«Изучение и формирование мотивации обучения в ДШИ как элемента педагогической культуры. Концертная деятельность коллектива как фактор повышения мотивации к обучению

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детская школа искусств № 2»

Доклад

на тему : «Некоторые приемы и методы работы

с юными музыкантами при подготовке

к концертному выступлению»

Преподаватель:

пгт. Высокий

2014 г .

Введение

Исполнительская готовность музыканта к концертной деятельности складывается из нескольких факторов: это техническая и исполнительская подготовка, а также и психологическая подготовка к выступлению.

Наиболее успешным является формирование у музыканта-исполнителя навыков сценического поведения и эмоциональной устойчивости с детских лет, именно в начальный период обучения. Существует точка зрения, что музыкант-исполнитель, часто и успешно выступавший в детские годы, обладает большей психологической устойчивостью в дальнейшем, проще справляется с эстрадным волнением. Впрочем, настаивать только на этой точке зрения вряд ли имеет смысл, поскольку в биографиях выдающихся артистов столько же свидетельств «за» эту точку зрения, сколько и «против».

Вся работа, которая была проведена учащимся над музыкальным произведением в классе и дома, проходит «испытание на прочность» в условиях публичного выступления; только концертное выступление определяет и уровень освоения материала, и степень одаренности исполнителя, и его психологическую устойчивость, и многое другое. Конечно, нельзя ставить знак равенства между успешностью того или иного открытого выступления юного музыканта-исполнителя и его исполнительскими качествами. Возможны ситуации, когда хорошо подготовленный и даже одаренный ученик терпит в силу тех или иных причин сценическое фиаско; или возникают такие ситуации, когда с хорошей стороны показать себя может учащийся не слишком яркой одаренности. И вместе с тем именно во время выступления проверяется решительно все: и комплекс природных музыкально-исполнительских данных, и «технический» потенциал, и приобретенные знания, умения и навыки, и устойчивость психики.

Концертная деятельность оказывает большое влияние на личность музыканта-исполнителя и н а наш взгляд, для формирования психического состояния творческого подъёма во время выступления наиболее ценными являются следующие потребности: потребность приобщиться к прекрасному, участвуя в исполнительском процессе; потребность в творческом общении с партнёрами по ансамблю и с публикой, а также потребность в самовыражении, в желании запечатлеть, сохранить, донести до других людей свое представление о музыкальном художественном образе.

Понятие «концертная деятельность»

В настоящей работе мы рассматриваем концертное выступление , исходя из насущных проблем и возможностей инструментального ансамбля. Естественно, возникает необходимость дать понятие о концертном выступлении и концертной деятельности в целом.

Понятие «концертное выступление» включает в себя конечный результат проделанной репетиционной работы, выраженный в исполнении музыкальных произведений перед публикой. Концертное выступление детей связано со всем учебно-воспитательным процессом и является своеобразным экзаменом на художественную зрелость коллектива .

Концертная деятельность - постоянное или периодическое участие в различных концертных выступлениях. Концертная деятельность - это один из важнейших аспектов работы с детским ансамблем, имеющий огромное значение для творческого роста его участников и всего музыкального коллектива в целом. Воспитание творческой активности участников ансамбля также во многом связано с концертной деятельностью, как с важным средством воздействия музыкального искусства на слушателей.

Для самих юных музыкантов концертные выступления всегда являются большим стимулом в их творческой деятельности.

Участие детей в различных концертных выступлениях способствует выработке определенных позитивных эмоциональных и психологических качеств.

Для успешного формирования оптимального концертного состояния следует поощрять выступления учащихся в отчетных концертах, тематических музыкальных гостиных, смотрах-конкурсах, фестивалях. Выступление перед публикой помогает раскрытию творческих способностей детей, возможно, становлению в будущем талантливых артистов. Здесь и радость творчества, и гордость за свой коллектив, и утверждение себя как личности.

Если концертная деятельность учащихся приобретает систематический характер, то на самом концерте выступление юных артистов данного коллектива приобретают ту легкость и непринужденность, которые со всей полнотой сразу передаются зрителям.

Значение концертной деятельности в развитии юного музыканта

Как известно, в процессе обучения музыкантов формирование мастерства в наиболее концентрированной форме осуществляется в условиях публичных выступлений, которые предоставляют учащимся уникальную возможность проявлять свой художественно-творческий потенциал в музыкально-исполнительской деятельности.

Поскольку к публичным выступлениям могут быть отнесены все формы исполнения в присутствии одного или нескольких слушателей, соответственно, каждому учащемуся, какой бы специальности он ни обучался, приходится постоянно сталкиваться с подобного рода мероприятиями во время академических концертов, экзаменов, зачетов, прослушиваний, фестивалей или конкурсов. Именно публичные выступления, являясь важным элементом образовательного процесса, способствуют развитию у учащихся определенных исполнительских качеств.

Приобретение навыков успешного выступления на сцене является важным условием продолжения музыкально-исполнительской деятельности и в будущем для многих учащихся. Безусловно, речь не идет о том, что по окончании образовательного учреждения все выпускники становятся концертными исполнителями – из сотен, быть может, единицы добиваются всеобщего признания. Но в любой области музыкального искусства – будь то сольное исполнительство, концертмейстерское мастерство, работа в коллективе или педагогическая деятельность – большое значение имеет сценический опыт, накопленный за годы обучения, владение необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками подготовки к выступлениям. Поэтому уже во время обучения необходимо предоставлять учащимся возможность творческой самореализации в исполнительской деятельности, создавать особые психолого-педагогические условия в процессе их подготовки к выступлениям и способствовать формированию у них определенного «багажа» профессиональных знаний.

В свое время знаменитый актер, режиссер и педагог писал о том, что «публичные выступления обладают свойством закреплять, фиксировать то, что происходит на сцене и внутри самого артиста. Всякое действие или переживание, проделанное с творческим или иным волнением, вызываемым присутствием толпы, запечатлевается в эмоциональной памяти сильнее, чем в обычной, репетиционной, или в домашней обстановке. Поэтому как ошибки, так и удачи, совершенные на сцене <…>, закрепляются прочнее на публике».

Поскольку от успешности публичных выступлений зависит зачастую будущее молодых музыкантов, их дальнейшее творческая деятельность, соответственно, отсюда – важность оптимального решения всего комплекса проблем, связанных с данным видом деятельности . Проблемы, о которых идет речь, группируются в двух основных блоках: профессиональном и психологическом. Первый из них представлен преимущественно художественно - интерпретаторскими и профессионально-техническими аспектами: насколько исполнение соответствует авторскому замыслу; дает ли оно основания говорить о его художественной содержательности, глубине и творческой убедительности; удовлетворяет ли в «техническом» отношении и т. д.

Бесспорно, качественная подготовка к выступлению является основой успешности концертной деятельности ребенка-исполнителя и одним из главных условий мотивации его к дальнейшим занятиям.

Однако помимо профессиональных задач в музыкальном исполнительстве существует и другой не менее важный аспект – психологический. Именно он и составляет второй блок, непосредственно связанный с психологической подготовкой исполнителя к публичному выступлению, которая предполагает волевую саморегуляцию музыканта, основанную на объективном контроле собственных действий, гибкой коррекции их по мере необходимости. Психологическая подготовка, иными словами, означает способность исполнителя успешно осуществлять свои творческие намерения в стрессовой ситуации выступления перед аудиторией.

К сожалению, в учебном процессе подготовке такого рода в силу разных причин уделяется значительно меньше внимания, нежели собственно исполнительской, профессионально-технической готовности к выступлению, хотя для молодых, малоопытных музыкантов она особенно важна.

Что касается молодых музыкантов, только начинающих осваивать азы исполнительского искусства, то им необходима профессиональная помощь и поддержка.

В связи с этим возрастает значимость педагога, который, помимо творческого наставничества, должен быть способен повлиять на положительное отношение к публичным выступлениям, заложить основы сценической культуры, помочь ученику в выборе средств психологической подготовки к концерту. Так, по мнению, «влияние педагога-артиста-исполнителя простирается обычно гораздо дальше, чем «чистого» педагога». Во всяком случае, результат будет более эффективным в тесном творческом контакте с преподавателем, знающим тонкости концертно-исполнительской деятельности.

В истории музыкальной педагогики встречается немало примеров, демонстрирующих оживленное творческое взаимодействие педагогов с учениками в период их подготовки к публичным выступлениям. Такие выдающиеся мастера, как Т. Лешетицкий, целенаправленно и последовательно формировали у своих воспитанников любовь к сцене посредством активного привлечения их к концертному исполнительству. В творческих биографиях известных музыкантов содержатся многочисленные подтверждения этому.

Необходимо отметить еще один немаловажный аспект рассматриваемой проблемы. Конечно, выступления на очередных мероприятиях учебного плана с психологической стороны приближаются к открытым концертным мероприятиям. Однако здесь, как правило, на первый план выходят строгие академические требования, усиленные страхом перед высоким уровнем оценивающей комиссии и боязнью получить низкий балл за исполнение своей программы. Поэтому, находясь в ситуации экзамена или зачета, многие дети, подчас, не имеют возможности в полной мере проявить свою творческую индивидуальность. Таким образом, контрольные испытания часто оказываются стимулом с неоднозначным воздействием и не всегда способствуют внутренней положительной мотивации детей и поддержанию у них интереса к исполнительской деятельности.

Напротив, привлечение начинающих музыкантов к публичным выступлениям в концертных условиях, не обремененных экзаменационными требованиями, в большей степени способствует их творческому росту и пробуждает в них желание выступать. Если в первом случае работа построена исключительно на исполнении обязательных произведений, предусмотренных учебным планом, то во втором – ориентир направлен на оживленное участие в концертах со свободной программой, что является лучшим средством активизации творческой мотивации будущих музыкантов.

Методы работы со сценическим волнением

Так как же настроиться на нужный ритм перед выступлением и донести до слушателя лучшее, на что способен, какие механизмы включить для достижения успеха на сцене и как воспитать в себе любовь к общению с публикой? Эти вопросы волнуют, сегодня, множество музыкантов, будь то ещё обучающийся или же давно выступающий перед публикой концертный исполнитель. Решение, несомненно, кроется в подготовительном этапе. Несомненно, каждому исполнителю будет интересно узнать ценные советы по подготовке исполнителя к концертному выступлению в трудах выдающихся музыкантов и педагогов – , и др. Но, к сожалению, эти рекомендации не систематизированы, не объединены в самостоятельную книгу и самое главное - не дают ясного анализа временной периодизации в подготовке к публичному выступлению.

На практике перед педагогом и учащимся возникает необходимость решения проблемы повышения исполнительской и психологической готовности музыканта к общению с публикой.

Основная сложность концертного выступления заключается в том, что исполнитель испытывает стресс - сценическое волнение. Существует мнение, что волнение побороть нельзя, а можно отвлечься, переключиться на творческие моменты исполнения. Рассмотрим виды волнения и методы работы над ним.

Оптимальному концертному состоянию противостоят такие два неблагоприятных для выступления состояния, как эстрадная лихорадка и апатия. Сильное волнение может проявляться в напряженных и лихорадочных движениях, треморе рук и ног, торопливой речи с проглатыванием слов и отдельных слогов, а также в акцентированной мимике и жестикуляции.

Виды волнения

1. Волнение – апатия – ребенок испытывает нежелание выходить к зрителям, нежелание играть.

2. Волнение – паника – игра ребенка лишена творческого начала, память подводит исполнителя.

3. Волнение - подъем – юный исполнитель может перевести сценическое волнение в творческое вдохновение.

Любая форма волнения обостряется усталостью. Нельзя, особенно в период подготовки к концерту допускать состояния утомления – как физического, так и эмоционального. Часто причиной синдрома сценического волнения является отсутствие общей сценической культуры, четкой и ясной методики подготовки к выступлению, и вследствие этого, слабое представление юным артистом характера деятельности, и как результат - растерянность. Музыканту важно тренировать устойчивость к психическим помехам, которые характерны для исполнительской деятельности.

Методы работы по снижению концертного волнения

1. Систематические домашние занятия над произведениями технического характера и репертуаром. Важный элемент в начале ежедневных занятий - разыгрывание. Оно необходимо не только для разминки мышц, участвующих в игре, но и для психического аппарата музыканта в целом.

2. Регулярные занятия с применением метода «мысленное проигрывание произведения».

3. Начальный период подготовки к ответственному выступлению или конкурсу может служить момент, когда музыкант выучил программу целиком и стабильно исполняет её на память. Целесообразным будет сказать, что выучить программу необходимо не позднее, чем за месяц до назначенной даты концерта, поскольку музыкальный материал должен «устояться, прижиться» в рефлекторных ощущениях и собственном слуховом восприятии.

4. Приобретение опыта публичных выступлений: исполнение музыкального репертуара в концертах, классных вечерах, музыкальных гостиных. Обыгрывание программы на разных концертных площадках.

5. Повышение «сценического самочувствия» (Станиславский), единство интеллектуальной и эмоциональной сферы юного артиста, устремленное на лучшее выполнение творческой задачи: соблюдение определенного режима дня перед выступлением, грамотное распределение времени до выступления, организация домашних занятий в этот день, чередование труда и отдыха и т. д. Зная время своего выступления, юный исполнитель за несколько дней до него, ежедневно, в это же время настраивается на концерт. Он садится за свой инструмент, мысленно представляет сцену, зрителей и предельно четко исполняет свою концертную программу. Таким образом, исполнитель вырабатывает в себе условный рефлекс, который способствует более свободному исполнению программы, а также эмоциональному настрою на выступление.

6. Хорошая физическая подготовка, дающая ощущения здоровья, силы, выносливости и хорошее настроение, прокладывает путь к хорошему эмоциональному состоянию во время публичного выступления, положительно сказывается на протекании умственных процессов, связанных с концентрацией внимания, мышления и памяти, столь необходимых во время выступления. При хорошем физическом самочувствии, когда возникает ощущение здоровья во всем организме, тело кажется сильным, гибким и послушным. Физическая подготовка музыканта может включать в себя такие виды спорта, как бег, плавание, футбол. Не особенно рекомендуются упражнения, связанные с силовыми напряжениями в области рук и плеч, так как чрезмерные напряжения сгибательных мышц в таких видах спорта, как гимнастика или тяжелая атлетика могут формировать мышечные зажимы в кистях, плечах и мышцах.

7. Ролевая подготовка. Смысл этого приема заключается в том, что юный исполнитель, абстрагируясь от своих собственных личностных качеств, входит в образ хорошо ему известного музыканта, имеющего успешный опыт публичных выступлений, или педагога и начинает играть как бы в образе другого человека. Волшебная сила воображения, магического «если бы» способна дать возможность человеку по-новому взглянуть на свое эмоциональное состояние. Образ талантливого человека может способствовать повышению уровня творческого потенциала.

8. Установка на успех. Выработка уверенности в своем исполнении на сцене.

9. Исполнение репертуара в ансамбле.

Использование выше приведенных методов по уменьшению концертного волнения способствует тому, что волнение переходит на новый уровень и перерастает в творческое вдохновение, то есть во время исполнения к музыканту приходит легкость и свобода движений.

Важно объяснить детям, что каждый музыкант должен помнить о том, что на сцене все свои мысли надо направлять к осмыслению той музыки, которая будет звучать. Основной его мыслью должно являться музыкальное исполнение, он должен выступить посредником между композитором и слушателем.

Увлечённость исполнительским процессом, творческими задачами, художественными образами музыкального сочинения помогает юному исполнителю направить своё волнение в нужное русло. И неспроста в закулисных комнатах Малого зала Ленинградской консерватории когда-то висел плакат «Волнуйся не за себя, волнуйся за композитора!».

Беседуя с актерами Большого театра, подметил: «Артисту, глубоко ушедшему в творческие задачи, нет времени заниматься собою как личностью и своим волнением!» А выдающийся музыкант нашего времени, пианист однажды так описал ощущения, испытанные им во время концертного выступления: «Стихия музыки, подчинившая тебя, не оставляет места праздным мыслям. В эти минуты забываешь всё – не только зрителей, зал, но и самого себя».

Заключение

Значение концертной деятельности в развитии юного музыканта трудно переоценить. В ходе подготовки к ней перед музыкантом-исполнителем важно определить пути решения проблем исполнительской и эмоциональной готовности к творческой публичной деятельности, формирования значимых психологических качеств, выработки приемов поведения на сцене.

В ходе образовательной деятельности педагог решает проблему оказания помощи ребенку в проживании волнения как творческого вдохновения, в выработке алгоритма улучшения самочувствия музыканта при подготовке и в процессе самого выступления.

Подготовка к концертному выступлению учащихся в учреждении дополнительного образования включает различные приемы и методы, направленные на помощь ребенку в повышении уровня исполнительских навыков, результативности в обучении, в формировании позитивного отношения к собственному эмоциональному реагированию в условиях концертной деятельности.

Список использованной литературы

1. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л.: Музыка, 1974.

2. Бочкарёв Л. Психологические аспекты публичного выступления музыканта-исполнителя //Вопросы психологии. – 1975. – № 1. – С. 68 – 79.

3. Петрушин В. Музыкальная психология. – М., 2008.

4. Фёдоров Е. К вопросу об эстрадном волнении.– М., 1979. – С. 107–118 (Труды ГМПИ им. Гнесиных; Вып. 43).

Аннотация

Педагогический проект “Конкурсная деятельность как фактор творческого развития учащихся Детской школы искусств” определяет различные стороны учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие творческих способностей учащихся фортепианного отделения в сфере фортепианного исполнительства.

Актуальность данной темы обусловлена социальной потребностью в выявление юных дарований, развитие их творческих способностей в музыкальной области и практических действий на пути к мастерству.

В данном проекте конкурсное направление занимает особое место в деятельности ДШИ. Конкурсная деятельность является значимым результатом образовательного процесса и важной частью целостного развития каждого ребенка. Развитие конкурсной деятельности в школе является серьезной поддержкой для творчески одаренных детей. В рамках проекта определяются пути развития заложенных в учащихся возможностей и раскрываются инновационные формы и подходы к организации учебного процесса, направленного на творческое развитие личности обучающегося.

Обоснование проекта

Проект ““Конкурсная деятельность как фактор творческого развития учащихся Детской школы искусств” разработан с целью выявления способных, талантливых детей и повышения качественного уровня профессионального мастерства по специальности “Инструментальное исполнительство”(фортепиано).Поиск наилучшего пути в профессиональном росте ученика связан с педагогическим экспериментом. Конкурсная деятельность оказывает огромное влияние на творчество юных исполнителей. Организация конкурсного движения и привлечение обучающихся к активной конкурсной и концертной деятельности является одной из составляющих системы образовательного процесса ДШИ. Созданы условия, для оптимального развития одаренных детей? включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся. А также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Это является одним из главных направлений работы, как преподавателей, так и учреждения в целом.

Возможность участия в конкурсах является сильнейшим стимулом для упорной работы как учащихся так и преподавателей фортепианного отделения ДШИ. Организованная конкурсная деятельность стимулирует учащихся продолжать обучение, рождает интерес к публичным выступлениям. Участие в конкурсах ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими в соревновательной форме. Победы и участие учащихся в конкурсах и фестивалях являются яркими показателями качества образования. Эти победы можно разделить на: внутришкольные и внешкольные.

Любой даже скромный по масштабам конкурс не просто проект, мероприятие, проведение которого диктуется традицией, потребностям жизни музыкальных школ - это культурное событие, акция позволяющая осуществлять “смотр” наличного состава (контингента) учащихся с выявлением одаренных детей, и оценку профессиональных “ педагогических сил”, помогающее налаживать творческую коммуникацию преподавателей, обмен опытом, проводить необходимый пересмотр и обновление целей, задач, методов обучения, оценочных критериев. Хорошо, то есть с пониманием истинных ценностей и целей, организованные конкурсы становятся сильными стимулами развития системы музыкально-исполнительского образования, катализатором активности всех участников этой деятельности, праздничными кульминациями в жизни музыкальных школ.

Исполнительские конкурсы, фестивали осуществляют комплексную программу,? в которую заложен широкий спектр музыкально-образовательных, художественно-творческих, педагогических и психологических проблем. Одна из наиболее сложных проблем - выбор конкурсной программы, которая максимально могла бы раскрыть творческие, художественные, технические возможности потенциального конкурсанта. От преподавателя требуется особая мудрость, прекрасное знание репертуара, возможностей ученика, его темперамента, энергетики, его “плюсов”, которые стоит подчеркнуть и “ минусов”, которые стоит максимально смягчить. Эта тема актуальна для любого конкурсного возраста, меняется лишь репертуар и его сложность, но высокая планка художественных задач, отделки материала должна оставаться всегда.

В конкурсной программе ученик должен чувствовать себя комфортно, получать удовольствие от исполнения. Нельзя завышать трудность программы, так как это вызывает внутреннюю, психологическую зажатость и внешнюю скованность ученика - в положении за инструментом, в двигательном процессе, что неизбежно сказывается во всех сторонах исполнения. Главная направленность этого проекта - развитие творческой личности учащегося. Не менее важно вовлечение в этот процесс родителей. Один из актуальных вопросов для преподавателей - вопрос подготовки учащегося к конкурсному выступлению. Он включает в себя многое: выбор потенциального конкурсанта, определение конкурсной программы, расчет времени для подготовки и определения работы, правильная, всесторонне продуманная психологическая “ тактика и стратегия” педагога, а также верный настрой родителей, которые непременно должны включиться в этот процесс. В детских конкурсах-фестивалях следует поощрять как можно большее количество участников. Имеет смысл увеличивать количество лауреатских мест либо разделять призовые места, а также учреждать достаточное количество дипломов, всем выдавать грамоты за участие. Полезно практиковать выдачу участникам конкурса специализированных дипломов или грамот за отдельные заметные достижения: например: за оставившее яркое впечатление исполнения произведения из какого-то раздела конкурсной программы (полифонии, пьесы современного композитора, этюда или виртуозной пьесы), а также отмечать обратившие на себя внимание индивидуальные исполнительские способности качества некоторых конкурсантов - артистизм, поэтичность, виртуозность, волю к победе и т.п.

Актуальность исследования - развитие творческого потенциала имеет научную и практическую актуальность в силу того, что именно индивидуальность и творческая инициатива каждого ученика своеобразна и реализация в личной, профессиональной и общественных сферах, является существенным ресурсом развития общества. Результатом творчества является продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Управление творчеством возможно путем создания благоприятных для этого условий:

Создание творческой среды

Направленность формирующей работы на развитие творческой личности

В заключение: конкурсы-фестивали, большие и маленькие будут в радость, прежде всего детям, юным музыкантам - для них, в конце концов, конкурсы и фестивали устраиваются. Участники должны ощутить атмосферу праздника Музыки, пусть те, кто постарше, почувствовав вкус победы, получат новую сильную мотивацию к продолжению занятий.

Цель творческое развитие учащихся в процессе которого выступление на конкурсе становится итогом определенного этапа совместной работы ученика и преподавателя.

Задачи:

1. Раскрытие духовного, интеллектуального и культурного потенциала детей;

2. Выявление и поддержка талантливых исполнителей учащихся;

3. Сохранение и совершенствование традиций фортепианного исполнительства, повышение уровня исполнительского мастерства;

4. Использование вариативных подходов к способностям и возможностям каждого учащегося;

5. Активное вовлечение учащихся в концертную, конкурсную, фестивальную деятельность для наиболее полной реализации их индивидуальных способностей;

6. Расширение репертуара, популяризация классической и современной музыки;

7. Развитие мотивации учащихся к познанию и углублению музыкального опыта.

8. Укрепление значимости роли преподавателя в воспитательном процессе.

Основное содержание проекта

Конкурсная деятельность является неотъемлемой частью обучения и воспитания учащихся. Оказывает благотворное влияние на развитие музыкально-эстетических вкусов, способствующей развитию гармоничной личности. Приоритетное направление конкурсной деятельности - развитие пианистической культуры, укрепление традиций, поиск новых возможностей в исполнительском искусстве.

Новизна - заключена в содержательном наполнении интегрирующего начала всех уровней конкурсной - музыкальной деятельности учащегося от простых уроков, концертов- до конкурсов различных уровней. Значимость проекта отображена в принципах организации и осуществления совместной творческой деятельности преподавателей и учащихся на всех уровнях учебно-воспитательного процесса:

  • Принцип традиций и новаторства направленный на поддержание и создание новых культурных традиций;
  • Принцип самовыражения и самореализации позволяющий ученику проявить в полной мере свои творческие способности;
  • Демократичности и гуманизма(взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • Научности(обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
  • Личностно ориентированного подхода(обращение к субъективному опыту обучающегося, признание самобытности и уникальности каждого воспитанника);
  • Природосообразности(учитывается возраст учащегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки;
  • Культуросообразности(приобщение учащихся к современной и мировой культуре);
  • Свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;
  • Сотрудничества и ответственности.

В рамках проекта предполагается выступление учащихся в конкурсах организованных для фортепианного отделения. Планирование конкурсов проходит в конце учебного года на будущий учебный год. Готовится положение о проведении конкурса – преподавателей отделения знакомят с положением, программными требованиями, номинациями. Функции руководителя проекта: разработка положения конкурса, разработка конкурсной программы, налаживание системы информирования и рассылки информации: обработка заявок на участие, формирование жюри, составление четкого расписания репетиций, прослушиваний. Подготовка необходимого инструментария - роялей, информирование о порядке выступления, репетиций, проведение итогового круглого стола, гала-концерта по итогам проведения конкурса с награждением.

Конкурсная практика характеризуется целым комплексом задач. Одна из них - развитие учащихся в процессе которого выступление на конкурсе становится итогом определенного этапа совместной работы ученика и преподавателя. Весьма ценным показателем ее качества, анализируемого и оцениваемого, прежде всего самим преподавателем, но так же его коллегами. От внутришкольной системы контроля успеваемости детей- зачетов, экзаменов, контрольных уроков, открытых концертов - конкурсы отличаются наличием соревновательного компонента, требующего особенно высокой степени мобилизации способностей усилий как детей, так и преподавателей. Открывается возможность выйти за пределы рутинного учебного процесса, постоянного круга общения: получать новые впечатления от общения с коллегами, расширять профессиональный кругозор, сравнивать собственные достижения с успехами коллег, видеть и оценивать общий уровень детской исполнительской культуры. Все это побуждает осмысливать свой опыт, оценивать свою профессиональную оснащенность, находить ресурсы совершенствования мастерства. В современной России подготовка ученика к участию в конкурсах - необходимое условие существования преподавателя и учащегося в социуме, возможность продолжения работы, продвижения по карьерной лестнице, получение званий. Конкурсы служат средой сохранения традиций исполнения классики и классического музыкального искусства в целом.

Методы работы над проектом включили в себя:

Теоретический

Изучение и анализ психолого-педагогической, методической и нотной литературы по проблемам проекта;

Анализ и обобщение собственного опыта в сфере исполнительского мастерства;

Экспериментальный

Проведение конкурсов-фестивалей

Изучение конкурсного репертуара

Методы педагогического наблюдения (проведение круглых столов)

Практическая деятельность - реализация проекта

Статистический (обработка полученных данных)

Структура технологии развития творческого потенциала учащегося

  1. Предварительная диагностика уровня творческого развития
  2. Мотивация (одно из ведущих направлений работы)
  3. Организация творческой деятельности, условия способствующие развитию творческих способностей и ее реализация
  4. Контроль качества выполнения творческой деятельности
  5. Выявление соответствия полученных результатов (анализ эффективности проделанной работы)

Для привлечения участников проекта к совместному творчеству использовались различные инновационные технологии:

Проблемные

Игровые

Исследовательские

Интегрированные

Для того чтобы поддерживать интерес участников образовательного процесса, а так же с целью проверки качества усвоения образовательных программ, проводятся следующие, ставшие традиционными школьные конкурсы. Данный конкурсный проект объединил в себе 8 конкурсов фестивалей:

“Конкурс сольных программ” - 2009 г., “Ступенька к совершенству”- 2010г.,

“Оживших клавиш волшебство” - 2011г., Конкурс на лучшее исполнение произведений советских композиторов”-2012г., “Зажигаем звезды – 2013” Зажигаем звезды- 2014”, ежегодный фестиваль “ Летнее задание”- приуроченный ко Дню Музыки, ежегодный фестиваль “ Играем все новое и популярное”. Конкурсы проводятся в соответствии с планами работы фортепианного отделения, которые утверждаются администрацией МБОУ ДОД “Детская школа искусств и народных ремесел”

Ресурсы:

  • Информационные - обеспечение информационного сопровождения, включающего учебно-программную документацию, своевременное пополнение библиотечных фондов нотами, учебниками и учебными пособиями, учитывающие современное содержание образования, требования ФГОС СПО; распространение посредством публикаций, выступлений, курсов, конференций.
  • Человеческие - учащиеся и преподаватели ДШИ
  • Организационные - администрация ДШИ
  • Материально-технические - музыкальные инструменты, аудио-видео аппаратура.

Партнеры

  • Департамент образования муниципального образования г. Ханты-Мансийск

Целевая аудитория

  • Учащиеся 1-7 классов, (возраст 7-15 лет) фортепианного отделения МБОУ ДОД “Детская школа искусств и народных ремесел”
  • Преподаватели ДШИ

Программа реализации проекта

Перечень организационных мероприятий нацеленных на реализацию проекта

1. Подготовительный этап 2008-2009г.

Изучение вопроса “Детские исполнительские конкурсы: достижения, проблемы, перспективы.

2. Организационный этап 2009-2014 г.

Подготовка и создание необходимых условий для реализации проекта.

3. Oсновной этап 2009-2014

Проведение внутренних школьных фестивалей и конкурсов.

4. Заключительный этап

Подведение итогов по реализации проекта

  • Обработка мониторинговых данных по внедрению проекта, дальнейшие перспективы развития, работа над оформлением проекта

Ожидаемые результаты

После реализации данного проекта ожидаются следующие результаты:

  • совершенствование форм работы с учащимися и развития творческого потенциала;
  • создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития творческого потенциала, их самореализации;
  • обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
  • стимулирование мотивации развития способностей;
  • активное участие в конкурсах, конференциях, фестивалях, смотрах различного уровня
  • создание портфолио (видео) лучших выступлений и заслуг воспитанников
  • увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, исполнительской деятельностью;
  • Повышение профессионального уровня исполнительской деятельности учащихся
  • создание и апробация пакета психолого-педагогических диагностик по выявления способных детей (психологический профиль ребенка);
  • разработка методических рекомендаций для работы со способными детьми;
  • создание электронного банка данных
  • апробация эффективности обучения профессионально мотивированных детей фортепианного отделения

Результаты реализации проекта

Можно с уверенностью сказать, что конкурсная деятельность учащихся фортепианного отделения ДШИ развивается год от года и расширяет свои границы.Проект в полной мере соответствует поставленной цели и решает все сопутствующие задачи для достижения главной цели. Объектом проекта стали творчество и развитие творческих способностей учащихся.

Реализация проекта способствовала творческому сближению учащихся, педагогов и родителей. Итогом запланированных мероприятий явилось:

  1. Рост исполнительского уровня учащихся фортепианного отделения не только в сольном исполнительстве, но и в совместном музицировании (номинации Ученик-ученик, Ученик-учитель). Учащихся стали привлекать программы повышенной сложности. Подобные результаты соответствуют выполнению задач ДШИ в реализации учебных программ.
  2. Убежденность преподавателей, что конкурсная деятельность, способствует комплексному развитию музыкальных способностей и творческого потенциала каждого учащегося
  3. Обновление репертуара, поиск новых интересных, современных произведений и интерпретация их.

Участие в концертах и конкурсах различного уровня

Перспективы развития проекта

В связи с актуальностью темы данного проекта, предполагается перспектива его дальнейшего усовершенствования и развития. Для этого потребуется:

1. Продолжать работу с целью развития творческого потенциала учащихся в конкурсной деятельности ДШИ

2. Проводить конкурсы на базе ДШИ

3. Продолжать работу с целью привлечения учащихся к активной конкурсной деятельности

4. Применять в работе инновационные формы

Результаты данного педагогического (творческого) проекта могут быть использованы не только преподавателями Детской школы искусств, но также и субъектами муниципальной и окружной образовательной системы.

Список литературы

  1. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства: Учебник. В 3-х ч. Ч1 и 2.2-е изд., доп. – М.: Музыка 1988.-415с., нот
  2. Алексеев А. Воспитание музыканта-исполнителя. // Советская музыка, № 2. 1980.
  3. Алиев Ю. “Подросток-музыка-школа” вопросы методики музыкального воспитания детей. Издательство Музыка М-1975
  4. Бискер Л.М Программа “Одаренные дети”// “Завуч”.-2001. -№ 4.с. 39-45
  5. Вопросы музыкальной педагогики, вып.3.-М.: Музыка 1971
  6. Гончарова Н. “Работа над ансамблями как одна из форм развития интереса в обучении” Феникс. Ростов-на Дону 2002.
  7. Золотарева А.В Дополнительное образование детей.- Ярославль: Академия развития, 2004.-304 с.
  8. Крюкова В. Детская музыкальная школа в системе дополнительного образования. М. Москва. С-34-48 2007г
  9. Подласный И.П. Педагогика. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 - с 132-137.
  10. Челышева Т. Музыкальная педагогика и музыкальная психология. Сб.: Спутник учителя - М., 1993
  11. Шмит-Шкаловская. О воспитании пианистических навыков
  12. Щапов А. Вопросы фортепианной техники Изд. М.:. 2001г.
  13. Юдовина-Гальперина Т.Б За роялем без слез. - С.Пб., 1996

Емалтынова Елена Андреевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУДО "Детская музыкальная школа №1"
Населённый пункт: г. Набережные Челны Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Внеклассная и концертная деятельность как мотивированный фактор развития творческого потенциала учащихся ДМШ"
Дата публикации: 27.11.2016
Раздел: дополнительное образование

Внеклассная и концертная деятельность как мотивирующий фактор

развития творческого потенциала учащихся ДМШ.
Емалтынова Е.А. МАУДО «Детская музыкальная школа №1» Чтобы иметь основания для творчества, нужно, чтобы сама жизнь ваша была содержательна. Ибсен Г. Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное - качество не врожденное. Оно закладывается с раннего детства как результат сложного и продолжительного формирования личности. Каждый человек уникален и неповторим, поэтому и виды творческой дея- тельности бывают такими разными: рисование, пение, танцы, игра на музы- кальных инструментах, сочинение стихов, изобретательство. Через творчество говорит душа человека. Благодаря талантам и затраченным творческим усилиям на свет появляются полные красоты и любви стихи, песни, пейзажи и музыка. В этом и есть истинная радость творчества. Уникальные возможности каждого ребёнка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одним из видов которой является заня- тие музыкой. Психолог Б.Ф. Ломов утверждает, что «каждый человек обладает в той или иной мере «творческим потенциалом», поскольку без творчества, хотя бы эле- ментарного, человек не может решить жизненные задачи, то есть попросту про- жить...». Общепризнанно, что творчество скорее процесс, поиск, нежели результат. В соответствии с этим первый признак наличия творческих способностей – сильная познавательная потребность, проявляющаяся в высокой познаватель- ной активности. В современных условиях большое внимание учёные и педагоги уделяют поиску новых подходов к развитию, воспитанию и обучению в ДМШ и ДШИ. Развитие творческой личности, а также создание условий для самоопределения и самореализации – одна из задач, поставленных перед образованием. В основе образовательного процесса лежит работа над приобретением исполнительских навыков, которые находятся в неразрывной связи с всесторонним развитием личности и раскрытием творческого потенциала. Помимо учебных программ, которые реализуются в ДМШ и направлены на воспитание устойчивого интереса учащихся к обучению, дополнительным мотивирующим фактором является внеклассная и концертная деятельность. В нашем городе есть хорошая традиция проведения различных концертов и мероприятий для детей и их родителей. В органном зале можно послушать классическую и народную музыку в исполнении ведущих коллективов города, таких, как «Камерный оркестр Игоря Лермана», ансамбль «Наигрыш» и самых известных музыкантов нашего времени как России, так и зарубежья. Концерты Джазового оркестра «Визит» знакомят нас с джазовой музыкой. Картинная га-
лерея, различные музеи, библиотеки, театры – регулярно проводят культурные мероприятия для школьников. Каждый вид искусства пробуждает в человеке са- мые лучшие чувства. Посещение концертов оказывает воздействие на формирование музы- кально-эстетических вкусов, побуждает детей к занятиям музыкой, расширяет кругозор, способствует гармоничному развитию личности. Концертная практика – уникальная возможность реализации творческого потенциала учащихся. Воспитанники нашей школы часто выступают на концер- тах в общеобразовательных школах, детских садах, во Дворцах культуры и на многих других концертных площадках. Каждый учащийся нашей школы имеет возможность почувствовать себя исполнителем. Концерт – это публичное выступление – итог всей системы обу- чения ребенка. Возможность выступить с сольной программой вызывает у уча- щихся повышенный интерес. Подготовка к этому мероприятию воспитывает в юном исполнителе такие качества как ответственность, трудолюбие, самоуваже- ние, инициативу, стремление к совершенству. Мы с ребятами часто выходим на концертные площадки нашего города. Во дворце культуры «Энергетик», на мероприятиях клубов «Ровесник» и «Ве- теран» дети с удовольствием делятся своим творчеством, исполняя любимые произведения. В Центральной библиотеке регулярно проводят выставки и встречи с известными творческими людьми. Посещая такие мероприятия, у ре- бят есть возможность узнать много интересного и проявить себя, выступив с концертным номером. Как правило, на такие мероприятия в качестве слуша- телей с радостью приходят родители, их переполняет гордость за своих детей. Это помогает почувствовать нужность занятий музыкой, расширяет кругозор и стимулирует развитие творческого потенциала. Наши дети принимают активное участие на фестивалях, конкурсах, обще- школьных и классных концертах для родителей, где даётся возможность высту- пить абсолютно каждому ребёнку независимо от их музыкальных способно- стей. Каждый человек хочет быть услышанным, увиденным, оцененным и при- знанным! Грамоты, дипломы, благодарности, сувениры – это все знаки отличия от других, знаки уважения и признания. Участие в конкурсах, олимпиадах и концертах – одна из приоритетных форм организации работы учащихся, и, пожалуй, самая действенная мотивация развития музыканта, требующая не только настоящего самостоятельного твор- чества, но и большой дополнительной работы преподавателей. Кроме прочего, этот метод позволяет сохранить контингент учащихся класса, а, соответственно и школы, а значит, является одним из слагаемых результативности и успешно- сти педагогической деятельности. Наблюдая за детьми, понимаешь, что они с радостью могут продемонстри- ровать зрителям, родителям и педагогам умение играть на инструменте, с ин- тересом пробуют себя в роли ведущего концерта, читают стихи, могут проявить себя как вокалисты и художники. Всё это способствует оживлению учебного процесса, росту интереса детей к обучению в музыкальной школе и, как ре- зультат, их творческому развитию.
Публичное выступление стимулирует и повышает результативность обуче- ния, усиливает его привлекательность, воспитывает и концентрирует лучшие качества, помогает ощутить значимость своего труда и увидеть его результат. Несколько слов хочется сказать об ансамблевом музицировании. Игра в ансамбле доставляет детям большое удовольствие и влияет на раз- витие творческих способностей учащихся. Многие учащиеся, окончив музы- кальную школу, продолжают заниматься в ансамбле и в оркестре. Это происхо- дит благодаря сформированному за годы обучения интересу к ансамблевому му- зицированию и потребностью поддерживать дружеские отношения в сложив- шемся коллективе. Внеклассная и концертная деятельность (конкурсы, сольные концерты, концерты класса, посещение городских культурных мероприятий) способству- ю т побуждению к творческой активности и зарождению интереса к занятиям творчеством, постепенно, незаметно для учащихся, превращаются в стойкую потребность общения с искусством. После окончания школы многие наши выпускники не расстаются с музы- кой. Одни продолжают музицировать, посещать концертные залы, становясь ак- тивными слушателями классической и народной музыки. Обучаясь в ВУЗах ак- тивно участвуют в студенческой творческой жизни. Другие – продолжают учёбу в классе профориентации, готовясь к поступлению в ССУЗ. Третьи – продолжа- ют учёбу в средних и высших учебных заведениях. Все эти факты ещё раз под- тверждают, что формирование мотивации учащихся к творческой деятельности способствует превращению детского любопытства в зрелую, стойкую потреб- ность общения с искусством и как само искусство становится неотъемлемой ча- стью жизни человека, одухотворяя её и наполняя глубоким смыслом. Каждый человек может быть ориентирован творчески преобразовывать свою жизнь и жизнь вокруг себя, если он излучает добро и любовь, проявляет сострадание и сочувствие, стремится к справедливости и благородству. Известный немецкий композитор и педагог К. Орф в середине XX века со- здал школу музыкально – творческого развития детей, доказав, что творческое общение с музыкой активизирует весь процесс познания. А. Шопенгауэр говорит о том, что в творчестве человек не столько откры- вает мир, сколько создаёт его. И. Кант считал творчество высшей формой деятельности человека. Э. Фромм полагал, что если влечение к творчеству не получает реального выхода, возникает тяготение к разрушению. Современные методы обучения предполагают реализацию творческого по- тенциала ребёнка, при котором деятельность становится: «методом приобрете- ния и поддержания духа поиска, исследования, творчества, методом приведения ребёнка в состояние наибольшей активности». Доказано, что творческая активность в любом возрасте способствует фор- мированию следующих, жизненно важных в современном мире человеческих и профессиональных качеств:  оригинальность, необычность высказываемых идей;
 умение самостоятельно решать сложные вопросы в любой жизненной ситуации;  реализация своего творческого замысла;  рост коммуникативных способностей, умение работать в коллективе, сотрудничать с коллегами, умение сработаться, вписаться в новый коллектив;  умение понимать и бережно, разумно использовать индивидуальные ресурсы своего организма;  способность видеть задачу под иным углом зрения, замечать новые возможности применения. Развитие творческой личности есть результат соотношения и взаимодей- ствия познавательных качеств личности (профессиональные знания, интеллек- туальные способности и умения), эмоционального переживания процесса твор- чества и эстетической восприимчивости субъекта к окружающему миру. Изучив научную литературу о творческой деятельности человека, исходя из собственного опыта педагогической работы с детьми, можно сделать вывод, что большое внимание следует уделять вопросу о развитии, прежде всего творче- ских способностей и формирование потребности в общении с искусством. По- лученные музыкальные знания наполняют жизнь ребёнка яркими впечатления- ми и радостью творчества. Конечно, не все дети продолжат обучение в высших музыкальных учреждениях, но каждый вырастет хорошим, творческим, духов- но богатым человеком. Развитие в ребёнке творца, его воспитание в эстетическом плане, творче- ский подход к своей жизни, стремление во всём быть самим собой, готовность к изменениям в лучшую сторону, использование своего творческого потенциала – приобретение этих качеств наполнит жизнь смыслом и поможет в дальнейшем быть успешным в любой области деятельности. Список литературы 1. Даринская, Л.А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: моногр. – СПб.:2005. – С. 293. 2. Кулюткин, Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ. – СПб.: СПбГУПМ, 2001. – С. 84. 3 . Рындак, В.Г. Взаимодействие процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя: – Челябинск: 1996. – С. 42. 4.Смирнова, Т.И. Воспитание искусством или искусство воспитания. – М.: 2001. – С. 367.

Вопрос о мотивации к обучению учащихся в учреждениях дополнительного образования может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и самопознания. Основная цель, стоящая перед ДШИ и ДМШ - создание условий для самовыражения, саморазвития и самоопределения каждого ученика. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шадрин А.Н.

Преподаватель МБУ ДО ДШИ г. Нефтеюганск

Конкурсная деятельность учащихся младшего школьного возраста как способ мотивации к обучению.

Вопрос о мотивации к обучению учащихся в учреждениях дополнительного образования может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и самопознания. Основная цель, стоящая перед ДШИ и ДМШ - создание условий для самовыражения, саморазвития и самоопределения каждого ученика. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности.

В младшем школьном возрасте закладывается основа для умения и желания учиться. Психологи не раз отмечали, что в этот период времени ведущей для ребенка становится учебная деятельность. Правильно организовать учебную деятельность на каждом этапе познания - важнейшая задача каждого педагога. Только деятельность ребенка способствует его самоопределению, самовыражению и саморазвитию. Если ребенок не обретет в этот период уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в будущем будет намного сложнее.

В соответствии с образовательной программой ДШИ на 2015 – 2016 г. главной целью моей педагогической деятельности является раскрытие, развитие и реализация творческих способностей обучающихся в полихудожественном пространстве образовательного процесса.

Конкурсная деятельность является неотъемлемой частью в организации образовательного и воспитательного процесса, выявляет индивидуальные способности учащихся, способствует развитию творческой личности, самообразованию, стимулирует мотивацию достижения и саморазвития.

Цель моей работы - показать влияние конкурсной деятельности учащихся младшего школьного возраста на мотивацию к обучению в учреждениях дополнительного образования.

Данная цель обусловила необходимость решения поставленных задач:

Рассмотреть понятие «мотивация обучения», какие мотивы включает в себя период младшего школьного возраста;

Проанализировать психологические особенности детей младшего школьного возраста;

Выявить главные аспекты конкурсной деятельности обучающихся младшего школьного возраста как способа мотивации к обучению.

Мотивация – общее определение для методов, процессов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Учебная мотивация, считающаяся наиболее значимой в младшем школьном возрасте, включает в себя три группы мотивов: социальные мотивы (факторы влияющие на мотивы обучения, но не связанные с учебной деятельностью), познавательные мотивы обучения (мотивы способствующие приобретению знаний) и мотивацию достижения успеха. Доминирующей в этот возрастной период является мотивация к достижению успеха. Важным моментом является волевая регуляция поведения детей младшего школьного возраста, позволяющая добиваться поставленной цели. Сознательный контроль ребенком собственных действий в младшем школьном возрасте достигает такого уровня, когда учащийся может управлять поведением на основе принятого решения, намерения, поставленной цели.

Я считаю, что младший школьный возраст наиболее благоприятный для начала конкурсной деятельности учащихся. Именно в этот период основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение - приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе.

Процесс формирования мотивации к обучению напрямую зависит от педагога. Педагогу необходимо правильно организовать образовательный процесс и мотивировать с самого начала обучения учащегося на учебную и конкурсную деятельность. Для организации образовательного процесса педагогу следует:

Учитывать возрастные особенности и физические возможности учащихся;

Совместно с учащимися выбирать средства и методы обучения для достижения поставленной цели;

Применять методы поощрения;

Проводить совместный анализ выполненной работы;

Создать атмосферу сотрудничества и взаимопонимания учащихся и педагога.

Организация конкурсной деятельности и привлечение обучающихся являются одним из главных направлений образовательного процесса в ДШИ. Главная задача педагога - создание условий для творческого роста как одаренных детей, так и детей со средним уровнем способностей. Возможность участия в конкурсах мотивирует творческую активность, зарождает еще больший интерес к занятиям, для достижения наибольшего результата, как учащегося, так и преподавателя.

Конкурсная деятельность способствует:

Раскрытию духовных и интеллектуальных качеств обучающихся;

Выявлению наиболее талантливых детей;

Обогощению художественного репертуара;

Развитию мотивации к познанию и углублению музыкального опыта;

Укреплению значимости роли педагога в процессе воспитания;

Развитию мотивации к дальнейшей самореализации;

Повышению самооценки у учащихся;

Рождает интерес к публичным выступлениям.

Участие в конкурсах – это прежде всего сольное выступление, что вызывает повышенный интерес у детей. Задача каждого ребенка состоит в том, чтобы достичь успеха, путем показа своих знаний и умений не только родителям, но и окружающим его сверстникам и взрослым. Таким образом, мотивация участия в конкурсах с младшего школьного возраста, воспитывает такие качества как трудолюбие, ответственность, стремление к совершенству, инициативу и самоуважение. Участие в конкурсах дает учащимся возможность проверить свою компетентность и преимущество перед другими, при этом приобретая бесценный опыт публичных выступлений.

Опыт организации конкурсной деятельности детей младшего школьного возраста, показывает, что выступление вызывает ряд трудностей, связанных как с исполнительской (технической) так и с психологической готовностью. Очень важно психологически настроить ребенка, дать понять, что главная цель конкурсного выступления – это возможность показать все приобретенные знания и научиться чему – то новому на наглядном примере других участников. Успех не всегда приходит сразу. Для того чтобы не возник страх испытать неудачу, педагогу и родителям следует правильно настроить учащегося. Дети младшего школьного возраста наиболее психологически устойчивы. В связи с этим они менее восприимчивы к окружающей среде и появляется большая вероятность побороть сценическое волнение и показать успешное выступление.

В моем классе обучаются дети младшего школьного возраста: Гатиятова Снежана и Талыбов Омар. Не смотря на то, что дети учатся в первом классе в ДШИ, участвуют в конкурсах исполнительского мастерства различных уровней, награждены грамотами участников, дипломами лауреатов и призами. Участие и победы в конкурсах оставляют огромные впечатления, дети получают колоссальный исполнительский опыт и новую сильную мотивацию к дальнейшему самосовершенствованию.

Правильно организованная мотивация – это залог успешного обучения. Я веду активную концертную и конкурсную деятельность. Считаю, что насколько будет убедительным сам педагог в своей работе, настолько успешными будут результаты его педагогической деятельности с учащимися. Поэтому важно заниматься своим саморазвитием путем участия в конкурсах, обмениваться опытом с учениками, своими победами, взаимными переживаниями неудач и способами их решения. Все это будет только лишь стимулировать учащихся на их творческое развитие. Главной особенностью учащихся младшего школьного возраста является доверие к взрослым, главным образом к педагогу. Дети признают авторитет педагога, подчиняются и подражают ему. Поэтому чем благоприятнее обстановка и доверительнее будут отношения между учащимися и педагогом, тем продуктивнее будет проходить образовательный процесс.

Список используемой литературы:

  1. Немов, Р.С. Психология образования / 4 - е издание – М.: Гуманит. Изд. центр

ВЛАДОС,2000

  1. Амонашвили, Ш.А. Личностно – гуманная основа педагогического процесса. – Минск, 1990.
  2. Вопросы музыкальной педагогики, вып.3 – М.: Музыка 1971

«Концертная деятельность коллектива как фактор повышения мотивации к обучению» (из опыта работы).

Ансамблевое или хоровое исполнение помогает развитию слуха, ритма и приобщает ребёнка к музыкальной деятельности во всех её направлениях, что приводит к развитию гармонической личности. Побуждение к действию или мотивация, её формирование проходит во время занятий ансамблевой или хоровой деятельностью. В первую очередь, необходима установка в коллективной работе: настройка голоса для взятия высоких нот, прослушивание вступления той или иной песни ансамблем, настрой на победу, установка на запоминание песенного репертуара. Важную роль так же играет - интерес , который помогает добиться определённых успехов и музыкальный руководитель способен у ребёнка вызвать интерес к музыкальной деятельности. Рядом с интересом стоит желание , например, ребёнок мечтает стать педагогом или певцом, артистом и так далее, и стремится к достижению этих целей. У дошкольников (не всех) проявляется яркое влечение к музыке и задача педагога повести ребёнка в правильном направлении. Немаловажно отметить познавательную мотивацию , если она не будет сформирована у ребёнка, то это приведёт к дальнейшему не развитию песенных способностей. Я считаю, что любой ребёнок способен к творческим проявлениям. Необходимо, помочь ребёнку проявить творческие способности.

Происходит духовное обогащение. Несомненно, пение положительно влияет и на физическое развитие. Что важно в работе над хоровым произведением? Это создание художественного образа. Если образ правильно найден, то дети самостоятельно находят правильное звучание, что приводит к гармоничному исполнению. Чувства и восприятие мира раскрываются у ребёнка при разучивании музыкального произведения.

Педагог всегда обращает внимание детей на красоту звука, рассказывает о связи с народными истоками, литературой, историей…

Занятия помогают, уже не раз писала, развитию речи, а так же развитию артистизма, развитию сценической выдержки. Плюс коллективного исполнения проявляется в поведении, умении общаться, слушать и слышать друг друга. Музыкальный руководитель должен иметь соответствующие, профессиональное музыкальное образование. Внешность, манеры общения, всё это рисует некий идеал в глазах ребёнка, которому педагог должен соответствовать.

Педагог может и должен заинтересовать ребёнка настоящей музыкой.

Подход к выбору репертуара трудоёмкий процесс, для каждого занятия педагог рассматривает и решает совместно с коллективом новые задачи, погружается в детский мир, передаёт знания. Для детей ансамблевое исполнение является радостью, общением. Дети понимают, что каждый участник является неотъемлемой частью в едином большом организме – коллективе, и так же ответственен за творчество и качество в ансамбле или хоре.

Принципы работы педагога в детском коллективе.

1.Позитивная атмосфера, которая помогает проявлять взаимопомощь, чувство товарищества, сплочённости. Дружественная атмосфера приводит к хорошим результатам.

2.Всеобщие развитие коллектива. Разучивание того или иного произведения, понимание и воспроизведение. Похвала педагога, одобрение, переживания перед праздниками, концертами, радость от успешного выступления.

3.Индивидуальный подход к каждому ребёнку . Развитие личности. Дети в дошкольных учреждениях имеют разные музыкальные способности и поэтому важно проявить дифференцированный подход, детям с отличными музыкальными способностями я рекомендую поступление в музыкальную школу. Каждый год приглашаю с отчётными концертами воспитанников ДМШ, педагоги музыкальной школы проводят диагностику детей; беседую с родителями о дальнейшем творческом развитии детей; по данным мониторинга 40% наших выпускников получают образование в различных творческих коллективах. Но есть и дети с не столь развитыми музыкальными способностями и работа движется с ними медленней, поэтому пристальное внимание я уделяю на подбор репертуара. Главное, чтобы ребёнок мог самоутвердиться, иметь право на индивидуальность. В детском саду все дети разного возраста развиваются как в личностном, так и творческом направлении.

Задачи преподавателя коллектива.

1. Развивать чувство уверенности в себе и своих силах.

2 .Способствовать развитию ответственности и сопереживания за деятельность коллектива.

3. Формировать коммуникативность.

Формы работы в творческом коллективе .

Ансамблевое исполнение в детском саду одно из самых распространённых и видов музыкальной деятельности дошкольников, где заключены союз музыки и слова, гармония в звучании. Процесс соединения ансамбля в единый организм, умение слышать и слушать, вот залог успеха коллектива. Работа, проводимая индивидуально, помогает больше внимания уделить не получающимся отдельным музыкальным моментам. Работа с пением по одному, дуэтами, трио, квартетами и т.д. обостряет внимание, ответственность, старание и позволяет другим детям коллектива оценить звучание. Осторожно нужно относиться к «звёздной болезни», педагог тонко прослеживает все процессы.

Работа с родителями. Успех творческого коллектива также зависит от союза семьи, детей и музыкального руководителя. Помощь родителей важна для работы ансамбля. В настоящее время, часто можно встретиться с проблемой недостаточного внимания со стороны родителей. Поэтому провожу собрания, отчётные концерты, мониторинги, анкетирования, беседы с родителями, вовлечение их в творческий процесс.

Совместная подготовка костюмов, атрибутов, украшение зала для определённого тематического концерта, общение переживания и победы

всё это положительно влияет, на выступления дошкольников, активизирует нравственно – духовные аспекты, ведь для родителей и детей совместная деятельность сплачивает семью, а так же помогает раскрыть способности узнать что – то интересное для духовного обогащения.

Концертная деятельность. Ансамблевое или хоровое исполнение - важная и значимая часть работы для творческого коллектива. Дети постоянно выступают на праздниках, развлечениях, любят, когда в гости приходят другие коллективы и с удовольствием показывают своё творческое мастерство, особое место занимают конкурсы, дети очень стараются и переживают друг за друга. Я без пафоса скажу, что мы – дружная, большая семья. Приведу недавний случай. Необходимо было выступать, а ребёнок заболел, я не думала, что искренне будут переживать все, сопереживать, но всё закончилось благополучно. Дети ждут выступлений, оценивают работу, смотрят и сравнивают творчество других коллективов, подводят итоги.

Выводы. Концертная активность в дошкольном образовательном учреждении, является аспектом повышения мотивации к развитию музыкальных данных, творческой инициативности и выступает в роли развития нравственных качеств ребёнка. Психология рассматривает два вида мотивации, внешняя и внутренняя . Внешняя – апробация педагога, родителей и внутренняя – необходимость в творчестве. Важным фактором является перерастание внешней мотивации во внутреннюю, что приводит к вовлечённости и пониманию целей музыкального руководителя и к пению. Положительная мотивация так же формируется в позитивных взаимоотношениях между детьми в коллективе, в умении музыкального руководителя увлечь и грамотно преподнести материал, доброжелательное отношение, индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Активизации мотивации для благотворной работы коллектива помогают: творческая атмосфера, дифференцированный подход. Положительный результат будет в том случае, если пение вызывает у воспитанников эмоции, а взаимодействия с педагогом будут доверительными, что приведёт к личностно – нравственному росту детей.


Попова Ольга Георгиевна