Презентация приемы на уроках используя систему базарного. Презентация - Использование здоровьесберегающих технологий В.Ф

Русский учёный, врач, музыкант и педагог-новатор, доктор медицинских наук, академик Российской академии творческой педагогики. Почётный работник общего образования Российской Федерации. Основатель нового направления в науке - здоровьеразвивающей педагогики. Базарный разработал «Систему сенсорной свободы и раскрепощения».




Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу. При котором выполняются как минимум 4 требования:


1. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка. 2. Привитие знаний ребёнку в умении самостоятельно защищать себя от стрессов, обид, оскорблений, обучение его средствам психологической защиты. 3. Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, интеллектуальной нагрузки при освоении учебного материала. 4. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе.


Сущность технологии, её отличительные особенности: -Ростомерная мебель с наклонной поверхностью – парта и конторка. -Схемы зрительных траекторий;- Специальные офтальмотренажеры «Бегущие огоньки»- Экологический букварь (картина-панно); -Сенсорные кресты;- Специальные держалки; - Специальные художественно-образные каллиграфические прописи, выполняемые перьевой ручкой и др.


1. В первую очередь, это внедрение режима моторной свободы динамических поз, когда дети меняют в процессе урока позы «стояние- сидение». Техническим средством сенсорной дидактики является конторка. Её особенность состоит в том, что рабочая поверхность находится под наклоном. Угол наклона от 14 до 18 градусов. Изменение динамических поз на начальном этапе адаптации детей к ним происходит через каждые 10 минут, позже – через 15 минут. Занятия в режиме телесной вертикали активизируют межсистемную координацию, способствуют повышению эффективности произвольно- моторной деятельности и снижению за счет этого напряженности. Режим моторной свободы и динамических поз улучшает становление психической сферы.






На тренажёре с помощью специальных стрелок показаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд ученика в процессе физминутки: вперёд- назад, влево - вправо, по и против часовой стрелке. Каждая траектория имеет свой цвет. Это делает схему яркой, красочной, привлекает внимание.




3.Автоматизированная система сенсорнокоординаторного тренажера (бегущие огни) позволяет выполнять зрительно- двигательные упражнения более интенсивными ритмическими движениями глаз, головы, туловища. Для этого в классе устанавливают в углах 4 сигнальные лампы, сопровождающиеся звуковыми сигналами. По звуковому сигналу учащиеся поворачиваются и выполняют различные упражнения («ловят» огоньки обеими руками, либо левой или правой рукой, «отталкивают» их от себя руками, «кивают» головой и т.д.)




4.В целях повышения физической активности учащихся, предупреждения их утомляемости выполняются упражнения с использованием сенсорно- моторного тренажа. Все упражнения выполняются в позе свободного стояния. Зрительно-поисковый метод сочетается с движением головы, туловища, глаз (продолжительность таких упражнений 1,5-2 минуты). В зависимости от характера урока, упражнение проводят 2-3 раза. На схеме зрительно двигательной траектории изображены цифры По режиму счета учащиеся пробегают глазами в сопровождении движения головы и туловища по схеме и обратно В заключенной части режим счета задается в случайной последовательности, Систематические занятия по схеме офтальмотренажера способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости.




5. Для работы с наглядностью используется сенсорно- дидактическая подвеска или крест. На нем располагается дидактический материал на такой высоте, чтобы ребенок на пальчиках мог дотянуться до него и снять. Карточки с заданиями и ответами по желанию учителя могут находиться где угодно: за выключателем, на кресте, на занавеске, за цветком и т.д. Поэтому дети не прикованы к партам, постоянно находятся в движении.


Сенсорно-дидактические кресты. Патент. Представляет собой приспособление для крепления наглядного материала. Дидактический материал подвешивается на сенсорно- дидактическом кресте к потолку, чем обеспечиваются колебательные движения наглядности, что создает повышенную эффективность зрительного восприятия. На класс необходимо минимум 4 шт.




Подвесная леска представляет собой натянутую леску на боковой стене класса. Подвесная рейка состоит из рейки, подвешенной к потолку тонкой нитью. На леске и рейке располагается дидактический материал, опорные схемы, алгоритмы ответов, воспринимаемые в режиме дальнего зрения и в режиме поиска.


6. Обычная перьевая ручка и чернильница-непроливайка предотвращают у ребенка аномальную задержку дыхания, ангармоничное закрепощение основных ритмов сердечной деятельности. Перьевая ручка способствует письму в импельсивно-нажимном режиме: напряжение-расслабление, напряжение - расслабление (нажим - волосок), то есть гармоничному синусоидальному режиму, в котором работает человеческое сердце. А когда возникает необходимость окунуть перо ручки в чернильницу, то происходит расслабление руки, а значит и всего организма.


7.Широкоформатное природно-экологическое панно используется на каждом уроке и является основой, вокруг которой разворачивается сюжет урока. Оно повышает эффективность формирования основных характеристик продуктивного воображения, гармонизирует развитие личности в целом. На панно наносятся макеты, манекены и карточки.




Упражнения для глаз хорошо сочетаются с «Игрой в весёлых человечков». На карточках, которые показывает учитель, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения 1-2 см. Дети вначале рассматривают человечка, а затем выполняют его движения. Эти физминутки тренируют зрение, зрительную память, произвольное внимание, наглядно- образное мышление.






Использование на различных этапах урока сенсорного шара (вращающегося вокруг своей оси, из 3 и более цветов, из плотного материала, подвешенного за тонкую канатную нить к потолку) помогает организовать поиск информации не только в учебниках и на доске, но и в окружающем пространстве. Это корректирует зрение, позволяет воспринимать информацию в движении, а значит более эффективно, развивает познавательный интерес, сенсорное развитие, снимает статику шейного отдела позвоночника. На шаре располагаю дидактический материал, воспринимаемый школьниками в движении.


Методические приемы повышения эффективности раскрепощения психомоторной функции производятся с помощью произвольно- телесных усилий. Настоящая методика направлена на повышение эффективности психомоторных и речемоторных функций за счет подведения их под основу произвольного шагового логоритма. Шаговый логоритм повышает зрительно фиксационные возможности, скорость восприятия. Его можно использовать: - при прочтении текста в режиме ближнего зрения (ученик берет в правую руку держалку, на которой закреплен лист со стихотворением, отодвигает на максимальное расстояние и начинает читать по слогам, подбирая шаг к каждому слогу); -при прочтении текста в режиме дальнего зрения. (На школьной доске фиксируется лист ватмана, на котором написан текст стихотворения. Школьник становиться на максимальное расстояние от доски. Устремив взгляд на размещенный текст, вначале медленно, а потом быстрее, он начинает к нему продвигаться, произнося каждый слог строго под каждый шаг.)


Пальчиковая гимнастика в начале урока. 1. Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь-вместе.) 2. Ладошка-кулачок-ребро (на счет "раз-два-три"). 3. Пальчики здороваются(на счет "раз-два-три-четыре-пять" соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д) 4. Человечек (указательный и средний палец правой, а потом левой руки бегают по столу). 5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно). 6. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки). 7. Козлята (то же упражнение,но выполняется одновременно пальцами обеих рук). 8. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их). 9. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, мизинец, большой и безымянный пальцы соединить). 10. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы) и т. д.







33 Что дают технологии В.Ф.Базарного? 1.Гарантированный, фиксирующий результат улучшения здоровья учащихся. 2.Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса. 3.Психологический комфорт в образовательном учреждении. 4.Является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервнопсихических и сердечно - сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза, плоскостопия и другой сугубо патологии. Здоровьесберегающие технологии профессора В.Ф. Базарного апробированы, дают хорошие результаты укреплении здоровья и развития детей.


Яндекс Картинки. EC%E8%F0_%D4%E8%EB%E8%EF%EF%EE%E2%E8%F7http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E0%E7%E0%F0%ED%FB%E9,_%C2%EB%E0%E4%E8% EC%E8%F0_%D4%E8%EB%E8%EF%EF%EE%E2%E8%F7 источники

Комплексная программа по здоровьесбережению на основе системы Базарного В.Ф

Хлямина С.Ж, учитель начальных классов

МКОУ «ООШ поселка Начало»

Приволжский район Астраханская область



  • Поиск начинается тогда, когда возникает противоречие.
  • В своей педагогической практике я столкнулась с проблемой трудностей обучения в начальной школе.
  • Одна из причин – это нарушение здоровья учеников во время обучения в школе.

Будь здоров, школяр!

Так как же добиться высокой успеваемости, не ограничивая детей жесткими рамками принятого поведения на уроке, когда им приходится сидеть за партой по несколько часов в день? Как сберечь здоровье детей, уберечь их от перегрузки и переутомления? Всё это невозможно при традиционной методике обучения. Поэтому я, как один из путей достижения своей цели, выбираю элементы методики Базарного В. Ф . Я считаю, что данная методика позволит создать охранительный режим общения, направленный на поддержание оптимальной работоспособности и предупредить негативные сдвиги в состоянии здоровья детей. На данном этапе я беру лишь элементы из методики данного ученого.


  • Общаясь со своими коллегами из других школ, познакомилась с методикой В.Ф.Базарного.
  • Многое в своей комплексной программе я переняла из опыта учителей Карагалинской школы.
  • Сейчас работаю, используя методику здоровье сберегающих технологий.

  • Актуальность изучения проблемы здоровья выходит далеко за рамки медицинской ответственности. Здоровье выступает как мера качества жизни и счастья. Дети поступают в школу с большими отклонениями: осанка, гастриты, зрение, общая усталость, переутомление. Отсюда, нервозное состояние, пассивность на уроках, плохое запоминание, посадка, агрессивность и т.д. Я заметила, что дети работают на уроке первые 20 минут, а далее отвлекаются или просто отдыхают- ложатся на парту, играют. На переменах детям нужно куда то деть скопившуюся за урок энергию, поэтому они бегают, прыгают, мальчики устраивают драки и.т.д.- им нужно много двигаться, это их особенность.


Ведущая идея данной методики – «сенсорная свобода и раскрепощённость»

(В.Ф.Базарный), раскрывается через следующие линии:


1. Обучение учащихся в режиме динамических поз. Для этого используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью – парты и конторки. Часть урока ученик стоит за конторкой, другую часть сидит за партой, тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка – основа энергетики человеческого организма.




Ростомерная мебель в классе

Эти парты регулируются под рост каждого ребенка индивидуально. Каждый новый учебный год измеряется рост учеников в классе, проводится цветовая маркировка парт.

За учеником закреплена парта с определенной маркировкой.



Конторки для учеников

Обучение учащихся в режиме смены динамических поз помогает предотвратить сколиоз и формировать правильную осанку.


Сигнальные метки

В четырех углах кабинета расположены сигнальные метки. На них изображены картинки с определенным количеством предметов, от 1 до 4. Картинки периодически сменяются на новые, в зависимости от сюжета. Дети легко ориентируются, глядя на сигнальные метки.



Сенсорные тренажи

Использование сигнальных меток при проведении физкультминуток активизирует внимание детей.



Ученики с удовольствием работают с сенсорными крестами.



Коврики для массажа стоп

Родители связали коврики для массажа стоп, пришили пуговицы. Дети могут стоять за конторками и сидеть за партами, используя массажеры для стоп.





На карточках в классе схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Дети повторяют движения человечка.



Упражнения для физминуток

«Веселые человечки» помогают проводить физминутки.




Динамические переменки

В нашей школе проводятся 20 – минутные динамические перемены для учащихся начальных классов. Дети отдыхают во время переменок. Они играют в подвижные игры.


  • Итак, используемая мною технология предусматривает:
  • обучение учащихся в режиме динамических поз (конторки);
  • методика сенсорно-координаторных тренажей с помощью меняющихся зрительно - сигнальных сюжетов (картинки и цифры по углам);
  • коврики для массажа стоп;
  • физминутки, упражнения для предупреждения различных заболеваний.



Здоровьесберегающее обучение

Направлено на – обеспечение психического здоровья учащихся.

Опирается на – природосообразность, преемственность, вариативность, прагматичность (практической ориентации).

Достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.

Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.


1 из 23

Презентация - Использование здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного в современном образовательном учреждении

Текст этой презентации

Использование здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного в современном образовательном учреждении Подготовила: воспитатель МАДОУ д/с № 78 «Гномик» г. Белгорода Веткова Елена Павловна

Здоровье -
Это состояние полного физического,психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов

Воспитательно-образовательный процесс строится с учетом здоровьесберегающей деятельности и включает в себя:
1) Мониторинг состояния здоровья и уровня физического развития воспитанников. 2) Здоровьесберегающие компоненты в организации образовательного процесса. 3) Оздоровительные и закаливающие мероприятия. 4) Физкультурно-развивающие формы работы с детьми. 5) Психолого-педагогическое сопровождение детей. 6) Работа с семьёй.

Ведущая идея технологии В.Ф. Базарного:«Сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение»

Характерные особенности технологии В.Ф. Базарного:
1) Подвижность детей во время занятий. 2) Природосообразность используемых методик - образовательный процесс протекает благодаря, а не вопреки естественной природе детей. 3) Четкие количественные критерии, по которым проводится оценка интеллектуального и психо-физиологического состояния детей: воображение, осанка, острота зрения и т. д.

Важной особенностью организации воспитательно – образовательной деятельности по технологии В. Ф. Базарного, является расширение двигательной активности детей.

Режим динамических поз
Для снятия напряжения В.Ф. Базарный предлагает режим динамических поз, которые предусматривают на каком-то этапе занятия менять позу детей (сидя-стоя). Воспитателю необходимо строить занятие с таким расчетом, чтобы дети несколько раз переходили из положения сидя в положение стоя.

Обучение детей в режиме смены динамических поз

Преимущества
Укрепление позвоночника Сохранение правильной осанки Формирование у ребёнка чувства равновесия и координации Профилактика опорно-двигательного аппарата Профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы Предупреждение появления близорукости

Зрительный тренажер

Положительное влияние
Снижение психической утомляемости Снижение избыточной нервной возбудимости Снижение агрессии

Сигнальные метки

Методика сенсорно-координаторных упражнений «Четыре угла». Все упражнения выполняются в позе свободного стояния: дети совершают координированные движения головой, глазами и туловищем продолжительностью 1,5–2 минуты. В четырех углах группы фиксируются яркие изображения: картинки, фигуры, сюжеты из сказок, пейзажи и т.д. Здесь присутствует важный эмоционально-мотивационный фактор, который повышает физическую и психическую активность детей на занятии, вносит сенсорное разнообразие.

Методика зрительно-координационных упражнений

Стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, под музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками. А затем рисуют воображаемую диаграмму на потолке, но с большим размахом и с большей амплитудой движения. Прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость. Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию.

Сенсорный крест
Представляет собой приспособление для крепления наглядного материала. Дидактический материал подвешивается на сенсорно-дидактическом кресте к потолку, чем обеспечиваются колебательные движения наглядности, что создает повышенную эффективность зрительного восприятия.

Работа с сенсорными крестами

Сенсорный крест

Положительное влияние работы с сенсорными крестами
Работа с сенсорными крестами способствует развитию речемоторной функции детей Предупреждает развитие рефлекса склонённой головы Способствует более эффективному развитию глубинного и стереоскопического зрения Активизирует нейродинамические процессы головного мозга Способствует предотвращению зрительного утомления и зрительных расстройств

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МБОУ Бекасовская сош Здоровьесберегающие технологии в школе Здоровье и школа. Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство, и бессилен разум. Геродот Prezentacii.com

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…». В.А.Сухомлинский.

Здоровье ученика в норме, если: в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость; в социальном плане – он коммуникабелен, общителен; в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться; в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость; в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.

Здоровьесберегающие образовательные технологии. Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.

Принципы здоровьесбережения: « Не навреди!». Приоритет заботы о здоровье учителя и учащего ся. Непрерывность и преемственность. Субьект - субьективные взаимоотношения. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям усащихся. Комплексный, междисциплинарный подход. Успех порождает успех. Активность. Ответственность за свое здоровье.

Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока. Критерии здоровье- сбережения Характерис-тика Рациональ-ный уровень Недостаточ-но рацио-нальный Нерацио-нальный Количество видов учебной деятель- ности Виды учебной деятельности: опрос,письмо,чтение,слуша-ние,рассказ, ответы на вопросы,рас- сматривание, списывание 4-7 2-3 1-2

Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока. Критерии здоровье- сбережения Характерис-тика Рациональ-ный уровень Недостаточ-но рацио-нальный Нерацио-нальный Не более 10 мин. 11-15 мин. Более 15 мин. Средняя продолжи- тельность и частота чередова-ния видов деятельно-сти

Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока. Критерии здоровье- сбережения Характерис-тика Рациональ-ный уровень Недостаточ-но рацио-нальный Нерацио-нальный Количество видов пре-подавания Виды препода- вания: словесный, наглядный, самостоятель-ная или практическая работа, аудиовизуаль- ный Не менее 3-х 2 1

Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока. Критерии здоровье- сбережения Характерис-тика Рациональ-ный уровень Недостаточ-но рацио-нальный Нерацио-нальный Чередова-ние видов преподава-ния Плотность урока Количество времени, затраченное школьником на работу Не позже, чем через 10-15 мин. Не менее 60% и не более 75-80% Через 15-20 мин. 85-90% Не череду-ются Более 90%

Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока. Критерии здоровье- сбережения Характерис-тика Рациональ-ный уровень Недостаточ-но рацио-нальный Нерацио-нальный На 20 и 35 минуте по 1 минуте из 3-х легких упражне-ний с 3-4 повторе-ниями каждого 1 физкульт-минутка с неправиль-ным содер- жанием или продолжи- тельностью Отсутст-вует Наличие, место, содержание и продолжи- тельность на уроке моментов оздоровле-ния Физкультми-нутки, динами-ческие паузы, гимнастика для глаз, массаж активных точек

Работоспособность в течение учебного дня 1-6 классы

офтальмотренажер на потолке

использование в учебном процессе специальной мебели - конторок и методики смены динамических поз

МАССАЖНЫЙ КОВРИК

ХОРОВОЕ ПЕНИЕ Очень важным моментом в учебном системе по В. Ф. Базарному является детское хоровое пение. В основном это классическая музыка и народные песни. Хоровое пение помогает не только развивать художественное и эстетическое ощущение мира, но и является прочным фундаментом, на основе которого формируется человеческая личность.

ХОРОВОЕ ПЕНИЕ

ДЕТИ ПИШУТ ПЕРЬЕВЫМИ РУЧКАМИ Дети пишут не шариковыми, а перьевыми ручками. Для того, чтобы школьники овладели навыками письма, используются специальные каллиграфические прописи. Именно такое письмо позволяет формироваться художественным способностям, развиваться психомоторной системе. Только после получения подобных навыков школьники начинают овладевать буквенным письмом.

Физкультурно-оздоровительное направление в школе

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БУКВАРЬ «Экологический букварь» изготавливается сле дующим образом.На полотне холста (размером по ширине не менее 2-х метров) рисуется яркий сюжет природы. Например, «У речки», «У озера». «На поляне» и т. д. При этом в различных участках пейзажа размещаются различные звери, герои известных детских сказок, которые тащат, держат или несут те или иные буквы. Например, мишка тащит букву «М» к одиноко лежащей под кустом букве «А» и т. д. Размеры букв - 5×10 см. Основой для изучения букв, слогов, слов является возникшая вдруг потребность детей к познавательной деятельности. Например, как показал опыт, в группе даже 4-летних детей обязательно найдутся несколько лидеров, которые проявляют интерес к буквам. Именно они начинают осаждать воспитателя постоянными вопросами: «А это какая буква?» В этих условиях задачей воспитателей или учителя является не назидательно, а точнее. мудро, поддерживать интерес к познанию тех или иных букв у остальных детей. Важным здесь является то, что дети сами по своему усмотрению подходят к стене фиксируя указательным пальцем и отгадывая ту или иную букву.

Требования к проведению физкультминуток Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность. Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.

Виды физкультминуток Упражнения для снятия общего или локального утомления. Упражнения для кистей рук. Гимнастика для глаз. Гимнастика для слуха. Упражнения корректирующие осанку. Дыхательная гимнастика

Благодаря данной технологии достигается: Гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья учащихся. Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса. Психологический комфорт в образовательном учреждении. Профилактика нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и другой сугубо школьной патологии


Базарный Владимир Филиппович

Базарный Владимир Филиппович - учёный, врач, музыкант и педагог-новатор, руководитель Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования Администрации Московской области (г. Сергиев Посад), доктор медицинских наук, действительный член Академии творческой педагогики, Почётный работник общего образования Российской Федерации. Основатель нового направления в науке – здоровьеразвивающей педагогики. Совместно со своими учениками создал теорию «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения».


Методика В.Ф. Базарного - это единственная здоровьеразвивающая технология, которая

  • признана научным открытием Академией медицинских наук,
  • защищена патентами и авторскими правами,
  • одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН,
  • утверждена Правительством как общая федеральная программа,
  • прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ,
  • имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ и позволяет строить образовательный процесс на основе телесной вертикали сообразной подвижной природе ребёнка,
  • а также дает гарантированный результат улучшения

здоровья детей в целом.

Методика В.Ф. Базарного


К основным методам и приемам, используемым в здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного относятся:

  • Режим динамической смены поз.
  • Упражнения на зрительную координацию. Зрительно-координаторные тренажи с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры).
  • Упражнения на мышечно-телесную координацию.

Режим динамической смены поз:

За основу здравоохранительной системы В.Ф.Базарного принят режим меняющихся поз, в частности перевод детей из позы «сидя» в позу «стоя». Это один из немедикоментозных методов коррекции здоровья воспитанников.

  • Максимально допустимая продолжительность времени нахождения в одной позе – 20-25 минут.
  • «Не усади!» – заповедь Базарного. Ребенок должен двигаться,

особенно мальчик, в 4-6 раз больше.


« Движение – это воздух, а без воздуха мы задыхаемся» - писал В. Ф. Базарный.

Поэтому совместная образовательная деятельность с детьми в режиме постоянного движения позволяет развивать у детей зрительно-моторную реакцию, в частности ориентацию в пространстве, в том числе реакцию на экстремальные ситуации, создать условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей детей, формировать атмосферу доверительного отношения, что служит оптимальному общему развитию каждого ребенка.

Режим «динамической смены поз» повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, осуществляется профилактика близорукости, обеспечивается оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма, стабилизируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе.

Для реализации режима динамической смены поз

В.Ф. Базарный предлагает:



Упражнения на зрительную координацию

Методика сенсорно-координаторных тренажей с помощью меняющихся зрительно-сигнальных сюжетов (картинки, цифры, буквы, геометрические фигуры по углам)

«Никакой преграды глазу!» - еще один принцип В. Ф. Базарного.



Данный тренаж чаще выполняется после работы, которая требует от детей приложения усилий, т.к. упражнение прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость. Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию.

  • Упражнения на мышечно-телесную координацию

Упражнение проводится в режиме движения наглядного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих внимание детей заданий. Всевозможные карточки могут оказаться в любой точке группы.

Дети ищут их, тем самым переключают зрение с ближнего на дальнее расстояние и наоборот.

Например, педагог показывает дидактический материал сначала с близкого расстояния, а затем постепенно отходит от детей, тренируя тем самым мышцы глаза.


Для двигательной активности на занятии используются

«СЕНСОРНЫЕ КРЕСТЫ».


«Сенсорные кресты» развешиваются под потолком в группе.

На них закрепляются различные объекты (картинки в соответствии с тематическим планированием и возрастом, плоские и объёмные геометрические фигуры, буквы, слова и пр.).

Педагог в ходе СОД периодически обращает внимание детей на то или иное пособие, просит что-то найти, назвать, дать характеристику, и т.п. Дети ищут глазами нужный материал, тем самым тренируя зрение, устраняя усталость и напряжение с глаз.


Варианты упражнений для развития зрительного восприятия

1. Бумажные офтальмотренажеры Разного рода траектории, по которым дети «бегают» глазами. На листе ватмана изображаются цветные фигуры (зигзаги, овалы,

восьмерки, спирали и т.д.). Толщина линий – один сантиметр .


2. Пирамидки

1) Найди глазами две пирамидки. 2) Сосчитай, сколько во всех пирамидках красных колец, зеленых, черных и т.д.

3) Сколько у пирамидок красных колпачков, коричневых, зеленых, желтых и т.д.? 4) Сколько всего колец у пирамидок? 5) Сколько всего колпачков?


6) Сложи пирамидки в две группы. В первой группе на две (в два раза) пирамидки больше, чем во второй. Сколько пирамидок во второй группе?

Этот вид упражнения можно использовать довольно часто, меняя лишь варианты заданий.


3. Тарелки с разноцветными кружками Детям предлагаются следующие задания: а) Найди две одинаковые тарелки. б) Найди тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется. в) Сколько всего красных, зеленых, синих кружков на всех тарелках? г) Сколько всего кружков?


Специально-восстановительные зрительные игры

«Цветные сны»

Игру проводят в положении сидя после напряженной работы. По указанию педагога, дети закрывают глаза, прикрывая их ладонями, и опускают головы. Педагог называет цвета, а играющие стремятся с закрытыми глазами «увидеть» в чем-то заданный цвет (синее небо, зеленая трава, желтое солнце и так далее). Выборочно опросив детей о том, что же они увидели, педагог называет другой цвет.

Отвечая воспитателю, который подходит к детям и касается их плеча, дети сохраняют исходное положение.

Длительность одного цикла игры (каждого цвета) – 15–20 сек., общая продолжительность игры – 1 мин.


  • Жмурки.

Игроки крепко зажмуриваются на 3–4 сек. В это время педагог изменяет расположение находящихся на столе, на доске, на парте предметов. Открыв по сигналу глаза, дети стремятся найти изменения. Педагог выборочно спрашивает их, какие изменения они заметили. Зажмуриваясь, дети максимально напрягают веки. Общая длительность игры – 1,5 мин.

Специально-тренирующие зрительные игры

«Поймай зайку»

Играть целесообразно на тех занятиях, где зрительная нагрузка наиболее высокая. Дети стоят в колоннах, руки на поясе, плечи отведены назад, спина прямая, взгляд устремлен вперед вверх. Педагог располагается впереди сбоку. Он включает электрический фонарик и «выпускает зайку» на прогулку. «Зайка» бегает в разных направлениях по стенам и потолку группы. Дети, поймав глазами «зайку», сопровождают его, стремясь не выпустить из поля зрения, не поворачивая при этом головы. Педагог отмечает самых старательных «охотников».


Прописи, применяемые в системе обучения "по Базарному".

В школах, использующих методику Базарного, в младших классах пишут чернилами и пером. Некоторые исследователи пришли к выводу, что использование шариковой ручки приводит к задержке дыхания, сбою сердечных ритмов, а через 20 минут неотрывного письма могут появиться признаки стенокардии. При письме же перьевой ручкой рука работает в импульсном режиме – сначала напряжение, потом расслабление, поэтому вреда для здоровья не возникает.


Сенсорное или (экологическое) панно

Использование сенсорного панно позволяет приблизить совместную деятельность с детьми к объектам и явлениям экологической среды.

Сочинения Владимира Базарного:

Владимир БАЗАРНЫЙ. Дети или деньги? NEW

Владимир БАЗАРНЫЙ. Основание внедрения в учебный процесс образовательных учреждений всех типов здоровьеразвивающую технологию д.м.н. Базарного В.Ф. «Обучение и воспитание детей в активной сенсорно-развивающей среде» и приобретения специализированного учебного оборудования для ее реализации.

Владимир БАЗАРНЫЙ. Как работать за конторкой?

Владимир БАЗАРНЫЙ. От худого семени не жди доброго племени . "Российская Федерация сегодня" № 14, 2005 г.

Владимир БАЗАРНЫЙ. Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах . Красноярск. 1989 г.

Владимир БАЗАРНЫЙ. Раскрепощение духовно-психических потенциалов ребенка средствами художественно-образных экологически "чистых" прописей . Часть VI М. 1995

Повышение эффективности становления психомоторных функций в процессе развития и обучения детей с помощью производственных ритмов телесных усилий . Часть IV. Сергиев Посад. 1996

Владимир БАЗАРНЫЙ. Методика и методология раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса . Часть III. М. 1995

Владимир БАЗАРНЫЙ. Программа экспресс диагностики динамики психосенсорного функционального и физического развития учащихся . Часть II. Сергиев Посад, 1995

Владимир БАЗАРНЫЙ. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде . М. 1995


В презентации использовались материалы

к.п.н., доцента, методиста ЦРНО

издательства «Просвещение»

Стефаненко Н.А.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!