всегда социально стратифицирована. Не существовало и не существует ни одной постоянной социальной группы, которая была бы “плоской” и в которой все члены были бы равными. Общества без расслоения, с реальным равенством их членов – миф, так и никогда не ставший реальностью».

П.А. Сорокин

1. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО В ОБЩЕСТВЕ, ЕГО ПРИЧИНЫ И ЗНАЧЕНИЕ. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕРАВЕНСТВА.

Социальные связи соединяют индивидов в определенные устойчивые объединения, группы, которые характеризуются разными признаками, дифференцируются по различным критериям. Это могут быть пол, возраст, профессия и т. д. При этом мы видим, что как отдельные люди, так и группы занимают в обществе неравное положение. Неравенство - характерная черта любого общества. Исследования антропологов говорят о том, что оно существовало уже в примитивных обществах и определялось силой, ловкостью, смелостью, религиозной осведомленностью и т. д.

Социологи по-разному объясняют причины происхождения неравенства. Одно из первых объяснений неравенства в социологии было дано Э. Дюркгеймом в его работе « О разделении общественного труда ». Вывод автора состоит в том, что различные виды деятельности по-разному оцениваются в обществе. Соответственно они образовывают определенную иерархию. Кроме того, сами люди обладают разной мерой таланта, умения и т. д. Общество должно позаботиться о том, чтобы самые способные и компетентные выполняли наиболее важные функции; в свою очередь это определяет различные вознаграждения

Марксисты (К. Маркс, Ф.Энгельс) главную причину неравенства видят в неравномерном распределении собственности на средства производства. По мнению сторонников функционального подхода (К. Дэвис, У. Мур), неравенство и статусное распределение в обществе основаны на функциональной значимости данного статуса, его важности для общества. Согласно теории социального обмена (Дж. Хоманс), неравенство в обществе возникает в процессе неэквивалентного обмена результатами человеческой деятельности. Неравенство при этом выступает как естественный способ саморегуляции и выживания общества, его организации, как стимул к продвижению

Истоки социального неравенства многие современные исследователи видят в природных различиях людей по физическим данным, личностным качествам, внутренней энергии, а также по силе мотивации, направленной на удовлетворение наиболее значимых, насущных потребностей. Изначальные различия людей по физическим данным и личностным качествам приводят к тому, что наиболее сильные, энергичные, целеустремлённые и высокомотивированные личности получают преимущество в ходе обмена социальными ценностями. Эти преимущества дают возможность таким личностям совершать асимметричные, неравные обмены. В ходе постоянно совершающихся взаимопересекающихся асимметричных обменов начинается формирование нормативной основы неравенства. Нормативная основа представляет собой совокупность специфических норм, закрепляющих поведение индивида в соответствии с их рангом. Начинается закрепление и создание законодательной базы для возвышения отдельных социальных групп в обществе.

Следующим этапом формирования отношений неравенства является закрепление существующего положения, которое складывается в некоторый момент в ходе обмена. Это закрепление осуществляется путём создания нормативной базы, которая устанавливает ранговое место (или статус) каждого индивида или социальной группы в социальной структуре при условии наличия в его распоряжении необходимого количества ценностей. Характер имеющихся ценностей формирует вид структуры, относительно которой определяется статус индивида или группы. Например, может иметь значение ранг индивида в имущественной структуре (или отношение к средствам производства) или нормативно-должностной структуре и т.д.

Самый распространённый способ измерения неравенства – сравнение величин самых высоких и самых низких доходов. Это явление называется масштабом неравенства . В настоящее время для измерения масштабов неравенства принят так называемый децильный коэффициент (соотношение средних доходов 10% наименее обеспеченных и 10% наиболее обеспеченных слоёв населения). Другой способ – анализ доли семейного дохода, затрачиваемого на питание (богатые платят за продовольствие 5-7% от своих доходов).

Если неравенство характеризует всё общество в целом, то бедность касается только части населения. Масштабом бедности социологи называют долю населения страны, проживающей у официальной черты, или порога бедности. Порог (черта) бедности – это сумма денег, официально установленная в качестве минимального дохода, благодаря которому индивид или семья в состоянии приобрести продукты питания, одежду и жильё. Его также называют уровнем бедности. Черта бедности устанавливается на уровне минимальной потребительской корзины. В нашей стране также используется понятие прожиточный минимум .

В 2007 году прожиточный минимум в России равнялся в целом 3809 рублей. Потребительская корзина выглядела следующим образом: 1506 рублей– продукты питания; 643 рубля – непродовольственные товары; 1410 рублей – услуги.

В социологии различают абсолютную и относительную бедность .

Под абсолютной бедностью понимается такое состояние, при котором индивид на свой доход не способен удовлетворить даже базисные потребности в пище, жилище, одежде, тепле, либо способен удовлетворить только минимальные потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость. Численным критерием выступает порог бедности.

Под относительной бедностью понимается невозможность поддерживать уровень приличествующей жизни, или некоторый стандарт, принятый в обществе. Относительная бедность показывает то, насколько вы бедны в сравнении с другими людьми. Нижней границей относительной бедности является прожиточный минимум, или порог бедности, а верхней - уровень приличествующий уровень жизни (это количество материальных благ, позволяющих человеку вести достаточно комфортный уровень жизни, не чувствовать себя ущёмлённым, вести достойный образ жизни, удовлетворять все разумные потребности).

В социальной статистике приняты такие показатели уровня жизни :

    размер и форма доходов;

    структура потребления;

    качество и обеспеченность жильём;

    условия труда и отдыха;

    состояние окружающей среды;

    образовательный и культурный уровень потребления;

    здоровье и продолжительность жизни.

В 2004 году Отдел по борьбе с бедностью и управлению экономикой Всемирного банка подготовил специальный доклад, оценивающий состояние бедности в России. По методологии Всемирного банка бедным в России можно считать человека, который располагает тысячей рублей в месяц и может тратить в день не более 3,5 доллара. Это каждый пятый житель страны. Аналитики банка поражаются, что большинство бедных в России – это работающие семьи, взрослые граждане со средним и профессионально-техническим образованием, а также семьи с детьми. По расчетам Всемирного банка, при падении доходов граждан в национальном масштабе на 10% количество бедных увеличивается сразу на 50%.

Российская бедность чрезвычайно чувствительна к любым шокам – бедные быстрее богатеют в случае процветания и беднеют в кризисной ситуации. К наиболее типичным факторам, обусловливающим риск оказаться в той или иной группе бедных, относят: потерю здоровья, низкий уровень квалификации, вытеснение с рынка труда, высокую семейную «нагрузку» (многодетные, неполные семьи и др.), индивидуальные особенности, связанные с образом жизни, ценностными ориентациями (нежелание трудиться, вредные привычки).

В настоящее время социологические исследования, проводимые различными научными коллективами, аналитическими центрами, дают пёструю картину масштабов бедности в России. Причём оценки доли бедных в составе населения колеблются от 50 до 80%. Это объясняется тем, что разные социологические группы опираются на различную теоретико-методологическую базу. Согласно официальной статистике (данные Росстата) в 2007 году число живущих ниже черты бедности составило 22,3 млн. человек (15,8% населения).

Депривация . Под депривацией следует понимать любое состояние, которое порождает или может породить у индивида или группы ощущение собственной обездоленности в сравнении с другими индивидами (или группами), или с интернализованным набором стандартов. Ощущение депривации может быть сознательным или бессознательным.

Можно выделить пять типов депривации.

Экономическая депривация проистекает из неравномерного распределения доходов в обществе и ограниченного удовлетворения потребностей некоторых индивидов и групп.

Социальная депривация объясняется склонностью общества оценивать качества и способности некоторых индивидов и групп выше, чем других, выражая эту оценку в распределении таких социальных вознаграждений, как престиж, власть, высокий статус в обществе и соответствующее ему участие в социальной жизни.

Организмическая депривация связана с врождёнными или приобретёнными индивидуальными недостатками человека – физическими уродствами, инвалидностью, слабоумием и т.п.

Этическая депривация связана с ценностным конфликтом, возникающим при несовпадении с идеалами общества идеалов отдельных индивидов или групп.

Психическая депривация возникает в результате образования у индивида или группы ценностного вакуума – отсутствия значимой системы ценностей, в соответствии с которой они могли бы строить свою жизнь.

Информация к размышлению

Продолжительность жизни на рубеже веков

(по данным ООН)

Мужчины Женщины

Япония 77 83

Австралия 76 81

Швеция 76 81

Греция 76 81

Испания 75 82

Норвегия 75 80

Голландия 75 81

Великобритания 75 80

Германия 73 80

Армения 71 78

Аргентина 70 77

Турция 67 72

Египет 65 68

Белоруссия 62,7 74,4

Россия 59 72

Казахстан 59 70

(Источник журнал «Российская Федерация сегодня», № 13 за 2001 г.)

Среднемесячный заработок

США 3000 долларов

Великобритания 2700 долларов

Германия 1700 долларов

Польша 459 долларов

Венгрия 396 долларов

Чехия 394 долларов

Литва 280 долларов

Китай 200 долларов

Россия 90 долларов

Узбекистан 49 долларов

Азербайджан 46 долларов

Украина 39 долларов

Армения 37 долларов

Молдавия 33 долларов

Киргизия 22 доллара

Таджикистан 8,9 доллара

(Источник журнал «Российская Федерация сегодня», № 10 за 2001 г.)

2. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ, ЕЁ ОСНОВНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ.

Современное общество характеризуется наличием групп, обладающих значительно большими ресурсами богатства и власти, прав и обязанностей, привилегий и престижа, чем другие группы. В таком иерархически упорядоченном способе распределения социально значимых благ и их символов выражается сущность социального расслоения, с помощью которого социум обеспечивает свою интеграцию, поощряя одни виды социальной деятельности и подавляя другие. Анализ вертикального расслоения общества находит отражение в теории стратификации . Само понятие «стратификация » пришло в социологию из геологии, где «страта » означает геологический пласт. Данное понятие достаточно точно передает содержание социальной дифференциации, когда социальные группы выстраиваются в социальном пространстве в иерархически организованный вертикально последовательный ряд по какому-либо измерению неравенства.

В основе стратификационного деления лежит неравенство между людьми, разделение их по доходам, престижу своей деятельности, политическому статусу. У каждого своё место в общественной иерархии, а отсюда и неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния.

Таким образом, общество имеет многоуровневое строение, оно делится на социальные слои (или страты), которые расположены иерархически. Один из авторов теории социальной стратификации Питирим Александрович Сорокин полагал, что стратификация в обществе может быть трёх видов: экономическая, политическая и профессиональная. Это означает, что мы должны разделять общество по критериям дохода (и богатства), по критериям влияния на поведение членов общества и, наконец, по критериям, связанным с успешным исполнением социальных ролей, наличием знаний, умений, навыков и интуиции, которая оценивается и вознаграждается со стороны членов общества.

В работах П. Сорокина выделяется несколько основополагающих признаков расслоения общества на страты:

    экономический (бедный – богатый);

    профессиональный (престижный – непрестижный труд);

    политический (властвующий - управляемый);

    личностный (различные способности и качества людей).

Точку зрения Сорокина успешно развил его ученик, видный представитель функционализма Толкотт Парсонс , который полагает, что в основе стратификации лежат ценностные ориентации членов общества. При этом оценивание и приписывание людей к определённым социальным слоям осуществляется по следующим основным критериям:

    качественным характеристикам членов общества, которые определяются генетическими чертами и предписанными статусами (происхождение, родственные связи, личностные качества и способности);

    ролевым характеристикам, которые определяются тем набором ролей, которые индивид исполняет в обществе (должность, уровень профессионализма, уровень знаний и т.д.);

    характеристиками владения материальными и духовными ценностями (деньгами, средствами производства, произведениями искусства, возможностями духовного и идеологического влияний на другие слои общества и т.д.).

В настоящее время наиболее влиятельной точкой зрения на формирование социальных страт можно считать теорию стратификации К. Дэвиса и У. Мура . С их точки зрения, неравенство и статусное распределение в обществе основаны на функциональной значимости данного статуса, требованиях к исполнению роли и трудности заполнения социального статуса, функционально значимого для общества.

Современные теории социальных классов также основаны на теории стратификации. Большинство социологов видят в отношении к собственности базовое различие, тем не менее, признают классообразующими такие факторы, как должностной статус, власть, престиж и т.д. Если социальная страта может обозначать разделение по одному параметру, то для класса основой служит ряд классообразующих параметров, причём владение (возможность распоряжаться) ресурсами является основой классового разделения общества. При этом каждый класс обладает различными социальными возможностями и привилегиями, что является решающим условием при достижении наиболее престижных и вознаграждаемых статусов.

Итак, социальную стратификацию можно определить как структурированную систему социального неравенства , в которой индивиды и социальные группы ранжированы в соответствии с занимаемым в обществе социальным статусом .

В современной социологии выделяют следующие основные критерии социальной стратификации:

доход – количество денежных поступлений за определённый период (месяц, год);

богатство – накопленные доходы (движимое и недвижимое имущество);

власть ;

образование ;

престиж – общественная оценка значимости той или иной деятельности, профессии, статуса.

В современной социологии существует множество моделей социальной стратификации. Социологи преимущественно выделяют три основных класса: высший , средний и низший . Иногда они внутри также подразделяются на уровни. Так, американский социолог У . Л . Уорнер в своем исследовании « Город - янки » (Янки-сити) выделил 6 классов: 1) высший высший класс (наиболее богатые, знатного происхождения), 2) высший низший класс (богатые, но не выходцы из аристократии), 3) высший слой среднего класса (состоятельная интеллигенция), 4) низший слой среднего класса («белые воротнички»), 5) высший слой низшего класса (рабочие), б) низший слой низшего класса (люмпены и т. д.).

К высшему классу относятся лица, занимающие наиболее высокие позиции по критериям власти, богатства, образования, престижа. Это влиятельные политики и общественные деятели, крупные бизнесмены, банкиры, менеджеры ведущих фирм, военная элита, видные представители научной и творческой интеллигенции. Высший класс обычно составляет небольшой процент Населения (не более 10%). Его роль в жизни общества неоднозначна. С одной стороны, он владеет мощными средствами влияния на политическую власть. С другой - его интересы, главными из которых являются сохранение и приумножение накопленной собственности, постоянно сталкиваются с интересами остальной части общества. Не обладая при этом достаточной численностью, высший класс не является гарантом устойчивости и стабильности общества

В состав среднего класса входят мелкие и средние предприниматели, управленческие работники, государственные служащие, военнослужащие, врачи, юристы, преподаватели, инженерно-технические работники, рабочие высокой квалификации, фермеры и некоторые другие категории. Средний класс характеризуют экономическая независимость и активность. Он (прежде всего предпринимательский слой) обеспечивает занятость населения и большую часть национального дохода. Как субъект политики средний класс выступает за твердый правопорядок, законность, соблюдение прав человека, а также за стабильную устойчивую власть. Он противник анархии, произвола и экстремизма в политике, сторонник умеренных, взвешенных, продуманных реформ. Выступая оппонентом крупного капитала и сдерживая радикальные устремления низшего класса, в целом средний класс играет роль стабилизатора общества, сохраняя его равновесие и устойчивость. О том, что средний класс составляет основу стабильности общества, говорил ещё Аристотель. Оценивая средний класс, английский историк А. Тойнби подчеркивал, что современная западная цивилизация - это, прежде всего цивилизация среднего класса, и западное общество стало современным лишь после того, как ему удалось создать многочисленный и компетентный средний класс. И, наоборот, там, где по разным причинам не оформился средний класс, налицо социально-экономическая и политическая нестабильность, значительно затруднен процесс модернизации общества и т. д.

Можно выделить основные признаки принадлежности к среднему классу :

    наличие собственности в виде накопленного имущества или существующего как источник дохода (средние и мелкие предприятия, магазины, мастерские и т. д.);

    высокий уровень образования (как правило, высшее или среднее специальное), что можно характеризовать как интеллектуальную собственность;

    доход, размер которого колеблется вокруг среднего уровня по стране;

    профессиональная деятельность, имеющая достаточно высокий престиж в обществе.

В низшей части социальной лестницы находится низший класс. Его составляют лица, имеющие невысокие доходы и занятые преимущественно неквалифицированным трудом, а также различные деклассированные элементы (нищие, бездомные, бродяги и т.д.). Само положение этих слоев определяет их позиции как неустойчивые. Обычно именно эти слои становятся социальной базой партий радикального и экстремистского толка.

Если изобразить графически, социальная стратификация современного развитого демократического общества будет выглядеть как ромб:

высший класс

средний класс

низший класс

Как видно, наиболее широкую стабилизирующую часть ромба, «буферную» между высшим и низшим классами занимает средний класс, удельный вес которого составляет в среднем 60-80%.

Иной профиль будет иметь социальная стратификация развивающегося общества. Это - пирамида, где нижнюю часть от основания представляет низший класс, составляющий большинство населения, а верхняя часть представлена высшим и средним классами, в сумме составляющими меньшинство (менее 30%) населения.

Нужно иметь в виду, что высота и профиль стратификации могут меняться, но не беспредельно. Выравнивание, движение к плоскости стратификации приводит к разрушению экономики, анархии и хаосу.

Беспредельное повышение ее также чревато катастрофическими последствиями. Как отмечал П.А. Сорокин, «существует точка «насыщения», дальше которой общество не может продвигаться без риска крупной катастрофы. Когда же она достигнута, социальное здание рушится, и его верхние слои низвергаются». 6

Формирование и поддержание социальной стратификации не является абсолютно саморегулируемым и естественным процессом. Значительное влияние на него оказывает власть. В зависимости от ее характера могут быть внесены те или иные коррективы в построение системы ранжирования социальных позиций. Речь идет в сущности об одном из аспектов социального контроля, осуществляемого в обществе властными структурами.

Типы стратификации. Для стратификации населения в разные исторические эпохи и в разных обществах применялись различные принципы и виды страт. Традиционно выделяют четыре типа стратификационных систем: рабство, касты, сословия, классы. Однако в любом обществе существует комбинация различных стратификационных систем и множество переходных форм. В современной социологии выделяют девять типов стратификационных систем, которые могут быть использованы для описания любого социального организма: физико-генетическая, рабовладельческая, кастовая, сословная, классовая, этакратическая, социально-профессиональная, культурно-символическая, культурно-нормативная.

Физико-генетическая стратификационная система основана на дифференциации отдельных людей и социальных групп по естественным социально-демографическим признакам (пол, возраст, физические данные – красота, сила, ловкость). Данная «естественная» стратификационная система доминировала в первобытном обществе, но продолжает воспроизводиться и по сей день.

Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Рабство - исторически первая система социальной стратификации. Существовало в странах Древнего мира (Египет, Вавилон, Греция, Рим). В некоторых странах (США, страны Латинской Америки) рабство существовало вплоть до XIX в.

Кастовая система – стратификационная система, предполагающая пожизненное закрепление человека за определённой стратой в зависимости от его происхождения. Каста представляла собой замкнутую группу. Переход из одной касты в другую невозможен. Наибольшее распространение кастовая система получила в Индии.

Сословная система - стратификационная система, предполагающая юридическое закрепление человека за определённой стратой. Права и обязанности каждого сословия определялись законом и освящались религией. Принадлежность к сословию в основном передавалась по наследству. Но при этом в исключительных случаях были возможны браки между сословиями или переход из одного сословия в другое. Сословия делились на привилегированные (дворяне, духовенство) и непривилегированные (купцы, ремесленники, крестьяне).

Классовая система – стратификационная система открытого типа, не предполагающая юридического или какого-либо другого способа закрепления индивида за определённой стратой. Принадлежность к классам определяется, прежде всего, владением собственностью, уровнем получаемых доходов. Классовая система характерна для современного индустриального общества. В ней существуют возможности для перехода из одной страты в другую.

Этакратическая стратификационная система характеризуется тем, что в основе дифференциации социальных групп лежит их положение во властно-государственных иерархиях. В древности этакратическая система наблюдалась в азиатских деспотических государствах. В ХХ веке она была присуща «социалистическим обществам».

Социально-профессиональная стратификационная система основана на делении социальных групп в зависимости от содержания и условий труда, рода занятий. Особое значение имеют квалификационные требования – обладание опытом, умениями, навыками. Утверждение и поддержание иерархического порядка обеспечивается при помощи сертификатов (дипломов, лицензий, патентов и др.), которые фиксируют уровень квалификации и способность выполнять определённые виды деятельности. Они не передаются по наследству.

Культурно-символическая стратификационная система базируется на различии доступа к социально-значимой информации, неравных возможностях фильтровать и интерпретировать эту информацию, способности быть носителем сакрального (научного, мистического) знания. В основе неравенства лежит специфический капитал – символический, позволяющий манипулировать обществом.

Культурно-нормативная стратификационная система. Дифференциация построена на различиях в образе жизни и норм поведения отдельных людей и социальных групп. Здесь происходит ранжирование групп на «благородные – неблагородные», «элита – обычные люди – дно» и т.п. Образ жизни, поведение социальных групп, занимающих высокие социальные позиции зачастую превращаются в нормативные ориентиры и начинают играть роль морального регулирования.


Учебно-методический комплекс

2006 СОДЕРЖАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПО ... дисциплины . 2. Нормативные ссылки Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки специалиста по ... и социология» шкалой...

  • Образовательный стандарт по специальности 210107 «электронное машиностроение»

    Государственный образовательный стандарт

    Характеристикой, установленной государственным образовательным стандартом 4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО...

  • По определению структуры и содержания государственных аттестационных испытаний по специальности

    Методические рекомендации

    ... ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АТТЕСТАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО ... г. Государственным образовательным стандартом по базовой специальности... и кредит; социологию и психологию управления... 2.3.Перечень дисциплин образовательной программы, ...

  • Учебно-методический комплекс по дисциплине Управление персоналом

    Учебно-методический комплекс

    Написано в соответствии с государственным образовательным стандартом по дисциплине «Управление персоналом». В... содержание изучаемых тем на основе образовательных стандартов . По ... на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом...

  • Неравенство – характерная черта любого общества. В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. Антропологи утверждают, что неравенство существовало уже в примитивных обществах и определялось ловкостью и силой, смелостью или религиозной осведомленностью и т.д. Неравенство порождается даже естественными различиями между людьми, но наиболее глубоко оно проявляется как следствие социальных факторов. В итоге одни обладают большими возможностями, чем другие.

    Устойчивое воспроизводство социального неравенства и причины его существования находят отражения в различных теориях социального неравенства. Марксизм находит объяснение прежде всего в неравном отношении к средствам производства, к собственности, что порождает и другие формы неравенства. Функционализм дает трактовку на основе дифференциации функций, которые выполняют различные группы в обществе. Значимостью функций определяются соответственно место и роль той или иной личности и группы, их положение в обществе. Русский философ Н. Бердяев считал неравенство одной из фундаментальных характеристик жизни, отмечая, что всякий жизненный строй иерархичен и имеет свою аристократию. Э. Дюркгейм в работе «О разделении общественного труда» объяснил неравенство тем, что различные виды деятельности по-разному оцениваются в обществе. Соответственно они образовывают определенную иерархию. Кроме того, сами люди обладают разной мерой таланта и умения. Общество должно позаботиться о том, чтобы самые способные и компетентные выполняли бы наиболее важные функции.

    Анализ вертикального расслоения общества находит отражение в теории стратификации. Само слово «стратификация» заимствовано у геологов. В английском языке его стали понимать как пласт, формацию (в геологии), слой общества (в обществознании); страта (стратификация) – деление на общественные слои («пласты»). Данное понятие достаточно точно передает содержание социальной дифференциации и подразумевает, что социальные группы выстраиваются в социальном пространстве в иерархически организованный вертикально последовательный ряд по какому-либо измерению неравенства.

    Основа современного подхода к изучению социальной стратификации заложена была Максом Вебером, который рассматривал социальную структуру общества, как многомерную систему, в которой наряду с классами и отношениями собственности важное место принадлежит статусу и власти.

    Американский социолог Т. Парсонс подчеркивает, что социальная иерархичность обусловлена господствующими в обществе культурными стандартами и ценностями. Поэтому в разных обществах со сменой эпох менялись критерии, определяющие статус личности или группы.

    Если в примитивных обществах ценились сила и ловкость, то в средневековой Европе был высок статус духовенства и аристократии, ибо даже обедневший представитель знатного рода был более уважаем в обществе, чем богатый купец.

    В буржуазном обществе статус человека стал определяться наличием капитала и именно он открывал путь наверх по социальной лестнице. Напротив, в советском обществе богатство приходилось скрывать, в то же время принадлежность к коммунистической партии открывала дорогу к карьере.

    Социальную стратификацию можно определить как структурированную систему социального неравенства, в которой индивиды и социальные группы ранжированы в соответствии с занимаемым в обществе социальным статусом.

    Питирим Сорокин является классическим для западной социологии автором по проблемам стратификации и мобильности. Он дает классическое определение понятия социальной стратификации в своей работе «Социальная стратификация и мобильность»: «Социальная стратификация – это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества». (П. Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992, с. 302).

    Из многообразия социальной стратификации Сорокин выделяет только три основные формы: имущественное неравенство порождает экономическую дифференциацию, неравенство в обладании властью свидетельствует о политической дифференциации, разделение по роду деятельности, различающейся уровнем престижа, дает основание говорить о профессиональной дифференциации.

    Согласно Сорокину, социальная мобильность есть естественное и нормальное состояние общества. Она подразумевает не только социальные перемещения индивидов, групп, но и социальных объектов (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано в процессе человеческой деятельности. Горизонтальная мобильность предполагает переход из одной социальной группы в другую, расположенных на одном и том же уровне общественной стратификации. Под вертикальной мобильностью он подразумевает перемещение индивида из одного пласта в другой, причем в зависимости от направления самого перемещения можно говорить о двух типах вертикальной мобильности: восходящей и нисходящей, т.е. о социальном подъеме и социальном спуске.

    Вертикальную мобильность, по мнению Сорокина, должно рассматривать в трех аспектах, соответствующих трем формам социальной стратификации, - как внутрипрофессиональную или межпрофессиональную циркуляцию, политические перемещения и продвижения по «экономической лестнице». Основным препятствием для социальной мобильности в стратифицированных обществах является наличие специфических «сит», которые как бы просеивают индивидов, предоставляя возможность одним перемещаться вверх, тормозя продвижение других. Это «сито» и есть механизм социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным стратам. Они, как правило, совпадают с основными каналами вертикальной мобильности, т.е. школой, армией, церковью, профессиональными, экономическими и политическими организациями. На основе богатого эмпирического материала Сорокин делает вывод, что в любом обществе социальная циркуляция индивидов и их распределение осуществляется не по воле случая, а носят характер необходимости и строго контролируется разнообразными институтами.

    На протяжении многих десятилетий ведется спор между стратификационным подходом к анализу социальной дифференциации общества, выдвинутым М. Вебером, и классовым анализом марксистской традиции. Именно К. Маркс и М. Вебер положили начало двум основным видениям социального неравенства, в основе которого три критерия:

    · богатство или имущественное неравенство;

    · престиж;

    · власть.

    Один и тот же человек или группа, особенно в периоды глубоких социальных перемен могут занимать различные места на этих трех параллелях.

    Различные мыслители по-разному подходили к рассмотрению социально-классовой структуры общества. Марксистская социология внесла свой вклад в изучение понятия социальной структуры класса. Класс понимают в двух смыслах – широком и узком.

    В широком значении под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода.

    В узком значении класс – любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем. Вторая точка зрения преобладает в зарубежной социологии и начинает разделяться отечественной. В современном обществе выделяют не два противоположных, а несколько переходящих друг в друга страт, называемых классами. Согласно узкой трактовке, классов не было ни при рабовладении, ни при феодализме. Они появились только при капитализме и знаменуют собой переход от закрытого к открытому обществу.

    В закрытых кастовых и сословных обществах полностью запрещены или существенно ограничены социальные перемещения из низших страт в высшие. В открытых обществах перемещения из одной страты в другую официально никак не ограничены.

    Социально стратифицированное общество с его многочисленными слоями условно можно представить в виде вертикальной структуры с тремя уровнями-классами: высший, средний и низший.

    Высший класс обычно составляет небольшой процент населения (не более 10%). Его также условно можно подразделить на высший высший класс (наиболее богатые, знатного происхождения) и высший класс (богатые, но не выходцы из аристократии). Его роль в жизни общества неоднозначна. С одной стороны, он владеет мощными средствами влияния на политическую власть. С другой – его интересы, главными из которых являются сохранение и приумножение накопленной собственности, постоянно сталкиваются с интересами остальной части общества. Не обладая при этом достаточной численностью, высший класс не является гарантом устойчивости и стабильности общества.

    По всеобщему признанию социологов, подтверждаемому жизнью, центральное место в социальной структуре современного общества занимает средний класс. Практически во всех развитых странах доля среднего класса составляет 55-60%. В странах, где по разным причинам не оформился средний класс, налицо социально-экономическая и политическая нестабильность, значительно затруднен процесс модернизации общества.

    Можно выделить основные признаки принадлежности к среднему классу:

    · наличие собственности в виде накопленного имущества или существующего как источник дохода;

    · высокий уровень образования (высшее или среднее специальное) , что характеризуется как интеллектуальная собственность;

    · доход, размер которого колеблется вокруг среднего по стране;

    · профессиональная деятельность, имеющая достаточно высокий престиж в обществе.

    В низшей части социальной лестницы находится низший класс – те категории населения, которые не владеют собственностью, заняты низкоквалифицированным трудом с доходом, определяющим их положение на грани бедности или ниже. Сюда же относятся группы, не имеющие постоянного заработка, безработные, деклассированные элементы.

    Само положение этих слоев определяет их позиции как неустойчивые. Обычно именно эти слои становятся социальной базой партий радикального и экстремистского толка.

    Согласно принятой академиком Т.И. Заславской гипотезе, российское общество состоит из четырех социальных слоев: верхнего, среднего, базового и нижнего, а также десоциализированного «социального дна». Верхний слой – реально правящий слой, выступающий в роли основного субъекта реформ.

    К нему относятся элитные и субэлитные группы, занимающие наиболее важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах. Их объединяет факт нахождения у власти и возможность оказывать прямое влияние на процесс реформ.

    1 . Экономическое и социально-политическое развитие России в начале XX в. Россия в начале XX в. была страной со средним уровнем развития капитализма. Отмена крепостного права в 1861 г., реформы 60-70-х гг. не прошли бесследно: капиталистическая промышленность росла высокими темпами, возникли новые отрасли и новые промышленные районы. Важные изменения происходили на транспорте: железные дороги связали Центр с окраинами и ускоряли экономическое развитие страны. В годы кризиса 1900-1903гг. ускорился процесс создания крупных промышленных монополий - картелей и синдикатов: «Продамет», «Продвагон», «Продуголь» и др. В области банковского дела и финансов также произошли значительные сдвиги. Возникли крупные банки, тесно связанные с промышленностью. Финансовая система после проведенной в 1897 г. министром финансов С. Ю. Витте реформы (введение золотого обеспечения рубля и свободный размен бумажных денег на золото) была одной из самых устойчивых в мире. Россия вошла в пятерку наиболее развитых промышленных стран. Она встала на путь изживания остатков крепостничества, развития промышленности, создания основ индустриального общества. Модернизация в России имела свои особенности: - приходилось догонять вырвавшиеся вперед индустриальные державы; - огромное влияние на экономический рост оказывало государство. Государственные заказы, высокие таможенные пошлины, содержание за счет казны заводов, фабрик, железных дорог были призваны поддержать и ускорить развитие промышленности; - в финансировании промышленного роста заметную роль играл иностранный капитал. Задача модернизации была тем вызовом, который России бросило само время. Ее решение было сопряжено с трудными, даже тяжкими проблемами.

    Низкой была производительность труда. По уровню производства промышленной продукции и технической оснащенности предприятий Россия далеко отставала от ведущих индустриальных стран.
    Чрезвычайную остроту приобрел в начале XX в. аграрный вопрос. Большинство помещичьих хозяйств жили по старинке: сдавали землю крестьянам в полукабальную аренду, а те обрабатывали ее собственным примитивным инвентарем. Крестьянство страдало от малоземелья, пережитков крепостничества, оставалось приверженным общинным ценностям коллективизма и равенства. Крестьяне мечтали о «черном переделе», разделе помещичьей земли между общинниками. Равенства в крестьянской среде при этом не было, расслоение деревни на бедноту, середняков и кулаков зашло довольно далеко.
    Положение рабочего класса в начале XX в. было тяжелым. Длинный рабочий день, плохие бытовые условия, низкая зарплата, сочетавшаяся с изощренной системой штрафов, бесправие - таковы причины, вызывавшие недовольство рабочих.
    К началу века модернизация практически не затронула политическую сферу. В системе центральных органов власти никаких изменений не произошло. Россия оставалась абсолютной монархией.

    Отношения между составными частями социальной структуры могут содержать элементы социального равенства и социального неравенства. Впрочем, социальное равенство является понятием довольно шатким. Даже в пределах одних и тех х же социальных групп будут прослеживаться элементы иерархии, вызванные различными способами жизни отдельных социумов, их активностью и участием в общественной жизни. Тем более, что сами социальные отношения фак политически являются отношениями социального неравенства. Стремление изобразить социально равное общество в научных и философских произведениях были фантазией, утопией. Попытка же построить коммунизм как общество социально равных индивидов, привела к трагедиям миллионовйонів.

    Первые попытки проанализировать социальное неравенство в обществе, ее причины и характер, измерить ее параметры, были сделаны еще в эпоху античности, в частности,. Платоном и. Аристотелем. Однако подобные теорети ични доработки были несистематическими, случайными и не имели никакого эмпирического основания. Эти теории были научными отчасти. И только с образованием индустриального общества, а также утверждением соке ологии как науки, попытки понять сущность и степень социального неравенства уже более носили не случайный, а концептуальный характер.

    Теория классов

    Первым исследователем, кто создал научную концепцию социального неравенства, был. Карл. Маркс, разработавший знаменитую теорию классов и классовой борьбы

    В марксизме классы - это большие группы людей, отличающиеся по их месту в исторически обусловленной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а и акож по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они володиют.

    Исходя из марксистско-ленинской теории, классы - явление историческое. Они возникли в период распада первобытнообщинного строя и изменились настолько, насколько изменились средства производства. Каждой общественно-е экономической формации соответствует свой класс. Так, в рабовладении классами-антагонистами были рабовладельцы и рабы, в феодализме - феодалы и крепостные крестьяне, в капитализме - буржуазия и рабочий класс. Д. Вома классами, не являются антагонистами в социалистическом обществе оказываются рабочие и крестьяне. Что касается коммунизма, то в нем классов не будет вообще, ведь классы, будучи явлением историческим, возник ли на определенном этапе развития цивилизации, поэтому настанет день и время, когда они должны исчезнуть, и общество станет бесклассовогосовим.

    Основными критериями, по которым марксизм разделял общество на классы, были такие:

    · организация общественного производства;

    · владение средствами производства;

    · использование наемной рабочей силы

    На основе этих критериев распределяется уровень доходов между классами, в результате чего в капитализме существуют такие классы как буржуазия, пролетариат (рабочий класс) и крестьянство

    Помимо классов, как считал. К. Маркс, в обществе существуют и другие социальные слои, в частности, межклассовых прослойка - интеллигенция, деклассированные элементы и маргинальные группы интеллигенции. Маркс называет с социальную группу, состоящую из лиц профессионально занятых творческим трудом, требующей специального образования (врачи, ученые, деятели культуры и искусства, педагоги и т.д.). Интеллигенция не имеет никакого отношение к производству, поэтому не является классом, но призвана обслуживать интересы классов. Деклассированные элементы - это социальные слои населения, у которых отсутствует какая-либо собственность и стабильный источник дохода. Маргинальные слои находятся на самом «дне» общества, за пределами характерных для данного общества социальных норм и ценностей. Маргинальные слои вызывают презрение во всех других членов общественів суспільства.

    В сегодняшнем украинском обществе в той или иной степени существуют все указанные выше общественные группы

    Классическая теория. К. Маркса и. В. Ленина, давала сбои уже в советские времена, где несмотря на принятую модель 2 1 (два класса - крестьянство и рабочие, и прослойка - интеллигенция, все примерно равны в условиях вами труда и уровнем доходов) существовала ощутимая социальное неравенство. Да и если вспомнить, что и буржуазия по. Ленину, делилась на крупную, среднюю и мелкую, существовала так называемая группа середняков, которая, м иж прочим, была многочисленной, то четкие грани между классами уловить было крайне сложно, ведь мелкая буржуазия по уровню доходов зачастую могла равняться не до буржуазии, а к середнякам, а иногда и даже к пролетариату. Поэтому, для более четкого понимания классовой теории, следует использовать понятие"социальные слои", которые составляют внутреннюю структуру классов и больших социальных групп (наприк порядок, упомянутые выше большая и мелкая буржуазия; рабочие высокой, средней и низкой квалификации кваліфікації).

    . Социальная слой - совокупность индивидов, занятых экономически и социально равноценными видами труда, которые получают примерно равную материальную и моральную вознаграждение

    Таким образом, целесообразнее говорить не просто о классовой, а о классово-верствову структуру общества

    В любом случае, классовая теория трактует социальное неравенство однобоко. Одним из основных недостатков, которые можно найти в классовой теории является признание социального неравенства явлением историческим, т.е. тем или временным, с попыткой видеть в будущем общество социально однородное. Другая проблема классовой теории - отклонение в объяснении социального неравенства всех других факторов, кроме экономического. Уже июнь ез несколько десятилетий после появления теории. Маркса,. М. Вебер доказал, что на статус человека в обществе кроме богатства влияют также власть и престиж. Поэтому теория классовой структуры как единого фактора объяснения ния социального неравенства начала давать сбои. Нужна была другая концепция, которая использовала многообразие факторов, влияющих на формирование социального неравенства и чьи теоретические положения бы ули бы подкреплены эмпирическими данными. Такой концепцией и стала теория социальной стратификацийфікації.

    Даже поверхностный взгляд на окружающих нас людей дает основания говорить об их несхожести. Люди различаются по полу, возрасту, темпераменту, росту, цвету волос, по уровню интеллекта и многим другим признакам. Природа наделила одного музыкальными способностями, другого — силой, третьего — красотой, а кому-то уготовила судьбу немощного инвалида. Различия между людьми, обусловленные их физиологическими и психическими особенностями, называются естественными .

    Естественные различия далеко не безобидны, они могут стать основой для появления неравных отношений между индивидами. Сильные принуждают слабых, хитрые одерживают победу над простаками. Неравенство, вытекающее из естественных различий, является первой формой неравенства , в том или ином виде проявляющегося и у некоторых видов животных. Однако в человеческом главным является социальное неравенство, неразрывно связанное с социальными различиями, социальной дифференциацией.

    Социальными называются те различия, которые порождены социальными факторами: укладом жизни (городское и сельское население), разделением труда (работники умственного и физического труда), социальными ролями (отец, врач, политический деятель) и т. д., что ведет к различиям в степени обладания собственностью, получаемого дохода, власти, достижения , престижа, образования.

    Различные уровни социального развития являются базой для социального неравенства , возникновения богатых и бедных, расслоения общества, его стратификации (страта-слой, включающий в себя людей, имеющих одинаковые доходы, власть, образование, престиж).

    Доход — сумма денежных поступлений, получаемых личностью за единицу времени. Это может быть труд, а может и владение собственностью, которая «работает».

    Образование — комплекс знаний, полученных в учебных заведениях. Его уровень измеряется числом лет обучения. Скажем, неполная средняя школа — 9 лет. Профессор имеет за спиной более 20 лет образования.

    Власть -возможность навязывать свою волю другим людям независимо от их желания. Измеряется количеством людей, на которое она распространяется.

    Престиж - это оценка положения личности в обществе, сложившаяся в общественном мнении.

    Причины социального неравенства

    Может ли существовать общество без социального неравенства ? Видимо, чтобы ответить на поставленный вопрос, надо разобраться в причинах, порождающих неодинаковое положение людей в обществе. В социологии не существует единого универсального объяснения указанного явления. Различные научно-методологические школы и направления интерпретируют его по-разному. Выделим наиболее интересные, заслуживающие внимания подходы.

    Функционализм объясняет неравенство исходя из дифференциации социальных функций , выполняемых различными слоями, классами, общностями. Функционирование, развитие общества возможны только благодаря разделению труда, когда каждая социальная группа осуществляет решение соответствующих жизненно важных для всей целостности задач: одни занимаются производством материальных благ, другие создают духовные ценности, третьи управляют и т. д. Для нормальной жизнедеятельности общества необходимо оптимальное сочетание всех видов человеческой деятельности . Некоторые из них являются более важными, другие — менее. Так, на основе иерархии социальных функций складывается соответствующая иерархия классов, слоев , их выполняющих. На вершину социальной лестницы неизменно ставятся те, кто осуществляет общее руководство и управление страной, ибо только они могут поддержать и обеспечить единство общества, создать необходимые условия для успешного выполнения других функций.

    Объяснение социального неравенства принципом функциональной полезности таит в себе серьезную опасность субъективистского толкования. Действительно, почему та или иная функция рассматривается как более значимая, если общество как целостный организм не может существовать без функционального многообразия. Этот подход не позволяет объяснить и такие реалии, как признание за индивидом его принадлежности к высшей страте при отсутствии его непосредственного участия в управлении. Вот почему Т. Парсонс, рассматривая социальную иерархию как необходимый фактор, обеспечивающий жизнеспособность социальной системы, увязывает ее конфигурацию с системой господствующих ценностей в обществе. В его понимании расположение социальных слоев на иерархической лестнице определяется сформировавшимися в обществе представлениями о значимости каждого из них.

    Наблюдения за действиями, поведением конкретных индивидов дали толчок к развитию статусного объяснения социального неравенства . Каждый человек, занимая определенное место в обществе, обретает свой статус. - это неравенство статусов , вытекающее как из способности индивидов выполнять ту или иную социальную роль (например, быть компетентным, чтобы управлять, обладать соответствующими знаниями и навыками, чтобы быть врачом, юристом и т. д.), так и из возможностей, позволяющих человеку достичь того или иного положения в обществе (владение собственностью, капиталом, происхождение, принадлежность к влиятельным политическим силам).

    Рассмотрим экономический взгляд на проблему. В соответствии с этой точкой зрения первопричина социального неравенства заключена в неравном отношении к собственности, распределении материальных благ . Наиболее ярко этот подход проявился в марксизме . По его версии, именно появление частной собственности привело к социальному расслоению общества, образованию антагонистических классов . Преувеличение роли частной собственности в социальном расслоении общества привело Маркса и его последователей к выводу о возможности ликвидировать социальное неравенство путем установления общественной собственности на средства производства.

    Отсутствие единого подхода к объяснению истоков социального неравенства обусловлено тем, что оно всегда воспринимается по крайней мере на двух уровнях. Во-первых, как свойство общества. Письменная история не знает обществ без социального неравенства. Борьба людей, партий, групп, классов — это борьба за обладание большими социальными возможностями, преимуществами и привилегиями. Если неравенство — неотъемлемое свойство общества, следовательно, оно несет позитивную функциональную нагрузку. Общество воспроизводит неравенство, потому что нуждается в нем как в источнике жизнеобеспечения, развития.

    Во-вторых , неравенство всегда воспринимается как неравные отношения между людьми, группами . Поэтому естественным становится стремление найти истоки этого неодинакового положения в особенностях положения человека в обществе: в обладании собственностью, властью, в личных качествах индивидов . Этот подход получил в настоящее время широкое распространение.

    Неравенство многолико и проявляется в различных звеньях единого социального организма: в семье, в учреждении, на предприятии, в малых и больших социальных группах. Оно является необходимым условием организации социальной жизни . Родители, обладая преимуществом в опыте, навыках, в распоряжении финансовыми средствами по сравнению со своими малолетними детьми, имеют возможность влиять на последних, облегчая их социализацию. Функционирование любого предприятия осуществляется на основе деления труда на управленческий и подчиненно-исполнительский. Появление в коллективе лидера помогает его сплочению, превращению в устойчивое образование, но одновременно сопровождается предоставлением лидеру особых прав .

    Любой , организация стремятся к сохранению неравенства , видя в нем упорядочивающее начало , без которого невозможны воспроизводство социальных связей и интеграция нового. Это же свойство присуще и обществу в целом .

    Представления о социальной стратификации

    Все общества, известные истории, были организованы так, что одни социальные группы всегда имели привилегированное перед другими положение, что выражалось в неравном распределении социальных благ и полномочий. Иначе говоря, всем без исключения обществам присуще социальное неравенство. Еще античный философ Платон утверждал, что любой город, каким бы малым он ни был, фактически разделен на две половины — одна для бедных, другая для богатых, и они враждуют между собой.

    Поэтому одним из базисных понятий современной социологии является «социальная стратификация» (от лат. stratum — слой + facio — делаю). Так, итальянский экономист и социолог В. Парето считал, что социальная стратификация, изменяясь по форме, существовала во всех обществах. В то же время, как полагал известный социолог XX в. П. Сорокин, в любом обществе, в любые времена происходит борьба между силами стратификации и силами выравнивания.

    Понятие «стратификация» пришло в социологию из геологии, где им обозначают расположение пластов Земли по вертикальной линии.

    Под социальной стратификацией будем понимать вертикальный срез расположения индивидов и групп по горизонтальным слоям (стратам) по таким признакам, как неравенство доходов, доступ к образованию, объем власти и влияния, профессиональный престиж.

    В русском языке аналогом этого признанного понятия является социальное расслоение.

    Основу стратификации составляет социальная дифференциация - процесс возникновения функционально специализированных институтов и разделения труда. Высокоразвитое общество характеризуется сложным и дифференцированным устройством, многообразной и богатой статусно-ролевой системой. При этом неизбежно какие-то социальные статусы и роли предпочтительнее и продуктивнее для индивидов, вследствие чего более престижны и желанны для них, а какие-то рассматриваются большинством как в чем-то унизительные, сопряженные с дефицитом социального престижа и низким уровнем жизни в целом. Отсюда не следует, что все статусы, возникшие как продукт социальной дифференциации, расположены в иерархическом порядке; некоторые из них, например возрастные, не содержат оснований социального неравенства. Так, статус малолетнего ребенка и статус грудного младенца не являются неравными, они просто разные.

    Неравенство между людьми существует в любом обществе. Это вполне естественно и закономерно, если учесть, что люди различаются по своим способностям, интересам, жизненным предпочтениям, ценностным ориентациям и т.д. В каждом обществе есть бедные и богатые, образованные и необразованные, предприимчивые и непредприимчивые, обладающие властью и лишенные ее. В связи с этим проблема происхождения социального неравенства, отношения к нему и путей его устранения всегда вызывала повышенный интерес, причем не только у мыслителей и политиков, но и у обывателей, которые рассматривают социальное неравенство как несправедливость.

    В истории общественной мысли неравенство людей объясняли по-разному: изначальным неравенством душ, божественным провидением, несовершенством человеческой природы, функциональной необходимостью по аналогии с организмом.

    Немецкий экономист К. Маркс связывал социальное неравенство с появлением частной собственности и борьбой интересов различных классов и социальных групп.

    Немецкий социолог Р. Дарендорф также считал, что экономическое и статусное неравенство, лежащее в основе непрекращающегося конфликта групп и классов и борьбы за перераспределение власти и статусов, формируется в результате действия рыночного механизма регуляции спроса и предложения.

    Российско-американский социолог П. Сорокин объяснял неизбежность социального неравенства следующими факторами: внутренними биопсихическими различиями людей; окружающей средой (природной и социальной), объективно ставящей индивидов в неравное положение; совместной коллективной жизнью индивидов, которая требует организации отношений и поведения, что приводит к расслоению общества на управляемых и управляющих.

    Американский социолог Т. Пирсоне объяснял существование социального неравенства в каждом обществе наличием иерархи- зированной системы ценностей. Например, в американском обществе главной социальной ценностью считается успех в бизнесе и карьере, поэтому более высоким статусом и доходами обладают ученые технологических специальностей, директора заводов и т.д., тогда как в Европе господствующей ценностью является «сохранение культурных образцов», в связи с чем общество наделяет особым престижем интеллектуалов-гуманитариев, священнослужителей, университетских профессоров.

    Социальное неравенство, будучи неизбежным и необходимым, проявляется во всех обществах на всех этапах исторического развития; исторически меняются только формы и степень социального неравенства. В противном случае у индивидов пропал бы стимул заниматься сложными и трудоемкими, опасными или неинтересными видами деятельности, повышать свою квалификацию. С помощью неравенства в доходах и престиже общество побуждает индивидов к занятиям нужными, но трудными и неприятными профессиями, поощряет более образованных и талантливых и т.д.

    Проблема социального неравенства — одна из самых острых и злободневных в современной России. Особенностью социальной структуры российского общества является сильная социальная поляризация — разделение населения на бедных и богатых при отсутствии значительного среднего слоя, выступающего основой экономически стабильного и развитого государства. Сильное социальное расслоение, характерное для современного российского общества, воспроизводит систему неравенства и несправедливости, в которой возможности самостоятельной жизненной самореализации и повышения социального статуса ограниченны для достаточно большой части населения России.

    Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность

    ТЕМА 4. Социально-классовая структура общества

    Основные группы в стратификационной структуре общества

    Социально-классовая структура общества

    Субъектами, носителями социальных отношений являются социальные общности и группы. Именно субъекты связывают в единую социетальную систему основные сферы общественной жизни, поэтому анализ социальной структуры общества является центральной проблемой социологии.

    В самом общем виде социетальная структура - это устойчивая связь таких элементов социокультурной системы, как классы, слои и группы, которые различаются своим местом в системе социальных неравенств общества.

    Поэтому сначала необходимо выяснить истоки социального неравенства и его влияние на социальную дифференциацию людей в обществе.

    Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность

    Социальное неравенство существовало на протяжении всей истории человеческой цивилизации. Истоки социального неравенства многие современные исследователи видят в природных различиях людей по физическим данным, темпераменту, силе мотивации. Первоначально возникающее неравенство обычно крайне неустойчиво и не приводит к институциональному закреплению. Например, сильный, волевой, целеустремлённый человек может быть лидером и подчинять себе членов группы, получая больше материальных благ, почёта до тех пор, пока не появится более сильный и амбициозный претендент. Авторитет лидеров родоплеменных социальных структур должен был постоянно поддерживаться успешным достижением групповых целей.

    Следующим этапом формирования социального неравенства является закрепление существующего положения в условиях общественного разделения труда и обмена. В обществе дифференцируются группы, неравные по характеру труда (работники умственного и физического труда), по социальным ролям (отец, врач, продавец, политический деятель), по типу поселения и образу жизни (городское и сельское население).

    Закрепление неравенства осуществляется путём институционализации и нормативной базы, устанавливающей место каждого индивида в социальной структуре. Даже естественные различия приобретают социально институционализированную форму. Женщины оказываются социально неравными мужчинам, младшие - старшим. Появляется устойчивая система социальных статусов, определяющих ранги индивидов по таким критериям, как имущество, доступ к власти и др.

    Причины социального неравенства социологи объясняют по-разному. Функционалисты, начиная с Э.Дюркгейма, указывают на разделение функций по их значимости для конкретного общества. На основе иерархии социальных функций складывается соответствующая иерархия неравных друг другу социальных групп.

    Марксисты считают, что неравенство есть не только следствие разделения труда, но и собственности, формы собственности и способа владения ею.

    Теории социального обмена утверждают, что неравенство возникает в результате несправедливого, неэквивалентного обмена результатами человеческой деятельности. М.Вебер впервые обосновал важность выделения неравных статусных групп, которые различаются социальным престижем, принадлежностью к определённым политическим кругам (партиям), доступом к власти.

    Неравенство многолико и проявляется в различных звеньях социальной системы: в семье, в быту, на производстве, в организациях, больших группах. Оно является необходимым условием организации социальной жизни в известных нам типах социальных систем. Неравенство упорядочивается социальными институтами, потому что оно придаёт устойчивость социальным отношениям и стимулирует развитие производительных сил общества. Воспроизводство неравенства ведёт к стратификации общества.

    Социальная стратификация - это иерархически организованная структура социального неравенства, которая существует в определённом обществе, в определённый исторический отрезок времени.

    Иерархически организованную структуру социального неравенства можно представить в виде разделения всего общества на страты (это означает - слой). Расслоение общества на страты можно сравнить с геологическими наслоениями почвы. Вместе с тем, по сравнению с естественными стратификациями, социальная предполагает: ранговое расслоение , когда высшие слои находятся в привилегированном положении по отношению к низшим; меньшую численность верхних слоёв.

    Тщательно разработанную теорию стратификации создал наш соотечественник П.А.Сорокин, который считал, что невозможно дать единую совокупность критериев принадлежности к какой-либо страте и видел в обществе три стратификационные структуры: экономическую, профессиональную и политическую . Он использовал критерии, выявленные его предшественниками и современниками: собственность, доходы, профессия, власть, социальные роли и т.д.

    Как представлял себе П.А.Сорокин социальное расслоение общества?

    Прежде всего, он различал одномерную стратификацию , осуществляемую посредством выделения групп по какому-либо одному признаку , например, по доходам. Далее, в ходе многомерной стратификации определяются группы, имеющие целый набор общих признаков, например, женщины определённой национальности, возраста, с низкими доходами.

    По мнению П.А.Сорокина, в современном мире существуют миллионы социокультурных систем, в которых можно выделить и микрогруппы (диады, триады), и суперсистемы, всемирные религиозные объединения (миллиард католиков, несколько миллиардов мусульман). Это множество социальных систем классифицируется по множеству оснований.

    Среди одномерных групп выделяются биосоциальные : расовые, половые, возрастные; социокультурные : род, территориальное соседство, языковые, этнические группы, государства, профессиональные группы, экономические группы, религиозные объединения, политические организации, идеологические группы (научные, образовательные, этические, группы отдыха и развлечений), номинальные элитарные группы (вожди, гении, исторические личности).

    К многосторонним (комбинация нескольких ценностей) группам П.А.Сорокин относит: семью, клан, племя, нацию, сословие и классы.

    Данная схема в социологии особенно не оспаривается, хотя предлагаются и другие теории стратификации.

    В работах американских социологов насчитывается до 90 признаков стратификации. В разные периоды истории на передний план выходят то одни, то другие основы социального деления. Древние египтяне затрачивали огромную часть своего национального дохода на обслуживание мёртвых, включая их в свою ранговую систему. В России в течение многих столетий заметную роль в стратификации играла религия. Русские раскольники (дворяне, купцы, крестьяне) шли в огонь ради права креститься по-своему.



    Согласно взглядам американского социолога Э.О.Райта, в современном капиталистическом производстве существуют три вида контроля над экономическими ресурсами, позволяющие выделить главные страты.

    1. Контроль за инвестициями или денежным капиталом.

    2. Контроль за землёй и промышленными средствами производства.

    3. Контроль за трудом и властью.

    Класс капиталистов контролирует все три вида ресурсов, в то время как рабочие - ни одного.

    Фрэнк Паркин, британский социолог, последователь М.Вебера, рассматривает собственность, контроль за денежными ресурсами, расу, национальность, язык, религию - как особые социальные перегородки, разделяющие страты. Например, в Южной Африке до недавнего времени союзы белого населения исключали членство в них чернокожих, чтобы сохранить своё привилегированное положение.

    Немецкий социолог Р.Дарендорф предложил в основу социальной стратификации положить понятие «авторитет», которое, по его мнению, наиболее точно характеризует отношения власти и борьбу между группами за престижное место в стратификационной системе. Р.Дарендорф делит современное общество на управляющих и управляемых. В свою очередь, первые делятся на две подгруппы: управляющих-собственников и управляющих-менеджеров. Управляемая группа также разнородна. В ней можно выделить квалифицированных и неквалифицированных рабочих. Между двумя основными стратами находится промежуточный «новый средний класс» - продукт ассимиляции рабочей аристократии и служащих.

    Наиболее влиятельной точкой зрения на процесс формирования социальных страт можно считать теорию стратификации К.Дэвиса и У.Мура - сторонников функционального подхода Э.Дюркгейма.

    Согласно этой теории, каждое общество должно решить проблему размещения и мотивации индивидов в социальной структуре в соответствии с их функциональными возможностями. Для распределения людей по социальным статусам и их мотивации используется вознаграждение, которое воспроизводит и неравенство доходов, и самих статусов. Чем сложнее работа, чем большей профессиональной подготовки она требует, тем выше статусный ранг и оплата труда. Однако есть ещё одна группа статусов, которые функционально не значимы, но, тем не менее, высоко вознаграждаются. Это трудно заполняемые статусы, т.е. непрестижная, вредная для здоровья работа. Религиозная деятельность также важна, поэтому духовенство вознаграждается в большей мере, чем рядовые работники. Наградой не всегда являются деньги. Это может быть больший почёт, уважение, знаки отличия, ордена.

    Таким образом, с точки зрения функционалистской теории, неравенство и статусное распределение на шкале стратификации зависит, прежде всего, от функциональной значимости данного статуса, требований к исполнению роли (профессиональные качества) и трудностей заполнения социального статуса.

    Социологии известны четыре основные исторические системы социальной стратификации.

    Рабство - наиболее выраженная форма социального неравенства, при которой часть людей принадлежит другим как собственность. Как основная, массовая система стратификации, рабство исчезает в ХΙХ веке, но и сегодня элементы работорговли сохраняются в некоторых странах третьего мира.

    Касты связывают с культурой индийского субконтинента, где они тщательно продуманы и связаны с индуистской религией. Религия и традиции закрепляют принадлежность к касте настолько сильно, что брахманы, например, вообще избегают любых контактов с неприкасаемыми, а те, в свою очередь, занимаются в основном животноводством.

    Подобные кастам системы стратификации возникали и в других странах, когда проводилась политика расовой сегрегации. Например, в США, после ликвидации рабства, степень отделения чёрных от белых оставалась настолько сильной, что стратификационная система была фактически кастовой.

    Сословия были частью европейского феодализма и других традиционных цивилизаций. Место сословий в стратификационной системе закреплялось законом, все сословия имели разные права, обязанности, одежду и т.п. Места в иерархии распределялись следующим образом: аристократия, дворянство, духовенство, торговцы, свободные крестьяне, слуги, художники и т.п.

    Классы различаются, прежде всего, экономическими возможностями, являются безличными, мобильными и не зависящими от правовых и религиозных норм.

    Страты должны рассматриваться не в застывшем неизменном положении, а в постоянных движениях и перемещениях. Эти перемещения в социологии получили название «социальная мобильность».

    Социальная мобильность - это любой переход индивида, группы, социального объекта из одной социальной позиции в другую, из страты - в страту, или в пределах одного слоя. (Под социальным объектом П.А.Сорокин понимает собственность, предметы культуры).

    Горизонтальная мобильность - это перемещение индивида (социального объекта) из одной группы в другую, расположенную на том же уровне (смена места жительства, семьи, религии). Статус, доход, престиж при этом не меняются. Если такое перемещение происходит вверх (служебное повышение, увеличение доходов), то имеет место вертикальная мобильность. Лишение статусов, банкротство, потеря уважения, лишение наград - примеры нисходящей вертикальной мобильности.

    В связи с тем, что социальные перемещения людей и социальных объектов осуществляются как индивидуально, так и совместно, различают индивидуальную и групповую вертикальную мобильность.

    По образному выражению П.А.Сорокина, «первый случай упадка напоминает падение человека с корабля; второй - корабль, затонувший со всеми находящимися на борту». Механизм инфильтрации в вертикальной мобильности связан с действием основных социальных каналов (лифтов). Под ними П.А.Сорокин понимает основные социальные институты: армию, систему образования, политические и экономические организации, брак и семью, собственность.

    Например, отдельный индивид избирает карьеру военного, поскольку она гарантирует стабильный, постепенный подъём из одной страты в другую, рост доходов, статуса, престижа. Война может ускорить движение этого социального лифта, поскольку предполагает выбытие вследствие гибели тех, кто занимает более высокие ранги, даёт возможность проявить воинскую доблесть, получить награды и т.п.

    В духе позитивистской традиции П.А.Сорокин предлагает различать абсолютную и относительную интенсивность мобильности (количество перемещённых за единицу времени), рассчитывать совокупный индекс мобильности и т.п. Его работа «Социальная мобильность» до сих пор считается официальным учебником в американских университетах.

    Позитивизм П.А.Сорокина отчётливо проявляется также в формулировке основных закономерностей стратификации. Приведём некоторые примеры:

    1. Любое общество стратифицировано; нестратифицированное общество - утопия.

    2. Ни один индивид, ни одна группа не могут постоянно сохранять одно и то же место в системе стратификации.

    3. Чем у́же границы стратификации, тем вероятнее социальный застой, прекращение развития; чем шире границы стратификации, тем вероятнее социальные взрывы и революции.

    Для измерения социальных дистанций в социальной иерархии П.А.Сорокин предложил термин «децильный коэффициент» , означающий разницу в доходах 10% самых богатых и 10% самых бедных.

    Изменения положения индивида в стратификационной системе могут происходить не только под воздействием вертикальной и горизонтальной мобильности, а также в результате реорганизации социальной структуры, введения новой системы стратификации. Появляются или исчезают новые отрасли промышленности, сферы обслуживания, новые профессии.

    Массовые перемещения по горизонтали и вертикали связаны с глубокими изменениями в экономической системе общества, с изменением идеологических ориентиров, появлением новых социальных групп.