Что обозначают на глобусе разного цвета. Что такое глобус

2. Продолжать учить детей устанавливать связи: климат, месторасположение с обитанием растений и животных, по общим и различным признакам исключать природные объекты из ряда.
3. Расширить представления детей о животном и растительном мире планеты.
4. Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру и природным объектам.

Оборудование:

Глобус, иллюстрации с изображением Арктики и Антарктиды, океана и моря, гор, равнины, низменности - леса, луга, возвышенности - пустынь; сигнальные карточки, карандаш, лист бумаги.

Ход занятия.

I Организационный момент.

Слайд №1 Начинаем наш урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Многое узнать.

Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины и поставьте ноги вместе.

Слайд №2 Вот Земля, наш общий дом.
Много есть соседей в нем:
Слайд №3 И мохнатые козлята,
И пушистые котята,
И извилистые речки,
И кудрявые овечки,
Травка, птички и цветы,
И, конечно, я и ты.

Ребята, сегодня мы узнаем, почему глобус разукрашен в разные цвета.

II Работа над темой занятия:

1 часть.
Ребята, это как вы уже знаете глобус. Что такое глобус? (ответы детей) Слайд №4 На прошлом занятии мы говорили о вращении Земли. Как вращается Земля? Что происходит на Земле, когда она вращается? (ответы детей)
Глядя на глобус, мы можем очень многое узнать о нашей планете: какой формы Земля, есть ли на ней суша, много ли на планете воды. Давайте рассмотрим глобус повнимательнее. Какие цвета вы видите на нем? (ответы детей)

2 часть
А теперь вопрос такой:
Так почему же голубой
Наш общий дом,
Наш шар земной.

Правильно, потому что большую часть поверхности Земли покрывает вода. Посмотрите на атлас-карту, как распределена суша и вода на Земле. Слайд №5,6 Вода на Земле, что это такое? (ответы детей)
Ребята, сейчас я прочитаю стихотворение, вы внимательно слушайте, если услышите слово, обозначающее воду, хлопните в ладоши.

Слайд №7 Из недр Земли забил родник,
Ручьем хрустальным, ставший вмиг...
Спешат ручьи, вперед бегут,
И вот рекой уже текут!
Река течет не как-нибудь,
А прямо к морю держит путь...
И море, как огромный рот,
Все воды рек в себя вольет!
Ну, а потом их примет сам
Необозримый океан!
И он омоет шар земной
Водою чистой, голубой.

Воды на планете много, но пресной воды, пригодной для питья, значительно меньше, поэтому воду надо беречь, не загрязнять ее бытовыми отходами и
мусором.
Слайд №8 За сутки, с самой тоненькой струйкой, из крана может вытечь в канализацию 150 л. воды. Посмотрите на экологический знак, что он
Слайд №9 обозначает? (ответы детей) Давайте расскажем стихотворение.

Вот мы с вами поговорили о воде на нашей планете. А как называется Слайд №10 другая часть, расположенная на Земле? (ответы детей)

3 часть.
Правильно, суша. Посмотрите еще раз на карту в атласе. Какие цвета на суше? (ответы детей) Как вы думаете, что обозначается желтым, зеленым, коричневым цветом? (ответы детей)
Планета Земля - это дом для всех: растений, животных - зверей, рыб, насекомых, птиц.
Ребята, давайте поиграем. Я буду вам загадывать загадки, а вы отгадывать их и поднимать сигнальные карточки с цветом, где они обитают: голубой это лед, снега, синий - вода, зеленый - лес, луга, желтый - степи, пустыни, коричневый - горы.

Слайд №11 Крупный зверь, хищный зверь, сильный зверь,
С льдины прыгает на льдину и ревет.
(белый медведь)

Зверь я горбатый,
Но нравлюсь ребятам,
Всю жизнь ношу я два горба,
Имею два желудка!
Но каждый горб - не горб, амбар!
Еды в них - на семь суток! (верблюд)

За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя,
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара, (лиса)

Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я - (осьминог).

Все движутся вперед,
А он наоборот,
Он может два часа подряд
Все время пятиться назад, (рак)

Темной он покрыт корой,
Лист красивый, вырезной,
А на кончиках ветвей
Много разных желудей, (дуб)

Он летает высоко,
Видит очень далеко.
Свое гнездо в камнях он свел
Скажите, кто это. (орел)

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора. (заяц)

Скажи ты мне, какой чудак
И днем и ночью носит фрак?
В вперевалочку со льдин
К нам идет. (пингвин)

Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами - кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Скрашен в гневе этот зверь. (рысь)

Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава. (мох)

У нее во рту пила.
В глубине она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котел попала. (щука)

Через море- океан,
Плывет чудо-великан,
Посреди - фонтан. (кит)

Вьется веревка,
На конце - головка. (змея)

Отдых нам - физминутка, занимай свои места.

Руки подняли и помахали -
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем -
Крылья мы сложим назад.

4 часть.
Слайд №12 А теперь, другая игра, которая называется «Третий лишний». Будьте внимательны.

Слайд №13 Морж - заяц - тюлень.
Слайд №14 Крокодил - горный козел - орел.
Слайд №15 Медуза - волк - кит.
Слайд №16 Верблюд - скорпион - пингвин.
Слайд №17 Буревестник - ласточка - альбатрос.
Слайд №18 Водоросли - осина - сосна.
Слайд №19 Кактус - подснежник - колокольчик.
Слайд №20 Одуванчик - лишайник - василек.
Слайд №21 Зебра - жираф - дельфин.
Слайд №22 Слон - лев - кабан.
Слайд №23 Дятел - кукушка - чайка.

5 часть.
Когда вы пойдете в школу, вы будете изучать такую науку, как география, и работать с контурными картами. Сейчас мы поучимся работать Слайд №24 с картой. Вам нужно раскрасить поверхность глобуса, где находится вода.

III Заключительная часть.

Слайд №25Ребята, наша планета Земля - самая красивая из всех планет. Только на ней есть жизнь и все то многообразие природы, какое мы видим: небо, солнце, луна, звезды, облака, воздух, вода, горы, реки, моря, трава, деревья, рыбы, птицы, звери и, конечно, же, люди, то есть мы с вами.
Наша планета Земля очень щедра и богата. Ее нужно беречь.

Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею тучи и дым,
В обиду ее ни кому не дадим.
Будем беречь птиц, насекомых, зверей,
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами.
Такая планета нужна нам с вами.

Программные задачи:

Образовательные: Познакомить детей с научной версией образования Земли, с понятием «глобус», «карта», «экватор», «тропический пояс». Дать детям элементарные представления о том, что существуют разные области земли, которые отличаются по своим природным условиям и обозначаются на глобусе (карте) по-разному. Углубить представления о том, что большая часть Земли покрыта водой. Кроме воды есть суша, где живут люди.

Развивающие: Развитие свободного общения с взрослыми и детьми. Обогащение словарного языка.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к Земле – своему дому.

Оборудование: Интерактивный глобус, большой и маленький глобус, физическая карта Мира и физическая карта Российской Федерации, круги из бумаги, ножницы, фишки синего и желтого цвета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Детский сад №7 общеразвивающего вида»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

для детей подготовительной группы

Воспитатель: Иголкина Е.А.

Ефремов 2015 год

Тема: «Наши помощники: глобус и карта»

Программные задачи:

Образовательные: Познакомить детей с научной версией образования Земли, с понятием «глобус», «карта», «экватор», «тропический пояс». Дать детям элементарные представления о том, что существуют разные области земли, которые отличаются по своим природным условиям и обозначаются на глобусе (карте) по-разному. Углубить представления о том, что большая часть Земли покрыта водой. Кроме воды есть суша, где живут люди.

Развивающие: Развитие свободного общения с взрослыми и детьми. Обогащение словарного языка.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к Земле – своему дому.

Оборудование: Интерактивный глобус, большой и маленький глобус, физическая карта Мира и физическая карта Российской Федерации, круги из бумаги, ножницы.

ХОД НОД:

I ЧАСТЬ.

Воспитатель: Ребята, у каждого из нас есть место, где мы чувствуем себя комфортно и в безопасности. Это наш дом. А в доме вы, где живете?

Дети: Мы живем в квартире.

Воспитатель: Удобно ли вам там жить?

Дети: Да.

Воспитатель: Да, ведь есть и водопровод, и свет, и отопление. Со всем, что есть в доме, вы обращаетесь бережно, если что-то испортилось, приводите в порядок. Ваша квартира находится в подъезде, а подъезд, где?

Дети: В доме.

Воспитатель: А дом?

Дети: Дом находится на улице.

Воспитатель: А улица?

Дети: Улица находится в городе.

Воспитатель: А, где находится город?

Дети: Город находится в стране.

Воспитатель: А страна?

Дети: Страна находится на Земле.

Воспитатель: Вот и получается, что Земля – наш общий дом. В нем есть все, что необходимо для жизни – вода, пища, свет и тепло. И все это надо беречь, любить и пользоваться с умом.

Воспитатель: Дети, а что вы знаете о нашей планете - Земля? Какая она по форме и размеру?

Дети: Наша Земля большая, круглая.

Воспитатель: Да наша планета круглая - это огромный - преогромный шар. А теперь я вам немного расскажу историю нашей планеты Земли.

Земля наша образовалась много миллионов лет назад. Вначале это была огненная смесь кипящих каменных пород и вредных газов. Но прошли миллионы лет, и Земля остыла; поверхность ее покрылась коркой. Раскаленную Землю покрывали плотные облака пара и газа. Когда температура понизилась, начались дожди, сотни лет шли дожди, и образовались моря. В течение первого миллиарда лет на Земле жизни не было. В это бурное время появлялись и исчезали горы. Море то покрывало сушу, то отступало. Климат на Земле становился теплее, и тогда стали появляться живые организмы. Земля – это огромный твердый шар, вращающийся в космическом пространстве, и изображают ее в виде глобуса. А что такое глобус?

Дети: Глобус - это модель нашего земного шара.

Воспитатель: Слово «глобус» означает шар, на нем есть все, что есть на земле, только очень маленькое. Давайте рассмотрим его. Глобусы бывают большие и маленькие, а еще есть интерактивные глобусы. Это такой глобус, который может вести с вами настоящий диалог. И хотя вы при этом молчите, ваше общение с глобусом происходит посредством специальной ручки-указки. Этой ручкой вы указываете место на глобусе, о котором хотите узнать, а глобус в ответ выдает информацию о выбранном вами месте.

Воспитатель: Какого цвета на глобусе больше всего?

Дети: Больше всего на глобусе синего цвета.

Воспитатель: Как вы думаете, что обозначено этим цветом?

Дети: Вода, моря, океаны.

Воспитатель: Давайте это проверим с помощью нашего интерактивного глобуса. Да, и чем темнее цвет, тем глубже в этом месте море, или океан. Какие еще цвета есть на глобусе?

Дети: Зеленый, коричневый, желтый.

Воспитатель: Правильно суша окрашена в разные цвета, потому что на Земле есть горы, леса, пустыни. Предлагаю вам немного отдохнуть.

Динамическая пауза «Лес, горы, море»

На словесный сигнал «лес», дети имитируют движения различных зверей; «горы» - движение орлов; «море» - движения морских животных.

II ЧАСТЬ:

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, где на Земле самое холодное место? Покажите его на глобусе.

Самое холодное место на Земле - это южный полюс. На глобусе он размещается внизу, где проходит земная ось. Здесь вечные льды и морозы. Так же холодно на северном полюсе - самая верхняя точка глобуса. А как вы думаете, почему на полюсах всегда морозы и снега?

Дети: Потому что там мало солнца.

Воспитатель: Дело в том, что наша планета круглая, и поэтому солнце нагревает ее неодинаково, на полюса попадает очень мало солнечных лучей. Лучики слегка лишь касаются полюсов, а полгода солнце вообще не заглядывает туда. Тогда там идёт полярная ночь. Те места на Земле, где всегда холодно и лежат вечные снега называются полярным поясом Земли.

Воспитатель: А как вы считаете, где на Земле всегда жарко?

На середине Земли всегда жарко. Здесь проходит воображаемая линия - экватор. Экватор - это как бы поясок, который опоясывает Землю посередине. На экватор всегда падают прямые солнечные лучи, поэтому там всегда жарко и не бывает снега. Такое место на Земле называется тропическим поясом.

Воспитатель: Если Землю представит в виде круга, то воды будет 2/3, остальное – суша. А, чтобы это проверить , предлагаю вам следующее задание.

(Дети проходят к столам и садятся).

Экспериментальная работа

Воспитатель: У вас на столе лежит круг. Почему именно круг, а не квадрат, треугольник?

Дети: Потому что, наша Земля круглая.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите, круг разделен линиями на 3 части. Вырезаем одну часть из трех. Теперь на одну часть поставьте желтую фишку, а на две части синюю фишку. Вот столько места занимает на Земле вода – 2/3, и 1часть - это суша.

(Дети встают из-за столов и проходят на ковер)

III ЧАСТЬ:

Воспитатель: Представьте, что мы с вами отправились в путешествие и брать с собой в путь глобус неудобно. Как же нам быть? Для этого люди придумали карту. Как вы думаете, кому нужна карта?

Дети: Путешественникам, военным, морякам, ученым.

Воспитатель: Давайте мы с вами тоже рассмотрим карту нашей планеты (воспитатель вывешивает карту мира). Карта – это тоже изображение нашей Земли. Все, что находится на глобусе в точности отображено и на карте. Давайте найдём на карте место, где находится наша страна. Как называется наша страна?

Дети: Наша страна называется Россия.

Воспитатель: Давайте найдем Россию и на интерактивном глобусе. Глобус нам подтвердил, что мы правильно нашли нужное нам место расположения нашей страны. Россия – самая большая по площади, страна мира.

Воспитатель: Как вы думаете, что обозначают тонкие синие полоски, которыми исчерчена вся Россия?

Дети: (Это реки).

Воспитатель: А какого цвета больше всего на карте России?

Дети: Больше всего на карте Россия, зеленого цвета.

Воспитатель: Что означает этот цвет?

Дети: Этот цвет означает много лесов, полей, лугов.

Воспитатель: Наша страна богата не только лесами, полями и лугами. Так же у нас много гор, которые обозначены коричневым цветом. Давайте внимательно посмотрим на наш умный глобус и найдем горы

(Несколько детей показывают горы на интерактивном глобусе)

Воспитатель: Дети посмотрите на эти маленькие белые точки. Таких точек на карте России очень много. Все они, означают города. Давайте найдем на карте столицу нашей страны. Как называется столица нашей Родины?

Дети: Столица нашей Родины – Москва.

Воспитатель: Давайте проверим это на интерактивном глобусе.

Воспитатель: На глобусах и картах используют условные знаки. Города изображены в виде маленьких белых точек, реки – это тонкие синие линии, для гор используют коричневый цвет, для лесов – зеленый.

Воспитатель: У меня для вас есть следующее задание. (Дети проходят к столам и садятся).

IV ЧАСТЬ:

(Работа с перфокартами)

Посмотрите у вас на столах лежат карты. Рассмотрите ее внимательно. Вспомните, какими условными знаками и цветом обозначаются моря, реки, горы, леса и города. Вам необходимо указать стрелками, где расположены моря, реки, горы, леса и города к части карты.

Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием. Теперь вы все настоящие путешественники, знаете, что такое карта, глобус – это наши помощники в путешествии. Давайте вспомним, о чем мы сегодня еще с вами говорили, и что нового узнали.

Дети: Сегодня мы узнали об экваторе, тропическом поясе, о том, как образовалась Земля, что большая часть Земли покрыта водой.


ТЕМА: Что такое глобус.

Методическая цель урока.

    Познакомить с методикой организации учебных исследований.

Цель урока .

    Развивать навыки исследовательской деятельности учащихся, формировать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.

Задачи:

Регулятивные

Способствовать формированию понятий «модель», «глобус», «океан», «материк», умений работать с глобусом.

Развивающие

Развивать умение оперировать информацией, выделять главное в содержании изучаемого материала, совершенствовать умение анализировать, делать выводы.

Коммуникативные

Повышение интереса к изучению предмета, формирование научного мировоззрения. Создать на уроке атмосферу сотрудничества, содействовать формированию элементарных умений строить свои межличностные отношения.

Тип урока : урок изучения нового материала.

Метод обучения: репродуктивный, проблемно-поисковый.

Методы осуществления учебно-познавательной деятельности : словесные, наглядные, практические.

Форма обучения : рассказ, беседа, практикум.

Форма организации деятельности учащихся : фронтальная, индивидуальная.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, презентация, глобусы.

Прогнозируемый результат

Учащиеся получают знания

О модели Земли;

О материках и океанах;

Знакомятся с видами вращения Земли и следствием этого вращения;

Развивают умение анализировать полученные результаты, делать выводы

ХОД УРОКА

I.Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»!

II. Проверка пройденного материала.

(Вопросы-тест на слайде)

III.Формулирование темы и цели урока.

    Разгадайте кроссворд. 9

1

2

3

4

5


1. Прибор, с помощью которого наблюдают за звездами. (телескоп)

2. Человек, который изучает звезды и другие небесные тела. (астроном)

3. Голубой шатер

Весь мир накрыл. (небо)

4. В голубой станице

Девица круглолица

Ночью ей не спится –

В зеркало глядится. (луна)

5. Бродит одиноко

Огненное око.

Всюду, где бывает,

Взглядом согревает. (солнце)

Как вы думаете, с чем мы познакомимся сегодня на уроке? Чему будем учиться?

IV . Формирование понятий «модель», «глобус». Слайд

Что такое глобус? Давайте поразмышляем.

У. - Как назвать предметы, лежащие на столе? (лежат игрушки: самолет, вертолет, машинка)

У. - На что похожа игрушка: самолет? … вертолет? … машинка?

У. - Чем они похожи на настоящие предметы? (Похожи - формой)

У. - Чем они отличаются от настоящих предметов? (Отличаются - размером)

(Дети пробуют сформулировать понятие «модель»)

У. - Как вы понимаете значение слова «модель»?

Д. - Модель – это уменьшенное изображение предмета.

У. - Иногда, чтобы изучить какой либо предмет, учёные делают его уменьшенное или увеличенное изображение – модель. Глобус – это модель Земли.

У. - Как называется предмет, который стоит у вас на парте в каждой группе? (Глобус)

У. - Давайте выясним, что означает слово «глобус»?

Глобус – латинское слово, оно означает шарообразный, шар, круглый.

Глобус – это шар, на который нанесены очертания суши и вод Земли. Шар нанесен на ось и наклонен по отношению к подставке. Есть другое определение глобуса. Глобус – это модель Земли в миллион раз меньше самой планеты Земля.

У - Можно ли воздушный шарик (показать) и мяч (показать) назвать глобусом? Почему?

(Учащиеся ведут дискуссию по этому вопросу)

А теперь поговорим по второму вопросу нашего исследования: « Какие глобусы самые древние?» Слайд

Посмотрите на слайд. Известно, что модель земного шара впервые построил греческий ученый, хранитель Пергамской библиотеки Кратес Малосский во II в. до н.э., однако, она, к сожалению, не сохранилась, но рисунок остался. На нем даже не все материки изображены. Мир, знакомый человеку древности, был очень мал.

(слайд) Первый дошедший до нас земной глобус был изготовлен в 1492 г. немецким географом и путешественником Мартином Бехаймом (1459-1507). Сделан он из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На этой модели земного шара диаметром 54 см, именовавшейся «Земным яблоком», Бехайм разместил карту мира древнегреческого ученого Птолемея. Глобусом это маленькое подобие нашей планеты стали называть позже. Конечно, изображения на нем были далеки от истины. Глобус Мартина Бехайма экспонируется в Нюрнбергском музее в Германии. Самый большой земной глобус диаметром 12,5 м построен в 1998 году в США.

Глобусы – “моряки” .

Когда – то, мореплаватели брали с собой глобусы в далекие и опасные путешествия. Глобусы – “моряки” за свою долгую службу на кораблях немало повидали. Их трепали штормы, обдували свирепые ветры, они были все в пятнах от морской соленой воды.

Глобусы - щеголи”. Весь свой век проводили они в роскошных королевских дворцах. Эти глобусы были украшены золотом, серебром, драгоценными камнями. На некоторые глобусы ставили часовой механизм с пружиной, и глобус кружился, подобно нашей планете.

Глобус-космонавт”. Он установлен на космических кораблях. Небольшой глобус – космонавт во время всего полета кружится без остановки с такой же скоростью, как и Земля. Только взглянет на него командир космического корабля, сразу узнает, над каким океаном или какой страной проносится в эту минуту его космический корабль.

Много разных глобусов есть и теперь. Есть глобусы, на которых изображены все страны мира.

Бывают глобусы с неровной поверхностью: все горы, все возвышенности на них выпуклые. Есть лунный глобус и глобус Марса . Есть даже глобус звездного неба. На нем изображены созвездия, Млечный путь .

У. - Наше исследование продолжается, впереди нас ждет еще один вопрос: «Как устроен глобус?»

Введение понятий «экватор», «параллели», «меридианы».

( С опорой на демонстрацию глобуса, ученики отмечают все данные на воздушных шарах. )

Северный полюс и Южный полюс. Поставьте там метки.

На глобусе нанесено множество линий. Каждая линия имеет свое название.

Экватор – «главный пояс Земли». Это линия, которая делит наш земной шар на два полушария – Северное и Южное.

Длина окружности Земли равна 40 тыс. км. Для того чтобы проехать это расстояние скором поезде, потребовалось бы около месяца. А пройти пешком - примерно пять лет.

На глобусе есть еще и горизонтальные и вертикальные линии.

Линии, которые идут с севера на юг, называются меридианы.

Линии, которые идут с запада на восток, называются параллели.

Поэтому иногда глобус называют «мяч в сетке».

Есть еще не видимая нам ось, вокруг которой вращается Земля. Она наклонена. Земля вращается вокруг воображаемой оси. Ведь глобус - уменьшенная копия Земли.

У: Повращайте глобус вокруг Земной оси. Кто помнит, что происходит в результате вращения Земли вокруг своей оси.

( Д. Происходит смена дня и ночи.)

У: Пришло время и нам сменить наш вид деятельности, немного отдохнуть.

Слайд

V.Физминутка:

На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

Ты как глобус покрутись,

А теперь остановись!

V. Формирование новых понятий.

У. Наше исследование подходит к концу, но нам осталось еще ответить на последний вопрос:

«О чем может рассказать глобус?»

У. - Искать информацию на этот вопрос мы будем вместе, и главными нашими помощниками станут глобусы. (Слайд)

Формирование понятий «океан», «материк».

У. Давайте посмотрим, как выглядит наша планета из космоса .

(Слайды)

Космонавты с любовью называют Землю - «Голубая планета»

Какими цветами окрашена поверхность глобуса? (Голубой, зелёный и коричневый.)

Какого цвета на глобусе больше? (1/3 – суша, 2/3 - вода)

У. - Что обозначают цвета на глобусе?

Д. -Голубой, синий цвета – обозначают воду. Жёлтый, коричневый, зеленый – обозначают сушу. Белый – снег или лёд.

У. - Посмотрите на глобус. На нём действительно больше всего синего цвета. Это моря и океаны.

Большие участки суши, которые со всех сторон окружены водой, называют материками. На глобусе материки раскрашены в зелёный и коричневый цвета.

VI. Этап промежуточных результатов и выводов .

Работа в группах.

У.- Сейчас вам предстоит изучать глобус, как когда-то ученые исследовали нашу Землю.

Найдите и покажите на глобусе материки и океаны.

( Самостоятельная работа в группах .)

Задание для первой группы.

1. _______________

2. _______________

3. _______________

4. _______________

5. _______________

6. _______________

Задание для второй группы.

1. _______________

2. _______________

3. _______________

4. _______________

У. Молодцы, ребята. Много нового и интересного мы узнали о глобусе.

VII. Итог урока.

Молодцы! Победила дружба.

Очень важную информацию вы почерпнули на этом уроке.

Я очень рада, что вы так едины были в своих чувствах к нашей необъятной планете ЗЕМЛЯ. Планета Земля наш общий дом и её надо беречь!

Игра « Гонка за лидером» начинается!

( Учитель в быстром темпе читает предложения, дети каждой группы подбирают подходящие по смыслу слова: ГЛОБУС, ШАР, ВОДА, СУША, СНЕГ, ЛЕД, ЧЕТЫРЕ, ШЕСТЬ, ПАРАЛЛЕЛИ, МЕРИДИАНЫ, БЕРЕЧЬ. )

VIII. Рефлексия

Оценка работы на уроке.

А за что вы можете похвалить себя?

Что осталось непонятным, вызвало скуку?

О чем захотелось узнать поподробнее?

Где могут пригодиться умения сбора информации?

IX. Домашнее задание по выбору.

1

2

3

4

5


Задание для первой группы.

Найдите на глобусе материки, назовите их.

1. _______________

2. _______________

3. _______________

4. _______________

5. _______________

6. _______________

Модель Земли - _______________ . Это слово в переводе с латинского означает_____.

На глобусе синим цветом обозначена ____________, коричневым, жёлтым, зелёным обозначена ___________, белым _____________. На земном шаре _____ океана и _______ материков. «Главный пояс Земли» - ___________________. На глобусе есть горизонтальные и вертикальные линии, которые называются _____________и __________________.

Планета Земля наш общий дом и её надо __________!

)

Модель Земли - _______________ . Это слово в переводе с латинского означает_____.

На глобусе синим цветом обозначена ____________, коричневым, жёлтым, зелёным обозначена ___________, белым _____________. На земном шаре _____ океана и _______ материков. «Главный пояс Земли» - ___________________. На глобусе есть горизонтальные и вертикальные линии, которые называются _____________и __________________.

Планета Земля наш общий дом и её надо __________!

(ГЛОБУС, ШАР, ВОДА, СУША, СНЕГ, ЛЕД, ЧЕТЫРЕ, ШЕСТЬ, ПАРАЛЛЕЛИ, МЕРИДИАНЫ, БЕРЕЧЬ. )

Задание для второй группы.

1). Найдите на глобусе океаны и назовите их.

1. _______________

2. _______________

3. _______________

4. _______________

Мало просто знать, что такое глобус. Нужно научиться правильно читать его, чтобы узнать много нового и интересного. На этом уроке мы узнаем, что означают цвета на глобусе. Выучим названия океанов и материков, поговорим об их особенностях и отличиях. Познакомимся с удивительными чудесами природы, растительного и животного миров.

Почему синего и голубого цвета на глобусе больше всего? Большая часть земной поверхности покрыта водой. На фотографии, сделанной из космоса, все водные пространства кажутся синими. Этим цветом на глобусе обозначены океаны и моря, реки и озера.

Рис. 2. Земля из космоса ()

Но если присмотреться, можно заметить, что в разных местах океан обозначен разными оттенками. Это сделано, чтобы показать глубину: чем глубже океан, тем темнее синий цвет, а чем глубина меньше, тем краска на глобусе светлее. - это огромные пространства горько-соленой воды, которые окружают материки и острова.

Тихий океан -самый большой на Земле.

Рис. 4. Физическая карта Тихого океана ()

Такое имя дал ему мореплаватель Фернан Магеллан, потому что во время его путешествия на парусных кораблях этот океан был спокойным. Хотя на самом деле Тихий океан вовсе не тихий, особенно в западной своей части, где он поднимает и гонит огромные волны - цунами , приносящие много бед жителям японских островов.

Марианская впадина - самое глубокое место в мире. Она находится в Тихом океане, ее глубина одиннадцать километров тридцать четыре метра.

Рис. 6. Марианская впадина ()

Раньше европейцы даже не подозревали о существовании Тихого океана. Им был известен только один океан - Атлантический , который казался беспредельным, поэтому его назвали в честь самого сильного героя греческих мифов Атланта.

Рис. 7. Физическая карта Атлантического океана ()

На самом деле Атлантический океан второй по величине после Тихого, наибольшая глубина океана 5 километров. В Атлантическом океане бывают огромные волны высотой с трехэтажный дом.

Индийский океан особенно неспокоен в южной своей части. Он теплее других, даже в северной части воды Индийского океана прогреваются до + 35 градусов.

Рис. 8. Физическая карта Индийского океана ()

Арктика - самая северная область, зимой и летом покрытая толстым слоем льда и снега. У Северного полюса находится четвертый океан, почти вся его поверхность покрыта толстыми крепкими льдами, а вокруг многометровые сугробы снега. Вот почему этот океан назвали Северный Ледовитый .

Рис. 9. Физическая карта Северного Ледовитого океана

Относительно недавно ученные океанографы стали выделять пятый, Южный океан .

Рис. 10. Физическая карта Антарктиды ()

Ранее этот океан рассматривали как южные части Индийского, Атлантического и Тихого океанов. Все океаны вместе: Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый и Южный - сливаются вместе в единый мировой океан , который омывает весь земной шар.

На глобусе зеленым, желтым, коричневым и белым цветами изображены большие участки суши, которые называют материками. На Земле шесть материков : Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка.

Евразия - самый большой материк, в его пределах лежат две части света: Европа и Азия.

Рис. 11. Физическая карта Евразии ()

Это единственный континент на Земле, омываемый четырьмя океанами: Северным Ледовитым на севере, Индийским на юге, Атлантическим на западе и Тихим на востоке. На этом материке находится наша родина Россия .

Рис. 12. Россия на карте Евразии ()

Поверхность материка очень разнообразна. Горы и равнины - это основные формы земной поверхности. Коричневый цвет указывает месторасположение гор, а зеленый и желтый - равнин. Наиболее крупные из них Западно-Сибирская (плоская равнина), Восточно-Европейская (холмистая равнина).

Рис. 13. Западно-Сибирская равнина ()

Рис. 14. Физическая карта Восточно-Европейской равнины ()

Неровными линиями голубого цвета, проведенными по поверхности материков, на глобусе обозначены реки. По Восточно-Европейской равнине текут реки Волга, Дон, Днепр , по Западно- Сибирской равнине течет река Обь . Над поверхностью равнин возвышаются горы. Чем выше горы, тем темнее их цвет на глобусе. Гималаи являются самыми высокими горами мира.

Рис. 15. Горы Гималаи ()

Джамалунгма (Эверест) - самая высокая гора в мире (8 км 708 м).

Рис. 16. Гора Джамалунгма ()

В Евразии расположен Байкал - самое глубокое озеро,

Рис. 17. Озеро Байкал ()

Самое крупное озеро,

Рис. 18. Каспийское море ()

самый большой полуостров - Аравийский ,

Рис. 19. Побережье Аравийского полуострова ()

самая низкая точка суши в мире - впадина Мертвого моря .

Рис. 20. Мертвое море ()

Рис. 21. Полюс холода Оймякон ()

Африка - это второй по величине материк, который расположен по обе стороны от экватора, омывается Атлантическим океаном с запада и Индийским с востока и юга.

Рис. 22. Физическая карта Африки ()

Африка известна разнообразием природы: непроходимые тропические леса с орхидеями,

Рис. 23. Тропический лес ()

травянистые равнины с баобабами (громадными деревьями до сорока метров в окружности),

огромные пространства пустынь.

Рис. 25. Пустыня в Африке ()

Африка - самый жаркий материк планеты. Здесь находится пустыня Сахара .

Рис. 26. Пустыня Сахара ()

Это самая большая пустыня в мире и самое жаркое место на Земле (максимальная зафиксированная температура +58 градусов). На этом материке протекает Нил - вторая по протяженности река в мире.

Рис. 27. Река Нил ()

Вулкан Килиманджаро - самая высокая точка Африки.

Рис. 28. Вулкан Килиманджаро ()

Виктория, Танганьика, Чад - крупнейшие озера на этом материке.

Рис. 29. Озеро Виктория ()

Рис. 30. Озеро Танганьика ()

Рис. 31. Озеро Чад ()

В западном полушарии находятся Северная Америка и Южная Америка , они омываются с запада Тихим океаном, с востока - Атлантическим, а Северная Америка ещё и Северным Ледовитым океаном с севера.

Рис. 32. Физическая карта Северной Америки

Рис. 33. Физическая карта Южной Америки

В состав Северной Америки также входит самый крупный остров на Земле, он называется Гренландия .

Рис. 34. Побережье Гренландии ()

Эти материки богаты и реками и озерами. В Северной Америке протекает одна из величайших рек мира Миссисипи ,

Рис. 35. Река Миссисипи ()

а в Южной Америке расположена река , крупнейшая в мире по полноводности и длине.

Рис. 36. Амазонка ()

На побережье Северной Америки расположен залив Фанди , который, кроме своей невероятной красоты, знаменит самыми большими приливами в мире, более семнадцати метров.

Рис. 37. Залив Фанди ()

Только представьте себе, миллионы тонн воды за двенадцать часов подходят к берегу, а затем отходят от него. В Южной Америке находится самый высокий в мире водопад - Анхель , его общая высота 979 метров.

Рис. 38. Водопад Анхель ()

Кажется, будто он окутан туманом - это завеса из мельчайших частичек воды, которая распыляется, падая с такой огромной высоты. На этом же материке расположен самый мощный водопад в мире Игуасу .

Рис. 39. Водопад Игуасу ()

Хотя на самом деле это целый комплекс из 270 отдельных водопадов, который имеет ширину около 2,7 км. В Южной Америке находится самое сухое место в мире - пустыня Атакама .

Рис. 40. Пустыня Атакама ()

В некоторых местах этой пустыни дождь выпадает один раз в несколько десятков лет.

Австралия - пятый материк, который меньше всех остальных. Тихий океан омывает северное и восточное побережья, Индийский океан - западное и южное.

Рис. 41. Физическая карта Австралии

Большую часть материка занимают пустыни и полупустыни, рек очень мало, из-за чего Австралия считается самым засушливым континентом на Земле. Здесь распространены крики (англ. creek - речушка) - реки, которые существуют только в период дождей и полностью пересыхают на большую часть года.