Занятия на группе продленного дня. Занятие в группе продленного дня «Кто и как зимует

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нижнекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №18 восьмого вида»

Страна Добра и Вежливости.

Подготовила воспитатель группы

продлённого дня Шипицына

Зоя Михайловна

Цель: Продолжить формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость.

Задачи:

Учить учиться самостоятельному выполнению заданий;

Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека;

Работать над выработкой положительных черт характера;

Познакомить с историей возникновения хороших манер, правилами этикета, расширение кругозора;

Активизировать и корректировать познавательную деятельность, развивать логическое мышление, внимание, устную, связную речь, творческое воображение и чувство юмора, эмоционально-волевую сферу ребенка, артистические способности, память;

Развивать в ребенке чувство воспитанности, любознательности, активного отношения к миру и творческого воображения, развивать чувство коллективизма через командные игры..

Используемые приемы и методы:

    словесно-наглядные: рассказ, объяснение, показ;

    практические : конкурсы, игры, викторины ;

    частично - поисковый: решение и анализ конкретных ситуаций .

Формы работы: фронтальная, в парах, в группах, индивидуальная и самостоятельная работа.

Оборудование : « Поезд» волшебный, магнитофон, 2 цветка с лепестками. Разрезные буквы и предложения, карточки, витамины, билеты.

Плакаты: Доброта - это стремление человека дать счастье всем людям, всему человечеству.

Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Участники: учащиеся 3-9 классы.

Ход мероприятия:

Учитель. Недаром говорится, что ничто не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.

Сегодня мы поговорим о таких человеческих качествах, как доброта и вежливость, воспитанность - ведь они неразделимы. А для этого мы отправимся в волшебное путешествие. А вы, ребята, любите путешествовать? Конечно! Вот мы и отправимся в необычную страну - Страну Добра. Эта страна необычная: ее улицы, переулки, аллеи и площади открыты только для тех, кто умеет правильно себя вести, знает и вовремя говорит нужное "волшебное", то есть вежливое, слово. В путешествии нас будут ждать разные приключения, а иногда и испытания в виде различных заданий. Но чтобы нам попасть в эту страну, нам нужен транспорт и билеты. Отгадайте загадку и узнаете, на чем мы поедем в путешествие:

Загадка:

А вот и транспорт, на чем мы поедем? А разве это поезд (локомотив), значит мы не можем все уехать, нам нужны вагоны. Поэтому нам нужно пройти несколько остановок, выполнить задания, и получить вагон и волшебные билеты (а почему волшебные вы узнаете позже) и добраться до станции «Добра». Разделимся на две команды. Чья команда быстрее и лучше. Итак, вы готовы? Тогда мы отправляемся!!! (песня «Голубой вагон»)

В народе всегда относились к доброте по-особому. Есть такая пословица - доброе слово и кошке приятно . Это означает, что не только каждому из нас нравится, когда к нему относятся с добротой. Доброту понимают даже животные. Поэтому мы начинаем наше путешествие с первой отправной точки – «Народная мудрость»

(волшебный билет, объяснение волшебного билета).

Здесь ваша задача поразмышлять:

Найди ошибки:

    Ученик подходит к взрослому (руки в карманах, жует) и говорит “Здравствуйте!”

    Мальчик сидит дома на диване и смотрит телевизор. Входит мамина знакомая. Мальчик, повернувшись, говорит “Привет!” и поворачивается обратно к телевизору. (Мальчик должен встать, подойти к гостье, сказать “здравствуйте, тетя Маша!”, предложить сесть, узнать, не мешает ли ей телевизор.)

    Вы идете с товарищем по улице. Он поздоровался с человеком, которого вы не знаете, и приостановился, чтобы спросить как дела? Вы, не здороваясь и не останавливаясь, пошли дальше. (Если здоровается ваш товарищ, следует поздороваться и вам. Надо пройти немного в сторону, чтобы не мешать беседе, и остановиться, чтобы подождать товарища.)

    В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них вы видите своего классного руководителя. Проходя мимо, вы вежливо с ним здороваетесь: “Здравствуйте, Мария Петровна!” (Обязательно надо поздороваться со всеми учителями, а на Марию Петровну можно выразительно посмотреть, улыбнуться или чуть-чуть склонить голову).

    Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. “Привет, Коля, Леха, Андрюха!” – закричали вы на весь автобус и начали проталкиваться вперед, бурча под нос, что все мешают. (Если вы увидели знакомых в автобусе, в библиотеке, на другой стороне улицы, то следует их поприветствовать, при условии, что они вас заметили. Кричать во весь голос, так, что люди начинают в испуге оборачиваться, не стоит. Вы можете помахать им рукой, улыбнуться, слегка поклониться.)

6. Вы находитесь в магазине. Вам надо узнать у продавца, сколько стоят яблоки.

Как лучше к нему обратиться:

Продавец, сколько стоят яблоки?

Гражданин, сколько стоят яблоки?

Тетенька, сколько стоят яблок?

(Извините, пожалуйста, сколько стоят яблоки? Простите, сколько стоят яблоки? Скажите, пожалуйста, сколько стоят яблоки?)

Обращение должно быть вежливым. К знакомым взрослым надо обращаться по имени и отчеству. Обращение ТЕТЯ, ДЯДЯ – только для твоих родственников.

Если ты не знаешь имени человека, к которому обращаешься, начни фразу со слов: ИЗВИНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, БУДЬТЕ ДОБРЫ, БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ, СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА.

7. Прибегает Ваня к товарищу домой – на прогулку позвать – и говорит: “Алеша дома?” (Первое, что надо сказать, – здравствуйте!)

Получают вагончик!!!

Станция «Хорошие манеры».

Существует забавная история о происхождении хороших манер .

Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с краю, мерзли. Ежи никак не могли отыскать “золотую середину” – то они кололи друг друга иглами, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. А потом договорились: уступать друг другу. Погрелся в середине – иди на край. И снова жди своей очереди. Может быть, хорошие манеры – это “золотая середина”, которую нашли люди для удобства общения? Сложившиеся правила поведения помогают людям понять друг друга, позволяют избежать конфликтов, натянутости в отношениях. По тому, как человек держится, как он ходит, садится, ест, как держит руки, какие слова произносит, судят об уровне культуры.

На доске: картинка. Расскажите кто первый должен начать разговор, что сначала нужно сказать, как нужно знакомиться. Попробуйте составить связный рассказ по плану:

Приветствие;

Знакомство;

Прощание.

Выбери правильный ответ:

    С чего нужно начинать телефонный разговор:

    с приветствия

    с фразы «А куда я попал? Или «А кто это?»

    с фразы «Позовите Петю…»

    с фразы «Вас беспокоит…»

    Кто первым здоровается в парикмахерской, ателье и др. службах быта:

    клиенты

    парикмахер, мастер по ремонту обуви и др.

    никто не должен здороваться

    Как нужно обратиться к гардеробщице с просьбой открыть раздевалку:

    «Откройте побыстрее, я тороплюсь»

    «Анна Ивановна, будьте добры, откройте раздевалку»

    Не надо ни к кому обращаться, надо стоять и громко говорить:

«Когда же откроют?» Гардеробщица услышит и подойдет.

    Выбери наиболее вежливый вариант приветствия вашего сверстника:

    просто сказать «Привет»

    пожать руку

    слегка наклонить голову и поприветствовать фразой: «Я рад тебя видеть. Как дела?»

    Вы приходите в гости, где уже собралось много людей.

    Кто должен первым поздороваться?

    гости

    тот, кто пришел последним

    никто, так как все друг друга знают

    Кто здоровается и называет себя первым, если встретились:

    младший и старший? (первым здоровается младший )

    мальчик и девочка? (первым здоровается мальчик )

    два мальчика? ( первым здоровается тот, кто лучше воспитан)

    девочка и пожилой мужчина? (девочка здоровается первой )

    кто подает руку первым? (руку первым подает старший младшему, женщина - мужчине, девочка – юноше). Младшие представляются старшим, женщины (не важно, какого они возраста) первыми мужчинам не представляются. Исключение можно сделать лишь в отношении пожилого мужчины.
    Называя себя, посмотри собеседнику в глаза и улыбнись. На вопрос "как тебя звать" правильным будет ответ "меня
    зовут ... (не звать).

    Вы часто встречаете одного и того же человека в магазине, на улице, в школе, но вы не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (Приветствовать людей, с которыми часто встречаешься – продавца в магазине, почтальона, жильца из соседнего подъезда, учителя, который преподает в других классах, даже если ты с ними не знаком, - обязательно.)

Получают вагончик.

Чтобы продолжить свой путь. Нужно немного размяться. Сейчас я читаю вам текст, если вы услышите слово пожалуйста - нужно три раза прыгнуть. Спасибо – 5 раз присесть, извините – потянуться!!!

Мальчик Вова ехал в автобусе, он сидел у окна и рассматривал улицы. В автобус вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал: "Садитесь..." (Пожалуйста) . Женщина поблагодарила Вову. Она сказала: "..." (Спасибо). Вдруг автобус затормозил, все пассажиры наклонились вперед, Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину, но тут же сказал: "...." (Извините, пожалуйста).

Станция «Здравствуйте».

Что означает слово здравствуйте?

Конкурс: “Разноцветное слово “здравствуйте”

Ребятам предлагается произнести слово “здравствуйте” со множеством разных оттенков голоса, в зависимости от интонации слово “здравствуйте” может прозвучать:

    официально (сухо, строго, по-деловому)

    весело, по-дружески

    вопросительно (испуганно, недоверчиво)

    пренебрежительно (без желания общаться)

    грустно, печально

    уважительно (с почтением, с поклоном)

    доброжелательно, бодро (оптимистично, в хорошем настроении)

А как еще можно здороваться? (Доброе утро, Добрый день, привет).

Каковы основные правила приветствия?

1. Куда бы ни пришел вежливый человек: в школу, домой, в гости, – он всегда поздоровается.

2. Когда входишь в дом, в театр, музей, снимай головной убор (обязательное правило для мальчиков, юношей, мужчин).

3. Вежливый человек всегда пожмет протянутую руку. Но не забудьте: поздороваться нужно первым, но руку протянуть сами мы не можем, это право взрослых. Пожимая руку, не надо стараться при этом показывать всю свою силу. Нельзя ни в коем случае здороваться сидя, нужно встать. Пожимая руку, мы не косимся по сторонам, а смотрим прямо в глаза тому, с кем здороваемся.

4. Если на улице холодно и у вас на руках перчатки, что делать?

Нельзя протягивать руку в перчатке тому, кто без перчаток. Но если взрослый в перчатках, то вы тоже можете их не снимать.

- Кто знает, как приветствуют люди друг друга в разных странах?

Русские – обнимаются и целуют друг друга в обе щеки.

Китайцы – кланяются друг другу.

Эскимосы выражают свое уважение и почтительность, высовывая язык во все стороны (но вам, конечно, никто не поверит, что вы эскимосы, если вдруг где-то, встретив знакомого, вы высунете язык, вряд ли ваш знакомый захочет поздороваться с вами в следующий раз).

Самыми забавными и по сегодняшний день остаются приветствия африканских племен. Словами “я тебя вижу” обмениваются при встрече зулусы. Акамба в Кении в знак глубокого уважения плюет на встречного. В знак приветствия арабы скрещивают руки на груди, туркмены засовывают руки в длинные рукава.

У некоторых индейских племен принято при виде незнакомого человека сидеть на корточках до тех пор, пока тот не приблизится и не заметит этой миролюбивой позы. Иногда для приветствия они снимают обувь.

Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо и еще высовывают язык.

Индийцы складывают ладони лодочкой и склоняют голову.

Японцы предпочитают поклоны.

Получат вагончик.

Станция «Улыбка»

А ведь у людей в распоряжении есть еще и улыбка. Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза – смотреть, ноги – ходить, рот – поглощать пищу, – все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы ее никогда бы даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было просто, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет”. Поэтому не забывайте приветствовать людей еще и улыбкой. Когда вы разговариваете с кем-то, вы можете выразить жестом, взглядом, улыбкой свое отношение к нему.

Делятся на две команды: каждой раздается цветок,1- приклеить лепестки. На которых написаны хорошие качества человека. 2- плохие качества человека.

Шуточные вопросы

1. В каком кармане брюк, в правом или в левом, не следует держать руку в присутствии старших? (Держать обе руки в карманах брюк ни в коем случае нельзя, даже в присутствии своих ровесников. Девочке тоже не подобает держать руки в карманах брюк, во всяком случае, во время разговора. В крайнем случае, допустимо держать одну руку в кармане пиджака, но лучше время от времени ее оттуда извлекать.)

2. Где можно громко зевнуть: дома, в классе или в обществе малознакомых людей? (Совершенно неприличен громкий зевок не только в обществе малознакомых людей, но и в классе, дома. Воспитанный человек вообще постарается воздержаться от зевка. Можно зевнуть “внутрь”, но осторожно, главное, незаметно.)

«Скажи верно»:

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого - Спасибо.

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит - Добрый день .

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь, - Здравствуйте .

Когда нас бранят за шалости

Говорим - Простите, пожалуйста .

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят - До свидания.

Релаксация «Улыбка»

Получают вагончик. Берутся за руки, улыбаются. Напевая песню («Улыбка»), отправляются дальше!!!

Станция «Вежливость»:

Я буду задавать вопросы, а вы все вместе, хором, - отвечать - вежливо или невежливо.

Поздороваться при встрече?

Толкнуть и не извиниться?

Помочь поднять упавшую вещь?

Не снять шапку, когда заходишь в школу?

Говорить "Спасибо" за подарок?

Громко разговаривать?

Поздороваться при встрече?

Перебивать во время разговора?

Обозвать обидным словом соседа?

Извиниться за вынужденное опоздание?

Уйти и не попрощаться?

Помогать родителям?

Не уступить место старшим в автобусе?

Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?

Что значит быть вежливым?

Получают вагончик.

Станция « Спасибо» .

(узнают сами) Составляют из карточек на которых написаны буквы.

Слово спасибо? (Говоря «спасибо», мы обычно выражаем благодарность кому-либо и за что-либо. Но не все помнят, что в старину «спасибо» со­стояло из двух слов: «спаси Бог» (то есть «пусть спасет тебя Бог»). Так говорили со­беседнику в знак уважения и благодарно­сти, желая, чтобы у него все было хорошо. Позже для краткости эти слова слились в одно и приобрели современное звучание.

Когда нам говорят спасибо или мы сказали спасибо, что нужно ответить?

«Пожалуйста» или «На здоровье»

Назовите слова с помощью, которых можно обратиться к человеку (пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, вас не затруднит…)

Что означает слово, пожалуйста (происходит от слова, , которое в свою очередь близко по смыслу словам дарить , облагодетельствовать . Видимо, изначально, слово, пожалуйста, возникло именно как просьба сделать подарок или одолжение).

«Выражение»:

Придумать предложения из четырех слов, в котором каждое слово начинается с указанной буквы, в каждом предложении есть слово, пожалуйста.

П.П.М.Х. (подайте, пожалуйста, мне хлеб).

С.П.С.В. (скажите, пожалуйста, сколько времени)

М.К.П.И. (мама, купи, пожалуйста, игрушку).

П.М.П.В. (позвони мне, пожалуйста, вечером).

Станция «Добра»:

Парк «Фантазеров».

Правила хорошего тона.
С древности повелось, что в разных местах нужно вести себя по-разному. В связи с этим существуют правила поведения, которые объясняют, что можно, а что нельзя делать в том или ином месте.
Участникам игры предлагается написать свод правил поведения в неожиданных местах, например:
- под кроватью
- в холодильнике

Переулок «Волшебные слова».

Здесь нас ждет новое испытание. Вам нужно отгадать мои веселые загадки. Эти загадки особенные. Если сама загадка учит добру и вежливости, то в ответ на нее надо всем хором сказать: "Это я, это я, это все мои друзья!" Давайте, попробуем. Но трудность в том, что эти слова нужно говорить не на каждую загадку. Если загадка с подвохом - надо промолчать.

Кто из вас, проснувшись бодро,

"С добрым утром!" скажет твердо?

Кто из вас, скажите, братцы,

Забывает умываться?

У кого из вас в порядке

Сумка, книжки и тетрадки?

Кто из вас в автобусе тесном

Уступает старшим место?

Кто из вас молчит как рыба

Вместо доброго "спасибо"?

Кто быть вежливым желает,

Малышей не обижает?

    Разыграть ситуацию:

Вам надо познакомиться в новой компании.

( устно) Составьте правила вежливости:

Правила вежливости:

    Вежливость проявляется в отношениях с людьми.

    Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.

    Будь вежлив со своими товарищами, не давай прозвищ и кличек.

    В разговоре и игре всегда помогай слабому, заступайся за него, не обижай младших.

    Не отвечай на грубость грубостью.

    Приучи себя постоянно помнить об окружающих.

На чем мы с вами путешествовали? Поезд, тоже хочет проверить чему вы научились сегодня:

Ваша задача составить из этих слов (на доске) предложение. С какой буквы начинается предложение? В конце предложения ставиться… Это все учтите! В это время жюри подсчитает баллы. (Итог).

Ребята, спасибо вам за веселое путешествие, мне было приятно с вами познакомиться!!! Будьте вежливыми, доброго вам пути и до новых встреч!!!

Какие волшебные слова использовал поезд?

Еще он вам передал витамины добра и вежливости.

Вот и подошло к концу наше путешествие-соревнование.

Перед тем, как нам расстаться

И уйти всем по домам,

Хочется мне попрощаться,

Пожелав при этом вам,

Чтобы добрыми вы были,

Слов волшебных не забыли,

Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями.

Расстаемся мы сейчас,

Добрый путь вам! В добрый час!

Много славных дел ждёт вас в будущем, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми . Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность и доброта делают их стойкими и весёлыми.

Развивающие игры и упражнения для активизации познавательных процессов.

Игры, расширяющие состояние внимательности у детей.

    «Слушаем тишину». В течение 3 минут все слушают тишину, после чего обмениваются впечатлениями, что каждый услышал.

    «Минутка». Ведущий просит детей внутренне измерить время, равное одной минуте (60 сек). Каждый поднимает руку, когда внутренняя минута пройдет. Ведущий ведет контроль при помощи секундомера и отмечает степень несовпадения каждого ответа.

    «Что изменилось?» Упражнение проводится в нескольких вариантах:

    что изменилось в классной комнате по сравнению с предыдущим днем?

    что изменилось на столе в положении предметов? (Время на рассмотрение 10 секунд).

    что изменилось в нашем кружке. (Дети садятся в кружок, один человек закрывает глаза. Ведущий дает знак, и два человека меняются местами. Надо найти изменения.)

    «Слова-невидимки». Ведущий пишет слова в воздухе по одной букве. Другой вариант: ведущий показывает карточки с буквами ученику, стоящему у доски. Тот должен на доске пальцем «написать» букву.

    «Корректор». Дети работают с текстами: необходимо в течение 5 минут зачеркивать определенную букву (например, «а»). После чего они обмениваются текстами и 5 минут проверяют: ошибкой считается пропущенная буква.

    «Шеренга». Ведущий выстраивает детей в шеренгу по определенным признакам:

  • по цвету волос (от светлого до темного);

    по первой букве фамилии (имени) – по алфавиту;

    по дате рождения и т. п.

Детям предлагается запомнить свое место в различных вариантах построения. По команде ведущего должны найти свое место в шеренге.

Занятия на развитие мыслительных способностей.

    Придумать слова с заданной буквой:

    начинающиеся на букву «А»;

    оканчивающиеся на букву «Т»;

    имеющие в середине «ЧК»

    Перечислить объекты с заданным признаком:

    белого (зеленого, красного) цвета;

    прямоугольной (круглой) формы.

    Перечислить слова со значением «хороший» и слова со значением, противоположным значению «твердый».

    «Цепочка». Первый называет слово, второй – любое другое. Третий должен составить из них предложение. Затем придумывает свое слово. Вариант игры: ведущий называет несколько букв, каждая из которых – начальная буквы слова в предложении, которое нужно составить (например, н-к-к-т: «На кресле – книга и тетрадь», «На крыше кирпичная труба»)

Могут использоваться различные занимательные задачи, задачи на сообразительность, на «исключение лишнего», на обобщение предметов, на продолжение логического ряда слов, чисел.

Занятия на тренировку памяти.

    «Что пропало?» Ведущий читает ряд слов (5-7), не связанных между собой по смыслу. Второй раз читается не весь ряд, одно слово пропускается, дети должны восстановить пропущенное слово (усложнение задания – восстановить весь ряд).

    «Жил – был кот». Каждый участник называет определение к слову «Кот» и повторяет все названные до него. «Жил-был красивый, пушистый, умный, веселый…» и т.д. (могут быть и другие варианты).

    По такому же принципу составление рассказа по заданной теме: добавляя свое предложение, нужно сначала повторить все сказанное раньше.

Занятия на развитие воображения

    «На что похоже?». На лист бумаги ставят гуашевую каплю, лист сворачивают пополам. На что похожа получившаяся из краски фигура?

    «Дорисуй». Детям предлагаются контуры элементов предметных изображений, простые геометрические фигуры, из которых нужно дорисовать узнаваемые картинки.

    «Попрыгай». Детям предлагается попрыгать, но не как обычно, а как воробей, кенгуру, заяц, лягушка и т.д.

    «Веселый хор». Детям предлагается разыграть широко известную песню в лицах или спеть её вместе как хор маленьких поросят, щенят.

    «Окончить сказку». Нужно придумать свой вариант окончания всей известной сказки («Колобок», «Репка», «Теремок»).

Игры на развитие коммуникативных способностей

    «Сказочный город». При помощи учителя дети вырезают, склеивают, раскрашивают – «строят» город, в котором необычные дома, «населяют» его жителями, придумывают историю этого города.

    «Сделай подарок». Дети становятся в круг, учитель просит их придумать, какой бы они хотели сделать подарок соседу слева (наверное, нужно учителю оговорить, что подарком может быть любой предмет: книга, игрушка, цветок и т.д.). Игра проходит в тишине. Нужно при помощи жестов и выразительных движений, не называя предмета, «передать подарок» соседу, который угадывает, что ему «подарили», показывает, что он с этим будет делать, а потом «передает» свой «подарок».

    «Мастерская художников». Дети разбиваются на группы по четыре человека, каждая группа договаривается, что будет рисовать. Каждый ученик рисует свою часть рисунка, после чего лист поворачивается на 90 градусов, и необходимо теперь дорисовать то, что было нарисовано предыдущим «художником». После окончания рисунка группа придумывает ему названия, и демонстрирует его всем.

Игры на развитие чувственной сферы детей

    «Говорящая картина». Детям предлагается озвучить сюжетную картину, догадаться о чувствах изображенных людей.

    Игра с использованием карточек «Азбука настроения» (карточки изображают людей и зверей в разных настроениях: грусти, веселья, страха, гнева, удивления, задумчивости).

    «Угадай чувства». Детям предлагается показать при помощи мимики и жестов различные чувства, которые нужно отгадать остальным. Большой эффект дают занятия по программам «Школы вежливых наук», когда в игровых ситуациях ребята учатся применению вежливых речевых оборотов и нормам поведения.

Игры, активизирующие позитивное восприятие жизни.

Дляпомощи детям с низкой энергетикой, депрессивностью необходимы игры, активизирующие позитивное восприятие жизни:

    «Что у меня не получается и что у меня получается».

    «Что хорошего в моей жизни и чего я хочу ещё».

    «Что я люблю».

    «Совместный рассказ».

Все эти игры не отнимают много времени и сил у воспитателя, но приносят ощутимую пользу, помогая сформировать комфортную атмосферу в группе, в которой свободно будут чувствовать себя дети, испытывающие трудности в коммуникации.

Первые дни в школе.

Занятия в группе продлённого дня

1 класс

1 ДЕНЬ.

ЗАНЯТИЕ 1.

1. ВСТУПЛЕНИЕ. ЗНАКОМСТВО СО ШКОЛЬНЫМИ ПРАВИЛАМИ.

В этом доме чудеса:

Много парт, звонок- оса,

Прозвенел и тишина,

Начинать урок пора.

Что это? / ШКОЛА/

Вы все сегодня стали учениками школы «АБВГДейка». У нас хотя и маленькая, но уже школа. В каждой школе есть свои правила. Хотите узнать, какие?

    Ответить хочешь, не шуми,

А только руку подними.

    Ответить хочешь - надо встать,

Когда же сесть позволят- сядь.

    Парта- это не кровать и на ней нельзя лежать.

    Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно.

2 ИГРА НА ВНИМАНИЕ «ВОЗЬМЁМ НЕ ВОЗЬМЁМ».

Я буду называть разные предметы, а вы будете хлопать в ладоши, если это школьные принадлежности.

МЯЧ, КНИГА, ИГРУШКА, РУЧКА, АЛЬБОМ, КОРОБКА, КАРАНДАШ, ПЕНАЛ, РЕЗИНКА, ЖЕВАЧКА, ПОРТФЕЛЬ, ОТКРЫТКА, НОЖНИЦЫ…

3. ИГРА С МЯЧОМ «ВОПРОС – ОТВЕТ»

Учитель задаёт вопрос и кидает ребёнку мяч, ребёнок отвечает на вопрос и бросает мяч обратно.

    Как нужно в школе обращаться к учительнице?

    Если тебе нужно о чём- то спросить учительницу, как ты поступишь?

    Если тебе во время урока нужно выйти в туалет, то что нужно сказать?

    Как ты узнаешь, что пора идти на урок?

    Для чего нужна перемена?

    Как в школе называется комната, где учатся дети?

    Как в школе называется стол, за которым сидят дети?

    Где пишет учитель, когда объясняет задание?

    Какие в школе отметки хорошие, а какие плохие?

    Что такое каникулы?

4. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. РАБОТА ПО СКАЗКЕ «РЕПКА».

    Сегодня мы с вами отправимся в одну всем вам известную сказку. А что это за сказка помогут догадаться слова «Тянут, потянут - вытянуть не могут».

    Давайте вспомним эту сказку. Какие там были герои?

    А хотите проинсценировать эту сказку?

А) ВЫБОРЫ ДЕДА:

Сначала нам нужно выбрать деда. Кто хочет быть дедом?

Дед всё умел: и землю копать, и репку сажать, и урожай охранять. А ещё он знал все овощи.

Назовите овощи, кто назовёт последний овощ - будет дедом.

Б) ВЫБОРЫ БАБКИ:

Кто хочет стать бабкой?

Кто вас встретит у порога

И научит вас писать,

Прочитает книжек много

И поставит всем вам «5» (учитель)

Кто угадает загадку, тот станет бабкой.

В) ВЫБОРЫ ВНУЧКИ:

Конкурс улыбок. Мы досчитаем до трёх, после чего вы улыбнётесь широко, от всей души. У кого будет самая красивая улыбка, тот будет внучкой.


Г) ВЫБОРЫ ЖУЧКИ:

Жучка охраняет дом и должна хорошо рычать, кто лучше всех порычит, тот будет Жучкой.

Д) ВЫБОРЫ КОШКИ:

Вопрос простой для малышей, кого боится кот? (СОБАК).

Е) ВЫБОРЫ МЫШКИ:

Описать мышку. Какая она? Кто назовёт последнее слово, тот и будет мышкой.

5) ИНСЦЕНИРОВАНИЕ СКАЗКИ:

6) ИГРА НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ.

Если я говорю:

ДЕД - вы «рубите дрова»,

БАБКА – вы «вяжете»

ВНУЧКА – «подпрыгиваете»

КОШКА – «умываетесь»

ЖУЧКА – «машите хвостиком»

МЫШКА - «пищите»

7 МОДЕЛИРОВАНИЕ ГЕРОЕВ СКАЗКИ:

Давайте попробуем изобразить героев сказки с помощью схем и рассказать сказку по схеме

РЕПКА

ДЕД

БАБКА

ВНУЧКА


ЖУЧКА


КОШКА


МЫШКА

8 ПОСТАНОВКА РУКИ:

Сейчас мы отправимся в гости к бабке и деду, но пройти к ним непросто. Открываем тетрадки со словами:

Я тетрадь свою открою,

И наклонно положу.

Я от вас, друзья не скрою,

Карандашик так держу.

Сяду прямо не согнусь,

За работу я возьмусь.

Для того, чтобы наши пальчики слушались, нужно сделать для них массаж.

МАССАЖ ПАЛЬЧИКОВ:

    Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой.

    Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

    Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

    Этот пальчик безымянный, непоседливый самый.

    А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал.

9) ЗНАКОМСТО С ПОНЯТИЯМИ «ЛИСТ», «СТРАНИЦА», «КЛЕТКА».

Посередине листа надо нарисовать дорожку, по которой мы пойдём. Дорожка должна быть прямая.

Покажите верхний правый угол, верхний левый угол

Покажите нижний правый, нижний левый угол.

Нарисуйте репку в правом верхнем углу.

Нарисуйте бабку в правом нижнем углу.

Нарисуйте деда в нижнем левом углу.

Нарисуйте мышку в левом верхнем углу.

10 ПЕРЕМЕНА. ИГРА «КОТ НА КРЫШЕ»

(автоматизация звука Ш-Ш-Ш)

«Кот» сидит на стуле, остальные дети – «мышки» тихонько подходят к коту и, грозя, друг - другу пальцем, говорят в полголоса:

Тише, тише, тише мыши!

Кот сидит на нашей крыше.

Мышка, мышка, берегись,

И коту не попадись!

Кот просыпается, говорит «МЯУ», вскакивает и гонится за мышами.

МАТЕМАТИКА:

1. РАБОТА ПО ИЛЛЮСТРАЦИИ К СКАЗКЕ «РЕПКА». ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА.

Давайте посчитаем, героев сказки «Репка». Сколько их? (7)

Кто стоит первым? (дед)

Кто стоит между бабкой и Жучкой? (внучка)

Кто стоит перед мышкой? (кошка)

Кто стоит за внучкой? (Жучка).

Положите на наборное полотно столько кружочков, сколько у нас героев в сказке.

Мышка убежала. Сколько героев осталось? (6)

На сколько героев стало меньше?


А потом за мышкой убежала кошка. Сколько осталось героев? (5)


2 РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ. ИГРА «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»

Запомните, кто за кем стоит: бабка, Жучка, внучка, дед, мышка, кошка.

Закройте глаза. В это время учитель меняет героев сказки местами. Дети открывают глаза и говорят, что изменилось. Повторяется несколько раз.

3 РЕШЕНИЕ СТИХОТВОРНЫХ ЗАДАЧ.

У кошки три котёнка,

Они мяучат громко.

В лукошко мы глядим.

Куда пропал один?

Вдруг видим из-за лавки

Его выносит кошка

Он первым встал на ножки

И вылез из лукошка.

А сколько котят ещё не умеют ходить? (2)

Кот Васька – рыболов,

Притащил большой улов:

Пять огромных окуней,

На 3 меньше карасей.

Какой же у кота улов?

Кто ответить мне готов? (7)

Надоело нашей внучке

Тогда стала наша внучка

Одна на дереве сидит,

Ещё одна в окно глядит,

Три сидят на крыше,

Чтобы всё услышать.

Так скажите, сколько птиц

Насчитала внучка? (5)

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

Хорошо мы потрудились,

Рисовали и резвились,

Но прощаться нам пора,

До свиданья, детвора.

ДЕНЬ 2.

1. УГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ:

(на наборное полотно ставятся картинки- отгадки)

Ростом мал, да удал

От меня ускакал. (МЯЧ)

Дробь отбивает, шагать помогает. (БАРАБАН)

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все сидят они друг в дружке,

А всего одна игрушка. (МАТРЁШКА)

Пляшет крошка, а всего одна ножка. (ЮЛА)

Вот упрямый человек!

Не заставишь лечь вовек.

Вам такой встречается?

Она совсем не хочет спать,

Положу, встаёт опять. (НЕВАЛЯШКА)

Как можно одним словом назвать все поставленные на наборное полотно предметы? (ИГРУШКИ)

Зачем человеку нужны игрушки?

Расскажите о своих любимых игрушках.

2. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ. ИГРА С КАРТИНКАМИ – ОТГАДКАМИ «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»

3. РАЗУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ:

Наша Маша рано встала,

Кукол всех пересчитала:

Две матрёшки - на окошке,

Две Танюшки – на подушке,

Две Иринки – на перинке.

А Петрушка в колпаке-

На дубовом сундучке-

А сколько кукол у Маши? (7)

4. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА.

Картинки с животными выставляются по мере их названия: ЛИСА, ВОЛК, ЗАЯЦ, КОРОВА, МЕДВЕДЬ, ЛОСЬ.

Про какое животное можно сказать:

    Серый, хищный, жадный…. (ВОЛК)

    Большой, косолапый…. (МЕДВЕДЬ)

    Рыжая, хитрая, ловкая… (ЛИСА)

    Добрая, рябая, пёстрая… (КУРИЦА)

    Косой, слабый, трусливый… (ЗАЯЦ)

    Быстрый, сохатый… (ЛОСЬ)

Какое животное стоит первым? (ВОЛК)

Какое животное стоит между лисой и зайцем? (КУРИЦА)

Какое животное третье по счёту? (ЛИСА)

Какое животное справа от зайца? (ЛОСЬ)

Какое животное слева от лося? (ЗАЯЦ)

Какое животное лишнее? Почему? (КУРИЦА - домашняя птица)

5. ИГРА НА ВНИМАНИЕ «ДИКИЕ – ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Я буду называть животных, если это домашнее животное - хлопайте, если дикое - топайте.

ОВЦА, РЫСЬ, МЕДВЕДЬ, КОЗА, ЛИСА, КОРОВА, ЗАЯЦ, ПЕТУХ, ВОЛК, СОБАКА, СВИНЬЯ.

6. ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ: СЛОВО, ЗВУК, БУКВА.

Давайте произнесём слово «ЛИСА». Сколько звуков мы произнесли? (4)

Нарисуйте столько кружков, сколько звуков в слове «ЛИСА».

А теперь произнесите слово «ВОЛК». Сколько звуков вы произнесли? Нарисуйте столько треугольников, сколько звуков в слове?

А как на письме показать звуки? (Буквами)

Кто знает буквы? Составить слова ЛИСА, ВОЛК из разрезной азбуки.

7 . ИГРА «ЗАЯЧЬИ ПРЫЖКИ» (дети рисуют дорожку зайчика)

Обозначьте зайчика точкой.

Зайчик прыгнул на 2 клеточки вправо,

Прыгнул на 3 клеточки вниз,

На 5 клеточек вправо,

На 1 клеточку вверх

На 3 клеточки влево,

На 2 клеточки вверх.

8. ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЗАЙЦЫ И ЛИСА» (автоматизация звуков 3-С в тексте)

Дети встают в круг, держась за руки, внутри круга водящий- лиса.

Серый зайка прыгает возле старых сосен,

Страшно в лапы лисоньке, лисоньке попасть.

Зайки уши навострите, вправо, влево поглядите,

Не идёт ли кто?

Дети кричат «Лиса». Лиса догоняет зайцев.

МАТЕМАТИКА:


1. ПРЯМОЙ И ОБРАТНЫЙ СЧЁТ,

2.НАЗВАТЬ ПРЕДЫДУЩИЕ И ПОСЛЕДУЮЩИЕ ЧИСЛА,

3 РАБОТА С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ, ЗНАКОМСТВО С ПРАВИЛАМИ ШТРИХОВКИ.

Обвести кружок. Заштриховать его спиралькой.


Обвести квадрат. Заштриховать его сверху вниз.




Обвести треугольник. Заштриховать его слева направо.

Обвести прямоугольник. Заштриховать его наклонными линиями сверху вниз.

4. ИГРА НА ВНИМАНИЕ «ФИГУРКА - ДВИЖЕНИЕ»

Руки в сторону

Прыгнуть.

Присесть

Хлопнуть

Маршировать

5. ПОСТРОИТЬ С ПОМОЩЬЮ ЛЕКАЛЛ ДОМИК, ЁЛОЧКУ, ЗАШТРИХОВАТЬ.

ЗАНЯТИЕ 3.

1. РАЗВИТИЕ РЕЧИ:

Отгадайте загадки, найдите картинки- отгадки.

Окраской сероватая,

Походкой мешковатая,

Повадкой вороватая

Крикунья хрипловатая. (ВОРОНА)

Непоседа пёстрая.

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (СОРОКА)

Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу,

И ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой (СНЕГИРЬ)

Видали вы его не раз,

Он скачет в двух шагах от нас.

Чик- чирик - не робей

Я бывалый …. (ВОРОБЕЙ)

Хоть я не молоток-

По дереву стучу.

В нём каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный. (ДЯТЕЛ)

Как можно назвать, одним словом все эти предметы? (ПТИЦЫ)

Опишите каждую птицу.

Что особенного есть во внешности каждой птицы?

Чем похожи все эти птицы? (зимующие)

Многие птицы остаются у нас зимовать. Зима бывает очень суровой.

Как мы можем помочь птичкам зимой?

2. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА:

Поставьте карточки с птицами так, чтобы первым стоял воробей.

Между воробьём и сорокой поставьте ворону.

Последним поставьте снегиря.

Четвёртым по счёту поставьте дятла.

3. РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ.

«Если нравится тебе, то делай так»

А ну-ка, похлопай, как я (2 хлопка)

Так хлопают только у нас! (2 хлопка)

А ну-ка, потопай, как я (2 притопа)

А ну-ка, все вместе, все враз-

Так топают только у нас! (2 притопа)

А ну-ка, помяукай, как я (мяу- мяу)

А ну-ка, помяукай, как я (мяу-мяу)

А ну-ка, все вместе, все враз-

Так мяукают только у нас! (мяу- мяу)

А ну-ка, погавкай, как я (гав-гав)

А ну-ка, все вместе, все враз-

Так гавкают только у нас! (гав-гав)

А ну-ка, похрюкай, как я (хрю-хрю)

А ну-ка, все вместе, все враз-

Так хрюкают только у нас! (хрю-хрю)

4. ИГРА НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ:

«Что изменилось»

Дети рассматривают картинки с птицами, затем закрывают глаза. Учитель меняет картинки местами. Дети угадывают, что изменилось.

МАТЕМАТИКА.

1. СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ.

(Работа с индивидуальными наборами)

  • Положите столько квадратиков, сколько птиц на картинках. Сколько положили квадратиков? (6)

    Ниже положите 5 треугольников. Чего больше? Чего меньше? На сколько больше? На сколько меньше.

    Как сделать, чтобы квадратиков и треугольников стало поровну?

2. КОНСТРУИРОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ ЛЕКАЛЛ.

У каждой птички свой домик. Давайте построим домик для скворца- скворечник.

Какие нам для этого потребуются фигуры? (треугольник, прямоугольник, круг)

Заштриховать полученный скворечник.

3. УПРАЖНЕНИЕ НА УМЕНИЕ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА ПЛОСКОСТИ.

    Обвести одну клеточку и закрасить её чёрным цветом.

    Возьмите красный карандаш, отсчитайте от чёрной клетки вправо четыре клеточки, а пятую закрасьте красным карандашом.

    Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз 2 клетки, а третью закрасьте синим карандашом

    Возьмите зелёный карандаш. Клеточку, расположенную слева от синей и через одну клеточку от неё закрасьте зелёным цветом.

    Возьмите жёлтый карандаш. Отсчитайте от зелёной клетки вверх пять клеток, а шестую закрасьте жёлтым карандашом.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ГУСИ».

Дифференциация свистящих и шипящих звуков.

Гуси, гуси!

Га-га-га!

Есть хотите?

Да-да-да!

Серый волк под горой не пускает нас домой!

4.ИГРА НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ. ВАРИАТИВНОСТЬ.

Цыплёнок, утёнок и гусёнок пошли гулять. Как по-разному они могли встать. Есть 6 вариантов, давайте их найдём.

Ц – У - Г

Ц – Г – У

У - Ц- Г

У – Г - Ц

Г – У - Ц

Г - Ц – У

Детёнышам пора домой, найдите их мам.

УТЁНОК ГУСЫНЯ

ЦЫПЛЁНОК КУРИЦА

ГУСЁНОК ИНДЮШКА

ИНДЮШОНОК УТКА

5. ТЕСТ КЕРНА – ИРАЗЕКА

    Нарисовать фигуру человека.

    Скопировать с трафарета фразу: Ей дан чай или он ел суп.

    Скопировать с трафарета десять нарисованных точек, расположив их одну под другой на равном расстоянии по вертикали и горизонтали.

4 ЗАНЯТИЕ.

1. ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗВУКОВ В СЛОВЕ И ИХ КОДИРОВАНИЕ.

Стоит в саду кудряшка-

Белая рубашка

Сердечко золотое,

Что это такое? (РОМАШКА)

Что такое ромашка? (цветок)

Какие ещё цветы вы знаете?

Положите столько кружочков, сколько звуков в слове «ромашка» (7)

2. ПОСТАНОВКА РУКИ. ПОСТРОЕНИЕ РОМАШКИ С ПОМОЩЬЮ ЛЕКАЛЛ.

Какие геометрические фигуры нам нужны, чтобы построить ромашку?

Заштрихуйте ромашку.

На ромашке расположите буквы. Какие буквы вы знаете?

Какие это буквы? Почему?

А, О, Ы, И, У.

В середине ромашки спряталась ещё одна буква. Угадайте, что это за буква:

На этой букве, как на лесенке

Сижу и распеваю песенки. (Н)

Как её произносят?

3. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ, ИГРА «ЦЕПОЧКА»

Придумайте слова. Которые начинаются на букву «Н».

4. ИГРА НА ВНИМАНИЕ:

Если я показываю:

А - хлопайте,

О - приседайте

У - прыгайте

Ы - вращайте головой

И - встаньте прямо

5. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ, УМЕНИЯ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ,

Нарисуйте 5 ромашек.

Цветок, который посередине, раскрасьте красным цветом.

Последний цветок раскрасьте жёлтым цветом.

Между красным и жёлтым цветком находится синий цветок.

Первый цветок того же цвета, как пятый.

Между первым и третьим цветком находится зелёный цветок.

6 ПОДВИЖНАЯ ИГРА «КАРУСЕЛИ».

Автоматизация звука «ш»

Карусели, карусели

Мы с тобой на лодку сели,

Сели и поехали (имитируют греблю и произносят звук «ш»)

Карусели, карусели

Мы с тобой на лошадь сели,

Сели и поехали (имитируют всадников, и в такт щёлкают языком)

Карусели, карусели

Мы с тобой в машину сели,

Сели и поехали (крутят баранку и произносят звук «ж»)

Карусели, карусели

Мы с тобой на поезд сели,

Сели и поехали (строятся паровозиком и произносят «чух-чух»)

Карусели, карусели

В самолёт с тобой мы сели сели,

Сели и поехали (раскидывают руки- крылья и произносят «ш»)

МАТЕМАТИКА:

1. ПРЯМОЙ И ОБРАТНЫЙ СЧЁТ

2. ИГРА С МЯЧОМ «ПОСЛЕДУЮЩИЕ И ПРЕДЫДУЩИЕ ЧИСЛА».

3.РАБОТА НА НАБОРНОМ ПОЛОТНЕ.

Счёт предметов.

Сравнение предметов

Уравнивание предметов.

(цветы- бабочки, зайцы- морковки)

Посчитайте, сколько бабочек прилетело на цветочки.

Положите столько кружков, сколько у нас бабочек (5)

Сколько кружков нужно убрать, чтобы их осталось 3? (2)

4. РЕШЕНИЕ СТИХОТВОРНЫХ ЗАДАЧ:

Ёжик по лесу пошёл

На обед грибы нашёл.

Один под берёзой,

Два - под осиной.

Сколько грибов в плетёной корзине? (3)

На полянке у дубка

Крот увидел два грибка.

Он нашёл ещё один.

Кто ответить нам готов,

Сколько крот нашёл грибов? (3)

В класс вошла Аринка,

А за ней Маринка,

А потом вошёл Игнат.

Сколько в класс вошло ребят? (3)

На плетень взлетел петух,

Повстречал там ещё двух.

Сколько стало петухов

У кого ответ готов? (3)

3 яблока. Одно сорвать

Ручонка так и тянется.

А сколько их останется? (2)

5. СЧЁТ ПРЕДМЕТОВ:

    Сколько в классе девочек?

    Сколько в классе мальчиков?

    Чего в классе по – одному, а о чём можно сказать «много»?

    сколько в классе парт?

    Сколько в классе стульев?

    Сколько парт занято учениками, а сколько свободно?

    Чего в классе больше парт или стульев?

ТЕСТИРОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕРКИ НЕКОТОРЫХ СТОРОН УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА.

Ориентирование в пространстве («Знаете ли вы своего ученика» с.16-18)

Определение ведущей руки.

ЗАНЯТИЕ 5.

1.ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ:

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живёт под крылечком,

Хвост колечком. СО - БА - КА

Положите столько кружочков, сколько звуков в слове собака (6)

Как вы думаете, зачем человек приручил собаку?

Какую работу выполняет собака?

Как вы понимаете слова «Собака- друг человека».

2. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, ПОВТОРЕНИЕ БУКВ.

У У

Кто это пришёл к нам в гости?

Какие буквы спрятались на человечке?

Сколько одинаковых букв встретили?

У-2, О – 3, А-1, Н- 1, С-1.

3. ИГРА НА ВНИМАНИЕ:

Учитель показывает буквы, а дети выполняют движения.

А- прыгнуть

У - хлопнуть в ладоши

О – присесть

Н- руки в стороны

С - встать ровно.

4. РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ПОСТАНОВКА РУКИ, ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ.

Вася посадил собаку со щенком в лодку и поплыл. Давайте покажем их путь.

1 клетка вправо – 2 клетки вверх- 3 клетки вправо – 4 клетки вниз- 5 клеток вправо – 1 клетка вверх – 2 клетки влево – 2 клетки вверх – 4 клетки вправо.

5. РАБОТА С ЛЕКАЛАМИ. ПОСТРОЕНИЕ И ШТРИХОВКА СОБАКИ.

6. ИГРА « ЕСТЬ ИЛИ НЕТ»

Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий – в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «да», если не согласны, опускают руки и кричат «нет»

    Есть ли в поле светлячки?

    Есть ли в море рыбки?

    Есть ли крылья у телёнка?

    Есть ли ключ у поросёнка?

    Есть ли гребень у горы?

    Есть ли двери у норы?

    Есть ли хвост у петуха?

    Есть ли ключ у скрипки?

    Есть ли рифма у стиха?

    Есть ли в нём ошибки?

7. ПОДБОР СЛОВ С ЗАДАННЫМИ БУКВАМИ,

Вот сколько на «К» я сумею сказать:

Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,

Корова, квартира, картина, ковёр,

Кладовка, калитка, комод, коридор.

- А какие слова на букву «К» знаете вы?

Ой, хватит! И звук тоже может устать!

А вот что на «Т» ты сумеешь назвать?

(дети называют слова на букву «т»)

Топор, табуретка, тарелка и ложка,

Я, кажется, что-то напутал немножко.

- А какие слова на букву «т» знаете вы?

Ну, ладно, я больше сбиваться не буду.

А лучше на «С» назову я посуду:

Стакан, сковородка, солонка и …кошка.

А кошка откуда? Залезла в окошко!

Спроси лучше кошку, откуда пришла,

И вся ли посуда на кухне цела?

- А какие слова на букву «С» вы знаете?

- Найдите слова на букву «С» на картинке?

- Сколько звуков в слове « слон»? (4)

- Составьте это слово на наборном полотне.

МАТЕМАТИКА.

1. РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ - ИГРА «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ».

А какие породы собак вы знаете? (вывесить 6 картинок с изображением собак разных пород)

Положите столько кружков, сколько видите собак на наборном полотне. (6)

Сколько собак нужно убрать, чтобы осталось 4 собаки? (2)

Чего больше кружков или собак?

Как сделать, чтобы было поровну?

Игра «Что изменилось».

2. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ:

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

2 медведя, Буратино и весёлый Чеполино.

И котёнок, и слонёнок.

Помогите-ка Катюшке-

Три больших, три маленьких,

Маленьких- удаленьких.

Целая семья опят,

Сколько их на пне сидят. (6)

У куклы 5 нарядных платьев,

Какое нынче надевать ей?

Есть у меня для куклы шерсть

Свяжу, и платьев будет … (6)

3. РАБОТА С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ.

Найти сходство и различие.

Из каких фигур составлен рисунок?

Что изменилось в лице?

Когда бывает такое лицо?

Построить с помощью лекал человечка и заштриховать его

4. ТЕСТИРОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕРКИ НЕКОТОРЫХ СТОРОН УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА.

Найти домик гномика по заданной тропинке

- «Дорисуй девятое» (котята, геометрические фигуры)

5 ИТОГ ЗАНЯТИЯ.


Игра по станция для начальной школы в группе продлённого дня

Занятие в ГПД «Страна Легумия»

Описание: Данный материал будет полезен воспитателям, вожатым, классным руководителям. Этот мероприятие я проводила в 2014 году в группе продлённого дня для учеников 1 – 4 классов.
Цель: В игровой форме расширить знания учеников об овощах.
Задачи:
1. Развитие творческих и интеллектуальных способностей.
2. Воспитание трудолюбия, уважительного отношения к взрослым.
Оформление: книжная выставка «Во саду ли, в огороде», корзина с овощами.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по удивительной стране Легумии. Что эта за страна?
Страну Легумию не найдёшь ни на географической карте, ни на глобусе, но она существует. Это страна полной тишины. Когда её жители – легумы –болеют или хотят пить, помощи они просят беззвучно. Если ты позаботишься о них, они в долгу не останутся, неблагодарных среди легумов нет.
Кто же они, жители этой удивительной страны?
По французски овощ –«легум», по испански – «легумус».А страна «Легумия», как вы, наверное, догадались –огород.
Давайте познакомимся с жителями этой удивительной страны.
1 станция: «Загадки с грядки»
1.Что копали из земли, жарили, варили? Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (Картофель).
2.Уродилась я на славу, голова бела, кудрява, кто любит щи, меня в них
ищи. (Капуста)
3. Под листочком у оградки, лягушонок спит на грядке, весь зелёный, прыщеватый, а животик – беловатый (Огурец)
4. Красный Макар по полю скакал и в борщ попал (Перец)
5. Круглая, а не месяц; белая, а не мука; горькая, а не полынь (Редька)
6. Маленький, горький, луку брат, к пище приправа, а на микробов - управа (Чеснок)
7. Жёлтая курица под тыном дуется (Тыква)
8. Помидору брат, а кумачу не рад; он в лиловой рос одёжке, не краснеет даже лёжа (Баклажан)
9.Что красно снаружи, бело внутри, с зелёным хохолком на голове(Редиска)
10. В огороде вырастаю, а когда я созреваю, варят из меня томат, в щи кладут и так едят (Помидор)
11. На ощупь очень гладкая, на вкус – как сахар сладкая, по цвету – красноватая, и нравится ребятам (Морковь)
12. Сама красная, а чуб зелёный (Свёкла)
13.На солнце я похожий, и солнце я люблю,
За солнцем поворачиваю голову свою. (Подсолнух)
14. Светло-зелёный блестящий бочок
Солнцу подставил крепыш…(Кабачок)
15.Любят девчонки, любят мальчишки
Желтые зернышки на кочерыжке.
Я это лакомство, солью натертое,
Съем хоть на третье, хоть на четвертое. (Кукуруза.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Все загадки мои отгадали. Это потому, что каждый из вас во время летней практики работал на нашем школьном огороде. У вас было много работы: вы сажали, поливали, пропалывали и собрали богатый урожай свеклы, лука, моркови, капусты. И теперь эти овощи
в меню нашей столовой.
2 станция: «Театральная»
Авторская сказка «Вкусная морковка»
Воспитатель: А сейчас ученики 1 класса покажут нам сказку «Вкусная морковка».
Действующие лица: автор, дед Матвей, бабушка Матрёна, морковка,
внуки – Маша, Ваня.
Автор: Дед Матвей в огород идёт,
Песенку весёлую поёт.
Дед Матвей: Солнце стало сильно припекать -
Надо грядочки копать.
Дедушке вы помогите.

Маша: Я бегу, бегу, дедушке лопату принесу.
Ваня: Не хочу я грядочки копать,
Лучше буду я играть.
Автор: Дед Матвей и Маша грядочку вскопали
Да немножко и устали.
Бабушка Матрёна: Эй, внучата, надо в огород сходить,
Семена моркови посадить.
Маша: Я иду, иду, леечку с собой я захвачу.
Ваня: Не хочу морковку я сажать
Лучше буду я играть.
Автор: Дед Матвей и Маша семена сажали
Да немножко и устали.
Автор: Вот сентябрь уж настаёт
А морковка всё растёт, растёт.
Морковка: Я Морковка хоть куда
И сладка, и вкусна.
Я для зрения полезна,
И для роста я нужна.
Дед Матвей: Что – то стало холодать
Надо нам морковку убирать.
Бабушка Матрёна: Эй, внучата, в огород бегите,
Дедушке вы помогите.
Маша: Я бегу, бегу, и ведёрко дедушке несу.
Ваня: Не хочу морковь я убирать
Лучше буду я играть.
Автор: Дед Матвей и Маша всю морковь собрали
Да немножко и устали.
Бабушка Матрёна: Машенька, иди сюда
Я морковкой угощу тебя.
Ваня: Почему меня забыли
И морковкою не угостили?
Дед Матвей: А ты грядку не копал, семена ты не сажал
И морковку ты не поливал.
Автор: Стыдно стало Ване за то, что он бездельничал, когда другие работали.
Ваня: Вы меня простите и морковкой угостите
Буду вам я помогать, поливать и убирать.
Все герои: Сказка – ложь, да в ней намёк
Добрым молодцам урок.
3 станция «Не зевай, урожай скорее собирай»
Воспитатель: Я думаю, что у нас все ребята трудолюбивые и дружные. И сей-
час пришло время поработать. Вы разделитесь на 2 команды. Ваша задача – перенести картошку в ложке.
4 станция «Шуточная».
Воспитатель: Я буду задавать вопросы, а вы - отвечать «да» или «нет»
- Растет капуста в огороде?
- Да!
- Краснеет помидор всегда?
-Да!
- А лук на грядке зеленеет?
-Да!
- Картошка в огороде зреет?
- Да!
- И на траве, как на подушке растет зеленая лягушка?
- Нет!
- Есть в огороде перец сладкий?
- Да!
- И кабачок растет на грядке?
- Да!
- Морковка выстроилась в ряд?
- Да!
- Растет на грядках шоколад?
- Нет!
- Растут укроп, фасоль, горох?
- Да!
- Растет большой и злой бульдог?
- Нет!
5 станция «Чудесный мешочек»
Воспитатель: У меня мешочек есть,
В нём овощей не перечесть
Поспешите угадать
И ответ скорее дать.
Ученики опускают руку в мешочек, нащупывают тот или иной овощ, и не вынимая его из мешка, угадывают и называют, что это.
6 станция «Веришь – не веришь»
Воспитатель: 1. Верите ли вы, что боб (из семейства фасолевых) – самое крупное и самое тяжёлое из овощных семян.
Верно. Один большой боб весит столько же, сколько 300 семян капусты, или
600 семян репы, или 2 тысячи семян салата.
2. Верите ли вы, что разбухшие горошины могут разорвать пароход пополам?
Верно. Неподалёку от берега сел на мель получивший пробоину пароход.
Вода просочилась в трюм, где лежали мешки с горохом. Разбухшим гороши -
нам стало тесно в трюме. Раздался треск. Такая сила была в проснувшихся горошинах, что они разорвали пароход пополам. Этот удивительный случай
описал писатель Г.К.Паустовский в своей книге «Чёрное море».
3. Верите ли вы, что в немецком городе Оффенбурге поставлен памятник пи-
рату Дрейку, который держит в руках куст картофеля, а подножие памятника
опоясывают гирлянды клубней.
Верно. Надпись на памятнике гласит, что миллионы людей благодарны Дрейку, который первым привёз картофель в Европу.
4.Верите ли вы, что из тыквы можно не только готовить еду, но и делать бутылки, вёдра, барабаны, бочки?
Верно. В Молдавии засаливают в ней огурцы как в бочке, на Кавказе из
неё делают бутылки для хранения вина, на улице негритянского посёлка –
это и оранжевое ведро с водой, и барабан там – там.
Воспитатель. Сегодня мы побывали в стране «Легумия». Вы отгадывали загадки про овощи, посмотрели сказку «Вкусная морковка», узнали интересные истории про овощи, дружно собирали урожай. Занятие наше закончилось, всем спасибо за участие.
Литература:
1.Минскин Е.М. «Игры и развлечения в группе продлённого дня»
2.Бочарова А.Г, Горева Т.М. «500 замечательных игр»

Представленные в пособии различные формы учебно-воспитательных занятий в группе продленного дня направлены на организацию содержательной досуговой деятельности учащихся 1-4 классов.
Познавательные мероприятия, конкурсные программы, фольклорные праздники , общеразвивающие занятия, развлекательные и подвижные игры, беседы на нравственно-этические темы помогут развить интеллектуальные и творческие способности учащихся, сформировать познавательные, коммуникативные, личностные и регулятивные УУД в соответствии с ФГОС и сделают их досуг интересным, насыщенным
и разнообразным.
Пособие предназначено воспитателям и педагогам групп продленного дня, учителям начального образования, педагогам-организаторам внеклассной работы
в школе, вожатым, студентам педагогических вузов.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Группы продленного дня все больше становятся одной из ведущих форм организации жизнедеятельности младших школьников. Именно в них создаются условия для пребывания обучающихся в общеобразовательном учреждении, при которых комплексно решаются проблемы своевременной подготовки домашних заданий в сочетании с продуманной досуговой деятельностью, позволяющей ребенку преодолеть перегрузки, вызванные интенсивным образовательным процессом в течение дня.

Предложенные в пособии различные формы организации учебно-воспитательных мероприятий в группах продленного дня с учащимися 1–4 классов помогут воспитателю сделать жизнь детей в группе интересной и увлекательной.

Например, мероприятия познавательного характера («Математический КВН», «Путешествие в страну “Местоимению”», игра «Самый умный») в рамках работы интеллектуального клуба «Эрудит» помогут развить интерес ребенка к тому или иному предмету и сделать досуг практически направленным.

На занятиях кружка «Умелые ручки » учащиеся научатся создавать свои композиции и поделки из пластилина , бумаги, природных материалов, приобретут знания по культуре и организации труда, о способах обработки материалов , возможностях использования ручных инструментов. Каждое занятие включает в себя познавательный, справочный или игровой материал, который позволяет разнообразить практическую деятельность учащихся.

На занятиях фольклорного клуба «Солнышко» по мотивам русского фольклора и славянской мифологии учащиеся из группы продленного дня в игровой форме познакомятся с обычаями и обрядами русского народа, узнают множество пословиц, потешек, забав и песен, которые помогут им понять и полюбить историю и традиции Отечества. Предложенные в пособии познавательно-игровые фольклорные программы («День живой воды», «Русская печь», «Каравай», «Славянские древности» и др.) дадут детям представление об истоках народного творчества, о традициях, народных праздниках, русском земледельческом календаре, разовьют творческую и познавательную активность учащихся.

Здоровье ребенка и его самочувствие во многом зависят от рационального питания. Занятия в «Школе здорового питания» направлены на формирование у младших школьников сознательного отношения к питанию и соблюдению режима дня. Интересные беседы и игры на темы: «Хлеб – всему голова», «Овощи и фрукты – витаминные продукты», «Во саду ли, в огороде» – научат детей осмысленно относиться к еде, помогут привить им привычку правильно питаться и вести здоровый образ жизни.

Предложенные в пособии этические беседы с младшими школьниками («Добрым быть полезно», «Правда, ложь и фантазия», «Учусь держать себя в руках», «О неприятном») подскажут ребенку, как ориентироваться в общественных явлениях, осознать свое поведение и научат предвидеть нравственные результаты своих поступков.

Все предложенные материалы пособия могут быть использованы в воспитательной деятельности школ, внешкольных учреждений, летних лагерей, в семье, а также в качестве отдельных элементов уроков в начальной школе.

Пособие предназначено воспитателям и педагогам групп продленного дня, учителям начального образования, педагогам-организаторам внеклассной работы в школе , вожатым. Может быть полезно студентам педагогических вузов и ссузов.

Введение 3

I. Интеллектуальный клуб «Эрудит» 5

О. П. Нечаева

Тема : Самый умный (интеллектуальная игра) 5

Л. А. Терещенко

Тема : Да здравствует математика! (познавательная конкурсная программа) 28

И. Н. Кондакова

Тема : Путешествие в страну «Местоимению» (познавательное мероприятие) 38

Е. А. Павловец

Тема : Что? Где? Когда? (интеллектуальная игра) 44

В. В. Леденева

Тема : Фонетический утренник (познавательная игра) 47

Тема : КВН по русскому языку (игра-конкурс) 49

Тема : Математический КВН (конкурсная программа) 57

II. Кружок «Умелые ручки» 64

С. Н. Фролова, Н. Г. Полуэктова

Тема : Кошка – божество Египта (аппликация из осенних листьев) 65

Тема : Русская деревня (коллективное панно из бумаги) 67

Тема : Собачка (оригами) 71

Тема : Кукла-барыня (лепка из пластилина) 75

Тема : Сова (аппликация из бумаги) 78

Тема : Изготовление пасхального яйца (аппликация из бумаги) 83

Тема : Жаворонок (лепка из теста или пластилина) 87

Тема : Кукла-берегиня (аппликация из бумаги) 90

Тема: Цветочная фантазия (поделки из бумаги) 93

С. Н. Жиляева

Тема : Гирлянда из травяных шариков (поделка из сухой травы) 97

Тема: Ягодная полянка (поделка из природного материала) 98

Тема: Новогодняя гирлянда (поделка из сухой травы) 99

Тема: Новогодний венок (поделка из сухой травы) 101

Тема : Елочка из травяных шариков (поделка из сухой травы) 102

Тема : Шары из травы (поделка из сухой травы) 103

Е. А. Павловец

Тема : Матрешка (аппликация из крупы) 104

III. Фольклорный клуб «Солнышко» 108

В. М. Пашнина

Тема : В царстве лесовика (познавательная игровая программа по мотивам славянской мифологии) 109

Тема : День живой воды (познавательная игровая программа) 120

Тема : Каравай (фольклорно-игровая программа) 126

Тема : Каша-малаша (праздник по мотивам русского фольклора) 134

Тема : Пасхальный вечер (фольклорный праздник) 139

Тема : Мудрости начала (конкурсная программа по русским народным пословицам и поговоркам) 145

Тема : Знатоки русских сказок (конкурс знатоков) 151

Тема : Плавание на корабле «Русская загадка» (конкурсная программа) 160

Тема : Славянские древности (викторина в славянских картинках) 171

Тема : Блюди хлеб на обед – слово на ответ (конкурсная программа) 178

IV. Школа здорового питания 181

Т. В. Шепелева

Тема : Питание и здоровье 181

Тема : Что едят на завтрак и обед, полдник и ужин 185

Тема : Хлеб – всему голова 188

Тема : Каша – мать наша 193

Тема : Знаем мы наверняка: нет полезней молока 197

Тема : Овощи и фрукты – витаминные продукты 202

Тема: Во саду ли, в огороде 212

Тема : Кругосветное путешествие вокруг стола 217

Тема : Советы Доктора Неболита 220

V. Этические беседы с младшими школьниками 227

М. А. Фролова

Тема : Цветик-семицветик 229

Тема : Наша Родина – Россия, наш язык – русский 232

Тема : Добрым быть полезно 234

Тема : Забота взрослых о детях 236

Тема : Учусь держать себя в руках 237

Тема : Давайте говорить друг другу комплименты 238

Тема : Как научиться учиться 240

Тема : Правда, ложь и фантазия 242

Тема : Сочиним сказку 243

Тема : О неприятном 245

Литература 247