Сергей никифорович министр внутренних дел. Юрий богданов - сергей круглов

Корру́пция (от лат. corrumpere - растлевать, лат. corruptio - подкуп, порча) - термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам

Коррупция - одно из самых распространенных и коварных зол. По некоторым предположениям, годовая сумма коррупционных сделок достигает сотен миллиардов евро.

Подход Совета Европы к борьбе с коррупцией имеет три взаимоувязанных аспекта: разработка общевропейских норм и стандартов, контроль за их соблюдением, а также предоставление технического содействия и реализация программ адресной помощи странам и регионам.

Совет Европы разработал несколько международно-правовых документов в сфере противодействия коррупции, их проведение в жизнь было поручено Группе государств по борьбюе с коррупцией - ГРЕКО.

ГРЕКО помогает выявлять недостатки национальной антикоррупционной политики и призывает государства к проведению необходимых законодательных, институциональных и практических реформ. Она также предоставляет собой форум для обмена передовым опытом в области предупреждения и выявления коррупции.

Состоять в ГРЕКО могут не только государства-члены Совета Европы, и постоянный рост числа участников - лишнее доказательство ее успеха. В настоящее время в группе 48 членов: 47 государств Европы и Соединенные Штаты Америки.

Группа государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) (англ. Group of States Against Corruption, GRECO ) - международная организация, созданная Советом Европы в 1999 году. Основной целью организации является помощь странам-участницам в борьбе с коррупцией. ГРЕКО устанавливает антикоррупционные стандарты (требования) к деятельности государства и контролирует соответствие практики этим стандартам. Группа помогает обнаружить недостатки в национальной антикоррупционной политике и предлагает необходимые законодательные, институциональные или оперативные меры. ГРЕКО предоставляет площадку для обмена лучшими решениями в области обнаружения и предотвращения коррупции.

Группа состоит из 49 государств. Членство в ГРЕКО не ограничивается Европой, однако, в настоящее время единственным не европейским государством в составе группы являются США.

Задача ГРЕКО – усовершенствовать работу по борьбе с коррупцией на национальном уровне с помощью мониторинга соблюдения стандартов Совета Европы в этой области. Страны, входящие в ГРЕКО, прибегают к многосторонней оценке ситуации и могут оказывать давление на национальные органы борьбы в этой сфере. Работа группы позволяет определять недостатки анти-коррупционной политики и стимулировать развитие законодательных, административных и исполнительных систем.


Работа ГРЕКО ведется согласно уставу и одобренным процедурным правилам. Каждая из стран назначает до двух представителей для работы в группе, которые участвуют в пленарных заседаниях и имеют право голоса. Каждая страна также предлагает ГРЕКО список экспертов, которые допускаются к работе по оценке ситуации. Другие структуры Совета Европы, как, например, ПАСЕ, также могут назначать своих представителей. Статус наблюдателя при ГРЕКО получили Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Организация Объединенных Наций, которую в ГРЕКО представляет Управление ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН). ГРЕКО избирает Президента, вице-президента и членов Бюро, которые принимают непосредственное участие в разработке рабочей программы группы и наблюдением за исполнением процедур оценки.

В Уставной комитет ГРЕКО входят представители Советов Министром каждой из стран в составе группы, а также спец.представители от других государств. Этот комитет отвечает за принятие рабочего бюджета группы и уполномочен делать публичные заявления, если находит, что одна из стран-участниц недостаточно серьезно относится к рекомендациям ГРЕКО.

Устав ГРЕКО определяет типичную процедуру для работы, которая может быть применена в измененном виде к различным правовым инструментам, подлежащим пересмотру.

Секретариат группы ГРЕКО расположен в Страсбурге , им руководит Исполнительный секретарь, которого назначает Генсек Совета Европы.

Группа ГРЕКО
Группа стран по борьбе с коррупцией

Участники (расширенное частичное соглашение)
Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, «Бывшая югославская республика Македония», Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Российская Федерация, Румыния, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Словения, США, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония
Группа ГРЕКО сотрудничает с ООН, с Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), а также с другими международными и неправительственными организациями

Задачи

  • усовершенствовать методы борьбы с коррупцией в странах, вступивших в данную организацию
  • создать базу для обмена позитивным опытом в области предотвращения и выявления случаев коррупции

Европейское агентство по борьбе с мошенничеством (ОLAF)

Европейское агентство по борьбе с мошенничеством (The European Anti-Fraud Office) было создано на основе решения Еврокомиссии 1999 г. В задачи ОЛАФ входит проведение административных расследований случаев мошенничества, коррупции и других незаконных действий, направленных против финансовых интересов Сообществ, а также деятельности в области компетенции Сообществ.

В рамках ОЛАФ действуют: Надзорный комитет, директор.

Надзорный комитет создается на основе документов Сообществ. Комитет ответственен за регулярный мониторинг выполнения ОЛАФ своих функций.

Директор назначается Еврокомиссией после консультаций с Европарламентом и Советом. Срок полномочий - пять лет. Директор ответственен за проведение ОЛАФ расследований; он не должен получать указаний от Комиссии и национальных правительств. Директор назначает персонал Агентства.

В процессе своей деятельности ОЛАФ активно взаимодействует с органами и институтами ЕС, учреждениями государств - членов ЕС.

Группа государств против коррупции (ГРЕКО)

Группа государств против коррупции "Group of States against Corruption* (GRECO) в начале действовала как форум сотрудничества государств в борьбе с коррупцией. В 1993 г. Комитетом министров Совета Европы была принята так называемая "Уставная Резолюция" (93) 28, заложившая институционные основы ГРЕКО. Несмотря на то что юридически ГРЕКО стала международной организацией лишь в 1999 г., она рассматривалась таковой с самого момента принятия решения об учреждении.

Как международная организация ГРЕКО действует на основании Соглашения об учреждении "Группы государств против коррупции". 12 мая 1999 г. Комитет министров Совета Европы резолюцией (98)7 утвердил Устав ГРЕКО.

Согласно Уставу в задачу ГРЕКО входит мониторинг за соблюдением "Руководящих принципов борьбы с коррупцией" и имплементация конвенций Совета Европы 1999 г. Целью деятельности ГРЕКО объявлено: повышение способности государств-членов бороться с коррупцией путем наблюдения за соблюдением ими обязательств в этой области, используя процессы оценки и контроля.

Все государства - члены Совета Европы могут присоединиться к ГРЕКО путем нотификации соответствующего заявления Генеральному секретарю Совета Европы. В отношении государств - нечленов Совета Европы предусмотрено специальное правило: при ратификации ими хотя бы одной конвенции 1999 г. они автоматически становятся членами оценочных процедур ГРЕКО (Evaluations procedures). Так, в 2000 г. США подписали уголовно-правовую конвенцию 1999 г. Гражданско-правовую конвенцию о коррупции США подписать отказались как "несовместимую с их гражданско-правовой практикой". Таким образом, США, как и некоторые иные государства - нечлены Совета Европы, являются участниками ГРЕКО.

В ГРЕКО действуют следующие органы: Пленарная сессия, Бюро, Уставной комитет, Секретариат.

Пленарная сессия является главным органом ГРЕКО. Государства-члены направляют не более чем двух представителей на Пленарную сессию.

Бюро состоит из президента, вице-президента и пяти членов, избираемых на Пленарной сессии на два года. Бюро выполняет следующие функции: готовит проекты ежегодных программ оценок; организует посещения государств с целью подготовки оценочного доклада; представляет доклады Пленарной сессии; другие функции.

Уставной комитет учреждается Комитетом министров Совета Европы. Он может быть также учрежден органом ГРЕКО.

Секретариат возглавляет исполнительный секретарь ГРЕКО. В Секретариат входят четыре администратора, Центральный офис оценочных процедур, Генеральный директорат по правовым отношениям, а также секция технического сотрудничества.

ГРЕКО находится в Страсбурге.

В работе органов ГРЕКО могут участвовать представители институтов Совета Европы, а также Европейского комитета по правовому сотрудничеству и Европейского комитета но проблемам преступности. ГРЕКО ежегодно представляет доклад о своей деятельности в Совет Европы.

Оценочная процедура подробно описана в ст. 10 и 16 Устава, а также в гл. II Правил Процедур (утверждены Пленарной сессией ГРЕКО 6 октября 1999 г.). Оценочные процедуры осуществляются раундами. ГРЕКО определяет длительность каждого раунда и предмет оценочной деятельности. Для каждого раунда ГРЕКО утверждает вопросник, который адресуется субъектам оценки. Государства-члены представляют список максимум из пяти экспертов, из которых создаются комиссии ad hoc для каждого раунда оценки для каждой страны (Правило 25). Комиссии получили называние "Оценочные команды ГРЕКО" (GRECO Evaluation Team - GET).

Комиссии посещают соответствующие государства, встречаются с представителями государственных органов, бизнеса, СМИ, общественными организациями. Государства представляют информацию об антикоррупционном законодательстве и практике его применения. Комиссии готовят проекты предварительных докладов. Согласно Правилу 31 Бюро назначает двух лиц, ответственных за подготовку Согласованного доклада (Compliance report), который и обсуждается на Пленарной сессии.

Поскольку Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (Страсбург, 27 января 1999 г.) была ратифицирована Россией в 2006 г., в соответствии с и. 3 ст. 32 Конвенции после ее вступления в силу для Российской Федерации Россия автоматически стала участницей ГРЕКО. В 2008 г. Россия была подвергнута Оценочным процедурам I и II Оценочных раундов. ГРЕКО сделала России около 30 замечаний. В 2010 г. был сделан доклад, в котором рассматривалась деятельность нашего государства по устранению замечаний. Многие из них были учтены. Исключение составила проблема введения уголовной ответственности юридических лиц.

Комиссия Группы государств против коррупции (Group of States Against Corruption, GRECO) завершила свою работу по оценке законодательства РФ - в частности, антикоррупционной повестки в парламенте нашей страны. Полный текст рекомендаций будет опубликован в ближайшее время. В октябре российская делегация приняла участие в пленарном заседании GRECO в Страсбурге, где обсуждался черновой вариант документа.

О том, как международная организация оценивает потенциальную коррупциогенность российского парламента, о новых требованиях к декларации о доходах, стоимости подарков, а также о допуске западных СМИ в нижнюю палату «Известиям» рассказал зампредседателя комитета по безопасности Госдумы, представитель ГД по вопросам взаимодействия с GRECO Анатолий Выборный.

- Удалось ли вам в ходе визита в Страсбург повлиять на переоценку ранее принятых решений?

На пленарном заседании проводятся последние обсуждения текста рекомендаций, когда представители страны могут в рабочем порядке предложить комиссии переоценить какие-то выводы и внести изменения в итоговый документ, согласно которому Россия будет менять свое законодательство. В пленарном заседании с российской стороны принимали участие сотрудники Генпрокуратуры, Верховного суда, ЦИК и парламентарии. Были жаркие и очень непростые споры, но в итоге GRECO приняла во внимание многие наши аргументы, и некоторые рекомендации были сняты. В целом переговорный процесс прошел очень конструктивно, думаю, мы можем рассчитывать на успешные результаты оценочного раунда.

По предварительным данным, GRECO считает целесообразнымрасширить объем деклараций о доходах, создать более эффективный механизм контроля указанной в них информации. Также, по мнению комиссии, парламентарии должны сообщать обо всех полученных подарках вне зависимости от их стоимости. Предложат принять кодекс этики и ввести более широкий спектр санкций за нарушения, включая конфликт интересов и предоставление неполных или недостоверных деклараций. Среди рекомендаций есть и повышение прозрачности законодательного процесса.

- Что за данные, которые необходимо дополнительно указывать в декларации о доходах?

По мнению GRECO, декларации должны были настолько полными, насколько это возможно. Сейчас прорабатывается вопрос о дифференциации доходов по источникам - например, зарплата, проценты, дивиденды. Это важно для последующей проверки документов.

- А поверять декларации будут по-прежнему?

В GRECO считают, что профильные комиссии палат должны иметь право самостоятельно инициировать проверку деклараций. Сейчас они проводят лишь поверхностный анализ, а решение об углубленном изучении может приниматься по информации о нарушениях, полученной от правоохранительных или налоговых органов, политических партий, НПО, Общественной палаты РФ, СМИ.

Кроме того, GRECO полагает, что депутаты должны предоставлять декларации после начала и после окончания работы в парламенте.

- Вы говорите, что GRECO предлагает ввести «более широкий спектр санкций за нарушения», что это значит?

Сейчас законом предусмотрена только одна санкция за нарушения в декларировании доходов - прекращение действия мандата. По мнению GRECO, необходимо ввести менее строгие варианты наказаний, пропорциональные незначительным нарушениям, чтобы они не оставались безнаказанными. Например, за предоставление неточных сведений, допущенный конфликт интересов.

На мой взгляд, разумно было бы продумать систему наказаний по аналогии с той, что предусмотрена сейчас за нарушение этических требований - публичные извинения, распространение в СМИ информации о факте нарушения и т.д.

ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ

GRECO рекомендует установить более четкие правила, в соответствии с которыми депутаты должны сообщать обо всех полученных подарках, в том числе неденежных. Вопросы получения подарков у нас и сейчас регламентированы законом о статусе депутатов. Установлено, что парламентарий не должен получать в связи с осуществлением своих полномочий ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов. Обо всех подарках дороже 3 тыс. рублей он должен сообщить спикеру.

Однако в GRECO указали, что депутат может получить подарок, например, в кулуарах или во время деловых поездок. Рекомендуется подробно прописать алгоритм действий во всех возможных ситуациях, чтоб не было разночтений. Это можно было бы сделать например, в Кодексе этики, наличие которого GRECO считает необходимым.

- Такой кодекс ГД и СФ пытаются написать уже несколько созывов, но документа нет до сих пор...

Все вопросы у нас так или иначе отрегулированы, серьезных претензий к нам по этому поводу нет. Скорее GRECO ориентируется здесь на общий тренд. В ГД этот вопрос обсуждается, но однозначного решения на сегодня нет. При этом не исключаю, что по результатам мы можем прийти к выводу о его целесообразности.

Имеется в виду проведение обязательных публичных обсуждений законопроектов с возможностью комментариев со стороны общества, которые должны быть учтены при доработке. Парламент уже идет по этому пути. Проекты открыто публикуются, проходят обсуждение в экспертных советах.

Но в отдельных случаях публичное обсуждение представляется нецелесообразным - например, по ратификациям конвенций, по закрытым статьям бюджета, и GRECO с этим согласилась.

А что, сейчас у СМИ ограничение на доступ в Госдуму? Среди парламентских корреспондентов есть и российские и иностранные, и проблем с аккредитацией ни у кого раньше не возникало.

В этой связи мы объяснили экспертам GRECO, что существующие правила аккредитации никак не препятствуют доступу СМИ к освещению законодательного процесса. Здесь, как нам кажется, комиссия проявила недопонимание нашей процедуры. Не исключаю, что в этой части проявилась политическая подоплека, которая связана с последними событиями. Думаю, эксперты боятся, что западным СМИ может быть отказано в аккредитации. Это действительно может случиться, но совершенно обоснованно.

В законодательстве четко регламентированы причины отказа: если деятельность СМИ носит чисто рекламный характер, если СМИ является специализированным изданием, не публиковало статьи, касающиеся деятельности ГД, а также если СМИ предоставило неточную информацию о публикациях и аккредитованных журналистах.

Эти ограничения, а также 30-дневный срок для рассмотрения заявки на постоянную аккредитацию, показались GRECO проблемными. Тем не менее в свете сегодняшних реалий мы считаем, что не стоит менять правила аккредитации, если ограничения, касающиеся наших международных СМИ (Russia Today, Sputnik) в западных странах будут продолжаться. Госдума уже приняла закон о признании СМИ иностранным агентом, и дальше готова зеркально реагировать на действия США.

После всех обсуждений на пленарном заседании и получения страной полного текста рекомендаций они становятся обязательными. Как правило, мы достаточно оперативно исполняем только те нормы, которые согласуются с нашим национальным законодательством. В то же время, если по результатам проработки мы придем к выводу, что какие-либо действующие нормы уже охватывают рекомендации GRECO, то мы, безусловно, свое решение в этой части мотивировано отстаиваем. Стандартный срок для исполнения рекомендаций GRECO – 18 месяцев, то есть завершить работу предполагается до конца апреля 2019 года.

В начале 1946 года западная пресса так писала по этому поводу: "Из Москвы пришло известие об изменении, коснувшемся одной из основных фигур Советского режима. Маршала Лаврентия Берия заменили в качестве начальника НКВД на генерал-полковника Сергея Круглова. Новый начальник НКВД широко известен за границей как деловой работник, возглавлявший личную охрану Вячеслава Молотова в Сан-Франциско. Круглов является кадровым сотрудником НКВД. Вполне возможно, что Берия всего лишь предназначен для нового и более важного дела". В другой зарубежной статье, касавшейся нового наркома внутренних дел Круглова С.Н., говорилось: "Живой бывший начальник политической полиции - редкое явление в Советской России. На прошлой неделе в этой стране появилось такое лицо, поскольку профессорского вида маршал Берия перестал быть начальником НКВД. Преемником Берия Сталин избрал генерал-полковника Сергея Круглова, могучего великана с моложавым лицом (рост 6 футов и 2 дюйма, вес 245 фунтов), который по внешнему обличью похож на нашего профессионального полицейского, а в действительности таковым и является. Круглов командовал группой сотрудников, охранявших Сталина на конференциях в Ялте и Потсдаме, сопровождал Молотова в его поездках в Сан-Франциско и Лондон. Пребывая в Потсдаме, генерал-полковник иногда курил, с удовольствием брал предлагавшуюся ему жевательную резинку, прекрасно ел, употреблял спиртное и при этом заразительно смеялся. Президенту Трумэну Круглов настолько понравился, что он подарил советскому security собственный портрет с автографом" .

16. Нарком‑министр внутренних дел СССР

10 января 1946 года Маршал Советского Союза Берия Л.П. и генерал-полковник Круглов С.Н. подписали акт приёма и сдачи дел по НКВД СССР по состоянию на последние дни декабря прошлого года. В этом документе о задачах Наркомата внутренних дел было записано следующее:

Борьба с бандитизмом и повстанческими формированиями;

Охрана государственных границ СССР;

Борьба с уголовной преступностью и хищением социалистической собственности;

Охрана общественного порядка и личной безопасности граждан СССР;

Организация проведения паспортной системы;

Обеспечение изоляции преступников и их трудовое использование;

Охрана железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности;

Организация пожарной охраны и местной противовоздушной обороны;

Борьба с детской беспризорностью и безнадзорностью;

Выполнение оборонных и народнохозяйственных заданий правительства (строительство оборонительных рубежей, военно‑морских баз, аэродромов, заводов и предприятий промышленности, железных и шоссейных дорог, промышленная добыча золота, олова, никеля, угля и т. п.);

А также ряд других заданий правительства.

Отдельным пунктом в акте отмечалось, что работа НКВД СССР "строится и проводится в соответствии с решениями ЦК ВКП(б), на основе законов и постановлений правительства СССР".

Из приведенных в акте данных следовало, что на 30 декабря 1945 года по штатам органов НКВД (без войск) числилось 993072 должности, на которых было заполнено 846022 единицы. По штатам Центрального аппарата имелось 9530 должностей, которые фактически были укомплектованы 8577 работниками. В войсках НКВД по штату значилось 680280 должностей, на которых в данный момент находилось 655370 командиров и бойцов .

Таким образом, в возрасте 38 лет (самом работоспособном для мужчин), проработав в органах внутренних дел всего лишь шесть лет, Сергей Никифорович Круглов возглавил это важнейшее и крупнейшее ведомство Страны Советов. Этому столь стремительному выдвижению некогда простого сельского паренька на весьма высокий государственный пост предшествовали получение им достаточно хорошего образования и стремление в любой обстановке пополнять свои знания, приобретение навыков управления разнообразными коллективами в сложной политической и военной обстановке, способность быстро и основательно входить в курс любых порученных дел, выполнение с высокой ответственностью и тщательностью каждой поставленной задачи, искреннее желание сделать всё, от него зависевшее, на благо Родины, преданность провозглашённым тогда идеалам строительства нового общества, а также знание и уважение людей, умение работать с ними. К этому следует ещё добавить личную скромность, обаяние и доброжелательность могучего по внешнему виду мужчины.

Здесь очень к месту было бы привести аттестации и характеристики, составленные в то время на Круглова С.Н., для того чтобы познакомиться с мнением высшего руководства о его персоне. К сожалению, отказ Главного управления кадров МВД Российской Федерации, со ссылкой на соответствующий приказ, лишил нас такой возможности, что несколько обедняет документальное повествование. Приходится ориентироваться лишь на имеющиеся в нашем распоряжении архивные материалы, мнение знавших Сергея Никифоровича людей и юношеские воспоминания автора.

Отныне Круглов С.Н. возглавил огромное ведомство, но отнюдь не был полностью свободен в своих действиях, поскольку все основополагающие и обязательные к исполнению решения принимались Советским правительством - Советом Наркомов (Министров) СССР и могучим партийным властелином - Политбюро Центрального Комитета коммунистической партии, главную роль в которых играли сначала Сталин И.В., а потом Хрущёв Н.С. Помимо этого, Берия Л.П., находясь в ранге заместителя председателя Совнаркома (Совмина) СССР и члена Политбюро, полностью курировал деятельность Наркомата (Министерства) внутренних дел.

Руководящий состав НКВД СССР, возглавлявшийся наркомом Кругловым С.Н., выглядел теперь следующим образом. На освободившуюся должность первого заместителя наркома был назначен глава Наркомата внутренних дел Украинской ССР генерал-лейтенант Рясной В.С., вместе с которым Круглов С.Н. два года назад громил банды оуновцев. Заместитель наркома генерал-полковник Чернышов В.В. по-прежнему курировал лагерные подразделения. Заместителем по войскам остался генерал-полковник Аполлонов А.Н. Заместитель наркома внутренних дел генерал-лейтенант Сафразьян Л.Б., одновременно являвшийся начальником Главного управления аэродромного строительства (ГУАС), 5 февраля 1946 года был переведен на должность зама в Наркомат по строительству топливных предприятий СССР, куда одновременно из НКВД передали и ГУАС. Герой Советского Союза генерал-полковник Серов И.А. остался на должности заместителя наркома, но продолжал свою работу в качестве заместителя Главноначальствующего Советской военной администрации в Германии (СВАГ). Заместитель наркома генерал-лейтенант Завенягин А.П., одновременно являвшийся заместителем начальника Первого Главного Управления (ПГУ) при СНК СССР, был назначен по совместительству начальником только что образованного Управления специальных институтов (9-е управление) и полностью сосредоточился над проблемами атомного проекта. Ещё один заместитель наркома генерал-лейтенант Обручников Б.П. занимался кадровыми вопросами .

С назначением нового наркома никаких кардинальных изменений, как это случалось раньше, в руководстве и личном составе работников Наркомата внутренних дел не последовало. Сергей Никифорович считал, что работать надо с тем коллективом и с теми людьми, которые имелись. Выполнения задач следовало добиваться за счёт глубокого и всестороннего знания подчинённых, учёта в работе их сильных и слабых сторон, проявления заботы об их личных нуждах и запросах. А для того чтобы обеспечить чёткую и ответственную работу всех звеньев Наркомата, одним из первых генерал-полковник Круглов С.Н. подписал приказ "О создании группы контроля и особых поручений при Народном комиссаре внутренних дел СССР" со штатом 21 человек. Согласно Положению об этом самостоятельном подразделении, на офицеров группы возлагалась задача по проверке (в соответствии с указаниями наркома) своевременного исполнения центральными управлениями, местными органами и войсковым командованием постановлений партии и правительства, приказов и директив НКВД для "предупреждения нарушений и извращений при проведении их в жизнь и выявления конкретных виновников невыполнения". По результатам проводившихся проверок управлений, отделов, лагерей, строек, учреждений, заведений, соединений и частей войск эта группа должна была представлять наркому обобщение материалов своей контрольно-ревизионной деятельности с целью постановки "принципиальных вопросов, направленных к улучшению работы органов НКВД". Для выполнения этих функций группа наделялась необходимыми полномочиями .

11 февраля 1946 года генерал-полковник Круглов С.Н. "за участие в обеспечении боевых действий Советских войск против Японии", в числе многих других участников тех событий, был награждён медалью "За победу над Японией", учреждённой указом Президиума Верховного Совета СССР 30 сентября 1945 года.

Издано при финансовой поддержке Федерального агенства по печати и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018 годы)»

1. Предисловие

Широкая популярность, к которой Сергей Никифорович Круглов, в силу своей исключительной скромности, никогда не стремился, обошла стороной этого крупного государственного руководителя и общественного деятеля советского времени. В органах госбезопасности и внутренних дел Круглов С.Н. проработал меньше двадцати календарных лет, но постоянно занимал в Центральном аппарате высокие руководящие посты. Очевидно, его назначениям способствовало то обстоятельство, что, в отличие от других руководящих работников, имевших, как правило, «низшее», как тогда указывали, среднее или среднее техническое образование, он получил полноценное высшее образование, владел английским и японским языками. К тому же обладал прекрасными организаторскими способностями, широким кругозором, умел подбирать к себе в команду инициативных, знающих и толковых работников, относился к ним с уважением, ценил их человеческие качества. В годы Великой Отечественной войны, сохраняя пост заместителя наркома внутренних дел СССР, Круглов С.Н. в качестве члена Военного совета принимал непосредственное участие в боевых действиях войск Резервного и Западного фронтов, обеспечивал возведение оборонительных сооружений на подступах к Москве, командовал 4‑й Саперной армией. Советским правительством ему давались ответственейшие поручения по организации обслуживания и охраны делегаций трёх великих держав на Ялтинской и Потсдамской конференциях, а также по сопровождению министра иностранных дел СССР Молотова В.М. при его поездке в США на первое заседание Организации Объединённых Наций (ООН). С этими, как и со всеми другими ставившимися перед ним серьёзными задачами, Круглов С.Н. справился блестяще, что отмечалось не только нашим руководством, но и высшими зарубежными деятелями. После войны, в период восстановления разрушенного в ходе боевых действий народного хозяйства, на Министерство внутренних дел, возглавлявшееся Кругловым С.Н., были возложены крайне сложные и объёмные, разносторонние задачи. Волею высшего руководства это министерство работало сразу в нескольких направлениях: обеспечение общественного порядка, ликвидация чрезвычайных ситуаций и строительство по всей стране (часто с последующей эксплуатацией) транспортных, промышленных и жилых объектов. К этому следует также добавить широкое участие в реализации атомного проекта. Несмотря на все имевшиеся трудности, крайне сжатые сроки, дававшиеся на выполнение серьёзнейших задач, практически все правительственные задания успешно выполнялись. Огромная заслуга в этом как организатору принадлежала Министру внутренних дел генерал-полковнику Круглову С.Н. «За образцовое выполнение заданий правительства», как обычно формулировалось в Указах Президиума Верховного Совета СССР, Сергей Никифорович, помимо других наград, был пять раз удостоен ордена Ленина. В плане общественной деятельности Круглов С.Н. неоднократно избирался депутатом Верховного Совета СССР, Московского городского и ряда периферийных Советов депутатов трудящихся. По партийной линии входил в состав Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза (ЦК КПСС).

Вместе с тем служебная карьера этого выдающегося государственного и общественного деятеля сложилась в итоге весьма драматично, причём исключительно по прихоти тогдашнего фактического главы Советского государства, первого секретаря ЦК КПСС Хрущёва Н.С. Занявшись беспардонным разгоном старых кадров, «наш Никита Сергеевич», как его «демократично» пропагандировала партийная элита, повелел без достаточных оснований снять Круглова С.Н. с должности министра внутренних дел, а потом, собрав на него совершенно несерьёзный компромат, исключить из партии и лишить законной пенсии. Увы, такая расправа с незаурядной личностью, отдавшей все свои силы и здоровье служению Отечеству, являлась достаточно типичной в нашей стране не только в советские времена.

Судьба Сергея Никифоровича Круглова, документальную книгу о жизненном пути и служебной деятельности которого я ранее написал , а теперь, после доработки, переиздаю по рекомендации Общества изучения истории отечественных спецслужб, давно лично меня волновала. Это связано с тем, что я не только прослышал со стороны о его государственной и общественной деятельности, но мой отец Богданов Н.К. много лет успешно работал под непосредственным руководством Круглова С.Н. Кроме того, Сергея Никифоровича я знал лично, хотя это обстоятельство, конечно же, следует отнести к разряду знакомств детей с родителями своих юных друзей. Интересно, что встреча эта произошла не только по линии совместной работы отцов, но и совершенно независимо, по школьным увлечениям.

Мой отец Николай Кузьмич Богданов впервые лично встретился с Сергеем Никифоровичем Кругловым в 1940 году, хотя до этого они, вполне вероятно, неоднократно слышали друг о друге. Где-то в июне месяце этого года старший лейтенант госбезопасности (гб) Богданов Н.К., работавший тогда начальником Красногвардейского районного отдела НКВД города Ленинграда, был вызван в Москву, в Отдел кадров Наркомата внутренних дел для получения назначения на новую должность. Заместителем наркома внутренних дел и начальником Отдела кадров НКВД СССР в это время являлся комиссар гб III ранга Круглов С.Н. Он-то как раз «на основании материалов и личной беседы» составил и 13 июня 1940 года подписал Заключение с предложением «выдвинуть тов. Богданова Н.К. на должность заместителя Народного комиссара внутренних дел Казахской СССР», которое утвердил нарком внутренних дел СССР Берия Л.П. Следует отметить, что Богданов Н.К. оправдал оказанное ему доверие и в 1943 году, имея «исключительно положительные характеристики», был назначен уже наркомом (с марта 1946 года стал министром) внутренних дел Казахской ССР. Однако в 1946 году с приходом нового первого секретаря ЦК компартии Казахстана Боркова Г.А. у «хозяина республики» возникли претензии к принципиальной позиции, занимавшейся Богдановым Н.К., и партийный босс обратился в ЦК ВКП(б) с просьбой перевести своего министра внутренних дел в другой регион страны. Генерал-полковник Круглов С.Н., ставший в это время министром внутренних дел СССР, решил взять Богданова Н.К. непосредственно под свою опеку в Центральный аппарат и после согласований назначил его начальником Главного управления шоссейных дорог (ГУШОСДОР) МВД СССР. Успешно зарекомендовав себя при руководстве крупнейшим Главком, в 1948 году мой отец был выдвинут на должность заместителя министра внутренних дел СССР и постепенно, в связи с кадровыми перестановками, к 1953 году занял положение одного из ведущих замов Круглова С.Н., отвечавшего за работу ряда основных Главков, Управлений и Отделов министерства.

В это время подросшие дети руководящих отцов нашли свои пути знакомства. Получилось так, что мы с моим старшим братом Владимиром, с возрастной разницей в два класса, учились в Москве, в мужской средней школе № 135. В этой же школе в промежуточном между «братьями Богдановыми» классе учился сын Сергея Никифоровича Валерий Круглов. Дочь Сергея Никифоровича Ирина посещала находившуюся рядом женскую среднюю школу № 131 и училась в классе, соответствовавшем по возрасту классу моего брата. Для учащихся старших классов руководство соседних школ устраивало вечера встреч и танцев. На одном из таких мероприятий как раз и познакомились мой брат Владимир и Ирина. Вне зависимости от каких-либо служебных отношений отцов, Володя просто начал ухаживать за понравившейся ему симпатичной девушкой. Постепенно сложилась небольшая молодёжная компания, в которой мужскую сторону представляли одноклассники моего брата Миша Голубев, Лёня Шепшелевич, Юра Брегадзе, Валя Зингер и другие ребята. Прекрасная сторона состояла из подруг Ирины – Жени Завенягиной, Тани Филипповой, Тамары Рясной и ещё нескольких девушек. По выходным дням молодёжь устраивала танцевальные вечеринки, чаще всего у Богдановых или у Кругловых. Валерия и меня, как более младших по возрасту, на эти встречи «допускали», но мы, не имевшие тогда своих подруг, играли «вспомогательную роль». Мне, например, после общего чаепития доставалось, как правило, заводить пластинки для танцевавших пар.

Вот так, находясь «в свите» своего брата, я побывал на квартире и даче Кругловых, где познакомился с Сергеем Никифоровичем, добродушно относившемся к молодёжным развлечениям, и его женой Таисией Дмитриевной, старавшейся, как и моя мама Нина Владимировна, с пониманием и хлебосольством принимать у себя дома компанию юношей и девушек.

Смерть Сталина И.В. в марте 1953 года послужила причиной внесения существенных изменений в государственный аппарат, что отразилось на судьбах и наших отцов. Объединённое с госбезопасностью Министерство внутренних дел возглавил Берия Л.П., а Круглов С.Н. стал его первым заместителем. Богданова Н.К. новый министр направил в Ленинград начальником областного Управления внутренних дел с личным поручением разобраться и навести там законность и порядок после небезызвестного «ленинградского дела». Наша семья должна была переехать на берега Невы, где мой брат Владимир, окончивший в этом году школу с золотой медалью, поступил учиться в Ленинградскую Краснознаменную Военно-Воздушную инженерную академию имени А.Ф. Можайского. Расстояние проверяет чувства. Поскольку так получилось, что мы с мамой продолжали жить в Москве, какое-то время старший брат давал мне по междугороднему телефону поручения направиться с коробкой конфет к Ирине и от его имени поздравить её с днём рождения или иным праздником. Однако неожиданно развернулись весьма драматичные политические события. После ареста Берия Круглов С.Н. вновь был назначен министром внутренних дел СССР. А вот Богданова Н.К. во время проведения бурной кампании по «разоблачению банды Берия» Ленинградский обком представил «бериевцем», «врагом народа» и «негодным работником». Отцу в трудной борьбе, благодаря заступничеству Хрущёва Н.С., удалось отстоять свои честь и достоинство, однако он не имел желания дальше работать в среде ленинградских коммунистов, сначала обливавших его грязью, а потом отказавшихся от своих обвинений, и попросил о переводе в другое место. В 1955 году было организовано Министерство внутренних дел РСФСР и Богданова Н.К. перевели в Москву, назначив в это новое ведомство на должность заместителя министра. Прекрасно зная существовавшие порядки и опасаясь, чтобы за его «грехи» в Ленинграде не «отыгрались» на старшем сыне, отец организовал перевод Владимира в столичную Военно-Воздушную инженерную академию имени профессора Н.Е. Жуковского, в которую я только что поступил учиться. Мой брат, получивший вскоре офицерское звание техник-лейтенант, оказался избалованным вниманием прекрасных девушек, а потому несколько позабыл о своей прежней привязанности. Поразбивав сердца многих милых подружек, Владимир, окончив в 1959 году академию, уехал служить в воинскую часть холостяком, так и не отдав предпочтения ни одной из окружавших его претенденток на руку и сердце.

Между тем Хрущёв Н.С., сосредоточивший всю власть в своих руках, начал беспардонный разгон старых кадров, в том числе и в Министерстве внутренних дел, назначая преданных ему партийцев на ключевые посты. По своему трагизму дальнейшая служебная стезя наших отцов стала во многом схожей. В 1956 году Круглов С.Н. был смещён с должности министра внутренних дел и как бы откомандирован (с сохранением воинского звания генерал-полковника) в Министерство строительства электростанций. Но через год его уволили в запас и отправили «в ссылку» в Кировский совнархоз. В этом же 1957 году Богданова Н.К. обвинили в нарушении «социалистической законности», но отцу удалось тогда доказать свою правоту. В 1958 году Круглова С.Н. освободили от работы в Совнархозе в связи с переходом на инвалидность, но не разрешили вернуться в Москву. В 1959 году Богданова Н.К. по прежним обвинениям сняли с должности заместителя министра по служебному несоответствию. Круглова С.Н. в это время исключили из партии и полностью лишили пенсии от МВД. Богданову Н.К. также внесли «ограничение в пенсионное обеспечение» и исключили из партии. Через несколько месяцев Богданову Н.К. удалось восстановить своё членство в рядах КПСС, но вопрос о партийности Круглова С.Н. так и не был решён положительно и в дальнейшем. С 1960 года Николай Кузьмич стал работать в Управлении отделочных работ Первого строительно‑монтажного управления Министерства среднего (атомного) машиностроения. Сергей Никифорович, имея инвалидность второй степени, продолжать постоянную работу не имел возможности.

Но жизнь продолжалась своим чередом. В 1963 году Ирина Круглова вышла замуж. Двух своих сыновей, Сергея, а затем Дмитрия, она производила на свет в Роддоме № 6 имени Крупской Н.К., где встретилась и по-доброму общалась с моей мамой, работавшей в ту пору в этом «богоугодном заведении» врачом, акушером-гинекологом. Естественно возникшие женские и детские проблемы, по которым Нина Владимировна с удовольствием консультировала молодую мамочку, имели живой интерес и установили между женщинами долголетнюю тесную связь.

Взаимное внимание и поддержка между старшими Кругловыми и Богдановыми, а также детьми, сохранялись до последних дней их земной жизни, а с более молодым поколением внуков уважительные отношения продолжаются и сейчас.

Сергей Никифорович являлся единственным представителем от высшего руководства Министерства внутренних дел, пришедшим в 1972 году, вместе с дочерью Ириной Сергеевной, проводить Николая Кузьмича Богданова в последний путь.

На фотографиях похорон Сергея Никифоровича Круглова в 1977 году запечатлена моя мама Нина Владимировна.

В 1990 году Ирина Сергеевна с сыном Дмитрием стояли у гроба моей мамы.

В 1992 году ушёл из жизни Владимир Николаевич Богданов.

В 2007 году родственники и друзья семьи Кругловых отметили 100-летие со дня рождения Сергея Никифоровича сначала у семейной могилы на Новодевичьем кладбище, а потом в Центральном музее МВД России.

У этой семейной могилы простились навсегда в 2009 году с Валерием Сергеевичем Кругловым, а в 2011 году – с Ириной Сергеевной Кругловой-Сироткиной.

Так переплелись судьбы отцов, их семей, детей и внуков.

Если в детские и юношеские годы мы, может быть, просто не задумывались о «трудных» вопросах, то теперь, по прошествии многих лет, глубоко осознаём, как много и напряжённо работали наши отцы, какую громадную ответственность несли на своих плечах, как не жалели для дела собственных сил и здоровья, как любили они свои семьи, насколько преданы были родному Отечеству. Их жизнь и деятельность достойны подробного описания и могут служить примером того, как трудились люди старшего поколения, не ища личной выгоды, и в непростых условиях существовавшей тогда общественно-политической обстановки умели сохранять своё собственное лицо, не поступаться честью и достоинством.

О своём отце Богданове Николае Кузьмиче я написал и в 2002 году издал книгу «Строго секретно. 30 лет в ОГПУ-НКВД-МВД» (которая в 2013 году, по рекомендации Общества изучения истории отечественных спецслужб, была переиздана ). В этом документальном труде много страниц посвящено и его непосредственному начальнику Круглову С.Н., с которым, как рассказано выше, служебная стезя навсегда свела вместе двух замечательных людей. В то же время незаурядная личность Сергея Никифоровича, его масштабная деятельность и семейная жизнь не были в то время описаны достойно. Официальные данные о Круглове С.Н. имелись в нескольких фундаментальных изданиях в виде биографических справочников о работниках Государственного аппарата и Центрального Комитета партии, Энциклопедии МВД и Столетней истории этого министерства . В семейном архиве сохранились информационные материалы по выборам Круглова С.Н. в Верховный Совет СССР 1954 года и Кировский обком КПСС 1958 года . Там же оказались несколько журнальных и газетных статей , в числе которых две стародавние , да одна зарубежная , повествующих о служебной деятельности и жизни Сергея Никифоровича, причем не всегда объективно. Лишь в книге Некрасова В.Ф. «Тринадцать «железных» наркомов» одна глава была посвящена Министру внутренних дел СССР Круглову С.Н.

В связи с этим ещё в 2005 году автор в содружестве с Ириной Сергеевной и Валерием Сергеевичем взялся за написание документальной монографии о жизненном и служебном пути их отца Сергея Никифоровича Круглова. На первом этапе совместной деятельности нашей творческой группой были собраны документы и, благодаря инициативе сотрудников Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ), в данном архиве создан Личный фонд Круглова С.Н. № 10146 . Несколько ранее там же автором был образован Личный фонд Богданова Н.К. № 10145. За это подвижничество мы выразили искреннюю признательность заведующему Архивохранилищем государственных, общественных деятелей СССР и Российской Федерации ГА РФ заслуженному работнику архивного дела Зелову Н.С., а также сотруднице архива Хить Л.И., обработавшей собранные документальные материалы. Огромная благодарность была выражена ныне ушедшим из жизни сотруднику ГА РФ Кокурину А.И. и работнику Объединенной редакции МВД России Морукову Ю.Н. за собранные и предоставленные нам документальные материалы о Круглове С.Н. и истории НКВД-МВД СССР.

Автор высказал тогда большую признательность сотрудникам Центрального музея МВД России: руководителю группы формирования фондов Шевченко А.Г. и бывшему начальнику этого отдела Озеровой Г.Д., предоставившим имевшиеся в их распоряжении материалы о жизненном и служебном пути Круглова С.Н. .

В 2006 году издательство «Вече» выпустило в свет монографию о Сергее Никифоровиче Круглове «Министр сталинских строек. 10 лет во главе МВД» . Автор сразу же обратился к Министру внутренних дел Российской Федерации, в Советы ветеранов МВД разных уровней, в Главное управление кадров и учебные заведения МВД с предложением использовать данную книгу для проведения патриотической работы среди личного состава и ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск, а также выступил с пожеланием достойно отметить 100-летие со дня рождения Круглова С.Н. .

На фоне достаточно вялой реакции на эти предложения со стороны официальных органов, тогдашний начальник Центрального музея МВД России полковник внутренней службы Евдокимов В.А. и его заместитель (ныне начальник этого Музея) полковник внутренней службы Белодуб А.Г. организовали в 2007 году торжественное мероприятие, посвящённое 100-летию со дня рождения Сергея Никифоровича Круглова с приглашением родственников, сослуживцев и друзей семьи Кругловых. Выражаем им за это огромную благодарность. Здесь необходимо отметить также сотрудницу музея Безрукову Л.А., подготовившую к этому событию специальную Тематическую выставку о генерал-полковнике Круглове С.Н. В печати было опубликовано несколько статей, посвящённых юбилейной дате .

Половина тиража книги «Министр сталинских строек» была безвозмездно передана автором Российскому совету ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск с пожеланием распространить это литературное произведение среди сотрудников и ветеранов МВД, что и было сделано .

Автор выражает свою признательность президенту Общества изучения истории отечественных спецслужб Здановичу А.А., учёному секретарю Лашкулу В.Ф. и членам общества Хлобустову О.М. и Комиссарову В.М., рекомендовавшим монографию о Круглове С.Н. на получение гранта для повторного выпуска в свет издательством «Алгоритм». Выражаю также признательность сотруднику ГА РФ Лебедеву В.Д. за содействие в получении дополнительных архивных материалов о служебной деятельности генерал-полковника Круглова С.Н.