Как легко и эффективно запоминать иностранные слова. Как быстро учить иностранные слова

Сегодня рассказываем о методе интервальных повторений, который позволяет заучивать иностранные слова так, чтобы они больше никогда не покинули вашу голову.

Что за техника?

Интервальные повторения (spaced repetition) - мнемотехника, она основана на повторении слов через интервалы.

Метод разработал американский лингвист Пол Пимслер (Paul Pimsleur) в 1967 году. Пимслер заметил, что мозг забывает слова после заучивания почти моментально. Но если повторять слова до того, как они стёрлись из памяти, время «забывания» увеличится экспоненциально.

Подготовьте карточки: фраза на английском, перевод и если нужно - транскрипция. Пишите отчетливо и крупно.

Почему фразы, а не слова?

Учить фразы - проще и эффективнее. И вот почему:

Фразы проще использовать в разговоре;
- в них уже содержится информация, которую обычно ищут дополнительно: предлоги, артикли, сферы употребления;
- фраза - это образ, его проще запомнить.

Сколько нужно повторять, чтобы выучить?

Пимслер советовал повторять фразу 11 раз. Можно сделать проще и обойтись девятью подходами: прочитать, повторить через 30 минут, потом - на следующее утро, потом - через три дня, неделю, месяц, три месяца, полгода и через год.
Если повторять фразу 10 секунд (два озвучивания по пять секунд), то понадобится полторы минуты в год.
Чтобы не путаться, записывайте дату следующего повторения на карточке слова и складывайте все по папкам или коробкам.

Мне лень писать на бумаге, есть что-то другое?

Есть. Например, Seinfeld Calendar . В нем можно программировать цели, интервалы и следить за прогрессом.

Вместо карточек или стикеров попробуйте приложения: Anki , Mnemosyne , Supermemo , Quizlet , в них можно записывать новые слова, устанавливать интервалы для повторов и создавать библиотеки. У нас есть сервисы «Тренировка слов» - для повторения слов, добавленных в словарь, «Данетка по словарю» - игра, в которой вы видите перевод слова и выбираете, верный он или нет, и «Режим Экзамен» для тренировки конкретного списка слов.

Чем подкрепить результат?

Метод основан на регулярном повторении, поэтому главное - это системный подход и мотивация. Про системный подход мы уже рассказали. А чтобы мотивация не угасла, ее нужно подпитывать:

Используйте новые слова в разговорах или переписках,
- записывайте на диктофон короткие рассказы на английском с заученными фразами, а потом слушайте их до тех пор, пока не запомните все пройденные слова,
- делайте конспекты статей и лекций , прослушанных на английском языке,
- делитесь знаниями в соцсетях или заведите telegram-канал выученных слов.

Занимайтесь в приятной и тихой обстановке. Так легче воспринимать новую информацию, а в голове появится устойчивая позитивная ассоциация «учиться - приятно и просто».

Для тех, кто хочет прокачать английский

Читателям блога дарим купон на 500 рублей для покупки абонемента, в который входит 8 видов тренировок и еженедельные рассылки про английскую грамматику и лексику - «Витаминки» и «Плюшки».

А для безлимитного и вечного доступа ко всем возможностям сайта есть тариф «Всё включено» (скидка не действует).

Не секрет, что большая часть времени при изучении иностранных языков уходит именно на запоминание слов. В школе нас учили только одному методу – зубрежке. Да, это прикольный метод, хотя нет! – не прикольный, неэффективный и очень скучный. Благодаря зубрежке запоминание кажется пыткой, а ведь это далеко не так. Как запоминать иностранные слова эффективно и интересно?

На самом деле, при использовании правильной технологии, – это очень быстрый и веселый процесс. А главное то, что мы можем запоминать огромные объемы информации за короткий промежуток времени.

Как это сделать? Как увеличить скорость изучения любого иностранного языка минимум в 2 раза? Ответ прост – с помощью технологии, описанной в этой статье.

Как запоминать иностранные слова Запоминаем на раз, два, три

Волшебный инструмент, которым мы будем пользоваться, называется «мнемотехника». Да, старая добрая мнемотехника. Этот инструмент, на сегодняшний день, самый эффективный помощник в запоминании любых видов информации.

Чтобы запомнить иностранное слово, нам нужно сделать всего три действия:

→ Закодировать значение слова
Закодировать звучание слова
Соединить два образа в один

Все очень просто. Причем этот метод подходит для запоминания слов любого иностранного языка.

Рассмотрим примеры:

Английский язык.

Слово foot (фут) – стопа

1. Образ для значения. Представляем любую стопу. Можете посмотреть сначала на свою стопу, потом представить ее же у себя в голове.
2. Образ для звучания. Подбираем максимально близкую ассоциацию. Например, футболка, футбол.
3. Соединяем два образа. На стопу наматываем футболку, концентрируем свое внимание на соединении этих образов и одновременно проговариваем три раза слово «foot» (фут-фут-фут), чтобы запомнить произношение этого слова.
Или можно представить, как футболист бьет голой ступней по мячу.
Вот так просто запоминаются существительные. А как запоминать глаголы и прилагательные?

Точно также:

Слово press (прэс) – гладить (утюгом)

1. Образ для значения. Представляете гладильную доску и утюг.
2. Образ для звучания. Прэс. Представляете человека с прессом 6 кубиков.
3. Соединяем два образа. Представьте, что вместо гладильной доски лежит человек с голым торсом. Вы подходите к нему, берете утюг и начинаете гладить на его прессе. Концентрируйтесь на точке соединения и проговаривайте три раза слово «press».
Картинки могут показаться очень странными, но чем образы в голове будут необычнее, тем лучше для запоминания.

Слово green(грин) – зеленый

1. Образ для значения. Например, зеленое яблоко.
2. Образ для звучания. Можно взять братьев Гримм.
3. Соединяем два образа. Можно представить, как один из братьев Гримм кусает яблоко и становится зеленым.

Что делать, если к слову не получается подобрать один образ? Нужно тогда использовать несколько образов.

Пример:
Слово Elderly (‘Элдали) – пожилой

1. Образ для значения. Седовласый старичок с палочкой.
2. Образ для звучания. Эльф и Дали (Сальвадор)
3. Соединяем два образа. Представляем эльфа-старичка с усами Дали. Усы и волосы эльфа седые. Представили, проговорили три раза это слово и все, вы его запомнили.

Несколько советов при работе с образами:

∨ Глаза, при работе с образами, не закрываем, они направленны вверх. Это правильное положение, чтобы задействовать визуальный канал
Нужно создавать объекты одинакового размера или хотя бы примерно одинакового. Если Вы соединяете образ слона с образом мухи, то муха, по размерам, должна быть такая же, как и слон
∨ Самые лучшие способы для соединения – секс, юмор, насилие. Самый простой – воткнуть один образ в другой
За раз нужно концентрироваться на связи двух объектов. Не более
∨ Фокусировка не на самих объектах, а на их соединении

Мнемотехника позволяет запомнить большой объем информации за очень короткий промежуток времени, но для того, чтобы помнить эту информацию долго, нужно ее повторять.

Первые 96 часов повторяйте выученные слова как можно чаще. Затем повторите выученные слова через месяц, потом через 2, через 6 и через год.

Если решили запоминать от 100 – 1000 слов в день, то рекомендую работать пачками:

Запомнили десять слов
Повторили их три раза (с русского на иностранный, с иностранного на русский)
Перешли к следующей десятке слов
Повторили их три раза, перешли к следующей десятке слов и т.д.
Накопили три пачки по 10 слов, повторили все 30 слов
Когда накопили три пачки по 100 слов, повторили все 300 слов и т.д.

Метод фонетических (звуковых) ассоциаций (МФА) возник потому, что в самых различных языках мира есть слова или части слов, звучащих одинаково, но имеющих разное значение. К тому же в разных языках встречаются слова, имеющие общее происхождение, но с течением времени получившие различное значение. Часто люди пользуются этим методом, не отдавая себе отчета в том, что используют именно его.

Первые упоминания об эффективности применения методов, аналогичных МФА, встречаются еще в литературе конца прошлого века. В 70-х годах нашего столетия подробным изучением применения ассоциаций в процессе овладения языком занимался профессор Стенфорского университета Р. Аткинсон. Он и его коллеги предлагали группе студентов, изучающих русский язык, запоминать слова, применяя "Keyword method" ("метод ключевых слов"), в то время как контрольная группа запоминала те же самые слова традиционными методами. "Ключевые слова" у Аткинсона - это не что иное как слова, являющиеся фонетическими (звуковыми) ассоциациями к запоминаемым словам, слова-созвучия. Многочисленные эксперименты Аткинсона и его коллег доказали высокую эффективность применения этого способа запоминания иностранных слов. Метод фонетических ассоциаций как метод запоминания иностранных слов становится все более и более популярным в мире.

Теперь рассмотрим подробнее, в чем же именно заключается метод звуковых ассоциаций. Для того, чтобы запомнить иностранное слово, нужно подобрать к нему созвучное, то есть звучащее похоже слово на родном или хорошо знакомом языке. Затем необходимо составить небольшой сюжет из слова-созвучия и перевода. Например, созвучным словом к английскому слову look (лук) "смотреть" будет русское слово "лук". Сюжет может быть таким: "Не могу СМОТРЕТЬ, когда режу "ЛУК". Сюжет необходимо составлять для того, чтобы примерное звучание слова и его перевод оказались как бы в одной связке, а не были оторванными друг от друга, то есть собственно для запоминания. Созвучное слово не обязательно должно полностью совпадать с иностранным, достаточно созвучной части. Например: MESH (меш) ПЕТЛЯ, ЯЧЕЙКА (сети). Созвучными могут считаться слова: "мешок", или "мешать", или "мешкать" - как вам больше нравится. В зависимости от выбранного созвучия сюжеты могут быть такими: "ПЕТЛЯ МЕШает выбраться" или "МЕШок завязали ПЕТЛЕЙ" или "ЗаМЕШкался в ПЕТЛЕ". Важно, чтобы остальные (вспомогательные) слова в сюжете были по возможности нейтральными, не вызывающими ярких образов. Таких слов должно быть как можно меньше. Это необходимо для того, чтобы при вспоминании не перепутать их с нужными, то есть с теми словами, которые вы запоминали. Нужные слова (слово-созвучие и слово-перевод), наоборот, необходимо всеми возможными способами выделить, сделать на них акцент. Если не получается сделать смысловой акцент, то хотя бы интонационный.

При помощи МФА можно запомнить много слов за один присест. А самое главное этот метод поможет вам избавиться от бесконечных повторений запоминаемых слов - достаточно один раз подобрать звуковую ассоциацию к слову и составить сюжет. Подробнее о нюансах применения этого метода вам расскажут конкретные примеры. ДИВОНА на языке дари (это язык, на котором говорят в Афганистане) значит "ДУРАК". Наиболее близкое по звучанию русское слово к слову "дивона" - "диван". Слово-созвучие не обязательно должно полностью совпадать с запоминаемым иностранным словом, главное, чтобы оно могло послужить своеобразным ключом, при помощи которого мы смогли бы отыскать в нашей памяти необходимое слово. Но ключом оно может послужить, только если мы составим сюжет из этих двух слов, так, чтобы актуализация одного слова из сюжета влекла за собой вспоминание другого. При этом, как вы уже знаете, чем сюжет более необычный и яркий, тем он лучше запоминается. Для слов "диван" и "дурак" сюжет может быть таким: "Дурак упал с ДИВАНА". Важно обязательно произносить вслух как запоминаемое слово, так и слово-созвучие. Прежде всего это необходимо делать для того, чтобы ваша память своим естественным ходом запечатлела, чем слово-созвучие похоже на запоминаемое и чем отличается. Как правило для этого достаточно произнести оба слова 2-3 раза.

Вот еще пример: ARRESTO - ОСТАНОВКА по-итальянски. Созвучное слово "арест" (как раз тот случай, когда запоминаемое слово и слово-созвучие имеют общее происхождение, но с течением времени значения этих слов разошлись). Самый простой сюжет таков: На ОСТАНОВКЕ кого-то АРЕСТОвали. Здесь лучше не уточнять кого конкретно, чтобы при воспроизведении не перепутать запоминаемое слово с этим лишним словом. В таких случаях можно пользоваться местоимениями, а при оживлении сюжета представлять, что дело происходило с каким-нибудь вашим знакомым, а еще лучше с вами самим. При этом, если вы составите сюжет про самого себя: "На остановке меня арестовали", - то к нему будет легко применить метод соощущения для повышения эффективности запоминания.

Наверняка запоминаемые слова, созвучия и сюжеты вы будете фиксировать на бумаге. В таком случае не поленитесь выделять на письме запоминаемое слово, перевод и ту часть слова-созвучия, которая напоминает запоминаемое. Для этого вы можете использовать различный размер, курсив, подчеркивание и т.п. Это также способствует лучшему запоминанию (за счет взаимодействия зрительной и слуховой памяти).

Вообще же наилучший эффект при запоминании иностранных слов достигается при одновременном применении МВВО и МФА.

Часто для запоминания иностранного слова приходится подбирать не одно, а два созвучных слова. Это необходимо, когда слово достаточно длинное, а в родном языке нет похожего слова. В этом случае иностранное слово надо разбить на две части и подобрать созвучное слово к каждой из его частей (слова по возможности должны быть короткими и содержать как можно больше общих звуков с запоминаемым). Например, для английского слова NAPKIN (нэпкин) - САЛФЕТКА подбираем два созвучных слова: "НЕПтун" (или "НЕПоседа" или "Н.Э.П.") и КИНул. Остается составить сюжет, например, "НЕПтун КИНул в меня САЛФЕТКУ". При этом в сюжете первое и второе созвучные слова должны обязательно следовать одно за другим, и между ними не должно быть никаких слов. Хорошо, если, оживляя сюжет и представляя его как кадр из фильма, вы воспользуетесь преувеличением ассоциаций. Например, представите, что в вас кинули огромной салфеткой, такой огромной, что она накрыла вас с головой. Не забывайте также использовать и метод соощущений.

Часть людей, подбирая ассоциацию к этому слову предпочтут более длинную, но и более фонетически точную ассоциацию составленную из двух слов: ФОнтан и ГЕТры. И соответствующий сюжет: "Забыл в ФОнтане ГЕТры". Другая же часть людей предпочтет менее фонетически точную, но зато более короткую ассоциацию "фагот" (здесь "а" безударная и слышится почти "о") и соответствующий сюжет, составленный из слов "забыть" и "фагот".

Надо заметить, что этот метод недаром носит название фонетических или звуковых ассоциаций. Необходимо подбирать ассоциацию именно к звучанию, а не написанию слова (ведь во многих языках звучание и написание слов очень сильно отличаются). Поэтому прежде всего, еще до подбора созвучия убедитесь, что вы произносите слово правильно. Для запоминания правописания слов существуют другие методы.

Нельзя не сказать также и о том, что в силу чисто анатомических различий в произнесении звуков на разных языках, запоминаемое слово и слово-созвучие никогда не будут звучать совершенно одинаково, даже если, казалось бы, полностью совпадают, как в случае с английским словом "look " и его русским созвучием "лук". Достаточно заметить, что звук "л" в русском и английском языках произносится совершенно по-разному. Поэтому произношение, строго говоря, надо заучивать отдельно. Метод же фонетических ассоциаций отлично помогает запомнить значения слов. Метод фонетических ассоциаций незаменим в условиях нехватки времени: при подготовке к экзамену, к туристической поездке или командировке, то есть в любой ситуации, когда за небольшой промежуток времени надо запомнить большое количество слов. С его помощью не составляет труда запоминать 30-50 слов в день, что, согласитесь, совсем не плохо (это как минимум 11тысяч слов в год). При этом самое важное то, что этот способ позволяет избежать утомительной зубрежки (что просто невозможно при традиционных методах заучивания иностранных слов) и даже может превратить запоминание иностранных слов в увлекательный, творческий процесс.

Если вам пришелся по душе этот метод и вы хотите отработать его применение на практике, то можете попробовать выполнить следующее упражнение. Надеюсь, вы сможете по достоинству оценить преимущества ассоциативного метода. Чуть дальше вы найдете вариант ассоциаций к словам из этого упражнения, а также некоторые комментарии к ним.

Упражнение: Перед вами слова на различных языках. Подберите к ним звуковые ассоциации и составьте сюжеты для запоминания.

а) Вот 8 итальянских слов. Они читаются так же как и пишутся.

ARIA - ВОЗДУХ
FAGOTTO - УЗЕЛ
BURRO - МАСЛО
FRONTE - ЛОБ
GALERA - ТЮРЬМА
GARBATO - ВЕЖЛИВЫЙ
LAMPO - МОЛНИЯ
PANINO - БУЛОЧКА

б) Вот 8 английских слов с примерной транскрипцией и переводом.

BULL (бул) - БЫК
CONCEAL (консил) - СКРЫВАТЬ, УТАИВАТЬ
NUZZLE (мазл) - МОРДА
LIP (лип) - ГУБА
DESERT (дэзэрт) - ПУСТЫНЯ
HILL(хил) - ХОЛМ
SMASH (смэш) - РАЗБИВАТЬСЯ (вдребезги)
PIGEON (пиджин) - ГОЛУБЬ.

Если у вас по каким-то причинам пока не получилось подобрать звуковые ассоциации к иностранным словам или возникли трудности с составлением сюжета - посмотрите, как это можно было бы сделать.

а) Итальянские слова:

ARIA - ВОЗДУХ. "Когда поешь АРИю набираешь много воздуха".
FAGOTTO - УЗЕЛ. "ФАГОТ связали в узел". (Такой сюжет обязательно надо представить.)
BURRO - МАСЛО. "БУРенка дает масло"./ "БУРатино поскользнулся на масле"." Масло БУРОго цвета". Из предложенных сюжетов можно выбрать любой. В каждом есть свои преимущества. Первый хорош тем, что близок к теме "масло". Второй самый динамичный и смешной. Третий безликий, не вызывающий ярких образов и незапоминающийся, на мой взгляд, но i может кому-то понравиться своей краткостью.
FRONTE - ЛОБ. "На ФРОНТЕ получил ранение в лоб". (Конечно, в русском языке тоже есть близкое слово - "фронтальный", но не всем понятно его значение, тем более, что оно означает "передний", "лобный" (в медицине), но все же не "лоб".)
GALERA - ТЮРЬМА. "На ГАЛЕРАх уплыли из тюрьмы", или "На ГАЛЕРке было (страшно, неуютно...) как в тюрьме". В слове "галера" больше одинаковых подряд звуков с запоминаемым. Зато заядлому театралу, скорее, придется по душе, а значит, и лучше запомнится второй сюжет.
GARBATO - ВЕЖЛИВЫЙ. Ключевое слово "ГОРБАТЫЙ" (реально мы произносим его "гАрбатый"). Яркий сюжет с этими словами придумать сложно. Однако возможны такие морализаторские высказывания сюжет:"Надо быть вежливыми с ГОРБАТЫМИ. Или: "Все ГОРБАТые - вежливые". А кто-то не поленится и сочинит целую историю для того, чтобы сюжет стал ярче и лучше запомнился: "Мальчику надоело быть вежливым и уступать места в транспорте. Тогда он притворился ГОРБАТым, и место теперь уступают ему". Конечно, слишком много лишних слов, но значимые слова достаточно четко выделены.
LAMPO - МОЛНИЯ. "ЛАМПа вспыхнула как молния". Или "Молния светила очень долго, как ЛАМПа". Мне больше нравится второй сюжет, так как он необычнее и нереальнее, а значит, лучше запомнится.
PANINO - БУЛОЧКА. Созвучное слово "ПиАНИНО". Вариантов сюжета может быть множество. Главное, при их составлении не забывать о правилах. И НЕ составлять сюжеты типа: "Булочка лежала на ПиАНИНО". Намного лучше, если вы представите, как она с него упала. И, конечно, совсем хорошо, если вы для запоминания иностранных слов научитесь придумывать более оригинальные сюжеты, например, такой: "ПиАНИНО приходилось время от времени подкармливать булочками".

б) Английские слова:

BULL - БЫК. Созвучных слов может быть несколько: БУЛка, БУЛЫЖНИК, БУЛавка, БУЛьтерьер, БУЛьвар, БУЛтыхнуться и т.д. Лучше использовать то слово, которое первым пришло в голову, учитывая, конечно, что при этом оно должно быть ярким. Сюжетов, соответственно, может быть еще больше, и выбор сюжета я оставляю на ваше усмотрение.
CONCEAL - СКРЫВАТЬ. "КОНСУЛ скрывал важные факты". Можно запоминаемое слово разбить на две части и придумать созвучие к каждой из них: "КОНь" и "СИЛьный". "Скрывал КОНь, что СИЛьный".
MUZZLE - МОРДА. "ИзМАЗаЛ всю морду". Здесь хорошо бы использовать свои реальные воспоминания о том, как какое-нибудь знакомое вам животное измазало морду, вспомните, как оно при этом выглядело. Вообще же, когда сюжет переплетается с личным опытом, он запоминается особенно хорошо, поскольку актуализируются не воображаемые, а реальные ощущения.
LIP - ГУБА. "ЛИПкая губа""сЛИПлись губы". Мне кажется, что второй вариант немного лучше, так как в нем присутствует действие. Можно применить метод соощущений: представить, что пытаетесь разжать губы и не можете.
DESERT - ПУСТЫНЯ. "ДЕЗЕРТир сбежал в пустыню". В качестве ассоциативного напрашивается также слово "десерт", его, конечно, тоже можно использовать, если запомнить, что по-английски слово "desert" произносится со звуком "З", а не "С", поэтому в качестве звуковой ассоциации все же лучше использовать "дезертира", чтобы не ошибиться в произношении. Ударение в этом и многих других словах следует запоминать отдельно, так как не всегда удается подбирать такое созвучное слово, в котором и ударение падает на нужный слог.
HILL - ХОЛМ. "ХИЛый с трудом взбирается на холм".
SMASH - РАЗБИВАТЬСЯ (вдребезги). "Разбился вдребезги, а ему все СМЕШно". / "Разбил все вдребезги и теперь ему стало СМЕШно".
PIGEON - ГОЛУБЬ. "Голубь ПИл ДЖИН".

Самое сложное для большинства из нас в освоении нового языка - не просто запоминать новую лексику, но и пользоваться ею в нужный момент. То есть каждое слово нужно сделать «своим» настолько, чтобы его употребление было привычным.

Предлагаю восемь простых работающих способов, с которыми вы не просто запомните нужные слова, но и по-настоящему освоите их, создадите активный словарный запас.

Только давайте договоримся сразу - «я знаю слово» равняется следующей комбинации:

  • Я знаю его значение на иностранном языке (смысл).
  • Я могу его совершенно правильно произнести (фонетика).
  • Я могу написать его без ошибок (орфография).
  • Я знаю, с какими словами его можно комбинировать и в каком стиле общения оно уместно (смысл).
  • Я знаю, как перевести его на родной язык.

Если отсутствует хотя бы один компонент - вы проделали дурную работу, верните пирожок на полку и начните все сначала. Тем, кто злодея не боится и готов сражаться с лексическими чудовищами, - простые и эффективные советы.

1. Ведите собственный «словарь»

Всем нам знакомы эти тетради еще со школы: слово-транскрипция-перевод. Для эффективного запоминания схему придется немного поменять. Помимо слова и транскрипции, используйте не перевод, а синоним или объяснение на иностранном языке.

Для новичков, у которых словарный запас бедноват и кому синоним только усложнит жизнь, хорошо вместо перевода использовать условное изображение. Что-то можно нарисовать самостоятельно, для других предметов и понятий использовать готовые картинки - например, наклейки. Так вы уберете «вмешательство» родного языка, и перестроить мышление на восприятие иностранного будет проще.

Лайфхак: графические символы хороши на любом этапе - они становятся отличным подкреплением для запоминания. Проверено: если рядом со словом на доске нарисовать даже очень условное изображение, на следующей паре студенты намного быстрее его вспоминают.

2. Посмотри - произнеси - закрой - напиши

Именно такую цепочку действий придется проделать, когда вы столкнетесь с новым для себя словом: внимательно изучить его написание; произнести вслух - громко и четко; затем закрыть рукой и написать по памяти. После этого обязательно проверить себя и убедиться, что вы воспроизвели слово на бумаге верно.

Для начала выучивайте таким образом по пять слов, постепенно их количество можно увеличивать до десяти. Запомнив очередную группу, напишите все слова вместе, чтобы закрепить результат.

Лайфхак: произносить слова стоит как можно более разнообразно - разным тоном голоса, с разной громкостью, одни петь, другие «чеканить». Мозг быстрее запоминает все необычное, и таким образом вы поможете ему усвоить информацию.

3. Группируйте слова, чтобы их выучить

Пытаться запомнить отдельные слова - нерациональное занятие. Создавайте из них группы и цепочки по наиболее удобному для вас принципу. Это могут быть несколько слов одной части речи, группа синонимов, несколько слов одной тематики, слова разных частей речи, которые обычно употребляются вместе.

Например, для английского очень актуальны такие сочетания, как глагол и предлог, причастие и предлог, прилагательное и существительное.

Лайфхак: каждую группу выписывайте на отдельный лист бумаги и оформляйте по принципу интеллект-карты или с использованием элементов скрайбинга. Получившийся шедевр можно разместить на видном месте - так же как и стикеры со словами, о которых ниже.

4. Пишите орфографические диктанты

Для тех, кто учит язык в группе, подобное упражнение входит в число привычных. Если не входит - спросите преподавателя почему. Посвящать таким заданиям слишком много времени нерационально, но хотя бы пару минут в течение каждого урока - вполне оправданно.

Если же речь о самостоятельном изучении языка, устроить себе подобную проверку тоже несложно. Просто используйте диктофон, чтобы записать 10–15 слов с паузами после каждого, а потом воспроизведите запись, пытаясь написать слова, которые сами себе надиктовали.

Лайфхак: надиктовывайте слова на родном и на иностранном языке вперемежку, так вы натренируете мозг быстро переключаться с одного языка на другой.

5. Составляйте предложения с новой лексикой

Как только вы получили список новых слов (или составили его самостоятельно), сразу используйте их для того, чтобы письменно составить несколько предложений. Старайтесь употребить сразу 2–3 слова в каждом из них, чтобы облегчить запоминание. Те предложения, которые вам особенно удались и понравились, можно распечатать или написать крупнее и прикрепить на видном месте, чтобы лучше запомнить.

Лайфхак: предложением или историей можно завершить оформление ваших полотен, на которых вы группировали слова. Чем более дурацкая история - тем лучше она запоминается. А еще полезно и интересно пытаться запихнуть в одно предложение как можно больше слов.

6. Играйте в игры

Игр со словами очень много на любой вкус. Для групповых занятий отлично подойдут скраббл и его аналоги, а для индивидуального закрепления - кроссворды. Кроме того, есть огромное количество компьютерных игр, построенных по тому же принципу, что и скраббл, - используйте их, чтобы учить лексику во время ожидания в очередях или в общественном транспорте.

Лайфхак: не ограничивайтесь классикой. Общение в чате РПГ - тоже хорошая лексическая практика, если ваши партнеры говорят на иностранном языке. Но в этом случае поставьте целью за один сеанс игры употребить все слова из списка активной лексики. Наверняка вам надолго запомнится попытка ввернуть слово «одухотворенный» или «пастернак» в обсуждение стратегии игры.

7. Размещайте новые слова на виду

Старая добрая методика написания слов на стикерах или обычных листах бумаги, а затем развешивания их по стенам и другим поверхностям может быть вполне эффективной. Главное, чтобы слово было написано четко и крупно, то есть бросалось в глаза. Так оно обязательно запомнится, пусть и бессознательно, и в нужный момент всплывет в памяти.

Лайфхак: используйте стикеры разного цвета, размера, формы и меняйте их местоположение раз в два дня. В противном случае слова «примелькаются», и вы их не запомните. А еще лучше - привлеките к этому занятию детей, и пусть они меняют местами ваши ценные бумаги без предупреждения.

8. Повторяйте изученное регулярно

Какую бы технологию вы ни использовали, без постоянных повторений не обойтись. Как вы его организуете - зависит от вас, главное, определить периодичность. Один из самых лучших периодов - две недели. За это время не накопится слишком большой объем новых слов, а предыдущие не успеют забыться.

Лайфхак: повторяйте пройденное каждый раз в новых условиях. Сегодня отправьтесь в парк, через две недели устройтесь в гостиной, а еще через две - читайте записи в метро. Смена обстановки улучшает запоминание, и мозг работает эффективнее.

Самое главное - не превращайте процесс учебы в рутину и получайте удовольствие от каждого действия, будь то проговаривание нового слова смешным голосом или попытки изобразить соответствующую картинку рядом со словом «эффективность». Комбинируйте разные способы из описанных выше или используйте их все - и успех непременно будет на вашей стороне.

От редакции

Верите ли вы в экспресс-методы изучения иностранных языков? Вопрос, можно ли выучить новый язык за пару месяцев, довольно спорный. Тем не менее почему бы не проверить на практике? Рекомендуем книгу Бенни Льюиса «Свободно говорить на иностранном языке за 3 месяца» : .

Чтобы иметь физическую возможность хорошо запоминать иностранную лексику, важно уделять время развитию своих умственных способностей. Что такое когнитивная база и как ее развивать, объясняет преподаватель и эксперт в области эффективных технологий обучения Нина Шевчук : .

Когда слова учить надо, но вы постоянно откладываете это дело на потом и находите отговорки, лишь бы ничего не учить, это не что иное, как самосаботаж. Как избавиться от него, рассказывает психолог Оксана Юсупова : .

Нужно признать, что для саморазвития и карьерного роста в современном мире без знания иностранного языка никак не обойтись. Разумеется, для его освоения нужно запоминать много незнакомых слов, будь то английский, французский, немецкий, китайский, хинди, суахили, хауса или кечуа. Попытаемся выяснить, как правильно и продуктивно работать над лексикой. Что советует гуру виртуального пространства Google ? Разобраться в этом нам поможет тренер-методист по развитию образной памяти Татьяна Николаевна Мазина.

Отношения с иностранными языками, безусловно, у всех складывались по-разному. Есть билингвы, чей мозг устроен таким волшебным образом, что запоминание слов не составляет для них большого труда. Существуют те, кто с самого детства имел возможность коммуникации в языковой среде. Некоторым из нас довелось учиться у талантливых педагогов.

Кому-то крупно не повезло со школы, когда не было никакой мотивации, уроки казались скучными и порой превращались в пытку, а брошенный тебе мяч, полёт которого сопровождался застающим врасплох вопросом, и подавно развил стойкое чувство неприязни ко всем иностранным языкам без исключения. У каждого из нас своя история радости и разочарований, побед и поражений в изучении английского, немецкого, французского. Оставив вдалеке боль и горечь предшествующего негативного опыта, как люди, которые в сознательном возрасте решили взяться за освоение языка основательно, остановимся на некоторых полезных приёмах.

Карточки

Довольно стандартный способ изучения любых иностранных слов, актуально и для иероглифики. На лицевой стороне нужно написать само слово, а на оборотной транскрипцию и перевод. Работа с карточками должна производиться регулярно, иначе положительных результатов придётся ждать очень долго. Важно! Карточки необходимо изготавливать самостоятельно. Возможно, если купить их в магазине, они будут красивее и с весёлыми картинками. Однако на процессе запоминания благотворно сказывается собственный усердный труд над их созданием.

Стикеры

Прикрепить бирки или стикеры к окружающим вас предметам. Хотя при таком подходе будет задействована только зрительная память и диапазон предметов ограничен, усвоить нужные слова такой способ позволит.

Картинки

Известно, что картинки с подписанными словами помогают освоить новую лексику. Когда слова соотносятся с конкретным предметом, нам не приходится прибегать к переводу на наш родной язык. Так у нас формируется определённый образ. И более того, нет никаких сложностей с необходимыми материалами. Сегодня в нашем распоряжении есть множество словарей с картинками по различным тематикам.

Написание

Нельзя забывать, что при освоении языка научиться писать так же важно, как говорить, читать и воспринимать речь на слух. Что же делать в этом случае? Если хочешь правильно писать – пиши , прописывай и переписывай . Лучшей альтернативы строчкам из слов пока не придумали.

Несколько упростить запоминание помогает построение синонимических рядов или же заучивание антонимов. Неплохим подспорьем может стать упражнение на словообразование, когда мы прибавляем к слову всевозможные префиксы и постфиксы.

Мнемотехника

Довольно простой и эффективный способ для запоминания. За словом закрепляется какой-либо визуальный образ . Говорят, чем более нестандартна ваша ассоциация, тем лучше новая лексическая единица запомнится. Без такого способа очень сложно справиться с иероглификой. Тем, кто изучает японский язык, в этом помогает «Путь бесхвостой птички». И обязательно повторять! Иначе ассоциация не закрепится в памяти.

Контекст и только контекст!

Существует и другой подход. Не запоминать слова самостоятельно, а осваивать их в контексте. С заучиваемым словом важно поработать, составив с ним несколько предложений. Необходимо произнести построенные фразы вслух несколько раз. Это поможет не только лучше запомнить значение слова, но и прочувствовать языковую ситуацию, в которой его применение будет наиболее уместным. К тому же такой несложный приём способствует улучшению разговорных навыков и грамматики.

Пословицы, скороговорки, стихи и песни

Не стоит забывать о таких полезных вещах, как скороговорки и пословицы . Это очень неплохой способ для того, чтобы выучить новые слова.

Попробуйте несколько раз бегло произнести: «You cuss, I cuss, we all cuss, for asparagus!» или «Seven slick slimey snakes slowly sliding southward» . Пока вы будете оттачивать произношение скороговорок, при этом добросовестно работая над скоростью, слова запомнятся сами собой. Только не забудьте их перевести.

Для этих же целей можно использовать стихотворения . Вспомним замечательный стишок на английском «The house that Jack built» . С таким количеством повторений волей-неволей новые слова запомнятся.

Сюда же можно отнести песни . Особенно несложные. На уровне дошкольного и начального образования такой способ запоминания применяется довольно часто. Почему бы им не пользоваться и сейчас? Тогда изучение языка будет гораздо меньше обременять. И вы сможете понять, что от процесса обучения тоже можно получать удовольствие.

Игры

Нельзя списывать со счетов пользу игр. Взрослому человеку это помогает не меньше, чем ребёнку. Игра в слова, «сломанный телефон» , «виселица» (Hangman), разгадывание кроссвордов – довольно неплохие способы. Активные игры лучше всего помогают, когда вы занимаетесь в группе.

Не игнорируем технический прогресс!

Для запоминания новых слов существует великое множество приложений! В свободную минутку или во время поездки в транспорте можно быстренько повторить слова по карточкам и пройти небольшой тест, чтобы понять, какие из новых слов вы уже освоили, а над какими ещё нужно поработать. К таким приложениям относится Anki . Оно всегда напомнит, что пора немного поработать над словами. Есть версии как для Android , так и для iOS . И, что немаловажно, карточки в Anki можно создавать самому, поэтому оно может применяться для изучения разных языков, а также добавлять картинки для наглядности.

На интервальных повторениях основана и работа приложения Memrise . Слова в нём ещё и озвучиваются. Для некоторых из них есть даже видео. Существуют для Android и iOS .

Есть специальные приложения для запоминания фразовых глаголов , а уж с ними сложностей всегда предостаточно. Например, для Android – это English Idioms and Phrases , а для iOS – English Idioms Illustrated .

Не забывайте про эмоциональный настрой.

Если наполнить слово живой эмоцией , кстати, она не обязательно должна быть положительной, процесс запоминания будет более эффективным. Лексическая единица быстрее перейдёт в ваш активный словарь из пассивного. Главное условие – испытываемое вами чувство должно быть ярким.

Эти нехитрые приёмы помогут упорядочить работу и с наименьшими временными потерями запомнить новую лексику. Так говорит всезнающий Google. И на этом можно было бы в нашем рассказе поставить точку. Но нет. Это ещё не всё. Поскольку мы придерживаемся научного подхода к любому вопросу и не готовы принимать всё на веру, спросим о методиках запоминания нашего эксперта, тренера-методиста по развитию образной памяти тренинговой кампании ЛОВ Татьяну Николаевну Мазину .

Экспертное мнение

Запоминание новых слов – довольно глобальная проблема. Мы учим язык 8 лет, а в итоге говорим и читаем со словарём. Сразу можно сделать несколько критических замечаний относительно представленных советов. Безусловно, вне текста слова учить нельзя. Знание иностранного языка – это не только знание слов, а умение объяснять свои мысли при помощи грамотно выстроенных речевых форм. Поэтому учить иностранные слова необходимо только в контексте. Слово должно быть “живым” . Очень полезный способ – использовать картинки . С их помощью у нас сразу формируется образ. Хотя, конечно, не ко всем словам можно эти картинки подобрать. Визуальные изображения также хорошо помогают и для запоминания правописания, но без проговаривания это будет малоэффективно. Слова должны быть на слуху.

Нужно запомнить четкое правило : при изучении иностранного языка необходимо читать тексты только вслух, проговаривая слова и предложения.

Что же касается ассоциаций в наших учебниках, то эта методика предлагается часто, но обычно некорректно. Ассоциации должны быть необычными. Это верно. Однако существуют определённые законы, которые позволят закрепить за словом ассоциацию. Она обязательно должна соотноситься со смыслом слова.

Скороговорки, песни, стихотворения – всегда хороши, так же, как и игры. Помогает запоминать слова и разгадывание кроссвордов. Ничего плохого в этом нет. Любая работа сверх нормы будет полезна. А вот надписи на предметах из этого списка можно смело исключить. Особого смысла в этом нет. В лучшем случае слова запомнятся только визуально. К тому же обычно их никогда не проговаривают.

Сделаем акцент на трёх принципиально важных моментах, на которые стоит обращать внимание, осваивая язык.

1) Иностранный язык в вашем доме должен звучать как можно чаще. Нужно регулярно читать, слушать музыку, смотреть фильмы с субтитрами. Как можно реже используйте родную речь.

2) Важно читать не менее 1 страницы текста в день вслух. Можно обойтись и без перевода, но незнакомых слов в нём должно быть не более 1/3. На начальном этапе не стоит брать слишком сложные тексты. Если подходить к изучению языка серьёзно, страница должна быть прочитана дважды. Когда человеку во время первого прочтения попадаются незнакомые слова, он сможет обратиться к словарю и прочитать транскрипцию. Часто случаются ситуации, когда мы зрительно запоминанием слово, но не можем произнести его правильно. Второй раз процесс пройдёт более гладко, уже без ошибок.

3) И самое важное примечание. Никогда нельзя запоминать иностранное слово, а потом его русский перевод. Нужно делать как раз обратное. Сначала прочитать русское слово. Потом представить его четкий образ, его конкретное значение. Только после этого можно прочитать иностранное слово и применять какие-то специальные методы по его запоминанию.

И обязательно повторение . Существуют рациональные системы повторения и занесения информации в долговременную память. Важно знать, что самое большое падение информации происходит за первые 12 и 24 часа. Поэтому повторять слова нужно в следующем режиме. Выучили – сразу же повторили. Исправили все ошибки. Затем повторили через 20 минут, 8 часов и через 24 часа. Так новая лексика останется в долгосрочной памяти.

Слова учить важно только по текстам. Слово должно быть работающим. Почему всегда всё нужно произносить вслух? Сразу усиливается наша восприимчивость. Память начинает работать сразу по 3 каналам: вижу, слышу, говорю. Так мы учимся воспринимать язык на слух и говорить одновременно. Готовим речевой аппарат, чтобы он использовался с лёгкостью. Постепенно мы начинаем лучше понимать психологию, правила и логику построения фраз, привыкать, как слова располагаются по форме предложения, в каком порядке».

Что ж, большая часть Google-советов оказалась полезной. Но обратим внимание, что всё-таки это дополнительные способы запоминания, которые должны ложиться на довольно чёткую методику. Взявшись за освоение иностранного языка, нужно грамотно осуществлять систематическую работу . Наш эксперт поведала нам, как построить правильную базу. Всё остальное – дополнительные средства. Когда мы изучаем иностранный язык, запоминание новых слов происходит постоянно: во время чтения, аудирования, при написании писем и эссе.

Учите новые слова весело! Обязательно пробуйте разные техники запоминания, находите свою и комбинируйте их. Тогда прогресс не заставит себя долго ждать. И помните главную рекомендацию нашего эксперта: «Речь на изучаемом языке должна звучать ежедневно!»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .