Управляется волей человека. Волевые качества


Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.
Воля - это способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. Благодаря воле человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой. Более того, он может соответственно организовать свою психическую деятельность и направить ее. Усилием воли можно сдержать внешнее проявление эмоций или даже показать совершенно противоположное.
Воля направляет или сдерживает активность человека, организует психическую деятельность, исходя из имеющихся задач и требований как проблемной ситуации, так и специфических, социальных требований той или иной социальной группы. Первоначально понятие воли было введено для объяснения побуждений и действий, осуществляемых по собственным решениям человека, но не отвечающих его желаниям. Затем оно стало использоваться для объяснения возможности свободного выбора при конфликте желания человека, связанного с постановкой проблем свободы воли.
С. Ю. Головин выделяет следующие основные функции воли:
1) выбор мотивов и целей;
2) регуляция побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации;
3) организация психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему;
4) мобилизация физических и психических возможностей при преодолении препятствий в достижении поставленной цели.
Для возникновения волевой регуляции необходимы определенные условия - наличие препятствий и преград. Воля проявляется, когда появляются трудности на пути к цели: препятствия внешние - время, пространство, противодействия людей, физические свойства предметов и т. д.; препятствия внутренние - отношения и установки, болезненные состояния, усталость и т. д. Все эти препятствия, отражаясь в сознании, вызывают волевое усилие, которое создает необходимый тонус для преодоления трудностей.
Волевые усилия необходимы:
1) при восполнении дефицита побуждения к действиям при отсутствии их достаточной мотивации;
2) при выборе мотивов, целей, видов действий при их конфликте;
3) при произвольной регуляции внешних и внутренних действий и психических процессов.
Воля неразрывно связана с познавательными мотивами и эмоциональными процессами. В связи с этим все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные.
Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т. д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Иными словами, в непроизвольных действиях нет четкой цели и усилий субъекта для ее достижения. Примером непроизводственных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).
Произвольные действия предполагают осознание гэли, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. В этой связи воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации.
Волевая регуляция поведения человека формируется и развивается под воздействием контроля за его поведением со стороны общества, а затем - самоконтроля личности.
В зависимости от трудностей внешнего мира и сложности внутреннего мира человека выделяют 4 варианта проявления воли:
1) в легком мире, где любое желание выполнимо, воля практически не требуется (желания человека просты, однозначны, любое желание осуществимо в легком мире);
2) в трудном мире, где существуют разнообразные препятствия, требуются волевые усилия по преодолению препятствий реальной действительности, нужно терпение, но сам человек внутренне спокоен, уверен в своей правоте в силу однозначности своих желаний и целей (простой внутренний мир человека);
3) в легком внешнем мире и при сложном внутреннем мире человека требуются волевые усилия по преодолению внутренних противоречий, сомнений, человек внутренне сложен, идет борьба мотивов и целей, человек мучается при принятии решения;
4) в трудном внешнем мире и при сложном внутреннем мире человека требуются интенсивные волевые усилия для преодоления внутренних сомнений для выбора решения и осуществления действий в условиях объективных помех и трудностей. Волевое действие здесь выступает как принятое к осуществлению по собственному решению, осознанное, намеренное, целенаправленное действие на основе внешней и внутренней необходимости.
Необходимость сильной воли возрастает при наличии:
1) трудных ситуаций «трудного мира»;
2) сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке.
Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Но воля и волевые качества могут у человека не сформироваться, если условия жизни и воспитания в детстве были неблагоприятные:
1) ребенок избалован, все его желания беспрекословно осуществлялись (легкий мир - воля не требуется);
2) ребенок подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, не способен принимать сам решения.
В управленческой деятельности необходимо соблюдать следующие правила:
1) обеспечивать условия для успеха деятельности работника, но не облегчать существенно ему задания;
2) активизировать самостоятельную деятельность работника, вызвать у него чувство радости от достигнутого, повышать его веру в свои способность преодолевать трудности;
3) объяснять, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые руководитель предъявляет работнику, и предоставлять возможность работнику самостоятельно принимать решения в разумных пределах.
Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое - это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.

Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Воля - это способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. Благодаря воле человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой. Более того, он может соответственно организовать свою психическую деятельность и направить ее. Усилием воли можно сдержать внешнее проявление эмоций или даже показать совершенно противоположное.

Воля направляет или сдерживает активность человека, организует психическую деятельность, исходя из имеющихся задач и требований как проблемной ситуации, так и специфических, социальных требований той или иной социальной группы. Первоначально понятие воли было введено для объяснения побуждений и действий, осуществляемых по собственным решениям человека, но не отвечающих его желаниям. Затем оно стало использоваться для объяснения возможности свободного выбора при конфликте желания человека, связанного с постановкой проблем свободы воли.

С. Ю. Головин выделяет следующие основные функции воли:

1) выбор мотивов и целей;

2) регуляция побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации;

3) организация психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему;

4) мобилизация физических и психических возможностей при преодолении препятствий в достижении поставленной цели.

Для возникновения волевой регуляции необходимы определенные условия - наличие препятствий и преград. Воля проявляется, когда появляются трудности на пути к цели: препятствия внешние - время, пространство, противодействия людей, физические свойства предметов и т. д.; препятствия внутренние - отношения и установки, болезненные состояния, усталость и т. д. Все эти препятствия, отражаясь в сознании, вызывают волевое усилие, которое создает необходимый тонус для преодоления трудностей.

Волевые усилия необходимы:

1) при восполнении дефицита побуждения к действиям при отсутствии их достаточной мотивации;

2) при выборе мотивов, целей, видов действий при их конфликте;

3) при произвольной регуляции внешних и внутренних действий и психических процессов.

Воля неразрывно связана с познавательными мотивами и эмоциональными процессами. В связи с этим все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т. д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Иными словами, в непроизвольных действиях нет четкой цели и усилий субъекта для ее достижения. Примером непроизводственных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).

Произвольные действия предполагают осознание гэли, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. В этой связи воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации.

Волевая регуляция поведения человека формируется и развивается под воздействием контроля за его поведением со стороны общества, а затем - самоконтроля личности.

В зависимости от трудностей внешнего мира и сложности внутреннего мира человека выделяют 4 варианта проявления воли:

1) в легком мире, где любое желание выполнимо, воля практически не требуется (желания человека просты, однозначны, любое желание осуществимо в легком мире);

2) в трудном мире, где существуют разнообразные препятствия, требуются волевые усилия по преодолению препятствий реальной действительности, нужно терпение, но сам человек внутренне спокоен, уверен в своей правоте в силу однозначности своих желаний и целей (простой внутренний мир человека);

3) в легком внешнем мире и при сложном внутреннем мире человека требуются волевые усилия по преодолению внутренних противоречий, сомнений, человек внутренне сложен, идет борьба мотивов и целей, человек мучается при принятии решения;

4) в трудном внешнем мире и при сложном внутреннем мире человека требуются интенсивные волевые усилия для преодоления внутренних сомнений для выбора решения и осуществления действий в условиях объективных помех и трудностей. Волевое действие здесь выступает как принятое к осуществлению по собственному решению, осознанное, намеренное, целенаправленное действие на основе внешней и внутренней необходимости.

Необходимость сильной воли возрастает при наличии:

1) трудных ситуаций «трудного мира»;

2) сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Но воля и волевые качества могут у человека не сформироваться, если условия жизни и воспитания в детстве были неблагоприятные:

1) ребенок избалован, все его желания беспрекословно осуществлялись (легкий мир - воля не требуется);

2) ребенок подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, не способен принимать сам решения.

В управленческой деятельности необходимо соблюдать следующие правила:

1) обеспечивать условия для успеха деятельности работника, но не облегчать существенно ему задания;

2) активизировать самостоятельную деятельность работника, вызвать у него чувство радости от достигнутого, повышать его веру в свои способность преодолевать трудности;

3) объяснять, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые руководитель предъявляет работнику, и предоставлять возможность работнику самостоятельно принимать решения в разумных пределах.

Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое - это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.

Этот пост расскажет о бесконечной силе воле, мысли и подсознания. Не останавливайтесь в своем развитии. Все время идите дальше. И тогда Вы почувствуете, что жизнь повернется к Вам совершенно иной стороной, Ваша сила увеличится, а возможности многократно возрастут. Возможности человека ничем неограниченны! Лишь ограниченный разум, делает нас подвластными существами. Вы куда более величественная Личность, чем та, за которую себя принимаете. Ваша задача – научиться входить в состояние единого потока. Развивайте силу воли, силу мысли и подсознания и Вы многократно увеличите свои способности…

За прошедшие десять лет, мир науки претерпел огромные изменения. В прессе и научной литературе все более и более прослеживаются признаки новой эры – эры подсознательного мышления. Такой образ мышления даст все, чего пожелаешь. Вы обладаете бесценным сокровищем и обязаны его использовать.

Что же это за сокровище?

Вы сами и являетесь этим сокровищем, этим богатством и загадкой, которую Вам еще предстоит разгадать. Ваше подсознание, хранит память всех предыдущих поколений! И поэтому вся космическая информация, находится у Вас в «в кармане”, ее только нужно достать из скрытых архивов памяти.

Подсознание, воля и мысль могут все!

В подсознании есть все необходимые ресурсы, и механизмы, с помощью которых осуществляются все мысли и намерения. Мысль и воля материальны. Данный факт доказан в научных лабораториях. Был определен точный вес мысли и ее форма.

Как взвесили мысль?

Человека клали на сверхточные электронные весы и взвешивали его в различных состояниях сознания, наблюдая при этом, режим электроволновой активности мозга, с помощью электроэнцефалограммы головного мозга. Так доказали, что при интенсивной визуализации, какой-либо яркой мысли – вес человека в ничтожной степени увеличивается и напротив, в состоянии транса или безмыслия – вес тела уменьшается.

Сенсация в мире фото!

Фотолаборатории, на Западе и в России, уже научились делать снимки мыслей, в цветном режиме. Они определили, что каждая мысль имеет свою форму и цвет. Негативные мысли имеют уродливые формы и темные цвета, а положительно заряженные мысли наделены привлекательной и гармоничной формой, светлыми, яркими тонами. Это доказывает существование более тонкой материи, чем та, которую мы можем видеть своими собственными глазами. Из чего же соткана тонкая материя?

О виртуальных фотонах

Из особых частиц, под названием, виртуальные фотоны. Это очень интересная и необыкновенная субстанция, которая перевернула всю научную концепцию. Дело в том, что виртуальные фотоны – это такие частицы, которые имеют голографическую визуальную внешность, но которых в действительности нет.Некоторые крупные научные круги начали «копать” в этом направлении и моментально обрели множество противников, во всей мировой, научной диаспоре.

Почему это, так взволновало научные круги?

Потому, что эти исследования, подвергли сомнению, всю прежнюю картину реальности и мироздания. Ту которую, до сих пор, преподают во всех мировых школах, колледжах и ВУЗах. Вдумайтесь, все во что верили несколько столетий подряд, что подавалось, как непреложная истина, на базе которой разрабатывались научные концепции, защищались диссертации и докторские, разрушилось в одно мгновенье! Вся научная культура восемнадцатого, девятнадцатого и двадцатого столетий – терпит крах!

В мире квантовой физики

Я докажу Вам, что мир не является чем-то статичным и состоит из виртуальных фотонов, которых, в действительности, не существует. Это лишь некий энергетический потенциал. Возьмите и откройте любой учебник квантовой физики и Вы обнаружите, что практически на каждой странице, будет идти речь именно об этом. Кванты и Кварки – это мельчайшие элементарные частицы, которые основаны на двух составляющих. Первая составляющая это энергия, а вторая волна. Квант – это и то, и другое, одновременно. Узнав об этом, столь скептический научный мир, пришел в восторг и недоумение.

Как это, квант и энергия и волна одновременно?

Вот из таких ничтожно-малых частиц, как кванты и кварки, состоят атомные ядра и электроны, которые составляют всю основу этого материального мира. Фактически это открытие говорит о том, что мир по своей природе не является чем-то стабильным, мир виртуален. Миром правит разум, куда более превосходящий человеческий, сила которого простирается на огромные расстояния, превосходящие одну вселенную или даже целую систему бесконечности.

Что же это за разум?

Этот разум признают все культуры и религии мира. Его называют Богом, Высшей силой или Космическим разумом. Ему нет никаких пределов и нет ничего выше него или равного ему.

Как космический разум проявляется и из чего он состоит?

Ответ мы находим, во всех древних восточных учениях и науке. Существование некой субстанции называемой Абсолютом, не подлежит никакому сомнению, если взглянуть на мир глазами, трезвомыслящего человека. Миром правят жесткие и суровые законы. Если Вы засунете руку в огонь – Вы обожжетесь. Если Вы попытаетесь выпить яд – Вы умрете. В этих законах мы не властны, они даны нам силой, которая явно превосходит человека.

Кем или чем установлены эти законы?

Ответ может быть только один. Абсолютом, Высшим разумом и Космической силой. Бесконечность – это такая субстанция, которая вмещает в себя все и в то же время, этим всем не является. Проведите простое ментальное упражнение, которое дают своим ученикам, на начальном этапе подготовки, Индийские Раджа-йоги.

Ход упражнения

Сядьте или лягте, в удобном положении.

Расслабьтесь и расстегните сковывающую одежду.

Закройте глаза и представьте, что Ваше тело занимает пространство, в два раза больше.

Визуализируйте, как тело растет и увеличивается в размерах.

Ваше тело достигает размеров той комнаты, в которой Вы находитесь.

Нет пределов этому и Вы растете, все больше и больше.

Вы становитесь гигантских космических размеров и превосходите солнечную систему.

Затем превосходите в размерах нашу галактику.

Вы все растете и расширяетесь, занимая размер огромной вселенной.

Но это не конец!

Идите дальше. Растите за пределы Вселенной и так до бесконечности. Встреча с ощущением бесконечности, является той основой, с которой начинается учение настоящей раджа-йоги. Осознание своего единства с бесконечностью, является проявлением подготовки в мистической Йоге.

Чем большего размера Вы себя можете представить, тем большие мистические возможности обретаете. Вы становитесь полноправным хозяином космического разума, а если сказать точнее им Самим. Чем большее пространство во Вселенной займет Ваше энергетическое тело, тем большие сверхспособности Вы обретете. Это состояние – ощущение бесконечности – является той основой, на которой вырастает прекрасное здание мистической практики.

Мистические способности дремлют в каждом!

Мозг обычного человека развит всего на 3%-5%. Йоги добиваются полного раскрытия всех способностей мозга, за счет достижения глубоких трансовых состояний и применения ауто-гипноза, дарующего им такие безграничные возможности.

Йоги не боятся огня, холода, они могут не есть, не спать и даже не дышать. Я лично встречался с такими йогами, в Гималаях и йогических ашрамах. Все законы материального мира, находятся у них на службе и готовы выполнить любой их приказ. Мой Гуру, известный йогин и аскет. На протяжении 12 лет жил в Гималаях, совершенно нагой, питался опавшими плодами и кореньями.

История с тигром

Когда к нему пришел тигр, чтобы насытиться человеческим мясом, Гуру, без промедления, отрезал кусок своей плоти с бедра ноги и накормил голодное животное. И такое было два раза.

О реинкарнации

Целую вечность, Мы блуждаем в круговороте жизни и смерти, не имея возможности познать себя и стать господином своей жизни и тех законов, которые ею управляют. Уже доказано, что человек живет не один раз. Были случаи, когда маленькие дети, вдруг вспоминали о своих предыдущих воплощениях и устремлялись к своим предыдущим родителям, в другие страны.

Перерождения Ламы

Этот интересный факт зафиксирован и адептами буддизма. Вы, наверное, уже слышали, что Тибетский Лама, главнокомандующий всего буддизма, рождается уже не одну, а целых 20 жизней, просто осознано меняя свои тела. Он сохраняет, весь опыт своих прошлых воплощений и уже с детства является великим мудрецом и ученым.

Как Лама уходит из жизни?

В момент смерти, Лама оставляет своим ученикам завещание, в котором указывается место и время рождения его будущего воплощения на Земле. Так и происходит. Один Лама уходит, а на его место ставят мальчика, в которого переселился бессмертный дух Ламы.

Как адепты достигают свободы и власти, над законами мироздания ?

Этот путь называют мистической Йогой. Эта Йога, включает в себя элементы всех Йог и методов самосознания. Это самый древний метод развития человека и он практиковался задолго до того, как возникли другие учения и религии.

Все новое, что так гордо преподают учителя западной парапсихологии и психотерапии, все авторские методики, о саморазвитии, опубликованные западными специалистами, позаимствованы из Йоги и родственных ей учений, так же возникших из Йоги. Йога – это пра-учение, пра-знание.

История йоги

Древние писания Йоги, говорят о том, что до нашего времени, на Земле существовала высокоразвитая цивилизация и люди были подобны богам. В них были развиты различные, сверхъестественные способности и мистические силы: они умели летать, видели атомы, знали прошлое и могли видеть будущее. То, что демонстрируют современные йоги – жалкие остатки былой роскоши, которой владели йоги древних времен. Как рассказывается в древних трактатах, они могли силой мысли и звуковой вибрации, создавать целые планеты. И наслаждались там тысячи лет, с прекрасными девами, вышедшими из их ума. У них было столько энергии, что они могли ее концентрировать и создавать материю, из собственных виртуальных фотонов. Я видел йогов, владеющих силой материализации.

Как достигают сверхспособностей индийские йоги?

Путем великой аскезы, они подчиняют себе свою волю. Как утверждают йоги, методов развития железной воли, имеется множество. Здесь принцип очень простой: имеющий власть над собой, имеет власть над всем миром. Как достичь такой власти? Здесь я приведу некоторые древние практики, по развитию силы мистической воли.

Воля

Воля – как деньги, за нее можно купить все, что Вы захотите. Она, как преданная женщина, отдает Вам все. Она, есть единственная сила во Вселенной. Лишь воля управляет всем.

Два пути развития воли

Есть два пути развития воли и оба они достаточно сложны. Не потому, что это тяжкий труд, а потому что придется перебороть самого себя. Победить некоторые свои желания. Стать лучше и сильнее, стать выше себя самого. Понимаете, просто взять и стать совершеннее.Это так просто и так сложно одновременно!

Сколько Вы сможете просидеть, в одной позе, не вставая и не двигаясь?

Попробуйте, это не так легко, как кажется на первый взгляд. Здесь потребуется огромная сила воли. Когда Мастер дал мне личную практику, я сидел по 4-8 часов в день, в позе лотоса и не вставал, со своей красной подстилки. Я хотел встать, но я вырабатывал в себе волю. Два месяца я просидел в своей комнате и не с кем не общался. Два месяца я питался только молоком и фруктами. Моя воля в то время достигла пиковой точки. Я обрел некую силу и мне казалось, что я могу летать и творить все что угодно. Я проверял себя и действительно, мог внушить свои мысли, кому угодно. Я мог мысленно представить, что-то и тут же, получал это. Не в тот же самый миг, а через короткий промежуток времени.

Материализация золотых украшений

Однажды, я тестировал свои способности к материализации. Я визуализировал золотые украшения, на протяжении двух дней. Ровно через два дня, я вышел на остановку и нашел в песке золотое кольцо, да еще и с маленьким бриллиантиком. Я удивился, но через неделю решил себя перепроверить.Я повторил эксперимент и каждый день, представлял в своем воображении золотые украшения.

И что бы Вы думали?

Все повторилось. Только обстоятельства были другие. К нам в город приезжал один Индийский Мастер и читал лекцию. Я был организатором этого семинара. После лекции, когда наши девушки убирались в зале, ко мне подошла одна из них и показала золотую цепочку, которую кто-то потерял. Я предложил ей оставить ее себе так, как в зале было много незнакомых людей и найти владельца мы уже не сможем. Она решительно отказалась и сказала, что отдает ее мне, для окупки затрат, на проведение семинара.

Сила мысли и подсознания!

Вот так работает сила мысли и подсознания. Это парадокс, но все мысли имеют склонность к материализации через обстоятельства, это я называю кармический менеджмент. Всем движет воля.

Однажды я спросил у Мастера, может ли человек изменить свою судьбу?

Он ответил – только железной волей!

Что такое воля?

Воля – это способность сознания, управлять своим телом и разумом, и направлять усилия, в соответствии, со своим намерением. Развитие воли, дело достаточно простое. Начинать нужно постепенно. Приведу, одно упражнение, по развитию железной воли, способной управлять целым миром.

Упражнение по развитию «железной” воли…

Встаньте, по стойке смирно.

Опустите руки вдоль тела и расслабьтесь.

Замрите и не шевелитесь.

Наблюдайте за собой, не допуская ни малейших движений тела.

Следите за собой.

Не спешите, начните всего с одной минуты в день.

Каждый день прибавляйте только по одной минуте.

Длительность упражнения

Это упражнение нужно выполнять в одно и тоже время, натощак, утром или вечером. Через 30 дней Вы достигните отметки 30 минут, а через 2 месяца сможешь стоять целый час. В момент волевого стояния, Ваша спина и шея, должны быть прямыми, на одной линии.

Просто стой – все придет!

Попробуйте – получите хороший опыт. Увидите, что произойдет! Ваша жизнь кардинально изменится. Вы начнете обретать власть над самим собой и как следствие, над всем и всеми.

Эффект от практики

Данное упражнение, использовалось древними йогами, для достижения поставленных целей. Эта практика укрепляет тело, успокаивает ум, и дает огромную силу. Практикуя волевое стояние, Вы обретаете гармонично сложенное и красивое тело, четкое, логическое мышление. Поставив задачу перед стоянием, Вы можете сформулировать свое желание или намерение (для чего Вы стоите) и оно непременно исполнится – силой вашей воли.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ВОЛЕВОГО ЧЕЛОВЕКА.

Всем знакомы состояния мобилизации воли и ее ослабления. Мы то испытываем упадок, ослабление воли, то мобилизуем свои усилия и проявляем упорство, силу. Какие-то формы поведения со временем становятся привычными и переходят в качества характера.
Волевой человек обладает рядом характерных качеств.
Как сильная воля проявляется в характере? Какие качества являются волевыми? Как проявляется безволие?
В ряду волевых качеств на первом месте целеустремленность. Целеустремленность - это:
- умение ставить ясные цели и задачи,
- умение планировать свои действия;
- умение осуществлять намеченное, подчинять себя достижению поставленной цели, например, соблюдать строгий режим, если это необходимо для достижения цели и др.
Аристотель сказал: «Цель есть то, ради чего что-нибудь делается... ради нее делается все остальное.»
Чем отчетливее у человека цель, к которой он стремится, чем упорнее он в преодолении препятствий, тем он целеустремленнее.
Но люди по-разному упорны в преодолении трудностей. Бывает, что человек не доводит начатое дело до конца. Некоторые с энтузиазмом начинают работать, но быстро остывают. Чем сильнее препятствия, тем интенсивнее должно быть волевое усилие, тем более сильная воля требуется от человека.

Следующее важное волевое качество - настойчивость - это стойкость воли, которую проявляет человек, поставивший перед собой отдаленные цели. Чтоб отдаленные цели хорошо зафиксировать в сознании, нужно отразить их в конкретных задачах. Стремление с осуществлению отдаленных целей формирует в человеке сильную и стойкую волю.
С настойчивостью тесно связаны такие качества личности как выдержанность и терпеливость. Не следует их путать с покорностью, безинициативностью, безвольным подчинением силе обстоятельств или чужой воле. Терпеливость, выдержанность всегда связаны с инициативой, активны в достижении поставленной цели и преодолении неприятностей. Терпеливый человек знает ради чего он что-либо терпит.

Жизненно важным является такое волевое качество как самообладание . Оно важно в жизни и в любом труде, особенно для тех, чья работа связана с общением. Как бы ни был взволнован человек такой профессии, полное владение своим голосом, мимикой и пантамимикой - его профессиональная обязанность.
Самообладание состоит:
- в умении сохранять ясность мысли, т.е. оставаться внимательным, сосредоточенным на выполняемой работе, несмотря на действие сбивающих факторов. Это - умение не допускать «пораженческих» мыслей и негативных представлений под влиянием неудач, помех, ошибок;
- также в умении владеть своими чувствами: легко повышать эмоциональный тонус в состоянии растерянности, апатии, страха и др.; снижать уровень эмоционального возбуждения при излишней радости или волнении, боли, негодовании и т.д.; а в случае удачи не проявлять излишней самоуверенности, беспечности, чувства мнимого превосходства и других нежелательных переживаний;
- и в умении управлять своими действиями: контролировать свои движения при появлении усталости, появлении болевых ощущений, недовольства собой и других неблагоприятных внутренних состояниях; в конфликтных ситуациях удерживать себя от неэтичных поступков - пререкания, грубости и т.д.

Следующие два качества могут ошибочно оцениваться как положительные.
«Упрямство есть слабость, имеющая вид силы» (В.А. Жуковский). Упрямство - качество, отличное от настойчивости. В этом случае подразумевается настойчивость при выполнении решений, принятых без достаточных оснований. Упрямый человек отстаивает свое мнение вопреки логике, разумным доводам и фактам. «Упрямый все делает по-своему, не слушает ничьих советов и скоро становится жертвой своих заблуждений.»(Эзоп).
Если упрямый человек определяет цель деятельности, осуществляется перевоспитание в настойчивого.

Податливость - такое качество воли, которое определяется легким изменением принятого решения под влиянием других лиц. Оно противоположно упрямству. Если упрямого человека трудно в чем-либо убедить, переубедить, податливого, напротив очень легко. Несмотря на то, что для податливого человека мнение других людей может стать определяющим фактором в принятии решения, все же решение он принимает самостоятельно.
Перевоспитание этого качества не означает переход к резкости, грубости в поведении. Можно проявлять твердость и быть вежливым в общении с другими людьми.

Если решение дается человеку в готовом виде со стороны (причем оно принимается без критики), то говорят о таком качестве, как внушаемость . Внушаемость, также как и податливость не мешает человеку быть, например, хорошим работником. Однако считается, что данную черту нужно перевоспитывать, чтоб сохранить человека от возможных вредных влияний. Перевоспитание в этом случае рекомендуется осуществлять путем укрепления воли и формированием критичности мышления.

Для человека очень важным является такое волевое качество, как решительность . Оно определяется как способность быстро оценивать обстоятельства и принимать определенные решения, причем, приняв их не колебаться, а действовать уверенно.
Решительность - важное качество, когда ситуация не терпит промедления, требует быстрой реакции.

Если у человека достаточно времени, а решение он все же не принимает или меняет на противоположное, говорят об особенно отрицательном качестве воли - нерешительности.

Если необходимо быстро принимать решение и действовать, а человек не в состоянии это сделать, говорят о состоянии растерянности . Растерянный человек либо бездействует, либо начинает разные действия и не заканчивает их. («Скорость нужна, а поспешность вредна» (А.В. Суворов)) Эти действия могут быть противоположными по смыслу. Вместо спокойного анализа обстановки и принятия решения, он может менять решения.

Рассмотренные волевые качества проявляются у каждого человека в отдельных ситуациях, но могут быть и чертой личности. Поэтому важно знать как именно ведет себя человек в ситуации принятия решения чаще всего: колеблется, или принимает решения быстро; необдуманно, а затем быстро меняет их, или принимает продуманные и точно выполняемые решения.

Выделяют также такие качества воли, как:
Исполнительность - проявляется в старательном и систематическом исполнении принимаемых решений. Исполнительный человек испытывает потребность в полном завершении начатого дела.


Дисциплинированность - способность человека действовать в соответствии с нормами, правилами и законами. Выделяется трудовая дисциплина, которая развивает настойчивость, решительность, умение преодолевать свои импульсы. Таким образом обоснованная требовательность, укрепляя дисциплину, тем самым укрепляет и волю. Здесь речь не идет о так называемой «палочной» дисциплине, которая основана на страхе. Дисциплина должна опираться на понимание мотивов поведения, действий человека.

Выделяется также группа волевых качеств, связанных с поведением в ситуации опасности - это такие качества личности, как смелость, храбрость, отвага, мужество . А противоположные им - трусость, боязливость считаются проявлением безволия.

Разные формы страха по-разному, но всегда отрицательно влияют на деятельность.
В борьбе со страхом рекомендуют использовать следующее общее правило- чем более примитивна и биологична эмоция, тем меньше она поддается искоренению с помощью слов. Нельзя человека уговорить быть небоязливым. Но эмоции легко вытесняются друг другом. Испуганного человека достаточно рассердить, чтобы у него прошел испуг. Если рассерженного человека рассмешить, он перестанет сердиться.

Но опасность может вызывать и положительные эмоции стенического возбуждения. Стенический, не резко выраженный страх может тонизировать кору головного мозга из подкорки и в сочетании с критическим мышлением проявляться как «разумный страх» в виде опасения, осторожности. «С благоразумием подвергайся опасностям», - говорил мудрец Биас.
Насколько трусость, робость и боязливость - отрицательные черты личности, настолько осторожность считается положительной чертой.

Положительной считается и такая реакция на опасность как разумный азарт, связанный с активизацией сознательной деятельности в момент опасности.

Определена связь между степенью активности в момент опасности и переживаниями: чем более активен человек в опасной ситуации, тем легче по субъективному содержанию его переживания.
А. Суворов говорил: «Опасности лучше идти на встречу, чем ожидать на месте».

Выделяют различные формы преодоления страха - бесстрашия, которые отличаются по своим проявлениям. Это - смелость, храбрость, отвага, мужество, героизм.
Еще Плутарх сказал: «Начало победы - смелость». При проявлении смелости страх остается, но деятельность определяется мышлением и волевыми решениями. Такой человек считается смелым, который знает, что впереди опасность и все-таки идет на нее. Он знает ради чего он подавляет страх, какой цели достигает, поступая вопреки страху. Смелость состоит в умении подавлять чувство страха: когда человек в условиях реальной физической опасности испытывает стремление к риску и желание перейти к действию. В этих условиях он мысленно отключается от переживаний, страха и целиком сосредоточивается на действии. Смелость проявляется в разнообразных видах деятельности: «смелая мысль», «смелое решение проблемы» и др. Гельвеций говорил: «Часто именно смелости мы бываем обязаны открытием величайших истин»; Гетте: «Каждый художник обладает смелостью, без которой талант немыслим.»

Храбрость - связывают со стеническими эмоциональными переживаниями возбуждения во время опасности. Храброму человеку нравится ощущение опасности. Его переживания стеничны, деятельность не дезорганизована. Но хорошо, когда храбрость основана на разумном риске: безумная храбрость также пагубна, как и безумный страх. Рекомендуется воспитывать храбрость разумным риском: совершая рискованные действия и переживая удовлетворение от их успешного выполнения.

В формировании храбрости предостерегают от следующей крайности: советуют следить, чтобы храбрость не перешла в отрицательную форму бесстрашия - удаль. Удаль определяется как храбрость, достигшая уровня аффекта, которая характеризуется потерей критичности мышления.

Психология утверждает, что воспитание храбрости- это воспитание веры в свои силы и технику. Это воспитание уверенности в большой вероятности успешного завершения любого рискованного, но посильного задания.
Существует педагогическая рекомендация- с осторожностью выбирать момент, в который можно в первый раз разрешить человеку рискнуть. Надо быть уверенным, что по уровню своих знаний, умений и опытности он подготовлен для этого риска и может самостоятельно справиться с ситуацией.

Как противоположность удали выделяется отвага. Под отвагой понимают способность на поступок. Храбрым и смелым может быть человек, отстаивающий личные интересы. Отвага же проявляется в достижении цели, осознаваемой как общее дело. У отважного человека страх преодолевается чувством долга, которое связано с мировоззрением, убеждениями человека.
Смелый человек, идя навстречу опасности, напряжен, храбрый - возбужден, а отважный - спокоен.

Мужество определяется как высшая, наиболее сложная форма бесстрашия.
«А кто опасность мужеством встречает,
Того и мысль ясна, и тверд язык.» (Софокл)
Гете говорит: «Добро потеряешь - немного потеряешь! Честь потеряешь - много потеряешь! Мужество потеряешь - все потеряешь, лучше бы тогда совсем не родиться».
Мужество обобщает ряд сторон личности человека. В различных ситуациях преобладают те или иные из этих сторон. В мужестве проявляются отвага, смелость, храбрость, а также ответственность, терпение, находчивость, решительность, самообладание, сознательность, убежденность в своей правоте, мировоззрение, инициатива, твердость воли (определяется как сопротивляемость силе единичного удара) и стойкость воли (определяется как сопротивляемость ряду последующих ударов).

В качестве примера мужественного поведения можно привести случай из мировой истории - философ Сократ спокойно смотрел в лицо смерти, простив своих врагов.
Героизм -определяется как понятие, выходящее за рамки психологии и имеющее социальное содержание. В героизме проявляется высокий уровень положительных эмоций при совершении подвигов, имеющих общественное значение.
Бесстрашие, выражающееся в храбрости, отваге, мужестве и героизме -это отчетливое проявление владения человека своими эмоциями, пример волевого поведения.
Итак, теперь можно представить себе образ волевого человека, обладающего такими качествами как:
- целеустремленность,
- настойчивость,
- терпеливость,
- выдержанность,
- самообладание,
- решительность,
- исполнительность,
- дисциплинированность,
- твердость воли
- стойкость воли,
- осторожность,
- разумный азарт,
- смелость,
- храбрость,
- отвага,
- мужество;
и его противоположность - состояние безволия, проявляется в таких качества как:
- упрямство,
- податливость,
- внушаемость,
- нерешительность,
- трусость,
- боязливость,
- удаль.

Желание управлять другими людьми живёт в той или иной мере в каждом из нас. Только кому-то хочется отдавать приказы, а кого-то больше интересует возможность скрытого управления сознанием другого человека. Некоторым сразу же припомнятся цыганки, погружающие свою жертву в гипноз, под которым человек полностью покорен воле манипулятора. Вы, конечно, тоже можете обучиться искусству , но использовать его, всё равно, что открывать резную шкатулку при помощи топора. Если хотите, чтобы манипулирование осталось незаметным, нужно действовать гораздо тоньше.

Техника управления человеческим сознанием

Для начала вам нужно запомнить, что абсолютно не внушаемых людей не существует. А уж если человек утверждает, что никакая техника управления человеческим сознанием на нём не сработает, знайте, этот человек – лёгкая мишень. Обычно люди, находящиеся в строгих рамках каких-либо убеждений, теряют гибкость мышления, и убедить их в своей правоте становится проще. Кроме того, обнаружив предмет убеждённости, вы можете больше не искать слабое место собеседника, можно начинать работать с этим фактом.

Чтобы управление сознанием другого человека стало возможным, необходимо понять его сокровенные желания, узнать о его слабостях. Согласитесь, не всегда есть время собирать информацию об объекте воздействия, иногда необходимо повлиять на ход общения, увидев человека в первый или второй раз. Поэтому любому желающему воздействовать на собеседника, потребуется обладать высоким уровнем наблюдательности. Если этого качества нет, придётся заняться его развитием параллельно с тренировкой памяти, так как вам потребуется запоминать мельчайшие детали для составления собственного каталога человеческих реакций на тот или иной раздражитель. Помните, в схожих ситуациях люди могут поступать по-разному, но первая реакция у них будет одинаковой.

Нащупав слабое место человека, постарайтесь сыграть на этом. Ну а чтобы обнаружить точки воздействия, потребуется задать пару уточняющих вопросов. Узнать, о чем спрашивать, можно понаблюдав немного за объектом до начала разговора и во время приветствия. Уже за это время можно составить примерный портрет собеседника, властен он или любит подчиняться, какие у него материальные запросы, семейное положение, и многое другое. Если вам нужно в чём-то убедить человека, попробуйте два раза предложить ему неоспоримые утверждения, с которыми он согласиться, на третий раз собеседник будет более расположен к положительной реакции.

Как видим, техника управления человеческим сознанием очень проста, если только вы умеете «видеть» людей. Именно поэтому лучшими манипуляторами являются люди, изучавшие психологию.