Описание стран юго западной азии. Страны юго-западной азии

Понятие «этнос» включает в себя исторически сложившуюся устойчивую совокупность людей, которые имеют определённое количество общих субъективных или объективных признаков. К этим признакам учёные-этнографы относят происхождение, язык, культурные и хозяйственные особенности, менталитет и самосознание, фенотипические и генотипические данные, а также территорию длительного проживания.

Слово «этнос» имеет греческие корни и дословно переводится как «народ». Синонимом этого определения в русском языке можно считать слово «национальность». Термин «этнос» введён в научную терминологию в 1923 году русским учёным С.М. Широкогоровым. Он же дал первое определение этому слову.

Как происходит формирование этноса

У древних греков словом «этнос» было принято обозначать другие народы , которые не являлись греками. Длительное время в русском языке в качестве аналога и пользовалось слово «народ». Определение С.М. Широкогорова позволило подчеркнуть общность культуры, отношений, традиций, быта и языка.

Совремённая наука позволяет трактовать это понятие с 2 точек зрения:

Зарождение и формирование любого этноса подразумевает большую протяжённость во времени . Наиболее часто такое формирование происходит вокруг определённого языка или религиозных убеждений. Исходя из этого мы часто произносим такие словосочетания, как «христианская культура», «исламский мир», «романская группа языков».

Основными условиями возникновения этнической группы являются наличие общей территории и языка . Эти же факторы в дальнейшем являются поддерживающими факторами и главными отличительными признаками того или иного этноса.

Из дополнительных факторов, влияющих на формирование этноса, можно отметить:

  1. Общие религиозные убеждения.
  2. Близость с расовой точки зрения.
  3. Наличие переходных межрасовых групп (метисных).

К факторам, которые объединяют этническую группу, можно отнести:

  1. Специфические черты материальной и духовной культуры.
  2. Общность быта.
  3. Групповые психологические характеристики.
  4. Общее осознание себя и представление об общности происхождения.
  5. Наличие этнонима – самоназвания.

Этнос по существу представляет собой сложную динамическую систему, которая постоянно претерпевает процессы трансформации и одновременно сохраняет свою устойчивость .

Культура каждого этноса сохраняет некую константность и одновремённо изменяется с течением времени от одной эпохи к другой. Особенности национальной культуры и самопознания, религиозные и духовно-нравственные ценности накладывают отпечаток на характер биологического самовоспроизведения этноса.

Особенности существования этносов и их закономерности

Исторически формировавшийся этнос выступает в роли целостного социального организма и обладает следующими этническими отношениями:

  1. Самовоспроизведение происходит путём повторяющихся однородных браков и передачи из поколения в поколение традиций, самосознания, культурных ценностей, языка и религиозных особенностей.
  2. В процессе своего существования все этносы претерпевают внутри себя ряд процессов – ассимиляцию, консолидацию и пр.
  3. С целью упрочения своего существования большинство этносов стремится к созданию собственного государства, позволяющего регулировать отношения как внутри себя, так и с другими группами народов.

Закономерностями народов можно считать поведенческие модели отношений , которые типичны для отдельных представителей. Сюда же можно отнести поведенческие модели, которые характеризуют отдельные социальные группы, формирующиеся внутри нации.

Этнос одновременно может рассматриваться как природно-территориальное и социокультурное явление. В качестве своеобразного связующего звена, поддерживающего существование того или иного этноса, некоторые учёные-исследователи предлагают считать наследственный фактор и эндогамию. Однако нельзя не признать, что на качество генофонда нации оказывают существенное влияние и завоевания, и уровень жизни, и историко-культурные традиции.

Наследственный фактор отслеживается прежде всего в антропометрических и фенотипических данных. Однако далеко не всегда антропометрические показатели полностью совпадают с этнической принадлежностью. По мнению другой группы исследователей, постоянство этнической группы обусловлено народным самосознанием . Однако такое самосознание может одновременно выступать в роли показателя коллективной деятельности.

Уникальное самосознание и восприятие мира той или иной этнической группы может напрямую зависеть от того, какова его деятельность по освоению окружающей среды. Один и тот же вид деятельности может по-разному восприниматься и оцениваться в сознании разных этнических групп.

Наиболее устойчивый механизм, позволяющий сохранять уникальность, целостность и устойчивость этноса – это его культура и общая историческая судьба.

Этнос и его виды

Традиционно этнос принято рассматривать в первую очередь как родовое понятие. Исходя из такого представления, принято выделять три типа этнических групп:

  1. Род-племя (вид, характерный для первобытного общества).
  2. Народность (характерный тип в рабовладельческом и феодальном веках).
  3. Для капиталистического общества характерно понятие нации.

Существуют базовые факторы, которые объединяют представителей одного народа:

Роды и племена исторически были самыми первыми типами этнических групп. Их существование продлилось несколько десятков тысяч лет. По мере того как жизненный уклад и строй человечества развивался и усложнялся, появилось понятие народности. Их появление связано с образованием племенных союзов на общей территории проживания.

Факторы развития народов

На сегодняшний день в мире насчитывается несколько тысяч этносов . Все они отличаются по уровню развития, менталитету, численности, культуре и языку. Возможны существенные различия по расовому и внешнему критериям.

К примеру, численность таких этнических групп, как китайцы, русские, бразильцы, превышает 100 млн человек. Наряду с такими гигантскими народами, в мире существуют разновидности, численность которых не всегда достигает десяти человек. Уровень развития разных групп также может варьировать от наиболее высокоразвитых, до живущих по первобытно-общинным принципам. Для каждого народа присущ собственный язык , однако, существуют и этносы, которые одновременно используют несколько языков.

В процессе межэтнических взаимодействий запускаются процессы ассимиляции и консолидации, в результате которых может постепенно образоваться новая этническая группа. Социализация этноса протекает благодаря развитию таких социальных институтов, как семья, религия, школа и пр.

К неблагоприятным факторам для развития нации можно отнести следующие:

  1. Высокий уровень смертности среди населения, особенно в детском возрасте.
  2. Высокая распространённость респираторных инфекций.
  3. Алкогольная и наркотическая зависимость.
  4. Разрушение института семьи – высокое количество неполных семей, разводов, абортов, отказа родителей от детей.
  5. Низкое качество жизни.
  6. Высокий уровень безработицы.
  7. Высокий уровень преступности.
  8. Социальная пассивность населения.

Классификация и примеры этноса

Классификация проводится по самым разным параметрам, наиболее простой из них – это численность. Этот показатель не только характеризует состояние этноса на текущий момент, но и отражает характер его исторического развития. Как правило, формирование крупных и малых этносов протекает по совершенно разным путям. От численности того или иного этноса зависит уровень и характер межэтнических взаимодействий.

Примерами наиболее крупных этнических групп можно назвать следующие (по данным от 1993 года):

Общая численность этих народов составляет 40% от общей численности всего населения земного шара. Существует также группа этносов с численностью от 1 до 5 млн человек. Они составляют около 8% всего населения.

Наиболее малые этнические группы могут насчитывать несколько сотен человек. В качестве примера можно привести юкагиру – этническую группу, проживающую в Якутии, и ижорцев – финская этническая группа, заселяющая территории в ленинградской области.

Другим критерием классификации является динамика численности населения в этнических группах. Минимальный прирост населения отмечается в западноевропейских этнических группах. Максимальный рост отмечается в странах Африки, Азии, Латинской Америки.

  1. 1. ФГОС Практические работы по географии для 7 класса с рекомендациями по проведению (по программе: И.И.Бариновой, В.П.Дронова, И.В.Душиной, В.И. Сиротина) Материал подготовила: Борщ Елена Александровна, учитель географии МБОУ СОШ № 73 г. Ульяновска
  2. 2. Тема. Введение Практическая работа-1. Группировка карт учебника и атласа по разным признакам. Виды географических карт Что изображено Физическая карта мира Физическая карта России Политическая карта Экономическая карта Контурная карта Вывод: по каким признакам группируются карты? Тема. Введение Практическая работа- 2. 1.Чтение карт, космических и аэрофотоснимков материков. Изучите особенности плана местности и аэрофотоснимка, помещенных на форзаце 1 учебника. Обозначьте в таблице знаком «+» признаки, характерные для каждого из этих видов изображений местности. Сделайте вывод. Признаки План местности Аэрофотоснимок Объекты более похожи на их реальный вид на местности Можно узнать название села, реки Можно определить породы деревьев в лесу Изображены все объекты, видимые сверху Изображены только важные объекты Объекты изображены условными знаками Вывод:
  3. 3. 2.Описание по карте рельефа одного из материков.(Африка) 1 вариант 2 вариант 3 вариант – определить: горы или равнины занимают бoльшую часть материка; – назвать самую высокую вершину Африки и объяснить, где она находится – последовательно рассказать о формах рельефа, которые находятся в северной части Африки, потом в экваториальной и в южной; – рассказать о видах равнин по высоте, назвать их и указать, где они находятся; – назвать горы материка, определить их высоту; если обозначены их самые высокие вершины, то назвать их; -назвать крупные формы рельефа, объяснить, где они находятся; назвать их преобладающие высоты; – рассказать, какие горы есть в Африке и где; назвать их высоты. – рассказать о видах равнин по высоте, назвать их и указать географическое положение; – сделать вывод, что равнины занимают бoльшую часть Африки. – назвать самую высокую вершину Африки и объяснить, где она находится 3.Сравнение рельефа двух материков, выявление причин сходства и различий (по выбору). Сравниваемые признаки Австралия Африка Причины сходства или различия 1. Какая тектоническая структура лежит в основании материка? современного оледенения 2. Какие формы рельефа преобладают? 3. Наличие гор на материке (указать название, возраст, в какой части материка расположены) 4. Высочайшие вершины материка 5. Наличие действующих вулканов, областей землетрясений
  4. 4. Тема. Атмосфера и климаты Земли Практическая работа-3. Характеристика климата по климатическим картам. Населённый пункт Ср. t Я Ср. t И ГКО ВМ Клим. пояс Клим. область летом зимой Москва Тема. Атмосфера и климаты Земли Практическая работа -4. Сравнительное описание основных показателей климата различных климатических поясов одного из материков; оценка климатических условий материка для жизни населения. Населённый пункт Ср. t Я Ср. t И ГКО ВМ Клим. пояс Клим. область Влияние климата на жизнь человека летом зимой 1 вариант Мехико Мадрид 2 вариант Пекин Сидней
  5. 5. Тема. Население Земли Практическая работа- 5. Анализ карт антропогенных ландшафтов; выявление материков с самыми большими ареалами таких ландшафтов. Вопросы 1 Что такое ландшафт? 2.На какие группы делятся антропогенные ландшафты? 3. Используя карту,выявите материки с самыми большими ареалами таких ландшафтов. 4. Сравните карту природных зон с данной картой и сделайте вывод: на территории каких природных зон существуют самые большие ареалы антропогенных ландшафтов? С чем это связано?
  6. 6. Тема. Население Земли Практическая работа -6. Сравнительное описание численности, плотности и динамики населения материков и стран мира. Континент Плотность (чел / км2) Численность населения Самая населенная страна Самый населенный город Азия 86,7 4 140 336 501 Китай (1341 403 687) Токио (35 676 000) Африка 32,7 994 527 534 Нигерия (152 217 341) Каир (19 439 541) Европа 70 738 523 843 Россия (143 300 000) (около 110 миллионов в Европе) Москва (14 837 510) Северная Америка 22,9 528 720 588 США (313 485 438) Мехико / Метрополия (8 851 080/21 163 226) Южная Америка 21,4 385 742 554 Бразилия (190 732 694) Сан-Паулу (19 672 582) Океания 4,25 36 102 071 Австралия (22612355) Сидней (4 575 532) Антарктида 0,0003 (меняется) 4 490 (меняется) н/д н/д Вывод: выявить лидеров по численности и плотности населения, указать причины Тема. Население Земли Практическая работа -7. Моделирование на контурной карте размещения крупнейших этносов и малых народов, а также крупных городов. Крупные языковые семьи Крупные народы Ареал проживания языковых семей (на каких материках и в каких частях) Индоевропейская Американцы Хиндустанцы Бенгальцы Русские Бразильцы Сино-Тибетская Китайцы Афразийская Амхара Туареги Персы Нигеро-Кордофанская Мосси Гур Акан Банту Йоруба Австронезийская Малагасийцы Индонезийцы Филиппинцы Алтайская Японцы
  7. 7. Тема. Океаны и материки Практическая работа- 8. Выявление и отражение на контурной карте транспортной, промысловой, сырьевой, рекреационной и других функций одного из океанов Океаны Функции Транспортная (Какие материки связывает морским транспортом?) Промысловая (Какие виды морепродуктов добываются?) Сырьевая (Какие виды полезных ископаемых добываются на шельфах?) Рекреационная (Места туризма и отдыха) 1 вариант Атлантический океан 2 вариант Индийский океан Вывод: какое значение имеет данный океан для людей? Тема. Океаны и материки Практическая работа- 9. Описание по картам и другим источникам информации особенностей географического положения, природы и населения одного из крупных островов. В каких полушария расположен остров? На каком материке и в какой его части расположен остров? В каком климатическом поясе? В какой природной зоне? Люди, каких национальностей здесь проживают? Хозяйственная деятельность населения 1 вариант Гренландия 2 вариант Шри Ланка Вывод: от каких факторов зависит хозяйственная деятельность населения?
  8. 8. Тема. Африка Практическая работа -10. Определение по картам природных богатств стран Центральной Африки. Страна Климат (пояс и область) Природные ресурсы Минеральные (условные знаки п.и.) Лесные (много- мало) Водные (какие реки, озера) Какие культурные растения выращивают? Рекреационные (курорты, парки,туризм) 1 вариант емократическая Республика Конго 2 вариант ентральноафриканская Республика Вывод: страны обладают существенными природными ресурсами, но относятся к бедным странам. Почему? Тема. Африка Практическая работа -11. Определение по картам основных видов деятельности населения стран Южной Африки. Какие народы проживают? Чем в хозяйстве занимаются? ЮАР Лесото Намибия Свазиленд Вывод: от чего зависит хозяйственная деятельность населения? Тема. Африка Практическая работа -12. Оценка географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших городов Африки. Крупнейшие города Африки Страна, в которой находится этот город Географическое положение города Планировка остопримечательности Каир Александрия Касабланка Тунис Аддис-Абеба Вывод:почему эти города являются самыми крупными в Африке? От чего это зависит?
  9. 9. Тема. Австралия Практическая работа- 13. Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии В каком климатическом поясе находится? В какой природной зоне? Люди, каких национальностей здесь проживают? Хозяйственная деятельность населения 1 вариант Ю-в Австралия Австралия 2 вариант Ю-з Австралия. Австралия Вывод: какая часть Австралии наиболее благоприятна для проживания и почему? Тема. Ю. Америка Практическая работа-14. Составление описания природы, населения, географического положения крупных городов Бразилии или Аргентины. Крупнейшие города Страна, в которой находится этот город Географическое положение города Климатический пояс Природная зона Народы, проживающие здесь 1 вариант Рио-де-Жанейро Росарио 2 вариант Сан-Паулу Буэнос-Айрес Вывод: почему эти города являются самыми крупными в Ю Америке? От чего это зависит? Тема. Ю. Америка Практическая работа -15. Характеристика основных видов хозяйственной деятельности населения Андских стран. Страны Народы, проживающие В этих странах Хозяйственная деятельность населения Какие п.и. добывают? Что выращивают? Кого разводят? Чем занимаются? Венесуэла Колумбия Эквадор Перу Чили Вывод: от чего зависит хозяйственная деятельность населения? ополнительный материал здесь
  10. 10. Тема. Антарктида. Практическая работа-16. Определение целей изучения южной полярной области Земли. Составление проекта использования природных богатств материка в будущем: - возможность освоения минеральных богатств; - Антарктида материк науки; - проектирование в Антарктиде городов будущего; -экстремальный туризм; -огромные запасы пресной воды; -уникальные подземные озёра; -органический мир ополнительный материал здесь Тема. С Америка Практическая работа-17. Характеристика по картам основных видов природных ресурсов Канады, США и Мексики. Страны Природные ресурсы Минеральные Водные Лесные Рыбные Земельные Климатические Канада США Мексика Вывод: какая страна наиболее богата природными ресурсами? Тема. С Америка Практическая работа -18. Выявление особенностей размещения населения, а также географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших городов Канады, США и Мексики. Крупнейшие города С. Америки Страна, в которой находится этот город Географическое положение города Планировка остопримечательности Торонто Нью-Йорк Мехико Вывод:
  11. 11. Тема. Евразия Практическая работа -19. Составление «каталога» народов Евразии по языковым группам (с наибольшей численностью) Языковые семьи группы народы ополнительный материал здесь Тема. Евразия Практическая работа -20. Описание видов хозяйственной деятельности населения стран Северной Европы Поставьте в колонках плюс, если есть соответствие и дополните данными Страны Виды хозяйственной деятельности Рыболовство Лесозаготовка обыча минеральных ресурсов (каких) Скотоводство (укажите- КРС, овцеводство, свиноводство…) Рекреация (туризм, альпинизм – укажите) ругие виды деятельности (укажите какие) ания Исландия Норвегия Финляндия Швеция ополнительный материал здесь Европа Азия Языковые группы Народы Языковые группы Народы Славянская Китайская Романская Тибето-бирманская Германская Тюркская Кельтская Монгольская Греческая Индонезийская Балтийская Финно-угорская
  12. 12. Тема. Евразия Практическая работа -21. Сравнительная характеристика Великобритании, Франции и Германии. Особенности страны Географическое положение (приморское, транзитное, выгодное или нет) Природно-ресурсный потенциал (какими природными ресурсами богата) Население (численность, языковая семья и группы и тд.) Хозяйство остопримеча тельностиПромыш- ленность Сельское хозяйство Великобритания Франция Германия ополнительный материал 1,2 Тема. Евразия Практическая работа -22. Группировка стран Юго-Западной Азии по различным признакам. По каким признакам сгруппированы страны Ю-З Азии в этой таблице? Юго-Западная Азия (17 стран) Восточное Средиземноморье 8 Турция, Ливан, Сирия, Ирак, Израиль, Палестинская автономия, Иордания, Кипр Аравия 7 Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Катар, ОАЭ, Оман, Йемен Средний Восток 2 Иран, Афганистан Составьте схему группировки стран по признакам Страны Юго-Западной Азии
  13. 13. Тема. Евразия Практическая работа -23. Составление описания географического положения крупных городов Китая, обозначение их на контурной карте. Вывод: Тема. Евразия Практическая работа -24. Моделирование на контурной карте размещения природных богатств Индии. Заполнить таблицу и отметить на к.карте природные богатства (условные знаки придумайте самостоятельно- кроме минеральных!) Природные богатства Минеральные ресуры (укажите условными знаками) Климат Почвы Водные Лесные Рекреационные Вывод: ополнительный материал здесь № Город Провинция Географическое положение города на карте страны 1 Шанхай Шанхай 2 Пекин Пекин 3 Чунцин Чунцин 4 Тяньцзинь Тяньцзинь 5 Гуанчжоу Гуандун 6 Шэньчжэнь Гуандун 7 Ухань Хубэй 8 унгуань Гуандун 9 Чэнду Сычуань 10 Гонконг Гонконг
  14. 14. Тема. Географическая оболочка- наш дом Практическая работа-25. Моделирование на контурной карте размещения основных видов природных богатств материков и океанов. 1 вариант- минеральные ресурсы (по выбору:топливные,рудные..) 2 вариант- лесные ресурсы 3 вариант-рекреационные ресурсы и т.д. Тема. Географическая оболочка- наш дом Практическая работа -26. Составление описания местности; выявление ее геоэкологических проблем и путей сохранения и улучшения качества окружающей среды; наличие памятников природы и культуры. Территория Геоэкологические проблемы Пути сохранения и улучшения качества окружающей среды Наличие памятников природы и культуры Ульяновская область Г. Ульяновск Заволжский район Использован интернет http://www.drofa.ru/for-users/teacher/vertical/programs/#TB_inline?height=200&width=450&inlineId=dl

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что такое этнос? Чем различается формирование рас и этносов?

Этнос – исторически сложившаяся общность людей, имеющая единый язык, культуру, хозяйство, территорию и этническое самосознание. Этносы объединяют все вышеперечисленное, а расу генотип.

2. По каким признакам различают народы?

1) Язык, на котором они говорят; 2) Внешние признаки: цвет кожи, одежда и т. п.; 3) Образ жизни; 4) Культура; 5) Религия (христианство, ислам, буддизм).

3. Назовите примеры крупных и малых этносов. Покажите на карте территории их проживания.

Крупные: греки, испанцы, итальянцы. Малые: телеуты, теленгиты, челканцы

4. В пределах каждого культурно-исторического региона выделите наиболее крупные страны.

Пиренейский КИР: Португалия, Испания. Балканский КИР: Греция, Турция

5. Найдите и систематизируйте информацию о памятниках культурного наследия в каком-либо культурно-историческом регионе.

Афинский Акрополь. Представляет собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину).Это было главное место для нахождения царя. Также внутри имелось немало храмов, где возносились молитвы греческим богам и воздавались жертвы. Во времена завоевания турками Акрополь выступал у них в роли мечети. На сегодняшний день – это древний памятник архитектурного искусства.

Практикум

2. Используя текст учебника и карты атласа, составьте таблицу с графами, отражающими мировые религии, основные регионы их распространения, главные религиозные центры.

а) Христианство:

Католицизм (страны Северной и Южной Америки, страны Южной Европы и др.)

Православие (Россия, Украина, Белоруссия, Болгария и др.)

Протестантизм (страны Северной и Центральной Европы, США.Канада, ЮАР и др.)

б) Ислам (мусульманство):

Шиизм (Иран, Ирак)

Суннизм (страны Азии, северной Африки и др.)

в) Буддизм (Юго-Восточная, Восточная Азия)

Национальные религии:

Синтоизм (Япония);

Конфуцианство (Китай);

Индуизм (Индия);

Иудаизм (Израиль);

Местные религии:

Фетишизм

Шаманизм

Фетишизм

(в основном страны Африки, Океании, племена Азии)

3. Покажите на карте крупнейшие страны мира, однонациональные и многонациональные страны.

Однонациональные (т. е. основная народность составляет свыше 90%). Их больше всего в Европе (Греция, Исландия, Ирландия, Норвегия, Швеция, Дания, ФРГ, Польша, Австрия, Болгария, Словения, Италия, Португалия), Азия (Саудовская Аравия, Япония, Бангладеш, Корея, некоторые небольшие страны), в Латинской Америке (т. к. индейцы, мулаты, метисы считаются частями единых наций), в Африке (Египет, Ливия, Сомали, Мадагаскар) ;

С резким преобладанием одной нации, но при наличии более или менее значительных меньшинств (Великобритания, Франция, Испания, Финляндия, Румыния, Китай, Монголия, США, Австралийский Союз, Новая Зеландия и др.);

Многонациональные страны со сложным и разнородном в этническом отношении составом (Индия, Россия, Швейцария, Индонезия, Филиппины, многие страны Западной и Южной Африки).

Самый многонациональный район - Южная Азия, а самая многонациональная страна - Индия.

Практическая работа 5 Анализ карт антропогенных ландшафтов. Выявление материков с самыми большими ареалами таких ландшафтов.(о)

Раздел 2. Население Земли(3 часа)

Численность населения Земли. Размещение населения.

Практическая работа 6. С равнительное описание численности, плотности и динамики населения материков и стран мира(о)

Народы и религии мира.

Практическая работа 7. Моделирование на контурной карте размещения крупнейших этносов и малых народов, а также крупных городов.(и)

Основные виды хозяйственной деятельности, влияние на природные комплексы. Комплексные карты. Страны мира, их классификация.

Раздел 3. Океаны и материки(50 часов)

Тема1. Океаны(2 часа)

Тихий океан. Индийский океан, Атлантический, Северный Ледовитый

Географическое положение. Краткая история исследования каждого из океанов.

Особенности природы, деятельность человека.

Практическая работа 8 Выявление и отражение на контурной карте транспортной, промысловой, сырьевой, рекреационной и других функций одного из океанов(по выбору)(и)

Практическая работа 9 Описание по картам и другим источникам информации особенностей географического положения, природы и населения одного из крупных островов.(о)

Тема 2. Южные материки(1 час)

Географическое положение. Общие особенности географического положения. Общие черты рельефа, климата, внутренних вод. Сходство в расположении природных зон. Карта почв мира. Исследования Африки.

Тема 3. Африка(10 часов)

Географическое положение. Океаны и моря, их влияние на природу. Особенности природы. Рельеф материка. Формирование рельефа под влиянием внешних и внутренних факторов. Размещение полезных ископаемых .

Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата. Основные речные системы. Озера. Значение рек и озер в жизни человека.

Природные зоны. Почвы, растительный и животный мир. Заповедники и национальные парки.

Практические работы

Народы и страны. Гипотеза об африканском происхождении человеа. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Размещение населения, его причины. Колониальное прошлое материка. Современная политическая карта. Деление материка на крупные регионы.

Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы. Различия между странами региона. Главные особенности населения. Крупные города.

Практическая работа 10 Определение по картам природных богатств стран Центральной Африки.(о)

Практическая работа 11 Определение по картам основных видов хозяйственной деятельности населения стран Южной Африки.(о)

Практическая работа 12 Оценка географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших городов Африки.(о)

Тема 4. Австралия (4 часа)

Австралия. Географическое положение. Океаны и моря, их влияние на природу. История исследования.

Климат. Распределение температуры воздуха, давления, осадков. Климатические пояса и области. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата. Основные речные системы. Озера. Значение рек и озер в жизни человека.

Природные зоны. Почвы, растительный и животный мир. Изменение природы человеком. Заповедники и национальные парки. Природные богатство, их использование.

Население Австралии. Особенности культуры аборигенов и англо-австралийцев.

Австралийский Союз. Виды хозяйственной деятельности и их различия в разных частях материка.

Практическая работа 13. Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии.(и)

Тема 5. Океания(1 час)

Географическое положение. История исследования.

Особенности природы в зависимости от происхождения остров. Заселение Океании, изменение природы человеком.

Географическое положение. Размеры, очертания материка. Океаны и моря, их влияние на природу. История открытии и исследования.

Особенности природы. Рельеф материка. Формирование рельефа под влиянием внешних и внутренних факторов. Размещение полезных ископаемых.

Климат. Распределение температуры воздуха, давления, осадков. Климатические пояса и области.

Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата. Основные речные системы. Амазонка – величайшая река планеты. Озера. Значение рек и озер в жизни человека.

Своеобразие органического мира. Природные зоны. Почвы, растительный и животный мир. Высотная поясность Анд. Изменение природы человеком. Проблемы Амазонки. Заповедники и национальные парки.

Природные богатство, их использование. Стихийные природные явления.

Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Размещение населения, его причины. Колониальное прошлое материка. Современная политическая карта. Деление материка на крупные регионы.

Состав территории и страны региона. Особенности географического положения (Бразилия, Аргентина, Перу) их природы и природных богатств. Общие черты и особенности природы. Различия между странами региона. Главные особенности населения. Крупные города.

Практическая работа 14 Составление описания природы, населения, географического положения крупных городов Бразилии и Аргентины.(о)

Практическая работа 15 Характеристика основных видов хозяйственной деятельности населения Андских стран(и)

Тема 6. Антарктида(1 час)

Географическое положение. Арктика и Антарктика. История открытия и исследования.

Особенности природы. Климат. Своеобразие органического мира. Современные исследования.

Практическая работа 16 Определение целей изучения южной полярной области Земли. Составление проекта использования природных богатств материка в будущем.(о)

Тема 7. Северные материки(1 час)

Географическое положение. Общие особенности географического положения. Общие черты рельефа, климата, внутренних вод. Сходство в расположении природных зон.

Тема 8. Северная Америка(7 часов)

Географическое положение. Размеры, очертания материка. Океаны и моря, их влияние на природу. История открытия и исследования.

Особенности природы. Рельеф материка. Формирование рельефа под влиянием внешних и внутренних факторов. Размещение полезных ископаемых.

Климат. Факторы его формирования. Влияние подстилающей поверхности. Распределение температуры воздуха, давления, осадков. Климатические пояса и области.

Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата. Основные речные системы. Озера. Значение рек и озер в жизни человека

Особенности проявления зональности на материке; основные черты природы зоны тундр, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Высотная поясность в Кордильерах.

Изменение природы человеком. Заповедники и национальные парки.

Природные богатство, их использование. Стихийные природные явления

Народы и страны. История заселения материка. Основные народы.. Размещение населения, его причины. Современная политическая карта. Деление материка на крупные регионы. Краткая характеристика Канады и США

Практическая работа 17 Характеристика по картам основных видов природных ресурсов Канады, США, Мексики. (и)

Практические работы 18 . Выявление особенностей размещения населения, а также географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших городов Канады, США и Мексики. (о)

Тема 9. Евразия(16 часов)

Географическое положение. Размеры, очертания, размеры материка. Океаны и моря, их влияние на природу. История исследования. Особенности природы. Рельеф материка. Формирование рельефа под влиянием внешних и внутренних факторов. Размещение полезных ископаемых. Климаты в сравнении с климатом Северной Америки. Распределение температуры воздуха, давления, осадков. Климатические пояса и области.

Влияние климата на хозяйственную деятельность человека. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата. Основные речные системы. Современное оледенение. Озера. Значение рек и озер в жизни человека. Проявление широтной зональности и высотной поясности в Альпах и Гималаях. Природные зоны. Почвы, растительный и животный мир. Высотная поясность Анд. Изменение природы человеком. Заповедники и национальные парки.

Народы и страны.

Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Крупнейшие народы Евразии. Размещение населения, его причины. Этапы формирования современной политической карты. Главные особенности населения. Деление материка на крупные регионы. Хозяйственная деятельность населения.

Практическая работа 19 . Составление “каталога” народов Евразии по языковым группам(о)

Страны Западной Европы, Северной Европы. Страны Восточной Европы. Страны Южной Европы (Италия)

Практическая работа 20. О писание видов хозяйственной деятельности населения стран Северной Европы, связанных с океаном.()

Практическая работа 21 . Сравнительная характеристика Великобритании, Франции и Германии.(и)

Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия. Страны Центральной Азии. Страны Восточной Азии. Страны Южной Азии.

Практическая работа 22. Группировка стран Юго-Западной Азии по различным признакам(о) Практическая работа 23.С оставление описания географического положения крупных городов Китая, обозначение их на контурной карте.(и)

Практическая работа 24. Моделирование на контурной карте размещения природных богатств Индии.(и)

Раздел 3 Географическая оболочка – наш дом(2 часа)

Закономерности географической оболочки. Важнейшие закономерности географической оболочки. Исторические и современные факторы формирования ПК. Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств для человека. Виды природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменение природы человеком. Необходимость сотрудничества для защиты природы.