Социальные противоречия страшного мира блока. Каким предстает страшный мир в творчестве (Блок Александр)

I. Тема «страшного мира» - сквозная в творчестве Блока. Часто ее трактуют лишь как тему обличения «буржуазной действительности». Но это только внешняя, легко видимая сторона. Есть и более глубинная суть: человек, живущий в «страшном мире», испытывая его тлетворное воздействие, теряет нравственные ценности, трагически переживает ощущение собственной греховности, безверия, опустошенности, смертельной усталости.

П. В «страшном мире» отсутствуют естественные, здоровые человеческие чувства:

А) вместо любви - «горькая страсть, как полынь», «низкая страсть», бунт «черной крови» («Унижение», «На островах», «В ресторане», «Черная кровь»);

Б) лирический герой цикла «Страшный мир» растрачивает сокровища своей души; то он лермонтовский демон, несущий гибель себе и окружающим («Демон»), то -«стареющий юноша» («Двойник»).

III. Трагическое мироощущение, «угрюмство», свойственные большинству стихотворений цикла «Страшный мир», находят свое крайнее выражение в тех из них, где законы «страшного мира» приобретают космические масштабы:

А) мысль о роковом круговороте жизни, о ее безысходности (стихотворения «Миры летят. Года летят, Пустая...», «Ночь, улица, фонарь, аптека...»);

Б) мрачные, апокалипсические пророчества о грядущем торжестве зла во всем мире («Голос из хора»).

IV. Тему «страшного мира» продолжают циклы «Возмездие» и «Ямбы»:

А) главная вина лирического героя цикла «Возмездие» - измена данным когда-то священным обетам, высокой любви, измена человеческому предназначению; а следствие этого - суд собственной совести, душевная опустошенность, усталость от жизни, покорное ожидание

Смерти («О доблестях, о подвигах, о славе...», «Шаги командора», «Как свершилось, как случилось...»);

Б) в «Ямбах» возмездие грозит уже не отдельному человеку, а «страшному миру» в целом («Да, так диктует вдохновенье...», «В огне и холоде тревог...»); однако уже в этом цикле возникают мотивы веры в добро и свет, желание трудиться во имя их будущего торжества:

О, я хочу безумно жить:

Все сущее - увековечить,

Безличное - вочеловечить,

Несбывшееся - воплотить!

V. Говоря «нет» дням настоящим, А. Блок убежден в том, что крушение старых устоев жизни неизбежно. Он не признает торжества «страшного мира» над людьми и не капитулирует перед ним. Не случайно поэт говорил: «Трудное надо преодолеть. А за ним будет ясный день».

История и современность в цикле стихотворений А. Блока «На поле Куликовом»

1. «На поле Куликовом» как вершина исторической темы в творчестве А. Блока.

2. Соединение современности и история в описании лирического героя цикла.

3. Анализ сюжетов каждого из пяти стихотворений цикла.

4. Связь цикла «На поле Куликовом» с поэмой «Двенадцать».

Тема любви в лирике А. Блока Тема любви как часть блоковской «трилогии вочеловечения». Решение темы любви в «Стихах о Прекрасной Даме ». «Земное» воплощение любви в стихотворениях второго тома. Образ Незнакомки. Тема стихийной, мятежной любви в циклах «Снежная маска» и «Фаина». «Цыганская стихия», любовь, музыка, искусство, «печаль и радость» в цикле «Кармен». Слияние темы любви и темы России в третьем томе («Родина»), в том числе в цикле «На поле Куликовом».

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Тема «страшного мира» в поэзии А. Блока . И в закладках появилось готовое сочинение.

Тема страшного мира звучит в третьем томе стихотворений А. Блока, в одноименном цикле(1910-1916). Но эта тема является сквозной в лирике поэта-символиста. Она присутствует и в первом, и во втором томе. Часто эти мотивы трактуют как обличение буржуазного общества, но это не совсем верно. Это лишь внешняя, видимая сторона «страшного мира». Глубинная его суть намного важнее для поэта. Человек, живущий в страшном мире, испытывает его тлетворное влияние.

Тематика стихотворений меняется в корне по сравнению с начальным этапом творчества поэта. Блок затрагивает здесь проблему города, его бездуховности, тему социальных противоречий. Стихия, губительные страсти овладевают человеком. В стихотворениях, посвященных теме «страшного мира», ощущается опыт личной судьбы Блока. Постепенно углублялся трагический тон произведений. Герой словно вбирал в свою душу трагические диссонансы, уродливые изменения окружающего мира. Внутреннее столкновение чистоты и красоты с последующим «поруганием» всех заветов доведено здесь до предела. Поэтому цикл открывается огненными строками «К Музе», совмещающими в себе несовместимое: чудо и ад, «проклятье красоты» и «страшные ласки».

Поэт исходил в своих произведениях из чувства неудовлетворенности: «Душа хочет любить одно прекрасное, а бедные люди так несовершенны и так мало в них прекрасного». Иногда стихотворения этого цикла воспринимаются как отдельные, самостоятельные главки в целостном произведении: «Пляски смерти», «Жизнь моего приятеля», «Черная кровь». Последовательность их размещения логична: в первой – картина бессмысленного существования «страшного мира», во втором – судьба одного человека, в третьем – внутреннее состояние опустошенной личности. Сильное впечатление производит это стихотворение Блока. В нем исступленный монолог человека, раненного плотской, низменной страстью – «черной кровью». Это история двух героев. Каждое из стихотворений передает крутые переломы в развитии их отношений. Перед нами девять сцен – девять вспышек в противоборстве с темным инстинктом. Конец стихотворения трагичный, кровавый – убийство возлюбленной. Блок воплотил здесь не столкновение чистоты с пороком, а постепенное отравление «черной кровью».

В «страшном мире» гаснут все человеческие проявления. А поэт всем сердце жаждет возрождения личности. Душа лирического героя трагически переживает состояние собственной греховности, безверия, опустошенности, смертельной усталости. В этом мире отсутствуют естественность, здоровые человеческие чувства. Любви в этом мире нет. Есть лишь «горькая страсть, как полынь», «низкая страсть» («Унижение», «На островах», «В ресторане», «Черная кровь»).

Лирический герой цикла «Страшный мир» растрачивает сокровища своей души: он – то лермонтовский демон, несущий гибель себе и окружающим («Демон»), то – «стареющий юноша» («Двойник»). Прием «двойничества» лег в основу трагико-сатирического цикла «Жизнь моего приятеля» (1913-1915). Это история человека, который «в сумасшествии тихом» тусклых, безрадостных будней растратил богатства своей души. Трагическое мироощущение большинства произведений этого цикла находят крайнее выражение в тех из них, где законы «страшного мира» приобретают космические масштабы. Мотивы безысходности, рокового круговорота жизни звучит в стихотворениях «Миры летят. Года летят, Пустая», «Ночь, улица, фонарь, аптека…»).

Один из ведущих мотивов у Блока – омертвление мира городской цивилизации. Лаконичный выразительный образ этой цивилизации предстает в стихотворении «Фабрика», даже цвет («жолты») здесь символизирует однообразие и безумство мира. Мысль о роковом круговороте жизни, о ее безысходности удивительно просто и сильно выражена в известном восьмистишии «Ночь, улица, фонарь, аптека» (1912). Этому способствует его кольцевая композиция, точные, емкие эпитеты («бессмысленный и тусклый свет»), необычная смелая гипербола («Умрешь – начнешь опять сначала»).

Поиски личного счастья лирический герой осознает как греховные. Ведь счастье в «страшном мире» чревато душевной черствостью, моральной глухотой. Одно из наиболее показательных стихотворений в этом плане – «Незнакомка»(1904-1908). Жанр этого произведения – рассказ в стихах. Сюжет – встреча в загородном ресторане. При этом все зримые образы материального мира у Блока обретают символический подтекст. Повествование о ресторанной встрече превращается в рассказ о человеке, угнетенном пошлостью окружающего мира, его стремлении освободиться от этого. Поэт ярко описывает социально-бытовой фон ресторана: «женский визг», «пьяницы с глазами кроликов». Деталей немного, но они выразительны. Они служат средством раскрытия души лирического героя. Детали быта сопрягаются с пейзажем («весенним тлетворным духом»). Это своеобразный символ темного начала, которое туманит сознание человека. Все это рождает чувство разлада, дисгармонии бытия. С приходом Незнакомки человек забывает о страшном мире, и ему открывается «берег очарованный». Однако страшный мир не исчезает. Раздвоенность сознания, двоемирие, в котором оказывается герой, делают стихотворение трагичным.

Тему страшного мира продолжают циклы «Возмездие» и «Ямбы». Многие стихотворения «Возмездия» отражают конкретные события и душевные потрясения поэта («О доблестях, о подвигах, о славе», «На смерть младенца»).

Говоря «нет» темному настоящему, А. Блок убежден в том, что крушение старых устоев жизни неизбежно. Он не признает торжества «страшного мира» над людьми и не капитулирует перед ним. Не случайно поэт говорил: «Трудное надо преодолеть. А за ним будет ясный день». Таким образом, тема «страшного мира» является важным этапом творческого пути А. Блока. Эта тема отразила острые социальные противоречия того времени, глубокие философские противоречия эпохи.

ТЕМА «СТРАШНОГО МИРА»
В ЛИРИКЕ АЛЕКСАНДРА БЛОКА

Цели : продолжить знакомство с особенностями поэтического мира Александра Блока; проследить, как раскрывается тема «страшного мира» в лирике поэта»; продолжить развитие понятия образ-символ.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. В чем особенности раннего творчества Блока и стихов цикла «Стихи о Прекрасной Даме»?

2. В чем проявляется в «Стихах о Прекрасной Даме» отражение реальной жизни, родной природы, отголосков мировых событий? (Индивидуальное сообщение.)

3. Какое содержание и настроение проникает в творчество Блока в 1905–1908 годах?

Вывод : лирика 1905–1908 годов отразила существенные изменения блоковского мировосприятия. Общественный подъем, охвативший в это время самые широкие слои российского народа, решающим образом воздействовал и на Блока. Он отходит от мистицизма Вл. Соловьева, чьей философии всегда следовал в своем творчестве, от идеала мировой гармонии, но не потому, что идеал этот стал несостоятельным для поэта. Философия Соловьева для Блока была слишком категорична, устойчива и крепка. Но исторические катастрофы, которые представлялись Соловьеву только в пророческих очертаниях, теперь были пережиты Блоком. По словам Александра Слонимского, «ветер из «открытого в будущее окна» для Блока превратился в ураган». В сознание поэта властно вторгаются события окружающей жизни, требующие своего осмысления. Он воспринимает их как динамичное начало, «стихию», вступающую в конфликт с «несмутимой» Душой Мира, и погружается в сложный и противоречивый мир людских страстей, страданий, борьбы, в «страшный мир ». «Как человек, стоящий на рубеже двух эпох, Блок был полон постоянной, напряженной тревоги », – писал о нем А. Слонимский.

II. Работа над новым материалом.

1. Слово учителя .

Тема «страшного мира» – сквозная в творчестве Блока. К сожалению, ее часто трактуют лишь как тему обличения «буржуазной действительности». На самом же деле это только внешняя, легко видимая сторона «страшного мира». Но есть и другая, глубинная его суть: человек, живущий в «страшном мире», испытывает его тлетворное влияние. При этом страдают и нравственные ценности, губительные страсти овладевают человеком. Под воздействие этих темных сил попадает и сам лирический герой: душа его трагически переживает состояние собственной греховности, безверия, опустошенности, смертельной усталости.

Трагическое мироощущение приобретает космические масштабы:

Миры летят. Года летят. Пустая

Вселенная глядит в нас мраком глаз.

А ты, душа, усталая, глухая,

О счастии твердишь, – который раз?

Здесь отсутствуют естественные, здоровые человеческие чувства.

Любовь «горькая страсть, как полынь», «низкая страсть», бунт «черной крови» (стихотворения «Унижение», «На островах», «Черная кровь».) Послушайте стихотворение «В ресторане», в котором тоже отражена проблема неспособности человека любить.

Среди людей, окружающих лирического героя этого стихотворения, нет любви: грубо звучат строки «...монисто бренчало, цыганка плясала и визжала заре о любви». Но девушку, смутившую героя «взором надменным» и словами «И этот влюблен», становится жаль.

Мы понимаем, что такое ее поведение только показное: разговаривает она «намеренно резко», заметно «дрожанье руки», и уходит она «движеньем испуганной птицы». Желание любить и быть любимой спрятано где-то в глубине ее души:

Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала

И, бросая, кричала: «Лови!..»

В этом мире потеряны лучшие душевные качества. Герой, утративший душу, предстает перед нами в разных обличьях . То он лермонтовско-врубелевский демон, страдающий сам и несущий гибель другим (два стихотворения с одинаковым названием «Демон»), то «стареющий юноша» – двойник лирического героя («Двойник»). Прием «двойничества» лег в основу и трагически-сатирического цикла «Жизнь моего приятеля». Это история человека, который «в сумасшествии тихом» бессмысленных и безрадостных буден растратил сокровища своей души: «Пробудился: тридцать лет. // Хвать-похвать, – а сердца нет». Печальный итог его жизни подводит сама смерть («говорит смерть»):

Я отворю. Пускай немного

Еще помучается он.

2. Работа с текстом .

Рассмотрим еще одно стихотворение данной тематики, известное восьмистишие ( раздаточный материал ) «Ночь, улица, фонарь, аптека...»

Какова основная мысль стихотворения? (Это мысль о роковом круговороте жизни, о ее безысходности.)

Какие поэтические приемы использует автор для выражения основной мысли? (Этому способствует кольцевая композиция произведения, точные и емкие эпитеты («бессмысленный и тусклый свет», «ледяная рябь канала») и необычная гипербола («Умрешь – начнешь опять сначала»)

3. Углубление понятия образа-символа .

Прямым образом с проблематикой «страшного мира» связано и стихотворение «На железной дороге».

Подготовленный ученик читает наизусть.

Это стихотворение интересно тем, что в нем сочетается реальное и символическое.

Найдите в тексте приметы реальности. («Ров некошеный», «платформа», «сад с кустами блеклыми».)

Обратите внимание на знаменитую строфу:

Вагоны шли привычной линией,

Подрагивали и скрипели;

Молчали желтые и синие;

В зеленых плакали и пели.

Она будто бы тоже совершенно реальна. Но как раз здесь мы видим не просто реальные приметы идущего поезда (желтые, синие, зеленые – вагоны 2, 1 и 3-го классов), а символы по-разному сложившихся человеческих судеб.

Каким представляете образ героини? (Это молодая женщина, испытавшая крушение надежд на возможное счастье… «Так мчалась юность бесполезная, // В пустых мечтах изнемогая...». И вот «она раздавлена». А чем – «любовью, грязью иль колесами» – не суть важно: «все больно».)

Но давайте перечитаем первую строфу стихотворения:

Под насыпью, во рву некошеном,

Лежит и смотрит, как живая,

В цветном платке, на косы брошенном,

Красивая и молодая.

Невольно думается: не сама ли это поруганная, «раздавленная» Россия. Ведь у Блока она нередко предстает в облике женщины в цветастом или узорном платке. Глубокий символический смысл стихотворения не исключает и такого его прочтения. Значит, и это произведение Блока наполнено образами-символами. Что для вас значит это понятие?

Тему «страшного мира» продолжают два небольших цикла – «Возмездие» и «Ямбы». Возмездие, по Блоку, это осуждение человеком самого себя, суд собственной совести. Расплата – душевная опустошенность, усталость от жизни. Поэма «Возмездие» созвучна «городской» лирике Блока: в ней звучит тема «машинной цивилизации», «неустанный рев машины, кующей гибель день и ночь», предостережения против нее.

Город для Блока – обвинительный акт, предъявленный общественному устройству:

На непроглядный ужас жизни

Открой скорей, открой глаза,

Пока великая гроза

Все не смела в твоей отчизне... –

читаем в стихотворении «Да. Так диктует вдохновенье...» (1911).

В цикле «Ямбы» возмездие уже грозит не отдельному человеку, а всему «страшному миру».

Таким образом поэт утверждает торжество человеческого:

О, я хочу безумно жить:

Все сущее – увековечить,

Безличное – вочеловечить,

Несбывшееся – воплотить!

О стихах данной тематики сам Блок говорил: «Очень неприятные стихи... Лучше бы было этим словам остаться несказанными. Но я должен был их сказать. Трудное надо преодолеть. А за ним будет ясный день».

В «ясный день» для России продолжает верить поэт и посвящает лучшие стихи своей Родине. О произведениях этой темы мы будем говорить на следующем уроке.

Домашнее задание.

2. Задание 6, с. 210: Проследите сквозные образы-символы в стихах Блока (море, ветер, метель). Учащиеся выбирают один из образов, по которому будут готовить ответ.

3. Индивидуальное сообщение на тему «Стихотворение Блока "Россия". Восприятие, истолкование, оценка».

Сочинение

Тема «страшного мира» является основной в третьем томе стихотворений А. Блока, выраженной в одноименном цикле (1910−1916). Но эту тему можно назвать сквозной в лирике поэта-символиста. Она присутствует и в первом, и во втором томе его стихотворений. Часто мотивы «страшного мира» трактуют как обличение буржуазного общества, но мне кажется, что это не совсем верно. По Блоку, это лишь внешняя, видимая сторона «страшного мира». Глубинная его суть намного важнее для поэта: человек, живущий в «страшном мире», испытывает его тлетворное влияние.

Тема «страшного мира» тесно связана у Блока с проблемой города, его бездуховности, с проблемой социальных противоречий. Поэт показывает, что в городе человеком овладевают стихия, губительные страсти. Внутреннее столкновение чистоты и красоты с последующим «поруганием» всех заветов доведено в цикле «Страшный мир» до предела. Поэтому он открывается огненными строками «К Музе», совмещающими в себе несовместимое: чудо и ад, «проклятье красоты» и «страшные ласки».

Иногда стихотворения этого цикла воспринимаются как отдельные, самостоятельные главки в целостном произведении: «Пляски смерти», «Жизнь моего приятеля», «Черная кровь». Последовательность их размещения логична: в первой — картина бессмысленного существования «страшного мира», во втором — судьба одного человека, в третьем — внутреннее состояние опустошенной личности.

Сильное впечатление производит стихотворение Блока «Черная кровь». В нем исступленный монолог человека, раненного плотской, низменной страстью — «черной кровью». Это история двух героев. Перед нами девять сцен — девять вспышек в противоборстве с темным инстинктом. Конец стихотворения трагичен — происходит убийство возлюбленной.

В «страшном мире» гаснут все человеческие проявления, а поэт всем сердцем жаждет возрождения личности. Душа лирического героя трагически переживает состояние собственной греховности, безверия, опустошенности, смертельной усталости. В «страшном мире» отсутствуют естественность, здоровые человеческие чувства. Любви в этом мире нет, есть лишь «горькая страсть, как полынь», «низкая страсть» («Унижение», «На островах», «В ресторане», «Черная кровь»).

Лирический герой цикла «Страшный мир» растрачивает сокровища своей души: он — то лермонтовский демон, несущий гибель себе и окружающим («Демон»), то — «стареющий юноша» («Двойник»). Мотивы безысходности, рокового круговорота жизни звучат в стихотворениях «Миры летят. Года летят, Пустая…», «Ночь, улица, фонарь, аптека…».

Один из ведущих мотивов у Блока — омертвление мира городской цивилизации. Лаконичный выразительный образ этой цивилизации предстает в стихотворении «Фабрика», даже цвет («жолты») здесь символизирует однообразие и безумство мира. Мысль о роковом круговороте жизни, о ее безысходности удивительно просто и сильно выражена в известном восьмистишии «Ночь, улица, фонарь, аптека» (1912). Этому способствует его кольцевая композиция, точные, емкие эпитеты («бессмысленный и тусклый свет»), необычная смелая гипербола («Умрешь — начнешь опять сначала»).

Даже поиски личного счастья лирический герой осознает как греховные. Ведь счастье в «страшном мире» чревато душевной черствостью, моральной глухотой.

Одно из наиболее показательных стихотворений в этом плане — «Незнакомка"(1904−1908). Жанр этого произведения — рассказ в стихах. Сюжет — встреча в загородном ресторане. При этом все зримые образы материального мира у Блока обретают символический подтекст. Повествование о ресторанной встрече превращается в рассказ о человеке, угнетенном пошлостью окружающего мира, о его стремлении освободиться от этого. Поэт ярко описывает социально-бытовой фон ресторана: «женский визг», «пьяницы с глазами кроликов». Деталей немного, но они выразительны и служат средством раскрытия души лирического героя.

Детали быта сопрягаются в стихотворении с пейзажем («весенним тлетворным духом»). Это своеобразный символ темного начала, которое туманит сознание человека. Все это рождает чувство разлада, дисгармонии бытия. С приходом Незнакомки герой забывает о «страшном мире», и ему открывается «берег очарованный». Однако «страшный мир» не исчезает. Раздвоенность сознания, двоемирие, в котором оказывается герой, делают стихотворение трагичным.

Тему «страшного мира» в лирике Блока продолжают циклы «Возмездие» и «Ямбы». Многие стихотворения «Возмездия» отражают конкретные события и душевные потрясения самого поэта («О доблестях, о подвигах, о славе», «На смерть младенца»).

Говоря «нет» темному настоящему, А. Блок убежден в том, что крушение старых устоев жизни неизбежно. Он не признает торжества «страшного мира» над людьми и не капитулирует перед ним. Не случайно поэт говорил: «Трудное надо преодолеть. А за ним будет ясный день».

Таким образом, тема «страшного мира» является важным этапом творческого пути А.Блока. Эта тема отразила острые социальные противоречия того времени, глубокие философские противоречия эпохи.

Другие сочинения по этому произведению

«Моя тема-тема о России» (по лирике А.А. Блока) «Я люблю Родину, я очень люблю Родину» (По страницам лирики С. Есенина и А. Блока) Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» Анализ стихотворения А. А. Блока «Ты в комнате один сидишь». Анализ стихотворения А. Блока «Вхожу я в темные храмы…» Анализ стихотворения А. Блока «Осенний день» Анализ стихотворения А. А. Блока «Незнакомка» Анализ стихотворения А. Блока «В ресторане».

I вариант

Александр Блок был романтическим поэтом в своем восприя­тии жизни и в ее отражении в творчестве. Он творил в порыве вдохновения, и эта способность осталась у него на всю жизнь. Через душу А. Блока прошли все потрясения его времени. Лири­ческий герой его произведений заблуждался, радовался, отрицал, приветствовал. Это был путь поэта к людям, путь к воплощению человеческих радостей и страданий. Создав в юношескую пору восхитительные по своей идейной целостности «Стихи о Пре­красной Даме», где все овеяно атмосферой мистической тайны и совершающегося чуда, Блок покорил читателей глубиной, искрен­ностью чувства, о которой поведал его лирический герой. Мир Прекрасной Дамы будет для поэта той высочайшей нормой, к которой, по его мнению, должен стремиться человек. Но в своем стремлении ощутить полноту жизни лирический герой А. Блока спустится с высот одинокого счастья, красоты. Он окажется в мире реальном, земном, который назовет «страшным миром». Лирический герой будет жить, подчинив свою судьбу общим за­конам жизни. Рабочим кабинетом А. Блока станет город - петер­бургские площади и улицы. Именно там родятся мотивы его сти­хотворения «Фабрика», которое прозвучит неожиданно остро даже для самого поэта. Перед нами мир социальной несправедливос­ти, мир социального зла. Оттуда, из «жолтых окон», «недвижный кто-то, черный кто-то людей считает в тишине», идущих на фаб­рику. Это хозяева жизни и «измученные спины» угнетенного на­рода. Так поэт четко разделяет людей на тех, кто работает, и тех, кто присваивает себе их труд. Впервые в своем творчестве Блок так резко, недвусмысленно раскрывает тему народного страдания. Но перед нами не только угнетенные люди. Эти люди еще и унижены: «И в жолтых окнах засмеются, что этих нищих прове­ли». И от этого страдания лирического героя усугубляются. Тема униженного обездоленного человека получает свое дальнейшее развитие в стихотворении «На железной дороге». Железная доро­га здесь - это образ-символ. Перед нами дорога жизни, лишен­ная доброты, человечности, духовности. По этой дороге едут люди, мелькают в окнах вагонов их лица - «сонные, с ровным взгля­дом», безразличные ко всему. А «под насыпью, во рву некоше­ном», униженная женщина, раздавленная колесами этой жизни. Вот эволюция, которую претерпевает женский образ в лирике Блока, - от возвышенной Прекрасной Дамы до существа, унич­тоженного «страшным миром». Картины этого бездуховного мира проходят перед читателем в стихотворении «Незнакомка»: «пья­ные окрики», «испытанные остряки» в котелках, пыль переулков, «сонные лакеи», «пьяницы с глазами кроликов» - вот где прихо­дилось жить лирическому герою. Все это туманит сознание чело­века и правит его судьбой. И лирический герой одинок. Но вот появляется Незнакомка:

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

Вглядываясь в нее, лирический герой хочет понять, кто перед ним, он пытается разгадать ее тайну. Для него это означает познать тайну жизни. Незнакомка здесь - некий идеал красоты, радости, а поэтому преклонение перед ней означает преклонение перед кра­сотой жизни. И лирический герой видит «берег очарованный и оча­рованную даль», то, чего жаждет его душа. Но стихотворение закан­чивается трагично: поэт понимает всю иллюзорность своей мечты познать истину («Я знаю: истина в вине»). Эта трагедия получает свое дальнейшее развитие в стихотворении «Я пригвожден ктрак- тирной стойке...». Его «душа глухая... пьяным пьяна... пьяным пья­на...». Лирический герой живете чувством гибели, смертельной ус­талости:

Я пьян давно.

Мне все равно.

Вон счастие мое - на тройке

В серебристый дым унесено...

«Страшный мир» не только вокруг, он и в душе лирического героя. Но поэт найдет в себе силы, чтобы прийти к пониманию своего пути в жизни. Об этом его поэма «Соловьиный сад». Как жить? Куда идти? «Наказанье ли ждет или награда?» Вот вопросы, которые пытается решить для себя лирический герой поэмы. Образ соловьиного сада - это тот мир красоты, добра, счастья,

8 Сочинения 10-11 кл.

который сохранил в своей душе А. Блок. Но лирический герой покидает этот мир безоблачного счастья. Так тема дома переходит в тему бегства из дома. В соловьиный сад проникают звуки окру­жающего мира:

Заглушить рокотание моря Соловьиная песнь не вольна!

Лирический герой бежит из этого мира, потому что душа не может не слышать, а совесть не даст возможность обрести счастье вдвоем. И поэт вновь возвращается в жизнь, полную труда, лише­ний, обездоленности:

Я вступаю на берег пустынный, Где остался мой дом и осел.

Но лирический герой уже не находит своего дома, навсегда уте­ряно то, чем он жил прежде. Счастья нет там, в соловьином саду, но его нет«и здесь. И поэт испытывает мучительную трагедию раздво­ения: разделены разум и душа, ум и сердце. А вместе с этим прихо­дит и осознание невозможности счастья в этом мире. Но за этим скрыта глубокая мысль: выбор сделан правильно, так как герой при­нес себя в жертву долгу. А по мнению Блока, жертва во имя жизни - это священная жертва. И поэт не жалеет того, что он сделал. Навер­ное, поэтому финал жизни и самого Александра Блока будет тра­гичным, так как он, как и его лирический герой, принесет себя в священную жертву во имя новой жизни и новой России.

Ивариант

Миры летят. Года летят. Пустая Вселенная глядит в нас мраком глаз. А ты, душа, усталая, глухая, О счастии твердишь, - который раз?

Поэзию А. Блока дооктябрьского периода характеризует жажда обновления жизни, поскольку окружающая действительность его пугает и тревожит, представляясь «страшным миром», губящим и уродующим человека. Но поэт еще не знает, как можно побороть социальное зло, и это неведение определяет преобладание траги­ческих интонаций в его лирике.

Разрабатывая тему «страшного мира», А Блок стремился не толь­ко выступить против «буржуазной действительности», но и чувство­вал, что человек, живущий в этом мире, теряет нравственные цен­ности, переживает ощущение безверия, собственной греховности, опустошенности, поскольку замены утраченному нет.

Я обрываю нить сознанья И забываю, что и как... Кругом - снега, трамваи, зданья, А впереди - огни и мрак.

Все прекрасное и естественное в «страшном мире», даже чело­веческие чувства, подменяется губительным, искусственным, при­водящим в отчаяние. Здесь не знают простой и красивой любви, зато в полном расцвете «горькая страсть, как полынь», «низкая страсть», бунт «черной крови» («Унижение», «В ресторане», «Чер­ная кровь», «На островах»):

Только губы с запекшейся кровью На иконе твоей золотой (Разве это мы звали любовью?) Преломились безумной чертой...

Обладая проницательным умом, развитыми чувствами, бога­той душой, лирический герой цикла бессмысленно растрачивает эти сокровища и, понимая происходящее, ощущает безысходность своего положения. Он предстает перед нами то «стареющим юно­шей» («Двойник»), то демоном, несущим гибельсебе и окружаю­щим («Демон»).

Я коротаю жизнь мою, Мою безумную, глухую: Сегодня - трезво торжествую, А завтра - плачу и пою.

Человек истратил себя в бесконечных лабиринтах «страшного мира», от него осталась одна оболочка, которая и создает обманчи­вую видимость жизни:

Как тяжко мертвецу среди людей Живым и страстным притворяться! Но надо, надо в общество втираться, Скрывая для карьеры лязг костей...

В годы реакции после революции поэту становится ясно, что в реальности мало что изменилось. Говорит ли это о том, что зря были принесены все жертвы, впустую потраченые усилия?Тяжелаядепрессия развивается в душе поэта, видящего безысходность пе­реворота, склоняющегося к мысли о роковом круговороте жизни, неизбежности страданий.

Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века - Все будет так. Исхода нет.

Умрешь- начнешь опять сначала, И повторится все, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь.

Лирический герой цикла бесконечно одинок среди окружаю­щего его зла. У него нет родных, друзей, любимых. Все, что у него было дорогого, он растерял и растратил в своей бестолковой жиз­ни. Страх, отчаяние, мука поселились в его сердце, заставляя пред- чувстйовать торжество зла во всей Вселенной.

Дневное солнце - прочь, раскаяние - прочь!

Кто смеет мне помочь? В опустошенный мозг ворвется только ночь, Ворвется только ночь!

Свое логическое продолжение тема «страшного мира» нашла в циклах «Возмездие» и «Ямбы». В цикле «Возмездие» лирический герой испытывает страдания и муки совести от того, что изменил высокой любви и данным когда-то священным обетам. Поэт разви­вает тему возмездия, за отступничество, и в «Ямбах» он уже готов нанести ответный удар всему «страшному миру» - жестокому и бес­человечному. В этом цикле возникают мотивы веры в добро и свет, в будущее, готовность с новыми силами вступить в борьбу со злом и победить его:

О, я хочу безумно жить: Все сущее - увековечить, Безличное - вочеловечить, Несбывшееся - воплотить!

А такие слова могут вселить веру в сердце человека, поддержать его угасающую надежду и вдохновить на подвиги ради достижения мечты!