Плаксина программы специального коррекционного учреждения 4 вида. Гусева М.Р., Дмитриев В.Г.,Плаксина Л

Данная программа рассчитана в основном на дошкольников и учащихся первого класса. Однако ее материал можно использовать и в последующих классах, в частности при работе над развитием осязания у учащихся, потерявших зрение в школьном возрасте и пришедших в школу для детей с нарушениями зрения из массовой школы. Предлагаемая программа поможет в организации занятий с воспитанниками дошкольных групп при школах для детей с нарушениями зрения, слепыми и слабовидящими учащимися начальных классов. Педагог сам может дозировать время на изучение разделов программы в зависимости от успешного овладения детьми навыками осязательного восприятия или приемами конкретной предметно-практической деятельности.

Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста л.И.Плаксиной

Основами организации учебно-воспитательного комплекса (ясли - сада - начальной школы) является обеспечение оптимальных условий для системного, комплексного, непрерывного воспитания и обучения детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста - периодов созревания зрительной системы ребёнка.

Программа предложенная Л.И.Плаксиной состоит из двух частей:

    программа детского сада:

Развитие речи:

осуществляется во всех видах деятельности детей и является необходимой частью коррекционно-воспитательной работы детского сада для детей с нарушением зрения; предусматриваются предметно практические занятия по развитию речи и предметного восприятия, по обучению анализа предметов и функциональным действиям с ними;

Формирование элементарных математических представлений:

основные темы:

«Количество и счёт»,

«Величина»,

«Ориентировка в пространстве и времени»

формирование взаимосвязанных элементарных математических представлений о количестве и числе, о величине и форме предметов, о положении предметов в пространстве, о времени а также усвоении способов количественного сопоставления -установление взаимно однозначного соответствия, сравнения результатов счёта и измерения;

Ознакомление с окружающим:

способствует формированию у детей реальных представлений об окружающем мире и жизни человека;

Изобразительное искусство:

направлен на овладение детьми сенсорными эталонами; занятия по изобразительной деятельности и конструированию тесно связаны с игрой ознакомлением с окружающим миром и развитием зрительного восприятия, ручным трудом и формированием элементарных математических представлений;

Физическое воспитание: включает ряд коррекционных задач:

Достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития основных движений, физических качеств, ориентировке в пространстве, координации движений;

Коррекция здоровья и физического развития путём применения специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, укрепляющих опорно-двигательный аппарат, сердечно­сосудистую и дыхательную системы, зрительно-двигательную ориентировку;

Преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии при овладении движениями;

Активизация и упражнение зрительных функций;

Трудовое обучение:

формирование положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь, уважение и интерес к результатам труда, развитие личностных качеств, самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд;

Игра:

проведение специальных пропедевческих занятий по обучению игре; специальной задачей в развитии игры является преодоление вербализма и обогащение чувственной основы игры.

    коррекционная работа в детском саду:

Развитие зрительного восприятия:

1-ый год обучения . Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет, формировать действия с предметами, воспитывать интерес к окружающему миру; формировать у детей зрительные способности обследования предметов: различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал) и соотносить их с формой плоскостных изображений и объёмных геометрических тел (шар, куб, конус и т.д.), соотносить, находить их форму в реальных объёмных предметах; закреплять знания детей о сенсорных свойствах и качествах предметов в условиях различных видов деятельности используя мазайку, предметы, формы, цвета в процессе изображения простейших предметов; соотносить соответствующие сенсорные качества с реальным предметом; сформировать у детей представление об окружающих реалиях; обучать детей способам обследования на осязание, слух, обоняние, вкус. Для развития зрения и осуществления взаимосвязи занятий по развитию зрительного восприятия и лечения зрения проводить визуальные упражнения по активизации и стимуляции зрительных функций, развитию зрительных способностей, цветоразличения, движение глаз, фиксации, локализации, конвергенции и аккомодации.

2-ой год обучения . Закреплять у детей умения анализировать основные признаки предметов: форму, цвет, величину и пространственное положение. Формировать способы зрительного восприятия предметов окружающей действительности, различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Формировать навыки ориентировки в пространстве. Учить называть местоположения предметов в пространстве.

3-й год обучения . Закреплять умения зрительного обследования и умения анализировать, классифицировать предметы по их основным признакам. Учить использовать оптики (линзы, лупу, бинокли) при рассматривании. Зрительно различать и называть группу предметов с однородными признаками (форма, цвет, величина и пространственное положение). Учить отличать основные оттенки цвета, насыщенность контрастность цветов, светлоту. Узнавать цвет реальных предметов в животном и растительном мире. Создавать цветные панно, картины по образцу, словесному описанию, схеме. Учить отличать геометрические фигуры и объёмные фигуры. Обучать использованию их формы как эталона для анализа основной формы реальных предметов.

Учить зрительному анализу формы и величины предметов, отбирать предметы по убывающей и возрастающей величине. Выделять и словесно обозначать величину реальных предметов, устанавливать взаимосвязь между предметами по величине. Учить видеть расположение предметов на картине, называть расположенные предметы ближе, дальше. Учить понимать заслонённость предмета одного другим. Упражнять стимулировать и активизировать зрение детей соответственно требованиям лечебно-восстановительной работы по гигиене зрения. Обучение ориентировке в пространстве. Учить анализу сложной формы предмета с помощью вписывания сенсорных эталонов для анализа строения формы предметов.

4-й год обучения. Расширять представления детей о предметах и явлениях окружающей действительности, развивать скорость и полноту зрительного обследования, формировать зрительно-двигательные умения обследовать планомерно и целенаправленно предметы, картинки, выделять главные признаки, учить пользоваться оптическими средствами (лупами, линзами, биноклями) при рассматривании предметов. Учить создавать из геометрических фигур узоры, предметные изображения, сложные геометрические фигуры (два треугольника - ромб; треугольник и квадрат - пятиугольник и т.д.). Знать основные цвета и оттенки, правильно использовать эталоны цвета при описании, классификации групп предметов. Различать цвет движущегося объекта и нескольких объектов. Создавать узоры, цветные композиции на фланелеграфе, магнитной доске, из мозаики. Называть в процессе наблюдения близкие и дальние, высокие и низкие, толстые и тонкие, широкие и узкие объекты. Развивать глазомер у детей. Упражнять детей в сличении изображений по принципу сходства и различия, группировать предметы по отдельным признакам. Учить детей познанию окружающего мира с помощью всех органов чувств. Учить детей выделять различные признаки и свойства предметов, тренируя зрительные функции различения, локализации, фиксации, конвергенции, аккомодации, прослеживания. Учить ориентировке в пространстве. Формировать у детей умение словесно обозначать пространственные положения на микро- и макро плоскости. Учить составлять схемы пути и считывать пространственные положения предметов на схеме. Закреплять умения ориентироваться на улице с помощью слуховых, зрительных, обонятельных, осязательных органов чувств

Коррекция нарушений речи. Коррекционная работа логопеда направлена на развитие речи, познавательной деятельности и активизацию двигательной сферы ребёнка. Т.о. в системе специальных занятий осуществляется комплексный многосторонний подход к коррекции развития детей силами логопеда, тифлопедагога, что обеспечивает активизацию деятельности сохранных анализаторов моторной деятельности, развитие проприоцептивной чувствительности у детей с нарушение сенсорной сферы.

Развитие осязания и мелкой моторики. Целью коррекционных занятий является формирование умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение их приёмам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов. Наряду с развитием непосредственного осязания на коррекционных занятиях необходимо познакомить с некоторыми приёмами опосредованного, т.е. инструментального, осязания.

Ориентировка в пространстве . Нарушение зрения, возникающее в раннем возрасте, отрицательно влияет на процесс формирования пространственной ориентации у детей. Ориентировка в пространстве на ограниченной сенсорной основе требует

специального обучения детей активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов (слуха, обоняния и т.д.). На решение этой задачи направлены дидактические игры и упражнения, в которых дети учатся выделять и анализировать различные пространственные признаки и отношения, получать информацию об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы.

Социально-бытовая ориентировка.

Предметные представления:

Упражнять детей в выделении признаков и свойств предметов (форма, цвет, величина, пространственное положение). Подбирать и группировать предметы по этим признакам, а также по их назначению. Учить различать, называть качества, свойства предметов и материалов, воспринимаемых осязанием, на вкус, на слух. Развивать полисенсорное, бисенсорное восприятие предметов. Учить пользоваться предметами быта в

групповой комнате.

Приобщение ребёнка к труду взрослых:

Воспитывать интерес к труду взрослых, привлекая их внимание к работе помощника воспитателя, повара, шофёра, папы, мамы и др Воспитывать желание помогать им. Учить пониманию значения труда взрослых в детском саду и воспитывать бережное отношение к результатам труда взрослых.

Наблюдения на улице:

За людьми, их поведением, на улице; наблюдение за движением машин; наблюдение на остановке за автобусом.

Ребёнку о самом себе:

Упражнять детей в назывании своего имени, фамилии; учить красиво улыбаться, говорить ласковые слова; учить красивым манерам общения с окружающими.

Ритмика. Лечебная физкультура.

Данные программы становятся отправной точкой для анализа и накопления собственного опыта работы тифлопедагогов, воспитателей, а также способствуют определению путей совершенствования коррекционно-педагогического процесса с учётом условий работы специального дошкольного учреждения.

Разработаны также альтернативные программы «Радуга», «Детство».


Предназначено тифлопедагогам, дефектологам, психологам и воспитателям ДОУ компенсирующего вида; рекомендовано специалистам дошкольной педагогики,...

Читать полностью

В предлагаемом развернутом тематическом планировании, разработанном по программе "Коррекционная работа в детском саду" под редакцией Л. И. Плаксиной для старшей группы детей с нарушением зрения, представлены основные направления образовательного процесса: развитие зрительного восприятия, пространственных отношений, социально-бытовая ориентировка. План каждого раздела четко структурирован, определены цели и задачи педагогической работы, учитывающие интеграцию всех видов детской деятельности. Систематичность и последовательность в изложении материала, соответствие современным коррекционно-развивающим технологиям позволят учителям-дефектологам, воспитателям и психологам осуществить комплексное развитие и воспитание дошкольников в соответствии с ФГТ, обеспечат ребенку всестороннюю адаптацию в социуме и успешную подготовку к обучению в школе.
Предназначено тифлопедагогам, дефектологам, психологам и воспитателям ДОУ компенсирующего вида; рекомендовано специалистам дошкольной педагогики, студентам педагогических учебных заведений, родителям.

Скрыть

ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ИНСТИТУТ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ IV ВИДА (ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ)

ПРОГРАММЫ ДЕТСКОГО САДА КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ

Белъмер В. А., Григорьева Л.П., Денискина В. 3., Кручинин В. А., Максютова Р. Д., Новичкова И.В., Плаксина Л. И., Подколзина Е.Н., Сековец Л.С., Сермеев Б. В., Тупоногов Б. К.

П78 Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксивой. -М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 173 с.

ISBN 5-94692-629-2

Программы созданы на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения и успешную подготовку к обучению в школе.

Для работников учебно-воспитательных комплексов (ясли - сад - начальная школа) для детей с нарушением зрения.

© ГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», 2003

© Издательство «ЭКЗАМЕН», 2003

ПРЕДИСЛОВИЕ

ПРОГРАММЫ ДЕТСКОГО САДА

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМА ТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ, ОРИЕНТИРОВКИ И ТОЧНОСТИ ДВИЖЕНИЙ

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

ИГРА

КОРРЕКЩЮННАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

РАЗВИТИЕ ОСЯЗАНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ ОСЯЗАТЕЛЬНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСЯЗАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА

РИТМИКА

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Программы адресованы работникам яслей - сада - начальной школы для детей с нарушением зрения и включают четыре раздела: «Программы детского сада», «Коррекционная работа в детском саду», «Программы начальной школы», «Коррекционная работа в начальной школе». Программы созданы на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения и успешную подготовку к обучению в школе. Содержание и задачи программ предусматривают обучение и воспитание детей в детском саду и в начальной школе и располагаются по видам детской деятельности, при этом важным условием их реализации является комплексный подход к организации коррекционно-воспитательной работы.

Отсутствие специальных коррекционных занятий, а также щадящих условий для зрения в массовой общеобразовательной школе приводит при поступлении ребенка с нарушением зрения в школу к рецидивам зрительной глазной патологии. Поэтому очень важно не только улучшить состояние зрения в дошкольный период, но и закрепить полученные результаты в период начального школьного обучения, когда овладение чтением и письмом должно осуществляться с учетом зрительных возможностей учащихся.

Исходя из этого концептуальными основами организации яслей - сада - начальной школы является обеспечение оптимальных условий для системного, комплексного, непрерывного воспитания и обучения детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста - периодов созревания зрительной системы ребенка.

Основными принципами организации коррекционно-педагогического и образовательного процессов являются:

    учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения;

    комплексный (клинико-физиологический, психолого-педагогический) подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением зрения;

    модификация учебных планов и программ, увеличение сроков обучения, перераспределение учебного материала и изменение темпа его прохождения на основе преемственности школьного курса с дошкольным при соблюдении дидактических требований соответствия и содержания обучения познавательным возможностям детей;

    дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехники, а также уменьшения наполняемости классов и групп и методики индивидуально-подгруппового обучения;

    обеспечение стандарта общеобразовательной подготовки в условиях непрерывности дошкольно-школьного воспитания, обучения и лечения детей с нарушением зрения;

    система работы по социально-бытовой адаптации и самореализации детей с нарушением зрения;

    создание офтальмо-гигиенических условий в учебных классах, групповых комнатах и лечебных кабинетах и специального распорядка жизни, лечения, воспитания и обучения с учетом интересов, способностей и потребностей ребенка;

    обеспечение оптимальных условий для длительной медико-психологической реабилитации детей с нарушением зрения с 2-х до 10-11 лет.

Вариантность программ и средств воздействия, адаптивные возможности воспитательно-образовательных форм и методов, целостность и комплексность общего оздоровления организма ребенка создают единую и стройную модель социальной адаптации и реабилитации детей с нарушением зрения.

Такая модель позволяет решать проблемы профилактики и улучшения состояния зрения путем создания щадящих условий комплекса общеукрепляющих и специальных коррекционных мероприятий.

Для этого в увеличивается продолжительность каникул: в течение учебного года не менее 30 календарных дней, а летом не менее 8 недель. Для учащихся первого класса устанавливаются дополнительные недельные каникулы.

В учебно-воспитательный процесс вводится дозированная зрительная нагрузка при обучении детей письму и чтению, просмотр видеоинформации и др.

Важным коррекционным требованием распорядка жизни детей в яслях - саду - начальной школе является система двигательной активности ребенка, предусматривающая преодоление гиподинамии у детей с нарушением зрения, обусловленная трудностями их зрительно-двигательной ориентировки, включающая специальные занятия по лечебной физкультуре, ритмике и ориентировке в пространстве, физкультурных минуток.

Одновременно с общеобразовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Все занятия носят индивидуально-дифференцированный характер в зависимости от потребностей в них ребенка.

Конечной целью является стабилизация всего хода психофизического развития ребенка для успешной интеграции его в общеобразовательную школу и общество сверстников.

ПРОГРАММЫ ДЕТСКОГО САДА

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Для развития речи детей с нарушением зрения особое значение имеет усвоение ими родного языка, формирование речи. Развитие речи осуществляется во всех видах деятельности детей и является необходимой частью коррекционно-воспитательной работы детского сада для детей с нарушением зрения.

Необходимо проводить систематические занятия по развитию речи по подгруппам и индивидуально. Осуществляя работу по развитию речи, педагог внимательно прислушивается к тому, о чем и как говорят дети с нарушением зрения, учит их строить фразы, последовательно излагать мысли, правильно по смыслу употреблять слова.

Из-за недостаточности сенсорного опыта у них может наблюдаться некоторый разрыв между предметным практическим действием и его словесным обозначением. Для этого в программе предусматриваются предметно-практические занятия по развитию речи и зрительного восприятия, по обучению анализу предметов и функциональным действиям с ними. У педагога должно быть достаточное количество иллюстраций и других наглядных материалов, для того чтобы дети с нарушением зрения могли лучше рассмотреть изображение.

Для развития речи большое значение имеет наличие у детей реальных представлений об окружающем мире. Поэтому применение средств наглядности осуществляется с учетом своеобразия зрительного восприятия. Предметы, явления, иллюстрации, игрушки, по которым слабовидящие составляют словесное описание, должны быть зрительно доступны детям. Изображения на картинках не должны быть перегружены объектами. Для ребенка с нарушением зрения речь педагога должна служить примером и быть образной, выразительной и эмоционально окрашенной. Отбор литературного материала педагог строит с учетом знаний детей и их интеллектуальных возможностей.

1-й год обучения

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Работа над правильным произношением гласных звуков, их дифференциацией. Произношение согласных звуков, твердых и мягких (м, б, п, т, д, н, к, г, х, ф, в, л, с, ц).

Формировать четкую артикуляцию звуков. Подготовка артикуляционного аппарата к произношению шипящих звуков.

Формировать у детей умение различать звуки в слове, произносить фонемы, слова по образцу педагога (протяжно му-му, ла-ла-ла, на-на), с выделением звука в словах (кот, рот и т.д.).

Учить подражать звукам различных предметов и животных (тук-тук - молоток; мяу-мяу - кот; хрю-хрю - поросенок и т.д.).

Выполнять различные действия с предметами по словесному указанию: «Прокати шар», «Повесь кольцо», «Набрось кольцо», «Найди игрушку (куклу, машину, мяч и т.д.)».

Вычленение звука при четком произношении слова. Воспитание интонационного чутья, дикции, темпа речи.

Учить умению отчетливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения, а также умению регулировать темп речи в связном высказывании.

Учить детей правильному словесному обучению: как здороваться, прощаться, просить, благодарить, спросить.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Накопление и обогащение словаря на основе расширения знаний и представлений из окружающей ребенка жизни.

Учить детей различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы «Что это?», «Кто это?», выделять признаки и качества (какой?), а также действия, связанные с движениями игрушек, животных, человека (что делает?, что с ним можно сделать?).

Игры: «Что за предмет?», «Скажи какой», «Кто что умеет делать?», «Кто больше слов скажет о яблоке, какое оно?».

Учить детей видеть начало и конец действия. Игра с картинками: «Что сначала, что потом?» Формирование понимания и употребление обобщающих понятий (игрушки, одежда, посуда).

Различение слов с противоположным значением на основе наглядности (большой- маленький, высокий - низкий).

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ

Обучение изменению слов по падежам, согласование существительных и прилагательных в роде и числе (маленькая лошадка, длинный хвост). Активизация использования пространственных предлогов (в, на, за, под, над), подведение к употреблению падежных форм. Обучение разным способам словообразования (наименования животных, названия предметов посуды и т.д.: заяц-зайчонок-зайчата, сахарница, хлебница).

Работа по образованию звукоподражательных сигналов (воробей: чик-чирик - чирикает, утенок: кря-кря - крякает).

Игры: «Добавь слово», «Кто что делает?», «Кто больше назовет действий?», «Что делают на музыкальных инструментах?», «Кто как голос подает?».

Учить детей составлять фразу из 2-3-х или более слов, используя для этого игры с игрушками, действия с предметами, описание картинки.

Упражнять детей в назывании предмета и его признаков, подводить к его описанию. Учить отвечать на вопросы педагога, не повторяя за ним структуры вопроса. Подводить ребенка к повторению за педагогом чтения сказок, стихов.

Использовать игры-драматизации для обучения последовательному рассказу.

Развивать умение строить разные типы предложений: простые и сложные, используя картинки.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Развитие связной речи осуществляется во взаимосвязи разных речевых задач (воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, словарная работа).

Обучать детей пересказыванию литературного текста, умению воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам педагога, а затем совместно с ним.

Учить детей отвечать на вопросы по содержанию рассматриваемой картинки.

Учить детей строить совместное высказывание, состоящее из трех предложений («Пошел зайчик (куда?). Там он встретил (кого?). Они стали (что делать?)»).

Важно учитывать разный речевой уровень детей. Особое значение здесь приобретает индивидуальная работа педагога с каждым ребенком.

Детям с высоким уровнем речевого развития можно предложить короткие схемы («Наступила... Ребята... Они стали...»).

ЧТЕНИЕ И РАССКАЗЫВАНИЕ ДЕТЯМ

Учить детей понимать смысл стихотворений, сказок: задушевность, лиризм (И. Суриков, «Зима»; Е. Трутнева, «Елка»), юмор (Н. Саксонская, «Где мой пальчик?»; «Расти, коса», «Уж ты котенька-коток», «Ерши-малыши» - народные песенки и потешки), радость («Травка-муравка»), игровой характер («Солнышко-ведрышко»), торжественность, приподнятость (Я. Аким, «Наша планета»), любование (Е. Серова, «Колокольчик», «Одуванчик»; А. Прокофьев, «Ранней весной»).

Сохранять последовательность сюжета в процессе пересказа знакомых сказок, передавать характер персонажей («Волк и козлята», «Заяц, лиса и петух»).

Эмоционально передавать характер диалога действующих лиц, образные слова и выражения. Воспроизводить авторские слова, выражения в процессе пересказа (К. Ушинский, «Бишка»; Е. Чарушин, «Как лошадка зверей катала»; «Рукавичка» - сказка, перевод Е. Благининой).

Воспитывать эмоциональную восприимчивость художественных произведений, различать жанр сказки и рассказа («Лисичка со скалочкой», в обработке И.Карнауховой; Я. Тайц, «Послушный дождик»), различать стихотворный и прозаический текст (С. Маршак, «Усатый полосатый»; В. Сутеев, «Кто сказал мяу?»; сказки «Пых», «Бычок - смоляной бочок»).

2-й год обучения

ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Формировать правильное звукопроизношение (с, съ, з, зь, ц, щ, ж, ч, ш, л, ль, р, ръ); развивать фонетическое восприятие, голосовой аппарат, речевое дыхание, умение пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации Институт коррекционной педагогики РАО

Программы

Специальных (коррекционных )

образовательных учреждений IV вида

(для слабовидящих детей ) (ясли - сад - начальная школа )

Программы детского сада

Развитие речи . Формирование элементарных математических

представлений . Ознакомление с окружающим миром .

Изобразительное искусство . Физическое воспитание .

Трудовое обучение . Игра .

Коррекционная работа в детском саду

Развитие зрительного восприятия . Коррекция нарушений речи .

Развитие осязания и мелкой моторики . Ориентировка в

пространстве . Социально - бытовая ориентировка . Ритмика .

Лечебная физкультура .

Часть I - Детский сад

Управлением реабилитационюй работы и специального образования

Министерства общего и профессионального образования

Российской Федерации

УДК 376.3-056.26(073.) ББК 74.10+74.3 П-78

Под редакцией


Отсутствие специальных коррекционных занятий, а также щадящих условий для зрения в массовой общеобразовательной школе приводит при поступлении ребенка с нарушением зрения в школу к рецидивам зрительной глазной патологии. Поэтому очень важно не только улучшить состояние зрения в дошкольный период, но и закрепить полученные результаты в период начального школьного обучения, когда овладение чтением и письмом должно осущес­твляться с учетом зрительных возможностей учащихся.

Исходя из этого, концептуальными основами организации учебно-воспитательного комплекса (яслей - сада - начальной шко­лы) является обеспечение оптимальных условий для системного, комплексного, непрерывного воспитания и обучения детей ранне­го, дошкольного и младшего школьного возраста - периодов со­зревания зрительной системы ребенка.

Основными принципами организации коррекционно-педагоги-ческого и образовательного процессов являются:

учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения;

комплексный (клинико-физиологический, психолого-педагогический) подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением зрения;

модификация учебных планов и программ, увеличение сроков обучения, перераспределение учебного материала и изменение темпа его прохождения на основе преемственности школьного курса с дошкольным при соблюдении дидактических требований соответствия содержания обучения познавательным возможностям детей;

дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с

ISBN" 5-93041 Москва «ГороД1999

детьми, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотех-ники, а также уменьшения наполняемости классов и групп и методики индивидуально-подгруппового обучения;

обеспечение стандарта общеобразовательной подготовки в условиях непрерывности дошкольно-школьного воспитания, обучения и лечения детей с нарушением зрения;

система работы по социально-бытовой адаптации и самореализации детей с нарушением зрения;

создание офтальмо-гигиенических условий в учебных классах, групповых комнатах и лечебных кабинетах и специального распо­рядка жизни, лечения, воспитания и обучения с учетом интересов, способностей и потребностей ребенка;

обеспечение оптимальных условий для длительной медико-психолого-педагогической реабилитации детей с нарушением зрения с 2 до 10-11 лет.

Вариантность программ и средств воздействия, адаптивные возможности воспитательно-образовательных форм и методов, целостность и комплексность общего оздоровления организма ребенка создают единую и стройную модель социальной адаптации и реабилитации детей с нарушением зрения.

Такая модель УВК позволяет решать проблемы профилактики и улучшения состояния зрения путем создания щадящих условий комплекса общеукрепляющих и специальных коррекционных мероприятий.

Для этого в УВК увеличивается продолжительность каникул: в течение учебного года не менее 30 календарных дней, а летом не менее 8 недель. Для учащихся первого класса устанавливаются дополнительные недельные каникулы.

В учебно-воспитательном процессе вводится дозированная зрительная нагрузка при обучении детей письму и чтению, просмотре видеоинформации и др.


Важным коррекционным требованием распорядка жизни детей в УВК является система двигательной активности ребенка, предусматривающая преодоление гиподинамии у детей с нарушением зрения, обусловленная трудностями их зрительно-двигательной ориентировки, включающая специальные занятия по лечебной физкультуре, ритмике и ориентировке в пространстве, физкультур­ных минуток.

Одновременно с общеобразовательным процессом в УВК осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Все занятия носят индивидуально-дифференцированный характер в зависимости от потребностей в них ребенка. Конечной целью УВК является стабилизация всего хода психофизического развития ребенка для успешной интеграции его в общеобразовательную школу и общество сверстников.

ПРОГРАММЫ ДЕТСКОГО САДА

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Для развития речи детей с нарушением зрения особое значение имеет усвоение ими родного языка, формирование речи. Развитие речи осуществляется во всех видах/деятельности детей и является необходимой частью коррекционно-воспитательной работы детского сада для детей с нарушением зрения.

Необходимо проводить систематические занятия по развитию речи по подгруппам и индивидуально с каждым. Осуществляя работу по развитию речи, педагог внимательно прислушивается к тому, о чем и как говорят дети с нарушением зрения, учит их строить фразы, последовательно излагать мысли, правильно по смыслу употреблять слова.

Из-за недостаточности сенсорного опыта у них может наблюдаться некоторый разрыв между предметным практическим действием и его словесным обозначением. Для этого в программе предусматриваются предметно-практические занятия по развитию речи и зрительного восприятия, по обучению анализу предметов и функциональным действиям с ними. У педагога должно быть достаточное количество иллюстраций и других наглядных материа­лов для того, чтобы дети с нарушением зрения могли лучше рассмотреть изображение.

Для развития речи большое значение имеет наличие у детей реальных представлений об окружающем мире. Поэтому применение средств наглядности осуществляется с учетом своеобразия зри­тельного восприятия. Предметы, явления, иллюстрации, игрушки, по которым слабовидящие составляют словесное описание, долж­ны быть зрительно доступны детям. Изображения на картинках не должны быть перегружены объектами. Для ребенка с нарушением зрения речь педагога должна служить примером и быть образной, выразительной и эмоционально окрашенной. Отбор литературного материала педагог строит с учетом знаний детей и их интеллектуальных возможностей.

ПРОГРАММА 1 -й год обучения

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И

Работа над правильным произношением гласных звуков, их дифференциацией. Произношение согласных звуков, твердых и мягких (м, б, п, т, д, н, к, г, х, ф, в, л. с, ц).

Формировать у детей умение различать звуки в слове, произносить фонемы, слова по образцу педагога (протяжно му-му, ла-ла-ла, на-на) с выделением звука в словах (кот, рот и т. д.).


Учить подражать звукам различных предметов и животных (тук-тук - молоток; мяу-мяу - кот; хрю-хрю - поросенок и т. д.).

Выполнять различные действия с предметами по словесному указанию: «Прокати шар», «Повесь кольцо», «Набрось кольцо», «Найди игрушку (куклу, машину, мяч и т. д.)».

Вычленение звука при четком произношении слова. Воспитание интонационного чутья, дикции, темпа речи.

Учить умению отчетливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения, а также умению регулировать темп речи в связном высказывании.

Учить детей правильному словесному обучению: как здоровать - ся. прощаться, просить, благодарить, спросить.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Накопление и обогащение словаря на основе расширения знаний представлений из окружающей ребенка жизни.

Учить детей различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы «Что это?», «Кто это?», выделять признаки и качества (какой?), а также действия, связанные с движениями игрушек, животных, человека (что дела - ет?, что с ним можно сделать?).

Игры: «Что за предмет?», «Скажи какой», «Кто что умеет де - лать?», «Кто больше слов скажет о яблоке, какое оно?»

Учить детей видеть начало и конец действия. Игра с картинками: «Что сначала, что потом?» Формирование понимания и употребление обобщающих понятий (игрушки, одежда, посуда). Различение слов с противоположным значением на основе наглядное (большой - маленький, высокий - низкий).

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ

Обучение изменению слов по падежам, согласование существительных и прилагательных в роде и числе (маленькая лошадка, длинный хвост). Активизация использования пространственных предлогов (в, на, за, под, над), подведение к употреблению падежных форм. Обучение разным способам словообразования (наиме­нования животных, названия предметов посуды и т. д.: заяц -зайчонок-зайчата, сахарница, хлебница).

Работа по образованию звукоподражательных сигналов (воро­бей: чик-чирик - чирикает; утенок: кря-кря - крякает).

Игры: «Добавь слово», «Кто что делает?», «Кто больше назовет действий?», «Что делают на музыкальных инструментах?», «Кто как голос подает?»

Учить детей составлять фразу из 2-3 или более слов, используя для этого игры с игрушками, действия с предметами, описание кар­тинки.

Упражнять детей в назывании предмета и его признаков, подводить к его описанию. Учить отвечать на вопросы педагога, не пов­торяя за ним структуры вопроса. Подводить ребенка к повторению за педагогом чтения сказок, стихов.

Использовать игры-драматизации для обучения последовательному рассказу.

Развивать умение строить разные типы предложений: простые и сложные, используя картинки.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Развитие связной речи осуществляется во взаимосвязи разных речевых задач (воспитание звуковой культуры речи , формирование грамматического строя речи, словарная работа).

Обучать детей пересказыванию литературного текста, умению воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам педагога, а затем совместно с ним.

Учить детей отвечать на вопросы по содержанию рассматриваемой картинки.

Учить детей строить совместное высказывание, состоящее из трех предложений («Пошел зайчик (куда?). Там он встретил (кого?). Они стали (что делать?)»).

Важно учитывать разный речевой уровень детей. Особое значение здесь приобретает индивидуальная работа педагога с каждым ребенком.

Детям с высоким уровнем речевого развития можно предложить короткие схемы («Наступила... Ребята... Они стали...»).

ЧТЕНИЕ И РАССКАЗЫВАНИЕ ДЕТЯМ

Учить детей понимать смысл стихотворений, сказок: задушевность, лиризм (И. Суриков «Зима»: Е. Трутнева «Елка»), юмор (Н. Саксонская «Где мой пальчик?»; «Расти, коса». «Уж ты котень-ка-коток», «Ерши-малыши» - народные песенки и потешки), радость («Травка-муравка»), игровой характер («Солнышко-ведрышко»), торжественность, приподнятость (Я. Аким «Наша плане­та»), любование (Е. Серова «Колокольчик», «Одуванчик», А. Прокофьев «Ранней весной»).

Сохранять последовательность сюжета в процессе пересказа знакомых сказок, передавать характер персонажей («Волк и козлята», «Заяц, лиса и петух»).

Эмоционально передавать характер диалога действующих лиц, образные слова и выражения. Воспроизводить авторские слова, выражения в процессе пересказа (К. Ушинский «Бишка», Е. Чарушин «Как лошадка зверей катала»; «Рукавичка» - сказка, перевод Е. Благининой).

Воспитывать эмоциональную восприимчивость художественных произведений, различать жанр сказки и рассказа («Лисичка со ска лочкой» в обработке И. Карнауховой; Я. Тайц «Послушный до - ждик»), различать стихотворный и прозаический текст (С. Маршак «Усатый полосатый»; В. Сутеев «Кто сказал мяу?»; сказки «Пых», «Бычок - смоляной бочок»).

2- й год обучения

ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Формировать правильное звукопроизношение (с, сь, з, зь, ц, щ, ж ч, ш, л, ль, р, рь); развивать фонетическое восприятие, голосовой ап - парат, речевое дыхание, умение пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.

Уточнить термины: звук, слово, предложение. Различать слова. сходные и разные по звучанию. Формировать понятие о том, что звуки и слова произносятся в определенной последовательности. Обучать детей тому, что звуки в слове разные. Учить детей узнавать слова, в которых не хватает того или иного звука, подбирать те или иные игрушки или предметы, в названии которых есть определен-ный звук. Необходимо упражнять детей в правильном произнесении всех звуков родного языка. Совершенствовать произношение слов согласно нормам литературного языка. Учить говорить не торо - пясь, достаточно громко, без напряжения; приучать регулировать силу голоса. Развивать интонационную выразительность речи.

Обогащение словаря. Расширять и активизировать запас слов детей наименованиями предметов, их частей, качеств (форма, цвет, величина, материал, вес и т. д.), действий и их качеств; приучать пользоваться словом в правильной грамматической форме.

При сравнении и описании предметов с контрастными признаками учить детей использовать слова с противоположным значением
(высокий - низкий, маленький - большой и др.). Нужно воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова (высокий - - высотный, большой - огромный, кукла - куколка, волк - волчище, есть - кушать, одевать - надевать и т. п.).

Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети осмысленно употребляли в речи новые для них слова; учить понимать смысл образных выражений в загадках, стихах, сказках.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Правильное понимание слов и их употребление, дальнейшее расширение активного словаря.

Работать по активному словарю детей (названия предметов, их качеств, свойств, действий). Уточнить обобщающие понятия (игрушки, одежда, мебель, овощи, посуда). Учить подбирать слова близкие и противоположные по смыслу (сладкий - горький, мальчики - девочки). Продолжать знакомить с многозначными словами (лапка, ручка), используя наглядность (рисунки, иллюстрации, предметы). Знакомить с происхождением некоторых слов (почему гриб называется подберезовиком, цветок - подснежником). Соотносить слова по смыслу, объяснять их, давать толкование слова и словосочетания в играх: «Кто (что) может быть легким, тяжелым, добрым, веселым?», «Как сказать по-другому?», «Почему меня так называют?», «Продолжи цепочку слов».

В средней группе расширяется круг грамматических явлений. Продолжается обучение образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных (нет шапки, варежек, брюк); правильному согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже; развивается ориентировка на окончание слов при их согласовании в роде (добрый мальчик, веселая девочка).

Обучение образованию форм глагола в повелительном наклонении (стой, сними, попрыгай). Формирование видовых пар глаголов (встал - встает, умылся -умывается).

Упражнения в правильном понимании и употреблении предлогов пространственного значения (в, под. между, около).

ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Учить пользоваться разными типами предложений (простыми, сложными), строить их с помощью воспитателя, а потом самостоятельно.

Учить грамматически правильно изменять слова, используемые в повседневной жизни, образовывать некоторые трудные формы: родительного падежа множественного числа существительных (носков, валенок, варежек), повелительного наклонения глаголов {нарисуй, спой, поскачи), формы глагола хотеть.

Упражнять в правильном согласовании слов, в понимании использования предлогов.

Учить образовывать названия детенышей некоторых животных в единственном и множественном числе, названия предметов посуды. Обращать внимание детей на разные способы образования слов (сахарница, хлебница).

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Учить детей связно, последовательно рассказывать небольшие сказки, рассказы с помощью воспитателя.

Учить связно и живо рассказывать о событиях, фактах, впечатлениях из своего опыта, не отступая от поставленной воспитателем темы. В рассказах о виденном на экскурсиях учить пользоваться точными названиями предметов, их частей, качеств, действий; указывать место и время событий. До экскурсии нужно рассказывать детям в общих чертах о том, что будет показано; в предварительной беседе выяснить, какие представления о предстоящем объекте наблюдения есть у детей. Объяснить детям цели и задачи наблюдений, сообщить, что им нужно будет после экскурсии рассказать о своих наблюдениях.

Составлять по картинке небольшие рассказы из личного опыта сначала по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно. Эти виды рассказывания предполагают обучение разным видам высказывания (описанию, повествованию) и подводят к составлению рассуждения.

Формировать навыки устной речи (составление совместно рассказа - начало, середина, конец, т. е. композиционное строение связного высказывания).

Сначала закрепляется представление о том, что рассказ можно начать по-разному («Однажды», «Как-то раз», «Дело было летом»

Взрослый, давая зачины рассказа, предлагает ребенку наполнить его содержанием («Как-то раз...(собрались звери). Стали они... . Вдруг… Взяли звери... И тогда...»). Заполнение схемы помогает ребенку закрепить представления о средствах связи между предложениями и между частями высказывания.

Учить детей включать в повествования элементы описания, диалоги действующих лиц, разнообразить действия персонажей, соблюдать временную последовательность событий.

Учить умению строить и произносить разные по интонации типы предложений (повествовательное, вопросительное, восклицательное).

Коллективное составление рассказа при направляющей роли воспитателя.

Занятия по развитию связной речи органически сочетаются с лексическими и грамматическими упражнениями.

Учить детей составлять небольшие рассказы о нарисованном на картинке. Проводя занятия с картинками, лучше использовать небольшие картинки (15-20 см), наклеенные на картон. Картинки должны подбираться на темы, связанные с программой воспитательной работы . Например: «Времена года», «Мой дом», «Город, в котором я живу», «Домашние и дикие животные» и др.

ЧТЕНИЕ И РАССКАЗЫВАНИЕ ДЕТЯМ

Закреплять навыки слушания, чтения наизусть сказок, рассказов, стихотворений.

Учить детей понимать смысл стихотворений, рассказов и сказок: «Хаврошечка» (русская народная сказка в обработке А. Толстого); братья Гримм «Бременские музыканты» (пересказ А. Введенского, под редакцией С. Маршака); Ш. Перро «Фея» (перевод и обработка Н. Медведковой).

Для чтения: С. Сахарнов «Два радиста» («Самый лучший пароход»); Э. Шим «Цветы»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; С. Маршак «Почта»; Г. Скребицкий «На лесной поляне»; А. Барто «Веревочка»; З. Александрова «Мальчик потерялся»; М. Пришвин «Лисичкин хлеб»; В. Бианки «Аришка-трусишка».

Учить детей оценивать поступки героев, определять нравственные качества (добрый, злой, смелый), подмечать характерные осо-

енности персонажей, выразительные средства языка, образные выражения, песенки, действующих лиц в сказках («Два жадных медвежонка», «Колосок», «Красная Шапочка»). Отвечать на во-просы, связанные с содержанием литературного произведения.

3- й год обучения

ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи.

Дифференциация пар звуков (с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, с-ш, з-ж, ц-ч, л- р), т. е. различение свистящих, шипящих, сонорных, твердых и мягких звуков в словах и предложениях.

Использование скороговорок, чистоговорок, загадок, стихов для отработки дикции (четко и внятно), силы голоса (шепотом, вполголоса, громко), темпа речи (медленно, умеренно, быстро).

Продолжить обучение вопросительной, восклицательной и повествовательной интонации. Совершенствовать речевой слух.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Расширить запас слов названиями предметов, качеств, действий, активизировать словарь, учить употреблять наиболее подходящие по смыслу слова при обозначении качеств, признаков.

Обогащение словаря детей существительными, названиями машин, растений, фруктов, овощей, домашних животных, их детенышей; глаголами (моет, вытирает, готовит, стирает, гладит, ле чит, возит), прилагательными, обозначающими цвет, вкус, качества предметов; наречиями (вчера, сегодня, завтра, близко, далеко,

низко, высоко).

Упражнять детей в правильном употреблении множественного, числа существительных, согласовании прилагательных с существи - тельными в роде, числе, употреблении прошедшего и будущего времени глагола.

Учить детей беседовать, опираясь на имеющийся прошлый опыт, правильно задавать вопросы воспитателю.

Побуждать детей к высказыванию о прочитанном, нарисован - ном на картинке, к беседе об игрушках. Учить рассказывать потешки, небольшие стихотворения, учить фразовой речи. Учить выделять интонации в соответствии с эмоциональной и смысловой окраской речи (вопрос, восклицание и т. д.).

Учить детей говорить внятно, не торопясь. Уметь подбирать слова с противоположным значением (антонимы): сильный - слабый, быстро - медленно, стоять - бежать, со сходным значением (синонимы): веселый - радостный, прыгать - скакать, использовать слова, обозначающие материалы (дерево, металл, стекло, плас тмасса и т. д.).

Учить понимать образные выражения в загадках, объяснять

смысл поговорок.

Учить детей сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям, по величине, цвету, качеству, подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу (большой, ог ромный, громадный дом, старый дом - новый; легкий портфель - тяжелый).

Учить понимать значения многозначных слов (молния, лист; лить, плыть; полный, тяжелый).

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Учить детей самостоятельно использовать простые и сложные предложения в разных видах рассказывания.

Учить использовать разные слова для названия одних и тех же объектов (заяц - зайчик - заинька); образовывать слова - названия людей по профессиям, по личным качествам, догадываться о смысле незнакомых слов (строитель, ворчун, весельчак и т. д.).

Учить грамматически правильно изменять названия знакомых предметов и игрушек, образовывая отдельные формы слов (лоша док, ленточек, матрешек и др.).

В играх с предметами и картинками упражнять в правильном согласовании слов в роде, числе, падеже, понимании и употреблении предлогов (на, в, за, под, из).

Учить понимать и соотносить с игрушками и картинками названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе (утка - утенок - утята).

Учить согласованию прилагательных и существительных (особенно среднего рода), образованию трудных форм глагола в повелительном наклонении (пойди, ляг и т. п.).

Учить находить в контексте родственные слова («В саду растут желтые цветы». «Трава осенью начинает желтеть», «Листья на де­ревьях желтеют).

Учить образовывать существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами (береза - березка - березонька), различать смысловые оттенки глагола (бежал - забежал - подбежал), прилагательных (умный - умнейший, плохой - плохонький) и употреблять их в речи.

Продолжать работу над смысловым значением слов (почему шапку называют ушанкой).

Работа над пропедевтической подготовкой детей к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложения - из слов, слова - из слогов и звуков, т. е. к обучению грамоте.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Учить связно, последовательно и выразительно передавать небольшой текст без помощи взрослого.

Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке описательного или повествовательного характера с указанием места и времени действия, события.

Учить самостоятельно составлять рассказ по серии сюжетных картинок (2 - 3), определять последовательность действий и событий, изображенных на картинках, придумывать название к рассказу.

Учить составлять рассказ или сказку об игрушке, соблюдать композицию и выразительность текста; составлять рассказы из собственного опыта {описательные, повествовательные и контамини- рованные - смешанные).

Учить детей слушать и понимать речь воспитателя, отвечая на его вопросы, воспроизводить хорошо знакомые сказки и короткие рассказы, отвечать на вопросы по содержанию картинки и при описании игрушки; составлять короткие рассказы по ним (2 - 3 предложения). Учить самостоятельно составлять описательный или сюжетный рассказ по картинке (серии картинок): при описании событий указывать место и время действия, придумывать события, предшествующие изображенному и следующие за ним.

ЧТЕНИЕ И РАССКАЗЫВАНИЕ ДЕТЯМ

Учить, эмоционально откликаясь, слушать, понимать содержание сказки, запоминать образные слова («Три медведя», «Кот, петух и лиса»).

Воспринимать интонационные оттенки в исполнении, в передаче характера персонажей («Игрушки» А. Барто, «Мой мишка» З. Александровой).

Побуждать к эмоциональному восприятию содержания, ритмичности речи, образности языка, различать прозаическую и стихотворную речь («Маша и медведь» - русская народная сказка, «Перчатки» С. Маршака, «Мойдодыр» К. Чуковского, «Машенька») А. Барто).

Учить эмоционально воспринимать сюжет, некоторые особенности художественного повествования, сопереживать персонажам, замечать особенности сказочной композиции: зачин, концовку, повторы («Заяц, лиса и петух», «Петух и бобовое зернышко», «Волк и козлята»).

Учить различать стихотворения («Мяч», «Кто колечко найдет?» С. Маршака) и прозу («Чьи башмачки?» Н. Павловой). Понимать, что в художественных произведениях могут быть отражены разньк жизненные явления: праздник, смешные и серьезные эпизоды из жизни детей.

Формировать умение ориентироваться в знакомых произведени­ях, узнавать их по картинкам, отвечать на вопросы по содержа - нию, выразительно исполнять знакомые потешки, стихотворения.

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

Формировать у детей представление о слове (в отличие от звука, слога и т. д.). Познакомить с термином предложение. Подводить детей к пониманию того, что предложения состоят из слов. Учить членить предложения из 2-4 слов без предлогов и союзов, составлять предложения из ряда слов.

Закреплять представления о том, что звуки и слоги в слове, слова в предложении произносятся в определенной последовательности.

Правильно использовать термины: слово, звук, гласный звук, твердый согласный звук, мягкий согласный звук.

Называть слова с заданным звуком. Учить детей проводить звуковой анализ трех - и четырехзвуковых слов различной звуковой структуры, т. е. устанавливать последовательность звуков в анализируемых словах; называть выделенные звуки в соответствии с их звучанием в слове; учить различать звуки: гласные, твердые согласные, мягкие согласные. Учить детей делить слово на слоги, выделять из слогов звуки.

4- й год обучения

ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Совершенствовать звуковую культуру речи. Закреплять правиль­ное произношение звуков. Упражнять детей в дифференциации зву­ков на слух и в произношении (свистящих, шипящих, звонких и глу­хих, твердых и мягких согласных).

Развивать звуковой анализ слова. Учить вычленять в словах и Фразах определенные звуки, слоги, ударение. Работать со схемами предложений и слов.

Работать над совершенствованием дикции, развитием голосового аппарата, правильной артикуляцией. Использование скороговорок, чистоговорок, потешек, шуток, стихов.

Развивать чувство ритма и рифмы. Работать над интонационной выразительностью при сочетании окончаний ритмической фразы («Наш зеленый крокодил...», «Где ты, зайчик, ночевал?». «Где ты, батенька, была?» и т. п.).

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Развивать лексическую способность за счет пополнения словаря синонимами и антонимами, умение правильно употреблять слова. Развивать у детей интерес к слову. Учить их выделять в предмете и правильно называть существенные признаки, обогащая словарь точными названиями качеств (материал, форма, цвет, размер).

Обращать внимание на правильность понимания и употребления детьми обобщающих слов, упражнять в использовании их в речи.

Формировать правильное понимание переносного смысла в пос­ловицах, поговорках.

Вырабатывать умение оценивать высказывания, предложения, замечать и исправлять лексические ошибки в своей и чужой речи. Учить находить синонимы и антонимы в предложениях, текстах и подбирать их к заданным словам.

Продолжать упражнять детей в четком и внятном произнесении слов, с соблюдением норм литературного языка, в смене силы, вы­соты голоса, темпа речи, в правильном использовании интонаци­онных средств выразительности с учетом содержания высказыва­ния, условий речевого общения.

Формировать умение выбирать из синонимического ряда наиболее подходящее слово (жаркий день - горячий; жаркий спор - взволнованный), развивать понимание. переносного значения слов в зависимости от противопоставлений и сочетаний {ручей мелкий, а река глубокая, ягоды смородины мелкие, а клубники крупные).

Работать над уточнением понимания слов, противоположных по смыслу (что может быть глубоким? мелким? легким? тяжелым?). Использование пословиц и поговорок («Март зиму кончает - весну начинает», «Вещь хороша новая, а друг - старый»).

Работать с многозначными словами разных частей речи (бежит река, мальчик, время: растет цветок, дом, ребенок; острый ноле, суп, ум).

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Формировать морфологическую и синтаксическую сторону детс-кой речи. Активизировать речь в разных формах общения (беседа] рассказ, чтение стихов).

Развивать стремление к овладению грамматическими нормами (например, слово пальто не изменяется; одеть - кого?, надеть - что? и др.). Упражнять детей в образовании существительных, при - лагательных, глаголов. Учить образовывать слова, обозначающие профессии, детенышей животных, предметы быта, подбирать однокоренные слова.

В специальных играх и упражнениях с грамматическим содержанием закреплять знания и умения, полученные детьми в предыдущие годы, но на более сложном словесном материале с опорой на наглядное представление между предметами, явлениями, знако­мить с некоторыми нормами образования форм слов (например, слово хотеть изменяется по-разному в зависимости от того, говорим мы об одном человеке или о многих: хочу - хотим и т. п.). Образовывать родственные слова (маленький, молодой лес - лесок; че­ловек, который ухаживает за лесом, охраняет его, - лесник; ска­зочный человечек - старичок-лесовичок и др.).

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Развивать диалогическую и монологическую речь. Диалогичес-кую речь использовать для обучения умениям задавать и отвечать на вопросы. Учить средствам речевой выразительности (жестам, мимике, интонации).

Монологическую речь детей развивать через правильное, связ-ое и последовательное, точно и выразительно построенное выска-ывание (как в пересказах литературного текста, так и в самостоя­тельном рассказе).

Учить пересказу литературного произведения (логично и после­довательно, точно и выразительно).

Учить использовать разнообразные грамматические формы и конструкции. Учить замечать и исправлять грамматические ошиб­ки в своей и чужой речи, связанные с неверным употреблением зна­комых слов.

Коммунистическая партия и Советское правительство постоянно уделяют внимание воспитанию подрастающего поколения нашей страны. Ленинской заботой о коммунистическом воспитании детей, об их всестороннем и гармоническом развитии проникнуты решения XXV съезда КПСС. В свете этих важнейших задач приобретает значение дальнейшее совершенствование системы общественного воспитания детей с отклонениями в умственном и физическом развитии, расширение сети специальных дошкольных учреждений и всестороннее улучшение их деятельности.

За годы девятой пятилетки количество учреждений подобного типа значительно возросло, увеличился и контингент воспитывающихся в них детей. Особенно быстро развивается сеть дошкольных учреждений специального назначения и специализированных дошкольных групп в массовых детских садах в РСФСР, Украинской, Белорусской, Латвийской, Таджикской, Литовской, Грузинской ССР и других союзных республиках

Коррекционно-воспитательная работа в специализированных детских садах тесно сочетается с лечебно-восстановительной. В соответствии с общепринятой «Программой воспитания в детском саду» педагогические коллективы детских садов специального назначения ведут большую работу по умственному, физическому, нравственному и эстетическому воспитанию дошкольников с нарушением зрения. Большое значение придается ознакомлению детей с окружающим миром. В целях повышения активности и самостоятельности детей, развития целенаправленной деятельности, накопления ими социального опыта, формирования двигательной ориентировки проводятся сюжетно-ролевые и дидактические игры, занятия по изобразительной деятельности и музыке и др. Помимо этих общих задач, педагогическая работа в детском саду специального, назначения преследует цель коррекции зрения слабовидящих детей.

Для совершенствования деятельности учреждений данного типа и активизации обмена опытом работы в течение последних, лет Министерством просвещения СССР неоднократно проводились всесоюзные семинары для руководителей, педагогических и медицинских работников этих учреждений. Самое деятельное участие в работе семинаров приняли ведущие специалисты и ученые в области советской дефектологии и офтальмологии. Организованный на семинарах обмен профессиональным опытом показал, что в дошкольных учреждениях данного профиля имеются не только отдельные интересные начинания, эффективные приемы и методы обучения и лечения детей с нарушениями зрения, но и начала складываться целостная система коррекционно-педагогической и лечебно-восстановительной работы. Эти достижения отражены в настоящем сборнике.