Почему степан калашников не сказал правды царю. Почему купец калашников не рассказал царю всю правду

Роман М. Шолохова «Тихий Дон» - произведение необыкновенной силы. На героях романа лежит отсвет исторических, социальных потрясений ХХ в. Шолохов создал галерею образов, которые по силе своей выразительности, художественной ценности встали в один ряд с самыми замечательными образами мировой классики. Шолохов ввел в большую литературу людей из народа, и они заняли в романе центральные места. К. Симонов, рассуждая о романе, писал: «И не оказалось таких психологических проблем, которых он не взялся бы решить на анализе души этого так называемого простого человека, всю непростоту которого он с такой решимостью и силой доказал на страницах своих книг».
Среди персонажей романа самым притягательным и противоречивым, отражающим всю сложность исканий казачества в годы гражданской войны является Григорий Мелехов. Образ Григория Мелехова не статичный, он находится в самой тесной связи с казаками всего Дона, которые так же, как он, внезапно потеряли привычные ориентиры в жизни. Григорий Мелехов - думающий, ищущий человек. В Первую мировую он храбро сражался, получил Георгиевский крест. И все было ясно и понятно в жизни героя. Он - казак - опора государства - пока нет войны, сеет и пашет, а призвали на службу - идет защищать отечество. Но Октябрьская революция, и последовавшая за ней гражданская война привели в смятение шолоховского героя. Григорий пытается сделать свой выбор. После встречи с Подтелковым Григорий начинает воевать на стороне красных, но душой не может примкнуть к ним окончательно. Вот что пишет автор о его сомнениях: «Там, позади, все было путано, противоречиво. Трудно нащупывалась верная тропа; как в топкой гати, зыбилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности - по той ли, по которой надо, идет». Расстрел красными безоружных офицеров отталкивает его. И вот он уже с другими односельчанами выступает против отряда Подтелкова. Трагично описывает писатель пленение отряда красных. Встречаются земляки, люди, верующие в одного Бога, связанные одними воспоминаниями, а на утро пленных казаков ставят к стенке. Разливается кровавая река по донской земле. В смертельной схватке брат идет на брата, рушатся традиции и законы, складывающиеся веками. И вот уже Григорий, ранее внутренне противившийся кровопролитию, легко сам решает чужую участь. И началось время, когда менялась власть, а вчерашние победители, не успев казнить противников, становятся побежденными и преследуемыми.
Советская власть кажется чуждой большинству казачества, и на Дону начинается широкое повстанческое движение против нее. Григорий становится одним из крупных военачальников повстанцев, показывая себя умелым и опытным командиром. Но что-то уже ломается в душе его, все безразличнее становится он к себе, находя забвение в пьянстве и кутежах. Восстание разгромлено. И вновь судьба совершает с Мелеховым переворот. Его насильно мобилизуют в Красную Армию, где он воюет с Врангелем. Устав от семилетней войны, Мелехов возвращается на хутор, где пытается вновь зажить мирным крестьянским трудом. Страшной картиной предстала жизнь в родном селе. Не одну семью не обошла братоубийственная война. Верными оказались слова одного из героев, что «нету казакам больше жизни и казаков нету!» Но и спокойно крестьянствовать не дают Мелехову. Советская власть, победившая на Дону, грозит тюрьмой, а то и расстрелом за то, что воевал против нее. Подоспевшая продразверстка опять объединяет недовольных в отряд Фомина. Но у Фомина безнадежность и безвыходность, и Григорий, понимая это, принимает решение вернуться. В кровавой круговерти гражданской войны герой потерял все: родителей, жену, дочь, брата, любимую женщину. Писатель в конце романа устами Аксиньи, объясняющей Мишутке, кто его отец, говорит: «Никакой он не бандит, твой отец. Он так… несчастный человек». Как верны эти слова! Григорий Мелехов - несчастный человек, попавший в жернова безжалостной истории, перемалывающей судьбы, насильственно отторгнутый от всего, что ему дорого, вынужденный убивать людей за идеи, которые не может ни понять, ни принять…

Со смертью Аксиньи герой теряет последнюю надежду и идет к родному дому, где он уже не хозяин. И все же последняя сцена романа жизнеутверждающая. На руках у Григория Мелихова сын, и значит, есть ради чего жить, ради чего идти на новые испытания.
Роман Шолохова «Тихий Дон» - огромное эпическое полотно, сотканное из тысяч судеб. В образе Григория Мелехова мы видим образ миллионов крестьян, казаков, потерявшихся в круговороте событий и стоящих на пороге новых испытаний, выпавших на долю нашего народа.

    Главным героем «Тихого Дона», без сомнения, является народ. В романе сквозь призму множества героических судеб обычных людей показаны закономерности эпохи. Если среди других героев Григорий Мелехов выступает на первый план, то только потому, что он наиболее...

    Михаил Александрович Шолохов, создавая роман-эпопею “Тихий Дон” в переломные годы революции и гражданской войны, большое место уделяет женщине-казачке: ее нелегкому труду в поле и дома, ее горю, ее щедрому сердцу. Незабываем образ матери Григория - Ильиничны....

    Роман Михаила Шолохова «Тихий Дон» создавался на протяжении многих лет, первые главы романа были написаны в 1925 году, а последние его страницы были опубликованы в журнале «Новый мир» в 1940 году. Свой замысел романа Шолохов определял так: «Хотелось...

    М.А. Шолохова по праву называют летописцем советской эпохи. «Тихий Дон» - роман о казачестве. Центральный образ романа - Григорий Мелехов -обычный казачий парень. Правда, может быть, излишне горячий. В семье Григория, большой и дружной, свято чтят казачьи...

Григорий Мелехов – главный герой романа-эпопеи М.Шолохова «Тихий Дон». Его образ нельзя назвать типическим, потому что в нём также присутствуют особые индивидуальные черты.

Григорий Мелехов – это обычный донской казак, выросший в достаточно обеспеченной семье с патриархальным укладом жизни. С первых же страниц романа он изображается в повседневной крестьянской жизни, что помогает читателю сразу же увидеть основные черты характера Григория. В нём обнаруживается любовь к природе и ко всему живому: «с внезапным чувством острой жалости» смотрит он на нечаянно порезанного косой утёнка во время лугового покоса. Кроме того герою присущи искренность и честность. Любовь к Аксинье он навсегда сохраняет в своей душе, а жене Наталье сразу же признаётся, что ничего к ней не испытывает: «И жалко тебя…кубыть, за эти деньки и сроднились, а нету на сердце ничего… Пусто». Однако я думаю, что это всё можно отнести к типическим чертам героя.

К индивидуальным чертам Григория Мелехова, на мой взгляд, можно отнести его стремление найти свой путь в жизни, найти самого себя. Герой ищет правду, несмотря на все трудности и превратности судьбы. Он необразованный и политически неграмотный человек, поэтому ему легко прививают различные взгляды на войну и жизнь в целом. Однако Григорий не сдаётся и, когда окружающие предлагают ему различные пути, твёрдо отвечает: «Сам ищу входа».

На протяжении всей своей жизни герой часто совершает страшные проступки, однако корень всех ошибок Григорий ищет в себе, в своих деяниях. Он не лишён самоосуждения. Война не смогла загубить его душу и всё то доброе и хорошее, что изначально было в ней. Она надломила героя, но не сломила его окончательно. К концу романа для Мелехова самыми главными ценностями становятся родной дом, семья, дети. Война, убийства и смерть вызывают у него лишь отвращение. Поэтому можно даже сказать, что Григорий – это эпический герой, который берёт на себя всю историческую ответственность. Его образ равновелик образу целого народа. А путь Мелехова к правде – это трагический путь скитаний человека, полный ошибок и потерь, свидетельство глубокой связи человека с историей. В этом и заключается та особая индивидуальность, присущая лишь образу Григория.

Мелехов – это сложный герой, соединяющий в себе как типические, так и индивидуальные черты. Однако это придаёт его образу многогранность и трагизм, делает его запоминающимся и очень оригинальным.

Михаил Шолохов впервые в литературе с такой широтой и размахом показал жизнь донского казачества и революции.

Самые лучшие черты донского казака выражены в образе Григория Мелехова. "Крепко берег Григорий казачью честь". Он - патриот своего края, человек, начисто лишенный стремления приобретать или властвовать, ни разу не опустившийся до грабежа. Прототип Григория - казак с хутора Базки станицы Вешенской Харлампий Васильевич Ермаков.

Григорий - выходец из середняцкой семьи, которая привыкла сама трудиться на своей земле. До войны мы видим Григория мало задумывающимся над социальными вопросами. Семья Мелеховых живет в достатке. Григорий любит свой хутор, свое хозяйство, работу. Труд был его потребностью. Не раз во время войны с глухой тоской вспоминал Григорий близких людей, родной хутор, работу на полях: "Хорошо бы взяться руками за чапиги и пойти по влажной борозде за плугом, жадно вбирая ноздрями сырой и пресный запах взрыхленной земли, горький аромат порезанной лемехом травы".

В тяжелой семейной драме, в испытаниях войны раскрывается глубокая человечность Григория Мелехова. Его характеру свойственно обостренное чувство справедливости. Во время сенокоса Григорий попал косой на гнездо, порезал дикого утенка. С чувством острой жалости смотрит Григорий на мертвый комочек, лежащий на его ладони. В этом чувстве боли проявилась та любовь ко всему живому, к людям, к природе, которая отличала Григория.

Поэтому естественно, что Григорий, брошенный в пекло войны, тяжко и мучительно переживает первый свой бой, не может забыть убитого им австрийца. "Срубил зря человека и хвораю через него, гада, душой", - жалуется он брату Петру.

Во время I мировой войны Григорий храбро сражался, первым из хутора получил георгиевский крест, не задумываясь над тем ради чего проливал кровь.

В госпитале встретился Григорию умный и язвительный солдат-большевик Гаранжа. Под пламенной силой его слов задымились устои, на которых покоилось сознание Григория.

Начинаются его поиски правды, которые с самого начала приобретают явный социально-политический оттенок, ему приходится выбирать между двумя различными формами правления. Григорий устал от войны, от этого враждебного мира, его охватило желание вернуться к мирной хуторской жизни, пахать землю и ухаживать за скотом. Очевидная бессмыслица войны пробуждает в нем беспокойные мысли, тоску, острое недовольство.

Война не принесла Григорию ничего хорошего. Шолохов, сосредоточив внимание на внутренних превращениях героя пишет следующее: "С холодным презрением играл он чужой и своей жизнью… он знал, что больше не засмеяться ему, как прежде; знал, что ввалились у него глаза и остро торчат скулы; знал, что трудно ему, целуя ребенка, открыто глянуть в ясные глаза; знал Григорий, какой ценой заплатил за полный бант крестов и производства".

Во время революции поиски правды Григорием продолжаются. После спора с Котляровым и Кошевым, где герой заявляет, что пропаганда равенства - лишь приманка, чтобы ловить невежественный народ, Григорий приходит к выводу, что глупо искать единую всеобщую правду. У разных людей - своя разная правда в зависимости от их устремлений. Война представляется ему как конфликт между правдой русских крестьян и правдой казаков. Крестьянам нужна казачья земля, казаки защищают ее.

Мишка Кошевой, теперь его зять (т.к. муж Дуняшки) и председатель революционного комитета, принимает Григория со слепым недоверием и говорит, что его следует наказать без снисхождения за борьбу против красных.

Перспектива быть расстрелянным представляется Григорию несправедливым наказанием ввиду службы в 1 конной армии Буденного (Сражался на стороне казаков во время Вёшенского восстания 1919 г., затем казаки соединились с белыми, а после сдачи в Новороссийске Григорий не нужен стал), и он решает уйти от ареста. Это бегство означает окончательный разрыв Григория с большевистским режимом. Большевики не оправдали его доверия, не приняв в расчет его службу в 1-ой конной, и они сделали из него врага своим намерением лишить его жизни. Большевики подвели его более предосудительным способом, чем белые, у которых не доставало пароходов для эвакуации всех войск из Новороссийска. Эти два предательства - кульминационные моменты в политической одиссее Григория в 4-ой книге. Они оправдывают его моральное неприятие каждой из воюющих сторон и оттеняют его трагическое положение.

Предательское отношение к Григорию со стороны белых и красных находится в резком противоречии с постоянной верностью близких ему людей. Эта личная преданность не продиктована никакими политическими соображениями. Часто используется эпитет "верный" (у Аксиньи любовь "верная", Прохор - "верный ординарец", шашка Григория послужила ему "верно"). мелехов григорий тихий дон

Последние месяцы жизни Григория в романе отличаются полным отключением сознания от всего земного. Самое страшное в жизни - смерть его любимой - уже случилось. Все, что он хочет в жизни - увидеть еще раз свой родной хутор и своих детей. "Тогда можно бы и помирать", - думает он (в возрасте 30 лет), что у него нет никаких иллюзий, что ожидает его в Татарском. Когда желание увидеть детей становится непреодолимым, он едет в родной хутор. Последнее предложение романа говорит о том, что сын и родной дом - это "все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с семьей и со всем… миром".

Любовь Григория к Аксинье иллюстрирует взгляд автора на преобладание естественных импульсов в человеке. Отношение Шолохова к природе явно свидетельствует, что он, как и Григорий, не считает войну наиболее разумным способом решения социально-политических проблем.

Известные из печати суждения Шолохова о Григории сильно разнятся друг от друга, так как содержание их зависит от политического климата времени. В 1929 году перед рабочими с московских заводов: "Григорий, в моем мнении, является своеобразным символом середняцкого донского казачества".

А в 1935 году: "У Мелехова очень индивидуальная судьба, и в нем я никак не пытаюсь олицетворить середняцкое казачество".

А в 1947 году утверждал, что Григорий олицетворяет типичные черты не только "известного слоя донских, кубанских и всех других казаков, но также и русского крестьянства в целом". В то же время он подчеркнул уникальность судьбы Григория, назвав ее "в значительной степени индивидуальной". Шолохов, таким образом, убил сразу двух зайцев. Его нельзя было упрекнуть в том, что он намекает на наличие у большинства казаков таких же антисоветских взглядов, что и у Григория, и он показал, что прежде всего Григорий - лицо вымышленное, а не точная копия определенного социально-политического типажа.

В постсталинский период Шолохов был так же скуп по части комментариев о Григории, как и раньше, но он высказал свое понимание трагедии Григория. Для него это трагедия правдоискателя, который введен в заблуждение событиями своего времени и позволяет правде ускользнуть от него. Правда, естественно, на стороне большевиков. Одновременно Шолохов явно высказал мнение о сугубо личных аспектах трагедии Григория и выступил против грубой политизации сцены из фильма С. Герасимова (едет в гору - сын на плече - к вершинам коммунизма). Вместо картины трагедии можно получить этакий легкодумный плакат.

Высказывание Шолохова о трагедии Григория показывает, что по крайней мере в печати он говорит о ней на языке политики. Трагическая ситуация героя - результат неудачи Григория в сближении с большевиками, носителями истинной правды. В советских источниках - это единственная интерпретация правды. Кто-то возлагает всю вину на Григория, другие подчеркивают роль ошибок местных большевиков. Центральная власть, конечно, вне упреков.

Советский критик Л. Якименко замечает, что "борьба Григория против народа, против великой правды жизни приведет к опустошению и бесславному концу. На развалинах старого мира встанет перед нами трагически сломленный человек, - ему не будет места в начинающейся новой жизни".

Трагической виной Григория была не его политическая ориентация, а его истинная любовь к Аксинье. Именно так трагедия представлена в "Тихом Доне" по мнению более позднего исследователя Ермолаева.

Григорию удалось сохранить гуманные качества. Воздействие на него исторических сил устрашающе огромно. Они разрушают его надежды на мирную жизнь, втягивают его в войны, которые он считает бессмысленными, заставляют его утратить и веру в Бога, и чувство жалости к человеку, но они все же бессильны разрушить главное в его душе - его прирожденную порядочность, его способность к истинной любви.

Григорий остался Григорием Мелеховым, запутавшимся человеком, жизнь которого дотла выжгла гражданская война.