Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается. Статусное поведение

Приведите положение текста, отражающее соотношение статуса личности, с одной стороны, и круга и объёма прав и обязанностей, которыми она обладает, – с другой. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два аргумента, обосновывающих это положение.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Любой человек, занимающий высокую социальную позицию в обществе, стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. От человека, обладающего статусом банкира, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их представлениям об этом статусе. Следовательно, статус и социальную роль связывают ожидания людей. Если ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер социальных норм.

Хотя ожидания могут и не фиксироваться, однако от этого они не перестают быть ожиданиями. Несмотря на это, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определённую роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.

Модель поведения, ориентированная на определённый статус, включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. Права означают возможность совершать определённые действия, обусловленные статусом. Чем выше статус, тем бóльшими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается.

Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и внешние знаки отличия. Одежда является социальным символом, который выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение.

Функцию статусных символов выполняют также жильё, язык, манеры поведения, досуг.

(Р.Т. Мухаев)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) положение текста: чем выше статус, тем бóльшими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается; (Положение текста может быть приведено в иной, близкой по смыслу форме.)

2) аргументы, например:

− человек, занимающий высокий социальный статус, обладает правом принимать решения, касающиеся других людей (принимать на работу и уволить с неё, предложить на рассмотрение законопроект или наложить вето на имеющийся проект и т. п.);

− на людей высокого социального статуса, возлагается, как правило, широкий круг обязанностей с учётом их прав и возможностей (в случае чрезвычайной ситуации именно глава предприятия должен принять решения и организовать работу по устранению отрицательных последствий; капитан судна в случае угрозы гибели корабля должен покинуть его последним).

Могут быть приведены другие аргументы

7 ОПСВТС 2017

п ТБЪОЙГЕ НЕЦДХ ВПМШЫЙНЙ Й НБМЩНЙ ВБОЛБНЙ, УРПУПВЕ ЙОЧЕУФЙТПЧБОЙС Ч УФТБИПЧЩЕ РТПДХЛФЩ, ПФМЙЮЙСИ ПФДЩИБ Ч фБЙМБОДЕ Й чШЕФОБНЕ Й П РТБЧЙМШОПН ПФОПЫЕОЙЙ Л ДЕОШЗБН ТБУУХЦДБЕФ бОФПО мЕВЕДЕЧ, ЗЕОЕТБМШОЩК ДЙТЕЛФПТ ЛПНРБОЙЙ бп «йТЛХФУЛПВМЗБЪ».

рТП ВБОЛЙ. лБЛ ЖЙЪЙЮЕУЛПЕ МЙГП, С - ЛМЙЕОФ Й . рТПДХЛФЩ Й ХУМХЗЙ ЬФЙИ ДЧХИ ВБОЛПЧ НЕОС РПМОПУФША ХУФТБЙЧБАФ, РПЬФПНХ ОБ РТЙЪЩЧЩ ДТХЗЙИ ЖЙОБОУПЧЩИ ХЮТЕЦДЕОЙК РЕТЕКФЙ Л ОЙН РПЛБ ОЕ РПДДБАУШ.

оБЫЕ РТЕДРТЙСФЙЕ, йТЛХФУЛПВМЗБЪ, ФБЛЦЕ ТБВПФБЕФ УП уВЕТПН Й зБЪРТПНВБОЛПН. пУОПЧОПК УЮЕФ, ОБ ЛПФПТЩК РПУФХРБАФ РМБФЕЦЙ ПФ ОБУЕМЕОЙС, ОБИПДЙФУС Ч уВЕТВБОЛЕ. рБТБММЕМШОП ТБВПФБЕН Й У зБЪРТПНВБОЛПН.

оЕЛПФПТЩЕ ДТХЗЙЕ ВБОЛЙ ЧЩУФХРБАФ Ч ЛБЮЕУФЧЕ БЗЕОФПЧ РП УВПТХ РМБФЕЦЕК, ОП ЬФП ЮЙУФП ФЕИОЙЮЕУЛПЕ УПФТХДОЙЮЕУФЧП.

уП уВЕТВБОЛПН НЩ ТБВПФБЕН ПЮЕОШ ДБЧОП, ЧЩУФТПЕОЩ ИПТПЫЙЕ ПФОПЫЕОЙС У ОЙН, ПО ПЮЕОШ ОБДЕЦЕО Й РПРХМСТЕО Х ОБУЕМЕОЙС. дТХЗЙЕ ВБОЛЙ РЕТЙПДЙЮЕУЛЙ РТЕДМБЗБАФ ОБН ЙОФЕТЕУОЩЕ ХУМПЧЙС, ПДОБЛП ЙИ ОБДЕЦОПУФШ ОБНОПЗП ОЙЦЕ, Й НЩ ОЕ НПЦЕН ТЙУЛПЧБФШ.

ч уВЕТВБОЛЕ НЕИБОЙЪН ЖЕДЕТБМШОПЗП ХТПЧОС; ПО ЙУЛМАЮЙФЕМШОП ОБДЕЦЕО, ОП Х ОЕЗП ЕУФШ УРЕГЙЖЙЮЕУЛЙЕ ОЕДПУФБФЛЙ, РТЙУХЭЙЕ ВПМШЫЙН УФТХЛФХТБН. пО ОЕ ФБЛ ЮБУФП ЙУРПМШЪХЕФ ЙОДЙЧЙДХБМШОЩК РПДИПД Л ЛМЙЕОФБН, ЛБЛ ЬФП ДЕМБАФ ДТХЗЙЕ ВБОЛЙ.

зБЪРТПНВБОЛ БЛФЙЧЙЪЙТПЧБМ УЧПА ТБВПФХ РП РТЙЧМЕЮЕОЙА ЛБЛ ЖЙЪЙЮЕУЛЙИ, ФБЛ Й АТЙДЙЮЕУЛЙИ МЙГ, РТЕДМБЗБЕФ ЙОФЕТЕУОЩЕ РТПДХЛФЩ. пО ЛБЛ ТБЪ ЙУРПМШЪХЕФ ЙОДЙЧЙДХБМШОЩК РПДИПД, РПФПНХ ЮФП НПЦЕФ УЕВЕ ЬФП РПЪЧПМЙФШ Ч УЙМХ УЧПЕК УРЕГЙЖЙЛЙ. ьФП ЗМБЧОЩК ЕЗП ЛПЪЩТШ. оХ, Й, ЛПОЕЮОП ЦЕ, ЛПТРПТБФЙЧОБС РТЙОБДМЕЦОПУФШ зБЪРТПНХ ФПЦЕ ДБЕФ ВБОЛХ РТЕЙНХЭЕУФЧП.

рТП ПФОПЫЕОЙЕ ВБОЛПЧ Л ЛМЙЕОФБН. нОЕ, ОБЧЕТОПЕ, ЧЕЪЕФ. ч уВЕТВБОЛЕ С ПВУМХЦЙЧБАУШ Ч РПДТБЪДЕМЕОЙЙ «уВЕТВБОЛ рТЕНШЕТ». х НЕОС ЕУФШ РЕТУПОБМШОЩК НЕОЕДЦЕТ, ЛПФПТПНХ С, РТЙ ОЕПВИПДЙНПУФЙ, ЪЧПОА. рТЙЕЪЦБА Ч ПЖЙУ ЧУЕЗДБ Ч ЪБТБОЕЕ УПЗМБУПЧБООПЕ ЧТЕНС, Б РПФПНХ ОЙЛБЛЙИ РТПВМЕН Ч ПВУМХЦЙЧБОЙЙ ОЕ ЙУРЩФЩЧБА. ч ЬФПН РМБОЕ С ДПУФБФПЮОП ЮХЧУФЧЙФЕМШОЩК ЮЕМПЧЕЛ, ПУПВЕООП, ЕУМЙ ТЕЮШ ЙДЕФ П ВБОЛЕ, ЛПФПТЩК ДЕТЦЙФ НПЙ ДЕОЕЦОЩЕ УТЕДУФЧБ Й ЪБТБВБФЩЧБЕФ ОБ ОЙИ.

ч зБЪРТПНВБОЛЕ ЙОПЗДБ РТЙИПДЙФУС РПДПЦДБФШ Ч ПЮЕТЕДЙ, ОП ПФОПЫЕОЙЕ Л ЛМЙЕОФБН ИПТПЫЕЕ, ОЙ У ЮЕН ОЕЗБФЙЧОЩН С ОЕ УФБМЛЙЧБМУС.

с ЪБНЕФЙМ: ЮЕН ЧЩЫЕ ФЧПК УФБФХУ - ФЕН МХЮЫЕ Л ФЕВЕ ПФОПУСФУС Ч ВБОЛБИ (УНЕЕФУС).

рТП ЛТЕДЙФЩ. оЕ ФБЛ ДБЧОП С РМБОЙТПЧБМ ЧЪСФШ РПФТЕВЙФЕМШУЛЙК ЛТЕДЙФ Ч уВЕТВБОЛЕ. пДОБЛП ФБН НОЕ ТБУУЮЙФБМЙ ЛТЕДЙФ Й РТЕДМПЦЙМЙ ЪБКН РПД ВПМШЫПК РТПГЕОФ - ВПМШЫЕ 20 %, ЮФП ДП ОЕРТЙМЙЮЙС ПФМЙЮБМПУШ ПФ ОЙЦОЕЗП РПТПЗБ УФБЧЛЙ. рПУМЕ ЬФПЗП С РТЙЫЕМ Ч зБЪТПНВБОЛ Й ФБН НЕОС РТПЛТЕДЙФПЧБМЙ ОБ ФХ ЦЕ УХННХ, ОП РП ЪОБЮЙФЕМШОП НЕОШЫЕК УФБЧЛЕ - 15%. тБЪОЙГБ, ЛПОЕЮОП, ВЩМБ ПЭХФЙНПК. лТПНЕ ФПЗП, зБЪРТПНВБОЛ ТБУУНБФТЙЧБМ ЪБСЧЛХ ОЕРПУТЕДУФЧЕООП Ч ПЖЙУЕ, Б уВЕТВБОЛ РЕТЕУЩМБМ ДПЛХНЕОФЩ ЧЩЫЕУФПСЭЙН УФТХЛФХТБН, ЛПФПТЩЕ Й РТЙОЙНБМЙ ТЕЫЕОЙЕ. фБЛ УЛБЪБФШ, ПВЕЪМЙЮЕООБС УИЕНБ: РПУФХРЙМБ ЪБСЧЛБ- ТПВПФ РПУНПФТЕМ - ЧЩОЕУ ТЕЫЕОЙЕ - ПФРТБЧЙМ ПФЧЕФ.

пДОБЛП ЙРПФЕЛХ С ВТБМ ЧУЈ ЦЕ Ч уВЕТВБОЛЕ. ч 2007 ЗПДХ С РПЛХРБМ ЛЧБТФЙТХ Х БЛЛТЕДЙФПЧБООПЗП ВБОЛПН ЪБУФТПКЭЙЛБ, ЛПФПТЩК РТЕДМПЦЙМ НОЕ ТСД ВБОЛПЧ ДМС ЦЙМЙЭОПЗП ЪБКНБ. ч УРЙУЛЕ, Ч ФПН ЮЙУМЕ, ЮЙУМЙМЙУШ Й уВЕТВБОЛ, С РП ОЙН РТПЫЕМУС Й уВЕТ РТЕДМПЦЙМ НЕОШЫХА УФБЧЛХ - ПЛПМП 12% ЗПДПЧЩИ. йРПФЕЛХ С ДП УЙИ РПТ ЧЩРМБЮЙЧБА, ИПЮХ ЕЈ ТЕЖЙОБОУЙТПЧБФШ, ТБУУНБФТЙЧБА УЕКЮБУ ТБЪМЙЮОЩЕ РТЕДМПЦЕОЙС ВБОЛПЧ. лБЛ ТБЪ Ч зБЪРТПНВБОЛЕ ЕУФШ ПЮЕОШ ЪБНБОЮЙЧПЕ РТЕДМПЦЕОЙЕ, УФБЧЛБ - Ч ТБКПОЕ 11%.

рТП ЙОЧЕУФЙГЙЙ. с ХЦЕ ОЕУЛПМШЛП МЕФ ХЮБУФЧХА Ч РТПЗТБННЕ ЙОЧЕУФЙГЙПООПЗП УФТБИПЧБОЙС ЦЙЪОЙ ПФ уВЕТВБОЛБ. уФТБИХА УЕВС, ЦЕОХ, ФТПЙИ ДЕФЕК. чУЈ РТПУФП: УФТБИХЕЫШ УЕВС ОБ УТПЛ ДП ДПУФЙЦЕОЙС ПРТЕДЕМЕООПЗП ЧПЪТБУФБ, Й ЛБЦДЩК ЗПД РМБФЙЫШ РП ЧЩВТБООПНХ РБЛЕФХ ТЙУЛПЧ. еУМЙ ДП ХЛБЪБООПЗП УТПЛБ ОЙЮЕЗП ОЕ РТПЙЪПЫМП, ДЕОШЗЙ ЧПЪЧТБЭБАФУС У РТПГЕОФБНЙ. рТПГЕОФ Й УХННБ ЧЪОПУПЧ ЪБЧЙУСФ ПФ ЧЩВТБООПЗП РБЛЕФБ ТЙУЛПЧ, УТПЛБ УФТБИПЧБОЙС, ФБН ЧУЈ ЙОДЙЧЙДХБМШОП ТБУУЮЙФЩЧБЕФУС. оБ НПК ЧЪЗМСД, ЬФП ИПТПЫБС ЧЕЭШ. еУМЙ УТЕДУФЧБ РПЪЧПМСАФ, ФП ПВ ЬФПН УФПЙФ ЪБДХНБФШУС. вХДХЮЙ ЮЕМПЧЕЛПН, ПФЧЕФУФЧЕООЩН ЪБ УЧПА УЕНША, С ЮХЧУФЧХА УЕВС УРПЛПКОЩН, ХЮБУФЧХС Ч РТПЗТБННЕ УФТБИПЧБОЙС.

рТП ЖЙОБОУПЧЩЕ РТЙОГЙРЩ. чУЕЗДБ ОХЦОП ФТЕЪЧП ПГЕОЙЧБФШ УЧПЙ ЧПЪНПЦОПУФЙ. оЕ УФПЙФ РМБОЙТПЧБФШ ТБУИПДЩ, ОЕ РПДФЧЕТЦДЕООЩЕ УЕЗПДОСЫОЙНЙ ЙМЙ ВХДХЭЙНЙ ДПИПДБНЙ. с - ЪБ ТБЪХНОПУФШ, ТБУЮЕФ Й ПУОПЧБФЕМШОПУФШ. дЕОШЗЙ МАВСФ, ЛПЗДБ ЙИ УЮЙФБАФ, Й ОЕ ФЕТРСФ РТЕОЕВТЕЦЙФЕМШОПЗП ПФОПЫЕОЙС.

рТП ФТБФЩ. с ВЙВМЙПЖЙМ: РПЛХРБА ПЮЕОШ НОПЗП ВХНБЦОЩИ ЛОЙЗ, ЬФП ПДОБ ЙЪ РПУФПСООЩИ УФБФЕК ТБУИПДПЧ Х НЕОС. пЮЕОШ МАВМА УПЧТЕНЕООХА ЖБОФБУФЙЛХ ТПУУЙКУЛЙИ БЧФПТПЧ.

рТП РЕТЧЩЕ ДЕОШЗЙ. рЕТЧЩЕ ДЕОШЗЙ С РПМХЮЙМ Ч ЫЛПМЕ - РТЕНЙА ПФ ЫЛПМЩ ЪБ ДПУФЙЦЕОЙС Ч ХЮЕВЕ. б ЧППВЭЕ, С ОБЮБМ ТБВПФБФШ УТБЪХ РПУМЕ ЫЛПМЩ: РТПЧПДЙМ ФТЕОЙТПЧЛЙ РП ЧПУФПЮОЩН ЕДЙОПВПТУФЧБН, РЕЮБФБМ ВТПЫАТЩ ДМС ХОЙЧЕТУЙФЕФБ.

рТП РХФЕЫЕУФЧЙС. ъБ РХФЕЫЕУФЧЙС Х НЕОС ПФЧЕЮБЕФ УХРТХЗБ. пОБ ЧУЈ РТЙДХНЩЧБЕФ, РМБОЙТХЕФ. ч ЬФПН ЗПДХ ФБЛ ХДБЮОП РПМХЮЙМПУШ, ЮФП НЩ ДЧБЦДЩ УЯЕЪДЙМЙ Ч РХФЕЫЕУФЧЙЕ - УОБЮБМБ РПЗТЕМЙУШ Ч фБЙМБОДЕ, Б РПФПН РПУЕФЙМЙ зТХЪЙА. еУФШ МАВЙНЩЕ НЕУФБ: фБЙМБОД Й чШЕФОБН. чП чШЕФОБНЕ ДЕЫЕЧМЕ, ОП ОЕ ФБЛ ТБЪЧЙФБ ЙОЖТБУФТХЛФХТБ, ОЕФ ФБЛЙИ ХДПВУФЧ, ЛБЛ Ч фБЙМБОДЕ.

лПЗДБ НЩ ЧРЕТЧЩЕ УПВЙТБМЙУШ ЕИБФШ ЧП чШЕФОБН, ПДЙО НПК ЪОБЛПНЩК УЛБЪБМ, ЮФП чШЕФОБН - «ЛБЛ фБЙМБОД, ФПМШЛП ЛБЛ ДЕТЕЧОС» (УНЕЕФУС). фПЮОЕЕ ОЕ УЛБЦЕЫШ!

рТП ЛТЙЪЙУ. х ОБУ ПЮЕОШ ФСЦЕМБС ТБВПФБ. нПЦОП УЛБЪБФШ, ДМС ОБУ ЛБЦДЩК ЗПД - ЛТЙЪЙУОЩК, Б РПФПНХ ОБ РТПФСЦЕОЙЕ ЧУЕИ ЫЕУФЙ МЕФ, ЛБЛ С ТБВПФБА Ч бп «йТЛХФУЛПВМЗБЪ», Х ОБУ ЙДЕФ БОФЙЛТЙЪЙУОБС ВПТШВБ. тЩОПЛ УМПЦОЩК, ПО ОЕ ТБУФЕФ, Б, ОБПВПТПФ, ЕУФЕУФЧЕООЩН ПВТБЪПН ХНЕОШЫБЕФУС, РПФПНХ ЮФП ОПЧЩЕ ЗБЪЙЖЙГЙТПЧБООЩЕ ДПНБ ОЕ УФТПСФУС. рПЬФПНХ ЛТЙЪЙУ РП ОБН ПУПВП ОЕ ХДБТЙМ, НЩ Й ВЕЪ ОЕЗП ЧУЕЗДБ ОБИПДЙНУС Ч ПДЙОБЛПЧП ОБРТСЦЕООПН УПУФПСОЙЙ, ТБЪЧЕ ЮФП ОБУЕМЕОЙЕ УФБМП РМБФЙФШ ОЕУЛПМШЛП ИХЦЕ.

Автор своим высказыванием затрагивает проблему взаимосвязи социального статуса и ролевой свободы. Автор своим высказывание хотел сказать нам, что социальный статус и ролевая свобода тесно взаимосвязаны между собой. Автор отмечает, что чем выше статус человека, тем более его ролевая свобода.

Прежде чем разобраться с моим мнением по этому вопросу, хотелось бы разобраться с терминами. Так, под социальным статусом понимается место человека в системе общественных отношений. Обильная роль - это ожидаемое поведение человека, ассоциирует с его социальным статусом. Следовательно, социальная роль предписывается определенном социальному статусу. И если меняется социальных статус, то меняется и социальная роль.

Я согласен с данным утверждением.

В качестве примера можно привести положения действующей конституции РФ. Так, если обратиться к высшему тащусь гражданина РФ, то. Есть к президенту страны, то мы увидим, что у него много полномочий, причем весьма серьезных. Его ролевая свобода охватывает назначением председателя правительства, представление государственной думе кандидата на должность председателя ЦБ, представление совету федерации кандидатов на должности судей конституционного и верховного судов, а также генерального прокурора.

Обратимся к истории. Статус с ролевой свободой еще был тесно связан и в Древней Руси. Так у помещика было более развита ролевая свобода, нежели у крестьян, которой у них практически не было. Так помещик мог продать крестьянина, обменят его или даже убить.

Тем самым, проблема очень даже актуально. Ведь не существует такого общества, в котором не было бы власти. Ну а наличие власти, всегда будет порождать дифференциацию общества и различную социальную ролевую свободу.

Экология сознания: Психология. Люди – социальные существа, и предпочитают жить группами. В каждой группе создается иерархия – система распределения прав и обязанностей, система статусов, важности каждого члена группы. Стремление к высокому статусу является одной из первоочередных и важнейших мотиваций поведения человека.

"...Максим и Андрей учатся в одной группе в университете.

Мнение Андрея, кажется, не интересует вообще никого: если он выскажет какую-то идею, его могут просто не услышать. Эти два молодых человека живут кардинально отличающейся социальной жизнью. Даже если мы видим их в первый раз, нам потребуется всего пару минут наблюдений, чтобы безошибочно понять, что у Максима – высокий социальный статус, а у Андрея – низкий"

Но что определяет статус, и что он делает с людьми? Можно ли его изменять и как это делать?

Люди – социальные существа, и предпочитают жить группами. В каждой группе создается иерархия – система распределения прав и обязанностей, система статусов, важности каждого члена группы. Стремление к высокому статусу является одной из первоочередных и важнейших мотиваций поведения человека. Чем выше статус, тем лучше шансы на выживание и продление рода. Власть – способность реально и эффективно влиять на других, часто идет вместе со статусом. Статус и соответствующая ему власть - способность дать или отнять ценные ресурсы и наказать или вознаградить кого-то.

Мы лучше распознаем лица людей, обладающих высоким статусом, по сравнению с людьми с низким статусом. Это - следствие феномена предпочтения внимания по отношению к лицам людей с высоким статусом. Чтение эмоций на лице высокостатусного человека весьма полезно для выживания, в условиях жизни небольшими группами. При выполнении таких задач наша память работает лучше, потому что наш мозг выделяет на это больше ресурсов. Знание, что мозг никогда не тратит энергию впустую, говорит нам о том, что статус – чрезвычайно важная вещь.

Подтверждением этому может служить тот факт, что мы очень быстро реагируем на слова, определяющие социальный статус, и уже через минуту можно понять, кто из собеседников занимает лидирующее место, а кто – подчиненное.

Как складывается статус?

Всё, буквально все, и наши гены, и воспитание, и среда, участвуют в формировании статуса – и то, что от нас не зависит, и то, что мы в силах изменить.

Физические данные: сила, рост, привлекательность – чем выше, сильнее и красивее человек, тем потенциально выше его положение в обществе. Отношение ширины лица к длине: чем выше этот показатель, тем шире лицо, и мужчины с такими данными имеют высокий уровень тестостерона, агрессивнее, сильнее и финансово удачливее длиннолицых. Женщины с большей вероятностью согласятся на второе свидание с таким человеком, но для краткосрочных отношений, однако.

Некоторые социальные теории говорят, что люди достигают статуса в группе путем производства важных выгод для всех, нежели путем агрессии. Тем не менее, люди придают высокий статус людям с угрожающей внешностью, несмотря на то, что это не имеет связи с общественным благом.

Экстраверты имеют лучшие шансы иметь высокий статус, в сравнении с интровертами. Невротизм негативно коррелирует со статусом у мужчин: они «не должны» чувствовать страх, сомнение и печаль.

Даже красиво звучащее имя играет роль в повышении статуса: шансы получить работу у человека с хорошо звучащими именем и фамилией - многократно больше, чем у человека с плохими.

Образование родителей и их отношение к образованию детей и их будущему влияет: например, наличие книг в доме подростка в 14 лет могут предсказать его статус в жизни, учёбу в университете и количество лет обучения.

Везение: мы все знаем некоторых действительно влиятельных людей, способных, если им будет угодно, по мановению мизинца, превратить нас в пыль, и мы видим, что они малы ростом, тщедушны, и не отличаются сообразительностью. Им просто повезло, ибо ничего в их жизни не могло предсказать такой стремительный взлет статуса.

Статус существует в глазах других членов группы, и он стоит чего-то, пока власть, идущая со статусом, реальна. Иными словами, насколько реально и легко обладатели статуса власти могут вас физически уничтожить или сгноить в изолированном месте. Будем ли мы бояться и уважать статус Ким Чен Ына, если он окажется в супермаркете рядом с нашим домом, и станет лезть без очереди и хамить? Однако, окажись мы в Северной Корее, нам придется считаться с его статусом или расстаться с жизнью.

Статус меняет человека

Вот некоторые факты, добытые в экспериментальных исследованиях:

  • Люди с высоким статусом меньше отражают мимику и жесты других людей.
  • Начальники лучше определяют эмоции других людей, чем подчиненные.
  • Те, у кого есть контроль над ресурсами, чаще выражают свои истинные чувства, больше позитивных эмоций и меньше негативных, лучше видят и принимают вознаграждение, и хуже различают угрозы.
  • Высокий социальный статус снимает необходимость доказывания своей мужественности. В экспериментах ученые показали, что люди с низким статусом больше озабочены угрозам своей мужественности, и даже стараются чаще ходить в спортзал.
  • Доминирование в группе создает у других впечатление о компетентности обладателя высокого статуса, однако никакой связи между этими двумя параметрами нет. Нет и обратного эффекта: компетентность не обязательно приносит с собой статус (спросите об этом любого «ботаника») .
  • Чем ниже у мужчины статус, тем сильнее ему нравятся большой бюст у женщин. Интересно, что если статус изменится в сторону повышения, то и предпочтение смещаются к среднему размеру груди.
  • Чувство власти повышает оптимизм в восприятии риска и ведет к более рискованному поведению, например, к незащищенному сексу с незнакомцами или развязыванию войны с соседом.
  • Когда исследователи вменяли высокий или низкий статус, люди начинали иначе относиться к другим. Например, когда их просили написать букву «Е» у себя на лбу, то люди с высоким статусом писали так, чтобы было удобно читать самим, а люди с низким – чтобы было понятно другим.

Люди с высоким статусом были готовы гораздо со всей суровостью наказать тех, кто посмел смошенничать в игре, но когда им самим предоставлялась такая возможность, они значительно опережали в этом людей с низким статусом.

На протяжении всей истории человечества, за исключением разве что последних десятилетий, и то лишь в развитых странах, размер порции еды свидетельствовал о статусе. Эволюционные «привычки» никуда не делись, и мы по-прежнему пытаемся неосознанно сигнализировать другим, что мы в порядке. В экспериментах психологи искусственно понижали статус человека, и тот начинал выбирать большие по размеру порции еды, чем люди с удовлетворяющим их статусом. Люди с высоким статусом, напротив, предпочитали меньшие размеры порции. Это особенно проявлялось в публичном пространстве.

Если вы думаете, что это отражается во внешнем виде, то вы правы – известное британское исследование тысяч государственных служащих показало, что даже ожирение у людей с разным статусом идет по-разному, и у людей с низким статусом ожирение - самого опасного для здоровья типа. Это проявление стресса, тоже весьма разного по характеру, в зависимости от статуса.

Гигантский дом, большой телевизор, огромная машина, даже холодильник, способный вместить неразделанного бегемота – это все проявления бесконечной борьбы за статус.

Исследования власти и агрессии показали, что у хронически низкостатусных людей, случайное обретение статуса ведет к некрасивому поведению – они более мстительны, и коварны. После второй мировой войны в Европе возник термин: «маленький Гитлер». Им называют людей с низким социальным статусом, но относительно большой властью. Это может быть чиновник, преподаватель в вузе, или патрульный полицейский. Эксперименты, в ходе которых людям предлагалось давать другим весьма унизительные испытания, показали, что из всех возможных комбинаций статуса и власти, эта – самая отвратительная. Роль личности всё же играет роль, но многие люди, добрые и милые, оказываясь в такой ситуации, быстро превращаются в маленьких фюреров, и каждый из нас знает как минимум одного такого.

Практически во всех беседах её тон задает человек с более высоким статусом – это его прерогатива, будет ли разговор доверительным и позитивным, или подозрительным и негативным.

«Мы» – это слово силы, а «я» - подчинения. Если вы послушаете разговор начальника с подчиненным, вы почти никогда не услышите «я» от человека с высоким статусом, но почти в каждом предложении – от человека с низким. Происходит это от того, что «я» - обращение к себе, к своему внутреннему миру, постоянная проверка своего места в иерархии, проявление, если хотите, неуверенности. Это неуверенность может быть вполне разумной, но она не сочетается с высоким статусом. При высоком положении человек не должен и, вероятно, даже не может сомневаться в себе: он забывает про себя и говорит лишь о «нас», о «вас» и о «тебе».

Высокий статус не только превращает мир вокруг в чашу изобилия, но и меняет восприятие этого мира. Например, человек может воспринимать себя физически выше ростом, чем в действительности . Так что человек небольшого роста, облеченный властью, кажется себе выше, больше и сильнее, чем есть на самом деле, и, вероятнее всего, вместе с этим, преувеличивает и свое могущество. Когда людям в экспериментах вменялся высокий статус, они начинали воспринимать аплодисменты в свою честь как более громкие, чем на самом деле. Люди вокруг начинали становиться благожелательнее и смотрели с одобрением. Так что когда дороги перекрывают для проезда какого-то сановника, и люди в пробке в негодовании сигналят, он действительно может думать, что это знаки приветствия и восхищения! Такой человек ожидает поддержки и согласия с решениями и поступками, которые он совершает. Чем выше статус – тем меньше сомнений. Не случайно, некоторые диктаторы начинают верить в свою безграничную мудрость, всеобщее обожание и иногда даже, бессмертие. А может быть, такая неадекватность восприятия – необходимое условие нахождения у власти?

Можно ли изменить статус?

Прежде всего, у каждого из нас различный статус в различных группах – один на работе, другой – в семье, третий с друзьями, четвертый – в компании незнакомых людей. Впрочем, мы склонны придерживаться самого высокого статуса, которым обладаем, во всех ситуациях, с тем или иным успехом.

Итак, что мы знаем:

  • Быть милым, чистосердечным и добрым человеком не дает ничего в плане статуса. Увы, это так, несмотря на попытки социальных наук выйти на концепции, которые бы объясняли и пытались построить мир с точки зрения разумного общественного блага, когда доброта и помощь ближним ценились бы выше физической привлекательности или агрессивности.
  • Уважение, влияние и известность – их тем больше, чем выше статус человека , и наоборот. Можно попробовать завоевать уважение и стать известным.
  • Люди очень аккуратны и точны в оценке статуса и власти. Это навык, вероятно, складывался тысячелетиями – недооценка власти какого-то опасного индивидуума могла и до сих пор может стоить жизни. Переоценка тоже плоха, потому что ведет к незаслуженному принижению своего статуса и уменьшению благ. Мы всегда в курсе своего статуса в группе, и он, как правило, совпадает с мнением других. Преувеличение своего статуса – опасное занятие, ведущее потенциально к серьезным проблемам. Как минимум, можно заработать остракизм группы. Люди предпочитают не рисковать и скорее преуменьшают статус, нежели рискнут его преувеличить. Маленькие дети иногда делают такие ошибки, но социальная жизнь быстро их учит.
  • Образование дает надежду на улучшение статуса, как для самого человека, так и для его детей. Чтобы было понятно, насколько глубока эта связь, пример: у родителей, чей социальный статус невысок, дети имеют длину теломеров короче, чем у сверстников из благополучных семей. Ученые, сравнивая нормальную скорость укорачивания теломеров, вычислили, что дети, чьи родители имеют низкое образование, биологически «старше» своих сверстников на 6 лет (судя по длине теломеров)!
  • Человек с высоким статусом произносит и пишет в общении с другими меньше местоимений первого лица единственного числа. Но если вы станете прямолинейно форсировать такое поведение, вы покажетесь высокомерным. Если вы хотите поэкспериментировать, попробуйте незаметно вынуждать своего собеседника говорить «я», сами, в то же время, избегайте этого местоимения и его производных, но активно пользуйтесь словами «мы» и «вы».

Заключение:

Власть очаровывает: мы, люди, думаем о власти и статусе, пожалуй, больше, чем о чем-либо другом. Так и есть, если включить сюда огромное количество времени, которое мы тратим, отслеживая политическую жизнь общества или личную жизнь сильных мира сего – будь то поп-звезды или политики. Возможно решения, которые принимают эти люди публично каждый день, служат для нас примером и откровениями о природе человеческой натуры. Делаем мы это только потому, что это действительно очень важно для нашего благополучия.

Теории говорят нам, что иерархии должны побуждать своих членов давать группе что-то ценное, вознаграждая их за это улучшением статуса. Но автоматически и безусловно такое не происходит, или не происходит вообще.

Успех и счастье зависит от наших способностей быстро и верно разбираться в социальных иерархиях и уметь находить в них свое место. Мы можем делать это за считанные секунды, измеряя человека по его внешности, осанке, одежде, голосу, акценту, росту, и речи. Исследования показали, что наш статус может меняться мгновенно, в зависимости от ситуации. Это очень важное открытие психологии, которое говорит нам о том, что у нас всех есть способности и задатки быть лидерами, а те, кого мы видим порой на месте лидеров – часто ничуть не лучше и не способнее нас, и иногда просто баловни судьбы. Поэтому ищите свое достойное место, никогда не сдавайтесь, и не позволяйте никому определять за вас вашу судьбу ! опубликовано