Методическая конференция. Международная научно-методическая конференция «Современные тенденции развития непрерывного образования: вызовы цифровой экономики

Наименование учреждения: ГБДОУ детский сад №114 Фрунзенского района г.Санкт-Петербург

Использование

разнообразных форм и методов

в работе с детьми по развитию речи

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Почти все дети дошкольного возраста - имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – наступает патология.

И только небольшая часть детей, идущих в школу, имеют чистую, хорошо развитую речь .

На чистоту речи ребенка влияют такие факторы, как: речевой слух, речевое внимание, речевое дыхание, голосовой и речевой аппарат.

Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования: «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель должен помочь развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте. Педагог должен строить свою работу и применять формы образовательного процесса, соответствующие возрасту детей.

Формы работы с детьми могут быть различны. (образовательная ситуация, ситуация общения, проектная деятельность, игра)

Основной формой моей работы по развитию речи детей является образовательная ситуация . Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей: от 3 до 7-8 детей, количество зависит от желания детей и от самой образовательной ситуации. Можно организовать несколько образовательных ситуаций, но с одним и тем же дидактическим материалом, это поможет постепенно усложнять задачи и успешно решать их. В качестве дидактического материала можно использовать любое пособие (книга, игрушка, природный материал, сюжетная картинка и др.)

Ситуация общения - это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий (Ельцова О. М., Горбаческая Н. Н., Терехова А. Н.). Ситуации общения могут быть лексическими, вербально - оценочными, прогностическими, описательными в зависимости от поставленной речевой задачи. При их организации лучше всего «идти от детей», то есть находить эти ситуации в детской деятельности и использовать их для развития речи ребенка. Примерами ситуации общения на развитие коммуникативных умений может быть: «Что не так?» (цель: упражнять детей в умении соотносить форму приветствия с ситуацией ее использования: каждое приветствие уместно в той или иной ситуации: утром не скажешь «добрый вечер»; нельзя сказать «привет» тому, кто старше по возрасту или мало знаком); «Улыбка» (цель: упражнять в использовании при приветствии средств невербального общения: посмотреть человеку в глаза и улыбнуться, чтобы он понял: ему рады, приветствуют именно его); «Рукопожатие» (цель: упражнять детей в использовании форм жестового приветствия) и т. д.

В таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач. Примерами специально планируемых ситуаций общения могут быть игры-викторины: «Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок), «Кто лучше знает природу своего края?» (упражнение в восприятии и составлении описательных рассказов с региональной составляющей), «Из какой сказки вещи» (упражнение в развитии объяснительной речи), «Магазин волшебных вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности).

Так же в своей работе, как одну из форм, применяю проектную деятельность . В проектной деятельности прослеживается интеграция всех образовательных областей, но основа этого метода речевое развитие ребенка.

В этой форме работы происходит тесное взаимодействие педагога, ребенка и его родителей, а так же поэтапная практическая деятельность ведет к достижению поставленной цели.

Реализация образовательной области «Речевое развитие» возможна через метод проектов. Цель и задачи специального тематического проекта имеют направленность на комплексное решение задач, указанных в ФГОС ДО.

И, конечно, основной формой речевого развития детей является игра. Она побуждает детей контактировать друг с другом и является мотивом к коммуникативной деятельности. В методической литературе много представлено игр со словами:

Театрализованные игры - (цель: развивать диалогическую и интонационную речь приобрести коммуникативные умения и навыки).

Сюжетно-ролевые игры - Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» - зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.)

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Эти упражнения стимулируют развитие речи, пространственного мышления, воспитывает быстроту реакции. Пальчиковые игры в этом процессе неоценимы. Ученые установили, если развитие пальцев соответствует возрасту, то и речевое находится в пределах нормы. Если же развития движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, так как формирование речевых областей совершается под влиянием кинетических импульсов от рук, а точки от пальцев.

Дидактические игры - основополагающий вид игры, т. к. именно они проходят через все детство, начиная с раннего возраста, и решают разнообразные задачи, в том числе речевые.

«При организации любой образовательной ситуации, любого занятия в дошкольном образовательном учреждении педагогу важно:

- во-первых, продумывать организацию разных способов взросло - детской и детской совместности,

- во-вторых, видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной компетентности детей» Поздеева С. И.

Таким образом, различные формы работы актуальны в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если:

Дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то,

- обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,

Педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.

Методы и приемы можно охарактеризовать с разных точек зрения (в зависимости от используемых средств, характера познавательной и речевой деятельности детей, раздела речевой работы).

Общепринятой в методике (как и в дошкольной дидактике в целом) является классификация методов по используемым средствам: наглядность, слово или практическое действие. Выделяют три группы методов – наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.

-НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ .

Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем.

Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

-СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ . В детском саду используются в основном те словесные методы , которые связанны с художественным словом. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах мы применяем или наглядные приемы обучения (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстрации, или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей(чтение стихов кукле, появление разгадки-предмета и т. д.)

-ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД . Цель этих методов обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер. Дидактическая игра - универсальный способ закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи .

Литература

  1. Ельцова О.М.,., Организация полноценной речевой деятельности в детском саду/ О.М.Ельцова, Н.Н. Горбаческая, А.Н.. Терехова – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.-192с
  2. Кузеванова О.В., Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О.В.Кузеванова, Т.А.Коблова. // Детский сад: теория и практика – 2012. – № 6.
  3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пос. дляруководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, ; М.Б. Зуйкова.: Аркти, 2005.
  4. Поздеева С. И. Открытое совместное действие педагога и ребёнка как условие формирования коммуникативной компетентности детей /С.И.Поздеева// Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 3.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
  6. Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб пособие для студ высш и сред, пед учеб заведений. 3-е изд (

Вступление:

СЛАЙД 1 . Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Почти 70 % времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму – четырем основным видам речевой деятельности. В системе дошкольного образования обучение родному языку, развитие речи занимают ведущее место. Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи решаются на протяжении всего дошкольного возраста. Формирование связной речи – одна из главных задач речевого воспитания дошкольника. Развитие связной речи ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя языка.

СЛАЙД 2. Проанализировав результаты мониторинга по развитию речи в сентябре 2010 года, мы отметили низкие результаты. Так, низкий уровень ЗУН детей составил 33 %, а высокий всего 14%.

СЛАЙД 3. Из мониторинга разделов по развитию речи видно, что самые низкие результаты – развитие связной речи. Так как наш детский сад комбинированного вида, в нем функционирует 2 компенсирующие группы, в которых обучается 26 детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, для нас задача развития связной речи и речи в целом является приоритетной.

Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Т.к она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не Учитель обязан владеть культурой речи. Речь педагога служит образцом, который воспринимает ребенок и по которому он учится строить свою речь. При этом следует помнить, что для дошкольника речь воспитателя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления речи вообще.

СЛАЙД 4 . Для совершенствования речевой компетенции педагогов в нашем детском саду проводятся различные семинары – практикумы «Правильно ли мы говорим?», педагогические советы на тему «Искусство говорить с детьми», деловые игры «Ораторское искусство», мастер классы педагогов и учителей – логопедов, совместные педсоветы с учителями начальных классов СОШ № 15 и родителями.

СЛАЙД 5 . Многие воспитатели владеют компьютерной техникой, поэтому проводят эмоциональные, яркие занятия, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием звуковых и видеозаписей, применяется мультимедийное оборудование. В каждой группе приобретен магнитофон, имеются СД диски с любимыми детскими сказками, которые дети с удовольствием слушают.

СЛАЙД 6. Большую роль в развитии речи детей играет и современная предметно-развивающая среда.

СЛАЙД 7. При создании речевой зоны обращаем внимание на игры, пособия и материалы. Важно, чтобы они были направлены на развитие всех сторон речи: произносительную, грамматический строй, развитие словаря, слоговую структуру и связную речь. Для этого используются: наборы дидактических предметных и сюжетных картинок по основным лексическим темам, комплекты игрушек, печатные дидактические игры. Педагоги создают картотеку дидактических игр по развитию речи.

СЛАЙД 8. Для занятия с детьми компенсирующих групп, в детском саду организован логопедический кабинет, в котором работают учителя-логопеды Зинченко Лилия Юрьевна и Слюсарь Нина Алексеевна. В кабинете логопеда имеются все необходимые пособия и материалы для занятий с детьми с нарушением фонетико-фонематической стороны речи.

СЛАЙД 9 . Начиная со среднего возраста, организуются логоуголки и в группах, которые играют важную роль в формировании грамотной речи: стол и зеркало, картинки для автоматизации звуков, картотека артикуляционных упражнений, поддувалочки, пособия для развития мелкой моторики, картотека речевых упражнений и т.д.

СЛАЙД 10. В развитии связной речи большую роль играет ознакомление с художественной литературой. В группах организованы книжный уголок и «полочка умных книг», в которых хранятся детские книги, хрестоматии произведений, картинки для составления рассказов, иллюстрации по темам, интересующим детей. Со старшей группы вводятся детские журналы и газеты. Детям очень нравятся книги-самоделки с рассказами и сказками, которые они изготавливают совместно с педагогами и родителями.

СЛАЙД 11. Так же с детьми проводятся и воспитательные мероприятия. Наши дети частые гости сельской библиотеки, где им рассказывают о происхождении книг, о их многообразии. Так же мы посещаем и библиотеку СОШ № 15, где с детьми проводят интересные «Конкурсы юных читателей». Традицией в нашем саду стало и проведение конкурсов чтецов: «О правилах дорожной безопасности», посвященный 45- летию образования Тимашевского района «Мой любимый город Тимашевск». Мы часто приглашаем наших выпускников, учеников начальных классов на совместные литературные викторины и конкурсы. И, конечно, театрализация – самый любимый и используемый вид деятельности, который способствует развитию речи, творческой инициативы и фантазии.

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста.

СЛАЙД 12. В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных педагогические технологии, таких как обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий помогают нам реализовать личностно- ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития. Сегодня в центре внимания - ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому мы ставим перед собой цель – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Так как необходимым условием развития личности ребенка, его сознания и самосознания является общение со взрослыми и сверстниками, которое связано с инновационными технологиями в организации процесса развития речи детей, поэтому данное направление воспитательно-образовательного процесса нашего ДОУ является приоритетным. Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Деятельность педагогического коллектива нашего детского сада направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.

СЛАЙД 13. Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Все организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы!

СЛАЙД 14. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает – отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Кроме того, пальчиковые игры дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами. Педагогами нашего детского сада разработаны картотеки пальчиковых игр, которые они проводят в каждой возрастной группе, они представлены на выставке.

В 1 младшей группе воспитателем Макеевой Л.Н. практикуются пальчиковые игры в воде, которые, в свою очередь, являются и частью закаливающих мероприятий.

СЛАЙД 15. Просмотр видеозанятия «В гости к лягушке-квакушке».

СЛАЙД 16. Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Детей часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд показались наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно. Например “А у волка были большие зубы”, “У него была пасть страшная” и тд., забывая о дальнейшем развитии событий. А ведь основное для рассказчика – это передать сюжет произведения, быть понятым другим человеком, а не просто выразить свои чувства.

Иными словами, ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.

Иногда на занятиях, мы используем различные методы и приёмы. Напоминаем, подсказываем, задаём вопросы “А что, дальше?”, “А как это произошло?”, “Почему это случилось?”. Нам приходится вмешиваться в рассказ, пересказ ребенка, задавая ему массу вопросов. Мы в своем детском саду нашли выход – при рассказывании использовать модельные схемы.

Что же такое модельные схемы? Это схематичное изображение предмета или события. В области развития мышления основным является овладение действиями наглядного моделирования. Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению, выбору и конструированию моделей.

Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.

По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к собственному моделированию.

Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию.

Работа с модельными схемами начиналась со средней группы. Вначале это было разыгрывание литературных произведений с помощью наглядных моделей и предметов – заместителей, что позволяло немного отодвинуть эмоции детей и обратить их внимание на строение произведения. Заместители, соответствующие основным персонажам, помогали детям установить смысловые связи между ними.

СЛАЙД 17. Параллельно с этой работой мы считали необходимым обязательное использование настольно- печатных игр, которые помогали детям научиться классифицировать предметы, развивали речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Это такие игры как: “Узнай по контуру”, “На что похоже”, “Забывчивый художник”, “Аналогии”, “Временам года” .

СЛАЙД 18. В старшей и подготовительной к школе группе началась работа по построению и использованию наглядных схем, моделей.

1. Первым этапом работы идет прослушивание выразительного чтения произведения, ответы на вопросы, разыгрывание сюжета в настольном театре или по ролям, рассматривание иллюстраций к произведению.

Например, если в сказке есть дом или избушка, то их можно заменить на геометрическую форму – квадрат, и т.д.

1.Следующим этапом работы будет отслеживание ребенком последовательности готовой модели к данному произведению, т.е мы предлагаем ребёнку прослушать рассказ. Беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации, и предлагаем в помощь готовую модельную схему и показываем, как можно последовательно составить рассказ.

2. Далее идет цикл совместной работы педагога и ребенка по соотношению последовательности готовой модели и текста. Здесь под руководством взрослого дети учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь. При этом взрослый ни в коем случае не предлагает что- то конкретное, а только советует, направляет, предлагает, и даёт возможность ребёнку самому проявить инициативу.

3. Следующим этапом работы по использованию схем это- самостоятельный выбор ребенком тех моделей, которые необходимы для пересказа литературного произведения. Наглядные модели многофункциональны. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо придерживать следующих требований:

модель должна отображать обобщённый образ предмета;

раскрывать существенное в объекте;

замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

4.И заключительным пунктом этапа работы педагога и ребёнка является самостоятельное изображение модели на бумаге данного произведения. Например, воспитатель читает литературный текст, а ребенок самостоятельно создаёт (рисует) элементы модельной схемы к произведению.

Таким образом, постепенно осуществляется переход от совместного творчества ребенка со взрослым к его собственному творчеству. Если на начальном этапе работы коллективно выдвигаются и обсуждаются различные версии и отбираются наиболее удачные варианты, то на следующем этапе педагог выступает как равноправный партнер. Он незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность.

Но надо отметить, что переходя к сочинению по моделям дошкольники начинают испытывать некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными, типа: Жил был мальчик, он пошел в лес, погулял, погулял, поел, пришел домой и лег спать. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждого занятия мы вводим задачи по активизации и обогащению словаря.

Например, такие речевые игры, как “Кто что делает?”, “Целое – часть”, “Объясни?”, “Скажи по – другому”, “Скажи наоборот”, “Скажи коротко” и т.д.

III. И только к концу дошкольного возраста, дети начинают сами составлять модельные схемы.

СЛАЙД 19 . Просмотр видеозанятия в средней группе «Путешествие в страну символов»

СЛАЙД 20. Особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка является рассказывание по картине. В нашем детском саду мы используем различные подходы к развитию связной речи – традиционный, система ТРИЗ, методика развития речи В.К. Воробьевой, моделирование текстов.

СЛАЙД 21 . Очень велико значение подготовительной работы, которая предваряет составление рассказа: рассматривание, беседа по картине (вопросы, направленные на анализ сюжета картины, пополнение запаса представлений, создающие стимул к фантазированию; пресс-конференция (это когда дети сами задают вопрос педагогу, а он на них отвечает), чтение художественной литературы о персонажах и предметах, которые есть на картине, словарная работа, игры (на акцентуацию внимания: «Назови детали картины», «Классификации»; на установление связей между предметами: «Что с чем?», «Ассоциативные ряды или круги», сенсорные и языковые игры). При обучении составлению описательного репродуктивного рассказа, используем ориентировочные схемы, сенсорные символы, мнемотаблицы, систему ТРИЗ. Для составления любого рассказа необходимо подготовить запас слов. С этой целью используются игры с «подзорной трубой», «Охота за подробностями» и др. В ходе рассматривания выделяются объекты, изображенные на картине. А чтобы данный рассказ был осмысленным, дети учатся устанавливать взаимосвязи между ними, для чего проводятся игры «Объединялки», «Ищу друзей», которые формируют у детей умения кратко рассуждать двумя-тремя предложениями. Используя прием «Вхождение в картину», дети с помощью речевых зарисовок передают свое отношение к окружающему от лица персонажа картины, реализуя свои возможности в играх «О чем я думаю, что я ощущаю». Затем дети выбирают объект картины и представляют себе, о чем они могли бы говорить и думать на какую-то тему в игре «Кто, о чем говорит. Данные технологии позволяют сохранить интерес к картине в течении всего занятия, активизировать всех детей, развивают мыслительные операции. В совместной деятельности педагога и ребенка посредством системы игровых упражнений развивается способность создавать речевые зарисовки, диалоги и разнообразные рассказы по картине.

П росмотр отрывка занятия в компенсирующей (старшей ) группе «Составление т ворческих рассказов по картине «Три богатыря».

СЛАЙД 23. Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна . Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

Правила составления синквейна .

 правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

 вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

 третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

 четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

 пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

СЛАЙД 24. Для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточно лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически.

Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы.

После того, как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет и его действия (грамматическое знание слова), их подводят к понятию о предложении и начинают работу над структурой и грамматическим оформлением предложения. Слова, обозначающие предмет и действие предмета. Соединяются в простое, нераспространенное предложение, фактически закладывается основа для успешного овладения умением чувствовать грамматическую основу предложения. В первую очередь дети учатся составлять по картинкам простое нераспространенное предложение разной структуры (подлежащее + сказуемое, сказуемое + подлежащее), а также простые нераспространенные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми. Далее структура предложения распространяется путем введения в него определения, выраженного прилагательным, и дополнением, выраженного существительным в винительном, родительном, дательном и творительном падежах без предлога. Дается понятие о коротких словах (предлогах)., их употреблении в речи и написании в предложениях. Завершается работа формированием умения строить распространенное предложение разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т.д., а затем сокращать их до первоначально вида простого двусоставного, нераспространенного предложения.

Работа по составлению синквейнов – источник неиссякаемого творчества для детей и для взрослых. (Просмотр занятия)

СЛАЙД 25. Интеллектуальные карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Регулярное использование интеллектуальных карт позволяет сделать привычным использование образов. Метод интеллектуальных карт дает возможность фокусироваться на теме, проводить целенаправленную работу по формированию словаря и связной речи.

СЛАЙД 26. Правила составления интеллектуальных карт:

В центре страницы пишется и обводится главная идея (образ)

Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления, используя ручки разного цвета

Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для добавления деталей

Добавляются символы и иллюстрации

Писать надо разборчиво ЗАГЛАВНЫМИ (печатными) буквами

Важные идеи записываются более крупным шрифтом

Для выделения определенных элементов или идей используются линии произвольной формы

При построении карты памяти лист бумаги располагается горизонтально

Просмотр фрагмента логопедического занятия по лексической теме «Профессии».

СЛАЙД 2 8 . К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение связного высказывания. СЛАЙД 29. Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс, используется прием мнемотехники.

СЛАЙД 30. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами,СЛАЙД 31.

СЛАЙД 32. Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями.

СЛАЙД 33. Большева Т. В. – коллажем. Коллаж – это лист картона, где изображены буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они все между собой одной целью. Цель коллажа – расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.

СЛАЙД 34. Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

СЛАЙД 35. Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

СЛАЙД 36. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете. СЛАЙД 37. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам. , т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Позже – усложнять или заменять другой заставкой – изобразить персонажа в графическом виде.

СЛАЙД 38. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план – схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. СЛАЙД 39. Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте используем простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д.

Просмотр фрагмента занятия в компенсирующей (подготови тельной) группе «Животные леса» .

СЛАЙД 45. Взаимодействие с семьей по развитию речи детей проводится в нашем детском саду в системе, состоящей из трех блоков: аналитический, практический и оценочный.

В аналитический блок включался сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения.

СЛАЙД 46. С целью выявления актуальных проблем взаимодействия детского сада и семьи проводилось анкетирование родителей. Всего лишь у 22 % родителей вызывает волнение состояние связной речи ребенка. На вопрос «С какими формами работы по развитию речи Вы хотели бы познакомиться» родители ответили так: со всеми доступными – 91 %, пересказ по картине - 7 %, правильное произношение букв, звуков – 2%. Вопрос « Какие формы получения нужных знаний Вы предпочитаете»: консультации логопеда, воспитателя – 44%, чтение специальной литературы – 41%, отрыты просмотры, занятия – 29%, совместная деятельность с ребенком в условиях детского сада – 24%.

СЛАЙД 47. Выявленные данные определили формы и методы дальнейшей работы.

Для реализации данного направления выбираются соответствующие формы взаимодействия:

приобщение родителей к педагогическому процессу, участие в совместных педагогических советах;

расширение сферы участия родителей в организации жизни МДОУ;

пребывание родителей на занятиях;

создание условий для творческой самореализации родителей, детей;

СЛАЙД 48. информационно-педагогические материалы, выставки детских работ;

разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей.

С 16 по 20 января этого года прошла тематическая неделя «Развитие речи детей в условиях ДОУ и семьи». 31 января планируется совместный с родителями педсовет.

Поскольку наиболее проблемной сферой для воспитателей являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь дошкольного учреждения, то наиболее часто проводились мероприятия, побуждающие родителей включиться в жизнь дошкольного учреждения:

занятия, целью которых являлось повышение психолого-педагогической родительской компетентности;

организация встреч родителей со специалистами МДОУ, с администрацией школы, врачами;

совместное планирование и проведение досугов, развлечений, праздников, игр и выставок;

организация Дня открытых дверей (участие родителей в образовательном процессе, посещение открытых занятий, организация бесед, диспутов и дискуссий по проблемам развития речи детей);

совместное оформление книжных и логоуголков в групповых комнатах;

работа «Горячей линии интересующих вопросов»;

оформление информационных стендов для родителей «Развиваем речь.

С целью оценки эффективности проведенной работы был введен третий блок – контрольно-оценочный. Для осуществления контроля качества проведения того или иного мероприятия родителям предлагались оценочные листы, в которых они могли отразить свои отзывы.

Творческое сотрудничество совместно с семьей дает свои положительные результаты.

СЛАЙД 49. В нашем детском саду работает консультативный пункт, в который приходят дети, не посещающие детский сад. В консультативном пункте дети и их родители могут получить консультацию логопеда, психолога, старшего воспитателя, заведующей по интересующим вопросам: «Развитие речи в семье. Игры на кухне», «Особенности развитие связной речи детей 2-6лет» и т.д.

СЛАЙД 5 0. Проделанная за 1,5 года работа дала следующие положительные результаты:у детей увеличился круг знаний об окружающем мире; появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появился интерес к заучиванию стихов и потешек; словарный запас достиг более высокого уровня; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

СЛАЙД 51. Проведя мониторинг в январе этого года, пришли к следующим результатам: высокий уровень увеличился на 11 % и составил 25%, средний уровень развития отмечается у 62 % детей, а низкий уровень уменьшился на 20%.

Слайд 52. Сравнительный мониторинг доказывает эффективность внедрения инновационных технологий в работу по развитию речи детей в нашем детском саду.

Слайды 53-59 – Практическая часть.

Мы с вами разделимся на две команды.

Задание 1. «Угадай, к какой сказке мнемотаблица »

Каждой команде необходимо как можно быстрее отгадать, какой сказке соответствует мнемотаблица. С детьми какого возраста можно работать с данной мнемотаблией.

«Красная шапочка»


Исследователями детской речи установлено, что дети 3-5 лет имеют естественную потребность в стихосложении (стихотворчестве). Веселое, смешное, устрашающее или дразнящее стихотворение – это словесная игрушка для ребенка. И в то же время детская поэзия – это свой особый, свойственный только детям, взгляд на мир, запечатленный в слове. Для развития словесного творчества детей предлагаю использовать лимерики. Лимерик – это короткое стихотворение, состоящее, как правило, из 5 строк.

Первые две строчки рифмуются между собой.

Третья и четвертая строчки рифмуются между собой.

Пятая содержит вывод и не рифмуется.

Жил-был мальчик по имени Саша.

И во рту у него была каша.

У логопеда он занимался

И звуки произносить старался.

Теперь научился красиво говорить.

Жил да был медведь болотный,

Был он добр, но очень мокрый.

По болоту он ходил,

Всех лягушек подавил.

Вот такой неуклюжий был медведь.

Задание 3. «Колобок на новый лад».

Участникам показывается презентация «Кто это?». Все вместе вспоминаем сказку «Колобок» и рассказываем ее с помощью наглядного моделирования. Задание командам: придумать конец сказки «Лиса не съела колобка».

Задание 4. Составление синквейна «Итог МО».

Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

Четвертая строка – фраза или несколько слов, показывающая отношение к теме;

Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Например:

Грибной, летний

Льет, капает, стучит

Я люблю гулять под дождем

Лужи, тучи, вода.

И закончить мне бы хотелось Притчей о сове.

Жила-была в лесу Сова. Она была очень мудрая, поэтому звери леса часто ходили к ней советоваться. А еще Сова очень гордилась своим умом и дорожила своим временем, поэтому говорила она редко, мало и только по делу, а если её просили что-нибудь посоветовать, то советы её всегда были краткие. Как-то раз к Сове пришло столько зверей за советами, что к ней выстроилась целая очередь. Последним в очереди стоял Ёжик. Он, послушав ответы Совы, решил, что Сова и вправду очень мудрая, а потому стал думать, о чем бы ее таком интересном спросить.

Здравствуй, Сова, - сказал Ёжик. Но Сова ничего не ответила ему и даже не посмотрела в его сторону. Ведь Сова была очень гордой и очень дорожила своим временем.

А Ёжик продолжил говорить.- Вот ты, Сова, даешь всем советы, а какой самый главный совет ты бы дала сама себе?

Сова задумалась. Она думала минуту, другую, третью…

Она думала так долго, что у Ёжика даже голова устала смотреть вверх, на Сову, и он опустил ее.

Спустя какое-то время Сова взглянула на Ёжика и улыбнулась ему, чего раньше она никогда не делала.

Я бы посоветовала сама себе каждый день делать как можно больше хорошего и доброго, - сказала она Ёжику.

Говорят, что с тех пор Сова стала мягче и добрее, а еще она стала дружелюбнее относиться к тем, кто спрашивал у нее советы.

Я желаю вам, чтобы вы были такими же мудрыми как сова, каждый день делали как можно больше хорошего и доброго, и к вам за советом всегда шли люди.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23»

Педагогический совет на тему:

«Особенности современных форм и методов работы в ДОУ по развитию связной речи дошкольников»

Составитель: Миргородская Анна Сергеевна

Старший воспитатель

Артемовский

Цель: повысить компетентность и успешность педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста; внедрить современные технологии по развитию связной речи дошкольников.

Задачи:

1. Привлечь внимание педагогов к проблеме развития речи детей.

2. Систематизировать знания педагогов об особенностях современных форм и методов развития связной речи детей в ДОУ.

4. Активизировать деятельность педагогов.

Повестка:

  1. 1. Доклад на тему: «Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста»
  2. 2. Сообщения педагогов из опыта работы «Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников» Чугаева Т.В., Менкаева Р.Д., Ильясова Д.А.
  3. 3. Деловая игра для педагогов «Грамотей и умники». Дунаева Н.В.

Актуальность.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека.

Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных.

Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.

Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем таких, как:

Односложная, состоящая из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь) . Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

Бедность речи. Недостаточный словарный запас;

Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач) , употребление не литературных слов и выражений;

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно;

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.;

В настоящее время, в соответствии с Федеральными Государственными Стандартами к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания образовательная область «Речевое развитие» предполагает:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

Условия успешного речевого развития

1.В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:

Сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

Сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой.

2. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

Речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;

В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

3. Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

Следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

Наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

4. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:

Сотрудники обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

Помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;

Обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);

Знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

Учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

Учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

6. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

Поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

Организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

Стимулируют детей комментировать свою речь;

Упражняют в умении планировать свою деятельность.

9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

10. Сотрудники поощряют детское словотворчество.

Создавая такие условия мы должны знать и о современных образовательных технологиях:

Современные образовательные технологии

Здоровьесберегающие (пальчиковая гимнастика, артикуляционная, зрительная, физ.минутки, самомассаж ит.д.)

Игровые технологии (настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры, игры с дидактическими игрушками (вкладыши, башенки), словесные игры и т.д.)

Метод наглядного моделирования (мнемотехника)

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Технологии мнемотехники позволяют решать задачи развития всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно-логической); развитие образного и логического мышления(умение анализировать, систематизировать); развитие смекалки, тренировка внимания, развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах.

К методам наглядного моделирования относится мнемотехника.

Волкова Юлия Станиславовна называет эту методику сенсорно-графическими схемами,

Ткаченко Татьяна Александровна - предметно-схематическими моделями,

Глухов В. П. - блоками-квадратами,

Большева Татьяна В - коллажем,

Ефименкова Л. Н - схемой составления рассказа.

Про Мнемотаблицы нам расскажет Чугаева Т.В.

Про коллаж Большовой нам расскажет Менкаева Р.Д.

Про схемы Ткаченко нам расскажет Ильясова Д.А.

Деловая игра

Грамотей и Умники

Ведущий напоминает правила игры:

Þ уметь слушать других;

Þ вырабатывать общее решение вопроса;

Þ принимать активное участие в игре;

Þ соблюдать культуру речи и тактичность;

Þ придерживаться регламента.

I часть. Игра «Ромашка»

Каждая команде по очереди отрывает лепесток ромашки на которой написан цифра. Ведущий читает вопрос и если команда отвечает правильно, то лепесток оставляет у себя, в конце игры можно посчитать количество заработанных лепестков каждой командой.

1.Назовите формы речи. (диалогическая и монологическая)

2.Какие умения развиваются в диалоге. (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)

3. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи. (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

4.Ведущий прием обучения правильному произношению (образец воспитателя)

5.С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)

6.С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей диалогической речи? (младшая группа)

7. Диалогическое общение, через которое расширяются, систематизируются представления о предметах и явлениях, актуализируется личный опыт (беседа)

8.Изложение прослушанного произведения (пересказ)

9.То, что служит основой рассказа по памяти (опыт)

10.Прием, используемый ребенком после рассказывания для уточнения. (вопрос)

11.Разговор двоих или нескольких человек на тему связанную с какой-либо ситуацией (диалог)

12.Прием, используемый в старших группах при пересказе литературных произведений (драматизация)

13.Как называется основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. (сказка)

14.Как называется речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)

15.Как называется короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью. (басня)

16.Ритмичная труднопроизносимая фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками (скороговорка)

2 часть. Изобразите пословицу с помощью схемы

Команда придумывает пословицу, изображает ее в виде схемы, а команда соперников должна отгадать.

Памятка «Пять правил к проведению занятий с детьми»

1. Занятие - это совместная деятельность с ребенком, направленная на что-то интересное и полезное для его развития, не в форме школьного урока.

2. Основа индивидуально-ориентированного обучения - это разнообразная деятельность детей.

3. В конце занятия необходимо не только уточнять, что дети узнали, чему научились, но и выяснить, что ещё предстоит узнать.

4. Необходима связь занятий с повседневной жизнью, с субъективным опытом детей.

5. Важна цикличность: периодическое возвращение к уже пройденному, знакомому.

Протокол

Районного методического объединения воспитателей в СП ГБОУ НШ

С. Красноармейское д/с «Огонёк»

Присутствовало 32 педагога.

«Применение современных педагогических технологий на занятиях по ФЭМП»

Повестка дня

1. НОД во второй младшей группе № 1 «Поиграем с поросятами» (воспитатель Никитина Е.В.)

2. НОД в средней группе «В поисках сказки» (воспитатель

Цыкина Г.А., музыкальный руководитель Татаринцева Л.Н.)

3.НОД в старшей группе «Сказка «Гуси-Лебеди» на математический лад» (учитель-логопед Пичужкина М.С., воспитатель Головкина М.В.)

4. Консультация для педагогов «Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками» (методист Власкина В.В.)

5. Анализ занятий

1. Непосредственная образовательная деятельность с дошкольниками в во второй младшей группе № 1 «Поиграем с поросятами».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

«Познавательное развитие»

  • упражнять в умении сравнивать предметы по длине, используя знакомые способы сравнения (наложения и приложения) и результат сравнения обозначать словами: длинный - короткий;
  • упражнять в умении отвечать на вопрос «сколько» и определять совокупности словами: один, много, мало, ни одного, по одному;
  • закреплять представления о свойствах предметов: цвет, форма;
  • упражнять в умении ориентироваться в пространстве, используя предлоги: В, НА, ПОД;
  • показать умение детей сравнивать две равные и неравные группы предметов способом приложения; пользоваться выражениями: « поровну – не поровну»; « больше – меньше»; «столько же – сколько»;
  • совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

«Речевое развитие»

  • активизировать словарный запас детей по теме;
  • развивать умение детей давать ответ на поставленный вопрос.

«Социально – коммуникативное развитие»

  • развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми;
  • формирование позитивных установок к выполнению поставленной задачи.

«Физическое развитие»

  • воспитывать у детей стремление участвовать в подвижных играх с простым содержанием.

Методы и приемы: наглядные (рассматривание декораций, плоскостные элементы сказки - герои сказки, раздаточный материал); словесные (беседа, вопросы к детям, словесная инструкция к практическим заданиям, объяснение правил подвижной игры, решение проблемной ситуации «Почему поросята быстро убежали от волка?»); практические (игровая ситуация «Поможем героям сказки», практическое упражнение «Сколько яблок и листочков», подвижная игра «Найди свой домик»).

Формы организации совместной деятельности:

Детская деятельность

Форма работы

Коммуникативная

Беседа, ответы на вопросы воспитателя.

Игровая

Игровая ситуация «Поможем героям сказки».

Двигательная

Подвижная игра «Найди свой домик»

Познавательно-

исследовательская

Решение проблемной ситуации «Почему поросята быстро убежали от волка?», практическое упражнение «Сколько яблок и листочков».

Музыкальная

Слушание музыкального сопровождения к подвижной игре.

2. Интегрированное занятие – квест по формированию элементарных математических представлений в средней группе «В поисках сказок».

Интеграция ОО: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Задачи:

Закреплять знания о величине и форме: продолжать формировать умение располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по высоте и обозначать результат словами «самый высокий, пониже, еще ниже, самый низкий»; а также - умение различать плоскостные и объемные геометрические фигуры (круг и шар), находить их сходство с окружающими объектами; учить выкладывать изображение из геометрических фигур по схеме;

Упражнять в счёте до 5 на слух, умении соотносить количество услышанных звуков с соответствующей цифрой;

Развивать навыки пространственной ориентировки, понимание предлогов «за», «перед», «около», «между», упражнять в их правильном употреблении;

Закреплять представления о сезонных изменениях в природе, способствовать развитию умения устанавливать причинно-следственные связи природных явлений;

Развивать логическое мышление, доказательную речь через игру «Кто лишний?»;

Учить строить сложноподчиненное предложение по образцу;

Формировать элементарные представления о назначении, чтении и применении карты - схемы для выполнения заданий;

Стимулировать желание двигаться под музыку различного характера, меняя движения в соответствии с музыкальными фразами;

Развивать ритмический и звуковысотный слух;

Поддерживать интерес к русским народным сказкам и их инсценировке.

Материал и оборудование: куклы - персонажи русских народных сказок, маски-шапочки козлят и волка, музыкальные инструменты, карта - схема «Как попасть в сказку», образец - схема «Теремок из геометрических фигур», клубочек, папка - передвижка, картинки с изображением сказок, предметы круглой формы, картинки с изображением птиц, бубен, декорация избушки, проектор, ноутбук, пианино, экран.

Раздаточный материал: наборы геометрических фигур, карточки с цифрами от единицы до пяти.

Методы и приемы.

Словесный: беседа, загадки, инструкции. инсценировка сказки «Волк и семеро козлят», загадки, исполнение песни волка, .

Наглядный: схема выкладывания теремка из геометрических фигур, схема способов передвижения по сказочной стране работа со схемами, настольный кукольный театр, плоскостные изображения героев сказки "Репка", показ обучающего мультфильма.

Практический: музыкальная разминка «За клубочком на носочках», ходьба "змейкой", прыжки через кружки, с квадрата на квадрат, разучивание танцевальной зарисовки «Танец козлят», ритмическая игра «Сколько бубен нам сыграл», дидактические игры «Теремок из геометрических фигур», «Низкий - высокий», «Какая птица лишняя», «Что бывает круглое», "Кто за кем", музыкальная инсценировка - пантомима сказки "Волк и семеро козлят на новый лад".

Формы организации совместной деятельности.

Вид детской деятельности

Форма организации совместной деятельности

Отгадывание загадок

Чтение схем

Дидактические игры

Просмотр м/фильма "Времена года"

Познавательно-игровая

Дидактические игры:

"Сколько бубен нам сыграл"

«Низкий - высокий»

«Какая птица лишняя»

« Что бывает круглое »

"Кто за кем"

Продуктивная

Выкладывание из геометрических фигур изображения теремка

Коммуникативная

Вступительное слово, создание проблемной ситуации

Беседа, загадки

Комментарии выполнения своих действий

Двигательно-игровая

Разные виды ходьбы согласно схеме квеста

Инсценировка - пантомима музыкальной сказки

3. Непосредственная образовательная деятельность с дошкольниками в старшей группе «Сказка «Гуси-Лебеди» на математический лад».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Задачи:

1. Познавательное развитие: развивать умение детей составлять, записывать и читать математическую задачу; устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; закрепить знания детей о геометрических фигурах, умение видеть их в символических изображениях; закрепить знания детей о днях недели; развивать умение детей работать со счетными палочками, развивать внимание, воображение, логическое мышление, умение обобщать.

2. Речевое развитие: активизировать словарь прилагательных, развивать умение согласовывать существительные с числительными, развивать умение употреблять существительные в творительном падеже. Обогащать словарь детей математическими терминами. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

3. Социально-коммуникативное развитие: формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; развивать умение выполнять правила в подвижной игре; воспитывать дружеские взаимоотношения.

4. Физическое развитие: развивать общую и мелкую моторику; координацию движений и умение ориентироваться в пространстве; развивать диафрагмальное дыхание; воспитывать любовь к русским народным подвижным играм, желание в них играть.

Методы и приёмы:

практические – подвижная игра «Заря-зарница», игры «Смотри, считай, записывай»; «Число, цифра, предмет»; задание со счетными палочками, решение задачи, «Не ошибись»; дыхательная гимнастика.

наглядные – демонстрационный материал к русской народной сказке «Гуси-Лебеди» (Яблоня, печка, речка, видеосюжеты).

словесные – вопросы, речевка, игры: «Сосчитай пирожки», «Назови начинку», «Назови одним словом» (ТРИЗ).

Материалы и оборудование: демонстрационный материал к русской народной сказке «Гуси-Лебеди» (Яблоня, печка, речка, видеосюжеты);

проектор, ноутбук, ручки, счетные палочки, ленточка, пирожки, корзинка, клубок, русские народные костюмы, карточки-яблоки.

Формы организации совместной деятельности

Детская

деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

подвижная игра «Заря-зарница»;

Познавательно-исследовательская

решение проблемных ситуаций: «Как помочь Аленушке»; «Как перебраться через реку»; «Куда пойти дальше»;

Коммуникативная

беседа, вопросы, речевка, игры: «Сосчитай пирожки», «Назови начинку»;

Чтение художественной литературы

Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»;

Игровая

Дидактические игры: «Смотри, считай, записывай»; «Число, цифра, предмет»; задание со счетными палочками, решение задачи, «Не ошибись»; «Назови одним словом».

Трудовая

уборка рабочего места.

4. Консультация для педагогов «Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками» (материал прилагается).

5. Анализ занятий:

Ренева Е.Е. – занятие по математике прошли в игровой форме с использованием наглядных пособий. Была проведена большая подготовительная работа. Дети в игре и с помощью сказки развивали умение составлять, записывать математическую задачу, устанавливали соответствие между количеством предметов и цифрой. Дети хорошо знают геометрические фигуры, умеют видеть в символических изображениях, хорошо работают со счетными палочками, умеют логически мыслить и обобщать. Педагог и учитель-логопед активизировали словарь детей прилагательными, развивали умение согласовывать существительные с числительными, употреблять существительные в творительном падеже. Дети выражают мысли математическими терминами. Занятие в старшей группе прошло содержательно и интересно. Дети работали с увлечением.

Цыкина Г.А. – занятие по математике во второй младшей группе № 1 Екатерина Вячеславовна провела в игровой форме. Задачи поставленные на занятии выполнила, использовала следующие методы и приемы: наглядный, словесный, практический. Дети умеют сравнивать предметы по длине и обозначать словами длинный и короткий, отвечают на вопрос «Сколько?», знают цвета, умеют ориентироваться в пространстве, используя предлоги: в, на, под. Сравнивают равные и неравные группы предметов способом приложения. Хорошие знания у детей геометрических фигур.

Махова С.В. – интересно и содержательно прошло интегрированное занятие-квест по ФЭМП в средней группе, воспитатель Цыкина Г.А. и музыкальный руководитель Татаринцева Л.Н. На занятии дети закрепляли знания о величине и форме, упражнялись в счете до 5 на слух. Дети хорошо ориентируются в понимании предлогов «за», «перед», «около», «между». Педагоги учили детей устанавливать причинно-следственные связи природных явлений, развивали логическое мышление, доказательную речь через игру «Кто лишний?». Дети хорошо владеют картами-схемами для выполнения заданий, двигаются под музыку различного характера, меняя движения в соответствии с музыкальными фразами. Педагоги поддерживали интерес детей к русским народным сказкам и их инсценировке.

Губарева С.В. – воспитатели показали интересные и содержательные занятия по ФЭМП в соответствии с ФГОС ДО. Использовали современные педагогические технологии. Развивали речь и знание детей. Между детьми были дружеские взаимоотношения во всех видах деятельности. Работа в детском саду по проведению НОД проходит на высоком уровне. Большое спасибо всем педагогам.


13.11.2018 г.

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

21 ноября 2018 г. будет проводиться межвузовская учебно-методическая конференция «СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ», посвященная 15-летию факультета высшего сестринского образования ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России.

ПРОГРАММА

Пленарного заседания

межвузовской учебно-методической конференции

«СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ»,

посвященной 15-летию факультета высшего сестринского образования

Место проведения : Тверской государственный медицинский университет (ТГМУ), ул. И. Седых, 1, конференц-зал, 3 этаж

Начало регистрации : 10-00 час

Начало заседания : 11-00 час

Время докладов: 10 минут

СОПРЕДСЕДАТЕЛИ: проректор по учебной и воспитательной работе ТГМУ доцент Килейников Д.В.

декан факультета высшего сестринского образования

профессор Макарова И.И.

1. ИСТОРИКО-МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ «ГИППОКРАТОВА СБОРНИКА»

Докладчики: Березовский И.В., Иванов А.Г., Шматко Т.Ф.,

Березовский А.И.

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения с курсом

истории медицины

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Докладчики: Макарова И.И., Страхов К.А., Игнатова Ю.П.,

Аксёнова А.В., Игонина И.А.

Кафедра физиологии с курсом теории и практики сестринского дела

3. МОБИЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПЛОЩАДКА КАК МЕСТО ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯУ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ ИННОВАЦИОННЫХ НАВЫКОВ ПРОФИЛАКТИКИ НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Докладчики:Кириленко Н. П., Королёва О. М., Соловьева А. В.,

Красненков В. Л.

Тверской ГМУ Минздрава России, г.Тверь

Кафедра поликлинической терапии с учебным центром «Бережливые технологии в здравоохранении», кафедра общественного здоровья и здравоохранения с курсом истории медицины

4. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ТВЕРСКИМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ МЕДИЦИНСКИМ УНИВЕРСИТЕТОМ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Докладчики:Алексеева Ю.А., Барашкова А.Б., Акопов Э.С., Денисова Е.В., Кочегурова Е.М., Макаева Н.В.

Тверской ГМУ Минздрава России, г. Тверь

Кафедра поликлинической педиатрии и основ формирования здоровья

5. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ"

Докладчик:Павкина Н.В.

ГБПОУ «Тверской медицинский колледж», г. Тверь

6. ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ ТУБЕРКУЛЕЗА НА КАФЕДРЕ ФТИЗИАТРИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Докладчики: Асеев А.В., Рясенский Д.С., Платонов Ю.Ф., Эльгали А.И.

Тверской ГМУ Минздрава России, г. Тверь

Кафедра фтизиатрии

7. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРОФИЛАКТИКА И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ»

Докладчики: Гаврилова О. А., Соколова Л. Н., Смирнова А. А.,

Зюзькова С. А.

ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России, г. Тверь

Кафедра детской стоматологии и ортодонтии

8. О ПОДГОТОВКЕ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПОДРОСТКОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАРКОБЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Докладчик: Ильницкая И.Ю.

Тверской ГМУ Минздрава России, г.Тверь

Кафедра фармакологии и клинической фармакологии

9. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

Докладчики: Ахминеева А.Х., Касымова Е.Б., Кесплери Э.В.,

Филиппова М.О.

Астраханский ГМУ Минздрава России, г.Астрахань

Кафедра профилактической медицины и здорового образа жизни

Приглашаем всех желающих!