Аттестация учителя: подготовка конспекта урока. Подготовка конспекта урока как форма квалификационного испытания

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. 2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. (из ФГОС)

Человек идентичен самому себе. Задача учителя помочь осознать эту идентичность, обнаружить её, понять, как я сам себя развиваю и воспитываю. Осознание индивидуальности идёт через сравнение с самим собой: что я знаю?, чего не знаю?, чем прирос?. Порождаются знания о способах самостроительства, целеполагания, рефлексии способа: что делаю?, для чего?. Индивидуальная образовательная программа учащихся предполагает: рефлексию, пробы, следующий шаг, снова рефлексия, проба, следующий шаг.

Красный – вы стремитесь к лидерству, вам не хватает новых завоеваний и побед. Возможно, в данный момент вам недостает ярких эмоциональных впечатлений. Оранжевый – знак возбуждения нервной системы. Это значит, что вы созрели для каких-то серьезных перемен в жизни. Розовый – вам не хватает нежности и легкости. Вероятно, вы немного устали от серьезной работы, четких планов, вас тянет к чему-нибудь беззаботному. Голубой – мечтаете о чем-то романтическом, возвышенном, далеком. Вы хотите быть максимально открытым, правдивым и при этом понятым. Темно-синий – вам нужна сильная разрядка и полноценный отдых. Зеленый – символизирует потребность в самоутверждении, тягу к знаниям или желание карьерного роста. Коричневый – не хватает физического отдыха, вы ищете покоя. Вам нужен домашний уют, теплота и комфорт.

МАСТЕР-КЛАСС проводит учитель начальных классов Моу «Дуплятская сош им. В.А. Кумскова» Алтынова Ирина Яковлевна ТЕМА: Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе

Цель мастер-класса Повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Что такое рефлексия? Обращение назад Размышление о внутреннем состоянии Самопознание Самоанализ

Классификация приёмов рефлексии: 1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Веселый мишка Грустный мишка Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Маятник настроения

2. Рефлексия деятельности

"Лесенка успеха"

Дерево успеха

3. Рефлексия содержания учебного материала.

Приемы рефлексии содержания учебного материала Своей работой на уроке я... доволен не совсем доволен я не доволен, потому что...

Сегодня на уроке я... научился было интересно было трудно мои ощущения больше всего понравилось...

Классификация приёмов рефлексии: 3.Рефлексия содержания учебного материала 2. Рефлексия деятельности 1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

ЦВЕТОГРАММА актуальность новизна полезность интерес высокая оценка средняя оценка низкая оценка

Всем спасибо!

Предварительный просмотр:

II. ЦЕЛИ МАСТЕР - КЛАССА:

I.Для своего мастер- класса я выбрала давно интересующую меня тему «Рефлексия на уроках в начальной школе». В стандартах второго поколения особое внимание уделяется следующим критериям (файл 1).

И по мнению педагогов (файл 2).

А теперь уважаемые коллеги я попрошу Вас оценить собственное эмоциональное состояние при помощи тест – полосок. Возьмите ту полоску, цвет которой Вам наиболее импонирует и прикрепите её с помощью магнита к доске. А теперь оцените своё состояние (файл 3). И попробуем оценить состояние всей аудитории. Цвет каких полосок преобладает?

Тема моего мастер – класса «Рефлексия», а какова моя цель сегодня? (ответы участников мастер – класса). А ваша цель? (ответы участников мастер – класса)

III. РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ МАСТЕР - КЛАССА:

Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.

А что же такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

  1. рефлексия настроения и эмоционального состояния

(целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности)

Что можно применять?

Это: карточки с изображением лица ; показ большого пальца вверх или вниз ;

« солнышко » - мне всё удалось, « солнышко и тучка » - мне не всё удалось, « тучка » - у меня ничего не получилось;

« радостный гномик » - всё хорошо, «грустный гномик» - плоховато;

« маятник настроения » - отображает настроение ребёнка.

  1. рефлексия деятельности

(это вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика)

Какие варианты?

Это: « лесенка успеха » - нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось;

« наряди ёлку » - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки;

«дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки;

«Дерево успеха» - это мой любимый вариант рефлексии на уроке.

(показ «дерева успеха» используемого в классе)

Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.

Но ведь ребёнок должен иметь продвижение в своём развитии. И в рефлексивной деятельности есть такое продвижение.

  1. рефлексия содержания учебного материала

(используется для выявления уровня осознания содержания пройденного, эффективен приём незаконченного предложения: я не знал … - т еперь я знаю …).

Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У ребёнка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент:

Сейчас, излагая свой материал, я заглядываю в свои записи. Понимая, что и ребёнок не в силах запомнить выше представленные фразы, я нашла очень простой выход. Собрала всё на одном листе, вложила в файл и на каждой парте постоянно имеется «Карта рефлексии урока».

(показ «Карты рефлексии урока», используемой в классе)

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА МАСТЕР - КЛАССЕ:

Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

А сейчас я предлагаю вам творческое задание. Его можно выполнить как индивидуально, так в парах и группах. Придумайте свои варианты проведения рефлексии в 1-2 классах. А ваши варианты все сидящие здесь могут оценить при помощи «человечков» (они вложены в конверты).

У «человечка» руки опущены – Ваш вариант мне не понравился, у «человечка» руки разведены в стороны – неплохой вариант, у «человечка» руки подняты вверх – очень интересный вариант.

V. РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР - КЛАССА:

В ваши конверты вложены две карточки: зелёная и красная. Если вам понравился мой мастер – класс и вы будете это использовать в своей работе – покажите мне зелёную карточку. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите красную карточку.

1. /Вариативные формы аттестации педагогических работников/авторская учебная программа.docx
2. /Вариативные формы аттестации педагогических работников/мастер.docx
3. /Вариативные формы аттестации педагогических работников/методическая разработка педагога.docx
4. /Вариативные формы аттестации педагогических работников/опытно-экспериментальная разработка.docx
5. /Вариативные формы аттестации педагогических работников/педагогическая концепция учителя.docx
6. /Вариативные формы аттестации педагогических работников/педагогический проект.docx
7. /Вариативные формы аттестации педагогических работников/учебное пособие.docx
Закона РФ «Об образовании»
Экспертная оценка мастер-класса на соответствие высшей квалификационной категории
Экспертная оценка методической разработки педагога на соответствие высшей квалификационной категории
Программа опытно-экспериментальной работы
Педагогической концепции (в середине листа)
Экспертная оценка педагогического проекта на соответствие высшей квалификационной категории Проблема
Экспертная оценка учебного пособия, разработанного педагогом

Экспертная оценка методической разработки педагога

на соответствие

высшей квалификационной категории

Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии о бучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.

Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям.

Методическая разработка может представлять собой:


  • разработку конкретного урока;

  • разработку серии уроков;

  • разработку темы программы:

  • разработку частной (авторской) методики преподавания предмета;

  • разработку общей методики преподавания предметов;

  • разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;

  • разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета.
К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:

  1. Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.

  2. Определить цель методической разработки.

  3. Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.

  4. Составить план и определить структуру методической разработки.

  5. Определить направления предстоящей работы.
Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на уроках; использования современных педагогических технологий или их элементов на уроках и т.д.

Требования, предъявляемые к методической разработке :

4. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

5. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.

7. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.

8. Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.

9. Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».

10. Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, образцы УПД, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).

Структура методической разработки

Общая структура:

1 Аннотация.

3. Введение.

4. Основная часть.

5. Заключение.

6. Список использованных источников.

7. Приложения.

В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.

Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.

Методическая разработка темы программы

Основная часть может состоять из следующих разделов:


  • характеристика темы;

  • планирование изучение темы;

  • рекомендации по организации и методике изучения темы.
В характеристике темы указываются :

Образовательные цели и задачи темы;

Планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение;

Знания и умения, которые учащиеся должны получить или совершенствовать;

Место и роль темы в курсе;

Связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные и межпредметные связи;

Дается дидактический анализ содержания материала;

Выделяются уровни изучения и усвоения учебного материала;

Возможен сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике с той методикой, которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической разработке.

При планировании учебной темы необходимо :

1. Продумать методику преподавания темы.

2. Подобрать примеры, иллюстрации, наметить лабораторно-практические занятия, контрольные работы, экскурсии и т.д.

3. Выделить основные вопросы, которые учащиеся должны прочно усвоить.

4. Проанализировать воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики.

В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.

Структура методической разработки урока теоретического обучения .

В основной части можно выделить следующие разделы:


  1. Методическое обоснование темы.

  2. Методические рекомендации по проведению урока.

  3. План урока (с технологической картой).

  4. Дидактический материал к уроку (можно не выделять в виде приложений).

  5. Список литературы (источников) для учащихся.

  6. Список литературы для педагогов.
Рекомендуемый план урока :

1. Тема программы.

2. Тема урока.

3. Тип урока.

4. Вид урока.

5. Цель методическая.

6. Цели образования (обучения, воспитания, развития).

7. Материально-техническое обеспечение урока.

8. Межпредметные и внутрипредметные связи.
Примерная технологическая карта урока:

Тип урока определяется целью организации урока, т.е. целью его проведения.

Тип уроков теоретического обучения (по Махмутову М.И.):


  • Урок изучения нового учебного материала.

  • Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

  • Урок обобщения и систематизации знаний.

  • Урок контроля знаний, умений и навыков.

  • Комбинированный.
Типы уроков практического обучения (по Махмутову М.И.):Вид урока определяется формой совместной деятельности преподавателя и учащихся, которая доминирует на уроке:

  1. Лекция.

  2. Беседа.

  3. Самостоятельная работа.

  4. Практическая работа.

  5. Лабораторная работа.

  6. Конференция.

  7. Семинар.

  8. Контрольная работа.

  9. Зачет.

  10. Деловая игра.

  11. Экскурсия.

  12. Смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени).
Дидактическая структура урока включает в себя следующие дидактические задачи:

  1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний.

  2. Формирование новых понятий и способов действий.

  3. Применение понятий и способов действий.
Наиболее эффективно, когда на уроке решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа урока).

Дидактические методы (по Лернеру И.Я.)

1. Информационно-рецептивный.

2. Репродуктивный.

3. Проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский.

Форма деятельности зависит от применяемого метода и методических приемов. Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр видеофильма и др.

Способы организации деятельности преподавателя и учащихся (по Молчан Л.Л.):

1. Фронтальный.

2. Индивидуальный.

3. Парный.

4. Коллективный.

Цели образования подразделяются на цели обучения (формирование знаний, умений и навыков), воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности) и развития (развитие интересов, мышления, речи, воли и т.д.).

Методическая цель для каждого урока подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т.д. Если урок открытый, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данный урок.

Общие требования к оформлению методической разработки .


  1. Общий объем методической разработки должен составлять не менее 24 листов компьютерного текста (шрифт- 14). Если методическая разработка представляет собой разработку одного урока, то не менее 10 листов.

  2. Объем основного содержания - не менее половины всей рукописи.

  3. Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).

  4. Ссылки на использованную литературу в тексте следует давать в квадратных скобках.

  5. Список использованных источников должен содержать 10-15 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.

  6. Количество и объем разделов не лимитируется.
Примерная схема методической разработки:

1. Название разработки.

2. Название и форма проведения мероприятия.

3. Объяснительная записка, в которой указываются задачи проводимого мероприятия, предполагаемый метод проведения, возраст детей, на которых рассчитано мероприятие, условия для проведения, осуществления.

4. Оборудование, оформление (технические средства, варианты текстов, название и авторы музыкальных произведений, используемых в сценарии).

5. Методические советы на подготовительный период

(правильное распределение поручений).

6.Сценарный план, ход проведения мероприятия.

7. Сценарий мероприятия, где соблюдаются все композиционные сюжетные части, ссылки на авторов и названия источников с указанием страниц.

8. Методические советы организаторам и постановщикам (где лучше проводить мероприятие, варианты оформления, пути создания эмоционального настроя, предостережения от ошибок).

9. Методические советы на период ближайшего последействия (как подвести итоги, что сделать для закрепления полученного результата и т. п.).

СОДЕРЖАНИЕ

Титульный лист

Перечень основных разделов портфолио с указанием страниц:

    Критерий 2 – «Обеспечение повышения качества образования на основе эффективного использования современных образовательных технологий, совершенствование методов обучения и воспитания» 4стр

    2 .1.1.Моя педагогическая философия.

    4 стр.

    2.1.2. Обоснование выбора образовательных программ.

    7 стр.

    Критерий 2 – «Высокие результаты освоения обучающимися, образовательных программ» 24стр.

    2 .2.1. Динамика учебных достижений обучающихся

    24 стр.

    2.2.2. Результаты внеурочной деятельности обучающихся

    26 стр.

    2.2.3. Результаты деятельности педагога в области социализации обучающихся

    30 стр.

    2.2.4. Познавательная активность обучающихся по предмету

    33 стр.

    3.1. Инновационная деятельность педагогического работника

    40 стр.

    3.2. Результаты распространения собственного педагогического опыта

    45 стр.

    3.3. Методическая работа

    45 стр.

    Критерий 4 – «Профессиональные и личные достижения педагога»

    4.1. Повышение квалификации

    50 стр.

    4.2.Сертифицированные достижения педагогического работника

    51 стр.

    6. Подтверждающие материалы:

    1. 6.1 . Копия диплома

      6.2. Копия аттестационного листа

    1. 6.3. Конспект урока «Обобщающий урок по теме «Сталинская модернизация» в 9 классе (городской конкурс), (см. диск)

    1. 6.4. Разработка внеклассного мероприятия по теме «Так это было…», посвящённого 40-летию БАМа (см. диск)

    1. 6.5. Конспект урока «Культ личности. Массовые репрессии» в 11 классе (см. диск)

    1. 6.6. Отзывы коллег, обучающихся, родителей обучающихся о деятельности педагогического работника (результаты опросов, анкетирования).

    1. 6.7. Копия трудовой книжки

      6.8. Копия свидетельства о расторжении брака

    1. 6.9. Копия свидетельства о браке

    7. Лист самооценки.

    8. Лист экспертной оценки.

    9. Ходатайство (отзыв) руководителя ОУ.

РАЗДЕЛ 1.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА.

Сведения об аттестуемом работнике:

Фамилия, имя, отчество Крылова Татьяна Владимировна

Место работы, должность и дата назначения на должность: муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 г. Тынды Амурской области , учитель истории; 25.08.1997 г.

Профессиональное образование педагогического работника: Высшее. Благовещенский государственный педагогический университет 1997 г. по специальности история, присвоена квалификация учитель.

Общий трудовой стаж: 20 лет 5 мес.

Педагогический стаж: 18 лет 5 мес.

Стаж работы в данной должности в данной школе: 16 лет 7 мес.

Предыдущие квалификационные категории, сроки их действия:

Наличие учёной степени: -

Контактные телефоны: служебный телефон:56-55-261 , сотовый телефон: 8-914-56-01- 047

Адрес электронной почты: niutik 0612@ mail . ru

Верно.

Н.Н.Кузнецова

20.04.2014г.

РАЗДЕЛ 2.

ИНФОРМАЦИОННО - АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЁТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Критерий 1 - «Обеспечение повышения качества образования на основе эффективного использования современных образовательных технологий, совершенствования методов обучения и воспитания»

Плохой учитель преподносит истину,

хороший учит её находить.

А. Дистервег

2.1.1. Моя педагогическая философия.

Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил сам помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой – послать манну небесную, третий – воду от Бога. И только четвёртый Высокий Дух изрёк: «Вложи в каждого человека жажду к познанию дай им учителя».

Каждому человеку когда-то приходится отвечать на вопросы: для чего я живу, что мне дорого, что важно, без чего не могу обойтись? Размышляя о своём жизненном пути, прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя философия, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих учеников. Я – учитель!

Всё имеет свои истоки. Источником, живительным родником моих педагогических изысканий, успехов и преданности выбранного пути стал 1997 год, когда я пришла устраиваться на работу. Кто бы мог подумать, что эта судьбоносная встреча изменит всю мою жизнь! А ведь у меня была мечта, которая так и осталась мечтой недостижимой… Может в этом и есть радость жизни, что не всё исполняется, что можно мечтать, в душе, оставаясь ребёнком, и верить в прекрасный мир без сложностей и проблем? У меня был выбор. Жизнь свела меня с замечательными людьми и профессионалами своего дела – Шестак Любовь Борисовна и Мастюгина Людмила Ивановна. Они многому научили меня, вложили частицу своей души и знаний, они поверили в меня! Человек чувствует себя уверенным, нужным и значимым, когда в него верят, когда за промахи или ошибки не разрывают на части, а указывают на них и помогают всё исправить и преодолеть. И они помогали и помогают мне. Всё, чего я достигла, это благодаря им – моим живительным ключикам!

Как и мои наставники считаю, что именно от учителя, который должен быть мастером своего дела и в совершенстве владеть искусством обучения, зависит успех работы школы. Школа – это целая сплочённая команда единомышленников, это каждый в отдельности учитель и все вместе взятые сразу, это одна большая семья, где радости и невзгоды делятся на всех, где все плечом к плечу, рука об руку шагают к великой цели – воспитание детей! Именно любимые учителя – наставники открыли мне, что дружеское участие, живое, доверительное общение с детьми, пожалуй, - одно из главных условий успеха и удовлетворения от своей работы. Учитель должен не «работать с детьми», а «жить с ними», «делить радости и печали, взлёты и падения, не допуская фальши в отношениях».

Древнегреческий учёный Платон говорил: «Если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не пострадает – граждане будут несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, то в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей». Какую ответственность перед обществом возлагал на учителя великий мудрец!

Учительство – это харизма, плюс труд, плюс затянувшееся детство. Оно требует особого склада характера, занимает всё время человека и, как Царство Божие, обещает благодать где-то там, в необозримом будущем. Учительству надо многое приносить в жертву и ещё уметь этому радоваться. В идеале – не человек избирает профессию учителя, а наоборот. Корчака и Пирогова учительство отыскало среди врачей. А Святого Петра – среди рыбаков. Он трижды отрекался, но уступил.

Если подсчитать количество вводимых в педагогику научных терминов, определений, технологий, методов и систем, можно уверенно сказать, что эта наука переживает сейчас величайший подъём. И вскоре страна буквально переполнится гигантами мысли.

Ни одна, даже сверх гениальная методика не может уберечь ребёнка от ситуации неуспеха в учении и в обывательской философии. Но вернуть ребёнку веру в себя и в мир может Учитель.

Годы работы в школе помогли мне сделать вывод: лишь увлечённый делом может увлечь других. Надо помнить, что наше отношение к своему преподавательскому делу передаётся детям. Ребёнка нельзя обмануть. Он очень чутко воспринимает фальшь и лицемерие. Я думаю, что авторитет учителя складывается не из количества правильных ответов на каверзные вопросы, по крайней мере не только из этого. Иметь мужество признаться в ограниченности собственного знания – разве это не свидетельство того, что учитель находится в поиске, он тоже учится и делает это вместе с учеником.

Позёрство учителя, который взахлёб рассуждает о нравственности, а сам на деле не следует её примерам во взаимоотношениях с учеником, тут же вызывает презрение у детей. С ними нельзя заигрывать, их нужно уважать и доверять им.

А что значит, для меня быть учителем? Не возможность чему-то учить детей, а каждый день общаться с ними, открывая для себя новое. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится рассуждать о мире глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о своих учениках. Сопереживать их успехам и неудачам. Нести за них ответственность, помня, чему учила Любовь Борисовна – Не навреди!

Да, для меня «учитель» - это профессия, общественное положение, хобби, работа… Для меня быть учителем – это значит жить. Перефразируя В.С. Высоцкого, могу сказать:

Я не люблю фатального исхода

От жизни никогда не устаю

Я не люблю любое время года,

Когда его без пользы провожу…

Пришло и моё время – Собирать камни! В наше время много так опошлено, упрощено и профанировано, что нелепо предполагать исправление всего простым нажатием кнопки. «Нажму на кнопку, заиграет магнитофон, зазвучит музыка Бетховена – и ты превратишься в культурного…» Лишь терпение, малые шаги, радость от любой, хоть крошечной победы – вместе, рука об руку учитель может привести ребёнка и к Бетховену. Если мы будем медленно, но верно делать своё дело, думать сами и учить думать других, трудиться, веря, что они, наши воспитанники, по-прежнему славные, порядочные и подающие надежды молодые люди, - мы поможем им стать такими.

Учитель остаётся в нравственной оппозиции массовому оболваниванию. «В настоящей трагедии гибнет не герой – гибнет хор».(И. Бродский. из нобелевской лекции). Наше дело – беречь хор. Нас этому учили наши учителя. Это единственное, что мы можем и обязаны делать.

Всё чему учили меня пора собирать воедино и передавать опыт другим, как это делали мои дорогие наставники, мои живительные ключики жизни.

И философия моя как педагога –

Гуманный мир творить ума и красоты.

Тогда «открытий чудных» верная дорога

Пусть уведёт детей в грядущий мир мечты!

2.1.2. Обоснование выбора образовательных программ

Будущее школы определяется не президентом отдельно взятой страны, не министром образования и даже не учителем. Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или...

XХI век - век индустриализации и информатизации ставит перед учителем новые задачи и цели.

    В современном мире (интенсивного развития техники, космоса, нанотехнологий, информационно коммуникативных технологий) система образования должна формировать у учащихся новые качества – инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. В свете современных требований профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность перед обществом и государством, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро выходить них, разделять ценности безопасного и здорового образа жизни.

Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников .

Чтобы учитель мог решить задачи по реализации модели выпускника ХI века и сделать его конкурентоспособным в современном мире, педагог помимо знания своего предмета и любви к детям должен обладать рядом значимых качеств, таких как: профессионализм, компетентность, культура, дисциплинированность, трудолюбие, креативность, коммуникативность, активность, эрудиция, увлеченность, интеллигентность, порядочность, тактичность, умение слушать, доброта, чувство юмора, справедливость.

Главными задачами своей педагогической деятельности я считаю:

    развитие интересов, способностей, мышления, внимания, воображения, памяти, чувств, воли, познавательных, исследовательских и практических умений; так как развитое мышление и другие способности позволяют выпускнику школы пополнять знания и совершенствовать себя;

    формирование способностей к самообразованию, потребности и умений в самообучении, в использовании информации, поскольку в современную эпоху быстро устаревают знания, и есть необходимость в умении и готовности постоянно учиться самостоятельно;

    создание для каждого ученика «ситуации успеха» с учетом его индивидуального уровня развития.

    Формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, формирование нравственной позиции.

    создание условий для формирования методов научного познания и формирование на этой основе представлений о геополитической картине мира;

    обеспечение необходимого уровня усвоения систематизированных знаний по истории и обществознанию, которые обусловят адаптацию учащихся к дальнейшему обучению и жизни;

    формирование мировоззрения, нравственных, эстетических и других ценностей и качеств;

    формирование знаний об основах производства и организации труда в промышленности и управлении, развитие умений пользоваться техническими устройствами.

Для того чтобы решить все поставленные задачи помимо личностных качеств учителя, необходима и материально-техническая база кабинета. На данный момент я являюсь заведующей кабинетом-музеем «Магистраль моего детства», в котором для изучения истории и обществознания имеется все необходимое демонстрационное оборудование. Кабинет оснащен мобильным компьютерным классом, проектором, интерактивной доской, необходимыми цифровыми образовательными ресурсами, картами, таблицами-схемами и есть выход в интернет.

Свою педагогическую деятельность на всех ступенях обучения осуществляю в соответствии

На основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2008 г. и авторской программы «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А.Я. Юдовской и Л.М. Ванюшкиной. –М.: Просвещение, 2013;

На основе стандартов основного общего образования по истории МО РФ 2008г и на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2008 г. и авторской программы «История России 6-9 кл.» под редакцией А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной–М.; Просвещение, 2013г.;

На основе Федеральной примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2008г, авторской программы «История России в 6-9 кл.» А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной.-М.: Просвещение, 2013 и авторской программы «Новейшая история зарубежных стран. 20-начало 21 в: М.: Просвещение, 2013г.;

На основе стандартов основного общего образования по обществознанию 2008г. и программы по обществознанию, автором которой является А.И. Кравченко, созданной на основе стандартов и примерной программы по обществознанию;

На основе Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории и федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, Москва 2008;

На основе Примерной программы среднего (полного) общего образования на профильном уровне по обществознанию, федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне Москва 2008 и авторской программы Л.Н.Боголюбова, Ю.И.Аверьянова М.: «Просвещение» 2013;

Программа по Всеобщей истории составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5 класса авторов Д.Д. Данилова, А.В. Кузнецова, Д.В. Лисейцева, В.А. Клокова, В.А. Рогожкина, Н.С. Павловой, Е.В. Сизовой, С.М.Давыдовой, С.С.Кузнецовой и других.

- Программа по обществознанию составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5-го класса авторов Д.Д. Данилова, Е.В. Сизовой, С.М. Давыдовой, А.А. Николаевой, Л.Н. Корпачеворй, Н.С. Павловой, С.В. Паршиной, М.Е. Турчиной.

Требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), утв. приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

Требований федерального компонента государственного стандарта общего образования: Приказ Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

Приказа Минобрнауки РФ № 1067 от 19.12.2012 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год».

Процесс обучения - это организованное взаимодействие учителя и учеников для достижения образовательных целей. Стимулирование и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ими знаниями, развитию способностей, выработке взглядов я осуществляю придерживаясь следующих принципов обучения :

    Принцип гражданственности, который направлен на гуманизацию образования и позволяет удовлетворять социальные и личностные потребности;

    Принцип направленности обучения на решение во взаимосвязи задач образования и общего развития обучаемого;

    Принцип научности (соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией, ориентация процесса обучения на формирование у учащихся концептуального видения мира и создание его адекватного и реалистического образа.

    Принцип систематичности и последовательности обучения;

    Принцип наглядности обучения, сочетания различных методов, а также средств обучения в зависимости от задач и содержания обучения;

    Принцип сочетания различных форм обучения в зависимости от задач, содержания и методов обучения;

    Принцип создания необходимых условий для обучения;

    Принцип прочности, осознанности и действенности результатов образования, воспитания и развития.

Реальный учебно-воспитательный процесс сложен и многообразен, он выдвигает перед учителем целый комплекс проблем, которым необходимы решения. В их числе – проблема выбора организационных форм и методов обучения, которые бы позволили добиться наилучших результатов в каждой конкретной ситуации.

Основными направлениями в своей деятельности считаю следующие:

В основе моей деятельности лежит применение элементов технологии В.Шубина «Три подхода в изучении истории»:

I – использование игровых технологий (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин);

II - технологии интенсификации обучения на основе системно – знаковых моделей (Фирсов, В.Ф. Шаталов);

III - проблемное обучение (М.М.Махмутов, И.Я.Лернер, Дьюи).

Моя педагогическая деятельность включает в себя следующие компоненты:

    Система уроков традиционной и нетрадиционной формы обучения, целями которых является расширение объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, преобразование личного опыта каждого учащегося. При этом каждый ученик имеет право самостоятельного выбора и использования наиболее значимых для него способов проработки материала. Здесь я разработала серию нетрадиционных уроков – уроки с элементами исторического проектирования, полилоги, где высказываются различные точки зрения на важнейшие исторические события, проблемы; сочетаются изучение фактов с формированием навыков анализа и творческого осмысления проблемы. Например, урок-полилог в 10 классе «Монголо-татарское нашествие» - различные точки зрения о существовании ига на Руси.

    Система контроля и оценивания деятельности учащихся: опрос по карточкам; вариантные задания; исторические диктанты; тематические зачеты с заданиями разной сложности; тесты.

Для реализации поставленных целей и задач урока использую проверенные практикой работы в школе следующие современные образовательные технологии:

Способствует развитию творческой личности с повышенным адаптационным потенциалом в системе многоступенчатого образования, развитию самостоятельной личности (самоконтроля, самоуправления), социализации и профилизации образования, работе с одаренными и способными детьми.

Метод проекта

Развитие исследовательских навыков в процессе обучения на одном уроке и в серии уроков, в дополнительном образовании с последующей презентацией результатов работы в виде: реферата, доклада. Участие в школьной, городской научно-практической конференции.

Повышение мотивации учащихся к предмету; создание пособий, используемых на уроках, выход проектов за рамки предметного содержания на уровень социально-значимых результатов.

Интерактивные технологии

Открывают реальные возможности для построения образовательной системы, основанной на принципах открытого информационного пространства; создают основу для организации самостоятельной деятельности учащихся по анализу и обобщению информационного массива.

Исследовательская технология

Деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей

Целевая ориентация этой технологии - о бучение всех детей, с любыми индивидуальными данными, формирование ЗУН. Условия обучения – это многократное повторение, обязательный контроль, изучение крупными блоками, применение опор, ориентировочной основы деятельности, гуманизм, бесконфликтной учебной ситуации, открытие перспективы для исправления, роста, успеха.

Результатом работы является раскрепощенность, создающаяся при свободном выборе задач, системы опорных сигналов, способствующих быстрому восстановлению в памяти изученного материала, осознанию его структурно-логических связей и одновременно развитию ассоциативно образного мышления, а также восприятия, внимания, воображения, устной и письменной речи.

Проблемное обучение

Учащиеся приобщаются к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учатся мыслить, творчески усваивать знания. Р азвивается самостоятельность учащихся .

Игровые технологии

Вызыва ю т у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность. Позволя ю т решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; увлекать, убеждать. Оказыва ю т на учащихся воспитательное воздействие. Развивается умение отличать реальные явления от нереальных. При групповой деятельности результат воспринимается через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный .

Уровневая дифференциация

Каждый ученик включается в деятельность, соответствующую зоне ближайшего развития. Формируется уважительное отношение друг к другу, терпимость к мнению других. Создается психологический комфорт, ситуация успеха, доверие. Предупреждается неуспеваемость . Д ля учащихся возможен поэтапный учебный процесс, сдача зачетов, достижений повышенных уровней.

Обучение в сотрудничестве

(командная, групповая работа)

Развивается взаимоответственность, способность обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей. Реализуется потребность в расширении информационной базы обучения.

Использование групповых технологий организует совместные действия учащихся, которые ведут к активизации учебно-познавательных процессов, развивает коммуникативные, умственные, организаторские, творческие способности учащихся, самооценку и контроль.

Технология критического мышления

Формирование умения последовательно, непротиворечиво и обоснованно рассуждать.

Деятельностный подход

Деятельностный подход предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности. Принципы деятельностного подхода в воспитательном процессе эффективно реализуются через образовательную технологию учебно-деловая игра.

Здоровьесберегаю-щие технологии

Учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Активно участвуют в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности. Развитие саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю) учащегося. Становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

Проектно- исследовательская технология

Образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством учителя, в ходе которого реализуется научный метод познания. Формируются ключевые компетентности у учащихся. Достижение практических результатов, выход проектов за рамки предметного содержания, переход на уровень социально-значимых результатов.

Портфолио

Технология «Портфолио» – это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов ученика в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Это – заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения ученика в различных областях.

Модерация

Эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Технология модерации предполагает определённые этапы урока, каждый из которых имеет свои цели, задачи и методы.

Технология встречных усилий

Технология направлена на личностно ориентированное обучение, развивающая собственное видение учащимися художественных образов, формирующая умение осмысливать итоги деятельности, создающая благоприятную атмосферу сотворчества.

Интеграция учебных дисциплин

Действенная модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приёмов обучения, где развивается рефлексивность, критическое мышление.

Технология индивидуализиро

ванного обучения

Обеспечение саморазвития личности

Методика сотрудничества

Развитие взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей

Дифференцированное обучение

Развитие общеучебных навыков и умений школьников

Личностно-ориентированное обучение

Построение обучения на активной основе, путём целесообразной деятельности ученика с учётом его личного интереса в этом знании.

Особое внимание на уроках уделяю организации исследовательской деятельности, т.к. считаю, что самостоятельная деятельность учащиеся помогает реализовать их творческий потенциал. И в соответствии с новыми требованиями к подготовке выпускника большая направленность акцентируется на практическом применении знаний и умении пользоваться различными техническими устройствами.

Исследовательский подход в обучении состоит:

    во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);

    в организации учебной и внеурочной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности;

    в актуализации внутрипредметных, межпредметных, межцикловых связей;

    в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности; в изменении характера взаимоотношений ученик – учитель - коллектив учащихся в сторону сотрудничества.

Л.С. Выготский писал, «…обучение только тогда является хорошим, когда оно является создателем развития, оно побуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, которые находятся в стадии созревания и лежат в зоне ближайшего развития». Исследовательская деятельность, организуемая в рамках учебного процесса, предполагает выбор проблемы, ее теоретическое изучение, опытно-экспериментальную деятельность, обоснование научно-методических выводов и рекомендаций.

Правильно организованная исследовательская деятельность, даёт возможность педагогу сформировать у учащихся ключевые компетенции. Поэтому одним из направлений моей методической работы является организация исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и обществознания.

Исследовательскую деятельность обучающихся организую на трех уровнях: учебно-исследовательском, научно-исследовательском, поисково-творческом (проектном) .

Поисково-творческий уровень предполагает привлечение относительно большого количества школьников. Тематика при этом довольно проста, разнообразна и обязательно соответствует интересам автора работы. Деятельность учащихся на этом уровне сводится к поиску информации по выбранной теме и написанию рефератов, выполнению проектов, конечным продуктом которого чаще всего является презентация и макет. Проектирование осуществляется на принципах естественности, осознанности, самодеятельности, наглядности, культуросообразности.

Работая над проектом, учащийся критически перерабатывает различные виды информации, осуществляя анализ, синтез, и выделяет самое главное. Этот уровень исследовательской деятельности имеет свои плюсы, так как позволяет включить в работу большое количество учащихся. А презентации и макеты являются хорошим наглядным средством и используются на различных этапах урока.

За последнее время в мире изменились приоритеты образования. Если прежде ценились знания сами по себе, то теперь на первое место вышли общеучебные умения: умения приобретать и эффективно использовать знания. Причины понятны: в настоящее время знания быстро устаревают или оказываются недостаточными, а значит, нужно овладеть способами их обновления и пополнения. От того, как ученик может применить эти знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.

Использование презентаций, проектной исследовательской деятельности позволяет развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, самостоятельность в приобретении знаний, коммуникативные навыки, критическое мышление.

Особое внимание на этом этапе уделяю мотивации, как условию для возникновения у ученика вопроса или проблемы. На уроках применяю разные способы создания мотивации: проблемные задачи, текст, в котором есть противоречие; загадки; картинки, содержащие элементы неизвестности; невыполнимого задания или с помощью простого вопроса «что вы знаете о…». Учащиеся при этом пытаются решить проблему, высказывают самые разные гипотезы, задают вопросы. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы. Гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны. Изначально гипотезы не истинны и не ложны – они просто не определены. Их стоит подтвердить, оценить их вероятность. Как это сделать? Это нужно хорошо продумать.

Верно.

Директор МОБУ СОШ №6 г. Тынды

Н.Н. Кузнецова

20.04.2014г.

Научно-исследовательская деятельность, требует уже значительных усилий и со стороны учащегося, и со стороны педагога. Здесь нужны не только актуальность и практическая значимость выбранной темы, исследовательская работа должна содержать авторские выводы и логические умозаключения, собственные предложения, самостоятельные трактовки результатов.

Результаты своих работ дети представляют на ежегодных школьных конференциях, лучшие работы по результатам решения научно-методического совета рекомендуются для участия в городских конференциях.

На основе опыта руководства исследовательской деятельностью школьников отработаны этапы организации (выбор темы будущего научного исследования; совместное составление плана исследования; работа с литературой и терминологией; организация консультаций; выдвижение рабочей гипотезы и анализа результатов исследования; разработка ориентирующей методической литературы; обучение письменному оформлению результатов научно-исследовательской работы; привитие навыка публичной защиты исследования).

Этот подход необычен, что поначалу ставит учащихся, воспитанных в рамках традиционных образовательных систем, в тупик. Когда первое ощущение беспомощности в связи с отсутствием возможности скопировать образец проходит, учащиеся постепенно обнаруживают, что их окружает множество информационных систем, которые при умелом использовании становятся инструментами решения поставленной перед ними задачи. Это и литературные источники, и помощь взрослых, и совместная деятельность с товарищами, и консультации учителя, и самое главное, практически неисчерпаемые собственные возможности рассуждать и фантазировать. Порой приходится преодолевать первоначальную инертность ребят, привыкших к более пассивным формам обучения, но каждое маленькое открытие, сделанное ими в процессе работы над проектом вовлекает их в интересный процесс самостоятельного творчества и стимулирует на новые поиски и открытия. По мере того, как работа приобретает черты законченности, учащиеся все яснее ощущают продукт собственного труда.

Приобщение детей к научной работе в условиях школы сразу решает несколько важных педагогических проблем. При правильной организации исследовательской работы у учащихся развиваются аналитические способности, потребность в творческой деятельности, расширяется кругозор, учащиеся у чатся четко и ясно излагать мысли, отстаивать свое мнение . Выступая перед аудиторией, учащиеся учатся аргументировать, доказывать свою точку зрения, вести полемику, участвовать в дискуссии. Занимаясь исследовательской работой, учащиеся учатся соблюдать научную этику, убеждаются каким трудом добывается новое знание. Научная исследовательская деятельность дает учащимся возможность осознать свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы.

В отличие от олимпиад ценность организации исследовательской работы на базе школы повышена множеством положительных моментов: большее количество охватываемых школьников, возможность выбора темы; «Погружение» в тему, так как работа должна выполняться в течение месяцев или лет; наличие домашних заданий, получаемых не в авторитарной форме, а в виде распределения обязанностей, включая самого научного руководителя.

Нужно отметить то, что есть выпускники, которые своей будущей профессией выбрали именно науку и продолжают свое обучение в аспирантурах или являются преподавателями в высших специальных учреждениях технической направленности.

Главная задача учеников – учиться, что значит «учить себя»; я же, как учитель, могу и должна создать для них наилучшие условия обучения. Учить и учиться - вот моя задача. Учить мыслить, постигать тайны природы, учить смотреть и видеть, говорить и высказываться. Учиться на ошибках, опираясь на знания и веря в удачу идти вперед…

Верно.

Директор МОБУ СОШ №6 г. Тынды

Н.Н. Кузнецова

20.04.2014г.

Критерий 2 – «Высокие результаты освоения обучающимися, образовательных программ»

2.2.1. Динамика учебных достижений обучающихся.

На протяжении многих лет мои учащиеся показывают положительную динамику образовательных достижений: стопроцентную успеваемость и высокое качество знаний.

Результаты успеваемости учащихся по истории и обществознанию

Верно.

Н.Н. Кузнецова

20.04.2014г.

Из диаграмм и таблиц следует, что качество знаний в 2010-2011 падает (это связано с возрастными особенностями), а в 2011-2012гг. возрастает с 55% до 82%. В 2012-2013гг. рост составил 4% (с 82% до 86%).

Верно.

Директор МОБУ СОШ № 6 г. Тынды

Н.Н. Кузнецова

20.04.2014г.

Результаты административных контрольных работ по истории в 2011 году

Процент

успеваемости

Процент

качества

Порог успешности

История

9 а

100

92,4

0,7

История

9 б

100

73,3

0,2

История

8 а

100

96,2

0,9

История

8 б

100

0,6

История

8 в

100

63,6

0,2

История

7 в

100

0,6

История

5 а

100

91,6

0,7

История

5 б

100

87,08

0,6

Анализ контрольных работ показывает, что обучающиеся усваивают учебный материал на уровне государственного стандарта от 63,6 до 96,2 %.

Результаты административных контрольных работ по истории в 2014году

Результаты итоговой аттестации выпускников 9-х классов

Минимальное кол-во баллов

( установлено

Рособнадзором )

Выше проход - ного балла

успев

2011-2012

обществознание

100

2012-2013

обществознание

100

Верно.

Директор МОБУ СОШ № 6 г. Тынды

Н.Н. Кузнецова

20.04.2014г.

2.2.2.Результаты внеурочной деятельности обучающихся

Ежегодно мои учащиеся участвуют в школьных, городских и всероссийских олимпиадах по истории, обществознанию, экономике, праву и занимают призовые места.

Всероссийские олимпиады и чемпионаты

17.

Апрель 2010

Всероссийский

Диплом 1 и 2 степени, сертификат участника – 11 уч-ся

18.

Апрель 2011

Всероссийский

Диплом 1, 2, 3 степени

Сертификат участника – 27 учащихся

19.

Всероссийский «Молодёжный исторический чемпионат»

Апрель 2011

Всероссийский

Диплом 2 степени

Сертификат участника – 29уч-ся

20.

Всероссийский «Молодёжный чемпионат по обществознанию»

Март

2012

Всероссийский

Диплом 2 и 3 степени

Сертификат участника -48 уч-ся

21.

Всероссийские олимпиады по истории и обществознанию г.Бийск

Март

2012

Всероссийский

Дипломы 2 и 3 степени

Сертификат участника - 71 уч-ся

22.

«Дистанционная олимпиада по истории», «Дистанционная олимпиада по обществознанию»

Декабрь 2013

Международный проект videouroki . net

Дипломы 2 и 3 степени, сертификат участника

Верно.

Директор МОБУ СОШ № 6 г. Тынды

Н.Н. Кузнецова

20.04.2014г.

Копия верна.

Директор МОБУ СОШ № 6 г. Тынды _________ Н.Н. Кузнецова

20.04.2014г.


Копия верна.

Директор МОБУ СОШ № 6 г. Тынды

Н.Н. Кузнецова

20.04.2014г.

2.2.3. Результаты деятельности педагога в области социализации обучающихся.

«Воспитатели и учителя должны знать,

кого им нужно воспитывать или выучить,

знать не только тот педагогический материал,

который сидит или бегает под их руководством,

но и тот умственный и нравственный идеал,

к которому они обязаны приближать эти вверенные им

маленькие живые будущности».

В.О. Ключевский

Воспитывать – значит учить жить”.

А.С.Макаренко

Дети – наше будущее и главная задача, которая стоит перед педагогами, родителями и врачами – заложить нормы и правила поведения, с которыми ребенок пойдет в эту непростую, взрослую жизнь, воспитать психически и физически здорового ребенка.

Воспитание – процесс постоянного “сотворения” личности. Это - подвиг времени. Нужно уделять этому делу много сил, внимания. Оно требует размышлений, чтения специальных книг, бесед с родителями. А главное наших детей нужно очень-очень сильно любить по-настоящему. Всю нашу жизнь построить ради этого и этим жить. Только тогда может что-то получиться.

Класс, в котором я сейчас являюсь классным руководителем, был набран из учащихся школ города в начале 2013-2014 учебного года. Работу с классом начала с того, что изучила личные дела учащихся, провела наблюдения, беседы с учителями начальной школы и родителями, игру «Мир моих увлечений», огонёк знакомств «Рассказ о себе».

Главными задачами моей воспитательной работы как классного руководителя на начальном этапе стали: создание условий для сплочения классного коллектива; пробуждение интереса детей к самим себе; помощь в формировании адекватной самооценки.

В основе воспитательной системы класса были заложены принципы ориентации на позитив в поведении и характере ребенка, доверия и поддержки, толерантности, добровольности.

С первого дня знакомства мы все подолгу оставались после уроков. Ребята оказались отзывчивыми на доброту. Вместе выполняли домашние задания, помогая друг другу, рисовали газеты, готовили номера художественной самодеятельности и просто очень много разговаривали. В свободное время мы ходили в библиотеки, на природу.

Моими партнеры как классного руководителя являются родительский комитет, учителя - предметники, центры дополнительного образования, музей, ПДН, библиотеки и т.п.

Взаимодействие с партнерами позволяет проводить мероприятия с целью расширения кругозора, воспитания любви к малой Родине и обучения способам конструктивного взаимодействия.

Значительно, по сравнению с предыдущим годом повысился интерес учащихся к учебной и исследовательской деятельности.

Учащиеся класса приняли участие в молодежных чемпионатах по различным предметам, интернет-олимпиадах и показали неплохие результаты.

Большую роль в воспитании учащихся оказывают традиции. Мои учащиеся принимают активное участие во всех школьных традиционных мероприятиях: праздники первого и последнего звонка, День учителя, День защитника Отечества, 8-ое марта, День Победы День самоуправления.

В классе эффективно происходит развитие ученического самоуправления. В коллективе все учащиеся разделены на творческие группы, каждая из которых в определенный период времени выполняет свои функциональные обязанности.

Одной из задач воспитательной работы является развитие детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании пожилым и одиноким людям, ветеранам войны и труда.

Большую работу в своей работе с учащимися уделяю экскурсионной работе, это способствует развитию эстетического вкуса, творческих способностей учащихся, формирует культуру поведения в общественных местах.

В целях военно-патриотического воспитания учащихся и повышения общегосударственной значимости призыва граждан на военную службу класс ходил на торжественное мероприятие «День призывника».

В целях профориентации, знакомства с профессиями, которые можно получить в ДВГУПСе и АГМА, учащиеся были на экскурсии в нашем Тындинском филиале, а также ездили в Благовещенск в марте 2014 года на обучение в АГМА. Некоторые из учащихся по окончании школы планируют поступить в это учебное заведение и связать свою судьбу с медициной и с нашим городом, городом в котором они родились.

Мы ходим на экскурсии в городскую библиотеку, на каток и ездим на природу.

Традиционно мы принимаем активное участие в городских субботниках по благоустройству нашего родного города, убираем территорию нашей школы.

Диагностика уровня воспитанности учащихся, проведенная среди учащихся класса и их родителей показала, что средний балл по классу оказался достаточно высоким. Действительно учащиеся класса отличаются спокойным уравновешенным характером, адекватно реагируют на замечания. В свободное время занимаются в различных кружках и секциях.

В классе нет учащихся, которые состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.


Верно.

Директор МОБУ СОШ № 6 г. Тынды

Н.Н. Кузнецова

20.04.2014г.

2.2.4.Познавательная активность обучающихся по предмету

Секрет подготовки таланта –

это найти его и тихонечко постоять рядом”.

А. Эйнштейн.

Одной из главных задач педагогической деятельности является создание условий для формирования методов научного познания и развитие на этой основе интересов, способностей, мышления, внимания, воображения, памяти, чувств, воли, познавательных, исследовательских и практических умений.

Цель исследования: обосновать и апробировать исследовательские умения и навыки учащихся 5-11 классов школьников, умений работать в коллективе, группе.

Объект исследования : образовательный процесс в основной школе.

Предмет исследования : исследовательская деятельность в учебно-воспитательном процессе в основной школе.

Задачи исследования

-развитие исследовательских умений;

-поддержка внутренней учебной мотивации на основе познавательного интереса воспитанников;

-формирование основ исследовательской культуры;

-привлекать детей к поиску и работе с различными источниками и средствами массовой информации;

-развитие коммуникативных умений, сотрудничества.

Основные методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, наблюдения, тестирование, анализ результатов проектов, рефлексия.

Результаты работы исследования представлены на заседаниях историко-филологической кафедры школы и городского методического объединения учителей истории и обществознания. Полученные результаты я применяю в своей работе.

Учащиеся под моим руководством проводят мини-исследования, готовят проекты и успешно представляют свои работы на школьных и городских научно-практических конференциях.

Верно.

Директор МОБУ СОШ № 6 г. Тынды

_________ Н.Н. Кузнецова

20.04.2014г.

Б ыл разработан ряд уроков, контрольных, самостоятельных работ для учащихся 5-11 классов, разноуровневые электронные дидактические и методические пособия для учащихся, создан ряд презентаций медиауроков. Р азработа н ряд творческих заданий, способствующих развитию у учащихся наблюдательности и самостоятельности мышления.

Одним из важнейших способов, помогающих мне вовлечь учеников в мир истории, сделать изучение этого предмета интереснее и увлекательнее, – это внедрение в учебный процесс творческих элементов. Большинство моих учеников занимаются исследовательской работой (см. ниже в таблице).

Верно.

Директор МОБУ СОШ № 6 г. Тынды

_________ Н.Н. Кузнецова

20.04.2014г.

Копия верна.

Директор МОБУ СОШ № 6 г. Тынды

_________ Н.Н. Кузнецова

20.04.2014г.

Самое важное в подготовке и проведении внеклассной работы – привлечь к участию и заинтересовать ею как можно больше школьников. В процессе неформального общения возникает взаимопонимание, расширяется круг друзей, а любая созидающая деятельность способствует развитию у учащихся позитивных качеств.

В своей практике я использую разнообразные формы внеклассной работы: спецкурсы, игры, КВНы, викторины.

Сведения об элективных курсах, дополнительных образовательных курсах за последние три года

Мною разработаны рабочие программы кружков и спецкурсов, которые рассмотрены на заседании историко-филологической кафедры и утверждены на заседании МС школы.

Кружок

5-9

«Дни воинской славы России»

Кружок

9, 11

«Задачи по обществознанию»

Элективный курс

8

«Правоведение»

Элективный курс

8

«Вопросы экономики»

Элективный курс

Верно.

Директор МОБУ СОШ № 6 г. Тынды

_________ Н.Н. Кузнецова

20.04.2014г.

Особенность курсов состоит в том, что они вносят определённую дифференциацию в процесс обучения школьников, т.е. обучение проводится по различным учебным планам и программам с учетом индивидуальных способностей, склонностей, одарённости детей.

Ежегодно учащиеся школы принимают участие в играх и конкурсах, показывают стабильно высокие результаты.

Апрель

2011

Городской

1 место

Городской

1, 3 место

Конкурс эссе по истории и обществознанию

Городской

1, 2, 1 место

Научно-практическая конференция школьников «День науки»

Городской

2 место

Конкурс «Вооружённые силы»

Областной

участие

Городской

1 место

Конкурс «Знатоки Закона о защите прав потребителей»

Городской

2 место

Конкурс «Знатоки Закона о защите прав потребителей»

Городской

2 место

Конкурс «От Сталинграда до Курска»

Городской

2 место

Интеллектуальный турнир «Сила народа в единстве»

Всероссийский

2 место

Конкурс презентаций «Права потребителей»

Городской

участие

Интернет викторина «От прав ребёнка к правам человека»

Областной

участие

Конкурс эссе по обществознанию

Городской

1 место

Научно-практическая конференция школьников «И нравы, и язык, и старина святая»

Городской

1 место

Игры

Игра «Виват Средневековье»

Городской

1 место

Игра «Самый Умный»

Городской

2 место

Игра «Первый этап «Зарница»

Городской

3 место

Игра «Самый Умный»

Городской

участие

Игра «Самый Умный»

Городской

1 место

Игра «В театре богини Клио»

Городской

1 место

Игра «Виват Средневековье»

Городской

участие

Игра «Самый Умный»

Городской

1 место

Игра «Зарница» (теоретический этап)

Городской

3 место

Игра «В театре богини Клио»

Городской

1 номинация

Верно.

Директор МОБУ СОШ № 6 г. Тынды

_________ Н.Н. Кузнецова

20.04.2014г.

Верно.

Директор МОБУ СОШ № 6 г. Тынды

_________ Н.Н. Кузнецова

20.04.2014г.

Критерий 3 – «Результаты деятельности педагогического работника в профессиональном сообществе»

3.1.Инновационная деятельность педагогического работника

Принимаю участие в работе городской площадки «Учительской единство», в работе творческой группы школы по формированию универсальных учебных действий, активно использую при проведении уроков и внеурочных мероприятий информационно-коммуникационные материалы, материалы сайтов.

Помимо организации исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и обществознания с 2010 года занимаюсь самообразованием

Экспертная оценка методической разработки педагога на соответствие высшей квалификационной категории Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии о бучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом. Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям. Методическая разработка может представлять собой: * разработку конкретного урока; * разработку серии уроков; * разработку темы программы: * разработку частной (авторской) методики преподавания предмета; * разработку общей методики преподавания предметов; * разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания; * разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета. К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо: 1. Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт. 2. Определить цель методической разработки. 3. Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме. 4. Составить план и определить структуру методической разработки. 5. Определить направления предстоящей работы. Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на уроках; использования современных педагогических технологий или их элементов на уроках и т.д. Требования, предъявляемые к методической разработке: 1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели. 2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения. 3. Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе. 4. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко. 5. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу. 6. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт. 7. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса. 8. Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения. 9. Методическая разработка должна раскрывать вопрос "Как учить". 10. Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, образцы УПД, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.). Структура методической разработки Общая структура: 1 Аннотация. 2. Содержание. 3. Введение. 4. Основная часть. 5. Заключение. 6. Список использованных источников. 7. Приложения. В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна. Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования. Методическая разработка темы программы Основная часть может состоять из следующих разделов: * характеристика темы; * планирование изучение темы; * рекомендации по организации и методике изучения темы. В характеристике темы указываются: - Образовательные цели и задачи темы; - Планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение; - Знания и умения, которые учащиеся должны получить или совершенствовать; - Место и роль темы в курсе; - Связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные и межпредметные связи; - Дается дидактический анализ содержания материала; - Выделяются уровни изучения и усвоения учебного материала; - Возможен сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике с той методикой, которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической разработке. При планировании учебной темы необходимо: 1. Продумать методику преподавания темы. 2. Подобрать примеры, иллюстрации, наметить лабораторно-практические занятия, контрольные работы, экскурсии и т.д. 3. Выделить основные вопросы, которые учащиеся должны прочно усвоить. 4. Проанализировать воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики. В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки. Структура методической разработки урока теоретического обучения. В основной части можно выделить следующие разделы: 1. Методическое обоснование темы. 2. Методические рекомендации по проведению урока. 3. План урока (с технологической картой). 4. Дидактический материал к уроку (можно не выделять в виде приложений). 5. Список литературы (источников) для учащихся. 6. Список литературы для педагогов. Рекомендуемый план урока: 1. Тема программы. 2. Тема урока. 3. Тип урока. 4. Вид урока. 5. Цель методическая. 6. Цели образования (обучения, воспитания, развития). 7. Материально-техническое обеспечение урока. 8. Межпредметные и внутрипредметные связи. Примерная технологическая карта урока: Дидактичес-кая структура урокаМетодическая подструктура урокаПризнаки решения дидакти-ческих задачМето-ды обуче-нияФорма деятельностиМетодические приемы и их содержаниеСредства обученияСпособы организации деятельности Тип урока определяется целью организации урока, т.е. целью его проведения. Тип уроков теоретического обучения (по Махмутову М.И.): * Урок изучения нового учебного материала. * Урок совершенствования знаний, умений и навыков. * Урок обобщения и систематизации знаний. * Урок контроля знаний, умений и навыков. * Комбинированный. Типы уроков практического обучения (по Махмутову М.И.): * Урок по первоначальному формированию умений и навыков. * Урок совершенствования умений и навыков. * Урок по выполнению комплексных заданий (работ). Вид урока определяется формой совместной деятельности преподавателя и учащихся, которая доминирует на уроке: 1. Лекция. 2. Беседа. 3. Самостоятельная работа. 4. Практическая работа. 5. Лабораторная работа. 6. Конференция. 7. Семинар. 8. Контрольная работа. 9. Зачет. 10. Деловая игра. 11. Экскурсия. 12. Смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени). Дидактическая структура урока включает в себя следующие дидактические задачи: 1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний. 2. Формирование новых понятий и способов действий. 3. Применение понятий и способов действий. Наиболее эффективно, когда на уроке решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа урока). Дидактические методы (по Лернеру И.Я.) 1. Информационно-рецептивный. 2. Репродуктивный. 3. Проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский. Форма деятельности зависит от применяемого метода и методических приемов. Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр видеофильма и др. Способы организации деятельности преподавателя и учащихся (по Молчан Л.Л.): 1. Фронтальный. 2. Индивидуальный. 3. Парный. 4. Коллективный. Цели образования подразделяются на цели обучения (формирование знаний, умений и навыков), воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности) и развития (развитие интересов, мышления, речи, воли и т.д.). Методическая цель для каждого урока подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т.д. Если урок открытый, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данный урок. Общие требования к оформлению методической разработки. 1. Общий объем методической разработки должен составлять не менее 24 листов компьютерного текста (шрифт- 14). Если методическая разработка представляет собой разработку одного урока, то не менее 10 листов. 2. Объем основного содержания - не менее половины всей рукописи. 3. Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны). 4. Ссылки на использованную литературу в тексте следует давать в квадратных скобках. 5. Список использованных источников должен содержать 10-15 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить. 6. Количество и объем разделов не лимитируется. Примерная схема методической разработки: 1. Название разработки. 2. Название и форма проведения мероприятия. 3. Объяснительная записка, в которой указываются задачи проводимого мероприятия, предполагаемый метод проведения, возраст детей, на которых рассчитано мероприятие, условия для проведения, осуществления. 4. Оборудование, оформление (технические средства, варианты текстов, название и авторы музыкальных произведений, используемых в сценарии). 5. Методические советы на подготовительный период (правильное распределение поручений). 6.Сценарный план, ход проведения мероприятия. 7. Сценарий мероприятия, где соблюдаются все композиционные сюжетные части, ссылки на авторов и названия источников с указанием страниц. 8. Методические советы организаторам и постановщикам (где лучше проводить мероприятие, варианты оформления, пути создания эмоционального настроя, предостережения от ошибок). 9. Методические советы на период ближайшего последействия (как подвести итоги, что сделать для закрепления полученного результата и т. п.). 10.Список литературы. 11. Автор разработки, должность, место работы.