Целью социального действия является. Функции социологического знания

Наша жизнь являет картину действующих людей: одни трудятся, другие учатся, третьи женятся и т. д. Разнообразные виды действия (поведения, деятельности) представляют собой сознательную последовательность операций, направленных на удовлетворение каких-то потребностей. — это конкретная система действий людей в природной и общественной среде. Анализ социальных действий, возникающих на их основе социальных связей и систем, является главной проблемой социологии.

Действие субъекта характеризуется следующими чертами:

  • оно определяется отношением между субъектом и ситуацией;
  • включает три вида мотивов- ориентаций — катектическое (потребностное), когнитивное (познавательное), оценочное (сравнительное, моральное);
  • нормативно (реализует нормы, находящиеся в памяти);
  • целенаправленно (направляется представлением о предполагаемом результате действия);
  • включает выбор предметов, средств, операций и т. п.;
  • завершается результатом, который соответствует или не соответствует цели и потребности.

Например, вы идете по улице; вдруг пошел дождь; возникает потребность не промокнуть; у вас есть зонт, рядом находится крыша и т. п.; кругом много людей; вы решаетесь осторожно вынуть зонт, поднять его над головой и открыть, чтобы не задеть других; защищаете себя от дождя и испытываете состояние удовлетворения.

Диалектика потребностей субъекта и ситуации, в которую входит предмет потребления, образует сущность социального действия. Среди мотивов людей главным обычно становится один, а остальные играют подчиненную роль. Возникают преимущественно потребностные, познавательные, оценочные по своим мотивам типы действий людей, связанные с их потребностями. В первом типе действия ведущими являются потребности ные ориентации, связанные с удовлетворением какой-то потребности. Например, студент испытывает голод и удовлетворяет его имеющимся предметом (пищей). Во втором типе действия ведущими становятся познавательные мотивы, а потребностный и оценочный мотивы отодвигается на второй план. Например, студент, не испытывая чувства голода, познает, оценивает, выбирает имеющиеся предметы потребления. В третьем типе действия преобладает оценочный мотив , когда происходит опенка разных предметов с точки зрения наличной потребности. Например, студент выбирает среди различной пиши ту, которая его больше устраивает.

Важнейшим элементом действия человека является ситуация. Она включает в себя: 1) предметы потребления (хлеб, учебники и т. п.); средства потребления (посуда, настольная лампа и т. п.); условия потребления (помещение, свет, тепло и т. п.); 2) ценности общества (экономические, политические, духовные), с которыми вынужден считаться действующий человек; 3) других людей с их характерами и действиями и т. п., оказывающих влияние (положительное или отрицательное) на действия людей. Ситуация, в которую включен человек, конкретизирует его потребности и способности, а также статусы — роли, которые человек реализует в действиях. Ее нужно проанализировать (осмыслить), чтобы создать программу действия, ведущую к реализации потребности. В действии участвуют люди, для которых ситуация имеет значение, т. е. они знают ее предметы и умеют с ними обращаться.

В находится набор норм (образцов и правил поведения, ролей), с помощью которых можно удовлетворить потребность в соответствии с имеющимися ценностями. Они составляют опыт человека, накопленный за время социализации. Это программы утренней зарядки, проезда на учебу, процесса учебы и т. п. Таких программ, в которых проявляется социальный статус и роли человека на данном этапе его развития, много. Задача состоит в выборе из них, соответствующем потребности, ценности, ситуации. Очевидно, что одни и те же нормы можно использовать ради разных потребностей и ценностей. Например, поездка на транспорте может быть вызвана как желанием оказать помощь товарищу, так и намерением кого-то ограбить.

Анализ ситуации в связи с актуальной потребностью происходит с помощью ментальности. С ее помощью происходит:

  • узнавание предметов ситуации, их оценка как полезных, нейтральных, вредных, формирование интересов ;
  • актуализация имеющихся в памяти знаний, ценностей, норм поведения;
  • формирование цели и программы действия, включающей начало, последовательность и т. п. операций, из которых состоит действие;
  • адаптация наличных средств для реализации намеченной цели;
  • реализация разработанной программы в данной ситуации и ее корректировка на основе обратной связи;
  • получение какого-то результата в виде изменения ситуации и приобретения предмета потребности.

Интерес представляет собой промежуточную на пути к потребности цель-стремление (представление о каком-то предмете потребления и желание его добыть), которая становится критерием оценки ситуации (предметов, условий, людей и т. п.) и формирования программы, добывающей предмет потребления деятельности человека. Например, у вас возникла потребность в квартире. Эта потребность может выражаться: а) в выборе имеющихся на рынке квартир; б) строительстве нужной квартиры. В первом случае мы имеем познавательный и оценочный интерес, а во втором — познавательно-оценочно-производящий.

Потребность и интерес — взаимосвязанные механизмы регуляции разных этапов деятельности. Интерес может стать потребностью по отношению к другому интересу, т. е. побуждением относительно самостоятельного действия, если деятельность человека состоит из многозвенной системы действий. Например, у человека возникает потребность в жилье, которая вызывает интересы к кредиту, строительным фирмам, месту застройки и т. п. Каждый из них может стать потребностью по отношению к последующему интересу и связанному с ним действию.

Цель (действия), возникающая в результате осмысления потребности и ситуации, является итогом потребностной (на удовлетворение), познавательной (анализ ситуации), оценочной (сравнение потребности и ситуации), моральной (по отношению к другим) ориентации. Она предполагает программу действий, разработанную с учетом перечисленных мотивов. В простейшем случае целью является потребность (представление о предмете потребления), выступающая мотивом деятельности. В более сложном случае целью становится представление о промежуточном результате деятельности, ведущем к какой-то потребности. Например, мотивом может быть представление о защите от дождя и программа использования зонта в толпе, быстро возникшая в голове и поведении человека.

Таким образом, потребность, интерес, ценность, цель — это разные социально-психологические знания и механизмы разных этапов действий: потребления чего-то, добывания его, учета потребностей других людей и т. и. Потребность — это глубокое психологическое побуждение, ориентация действия. Интерес — это менее глубокое психологическое и более информационное, рациональное побуждение, ориентация действия. Ценность — это еще менее глубокое психологическое побуждение, ориентация действия. А самым неэмоциональных мотивом выступает просто цель действия, представление о каком-то результате.

Внутренние, субъективные факторы (потребности, интересы, ценности, цели и т. п. мотивы ), а также действия по их узнаванию, оценке, выбору и т. п. человека образуют механизм мотивации действия. Внешние, объективные факторы (предметы, орудия, другие люди ит. п. стимулы) образуют механизм стимулирования действия. Действие человека определяется диалектикой мотивов и стимулов и включает в себя:

  • потребность или интерес — источник человеческой активности;
  • актуализацию в памяти ценностей и норм поведения;
  • формирование цели и программы действия в наличной ситуации;
  • адаптацию к цели в уме наличных физических и материальных ресурсов ситуации;
  • реализацию цели на основе обратной связи в процессе действия в конкретной ситуации;
  • изменение ситуации и достижение (или недостижение) предмета потребности, а значит, удовлетворения (или неудовлетворения).

В самом общем виде модель социального действия включает в себя следующие основные части. Во-первых, мировоззрение, ментальность, мотивацию человека можно назвать исходной (субъективной) частью, в которой содержится накопленный субъектом опыт, потребности, интересы, ценности, цели. Во-вторых, ситуация действия, включающая предмет, орудия, других людей и т. п., выступающая предпосылкой формирования и удовлетворения потребности. Ситуацию можно назвать вспомогательной частью социального действия. В-третьих, последовательность практических операций можно назвать базисной частью социального действия, потому что она представляет единство исходного и вспомогательного, объективного и субъективного, ведет к производству предмета потребления и удовлетворению потребности.

Эту модель социального действия мы применим в дальнейшем ко всем структурным элементам общества: общественным системам, формациям, цивилизациям. Она связана с понятием самоуправляющейся системы. Такой методологический подход позволит увидеть в деятельности людей, общественных системах, формациях, цивилизация, типах обществ некий инвариант, помогающий понять эти сложные, развивающиеся и взаимосвязанные системы.

Мотивационный механизм

Социальные потребности, интересы, цели делятся на индивидуальные, групповые, общественные (институциональные) в зависимости от социального субъекта, выступающего их носителем. Индивидуальными являются демосоциальные, экономические, политические, духовные потребности, интересы, цели, присущие данному индивиду. Массовыми являются типичные и характерные потребности, интересы, цели данной социальной группы (учебной, военной и т. п.), социального класса, этноса и т. п. Общественными являются потребности, интересы, цели данной социальной системы, формации, цивилизации, регулируемые соответствующим социальным институтом: семьи, банка, рынка, государства и т. п.. Они включают в себя потребности этого института как социального целого в рамках общественного разделения труда. Например, потребностью армии как социальной системы и института является дисциплина, военная мощь, победа и т. п.

Человек объединяет в себе индивидуальные потребности и общественные интересы, которые проявляются в нем в качестве общественных ценностей. Например, в советском обществе ориентация на фактически бесплатную работу (номинальная общественная ценность) вступала в противоречие с демосоциальными потребностями в пище, одежде и т. и. Индивидуальные потребности и общественные ценности тесно взаимосвязаны, образуя в единстве ментальный механизм , управляющий действием человека. Между потребностями и ценностями людей часто возникают конфликты. Простейшие виды действия (умывание, поездка в транспорте и т. п.) он выполняет почти автоматически, а в сложных вилах действий (брак, работа и т. и.) потребности и ценности обычно становятся предметами самостоятельного ментального анализа и требования их согласовать.

Потребности людей имеют во многом психологическую основу, а ценности — духовную, представляют какую-то культурную традицию (в России, например, ориентация на социальное равенство). Общественная ценность относит человека к какой-то общности. Она порождает общественный интерес, представляющий познавательно-оценочно-моральный механизм регуляции действий людей, основанный на экономических, политических, духовных ценностях , существующих в данном обществе. Этот интерес образует предпосылку для реализации экономических, политических, духовных потребностей, представляющих механизмы деятельности общественных систем, формаций, цивилизаций , которые мы рассмотрим ниже.

Блага и ценности выполняют роль ориентиров в окружающем мире, помогая избежать вредного, злого, безобразного, ложного. Они носят социально-классовый характер, различаются у разных социальных общностей: этнических, профессиональных, экономических, территориальных, возрастных и т. и. Например, многое из того, что является благом и ценным для молодежи, для стариков интереса не представляет. В мире сформулированы некоторые общечеловеческие блага и ценности: жизнь, свобода, справедливость, творчество и т. п. В демократических, правовых, социальных государствах они принимают форму правовых норм.

Выделил систему основных общественных и индивидуальных потребностей (и интересов) — ориентаций, которые субъект использует в процессе выбора варианта действия. Они представляют собой пары — возможности выбора, в частности, между:

  • ориентацией только на собственные потребности или на необходимость учитывать в своем поведении интересы коллектива («ориентация на себя — ориентация на коллектив»);
  • ориентацией на удовлетворение непосредственных, сиюминутных потребностей или на отказ от них ради перспективных и важных потребностей;
  • ориентацией на социальные характеристики другого индивида (должность, богатство, образованность и т. п.) или на имманентно присущие качества (пол, возраст, внешний вид);
  • ориентацией на какое-то общее правило (бескорыстность, меркантильность и т. п.) или на специфику ситуации (ограбление, помощь слабому и т. п.).

Борьба потребностей (и интересов) в человеке — это острая и чаше всего невидимая для других сторона его жизнедеятельности. Она происходит на разных уровнях его психики: бессознательном, сознательном, духовном. Важно обратить внимание, в каких многообразных вариантах формируется мотивация и интерес субъекта. На выбор человеком мотива поведения влияет ряд общих обстоятельств: ситуация, нравственная культура, принятая в обществе система ценностей (духовная культура). Разработать какую-то формулу выбора мотива данным человеком в конкретной ситуации невозможно.

Духовная культура общества, класса, социального круга и т. п. различаются и по-разному они влияют на мотивацию человека, его интересы: например, культура мусульманская и православная, сельская и городская, рабочая и интеллигентская. Они во многом определяют типичный для данного общества, социального слоя, группы индивидуальный выбор. В ходе исторического развития разных культур, социального отбора (селекции) крайние варианты ориентаций «на себя» (капитализм) и «на коллектив» (социализм) были отброшены. Они вели в обществе или к хаосу, или тоталитаризму.

В зависимости от ценностей действия людей можно разделить на (1) нейтральные; (2) социальные; (3) асоциальные (девиантные). Нейтральным является такое поведение человека, которое не мотивировано ориентацией на других, т. е. на общественные интересы. Например, вы идете по полю; пошел дождь; вы открыли зонтик и защитили себя от промокания.

Социальным является поведение, ориентированное на других, учитывающее общественные потребности. Выражением таких потребностей являются религиозные, моральные и правовые нормы, обычаи, традиции . В них закреплен опыт человечества, и человек, приученный их соблюдать, следует им, не задумываясь об их смысле. Например, вы идете в толпе; пошел дождь; вы посмотрели вокруг и осторожно открываете зонт, чтобы не навредить другим. Ориентация на других, выполнение ожиданий-обязательств — своеобразная плата, которую люди платят за спокойные, надежные условия удовлетворения своих потребностей.

Асоциальным (девиантным) является действие, в результате которого вы сознательно или ненамеренно игнорируете и ушем- ляете потребности другого человека в результате своего поведения. Например, вы идете в толпе; пошел дождь; вы, не оглянувшись, открыли зонтик и поранили идущего рядом человека.

Типы социального действия

В состоянии потребности человек располагает системой ожиданий, которые относятся к наличной ситуации и ее объектам. Эти ожидания организованы потребностной, познавательной, оценочной мотивацией в отношении ситуации. Например, потребность защититься от дождя зависит от местоположения человека, наличия зонтика и т. п. Если в ситуацию входят другие люди, то ожидание — готовность к действию — зависит от их возможных реакций-действий. Элементы ситуации имеют для людей значения (знаки) ожиданий, которые сказываются на наших действиях.

В обществе и в человеке различают следующие мотивы поведения и ориентации: 1) когнитивный (познавательный), предполагающий получение разнообразных знаний в процессе обучения; 2) потребностный - ориентации в ситуациях, которые возникают в процессе социализации (демосоциальные, экономические, политические, духовные потребности); 3) оценочный, который согласует потребностные и когнитивные мотивы человека в конкретной ситуации, — например, согласование знаний об устройстве на работу и потребности работать по полученной в университете профессии на основе критериев зарплаты, престижа, профессиональных знаний и т. п.

Действия людей можно дифференцировать в зависимости от соотношения в них когнитивной, потребностной и оценочной составляющих. Прежде всего, можно отказаться от сиюминутных потребностей ради перспективных. Например, человек ориентированный на окончание вуза, отказывается от других целей, интересов, потребностей. Далее, задавая какую-то цель, человек может отдать предпочтение выбору условий ее реализации, на время отвлекаясь от возможности ее удовлетворения. Здесь преобладают интересы когнитивные и оценочные. Человек может также сконцентрироваться на упорядочении — приоритете своих мотивов. В этом случае он познает и оценивает не ситуацию, а свои потребности и интересы. Результатом такого самоанализа является упорядочение во времени и пространстве собственных потребностей и интересов. И, наконец, человек может сконцентрироваться на моральных мотивах, тогда критерием оценки становятся добро и зло, честь и совесть, долг и ответственность и т. п. ценности.

Вебер выделил целерациональный, ценностнорациональный, аффективный и традиционный тины действия. Они различаются содержанием и соотношением субъективных элементов поведения — о них речь шла выше. При анализе этих типов действия мы отвлекаемся от ситуации, в которой действует индивид: она как бы «остается за кадром» или учитывается в самом общем виде.

«Целерационально действует тот индивид, — пишет М. Вебер, — чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действия, кто рационально рассматривает отношение средств к цели по побочным результатам, т. е. действует, во всяком случае, не аффективно (прежде всего не эмоционально) и не традиционно», т. е. не на основе той или иной традиции, привычки. Такое действие характеризуется ясным пониманием, во-первых, поставленной цели: например, студент хочет получить во время обучения профессию менеджера. Во-вторых, его характеризует выбор путей и средств, адекватных поставленной цели. Если студент не будет посещать лекций и готовиться к семинарам, а будет заниматься спортом или подрабатывать, то такое действие не целерационально. В-третьих, здесь важна цена полученного результата, возможные негативные последствия. Если профессия менеджера обойдется студенту утратой здоровья, то такое действие нельзя считать целерациональным. В этой связи громадная цена, заплаченная за победу (пиррова победа), снижает целерациональность последней.

Таким образом, в целерациональных действиях цель, ее средства, предполагаемые результаты (позитивные и негативные) просчитываются (мысленно моделируются). Здесь нет аффекта, привязки к традиции и т. п., а есть свобода мышления и поведения. Именно поэтому протестантская этика, а не частная собственность, по мнению М. Вебера, создала капитализм: в начале возникло целерациональное поведение; затем оно приобрело ведущее положение в аграрно-рыночной формации; наконец, возникло капиталистическое действие, ориентированное на прибыль и накопление капитала. Целерациональных людей всюду было немало, но только в Западной Европе они получили возможность самовыражения и развития вследствие стечения множества обе гоятел ьс гв.

Цен ноет нерациональные действия реализуют верования и убеждения людей, невзирая на ущерб, который они вызывают. Это действие несвободно по отношению к верованиям, традициям и обычаям, а значит, и к ситуации, в которой находится деятель. В силу ряда природных (размер территории и климат), исторических (деспотизм и т. п.) и социальных (господство общины) обстоятельств именно этот тип социального действия стал преобладающим в России. Вместе с ними возник и стал воспроизводиться своеобразный патриархально-авторитарный менталитет, включающий в себя определенные верования — убеждения, ценности, типы мышления. Такой тип ментальности и поведения возник в медленно меняющихся (и постоянно воспроизводимых) природных и социальных условиях.

Ценностнорациональное действие подчиненно (регулируется) определенным требованиям (ценностям), принятым в данном обществе: религиозная норма, нравственный долг, эстетический принцип и т. п. Для индивида в этом случае не существует какой-либо рациональной цели. Он строго ориентирован на свои убеждения о долге, достоинстве, красоте. Ценностнорацио- нальное действие, согласно Веберу, всегда подчинено «заповедям» или «требованиям», в повиновении которым данный человек видит свой долг. Например, мусульманин должен жениться только на мусульманке, большевики считали настоящими людьми преимущественно пролетариев и т. п. В этом случае сознание деятеля не полностью раскрепощено; принимая решения, он ориентируется на ценности, принятые в обществе.

В традиционном действии деятель ориентируется на других в форме обычая, традиции, обряда, существующего в данной социальной среде и обществе. Например, девушка выходит замуж потому, что ей исполнилось определенное количество лет. Традиционным являлись в советское время субботники, комсомольские собрания и т. п. О таких действиях не думают, зачем они, их исполняют по привычке.

Аффективное действие обусловлено чисто эмоциональным состоянием, осуществлено в состоянии аффекта. Оно характеризуется минимальными значениями рефлексии сознания, его отличает стремление к немедленному удовлетворению потребности, жажды мести, влечения. Примеры такого действия — преступления в состоянии аффекта.

В реальной жизни встречаются все перечисленные типы социальных действий. Что касается индивида, то в его жизни есть место и аффекту, и строгому расчету, а также привычной ориентации на долг перед товарищами, родителями, отечеством. При всей привлекательности и даже в чем-то романтической возвышенности целерационального действия, оно никогда не может и не должно стать чрезмерно распространенным — иначе будет во многом утрачена прелесть и многообразие, чувственная наполненность социальной жизни. Но чем чаще при решении сложных проблем жизни человек будет целерационален, тем выше вероятность, что он сам и общество будут развиваться эффективно.

Мы определили , изучающую поведение людей в определенной природной и общественной среде. Мировоззрение, ментальность, мотивация человека в единстве с условиями (средой) его жизни образуют образ жизни человека, являющийся непосредственным предметом социологического анализа. Он представляет собой совокупность видов жизнедеятельности людей в определенной природной и общественной среде, раскрывающую, какие действия и поступки совершают люди, как они связаны и во имя чего совершаются. Образ жизни человека включает в себя: 1) мировоззрение, ментальность, мотива- ционный механизм, побуждающий и ориентирующий его в мире (вспомогательная система); 2) систему статусов и ролей (базисная); 3) совокупность разных форм жизнедеятельности, типичных для данного общества (демосоциальная, профессиональная, образовательная, политическая, научная и т. п.), среди них какая-то занимает ведущее место (как исходная система). Таким образом, мировоззрение, ментальность, мотивация, образ жизни — важнейшие понятия социологии.

Социальное действие - это система взаимосвязанных актов и поступков, ориентированных на прошлое, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других людей и воздействующих на них.

В самом общем виде структуру человеческой деятельности (см.

Деятельность) можно разделить на единичные акты, повторяющиеся акты (поступки) и сами действия (творческая реализация единичных актов и поступков, направленных в конкретное русло). Таким образом, человеческие действия содержат в себе составные части (например, принятие решения, реализация действия, контроль за его осуществлением), которые объединены в осознанный процесс.

Человеческие действия являются: 1)

преднамеренными, т.е. всегда обладают определенным смыслом для того, кто их воспроизводит; 2) зависящими от ранее поставленных задач; 3) зависящими от ресурсов, имеющихся в распоряжении субъекта. Наличие такой внутренней логики означает, что действия и поступки людей поддаются как обыденному истолкованию, так и научному исследованию, в том числе в рамках социологической науки.

Необходимость в выделении понятия «социальное действие» можно объяснить следующим образом. Поскольку многие поступки людей становятся объектом социологического анализа, может возникнуть иллюзия, что любые действия человека являются социальными действиями. Однако это не так. Если поступки индивида вызваны потребностями, связанными с какими-либо неодушевленными предметами или явлениями природы, либо с потребностями, реализация которых не подразумевает како- го-либо участия других людей, то оно не может быть названо социальным действием. Действия людей становятся социальными только тогда, когда они находятся в связи с действиями других людей и могут испытывать влияние поведения других. При этом подразумевается, что для данных поступков можно выявить определенную мотивацию индивида или группы, т.е. социальное действие является осознанным со стороны действующего и его осуществление вызвано теми или иными потребностями и интересами. Таким образом, субъектом социального действия является действующий субъект (актор), а объектом социального действия является тот, на кого направлена деятельность.

Понятие «социальное действие» непосредственным образом связано с концепциями мотивации, потребностей, ценностных ориентаций (как регуляторов действий), норм и социального контроля.

Это понятие введено в научный оборот М. Вебером (1864-1920) для обозначения действия индивида, направленного на разрешение жизненных проблем и сознательно ориентированного на других людей.

В своей «понимающей» социологии он говорит о том, что предметом социологического исследования должно быть действие, связанное с субъективно подразумеваемым смыслом и ориентированное на других людей. При этом социальные институты и социальные группы могут рассматриваться только как способы организации действий отдельных индивидов, но не в качестве субъектов действия, поскольку только мотивы и установки индивида можно истолковать однозначно.

М. Вебер выделил четыре идеальных типа социальных действий: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное.

Целерациональное действие подразумевает высокую степень ясности и осознанности своей цели со стороны действующего субъекта; при этом средства для достижения цели выбираются рационально, с точки зрения целесообразности и ориентации на успех, а также учитывающего отношение общества к этому виду деяельности. Это, по Веберу, наиболее важный тип социального действия, так как он служит моделью, с которой соотносятся все остальные его вцды. С методологической точки зрения целерациональное действие является самым понятным, его проще всего истолковать, его мотивы максимально очевидны. По мере убывания рациональности действие становится все менее понятным, его непосредственная очевидность становится все меньшей.

Ценностно-рациональное действие подразумевает, что действующий субъект ориентируется не на возможные последствия, а в первую очередь на свои сознательные убеждения, и выполняет то, что, как ему кажется, требуют от него его ценности: этические, эстетические, религиозные. Иными словами, ценностнорациональное действие может не быть ориентированным на успех, но зато всегда осуществляется в соответствии с нормами или требованиями, которые действующий считает предъявленными к себе. То есть целью и результатом такого действия является само действие, подразумевающее выполнение «заповедей».

Аффективное действие подразумевает, что действующий ориентируется на чувства и аффективное восприятие действительности. Поскольку такие действия наполняются смыслом через эмоции, рациональный расчет у подобного действия обнаружить затруднительно.

Традиционное действие означает ориентацию на соблюдение сложившихся норм, правил, привычек, т.е. действующий может не задумываться о его смысле. Традиционные действия могут быть лишены непосредственной практической целесообразности. Цель данного типа социального действия - символизировать определенные социальные отношения, служить формой их наглядного выражения и закрепления.

Ф. Знанецкий (1882-1958), развивая идеи М. Вебера, обратился к разработке структуры социального действия. По Зна- нецкому, в социальном действии в качестве объекта и субъекта выступают осознающие себя и сознательно действующие индивиды или группы людей. При этом социальные действия подразделяются на приспособление (изменения происходят без угроз и применения насилия) и оппозицию (изменения происходят под воздействием угроз и репрессий).

Знанецкий также пришел к выводу о том, что основой для формирования и оценки социальных действий являются ценности, но оговаривается, что это справедливо только для стабильной социальной системы.

Т. Парсонс (1902-1979), работая над типологией социальных систем, обращался как к проблемам классификации социальных действий, так и к дальнейшей разработке их структуры. Парсонс выделил три исходные подсистемы действия», культурную, личностную и социальную, и ввел понятие «элементарное действие. Элементарное действие является базовой единицей системы действия и включает в себя следующие компоненты: действующее лицо, цель, ситуацию и нормативную ориентацию. В теории социального действия Парсонса действие рассматривается так, как оно представляется самому действующему лицу, т.е. субъективно. Действие производится в определенных условиях; при этом оно, как и в концепции М. Вебера, может различаться по типу целеполагания: цели социального действия могут быть произвольными, случайными или выбранными на основе какого-либо знания.

Американский социолог Дж. Александер, рассматривая социальное действие на макроуровне, приходит к выводу о том, что оно зависит от трех ключевых компонентов: культуры, индивидуальности, социальной системы. Это перекликается с идеями Т. Парсонса.

Ряд авторов, в том числе и сам М. Вебер, разделяют социальное действие и социальное взаимодействие. Социальное взаимодействие можно определить как обмен действиями между двумя и более акторами, в то время как социальное действие, хотя и ориентируется на внешнюю среду, может в ряде случаев остаться односторонним. Таким образом, социальное взаимодействие складывается из отдельных, направленных друг на друга социальных действий.

Более того, сама социальная структура, социальные отношения и социальные институты являются результатом различных видов и форм социального взаимодействия. Так, по мнению П. Сорокина, социальное взаимодействие - это социокультурный процесс, т.е. такой взаимный обмен коллективным опытом и знаниями, высшим результатом которого является возникновение культуры.

Наибольшее развитие теория социального действия и социального взаимодействия получила в рамках таких подходов, как концепция социального обмена (Дж. Хомане), символический интеракцио- низм (Дж. Мид), феноменология (А Шюгц), этнометодология (Г. Гарфинкель).

В концепции социального обмена социальное взаимодействие рассматривается как ситуация, в которой каждая из сторон стремится получить максимально возможные вознаграждения за свои действия и минимизировать затраты. Для представителей символического интеракци- онизма во взаимодействии особое значение приобретает не столько само действие, сколько его интерпретация через символы, связанные с этим действием. В рамках феноменологического подхода обращение к смыслу действия непосредственным образом связано с изучением жизненного мира деятеля, а следовательно, и субъективной мотивации тех или иных действий. Для этнометодологов особую важность приобретает раскрытие «истинных смыслов» тех или иных социальных действий.

Среди современных концепций анализа социальных действий особый интерес представляет концепция хабитуса, разработанная П, Бурдьё. Согласно этой концепции, хабитус является социальной предрасположенностью агентов (активно действующих субъектов) поступать определенным образом. Это своеобразная «схема откликов» на жизненные события, которая формируется в результате предшествовавшего жизненного опыта. Таким образом, социальное действие на ходится в локальной системе координат хабитуса. Бурдьё говорит, что хабитус является устойчивой структурой и сам себя защищает от кризисов, т.е. он отрицает ту новую информацию, которая способна поставить под сомнение уже накопленную. Следовательно, человек делает выбор мест, людей и событий, поддерживающих ту устойчивую среду, к которой хабитус приспособлен. Человек, совершая социальное действие, имеет те или иные потребности. И он выбирает, какие именно социальные институты из всего многообразия действующих в сфере удовлетворения данной потребности подходят в рамках его хабитуса, т.е. включается процесс «социального распознавания». Мы ощущаем, как что-то позволяет нам вступать в контакт или же мешает, дает нам возможность совершить одноразовое социальное взаимодействие либо участвовать в нем регулярно, а также позиционировать себя в той или иной роли.

В современную эпоху для формирования и оценки социальных действий ценностных ориентаций и установок, как полагал Знанецкий, недостаточно - в постоянно меняющемся обществе подобная основа не может считаться устойчивой. Принимаемые информационные потоки требуют гибкой и динамичной реакции, ориентации на непосредственный опыт «здесь и сейчас». Поэтому с позиции современной социологической теории наряду с ценностными ориентациями и традиционными регуляторами социальных действий приходят социальные практики - программы в условиях неопределенности, гибкие сценарии согласованных поступков и акций.

Здесь уместно привлечь внимание к теории структурации Э. Гидденса, отрицающей парсоновскую трактовку действия. Он предлагает пользоваться понятием «agency» (агентность), что близко идеям западноевропейских марксистов 1970-х гг., согласно которым человек всегда субъект, и он волен поступать так или иначе или не действовать вообще. По Гидденсу, агентность - это не ряд дискретных актов, соединенных вместе, а непрерывный поток поведения, «поток реальных или планируемых вмешательств телесных существ в постоянный процесс события-в-мире». Агентность - осознанный, целенаправленный процесс, сопровождаемый «мониторингом» субъекта действия своего поведения, ситуации и т.д. (Э. Гидденс, 1979).

Социальное действие является одним из базовых социологических понятий. Специфика социологического подхода в использовании данного понятия заключается в способах классификации человеческих действий, а также в спосо-. бах их операционализации.

Операциональное определение социального действия состоит из описания направленного процесса (На что направлен? Кем направлен? В каких условиях направлен? Каков выбор программы действия? Как происходит реализация действия? Как происходит контроль за результатами?).

Следовательно, классификация человеческих действий в социологии может быть сделана по следующим основаниям: способу функционирования (произвольные и непроизвольные); степени включенности эмоционально-волевых компонентов (волевые, импульсивные); прагматическому основанию (управляющие, мнемические, исполнительные, утилитарно-приспосо- бительные, перцептивные, умственные, коммуникативные); степени рациональности (целерациональные, ценностно-рациональные, аффективные, традиционные).

Многообразие социальных действий можно свести к четырем основным группам: 1)

действие, направленное на стабилизацию (нормативное поведение); 2)

целенаправленное действие, связанное с изменением данной социальной системы или условий деятельности (инновация); 3)

действие, преследующее цель адаптации к данной социальной системе и условиям деятельности (социальная адаптация); 4)

девиантное действие, предполагающее исключение личности, группы или какой-либо другой общности из нормативно одобренных норм права и морали (социальная девиация).

Таким образом, современная трактовка социального действия обогащает и превосходит представления и аргументацию Т. Парсонса и Дж. Мида, которые остаются своего рода идеальными образцами, показывающими полярные подходы к обоснованию действия. Получая свое развитие в современном ракурсе, теория социального действия создает новые модели, которые все больше тяготеют к индивидуалистическому истолкованию действия как процесса в противовес его холисти- чески однопорядковому подходу.

Основная литература

Вебер М. Основные социологические понятия // Изб. произв. М., 1990. С. 613-630

Давыдов Ю.Н. Действие социальное. Действие целерациональное. Действие ценностно-рациональное // Энциклопедический социологический словарь. М., 1995.

Давыдов Ю.Н. Действие социальное // Социологическая энциклопедия. Т. 1. М., 2003. С. 255-257.

Действие // Большая психологическая энциклопедия. М., 2007. С. 128.

Дополнительная литература

Бергер П.Л. Приглашение в социологию. М., 1996.

Бурдьё Л. Начала. М.: Аспект Пресс, 1995. Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994. Волков В.В. О концепциях практик(и) в социальных науках // СОЦИС. 1997. № 6.

Ионии Л. Г. Социология культуры: Учебное пособие. 2-е изд. М.: Логос, 1998.

Каген М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. М., 1974.

Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2002.

Смелзер Н.Д. Социология // СОЦИС. 1991. N° 8. С. 89-98.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. A.

В структуре социальной деятельности выделяется социальное действие как одно из условий ее проведения. Согласно М. Веберу, социальное действие осуществляется благодаря отдельным индивидам и их взаимодействиям с другими людьми (основной принцип «понимающей социологии» М. Вебера). «Понимающая социология» стремится понять социальное поведение, исходя из типичных мотивов и типичного их осмысления, которыми руководствуется действующий индивид. Социальное действие – действие, которое соотносится с действиями других людей и направлено на них в соответствии с необходимыми средствами для достижения поставленных целей. Действие становится социальным, если оно соответствует трем критериям: 1) оно является осмысленным, т.е. направленным на достижение осознаваемых индивидом целей; 2) оно сознательно мотивировано и в качестве мотива выступает некое смысловое единство, представляющееся человеку причиной действия 3) оно социально осмыслено и социально ориентировано на взаимодействие с другими людьми. В соответствии с этими критериями М. Вебер выделяет типы социального действия, различающиеся по степени рациональности и мотивациям.

Мотивация – совокупность побуждений, вызывающих социальную активность и определяющих ее направленность. Существенное место в определении действий человека занимает мотив (лат. motiv- повод к действию) – внутренняя причина поведения и поступка человека. В отличие от мотивации мотив не является непосредственно причиной социального действия, поэтому в его отношении следует говорить не о мотиве, а о мотивации. В ходе социального действия совершается передача друг другу социально обусловленных установок и внутренних побуждений. М. Вебер выделяет четыре типа социального действия:

целерациональное действие – поведение, ориентированное на достижение рационально выбранной цели. В нем осмысляется отношение средства к цели и побочным результатам действия, а также осмысляется отношение различных целей друг к другу. Его мотивацией является достижение цели и выявление реакции окружающих людей;

ценностно-рациональное действие – ориентация поведения, направленность которого основана на личных убеждениях индивида о долге, совести, достоинстве, красоте, добре и иных ценностях. Его мотивацией служат социально обусловленные и индивидуально переосмысленные ценности:

традиционное действие – поведение, основанное на привычке и совершаемое индивидами без осмысления. Его мотивацией являются привычки, традиции, обычаи. Их значение не всегда осознается или утрачивается;

аффективное действие – поведение, вызываемое и руководимое неосознаваемыми страстями и чувствами индивида. Мотивацией такого действия являются эмоции, чувства, желания человека.

Два последних типа действия не являются социальными в строгом смысле этого слова: в них отсутствует осознанный смысл. Только целерациональное и ценностно-рациональное действия являются социальными, так как имеют определенное значение в развитии человека и общества.

Социальное действие — это любое проявление социальной активности (деятельность, поведение, реакция, позиция и проч.), ориентированное на других людей. Это простейшая единица (единичный акт) социальной деятельности, предполагающая (учитывающая) определенные ожидания и реакцию других людей.

В классической социологии исследователи выделяют два основных подхода, две точки зрения на мотивацию социального действия.

Так, по мнению Э. Дюркгейма, деятельность и поведение человека жестко детерминированы внешними объективными факторами (социальной структурой, социальными отношениями, культурой и др.). М. Вебер, напротив, придавал субъективный смысл социальному действию. Он считал, что в любых социальных условиях человек1 имеет определенную возможность для проявления своей индивидуальности.

Понятие «социальное действие» было введено в социологию М. Вебером для обозначения действия индивида (отдельных обособленных индивидов), направленного на разрешение жизненных проблем и сознательно ориентированного на других людей. Основными признаками социального действия (по М. Веберу) является осознанная мотивация и ориентация на других. М. Вебер выделяет четыре типа социального действия:

  • 1) целерациональное действие — осознанное действие, направленное на достижение определенной цели. В этом действии цель является основным мотивом;
  • 2) ценностно-рациональное действие — действие, основанное на вере в то, что совершаемый поступок имеет определенную ценность. Следовательно, в этом типе социального действия основным мотивом является ценность (этическая, религиозная, идеологическая, культурная и др.);
  • 3) традиционное действие — действие, совершаемое в силу привычки, традиции, как бы автоматически, например, мы идем по улице и не задумываемся о том, как необходимо переставлять свои ноги. Мышление «подключается» лишь тогда, когда возникают какие-либо трудности в передвижении. По мнению М. Вебера, традиционное действие совершается подсознательно, и по этой причине оно является предметом исследования психологии, этнологии и других наук, но не социологии;
  • 4) аффективное действие — действие, детерминированное эмоциями и по этой причине также не осознаваемое, т. е. не подлежащее социологическому анализу.

Т. Парсонс предложил свою общую систему человеческого действия, которая включает социальную систему, систему личности, систему культуры . Каждая из перечисленных систем (подсистем) имеет в общей системе социального действия свое функциональное значение. Социальная система решает проблемы социального взаимодействия и интеграции общества; культурная система — сохранения и воспроизводства образов; личностная система — исполнение целедостиженческих функций.

Предложенная Т. Парсонсом структурно-функциональная теория социального действия в значительной степени «ограничивает» (предопределяет) деятельность индивида существующей институциональной системой, за что она (теория) неоднократно подвергалась аргументированной критике.

Дальнейшее развитие теория социального действия получила в трудах таких социологов, как А. Турен, Ф. Знанецкий, Ю. Хабермас, Дж. Александер, П. Л. Бергер и др. Современные исследователи в своих концепциях стремятся учитывать одновременно объективные факты и субъективные мотивы социального действа, а также новейшие научно-технические достижения и изменения, произошедшие в последние годы в гражданском обществе, в мировых культурах и цивилизациях. При этом приоритет отдается мотивационно-деятельностной компоненте социального действия.

Так, активный сторонник концепции постиндустриального общества французский социолог А. Турен вводит в теорию социального действия понятие «социальный субъект », под которым на социальном уровне он понимает социальные движения. П. Л. Бергер считает, что между дюркгеймовской объективной детерминированностью социального действия и веберовской субъективной мотивацией социального действия в сущности нет противоречий. Просто оба эти феномена существуют одновременно, обусловливая и объясняя друг друга: «общество определяет нас, а мы, в свою очередь, определяем общество» . По мнению Дж. Александера, социальное действие детерминировано тремя основными составляющими: культурой, индивидуальностью и социальной системой.

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.

КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ.

СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ТЕМА ЛЕКЦИИ

«Социология... есть наука, стремящаяся,

истолковывая, понять социальное

действие и тем самым каузально

объяснить его процесс и воздействие».

Макс Вебер

Понятие «социальное действие» является одним из фундаментальных понятий социологии. Социальное действие представляет собой простейший элемент любого вида социальной деятельности людей. Изначально оно содержит в себе все основные черты, противоречия, движущие силы, присущие социальным процессам. Не случайно многие известные социологи (М. Вебер, Т. Парсонс) выделяют социальное действие в качестве первоосновы социальной жизни.

Впервые понятие «социальное действие» было научно обосновано Максом Вебером.

По Веберу, социальное действие – это такое действие, которое, во-первых, осознано, имеет мотив и цель, и, во-вторых , ориентировано на поведение других людей (прошедшее, настоящее или будущее). Если действие не отвечает хотя бы одному из этих условий, оно не является социальным.

Таким образом, социальное действие – это любое проявление социальной активности, ориентированное на других людей .

Вебер выделил четыре типа действий:

1) целерациональное – осознанное действие, направленное на достижение определённой цели;

2) ценностнорациональное – действие, основанное на вере в то, что совершаемый поступок имеет определённую цель, основным мотивом при этом выступает ценность;

3) традиционное – действие, совершаемое в силу привычки, традиции;

4) аффективное – действие, детерминированное эмоциями.

Вебер считал социальными только два первых типа действия.

Толкотт Парсонс в своей работе «Структура социального действия» (1937) разработал общую теорию действия, считая, что она должна стать универсальной теорией для всех социальных наук.

Социальное действие является элементарной единицей социальной реальности и имеет ряд особенностей:

· наличие другого действующего лица;

· взаимная ориентированность действующих лиц;

· интеграция на основе общих ценностей;

· наличие ситуации, цели, нормативной ориентации.

В упрощённом виде структуру социального действия можно представить так: потребность индивида – формирование мотивации и интереса – социальное действие – достижение цели .

Исходным моментом социального действия является возникновение потребности у индивида. Это могут быть потребности в безопасности, общении, самоутверждении, достижении высокого положения в обществе и т.д. Фундаментальной теорией, признанной специалистами во всем мире, является теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу, иногда называемой «пирамидой» или «лестницей» Маслоу. В своей теории Маслоу разделил потребности человека на пять основных уровней по иерархическому принципу, который означает, что человек при удовлетворении своих потребностей движется как по лестнице, переходя от низкого уровня к более высокому (Рис.4).



Рис. 4. Иерархия потребностей (пирамида Маслоу)

Потребность соотносится индивидом с условиями внешней среды, актуализируя строго определённые мотивы. Социальный объект в соединении с актуализируемым мотивом вызывает интерес. Постепенное развитие интереса ведёт к появлению у индивида цели в отношении конкретных социальных объектов. Момент появления цели означает осознание индивидом ситуации и возможность дальнейшего развития активности, которая приводит к формированию мотивационной установки, означающей готовность к совершению социального действия.

Социальные действия, выражающие зависимость людей, формируют социальную связь. В структуре социальной связи можно выделить следующие элементы:

· субъекты социальной связи (может быть любое количество людей);

· предмет социальной связи (т.е. по поводу чего осуществляется связь);

· механизм регуляции социальной связи («правила игры»).

Социальная связь может выступать в виде как социального контакта, так и социального взаимодействия. Социальные контакты - это, как привило, внешние, поверхностные, неглубокие связи между людьми. Гораздо более важную роль играют социальные взаимодействия, которые определяют главное содержание социальной жизни.

2. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

Социальное действие на практике редко встречается как единичный акт. В действительности мы сталкиваемся с целой серией взаимообусловленных социальных действий, связанных причинно-следственной связью.

Социальное взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных субъектов (акторов) друг на друга.

Все социальные явления, процессы, отношения возникают в результате взаимодействия. В процессе взаимодействия происходит обмен информацией, знаниями, опытом, материальными, духовными и иными ценностями; индивид определяет свою позицию относительно других людей, своё место в социальной структуре. По мнению П.А. Сорокина, социальное взаимодействие – это взаимный обмен коллективным опытом, знаниями, понятиями, высшим результатом которого является возникновение культуры.

Важнейшим компонентом социального взаимодействия является предсказуемость взаимных ожиданий . Немалое влияние на понимание сущности социального взаимодействия оказала теория обмена Джорджа Хоманса. Согласно этой теории, каждая из сторон обмена стремиться получить максимально возможные вознаграждения за свои действия и минимизировать затраты.

Обмен, по Хомансу, определяется четырьмя основными принципами:

· принцип успеха : чем чаще вознаграждается данный тип действия, тем выше вероятность его повторения;

· принцип стимула : если стимул привёл к успешному действию, то в случае повторения этого стимула будет воспроизводится данный тип действия;

· принцип ценности : чем выше ценность вероятного результата, тем больше прилагается усилий для его достижения;

· принцип «насыщения» : когда потребности близки к насыщению, прилагается меньше усилий для их удовлетворения.

К числу важнейших вознаграждений Хоманс относит социальное одобрение. Взаимно вознаграждаемое взаимодействие имеет тенденцию к регулярности и перерастает во взаимодействие на основе взаимных ожиданий. Если ожидания не подтверждаются, то мотивация к взаимодействию и обмену будет снижаться. Но между вознаграждением и затратами нет прямой пропорциональной зависимости, так как кроме экономической и иной выгоды действия людей детерминированы (обусловлены) множеством других факторов. Например, желанием получить максимально возможное вознаграждение без должных затрат; или напротив – желанием сделать добро, не рассчитывая на вознаграждение.

Одним из научных направлений в исследовании социального взаимодействия является символический интеракционизм (от interaction - взаимодействие). По мнению Джорджа Герберта Мида (1863-1931), во взаимодействии более важную роль играет не то или иное действие, а его интерпретация. Другими словами – как это действие воспринимается, какой смысл (символ) ему придаётся. Например, такой незначительный жест (действие) как подмигивание в одной ситуации может рассматриваться как заигрывание или ухаживание, в другой – как поддержка, одобрение и т.п.

Социальное взаимодействие подразделяется на три вида: физическое воздействие (рукопожатие, передача конспекта лекций); вербальное (словесное); невербальное (жесты, мимика, телодвижения).

На основе выделения сфер общества различают взаимодействие экономическое, политическое, религиозное, семейное и т.п.

Взаимодействие может быть прямым и опосредованным . Первые возникают в ходе межличностного общения; вторые – в результате совместного участия людей в сложных системах.

Различают также три основные формы взаимодействия: кооперацию (сотрудничество), конкуренцию (соперничество) и конфликт (столкновение). Сотрудничество предполагает наличие общих, совместных целей. Оно проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми (деловое партнёрство, политический альянс, торговый союз, движение солидарности и т.д.). Соперничество предполагает наличие единого неделимого объекта притязаний субъектов взаимодействия (голоса избирателей, территория, властные полномочия и т.д.). Оно характеризуется стремлением опередить, отстранить, подчинить или уничтожить соперника.

Многообразные связи, которые возникают между людьми в процессе взаимодействия называются общественными (социальными) отношениями.

Социальные отношения – это устойчивая система социальных взаимодействий, предполагающая определённые взаимные обязательства партнёров.

Социальные отношения отличаются продолжительностью, систематичностью, самовозобновляющимся характером. По своему содержанию социальные отношения чрезвычайно многообразны. Виды социальных отношений: экономические, политические, национальные, классовые, духовные и т.д.

Среди социальных отношений особое место занимают отношения зависимости, поскольку они пронизывают все системы социальных связей и отношений. Социальная зависимость может принимать формы структурной и латентной (скрытой) зависимости. Первая связана с различием статусов в группе, организации. Вторая возникает из-за обладания социально значимыми ценностями независимо от официального статуса.

3. КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

Некоторые формы группового поведения нельзя назвать организованными с точки зрения существующих норм. Это, прежде всего, касается коллективного поведения – образа мыслей, чувств и действий, складывающегося у большого числа людей, которое остаётся относительно спонтанным и неорганизованным . С древнейших времён люди принимали участие в самых разнообразных формах коллективного поведения, включая общественные беспорядки, бунты, психозы, общие увлечения, панику, массовые бойни, линчевания, религиозные оргии и мятежи. Подобные формы поведения с большей вероятностью проявляются в периоды резких социальных изменений.

Коллективное поведение может выражаться в огромном разнообразии форм. Рассмотрим подробнее некоторые проявления коллективного поведения.

Слухи – это с трудом поддающаяся проверке информация относительно быстро передаваемая людьми друг другу . Слухи выступают заменителями официальных новостей, это коллективная попытка людей получить информацию о тех событиях, которые для них важны, но о которых им ничего не известно.

В современной социальной психологии принято выделять два фундаментальных условия возникновения слуха . Первое – интерес значительной части общества к определённой проблеме. Второе – недостаток достоверной информации. Дополнительным условием, способствующим более быстрому распространению слухов, является состояние эмоционального напряжения, выражающееся в состоянии постоянного тревожного ожидания негативных новостей и требующее какой-либо эмоциональной разрядки.

По типу вызываемой реакции различают слухи:

При передаче слухов мы можем наблюдать действие так называемого «испорченного телефона». Искажение информации происходит в сторону сглаживания или заострения. Оба механизма отражают общую тенденцию, действующую в условиях межличностной коммуникации, - тенденцию к адаптации, т.е. приспособлению содержания слуха к доминирующей в обществе картине мира.

Мода и увлечения. Мода является преимущественно аффективно-малоосмысленной формой регуляции. Мода – это нравы и предпочтения, которые сохраняются в течение короткого времени и получают широкое распространение в обществе. Мода отражает доминирующие интересы и мотивы, существующие в обществе в данный момент времени. Мода возникает, развивается и распространяется благодаря воздействию на бессознательное.

Распространение моды обычно идёт «сверху вниз». Г. Спенсер ещё на первых порах развития социологической науки на основе анализа большого этнографического и культурно-исторического материала выделил два вида подражательных действий: (1) мотивированные желанием выразить уважение к лицам с более высоким статусом и (2) стимулируемые стремлением подчеркнуть своё равенство с ними. Данные мотивы и являются основой возникновения моды. Г. Зиммель, внесший особо заметный вклад в социологическое осмысление феномена моды, отмечал, что мода удовлетворяет двойственную потребность человека: отличаться от других и быть похожими на других. Мода, следовательно, воспитывает и формирует общность, стандарт восприятия и вкуса.

Увлечения – это нравы или предпочтения, которые сохраняются в течение короткого времени и получают распространение только у определённой части общества. Увлечения часто наблюдаются в области развлечений, новых игр, популярных мелодий, методов лечения, кумиров киноэкрана и слэнга. Наиболее восприимчивы к новым увлечениям подростки. Увлечения становятся двигателем, с помощью которого молодые люди идентифицируют себя с тем или иным сообществом, а атрибуты одежды и манеры поведения служат им признаками принадлежности к родственной или чуждой группе. Чаще всего увлечения оказывают лишь случайное воздействие на жизнь людей, но иногда они превращаются во всепоглощающую страсть.

Массовая истерия связана с быстрым распространением моделей поведения, характеризующихся передающимся чувством беспокойства . Примеры, средневековая «охота на ведьм»; эпидемии «синдрома конвейерной линии» - массовое заболевание психогенного происхождения.

Паника это иррациональные и неконтролируемые коллективные поступки людей, вызываемые наличием какой-то непосредственной страшной угрозы. Паника имеет коллективный характер, потому что социальное взаимодействие повышает чувство страха.

Толпа это временное, относительно неорганизованное скопление людей, находящихся в близком физическом соприкосновении друг с другом, одна из наиболее известных форм коллективного поведения.

Первым исследователем феномена толпы был французский социолог и социальный психолог Гюстав Лебон (1844-1931). Его главная работа «Психология масс» является наиболее полным исследованием психологических закономерностей массового сознания и поведения. В современной науке наиболее интересные исследования феномена толпы принадлежат французскому учёному Сержу Московичи (работа «Век толп»).

Важнейшими механизмами, способствующими возникновению и развитию поведения толпы, являются:

· механизм внушения;

· механизм эмоционального заражения;

· механизм подражания.

Серж Московичи отмечает, что «люди, составляющие толпу, ведомы беспредельным воображением, возбуждены сильными эмоциями, не имеющими отношения к ясной цели. Они обладают удивительной предрасположенностью верить тому, что им говорят. Единственный язык, который они понимают, - это язык, минующий разум и обращённый к чувству».

По характеру поведения и типу доминирующих эмоций толпу можно разделить на несколько типов.

Виды пассивной толпы:

· случайная толпа – это толпа, возникающая в связи с каким-либо неожиданным событием;

· конвенциональная толпа – толпа, собирающаяся по поводу события, объявленного заранее, движимая одинаковыми интересами и готовая соблюдать принятые в подобных ситуациях нормы поведения и проявления эмоций;

· экспрессивная толпа – толпа, формирующаяся, как правило, на основе случайной или конвенциональной, когда участники толпы совместно выражают своё отношение к происходящему.

Виды действующей толпы:

· агрессивная толпа – толпа, движимая ненавистью, проявляющейся в уничтожении, разрушении, убийстве;

· паническая толпа - толпа, движимая страхом, стремлением избежать реальной или воображаемой опасности;

· стяжательская толпа - толпа, движимая желанием обладать теми или иными объектами, участники которой вступают в конфликт между собой.

Общими характеристиками всех толп являются:

· внушаемость;

· деиндивидуализация;

· неуязвимость.

4. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.

Считается, что термин «общественное мнение» ввёл в политический обиход английский писатель и общественный деятель Дж. Солсбери. Автор аппеллировал к общественному мнению как свидетельству одобрения населением деятельности парламента. Категория «общественное мнение» в её современном значении обосновывается в работе французского социолога Жана Габриэля Тарда (1843-1904) «Общественное мнение и толпа» . В этой работе Тард исследовал возможности влияния массовых ежедневных и еженедельных газет.

Общественное мнение – это коллективное оценочное суждение социального субъекта по поводу объекта, представляющего общественный интерес; состояние общественного сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности.

Формирование общественного мнения характеризуется интенсивным обменом индивидуальных и групповых мнений, в ходе которого вырабатывается коллективное мнение, выступающее затем как суждение большинства. В качестве структурных компонентов общественного мнения выступают общественное суждение и общественная воля . Общественное мнение влияет на оценки социальной действительности конкретными индивидами. Оно также влияет и на формирование их социальных качеств, привитие им норм и правил существования в обществе. Общественное мнение способно выступать в качестве одного из механизмов трансляции норм, ценностей, традиций, ритуалов и других компонентов культуры от поколения к поколению. Общественное мнение оказывает формирующее воздействие на социальных субъектов В своей регулятивной функции общественное мнение обеспечивает реализацию определённых (выработанных самостоятельно или привнесённых извне) норм общественных отношений. Не случайно Дж. Стюарт Милль рассматривал господствующее в обществе мнения как “нравственное насилие” над личностью, индивидом.

Специалисты выделяют следующие необходимые и достаточные условия для возникновения и функционирования общественного мнения:

· общественная значимость, жизненная актуальность проблемы (вопроса, темы, события) ;

· дискуссионность мнений и оценок ;

· необходимый уровень компетентности (наличие осведомлённости по содержанию обсуждаемой проблеме, теме, вопросу).

Можно согласиться с точкой зрения известной немецкой исследовательницы общественного мнения Элизабет Ноэль-Нойман о наличии двух основных источников, порождающих общественное мнение. Первый – это непосредственное наблюдение за окружающим, одобрение или порицание тех или иных действий, решений или высказываний. Второй источник – средства массовой информации, которые порождают так называемый «дух времени».

Общественное мнение представляет собой социальный институт, который обладает определённой структурой и выполняет определённые функции в обществе, является определенной общественной силой. Центральным вопросом функционирования общественного мнения является проблема его действенности. Выделяют три основные функции общественного мнения:

· экспрессивная – выражение общественных настроений;

· консультативная – выражение одобряемых обществом способов решения проблем;

· директивная – выступает волеизъявлением народа.

Важное значение общественного мнения как института гражданского общества особенно проявляется в условиях современной России. В настоящее время в стране действует более двух десятков центров по изучению общественного мнения. Наиболее известные среди них – Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Фонд «Общественное мнение» (ФОМ), Российское общественное мнение и исследование рынка (РОМИР), Левада - Центр и др.