Что такое учебный план в вузе. Учебный план

Основой организации учебного процесса в вузе является Государ­ственный образовательный стандарт по конкретной специально­сти или иная, принятая вузом программа обучения, аттестованная Министерством образования РФ, и учебный план (рис. 3.2).

За период очного обучения специалиста по бухгалтерскому учету им выполняется большое количество учебных работ, общее число предметов достигает 46-50. Изучение некоторых из них со­провождается курсовыми работами и рефератами, экзаменами, ла­бораторными работами или расчетно-графическими заданиями.

Рис. 3.2. Организация управления учебным процессом

в высшем учебном заведении

Каждая из нескольких производственных практик завершается подготовкой и защитой отчета о практике .

Учебный план по специальности предназначен для упорядоче­ния учебного процесса в вузе по:

    семестрам

    и годам обучения.

Он структурирует жизнь студентов

    не только в пространстве,

    но и во времени.

Во временном отношении учебная деятельность делится на:

    семестры и каникулы,

    промежуточные и итоговые аттестации,

    зачеты и экзамены,

    пары и перемены,

    аудиторные занятия и само­стоятельную работу,

    учебные занятия и производственную прак­тику.

При этом вузом формируется последовательность изучения

    дисциплин,

    самоподготовки,

    консультаций,

    сдачи зачетов и экза­менов,

    лабораторных работ,

    факультативов и практики,

    а также часовая учебная нагрузка по отдельным дисциплинам и по ком­плексу дисциплин на каждый день рабочей недели.

Максимальный объем учебной нагрузки студента , включая все виды его аудиторной и внеаудиторной учебной работы, не должен превышать 54 часов в неделю .

Объем обязательных аудиторных за­нятий студента не должен превышать за период теоретического обучения в среднем 27 часов в неделю .

При этом в указанный объ­ем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

Общее чис­ло каникулярного времени в учебный год должно составлять 7-10 недель , в том числе не менее двух недель в зимний период.

Факультативные дисциплины предусматриваются учебным планом вуза, но не обязательны для изучения студентом.

Курсовые работы (проекты) рассматриваются в пределах часов, отводимых на изучение определенной дисциплины.

(сам)

В процессе формирования и корректировки учебного плана вуз имеет право:

    изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материа­ла: для циклов дисциплин - в пределах 5%, для дисциплин, входя­щих в цикл, - в пределах 10% без превышения максимального объема предельной нагрузки студента и при сохранении мини­мального содержания;

    устанавливать объем часов по дисциплинам циклов общих гуманитарных и социально-экономических дисци­плин (кроме иностранного языка и физической культуры), общих математических и естественно-научных дисциплин при условии сохранения общего объема данного цикла и реализации минимума содержания дисциплин;

    осуществлять преподавание общих гума­нитарных и социально-экономических дисциплин в форме автор­ских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим регио­нальную, национально-этническую, профессиональную специфи­ку, также и научно-исследовательские предпочтения преподавате­лей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин;

    устанавливать необходимую глубину усвоения отдель­ных разделов дисциплин, входящих в циклы общих математиче­ских и естественно-научных дисциплин, в зависимости от профи­ля данного направления.

Выполнение мероприятий учебного плана осуществляется группой кафедр вуза, среди которых одна является ведущей (вы­пускающей кафедрой, в данном случае кафедрой бухгалтерского учета и аудита).

В ее функции входит координация учебного про­цесса по специальности, по составу дисциплин, их содержанию, очередности изучения, специфике форм активизации интересов слушателей.

Каждая из кафедр самостоятельно обеспечивает изучение дисциплин необходимыми учебно-методическими пособиями, перечень и подготовка которых контролируются выпускающей кафедрой.

По каждому предмету учебного плана преподавателя­ми формируются учебные рабочие программы , согласуемые с УМО.

Важная роль в качественной подготовке экономистов по спе­циальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» принадлежит учебным планам, которые должны учитывать непрерывные изме­нения в правовой, финансовой и экономической областях.

На проектирование влияет большое число разнообразных факторов.

Типовой учебный план по подготовке экономиста по бухгалтер­скому учету на освоение образовательной программы предусмат­ривает 260 недель (9170 ч), в том числе

    на теоретическое обуче­ние - 186 недель,

    производственную практику -16 недель,

    ито­говую государственную аттестацию - 11 недель,

    каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска) - не менее 47 не­дель.

Исходя из времени, отведенного в учебных планах, составляет­ся рабочая программа - документ, опреде­ляющий содержание и методическое построение учебной дисцип­лины, разрабатывается по каждой дисциплине рабочего учебного плана с учетом специализации, является единой для всех форм обучения.

В программе даются детальный перечень основных разделов, тем и учебных вопросов, последовательность их изучения, методи­ческие и организационные указания об особенностях преподава­ния дисциплины, исходя из целей и задач обучения, междисцип­линарные связи.

Программа должна соответствовать требованиям подготовки кадров соответствующей специальности и квалифика­ции, содержание и объем рабочих учебных программ - общему бюджету учебного времени, которое отведено на изучение кон­кретного предмета.

Рабочие программы разрабатываются кафедрами, проходят внутреннее и внешнее рецензирование, рассматриваются на Мето­дическом и Ученом советах вуза, утверждаются ректором высшего учебного заведения.

Дисциплины учебного плана доводятся до сведения студентов путем составления расписания.

Образовательная деятельность высшего учебного заведения организуется и осуществляется в форме учебных занятий под руко­водством профессорско-преподавательского состава и самостоя­тельной работы студентов.

Для всех видов аудиторных занятий академический час уста­навливается продолжительностью 45 минут. При проведении сдвоенных занятий без перерыва - 40 минут.

Освобождение студентов от любых видов занятий, в том числе от самостоятельной работы (кроме больных), допускается в ис­ключительных случаях и только с разрешения ректора высшего учебного заведения или его проректора по учебной работе.

Расписание учебных занятий - документ, связывающий в единую систему все звенья и элементы образовательного про­цесса и регламентирующий образовательную работу обучающих­ся, профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомо­гательного персонала.

Расписание составляется учебным отде­лом на семестр и утверждается ректором высшего учебного заве­дения. Составление расписания занятий - завершающий этап планирования образовательного процесса. В расписании содер­жится полная информация о времени, месте и виде занятий для каждого курса, отдельных его потоков и учебных групп, с указа­нием лиц, проводящих занятия, и изучаемых тем. Расписание занятий должно соответствовать рабочему учебному плану и ра­бочим программам, отвечать основным педагогическим требо­ваниям.

Учет успеваемости студентов ведется в журналах учета учебных занятий, успеваемости и посещаемости, экзаменационных ведо­мостях, зачетных книжках, учетно-экзаменационных карточках, сводных ведомостях о результатах выполнения учебного плана за весь период обучения. Кроме того, учебным отделом (деканатом) осуществляется компьютерный учет текущей и итоговой аттеста­ции, а также посещений студентами учебных занятий, отработки пропущенных занятий и неудовлетворительных оценок.

Журнал учета учебных занятий является документом, в кото­ром записываются все проведенные в учебной группе занятия, вы­ставляются оценки знаний, делаются отметки о посещаемости всех видов учебных занятий и причинах пропусков. Журналы учета учебных занятий хранятся в учебном отделе (деканате), выдаются ежедневно под роспись в специальном журнале деканата за 15 ми­нут до начала плановых занятий и сдаются в учебный отдел по окончании последнего занятия на данном курсе.

В школе, как и в вузе, весь учебный процесс должен быть подтвержден определенными документами. В данной статье хочется рассказать об одном из них. Речь пойдет о том, что же такое

Определение понятия

В первую очередь надо определиться с понятиями, которые будут использоваться в данной статье. Главное из них - учебный план. Нужно сказать, что Его цель: определить количество предметов, а также часов, отведенных на их изучение. Также в учебном плане будет прописана расстановка часов по неделям, разбивка этих часов на различные виды занятий (для вузов): лекции, семинары, лабораторные работы. Важный момент: учебный план составляется и утверждается Министерством образования.

Наполнение

Итак, стоит также более подробно рассмотреть, чем же наполняется учебный план.

  1. В этом документе определяется продолжительность времени (год, семестр), отведенного на изучение данного предмета. Также прописываются каникулярные дни.
  2. В плане имеется полный перечень предметов, которые будут прочитаны для учащихся.
  3. Каждый предмет будет иметь свою разбивку на часы (общее их количество; часы, отведенные на лекции, семинары, лабораторные работы).
  4. Официальные моменты: наименование курса, указание кодов специальности, подписи официальных лиц, заверяющих документ.

Нюансы

Стоит помнить о том, что учебный план составляется один раз в 5 лет. Изменений он требует только в том случае, если были внесены корректировки или Министерством образования, или самой кафедрой. Ежегодно же должен составляться рабочий учебный план, который даст более подробную информацию о том или ином предмете.

Стоит сказать о том, что все учебные планы и программы должны быть составлены согласно принципам, прописанным Министерством образования. Так, при их составлении нужно придерживаться следующих моментов:

  1. Учебный план должен быть составлен согласно следующим документам: ГОС ВПО и образовательные стандарты, которые являются официальными документами).
  2. Все дисциплины специальностей не должны превышать объем, который был регламентирован образовательным стандартом.
  3. Все индивидуальные работы студента - лабораторные, курсовые, графические работы, рефераты, а также аттестационные моменты (экзамены или зачеты) - входят в общие часы, отведенные на изучение определенного предмета.
  4. Некоторые моменты образовательное учреждение может изменять на свое усмотрение. Однако федеральные дисциплины всегда остаются неизменными. Например, количество часов, отведенных на физическую культуру - постоянно.

Особенности

Составляя учебный план (2014-2015 гг.) для вузов, стоит помнить о том, что количество дисциплин, которые должен сдать студент на протяжении года, не должно превышать 10 экзаменов и 12 зачетов. Также нужно учитывать, что некоторые моменты кафедра может изменять по своему усмотрению:

  1. Регулировать объем часов, отведенных на изучение определенного предмета (обязательно в пределах 5-10%).
  2. Самостоятельно формировать циклы плана, оставляя при этом частично нетронутым цикл нормативных дисциплин (сюда будет входить история, философия и иные обязательные предметы, предназначенные для изучения всеми студентами, независимо от специальности).
  3. Каждый преподаватель может составлять авторские программы читаемых дисциплин, при этом рекомендуя определенное количество часов на их изучение (кафедра обязательно принимает во внимание эти рекомендации).
  4. Разделение часов на изучение того или иного предмета из цикла специализированных для определенной кафедры дисциплин происходит на усмотрение администрации кафедры, однако обязательно в достаточном для полного изучения предмета количестве.

Индивидуальный план

Еще один весьма важный документ - это индивидуальный учебный план. Составляется он для определенного учащегося, который обучается по особой, индивидуальной системе. Для школьников это возможно по болезни, студент(ка) же может либо работать, либо находиться в декретном отпуске.

Принципы

Стоит сказать о том, что индивидуальный учебный план в обязательном порядке должен реализовать следующие принципы:

  1. Составляется он на основе общеобразовательной программы, которая студентом должна быть в обязательном порядке выполнена.
  2. В индивидуальном учебном плане допускаются изменения относительно учебного плана, однако в пределах 5-10%.
  3. Вносить изменения в план возможно только в третьем разделе (дисциплины по специальности), относительно нормативных дисциплин изменения невозможны.

Как обычный так и индивидуальный скрепляются комплектом подписей и обязательно мокрой печатью. Только в таком случае учебный план считается официальным документом, согласно которому можно вести

Базисный учебный план

Стоит сказать и о том, что план работы на учебный год должен быть составлен не только для учащихся высших учебных заведений, но и для школьников. Так, стоит разобраться в таком понятии, как базисный учебный план. Данный документ также разрабатывается на основе федерального стандарта. Тут предлагается годовое распределение часов для изучения всех школьных предметов. Особенности: стоит помнить о том, что федеральный базисный план для учеников младшей школы (1-4 классов) составляется на 4 года обучения, для учащихся 5-11-х классов - на пять лет.

Распределение компонентов федерального плана

Следует сказать о том, что учебный план школы должен быть распределен согласно определенным правилам. Так, федеральный компонент будет содержать в себе примерно 75% всех предметов, региональный компонент - обязательно не мене 10%, компонент образовательного учреждения - также не менее 10%.

  1. Федеральный компонент. Тут содержатся все обязательные для изучения школьниками дисциплины, прописанные Министерством образования.
  2. Региональный (или национально-региональный) компонент. В данном разделе могут изучаться предметы, важные для определенного региона, однако не для школьников всей страны. Пример: родной язык определенных национальностей.
  3. Компонент образовательного учреждения может углублять изучение определенных предметов. Пример: школа с углубленным изучением иностранных языков дополнительно дает несколько часов на изучение этих предметов.

В выпускном 11-м классе дополнительные часы помогут выделяться на предпрофильную подготовку студентов.

Структура

Ну и в самом конце хочется немного рассмотреть структуру учебного плана (т.е. те пункты, которые там должны обязательно присутствовать).

  1. Титульный лист. Однако это не отдельный листок, как в курсовой работе или реферате. Это так называемая «анатомичка» учебного заведения. Тут должны быть указаны название школы или вуза, кафедра, специальность (с кодами) и т. д.
  2. Следующий пункт: сводные данные относительно бюджета времени (по неделям). Тут расписывается время, отведенное на обучение, зачеты и экзамены, каникулярное время.
  3. План учебного процесса, где прописываются распределение часов по предметам.
  4. Особый пункт: практика (производственная, преддипломная (для учащихся вузов)).
  5. Отдельным пунктом идет
  6. Блок подписей, которые скрепляются мокрой печатью.

Все эти пункты являются обязательными при составлении учебных планов. Структура учебного плана не подлежит изменениям и не может быть скорректирована на свое усмотрение.

Все студенты учатся по плану, который позволяет поэтапно получать новые знания и равномерно распределяет их в голове.

Чтобы было понятней, объясню на простом примере: прежде чем решать сложные примеры, школьник обязательно должен выучить таблицу умножения; в противном случае более ёмкая информация будет просто недоступна его пониманию.

Именно поэтому в учебном плане первой на повестке дня является таблица умножения, а уж потом решение сложных примеров.

Аналогичная ситуация обстоит в средне-специальных и высших учебных заведениях, только студенты настолько заняты учебой, что просто не придают этому значения.

В целом, это правильно, поскольку учебный план – это, скорее, руководство к действию для преподавателей и учителей, а школьников и студентов оно не касается.

Однако это не означает, что можно игнорировать вопрос, что такое учебный план, ведь для общего развития и расширения собственного кругозора эта информация уж точно не будет лишней.

Что такое учебный план и его особенности

Учебным планом называется документально заверенный документ, который предусматривает план обучения студентов той или иной специальности.

Он не просто составляется на бумаге в строго оговоренной форме, но и содержит достаточное количество подписей и даже мокрую печать учебного заведения, реже – Министерства Образования.

Это лишний раз доказывает всю значимость этого документа, который в обязательном порядке согласовывается с высшим руководством вуза и деканатом конкретной специальности.

Учебный план – документ структурированный, а состоит из трех обязательных частей:

График обучения;

Список предметов;

Количество часов.

График обучения – это основная составляющая документа, поскольку предусматривает расписание зачетов, экзаменов, учебной и производственной практики, промежуточной аттестации. Соответственно, сюда же относятся курсовые и дипломные работы, курсовые проекты и лабораторный практикум.

Список предметов – также важная часть учебного плана, поскольку включает перечень всех дисциплин, которые будут изучены студентами в период определенной сессии. Кроме того, в обязательном порядке включены факультативные занятия и спортивно-культурные мероприятия. Также не стоит забывать об олимпиадах, которые обязательно проводятся каждым вузом.

Количество часов – это, скорее, условная составляющая учебного плана, которая предоставляет подробную информацию о количестве часов на ту или иную тему, предмет. Продолжительность каждого периода описывается суммарно и по отдельности, а также здесь предусмотрены положенные часы на домашние работы, теоретические лекции, самостоятельные и практические задания, лабораторные занятия.

Все эти составляющие учебного плана являются обязательными, а без их подробного описания подтверждающей подписи, и, тем более, мокрой печати однозначно не получить.

Мало того, для каждой специальности предусмотрен свой уникальный план, который будет отличаться для заочного, дневного и вечернего отделения студентов.

Если вы до сих пор не знали, что есть учебный план, то самое время раскрыть глаза.

Если же вам стало интересно, что это за документ такой, и соблюдает ли преподаватель его строго утвержденные рамки, то можно с характерной просьбой обратиться в деканат или на свою кафедру, где без проблем позволят внимательно ознакомиться с этим важным студенческим документом.

Возникающие вопросы можно смело адресовать преподавателю, но опять-таки не забывать, что вам еще идти на экзамен по этому предмету.

Для чего студентам нужен учебный план?

Многие студенты учатся, и их мало волнует, что такое учебный план. Однако бывают такие периоды, когда нагрузка повышается настолько, что учащийся уже не справляется со всеми заданиями, заметно «съезжая вниз» в успеваемости.
Вот тут и начинается паника, а желание лично ознакомиться с учебным планом становится все острее и острее.

Здесь важно отчетливо для себя понимать, что учебный план – это документ, равносильный Уставу вуза, поэтому в случае явных нарушений со стороны преподавателя могут последовать разбирательства свыше.

Не исключено, что они будут в вашу пользу, и тогда свою репутацию, как примерного ученика, можно будет сразу же восстановить.

Такое знание также необходимо, когда преподаватель поверхностно относится к лекционной и практической составляющей своих прямых обязательств, зато на экзамене потом требует по полной.

Как правило, ленивые педагоги любят фразу «самостоятельное обучение». Действительно такой термин предусмотрен учебным планом, однако рассчитан лишь на отдельные темы, а не на полный курс лекций.

За выяснение такого несоответствия преподавателя в ректорате не похвалят, кроме того, могут последовать штрафные санкции, например, в виде лишения премии.

Так что не стоит игнорировать такую важную информацию, как учебный план, поскольку данный документ, прежде всего, представляет интересы студента, чтобы он в скором времени заслужил гордое и почетное звание «молодой специалист».

Лично мой совет звучит примерно так: начался очередной семестр, не поленитесь, сходите в деканат и прочитайте учебный план хотя бы для общего развития, а там… мало ли, где пригодится эта полезная информация.

Образовательные реформы

Если еще десять лет назад учебные планы составляли ежегодно, причем в них присутствовало массу новаторских идей от преподавателей, но сегодня педагоги предпочитают идти по протоптанной дорожке.

Что это значит?

Раньше составление учебного плана – это был самый настоящий спор, в итоге которого рождалась истина. Преподаватели спорили, какой предмет и когда нужно ввести в учебный план, сколько часов в семестр ему уделить, как аттестовать студентов.

Основная цель была – предоставить учащимся вузов и средне-специальных учебных заведений максимум знаний, которые в дальнейшем обязательно пригодятся на производстве и практике.

Сегодня все изменилось, а педагоги предпочитают просто обновить старый учебный план, после чего принести его на подпись в ректорат.

Никаких свежих идей, никакого стремления, а современная система образования отчасти стала скучной и обыденной.

С одной стороны стабильность еще никому не повредила, но с другой – почему бы не поэкспериментировать, как это было раньше?

В защиту традиционных учебных планов стоит сказать, что, благодаря им, на производстве и в других сферах появился уже не один высококвалифицированный специалист.

Виды учебного плана

Что такое учебный план, мы уже разобрались; для чего он необходим во всех учебных заведениях – тоже. Теперь попробуем выяснить, какие бывают учебные планы, и чем они на практике отличаются.

Итак, имеется следующая классификация.

Типовой учебный план считается основным документом, который гарантирует государственную составляющую определенной образовательно-профессиональной программы. В нем на государственном уровне установлены минимальные объемы учебных часов и циклов (блоков), список обязательных предметов, квалификация выпускаемого специалиста, любые дополнения. Проще говоря, установлено Министерством Образования обучение в школе 10 лет, значит – никто этого уже не изменит на негосударственном уровне.

Рабочий учебный план — это типовой учебный план с корректировками определенного вуза. То есть высшее учебное заведение берет за основу главный документ, установленный и утвержденный Министерством Образования, а после вносит в него поправки, согласно действующей системе обучения в его стенах. Все изменения подтверждены документами, в частности, Уставом вуза.

Например, за год положено вычитать студентам определенный объем информации – это типовой план. В первом семестре сделать меньше пар по специальности, а во втором по решению деканата, наоборот, увеличить число часов – это уже рабочий план. В итоге план выполнен, а как – это уже вопрос университета.

Все существующие требования к уровню подготовки выпускников в большинстве своем определяет обязательный минимум содержания образовательно-профессиональных программ, и об этом важно не забывать при составлении ежегодного учебного плана.

Что должен помнить каждый студент?

Чтобы избежать стычек с преподавателями и не создавать конфликтные ситуации, важно знать следующую информацию, которая, по сути, является констатацией факта и не будет лишней для каждого студента:

1. Учебный план обязательно имеется в любом учебном заведении, будь то школа, колледж, училище или университет.

2. Учебный план утверждается руководством учебного заведения, при этом опирается на постановления и предписания Министерства Образования.

3. Учебный план для разных специальностей различный.

4. Учебный план для учащихся дневного, вечернего и заочного отделения также отличается по своей структуре.

5. Учебный план предоставляет максимум информации, которую должен постичь каждый студент.

6. Учебный план хранится в деканате факультета, и с его содержанием может лично ознакомиться каждый желающий студент.

7. Учебный план позволяет разрешить ряд конфликтных ситуаций.

8. Учебный план утверждается повторно каждый учебный год (в августе).

9. Учебный план нельзя оспорить, но в него можно внести коррективы.

10. Учебный план – это официальный документ.

Вывод : Так что теперь вы должны понимать всю серьезность и значимость этого документа, ну а все остальные вопросы в плане составления учебного плана лучше всего поручить компетентным преподавателям и деканату. Они плохого своим родным студентам уж точно никогда не пожелают.

Теперь ты знаешь о том, что такое учебный план в вузе .