Методические разработки семинаров для педагогов дополнительного образования. Разработка методического семинара для педагогов дополнительного образования - «Современные технологии как инструмент повышения качества образования

Методическая разработка семинара

для педагогов дополнительного образования на тему

Кудряшова Н.Л., методист

Клявлино, 2016

Аннотация семинара по теме: «Создание развивающей образовательной среды

для обучающихся на занятиях»

Данная методическая разработка семинара посвящена теме создания развивающей образовательной среды педагогами для обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей.

Методические материалы семинара нацелены на повышение психолого-педагогической компетентности педагогов дополнительного образования детей в

области организации развивающего образовательного пространства на занятиях,

в вопросах оказания психолого-педагогической поддержки каждому ребенку.

Актуальность семинара обусловлена тем, что данные психолого-педагогические

знания свидетельствуют об огромном значении развивающей образовательной среды и психолого-педагогической поддержки со стороны педагога на развитие личности ребенка, сохранения его психологического здоровья.

Получение теоретического и практического опыта на семинаре будет ориентировать

педагогов на успех в дальнейшей педагогической деятельности.

Материалы семинара могут быть использованы в сфере дополнительного

образования детей в работе методистов по организации семинаров, индивидуальных консультаций, в работе непосредственно педагогов дополнительного образования в целях самообразования и повышения своей психолого-педагогической компетентности.

Пояснительная записка методической разработки семинара на тему «Создание развивающей образовательной среды для обучающихся на занятиях»

Цель семинара состоит в том, чтобы обеспечить для педагога дополнительного

образования осознанность, целесообразность и эффективность создания развивающей образовательной среды на занятиях с обучающимися.

Задачи семинара :

1. Мотивировать педагогов на работу по созданию и совершенствованию

развивающей образовательной среды для обучающихся на занятиях.

2. Ознакомить педагогов с понятиями развивающей среды и условиями ее создания.

3. Формировать умение оказывать поддержку обучающимся на занятиях через

интериоризацию профессиональных способов выполнения практических упражнений.

Целевая группа : педагоги дополнительного образования.

Организационные параметры семинара. Семинар состоит из одной встречи,

которая может быть проведена в течение года. Продолжительность встречи –1час.

Количество участников семинара –от 8 до 15 человек.

Продолжительность семинара:1 час.

Вид семинара: практико-ориентированный.

Краткое описание ожидаемого результата. Работа участников на семинаре будет способствовать:

Систематизации знаний по созданию развивающей образовательной среды для

обучающихся на занятиях;

Получению практического опыта оказания поддержки детям в процессе их

обучения и воспитания;

Овладению опытом анализа собственной педагогической деятельности и нахождению путей по ее совершенствованию.

Методическое и материально-техническое обеспечение семинара:

Комплект раздаточного материала;

Листы А4 и ручки;

Большое помещение: должна быть возможность свободного передвижения

участников, их расположение по кругу, объединения в микрогруппы.

ПЛАН проведения семинара по теме

«Создание развивающей образовательной среды для обучающихся на занятиях»

Дата проведения: 11.03.2016 г.

Начало семинара – 09.00.

Место проведения: СП «Прометей» ГБОУ СОШ №2 им. В. Маскина

1. Приветствие. Создание эмоционально-положительного настроя на работу на

семинарском занятии.

2. Теоретическая часть семинара – ознакомление ПДО с техниками, обеспечивающими развивающую и комфортную образовательную среду обучающимся, тезисы в сочетании с работой участников по комплектам раздаточных материалов

3. Практическая часть семинара – Отработка элементов теоретического материала при выполнении практических упражнений и игр.

4. Подведение итогов семинара – рефлексия участников о возможности использования материалов семинара для дальнейшей работы, пожелание в завершении семинара

Ход проведения семинара:

1. Приветствие. Создание эмоционально-положительного настроя на работу

в семинарском занятии.

Участники располагаются на стульях, заранее расставленных по кругу.

Проводится упражнение «Приветствие». Основное назначение данного упражнения

–создание эмоционального настроя, включение участников в общий процесс.

Ведущий встает в центр круга и предлагает каждому участнику по очереди назвать

свое имя и одним словом охарактеризовать себя. Например: «Я -Катя. Я -симпатичная».

2. Теоретическая часть семинара

Понятие и сущность развивающей среды

В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С. Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П. П. Блонский), «окружающая среда» (А. С.

Макаренко). В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его

черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует:

внешние условия -среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А

также внутренние условия -эмоциональное состояние ребенка, его отношение к

самому себе, жизненный опыт, установки. В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда

Это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котор

ом осуществляется развивающее обучение. Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства.

Свойства образовательной развивающей среды:

Гибкость, обозначающая способность образовательных структур к быстрому

перестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности,

окружающей среды, общества;

Непрерывность, выражающаяся через взаимодействие и преемственность в

деятельности входящих в нее элементов;

Вариативность, предполагающая изменение развивающей среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения;

Интегрированность, обеспечивающая решение воспитательных задач

посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур.

Образовательная среда–система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении (В. Ясвин). Развивающая образовательная среда проявляется в продуктивном творческом общении, в адекватной самооценке ребенка, в его оценке достижений других участников творческого процесса, в его ориентации на общечеловеческие ценности, в готовности защищать свои интересы и в уважении прав других людей. Элементы педагогических технологий, направлены на создание развивающей образовательной среды, развитие творческих способностей детей. В основе педагогических технологий лежит идея «деятельностного подхода». Условия для формирования развивающей образовательной среды:

Создание психологического климата на занятиях: доброжелательного

отношения к обучающимся, эмоционального отношения к познанию;

Создание у ребенка высокой самооценки, «вкуса успеха», уверенности в своих

Соблюдение принципа «права на ошибку»;

Диалогическая форма проведения занятий, «субъект -субъектные» отношения

между педагогом и обучающимся;

Учет результатов индивидуальной творческой деятельности (у каждого ребенка свой «портфель» достижений). Дети в едут дневник собственных творческих достижений;

Сравнение новых успехов обучающегося с его прошлыми успехами, а не

сравнение друг с другом;

Оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм

работы на занятиях;

Формирование у школьников целостного видения мира и понимание места и

роли человека в этом мире, превращение всей получаемой учащимися в процессе обучения информации в личностно значимую для каждого обучающегося;

Создание системы проблемно-познавательных задач поискового характера.

При возникновении противоречия возможны два пути его разрешения: компромисс, примирение противоположных требований или создание качественно новой идеи. Второй путь – это путь развития!

Таким образом, развивающая образовательная среда–такая образовательная

среда, которая способна обеспечить комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса.

Психологическая поддержка ребенка

Психологическая поддержка -один из важнейших факторов успешности

функционирования развивающей образовательной среды.

Психологическая поддержка –это процесс:

В котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах

ребенка с целью укрепления его самооценки;

Который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;

Который помогает ребенку избежать ошибок;

Который поддерживает ребенка при неудачах.

Для того чтобы научиться поддерживать ребенка нужно изменить стиль общения и

взаимодействия с ним. Вместо того, чтобы обращать внимание прежде всего на ошибки и плохое поведение детей, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает.

ПОДДЕРЖИВАТЬ РЕБЕНКА – значит ВЕРИТЬ В НЕГО!

Итак, для того, чтобы поддержать ребенка необходимо:

Опираться на сильные стороны ребенка;

Избегать подчеркивание промахов ребенка;

Показывать, что вы удовлетворены ребенком;

Уметь и хотеть демонстрировать уважение к ребенку.

Внести юмор во взаимоотношения с ребенком;

Уметь помочь ребенку разбить большое задание на более мелкие задания, такие с которыми он может справиться;

Уметь взаимодействовать с ребенком;

Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно;

Избегать дисциплинированных поощрений и наказаний;

Демонстрировать оптимизм

Проявлять веру в ребенка, уметь сопереживать ему;

ПОДДЕРЖИВАТЬ можно посредством:

ОТДЕЛЬНЫХ СЛОВ И ФРАЗ («красиво», «аккуратно», «здорово»,

«продолжай», «мне нравиться как ты работаешь...»).

ПРИКОСНОВЕНИЙ (потрепать по плечу, дотронуться до руки, обнять,

приблизить свое лицо к его лицу).

СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ (сидеть, стоять рядом с ребенком, слушать его).

ВЫРАЖЕНИЯ ЛИЦА (улыбка, подмигивание, кивок, смех).

Очень важный вопрос в методике психолого-педагогической поддержки о том, как создать в учреждении образования необходимые условия ее реализации. Здесь уместным будет напомнить известную мудрость, имеющую прямое отношение к этому вопросу:

Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.

Если ребенка подбадривают, он учится быть благодарным.

Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Если ребенок растет во вражде, он учится агрессивности.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребенок растет в упреках. Он учится жить с чувством вины.

Осуществляя психолого-педагогическую поддержку очень важно соблюдать

чувство меры, руководствоваться соображениями педагогического такта.

В воспитании, которое мы называем педагогической поддержкой, очень важны атмосфера межличностных отношений, стиль и тон общения, палитра ценностных ориентаций, психологический климат...Но главное –воспитанник должен жить и развиваться в пространстве любви.

3. Практическая часть семинара:

Упражнение «Поддержка»

Цель: дать участникам почувствовать эффект поддерживающего отношения со

стороны партнера.

Участники группы делятся на пары. В парах один рассказывает какую-либо ситуацию (проблемную или успешную) , его партнер внимательно слушает, говорит

что-то, что считает нужным, чтобы оказать поддержку говорящему, затем роли в

паре меняются. После того, как все участники побывают в роли оказывающего

поддержку и принимающего ее, проводится обсуждение упражнения по схеме:

В каком случае было легче отреагировать, в каком –труднее?

Какими словами вы оказывали поддержку, какие чувства испытывали при этом?

Упражнение «Ты, молодец»!

Цель: дать участникам упражнения возможность получить поддержку и повысить

4. Подведение итогов семинара

Рефлексия участников семинара – ответить на три вопроса и написать свое мнение

на листах А4.

1. вопрос –Что было самым интересным и полезным для вас в течение

сегодняшнего занятия?

2. вопрос–Как Вы планируете использовать полученные материалы семинара для

дальнейшей работы?

Пожелание в завершении – в завершении семинара мне хотелось бы поблагодарить всех участников за работу. Пожелать успехов и творчества в работе. При возникновении трудностей буду рада Вам оказать методическую помощь и поддержку.

Используемая литература:

    Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного

взаимодействия с подростками. Тренинг для педагогов. –4-е изд., испр. И доп. –(Психолог в школе). –М.: Генезис, 2004.

    Практическая психология образования/Под ред. И.В. Дувровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. –М.: ТЦ «Сфера», 2000.

    Интернет-ресурсы: www.edu.ru, http://edu.rin.ru.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества», Оханский район, Пермский край

Барышникова Надежда Ивановна, зам. директора по УВР, педагог дополнительного образования

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

для педагогов дополнительного образования

Тема:

Современные подходы к организации учебного процесса в дополнительном образовании

Цель : познакомить с современными подходами, принципами и формами планирования и организации учебного процесса.

Ход семинара:

Вступительное слово: тема семинара, план работы, актуализация выдвинутых вопросов.

    Презентация

Слайд 1.

Процесс обучения в дополнительном образовании имеет менее формализованный характер по сравнению с общеобразовательной школой, не имеет жестких рамок.

Индивидуализация обучения в системе дополнительного образования детей осуществляется со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для себя . Изменяется и позиция педагога: он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося.

Выполняя функцию консультанта, педагог дополнительного образования чаще всего оказывает на детей сильное личностное влияние. Отсюда – повышенные требования к его личностным качествам.

Слайды 2-5.

Образовательный процесс, организованный в системе дополнительного образования, должен отвечать следующим требованиям:

    иметь развивающий характер , т. е. должен быть направлен на развитие у детей природных задатков и интересов;

    быть разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие занятия), так и по содержанию;

    основываться на многообразии дополнительных ;

    базироваться на развивающих методах обучения детей ;

Для педагога дополнительного образования уже недостаточно знания лишь той предметной области, которую он преподает, он должен:

    обладать психолого-педагогическими знаниями;

    использовать диагностику интересов и мотивации детей с тем, чтобы обеспечить такое многообразие видов деятельности и форм их осуществления, которое позволило бы разным детям с разными интересами и проблемами найти для себя занятие по душе;

    основываться на общества;

    отражать региональные особенности и традиции.

Слайды 6 – 19.

Учебное занятие - основная форма организации учебного процесса.

Для того, чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать.

Семинар в этом направлении был проведён. Вспомним некоторые аспекты.

А) Типы занятий:

    изучение нового материала

    формирование умений и навыков

    закрепление и развитие знаний, умений, навыков

    повторение

    применение знаний, умений, навыков

    комбинированное занятие

    контрольное занятие

Б) Цели и задачи

В) 12 слайд. Дидактические средства .

Г) Структура занятия . В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, рефлективного (самоанализ), итогового, информационного. Каждый этап отличается от другого сменой видов деятельности, содержанием и конкретной задачей. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – систематизация.

17 слайд. Типичные ошибки в подготовке и проведении занятий.

    УРОК!

    Отсутствие специфики дополнительного образования

    Перегруженность занятия (показать все лучшее сразу)

    Доминирование формы занятия над его содержанием

    Не соблюдение времени проведения занятия

Д) Рекомендации по проведению занятий .

Методы обучения

Рассмотрим две классификации методов обучения.

    По Ю. К. Бабанскому

Словесные ( источником знания является устное или печатное слово)

    Рассказ

    Объяснение

    Беседа

    Дискуссия

    Лекция

    Работа с книгой

Наглядные (источником знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия)

    Метод иллюстраций (показ иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, моделей и т. д.)

    Метод демонстраций (демонстрация приборов, технических установок, видеофильмов, презентаций и т. д.)

Практические (получают знания и вырабатывают умения, выполняя практическое действие)

    Упражнения

    Практическая работа

    Решение задач

    Моделирование объектов

По М. Н. Скаткину и И. Я. Лернеру

    Объяснительно-иллюстративный метод (педагог сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти)

    Репродуктивный метод (суть его состоит в повторении (многократном) способа деятельности по заданию педагога)

    Проблемный метод (педагог ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь его решения, вскрывая возникающие противоречия, назначение этого метода – показать образцы решения проблемы)

    Частично-поисковый метод (педагог расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения, каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует)

    Исследовательский метод (обеспечение организаций поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем, творческое применение знаний)

Традиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе.

- Лекция - устное изложение какой-либо темы, развивающее творческую мыслительную деятельность обучающихся.

- Семинар - форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыки публичных выступлений.

- Дискуссия - всесторонне публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы; расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки .

К онференция - собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов; прививает навыки открытого обсуждения результатов своей деятельности.

- Экскурсия - поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления.

- Экспедиция - поездка группы со специальным заданием: решает комплекс разноплановых задач по организации эффективной практики в процессе получения профильного результата вне аудиторных условий.

- Туристический поход - передвижение группы людей с определенной целью; реализует цели познания, воспитания, оздоровления, физического и развития.

- Учебная игра - занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.

Нетрадиционные формы организации деятельности детей.

- Презентация предмета, явления, события, факта - описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.

- Социодрама - сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений.

- Защита - способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.

- Круглый стол - коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни -“Свобода и долг”, “Человек и природа” и т. п.

- Чаепитие - обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает.

- “Крепкий орешек” - решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых .

- День добрых сюрпризов - упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость.

- Конверт вопросов - свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.

- Выпускной ринг - отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, ; формирование умения взаимодействовать с людьми

Подведение итога семинара. Рефлексия педагогов.

Структура инновационного занятия

(по Н. Е. Щурковой)

1 этап: организационный.

Задача: подготовка детей к работе на занятии.

Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

2 этап: проверочный.

Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.

Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

3 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию).

Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.

Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (к примеру, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям).

4 этап: основной.

В качестве основного этапа могут выступать следующие:

1) Усвоение новых знаний и способов действий.

Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют детей.

2) Первичная проверка понимания.

Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием

3) Закрепление знаний и способов действий.

Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.

4) Обобщение и систематизация знаний.

Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.

5 этап: контрольный.

Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).

6 этап: итоговый.

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели? Поощряет ребят за учебную работу.

7 этап: рефлективный .

Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.

8 этап: информационный.

Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий. Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий.

Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места в зависимости от педагогических целей.

Методическая разработка семинара для педагогов на тему:

«Профессиональный портрет педагога дополнительного образования»

Термин «педагог дополнительного образования» является сравнительно молодым, он стал употребляться после принятого в 1992 году закона «Об образовании». Он пришел на смену должностям руководителя кружка, студии, тренера спортивной секции, таким образом, объединив всех сотрудников дополнительного образования в отдельную группу педагогических работников.

Что касается конкретного определения, то его можно обозначить следующим образом: педагог дополнительного образования – это человек, организующий и осуществляющий педагогическое взаимодействие с детьми во внеурочное время и в рамках дополнительной общеразвивающей программы, направленность которой, в свою очередь, была добровольно выбрана самим ребенком.

Целью деятельности педагога дополнительного образования является удовлетворение познавательных, творческих и коммуникативных потребностей детей, педагогическая поддержка их саморазвития и самореализации средствами передачи знаний, умений, жизненного и практического опыта и ценностных, нравственных ориентиров.

Но для того, чтобы реализовать поставленную цель, педагогу необходимо иметь достаточный уровень профессиональных знаний и умений. Вот тут и формулируется тема для обсуждения: какие именно знания и умения должны быть в профессиональном арсенале педагог а дополнительного образования?

С этим вопросом мы решили обратиться к самим педагогам и очередной педагогический семинар посвятить разработке профессионального портрета педагога дополнительного образования.

Цель семинара: составить обобщенный, качественный портрет педагога дополнительного образования.

Задачи семинара:

    Актуализировать в педагогическом коллективе вопрос о профессиональной компетентности педагога дополнительного образования.

    Рассмотреть и проанализировать понятие «педагог-профессионал» с точки зрения тех качеств, которыми он должен обладать.

    Выявить, существует ли единство в понимании данного понятия среди педагогов дома детского творчества.

    Рассмотреть должностные обязанности педагога дополнительного образования с точки зрения нормативно-правовой базы.

Ход мероприятия:

1 этап. Педагоги расходятся по микрогруппам (можно поделить по отделам, а можно, наоборот, создать группы из представителей разных направленностей) и получают первое задание: в течение 10 минут посовещаться и решить, какими профессиональными качествами должен обладать педагог, т.е. какими знаниями и умениями должен обладать. Далее каждая микрогруппа должна перечислить эти качества и аргументированно пояснить свой выбор. Полученные данные фиксируются на доске в первой колонке. Повторяющиеся ответы на доске отмечаются один раз.

2 этап. Далее участникам предлагается следующее задание: в течение 10 минут посовещаться и решить, какими личностными качествами должен обладать педагог-профессионал. Ответы также перечисляются по порядку и фиксируются на доске во второй колонке.

3 этап. Вниманию участников предлагается таблица, которая составлена на основании требований к профессиональному труду педагогов, представленных в нормативных документах по аттестации педагогов дополнительного образования, с целью: выявить, насколько наш “коллективный портрет” педагога-профессионала соответствует “нормативному”.

Должностные обязанности педагога

Педагог должен знать

1. Осуществляет дополнительное образование обучающихся, развивает их разнообразную творческую деятельность.

1. Конституцию РФ.

2. Комплектует состав обучающихся объединения и принимает меры по сохранению его в течение срока обучения.

2. Законы РФ.

3. Использует разнообразные приемы, методы и средства обучения.

3. Решения Правительства РФ и органов образования по вопросам образования.

4. Соблюдает права и свободу обучающихся.

4. Конвенцию о правах ребенка.

5. Участвует в работе педагогических, методических советов, в проведении родительских собраний, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой.

5. Педагогику.

6. Участвует в разработке и реализации образовательных программ, несет ответственность за качество их выполнения.

6. Психологию.

7. Обеспечивает охрану жизни и здоровья, обучающихся в период образовательного процесса.

7. Возрастную физиологию и гигиену.

8. Выявляет творческие способности обучающихся, способствует их развитию.

8. Методику поиска и поддержки талантов.

9. Поддерживает одаренных и талантливых воспитанников, в т. ч. детей, имеющих отклонения в развитии.

9. Содержание, методику и организацию эстетической, туристской – краеведческой, досуговой и др. деятельности, отдыха и развлечений.

10. Организует участие обучающихся в массовых мероприятиях.

10. Программы занятий объединений.

11. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

11. Основы детских коллективов.

12. Повышает профессиональную квалификацию.

12. Нормы и правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

После изучения таблицы следует обсуждение, из которого можно сделать вывод, что многие педагоги слабо знакомы с нормативной стороной образовательного процесса. Своей основной задачей они видят передачу знаний, опыта обучающимся, в то время как государственные нормативные документы рассматривают должностные обязанности педагога дополнительного образования более широко.

Тем не менее, многие пункты этой таблицы уже были озвучены педагогами ранее, например, необходимость знания педагогики, психологии, умение разрабатывать образовательные программы были отмечены ещё на 1 этапе работы. В итоговый «портрет» педагогами решено добавить обобщенный критерий «Знание нормативно-правовой базы и законодательства в области образования», который включает в себя знания конституции, законов РФ, Конвенции о правах ребенка, норм и правил охраны труда, прав и свобод обучающихся, прав и обязанностей педагогического работника повышать свою квалификацию в установленные сроки и др.

4 этап. Итог педагогического совета. Результат коллективной работы оформляется в виде тест-таблицы (приложение 1), которую можно использовать двумя способами:

    педагог может использовать ее самостоятельно, в качестве листа оценки своих знаний и умений;

    таблица может быть использована руководством образовательного учреждения для оценки профессионального мастерства педагогов.

Приложение 1

Тест-таблица «Профессиональный портрет педагога дополнительного образования»

Перечень профессиональных, личностных качеств и умений педагога

Степень выраженности качеств и умений

1. Знание предмета (педагогики, психологии, возрастной психологии, психологии общения)

2. Знание возрастных особенностей детей

3. Знание методик обучения и воспитания

4. Знание интересов, потребностей, способностей и нюансов отношений обучающихся.

5. Владение организаторскими способностями

6. Владение коммуникативными навыками

7. Знание стратегий обучения и воспитания

8. Владение методами педагогического воздействия и взаимодействия

9. Умение приспособить своё сообщение к особенностям аудитории

10. Умение передавать собственный опыт и знания другим (коллегам, обучающимся)

11. Умение подкреплять свое сообщение яркими, запоминающимися примерами

12. Умение разрабатывать определенные педагогические подходы к группам, детям с особенностями

13. Умение внедрять новые методики, темы в устоявшуюся систему своей работы

14. Способность анализировать и развивать межличностные отношения в коллективе объединения

15. Способность трезво оценивать результаты своей работы (качество выданного материала, качество усвоения материала обучающимися)

16. Способность к прогнозированию результатов своей работы и развития качеств воспитанников

17. Способность к преобразованию полученных теоретических знаний в свою практическую деятельность

18. Профессионализм

19. Тактичность

20. Стрессоустойчивость

21. Гибкость, мобильность

22. Наблюдательность, внимательное отношение в обучающимся

23. Знание нормативно-правовой базы и законодательства в области образования

Критерии оценки степени выраженности качеств и умений:

5 – высокая (достаточная для качественного осуществления профессиональной деятельности)

4 – средняя (знания и умения имеются, есть потребность в их обновлении)

3 – слабая (знания и умения недостаточны, необходима работа над повышением уровня квалификации)

2 – отсутствует (полностью некомпетентен в данном вопросе, необходимо комплексное повышение уровня квалификации)

Московский семинар подготовки кадров комплексного развития и организации работы по туристско-краеведческой направленности образовательных организаций межрайонных советов директоров образовательных организаций города Москвы. Целью семинара является повышение качества проведения школьных, межрайонных и городских соревнований и слетов по спортивному туризму, повышение качества проведения школьных, межрайонных соревнований , повышение качества организации спортивных походов и экспедиций. Задачи семинара: отработка единых стандартов нормативных документов при организации выпуска групп на туристские маршруты, подготовке и проведении соревнований по спортивному туризму и соревнованиях ; создание безопасных условий при проведении походов и соревнований по спортивному туризму и соревнованиях «Школа безопасности»; отработка единых требований к организации соревнований, постановке этапов и подготовке дистанций, организации судейства и работы секретариата на слетах и соревнованиях по спортивному туризму, соревнованиях «Школа безопасности»; создание системы взаимодействия межрайонных (опорных) площадок по туристско-краеведческой работе в системе дополнительного образования города Москвы. Семинар состоит из теоретической части, практической части, а также зачетного судейства на городских этапах мероприятий. Теоретическая часть семинара проводится согласно расписанию (см. приложение «Программа семинара») . Теоретическая часть семинара проводится по адресу: Московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма по адресу Багратионовский пр-д, д.10. Проезд: ст. метро Фили (1-й вагон из центра), далее пешком 5 мин. Практическая часть семинара проводится согласно расписанию занятий (см. приложение «Программа семинара») . Зачетное судейство включает минимум два дня судейства на городских этапах мероприятий. Судейство засчитывается только в том случае, если по итогам проведения соревнований получены оценки «хорошо» или «отлично». Участники, успешно прошедшие семинар, получают сертификат участия в семинаре от ГБОУДО Московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма, а также справку о прохождении семинара (для присвоения или подтверждения судейской категории) от Федерации спортивного туризма - объединения туристов Москвы. Судейство засчитывается только в том случае, если по итогам проведения соревнований получены оценки «хорошо» или «отлично».

Для участия в семинаре необходимо прислать заявки по форме (см.приложение) на электронный адрес: [email protected] до 14 сентября 2017 г. включительно .

Контакты: Ковальков Дмитрий Владимирович

Разделы: Общепедагогические технологии

Цель: осмысление необходимости и возможности применения современных технологий как показателя педагогической компетентности современного педагога.

– систематизировать теоретические знания о социально-педагогических понятиях в образовании "компетентностный подход", "компетентность": смыслы и содержание понятий;
– проанализировать и определить влияние применения современных технологий в контексте компетентностного подхода на качество образования детей;
– обменяться имеющимся опытом работы по проектированию способов перехода на компетентностный подход в образовательной практике учреждений дополнительного образования

Оборудование:

– компьютер, медиа-проектор, медиа-экран, музыкальный центр;
– презентация “Современные технологии как инструмент управления качеством образования” (Приложение 1 );
– карточки для игры “Последствия” (Приложение 2 );
– памятки “Условия формирования ключевых компетенций” (Приложение 3 );
– визитки, мячик, ручки, чистые листы бумаги, фломастеры.

План проведения семинара

  1. 1.Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара.
  2. 2. Упражнение “Представление”

  3. Вступительная часть
  4. Теоретическая часть
  5. Практическая часть
  6. 1. Деловая игра
    2. Игра “Проблема на ладошке”
    3. Игра “Последствия”

  7. Рефлексия
  8. Итог семинара

I.

1. Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара.

2. Упражнение “Представление”

Каждый участник оформляет в произвольной форме карточку-визитку, где указывает своё имя. Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитка крепится так, чтобы её могли прочитать.

Даётся 3-4 минуты для того, чтобы все участники сделали свом визитки и подготовились к взаимному представлению, для чего они объединяются в пары, и каждый рассказывает о себе своему партнёру.

Задача – подготовиться к представлению своего партнёра всей группе. Основная задача представления – подчеркнуть индивидуальность своего партнёра, рассказать о нём так, чтобы все остальные участники сразу его запомнили. Затем участники садятся в большой круг и по очереди представляют своего партнёра, начиная презентацию со слов: “Для … самое главное…”.

II. Вступительная часть

1. Эпиграф семинара.

Кто не хочет применять новые средства,
должен ждать новых бед

Френсис Бэкон

Френсис Бэкон – один из величайших эрудитов XVII века, современник Галилея и предшественник Ньютона, автор трактата “Опыт и наставления нравственные и политические”

Учитель и ученик растут вместе:
обучение – наполовину учение.

III. Теоретическая часть

Программа модернизации содержания образования затрагивает все стороны образовательного процесса. Её задача состоит в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально–экономических условиях.

Традиционно вся отечественная система образования ориентировалась на знания как цель обучения (ЗУНы). Преобразования российского общества в целом и образования в частности обусловили изменение требований к обучающимся. “Выпускник знающий” перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на “Выпускника умеющего, творческого”, имеющего ценностные ориентации. Решению этой проблемы призван помочь компетентностный подход к обучению.

Рассмотрим понятия “компетенция” и “компетентность”, которые почти синонимичны.

“Компетенция” – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которая позволяет ставить и достигать цели.

“Компетентность” – интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте.

Обучающийся считается компетентным по результатам деятельности, если он способен применять усвоенное на практике, то есть перенести компетентность на определенные ситуации реальной жизни.

Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, чтобы развивать у обучающихся ключевые компетенции? Какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть самому педагогу для того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие? При каких условиях компетенции перейдут на уровень профессиональной компетентности? Попробуем разобраться в этом вопросе.

IV. Практическая часть

1. Деловая игра

Участники делятся на три группы “обучающиеся”, “педагоги”, “эксперты”

Первый вопрос для обсуждения: когда обучающемуся не интересно учиться? Когда педагогу не интересно учить?

В течение 5 минут методом мозгового штурма участники составляют перечень причин и предоставляют группе “экспертов”, которые готовят информационную справку для аудитории.

Из ответов эксперты выделяют 2-3 наиболее актуальные для данной аудитории проблемы и озвучивают их.

Предположим, что выделены следующие проблемы:

1. Недостаточный уровень владение педагогом современными образовательными технологиями препятствуют формированию ключевых предметных компетенций.
2. Развитие у обучающихся способности самостоятельно решать проблемы в различных областях деятельности невозможно без практико-ориентированной направленности обучения.
3. Противоречие между фронтальными формами организации обучения и “пассивными” методами обучения с одной стороны и необходимость обеспечения деятельностного характера обучения с другой стороны.

Второй вопрос для обсуждения: станет ли педагогу интересно учить, а обучающемуся интересно учиться, если использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии и методики?

В течение 5 минут участники подбирают как минимум по 3 довода, которые, по мнению членов группы, доказывают эффективность технологии, способной повысить интерес к процессу обучения.

Из ответов эксперты выделяют 2-3 наиболее эффективные, по мнению данной аудитории, технологии и озвучивают их.

Предположим, что выделены следующие технологии:

– личностно-ориентированные технологии предусматривают приоритет субъект-субъектного обучения, диагностику личностного роста, ситуационное проектирование, игровое моделирование, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве;

– здоровьесберегающие технологии, отличительной особенностью которых является приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье – обязательное условие образовательного процесса;

– информационные технологии позволяют индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать познавательную активность и самостоятельность обучающихся;

– игровые технологии позволяют управлять эмоциональным напряжением в процессе обучения, способствуют овладению умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения. В процессе игры дети незаметно осваивают то, что трудным было ранее;

– проблемно-развивающие технологии обучения способствуют развитию творческих способностей обучающихся; формированию критического мышления и положительных эмоций.

проектные технологии , суть которых состоит в том, что обучающийся в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты, проживает конкретные ситуации. В основе проектных технологий лежит метод проектов, который направлен на развитие познавательных навыков обучающихся, критического мышления, формирование умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве.

Компетентностный подход предъявляет свои требования к педагогам: поиску новых форм, методов, технологий обучения. Педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Система технологических знаний является важнейшим компонентом и показателем педагогического мастерства современного педагога.

В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако, исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными педагогами, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.

2. Практикум

Педагоги Центра применяют в практике своей деятельности современные технологии, активные методы обучения, новые формы проведения занятий и мероприятий.

Наиболее успешным мы считаем применение игровых технологий Н.Е.Щурковой. Мы имеем определённый опыт и результат в данном направлении.

Игра “Проблема на ладошке”

Ход игры:

Каждому участнику предлагается посмотреть на проблему как бы со стороны, как если бы он держал её на ладошке.

Ведущий держит на ладошке красивый теннисный мячик и обращается к участникам семинара: “Я смотрю на этот мяч. Он круглый и небольшой, как наша Земля в мироздании. Земля – это тот дом, в котором разворачивается моя жизнь. Что бы я сделал с моей жизнью, если бы полностью был властен над ней?” (музыкальное сопровождение: музыка вселенной)

Участники поочерёдно держат на ладошке предмет, символизирующий проблему, и высказывают своё личностное отношение к ней.

Комментарий конце игры: успех игры возможен при соблюдении двух условий.

Во-первых, – наличие предмета, символизирующего проблему. Это может быть свеча, цветок, орех, шишка… – практически любой предмет, но главное, отвечающий требованиям эстетического вкуса. Профессионализм педагога заключается не в подборе предмета, а в умении предъявлять его детям. Предъявлять предмет не вещно, объективно, а в его социокультурном значении. Свеча – огонь, свет, человеческая мысль, разум. Цветок – не растение, вырабатывающее кислород, а Красота мира.

Во-вторых, здесь не может быть “правильных” и “неправильных” ответов. Главное – движение мысли. Наши проблемы не могут существовать только внутри нас, если существование понимать как жизнь в мире людей.

– Человеку, в отличие от животных, свойственно предвосхищать события, предвидеть будущее путём логических операций, анализа событий, поступков, слов, действий. На умение предвидеть последствия влияет наш опыт.

Ход игры:

  1. Участник сообщает о совершенном действии
  2. (действия написаны на карточках: “Я принёс и вручил цветы хорошему человеку”, “Я грубо надсмеялась над коллегой”, “Я люблю приврать, приукрасить, сболтнуть, прихвастнуть”, “Я начала курить”, “Нашла чей-то кошелёк и присвоила себе деньги”, “Я много читаю”, “Начала по утрам делать зарядку”, “Я сказала некрасивой, что она некрасивая”, “Забываю, зачем прихожу на работу”, “всегда довожу любое дело до конца”).

  3. Перед участником возникают поочерёдно Последствия происшедшего, произнося: “Я
  4. твоё последствие первое, я говорю тебе…”.

    Последствие-1 сообщает, что последует “сейчас” после совершенного участником; Последствие-2 предупреждает, что ожидает субъекта “через неделю”;

    Последствие-3 рисует картину “через месяц”;

    Последствие-4 предвидит неотвратимое “в зрелые годы”;

    Последствие-5 сообщает об итоге, к которому придёт участник в конце жизни.

  5. Выслушав предсказания будущего, участник принимает решение: либо он отказывается совершать в дальнейшем проделанное, либо он утверждается в значимости для своей жизни того, что он совершает.

Вопрос участникам семинара в конце игры : что думалось во время игры?

V. Рефлексия

1. Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”: “Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя”. Что могут означать для нас эти слова? (Ответы педагогов).

По существу в этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. Следует подчеркнуть, что любые педагогические инновации должны использоваться грамотно, и педагог должен всегда руководствоваться принципом: “Главное – не навредить!”

2. Вопрос к участникам семинара:

– Что является условием формирования или развития компетенций.

Итак, ключевые компетентности формируются , если (Приложение 3 ):

  • обучение носит деятельностный характер;
  • идет ориентация образовательного процесса на развитие самостоятельности и ответственности обучающегося за результаты своей деятельности (для этого необходимо увеличить долю самостоятельности работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера);
  • создаются условия для приобретения опыта и достижения цели;
  • применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность педагога за результаты своих обучающихся (проектная методика, реферативный подход, рефлексия, исследовательский, проблемный методы, дифференцированное обучение, развивающее обучение);
  • происходит усиление практической направленности образования (через деловые, имитационные игры, творческие встречи, дискуссии, круглые столы);
  • педагог умело управляет обучением и деятельностью обучающихся. Еще Дистервег говорил, что “Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить”, а для этого он должен сам обладать педагогической компетентностью).

VI. Итог семинара

1. Мы стремимся найти формы, которые помогут коллективу успешно освоить стратегию компетентностного обучения. И предлагаемая линия действий может нам в этом помочь: попробуй сам – предложи обучающимся – поделись с коллегами – найди единомышленников – объедините усилия. Ведь только вместе можно добиться наилучшего успеха.

2. Игра “Аплодисменты по кругу”

Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.

Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.

Список литературы:

1. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под редакцией В.С. Кукунина. – М.: ИКЦ “МарТ”: – Ростов н/Д, 2006.
2. Щуркова Н.Е.. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2002, – 224 с.
3. Хуторской А.В. Статья “Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций”. // Интернет– журнал "Эйдос".
4. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.