Особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в современных условиях доу. Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном процессе логопедической группы

Татьяна Лахтина
Формы взаимодействия воспитателя и логопеда

Формы взаимодействия воспитателя и логопеда

Введение 3

1. Разграничение функций логопеда и воспитателя 4

2. Функции логопеда и воспитателя 7

Заключение 15

Список литературы 16

Введение

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов уделяется особое внимание, что актуально для логопедических групп . Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития. В логопедической группе особенно важно, насколько тесно сотрудничают учитель-логопед и воспитатели .

Важным направлением модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. В следствии чего, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях. Правильная речь это – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и др., то у детей дошкольного возраста возникают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития “ребенок - подросток - взрослый”, когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности.

1. Разграничение функций логопеда и воспитателя

Воспитателю , прежде всего приходится иметь дело с естественными для ребенка возрастными особенностями речи, иначе говоря, фонетическим (произношение отдельных звуков и их сочетаний) и музыкальным (ритм, темп, интонация, модуляция, сила, чистота голоса) своеобразием детской речи. Преодоление таких недочетов не представляет особых затруднений, так как воспитатель правильными методами обучения лишь помогает естественному процессу нормального развития детской речи, ускоряя го. Этим он облегчает ребенку овладение такой сложной деятельностью, как речь, и способствует более раннему умственному развитию его.

Занятия воспитателя строятся с учетом очередной темы, и их задачи соотносятся с задачами логопедического занятия . Основную словарную работу проводит логопед , воспитатель же формирует у детей необходимый уровень знаний по словарной теме во время прогулок, на уроках рисования, лепки и конструирования.

Воспитатель учит детей понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы красивым полным предложением.

При наблюдении за объектами действительности воспитатель знакомит детей с новыми словами, уточняет их значение, способствует их повторению в разных ситуациях, активизации их в собственной речи детей. Эта работа одновременно является и основной для проведения речевых упражнений на логопедических занятиях и способствует совершенствованию имеющихся у детей речевых навыков.

Воспитатель обязательно поощряет ребенка в инициативе высказаться. Не следует останавливать детей, подавляя их желание высказываться, а наоборот, поддерживать инициативу, расширять содержание разговора вопросами, создавать интерес к теме разговора у других детей.

Логопед в тесной взаимосвязи с воспитателями работает над ознакомлением детей с новыми словами, уточнением их значений и активизацией, подбирает лексический материал по теме.

На подгрупповых занятиях логопед закрепляет технические умения и изобразительные навыки, сформированные у детей воспитателем . Занятия по изобразительной деятельности, проводимые логопедом , имеют цель в дальнейшем формировать такие сложные формы речи , как планирующая речь. Благодаря этому речь детей на занятиях становится регулятором их поведения и деятельности.

Воспитатель должен проводить занятия по уточнению движений органов артикуляционного аппарата ежедневно при помощи комплекса артикуляционных упражнений, предоставляемым логопедом . Воспитатель должен оказывать помощь логопеду во введении поставленных логопедом звуков в речь ребенка. Эта работа осуществляется с помощью потешек, скороговорок, подготовленных логопедом .

Воспитатель должен закреплять навыки по связной речи с помощью стихотворений и т. п., подготовленных логопедом .

Воспитатель всем содержанием своей работы обеспечивает полное практическое знакомство с предметами, с применением их в быту по назначению. Логопед на своих занятиях углубляет словарную работу, формирование у детей лексико-грамматических категорий, а в ходе специальных упражнений обеспечивает их сознательное применение в речевом общении.

Совместная деятельность логопеда и воспитателя организуется в соответствии со следующими целями :

– повышение эффективности коррекционно-образовательной работы;

– исключение дублирования воспитателем занятий логопеда ;

– оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей , как на всю группу детей, так и на каждого ребенка.

В дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида и логопедических группах существует ряд проблем, которые затрудняют совместную деятельность логопеда и воспитателя :

– совмещение программы “ Коррекционного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи (5–6 лет) ” Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной с основной общеобразовательной программой МДОУ;

– отсутствие требований к организации совместной деятельности логопеда и воспитателей в нормативных документах и методической литературе, имеющихся на сегодняшний день;

– сложность в распределении запланированной коррекционной работы в рамках рабочего времени и требований СанПиНа;

– отсутствие четкого деления функций между воспитателем и логопедом ;

– невозможность взаимопосещения занятий логопедом и воспитателем в разновозрастных группах.

Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач :

логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов ;

воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки .

Основные виды организации совместной деятельности логопеда и воспитателя : совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление совместного плана работы. Воспитателю необходимо знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит логопед , так как правильное планирование занятий воспитателя обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей; обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни; совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его ); разработка общих рекомендаций для родителей.

Исходя из этих задач, разделяются функции логопеда и воспитателя следующим образом .

2. Функции логопеда и воспитателя

Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.

Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.

Работа по коррекции звукопроизношения.

Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

Работа по коррекции слоговой структуры слова .

Формирование послогового чтения .

Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.

Обучение связной речи : развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений.

Предупреждение нарушений письма и чтения.

Развитие психических функций, тесно связанных с речью : словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.

Функции воспитателя :

Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.

Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.

Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.

Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.

Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.

Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).

Закрепление навыков чтения и письма.

Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда .

Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

Воспитатель проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим (познавательному развитию) по особой системе с учетом лексических тем; пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей, используя для этого режимные моменты; контролирует звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними.

Логопед на фронтальных занятиях формулирует темы и отрабатывает с детьми материал по произношению, звуковому анализу, обучает элементам грамоты, одновременно знакомит детей с определенными лексико-грамматическими категориями. Логопед руководит работой воспитателя по расширению , уточнению и активизации словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. Воспитатель при планировании занятий по письму и формированию графических навыков также руководствуется методическими указаниями логопеда .

Нужно напомнить воспитателям о правилах и условиях проведения артикуляционной гимнастики

Необходимости ежедневных занятий

Индивидуальной работе с подгруппами детей, имеющими одинаковые дефекты

Автоматизации уже поставленных звуков (проговаривание слогов , слов, фраз, заучивание стихотворений)

Контроле произношения детьми уже поставленных звуков во время режимных моментов

Работа воспитателя и работа логопеда различна при исправлении и формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по продолжительности. Она требует различных знаний, умений, навыков. Основное отличие : логопед исправляет нарушения речи, а воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе.

Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в целом. В своей работе он руководствуется общими дидактическими принципами, при этом некоторые из них наполняются новым содержанием. Это – принципы системности и последовательности, принцип индивидуального подхода.

Принцип системности и последовательности предполагает адаптацию содержания, методов и приёмов деятельности воспитателя к требованиям , предъявляемым задачами конкретного этапа логопедического воздействия . Поэтапность в работе логопеда обусловлена представлением о речи как системе, усвоение элементов которой протекает взаимосвязанно и в определённой последовательности.

Учитывая последовательность овладениями этими сторонами речи на логопедических занятиях , воспитатель подбирает для своих занятий доступный детям речевой материал, в котором содержатся уже усвоенные ими звуки и, по возможности, исключены ещё не изученные.

В связи с коррекционными требованиями изменяются также методы и приёмы работы воспитателя . Так, на начальном этапе на первый план выступают наглядные и практические методы и приёмы, как наиболее доступные детям с нарушенной речью. Словесные методы (рассказ, беседа) вводятся позднее.

Принцип индивидуального подхода предполагает учёт индивидуально-речевых особенностей детей. Это объясняется наличием различных по структуре и тяжести речевых нарушений у детей и неодновременностью их преодоления на логопедических занятиях . В такой интерпретации принцип подхода требует от воспитателя : глубокой осведомлённости об изначальном состоянии речи каждого ребёнка и уровне его актуального речевого развития; использования этих знаний в своей работе.

Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя в логопедической группе является то , что, кроме обучающих, развивающих, воспитательных задач , перед ним стоят и коррекционные задачи.

Воспитатель обязательно присутствует на всех фронтальных занятиях логопеда , делает записи; отдельные элементы логопедического занятия он включает в свои занятия по развитию речи и в вечернюю работу.

Логопед учитывает особенности и способности детей. Если ребёнок хорошо успевает по отдельным видам занятий, то логопед может по согласованию с воспитателем взять его на индивидуальное логопедическое занятие .

Точно так же логопед старается брать детей с прогулки без ущерба для здоровья ребёнка на 15 – 20 минут для индивидуальной работы.

Во второй половине дня воспитатель работает , согласуясь со своей сеткой занятий, по закреплению произносимых навыков и развитию речи. Желательно планировать фронтальные занятия по развитию речи и познавательному развитию во второй половине дня.

Во время режимных моментов, самообслуживания, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях воспитатель осуществляет также коррекционную работу, значимость которой в том, что она предоставляет возможность практики речевого общения детей и закрепления речевых навыков в их жизнедеятельности.

Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей :

Организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий, побуждать внимательно, слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний; создавать ситуацию общения; формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи; организовывать игры на развитие звуковой культуры речи;

Привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове; проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти; привлекать внимание к интонационной стороне речи.

Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям , создавая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых навыков . Например, если запланирована тема «Дикие животные» , то воспитатель проводит познавательное занятие, лепку или рисование по этой теме, дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, беседы, наблюдения, знакомит детей с произведениями художественной литературы по данной тематике.

Специальными исследованиями установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких дифференцированных движений рук. Поэтому речевое развитие рекомендуется стимулировать тренировкой движений пальцев рук, особенно у детей с речевой патологией. Интересные формы работы в этом направлении проводит специалист по фольклору. Ведь народные игры с пальчиками и обучение детей ручному труду (вышивание, бисероплетение, изготовление простых игрушек и т. д.) обеспечивают хорошую тренировку пальцев, создают благоприятный эмоциональный фон. Занятия по народоведению способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, улавливать их ритм, повышают речевую активность детей. Кроме того, знание детьми фольклора (потешек, русских народных сказок) можно использовать на индивидуальных занятиях для закрепления правильного произношения звуков. Например : «Ладушки - ладушки» - для закрепления звука [ш], песенку Колобка из одноименной сказки - для закрепления звука [л].

Воспитатель заранее продумывает , какие из коррекционно-речевых задач могут быть решены : в ходе специально организованного обучения детей в форме занятий ; в совместной деятельности взрослого с детьми ; в свободной самостоятельной деятельности детей.

Занятия эстетического цикла (лепка, рисование, конструирование и аппликация) создают условия для развития навыков общения : при совместном выполнении какой-либо поделки, изображения и т. д. обычно возникают оживленные диалоги, что особенно ценно для ребят со сниженной речевой инициативой. Но порой воспитатели не осознают педагогической значимости сложившейся ситуации и в дисциплинарных целях запрещают детям общаться. Задача профессионала, напротив, заключается в поддержке и всяческом поощрении речевой активности дошкольников, направлении ее в нужное русло и использовании для решения коррекционно-развивающих задач.

Еще большим потенциалом в плане речевой коррекции обладает нерегламентированная рамками занятий и преобладающая по продолжительности (до 5/6 всего времени пребывания в ДОУ) деятельность детей (под руководством педагога или самостоятельная) . Здесь могут быть организованы индивидуальные и подгрупповые корекционно-ориентированные формы взаимодействия педагога с воспитанниками : специальные дидактические и развивающие игры; занимательные упражнения; беседы; совместные практические действия; наблюдения; экскурсии; методически продуманные поручения и трудовые задания и др.

Логопед проводит работу с детьми ежедневно с 9.00 до 13.00. Фронтальные логопедические занятия организуются с 9.00 до 9.20, индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия - с 9 .30 до 12.30, занятия воспитателя-с 9 .30 до 9.50. С 10.10 до 12.30 дети находятся на прогулке. После полдника воспитатель 30 мин занимается с детьми по заданию логопеда и проводит вечерние занятия по одному из видов учебной деятельности.

Совместно с воспитателем оформляет родительский уголок , готовит и проводит педагогический совет и родительские собрания. Логопед обсуждает с воспитателем примерный режим дня детей и примерный перечень занятий на неделю. Логопед и воспитатель , каждый на своем занятии, решают следующие коррекционные задачи : воспитание усидчивости , внимания, подражательности; обучение выполнению правил игр; воспитание плавности , длительности выдоха, мягкой голосовой подачи, ощущение расслабления мышц конечностей, шеи, туловища, лица; обучение элементам логопедической ритмики ; - коррекция нарушений звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, фонематических процессов.

Требования к организации работы воспитателя : Постоянная стимуляция к речевому общению. Все работники д/сада и родители обязаны постоянно требовать от детей соблюдена речевого дыхания и правильного произношения; Воспитатели ДОУ должны знать схему нормального развития речи ребенка (А. Гвоздев) и оформить памятку для родителей; Воспитатели логопедических групп должны иметь речевой профиль детей - логопатов , знать их логопедическое заключение и состояние речевого развития; Воспитатели логопедических групп должны вести логопедическую работу перед зеркалом, выполнять задание. логопеда по индивидуальным тетрадям и альбомам, тетради для занятий.

Воспитатель логопедической группы не должен : торопить ребёнка с ответом; перебивать речь и грубо одёргивать, а тактично дать образец правильной речи; заставлять ребёнка произносить фразу насыщенную ещё не поставленными у него звуками; давать заучивать тексты и стихи, которые ребёнок ещё не может произносить; выпускать на сцену (утренник) ребёнка с неправильной речью.

Работа логопеда в массовом дошкольном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда речевого сада . Это связано в первую очередь с тем, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в речевых садах. Работа логопеда строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. График работы и сетка занятий утверждается заведующим ДОУ. Так как в настоящее время не существует коррекционной программы для работы логопунктов , то логопед в своей работе должен опираться и владеть современными технологиями. В связи с тенденцией к ухудшению речи детей в дошкольном возрасте, с нехваткой мест в логопедических садах в массовые дошкольные учреждения стали попадать дети с более сложными речевыми дефектами, преодоление которых затруднено в условиях логопункта . Воспитатели лишены специализированного коррекционного часа для работы с «трудными» детьми, и должны выкраивать в своей работе время или включать компоненты коррекционной помощи в общеобразовательный процесс своей группы.

Планируют занятия по развитию речи, обсуждают цели, задачи и желаемые результаты каждого занятия по развитию речи.

Заключение

Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических процессов. Кроме того, он должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них.

В начале учебного года логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей, обращает их внимание на особенности поведения, характер детей, определяет программу обучения, объясняя воспитателям цели , задачи программы, методы ее реализации, сообщая сроки и продолжительность этапов коррекционной работы, намечая результаты, которых следует достигнуть к концу того или иного периода обучения.

При определении содержания работы логопед может познакомить воспитателей с перспективным планом работы, а в течение всего учебного года систематически информировать их об изменении требований, предъявляемых к речевому развитию детей на разных этапах обучения.

Воспитатели обязаны содействовать развитию всех сохранных анализаторов детей, укрепляя и расширяя компенсаторные возможности детей, осуществляя коррекционную работу в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом в определенный период обучения. Возможен и такой вариант взаимодействия , при котором воспитатели закрепляют учебный материал логопедических занятий , развивая у детей способности применять полученные знания и сформированные умения и навыки .

Список литературы

1. Бейлинсон Л. С. Профессиональная речь логопеда : Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.

2. Логопедия/ под ред . Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М., 2003.

3. Логопедия : методические традиции и новаторство / Под ред. С. Н. Шаховской, Т. В. Волосовец. – М.: Издательство Московского психолого -социального института; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК» , 2003. – 336 с.

4. Основы логопедической работы с детьми : Учебное пособие для логопедов , воспитателей детских садов / Под общей редакцией д. п. н., профессора Г. В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002. – 240 с.

5. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению : Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Т. В. Волосовец, Н. В. Горина, Н. И. Зверева и др. ; Под ред Т. В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия» , 2000.- 200 с.

6. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под ред. Т. В. Волосовей. М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002.- 256 с.

7. Степанова О. А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. М.: ТЦ Сфера, 2003. – 112 с.

8. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. М., 2003.

9. Чевелева Н. А. Преодоление заикания у детей. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп . М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. -128 с.

Проведение всего комплекса коррекционного обучения при логопедической работе требует совмещения специальных занятий по исправлению недостатков речи с выполнением общих программных требований . Для логопедических групп разработан особый режим дня, отличающийся от обычного. Предусмотрено проведение логопедом фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Наряду с этим в расписание занятий входит время для занятий по типовой комплексной программе для детей дошкольного возраста («Развитие», «Радуга», «Детство» и др.): математика, развитие речи и ознакомление с окружающим, экология, рисование, лепка, физкультурные и музыкальные занятия. Наряду с этим в вечернее время выделяются часы для работы воспитателя с подгруппами или отдельными детьми по коррекции (развитию) речи в соответствии с заданием учителя-логопеда. Воспитатель планирует свою работу с учетом требований, как типовой комплексной программы, так и речевых возможностей детей и их продвижения в освоении коррекционной программы, реализуемой логопедом в соответствии с характером речевого нарушения.

В связи с этим возникает необходимость обеспечить взаимодействие, преемственность в работе воспитателя и логопеда в логопедической группе . Воспитатель должен знать основные направления коррекционной программы, возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников, понимать особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого ребенка в процессе учебной и внеучебной деятельности.

Совместно с логопедом воспитатель планирует занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, подготовке к грамоте и подготовке руки к письму. Преемственность в работе логопеда и воспитателя предполагает не только совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на других занятиях. Все это фиксируется в специальной тетради.

Таким образом, воспитатель логопедической группы выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, суть которых - в устранении недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта . При этом воспитатель обращает свое внимание не только на коррекцию имеющихся недостатков в развитии ребенка, на обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью.

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения под руководством воспитателя теми видами деятельности, которые предусмотрены программами массового детского сада общеразвивающего типа . Особое внимание воспитатель должен уделять развитию восприятия (зрительного, слухового, тактильного), мнестических процессов, доступных форм наглядно-образного и словесно-логического мышления, мотивации.

Важный аспект работы в логопедической группе - развитие познавательной активности и познавательных интересов у детей. При этом нужно учитывать своеобразное отставание в формировании познавательных процессов в целом, которое складывается у детей под влиянием речевого недоразвития, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.

Правильное, педагогически оправданное взаимодействие воспитателя и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной, эмоционально-положительной обстановки в логопедической группе. Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет веру детей в собственные возможности, позволяет сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям. Для этого воспитатель, как и учитель-логопед, должны иметь знания в области возрастной психологии, индивидуальных психофизических различий у детей дошкольного возраста. Им необходимо уметь разбираться в различных негативных проявлениях поведения детей, вовремя замечать признаки повышенной утомляемости, истощаемости пассивности и вялости. Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателя в большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в логопедической группе коллективные доброжелательные, социально приемлемые отношения.

Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, готовит детей к восприятию материала на будущих логопедических занятиях, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых знаний и умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых детьми на логопедических занятиях.

В задачу воспитателя логопедической группы также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т.п. Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей с поздним началом речевой деятельности, имеющих отягченный анамнез, отличающихся психофизиологической незрелостью. Воспитателю не следует фиксировать внимание детей на возникновении возможных ошибок или запинок в речи, повторений первых слогов и слов. О таких проявлениях необходимо сообщить логопеду. В обязанности воспитателя входит также хорошее знание индивидуальных особенностей детей с общим недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменения условий общения.

Важное значение имеет речь воспитателя в повседневном общении с детьми логопедической группы . Она должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, образно-выразительной и грамматически правильной. Следует избегать сложных инвертированных конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи. На это обращали свое внимание выдающиеся педагоги, методологи развития речи у детей дошкольного возраста Е.И.Тихеева и Е.А. Флерина.

Специфика работы воспитателя в логопедической группе заключается в том, что воспитатель организует и проводит занятия по заданию учителя-логопеда. Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми воспитатель планирует во второй половине дня после дневного сна (до или после полдника). На вечерний логопедический сеанс приглашается 5-7 детей. Рекомендуются следующие виды упражнений :

· закрепление хорошо поставленных звуков (произношение слогов, слов, предложений);

· повторение стихотворений, рассказов;

· упражнения на развитие внимания, памяти, логическое мышление, фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;

· активизация связной речи в беседе на знакомые лексические или бытовые темы.

В процессе коррекционной работы воспитателем уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. Так, во внеучебное время можно предложить детям складывать мозаику, пазлы, фигуры из спичек или счетных палочек, тренироваться в развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или мелкие предметы, карандаши разного размера. Детям можно предложить работу в тетрадях для развития навыков письма, рекомендованные для детей с речевыми нарушениями.

Особое место в работе воспитателя занимает организация подвижных игр для детей с речевыми нарушениями, ввиду того, что дети данной категории часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Планируя работу по организации игровой деятельности, воспитатель должен четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка и дифференцированно подбирать подвижные игры. Подвижные игры, которые обычно составляют часть физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на прогулке, на праздничных утренниках, в час развлечений.

Игры с движением необходимо сочетать с другими видами деятельности детей. Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. В них часто встречаются присказки, четверостишия, они могут предваряться считалкой для выбора водящего. Такие игры способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности и координированности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей.

Работа воспитателя по обучению детей сюжетно-ролевой игре - также необходимый элемент педагогической деятельности в логопедической группе. В сюжетно-ролевых играх воспитатель активизирует и обогащает словарь, развивает связную речь, обучает ритуальному взаимодействию в знакомых ребенку социально-бытовых ситуациях (прием у врача, покупки в магазине, поездка в транспорте и пр.). Сюжетно-ролевые игры способствуют развитию коммуникативно-речевых навыков, стимулируют общительность детей, воспитывают социальные навыки и умения.

На основании изложенного в первой главе материала следует заключить:

1. На современном этапе в России идет активный процесс развития системы коррекционно-развивающего обучения детей с проблемами в развитии (в том числе речевом), представляющего собой качественно новый уровень образовательного процесса, позволяющий рано выявлять и своевременно оказывать детям логопедическую и иную помощь.

2. Понимание сложной структуры речевого дефекта, опора на имеющиеся классификации речевых нарушений позволяет представить психолого-педагогическую характеристику дошкольников с речевым недоразвитием разного уровня, на основе которой организуется стратегия и тактика логопедической работы в специализированной группе детского сада, осуществляется выбор необходимых логопедических и общепедагогических приемов коррекционной помощи.

3. Успех и эффективность коррекции речевого недоразвития у дошкольников определяется системой логопедической работы, одним из элементов которой является активное взаимодействие и преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы в целостном коррекционно-развивающем процессе.

4. В основе системы логопедической работы лежит индивидуально-дифференцированный личностный подход, позволяющий. удовлетворять потребности и интересы каждого конкретного ребенка, учитывать его индивидуальные особенности, направленно и эффективно осуществлять коррекцию речи у детей дошкольного возраста.

Особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в современных условиях ДОУ.

Анатация: Организация комплексной коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у детей с участием специалистов разного профиля является актуальной задачей. Её успешное решение возможно только при наличии единства требований, предъявляемых воспитателем и учителем-логопедом. С учетом этого особого внимания заслуживает создание системы взаимодействия специалистов ДОУ.

Отличительной особенностью воспитательного процесса с детьми, имеющими речевые нарушения, является то, что кроме обучающих, развивающих, воспитательных, перед педагогом стоят и коррекционные задачи. Воспитатель активно участвует в устранении речевого дефекта у дошкольников. Поэтому выбор методов и средств взаимодействия с воспитанниками этой категории имеет важное значение в их обучении и воспитании.

Формирование правильной речи имеет большое значение для развития полноценной личности ребенка. Последовательное освоение дошкольником всех компонентов речи без ускорения этого процесса станет в дальнейшем залогом его успешного обучения в школе. При этом эффективность работы по развитию речи детей напрямую зависит от умения учителя-логопеда и воспитателя грамотно ее планировать.

С учетом этого особого внимания заслуживает создание системы взаимодействия специалистов ДОУ. Процесс взаимодействия в условиях современного ДОУ должен быть отлажен как по форме (наличие партнерского отношения, понимания интересов и профессиональных задач сторон), так и по содержанию (создание совместных программ для оптимизации развития детей).

При разработке содержания деятельности в данном направлении учитывалось, что процесс взаимодействия должен быть основан на принципах партнерства, диалогичности, а также взаимодополняемости и преемственности. Поэтому в течении учебного года проводились встречи, в ходе которых воспитатели и учитель-логопед обменивались мнениями о формах и содержании совместной работы, процессе подготовки детей к школе.

В начале учебного года учитель-логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей, а так — же программой коррекционной работы на учебный год, разъясняет цели, задачи и методы реализации программы, определяет сроки и продолжительность ее осуществления, проводит совместное обсуждение путей реализации поставленных задач по реабилитации детей с речевыми нарушениями. При определении содержания коррекционно-развивающей работы обсуждается перспективный план, уточняются наиболее рациональные приёмы проведения коррекции речи у каждого ребёнка.

Цель:

  • выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ

Задачи:

  • Разработать единые (вариативные) подходы по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя ДОУ.
  • Подобрать новые действенные и обменяться имеющимися формами взаимодействия в условиях специализированного ДОУ.
  • Разграничить зоны ответственности учителя-логопеда и воспитателей ДОУ в коррекционно-развивающей работе.
  • Отобрать программное обеспечение по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя c использованием ИКТ.

План работы:

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при диагностике, определение объемов и сфер влияния, формы сотрудничества.

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при проведении коррекционно-развивающих мероприятий, формы сотрудничества.

Функционал учителя-логопеда и воспитателей.

Выстраивание взаимодействия с использованием информационно-компьютерных технологий.

Планируемый результат: подбор и разработка единых (вариативных) подходов по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.

В основе слаженной работы учителя-логопеда и воспитателей лежат следующие принципы:

  1. Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.
  2. Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса
  3. Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями и детьми
  4. Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.
  5. Принцип дифференцированного подхода к логопатам в процессе воспитания у них правильной речи.

Для удобства работы нами были разработаны:

  1. Перспективный план взаимодействия со специалистами.
  2. Тетради взаимосвязи с воспитателями групп компенсирующей направленности для организации коррекционно-развивающей работы во второй половине дня.
  3. Звуковой экран, в котором отображают этапы работы над звуками речи у каждого ребенка.

Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:

  • логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов
  • воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки

Основные виды организации совместной деятельности логопеда и воспитателя

1. Совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление совместного плана работы.

2. Совместное планирование занятий воспитателя, обеспечивающее необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей.

3. Обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни.

4. Совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его).

Учителю-логопеду необходимо не только научить воспитателей, как работать с каждым ребенком, но и контролировать выполнение своих рекомендаций. Тетрадь взаимосвязи, куда учитель-логопед заносит свои задания, заполняется один раз в неделю.

1. Логопедические пятиминутки.

2. Игры и упражнения.

3. Коррекционно-развивающая деятельность в индивидуальной форме.

Логопедические пятиминутки могут быть использованы воспитателями в разных ситуациях и других видах деятельности. Пятиминутки должны быть достаточно короткими, не следует их превращать их в долгий процесс. Проводить их следует в игровой и занимательной форме на хорошем эмоциональном фоне. Пятиминутки должны соответствовать изучаемой на неделе лексической теме и способствовать развитию всех компонентов речи у детей. Учитель-логопед в свою очередь должен указать цели, задачи, которые преследуются при выполнении каждого задания, и дать подробное их описание.

Коррекционно-развивающая деятельность в индивидуальной форме проводится воспитателем, как в первой, так и во второй половине дня. Ежедневно воспитатель занимается с 2–3 детьми и проводит артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, а также задания по тем разделам программы, которые дети усваивают с наибольшим трудом. Учитывая, что у педагогов есть картотеки игр, упражнений на развитие зрительного и слухового внимания (памяти), мелкой моторики, упражнений на развитие координации речи с движением и каждая карточка в картотеке имеет свой номер, логопеду достаточно указать номер карточки. Это облегчает учителю-логопеду написание ежедневных заданий для воспитателей.

Учитель-логопед наблюдает за работой воспитателя с детьми, посещая непосредственно-образовательную деятельность, отмечая положительные моменты, а также анализирует те виды работы, которые были неудачными и не дали ожидаемого результата. Такие посещения показывают учителю-логопеду полную картину коррекционно-развивающей работы, расширяет их представление о коррекционной работе, они овладевают приемами, методиками, технологиями обучения, которыми владеет специалист.

Только тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.

Взаимодействие логопеда с воспитателем с использованием ИКТ

  • проведение воспитателем логопедической группы в режимные моменты и на логопедическом часе во второй половине дня по рекомендации логопеда пальчиковых игр с детьми, дыхательных упражнений с использованием компьютера
  • использование определенного видеоряда (например, картинный материал по лексическим темам) для демонстрации на комплексных занятиях, проводимых совместно воспитателем и логопедом логопедической группы, а также для закрепления воспитателем учебного материала на его занятиях и в режимные моменты во второй половине дня
  • использование различных логопедических игр, упражнений на индивидуальных занятиях воспитателя по заданию логопеда.

Логопедические занятия с применением компьютерных программ и технологий проводятся с соблюдением норм СанПиНов:

  • использование новых моделей компьютера
  • работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 минут) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, его нервной системы)
  • проведение гигиенической гимнастики для глаз, во время работы периодически переводим взгляд ребенка с монитора каждые 1,5 — 2 минуты на несколько секунд
  • включение в логопедические занятия игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений

В конце учебного года проводятся заключительные встречи воспитателей и учителя –логопеда, в оде которых обсуждается трудности в организации совместной коррекционно-воспитательной работы, определяются результативность и перспективы деятельности, оценивается динамика развития детей.

Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном процессе по развитию речи у дошкольников

Методический материал рекомендован воспитателям, логопедам и другим специалистам ДОУ.
Совместная работа логопеда и воспитателя должна проводиться по следующим направлениям:
- своевременное обследование детей с целью выявления уровня их психического развития, особенностей памяти, мышления, внимания, воображения, речи;
- обеспечение гибкости педагогических воздействий на учащихся с учетом изменяющихся возможностей учащихся на основе коррекционной работы;
- планирование индивидуальной работы с каждым ребенком;
- развитие познавательных интересов, познавательной активности на основе освоения окружающей действительности;
- овладение детьми коммуникативными средствами общения.
Особенно взаимодействие логопеда и воспитателя необходимо при организации личностного подхода к детям, так как при его организации необходимо создавать следующие педагогические условия:
- видеть в каждом ребенке уникальную личность;
- проектировать ситуации успеха для каждого ребенка в учебно-воспитательном процессе;
- изучать причины детского незнания и устранять их.

Взаимодействие логопеда и воспитателя необходимо еще и потому, что устранение дефектов речи требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так и социального характера. Комплексный подход к преодолению нарушения речи предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, а для этого требуется взаимодействие логопеда и воспитателя.
К сожалению такое взаимодействие воспитателя с логопедом не во многих детских садах реализуется. Это зависит от многих причин, но прежде всего от руководства детского сада, от личностных особенностей логопеда и воспитателя, от их желания совершенствовать процесс речевого развития дошкольников.
Учеными изучены и исследованы конкретные виды взаимодействия логопеда и воспитателя.
Так, совместно с логопедом воспитатель планирует занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, подготовке к грамоте и подготовке руки к письму. Преемственность в работе логопеда и воспитателя предполагает не только совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на других занятиях. На основе такого взаимодействия воспитатель выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, суть которых в устранении недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель обращает свое внимание не только на коррекцию имеющихся недостатков в развитии ребенка, на обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью.
Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения под руководством воспитателя теми видами деятельности, которые предусмотрены программами массового детского сада общеразвивающего типа. Особое внимание воспитатель должен уделять развитию восприятия (зрительного, слухового, тактильного), мнестических процессов, доступных форм наглядно-образного и словесно-логического мышления, мотивации.
Важный аспект работы воспитателя развитие познавательной активности и познавательных интересов у детей. При этом нужно учитывать своеобразное отставание в формировании познавательных процессов в целом, которое складывается у детей под влиянием речевого недоразвития, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.
Правильное, педагогически оправданное взаимодействие воспитателя и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной, эмоционально-положительной обстановки в детском саду. Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет веру детей в собственные возможности, позволяет сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям. Для этого воспитатель, как и учитель-логопед, должны иметь знания в области возрастной психологии, индивидуальных психофизических различий у детей дошкольного возраста. Им необходимо уметь разбираться в различных негативных проявлениях поведения детей, вовремя замечать признаки повышенной утомляемости, истощаемости пассивности и вялости. Правильно организованное психолого-педагогическое взаимодействие воспитателя с детьми, предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в их поведении, формирует доброжелательные отношения.
Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, готовит детей к восприятию материала на будущих логопедических занятиях, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых знаний и умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых детьми на логопедических занятиях.
В задачу воспитателя логопедической группы также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т.п. Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей с поздним началом речевой деятельности, имеющих отягченный анамнез, отличающихся психофизиологической незрелостью.
Воспитателю не следует фиксировать внимание детей на возникновении возможных ошибок или запинок в речи, повторений первых слогов и слов. О таких проявлениях необходимо сообщить логопеду. В обязанности воспитателя входит также хорошее знание индивидуальных особенностей детей с общим недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменения условий общения.
Важное значение имеет речь воспитателя в повседневном общении с детьми. Она должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, образно-выразительной и грамматически правильной. Следует избегать сложных конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи.
Специфика работы воспитателя при взаимодействии с логопедом заключается в том, что воспитатель организует и проводит занятия по заданию учителя-логопеда. Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми воспитатель планирует во второй половине. На вечерний логопедический сеанс приглашается 5-7 детей. Рекомендуются следующие виды упражнений:
- закрепление хорошо поставленных звуков (произношение слогов, слов, предложений);
- повторение стихотворений, рассказов;
- упражнения на развитие внимания, памяти, логическое мышление, фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
- активизация связной речи в беседе на знакомые лексические или бытовые темы.
В процессе коррекционной работы воспитателем уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. Так, во внеучебное время можно предложить детям складывать мозаику, пазлы, фигуры из спичек или счетных палочек, тренироваться в развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или мелкие предметы, карандаши разного размера. Детям можно предложить работу в тетрадях для развития навыков письма, рекомендованные для детей с речевыми нарушениями.
Особое место в работе воспитателя занимает организация подвижных игр для детей с речевыми нарушениями, ввиду того, что дети данной категории часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Планируя работу по организации игровой деятельности, воспитатель должен четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка и дифференцированно подбирать подвижные игры. Подвижные игры, которые обычно составляют часть физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на прогулке, на праздничных утренниках, в час развлечений.
Игры с движением необходимо сочетать с другими видами деятельности детей. Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. В них часто встречаются присказки, четверостишия, они могут предваряться считалкой для выбора водящего. Такие игры способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности и координированности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей.
Работа воспитателя по обучению детей сюжетно-ролевой игре - также необходимый элемент его педагогической деятельности. В сюжетно-ролевых играх воспитатель активизирует и обогащает словарь, развивает связную речь, обучает ритуальному взаимодействию в знакомых ребенку социально-бытовых ситуациях (прием у врача, покупки в магазине, поездка в транспорте и пр.). Сюжетно-ролевые игры способствуют развитию коммуникативно-речевых навыков, стимулируют общительность детей, воспитывают социальные навыки и умения.
Изучив научную литературу о взаимодействии воспитателя и логопеда в детском саду по развитию речи у детей с речевыми нарушениями, я пришла к следующим выводам.
1. Совместно с логопедом воспитатель планирует занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, подготовке к грамоте и подготовке руки к письму. Преемственность в работе логопеда и воспитателя предполагает не только совместное планирование, но и обмен информаций, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на других занятиях.
2. Воспитатель в специализированных детских садах выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, суть которых состоит в устранении недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных недостатками речевого дефекта. Особое внимание воспитатель должен уделять развитию восприятия, наглядно-образного и словесно-логического мышления, развитию интереса к познанию.
3. Педагогически оправданное взаимодействие воспитателя и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной обстановки в специализированной группе детского сада. Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет веру детей в собственные возможности, позволяет сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью.
4. Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, готовит детей к восприятию материала на будущих логопедических занятиях, обеспечивая этим самым базу для формирования речевых знаний и умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых детьми на логопедических занятиях.
5. В задачу воспитателя входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей. Важное значение имеет речь воспитателя в повседневном общении с детьми. Она должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями.
6. Взаимодействие логопеда и воспитателя необходимо потому, что устранение дефектов речи требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так и психологического характера.

Особенности взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями дошкольного учреждения на логопункте.

Федеральные государственные образовательные стандарты указывают на необходимость интегрирования образовательных областей, образовательного процесса в целом. Естественно, это необходимо и в коррекционно-развивающей работе. Применительно к коррекции речевых нарушений процесс интеграции предполагает создание предметно-развивающей среды, стимулирующей личностное и речевое развитие ребенка, профессиональный рост педагогов, их тесное взаимодействие с родителями, и непосредственно сам процесс коррекционно-развивающей деятельности.

В настоящее время почти в каждом ДОУ существуют логопункты. Прежде всего, это связано со снижением уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Современное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребёнка и успешного обучения в школе. Большинство авторов (Р.Е.Левина, А.В. Ястребова и другие) связывают неуспеваемость по русскому языку школьников, прежде всего, с уровнем недоразвития речи.

В связи с тенденцией к ухудшению речи детей в дошкольном возрасте, отсутствием в нашем городе логопедических детских садов, в наше дошкольное учреждение стали попадать дети с более тяжёлыми речевыми нарушениями.

Работа логопеда в образовательном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда речевого сада. Это связано в первую очередь с тем, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идёт с ним параллельно, как это принято в речевых садах. Работа логопеда строится с учётом внутреннего расписания ДОУ.

Основными задачами учителя-логопеда на логопункте являются:

    Формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушеними речи;

    Коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;

    Своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития;

    Привитие детям коммуникативных навыков;

    Решение задач социального и речевого развития;

Логопед вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребёнок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедической группы. Также необходимо помнить, что ребёнок должен посетить все занятия дошкольного учреждения. Из опыта работы я сделала вывод, что необходимо забирать ребёнка либо до занятия, либо ближе к концу, чтобы он успел усвоить и групповой материал.

Таким образом, возникла необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между логопедом и воспитателями той возрастной группы, дети которой посещают логопедические занятия. В этом союзе логопед выступает как организатор и координатор коррекционной работы, именно он оказывает максимальную логопедическую помощь. А воспитатель, в свою очередь, ежедневно и достаточно продолжительно общаясь с детьми, знает их интересы и возможности, следовательно, может определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности.

Для достижения оптимальных результатов коррекционной работы были разработаны

Формы взаимодействия с воспитателями

1. Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевые патологии, подвели нас к вопросу о планировании и организации четкой, скоординированной работы логопеда и воспитателей в условиях МБДОУ.

2. По утрам встречаемся с воспитателями и начинается обмен информацией по результатам проделанной работы за прошедший день, обсуждение достижений детей, выявление трудностей, которые возникли.

3. Особое внимание обращаем на проведение логопедических разминок разработанных логопедоми нашего детского сада, где воспитатель упражняет детей в правильном речевом дыхании, чувстве ритма и выразительности речи, работает над просодической стороной речи, развивает артикуляционный аппарат и мелкую моторику.

4.Одним из условий повышения качества коррекционной работы, считаем проведение воспитателем логочаса по тетради взаимодействия, поэтому ежедневно обсуждаем задания разработанные логопедом для каждого ребенка, куда входят:

    упражнения на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков, и контроль за ними;

    лексико-грамматические задания и упражнения на развитие связной речи.

5. Организации совместной деятельности и совершенствованию профессионального мастерства педагогов помогает использование разнообразных форм связи: личные контакты, практические семинары, открытые просмотры, методические посиделки, деловые игры, совместные обсуждения новинок методической и научной литературы.

Необходимо, чтобы все взрослые, окружающие ребенка, четко представляли цель своей деятельности, которая заключается, с одной стороны, в полноценном развитии ребенка, имеющего отклонения в речевом развитии, а с другой - в слаженном взаимодействии между собой.

6. Важное значение имеет самостоятельная деятельность воспитателя, где он осуществляет наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса: проводит логочас, организует подвижные и сюжетно – ролевые игры, не забывая контролировать правильное использование поставленных или исправленных логопедом звуков.

Провожу для воспитателей консультации, семинары-практикумы о:

Правилах и условиях проведения артикуляционной гимнастики

Необходимости ежедневных занятий

Индивидуальной работе с подгруппами детей, имеющими одинаковые дефекты

Автоматизации уже поставленных звуков (проговаривание слогов, слов, фраз, заучивание стихотворений)

Контроле произношения детьми уже поставленных звуков во время режимных моментов

Работа воспитателя и работа логопеда различна при исправлении и формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по продолжительности. Она требует различных знаний, умений, навыков. Основное отличие: логопед исправляет нарушения речи, а воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе.

Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в целом. В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами, при этом некоторые из них наполняются новым содержанием. Это – принципы системности и последовательности, принцип индивидуального подхода.

Принцип системности и последовательности предполагает адаптацию содержания, методов и приёмов деятельности воспитателя к требованиям, предъявляемым задачами конкретного этапа логопедического воздействия. Поэтапность в работе логопеда обусловлена представлением о речи как системе, усвоение элементов которой протекает взаимосвязанно и в определённой последовательности.

Учитывая последовательность овладениями этими сторонами речи на логопедических занятиях, воспитатель подбирает для своих занятий доступный детям речевой материал, в котором содержатся уже усвоенные ими звуки и, по возможности, исключены ещё не изученные. При автоматизации звуков нами использовался ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста – игра, а именно игра дидактическая, которая представляет собой многоплановый, сложный процесс; она является игровым методом обучения, и формой обучения, и самостоятельной деятельностью, и средством всестороннего развития личности. Обучающий материал, который преподносится ребёнку в игре, усваивается быстрее, легче и даёт более высокие результаты.

Индивидуальную работу воспитатель может строить на занятиях с учётом речевых проблем каждого ребёнка. Так, зная, что у ребёнка звук [c], находится на этапе автоматизации, воспитатель может включить задания с данным звуком даже минимально во все занятия группы. Например, на занятии по математике предложить счёт предметов, в названии которых есть данный звук.

На занятии по подготовке к освоению грамоты каждому ребенку предлагается разобрать слова с теми звуками, которые они в настоящее время исправляют у логопеда.

Лексико-грамматические задания направлены на повтор пройденного материала у логопеда. Это даёт возможность воспитателю лишний раз выявить проблемы ребёнка и помочь в их преодолении. В свободное игровое время воспитатель предлагает ребёнку не поиграть просто в дидактическую игру, а в игру, которая соответствует лексической логопедической теме. («Мамы-детки», «Наоборот»)

Совершенствование связного высказывания проходит в формировании полного ответа на занятиях по составлению рассказов и описаний по лексической теме. В играх и упражнениях «Я сказочник», «Не покажем, а расскажем».

Во второй половине дня воспитатель также может предложить детям потренировать мелкую моторику рук: «Собери бусы», «Выложи рисунок», «Колпачки», штрихование, лепка, вырезывание. Тем самым идёт не только отработка общих задач группы по подготовке руки к письму, но и выполняется коррекционная работа по взаимодействию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.

Работа воспитателя и работа логопеда различна при исправлении и формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по продолжительности. Основное отличие: логопед исправляет нарушения речи, а воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе, закрепляет полученные у детей знания.

Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в целом.

Воспитатель регулярно отслеживает динамику звукопроизношения у всех детей группы или у какого-то конкретного ребенка. Опираясь на результаты своих наблюдений, педагог предлагает ребенку только тот речевой материал, который ему под силу. Воспитателю становится легче подобрать стихотворения к празднику (в случае затруднений помогает учитель-логопед). Возникает меньше проблем в занятиях: воспитатель знает, каких ответов он может ожидать от ребенка и не стремится требовать от последнего невозможных усилий. Тем самым у ребенка не провоцируется боязнь отвечать на занятиях; не происходит закрепление неправильного произношения тех звуков, которые ему еще не под силу.

Воспитатель при подборе речевого материала призван помнить о речевых проблемах каждого ребенка. Но у него не всегда есть возможность отследить те моменты, которые могут помешать в работе над правильным закреплением речевого материала. В массовой методической литературе не всегда напечатаны подходящие чистоговорки, скороговорки, стихотворения. Наглядный пример: чистоговорка «Суду – суду – суду – Лариса мыла посуду». Ее нельзя использовать для автоматизации звука [С], если у ребенка нет звуков [Л и Р]. Об этом воспитатель может и не знать, если ориентируется только на звук [С]. В этом случает воспитатель сам или с помощью логопеда ее переделывает («Суду – суду – суду – я буду мыть посуду» или «Суду – суду – суду – мама моет посуду»).

Учитель-логопед помогает воспитателю подбирать речевой материал, который соответствует норме звукопроизношения детей с речевыми нарушениями. Рекомендует воспитателю работать с готовыми печатными изданиями, советует использовать правильную с логопедической позиции методическую и детскую художественную литературу и речевой материал.

Все занятия воспитателя, дидактические игры, режимные моменты используются для упражнения детей в доступной самостоятельной речи. Основой для этой работы служат навыки, приобретенные детьми на коррекционно-логопедических занятиях. В течение дня воспитатель организует в группе такие режимные моменты, как умывание, одевание, прием пищи, и одновременно упражняет детей в кратких или развернутых ответах на вопросы (в зависимости от этапа коррекционно-логопедической работы и индивидуальных речевых возможностей ребенка). Утренние и вечерние прогулки укрепляют физическое состояние детей, обеспечивают полноценный сон.

Правильная организация детского коллектива, четкое проведение режимных моментов оказывают положительное воздействие на физическое и психическое состояние ребенка и, следовательно, на состояние его речи. Умение правильно подойти к каждому конкретному ребенку, учитывая его индивидуальные психологические особенности, педагогический такт, спокойный, доброжелательный тон - именно эти качества необходимы воспитателю при работе с детьми с речевыми нарушениями.

Одной из удачных форм является тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателей. Её использование помогает осуществлять коррекционную работу в утренние и вечерние часы. Содержание тетради включает в себя: игровые приемы, направленные на развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания, координации общих моторных движений и мелкой моторики пальцев рук; рекомендации по автоматизации звуков у детей; перечень заданий и упражнений, направленный на развитие познавательных процессов, лексико-грамматического строя и связной речи в соответствии с лексической темой. В конце недели с воспитателями группы за круглым столом проходит обсуждение полученных результатов работы за неделю. Важно, чтобы воспитатель и логопед одновременно, решали как коррекционно-воспитательные, так и общеразвивающие задачи.

Таким образом согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при организации игр, занятий, оздоровительных мероприятий и других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе в целом становятся основой взаимодействия, к чему и стремится наш коллектив. Только в тесном сотрудничестве всех участников коррекционно-образовательного процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями речи к школьному обучению. Опыт показывает, что выпускники нашего детского сада намного легче адаптируются к условиям школы, наиболее общительны, адекватно оценивают свою деятельность, умеют преодолевать возникающие трудности, не испытывают боязни перед публичным выступлением, наиболее успешны в обучении.