Латвия литва эстония. Основные этапы истории стран Балтии: формирование политических традиций

Много интересного есть в истории развития каждой страны Балтии - есть чему поучиться, в чём-то взять пример, а в каких-то вещах можно научиться на чужих ошибках.

Несмотря на небольшую территорию и маленькое население, им удаётся занимать весомую позицию в различных международных экономических и торговых объединениях.

Если вы задаётесь вопросом: страны Балтии - это какие страны, как они развились и чем живут, то эта статья как раз для вас, потому что здесь вы сможете найти все необходимые ответы.

В этой статье мы рассмотрим их историю, развитие и текущее положение на мировой политической и экономической арене.

Страны Балтии. Состав

Ни много ни мало, но балтийскими странами называют три государства. В своё время они входили в состав СССР. На сегодняшний день являются полностью независимыми все страны Балтии.

Список выглядит следующим образом:

Они одновременно и схожи, и отличаются своей историей, развитием, внутренним колоритом, людьми, традициями.

Страны Балтии не могут похвастаться большими запасами природных ресурсов, что отражается на экономике. Демографическая ситуация имеет негативную динамику, так как смертность превышает рождаемость. Также сказывается и высокий уровень эмиграции населения в другие более развитые страны Европы.

Если обобщить, то во многом современное развитие стран Балтии происходит за счёт Европейского Союза. Безусловно, это влияет как на внутреннюю, так и на внешнюю политику эти стран.

Начиная с 1992 года, Эстония выбрала приоритетным путь европейского развития и начала отворачиваться от любых взаимодействий с Москвой, сохраняя при этом тёплые отношения.

Быстрому переходу на рыночную экономику способствовали займы и внешние кредиты на сотни миллионов долларов. Кроме этого, европейские страны вернули Эстонии средства, которые были заморожены у них с момента присоединения республики к Советскому Союзу в 40-х годах 20-го века.

Мировой финансовый кризис сильно повлиял на экономику Эстонии

Буквально за пять лет после 2000 года ВВП страны увеличился наполовину. Однако мировой финансовой кризис не пощадил Эстонию и увеличил уровень безработицы с 5 до 15 %. По той же причине в 2009 году более чем на 70 % упал уровень промышленного производства.

Эстония является довольно активным членом НАТО и принимает участие в большинстве миротворческих операций, к примеру, в Ираке и Афганистане.

Многонациональная культура

Трудно поверить, но одна страна сочетает в себе культуры Латвии, Финляндии, России, Литвы, Белоруссии, Швеции, а также других стран. Это связано с тем, что в своё время правители выбирали то один, то другой вектор развития.

Эстония может гордиться своим стремлением к модернизации всех процессов. Уже с 2000 года можно было отчитываться по налогам в электронно виде. Ещё с 2008 года все заседания Кабинета министров не фиксируются бумажным протоколом - всё происходит в электронном виде.

Постоянное внедрение новых информационных технологий

Представьте себе - более 78 % населения страны использует Интернет. Этот показатель является одним из лучших во всей Европе. В мире по уровню развития информационных технологий занимает 24-е место в рейтинге, состоящем из 142 стран.

В этом плане эстонцам действительно есть чем гордиться.

Несмотря на массовую компьютеризацию, духовные ценности, а также сохранение окружающей природы являются также приоритетными в развитии этой страны. Особенно можно отметить национальную кухню, которая отличается так называемым крестьянским духом из прошлого.

Страны Балтии - небольшой и прекрасный уголок на планете Земля

У трёх небольших стран можно многому поучиться. Несмотря на то, что они полностью энергетически зависимы от других государств, им удалось сделать значительный рывок в своём развитии по сравнению с другими странами, которые получили независимость после развала Советского Союза.

Итак, страны Балтии - это какие страны, как они развились и чем живут? Надеемся, эта статья была полезной для вас, и вы смогли найти все необходимые ответы, касающиеся истории, развития и текущего положения данных государств на мировой политической и экономической арене.

Когда упоминают страны Прибалтики, то прежде всего имеют в виду Латвию со столицей в Риге, Литву со столицей в Вильнюсе и Эстонию со столицей в Таллине.

То есть постсоветские государственные образования, находящиеся на восточном побережье Балтики. Многие другие государства (Россия, Польша, Германия, Дания, Швеция, Финляндия) также имеют выход в Балтийское море, но они в состав стран Прибалтики не включаются.

Но иногда к данному региону относится Калининградская область Российской Федерации. Почти сразу экономика республик Прибалтики демонстрировала бурный рост.

К примеру, ВВП (по ППС) на душу населения с 1993 по 2008 год там вырос в 3,6 раза, достигнув в Латвии $18 тыс., в Литве $19,5 тыс., а в Эстонии вообще $22 тыс. В то время как в России он вырос только в 2 раза и составил $21,6 тыс. На этом основании правящие элиты Прибалтики, подражая Японии и Южной Корее, с гордостью начали именовать себя Прибалтийскими экономическими тиграми. Мол, дайте срок, всего-то еще несколько лет и тогда мы всем покажем, кто кого кормил в Советском Союзе.

С тех пор прошло целых семь лет, но чуда почему-то не случилось. Да и откуда ему там было взяться, если вся экономика этих республика продолжала существовать исключительно на российском товарно-сырьевом транзите? Все помнят возмущение поляков по поводу ставших ненужными яблок и финнов с их внезапно затоварившейся молочной отраслью. На этом фоне проблемы Литвы, поставлявшей в Россию 76,13% производимых у себя овощей и 67,89% - фруктов, казались не столь существенными. Взятые вместе они обеспечивали всего 2,68% общего экспорта страны. И даже тот факт, что Россия покупала до половины (46,3%) литовской промышленной продукции - тоже выглядел бледно в виду незначительности общего объема её выпуска в Литве, что в штуках, что в тоннах, что в деньгах. Как, впрочем, в Латвии и Эстонии тоже.

Собственное производство в постсоветский период не являлось сильной стороной ни одного из прибалтийских «тигров». В реальности жили они, как говорится, не с промышленности, а с дороги. После отделения от СССР им даром достались порты, через которые проходил грузооборот объемом примерно в 100 млн. тонн, за перевалку которого Россия платила до $1 млрд. ежегодно, что равнялось 4,25% суммарного ВВП Литвы, Латвии и Эстонии за 1998 год.

По мере восстановления российской экономики, экспорт России тоже рос, а вместе с ним увеличивался и объем перевалки в прибалтийских портах. По итогам 2014 года этот показатель достиг 144,8 млн. т., в том числе: порт Рига - 41,1 млн.т.; Клайпеда - 36,4 млн. т.; Таллин - 28,3 млн. т.; Вентспилс - 26,2 млн. т. Только один российский либеральный «Кузбассразрезуголь» своим покупателям через Прибалтику отгружал больше 4,5 млн. т. угля в год.

Особенно показательна картина с прибалтийской монополией на транспортировку нефти. Советский Союз в свое время построил на побережье мощный по тем временам нефтеналивной терминал Вентспилс и протянул туда единственный в регионе транспортный трубопровод. При «обретении независимости» всё это хозяйство бесплатно досталось Латвии.

Так в 1990-е годы она получила трубу, через которую бывший «оккупант» перекачивал более 30 млн. т. нефти и нефтепродуктов в год. Если учесть, что логистика обходилась примерно в $0,7 за баррель, а баррелей в тонне 7,33, то по самым скромным прикидкам «за проезд» латышам каждый год набегало по $153,93 млн. Причем, этот их «заработок» увеличивался по мере роста российского нефтяного экспорта.

Пока российские либералы гнобили страну за слишком сырьевую структуру экономики, к 2009 году общий объем зарубежных поставок российской нефти достиг 246 млн. т., из которых через прибалтийские порты в год проходило 140 млн. т. В «транспортных деньгах» это больше $1,14 млрд. Они все, конечно, латышам не доставались, часть грузооборота шла через Санкт-Петербург и порты Ленинградской области, но их развитие прибалты очень сильно тормозили всеми доступными способами. Видимо, не стоит специально объяснять - почему.

Вторым важным источником «дорожных денег» для прибалтийских портов стала перевалка морских контейнеров (TEU). Даже сейчас, когда в активную работу включены Санкт-Петербург, Калининград и Усть-Луга, на долю Латвии (Рига, Лиепая, Вентспилс) приходится 7,1% нашего контейнерного оборота (392,7 тыс. TEU), Литвы (Клайпеда) - 6,5% (359,4 тыс. TEU), Эстонии (Таллин) - 3,8% (208,8 тыс. TEU). В сумме эти лимитрофы за перевалку одного TEU берут от $180 до $230, что приносит им на троих около $177,7 млн. в год. Причем приведенные цифры отражают положение за 2014-й. Десять лет назад доля прибалтов в контейнерной логистике была примерно в три раза выше.

Кроме нефти, угля и контейнеров Балтийским морем Россия возит минеральные удобрения, которых только через Ригу в 2014 году было отгружено большее 1,71 млн. т., и прочей химии, как, например, жидкий аммиак, 1 млн. т. которого перекачал порт Вентспилс. До 5 млн. т. удобрений перегружались на корабли в Таллине. В целом можно с уверенностью сказать, что до 2004 года через Прибалтику проходило около 90% всего российского «морского» экспорта, обеспечивая «тиграм» не менее 18−19% их совокупного ВВП. Сюда следует прибавить еще железнодорожный транзит. Например, в 2006 году только одна Эстония принимала из России в среднем 32,4 поезда в сутки, что только таллинскому порту приносило около $117 млн. ежегодно!

Таким образом, в течение двадцати лет, в целом на круг, только за счет своего транзитного положения «на дороге», кстати, построенной «советскими оккупантами», Литва, Латвия и Эстония получали до 30% их ВВП.

Очень активно кричали на Россию и всячески провоцировали рост конфликтной базы между Россией и США-ЕС. Позволяли себе унижать и уничтожать русскоязычное население своих стран, предполагая, что им за это не придется никогда отвечать. Кстати, многие так думают. И ошибаются. Как бы не так.

Вместе с тем они еще имели рабочие места, налоговые поступления и возможность кичиться чрезвычайно высокими темпами собственного экономического роста, минимум в полтора раза обгонявшими российские. Причем это нисколько не мешало прибалтам заявлять о невероятно огромном российском долге перед ними за «разрушительную» советскую оккупацию. Им казалось, что альтернативы просто не существует и, значит, эта антироссийская халява за российский же счет (!) будет длиться вечно.

Построить «с чистого листа» новый порт вроде Риги стоит примерно четыре годовых ВВП Латвии. Специально подчеркиваю - четыре года вся страна, от младенцев до дряхлых стариков, должна не пить, не есть, ни на что больше копейки не тратить, только дружно пахать на строительство порта. Невероятность подобного сценария и создавала у прибалтийских геополитических мосек убеждение в их абсолютной безнаказанности. Позволявшей одновременно и на российские деньги претендовать, и в антироссийской политической и экономической вакханалии активно участвовать, а местами даже выступать ее инициатором.

Стоит ли удивляться, что у России подобное положение вещей - громкий лай мелких геополитических карликов - не вызывало понимания? Другое дело, что результат, из-за которого эстонская правительственная делегация на днях срочно рванула в Россию «договариваться», возник не вчера и не является следствием российских ответных продовольственных санкций.

Даже формальный повод - российское уведомление о переходе с 12 до 6 поездных пар в железнодорожных перевозках с Эстонией - является всего-навсего финальной точкой партии, начатой 15 июня 2000 года, когда Министерство транспорта РФ приступило к реализации проекта строительства порта в Усть-Луге. Хотя правильнее говорить о целой программе, предусматривавшей опережающее развитие всех российских портов на Балтике. Благодаря ей грузооборот Усть-Луги вырос с 0,8 млн. т. в 2004 году до 10,3 млн. т. в 2009 и 87,9 млн. т. в 2015. А по итогам 2014 года российские порты обеспечили уже 35,9% всего контейнерного оборота на Балтике, и эта цифра продолжает очень быстро увеличиваться.

Постепенно совершенствуя портовое хозяйство и развивая собственную транспортную инфраструктуру, Россия сегодня пришла к тому, что больше 1/3 контейнеров, ¾ экспорта газа, 2/3 экспорта нефти, 67% экспорта угля и прочих насыпных грузов мы можем обеспечить собственными силами. Это к популярному у либералов вопросу о том, что «в этой отсталой стране-бензоколонке за десять лет ничего толком не построено».

Как выяснилось, - построено. Причем настолько много, что надобность в прибалтийском транзитном транспортном коридоре практически отпала. По железнодорожным перевозкам - в пять раз. По контейнерным - в четыре. По объему генеральных грузов - в три. Только за 2015 год перевозка нефти и нефтепродуктов через сопредельные порты упала на 20,9%, каменного угля - на 36%, даже минеральных удобрений - на 3,4%, хотя по этому показателю они еще сохраняют высокую степень монополизации.Тем не менее, по большому счету, всё - халява кончилась. Теперь русофобы могут гулять на свои.

Резкое снижение грузооборота прибалтийских портов в I квартале 2016 года (например, в Риге - на 13,8%, в Таллине - на 16,3%) играет роль последней соломинки, способной сломать хребет верблюду. Собственно, Эстония потому и засуетилась, что вдруг уяснила, что к концу текущего года в таллинском порту без работы могут оказаться примерно 6 тысяч человек. И еще до 1,2 тысяч придется сокращать на железной дороге, из которых, как минимум, 500 человек - в ближайшие 2−3 месяца.

Более того, падение объемов грузовых перевозок окончательно пускает под откос всю экономику железных дорог как самой Эстонии, так и соседних Литвы с Латвией. Они становятся тотально убыточны как в грузовом, так и в пассажирском сегментах.

Для страны, в которой всего работающих чуть больше 500 тысяч человек, из которых 372 тысячи заняты в обслуживающем секторе, - это не просто печальная перспектива, а крах всей экономики. Вот и побежали ублажать, покупать и всяческими иными способами замаливать грехи. Но, как говорится, поезд ушел. Сделав безоговорочную ставку на ЕС и США, ставку на уничтожение и унижение русских Прибалтики, ставку на унижение России, прибалтийские правящие элиты совершили стратегическую ошибку, которую уже невозможно исправить. Мы это долго будем помнить.

Несмотря на все политические коллизии, жизнь прибалтийской экономики все постсоветские годы обеспечивалась только благодаря одному - торговым отношениям с Россией. И Россия долго терпела, призывала, вразумляла, уговаривала прибалтийскую элиту, получая в ответ одни плевки. Наш русский имперский подход им представлялся слабостью. Полтора десятка лет прибалтийские «тигры» делали все, чтобы этот интерес уничтожить. Наконец их можно поздравить - они добились своей цели.

В ближайшие полтора года можно ожидать окончательного и прогрессирующего падения товарооборота, после чего экономика Прибалтики накроется медным тазом и вернется к тому, чем она была двести лет назад ‑ и станет глухим, бедным, нищим и никому не нужным краем. Причем выглядящим одинаково бесперспективно что из Брюсселя, что из Москвы, что из Вашингтона.

Вместе с этим можно биться об заклад - оттуда испарятся и американские танки и натовские истребители, так как оборонять эти глухие места станет тоже незачем. Потому и из НАТО их, скорее всего, в ближайшие пять лет тоже выставят. Чуда не будет. Халява закончилась. Россия не простит и не забудет того глумления, которое против России и русских позволяли себе подзаборные геополитические шавки.

  • Tags: ,

С распадом Советского Союза было интересно наблюдать, как суверенные государства прокладывают самостоятельный курс к благополучию. Особенно интриговали страны Прибалтики, так как они уходили, громко хлопнув дверью.

В адрес РФ на протяжении последних 30 лет постоянно сыпались многочисленные претензии и угрозы. Прибалтийцы считают, что имеют на это право, хотя желание отделиться подавлялось армией СССР. В результате пресечения сепаратизма в Литве погибло 15 мирных жителей.

Традиционно Прибалтику причисляют к странам . Это связано с тем, что данный альянс был образован из освобождённых государств после Второй мировой войны.

Некоторые геополитики с этим не согласны и считают Прибалтику самостоятельным регионом, в который вошли:

  • , столица Таллин.
  • (Рига).
  • (Вильнюс).

Все три государства омываются Балтийским морем. Наименьшую площадь имеет Эстония, количество жителей - около 1,3 млн человек. Следом идёт Латвия, где проживает 2 млн граждан. Замыкает тройку Литва, население которой - 2,9 млн.

На основании небольшого количества жителей прибалтийские государства заняли нишу среди малочисленных стран . Состав региона многонационален. Помимо коренных народов, здесь проживают русские, украинцы, белорусы, поляки и финны.

Большинство русскоязычных сконцентрировано в Латвии и Эстонии, около 28–30 % населения. Самой «консервативной» является Литва, где проживает 82 % коренных литовцев.

Для справки. Хотя страны Прибалтики испытывают высокий отток трудоспособного населения, они не спешат заселять свободные территории вынужденными переселенцами из и . Руководители балтийских республик стараются искать различные поводы для уклонения от обязательств перед ЕС по расселению беженцев.

Политический курс

Даже находясь в составе СССР, Прибалтика значительно отличалась от других советских регионов в лучшую сторону. Здесь была идеальная чистота, красивое архитектурное наследие и интересное население, схожее с европейским.

Центральная улица Риги — улица Бривибас, 1981 г.

Желание стать частью Европы у Балтийского региона было всегда. Примером служила , стремительно развивающееся государство, отстоявшее независимость от Советов в 1917 году.

Шанс на отсоединение от СССР появился во второй половине восьмидесятых годов, когда вместе с перестройкой, пришли демократия и гласность. Эта возможность не была упущена, и в республиках начали открыто говорить о сепаратизме. Эстония стала пионером в движении за независимость, и в 1987 году здесь вспыхнули массовые акции протеста.

Под натиском электората ВС ЭССР издал Декларацию о суверенитете. В то же время Латвия и Литва последовали примеру соседа, и в 1990 году уже все три республики получили автономию.

Весной 1991 года на референдумах в странах Прибалтики была поставлена точка в отношениях с СССР. Осенью этого же года страны Прибалтики вошли в состав ООН.

Балтийские республики охотно переняли курс Запада и Европы по экономическому и политическому развитию. Советское достояние было предано порицанию. Отношения с РФ окончательно охладели.

Русские, проживающие в странах Балтии, были ограничены в правах. Через 13 лет независимости Прибалтийские державы вступили в и военный блок НАТО.

Экономический курс

После обретения суверенитета экономика Прибалтики претерпела существенные изменения. На место развитой индустрии в сфере промышленности пришли отрасли по оказанию услуг. Выросло значение сельского хозяйства и пищевого производства.

К современным отраслям промышленности можно отнести:

  • Точное машиностроение (электротехнику и бытовую аппаратуру).
  • Станкостроение.
  • Судоремонт.
  • Химическую промышленность.
  • Парфюмерную промышленность.
  • Лесопереработку (изготовление мебели и бумаги).
  • Лёгкую и обувную промышленность.
  • Пищевое производство.

Советское наследие по производству транспортных средств: автомобилей и электропоездов - полностью утрачено.

Очевидно, что промышленность Прибалтики не является сильной стороной в постсоветское время. Основной доход этим странам приносит транзитная отрасль.

После обретения независимости все производственные и транзитные мощности СССР достались республикам даром. Российская сторона не предъявляла претензий, пользовалась услугами и платила за грузооборот около 1 млрд долл. в год. Ежегодно сумма за транзит росла, так как экономика РФ наращивала темп, повышался грузооборот.

Для справки. Российская компания «Кузбассразрезуголь» отгружала своим покупателям через порты Прибалтики больше 4,5 млн тонн угля в год.

Особое внимание стоит уделить монополии Прибалтики на транзит российской нефти. В своё время силами СССР на прибалтийском побережье был возведён крупнейший по тем временам нефтеналивной терминал Вентспилс. К нему был проведён трубопровод, единственный в регионе. Эта грандиозная система даром досталась Латвии.

Благодаря построенной индустриальной инфраструктуре РФ перекачивала через Латвию от 30 млн тонн нефти ежегодно. За каждый баррель Россия отдавала 0,7 долл. в качестве услуг за логистику. Доход республики уверенно рос по мере увеличения нефтяного экспорта.

Чувство самосохранения у транзитёра притупилось, что сыграет одну из ключевых ролей в стагнации экономики после кризиса 2008 года.

Работа прибалтийских портов обеспечивалась в том числе перевалкой контейнеров морского назначения (TEU). После модернизации портовых терминалов Санкт-Петербурга, Калининграда и Усть-Луги трафик через Прибалтику сократился до 7,1 % всего российского грузооборота.

Тем не менее за один год с учётом спада логистики данные услуги продолжают приносить трём республикам около 170 млн долл. в год. Эта сумма была в несколько раз выше до 2014 года.

На заметку. Несмотря на плохую экономическую ситуацию в РФ, к настоящему времени на её территории построено много транспортных терминалов. Это позволило значительно сократить нужду в транзитно-транспортном коридоре Прибалтики.

Неожиданное сокращение транзитного грузооборота негативно отразилось на прибалтийской экономике. Как следствие, в портах регулярно проходят массовые сокращения рабочих, которые насчитывают тысячи человек. Одновременно «под нож» пошли перевозки на ж/д транспорте, грузовые и пассажирские, приносящие стабильные убытки.

Политика транзитного государства и открытость для западных инвесторов привела к повышению уровня безработицы во всех отраслях. Люди уезжают в более развитые страны на заработки и остаются там жить.

Несмотря на ухудшения, уровень доходов в Прибалтике остаётся значительно выше, чем в остальных постсоветских республиках.

Юрмала потеряла доход

Камнем в огород экономики Латвии стал скандал 2015 года в шоу-бизнесе. Некоторым популярным певцам из РФ латвийскими политиками был запрещён въезд на территорию страны. Как следствие, фестиваль «Новая волна» теперь проводится в Сочи.

Кроме того, программа КВН отказалась проводить выступление команд в Юрмале. В результате туриндустрия потеряла большие деньги.

После этого русские стали меньше покупать в странах Балтии жилую недвижимость. Люди боятся, что можно попасть под политические жернова.

Просмотры: 1 389

Чем же привлекательна Прибалтика для туриста? В первую очередь, европейским уровнем жизни. Во вторую очередь, своим северным очарованием! Литва, Эстония и Латвия - на сегодняшний день, единственные из стран бывшего СССР, которые вступили в Евросоюз, поэтому эти страны попадают под Шенгенское соглашение.

Что такое - Современная Прибалтика? Ранее — «Terra Marianna», что переводится как - приморская земля, а ныне - капли янтаря, сосны, белый песок, мятежные волны и размеренный ритм жизни, народные традиции, мягкий климат и огромное количество лечебных курортов.

В Прибалтике не слишком жаркое лето, а зима проходит с умеренным похолоданием. Это привлекает внушительное количество туристов в течении всего года. Стоимость курортного лечения намного ниже, чем, к примеру, в Карловых Вараха, а качество - ничуть не хуже.

ЛАТВИЯ

Северо-Восток Европы, побережье Балтийского моя. граничит с двумя государствами Балтии - Литвой и Эстонией. А ещё С Белоруссией и Россией. Столица государства - Рига. Самые крупные города - Сигулда и Даугавпилс. Популярные города-курорты - Лиепая, Юрмала, Вентспилс. Население государства - свыше двух миллионов человек. Государственный язык - латышский, а валюта - евро (был. лат).

ЛИТВА

Юго-Восток Европы, побережье Балтийского моря. граничит с Латвией, Польшей и Белоруссией, а так же Калининградской областью Российской Федерации. Столица государства - Вильнюс. Самые крупные города - Каунас, Тракай, Шауляй. Популярные города-курорты - Неринга, Бирштонас, и Паланга. Население - около полумиллиона человек. Государственный язык - литовский, а валюта - лит.

ЭСТОНИЯ

Северо-Запад Европы, омывается Финским заливом и Балтийским морем. Страна граничит с Россией и Латвией. Этому государству принадлежит свыше полутора тысяч островов! Самые крупные острова - Хийумаа и Сааремаа.
Эстония - это один большой курорт! Здесь отели и санатории строятся везде, где только есть подходящие условия и климат. Те, кто любит уединённый и спокойный отдых, могут отдохнуть на острове. Те, кто просто хочет отдохнуть от городской суеты, могут устроиться на хуторе или на ферме в «глубинке».

Население насчитывается в полтора миллиона людей. Столица государства - Таллин, государственные язык - эстонский, а валюта - евро.

КЛИМАТ

В Прибалтике климат разнообразный, несмотря на то, что протяжённость региона всего шестьсот километров. Например, в Друскининкае в начале апреля уже начинается тёплая «майская» погода. На островах действует морской климат. Температура в регионах так же отличается. На острове Сааремаа в феврале всего минус три градуса, а на Нар-ве - минус восемь. В июле температура на островах, примерно семнадцать градусов, такая же и на самом континенте. На западе температура немного ниже. Влажность в Прибалтике составляет от четырёхсот семидесяти, на приморской равнине, до восемьсот миллиметров ртутного столба на Видземской возвышенности.

Литва отличается наиболее контрастными перепадами температур: в зимний период - до минус пяти градусов, а летом - до двадцати двух градусов тепла.

КАК ДОБРАТЬСЯ?

Не так далеко от Украины находится Прибалтика, но удобнее всего ехать через Россию, Белоруссию, Польшу. Можно даже совместить несколько стран в одном туре, что очень удобно и выгодно.
Самый быстрый и простой способ добраться до Литвы - самолётом. Напрямую через Киев можно прилететь в Вильнюс, по времени это занимает не более полутора часов. А можно и через Ригу. Так же, из Украины в Литву ходят поезда. Поезда курсируют в Литву из Харькова, Киева и Львова.
Удобно и недорого до Вильнюса ходят поезда из Белоруссии, а именно из Минска и Гомеля. Из Киева до Литвы поезд едет примерно двадцать часов, а некоторые маршруты ещё длиннее и в среднем занимают полутора суток.

ЭТИКЕТ ТРАДИЦИИ

Общение и правила поведения в Прибалтике мало чем отличаются от общепринятых европейских правил. Жители приветствуют сдержанность и вежливость; лучший знак внимания для женщины - букет цветов; как и дни рождения, так же пышно, отмечаются и именины.
За прогулку в общественном месте с бутылкой алкоголя в руках, могут оштрафовать. Бутылки с алкогольными напитками следует помещать в непрозрачные пакеты. Так же, после десяти вечера, алкоголь можно распивать или покупать только в баре или ресторане.
Посещая местные храмы, рекомендуется облачиться в скромные и закрытые одежды.

ДОСТОПРИМЕЧАЕТЛЬНОСТИ

Прибалтика способна обеспечить туристу незабываемые впечатления и насыщенный отдых: в санатории можно поправить здоровье и расслабиться; на пляже - позагорать и понежиться на мягком песке; в горах - подышать свежим воздухом и увидеть множество достопримечательностей. Ведь у каждой страны Прибалтики богатая и интересная многовековая история …

— Литва.

Страна яркая и эмоциональная, да и население такое же! Прекрасные памятники Вильнюса, творческий Каунас, уютный приморский городок Клайпеда, край озёр Тракай, великолепный городок Паланга, а прогуляться медленно можно по Куршкой косе - невероятно живописное местечко! Дворец Радвилов, Музей янтаря, Художественный музей … Всего и не перечислить! Литва - современная страна, где прекрасно уживаются памятники архитектуры и мегаполис, скульптуры и прекрасно развитая инфраструктура, зелёные леса и целебные источники. И, безусловно, что покорит туриста, так это дивная природа! Обязательно попробовать в местном кафе: ведерей, жемайчу, цеппелиней.

— Латвия.

Эту страну не зря называют - жемчужиной Прибалтики. Латвия прекрасная старинной архитектурой Рики, бескрайними пляжами Юрмалы, можно даже поучаствовать на одном из множества фестивалей. Чтобы послушать классическую музыку, можно посетить Домский собор; а с площадок церкви Святого Петра, открывается прекрасная панорама, где виден весь Старый город, словно на ладошке. Удивительный край, который восхищает сосновыми лесами, просторами полей и дивным очарованием природы - ничто не может оставить равнодушным! Обязательно попробовать в местном кафе: янов сыр, буберте, зивью пудиньш.

— Эстония.

Страна отличается неповторимой размеренностью. И размеренность здесь царит повсюду. Народ практичный, спокойный, рассудительный, отчего и кажется туристам, что Эстония - страна загадочная. Здесь можно полюбоваться старинными замками, прогуляться по узеньким средневековым улочкам, посетить остров Саарем и пройтись по широкому проспекту Таллина. Конечно, ценителям природной красоты, здесь очень понравится. Тем более, что Эстония - это именно та страна, в котроой можно увидеть всё и сразу: маленькие яркие кафешки, уютные улочки, фешенебельные отели, булыжную мостовую, старинные храмы, поместья и замки и великолепную природу. Обязательно попробовать в местном кафе: сладкий суп, вере пакёогид, мулигикапса.

СУВЕНИРЫ

Отдохнув в Прибалтике, можно привести оттуда вязаные весщи, такие как шарфик, варежки, носки или шапку. Богата Прибалтика сувенирными сладостями, изделиями из янтаря и косметическими средствами. Не оставят равнодушными и изделия ручной работы: игрушки, ножи, посуда. Особенно красиво и необыкновенно смотрится посуда, изготовленная из можжевельника, которая очень приятно пахнет сладковатым запахом. Такая посуда является визитной карточкой Саарем.

КУХНЯ РЕСТОРАНЫ

Казалось бы, Литва, Эстония и Латвия - страны соседствующие, но при этом, и их национальные блюда, и их обычаи, сильно отличаются.
— Эстония.
Эстонская кухня характеризуется широким использованием молока и салаки. Оба компонента включены во многие блюда. Одних только рецептов супов можно насчитать свыше двадцати; суп черничный, суп ячневой, суп с клёцками, суп хлебный, суп пивной и так далее. Салаку ловят в огромном количестве у берегов Эстонии, а потом её маринуют, жарят, варят, тушат, запекают …Но самым вкусным блюдом из салаки является - соус, который подают к картофелю.
— Латвия.
Страна, которая обожает картофель! Латыши готовят её с яйцами, с салакой, со свеклой, с сельдью … Её добавляют в супы, в салаты, в гарниры … И множество всевозможных блюд из картофеля можно попробовать в местных кафе.
— Литва.
Картофель в этой стране пользуется ещё большей популярностью, чем в Латвии. Наряду с самым распространённым мясом - свининой, литовцы готовят множество вкусных блюд. Картофелю здесь слагают гимны и оды, как много всего можно из него приготовить. Например: жемайчу - это блинчики картофельные с мясом; ведорей - это свиная кишка, фаршированная шпиком и тёртым картофелем; плокштайнис - это пудинг из картофеля. Ну и самое вкусное - это цеппелинай, цеппелины - пельмени с картошкой конусообразной формы. И казалось, что тут сложного, всего два компоненты - картофель и свинина, но готовиться их очень сложно. И ведь смогли же литовцы цеппелинами покорить весь мир! В старину, когда ещё не было электрических тёрок и мясорубок, мужчины большой литовской семьи усиленно тёрли мелко картофель, а женщины замешивали картофельное тесто - в этом было что-то, по-семейному, уютное, тёплое и радушное.

КАК СЭКОНОМИТЬ?

Прибалтика - отдых для тех, кто хочет сэкономить. Правила экономии - традиционные. Жильё лучше всего бронировать по мере надобности, и не на всё время отдыха, дабы не лишать себя свободы в перемещении.

Самый лучший способ сэкономить - обменяться жильём. К примеру, пообщавшись с туристами с соседней страны, которые так же, проводят отпуск и собираются переместиться, например, из Эстонии в Латвию или наоборот. Но этот способ обмена должен быть безвозмездным.

Если хочется много и часто ездить, то лучше делать это по ночам. Таким образом, можно и больше увидеть и сэкономить на проживании и больше мест посетить. Бывалому туристу, как правило, много и не требуется: очки для сна, тишина, удобное место для сна.

Если путешествовать целой компанией, то плата за жильё обойдётся в мизерную сумму.

Самая лучшая экономия - купить продукты и приготовить их самостоятельно. Или, поискать аутентичные ресторанчики и кафешки, которые расположены далеко от туристического места.

БЕЗОПАСНОСТЬ

Латвия - спокойная страна, где можно передвигаться ничего не боясь днём и ночью, за исключением портов, «блошиных рынков» и вокзалов. В Риге и Юрмале воду можно пить спокойно прямо из-под крана. В других же районах, лучше воду кипятить или фильтровать.
Эстония. Литва.

Так же, низкий уровень преступности, и всё же, от неожиданностей никто и никогда не застрахован, поэтому обычные меры безопасности, лучше соблюдать.