Механизмы речи в норме. Курсовая работа анатомо - физиологические механизмы речи

Тема 6. Анатомо-физиологические механизмы устной речи в норме

План.


  1. Организация центральной регуляции движений.

  2. Характери­стика произвольных и непроизвольных движений.

  3. Понятие о то­нусе мышц и их «оперантном» покое.

  4. Формирование двигатель­ной стереотипии.

  5. Строение периферического речевого аппарата.

  6. Роль мышечной системы в работе органов периферического речевого аппарата.

  7. Речевая артикуляция как образец высшего уровня развития произвольных движений.

  8. Формирование речедвигательной стерео­типии.

  9. Речевое дыхание как энергетическая основа устной речи. Формирование в онтогенезе артикуляторно-дыхательной коорди­нации в процессе устной речи.

В настоящее время, в значительной мере в связи с успехами отечественной физиологии, установлено, что основой всякой высшей психической функции являются не отдельные «центры», а сложные функциональные системы, которые расположены в различных областях центральной нервной системы и на различ­ных ее уровнях и объединены между собой единством рабочего действия.

Понимание роли отдельных частных систем мозга в его цело­стной деятельности позволяет проводить системный анализ ре­чевых расстройств.

Избирательные нарушения речевой функциональной системы развиваются в связи с органическими поражениями мозга оча­гового характера на почве травм, воспалительных и сосудистых заболеваний и др. и всегда сопровождаются функциональными нейродинамическими расстройствами в прилежащих или даже достаточно отдаленных от очага поражения структурах.

Функциональные нарушения речи связаны с патологическими изменениями в протекании основных нервных процессов (воз­буждения и торможения) и особенно с нарушениями их подвиж­ности.

В некоторых случаях эти расстройства являются след­ствием временного тормо­жения отдельных звеньев речевой функциональной си­стемы и легко фиксируются как неправильные речевые навыки.

В других случаях рече­вые расстройства могут це­ликом определяться только функциональными наруше­ниями, примером чего могут служить многие случаи заи­кания, ускоренного темпа речи, неправильного звуко-произношения, нарушений голоса.

К функциональной си­стеме речи имеют отношение различные анализаторы - в первую очередь двигатель­ный, слуховой и зритель­ный.

Каждый анализатор со­стоит из рецепторного аппа­рата, воспринимающего раз­дражения, проводящих путей и центрального отдела в коре го­ловного мозга, где происходит высший анализ и синтез получае­мых раздражений.

Результаты деятельности всех корковых анализаторов, при­нимающих участие в формировании речевых реакций, по пира­мидным путям передаются к ядрам черепно-мозговых нервов ствола мозга своей и особенно противоположной стороны. От ядер отходят нервы, направляющиеся к периферическому рече­вому аппарату, в мышцах которого находятся окончания двига­тельных нервов (рис. 1).

Двигательные нервы приносят к мышцам импульсы от центральной нервной системы, регулирующие тонус и побужда­ющие мышцы к сокращению, что приводит к возникновению го­лоса и характерных речевых шумов. К центральной нервной сис­теме идут чувствительные раздражения от периферического ре­чевого аппарата (слуховые, кинестетические, тактильные).

Функциональная организация таких проявлений речевой деятельности, как крик, лепет, наиболее просты; они осущест­вляются на основе деятельности структур только стволовых и подкорковых отделов мозга и наблюдаются у детей уже с пер­вых месяцев жизни.

В ранние периоды развития ребенок начинает осваивать ин­тонационную сторону речи, что, по-видимому, может быть свя­зано также с деятельностью подкорковых ядер мозга.

В возрасте 7-9 месяцев ребенок начинает подражать звукам речи окружающих, а к одному году он уже имитирует целые зву­ковые последовательности. Это означает, что начинают функци­онировать, и притом совместно, корковые отделы слухового и двигательного анализаторов.

Ребенок научается подчинять деятельность своего артикуляторного аппарата сигналам, поступающим от слухового анали­затора. Такой навык необходим для развития речи, что доказы­вается фактами немоты детей, потерявших слух в ранние пе­риоды развития.

Постепенно деятельность слухового и двигательного анализа­торов усложняется. Ребенок первых лет жизни (2-5 лет) под контролем слуха и кинестетических раздражений (а также и зрения) научается управлять своим артикуляторным аппара­том по законам той языковой среды, в которой он живет. У него формируется фонематическая звуковая система, используемая в разных видах речевой деятельности для различения значений слов. Наконец, в младшем школьном возрасте ребенок начинает осваивать письменную речь (письмо и чтение), для осуществле­ния которой особое значение имеет зрительный анализатор.

У взрослого человека речь так или иначе участвует во всех его психических процессах, познавательной деятельности, мыш­лении, памяти и пр. Это, однако, не исключает того, что отдель­ные речевые процессы (собственная речь, восприятие речи, чте­ние, письмо) обеспечиваются преимущественно разными отдела­ми целостной функциональной системы речи, что явно вскрывает­ся в речевой патологии. Логопед должен быть знаком с деятель­ностью основных анализаторов (слухового и двигательного), принимающих участие в формировании и осуществлении речи.

Слуховую функцию человека выполняет слуховой анализатор, периферическим воспринимающим аппаратом которого являет­ся кортиев орган внутреннего уха, затем следуют слуховые нер­вы, центральные проводящие пути и корковый отдел слухового анализатора, расположенный в височных долях мозга. Наиболее сложный анализ и синтез речевых слуховых сигналов с обобщением их в фонематическую систему языка осуществляется вторичными и третичными отделами коры левой височной доли доминантного полушария.

Человек воспринимает звуки и дифференцирует их по силе, высоте, длительности звучания и тембру, но этот слух оказыва­ется недостаточным для восприятия даже элементарной речи.

Способность дифференцировать сложные звуковые ощуще­ния и особенно звуки речи развивается у ребенка под влиянием окружающей речевой среды, причем в процессе активного овла­дения тем или иным языком.

Эта приобретаемая в индивидуальном развитии способность "и носит название смыслоразличительного или фонематического слуха.

Нарушения слуха, особенно в детском возрасте, лишают рече­вые движения их нормальной чувственной основы и приводят к тому, что артикуляции, утерявшие свой контроль со стороны слуха, у ребенка недоразвиваются.

Нарушения слуха могут иметь периферический и централь­ный характер.

Под нарушениями слуха периферического харак­тера, нередко ведущими в детском возрасте к глухонемоте, имеются в виду такие нарушения, которые возникают при пора­жении среднего уха, проводящего звук к рецепторному звуковоспринимающему аппарату во внутреннем ухе, или самого это­го аппарата. К глухоте могут приводить и поражения слуховых нервов.

Центральное снижение слуха наблюдается при по­ражении проекционной зоны коркового конца слухового анали­затора в височной доле мозга (одностороннее поражение этой зоны не вызывает значительного снижения остроты слуха в свя­зи с перекрестным ходом слуховых путей); кортикальная глухо­та развивается только в случае двусторонних поражений проек­ционной корковой зоны слухового анализатора, что наблюдается крайне редко.

Наконец, при поражении вторичных и третичных корковых полей слухового анализатора, в доминантном (обычно левом) полушарии мозга, острота слуха не снижается, но развивается сенсорная алалия, или сенсорная афазия.

К речедвигательному анализатору относятся кора головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковые ядра, центральные нисходящие двигательные пути, ядра ствола мозга (прежде всего продолговатого) и периферические нервы, идущие к дыхательным, голосовым и артикуляционным мышцам (см. рис. 1).

Для деятельности речедвигательного анализатора существен­ное значение имеют и кинестетические раздражения, идущие от мышц речевого аппарата в кору больших полушарий. По учению И. П. Павлова, кинестетические раздражения представляют со­бой базальный компонент речи; совместно со слуховыми раздражениями они играют большую роль в формировании фонемати­ческого слуха; некоторое значение имеют и зрительные восприя­тия артикуляторных движений.

В иннервации мышц речевого аппарата принимают участие тройничный, лицевой, языкоглоточный, блуждающий, добавоч­ный и подъязычный двигательные черепно-мозговые нервы.

Тройничный нерв иннервирует жевательные мышцы и мышцы, закрывающие рот; лицевой нерв -- мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, осуществляющие смыкание

и вытягивание губ, оскаливание, надувание и втягивание щек; языко-глоточный и блуждающий нервы - мышцы гортани и голосовых связок, глотки и мягкого нёба; кроме того, языко-глоточный нерв является чувствительным нервом языка; добавочный нерв - мышцы шеи; подъязычный нерв - мышцы языка. Ядра последних четырех нервов распо­лагаются в продолговатом мозге, в связи с чем они получили название б у л ь б а р н ы х ядер. Имеется множество нервных волокон, которые соединяют отдельные бульбарные ядра между собой и с други­ми ядрами периферических нервов, что обеспечивает их совмест­ную деятельность.
Периферический речевой аппарат .

В состав периферического речевого аппарата входят: органы ротовой полости, нос, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка и диафрагма (рис.2).

Дыхательный аппарат - это грудная клетка с легки­ми, бронхами и трахеей. Основным назначением дыхательного аппарата является осуществление газового обмена, т. е. достав­ка в организм кислорода и выведение углекислого газа, а также он осуществляет одновременно голосообразующую и артикуля­ционную функции.,

Движение стенок грудной клетки при вдохе осуществляется благодаря действию так называемых вдыхательных мышц (рис. 3). Одни из них расширяют грудную клетку, главным об­разом в стороны и вперед (наружные межреберные мышцы и подниматели ребер), другие - вниз (диафрагма), третьи - вверх (мышцы, прикрепляющиеся одним концом к верхним реб­рам и ключицам, а другим - к основанию черепа).

Диафрагма - плоская мышца, отделяющая грудную полость от брюшной, имеет куполообразную форму; при вдохе она идет вниз и делается более плоской, что дает возможность легким расширяться, а при выдохе она опять поднимается вверх (см. рис. 3).

Кроме основных дыхательных мышц, имеются еще вспомога­тельные (например, мышцы плечевого пояса и шеи). Участие вспомогательных мышц в акте дыхания обычно говорит о том, что основные мышцы не могут обеспечить необходимую подачу воздуха (при беге, тяжелой физической нагрузке).

Процессы жизненного и речевого дыхания значительно от­личаются друг от друга.

Процесс жизненного дыхания протекает ритмично, в одной и той же последовательности: вдох-выдох--остановка, вдох - выдох - остановка. Вдох является наиболее активным звеном всего процесса. Сразу после него наступает расслабление дыха­тельных мышц, их возвращение в состояние покоя, в котором они остаются до нового вдоха. У взрослого здорового человека в минуту происходит 16-18 полных дыхательных движений. Вре- мя, затрачиваемое на вдох и выдох, приблизительно одинаково (4:5); вдох происходит через нос, выдох - через рот. Количество выдыхаемого за один раз воздуха равняется примерно 500 см 3 , но легкие никогда не освобождаются от воздуха полностью, всегда остается так называемый остаточный воздух. Ритмичная смена фаз дыхания происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания.

Особенности речевого дыхания связаны с тем, что речевое дыхание включено в процесс речи, обслуживает его, является ос­новой голосообразования, формирования речевых звуков, рече­вой мелодии.

Дыхание в речи связано с ее разнообразным течением и чере­дованием речевых звеньев: слогов, их групп и синтагм, которые в зависимости от содержания могут быть длинными и короткими. Таким образом, моменты вдоха (речевой паузы), количество забираемого воздуха, интенсивность его расходования не могут следовать в однообразной ритмической последовательности друг за другом..


В речевом дыхании выдох является самым главным и актив­ным звеном всего процесса, он значительно длиннее вдоха - 1:20 или даже 1:30; последовательность фаз изменяется следующим образом: вдох - остановка - выдох. Вдох будет происходить главным образом через рот (путь вдыхаемого воздуха через рот короче и шире, чем через нос, поэтому происходит быстрее и не­заметнее). Кроме того, при вдохе через рот нёбная занавеска остается поднятой, что соответствует ее положению при произ­несении большинства речевых звуков.

Весь процесс дыхания становится более произвольным. Во время остановки происходит задержка воздуха в груди, а затем постепенный управляемый выдох. Важна не только длительность выдоха, но и его плавность и легкость. Для того чтобы то или другое движение было плавным, эластичным, необходимо, чтобы в этом движении принимали участие как агонисты (в данном случае вдыхатели), которые остаются по окончании вдоха напря­женными), так и антагонисты, т. е. мышцы, действующие в про­тивоположном направлении (в данном случае выдыхатели). Опи­санное явление носит название опоры дыхания.

Ребенок сначала пользуется в речи навыками жизненного дыхания, и только в процессе речевого развития под влиянием речи окружающих у него вырабатывается речевое дыхание. В случаях рано возникающей речевой патологии дыхание часто остается на уровне жизненного.

Голосовой отдел состоит из гортани (рис.4). Гортань вверху граничит с глоткой, а внизу с трахеей и представляет со­бой трубку конусообразной формы, состоящую из нескольких хрящей. Всю переднюю и большую часть задней поверхности гортани образуют щитовидный и перстневидный хрящи. Они со­единены между собой связками и мышцами. Гортань посредством различных мышц прикреплена сверху к глотке и подъязычной кости и снизу к грудине. Подъязычная кость, в свою очередь, прикреплена мышцами внизу к гортани и к грудной кости, а ввер­ху к нижней челюсти и височной кости черепа. Таким образом, движения гортани, глотки, нижней челюсти и языка могут ока­зывать влияние на положение каждого из этих органов.

Отверстие, ведущее в гортань из полости глотки, называется входом в гортань. Оно образовано спереди надгортанником, сза­ди черпаловидными хрящами, а с боков черпаловидно-надгортанными складками (мышцами).

Надгортанник состоит из хрящевой ткани, имеющей форму листа. Передняя поверхность его обращена к языку, а задняя - к гортани. Надгортанник служит клапаном: опускаясь при гло­тательном движении кзади и книзу, он закрывает вход в гортань и предохраняет ее полость от попадания пищи и слюны.

Внутри гортани, на некотором расстоянии от входа в нее, на­ходится голосовая щель, образуемая голосовыми связками. (Голосовые связки находятся на уровне основания черпаловидных хрящей.) Они образованы толстой щито-черпаловидной мышцей, расходящейся по обе стороны просвета гортани (в го­ризонтальном направлении). Своей массой голосовые связки почти совсем застилают просвет гортани, оставляя сравнительно узкую голосовую щель (рис. 5, а). При вдохе голосовая щель рас­ширяется и принимает вид треугольника (рис. 5, б), обращенного своей вершиной вперед, а основанием - назад. При выдохе щель сужается.

Кнаружи от голосовых связок, несколько выше их, в том же направлении идут так называемые ложные голосовые связки, представляющие собой две складки слизистой оболочки, покры­вающие подслизистую ткань и небольшой мышечный пучок. В норме ложные голосовые связки принимают некоторое участие при смыкании и размыкании голосовой щели, но они двигаются вяло и не сближаются друг с другом.

Голосовые связки имеют особое мышечное строение, отличное от строения других мышц. Вследствие особого строения мышц голосовые связки могут колебаться как всей своей массой, так и одной какой-нибудь частью, например половиной, третью, кра­ями и т. д. В то время как часть голосовой мышцы вибрирует, остальная масса мускула может находиться в состоянии полного покоя. Те мышечные волокна голосовых связок, которые идут в косом направлении, сжимают определенный участок голосовой мышцы и заставляют колебаться только тот или иной ее отрезок (играют роль глушителей). Деятельность всех указанных внут­ренних гортанных мышц обеспечивает зарождение звука.

Внешние гортанные мышцы окружают гортань и удерживают ее на определенном уровне, что крайне необходимо, так как воздух, выдыхаемый из легких с той или иной си­лой, стремится поднять гортань кверху, а без фик­сации гортани в низком положении голосообразование делается невозмож­ным. Фиксация гортани возможна благодаря на­пряжению взаимопроти­воположно действующих мышц, прикрепляющих ее к подъязычной и грудинной костям. Низкое ее по­ложение зависит от поло­жения нижней челюсти, языка и степени натяже­ния мышц зева и глотки: а) при недостаточно опу­щенной нижней челюсти подъязычная кость, а вме­сте с ней и гортань поднимаются кверху; б) горбящийся и ото­двинутый от передних зубов язык также тянет подъязычную кость и гортань кверху благодаря мышце, соединяющей язык с подъязычной костью; в) поднятию гортани способствует и из­лишнее напряжение нёбно-глоточной мышцы.

Артикуляционный отдел (рис. 6). Основными орга­нами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое нёбо. Активными органами являются язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть.

Основным органом артикуляции является язык. Принято вы­делять группу внешних мышц языка и группу внутренних мышц языка.
Внешние мышцы языка (рис.7).

Подбородочно-язычная мышца (парная) – самая сильная мышца языка, составляющая основную его массу. От подбородочного бугорка нижней челюсти её нижние волокна идут горизонтально к основанию языка и телу подъязычной кости. Сокращаясь, они выдвигают язык вперед и несколько приподнимают его. Большинство волокон мышцы распространяется от того же подбородочного бугорка веерообразно к спинке языка, на протяжении от его кончика до корня. Эти волокна тянут язык, особенно его переднюю часть, назад и вниз. Наличие таких антагонистических волокон в основной мышце языка способствуют его эластической напряженности, его нормальному тонусу, что предохраняет язык от западания в полость глотки во время глубокого вдоха и глотания.

Шилоязычная мышца (парная) – длинная, тянущаяся от шиловидного отростка височной кости до кончика языка по направлению вниз, кнутри и несколько кпереди. С уровня язычно-нёбной дужки мышца идет горизонтально в боковых отделах языка до самой его верхушки и тянет язык назад и вверх, растя­гивая его в ширину.

Подъязычно-язычная мышца (парная) - плоская мышца, идущая от подъязычной кости к боковым отделам язы­ка по направлению вверх и кпереди. Тянет язык вниз и назад.

Нёбно-язычная мышца (парная). Волокна мышцы тя­нутся между мягким нёбом и боковым отделом языка, входя в поперечные его волокна своей стороны. При фиксированном мягком нёбе тянет корень языка вверх и кзади.

Внутренние мышцы (рис.8).

Верхняя продольная мышца (непарная). Пучки мышцы лежат непосредственно под слизистой на протяжении всего языка. Действуя вместе с нижней продольной мышцей, укорачивает язык, и он становится толще и шире. Может выгибать язык вверх в продольном направлении. Сокращает и загибает кончик языка.

Нижняя продольная мышца (парная). Начинаясь от слизистой корня языка, волокна мышцы идут вниз и вперед к нижнебоковым отделам языка вплоть до верхушки языка. Уко­рачивает язык и может опускать поднятый кончик языка.

Поперечная мышца (парная ). Волокна мышцы сужи­вают язык, могут выгибать его вверх.

Вертикальная мышца (парная) уплощает язык.

Особенности строения мышц языка, многообразие и слож­ность выполняемых ими движений предполагают постоянно меняющуюся, но тем не менее очень точную координацию ра­боты его мышечных пучков.

Произвольные движения языка всегда представляют со­бой сложные мышечные синер­гии. Для высовывания языка из полости рта (сокращение нужных пучков подбородочно-язычной мышцы) и тем более для загибания кончика высу­нутого языка вверх, к носу, должны быть расслаблены во­локна этой же мышцы, тяну­щие язык назад и вниз. Наобо­рот, при движении языка кзади и книзу должны быть расслаб­лены нижние пучки мышцы. Ее средние пучки являются антагонистами волокон верхней продольной мышцы, выгибающей спинку языка кверху. В движе­нии языка вниз подъязычно-язычная мышца - антагонист шило-язычной, но в движении назад обе эти мышцы агонисты.

Боковые движения языка требуют расслабления парных лышц другой стороны. Сокращения волокон поперечных мышц языка (что делает язык узким) требуют расслабления волокон вертикальных мышц и пучков подъязычно-язычных и шило-языч­ных мышц, идущих по краям языка и участвующих в эффекте его уплотнения и расширения.

Во всех движениях языка по средней линии (вперед, вверх, вниз, кзади) аналогичные мышцы правой и левой стороны долж­ны работать как агонисты, иначе язык будет отклоняться в сто­рону. При этом прикрепление мышечных пучков таково, что в случае работы подъязычно-язычных и шило-язычных мышц он отклоняется в сторону более напряженных мышц, а в случае ра­боты подбородочно-язычных мышц - в сторону менее напря­женных.

Пожалуй, наиболее сложны мышечные синергии в процессе артикуляции переднеязычных звуков (смычных, щелевых и осо­бенно дрожащего звука р). Необходимые для этого тонкие дви­жения собственных мышц кончика языка осуществляются при условии фиксации корня языка его внешними мышцами, а так­же мышцами подъязычной кости и шеи. При этом, разумеется, работают мышцы голосовых связок, мягкого нёба и глотки, и ды­хательные мышцы.

Все мышцы языка иннервируются от подъязычных нервов, только нёбно-язычные получают нервные импульсы от языко-глоточных нервов.

Знание анатомо-физиологическнх механизмов речи, т. е. строения и функциональной организации речевой деятельности, позволяет, во-первых, представлять сложный механизм речи в норме, во-вторых, дифференцированно подходить к анализу речевой патологии и, в-третьих, правильно определять пути коррекционного воздействия.

Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека.

Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга.

Еще в начале XX в. была распространена точка зрения, по которой функцию речи связывали с существованием в мозгу особых «изолированных речевых центров». И. П. Павлов дал новое на­правление этому взгляду, доказав, что локализация речевых функций коры головного мозга не только очень сложна, но и изменчива, почему и назвал ее «динамической локализацией».

В настоящее время благодаря исследованиям П. К Анохина,. А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии и других ученых установлено, что основой всякой высшей психической функции являются не отдельные «центры», а сложные функциональные системы, которые расположены в различных областях центральной нервной системы, на различных ее уровнях и объединены между собой единством рабочего действия.

Речь – это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникаций) люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Осуществляется речевое общение посредством языка. Язык – это система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Говорящий отбирает необходимые для выражения мысли слова, связывает их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляции речевых органов.

Для того чтобы речь человека была членораздельной и по­нятной, движения речевых органов" должны быть "закономерными и точными. Вместе с тем эти движения должны быть автоматически- ми, т. е. такими, которые осуществлялись бы без специальных произвольных усилий. Так и происходит на самим деле. Обычно говорящий следит только за течением мысли, не задумываясь над тем, какое положение должен занять его язык во рту, когда надо вдохнуть и т.д. Это происходит в результате действия механизма произнесения речи. Для понимания действия механизма произнесения речи необходимо хорошо знать строение речевого аппарата.

Строение речевого аппарата

Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и пе­риферического (или исполнительного) (рис. 1).

Центральный речевой аппарат находится в головном. Мозге. Он состоит из коры головного мозга (преимущественно левого по­лушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам.

Какова же функция центрального речевого аппарата и, его отделов?

Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Однако некоторые отделы коры головного Мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Это лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого). Лобные извилины (нижние) Являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брока). Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения (центр Вернике). Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи. Для пони­мания речи имеет значение теменная доля Коры мозга. Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме). Кроме того, у ребенка речь начинает развиваться благодаря зрительному восприятию им артикуляции взрослых.

Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи.

Приводящие пути. Кора головного мозга связана с органами речи (периферическими) двумя видами нервных путей: центробежными и центростремительными.

Центробежные (двигательные) нервные пути соединяют кору головного мозга с мышцами, регулирующими деятельность периферического речевого аппарата. Центробежный путь начинаете» в коре головного мозга в центре Брока.

От периферии к центру, т.е. от области речевых органов к коре головного мозга, идут центростремительные пути.

Центростремительный путь начинается в проприорецепторах и в барорецепторах. Проприорецепторы находятся внутри мышц, сухожилий и на суставных поверхностях двигающихся органов:

Проприорецепторы возбуждвются под действием мышечных сокращений. Благодаря проприорецепторамконтролируется: вся наша мышечная деятельность. Барорецепторы возбуждаются при изменениях давлений на них и находятся в глотке, Когда мы говорим, происходит раздражение проприо- и барорецепторов, которое идет по центростремительному пути к коре головного мозга. Центростремительныйпуть играет роль общего регулятора всей деятельности речевых органов.

В ядрах ствола берут начало черепно-мозговые нервы. Все органы периферического речевого, аппарата иннервируются (Иннервация – обеспеченность какого-либо органа или ткани нервными волокнами, клетками) 1 черепно-мозговыми нервами. Главные из них: тройничный, лицевой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный и подъязычный.,

Тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть; лицевой нерв – мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, осуществляющие движения губ, надувание и втягивание щек; языкоглоточный и блуждающий, нервы – мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого нёба. Кроме того, языкоглоточный нерв является чувствительным нервам языка, а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца. Добавочный нерв иннервирует мышцы шеи, а подъязычный нерв снабжает мышцы языка двигательными нервами и сообщает ему возможность разнообразных движений.

Через эту систему черепно-мозговых нервов передаются нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому. Нервные импульсы приводят в движение речевые органы.

Но этот путь от, центрального речевого аппарата к периферическому составляет только одну часть речевого механизма. Другая его часть заключается в обратной связи – от периферии к центру.

Теперь обратимся к строению периферического речевого аппарата (исполнительного).

Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов: 1) дыхательного; 2) голосового; 3) артикуляционного (или звукопроизводящего).

В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей.

Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно Голосообразующую и артикуляционную функции (помимо еще одной, основной - газообмена). Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного, когда человек молчит. Выдох намного длиннее вдоха (в то время как вне речи продолжительность вдоха и выдоха примерно одинакова). Кроме того, в момент речи число дыхательных движений вдвое меньше, чем при обычном (без речи) дыхании.

Понятно, что для более длительного выдоха необходим и больщий запас воздуха. Поэтому в момент речи значительно увеличивается объём вдыхаемого и выдыхаемого воздуха (примерно в 3 paза). Вдох при речи становится более коротким и более глубоким.. Еще одной особенностью речевого дыхания является то, что выдох в момент речи осуществляется при активном участии выдыхательных мышц (брюшной стенки и внутренних межреберных мышц). Это обеспечивает его наибольшую длительность и глубину и, кроме того, увеличивает давление воздушной струи, без чего невозможна звучная речь.

Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой широкую короткую трубку, состоящую из хрящей и мягких тканей. Она расположена в переднем отделе шеи и может быть спереди и с боков прощупана через кожу, особенно у худых людей.

Сверху гортань переходит в глотку. Снизу она переходит в дыхательное горло (трахею).

На границе гортани и глотки находится надгортанник. Он состоит из хрящевой ткани, имеющей форму язычка или лепестка. Передняя поверхность его обращена к языку, а задняя – к гортани. Надгортанник служит как бы клапаном: опускаясь при глотательном движении, он закрывает вход в гортань и предохраняет ее полость от попадания пищи и слюны.

У детей до начала пубертатного периода (т. е. периода полового созревания) различий в величине и строении гортани между мальчиками и девочками не отмечается.

Вообще у детей гортань мала и растет в разные периоды неравномерно. Заметный рост ее происходит в возрасте 5-7 лет, а затем - в пубертатный период: у девочек в 12-13 лет, у, мальчиков в 13–15 лет. В это время размеры гортани увеличиваются у девочек на одну треть, а у мальчиков на две трети, голосовые складки удлиняются; у мальчиков начинает обозначаться кадык.

У детей раннего возраста форма гортани воронкообразная. По мере роста ребенка форма гортани постепенно приближается к цилиндрической.

Как же осуществляется голосообразование (или фонация)? Механизм голосообразования таков. При фонации голосовые складки находятся в сомкнутом состоянии Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкнутые голосовые складки, несколько раздвигает их в стороны. В силу своей упругости, а также под действием гортанных мышц, суживающих голосовую щель, голосовые складки возвращаются в исходное, т. е. срединное, положение, с тем чтобы в результате продолжающегося давления выдыхаемой воздушной струи снова раздвинуться в стороны и т.д. Смыкания и размыкания продолжаются до тех пор, пока не прекратится давление голосообразующей выдыхательной струи. Таким образом, при фонации происходят колебания голосовых складок. Эти колебания совершаются в поперечном, а не в продольном направлении, т. ё. голосовые складки перемещаются кнутри и кнаружи, а не кверху и книзу.

При шепоте голосовые складки смыкаются не на всем своем протяжении: в задней части между ними остается щель в форме маленького равностороннего треугольника, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха. Голосовые складки при этом не колеблются, но трение струи воздуха о края маленькой треугольной щели вызывает шум, который и воспринимается нами в виде шепота.

Сила голоса зависит в основном, от амплитуды (размаха) колебаний голосовых складок, которая определяется величиной воздушного давления, т. е. силой выдоха. Значительное влияние на силу голоса оказывают также резонаторные полости надставной трубы (глотка, полость рта, носовая полость), которые являются усилителями звука.

Величина и форма резонаторных полостей, а также особенности строения гортани влияют на индивидуальную «окраску» голоса, или тембр. Именно благодаря тембру мы различаем людей по голосу.

Высота голоса зависит от час/готы колебаний голосовых складок, а она в, свою очередь зависит от их длины, толщины и степени напряжения. Чем длиннее голосовые складки, чем они толще и чем меньше напряжены, тем ниже звук голоса.

Артикуляционный отдел. Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое нёбо, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные – неподвижными.

Главным органом артикуляции является язык. Язык – массивный мышечный орган. Присомкнутых челюстях он заполняет почти всю ротовую, полость. Передняя часть языка подвижна, задняя фиксирование и носит название корня языка. В подвижной части языка различает кончик, передний край (лезвие), боковые края и спинку. Сложно переплетенная система мышц языка, разнообразие точек их прикрепления обеспечивают возможность в больших пределах изменять форму, .положение и степень напряжения языка. Это имеет очень большое значение, так как язык участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных). Важная роль в образовании звуков речи принадлежит также нижней челюсти, губам, зубам, твердому и мягкому нёбу, альвеолам. Артикуляция и состоит в том, что перечисленные органы, образуют щели, или смычки, возникающие при приближении или прикосновении языка к нёбу, альвеолам, зубам, а также при сжатии губ или прижатии их к зубам..

Надставная труба – это все то, что расположено выше гортани: глотка, ротовая полость и носовая полость.

У человека рот и глотка имеют одну полость. Это создает возможность произнесения разнообразных звуков. У животных (например, у обезьяны) полостиглотки и рта связаны очень узкой щелью. У человека же глотка и рот образуют общую трубку –надставную трубу. Она и выполняет важную функцию речевого резонатора. Надставная труба у человека сформировалась в результате эволюции.

Надставная труба благодаря своему строению может меняться по объему и по форме. Например, глотка может быть вытянутой и сжатой и, наоборот, очень растянутой. Изменения формы и объема надставной трубы имеют большое значение для образования Звуков речи. Эти изменения формы и объема надставной трубы и создают явление резонанса. В результате резонанса одни обертоны речевых звуков усиливаются, другие –заглушаются. Таким образом, возникает специфический речевой тембр звуков. Например, при проинесении звука а ротовая полость расширяется, а глотка сужается и вытягивается.. А при произнесении звука и, наоборот, ротовая. полость сжимается, а глотка расширяется.

Одна гортань не создает специфического речевого звука, о образуется не только в гортани, но и в резонаторах (глоточном, кротовом и носовом)."

Надставная труба при образовании звуков речи выполняет двоякую функцию: резонатора и шумового вибратора (функцию звукового вибратора выполняют голосовые складки, которые находятся в гортани).

Шумовым вибратором являются щели между губами, междуязыком и зубами, между языком и твердым нёбом, между языком и альвеолами, между губами и зубами, а также прорываемые струей воздуха смычки между этими органами.

При помощи шумового вибратора образуются глухие согласные. При одновременном включении тонового вибратора (колебании голосовых складок) образуются звонкие и сонорные согласные.

Ротовая полость и глотка принимают участие в произнесении всех звуков русского языка. Если у человека правильное произношение, то носовой резонатор участвует только в произнесении звуков м и н и их мягких вариантов. При произнесении остальных звуков нёбная занавеска, образуемая мягкий нёбом и маленьким язычком, закрывает вход в полость носа.

Итак, первый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи воздуха, второй – для образования голоса, третий является резонатором, который дает звуку силу и окраску и таким образом образует характерные звуки нашей речи, возникающие в результате деятельности отдельных активных органов артнкуляционного аппарата.

Для того чтобы было осуществлено произношение слов в соответствии с задуманной информацией, в коре головного мозга производится отбор команд для организации речевых движений. Эти команды носят название артикуляторной программы. Артикуляторная программа реализуется в исполнительной части речедвигательного анализатора в дыхательной, фонаторной и резонаторной системах.

Речевые движения осуществляются настолько точно, что в результате возникают определенные звуки речи и формируется устная (или экспрессивная) речь.

Понятие об обратной связи. Выше мы говорили о том, что нервные импульсы, поступающие от центрального речевого аппарата, приводят в движение органы периферического речевого аппарата. Но имеется и обратная связь. Как же она осуществляется? Эта связь функционирует по двум направлениям: кинестетическому пути и слуховому.

Для правильного осуществления речевого акта необходим контроль:

    с помощью слуха;

    через кинестетические ощущения.

При этом особо важная роль принадлежит кинестетическим ощущениям, идущим в кору головного мозга от речевых органов. Именно кинестетический контроль позволяет предупредить ошибку и внести поправку до того, как звук произнесен.

Слуховой же контроль действует лишь в момент произнесения звука. Благодаря слуховому контролю человек замечает ошибку. Чтобы устранить ошибку, нужно исправить артикуляцию и проконтролировать ее.

Обратные импульсы идут от речевых органов к центру, где контролируется, при каком положении органов речи произошла ошибка. Затем от центра посылается импульс, который вызывает точную артикуляцию. И снова возникает обратный импульс – о достигнутом результате. Так происходит до тех пор, пока не будут согласованы артикуляция и слуховой контроль. Можно сказать, что обратные связи функционируют как бы по кольцу – импульсы идут от центра к периферии и далее – от периферии к центру.

Так осуществляется обратная связь и формируется вторая сигнальная система. Важная роль при этом принадлежит системам временных нервных связей – динамическим стереотипам, которые возникают благодаря многократному восприятию элементов языка (фонетических, лексических и грамматических) и произнесению. Система обратных, связей обеспечивает автоматическое регулирование работы органов речи.

Лекция 4. Анатомо-физиологические механизмы речи (4ч.)

логопедия нарушение речь речевой

Знание анатомо-физиологических механизмов речи, т. е. строения и функциональной организации речевой деятельности, позволяет, во-первых, представлять сложный механизм речи в норме, во-вторых, дифференцированно подходить к анализу речевой патологии и, в-третьих, правильно определять пути коррекционного воздействия. Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга. Еще в начале XX в. была распространена точка зрения, по которой функцию речи связывали с существованием в мозгу особых «изолированных речевых центров». И. П. Павлов дал новое направление этому взгляду, доказав, что. локализация речевых функций коры головного мозга не только очень сложна, -но и изменчива, почему и назвал ее «динамической локализацией». В настоящее время благодаря исследованиям П. К- Анохина, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии и других ученых установлено, что основой всякой высшей психической функции являются не отдельные «центры», а сложные функциональные системы, которые расположены в различных областях центральной нервной системы, на различных ее уровнях и объединены между собой единством рабочего действия.

Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам.

Какова же функция центрального речевого аппарата и его отделов?

Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Однако некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Это лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого). Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брока). Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения (центр Вёрнике). Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи. Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга. Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме). Кроме того, у ребенка речь начинает развиваться благодаря зрительному восприятию им артикуляции взрослых.

Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи.

Проводящие пути. Кора головного мозга связана с органами речи (периферическими) двумя видами нервных путей: центробежными и центростремительными.

Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов: 1) дыхательного; 2) голосового; 3) артикуляционного (или звуко-производящего).

В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей.

Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции (помимо еще одной, основной -- газообмена). Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного, когда человек молчит. Выдох намного длиннее вдоха (в то время как вне речи продолжительность вдоха и выдоха примерно одинакова).

Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой широкую короткую трубку, состоящую из хрящей и мягких тканей. Она расположена в переднем отделе шеи и может быть спереди и с боков прощупана через кожу, особенно у худых людей.Сверху гортань переходит в глотку. Снизу она переходит в дыхательное горло (трахею). На границе гортани и глотки находится надгортанник. Надгортанник служит как бы клапаном: опускаясь при глотательном движении, он закрывает вход в гортань и предохраняет ее полость от попадания пищи и слюны.

При фонации голосовые складки находятся в сомкнутом состоянии. Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкнутые голосовые складки, несколько раздвигает их в стороны. В силу своей упругости, а также под действием гортанных мышц, суживающих голосовую щель, голосовые складки возвращаются в исходное, т. е. срединное, положение, с тем чтобы в результате продолжающегося давления выдыхаемой воздушной струи снова раздвинуться в стороны и т. д. Смыкания и размыкания продолжаются до тех пор, пока не прекратится давление голосообразующей выдыхательной струи. Таким образом, при фонации происходят колебания голосовых складок. Эти колебания совершаются в поперечном, а не в продольном направлении. В результате колебаний голосовых складок движение струи выдыхаемого воздуха превращается над голосовыми складками в колебание частиц воздуха. Эти колебания передаются в окружающую среду и воспринимаются нами как звуки голоса.

Артикуляционный отдел. Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое нёбо, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные -- неподвижными.

Громкость и отчетливость речевых звуков создаются благодаря резонаторам. Резонаторы расположены во всей надставной трубе.

Надставная труба -- это все то, что расположено выше гортани: глотка, ротовая полость и носовая полость.

У человека рот и глотка имеют одну полость. Это создает возможность произнесения разнообразных звуков.

Итак, первый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи воздуха, второй -- для образования голоса, третий является резонатором, который дает звуку силу и окраску и таким образом образует характерные звуки нашей речи, возникающие в результате деятельности отдельных активных органов артикуляционного аппарата.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Для того, чтобы правильно представлять сложный механизм речевой деятельности в норме, дифференцированно подходить к анализу речевых нарушений и грамотно определять пути и направления коррекционной работы, необходимо знание анатомо-физиологических механизмов речи.

3 слайд

Описание слайда:

Речь – одна из сложных высших психических функций человека, которая обеспечивается деятельностью головного мозга. Исследованиями П.К. Анохина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия и др. установлено, что основой всякой высшей психической функции являются сложные функциональные системы, в формировании которых принимают участие различные участки мозга, объединенные механизмом рефлекса. Речевой аппарат состоит из центрального и периферического отделов.

4 слайд

Описание слайда:

Строение речевого аппарата 1 – головной мозг; 2- носовая полость; 3 – твердое небо; 4 – ротовая полость; 5 – губы; 6 – резцы; 7 – кончик языка; 8 – спинка языка; 9 – корень языка; 10 – надгортанник; 11 – глотка; 12 – гортань; 13 – трахея; 14 – правый бронх; 15 – правое легкое; 16 – диафрагма; 17 – пищевод; 18 – позвоночник; 19 – спинной мозг; 20 – мягкое небо.

5 слайд

Описание слайда:

К центральному отделу речевого аппарата относится головной мозг – его кора, подкорковые узлы, проводящие пути и ядра соответствующих нервов. Главенствующее значение в образовании речи имеет лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого). Лобные извилины являются речедвигательной областью и участвуют в образовании устной речи (центр Брока). Височные извилины, будучи речеслуховой областью (центр Вернике), отвечают за восприятие чужой речи.Теменная доля коры мозга обеспечивает понимание речи, а затылочная, являясь зрительной областью, имеет значение для усвоения письменной речи. Подкорковые ядра отвечают за ритм, темп и выразительность речи. Проводящие пути связывают кору головного мозга с периферическими органами речи. От центра к периферии идут центробежные пути, а от периферии к центру – центростремительные нервные пути.

6 слайд

Описание слайда:

В иннервации мышц речевого аппарата принимают участие следующие черепно-мозговые нервы: Тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть; Лицевой нерв – мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, которые осуществляют движение губ, щёк; Языкоглоточный и блуждающий нервы – мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого нёба. Языкоглоточный нерв также является чувствительным нервом языка, а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца; Добавочный нерв иннервирует мышцы шеи; Подъязычный нерв дает возможность совершать языку разнообразные движения.

7 слайд

Описание слайда:

Периферический речевой аппарат состоит из дыхательного, голосового и артикуляционного отделов. Дыхательный отдел периферического речевого аппарата служит для подачи воздуха, голосовой– для образования голоса, артикуляционный – образует характерные звуки нашей речи в результате деятельности органов артикуляционного аппарата. Дыхательный отдел включает в себя грудную клетку с лёгкими, бронхами и трахеей. Речь образуется в фазе выдоха, поэтому во время речи выдох намного длиннее вдоха (1:20 или даже 1:30). Длительный выдох нуждается в большем запасе воздуха. Поэтому в момент речи объём вдыхаемого и выдыхаемого воздуха увеличивается почти в 3 раза. У ребенка речевое дыхание вырабатывается постепенно, в процессе речевого развития. Вначале ребенок пользуется в речи навыками жизненного дыхания. Такое дыхание остается в случаях рано возникающей речевой патологии. Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой трубку конусообразной формы, состоящую из нескольких хрящей. Вверху гортань граничит с глоткой, а внизу – с трахеей.

8 слайд

Описание слайда:

В основе механизма голосообразования лежит колебание голосовых складок гортани, на которые воздействует воздух, поступающий под определенным давлением из бронхов и лёгких. Колебания передаются в окружающую среду, и мы воспринимаем их как звуки голоса. Основными органами артикуляционного отдела являются: язык, губы, верхняя и нижняя челюсти, твердое и мягкое нёбо, зубы, альвеолы, язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть – это подвижные органы артикуляции; зубы, альвеолы и твердое нёбо – неподвижные, которые не изменяют своего положения, но также участвуют в образовании звуков.

9 слайд

Описание слайда:

Профиль органов артикуляции 1 - губы, 2 – резцы; 3 – альвеолы; 4 – твердое небо; 5 – мягкое небо; 6 – голосовые складки, 7 – корень языка; 8 – спинка языка; 9 – кончик языка.

10 слайд

Описание слайда:

Язык – самый активный и подвижный орган артикуляции, система мышц языка даёт возможность менять его форму, положение и степень напряжения. Язык участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных). Передняя часть языка подвижна и в ней различаюткончик, передний края, боковые края и спинку. Задняя часть языка фиксирована и называетсякорнем языка.

11 слайд

Описание слайда:

От середины нижней поверхности языка ко дну ротовой полости спускается складка слизистой оболочки (так называется уздечка), которая ограничивает крайние движения языка. У некоторых детей эта уздечка укороченная от рождения. В грудном возрасте это затрудняет сосание, а позднее мешает правильно произносить звуки. В раннем возрасте уздечку подрезают. В более позднем возрасте необходима помощь логопеда и специальные упражнения для языка, помогающие растянуть уздечку.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Знание анатомо-физиологических механизмов речи, т. е. строения и функциональной организации речевой деятельности, позволяет, во-первых, представлять сложный механизм речи в норме, во-вторых, дифференцированно подходить к анализу речевой патологии и, в-третьих, правильно определять пути коррекционного воздействия.

Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга.

В настоящее время благодаря исследованиям П. К- Анохина, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии и других ученых установлено, что основой всякой высшей психической функции являются не отдельные «центры», а сложные функциональные системы, которые расположены в различных областях центральной нервной системы, на различных ее уровнях и объединены между собой единством рабочего действия.

Для того чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными и точными. Для понимания действия механизма произнесения речи необходимо хорошо знать строение речевого аппарата.

Строение речевого аппарата:


Центральный речевой аппарат (регулирующий):

Кора головного мозга:

* подкорковые узлы

* проводящие пути

* ядра ствола

Периферический речевой аппарат (исполнительный):

Дыхательный отдел:

* грудная клетка

Артикуляционный отдел (звукопроводящий):

* носовая полость

* ротовая полость * глотка


Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного) (рис. 1).

Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам.

1-головной мозг; 2-носовая полость, 3-твердое небо; 4-мягкое нёбо, 5-губы; 6-резцы, 7 - кончик языка, 8-спинка языка; 9 - корень языка, 10-глотка, 11-надгортанник, 12-гортань, 13-трахея, 14-правый бронх; 15-правое легкое, 16-диафрагма, 17-пищевод, 18 - позвоночник, 19 - спинной мозг

Через систему черепно-мозговых нервов передаются нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому. Нервные импульсы приводят в движение речевые органы.

Но этот путь от центрального речевого аппарата к периферическому составляет только одну часть речевого механизма. Другая его часть заключается в обратной связи - от периферии к центру.

Теперь обратимся к строению периферического речевого аппарата (исполнительного).

Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов: 1) дыхательного; 2) голосового; 3) артикуляционного (или звуко-производящего).

В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей.

Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции (помимо еще одной, основной - газообмена). Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного, когда человек молчит.

Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой широкую короткую трубку, состоящую из хрящей и мягких тканей. Она расположена в переднем отделе шеи и может быть спереди и с боков прощупана через кожу, особенно у худых людей.

Сверху гортань переходит в глотку. Снизу она переходит в дыхательное горло (трахею).

Высота голоса зависит от частоты колебаний голосовых складок, а она в свою очередь зависит от их длины, толщины и степени напряжения. Чем длиннее голосовые складки, чем они толще и чем меньше напряжены, тем ниже звук голоса.

Рис. 3. Профиль органов артикуляции: 1 - губы. 2 - резцы, 3 - альвеолы, 4 - твердое нёбо, 5 - мягкое нёбо, 6 - голосовые складки, 7 - корень языка. 8 - спинка языка, 9 - кончик языка

Артикуляционный отдел. Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое нёбо, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные - неподвижными (рис. 3).

Главным органом артикуляции является язык. Язык - массивный мышечный орган. При сомкнутых челюстях он заполняет почти всю ротовую полость. Передняя часть языка подвижна, задняя фиксированна и носит название корня языка. В подвижной части языка различают кончик, передний край (лезвие), боковые края и спинку. Язык участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных). Важная роль в образовании звуков речи принадлежит также нижней челюсти, губам, зубам, твердому и мягкому нёбу, альвеолам. Артикуляция и состоит в том, что перечисленные органы образуют щели, или смычки, возникающие при приближении или прикосновении языка к нёбу, альвеолам, зубам, а также при сжатии губ или прижатии их к зубам.

Громкость и отчетливость речевых звуков создаются благодаря резонаторам. Резонаторы расположены во всей надставной трубе. глотка, ротовая полость и носовая полость.

У человека рот и глотка имеют одну полость. Это создает возможность произнесения разнообразных звуков.

Итак, первый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи воздуха, второй - для образования голоса, третий является резонатором, который дает звуку силу и окраску и таким образом образует характерные звуки нашей речи, возникающие в результате деятельности отдельных активных органов артикуляционного аппарата.

Для того чтобы было осуществлено произношение слов в соответствии с задуманной информацией, в коре головного мозга производится отбор команд для организации речевых движений. Эти команды носят название артикуляторной программы. Артикуляторная программа реализуется в исполнительной части речедвигательного анализатора - в дыхательной, фонаторной и резонаторной системах.

Понятие об обратной связи. Выше мы говорили о том, что нервные импульсы, поступающие от центрального речевого аппарата, приводят в движение органы периферического речевого аппарата. Но имеется и обратная связь. Как же она осуществляется? Эта связь функционирует по двум направлениям: кинестетическому пути и слуховому.

Для правильного осуществления речевого акта необходим контроль:

1) с помощью слуха;

2) через кинестетические ощущения.

При этом особо важная роль принадлежит кинестетическим ощущениям, идущим в кору головного мозга от речевых органов. Именно кинестетический контроль позволяет предупредить ошибку и внести поправку до того, как звук произнесен.

Слуховой же контроль действует лишь в момент произнесения звука. Благодаря слуховому контролю человек замечает ошибку. Чтобы устранить ошибку, нужно исправить артикуляцию и проконтролировать ее.

Обратные импульсы идут от речевых органов к центру, где контролируется, при каком положении органов речи произошла ошибка. Затем от центра посылается импульс, который вызывает точную артикуляцию. И снова возникает обратный импульс - о достигнутом результате. Так происходит до тех пор, пока не будут согласованы артикуляция и слуховой контроль. Можно сказать, что обратные связи функционируют как бы по кольцу - импульсы идут от центра к периферии и далее - от периферии к центру.

Так осуществляется обратная связь и формируется вторая сигнальная система . Важная роль при этом принадлежит системам временных нервных связей - динамическим стереотипам, которые возникают благодаря многократному восприятию элементов языка (фонетических, лексических и грамматических) и произнесению. Система обратных связей обеспечивает автоматическое регулирование работы органов речи.

Роль слуха и зрения в развитии речи детей

Для развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух. Слуховой анализатор начинает функционировать уже с первых часов жизни ребенка. Первая реакция на звук проявляется у ребенка расширением зрачков, задержкой дыхания, некоторыми движениями. Затем ребенок начинает прислушиваться к голосу взрослых и реагировать на него. В дальнейшем развитии речи ребенка большую роль начинает играть слух.

Ребенок овладевает умением подчинять деятельность своего артикуляционного аппарата сигналам, поступающим от слухового анализатора. При помощи слуха малыш воспринимает речь окружающих, подражает ей и контролирует свое произношение.

У глухих от рождения детей не развивается подражание речи окружающих. Лепет у них появляется так же, как и у нормально слышащих детей. Но он не получает подкрепления со стороны слухового восприятия и поэтому постепенно угасает. В таких случаях без специального педагогического воздействия речь детей не развивается.

В раннем детстве ребенок воспринимает звуки, слоги и слова окружающих нечетко, искаженно. Поэтому дети смешивают одну фонему с другой, плохо понимают речь. Очень часто дети не замечают своего неправильного произношения, поэтому оно становится привычным, стойким и преодолевается впоследствии с большим трудом.

Зрение также имеет существенное значение в развитии речи детей. Важная роль зрительного анализатора в возникновении речи и ее восприятии подтверждается тем, что слепые от рождения дети начинают говорить значительно позже. Зрячий ребенок внимательно наблюдает за движениями языка и губ говорящих, пытается повторять их, хорошо подражает утрированным артикуляционным движениям.

В процессе развития ребенка между анализаторами слуховыми, зрительными и другими возникает система условных связей, которая постоянно развивается и укрепляется повторяемыми связями.