Исследовательская деятельность в работе логопеда. Проектно-исследователская деятелност на корректсионно-логопедических занятиях

Тема номера

«Перспективы обучения детей с ОВЗ»

Индекс

  • Учреждения и авторы, упоминаемые в номере

    Учреждения:

    • 2-е дошкольное отделение ГБОУ «Школа № 1909 им. Героя Советского Союза А.К. Новикова», Москва
    • ГБОУ «Школа № 498», Москва
    • ГБОУ «Школа № 1566», Москва
    • ГБУ ВО «ЦППиСП», г. Владимир
    • ГБУ ЦССВ «Академия семьи», Москва
    • ГБУ ЦССВ «Алые паруса», Москва
    • ГБУ ЦССВ «Наш дом», Москва
    • ГКУ ЦССВ «Юнона», Москва
    • МАДОУ д/с «Аленушка», пос. Сосновка Белоярского р-на Тюменской обл., ХМАО—ЮГРА
    • МАДОУ ЦРР — д/с «Сказка», раб. пос. Красные Баки Нижегородской обл.
    • МБДОУ д/с № 1, г. Апшеронск Краснодарского края
    • МБДОУ д/с № 7, пос. Заветы Ильича Хабаровского края
    • МБДОУ д/с № 14, г. Крымск Краснодарского края
    • МБДОУ д/с № 18, г. Крымск Краснодарского края
    • МБДОУ д/с № 35, г. Сергиев Посад Московской обл.
    • МБДОУ д/с № 105 «Антошка», г. Прокопьевск Кемеровской обл.
    • МБДОУ д/с № 124, г. Череповец Вологодской обл.
    • МБДОУ ЦРР — д/с № 156, г. Чебоксары, Чувашская Республика
    • МДОУ д/с № 10, г. Богородицк Тульской обл.
    • Школа для детей с ОВЗ «Благо» ГБПОУ «Технологический колледж № 21», Москва
    • Ахметшина Анастасия Алексеевна
    • Бобылева Елена Владимировна
    • Венчальная Валентина Николаевна
    • Волконская Татьяна Викторовна
    • Германовичене Елена Николаевна
    • Дженгурова Лариса Николаевна
    • Жужма Алина Николаевна
    • Запьянцева Вера Ивановна
    • Иваненко Ольга Валериевна
    • Кириллова Роза Александровна
    • Клейменова Дарья Александровна
    • Кузнецова Светлана Адольфовна
    • Кукушкина Евгения Борисовна
    • Мартыненко Светлана Михайловна
    • Севостьянова Анна Николаевна
    • Стрыгина Елена Николаевна
    • Тихонова Елена Александровна
    • Трунова Ия Васильевна
    • Фетисова Майя Валентиновна
    • Шишкина Светлана Анатольевна
    • Шмакова Марина Вячеславовна
    • Шмакова Мария Игоревна
    • Шуба Светлана Васильевна
    • Щелкунова Елена Павловна

Колонка главного редактора

  • Танцюра С.Ю. Перспективы обучения детей с ОВЗ

Гость номера

  • Мартыненко С.М. Умейте видеть настоящее и прогнозировать будущее

Мастер-класс

Исследования

  • Севостьянова А.Н. Исследование звукопроизносительной стороны речи у детей-сирот дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

    В статье описывается звукопроизношение детей-сирот с интеллектуальной недостаточностью. Приводится сравнительный анализ звукопроизношения детей с нормальным развитием и детей с нарушениями.

Новые формы работы

  • Кузнецова С.А., Венчальная В.Н. В гостях у Курочки Рябы. Занятие по развитию речи с элементами нетрадиционных техник рисования с детьми раннего возраста с ОВЗ

    В статье представлен опыт по развитию речи детей раннего возраста с ОВЗ средствами русской народной сказки и нетрадиционной техники рисования.

Предлагаем обсудить

  • Жужма А.Н. Прогулка по зимнему лесу. Занятие по дифференциации предлогов на и под для детей 4—6 лет с ОНР

    В статье представлены разные виды упражнений для понимания и дифференциации предлогов для детей с общим недоразвитием речи, работа с пространственными понятиями.

Методическая гостиная

  • Иваненко О.В. Познавательно-исследовательская деятельность на логопедических занятиях с детьми с ОНР

    В статье представлены задания по поисково-исследовательской деятельности для воспитанников старшей группы с ОНР в соответствии с лексико-тематическим планом, приведены примеры бесед. Введение в речевые занятия таких заданий поможет повысить внимание, интерес, мотивировать детей к речевой активности.

Работаем с дошкольниками

Приглашаем на занятие

  • Бобылева Е.В. Невероятное путешествие в сказку. Занятие по дифференциации звуков (с)—(с’) для детей 4—5 лет

    В данной статье представлены занятие по дифференциации звуков [с]—[с’] с использованием русской народной сказки «Гуси-лебеди», практические упражнения для их автоматизации и дифференциации.

  • Шмакова М.В., Шмакова М.И. Ударение. Занятие в подготовительной к школе группе

    В статье представлено занятие с различными видами игр и упражнений, которые можно использовать на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях с дошкольниками и младшими школьниками.

Досуги и развлечения

  • Трунова И.В. У нас в гостях домовенок Кузя. Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи

    В статье представлено занятие для детей старшей группы компенсирующей направленности по развитию лексико-грамматических категорий на тему «Продукты питания».

  • Кириллова Р.А. Веселая страна Читай-играния. Логопедический досуг в подготовительной к школе группе

    Логопедический досуг может быть использован как в логопедических, так и в общеобразовательных группах. В процессе практической деятельности дети обучаются элементам грамоты.

Игры и оборудование

  • Германовичене Е.Н. Звуковой замок. Авторское пособие для детей 4—6 лет

    В статье описывается методическое пособие «Звуковой замок», представлен практический материал по созданию развивающей образовательной среды, соответствующей требованиям ФГОС ДО, для закрепления произношения звуков у детей.

  • Волконская Т.В. Игры для развития словарного запаса детей с ОНР

    В статье представлен опыт развития и обогащения словаря с использованием игр, направленных на активизацию речи, формирование логического мышления.

  • Стрыгина Е.Н. Волшебство грамматики. Занятие с использованием игр по обучению грамоте для детей 5—7 лет

    В статье представлено занятие по обучению грамоте с использованием игр, сочетающих двигательную гимнастику и упражнения на развитие пространственного восприятия.

  • Шишкина С.А. Игрушечка-говорушечка Логоигровой комплекс для детей 3—5 лет с ОВЗ

    В статье представлена авторская разработка — логопедическая игрушка используемый на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях. С его помощью учитель-логопед создает игровую ситуацию, решая при этом коррекционно-развивающие задачи.

Взаимодействие с семьей

  • Дженгурова Л.Н. Мини-кроссворды как одна из форм взаимодействия родителей и детей

    В статье представлен практический опыт использования мини-кроссвордов как одной из форм взаимодействия с родителями. мини-кроссворды можно использовать как фрагмент занятия или часть досуговой деятельности.

  • Кукушкина Е.Б. Родительская конференция по развитию речи детей

    В статье представлено сотрудничество логопеда с родителями в рамках конференции, даются комплексы упражнений на развитие речи.

  • Фетисова М.В. Почему молчим? Начинаем говорить! Из опыта организации работы с родителями неговорящих детей

    Статья посвящена формированию речи у неговорящих детей с ЗРР. Раскрываются два аспекта работы: медико-реабилитационный и коррекционно-педагогический.

Работаем со школьниками

Методика коррекционной работы

  • Ахметшина А.А. Индивидуальная адаптированная программа логопедической работы со школьниками с РАС

    В статье отражена специфика организации психолого-педагогического сопровождения семьи обучающегося с расстройствами аутистического спектра. Особое внимание уделено вопросам разработки индивидуальной адаптированной программы в рамках деятельности учителя-логопеда.

Актуально!

Молодому логопеду

  • Запьянцева В.И. Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Умная галка». Занятие в старшей группе

    В статье представлено занятие по пересказу произведения с использованием опорных картинок. Приводится отработка грамматического строя речи с помощью различных упражнений.

Секреты профессии

  • Клейменова Д.А., Тихонова Е.А. Криотерапия на занятиях с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью

    В статье описывается криотерапия — эффективный метод развития тактильных ощущений, приводятся занятия с элементами криотерапии.

Добрые странички

  • Шуба С.В. Индивидуальное занятие с неговорящим ребенком с ДЦП

    В статье представлен опыт работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи и ДЦП. Описанные игровые приемы позволяют активизировать иннервацию движений мышц, развивают экспрессию.

  • Щелкунова Е.П. Один, два, три, четыре, пять. Авторская игра для старших дошкольников

    Предлагаемая игра на дифференциацию звуков помогает старшим дошкольникам в коррекции звукопроизношения, формирует грамматический строй.

Смешные странички

  • Говорят дети…

    Я люблю ходить в детский сад. Там много интересного: друзья, игрушки, и еще нас учат рисовать, и делать книжки для младшей группы. Дима, 6 лет

    В садике у меня много друзей. Но мой самый любимый друг логопед. Я научился говорить звук Р. Сергей, 5 лет

    Я уже взрослый. Мне 4 года. Занимаюсь в саду. Я умею танцевать и играть в машинки. И хожу заниматься с логопедом. Мы учим сказку про язычок. Виталий, 4 года

    Мне 5 лет. Я знаю буквы. Хожу в сад. В саду интересно, там весело, потому что логопед дает нам домашние задания. И я, и папа рисуем в альбоме овощи и фрукты. У папы лучше получается, потому что он хорошо говорит. Рома, 5 лет

Знаете ли Вы

  • Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в РФ

    В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов.

    Федеральные государственные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты

    Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:

    • преемственность основных образовательных программ;
    • вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся.

    Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Познавательно-исследовательская деятельность детей

на логопедических занятиях

Карпухина Г. А., Иванова А. И.,

Ключевые слова: детская исследовательская деятельность, познавательное развитие, коррекция речи.

Аннотация. В статье обсуждаются условия, необходимые для познавательно-исследовательского развития детей-логопатов в свете современных требований ФГОС ДО.

Как известно, на логопедических занятиях ребенок включен в разнообразные виды деятельности; он говорит, совершенствует звукопроизношение, пишет, читает, отвечает на вопросы . Но по его поведению и по отношению к занятию видно, что эмоционально ребенок пассивен: обучение таким рутинным вещам, как произнесение отдельных звуков, анализ слов и предложений, не захватывает их эмоций. Учеными доказано, что наиболее полно и отчетливо ребенок воспринимает и запоминает то, что было получено за счет собственных поисков, наблюдений и исследований .

В связи с этим нами была выдвинута гипотеза, что повышение эффективности коррекционной работы может быть достигнуто именно за счет постоянного включения ребенка в самостоятельную исследовательскую деятельность.

Базой для гипотезы являются:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), который выделил познавательно-исследовательскую деятельность детей как новое самостоятельное направление деятельности ДОУ;

Наши собственные исследования в рамках районной экспериментальной площадки по теме «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» .

Анализ работы логопеда под этим углом зрения показал, что специфические логопедические занятия дают большой простор для осуществления исследовательской деятельности детей. Всегда можно отыскать что-то увлекательное и интересное, что могло бы явиться предметом собственной поисковой деятельности и в то же время работало на коррекцию речевых нарушений. Нужно только подать его детям так, чтобы побудить их самих к находкам и открытиям.

Ниже описаны некоторые направления исследовательской деятельности, которые используются в нашем ДОУ на занятиях с детьми-логопатами, а также с детьми, не имеющими речевых нарушений.

1. Первое направление детской исследовательской деятельности- это исследование собственного артикуляционного аппарата. Оно происходит на индивидуальных и групповых занятиях, причем может быть полезным не только для логопатов, но и для детей с нормально развитой речью. Дети, сидя перед зеркалом, внимательно изучают свой речевой аппарат, исследуют губы, язык, верхние и нижние зубы. твердое и мягкое небо.

С первого взгляда может показаться, что в структуре этих занятий нет ничего нового, что все это логопеды и воспитатели делали и до введения ФГОС ДО. Принципиальное отличие старого подхода от нового заключается в формулировке цели занятия. Если раньше мы писали «Объяснить детям, как образуется речь», то теперь пишем «Изучить методом самостоятельных наблюдений и экспериментов, как образуется речь».

В первом варианте центром образовательного процесса был педагог; он объяснял роль всех органов речевого аппарата, просил выполнить то или иное действие - а детей воспринимал как статистов, обязанных выполнить его задания и подтвердить сказанное. Дети выполняли, но, как сказано выше, оставались эмоционально пассивными.

Если же педагог избирает метод самостоятельных исследований, он ничего не объясняет. Он подсказывает, какие опыты можно произвести на своем речевом аппарате, но что при этом получится, что происходит с тем или иным органом, какое участие в произнесении звуков принимают гортань, зубы, язык, губы, дети видят сами и так же самостоятельно делают необходимые выводы.

Безусловно, в первом варианте работа идет быстрее, но для осознания механизмов речеобразования второй путь более интересен для детей и, как следствие, - более продуктивен.

Работа проводится в 3 этапа.

1. Вначале ребята, глядя в зеркало, просто находят органы, участвующие в образовании звуков, рассматривают их. Особое внимание уделяют гортани, находят ее путем ощупывания пальцами верхнего отдела шеи.

2. Далее с помощью артикуляционной гимнастики исследуют, как функционируют все эти структуры, как открывается и закрывается рот, как сжимаются или растягиваются губы, в каких направлениях может двигаться язык, какова роль всех органов при произнесении тех или иных звуков.

3. Завершают работу экспериментом, какие звуки можно произнести и какие нельзя, если сжать губы пальцами и не позволять открываться рту, если зажать нос, если не двигать языком, для чего последовательно прижимать его то к нижним зубам, то к верхним.

Здесь одному из авторов статьи (Ивановой А. И.) хочется отметить свое личное наблюдение относительно методики проведения экспериментов в дошкольных учреждениях. 50-илетний опыт работы с педагогами показывает, что психологически они с большим трудом переносят такое положение, когда на занятии инициатива отдается детям. При обсуждении занятий, основанных на детском экспериментировании, на вопрос «Что вам было труднее всего делать?» примерно 30 % педагогов отвечают: «Молчать».

Вышеназванное замечание не означают самоустранения педагога от образовательной деятельности. Напротив, его роль усложняется. Только теперь она представляет собой не жесткую регламентацию деятельности всех детей, а мягкое, почти незаметное участие в эксперименте. Хорошо, если дети будут смеяться, общаться друг с другом, пытаясь произносить звуки в ситуации, когда этого сделать невозможно. Тогда можно считать, что обучение идет в виде игры. Хорошо, если один ребенок проводит одни эксперименты со своим речевым аппаратом, другой - другие. Не следует думать, что все должны увидеть одно и то же. Пусть каждый работает в своем ритме и выполнит посильный для себя объем исследований. Главное - чтобы каждый увидел роль органов артикуляционного аппарата в произнесении звуков.

Итак, между постановкой задачи в начале занятия и получением ответа в конце лежит сложная работа - как детей, так и педагога.

На наших занятиях изучение собственного речевого аппарата неизменно переходит в изучение речевого аппарата друг друга: что там делается во рту? почему у меня (или у тебя) не получаются какие-то звуки? «Покажи, как у тебя…»

Такое исследование нельзя рекомендовать как обязательное. Его можно проводить только в том случае, если логопед заметил со стороны детей самостоятельные попытки «заглянуть в рот» другу, и тот с удовольствием поддерживает эту инициативу. Парная работа детей требует от педагога высочайшего такта и большой осторожности. Никакие приказания и требования здесь недопустимы. Но польза от работы по типу «испытуемый - исследователь» огромна; ребенок-логопат лучше понимает, что он делает не так и что нужно делать, чтобы правильно воспроизвести те или иные звуки.

Итак, очень важно дать ребенку возможность все посмотреть, пощупать, послушать, поэтому занятия по ознакомлению с человеком являются эффективным дополнением к традиционным логопедическим занятиям с детьми-логопатами.

Главное же преимущество занятий такого типа перед традиционными заключается в том, что у ребенка формируется самость : он сам что-то делает, сам смотрит, сам меняет условия наблюдения, сам делает логические умозаключения, сам приходит к определенным выводам, причем каждый ребенок делает это по-разному, в то время как в занятиях «доФГОСовского типа» все должны были работать одновременно и в каждый момент выполнять одно и то же. В занятиях нового типа никто не дает ребятам никаких указаний и не сообщает им выводы в готовом виде. Задача педагога сводится к тому, чтобы создать условия для формирования «самости», не мешать этому.

2. Второе направление - это исследование звуков как таковых.

2.1. Развитию звукопроизношения способствуют попытки детей воспроизвести своим голосовым аппаратом естественные звуки. Для этого педагог приносит набор предметов, которые производят звуки, разные по тембру, по громкости, по высоте. Это могут быть листы бумаги, издающей шелест, шуршание, треск, колокольчики, свистульки, стеклянные и пластиковые баночки, дудки, барабанчики, дощечки из дерева и фанеры и пр. Восприятие и анализ этих звуков способствует усвоению фонематических различий, а самостоятельная попытка их копировать и воспроизводить готовит речевой аппарат ребенка к освоению шипящих, свистящих, сонорных звуков, звуков Р, Т и др.

Чтобы не утомлять детей однотипными заданиями и постоянно поддерживать обстановку исследования, форма предъявления звуков варьирует:

а) по количеству участвующих детей:

Работа ведется с одним ребенком.

Работа ведется с несколькими детьми одновременно;

б) по «ведущему» - тому, кто извлекает звуки:

Сам педагог,

Сам ребенок,

Другой ребенок;

в) по условиям проведения исследования:

Ребенок видит предмет, издающий звук,

Ребенок не видит предмета (предмет спрятан за ширмой, под столом);

г) по форме организации игры:

На занятии,

Во время режимных моментов,

В свободной деятельности.

Выбор используемых предметов и условий предъявления звуков зависит от специфики речевых нарушений ребенка, степени выраженности этих нарушений, уровня познавательной активности и зачастую определяется просто необходимостью сменить приемы работы, дать детям поиграть.

В подобные игры с удовольствием играют и дети, имеющие нормально развитую речь. У них совершенствуются процессы звуковосприятия, анализа звуков и звукопроизношения и тоже развивается способность к самостоятельным исследованиям, причем объектом исследования становится ребенок сам для себя: «А смогу ли я воспроизвести этот звук?».

Поэтому не следует торопить ребят. Нужно поощрять их общение между собой, создавать ситуацию, когда они показывают звуки друг другу, многократно повторяют их друг перед другом, стараясь как можно точнее воспроизвести звук. В этой ситуации педагог старается держаться в тени, не мешать детям.

Параллельно исследования такого типа можно использовать для закрепления употребления предлогов и улучшения ориентировки в пространстве (ребенок указывает, где находится звучащий предмет: под столом, над столом, вверху, слева, справа и т. д.).

2.2. Если у ребенка отмечается нарушение звуковосприятия, можно давать задания иного типа. Перед ребенком лежит несколько предметов. Педагог просит ребенка отвернуться, извлекает какой-либо звук и затем предлагает определить, какой предмет он использовал. Для детей со значительными нарушениями каждый предмет берется в одном варианте (один лист бумаги, один колокольчик, одна баночка). По мере совершенствования звуковосприятия каждый предмет может быть представлен в нескольких вариантах. Например, перед ребенком кладут 3 листа бумаги разного сорта; нужно определить, какой из них издал данный звук? В какой из трех колокольчиков позвонил педагог? По какой из трех баночек он постучал? Проводя собственные исследования - проверяя звуки, издаваемые каждым предметом, - ребенок сам устанавливает истину.

2.3. Неизменный интерес вызывает у ребят эксперименты со звучащими баночками. Для этого педагог приносит несколько баночек, которые при легком ударе по стенке издают разные звуки.

В этих играх дети, слегка ударяя по стенке палочкой (т. е. путем собственного исследования), находят баночки, звучащие одинаково, звучащие громче, тише, выше, ниже. Ребята всегда с интересом играют в эту игру, ранжируют баночки по высоте тона или по силе звучания. Это напоминает им оркестр.

Любят они игру «Найди ту баночку, по которой ударила я». Если в ходе исследований дети забывают звук, педагог воспроизводит его снова, предварительно попросив ребенка отвернуться. В игре дети могут играть по парам, один из них является испытуемым, второй - исследователем.

С огромным удовольствием ребята изучают, как меняется характер звука, если они сами наливают в банку разное количество воды.

Если говорить о познавательном развитии детей, то все вышеназванные исследования способствуют в дальнейшем более точному восприятию фонематических различий. Если же говорить об общем развитии ребенка, то у него формируется понимание своих возможностей: «Если я чего-то не знаю, то могу узнать это путем собственных исследований».

3. Третье направление - исследование речевого дыхания.

Для изучения особенностей речевого дыхания в разных ситуациях дети надувают шары, дуют на ленточки, учатся регулировать силу воздушной струи, сдувая легкую ватку или тяжелый кубик. Пытаются дуть в трубочку для того, чтобы шарик поднялся вверх и не упал. Дуют на ладонь разными способами, получая то холодную, то теплую струю воздуха. Это все серьезные физические эксперименты.

На коллективных занятиях ребята любят играть в «Футбол». В этой игре нужно забить гол в ворота противника с помощью воздушной струи. Дуть можно либо просто ртом, либо через трубочку. Каждый способ имеет свои преимущества. В этой игре дети тренируют способность регулировать силу воздушной струи в зависимости от обстановки, складывающейся на футбольном поле: дуют сильно, если целятся в ворота издалека, или еле-еле, если ворота близко, под углом, если надо обойти соперника. Эти действия усложняются за счет того, что игра ведется двумя командами, и участники дуют не по очереди, а, как в обычном футболе, по своему внутреннему побуждению, исходя из ситуации, складывающейся на поле.

Единственное ограничение для этой игры - наличие хронических расстройств дыхательной системы (например, бронхиальной астмы) и инфекционных заболеваний у ее участников.

Игры такого типа позволяют решать три задачи:

Изучить физические свойства предметов,

Изучить собственную способность регулировать силу воздушной струи,

Тренировать дыхательные мышцы и весь речевой аппарат.

4. Четвертое направление - трансформация букв и слов.

Большие возможности для развития познавательно-исследовательской деятельности детей дает трансформация букв и слов. Данное направление может быть реализовано в нескольких вариантах.

4.1. Конструирование букв. На столах у каждого ребенка лежат палочки разной длины, шпагатная мозаика, пуговицы, карандаши и иные предметы. Чем активнее ребята, тем богаче набор предметов. Не обязательно использовать их все; многие добавляются просто для создания ситуации выбора. Логопед просит детей выложить с их помощью заданные буквы.

Дети сами выбирают материал, наиболее удобный для выкладывания конкретной буквы. Логопед не вмешивается в процесс, не дает никаких рекомендаций и советов, не оценивает правильность действий ребенка. В это время мыслительная активность детей очень высока. Вначале они работают по методу проб и ошибок, т. е. пробуют все подряд и проверяют на практике, какие предметы годятся для создания той или иной буквы.

По мере накопления опыта появляется способность к мысленному моделированию, когда ребята, еще не прикасаясь к предметам, догадываются, какие из них удастся изогнуть нужным способом, хватит ли длины палочки для создания желаемого элемента и пр.

Как усложнение задания, можно предложить выложить ту же букву с помощью иных приемов и материалов. Так в процессе исследовательской деятельности логопедическая задача - запомнить внешний вид и начертание букв - решается легко и незаметно, как бы сама собой.

4.2. Большой интерес вызывает задание по трансформации букв: как из одной буквы получить другую? (передвинуть палочку, что-то добавить или убрать, заменить один предмет другим и т.д.). Иногда эта работа проводится как соревнование между ребятами: кто придумает больше вариантов? Такая исследовательская деятельность стимулирует воображение, развивает способность к мысленному моделированию (т. е. к проведению мысленных экспериментов).

Нас неоднократно удивляла фантазия детей. Зачастую они придумывали, как использовать те предметы, которые нам самим казались бесполезными и попадали в набор просто для создания ситуации выбора.

4.3. Познавательно-исследовательская деятельность реализуется при анализе отдельных фраз и предложений . В простом варианте - это перестановка слов с целью получения правильной фразы (например, «окошке сидит на кошка») или соединение частей разорванных предложений (например: «Наша Таня. Громко плачет уронила. В речку мячик тише. Танечка, не плачь. Не. Утонет в речке. Мяч.»). По мере накопления у детей фонда умственных операций можно анализировать сложные тексты типа:

Кто стучится в дверь моя?

Видишь, дома нет никто?

Приходи ко мне вчера,

Будем съели пирожки.

После каждой строчки педагог останавливается и просит ребят дать правильный вариант текста.

4.4. Богатейшие возможности для развития исследовательской деятельности представляют кроссворды . Они объединяют три важных познавательных области: обучение грамоте, формирование математических представлений и ту специфическую область, к которой относится тема кроссворда (художественно-эстетическую, литературу, формирование естественнонаучных представлений и др.).

Методика разгадывания кроссвордов детьми почти такая же, как и у взрослых. После того, как педагог зачитает первое задание, дети предлагают свои варианты ответа. Педагог, не оценивая названные слова, не говоря, правильны ли они, просит у каждого предложенного слова сосчитать количество букв и сопоставить получившееся число с количеством клеточек кроссворда. Дети сами должны прийти к выводу, для какого слова эти числа совпадают. Для ребенка дошкольного возраста данная работа представляет собой сложное лингвистическое исследование.

Для продвинутых детей кроссворды заведомо составляются так, чтобы на отдельный пункт можно было предложить несколько разных слов, имеющих одинаковое количество букв. Тогда правильным окажется то слово, для которого уже стоит на месте пересечения строк общая буква из другого слова.

На занятиях этого типа главной целью является не разгадывание кроссворда как такового, а обучение детей анализу звукового и буквенного состава слова (обучение грамоте) и счету (математика), а также актуализация познавательного содержания темы кроссворда. Поэтому не надо стремиться к быстрому получению конечного результата. Пусть дети без спешки осваивают эти умственные операции в игровой форме.

При таком подходе у детей тренируется фонематический слух, совершенствуется способность к звуковому анализу слова, развиваются память, сообразительность, логическое мышление, активизируется словарь.

Кроме того, решение кроссвордов способствует развитию таких навыков исследовательской деятельности, как способность соотносить свои догадки с реальностью, выдвигать гипотезы, проверять их истинность, отказываться от них в случае несоответствия своего предположения с объективными критериями.

4.5. Аналогичные функции выполняет и разгадывание ребусов .

Заключение. В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что возможности для развития познавательно-исследовательской активности детей в ДОУ очень велики, и задача логопеда - стремиться как можно чаще создавать для этого необходимые условия . Документ подчеркивает приоритет развивающих задач перед образовательными: « … содержание образовательной программы выполняет роль средства развития, подбирается по мере постановки и решения развивающих задач и не всегда может быть задано заранее».

Литература

  1. Большакова С. А. Работа логопеда с дошкольниками: Игры и упражнения. - М.: Просвещение, 1996. - 28 с.

2.Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004.- № 4. - С. 84 - 92.

  1. Иванова А. И. Человек. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду: Метод. пособие для работников дошкольных учреждений.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2004. - 224 с. (Серия «Программа развития»).
  2. Письмо Министерство образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
  3. Поваляева М. П.. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2002. - 448 с.
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  5. Сластенин В. А. и др. Педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
  6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. и др. Коррекция нарушений речи: программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. - М.: Просвещение, 2014. - 207 с.

Оксана Проскурина
Элементы экспериментально-исследовательской деятельности в работе учителя-логопеда

1.(слайд 1) Цель работы логопеда : красивая, правильная речь всех детей нашего детского сада, а не только детей с речевыми нарушениями.

Экспериментально – исследовательская деятельность не является основной целью в работе учителя – логопеда , а выступает как инструмент.

Рассмотрим методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности , которые я использую на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях :

2. Как сюрпризный момент на индивидуальных занятиях предлагаю посмотреть в калейдоскоп. Разноцветные узоры, конечно, очень привлекают ребят. Как они удивляются, когда им показываю, как калейдоскоп устроен. (демонстрация калейдоскопа) . В банку от чипсов Лейз поставить зеркальный картон, свернутый треугольником. Между двух крышек от этих чипсов помещаю различные предметы : бусины, пайетки, бисер. Таких сменных блоков можно изготовить несколько. Калейдоскоп является сюрпризным и познавательным моментом.

3. Одной из причин нарушений звукопроизношения является недостаточно развитое слуховое внимание. Шумовые коробочки Марии Монтессори - это неразборные деревянные цилиндры. Ребенок слушает звук и подбирает цилиндр из другой шумовой коробочки с таким же звуком. Недостаток их в том, что дети всегда хотят знать, что внутри. Поэтому предлагаю ребятам наполнять коробочки от киндер сюрпризов и баночек от пластилина «плей до» бусинами, фасолью, рисом, горохом, гречкой.

4.(слайд 2) Известный логопед Татьяна Александровна Ткаченко разработала пособие «Картины с проблемным сюжетом для развитие мышления и речи у дошкольников 5-7 лет». Ребятами не только составляют интересные рассказы по сюжетной картине, но и совместно со мной решают ту или иную проблемную ситуацию. Например, картина «Конфета с сюрпризом» .

(слайд 3) На одном из этапов работы над составлением рассказа, мы предполагаем, что привязано к шарику, ответы детей : «большая конфета, лекарство, домашнее задание, маленькая кукла» . Затем берем шар, наполненный гелием, и привязываем различные предметы, смотрим, поднимается ли шар вверх. Ничего кроме листа бумаги шар поднять не смог. Ребята решили, что к шарику привязано домашнее задание.

4. (слайд 4) В рассказе «Пожар» два мальчика тушат чердак с помощью качели и ведра с водой. Мы тоже изготовили качели из линейки и карандаша и запускали скрепку. Скрепки летали выше, ниже, дальше, ближе и зависило это от силы, но запустить ее в нужную цель не получалось. Дети сделали вывод, что пожар мальчики не потушат, надо вызвать пожарных.

5. (слайд 5) Еще одно пособие этого автора, называется «Логические упражнения для развития речи» . Одно из заданий экспериментально – исследовательская характера :

- «Если в сильный мороз шубу положить на снег. Снег растает?»

Этот вопрос я задаю ребятам во время изучения темы «Одежда» . В начале прогулки воспитатель с ребятами на снег кладет меховую ткань, в конце прогулки проверяют результат и делают вывод, что шуба не согревает, а задерживает тепло.

6. (слайд 6) Готовясь к пересказу известного рассказа Льва Николаевича Толстого «Умная галка» мы с ребятами бросаем камешки в прозрачную емкость с водой. На стенках красным маркером отмечаем уровень воды. После того, как каждый ребенок аккуратно опускает камешек, рассматриваем уровень воды и переходим к пересказу.

7.(слайд 7) Развивая длительность выдоха, необходимого для правильного речевого дыхания мы экспериментируем с трубочками и водой. Делаем вывод, что пузыри зависят не только от силы выдоха, но и от ширины трубочки.

7. (слайд 8) Исследовательская работа проводится и в детском саду и дома. Проект «Комнатные растения» долгосрочный. Ребята выращивают комнатные растения в группе и дома. Отчеты о проделанной работе дома оформляют в виде презентаций, газет, готовят рассказ и выступают перед всеми детьми группы. Ясмина с мамой и младшими сестрами выращивали мандариновое дерево.

9. В нашем детском саду много различных проектов, один из них не планировался педагогами заранее, а получился вот как. Во время реализации проекта «Мои увлечения» один из воспитанников принес в детский сад опыт с разрыхлителем. (слайд 9) Ребятам так понравилось, что они тоже захотели принести в детский сад и другие опыты и эксперименты . Воспитанники дома с родителями выбирали любой интересный и безопасный опыт, проводили его дома. Родители готовят ребенка, чтобы он показал этот опыт всем детям группы. А педагоги помогают и родителям и ребенку. Даша приготовила опыт с молоком и красителями, рисование на молоке. А Гена- показал и расказал, что не все жидкости смешиваются.

10. (Слайд 10) . Кира очень хотела выступить перед своими друзьями и опыт придумала дома сама. Мама предлагала несколько опытов, но Кира проявила настойчивость. В группе она гордо наливала воду в воздушный шар, и задавала вопросы : «Как вы думаете, вода выльется? А сколько воды может поместиться в воздушный шар? И другие.

Так в старшей группе открылась научная лаборатория.

11. (слайд 11) Удивила и детей и взрослых Алиса. Принесла в детский сад гидрофобный песок. Почему песок остается в воде сухим, ребята не смогли объяснить. Опыт делали много раз, и каждый раз сухой песок из воды вызывал удивление.

12. (слайд12) Полина показала эксперимент с обычными мелками , который оказался не только интересным, но и полезным. Сухие мелки плохо рисуют на бумаге, но если их подержать в сладкой воде, они рисуют ярко и красиво. Если у ребенка Общее недоразвитие речи, то предварительно на индивидуальных занятиях со мной проговариваем и отрабатываем комментарии к различным этапам опыта.

13. Эти эксперименты так интересны , увлекательны. Они мотивируют детей говорить. После проведения этого опыта мальчик с моторной алалией, рассказывает о нем. (слайд 13

14. Это несколько примеров использование элементов экспериментально-исследовательской деятельности в совместной работе учителя –логопеда и воспитателей групп комбинированной направленности.

Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ рекомендуется использовать и экспериментальную деятельность детей. Предлагаемый материал можно использовать на групповых и индивидуальных занятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА.

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Будущий первоклассник должен уметь связно, логично, последовательно и выразительно излагать свои мысли, создавать разные типы текстов по темам доступным его пониманию.

Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой.
Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ рекомендуется использовать и экспериментальную деятельность детей. Наиболее полно и отчетливо воспринимается, и запоминается ребенком то, что было ему интересно. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное и в изучении русского языка. Нужно только найти это и подать детям так, чтобы побудить их самих к подобным находкам и открытиям.

Алгоритм организации детского экспериментирования сформирован так - ребенок совместно со взрослым:

1-выделяет и ставит проблему, которую хочет решить (т. е. учится правильно задавать вопрос, ставить перед собой познавательные задачи);

2- предлагает различные варианты ее решения; проверяет эти возможные решение (т. е. рассуждает, приводит различные аргументы, причем предложения должны быть построены правильно, понятно для других детей);

3-подводит итоги (т. е анализирует полученную информацию, систематизирует ее).

Таким образом, на каждом этапе своей работы воспитанник активно развивает свою речь. В ходе детского экспериментирования, дошкольники учатся активно вступать в спор со своими сверстниками, доказывать свою точку зрения, оперируя в своей речи сложноподчиненными предложениями (развивается доказательная речь). На логопедических занятиях дети могут не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывая знания. Я хочу предложить те задания и упражнения, которые использую в своей работе.

Конструирование букв. На столах – палочки, веревочки, пуговицы, прищепки. Детям предлагается выложить заданные буквы. Они должны сами выбрать материал, наиболее удобный для выкладывания этих букв.

Реконструкция букв. Как из одной буквы получить другие? (Передвинуть или добавить деталь).

«Дорисуй букву» (дорисовать сломанную букву: работаем по заданию в тетради)
Игра «Слово рассыпалось» . На доске слово с измененным порядком букв (вариант: при этом может получиться не одно слово, а несколько).

Подбор слов к заданной звуковой модели. На доске схема из неокрашенных фишек или цветных фишек, обозначающих звуки. Дети должны подобрать как можно больше слов (мысленно «подгонять» слова к схеме).

«Буквы спрятались». Используя готовые буквы, выложить те, которые ребенок видит в схеме (или обвести пальцем). Найти заданную букву и разукрасить ее.

Образование новых слов из букв данного слова. (игра «Таинственные буквы»)

Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова (метаграмма). Например: зайка – майка – гайка – чайка. Игра «Замени звук» при дифференциации звуков Ш-С, Р-Л.
Подбор слов к данной рифме.

Разгадывание ребусов. Решение кроссвордов.
Составление слова с использованием начальных звуков или по конечному звуку других слов.
Составление предложений по графическим схемам (игра «Телеграф»).
Перестановка слов с целью получения нужной фразы. Например: «Миши новая машина у».
Соединение частей разорванных предложений. (Например: «Идёт моросящий. Дождь жалобно мяукает. Мурка»).
Составление рассказа из двух текстов , прочитанных вперемешку.
Составление связного рассказа из обрывочных фраз, словосочетаний.
В ходе диагностики детей по речевому развитию педагоги часто сталкиваются с рядом проблем: дети не могут четко сформулировать свой вопрос, выразить мысли, правильно построить предложение.

Применение опытно-экспериментальной деятельности в работе с детьми помогает решить ряд проблем в данном направлении. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний об окружающем мире способствует развитию речи. Дошкольники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы, простые умозаключения. Радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Введение каждый раз нового объекта для изучения, способствует расширению словаря детей. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую любознательность, ответить самому на сто тысяч «почему? зачем? как? что будет, если…?».

В начале учебного года при рассматривании вопроса «Что помогает нам говорить?» проводится опыт «Работа голосовых связок». Целью которого является: понять происхождение звука в голосовых связках. Если надуть шарик, потом сжать отверстие шарика пальцами, оставив небольшую дырочку, и надавить на шарик, воздух, вырываясь из шарика в дырочку, издает свист. Если мы будем по-разному растягивать отверстие, то получится разный свист. Точно так же и у нас получается звук. В результате проведения опыта дети делают вывод: воздух из легких поступает в гортань и проходит через голосовые связки.

Опытно-экспериментальная работа направлена на совершенствование теоретической базы обучения, воспитания и развития дошкольников, достижение положительных результатов практической деятельности.

В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки. В ходе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Огромное влияние опытно-экспериментальная деятельность оказывает и на развитие речи детей.

Например, долговременный проект «Наши цветы», который длился 6 месяцев, как раз показал, что знания, полученные путем экспериментов, были глубокими и прочными. Даже спустя год с начала данного проекта, дети помнят его и рассказывают о том, что делали, для чего и чему научились.

Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ используются игры-эксперименты. Через эти игры реализуются следующие задачи:

  • расширять и углублять информацию об окружающем мире, формировать на этой основе системы представлений;
  • развивать у детей мыслительные операции - анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
  • развивать речь детей, обучать их вопросительной форме речевого взаимодействия;
  • формировать потребность в организации познавательного общения со взрослым;
  • развивать абстрактное и логическое мышление детей;
  • учить ставить вопрос, анализировать, найти правильный ответ и сделать вывод.

Приведу примеры игр-экспериментов, используемых на логопедических занятиях в группе с ОНР, которые связаны с изучаемой лексической темой.

Игры-эксперименты с мячом.

Варианты эксперимента:

а) возьмем два одинаковых по размеру мяча, только один из резины, второй - из пластмассы.

Вопрос: какой из мячей при ударе об пол будет скакать?

Дети ударяют поочередно мяч об пол и делают выводы.

б) Два мяча, одинаковые по размеру и оба резиновые. В одном из мячей сделаем дырочку, что произойдет?

А сможет ли такой мяч прыгать, скакать? Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом обычным. Есть ли разница, в чем причина? Делаем вывод.

В) Утопить в воде спущенный мяч, обычный, металлический: какой из мячиков будет плавать, тонуть?

C помощью демонстрации подтверждаем правильный ответ. Делаем выводы.

«Какими способами может передвигаться человек?» (тема «Человек. Части тела»)

Задание. Придумать разные способы передвижения и добраться до стола. Выявляем, кто больше придумал способов передвижения, делаются выводы о том, что человек может использовать огромное количество разных способов передвижения.

Примерные варианты: допрыгать на одной (двух) ногах, пройти, проползти на животе, спине, на четвереньках, на корточках, протанцевать, перекатиться и т.д.

Особое внимание в организации экспериментальной деятельности детей нужно уделять работе по индивидуальным карточкам с заданиями возрастающей сложности, направленными на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы, слога, слова и предложения.
Выполнение заданий по индивидуальным карточкам имеет большое значение как для детей, так и для педагога.
Для детей:
- обеспечивают минимальный уровень фонематических, звукобуквенных, графических, познавательных средств, которые дают возможность перейти к следующему этапу обучения - чтению;
- создают условие для ориентировочно-исследовательской деятельности детей;
- развивают различные стороны психической деятельности - внимание, мышление, память, речь;
- закрепляют запас имеющихся представлений о звукобуквенной стороне слова, степень подготовленности руки к выполнению графических навыков;
- формируют умение понять учебную задачу и решить ее самостоятельно;
- формируют навыки самоконтроля и самооценки.
Для педагога:
- снимают трудности подбора дидактического материала при индивидуальной работе с детьми;
- позволяют контролировать уровень усвоения программного материала;
- налаживают отношения с детьми, особенно с малоконтактными.
Работу по карточкам можно проводить на индивидуальных занятиях - как один из видов контроля фронтальных занятий, во второй половине дня - в коррекционной работе с воспитателем и дома.
Все задания на карточках сопровождаются яркими иллюстрациями и защищены пленкой, что дает возможность детям пользоваться фломастерами при выполнении заданий и использовать многократно.

Примерные задания.

1. Составь звуковые модели слов, сравни их.

2. Составь звуковую модель слова, гласные звуки обозначь буквами.

3. Сколько всего звуков в слове? Напиши цифру в квадрате.

4. Соедини картинку со звуковой моделью.

5. Соедини между собой картинки и звуковые модели.

6. Исправь ошибки в звуковой модели слова.

7. Подбери по одному слову к каждой звуковой модели.

8. Подбери три слова к звуковой модели.

9. Составь слово по первым звукам названий картинок.

10. Составь слово по вторым звукам названий картинок.

11. Составь слово по последним звукам названий картинок.

12. Определи место звука в словах (в начале, середине, конце).

13. Выдели первые звуки в названиях картинок. Назови парные им звуки по твердости-мягкости.

14. Выдели первые звуки в названиях картинок. Назови парные им звуки по глухости – звонкости.

15. Запиши слово буквами. Какие еще слова можно составить из этих букв?

16. Сколько слогов в слове? Напиши цифру в квадрате.

17. Соедини картинку со слоговой схемой.

18. Соедини между собой картинки и слоговые схемы.

19. Подбери по одному слову к каждой слоговой схеме.

20. Составь слово по первым слогам названий картинок.

21. Составь звуковую модель слова. Сколько всего звуков в слове? Дай характеристику каждому звуку. Запиши слово буквами. Сколько всего букв в слове? Раздели слово на слоги, поставь ударение.

22. Составь предложение по картинке и графической схеме.

23. Составь по одному предложению по каждой графической схеме.

Таким образом, в процессе коррекционно-развивающей работы, включающей новые приемы и методы, создаются благоприятные условия для коррекции недостатков в речевом развитии, в личностной, познавательной, эмоционально-волевой сферах. Экспериментирование является средством развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Благодаря экспериментальному виду деятельности, речь детей становится более содержательной, более выразительной, правильно построенной. Широкое применение экспериментальной деятельности в своей работе поможет нам подготовить детей к школе, способных к творческому решению задач, проблем, способных к смелым высказываниям, предположениям, поиску путей решения выхода из ситуации.

  1. Зуева Л. Н., Костылева Н. Ю., Солошенко О. П. Занимательные упражнения по развитию речи. М., Астрель-АСТ, 2001.
  2. Колесникова Е.В. Веселая грамматика для детей 5-7 лет. М., 2003.
  3. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М., 2000.
  4. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма детей. СПб., 1995.
  5. Нечаева Н. В., Белорусец К. С. Азбука. Самара, 1997
  6. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999.
  7. Узорова О.В., Нефедова Е.А. 1000 слов для фонетического (звукобуквенного) разбора. Развитие фонематического слуха. М., 2003.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 381 комбинированного вида»

ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ

В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

(из опыта работы)

Учителя-логопеды

МКДОУ д/с № 381

В.З.Ширзай

Н.Г.Леонова

Новосибирск

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ СО ЗВУКАМИ, ОКРУЖАЮЩИМИ НАС

Для успешной реализации новых Федеральных государственных стандартов мы должны обеспечить разностороннее развитие ребенка с учетом его возраста и индивидуальных особенностей. А для достижения этих целей важно сформировать умение красиво и правильно говорить.

Для усвоения фонетической стороны языка необходимо умение хорошо слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в чужой и собственной речи, а также контролировать собственное произношение.

Развитый фонематический слух ребенка является непременным условием успешного обучения грамоте. Различение звуков речи – фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного.

Развитие фонематического слуха начинается с самых первых этапов логопедической работы и является составной частью коррекционного воздействия на фронтальной, подгрупповой и индивидуальной форме непосредственно образовательной деятельности.

В логопедии и нейропсихологии разработаны и успешно применяются на практике специальные упражнения для формирования неречевого звукоразличения. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха. Важно отнестись к этим упражнениям серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобится и при этом не забывать, что занятия должны стать привлекательными и интересными для ребенка.

Игровые эксперименты для развития фонематического слуха

«Где звенит?»

Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет (свисток, бубен). Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки». Ребенок в роли водящего.

«Ушки - слушки»

Взрослый показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Предлагается послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, взрослый воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы, их издающие.

«Шумящие коробочки»

Нужно взять два комплекта небольших коробочек – для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые при встряхивании издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда ошибайтесь.

«Слушай, пробуй, как звучит»

Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать.

« Угадай, что звучало»

Проанализируйте с ребенком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и с закрытыми глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с 1-2 до 7-10.

«Что как звучит»

Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в Вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит, что как звучит и найдет звучащие предметы по Вашей просьбе: «скажи, покажи, проверь, что звучало», «что звучало сначала, а что потом». Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку, теперь Ваша очередь отгадывать и ошибаться. Не забудьте взять с собой волшебную палочку на прогулку.

Более сложный вариант – узнавание звуков без опоры на зрение. Ребенок отвечает на вопросы: «По какому предмету я постучала? А сейчас? Что звучит похоже? Где мы слышали похожие звуки?»

«Подбери картинку или игрушку»

Вы стучите (шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино), а ребенок угадывает, что Вы делали, что звучало и подбирает соответствующую картинку, игрушку.

« Камертон»

Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный текст и одновременно отстукивать его ритм по правилам: отстукиваются слоги (каждый слог – один удар), на каждом слове, включая предлоги, рука или нога меняется.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

Важным разделом логопедической работы является развитие дыхания и коррекция его нарушений. Коррекция нарушений дыхания начинается с общих дыхательных упражнений, целью которых является увеличение объема, силы и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и нормализация ритма дыхания.

Разработка дыхания проводится в различных положениях ребенка: лежа на спине, сидя, стоя. Все упражнения логопед выполняет вместе с ребенком. При проведении дыхательной гимнастики нельзя переутомлять ребенка. Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал шею, плечи, не принимал неверную позу. Нужно следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений. Дыхательная гимнастика должна проводиться до еды, в хорошо проветренном помещении.

Для работы по овладению произвольным дыханием (умением произвольно менять ритм, удерживать вдох и удлинять выдох) требуется длительная тренировка, основанная на непроизвольных дыхательных движениях. Эти упражнения являются необходимой подготовкой для дальнейшей работы над постановкой и развитием речевого дыхания. При развитии речевого дыхания логопед проводит работу, направленную на дифференциацию носового и ротового вдоха и выдоха. Необходимо сделать ротовой выдох по возможности более произвольным, длительным, ритмичным .

Во время выполнения дыхательных упражнений следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях движений диафрагмы, межреберных мышц, продолжительности произвольного вдоха и выдоха. С этой целью эффективно проводить некоторые дыхательные упражнения в виде экспериментов. В этом случае мы предлагаем ребенку понаблюдать и сравнить результат при выполнении упражнений с различной силой выдоха. Особенно это важно при работе над устранением бокового сигматизма . Для того чтобы сформировать направленную воздушную струю, необходимо показать ребенку, что выдыхаемый воздух может выходить изо рта в разном направлении: вперед, вбок или даже в щеки. Для этого мы предлагаем поэкспериментировать, «поймать» воздушную струйку в различных игровых дыхательных упражнениях с предметами.

Буль-бульки

Необходимо взять два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем много воды, почти до краев, а в другой - чуть-чуть. Ребенку предлагается поиграть в "буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Задача ребенка так играть в "Буль-бульки", чтобы не пролить воду. Пробуя дуть в стаканчики по-разному, ребенок делает вывод - в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - нужно дуть сильно. При этом наблюдаем, что произойдет, если в стаканчик, где много воды, подуть сильно. Обязательно обращаем внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало .

Три свечи

Для игры понадобятся большие разноцветные свечи. Необходимо поставить перед ребенком на столе три свечи разных цветов на разном расстоянии от него и попросить его задуть их по очереди: ближнюю, среднюю и дальнюю. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. В ходе игры наблюдаем и делаем вывод – чтобы задуть ближнюю свечу достаточно подуть слабо, чтобы задуть дальнюю – необходимо дунуть как можно сильнее.

Футбол

Ребенку предлагается загнать ватный шарик в ворота. Для этого нужно вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота» из игрушечного строительного материала. При этом ворота ставятся на разном расстоянии от ребенка. Выполняя данное упражнение, ребенок делает вывод о необходимой силе и направлении выдоха. Вариант игры - загони машину в гараж.

Фокусник

Ребенку предлагается показать фокус: положить кусочек ваты на кончик носа, улыбнуться, приоткрыть рот, с силой подуть на язык, стараясь сдуть ватку с носа. Выполняя это упражнение по-разному, делаем вывод: для того, чтобы сдуть ватку вверх – нужно загнуть язык кверху и дунуть посильнее. А для того, чтобы удержать ватку наверху подольше – выдох должен быть не только сильным, но и длительным.

Поймай воздушную струю

Ребенку предлагается подуть на маленькую вертушку, которая закрутится только в том случае, если на нее попадет выдыхаемый воздух. Для того, чтобы «поймать» воздушную струйку, ребенок дует и одновременно медленно двигает вертушку вправо-влево. Там, где вертушка закрутилась, и выходит воздух. Это упражнение полезно при боковом сигматизме.

Две вертушки

Для игры понадобятся две вертушки – одна с маленькими лопастями, другая – с большими. Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки и наблюдает: чтобы закружились лопасти у маленькой вертушки, можно дуть слабо, а чтобы закружились у большой вертушки – необходимо дуть посильнее. Аналогично предлагается подуть на вертушку с одним цветком и на вертушку с несколькими цветками: для того, чтобы закружились все цветки, нужно дуть гораздо сильнее.

Греем руки

В этом упражнении учим сравнивать выдыхаемую воздушную струю. Для этого ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.

Источники информации: