Методическое сообщение на тему "концертная деятельность младших школьников как форма повышения мотивации к обучению игре на фортепиано". Методическая разработка на тему: Конкурсная деятельность учащихся младшего школьного возраста как способ мотивации к о

Емалтынова Елена Андреевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУДО "Детская музыкальная школа №1"
Населённый пункт: г. Набережные Челны Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Внеклассная и концертная деятельность как мотивированный фактор развития творческого потенциала учащихся ДМШ"
Дата публикации: 27.11.2016
Раздел: дополнительное образование

Внеклассная и концертная деятельность как мотивирующий фактор

развития творческого потенциала учащихся ДМШ.
Емалтынова Е.А. МАУДО «Детская музыкальная школа №1» Чтобы иметь основания для творчества, нужно, чтобы сама жизнь ваша была содержательна. Ибсен Г. Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное - качество не врожденное. Оно закладывается с раннего детства как результат сложного и продолжительного формирования личности. Каждый человек уникален и неповторим, поэтому и виды творческой дея- тельности бывают такими разными: рисование, пение, танцы, игра на музы- кальных инструментах, сочинение стихов, изобретательство. Через творчество говорит душа человека. Благодаря талантам и затраченным творческим усилиям на свет появляются полные красоты и любви стихи, песни, пейзажи и музыка. В этом и есть истинная радость творчества. Уникальные возможности каждого ребёнка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одним из видов которой является заня- тие музыкой. Психолог Б.Ф. Ломов утверждает, что «каждый человек обладает в той или иной мере «творческим потенциалом», поскольку без творчества, хотя бы эле- ментарного, человек не может решить жизненные задачи, то есть попросту про- жить...». Общепризнанно, что творчество скорее процесс, поиск, нежели результат. В соответствии с этим первый признак наличия творческих способностей – сильная познавательная потребность, проявляющаяся в высокой познаватель- ной активности. В современных условиях большое внимание учёные и педагоги уделяют поиску новых подходов к развитию, воспитанию и обучению в ДМШ и ДШИ. Развитие творческой личности, а также создание условий для самоопределения и самореализации – одна из задач, поставленных перед образованием. В основе образовательного процесса лежит работа над приобретением исполнительских навыков, которые находятся в неразрывной связи с всесторонним развитием личности и раскрытием творческого потенциала. Помимо учебных программ, которые реализуются в ДМШ и направлены на воспитание устойчивого интереса учащихся к обучению, дополнительным мотивирующим фактором является внеклассная и концертная деятельность. В нашем городе есть хорошая традиция проведения различных концертов и мероприятий для детей и их родителей. В органном зале можно послушать классическую и народную музыку в исполнении ведущих коллективов города, таких, как «Камерный оркестр Игоря Лермана», ансамбль «Наигрыш» и самых известных музыкантов нашего времени как России, так и зарубежья. Концерты Джазового оркестра «Визит» знакомят нас с джазовой музыкой. Картинная га-
лерея, различные музеи, библиотеки, театры – регулярно проводят культурные мероприятия для школьников. Каждый вид искусства пробуждает в человеке са- мые лучшие чувства. Посещение концертов оказывает воздействие на формирование музы- кально-эстетических вкусов, побуждает детей к занятиям музыкой, расширяет кругозор, способствует гармоничному развитию личности. Концертная практика – уникальная возможность реализации творческого потенциала учащихся. Воспитанники нашей школы часто выступают на концер- тах в общеобразовательных школах, детских садах, во Дворцах культуры и на многих других концертных площадках. Каждый учащийся нашей школы имеет возможность почувствовать себя исполнителем. Концерт – это публичное выступление – итог всей системы обу- чения ребенка. Возможность выступить с сольной программой вызывает у уча- щихся повышенный интерес. Подготовка к этому мероприятию воспитывает в юном исполнителе такие качества как ответственность, трудолюбие, самоуваже- ние, инициативу, стремление к совершенству. Мы с ребятами часто выходим на концертные площадки нашего города. Во дворце культуры «Энергетик», на мероприятиях клубов «Ровесник» и «Ве- теран» дети с удовольствием делятся своим творчеством, исполняя любимые произведения. В Центральной библиотеке регулярно проводят выставки и встречи с известными творческими людьми. Посещая такие мероприятия, у ре- бят есть возможность узнать много интересного и проявить себя, выступив с концертным номером. Как правило, на такие мероприятия в качестве слуша- телей с радостью приходят родители, их переполняет гордость за своих детей. Это помогает почувствовать нужность занятий музыкой, расширяет кругозор и стимулирует развитие творческого потенциала. Наши дети принимают активное участие на фестивалях, конкурсах, обще- школьных и классных концертах для родителей, где даётся возможность высту- пить абсолютно каждому ребёнку независимо от их музыкальных способно- стей. Каждый человек хочет быть услышанным, увиденным, оцененным и при- знанным! Грамоты, дипломы, благодарности, сувениры – это все знаки отличия от других, знаки уважения и признания. Участие в конкурсах, олимпиадах и концертах – одна из приоритетных форм организации работы учащихся, и, пожалуй, самая действенная мотивация развития музыканта, требующая не только настоящего самостоятельного твор- чества, но и большой дополнительной работы преподавателей. Кроме прочего, этот метод позволяет сохранить контингент учащихся класса, а, соответственно и школы, а значит, является одним из слагаемых результативности и успешно- сти педагогической деятельности. Наблюдая за детьми, понимаешь, что они с радостью могут продемонстри- ровать зрителям, родителям и педагогам умение играть на инструменте, с ин- тересом пробуют себя в роли ведущего концерта, читают стихи, могут проявить себя как вокалисты и художники. Всё это способствует оживлению учебного процесса, росту интереса детей к обучению в музыкальной школе и, как ре- зультат, их творческому развитию.
Публичное выступление стимулирует и повышает результативность обуче- ния, усиливает его привлекательность, воспитывает и концентрирует лучшие качества, помогает ощутить значимость своего труда и увидеть его результат. Несколько слов хочется сказать об ансамблевом музицировании. Игра в ансамбле доставляет детям большое удовольствие и влияет на раз- витие творческих способностей учащихся. Многие учащиеся, окончив музы- кальную школу, продолжают заниматься в ансамбле и в оркестре. Это происхо- дит благодаря сформированному за годы обучения интересу к ансамблевому му- зицированию и потребностью поддерживать дружеские отношения в сложив- шемся коллективе. Внеклассная и концертная деятельность (конкурсы, сольные концерты, концерты класса, посещение городских культурных мероприятий) способству- ю т побуждению к творческой активности и зарождению интереса к занятиям творчеством, постепенно, незаметно для учащихся, превращаются в стойкую потребность общения с искусством. После окончания школы многие наши выпускники не расстаются с музы- кой. Одни продолжают музицировать, посещать концертные залы, становясь ак- тивными слушателями классической и народной музыки. Обучаясь в ВУЗах ак- тивно участвуют в студенческой творческой жизни. Другие – продолжают учёбу в классе профориентации, готовясь к поступлению в ССУЗ. Третьи – продолжа- ют учёбу в средних и высших учебных заведениях. Все эти факты ещё раз под- тверждают, что формирование мотивации учащихся к творческой деятельности способствует превращению детского любопытства в зрелую, стойкую потреб- ность общения с искусством и как само искусство становится неотъемлемой ча- стью жизни человека, одухотворяя её и наполняя глубоким смыслом. Каждый человек может быть ориентирован творчески преобразовывать свою жизнь и жизнь вокруг себя, если он излучает добро и любовь, проявляет сострадание и сочувствие, стремится к справедливости и благородству. Известный немецкий композитор и педагог К. Орф в середине XX века со- здал школу музыкально – творческого развития детей, доказав, что творческое общение с музыкой активизирует весь процесс познания. А. Шопенгауэр говорит о том, что в творчестве человек не столько откры- вает мир, сколько создаёт его. И. Кант считал творчество высшей формой деятельности человека. Э. Фромм полагал, что если влечение к творчеству не получает реального выхода, возникает тяготение к разрушению. Современные методы обучения предполагают реализацию творческого по- тенциала ребёнка, при котором деятельность становится: «методом приобрете- ния и поддержания духа поиска, исследования, творчества, методом приведения ребёнка в состояние наибольшей активности». Доказано, что творческая активность в любом возрасте способствует фор- мированию следующих, жизненно важных в современном мире человеческих и профессиональных качеств:  оригинальность, необычность высказываемых идей;
 умение самостоятельно решать сложные вопросы в любой жизненной ситуации;  реализация своего творческого замысла;  рост коммуникативных способностей, умение работать в коллективе, сотрудничать с коллегами, умение сработаться, вписаться в новый коллектив;  умение понимать и бережно, разумно использовать индивидуальные ресурсы своего организма;  способность видеть задачу под иным углом зрения, замечать новые возможности применения. Развитие творческой личности есть результат соотношения и взаимодей- ствия познавательных качеств личности (профессиональные знания, интеллек- туальные способности и умения), эмоционального переживания процесса твор- чества и эстетической восприимчивости субъекта к окружающему миру. Изучив научную литературу о творческой деятельности человека, исходя из собственного опыта педагогической работы с детьми, можно сделать вывод, что большое внимание следует уделять вопросу о развитии, прежде всего творче- ских способностей и формирование потребности в общении с искусством. По- лученные музыкальные знания наполняют жизнь ребёнка яркими впечатления- ми и радостью творчества. Конечно, не все дети продолжат обучение в высших музыкальных учреждениях, но каждый вырастет хорошим, творческим, духов- но богатым человеком. Развитие в ребёнке творца, его воспитание в эстетическом плане, творче- ский подход к своей жизни, стремление во всём быть самим собой, готовность к изменениям в лучшую сторону, использование своего творческого потенциала – приобретение этих качеств наполнит жизнь смыслом и поможет в дальнейшем быть успешным в любой области деятельности. Список литературы 1. Даринская, Л.А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: моногр. – СПб.:2005. – С. 293. 2. Кулюткин, Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ. – СПб.: СПбГУПМ, 2001. – С. 84. 3 . Рындак, В.Г. Взаимодействие процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя: – Челябинск: 1996. – С. 42. 4.Смирнова, Т.И. Воспитание искусством или искусство воспитания. – М.: 2001. – С. 367.

МБОУ ДОД «Детская школа искусств п. Юго-Камский»

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ:
«Интонационная работа на уроках сольфеджио
в младших классах детской школы искусств»

Сообщение подготовил:
преподаватель теоретических дисциплин ДШИ Зверева Н.В.

Введение:
К 2-3 классу дети физически окрепли, их голосовой аппарат укрепился, дыхание стало полнее и глубже, что дает возможность повысить требования к вокальным навыкам детей. По-прежнему, очень полезны небольшие хоровые распевания в начале урока. В них могут быть включены: пение гамм или упражнений из учебника, секвенций, ступеней гаммы или отдельных мелодических попевок, наконец, какой либо выученный пример из сборника сольфеджио или песня. Они должны быть связаны с изучаемым материалом, укреплять его. С 3 класса следует обязательно включать в распевание элементы двухголосия. Хорошо проводить это распевание стоя. Не рекомендуется включать в распевание какой-либо новый материал или чтение с листа: задача распеваний – сосредоточить внимание детей на качестве звучания.

Пение гамм
Пение гамм начинается в 1 классе, но так как у детей младшего возраста края диапазона развиты слабо, необходимо начальные упражнения использовать в пределах кварты-квинты и постепенно доводить до октавы. Известно, что плавное движение легче интонируется в нисходящем направлении и поэтому мелодические построения следует выбирать предпочтительно с нисходящим поступенным движением. В.А. Вахромеев предлагает гамму в пределах октавы предварительно петь в нисходящем направлении. Большое значение для правильной интонации имеет организованная смена дыхания. Дыхание при пении гамм надо сменять равномерно по тетрахордам.
Воспитание функционального слуха немыслимо без гармонии. Ведь только комплекс звуков – аккорд, дает возможность остро почувствовать характер функции и направление тяготения, способствует более чистому интонированию. Поэтому педагогу можно использовать гармонизацию, гармоническую поддержку при пении упражнений этого раздела. Пение гамм (или отрезков гамм) с гармонической поддержкой полезно чередовать с пением a cappella. Гармонизуя гамму, следует выбрать те аккорды, которые способствуют более яркому слышанию интонационного направления ступеней. При повторении минорного лада и минорных гамм полезно еще раз тщательно отработать интонирование III, VI,VII ступеней. Наиболее ярко запоминаются эти интонации при сопоставлении с одноименным мажором.
В старших классах полезно практиковать пение гамм от данного звука. Это благотворно влияет на выработку способности точно интонировать тоны и полутоны. Здесь можно использовать такое упражнение: ученикам предлагается данный звук представить сначала как I ступень, затем как II, III. Так можно петь отдельно мажорные и минорные гаммы, или чередовать их между собой.

Работа в ладу
Большую роль интонационные упражнения играют в работе над ладом. В первую очередь это упражнения, связанные с интонированием ступеней лада. Для полного осознания ладовых тяготений необходимо пение: 1) отдельно устойчивых ступеней; 2) вводных звуков; 3) разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые; 4) опевание устойчивых ступеней.
Для быстрого ориентирования в ладу такие мелодические упражнения, как пение наиболее характерных ступеневых последовательностей. Например: II-I, III-II-I, IV-II-II-I, V-VI-VII-I, VI-VII-I, VII-I. Подобные упражнения хорошо помогают «войти» в лад.
Г.И. Шатковский для этой цели предлагает следующее упражнение, которое он называет «слуховая гимнастика». Эти упражнения представляют собой постепенное движение вверх и возврат к тонике через тритон, сексту и септиму, то есть через такие интервалы, которые создают предельно острое тяготение, «максимально централизуют лад».
Для слухового укрепления чувства ладотональности полезно пение отдельных ступеней гамм вразбивку и пение тональных секвенций.
В этом разделе следует проработать и пение одноименных тонических трезвучий, знакомых детям по окраске, сосредоточив внимание на интонации терцового тона.
Пение интервалов
Изучение и освоение интервалов в классах сольфеджио имеет большое значение: правильно слышать и верно интонировать интервалы в тональности и от звука необходимо для совершенствования навыка чтения с листа. В процессе работы над интервалами очень важно применить правильную методику, состоящую в следующем: запомнить мелодию интервала; уметь различать ее на слух и повторять голосом; уметь представить себе интонацию интервала по названию.
Владение интервалами, то есть умение их петь, слышать, называть, необходимо для всего хода развития навыков чтения с листа и записи диктантов. Однако овладение интервалами – длительный путь, работа должна вестись на протяжении всего курса сольфеджио.
Если в первом и втором классах интонация интервала была связана с песней, то с третьего класса организующим началом будет лад, тональность: спеть интервал помогает настройка в тональности, где слухом закреплены звучания разные ступеней, из которых и составляется интонация интервала. Чем яснее будет ладовое положение интервала, тем легче его спеть. Так, большую терцию легко спеть на I и V ступенях вверх.
Чистая квинта легче интонируется от I и V ступеней вверх и от II и V вниз. Поэтому, составляя упражнения для пения интервалов, педагог должен учитывать их положение в ладу и связанную с этим трудность.
Для того чтобы пение интервалов не обратилось в пение отдельных ступеней, его составляющих, полезно применять пение их от данного педагогом звука, на слоги, в предварительно настроенной, но не названной тональности. Тогда внимание учащихся будет направленно на то, чтобы воспроизвести именно интонацию интервала, хотя подсознательно ладовое положение интервала будет влиять на исполнение.
К концу третьего класса важно выработать у детей активные слуховые представления простых интервалов и добиться их чистого интонирования. На это требуется время и многократное повторение. Поэтому упражнения с интервалами полезно петь на каждом уроке наряду с пением гамм и ступеней. Можно петь их хором, всем классом, чтобы слабые ученики слышали правильное звучание, и лишь постепенно переходить к пению по группам и индивидуально. Полезной формой пения интервалов является пение тональных секвенций.
Пение аккордов
Широко распространено в педагогической практике интонирование аккордов. Для усвоения трезвучий в тональности следует петь их по группам: Т5/3, S5/3, D5/3. От звука в младших классах поются трезвучия по видам: Б5/3, М5/3, Ув 5/3, Ум 5/3. При пении аккордов от звука учащиеся должны направлять внимание не только на интервальный состав аккордов, но и представлять его целиком.
Для большей активизации слухового представления при пении секст- и квартсекстаккордов следует отдельно отработать теоретическое строение аккорда, обращая внимание на первый интервал. Надо добиться того, чтобы уже первые два звука как бы влекли за собой третий, образуя мелодию аккорда. Постепенно в слуховом сознании, в памяти закрепятся мелодии этих аккордов, как это происходит с трезвучиями мажора и минора. Пение секст- и квартсекстаккордов должно стать привычным, т.е. повторяться много раз в разных формах работы: в пении настройки, в секвенциях, в попевках, в песнях.
Поскольку часто материалом для интонационных упражнений служат изучаемые теоретически элементы музыкального языка, а сами упражнения необходимы для создания слуховых внутренних представлений учащихся, работа над развитием навыков точного интонирования необходима на каждом уроке сольфеджио. Без регулярной, системной работы над интонацией невозможным станет успешное освоение таких разделов сольфеджио как сольфеджирование, чтение с листа, пение двухголосия.

Список литературы:
Виноградов Л. Музыка 1 класс. Экспериментальное методическое пособие. - М., 1979г.
Вахромеев В. Вопросы методики преподавания сольфеджио в ДМШ. - М., 1966г.
Барабошкина А. Сольфеджио 2 класс ДМШ. Методическое пособие. - М., 1976г.
Давыдова Е. Сольфеджио 3 класс ДМШ. Методическое пособие. - М., 1976г.
Картавцева М. Сольфеджио XXI века. - М.1999г.
Москалькова И., Рейниш М. Уроки сольфеджио в дошкольных группах ДМШ. - М., 1998г.
Никитин В. «Воспитание музыкального слуха детей на основе релятивной системы»./ Музыка детям вып.2. - Л., 1975г.
Орлова Н. «О певческом рабочем диапазоне школьников»/ Музыкальное воспитание в школе вып.7. - М.,1971г.
Стоклицкая Т. «100 уроков сольфеджио для самых маленьких». - М., 2000г.
Работа с детьми в подготовительной группе ДМШ. Методические рекомендации для преподавателей. - М., 1986г.
Шатковский Г. Развитие музыкального слуха. Лад. - Омск, 1992г.

Вопрос о мотивации к обучению учащихся в учреждениях дополнительного образования может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и самопознания. Основная цель, стоящая перед ДШИ и ДМШ - создание условий для самовыражения, саморазвития и самоопределения каждого ученика. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шадрин А.Н.

Преподаватель МБУ ДО ДШИ г. Нефтеюганск

Конкурсная деятельность учащихся младшего школьного возраста как способ мотивации к обучению.

Вопрос о мотивации к обучению учащихся в учреждениях дополнительного образования может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и самопознания. Основная цель, стоящая перед ДШИ и ДМШ - создание условий для самовыражения, саморазвития и самоопределения каждого ученика. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности.

В младшем школьном возрасте закладывается основа для умения и желания учиться. Психологи не раз отмечали, что в этот период времени ведущей для ребенка становится учебная деятельность. Правильно организовать учебную деятельность на каждом этапе познания - важнейшая задача каждого педагога. Только деятельность ребенка способствует его самоопределению, самовыражению и саморазвитию. Если ребенок не обретет в этот период уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в будущем будет намного сложнее.

В соответствии с образовательной программой ДШИ на 2015 – 2016 г. главной целью моей педагогической деятельности является раскрытие, развитие и реализация творческих способностей обучающихся в полихудожественном пространстве образовательного процесса.

Конкурсная деятельность является неотъемлемой частью в организации образовательного и воспитательного процесса, выявляет индивидуальные способности учащихся, способствует развитию творческой личности, самообразованию, стимулирует мотивацию достижения и саморазвития.

Цель моей работы - показать влияние конкурсной деятельности учащихся младшего школьного возраста на мотивацию к обучению в учреждениях дополнительного образования.

Данная цель обусловила необходимость решения поставленных задач:

Рассмотреть понятие «мотивация обучения», какие мотивы включает в себя период младшего школьного возраста;

Проанализировать психологические особенности детей младшего школьного возраста;

Выявить главные аспекты конкурсной деятельности обучающихся младшего школьного возраста как способа мотивации к обучению.

Мотивация – общее определение для методов, процессов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Учебная мотивация, считающаяся наиболее значимой в младшем школьном возрасте, включает в себя три группы мотивов: социальные мотивы (факторы влияющие на мотивы обучения, но не связанные с учебной деятельностью), познавательные мотивы обучения (мотивы способствующие приобретению знаний) и мотивацию достижения успеха. Доминирующей в этот возрастной период является мотивация к достижению успеха. Важным моментом является волевая регуляция поведения детей младшего школьного возраста, позволяющая добиваться поставленной цели. Сознательный контроль ребенком собственных действий в младшем школьном возрасте достигает такого уровня, когда учащийся может управлять поведением на основе принятого решения, намерения, поставленной цели.

Я считаю, что младший школьный возраст наиболее благоприятный для начала конкурсной деятельности учащихся. Именно в этот период основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение - приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе.

Процесс формирования мотивации к обучению напрямую зависит от педагога. Педагогу необходимо правильно организовать образовательный процесс и мотивировать с самого начала обучения учащегося на учебную и конкурсную деятельность. Для организации образовательного процесса педагогу следует:

Учитывать возрастные особенности и физические возможности учащихся;

Совместно с учащимися выбирать средства и методы обучения для достижения поставленной цели;

Применять методы поощрения;

Проводить совместный анализ выполненной работы;

Создать атмосферу сотрудничества и взаимопонимания учащихся и педагога.

Организация конкурсной деятельности и привлечение обучающихся являются одним из главных направлений образовательного процесса в ДШИ. Главная задача педагога - создание условий для творческого роста как одаренных детей, так и детей со средним уровнем способностей. Возможность участия в конкурсах мотивирует творческую активность, зарождает еще больший интерес к занятиям, для достижения наибольшего результата, как учащегося, так и преподавателя.

Конкурсная деятельность способствует:

Раскрытию духовных и интеллектуальных качеств обучающихся;

Выявлению наиболее талантливых детей;

Обогощению художественного репертуара;

Развитию мотивации к познанию и углублению музыкального опыта;

Укреплению значимости роли педагога в процессе воспитания;

Развитию мотивации к дальнейшей самореализации;

Повышению самооценки у учащихся;

Рождает интерес к публичным выступлениям.

Участие в конкурсах – это прежде всего сольное выступление, что вызывает повышенный интерес у детей. Задача каждого ребенка состоит в том, чтобы достичь успеха, путем показа своих знаний и умений не только родителям, но и окружающим его сверстникам и взрослым. Таким образом, мотивация участия в конкурсах с младшего школьного возраста, воспитывает такие качества как трудолюбие, ответственность, стремление к совершенству, инициативу и самоуважение. Участие в конкурсах дает учащимся возможность проверить свою компетентность и преимущество перед другими, при этом приобретая бесценный опыт публичных выступлений.

Опыт организации конкурсной деятельности детей младшего школьного возраста, показывает, что выступление вызывает ряд трудностей, связанных как с исполнительской (технической) так и с психологической готовностью. Очень важно психологически настроить ребенка, дать понять, что главная цель конкурсного выступления – это возможность показать все приобретенные знания и научиться чему – то новому на наглядном примере других участников. Успех не всегда приходит сразу. Для того чтобы не возник страх испытать неудачу, педагогу и родителям следует правильно настроить учащегося. Дети младшего школьного возраста наиболее психологически устойчивы. В связи с этим они менее восприимчивы к окружающей среде и появляется большая вероятность побороть сценическое волнение и показать успешное выступление.

В моем классе обучаются дети младшего школьного возраста: Гатиятова Снежана и Талыбов Омар. Не смотря на то, что дети учатся в первом классе в ДШИ, участвуют в конкурсах исполнительского мастерства различных уровней, награждены грамотами участников, дипломами лауреатов и призами. Участие и победы в конкурсах оставляют огромные впечатления, дети получают колоссальный исполнительский опыт и новую сильную мотивацию к дальнейшему самосовершенствованию.

Правильно организованная мотивация – это залог успешного обучения. Я веду активную концертную и конкурсную деятельность. Считаю, что насколько будет убедительным сам педагог в своей работе, настолько успешными будут результаты его педагогической деятельности с учащимися. Поэтому важно заниматься своим саморазвитием путем участия в конкурсах, обмениваться опытом с учениками, своими победами, взаимными переживаниями неудач и способами их решения. Все это будет только лишь стимулировать учащихся на их творческое развитие. Главной особенностью учащихся младшего школьного возраста является доверие к взрослым, главным образом к педагогу. Дети признают авторитет педагога, подчиняются и подражают ему. Поэтому чем благоприятнее обстановка и доверительнее будут отношения между учащимися и педагогом, тем продуктивнее будет проходить образовательный процесс.

Список используемой литературы:

  1. Немов, Р.С. Психология образования / 4 - е издание – М.: Гуманит. Изд. центр

ВЛАДОС,2000

  1. Амонашвили, Ш.А. Личностно – гуманная основа педагогического процесса. – Минск, 1990.
  2. Вопросы музыкальной педагогики, вып.3 – М.: Музыка 1971

Аннотация

Педагогический проект “Конкурсная деятельность как фактор творческого развития учащихся Детской школы искусств” определяет различные стороны учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие творческих способностей учащихся фортепианного отделения в сфере фортепианного исполнительства.

Актуальность данной темы обусловлена социальной потребностью в выявление юных дарований, развитие их творческих способностей в музыкальной области и практических действий на пути к мастерству.

В данном проекте конкурсное направление занимает особое место в деятельности ДШИ. Конкурсная деятельность является значимым результатом образовательного процесса и важной частью целостного развития каждого ребенка. Развитие конкурсной деятельности в школе является серьезной поддержкой для творчески одаренных детей. В рамках проекта определяются пути развития заложенных в учащихся возможностей и раскрываются инновационные формы и подходы к организации учебного процесса, направленного на творческое развитие личности обучающегося.

Обоснование проекта

Проект ““Конкурсная деятельность как фактор творческого развития учащихся Детской школы искусств” разработан с целью выявления способных, талантливых детей и повышения качественного уровня профессионального мастерства по специальности “Инструментальное исполнительство”(фортепиано).Поиск наилучшего пути в профессиональном росте ученика связан с педагогическим экспериментом. Конкурсная деятельность оказывает огромное влияние на творчество юных исполнителей. Организация конкурсного движения и привлечение обучающихся к активной конкурсной и концертной деятельности является одной из составляющих системы образовательного процесса ДШИ. Созданы условия, для оптимального развития одаренных детей? включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся. А также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Это является одним из главных направлений работы, как преподавателей, так и учреждения в целом.

Возможность участия в конкурсах является сильнейшим стимулом для упорной работы как учащихся так и преподавателей фортепианного отделения ДШИ. Организованная конкурсная деятельность стимулирует учащихся продолжать обучение, рождает интерес к публичным выступлениям. Участие в конкурсах ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими в соревновательной форме. Победы и участие учащихся в конкурсах и фестивалях являются яркими показателями качества образования. Эти победы можно разделить на: внутришкольные и внешкольные.

Любой даже скромный по масштабам конкурс не просто проект, мероприятие, проведение которого диктуется традицией, потребностям жизни музыкальных школ - это культурное событие, акция позволяющая осуществлять “смотр” наличного состава (контингента) учащихся с выявлением одаренных детей, и оценку профессиональных “ педагогических сил”, помогающее налаживать творческую коммуникацию преподавателей, обмен опытом, проводить необходимый пересмотр и обновление целей, задач, методов обучения, оценочных критериев. Хорошо, то есть с пониманием истинных ценностей и целей, организованные конкурсы становятся сильными стимулами развития системы музыкально-исполнительского образования, катализатором активности всех участников этой деятельности, праздничными кульминациями в жизни музыкальных школ.

Исполнительские конкурсы, фестивали осуществляют комплексную программу,? в которую заложен широкий спектр музыкально-образовательных, художественно-творческих, педагогических и психологических проблем. Одна из наиболее сложных проблем - выбор конкурсной программы, которая максимально могла бы раскрыть творческие, художественные, технические возможности потенциального конкурсанта. От преподавателя требуется особая мудрость, прекрасное знание репертуара, возможностей ученика, его темперамента, энергетики, его “плюсов”, которые стоит подчеркнуть и “ минусов”, которые стоит максимально смягчить. Эта тема актуальна для любого конкурсного возраста, меняется лишь репертуар и его сложность, но высокая планка художественных задач, отделки материала должна оставаться всегда.

В конкурсной программе ученик должен чувствовать себя комфортно, получать удовольствие от исполнения. Нельзя завышать трудность программы, так как это вызывает внутреннюю, психологическую зажатость и внешнюю скованность ученика - в положении за инструментом, в двигательном процессе, что неизбежно сказывается во всех сторонах исполнения. Главная направленность этого проекта - развитие творческой личности учащегося. Не менее важно вовлечение в этот процесс родителей. Один из актуальных вопросов для преподавателей - вопрос подготовки учащегося к конкурсному выступлению. Он включает в себя многое: выбор потенциального конкурсанта, определение конкурсной программы, расчет времени для подготовки и определения работы, правильная, всесторонне продуманная психологическая “ тактика и стратегия” педагога, а также верный настрой родителей, которые непременно должны включиться в этот процесс. В детских конкурсах-фестивалях следует поощрять как можно большее количество участников. Имеет смысл увеличивать количество лауреатских мест либо разделять призовые места, а также учреждать достаточное количество дипломов, всем выдавать грамоты за участие. Полезно практиковать выдачу участникам конкурса специализированных дипломов или грамот за отдельные заметные достижения: например: за оставившее яркое впечатление исполнения произведения из какого-то раздела конкурсной программы (полифонии, пьесы современного композитора, этюда или виртуозной пьесы), а также отмечать обратившие на себя внимание индивидуальные исполнительские способности качества некоторых конкурсантов - артистизм, поэтичность, виртуозность, волю к победе и т.п.

Актуальность исследования - развитие творческого потенциала имеет научную и практическую актуальность в силу того, что именно индивидуальность и творческая инициатива каждого ученика своеобразна и реализация в личной, профессиональной и общественных сферах, является существенным ресурсом развития общества. Результатом творчества является продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Управление творчеством возможно путем создания благоприятных для этого условий:

Создание творческой среды

Направленность формирующей работы на развитие творческой личности

В заключение: конкурсы-фестивали, большие и маленькие будут в радость, прежде всего детям, юным музыкантам - для них, в конце концов, конкурсы и фестивали устраиваются. Участники должны ощутить атмосферу праздника Музыки, пусть те, кто постарше, почувствовав вкус победы, получат новую сильную мотивацию к продолжению занятий.

Цель творческое развитие учащихся в процессе которого выступление на конкурсе становится итогом определенного этапа совместной работы ученика и преподавателя.

Задачи:

1. Раскрытие духовного, интеллектуального и культурного потенциала детей;

2. Выявление и поддержка талантливых исполнителей учащихся;

3. Сохранение и совершенствование традиций фортепианного исполнительства, повышение уровня исполнительского мастерства;

4. Использование вариативных подходов к способностям и возможностям каждого учащегося;

5. Активное вовлечение учащихся в концертную, конкурсную, фестивальную деятельность для наиболее полной реализации их индивидуальных способностей;

6. Расширение репертуара, популяризация классической и современной музыки;

7. Развитие мотивации учащихся к познанию и углублению музыкального опыта.

8. Укрепление значимости роли преподавателя в воспитательном процессе.

Основное содержание проекта

Конкурсная деятельность является неотъемлемой частью обучения и воспитания учащихся. Оказывает благотворное влияние на развитие музыкально-эстетических вкусов, способствующей развитию гармоничной личности. Приоритетное направление конкурсной деятельности - развитие пианистической культуры, укрепление традиций, поиск новых возможностей в исполнительском искусстве.

Новизна - заключена в содержательном наполнении интегрирующего начала всех уровней конкурсной - музыкальной деятельности учащегося от простых уроков, концертов- до конкурсов различных уровней. Значимость проекта отображена в принципах организации и осуществления совместной творческой деятельности преподавателей и учащихся на всех уровнях учебно-воспитательного процесса:

  • Принцип традиций и новаторства направленный на поддержание и создание новых культурных традиций;
  • Принцип самовыражения и самореализации позволяющий ученику проявить в полной мере свои творческие способности;
  • Демократичности и гуманизма(взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • Научности(обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
  • Личностно ориентированного подхода(обращение к субъективному опыту обучающегося, признание самобытности и уникальности каждого воспитанника);
  • Природосообразности(учитывается возраст учащегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки;
  • Культуросообразности(приобщение учащихся к современной и мировой культуре);
  • Свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;
  • Сотрудничества и ответственности.

В рамках проекта предполагается выступление учащихся в конкурсах организованных для фортепианного отделения. Планирование конкурсов проходит в конце учебного года на будущий учебный год. Готовится положение о проведении конкурса – преподавателей отделения знакомят с положением, программными требованиями, номинациями. Функции руководителя проекта: разработка положения конкурса, разработка конкурсной программы, налаживание системы информирования и рассылки информации: обработка заявок на участие, формирование жюри, составление четкого расписания репетиций, прослушиваний. Подготовка необходимого инструментария - роялей, информирование о порядке выступления, репетиций, проведение итогового круглого стола, гала-концерта по итогам проведения конкурса с награждением.

Конкурсная практика характеризуется целым комплексом задач. Одна из них - развитие учащихся в процессе которого выступление на конкурсе становится итогом определенного этапа совместной работы ученика и преподавателя. Весьма ценным показателем ее качества, анализируемого и оцениваемого, прежде всего самим преподавателем, но так же его коллегами. От внутришкольной системы контроля успеваемости детей- зачетов, экзаменов, контрольных уроков, открытых концертов - конкурсы отличаются наличием соревновательного компонента, требующего особенно высокой степени мобилизации способностей усилий как детей, так и преподавателей. Открывается возможность выйти за пределы рутинного учебного процесса, постоянного круга общения: получать новые впечатления от общения с коллегами, расширять профессиональный кругозор, сравнивать собственные достижения с успехами коллег, видеть и оценивать общий уровень детской исполнительской культуры. Все это побуждает осмысливать свой опыт, оценивать свою профессиональную оснащенность, находить ресурсы совершенствования мастерства. В современной России подготовка ученика к участию в конкурсах - необходимое условие существования преподавателя и учащегося в социуме, возможность продолжения работы, продвижения по карьерной лестнице, получение званий. Конкурсы служат средой сохранения традиций исполнения классики и классического музыкального искусства в целом.

Методы работы над проектом включили в себя:

Теоретический

Изучение и анализ психолого-педагогической, методической и нотной литературы по проблемам проекта;

Анализ и обобщение собственного опыта в сфере исполнительского мастерства;

Экспериментальный

Проведение конкурсов-фестивалей

Изучение конкурсного репертуара

Методы педагогического наблюдения (проведение круглых столов)

Практическая деятельность - реализация проекта

Статистический (обработка полученных данных)

Структура технологии развития творческого потенциала учащегося

  1. Предварительная диагностика уровня творческого развития
  2. Мотивация (одно из ведущих направлений работы)
  3. Организация творческой деятельности, условия способствующие развитию творческих способностей и ее реализация
  4. Контроль качества выполнения творческой деятельности
  5. Выявление соответствия полученных результатов (анализ эффективности проделанной работы)

Для привлечения участников проекта к совместному творчеству использовались различные инновационные технологии:

Проблемные

Игровые

Исследовательские

Интегрированные

Для того чтобы поддерживать интерес участников образовательного процесса, а так же с целью проверки качества усвоения образовательных программ, проводятся следующие, ставшие традиционными школьные конкурсы. Данный конкурсный проект объединил в себе 8 конкурсов фестивалей:

“Конкурс сольных программ” - 2009 г., “Ступенька к совершенству”- 2010г.,

“Оживших клавиш волшебство” - 2011г., Конкурс на лучшее исполнение произведений советских композиторов”-2012г., “Зажигаем звезды – 2013” Зажигаем звезды- 2014”, ежегодный фестиваль “ Летнее задание”- приуроченный ко Дню Музыки, ежегодный фестиваль “ Играем все новое и популярное”. Конкурсы проводятся в соответствии с планами работы фортепианного отделения, которые утверждаются администрацией МБОУ ДОД “Детская школа искусств и народных ремесел”

Ресурсы:

  • Информационные - обеспечение информационного сопровождения, включающего учебно-программную документацию, своевременное пополнение библиотечных фондов нотами, учебниками и учебными пособиями, учитывающие современное содержание образования, требования ФГОС СПО; распространение посредством публикаций, выступлений, курсов, конференций.
  • Человеческие - учащиеся и преподаватели ДШИ
  • Организационные - администрация ДШИ
  • Материально-технические - музыкальные инструменты, аудио-видео аппаратура.

Партнеры

  • Департамент образования муниципального образования г. Ханты-Мансийск

Целевая аудитория

  • Учащиеся 1-7 классов, (возраст 7-15 лет) фортепианного отделения МБОУ ДОД “Детская школа искусств и народных ремесел”
  • Преподаватели ДШИ

Программа реализации проекта

Перечень организационных мероприятий нацеленных на реализацию проекта

1. Подготовительный этап 2008-2009г.

Изучение вопроса “Детские исполнительские конкурсы: достижения, проблемы, перспективы.

2. Организационный этап 2009-2014 г.

Подготовка и создание необходимых условий для реализации проекта.

3. Oсновной этап 2009-2014

Проведение внутренних школьных фестивалей и конкурсов.

4. Заключительный этап

Подведение итогов по реализации проекта

  • Обработка мониторинговых данных по внедрению проекта, дальнейшие перспективы развития, работа над оформлением проекта

Ожидаемые результаты

После реализации данного проекта ожидаются следующие результаты:

  • совершенствование форм работы с учащимися и развития творческого потенциала;
  • создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития творческого потенциала, их самореализации;
  • обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
  • стимулирование мотивации развития способностей;
  • активное участие в конкурсах, конференциях, фестивалях, смотрах различного уровня
  • создание портфолио (видео) лучших выступлений и заслуг воспитанников
  • увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, исполнительской деятельностью;
  • Повышение профессионального уровня исполнительской деятельности учащихся
  • создание и апробация пакета психолого-педагогических диагностик по выявления способных детей (психологический профиль ребенка);
  • разработка методических рекомендаций для работы со способными детьми;
  • создание электронного банка данных
  • апробация эффективности обучения профессионально мотивированных детей фортепианного отделения

Результаты реализации проекта

Можно с уверенностью сказать, что конкурсная деятельность учащихся фортепианного отделения ДШИ развивается год от года и расширяет свои границы.Проект в полной мере соответствует поставленной цели и решает все сопутствующие задачи для достижения главной цели. Объектом проекта стали творчество и развитие творческих способностей учащихся.

Реализация проекта способствовала творческому сближению учащихся, педагогов и родителей. Итогом запланированных мероприятий явилось:

  1. Рост исполнительского уровня учащихся фортепианного отделения не только в сольном исполнительстве, но и в совместном музицировании (номинации Ученик-ученик, Ученик-учитель). Учащихся стали привлекать программы повышенной сложности. Подобные результаты соответствуют выполнению задач ДШИ в реализации учебных программ.
  2. Убежденность преподавателей, что конкурсная деятельность, способствует комплексному развитию музыкальных способностей и творческого потенциала каждого учащегося
  3. Обновление репертуара, поиск новых интересных, современных произведений и интерпретация их.

Участие в концертах и конкурсах различного уровня

Перспективы развития проекта

В связи с актуальностью темы данного проекта, предполагается перспектива его дальнейшего усовершенствования и развития. Для этого потребуется:

1. Продолжать работу с целью развития творческого потенциала учащихся в конкурсной деятельности ДШИ

2. Проводить конкурсы на базе ДШИ

3. Продолжать работу с целью привлечения учащихся к активной конкурсной деятельности

4. Применять в работе инновационные формы

Результаты данного педагогического (творческого) проекта могут быть использованы не только преподавателями Детской школы искусств, но также и субъектами муниципальной и окружной образовательной системы.

Список литературы

  1. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства: Учебник. В 3-х ч. Ч1 и 2.2-е изд., доп. – М.: Музыка 1988.-415с., нот
  2. Алексеев А. Воспитание музыканта-исполнителя. // Советская музыка, № 2. 1980.
  3. Алиев Ю. “Подросток-музыка-школа” вопросы методики музыкального воспитания детей. Издательство Музыка М-1975
  4. Бискер Л.М Программа “Одаренные дети”// “Завуч”.-2001. -№ 4.с. 39-45
  5. Вопросы музыкальной педагогики, вып.3.-М.: Музыка 1971
  6. Гончарова Н. “Работа над ансамблями как одна из форм развития интереса в обучении” Феникс. Ростов-на Дону 2002.
  7. Золотарева А.В Дополнительное образование детей.- Ярославль: Академия развития, 2004.-304 с.
  8. Крюкова В. Детская музыкальная школа в системе дополнительного образования. М. Москва. С-34-48 2007г
  9. Подласный И.П. Педагогика. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 - с 132-137.
  10. Челышева Т. Музыкальная педагогика и музыкальная психология. Сб.: Спутник учителя - М., 1993
  11. Шмит-Шкаловская. О воспитании пианистических навыков
  12. Щапов А. Вопросы фортепианной техники Изд. М.:. 2001г.
  13. Юдовина-Гальперина Т.Б За роялем без слез. - С.Пб., 1996

Гузяева Людмила Петровна, преподаватель по классу фортепиано МБУ ДО Детской школы искусств № 8 г. Ульяновска

Методическая разработка

«Изучение и формирование мотивации обучения в ДШИ как элемента педагогической культуры»

I . Вступительная часть

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но часто и учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Перед педагогом стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности. Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно выработать такие задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им.

Цель написания работы – рассмотреть способы мотивирующего обучения в детской школе искусств.

Задачи работы:

    рассмотреть формы и методы мотивации, применимые для школы искусств;

    проанализировать принципы мотивации личностно-ориентированного обучения.

Мотив – побуждение к активности в определённом направлении.

Слово «мотивация» от глагола « movere » - двигать. Мотивированным человеком будто что-то движет, он упорен и сосредоточен на выполнении задачи, легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.

Понятие «мотивация к музыкальной деятельности » - это совокупность потребностей, интересов, мотивов, побуждающих ребенка к активной, целенаправленной и эмоционально окрашенной музыкальной деятельности.

Каждый возраст имеет свою характеристику мотивации.

Характеристика мотивации детей младшего школьного возраста:

На начальном этапе обучения – 1-3 месяцы учёбы:

    потребность в новых впечатлениях;

    потребность в учении как новой деятельности;

    потребность заслужить похвалу педагога;

    потребность стать лучше, стать отличником.

Здесь ученики недалеко ушли от дошкольного возраста. Мотивация носит чаще эмоциональный характер.

    чувством долга;

    желанием получить престижную оценку;

    мотив избегания санкций, то есть наказания;

    интерес к предмету, но эта мотивация носит неустойчивый характер, так как не выработался интерес к определённым предметам.

Работа над повышением уровня мотивации учащихся должна проводиться путём взаимодействия всех участников образовательного процесса – педагогический коллектив, учащиеся, родители.

II . Уровни мотивации.

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

1.Высокий уровень учебной мотивации, учебной активности: у таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые требования к учёбе. Ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

2.Хорошая учебная мотивация: учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3.Положительное отношение к школе: школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

4.Низкая школьная мотивация: эти дети посещают школу неохотно.

Предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.

5.Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация: такие дети испытывают серьёзные трудности в обучении, они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения.

III .. Принципы формирования мотивации.

Существует несколько принципов формирования мотивации:

    при формировании мотивации педагог ориентируется на перспективы, резервы ученика в каждом конкретном возрасте;

    для мобилизации резервов мотивации организовывается включение ребёнка в активные виды деятельности (учебную, внеклассную, концертную, конкурсную);

    в ходе осуществления различных видов деятельности у обучающихся развиваются новые личностные качества;

    для мотивации важную роль играет личность педагога. Его облик, манера говорить, отношение к учащимся – всё это влияет на отношение детей не только к учителю и его занятиям, но и к школе в целом;

    на формирование мотивации к обучению влияет и участие детей в концертной и конкурсной деятельности. Успехи и сцена воодушевляют учащихся, создают положительное эмоциональное поле, тем самым воспитывают подлинный интерес к музыкальным занятиям;

    посещение концертных залов, выставок, музеев также положительно влияют на мотивацию обучения.

IV . Подведение итогов.

Мой педагогический опыт позволяет о следующем спектре мотивов, которые побуждают детей младшего школьного возраста к музыкальной деятельности. В первую очередь это получение удовольствия от эмоционального насыщения и творческого самовыражения в элементарном игровом музицирование. На второе место я ставлю стремление к общению со сверстниками в коллективных формах музыкальной деятельности – ансамбли. В третьих, должно быть удовлетворено любое любопытство ребёнка, которое даст толчок к развитию познавательного интереса через занимательные музыкально-дидактические игры. Нельзя забывать про стремление подражать родственникам, занимающимся музыкой, потребности одобрения со стороны родителей. А стремление к самоутверждению, признанию в глазах взрослых и сверстников через выступления в домашних и школьных концертах, успехи в обучении; наличие способностей к музыкальной деятельности, профессиональное самоопределение ребёнка – вот мотивы, которые позволят ребёнку успешно учиться в школе искусств.

Отдельно следует остановиться на эффективности личностно-ориентированного подхода к обучению, который даст прекрасные результаты в развитии у детей мотивации к музыкальной деятельности. Индивидуальные уроки по специальности позволяют координировать и конкретизировать учебный материал, соотносить его с индивидуальными и творческими возможностями ученика, их личностными мотивами. А также гибко реагировать на требования социума к музыкальному образованию как сфере социализации и самоактуализации ребёнка.