Чем обусловлен опосредованный и обобщенный характер мышления. Мышление и особенности

1. Введение.

1.1 Глава 1: Мышление как понятие в психологии

1.2 Виды мышления

1.3 Базовые мыслительные операции

1.4 Формы мышления

2.1 Глава 2: Решение мыслительных задач. Интеллект

2.2 Личность и её интересы

2.3 Решение мыслительных задач

2.4 Индивидуальные качества мышления

2.5 Интеллект

3. Заключение


1. Введение

Мышление – психолого-познавательный процесс отражения в сознании человека сложных связей и отношении между предметами и явлениями окружающего мира. Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования. Понятие мышления является высшим познавательным процессом, что существенно отличает его от других процессов, помогающих человеку ориентироваться в окружающей среде; так как в данном понятии прослеживается совокупность всех познавательных процессов. Мышление является процессом, причём сложным, протекающим в сознании человека и возможно без проявления видимых действий.

Отличие мышления от остальных психических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Процесс мышления непрерывен и протекает на протяжении всей жизни, попутно трансформируясь, в связи с влияниями таких факторов как возраст, социальное положение, стабильность среды обитания. Особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление различают по видам, протекающим процессам и операциям. С понятием мышления неразрывно связано понятие интеллект. Интеллект - общая способность к познанию и решению проблем без проб и ошибок т.е. «в уме». Интеллект рассматривается как достигнутый к определённому возрасту уровень психического развития, который проявляется в устойчивости познавательных функций, а так же в степени усвоения умений и знаний (по сл. Зинченко, Мещерякова). Интеллект как неотъемлемая часть мышления, его составная часть и в своём роде обобщающее понятие.


Глава 1.

1.1 Мышление как понятие в психологии

В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения, именно это понятие трактуется как мышление. Мышление – процесс отражения в сознании человека реальной действительности путём синтеза и анализа всех познавательных процессов. На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно присутствует во всех познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Мышление это единый психический познавательный процесс, но он реализуется с помощью ряда подпроцессов, каждый из которых представляет собой самостоятельный и, в тоже время, интегрированный с другими познавательными формами процесс. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия определяет уровень их развития. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Примером может служить любая сознательная деятельность человека; глядя в окно мы можем определить по мокрой крыше или лужам, что был дождь; стоя на светофоре, ожидаем зелёный свет, так как осознаём, что именно этот сигнал служит побуждением к действию. В том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи между явлениями сопоставляя факты. Для познания недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные задачи. Мышление даёт ответ на вопросы, которые невозможно получить путём простейшего чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности. Основной задачей, с которой начинается мыслительный процесс является постановка задачи и определение путей её решения. Для того чтобы в результате мыслительного процесса разрешить задачу, нужно прийти к более адекватному познанию. К такому всё более адекватному познанию своего предмета и разрешению стоящей перед ним задачи мышление идет посредством многообразных операций, составляющих различные взаимосвязанные и друг в друга переходящие стороны мыслительного процесса.

Установление всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств однородной группы явлений, понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений – такова сущность человеческого мышления. В определение мышления чаще всего включают следующие признаки:

1. Психический процесс, который обеспечивает ориентировку субъекта в межпредметных связях и отношениях, путём воздействия предметами друг на друга, путём использования орудийных средств и средств измерения, путём включения в организацию мышления знаков и символов.

2. Процесс, исходно возникающий на основе практических действий и непосредственно–чувственного познания.

3. Процесс, по мере своего развития выходящий за пределы практических действий.

4. Процесс, результатом которого является обобщённое отражение действительности на основе межпредметных связей и отношений.

5. Процесс, всегда протекающий с опорой на имеющиеся знания.

6. Исходит из живого созерцания, но не сводится к нему.

7. Процесс, связан с практической деятельностью человека.

Все вышеуказанные пункты непосредственно связаны и более понятно трактуются при рассмотрении таких структурных единиц как виды мышления.

1.2 Виды мышления

1. Теоретическое – познание законов и правил. Пользуясь этим видом мышления, человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, готовым знаниям, полученным другими людьми, как правило, сам не имея опыта в решении данной задачи.

2. Практическое – разработка средств к решению, постановка цели, создание плана, схемы последовательности действий. Материалом, который использует человек при практическом мышлении, являются не понятия, суждения и умозаключения, а образы. Они извлекаются из памяти или творчески воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи.

3. Наглядно-действенное – основной задачей этого вида является восприятие предметов и преобразование их в реальной действительности, правильные действия с данными предметами направленные на решение задачи. Результатом является создание какого-либо материального продукта. При воздействии предметов друг на друга в ходе манипулятивной активности человек опирается на ряд универсальных операций: практического анализа предметов и явлений (познание и использование физических качеств предметов); практического синтеза (при переносе навыков). Такое мышление ограничено индивидуальным сенсомоторным опытом и рамками ситуаций в которых оно формируется и протекает.

4. Наглядно-образное – при протекании этого вида мышления, человек привязан к действительности, использует конкретные образы для решения возникшей ситуации, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти. Характерно для проявления в сиюминутных ситуациях, непосредственно в реальности, которой находится человек в данный промежуток времени.

5. Словесно-логическое – это вид мышления опосредованный знаками, из которых непосредственно складываются понятия.Словесно-логическое мышление осуществляется путем умозрительной логической связи конкретных предметов, объектов, процессов и явлений со звуками, с языковыми звуками, со словами и словосочетаниями, с понятиями, выраженными в языке в виде слов и знаков, и обозначающими данные предметы и объекты.Здесь уместно заметить, что мышление объективно связано не только с воображением, памятью, восприятием, но и с речью, в которой мышление реализуется и с помощью которой оно осуществляется. Направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. При таком виде мышления важно понять разницу, она заключается в том, что человек воспринимает не образ, а буквенное отражение или происходит звуковой контакт (речь); на основе данных видов восприятия человек сопоставляет полученную информацию в образ, либо координирует свои дальнейшие действия для решения задачи.

В психологии существует различная классификация видов мышления, поэтому рассмотрим ещё несколько видов или как их классифицируют «основополагающие типы» мышления.

· Аутистическое мышление – данный тип мышления направлен на удовлетворение собственных интересов. Потребности в данном случае более личностно ориентированы. Во многих отношениях аутистическое мышление противоположно реалистическому. При аутистическом типе мышления актуальные, общепринятые ассоциации тормозятся, как бы отодвигаются на второй план, личностные ориентиры в свою очередь доминируют, в отдельных случаях преобладают аффекты. Таким образом, личные интересы получают простор для ассоциаций, даже если порождают логические несоответствия. Аутистическое мышление порождает иллюзии, а не истины.

· Реалистическое мышление – правильно отражает действительность, делает поведение человека в различных ситуациях разумным. Целью операций реалистического мышления является создание правильной картины мира, нахождение истины.

Мышление есть обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Оно носит опосредованный характер, т.е. совершается с помощью целой системы средств, которые обычно отсутствуют на чувственной ступени познания или, точнее говоря, представлены как проявления мышления на чувственной ступени познания.

Осуществление мышления посредством мыслительных операций характеризует мышление как опосредствованное отражение действительности.

Кроме того, мышление всегда и обязательно строится на основе чувственного отражения мира, т. е. образы чувственного познания являются материалом, с помощью которого только и может осуществиться отражение на уровне мышления. Отражение действительности на уровне мышления опосредствовано также и словом.

Для того чтобы дать определение какого-либо явления, предмета или события, обычно недостаточно его одноразового восприятия. Поэтому оказывается важным накопить какой-то опыт, сохранить в памяти целый ряд подобных представлений. Но и этого недостаточно. Чтобы определить какой-то новый предмет, надо иметь опыт определения других объектов. Имеющиеся в нашей памяти представления, словарный запас, необходимый для формулирования определений, и составляют тот фонд знаний, посредством которых совершается процесс мышления.

Мышление является опосредствованным отражением действительности и потому, что всегда протекает с опорой на имеющиеся у человека знания.

Отражение действительности на уровне мышления носит обобщенный характер. Выделяя общее, мы обычно опираемся не только на те объекты, которые воспринимаем в данный момент, но и на те представления, которые имеются в нашем прошлом опыте. Чем шире, богаче прошлый опыт, тем более широким и глубоким оказывается и обобщение человека.

Опосредствованный и обобщенный характер мышления обеспечивает познание человеком как явлений, так и их сущности. Благодаря мышлению человек отражает не только то, что может быть непосредственно воспринято с помощью органов чувств, но и то, что скрыто от восприятия и может быть познано лишь в результате анализа, сравнения, обобщения. Мышление позволяет устанавливать различные связи и отношения. Особенно большое значение имеет установление в мышлении причинно-следственных связей, раскрытие которых, с одной стороны, позволяет понять, как и почему возникают те или иные явления, а с другой - создает возможность прогнозировать будущее.

Мышление обеспечивает установление всего многообразия связей явлений действительности, благодаря которым оказывается возможным раскрыть сущность явления. Именно раскрытие сущности явления путем включения его в различные системы связей и отношений есть третья отличительная особенность мышления.

Широта обобщения и глубина раскрытия сущности явлений также не только обусловлены индивидуальными возможностями человека, но и всегда являются результатом познания действительности, достигнутого на данном уровне исторического развития человеческого общества. Таким образом, мышление имеет еще и социально-историческую природу.

Знания, полученные в результате логического познания, существуют в виде понятий. Понятийные знания являются результатом опосредствованного отражения действительности и включают в себя общее и существенное знание об определенном явлении, классе явлений. Отличие понятия от представления состоит в том, что последнее всегда есть образ, а понятие - это мысль, выраженная в слове-, представление включает и существенные, и несущественные признаки, в понятии же сохраняются лишь существенные признаки.

Понятие является и более обобщенным отражением действительности, поскольку включает в себя общие признаки не случайных, отдельных предметов, а то, что является общим для всех предметов данного класса. Понятие является обобщенным отражением и потому, что обычно оно есть результат познавательной деятельности не отдельного человека, а многих людей. В силу последнего обстоятельства понятие имеет и характер всеобщности. Действительно, даже общие представления у разных людей различны, понятия же всех людей одинаковы (исключение составляют понятия, отражающие позиции людей разных общественных классов).

Операционными компонентами мышления являются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, классификации, систематизации.

Каждая из этих операций выполняет определенную функцию в процессе познания и находится в сложной взаимосвязи с другими операциями.

Функцией анализа является разделение целого на части, выделение отдельных признаков, сторон целого.

Синтез служит средством объединения отдельных элементов, которые выделены в результате анализа.

С помощью сравнения устанавливается сходство и различие отдельных объектов.

Абстрагирование обеспечивает выделение одних признаков и отвлечение от других.

Обобщение является средством объединения предметов или явлений по их существенным признакам и свойствам.

Классификация направлена на разделение и последующее объединение объектов по каким-либо основаниям.

Систематизация обеспечивает разделение и последующее объединение, но не отдельных объектов, как это происходит при классификации, а их групп, классов.

В современных исследованиях выделяется особая операция - анализ через синтез, т. е. мысленное включение объекта познания в новые связи и отношения.

Все эти операции не могут осуществляться изолированно, вне связи друг с другом. Для того чтобы что-то было выделено анализом, необходимо наличие целостного представления об объекте. Это начальное представление об объекте является результатом первичного, недифференцированного синтеза, т.е. уже в самом начальном акте познания анализ оказывается невозможным без синтеза.

В развитии операции обобщения у детей отечественными психологами выделено три уровня:

  1. чувственное, практически-действенное обобщение;
  2. образно-понятийное;
  3. понятийно-образное, научное.

Каждая из мыслительных операций может быть рассмотрена как соответствующее умственное действие. При этом подчеркивается действенный характер психического отражения, т.е. активность человеческого мышления, возможность активного, творческого преобразования действительности.

Действительно, умственная деятельность человека может быть направлена на распознавание тех или иных объектов, на их преобразование, на контроль за ходом этого преобразования. В каждом из этих случаев решение задачи осуществляется по-разному. Например, в случае распознавания анализ, синтез, сравнение, как и другие мыслительные операции, будут служить тому, чтобы успешно совершить действия по выделению определенного объекта или класса объектов, установить те признаки, по которым можно различать явления.

Для формирования различных умственных действий необходимо знать их структуру, т.е. определять, что должно быть сделано человеком для достаточно полного сравнения или классификации.

Например, для того чтобы провести классификацию, нужно:

  1. Определить, для чего она должна быть проведена, какова ее цель.
  2. Определить различные признаки объектов, подлежащих классификации.
  3. Сравнить между собою объекты по общим и особенным их признакам (выполнение этой операции включает в себя систему операций умственного действия сравнения) в соответствии с поставленной целью.
  4. Выделить линии или основания для классификации в соответствии с намеченной целью и обнаруженными общими и особенными признаками и назвать их.
  5. Разделить объекты по намеченным линиям или основаниям. 6. Назвать каждую выделенную группу объектов.
  6. Сформулировать вывод о том, что разделение объектов по намеченным основаниям и объединение их в группы произведены в соответствии с поставленной целью.

Единство содержательных и операционных компонентов мышления имеет глубокую основу. Любые знания, которыми овладевает человек, могут быть им усвоены только в том случае, если совершается вся система мыслительных операций. В то же время ни одной из мыслительных операций не может овладеть человек вне процесса усвоения каких-то знаний. Нельзя же учиться анализировать вне какого-либо содержания. Многочисленные эксперименты показали, что умственное развитие учащихся существенно зависит от того, каким оказывается содержание обучения и насколько большое внимание уделяется формированию умственных действий.

В зависимости от содержания решаемой задачи в психологии принято выделять три вида мышления: практически-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Практически-действенное мышление характеризуется тем, что мыслительная задача решается непосредственно в процессе деятельности. Этот вид мышления является и исторически и онтогенетически наиболее ранним. Он оказывается необходимым и незаменимым, когда наиболее целесообразным представляется решение мыслительной задачи непосредственно в процессе практической деятельности.

Наглядно-образное мышление характеризуется тем, что содержание мыслительной задачи основано на образном материале. Следовательно, об этом виде мышления можно говорить в тех случаях, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, стремится обобщить различные образы предметов, явлений, событий.

Значение наглядно-образного мышления в том, что оно позволяет человеку более многогранно и разнообразно отражать объективную действительность. Развитие наглядно-образного мышления в процессе обучения должно включать в себя задачи, требующие оперирования образами различной степени обобщенности, непосредственным изображением предметов, схематическим их изображением и символическими обозначениями.

Особенностью словесно-логического мышления является то, что задача решается в словесной (вербальной) форме. Используя словесную форму, человек оперирует наиболее отвлеченными понятиями, подчас такими, которые вообще не имеют прямого образного выражения (например, экономическими понятиями: цена, количество, стоимость, прибыль; социально-историческими: государство, класс, общественные отношения; нравственными: честность, принципиальность, патриотизм и т.д.). Именно этот вид мышления позволяет устанавливать наиболее общие закономерности, определяющие развитие природы и общества, самого человека, наиболее обобщенно решать мыслительные задачи.

С помощью слова человек не только обозначает, но и обобщает различный образный материал, практические действия, в то же время слово никогда не может исчерпать всего богатства образа, передать со всей полнотой практические действия человека. В процессе обучения перед учителем постоянно стоит задача всемерного развития словесно-логического мышления учащихся, так как только в этом случае они смогут овладеть понятиями, их системами, понять закономерности той или иной науки. Но при этом не менее важно помнить, что отвлеченные знания в словесной форме не исчерпывают всего богатства объективной действительности.

Взаимосвязь видов мышления находит свое выражение в постоянных взаимопереходах одного вида в другой. Достаточно вспомнить сказанное выше. Трудно, а подчас и невозможно провести грань между наглядно-образным и словесно-логическим мышлением в тех случаях, когда содержанием задачи являются различные схемы, графики, символические обозначения. В процессе обучения важно максимально разнообразить предлагаемые школьникам учебные задачи.

Развитие мышления в процессе учебной деятельности представляет важнейшую задачу школьного обучения. Современный уровень развития общества и информационных процессов требует формирования устойчивых интеллектуальных способностей и навыков интенсивной мыслительной деятельности, быстрой ориентации и самоопределения в динамичном информационном мире.

Сегодня в результате ряда исследований выяснилось, что умственные возможности ребенка шире, чем предполагалось ранее, и при создании условий, т. е. при специальной методической организации обучения, младший школьник, например, может усваивать уже абстрактный, теоретический материал.

Как показывают исследования В.В.Давыдова, дети младшего школьного возраста вполне могут овладевать элементами алгебры, например устанавливать отношения между величинами. Для выявления отношений между величинами оказалось необходимым моделирование этих отношений - выражение их в другой материальной форме, при которой они выступают как бы в очищенном виде и становятся ориентировочной основой действий.

В этой связи одной из актуальных проблем современной дидактики выступает вопрос о соотношении развития теоретического и эмпирического мышления в начальной школе. В последние годы психологи, работавшие под руководством В.В.Давыдова, показали преимущества развития теоретического мышления, которое характеризуется рядом взаимосвязанных компонентов, таких, как:

  • рефлексия, т. е. осмысливание ребенком собственных действий и их соответствия условиям задачи;
  • анализ содержания задачи с целью выделения принципа или всеобщего способа ее решения, который затем как бы «с места» переносится на целый класс подобных задач;
  • внутренний план действий, обеспечивающий их планирование и выполнение «в уме».

Большое значение в развитии абстрактной стороны мышления имеют уроки грамматики. Обучение грамматике требует отвлечения от конкретно-смысловой стороны слова и выделения особенностей различных слов.

В целом развитие мышления школьника не представляет собой равномерного движения вперед, одинакового для всей мыслительной деятельности, для действий в разных условиях и с разным материалом. Сегодня существенно меняются интеллектуальные запросы учащихся, их познавательные интересы. Наряду с интересом к фактам, к живым, ярким событиям, конкретным предметам, что характерно для младших школьников, развивается возникший ранее, но существовавший в элементарной форме интерес к связям и взаимоотношениям явлений действительности, к их теоретическому осмыслению.

Эти особенности мыслительной деятельности развиваются у школьников постепенно и более заметно выражены лишь в старших классах. Их развитие сопряжено с немалыми трудностями, тем более значительными, чем моложе школьник и чем сложнее область действительности, которая является предметом познания. Так же как и младшие школьники, учащиеся средних и старших классов нередко обнаруживают значительные изъяны в мыслительной деятельности, пользуются приемами и способами решения задач, характерными для более ранних ступеней развития, если им приходится иметь дело с новым, более сложным и особенно с более абстрактным материалом. Поднявшись на более высокую ступень мышления при работе с известным и менее сложным материалом, они нередко как бы вновь опускаются на более низкий уровень тогда, когда материал усложняется, оказывается новым, незнакомым, абстрактным. Все это требует от учителя систематического руководства мыслительной деятельностью школьников даже в старших классах, особенно внимательной помощи учащимся в процессе выполнения ими более сложных и трудных задач.

Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:

1 . Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанавливая связи и отношения между вещами, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти. Эта обусловленность мышления прошлым опытом особенно ясно обнаруживается тогда, когда сталкиваешься с результатом какого-то явления, по которому можно сделать заключение о причине явления. Например, увидев утром покрытые снегом улицы и крыши домов, мы можем заключить, что ночью была метель. Установить эту связь нам помогают всплывшие в памяти представления о ранее бывших и наблюдавшихся событиях. Если бы этих представлений не было, мы не смогли бы установить причину данного явления.

Опосредованный характер мышление имеет и при прямом наблюдении связи явлений. Когда мы видим, как под воздействием солнечных лучей высыхают мокрые от дождя улицы, мы делаем заключение о причине этого явления только потому, что наблюдение его вызвало в нашей памяти обобщенное воспоминание подобных же случаев, наблюдавшихся ранее.

2 . Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира. В указанном выше примере это будет мысль о том, что вода, как правило, испаряется под влиянием тепла. Само понятие причины и следствия могло возникнуть только опосредованно, путем обобщения сохранившихся в памяти многих фактов, в которых обнаруживались, данные связи между явлениями. Но раз это понятие возникло, оно включается в дальнейшую работу мышления.

3. Мышление исходит из “живого созерцания”, но не сводится к нему. Отражая связи и отношения между явлениями, мы всегда мыслим эти связи в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для данного, конкретно наблюдаемого явления. Эти связи обнаруживаются лишь потому, что они присущи всем явлениям данного класса, являются общим для них законом существования. Поэтому, чтобы отразить ту или другую связь между явлениями, необходимо отвлечься от конкретных особенностей этих явлений.

Сам процесс абстрагирования или отвлечения в какой-то степени опирается на полученные в процессе практической деятельности знания общих связей и закономерностей явления, без которых нельзя было бы отделить в нем существенное от несущественного, общее от единичного. Однако то, что наше мышление отвлекается от конкретных особенностей предметов и явлений, вовсе не значит, что оно не нуждается в живом созерцании действительности, в ощущениях и восприятиях. Какие бы сложные процессы мышления мы ни имели, они всегда в своем исходном моменте опираются на восприятие действительности. Без этого отраженные сознанием связи явлений легко теряют свой объективный характер. Познание, отражающее действительные связи между явлениями, всегда идет “от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике”.


Когда, например, мы думаем о связи между, засухой и жизнью растений, то всегда имеем при этом известные наглядные образы. Но эти образы играют лишь подсобную роль, облегчая в известной степени процесс мышления, их конкретные внешние особенности не имеют значения для акта мышления. Об этом можно судить хотя бы по тому, что у разных людей при мысли об указанной выше связи конкретные образы вещей могут быть совершенно различными: один человек представит себе засохшую степь, покрытую трещинами, другой - поле ржи с высохшими колосьями, третий - опаленную листву молодых деревьев и так далее. Однако общим для всех будет то, что все они мыслят одну и туже связь: отсутствие влаги и зной, иссушивший почву, являются причиной гибели растений.

4. Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве. Еще К. Маркс и Ф. Энгельс указывали на органическую связь языка и мышления: “Язык есть непосредственная действительность мысли”; “...ни мысли, ни язык не образуют сами по себе особого царства... они - только проявление действительной жизни”. Благодаря тому что мышление протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме. “Всякое слово (речь) уже обобщает”.

Значение слова для процесса мышления исключительно велико. В связи с тем что мышление выражается в словах, мы можем отразить в нашей мысли сущность не только непосредственно на нас действующих, но и недоступных прямому восприятию предметов. Мышление позволяет нам проникнуть в далекое прошлое, представить процессы возникновения и развития на Земле жизни и так далее. Оно позволяет нам заглянуть также и в будущее, предвидеть ход исторических событий. Мышлением мы можем отразить законы существования как огромных небесных тел, так и мельчайших атомов. Оно необходимо в любой практической деятельности, поскольку помогает предвидеть ее результаты.

5 . Мышление человека органически связано с практической деятельностью. В своей сущности оно опирается на общественную практику человека. Это отнюдь не простое “созерцание” внешнего мира, а такое его отражение, которое отвечает задачам, возникающим перед человеком в процессе труда и других видов деятельности, направленных на переустройство окружающего мира: “существеннейшей и ближайшей основой человеческого мышления является как раз изменение природы человеком, а не одна природа как таковая, и разум человека развивался соответственно тому, как человек научался изменять природу” .

Душа.

Материей мы называем всё то, что разделено, что обособлено, что оказывает нам сопротивление и что благодаря этому является доступным для нашего чувственного восприятия. Соответственно, материальность мира означает, что всё в нём разделено и существует только в виде множества отдельных образований.
Вместе с тем всё то, что разделено и обособлено, находится в нём только во взаимосвязанном единстве. Все единичные предметы предполагают друг друга и опосредуют своё существование друг другом – будь то небесные тела, живые организмы биосферы или общество людей, в котором мы живём. Всё в мире находится в согласованном единстве, несмотря на то, что всё, казалось бы, разделено и обособлено. Вот этот феномен гармоничного единства всего того, что разъединено и обособлено, является обратной стороной материальности мира, его имматериальностью.
Имматериальность, понимаемая в указанном смысле, является основанием наличия в мире души. Душа – это экзистирующая истина материи, состоящая в том, что организованность каждой конкретной системы природы имеет особенный характер. Вот эта особенность организации различных систем природы проступает в своём первом определении как душа. Это уже потом, в ходе их рационального познания, мы будем отображать их имматериальность посредством схем, законов, формул, графиков и прочих наукообразных форм. Но на начальной ступени их восприятия, когда они ещё не стали предметом нашего сознания, а только чувственно ощущаются нами, мы постигаем их организованность как их души.- Прекрасная поляна, тихое озеро, милое животное; неприятный лес, дурное животное .

Определения души:
1) природные качества,
2) чувство самого себя,
3) внешний облик.

Определение 1

Мышление является опосредованным и обобщённым отражением реального мира, видом умственных процессов. Его суть заключается в постижении и понимании вещей и разнообразных явлений, а также их взаимосвязей и взаимоотношений.

Мышление включает в себя следующие особенности:

Опосредованный характер

Создавая взаимосвязи и отношения с вещами, человек может опираться не столько на свои непосредственные чувства и ощущения, сколько на информацию предыдущего опыта, хранимую в его памяти. Такая обусловленность мышления от прошлого опыта четко прослеживается тогда, когда происходит столкновение со следствиями, благодаря чему человек определяет причину явлений.

Например, если ранним утром на улице лежит снег, тогда человек может понять причину этого, которая заключается в ночном снегопаде. Определить эту взаимосвязь человеку помогает всплывшее в его памяти воспоминание о ранее пережитых событиях. Так, если бы эти воспоминания отсутствовали, человеку сложно было бы найти причину происходящего события.

Мышление обладает опосредованным характером также и при открытом наблюдении взаимосвязей события. Например, когда человек видит, как под солнечными лучами высыхает мокрый асфальт на улице, тогда он понимает причину этого события потому, что во время наблюдения в его памяти всплыло воспоминание о подобной ситуации, происходившей раньше.

Мышление опирается на законы явлений

Мышление основывается на присутствующих у человека сведений об основных законах явлений. Во время мышления человек использует уже сложившиеся знания главных положений, которые отражают общие взаимосвязи и закономерности нашей действительности. В приведенном выше примере явно наблюдается, что вода может испариться под воздействием горячих лучей. При этом суждение о причинах и следствиях может появиться опосредованным способом, обобщением находящихся в памяти различных явлений, в которых прослеживаются взаимосвязи между конкретными фактами.

Мышление рождается из наблюдения

Мышление формируется благодаря созерцанию, но при этом не отождествляется с этим процессом. Наблюдая взаимосвязи между явлениями, человек воспринимает их в отстраненном и обобщенном виде. Эти взаимосвязи можно наблюдать в конкретном явлении, потому что они свойственны этим вещам и проявляются общим для каждого законом реальности. Для того, чтобы проявить связь между процессами, важно отвлечься от особенностей данных процессов. Само явление отстранения основывается на полученных во время жизни знаний взаимосвязей и закономерностей явлений. Без них сложно было бы определить существенное от неважного, совместное от единичного процессов.

Мышление проявляется в словесной форме

Мышление всегда отражает взаимосвязи и отношения между различными объектами в словесной форме. Человеческое мышление и речь дополняют друг друга. Мышление выражается в словах, что облегчает процесс отстранения и обобщения. Происходит это благодаря тому, что слово по своей сути является особым раздражителем, сигнализирующим о реальности в обобщенной форме. «Каждое слово (речь) служит для обобщения».

Мышление базируется на жизненном опыте

Мышление человека напрямую связано с жизненным опытом человека. Оно основывается на социальной практике человека. Это не просто наблюдение за внешним миром, а восприятие его отражения, которое может отвечать на конкретные задачи, возникшие в процессе жизни и устремленные на изменение окружающей действительности.

Мышление может возникать тогда, когда появляются сложные жизненные ситуации. В случае если можно реагировать автоматически, тогда мышление не используется.

Определение 1

Мышление является опосредованным и обобщённым отражением реального мира, видом умственных процессов. Его суть заключается в постижении и понимании вещей и разнообразных явлений, а также их взаимосвязей и взаимоотношений.

Мышление включает в себя следующие особенности:

Опосредованный характер

Создавая взаимосвязи и отношения с вещами, человек может опираться не столько на свои непосредственные чувства и ощущения, сколько на информацию предыдущего опыта, хранимую в его памяти. Такая обусловленность мышления от прошлого опыта четко прослеживается тогда, когда происходит столкновение со следствиями, благодаря чему человек определяет причину явлений.

Например, если ранним утром на улице лежит снег, тогда человек может понять причину этого, которая заключается в ночном снегопаде. Определить эту взаимосвязь человеку помогает всплывшее в его памяти воспоминание о ранее пережитых событиях. Так, если бы эти воспоминания отсутствовали, человеку сложно было бы найти причину происходящего события.

Мышление обладает опосредованным характером также и при открытом наблюдении взаимосвязей события. Например, когда человек видит, как под солнечными лучами высыхает мокрый асфальт на улице, тогда он понимает причину этого события потому, что во время наблюдения в его памяти всплыло воспоминание о подобной ситуации, происходившей раньше.

Мышление опирается на законы явлений

Мышление основывается на присутствующих у человека сведений об основных законах явлений. Во время мышления человек использует уже сложившиеся знания главных положений, которые отражают общие взаимосвязи и закономерности нашей действительности. В приведенном выше примере явно наблюдается, что вода может испариться под воздействием горячих лучей. При этом суждение о причинах и следствиях может появиться опосредованным способом, обобщением находящихся в памяти различных явлений, в которых прослеживаются взаимосвязи между конкретными фактами.

Мышление рождается из наблюдения

Мышление формируется благодаря созерцанию, но при этом не отождествляется с этим процессом. Наблюдая взаимосвязи между явлениями, человек воспринимает их в отстраненном и обобщенном виде. Эти взаимосвязи можно наблюдать в конкретном явлении, потому что они свойственны этим вещам и проявляются общим для каждого законом реальности. Для того, чтобы проявить связь между процессами, важно отвлечься от особенностей данных процессов. Само явление отстранения основывается на полученных во время жизни знаний взаимосвязей и закономерностей явлений. Без них сложно было бы определить существенное от неважного, совместное от единичного процессов.

Мышление проявляется в словесной форме

Мышление всегда отражает взаимосвязи и отношения между различными объектами в словесной форме. Человеческое мышление и речь дополняют друг друга. Мышление выражается в словах, что облегчает процесс отстранения и обобщения. Происходит это благодаря тому, что слово по своей сути является особым раздражителем, сигнализирующим о реальности в обобщенной форме. «Каждое слово (речь) служит для обобщения».

Мышление базируется на жизненном опыте

Мышление человека напрямую связано с жизненным опытом человека. Оно основывается на социальной практике человека. Это не просто наблюдение за внешним миром, а восприятие его отражения, которое может отвечать на конкретные задачи, возникшие в процессе жизни и устремленные на изменение окружающей действительности.

Мышление может возникать тогда, когда появляются сложные жизненные ситуации. В случае если можно реагировать автоматически, тогда мышление не используется.