Мой путь развития умственных способностей. Как развить интеллект взрослому: лучшие способы

С каждым днем наш мир движется вперед и развивается со скоростью ветра. Многие люди стремятся от него не отставать и идти в ногу со временем, чтобы жить счастливо и комфортно. Если же человек не стремится развиваться, он начинает деградировать, что приводит к неудовлетворительности в жизни и привычке всех винить в его несчастной судьбе. Чтобы такого не произошло, следует не останавливаться на достигнутом, а двигаться вперед и не забывать свое начало.

Что предпринять в первую очередь?

Зачастую люди сами понимают, что необходимо меняться в жизни и в первую очередь начинать с саморазвития. Их подталкивают на это различные причины, влюбленность, жизненные проблемы, окружающая среда и унылая , из которой хочется побыстрей выбраться. Ваше желание все изменить, должно быть искренним и огромным, только так у вас все получиться. Если же сегодня вы хотите, а завтра нет, то результат окажется нулевым, и вы останетесь на том же уровне, на котором были.

Многие живут совершенно бесцельно в нашем мире, и поэтому никаких ярких моментов в жизни у них не происходит. У таких личностей все дни похожи друг на друга. Человек просыпается, идет на работу, приходит с нее, ложится спать, а утром все начинается сначала. А в старости начинает понимать, что потратил свое время зря. Успешные и богатые люди всегда и упорной работой достигают желаемого.

Поэтому в первую очередь важно знать, чего вы хотите и научиться правильно ставить перед собой задачи. Когда человек имеет свою собственную цель, не навязанную кем-либо, то он сделает все для того чтобы добиться конечного результата. Он окрылен мечтой, поэтому не перед чем не остановится, естественно в разумных пределах.

Большой ошибкой многих людей является . Они знают, чего хотят, но действий никаких не предпринимают, все откладывают на потом до лучших времен. Так делать совершенно нельзя, ведь жизнь не стоит на месте. Следует поторопиться и начать воплощать свои цели в реальность.

Одним из правил развивающихся людей является . Они стараются записать туда все что происходит с ними в течении дня. Многие думают, что этим занимаются лишь маленькие девочки и юные леди, но это просто заблуждение. С дневником вы сможете понять, проанализировать не только ваши действия, но еще и черты характера. Так вы осознаете, какой области вам необходимо больше уделить внимания и саморазвития.

С чего начать свои изменения и развитие?

После многочисленных бесед с людьми, сумевшими изменить свою жизнь, психологи определи несколько важных рекомендаций, которые будут очень полезны в начинании развиваться другим людям.

    Одним из главных советов к началу саморазвития является распорядок дня. Очень важно научиться его придерживаться ежедневно. Составляйте план на целый день, начиная с подъема и заканчивая сном. Начните с самого малого. , около 6 часов утра, а ложиться не позже одиннадцати вечера. Как только вы этого добьетесь, то можете смело добавлять новые пункты. Человек должен найти свои биоритмы, ведь так он теряет бодрость, силы и энергию.

    Хобби. Люди, которые имеют любимое занятие, развиваются постепенно и равномерно. Главное выбрать именно то, что вам больше всего нравится, то, что вам приносит удовольствие, свободу и отличное настроение. Это может быть все что угодно, начиная от игры в шахматы и заканчивая серфингом.

    Чтение книг и статей. Большую часть информации мы сейчас берем из интернета, но не следует забывать и о литературе. Старайтесь ежедневно читать не только интересные книги в любимом жанре, но и переключайтесь на другие тематики. Когда вы погружаетесь в чтение, то избавляетесь от негативных мыслей и очищаете свой разум от ненужных переживаний, а когда книги еще и мотивирующие, то это поможет вам и своих силах.

Умный человек всегда приятен в общении, легко достигает своих целей и добивается успеха. Любой хотел бы обладать (IQ), но мозг не может развиваться сам по себе. Для этого требуется приложить массу усилий, а также потратить большое количество времени. Существует множество способов, как стать умнее и повысить уровень своего интеллекта.

Обучение

Развития умственных способностей наиболее эффективно добиваться с помощью обучения. При регулярных тренировках таким способом человек сможет стать умнее и эрудированнее, благодаря чему он будет более привлекательным собеседником для окружающих. Существует несколько вариантов достижения цели с помощью обучения.

Иностранные языки

Изучение иностранных языков обеспечивает хорошую стимуляцию мозга, а также помогает улучшать память. Достаточно выучить один дополнительный язык, чтобы почувствовать положительные изменения. Рекомендуется отдавать предпочтение распространенным и полезным языкам:

  • Английский;
  • Немецкий;
  • Испанский;
  • Итальянский.

Обучение желательно проводить, используя все современные методы, что повысит эффективность изучения.

Точные науки

Занятия точными науками могут серьезно развить ум. Изучать их нужно даже гуманитариям. Главное, начать с правильного уровня, постепенно повышая сложность изучаемых тем. Заниматься точными науками можно дома самостоятельно, но существуют специальные курсы, где люди объединяются в группы по уровню имеющихся знаний. После нескольких недель тренировок возрастет интеллект, разовьется скорость мышления, улучшится логика, укрепится память.

Любознательность

Проявление интереса ко всему окружающему миру – один из лучших способов развития мозга. У детей и подростков это происходит на подсознательном уровне, а взрослым придется воспользоваться силой воли, чтобы любознательность принесла свои плоды. Проще всего добиться пользы при взаимодействии со всеми окружающими предметами, регулярном обучении новым навыкам, чтении полезных статей, энциклопедий, прослушивании хорошей музыки или просмотре фильмов.

При изучении серьезных материалов стоит отдавать предпочтение проверенным источникам. Поэтому рекомендуется использовать учебники или научные работы.

Увлечения

Правильные увлечения – залог успеха. Но можно ли ими повысить интеллект? Если выбрать полезные хобби, то мозг будет постепенно развиваться, делая человека умнее. Поэтому стоит выбросить из своей жизни бесполезные увлечения, заменив их более подходящими.

Чтение книг

Повысить собственный интеллект в домашних условиях удастся с помощью литературы. Люди, которые регулярно читают книги, обладают хорошей эрудицией, большим словарным запасом и развитым мозгом. Это лучший способ избежать развития в пожилом возрасте. Достаточно читать по 30 минут в день, чтобы достичь результата. Для повышения эффективности рекомендуется делать чтение максимально разнообразным, при этом в списке обязательно должны присутствовать классические романы, а также книги по саморазвитию.

  • Журналы (желательно научно-популярные);
  • Газеты.

Когда чтение войдет в привычку, став повседневным занятием, стоит попробовать различные методики, направленные на развитие навыка. Для этого можно постараться увеличить скорость пробежки глазами по тексту, выделять важную информацию, самостоятельно отвечать на вопросы после прочтения.

Игра на музыкальном инструменте

Музыка очень полезна для мозга и психики человека. Если значительность ее влияния на разум при прослушивании находится под большим вопросом и до сих пор не была доказана, то самостоятельная игра на музыкальных инструментах приносит гарантированную пользу. Это было доказано Шелленбергом в 2004 году, когда он провел соответствующие тесты, которые доказали повышение интеллекта у тех, кто занимается музыкой. Рекомендуется отдавать предпочтение классическим инструментам: скрипке, пианино.

Писательство

Регулярно писать новые короткие рассказы – неплохой метод развития мозга. Когда уровень мастерства будет повышен до высокого уровня, можно попробовать написать полноценную книгу. Для тренировок отлично подойдут специфичные короткие идеи, из которых получится развить рассказ. Главное, избегать банальностей.

Все увлечения позволят добиться особого внимания к себе со стороны окружающих, а также завести новые полезные знакомства.

Упражнения

Намеренные тренировки, выполнение специальных упражнений, решение головоломок позволят повысить качество запоминания информации, а также улучшить мозговую активность. Как в предыдущих случаях, совершенствоваться этими методами для достижения цели нужно на регулярной основе.

Головоломки, задачи, игры

Развивающие игры или задачи способствуют развитию мозга. При регулярных тренировках человек сможет добиться улучшения многих показателей, касающихся умственных способностей. Особое влияние будет оказано на память и быстроту мозговой деятельности. Для занятий подойдут:

  • Шахматы, шашки;
  • Кроссворды, судоку;
  • Головоломки, загадки.

Все эти варианты применимы как для детей, так и для взрослых. Среди головоломок есть огромное количество вариантов, рассчитанных на разные возрастные категории, что позволяет выбрать максимально подходящие задачки для себя.

Анализ

Для любого человека очень важно порой побыть одному. В такие моменты нужно отвлечься от всего происходящего и погрузиться в свои мысли. Анализ произошедших событий, обдумывание будущего, размышления о чем-то важном – все это позволяет повысить уровень своего интеллекта. Дополнительно рекомендуется подвергать сомнению все происходящее, обдумывая причины любых событий.

Для достижения максимального эффекта можно скачать любое специальное приложение для мобильного. В нем получится потренировать внимательность, память и мозг в целом.

Образ жизни

Важнейшим фактором, без которого невозможно увеличение интеллекта, является образ жизни человека. Если он неправильный, то развивать мозг будет очень тяжело, а обзавестись крепким разумом не удастся. Поэтому следует обратить внимание именно на свой образ жизни, изменить его в случае надобности, а уже потом заниматься развитием разума и эрудированности.

Качество сна

Недостаток сна или его низкое качество оказывают прямое влияние на жизнь человека. Недосып приводит к снижению мозговой активности, ухудшению памяти и внимательности. Хороший сон – главное условие для достижения целей в жизни, а также развития мозга. Что нужно:

  • Ложиться до 00:00;
  • Вставать не позднее 08:00;
  • Продолжительность сна – минимум 8 часов;
  • Небольшие перерывы на сон днем.

Это касается даже выходных дней. Если нарушать режим один раз в неделю, то организм будет испытывать лишний стресс.

Физическая активность

При прогулках на свежем воздухе и занятиях активными видами спорта мозг получает большое количество кислорода, который необходим для правильного кровообращения и способности ясно мыслить. Человек, занимающийся спортом, более спокоен, рассудителен, легко справляется со сложностями. Отлично подойдут следующие виды физической активности:

  • Прогулки;
  • Спортивная или скандинавская ходьба;
  • Йога;

Людям, которые занимаются спортом, намного чаще удается реализовать себя в жизни и добиться успеха.

Вредные привычки

Если иметь вредные привычки, то высокого интеллекта добиться не получится. Регулярное употребление алкоголя или курение значительно замедляют все процессы в мозге человека, что становится критичным для развития ума. Никотин с алкоголем проникают в кровь, из-за чего и происходит такой негативный эффект. Не менее вредно часами смотреть передачи по телевизору или играть в компьютерные игры, не требующие серьезного задействования интеллекта. Расширять свои умственные способности нужно только после отказа от вредных привычек.

Общение

Правильное окружение подскажет, как повысить интеллект. Поэтому нужно стараться общаться только с умными и образованными людьми, при этом пытаться стать лучше них. Хорошие люди всегда тянут вверх, а плохие – вниз. Поэтому вопрос общения и окружения очень важен для человека, желающего добиться развития ума. Рядом всегда должны быть люди, которые обладают более развитым интеллектом. Они помогут тянуться в лучшую сторону.

Отдых позволяет мозгу расслабиться и подготовиться к работе, тренировкам, новым испытаниям. Это оказывает благоприятное влияние на мозговую активность, способность к улучшению интеллекта и укрепление памяти. Достаточно заниматься медитацией по 20 минут ежедневно, чтобы добиться успеха в развитии ума. Дополнительную пользу человек увидит в упорядочивании мыслей, прояснении ума, увеличении творческих навыков. Срабатывание такого эффекта происходит уже через несколько дней медитации.

Правильный образ жизни не только дает возможность расширять кругозор и повышать качество интеллекта, но также дарит человеку хорошее здоровье на долгие годы.

Питание

Правильное питание обеспечивает человека крепким здоровьем, хорошим настроением и ясным разумом. Как увеличить интеллект с его помощью: употреблять полезные продукты, включать в рацион медицинские добавки и народные средства. Это необходимо, чтобы мозг начал развиваться, если человек уже ведет здоровый образ жизни, занимается собой и тренирует ум.

Рацион

Правильно составленный рацион крайне важен для людей, стремящихся к развитию мозга. Особое внимание рекомендуется обратить на следующие продукты:

  • Грецкие орехи – положительное влияние на мозг оказывает лецитин, который повышает скорость интеллектуальной деятельности и укрепляет память;
  • Рыба – йод и омега-3 отвечают за скорость притока энергии к мозгу, регуляцию уровня холестерина, нормализацию работы сосудов;
  • Тыквенные семечки – они влияют на быстроту обработки воспринимаемой мозгом информации, а также запоминание;
  • Шпинат – лютеин замедляет процессы старения, что способствует повышению обучаемости.

Достаточно включить в рацион любой из перечисленных продуктов, чтобы почувствовать их влияние уже через неделю. При этом важно исключить из меню всю вредную пищу, которая могла бы оказать негативное воздействие на организм.

Медицинские добавки

Специальные препараты, которые представлены в виде добавок к пище, оказывают серьезное воздействие на качество мозговой активности. В поиске ответа на вопрос о том, как улучшить свой интеллект, нужно задуматься о приобретении следующих средств.

Развитие интеллекта у человека повлияло на его становление Homo sapiens, что отделило человеческий род от животного мира. Так начала формироваться цивилизация. Индивид, проживающий в современном обществе, имеет возможность самостоятельного развития интеллектуального потенциала, и поддержки мозга в тонусе в течение всей жизни.

Интеллект: что это такое

Интеллектом называется мыслительная способность индивида, которая характеризуется относительной устойчивостью. В переводе с латинского – постижение, осознание. Рассудок позволяет не только воображать, мыслить, ощущать, воспринимать. Мозг обладает рядом свойств:

  • логические;
  • прогностические;
  • аналитические;
  • критические;
  • дедуктивные;
  • способность к концентрации.

Возможности мозга противопоставлены инстинктам, образцам поведения. Это значит, что интеллектуальный потенциал динамичен, он прогрессирует по желанию человека.

Независимо от исходного объёма знаний и мыслительных навыков, любой индивид способен увеличивать и расширять когнитивные способности до желаемого показателя. Выполнение нестандартных задач, «напрягающих» мозговые извилины и ломающие стереотипное суждение, способствует достижению высокого уровня интеллектуальных возможностей.

Высокий уровень мозгового развития даёт возможность адаптироваться и понять, как действовать в новой ситуации. Человек, обладающий интеллектом, чётко определяет проблему и оптимально её решает.

Виды интеллекта

Разделение умственных возможностей на определённые виды противоречит знаменитому тесту, определяющему уровень IQ. В то время как теория дифференцированного интеллекта утверждает то, что каждый индивид в какой-то мере развивает все интеллектуальные вариации.

Кстати! Доктор психологических наук, Д. Флинн по результатам масштабных мировых исследований величин IQ установил, что коэффициент увеличивался на протяжении 50 лет.

Американский психолог Гарднер выделяет следующие виды интеллекта:

  • Пространственный . Человек легко ориентируется в пространстве, создавая маршруты и ходы в неизвестной местности, ситуации. Зачастую подобным видом владеют архитекторы, водители, проектировщики, шахматисты.
  • Музыкальный . Предрасположенность к чёткой дифференциации звуков, мелодий, тонов, ритма, которая свойственна музыкантам, певцам.
  • Телесно-кинестетический . Способность управлять телом, чётко балансируя. Танцоры, гимнасты, акробаты наделены этой разновидностью.
  • Лингвистический . Умение интуитивно осознавать правильное написание, произношение, значение и сочетаемость лексических единиц. Склонность к изучению иностранных языков.
  • Логико-математический . Предрасположенность к нахождению взаимосвязи между цифрами, датами, фактами, что свойственно учёным.
  • Натуралистический . Способность находить отличия между природными явлениями, различать дары флоры.
  • Межличностный . Человек социализируется в обществе, хорошо взаимодействует с людьми, улавливая их настроение.
  • Внутриличностный . Умение осознавать и чувствовать внутренние переживания и эмоции, понимать, как ими управлять.

Согласно данной классификации, каждый индивид имеет врождённую предрасположенность к определённым действиям. Эта склонность указывает на те типы интеллекта, к которым относится человек. Именно поэтому в одной личности не всегда может заключаться несколько способностей.

Как развить интеллектуальные способности у взрослых

Подсознание как важнейший элемент интеллектуальной деятельности вступает в процессы умственной активности только при наличии мотива. Известный российский бизнес-тренер, Максим Поташёв заявляет о том, что любой мотив либо вознаграждение влияет на мозговую деятельность, активируя её.

Психологи утверждают, что уровень интеллекта находится в прямой зависимости от наследственного фактора и жизненного опыта человека. Когнитивные возможности у взрослых совершенствуются, благодаря нахождению новых решений в незнакомой ситуации.

Интересно! Одним из критериев высокого интеллекта является способность интуитивно находить выход из сложной ситуации.

Для понимания, как развить интеллект, вначале нужно прекратить просмотр глупых телешоу, сериалов, не несущих полезную информацию. Постоянно заставляйте мозг работать: решайте головоломки, кроссворды, создавайте проекты.

Существенное значение имеет кислород: клетки мозга насыщаются им, что способствует умственному развитию. Также полезна физическая нагрузка.

Из этого следует, что для развития рассудка, не нужно банально заучивать книжные правила и факты. Необходимо решать задачи творчески, находя лучший вариант. Интеллектуальный «багаж» увеличивается по мере взросления.

Известный швейцарский философ Жан Пиаже считал, что центральное звено психического развития – интеллект. Дети легко формируют нужную схему поведения для конкретной ситуации, адаптируясь к ней. В ходе такого взаимодействия происходит осознание ребёнком законов и правил жизни.

На основании подобных умозаключений Пиаже выделил четыре стадии:

  1. Сенсомоторная (0-2 года) . Новорожденный открывает окружающее пространство с помощью движений и органов чувств, устанавливает зависимость личных манипуляций и их последствием.
  2. Дооперациональная (2-7 лет) . Появляется начальное представление о предметах, их назначениях. Однако, многие виды опыта ещё не доступны ребёнку.
  3. Конкретные операции (7-11 лет) . Ребята способны логически манипулировать предметами, объединять их в группы. Отсутствует способность к обобщению.
  4. Формальные операции (12 лет и далее) . Подросток способен абстрактно мыслить, воображать нереальные предметы. Все операции разума доступны.

Существует версия о том, что интеллект разнится у мужчин и у женщин. По утверждению психологов, что женский разум интенсивно развивается до определённого времени, мужской – постепенно на протяжении всей жизни.

Если женщина задаётся вопросом, как повысить интеллект, то она должна ответить на него до 35 лет. Научное сообщество считает, что развитие ума и интеллект женщин постарше не прогрессирует. Однако, некоторые теории опровергают данную версию.

Развитие памяти и интеллекта

Неотъемлемой частью повышения интеллекта является развитие памяти и речи. Поскольку эти психические процессы взаимодействуют с мыслительными и умственными способностями.

Память является психической функцией и одним из видов мозговой активности. Задача памяти заключается в хранении и воспроизведении хранящихся в сознании впечатлений.

Нейробиолог, лауреат Нобелевской премии – Рита Леви-Монтальчини – в столетнем возрасте участвовала в научных конференциях, медицинских конгрессах. Она утверждает, что мозг человека нейропластичен: если одни нейроны погибают, то другие начинают выполнять их функции. Однако, они требуют постоянной стимуляции.

Заставьте мозг функционировать, поддерживая его в увлечённом состоянии:

  • займитесь спортом;
  • храните вещи в одном и том же месте;
  • будьте наблюдательны;
  • учите стихи;
  • рассказывайте сказки;
  • соотносите абстрактные идеи с конкретными образами.

Читайте больше книг, написанных сложным языком: придётся приложить усилия для понимания текста. Эти несложные советы помогут держать ум «в тонусе».

Методики развития интеллекта

Способы имеют сложный комплексный характер. Чтобы в престарелом возрасте вспомнить все моменты, происходившие в жизни, необходимо в молодости . Это требует высокой степени самоконтроля, усидчивости, силы воли.

Помимо этого, на интеллект влияет образ жизни и качество питания. Частые стрессы и конфликты разрушают нейроны головного мозга.

Рассудок всячески препятствует действиям человека по его развитию. Ведь основная цель мозга – накопление энергии. Лень и безделье содействуют интеллектуальной деградации.

Любопытный факт! Установлено, что мужской мозг «выключается» после сексуального контакта. Это объясняет желание поспать сразу после полового акта.

Лоуренс Кац создал методику, повышающую уровень развития интеллекта – нейробика. Суть обучающей методики заключается в выполнении привычных действий по-новому:

  • пропылесосить квартиру с завязанными глазами;
  • добираться на работу по иному маршруту;
  • читать перевёрнутую вверх ногами книгу;
  • смотреть фильм без звука.

Получая новые впечатления мозг посылает сигнал нейронам, которые организуются в группы для обработки новых импульсов.

В поисках литературы, повышающей интеллектуальный потенциал, остановите выбор на таких образцах:

  • Дэвид Гэймон, «Аэробика для ума»;
  • Ольга Кинякина, «Мозг на 100%»;
  • Рон Хаббард, «Самоанализ»;
  • Алекс Ликерман «Непобедимый разум»;
  • Гарри Адлер, «Техника развития интеллекта»;
  • Эдвард де Боно, «Научите себя думать».

В качестве средства для «мозгового штурма» можно использовать и киноленты, которые побуждают к творческому мышлению, стирая шаблонные стереотипы.

Каждый человек стремится быть успешным, а для этого необходимо иметь широкий кругозор: как развить интеллект, если вы недовольны уровнем своих знаний и умений? Чем , чтобы в старости быть активным и мудрым человеком?

Какие знания необходимы родителям, желающим вырастить умного ребёнка, обладающего широким спектром знаний, пытливым умом, умеющим применять свои умения на практике? Развивать интеллектуальные способности можно всю жизнь, этот процесс не заканчивается никогда.


10 привычек для развития интеллекта у взрослого человека

Все мы восхищаемся знатоками клуба «Что? Где? Когда?». Нас поражает объём их знаний, широта кругозора, умение найти ответы на самые разные и сложные вопросы. Не стоит сокрушаться и расстраиваться, что вам такого уровня никогда не достичь. Интеллект можно и в любом возрасте.

Раньше считалось, что такое развитие возможно только в период взросления - в детстве и юности, после все эти процессы тормозятся, и прогресс уже невозможен.

Но теперь уже доказано учёными, что новые клетки в мозге образуются постоянно и его пластичность, то есть способность развиваться под действием опыта меняется - чем богаче ваш опыт, тем гибче и развитее ваш ум.

ПРАВИЛО ИНСТРУКЦИЯ К ДЕЙСТВИЮ

Играйте в логические и интеллектуальные игры - шахматы, нарды, головоломки тренируют ум, память и внимание, логическое и пространственное мышление

Читайте каждый день и всё, что вам интересно - художественные, познавательные книги заставят мозг постоянно работать, к тому же начитанность ещё никому не мешала

Записывайте, зарисовывайте всё, что хотите запомнить, свои идеи, задумки - при письме активизируются несколько участков мозга, что помогает лучше усвоить информацию

Занимайтесь математикой - это тренирует сразу несколько умственных способностей: абстрактное, аналитическое, критическое и логическое мышление, их скорость, а также память и внимание

Занимайтесь математикой - это тренирует сразу несколько умственных способностей: абстрактное, аналитическое, критическое и логическое мышление, их скорость, а также память и внимание

Меняйте свои привычки, то, что вы делаете «на автомате» каждый день - ходите другой дорогой на работу, чистите зубы другой рукой и т.п.

Занимайтесь спортом - физические нагрузки разгоняют кровь, мозг обогащается кислородом, вырабатывается белок, помогающий формировать нейроны

Питайтесь правильно и полноценно - получая необходимое количество витаминов и минералов, ваш мозг будет работать на полную силу.

Не впадайте в депрессию, все неудачи и препятствия воспринимайте, как шанс для совершенствования и развития

Обязательно давайте себе полноценно отдыхать, желательно в тишине и без телевизора

Что такое интеллект

Если мозг нагружать решением , то будут образовываться новые синапсы - связи между нейронами, в противном случае эти связи будут отмирать за ненадобностью.

Что же такое интеллект? Это качество человеческой психики. Он объединяет мышление, воображение, восприятие. Это познание, понимание, умение анализировать информацию, рассуждать, делать выводы, способность выделить главное, видеть закономерности, обобщать опыт, мыслить критически.

Интеллектуал всегда , стремится узнать и понять то, чего раньше не знал. Человек должен управлять работой своего ума, а не наоборот.

Более того, мы можем направлять развитие мозга в нужную сторону, настойчиво , приобретая новые навыки или же совершенствуя те, что уже имеются.

Совет: прочтите книгу Светланы Присталовой «Как развить суперпамять, интеллект и внимание». В ней вы найдёте множество упражнений, помогающих прокачать ум.

Формирование интеллекта

Как считают учёные, интеллект начинает формироваться ещё в утробе матери, поэтому на вопрос о том, как развить интеллект у ребенка во время беременности, можно услышать различные рекомендации.

Не нервничать, больше бывать на природе и любоваться ею. Важно также правильно и полноценно питаться, чтобы ребёнок мог нормально развиваться.


Многое, конечно, зависит и от генетики, но если ребёнок родился без патологий, то проблемы с интеллектуальными способностями могли зародиться в период внутриутробного развития.

Если малыш не начинает говорить или ходить, когда его сверстники уже освоили эти умения, надо узнать, может, кто-то из родителей тоже немного запаздывал с этим, в таком случае не стоит паниковать.

Делать абсолютно всё лучше других не может никто. Каждый человек имеет какие-то врождённые задатки и таланты, то, чем он любит заниматься. Задача родителей - вовремя заметить и развить эти особенности. Но и здесь важно не переусердствовать.

Не надо стараться научить ребёнка тому, к чему он ещё не созрел физиологически - это может спровоцировать большие проблемы в будущем.

Для нормального развития надо совмещать тренировку интеллекта с физической активностью, нормальным питанием, прогулками и не допускать переутомления.

Малыши развиваются в общении со взрослыми. Психологи давно заметили, что в семьях социально благополучных, с высоким уровнем образования у родителей, дети имеют более высокий уровень интеллекта.


Каждый человек от рождения наделен какими-нибудь способностями

Ещё совсем кроха, ребёнок с увлечением разглядывает яркие предметы, пытается до них дотянуться и попробовать на вкус. Так и начинает развиваться интеллект.

В этом малыши напоминают увлечённых своим делом учёных - они пытаются узнать всё о том, что их интересует, исследовать со всех сторон и всеми же способами, одновременно совершенствуя свои навыки, радуясь своим успехам.

Как развить интеллект у ребенка?

Прежде всего надо общаться с ребёнком, даже когда он совсем маленький. Говорите с малышом, и вы заметите, как внимательно он вас слушает.

Не пресекайте его любознательность, но и следите за безопасностью. Играйте вместе, показывайте и объясняйте всё - от родителей дети узнают, как надо правильно действовать.

Только не торопитесь опередить нормы развития, даже если малыш очень талантлив. Многие из нас пытаются реализовать свои амбиции, «вылепливая» из ребёнка вундеркинда.

Наша задача - обеспечить детям нормальное . Не ограничивайте его узкими рамками.

Заложенная природой любознательность обязательно принесёт плоды, и ребёнок овладеет всеми интеллектуальными умениями - различать предметы по признакам, обобщать и выделять, видеть логические связи, пересказывать сказки, строить аналогии.


Основы интеллекта по Доману

Многие современные родители знакомы с методикой раннего развития Глена Домана. Он разрабатывал её долгие годы, исследуя и наблюдая здоровых и больных детей.

Вот основные принципы методики:

  1. Мозг растёт и развивается при постоянной нагрузке
  2. Интенсивно развивая интеллект ребёнка с рождения до трёхлетнего возраста, можно добиться наилучших результатов
  3. Формированию мозга и двигательного интеллекта помогает физическое развитие
  4. Фаза активного роста длится до пяти лет. В это время обучение не требует дополнительной мотивации

Начинать надо с трёхмесячного возраста, показывая ребёнку карточки с изображениями различных предметов и называя их. Это развивает речь, внимание, логику, память.


Заниматься с малышом начинают уже в возрасте трех месяцев

Будете вы придерживаться данного метода или нет, в любом случае занимайтесь с ребёнком, развивайте его творческие и интеллектуальные способности, учите рисовать, писать, придумывать и рассказывать сказки.

Ребёнку в любом возрасте интересно исследовать что-то новое, фантазировать и учиться. А когда всё получается, родители хвалят, то хочется узнать ещё больше.

Как развить интеллектуальные способности?

Постоянно тренируя мозг специальными упражнениями, можно развивать как интеллект, так и память и внимание в любом возрасте.

Например, можно использовать любой предмет для тренировки внимания и памяти - возьмите его в руки, очень тщательно изучите все мельчайшие детали - цвет, форму, вес, шероховатости, потёртости, запомните свои тактильные ощущения.

После этого надо закрыть глаза и представить предмет как можно более точно.

Возможно, это у вас не получится сразу, но регулярные тренировки помогут усовершенствовать память. Можно запоминать и сравнивать звуки - чем они похожи, можно ли заменить один звук другим, как делают это при озвучивании кинофильмов.

Развивайте ловкость рук, ведь известно, что мелкая моторика положительно влияет на мозг. Всегда стремитесь узнать и научиться чему-то новому - так образуются новые синапсы, и ваши интеллектуальные способности будут совершенствоваться.


Развивайте способности чада, но не пытайтесь сделать из вундеркинда насильно

Все эти методы подойдут не только взрослым, но и детям. Развивать интеллект надо комплексно, не ограничиваясь одним способом.

Существует множество занятий, помогающих развитию интеллекта, особенно важны они для людей в зрелом возрасте - это , помогающая расслабиться и научиться концентрации.

Танцы, где задействуются разные области мозга, чтобы запомнить движения; боевые искусства, развивающие концентрацию, чувство равновесия; садоводство, значительно снижающее риск деменции.

Вязание, которое успокаивает и развивает мелкую моторику, как и игра на музыкальных инструментах; ведение дневника, снимающее стресс и помогающее в принятии решений.

Можно выбрать любое из них или даже несколько, и обязательно уделять им часок-другой в день.

Эмоциональный интеллект

Многие ли из нас понимают себя и свои чувства? С возрастом мы загоняем внутрь себя, не даём им выплеснуться.

Что говорить о принятии и понимании чувств других людей, закономерностей общения! Нам часто не хватает эмоционального и социального интеллекта.


Для гармоничного развития в любом возрасте необходимы физические нагрузки

Эмоциональный интеллект - это осознание эмоций, понимание и управление ими, умение эффективно общаться с людьми, понимать и сопереживать.

Если вы подвержены импульсивным решениям, о которых впоследствии жалеете, то вам надо развивать эмоциональный интеллект.

Как это делать?

  1. Отслеживайте свои эмоции, реакции на происходящие с вами и вокруг вас события, пытайтесь понять своё отношение к этому.
  2. Учитесь чувствовать связь реакций тела с чувствами. Научившись разбираться в языке тела, вы лучше будете понимать переживания и чувства других людей.
  3. Записывайте свои эмоции и последующие действия в дневник. Не игнорируйте никаких чувств. Смотрите правде в глаза, как бы она ни была неприятна. Успокоившись и перечитав записи, вы сможете взглянуть на себя со стороны. Это помогает понять, правильно ли вы поступили. Если сорвались из-за ерунды, то в следующий раз постарайтесь вести себя сдержаннее.
  4. Понимая причины бессознательных реакций, вы научитесь управлять ими.
  5. Учитесь видеть и слышать - мелкие нюансы, такие как движения при разговоре, тон, каким сказано, могут много рассказать о человеке, чувствах которые он испытывает. Так можно научиться распознавать лукавит человек или же он честен с вами.
  6. Будьте открыты, дружелюбны и честны в любых отношениях

Развитый эмоциональный интеллект помогает человеку быть менее подверженным стрессам, спокойно и эффективно общаться с любыми людьми.

Понимать их чувства и быть правдивым в своих эмоциях и реакциях, не пряча их под маской невозмутимости. Пользуйтесь любыми из приведённых методов - всеми вместе или каким-то отдельным.

Заботьтесь о здоровье своего ума. Выбирайте, как развить свой интеллект, и помните, что важно научиться , а смех называют активной медитацией, помогающей избежать стресса и расслабиться.

Чтобы достичь желаемого результата, надо приложить немало усилий, ведь современный человек ленив. Преодолевайте лень и делайте свою жизнь ярче и счастливее.

«Кому не хватает секса - говорит о сексе, голодный говорит о еде, человек, у которого нет денег - о деньгах, а наши олигархи и банкиры говорят о морали.» (Зигмунд Фрейд )

А люди, чья ложь себе и другим приводит их к регрессу и личностной деградации говорят о «саморазвитии» и «личностном росте». Плохо, когда они врут только себе, в десять раз хуже, когда они заставляют принимать свою ложь за истину других людей.

Общепринятого и общепризнанного понятия саморазвития (да и личностного роста) не существует, зато есть универсальный и адекватный реальности гегелевский принцип развития, отталкиваясь от которого можно сформулировать что будет для человека развитием в личностном плане, а что нет.

Итак, согласно фундаментального принципа диалектики, развитие есть процесс непрерывного разрешения противоречий между противоположностями, в ходе которого последние постоянно качественно меняются и усложняются.

А что является противоположностью для личности?

Другой человек? Я вас умоляю.

Природа? Давно уже нет.

Два вечных соперника

Противоположность для личности, для «Я» одна – это «МЫ» или общество, социум. Противоречие состоит в том, что общество стремится лишить личность свободы, дабы сделать её послушным, предсказуемым и управляемым «винтиком» в социальной системе. Тогда как личность, наоборот, стремится к реализации своих глубинных потребностей и развертыванию своего потенциала, что без свободы невозможно.

Самое интересное, что в этом противостоянии, в этой борьбе противоположностей никто окончательно победить не может.

Победа общества – это тоталитаризм (замечательно показан в замятинской антиутопии «МЫ»), а значит застой с последующей деградаций и аннигиляцией.

Победа личности – распад общества, хаос, гибель цивилизации, а следом и самой личности.

Иными словами, победителя в этой бесконечной схватке по определению быть не может. Но и разойтись по разным углам ринга стороны не могут, поскольку слишком глубоки и могущественны силы, приводящие в движение эту борьбу.


Социум стремится сделать индивида управляемым через ограничения, запреты, предписания (которые не являются ни плохими, ни хорошими, а просто способствуют выживанию общества, снижению градуса конфликтов внутри него).

Индивид же, рождаясь изначально свободным, жить по навязанным ему предписаниям не желает, а хочет делать (или не делать) только то, что ему самому хочется. Если понаблюдать за поведением годовалых, двухлетних и даже 3-летних детей, то именно такую картину мы и увидим.

К сожалению, свободу естественного детского поведения сначала ломают через колено психологически неблагополучные родители, потом такие же воспитатели детсада, далее школа, окружение и иные социальные институты. В итоге человек становится послушным и стандартным. Социально-приемлемым членом общества.

Но, поскольку не все люди ломаются под прессом социализации (кому-то повезло с родителями, кому-то с внешними обстоятельствами), то помимо послушных людей общество получает и успешных, более внутренне свободных, а значит на порядок-другой более конкурентоспособных. Из этих людей в разные времена получались первооткрыватели, пираты, путешественники, завоеватели, философы, еретики, инсургенты, диссиденты, дивергенты, изобретатели, революционеры, предприниматели, поэты, ученые разрушающие традиционные научные парадигмы, певцы-бунтари, писатели-нонконформисты харизматичные актеры и прочие «кумиры молодежи» и «смутители общественного благочиния».

Жить не как все оказывалось рискованно, опасно, но выгодно.

Секрет Спиральной динамики

Взглянув через призму гегелевского «единства и борьбы противоположностей» на взаимоотношения общества и индивида, ученик Маслоу доктор Клер Грейвз заметил, что они развиваются по спирали, переходя с уровня на уровень в силу меняющихся условий бытия (его последователи назвали эту модель ).

И если в какие-то моменты победу одерживает общество (племенной уровень, иерархический уровень, коммунитарный), то потом, рано или поздно, с большой или малой кровью свою линию утверждают индивидуалисты (доминирование, соперничество, свобода и системность).

Собственно, по этой спирали и идёт развитие человека, только занимает оно не века и тысячелетия, а годы и десятилетия. Инстинктивно человек стремится к удовлетворению своих потребностей из которых самыми главными являются потребность быть самим собой (потребность во внутренней свободе) и потребность в самореализации (утверждение своей идеи в мире, развертывание своего потенциала). Обычно эти потребности не осознаются, что, в итоге, доставляет человеку массу проблем и неудобств ввиду откровенно ошибочных шагов и действий.

Именно удовлетворение этих потребностей и составляет суть и душу саморазвития, поскольку саморазвитие это и есть процесс раскрытия личностью своего потенциала. Но как раз именно в этом направлении у абсолютного большинства «развивающихся» нулевые уровни.

Почему так происходит?

Попробуем разобраться.

В поисках приключений: начало саморазвития

Перво-наперво нужно понимать, что саморазвитие – это не комфортное сидение толстой жопой на мягком диванчике. Отнюдь. Саморазвитие – это отказ от безопасного, привычно-комфортного, стабильно-знакомого состояния ради нового, ещё не освоенного, неизвестного, полного опасностей и возможностей, рисков и ресурсов.

А это как раз отказ от того, из чего состоит наша личность – привычек, стереотипов, неадекватного (искаженного и замутненного) восприятия себя и реальности, тяги к минимизации умственных и физических усилий, патологической склонности к сохранению стабильности текущего состояния. Всё это – наша данность, наша «зона комфорта».

Отсюда следует, что любая попытка выйти из этого состояния, из этой «зоны комфорты», изменить себя грозит нарушением целостности и структуры нашей личности, потерей «почвы под ногами», т.е. устойчивости и привычных шаблонов реагирования и принятия решений. А, следовательно, должна блокироваться. Чем и занимается наш эгоистический ум на пару с «подсаженным» и взращенным в процессе социализации Надзирателем от общества (сумма бессознательных запретов и предписаний).

Делается это с помощью эффективнейшего инструмента психологической самозащиты – с помощью наглого, откровенного и беспардонного вранья самому себе (как писал Фрейд, всё что мы говорим, мы говорим с целью сокрытия правды от себя). Поскольку признание и принятие реальности такой какая она есть, честный взгляд на объективные факты делает невозможным прежнее комфортное пребывание в привычном и хорошо знакомом состоянии стабильного личностного разложения (т.е. «зоне комфорта») и является угрозой для текущей версии личности. Поэтому любая система – первый враг любых изменений самой себя.

А поскольку вранье себе явление повсеместное, то вместо реального, дискомфортного и неприятного саморазвития, действительно меняющего личность и поднимающего её уровень, мы имеем её «ванильную» имитацию, которая поддерживается целой плеядой разномастных «тренеров» и «гуру». И не потому что эти «тренеры» и «гуру» какие-то особенно плохие люди и участвуют в заговоре, просто спрос рождает предложение. И если утонувший в собственной лжи лох верит, что два прыжка, три хлопка, песни, пляски и прочая хрень способствуют его «личностному росту», то лоху с удовольствием впарят соответствующий продукт.


План « саморазвития « по-лоховски

Что обычно подразумевают под саморазвитием (личностным ростом) лохи пользователи сети?

♦ чтение книг (причем на 99% это попсовая ширпотребная литература или клиническая шизотерика)

♦ чтение пабликов в соц.сетях

♦ медитации (обычно не требующие никаких усилий)

♦ аффирмации

♦ чтение протоколов турбо-суслика (или чего-то похожего)

♦ запоминание мотивационных цитат

♦ посещение бесплатных вебинаров и мастер-классов

♦ изредка бессистемное выполнение бестолковых упражнений

♦ попытки следовать неадекватным текущей ситуации общим рекомендациям и чужим «формулам успеха» (типа «верь в себя», «иди и делай!», «учись зарабатывать деньги», «попроси у вселенной!»)

♦ и прочая ерунда такого же рода

Основная причина популярности подобного рода имитаций кроется в самой природе человека, которая на духовном уровне перемалывается жерновами вселенской игры под названием «Жертва» (в буддизме именуемая Сансарой). А общий типологический признак любой жертвы – это низкий уровень ответственности и постоянное сбрасывание с себя всяческих остатков этой самой ответственности.

А поскольку перечисленные выше имитации ответственности и серьезного труда не требуют, то для «жертвы» – это самые лакомые блюда.

Другая причина заключается в господствующей в обществе доминантной идеи потребительства в силу чего лох воспринимает всё, что есть в мире, как объект потребления. С этих позиций тренинги тоже воспринимаются не как форма обучения, где надо серьезно работать, а как продукт аналогичный услуге автосервиса «я заплатил деньги, сделайте, чтобы я стал лучше и тюнингованее». Разумеется, так не получится. Загрузки программы управления вертолетом как в «Матрице» пока ещё не придумали. Поэтому на серьезные тренинги лох не ходит. Только на «тренинги для лохов», после которых некоторое время чувствует себя «уквашенным» и «просветленным», а потом снова продолжает жить как жил.


Более продвинутые люди, осознанно или подспудно понимающие, что отказ от ответственности – это прямой путь в неудачники, стремятся выбирать более эффективные формы работы над собой:

♦ зарядка, физические упражнения и спорт, закаливание, работа с образом жизни;

♦ проработка эмоциональных симптомов проблем

♦ посещение психолога/психотерапевта

♦ участие в тренингах, курсах, семинарах

♦ наблюдение за своими мыслями, рефлексия, самоанализ;

♦ развитие определенных профессиональных навыков и умений (компетенций)

♦ получение практических знаний и их применение в реальности

Как правило, общий минус такой работы – полное или частичное отсутствие какой-либо внятной системы, позволяющей проводить трансформацию на самых глубоких слоях бессознательного, целенаправленно и максимально эффективно.

Два способа перестать себе врать

Обычно человеку очень трудно, да практически невозможно понять, что он себе врёт и где именно он себе врёт, что кардинально понижает эффективность любой работы над собой до нуля. Есть ли из этого выход? Да целых два!

Первый – проверенный веками, простой как валенок и надежный как часы, способ использования «зеркала», то есть другого человека. Такой человек («ведущий») должен профессионально уметь давать обратную связь, занимать взрослую позицию и владеть необходимым процессуальным и технологическим арсеналом, чтобы побуждать ведомого «смотреть страшной правде в глаза». Последний, естественно, должен быть к этому морально готов и понимать, что саморазвитие – это не приятная прогулка, а тяжелая и неприятная работа по созданию новой версии себя.

Второй способ или подход , требующий ещё больше усилий и ещё большей готовности говорить себе правду, основан на том, что любая ложь себе приводит к неврозам. А все неврозы локализуются в теле в виде зажимов. Точечное воздействие на зажим, например, с помощью райхианского массажа, позволяет выявить и утилизировать невротический комплекс и порождаемую им ложь.

Можно попробовать обойтись и без массажа и прорабатывать неврозы другими техниками и практиками, но тут высок риск того, что, поскольку работа будет вестись на ментальном уровне, эгоистический ум, реализую функцию самозащиты, опять подменит реальную работу имитацией и начнется бесконечное хождение по кругу «в погоне за собственным хвостом».


Как запускается процесс саморазвития

И, разумеется, в саморазвитии должна быть система. И эта система должна работать на максимально эффективную реализацию правильно поставленной человеком цели. У такой цели есть чёткие и понятные критерии

♦ она является непосредственной реализацией жизненной миссии (предназначения) человека

♦ она является стратегической, то есть поставлена не на год, не на два и даже не на 10 лет

♦ эта цель направлена на только и не столько на изменение положения человека, сколько на изменение мира (пусть даже в очень маленьком аспекте)

♦ эта цель является Достойной, то есть направленной на развитие жизни, а негативные результаты, связанные с целью, если они неизбежны, являются локальными

♦ к этой цели искренне хочется идти

Уже сам факт постановки и регулярной фокусировки на такой Цели запустит процесс реального, а не «прикольного» саморазвития. Начнется отсечение и выбрасывание всего лишнего и ненужного. Начнет освобождаться скрытый потенциал, раскрываться таланты, способности и черты личности. Важные личностные ресурсы такие как время, силы, энергия, здоровье не будут растрачиваться впустую, а будут вкладываться в деятельность по движению к Цели.


Процесс достижения цели потребует необходимых навыков и умений, адекватных реальности знаний и более совершенной системы мышления, а значит человеку волей-неволей придется работать над их развитием.

Появится потребность в других людях, не в «пустых» приятелях и подружках, а в соратниках, единомышленниках, товарищах с которыми будет намного комфортнее, приятнее и интереснее, но опять же придется учиться строить взаимовыгодные и гармоничные отношения, что потребует более высокой зрелости, а также умения общаться, договариваться, учитывать интересы и чувства другого.

Всё это попросит от человека ежедневных, ежечасных и ежеминутных изменений, поскольку любая остановка и топтание на месте будет разрушать достигнутые результаты и отбрасывать назад. Да, это будет непростая жизнь, активная, напряженная, требующая постоянного «шевеления извилинами», но вместе с тем она будет интересной, яркой, по-настоящему полноценной и гармоничной. Это и есть пресловутая «жизнь в потоке».

Ведь у развития есть только одна альтернатива – это деградация. Никаких серединок и третьих вариантов. Либо ты двигаешься вверх, меняешь себя ради поставленной высокой Цели, либо ты живешь относительно комфортной, стабильной и унылой жизнью, теряя себя, свои ресурсы и возможности. Но при этом искренне убеждаешь себя и других, что ты где-то в чём-то развиваешься. Воистину, нет ничего изощрённей вранья ограниченного эгоистического ума.

Система саморазвития

Путь саморазвития для каждого будет свой, есть, конечно, универсальные принципы, приемы, технологии, практики, методики, но все они лишь инструменты, а конкретное содержание работы над собой человек определяет сам. Это как постройка дома: можно въехать в уже готовый, но неудобный и неуютный, а можно спланировать и выстроить дом исключительно под себя, под свои запросы и потребности. Понятно, что в своём доме будет жить гораздо комфортнее и приятнее.

Проблема современного времени – гиперизбыток информации. Если ещё сто лет назад человек мог позволить себе спокойно, не спеша сидеть с серьезной книгой и внимательно её изучать, анализировать, сопоставлять факты и делать выводы, то сейчас всё по-другому. Слишком много информационного мусора, «белого шума», копипасты, откровенной лжи, фантазий и шизы, которая выдается за истины. Во всём этом мега-океане информации современный человек без системного мышления, не владеющий приемами эффективной и мгновенной фильтрации информации буквально тонет, у него просто не хватает времени чтобы думать и понимать. В результате реально ценную и нужную информацию он просто не усваивает в силу чего обрекает себя на постоянные ошибки, грубые просчеты и откровенные факапы.

Единственный выход из этой ситуации – это следовать совету самого крутого политтехнолога начала ХХ века, который говорил, что «невозможно решить частные вопросы, не решив общие, вы все время будете упираться в частные» (то есть регулярно лажать). Это значит, что помимо постановки цели, нужно «перегрузить» своё мышление, деинсталлировав неадекватную реальности «прошивку» и освоить базовые принципы, помогающие отфильтровывать инфо-мусор и принимать стратегически верные решения.

Именно этим и нужно, в первую очередь заниматься, если хотите реально, а не «прикольно», преуспеть в саморазвитии.

Хотите получить бесплатный анализ Вашей ситуации и профессиональные рекомендации по созданию собственной системы саморазвития? Тогда просто