Снижение уровня притязаний. Слишком низкая самооценка

Уровень притязаний личности (англ. personal level of aspiration ) -- стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. В основе уровня притязаний личности лежит такая оценка своих возможностей, сохранение которой стало для человека потребностью.

Уровень притязаний личности., который относится к достижению в отдельных видах и областях деятельности (например, в спорте, музыке и т. п.) или человеческих отношений (стремление занять определенное место в коллективе, в дружеских, семейных или производственных отношениях и т. п.), называется частным. В основе такого уровня притязаний личности. лежит самооценка в соответствующей области.

Уровень притязаний личности может носить более общий характер, то есть относиться ко многим областям жизни и деятельности человека, и прежде всего к тем, в которых проявляются его умственные и нравственные качества. В основе такого уровня притязаний личности лежит целостная оценка себя как личности.

Понятие уровень притязаний личности. было введено К. Левином и его учениками. Было показано, что уровень притязаний личности в экспериментальных условиях формируется под влиянием успеха или неуспеха в деятельности, однако решающим фактором в его становлении является не сам по себе объективный успех или неуспех, а переживание субъектом своих достижений как успешных или неуспешных.

Уровень притязаний личности может быть адекватным возможностям индивида и неадекватным (заниженным, завышенным). Завышенный уровень притязаний личности может стать источником аффекта неадекватности. При воспитании детей важно учитывать особенности уровень притязаний личности, так как его соответствие возможностям ребенка -- одно из условий гармоничного развития личности. Его несоответствие является источником возникновения различных конфликтов ребенка как с др. людьми, так и с самим собой, что может привести к отклонениям в развитии личности.

Первый экспериментальный анализ явления притязаний был сделан представителем школы К.Левина Ф. Хоппе. Схема эксперимента, которую применил Ф. Хоппе, стала впоследствии традиционной. Сущность ее заключается в том, что задания, на выполнении которых строится эксперимент, ранжируются по трудности. Уровень притязаний выводится из поведения испытуемого при выборе им заданий различной трудности.

Из классических определений понятия уровня притязаний можно привести определения Ф. Хоппе и Дж. Френка. Первый из них определил уровень притязаний как "совокупность с каждым выполнением сдвигающихся, то неопределенных, то более точных ожиданий, постановок целей или притязаний к выполнению предстоящего испытуемому действия". Определение Френка можно сформулировать так: "Уровень притязаний есть уровень трудности задания, который индивид, зная уровень своего прошлого выполнения, определенно обязуется достигнуть". Кроме этих определений, связывающих уровень притязаний с выбором абсолютного уровня цели, существует тенденция понимать уровень притязаний "скорее как относительно определяемую цель, как изменение в цели, связанное с достигнутым уровнем выполнения". Иными словами, предлагается оценивать уровень притязаний не по величине выбранного уровня трудности, а по целевому расхождению, которое находится как разность между выбранным уровнем трудности и результатом предыдущего выполнения. Наконец, некоторые исследователи определяют понятие уровня притязаний через самооценку. Например, В. Гошек пишет, что "уровень притязаний можно понимать как самооценку, косвенно выраженную посредством требований качества и количества собственной деятельности".

Первые работы Ф. Хоппе и Т. Дембо пробудили интерес к этой области исследования и послужили началом целой серии экспериментов, посвященных изучению факторов, влияющих на уровень притязаний. Исследовались: влияние успеха и неудачи в одной сфере на уровень притязаний в другой; онтогенез опыта успеха и неудачи, начиная с шестимесячного возраста; влияние уровня выполнения в одной задаче на уровень притязаний в другой и т. д. Обобщая полученные результаты, К. Левин писал, что в уровне притязаний имеются явно выраженные и глубоко индивидуальные различия: "Отношение между уровнем притязаний и уровнем выполнения широко различается среди индивидуумов и, по-видимому, представляет надежную и общую личностную черту". Он полагал, что высота уровня притязаний является результатом тенденций (а) поддерживать уровень притязаний столь высоким, насколько это возможно, (б) избегать неудачи, (в) держать уровень притязаний в тесной связи с реалистической оценкой будущего выполнения.

Следующий шаг в развитии теоретических представлений об уровне притязаний был сделан в результате работ Мак-Клелланда и Аткинсона в области мотивации достижения. В теории Аткинсона в модель выбора, кроме ситуационных переменных, таких, как субъективная вероятность успеха или неудачи и побуждающей ценности успеха или неудачи, вводятся личностные переменные -- мотивы достижения успеха и избегания неудачи. Величина и соотношение между этими мотивами во многом определяют поведение индивида в ситуации выбора, в том числе и при выборе цели деятельности.

Введение Н. Физером в модель Аткинсона понятия внешней мотивации и признание влияния еще целого ряда ситуационных переменных на установление уровня цели в ситуации выбора дополняют формирование теоретических представлений об уровне притязаний.

Детерминанты уровня притязаний это то, что определяет поведение индивида при установлении или изменении уровня притязаний, факторы оказывающие влияние на установление цели, склонность к риску. Были исследованы различные по своей природе и происхождению детерминанты, как ситуационные, так и личностные.

1. Влияние мотивации достижения. Субъекты с высокой общей мотивацией достижения и с преобладанием мотива достижения успеха имеют умеренно высокий уровень притязаний, предпочитают средний риск, особенно в деятельности, требующей умения. Лица с преобладанием мотива избегать неудачу, с высокой тревогой предпочитают крайние значения уровня притязаний, очень большой или малый риск при выполнении заданий. Эти представления о влиянии мотивации достижения на уровень притязаний укладываются в так называемую аткинсоновскую модель риска.

2. Влияние других мотивов. Впервые влияние других мотивов на поведение испытуемого в ситуации выбора описал Н. Физер. В дальнейшем это неоднократно экспериментально подтверждалось. Например, Д. Мак-Клелланд и Р. Уотсон установили, что преобладание потребности во власти мотивирует субъектов на выбор высоких уровней трудности, идти на более крайний риск, в то время как субъекты с высокой потребностью в присоединении имеют склонность в присутствии других идти на слабый риск.

3. Влияние предыдущего выполнения. Считается типичным некоторое повышение уровня притязаний после успеха и понижение после неудачи в других или предыдущих задачах.

4. Влияние уровня реальности задачи. Уровень притязаний слегка повышается, если установление цели делается на нереальной основе (цель является "желаемой", а не "ожидаемой").

5. Влияние конфликта между связанными с задачей и социальными стандартами превосходства. Этот конфликт может выражаться в так называемых "расщепленных" уровнях притязаний, т. е. в низком установлении объективных целей по сравнению с более высокими, хранимыми про себя.

6. Влияние значимости задания (величины Я-вовлечения). Уровень притязаний увеличивается, если задание имеет большую ценность для субъекта по сравнению с предыдущими. Изучая вопрос о зависимости уровня притязаний от степени Я-вовлечения и мотивации достижения, Р. Холт (1946) в статье "Уровень притязаний: амбиция или защита?" высказал и экспериментально подтвердил три положения: а) когда Я-вовлечение является минимальным, уровни притязаний имеют небольшое мотивационное значение, будучи преимущественно рациональным приспособлением; б) когда Я-вовлечение явно имеется, но на низких интенсивностях, уровни притязаний имеют небольшое защитное значение, но отражают определенную степень мотивации; в) когда же Я-вовлечение превышает некоторый предел, защитные соображения становятся первостепенными и уровень притязаний более сложно детерминированным; корреляция между притязаниями и достижениями (не связанными со способностями) в этом случае падает до нуля.

Таким образом, можно сказать, что на установление уровня притязаний, кроме основной оценочной диспозиции, влияет целый ряд личностных и ситуационных переменных. Перечень описанных факторов, безусловно, является неполным и может быть дополнен другими.

Уровень притязаний можно определить как степень трудности цели, к которой стремится данный человек. Научится ли человек той или иной деятельности или нет -- это во многом зависит от того, пытается ли он ее осуществить или не пытается. Поэтому факторы, определяющие уровень притязаний, имеют первостепенное значение для научения.

Уровень притязаний индивида отчасти определяется уровнем его способностей, проявляющимся в его прошлых и настоящих успехах и неудачах, а отчасти -- определенными групповыми стандартами. Как правило, переживание успеха и неудачи возникает лишь в относительно узкой зоне трудности, близкой к верхней границе способностей данного индивида. Успехи и неудачи оказывают влияние на ожидание результата будущего действия и тем самым повышают или понижают уровень притязаний. Однако уровень притязаний ни в коем случае не определяется одним только этим "рациональным" фактором самим по себе. Ребенок, обладающий способностями более высокими или более низкими, по сравнению со средним уровнем группы может постоянно удерживать чересчур низкий или слишком высокий для своих способностей уровень притязаний. Было показано, что знание своих или чужих групповых стандартов влияет как на уровень реального, так и на уровень желаемого в зависимости от того, в какой степени человек принимает эти групповые стандарты.

Психологический мир, оказывающий влияние на поведение ребенка, расширяется по мере его взросления, как с точки зрения охватываемого им пространства, так и с точки зрения времени.

Несовпадение между привлекательными областями жизненного пространства и пространством свободного передвижения -- один из главных факторов, определяющих уровень притязаний индивида.

В ходе развития обычно расширяется и пространство свободного передвижения, и жизненное пространство в целом. Область доступной растущему ребенку активности расширяется в силу того, что возрастают его способности; кроме того, вполне вероятно, что социальные ограничения при увеличении возраста снимаются.

Быстрее, чем устанавливаются новые (по крайней мере, когда ребенок минует период младенчества). Отдельные события (например, рождение младшего брата или сестры) могут изменить это соотношение на определенное время. Однако даже в те периоды, когда пространство свободного передвижения остается тем же, жизненное пространство обычно увеличивается в размерах и распространяется на новые области, одни из которых доступны ребенку, а другие -- нет. Увеличение размеров жизненного пространства временами происходит постепенно, а временами -- относительно резкими скачками. Последнее характерно для так называемых кризисов развития. Этот процесс продолжается и во взрослом состоянии.

Начиная со столь раннего возраста поведение ребенка в каждом своем аспекте формируется социальной ситуацией. Само собой разумеется, что его мораль, религиозные убеждения и политические ценности определяются тем, что он есть часть общества, в котором живет и на которое реагирует. Если же обратиться к данным культурной антропологии и экспериментальной психологии, то можно, мне кажется, получить подтверждение и того, что социальные влияния пронизывают все действия индивида, даже те, которые на первый взгляд никак с обществом не связаны.

Человеческое поведение представляет собой либо направленное действие, либо эмоциональную реакцию. Как показала экспериментальная психология, целеобразование непосредственно зависит от законов, управляющих уровнем притязаний, в частности, от влияния успеха и неудачи на повышение и снижение уровня притязаний. Эксперименты демонстрируют, что сильное влияние на уровень притязаний оказывают такие социальные факты, как присутствие или отсутствие других людей, соревновательный или несоревновательный характер ситуации. Было также показано, что постановка целей зависит от определенных идеальных целей и представлений, от того, что социологи называют "идеологией" человека. Культурная антропология доказывает, что в разных культурах эти идеологии сильно различаются.

Уровень притязаний играет чрезвычайно важную роль в поведении людей и оказывает влияние на постановку и достижение большинства человеческих целей. Именно с ним связано то парадоксальное обстоятельство, что человек может предпочесть трудные цели более легким.

Переживание успеха и неудачи зависит от соотношения уровня выполнения задания с определенной системой отсчета. Такой системой отсчета может быть уровень притязаний (то есть цель, на достижение которой было направлено данное действие), уровень выполнения предшествующего действия или же групповые стандарты. Индивид будет испытывать чувство успеха, если результат его действия достигает определенного уровня по отношению к ведущей системе отсчета. То, какая именно из систем отсчета окажется ведущей, зависит от целого ряда факторов, один из которых -- тенденция избегать переживания неуспеха.

Общение со сверстниками, сравнение себя с другими при наличии уже достаточно развитых познавательных возможностей детей среднего школьного возраста приводят к тому, что важнейшим содержанием их психического развития становится развитие самопознания. У подростков возникает интерес к своей собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке. В результате на протяжении среднего школьного возраста у подростков складывается относительно устойчивая самооценка и основанный на ней уровень притязаний. Это порождает потребность быть не только на уровне требований окружающих, но и на уровне собственных требований и собственной самооценки. Как показывают исследования, неспособность удовлетворить эти притязания, необходимость снижения самооценки ведут к острым аффективным переживаниям, свидетельствующим о значении для детей указанной потребности. Особенно сильно такого рода переживания выражены в среднем школьном возрасте. Исследования показали также, что количество детей, ориентирующихся на самооценку, последовательно увеличивается в ходе возрастного развития ребенка.

Еще одной важной особенностью социальной ситуации развития подростка, накладывающей отпечаток на весь его нравственно-психологический облик, является расхождение между объективным положением школьника и его внутренней позицией.


Уровень притязаний - желаемый уровень самооценки личности; определяется степенью трудности тех задач, которые личность перед собой ставит. Оценка уровня притязаний проводится с точки зрения его адекватности - соответствия реальным возможностям человека. Различают частный и общий уровень притязаний.
Частный уровень притязаний относится к достижениям в отдельных областях деятельности (в спорте, музыке и т.п.) или человеческих отношений (стремление занять определенное место в коллективе, в дружеских, семейных, производственных отношениях и т.п.). В основе такого уровня притязаний лежит самооценка в соответствующей области.
Уровень притязаний может носить более общий характер, т.е. относиться ко многим областям жизни и деятельности человека и прежде всего к тем, в которых проявляются его интеллектуальные и нравственные качества.
Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого.
Уровень притязаний как психологическая характеристика личности впервые был экспериментально изучен в 20-х годах под руководством К.Левина немецким психологом К.Хоппе. Было показано, что выбор задачи определенной трудности зависит от успеха или неудачи в решении предыдущих задач: успех способствует выбору более трудных задач (повышение уровня притязаний), неудачи - наоборот, более легких (снижение уровня притязаний). Выяснилось также, что среди испытуемых существуют люди, которые в случае возникновения риска озабочены не тем, чтобы добиться успеха, а тем, чтобы избежать неудачи.
К нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям может привести неадекватность самооценки. В поведении это проявляется выбором слишком трудных или слишком легких целей, повышенной тревожностью, неуверенностью в своих силах, тенденцией избегать ситуации соревнования, некритичностью в оценке достигнутого, ошибочностью прогноза и т.п.
Рассмотрим более подробно, что такое самооценка и уровень притязаний.
Наша самооценка является оценочной составляющей нашей Я-концепции. Что такое Я-концепция? Концепция - это некоторая теория. В нашем случае - это теория... «Я». То есть теория, описывающая - кто я такой и как я к этому отношусь.
То есть Я-концепция - это система, состоящая из представлений человека о себе и его отношений к этим представлениям. Чаще всего в Я-концепции выделяют три элемента:

  1. Образ «Я» - представление человека о себе, то есть убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным.
  2. Самооценка - то или иное отношение к конкретным чертам образа «Я», то есть эмоциональное отношение к этому убеждению. Конкретные черты образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
  3. Потенциальные действия человека, направленные на изменение или поддержку образа «Я» в соответствии с самооценкой.
Образ «Я» - то, что я знаю о себе. Самооценка - хочу или не хочу быть таким. Потенциальное поведение - потенциальное «действие». Так, например, человек может думать: «Я - умный, общительный, находчивый (образ „Я“). Меня это радует (самооценка). Я - толстый и ношу очки (образ „Я“). Мне это неприятно (самооценка).
Человеческая жизнь во всех ее аспектах складывается в диалоге между Я-концепцией и обстоятельствами реальности, любая попытка что-либо изменить в себе, любая система саморегуляции имеет дело прежде всего с Я-концепцией человека. Именно Я-концепция, а не некое реальное «Я» имеет определенное значение для личности и ее поведения. Никакие изменения в человеке, в его жизни нельзя произвести, не изменив его Я-концецию. Широко известен тезис: то, какие мы есть, определяет, какой жизнью мы живем, и изменить свою жизнь можно, только изменив себя.
Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа «Я», могут быть самыми разнообразными.
Самооценка - это, в первую очередь, продукт нашего детского и подросткового опыта. В этот важнейший период жизни мы формируем свое мировоззрение и испытываем на себе те влияния, которые могут обусловливать негативные взгляды на собственную личность (Каунт, 2003). Более всего на нас воздействуют родители, братья и сестры, друзья, учителя - то есть те люди, чье мнение кажется нам самым важным. Достигая подросткового возраста, мы начинаем придавать очень большое значение взглядам своих друзей, которые могут занижать наши положительные качества. Вот далеко не полный список того, что может в данный период нанести урон нашей самооценке:
  • «обусловленная» привязанность - «Я буду любить тебя/испытывать к тебе симпатию, если...»;
  • возможность подвергнуться опасности или насилию;
  • чрезмерная опека, особенно если она обосновывается вашей слабостью или неспособностью позаботиться о себе;
  • жесткая критика, осмеяние, унижение;
  • гонение со стороны группы, которое может быть вызвано физическими, социальными или поведенческими различиями; принудительные занятия тем, что не соответствует дарованиям человека, когда, например, неспортивного ребенка заставляют делать физические упражнения или участвовать в спортивных играх;
  • сравнение, в котором предпочтение отдается более успешным друзьям, братьям или сестрам; воспитание в семье, где низкая самооценка является нормой;
  • поощрение привычки уделять слишком много внимания тому, что «люди подумают»; нереалистичные ожидания ваших успехов со стороны окружающих вас людей.
Хотя основы нашей самооценки формируются в детстве, она подвержена изменениям и в зрелом возрасте. Опасность снижения самооценки возникает в тех случаях, когда нас отвергают, игнорируют либо распоряжаются нами как собственностью; нас обманывают или дурачат; нас несправедливо критикуют или унижают; мы убеждаемся в недостатках своих знаний или навыков;
  • мы осознаем, что нам не удается жить в соответствии со своими идеалами;
  • мы испытываем тревогу, подвергаемся угрозам или насилию;
  • мы испытываем сильный стресс; мы переживаем неприятные жизненные ситуации - безработицу, лишения, осложнения во взаимоотношениях с другими людьми.
Важно признать, что наша самооценка - это просто ряд впечатлений и суждений, которые сложились у нас в процессе приобретения жизненного опыта, а также нашего восприятия того, как на нас реагируют окружающие. Но хотя эти впечатления могут вызвать глубокие последствия, они порой не имеют под собой никаких оснований. Каждый из перечисленных выше факторов может привести к снижению самооценки. Однако они снижают ее лишь потому, что мы позволяем им это делать. Более того, мы сами склонны искаженно или ошибочно оценивать свои способности и опыт.
Наше искаженное восприятие может включать следующие действия.
  • Мы можем ошибочно трактовать результаты своей деятельности, когда испытываем стресс. Находясь под давлением обстоятельств, очень легко сделать ложные выводы по поводу собственного поведения. Зачастую нам ошибочно кажется, что мы допустили непростительный промах, совершили глупый поступок, не выполнили то, что нам хотелось бы.
  • Мы неверно интерпретируем поведение окружающих. Чрезмерная чувствительность к реакции других людей приводит к тому, что мы объясняем их поступки несуществующими мотивами, обнаруживаем критику там, где она даже не предполагалась, трактуем каждую деталь поведения как несомненное желание проигнорировать или отвергнуть нас.
  • Окружающие зачастую составляют о нас ложные представления, основанные на их собственных заблуждениях. Однако мы не решаемся признать, что реакция других людей может быть вызвана их собственными тревогами, подозрительностью или стрессом, который они испытывают.
Искажения из-за домыслов:
  • Мы делаем выводы о собственном поведении на основе немногочисленных фактов. Используя всего один или два примера, мы формулируем правила, которые применяем во всех ситуациях.
  • Мы направляем события по наихудшему варианту, а затем делаем необоснованные выводы о своей никчемности.
  • Мы обвиняем себя в том, что произошло не по нашей вине.
  • Мы преувеличиваем свои недостатки и слабости.
Искажения из-за упущений:
  • Мы не принимаем в расчет доказательства, которые противоречат нашим негативным взглядам на собственную личность.
  • Мы отказываемся акцентировать внимание на своих положительных качествах.
  • Мы игнорируем собственные достижения.
Ошибочное прогнозирование:
  • Мы преувеличиваем вероятность неблагоприятного развития событий.
  • Мы преувеличиваем возможность негативных последствий.
  • Мы недооцениваем собственные способности разрешения проблем.
Если мы страдаем от этих заблуждений уже в зрелом возрасте, представьте, насколько глубоки были эти страдания в юности, когда только формировался наш взгляд на мир и людей, его населяющих. Критика родителей была для нас более болезненной в то время, когда мы еще верили в их непогрешимость, а задиристое поведение друзей было более значимо для нас, когда мы еще не понимали, что они всего лишь неудачники.
Таким образом, ряд основных негативных выводов о себе мы делаем в результате нашего опыта и перечисленных заблуждений.
Самооценка большинства из нас зависит также от того, какое значение мы придаем взаимоотношениям с другими людьми, социальному окружению, своей работе, здоровью и внешности. Хорошо ли мы выглядим? Симпатичны ли мы другим людям? Если мы отвечаем на подобные вопросы положительно, мы создаем позитивный образ собственной личности. В общем, в этом нет ничего плохого. Наши успехи и реакция на них окружающих значительно влияют на самооценку и помогают нам преодолевать новые трудности и добиваться лучших результатов. Но такой подход может принести вред, если мы придаем некоторым условностям слишком большое значение, говоря себе:
«Я могу быть доволен собой только в том случае, если
  • ...я буду иметь стройную фигуру;
  • ...меня будут поощрять и поддерживать;
  • ...я достигну совершенства во всем, что собираюсь сделать».
Всякий раз, как мы придаем слишком большое значение определенным аспектам собственной жизни, мы сталкиваемся с какой-нибудь проблемой. Действительно, невозможно всегда добиваться успеха. И именно в те моменты, когда мы огорчены неудачей, нам более всего нужна позитивная самооценка.
Но когда дела идут плохо и мы не можем повлиять на обстоятельства, ставшие причиной неудачи, мы сталкиваемся с очень сложной проблемой восстановления нормальной самооценки.
Когда У. Джемс определил самооценку с помощью оригинальной формулы «САМООЦЕНКА = УСПЕХ / ПРИТЯЗАНИЯ», он фактически указал на два пути повышения самооценки. В самом деле, человек может улучшить представление о себе, либо увеличивая числитель этой дроби, либо уменьшая ее знаменатель, поскольку для самооценки важно лишь соотношение этих показателей.
Для того чтобы разобраться с нашим уровнем притязаний, попробуем ввести понятие «идеала» в структуру Я-концепции. Получим еще один вариант модели Я-концепции. В нее войдут:
  • реальное «Я»;
  • идеальное «Я»;
  • зеркальное «Я».
Реальное «Я» - это та часть Я-концепции, в которой находит свое отражение восприятие человеком его реальных, объективно существующих свойств, то есть того, каков он на самом деле.
Идеальное «Я» - это представления человека о том, каким он хотел бы быть.
Зеркальное «Я» - это представление человека о том, каким его видят другие.
Тогда самооценка - это образ «Я» в сопоставлении с Идеалом.
Наше Идеальное «Я» складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные чаяния и устремления человека, которые бывают оторваны от реальности. Идеальное «Я» отражает цели, которые человек связывает со своим будущим. Идеальное «Я» - это набор черт собственной личности, которые необходимы, с точки зрения самой личности, для достижения успеха, а иногда и совершенства. Многие авторы связывают идеальное «Я» с усвоением культурных идеалов, представлений и норм поведения, которые становятся личными благодаря механизмам социального подкрепления, такого рода идеалы свойственны всякому человеку. Проще говоря, идеальное «Я» отражает наш уровень притязаний.
Степень рассогласования образов «Я»-реального и «Я»-идеального оценивается как основной фактор социально-психологической дезадаптации, первопричина личностных нарушений, один из параметров низкой самоактуализации личности, источник конкретных психических расстройств - депрессии и тревожности, а также психосоматических заболеваний, в том числе и головных болей.
На первый взгляд, что плохого в завышенных притязаниях (перфекционизме)? Многие люди готовы сознаться, что они склонны бесконечно усовершенствовать начатое дело. При этом они сообщают об этом с улыбкой, а не со смущением. Кроме того, перфекционистами очень часто являются довольно успешные люди. В таком случае имеет ли смысл говорить об этом явлении в разделе, посвященном повышению самооценки? Да, конечно. Наличие такого качества, как перфекционизм, свидетельствует о низкой самооценке, она может значительно препятствовать реализации способностей человека и мешать ему в полной мере получать удовольствие от жизни (Каунт, 2003).
А теперь давайте посмотрим, склонны ли вы к перфекционизму? Ознакомьтесь с десятью приведенными ниже утверждениями и укажите, какие из них относятся или не относятся к вам.
  1. Я избегаю тех действий, которые, как мне кажется, я не могу выполнить хорошо.
  2. Я разочарован во многих людях - партнерах, коллегах, друзьях, детях.
  3. Я злюсь на себя каждый раз, когда совершаю ошибку.
  4. Я скорее сделаю задание сам, чем поручу его другому человеку.
  5. Даже когда меня благодарят за успешно проделанную работу, я бываю разочарован в том, как я выполнил ее.
  6. Окружающие называют меня надзирателем или педантом.
  7. Мне ненавистна мысль о том, что я обыкновенный человек.
  8. Мне кажется, что, если я не выполню свою работу хорошо, люди могут отвергнуть
меня.
  1. Я злюсь на себя за то, что не могу отказаться от того, чего мне хочется достичь.
  2. Мне кажется, что даже самая незначительная оплошность может перечеркнуть всю работу, которая в целом выполнена хорошо.
Если хотя бы одно из этих утверждений относится к вам, значит, вы склонны к завышению притязаний. Это может проявляться различными способами. Иногда перфекционизм проявляется не только в том, что вы предъявляете к себе повышенные требования, порой вам кажется, что люди ждут от вас чего-то более значительного, либо вы ждете от них чего-то экстраординарного. Это свойство может проявляться в любых аспектах жизни - в профессиональных достижениях, стремлении к физическому совершенству, идеальным взаимоотношениям, навязчивой тенденции четко упорядочить и организовать свою жизнь. Все эти формы поведения, свидетельствующие о низкой самооценке, связаны со следующими характеристиками:
  • убежденность в том, что, только достигнув совершенства, вы обретете уверенность в ценности собственного бытия;
  • болезненное восприятие критики и нежелание признавать свои ошибки;
  • неудовлетворенность достигнутым.
Поведение таких людей более определяется страхом совершить ошибку, чем перспективой успеха. Они страстно желают достичь своих целей, но при этом очень боятся потерпеть неудачу. Это противоречие приводит к тому, что люди с завышенными притязаниями могут избегать риска, оставшись в безопасной и комфортной зоне. С этой целью они уходят от трудностей, постоянно откладывая действия, в успехе которых сомневаются. Могут отказаться от задания, если его выполнение проходит не идеально. Ставят перед собой либо заниженные, легко достижимые цели, либо, наоборот, чрезмерно завышают требования к себе, пытаясь сделать невыполнимое. Ни одна из этих стратегий не позволяет в полной мере реализовать личный потенциал.
Люди с завышенными притязаниями редко бывают довольны достигнутым и всегда найдут, к чему придраться.
«Но высокие цели - это как раз то, что улучшает мою самооценку», - возразят некоторые читатели.
Все это так, однако не стоит предъявлять к себе нереалистичные требования, которые вы не сможете выполнить, в результате чего почувствуете себя жалким человеком.
Между стремлением к совершенству (полезным для вашей самооценки) и перфекционизмом (негативно влияющим на нее) можно провести четкую разделительную линию. Вы можете спросить, где она проходит и как убедиться в том, что вы сами находитесь там, где нужно. Если в вашей жизни сохраняется устойчивое равновесие, значит, вы на верном пути. Но вы переступили границу и завысили требования, если:
  • ваше стремление к совершенству не позволяет вам удовлетворяться достигнутым;
  • вы почувствовали, что можете реализовать свои возможности только в том случае, если не допустите ни единой ошибки в своей работе;
  • за вашим стремлением к совершенству скрывается потребность утвердиться в глазах других людей, произвести на них впечатление или получить их одобрение.
Вам иногда бывает трудно согласиться с тем, что вы предъявляете слишком высокие требования к себе и другим. Эти требования могут восприниматься вами как абсолютный минимум, необходимый для сохранения самоуважения и чувства собственного достоинства. Но проблема может заключаться в том, что, как правило, в стандартных ситуациях вы испытываете недостаток ресурсов и ваши действия бывают ограничены во времени. Ставя перед собой высокие цели, убедитесь, что план ваших действий реалистичен, соответствует уровню ваших навыков и в нем учтены требования, которые предъявляют к вам другие люди.
А теперь предлагаю вам следующее упражнение по самоисследованию.

Уровень притязаний

Характеризует:

1) уровень трудности, достижение к-рого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель);

2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (У. п. в данный момент);

Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций - тенденции повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и тенденции снизить их, чтобы избежать неудачи. Переживание успеха (или неуспеха), возникающее вследствие достижения (или недостижения) У. п., влечет за собой смещение У. п. в область более трудных задач (или более легких). Снижение трудности избираемой цели после успеха или ее повышение после неудачи (атипичное изменение У. п.) говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Уровень притязаний

Понятие, введенное К. Левином для обозначения стремления индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям. Соответствует достижениям в некоем виде деятельности и некоей сфере общения, на кои рассчитывает человек при оценке своих способностей и возможностей.

Характеризует:

1 ) уровень трудности, достижение коего является общей целью серии будущих действий, - цель идеальную;

2 ) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий, - уровень притязаний в данный момент;

3 ) желаемый уровень самооценки личности, - уровень Я.

Уровень притязаний может быть адекватным, то есть соответствовать способностям индивида, и неадекватным - заниженным или завышенным. (см. уровень притязаний).

Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций:

1 ) повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех;

2 ) снизить их, чтобы избежать неудачи.

Переживание успеха (неуспеха), возникая вследствие достижения (недостижения) уровня притязаний, влечет за собой его смещение в область более трудных (легких) задач. Снижение трудности избираемой цели после успеха или же ее повышение после неудачи - атипичное изменение уровня притязаний - говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке.

Люди, имеющие реалистичный уровень притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным, завышенным или заниженным притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, в тенденции избегать ситуаций соревнования, в некритичности оценки достигнутого, в ошибочности прогноза, и пр.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Уровень притязаний

   УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ (с. 619) - желаемый уровень самооценки личности; определяется степенью трудности тех задач, которые личность перед собой ставит. Оценка уровня притязаний проводится с точки зрения его адекватности - соответствия реальным возможностям человека. Различают частный и общий уровень притязаний.

Частный уровень притязаний относится к достижениям в отдельных областях деятельности (в спорте, музыке и т.п.) или человеческих отношений (стремление занять определенное место в коллективе, в дружеских, семейных или производственных отношениях и т.п.). В основе такого уровня притязаний лежит самооценка в соответствующей области.

Уровень притязаний может носить более общий характер, то есть относиться ко многим областям жизни и деятельности человека, и прежде всего к тем, в которых проявляются его интеллектуальные и нравственные качества.

Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуации соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т.п.

Уровень притязаний как психологическая характеристика впервые был экспериментально изучен в 20-х гг. XX в. под руководством К.Левина немецким психологом К.Хоппе. Было показано, что выбор задачи определенной трудности зависит от успеха или неудачи в решении предыдущих задач: успех способствует выбору более трудных задач (повышение уровня притязаний), неудачи - наоборот, более легких (снижение уровня притязаний). Выяснилось также, что среди испытуемых существуют лица, которые в случае возникновения риска озабочены не тем, чтобы добиться успеха, а тем, чтобы избежать неудачи. Если им приходится осуществлять выбор между задачами различной степени трудности, они выбирают либо самые легкие задачи, либо самые трудные. Первые - потому, что убеждены в успехе (элемент риска минимален); вторые - потому, что неудача в этом случае будет оправдана исключительной трудностью задачи (при этом самолюбие не окажется уязвленным).

Эксперименты Хоппе в различных модификациях были впоследствии повторены многими исследователями. Результаты позволили выявить следующую закономерность: обычно личность устанавливает свой уровень притязаний между очень трудными и очень легкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку.

Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но прежде всего трезвым, а иногда смутно осознаваемым учетом и оценкой прошлых успехов и неудач.

Исследования уровня притязаний позволяют лучше понять мотивацию поведения человека и осуществлять направленное педагогическое воздействие, формирующее лучшие качества личности.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Смотреть что такое "уровень притязаний" в других словарях:

    Уровень притязаний - личности это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Люди, обладающие реалистическим уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, большей… … Википедия

    УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ Энциклопедия социологии

    УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ - – 1. Уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель). 2. Выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (У. п.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ - характеризует: 1) уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель)); 2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий; … Словарь по профориентации и психологической поддержке

    УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ - См притязаний, уровень … Толковый словарь по психологии

    Уровень притязаний - 1) уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель); 2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (У. п. в данный… … Психологический лексикон

    УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ - англ. level of claims; нем. Anspruchsniveau. 1. Идеальная цель, достижение к рой связано с определенными трудностями и целым рядом будущих действий. 2. Цель очередного действия, формирующаяся в результате успешности или безуспешности прошлых… … Толковый словарь по социологии

    Уровень притязаний - желаемый уровень достижений личности, связанный с её самооценкой; определяется степенью трудности тех задач, которые личность перед собой ставит. Оценка У.п. проводится с точки зрения его адекватности соответствия реальным возможностям… … Педагогический терминологический словарь

    УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ - желаемый уровень достижений личности, связанный с её самооценкой; определяется степенью трудности тех задач, к рые личность перед собой ставит. Оценка У. п. проводится с точки зрения его адекватности соответствия реальным возможностям человека.… … Российская педагогическая энциклопедия

Не получается достигнуть цели?! Боишься пробовать себя на новом поприще?! Узнай причины своих страхов, пока «на помощь» не пришла фрустрация!

Каждому человеку, обитающему на планете Земля, присуще желание чего-либо добиться в жизни. При этом запросы могут быть абсолютно разными: один грезит высокой должностью, другой мечтает властвовать над миром, а третьему для полного счастья не хватает лишь пары кроссовок.

Умение ставить перед собой осуществимые задачи, соответствующие реальным возможностям, свидетельствуют о наличии адекватного уровня притязаний.

Уровень притязаний и самооценка личности

Психологический термин «уровень притязаний» подразумевает стремление индивида достичь определенных результатов на том или ином поприще, чтобы повысить, либо еще раз подтвердить свою самооценку.

Что касается последней, она представляет собой отношение человека к собственной личности, попытку оценить свои возможности, достоинства и недостатки, а также их влияние на других представителей людского рода.

В зависимости от характерных особенностей человека самооценка может быть разумной, завышенной или заниженной.

Не подлежит сомнению тот факт, что между уровнем притязаний и самооценкой существует тесная взаимосвязь, поскольку ни одно из этих понятий не может существовать отдельно от другого.

Снижая или повышая планку ожиданий, человек получает возможность регулировать свою самооценку, которую, к сожалению, не всегда умеет правильно использовать.

Последствием этого нередко становятся внутренние конфликты и острый психологический дискомфорт, сопровождающиеся затяжными депрессиями, нервными срывами и состоянием крайней озлобленности на весь мир.

Завышенная самооценка

Диагностика завышенной самооценки включает отслеживание таких признаков, как:

  1. Фанатичная вера в свои возможности . Человек, пораженный этим «недугом», не упускает случая убедить окружающих в своем превосходстве над ними и очень любит использовать букву «я» (я сказал, я прав, я считаю, я рекомендую).
  2. Абсолютная невосприимчивость к критике . Любые замечания отскакивают от него, как «от стенки горох», более того, вызывают острое недовольство и ярко выраженную враждебность.
  3. Агрессивное поведение . Ошибочно полагая, что тактика нападения – лучший выход из любого положения, индивид с завышенной самооценкой имеет обыкновение затевать скандалы даже по самому незначительному поводу.
  4. Чрезмерно высокий уровень притязаний . Имея весьма искаженное представление о соотношении своих реальных и желаемых возможностей, он «стремится к звездам, едва умея ползать по земле».
  5. Глубокая эмоциональная неустойчивость . Как правило, она проявляется в резких перепадах настроения. Человек может весело смеяться над шуткой, а уже через минуту его пробирает крупная дрожь и он начинает биться в истерике, обвиняя окружающих во всех смертных грехах.
  6. Характерный внешний вид . Неестественно прямая осанка, горделиво поднятая голова, пронизывающий взгляд, а также голос, полный командных ноток.
  7. Отрицание неудач . Для человека с завышенной самооценкой губительна сама мысль о возможном провале. Сохраняя веру в собственную непогрешимость, он старается не участвовать в разговорах на эту тему и бесцеремонно обрывает собеседников, задающих «неудобные» вопросы.

Заниженная самооценка

Ученые мужи и дамы, прекрасно разбирающиеся в психологии, уже давно выявили следующие признаки заниженной самооценки:

  1. Излишняя робость и осторожность . От человека с комплексом неполноценности сложно добиться прямолинейности и твердости в ответах. Постоянно опасающийся задеть чужие чувства, он предпочитает юлить и мямлить, но только не высказывать свое настоящее мнение.
  2. Требовательность «на грани» . Закомплексованные мужчины и женщины скрупулезно пытаются добиться совершенства во всем, придирчиво оценивая не только свои, но и чужие действия. Подобная тактика нередко приводит к тому, что их начинают избегать даже самые близкие и любящие люди.
  3. Непрекращающиеся попытки заслужить одобрение . Многочисленные исследования доказали, что неуверенный в себе индивид, как никто другой зависит от постороннего мнения. Неодобрительные взгляды окружающих для него не просто проблема, а целая трагедия, ведущая к возникновению новых комплексов.
  4. Чрезмерно низкий уровень притязаний . Самосознание играет с таким человеком злую шутку, заставляя его устремляться в обратную сторону от истинных желаний и возможностей. Не в состоянии оценивать свои способности адекватно, он зачастую так и остается «на побегушках», даже если на самом деле заслуживает куда более высокой должности.
  5. Неубывающая любовь к жалобам. При этом не имеет значения, насколько обоснованы стенания несчастного, главное, чтобы весь мир был информирован о том, что он нелюбим, некрасив, несчастен, болен и вообще, на днях покинет этот бренный мир.
  6. Характерный внешний вид . Шаркающая, нерешительная походка, втянутая в плечи голова и бегающий взгляд, в котором явственно читаются вина и непременное предчувствие дурного.
  7. Стремление идти «на поводу» . Не доверяя своим суждениям, закомплексованный человек легко поддается влиянию других людей и с радостью перекладывает на них ответственность за свои поступки. Совершая под чужим руководством что-нибудь неблаговидное, он в первую очередь с облегчением думает о том, что все произошедшее – не его вина.

Понятие и характеристика фрустрации

Фрустрация – травмирующее психическое состояние, возникающее у человека, когда он не может или думает, что не может добиться осуществления тех или иных желаний.

Чаще всего причиной ее появления становятся низкая или высокая самооценка, а также завышенный уровень притязаний. Решить проблему можно только избавившись от комплексов, вернув себе уверенность в собственных силах и трезво взглянув на вещи.

Жизнь современного человека заполнена постоянной борьбой: за место под солнцем, за любимую семью, за приемлемое отношение – перечислять можно до бесконечности. Правильно расставив приоритеты и избавившись от проблем с самооценкой, можно получить в помощь новое действенное оружие, имя которому самоуважение.

Видео: Психология. Самооценка

admin

Каждый человек, независимо от семейного положения и статуса в обществе, устанавливает цели и стремится их достичь. Цели разные, и степень их сложности зависит только от уверенности и настойчивости. В психологии это называется притязание личности. Это то, чего человек признает себя достойным.

В нем собраны задания, которые помогают человеку провести самоанализ и оценить адекватность действий.

Самооценка личностных качеств

В процессе жизни человек оценивает умение, способности, опыт, возможности. Сравнивая себя с окружающими, мы удовлетворяем собственные желания:

собственное совершенствование;
стремление к поставленной цели;
любопытство.

Самооценка дает возможность увидеть слабые и сильные стороны и выбирать подходящие варианты поведения в жизненных реалиях.

Человек оценивает собственное поведение, основываясь на двух компонентах:

эмоциональный — человек определяет, как он сам относится к собственным чертам характера, привычкам, поведению и другим чертам личности;
когнитивный — узнает о себе от друзей, родственников, коллег, недоброжелателей.

Психолог американец Джеймс У. вывел следующую формулу для самооценки: отношение успеха к степени притязаний.

Успех — установленный факт какого-либо результата, решения поставленной задачи. Степень притязаний в данном варианте — цель будущих процессов в идеальном виде. Исходя из формулы видно, что можно двумя способами:

снизить уровень притязаний;
повысить результативность процессов.

Психологи отмечают, что уровень притязаний неразрывно связан с самооценкой.

Несоответствие реальных сил и притязаний приводит к тому, что человек судит себя и собственное поведение неправильно. Из-за этого появляется упадок эмоциональных сил и срыв, увеличивается тревожность. Это ведет к занижению собственной ценности и провалу поставленных планов.

Как установить уровень притязаний?

Этот термин и его понятие было выведено Левином К. совместно с его последователями. Они установили, что на формирование Уровня притязаний влияет успех или провал компании. Основной причиной его утверждения является не удача или провал, как объективный предмет, а переживания человека вследствие достижения поставленной цели или ее провала.

Достигая того или иного уровня, человек проходит три стадии:

уровень трудности — определяется одна цель, которая становится частичкой цепи будущих движений;
выбор следующего действия, который приведет к итоговому результату. Выбранный вариант зависит от успеха или провала бывших действий.
, который желает личность.

Если человек стоит перед выбором степени трудности каждого процесса, уровень притязания личности смещается в зону более легких или трудоемких задач. Это возникает в результате удачного или неудачного достижения предыдущей цели. Если человек боится, что его вновь постигнет неудача, он стремится снизить притязания.

Отличия У.п.л. необходимо помнить при воспитании детей, так как гармоничное возможно только при адекватном уровне притязаний. Малейшее несоответствие действительности приводит к конфликтным ситуациям, проявлению агрессии, замкнутости или другим отклонениям.

Притязания в свете реальных возможностей

Американские психологи-ученые разработали теорию, согласно которой индивидуумы, мотивируемые на успешное завершение цели, ставят задачи, которые они выполнят удачно. Такие люди смелы, решительны и стремятся добиться успеха в любом положении. Они способны мобилизовать собственные внутренние ресурсы и акцентировать внимание только на достижении поставленных задач.

Абсолютно по-другому ведут себя люди, которые от любых действий ждут неудачи. Их главная цель — избежать неуспеха. Люди, с самого начала настроенные на провал, неуверены в своих действиях. Они не верят в собственные силы. Ожидая критики, они с осторожностью делают каждый шаг. В результате они не получают удовольствия от своих действий и не верят в возможный успех.

Можно сказать, что у них определяется реалистичный Уровень притязания личности. Люди, готовящиеся к неудаче, чаще всего имеют высокие или сниженные притязания. В поведении нереалистичные притязания проявляются выбором трудоёмких или облегченных задач, неуверенностью и тревожностью. Такие люди избегают соревновательных моментов, они чаще ошибаются и не способны критично оценить полученный результат.

Как определить свой?

Выявить уровень притязания можно только с помощью опытного психолога или специально разработанных тестов. Определить эту характеристику стоит, если жизнь явно не получается, поставленные цели остаются недостигнутыми.

Проведя анализ можно установить, совпадает ли уровень притязаний с уровнем личностных качеств. В соответствии с результатами придется либо понижать планку притязаний, либо изменять определенные качества личности. В любом случае это долгий путь и к нему надо быть готовым.

1 марта 2014