Сетевое взаимодействие между образовательными учреждениями. Современные проблемы науки и образования

Сетевое взаимодействие в образовании - это сложный механизм, благодаря которому происходит вовлечение сразу нескольких организаций в учебный или внеурочный процесс.

Интеграция

Это усилия разных по централизации ресурсов. Данный алгоритм уже продемонстрировал свою актуальность и состоятельность. Сетевое взаимодействие учреждений образования предполагает особое социальное партнерство, в котором подразумевается «двусторонняя полезность». Между всеми участниками такого взаимодействия возникают неформальные и формальные контакты. Сетевое взаимодействие в системе образования особенно развито в средней и старшей школе.

Что такое сеть?

В педагогической практике такие понятия, как партнерство, сеть, встречаются достаточно часто. Сеть представляет собой совокупность учреждений. Отметим межсетевой характер образуемой системы.

Характеристики

Сетевое взаимодействие в образовании - это механизм, который обладает определенными параметрами, такими как:

  • единство целей;
  • определенные ресурсы для их достижения;
  • суммарный центр управления.

Особенности создания

Модели сетевого взаимодействия в образовании зависят от того, какими ресурсами будет осуществляться обмен. Основной задачей полноценной системы является достижение изначально поставленной цели. В зависимости от того, какие именно проблемы сетевого взаимодействия в образовании выбраны в качестве основных, к создаваемой системе подключаются определенные виды образовательных учреждений. В качестве основного органа управления в основном выступает управления района или города.

Параметры взаимодействия

Основные проблемы сетевого взаимодействия в образовании связаны с существенной территориальной удаленностью разных образовательных организаций. Для преодоления подобных проблем применяют компьютерные технологии.

Инклюзивное образование

Особое внимание уделяется работе с детьми, имеющими серьезные проблемы со здоровьем. Такие школьники по медицинским показания не могут посещать школу, поэтому для них министерством образования РФ был создан специальный проект. Он подразумевает сетевое взаимодействие в Педагоги общаются со своими подопечными посредством новейших компьютерных технологий и программ. Прежде чем учитель допускается к работе с больным ребенком, он проходит специальную курсовую подготовку. Подобные курсы направлены на преодоление психологических проблем, касающихся установки контакта с больным школьником.

Координацию взаимоотношений между учениками, родителями, педагогами, образовательными учреждениями осуществляет специальный отдел по инклюзивному (дистанционному) обучению. Каков алгоритм такого взаимодействия? Сначала школы передают специалистам отдела информацию о количестве детей, нуждающихся в дистанционном образовании, указывает рекомендации педиатров по организации учебного процесса. Полученные сведения изучаются в координационном центре, полученная информация вносится в специальную базу данных. На следующем этапе к каждому конкретному ребенку подбирают наставника.

К педагогу, который будет работать с больным ребенком, выдвигаются особые требования. Помимо он должен быть хорошим психологом, чтобы в процессе общения со своим подопечным помогать ребенку, избавлять его от неуверенности в своих силах, различных комплексов, возникающих из-за ограниченности общения со сверстниками.

На третьем этапе происходит отбор образовательной программы, ее утверждение координационным центром.

Такое сетевое взаимодействие в образовании - это комплекс мер, направленных на проведение дистанционных уроков со школьниками, имеющими ограничения по здоровью. Координационный центр создает сетевое расписание, в котором для каждого ребенка указывается время проведения урока, работающий преподаватель. Педагог трудоустраивается в то учебное заведение, к которому прикреплен ребенок.

Алгоритм приема на работу дистанционного учителя аналогичен обычному приему работника в образовательное учреждение. Директору школы предоставляется сканированная оригинал заявления, копии наградных документов, справка об отсутствии судимости, подтверждении прохождения специальной курсовой подготовки, тарификационный лист. Руководитель школы готовит приказ о приеме на работу совместителя, знакомит с ним дистанционного педагога. После того как все формальности будут улажены, начинается непосредственный образовательный процесс.

Подобная работа предполагает и серьезную периодическую отчетность. В конце каждого месяца учитель отправляет координатору отчет о проведенных уроках. Разработана специальная форма для выставления отметок за четверть, полугодие, которую заполняет педагог. Все отчетные материалы направляют в координационный центр, затем дублируют в образовательное учреждение, в котором числится ребенок. Закон об образовании в сетевом взаимодействии регламентирует взаимоотношения между дистанционным наставником, родителями обучающегося, представителями министерства образования.

Дополнительное образование

Сетевое взаимодействие в дополнительном образовании обладает определенными параметрами:

  • оно базируется на совместной деятельности взрослых и детей;
  • существует косвенное либо прямое воздействие субъектов данного процесса друг на друга, которое позволяет устанавливать между ними полноценную взаимосвязь;
  • есть вероятность реальных преобразований в эмоциональной, волевой, познавательной, личностной сфере;
  • учитываются личностные характеристики всех участников, освоение ими социальных навыков;
  • используются принципы творчества и доверия, сотрудничества и паритетности;
  • взаимодействие осуществляется на основе доверия, поддержки, взаимного партнерства.

Сетевое взаимодействие учреждений дополнительного образования позволяет объединять усилия разнообразных клубов, школ, секций, направленных на воспитание гармонически развитой личности ребенка. Как создается такая система? Каковы ее основные цели и задачи? Учитывая, что сетевое взаимодействие в дополнительном образовании направлено на создание базы для полноценного формирования личности ребенка, в районных центрах и крупных городах были открыты центры дополнительного образования. В таких организациях ребятам предлагаются разнообразные спортивные секции, музыкальные кружки, танцевальные студии. При попадании в такой центр, малышу и его родителям сотрудники «детского города» проводят экскурсию, рассказывают о каждом направлении, разрешают посетить занятия. После того как ребенком будет сделан осознанный выбор 2-3 секций или кружков, его расписание выстраивается так, чтобы он успевал посещать общеобразовательную школу, заниматься в выбранных секциях. Сетевое взаимодействие учреждений дополнительного образования подразумевает корректировку графика внеурочных занятий с учетом расписания уроков в обычной (общеобразовательной школе).

Стратегии взаимодействия

Современная наука предлагает две основные системы взаимодействия: конкуренцию и кооперацию. Рассмотрим их особенности, возможности применения.

Кооперативное взаимодействие предполагает определенный вклад всех участников в решение общей задачи. В качестве средства объединения в такой ситуации рассматривают отношения, появившиеся в непосредственном процессе взаимного общения. В качестве основного показателя плотности кооперативного взаимодействия выступает уровень включенности в общее дело всех участников образовательной системы.

Конкуренция подразумевает борьбу за приоритет, яркой формой которой является конфликтная ситуация. Вовсе необязательно, чтобы конфликт имел только негативные параметры, часто путем таких ситуаций находится выход из сложной ситуации, выстраиваются полноценные и доброжелательные взаимоотношения разных участников образовательного и воспитательного процесса. Сетевое взаимодействие в общем образовании тесно связано с такими стратегиями. Они определяют его моделирование и последующее развитие.

На данный момент времени созданы различные варианты муниципальных образовательных сетей. Среди них выделяют два наиболее распространенных варианта, проанализируем их подробнее.

Муниципальные сети

Что же представляет собой сетевое взаимодействие в образовании? Это возможность объединения нескольких отдельных образовательных организаций вокруг сильной школы, имеющей достаточный материальный и Такое образовательное учреждения выполняет функцию «ресурсного центра». В подобной ситуации у каждого общеобразовательного учреждения этой группы сохраняется право на обеспечение преподавания основных учебных дисциплин в полном объеме. Кроме того, школа получает возможность создавать профильные классы, предлагать ребятам различные элективные и факультативные курсы по отдельным предметам, учитывая имеющиеся ресурсные возможности. Подготовку по всем остальным профильным направлениям реализует «ресурсный центр».

Существует и еще одно сетевое взаимодействие (дополнительное образование). Школа, дворцы творчества, спортивные школы, студии, секции, выступают в этом случае как единая образовательная и воспитательная система. В подобной ситуации ребенок имеет права выбора получать дополнительные навыки не только на базе своей школы, но и в иных образовательных учреждениях. Например, ученик может проходить дистанционную подготовку, обучаться в заочных школах для одаренных детей, в учреждения профессионального образования.

Воспитательный потенциал

Сетевое взаимодействие в профессиональном образовании несет в себе воспитательный ресурс. В первую очередь, подобные системы создаются для повышения качества воспитания и образования, повышения познавательного интереса у школьников. Существуют определенные характеристики воспитательного аспекта любой образовательной сети:

  • присутствие общих интересов и стремления участников сети к единым социальным целям, применение единых приемов и методов;
  • материально-технические, кадровые, финансовые возможности для взаимного воспитания и обучения, обмена мнениями;
  • развитие коммуникаций между отдельными участниками сети;
  • взаимная заинтересованность и ответственность, гарантирующие положительную динамику такого взаимодействия.

Основная причина разработки сетевых разнообразных сообществ была связана с невозможностью многих небольших образовательных учреждений предоставлять всем участникам образовательного процесса полноценные условия для развития и воспитания. В первую очередь речь шла о недостаточной материальной и технической оснащенности многих сельских школ, что негативно отражалось на научности преподавания. После внедрения сетевой модели удалось справиться с теми проблемами, решить которые по отдельности государственные учреждения были не в силах. Кроме того, между отдельными организациями, вошедшими в единую систему, усилилась здоровая конкуренция, наладились нормальные деловые взаимоотношения. Углубилось понимание проблемы, поставленной перед школами министерством образования, расширились границы взаимного действия, поскольку существенно увеличились возможности учреждений образовательной направленности. В настоящее время школы, объединенные в единую сеть, стараются работать в команде, помогают друг другу советами, кадрами, техническими средствами обучения. Появление многочисленных сетей в образовании способствовало устранению ненужного дублирования, нерациональной траты материальных ресурсов. В процессе работы педагоги обмениваются между собой мнениями, идеями, инновационными и технологиями. При определенных обстоятельствах происходит объединение финансовых, административных, кадровых ресурсов. Благодаря анализу практики сетевого взаимодействия были закреплены базовые принципы его создания с социальными стратегическими партнерами:

  • каждый участник получает равные возможности для предоставления своего мнения;
  • ответственность не перекладывается на другие образовательные учреждения;
  • при сотрудничестве все полномочия распределены равномерно, направлены на полноценное функционирование всех учреждений и государственных организаций;
  • есть условия для полноценного и конструктивного взаимодействия, мониторинга и контроля;
  • сотрудничество базируется на умении «принимать» и «отдавать».

Для того чтобы созданная сеть успешно функционировала, важна постоянная поддержка всех коммуникативных потоков, проведение семинаров, совместных встреч, конференций.

Заключение

Благодаря сетевому взаимодействию разнообразных образовательных учреждений и систем дополнительного образования вырабатываются оптимальные методические приемы, позволяющие воздействовать на воспитательный и образовательный процесс, повышать их эффективность и результативность. Благодаря подобной деятельности стало возможным полноценное проектирование содержания образования и воспитания, что способствует обогащению жизнедеятельности ребят, получению ими разнообразного социального опыта.

Практика подобного взаимодействия разных участников образовательного процесса подтверждает появление множества инновационных моментов. В первую очередь отметим необходимость перевода соревновательного вида деятельности школ к новым условиям деятельности.

Для подобного перехода требуется существенный временной промежуток, переосмысление своей деятельности педагогами. Результаты статистических исследований подтверждают высокую результативность сетевого взаимодействия. Только совместные усилия, направленные на улучшение условия обучения, повышение качества материально-технической базы, совершенствование внеурочной деятельности, могут дать желаемый результат. Подобная система должна стать прекрасным стимулом для саморазвития подрастающего поколения россиян.

Нормативная база:

Одной из важнейших задач образовательной политики государства на современном этапе выступает организация всестороннего партнерства. Это означает, в том числе, и развитие сетевого взаимодействия на различных уровнях системы образования.

Сегодня под сетевым взаимодействием понимается система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных ИКТ-технологий.

Сетевое взаимодействие позволяет:

  • распределять ресурсы при общей задаче деятельности;
  • опираться на инициативу каждого конкретного участника;
  • осуществлять прямой контакт участников друг с другом;
  • выстраивать многообразные возможные пути движения при общности внешней цели;
  • использовать общий ресурс сети для нужд каждого конкретного участника.

В настоящее время сетевое взаимодействие является одним из мощных ресурсов инновационного образования, основанного на следующих принципах:

Во-первых, сеть - это возможность продвижения продуктов инновационной деятельности на рынок образовательных услуг и, таким образом, получения дополнительного финансирования.

Во-вторых, сетевое взаимодействие позволяет усиливать ресурс любого инновационного учреждения за счет ресурсов других учреждений. Сеть помогает найти прецеденты, получить экспертизу собственных разработок, расширить перечень образовательных услуг для студентов, в том числе, посредством реализации образовательных программ в сетевой форме.

Сеть создается на добровольной основе, удерживается общей проблематикой и интересами всех членов сети. Таким образом, сеть всегда является результатом проектного замысла, поскольку участники должны участвовать в едином целеполагании, согласовывать механизмы и схемы взаимодействия, договариваться о результатах деятельности.

Актуальные документы для дискуссии

Уважаемые коллеги! Содержание указанного раздела портала направлено на развитие нормативно-методического обеспечения сетевых форм реализации образовательных программ. Экспертные группы представляют в этом разделе модели документов, содержание которых направлено развитие сетевых форм обучения. Все желающие могут присоединиться к обсуждению документов через форум «Сетевые формы» или через контакт по электронной почте [email protected]

Материалы для ознакомления

Система организации сетевых образовательных программ (программ академической мобильности, совместных образовательных программ, программ двух дипломов) в Казанском (Приволжском) федеральном университете

Опыт организации внеурочной деятельности школьников в рамках сетевого взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования

1слайд

В федеральном государственном образовательном стандарте – документе, регламентирующем российское образование, чётко обозначены основные приоритеты, достижение которых обеспечивает формирование активного, профессионально, социально и нравственно-ориентированного члена общества. Переход к развивающему обучению призван обеспечить способность человека соответствовать качественно меняющемуся сегодня на завтра. Ценность знаний рассматривается в контексте приобретения универсальных учебных умений, накопления значимого опыта учебной деятельности, развития способности обучающихся привносить качественные изменения в своё личное развитие.

В связи с этим одним из ключевых организационных вопросов становится создание условий и соответствующей образовательной среды, которая определяется конкретными задачами и проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются. Одним из важнейших принципов создания эффективной образовательной среды является принцип целостного изучения, который обеспечивает изучение жизни не по отдельным научным рубрикам, а по вопросам, имеющим отношение к той или иной сфере человеческой жизнедеятельности.

2 слайд

Большая роль здесь отводится организации различных видов внеурочной деятельности, в том числе через взаимодействие образовательных учреждений общего и дополнительного образования . Объединение ресурсов этих учреждений создаёт образовательную систему с уникальными возможностями в решении вопросов воспитания, в формировании универсальных компетенций, метапредметных знаний и в достижении личностных результатов обучающихся.

Это процесс получения детьми образования, максимально сообразного их запросам и возможностям. Свобода выбора, опора на личные интересы и мотивы обучающихся является не только условием, но и важным фактором результативности внеурочной деятельности.

3 и 4 слайды

5 слайд

За 15 лет сотрудничества у нашего ОУ и центра ЛИК сложились устойчивые партнёрские связи, традиции и способы взаимодействия. Из своего опыта работы, как классного руководителя, могу сказать, что ребята, с которыми мы начали сотрудничество с центром ЛИК, сегодня готовятся к выпускным экзаменам. Значит, уже 11 лет продолжаются наши партнёрские связи.

6 слайд

Стоит отметить, что взаимодействие между нашими учреждениями качественно изменяется год от года. Вначале – это был отклик на проведение совместных праздников, спортивных мероприятий, социальных проектов в рамках группы продлённого дня. Сегодня мы говорим о социальном партнёрстве в рамках внеурочной деятельности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.

7 слайд

Накоплен огромный опыт не только образовательной деятельности, но и организации разнообразных мероприятий для школьников. Фестивали, конкурсы, концерты, КВН, общественные акции, культурно-познавательные программы, традиционные массовые праздники и гулянья – это далеко не весь спектр организуемых форм внеурочной деятельности. Существенным является и то, что с каждым годом взаимодействие между нашими образовательными учреждениями становится всё более системным.

8 слайд

Технология партнёрского взаимодействия центра эстетического воспитания «ЛИК» и общеобразовательного учреждения включает несколько этапов:

    Создание нормативно – правовой основы.

Это заключение «Договора о сотрудничестве» центра ЛИК и ОУ. Перспективы деятельности учитываются в программах развития учреждений. Реализация работы осуществляется на основе совместного планирования на следующий учебный год в апреле – мае. Мероприятия отражаются со стороны ОУ – в плане воспитательной работы, планах классных руководителей. Выбор направлений внеурочной деятельности согласовывается с родителями обучающихся через заявления на родительском собрании в конце учебного года и вначале учебного года с родителями первоклассников. Со стороны учреждения дополнительного образования – в плане отдела организационно-массовой работы. Совместная деятельность отвечает образовательным требованиям всех сторон социального партнёрства.

    Согласование приоритетных задач.

Это постановка конкретных задач, стоящих перед образовательным учреждением, прежде всего в области гражданско-патриотического, духовно-нравственного, эстетического воспитания, углублённого изучения окружающего мира, проблем социального и личностного становления обучающихся. Цели внеурочной деятельности согласовываются с целями ОУ.

    Согласование содержания.

Это создание таких форм внеурочной деятельности, которые не являются формальными внеклассными мероприятиями. Мероприятия организуются как события, в которых осуществляется непосредственное взаимодействие с объектами культуры, искусства, истории, взаимодействие с обучающимися других классов и школ. Это позволяет детям приобретать не только жизненные знания, но и опыт общения. Таких проектов реализовано несколько. Опыт их реализации был представлен в прошлом учебном году на городском семинаре «Сетевое взаимодействие в рамках преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики». Подробнее об этих проектах расскажет представитель центра ЛИК.

    Оценка ресурсов ОУ и центра ЛИК

Ресурсы являются важным аспектом эффективной работы. Безусловно, центр «ЛИК» обладает большими возможностями в организации образовательной, культурно-познавательной и досуговой деятельности детей и подростков. Профессиональные кадры (педагоги, организаторы, методисты); оборудованные помещения; организационные, информационные и материально-технические ресурсы (в том числе коллекция костюмов, атрибуты и т.п.) – всё это позволяет проводить работу на качественно высоком уровне.

9 слайд

Все начальные классы нашей школы охвачены данным видом внеурочной деятельности. Занимаются внеурочной деятельностью 286 учеников начальной школы. Первоклассники посещают центр «ЛИК» два раза в неделю, остальные классы – один раз. Каждая учебная группа делится на подгруппы, с которыми работают педагоги центра «ЛИК» по своим направлениям. Малая наполняемость подгрупп – 10-13 человек, позволяет охватить вниманием каждого ребёнка. Затем подгруппы меняются, соответственно каждый ребёнок посещает за один приход в центр эстетического воспитания два занятия внеурочной деятельности. Также проводятся и совместные мероприятия: спортивные праздники, конкурсы, выступления театральной студии и т. д., когда ребят могут объединять по классам или параллелям, а то и всю начальную школу. Хочется сказать об особом эмоциональном микроклимате, праздничной атмосфере, о том с каким теплом и радушием встречают нас в центре «ЛИК». Ребята с удовольствием идут на занятия, зная, что их ждут. Педагоги центра творчески подходят даже к встрече, используя сюрпризные, театрализованные, игровые моменты. Думаю, что ни у одного ребёнка не возникает ощущения, что ему здесь не рады. Дети готовы творить, созидать и общаться.

10 слайд

Условия взаимодействия образовательных учреждений зависят от вида и направления внеурочной деятельности.

В текущем учебном году – это следующие направления внеурочной деятельности:

11 слайд

У 1 классов (96 человек): «Тропинки жизни», «Волшебные ручки»,

12 слайд

фитнес, «С чего начинается Родина», « Сувенирная мастерская»;

13 слайд

У 2 классов (62 человека): «Легоконструирование» и «Игротека»;

14 слайд

У 3и 4 классов (128 человек): «Легоконструирование» и «Сценические игры».

15 слайд

Мониторинг результативности проводимой работы является не только аспектом взаимодействия, но прежде всего компонентом качества. Чётко определить воспитательный результат конкретного мероприятия достаточно сложно, но показательным является степень эмоционального включения, сопричастности школьников происходящему событию. Отчётность работы кружков, студий представлена в виде различных выставок, сценических постановок и даже целых спектаклей, на которые обязательно приглашаются зрители: дети, родители, учителя.

Используемые методы и формы мониторинга – наблюдение, мини-опрос, книга отзывов, организация рефлексии, анализ проявления детской инициативы позволяют формировать представление о степени воспитательного воздействия и эффективности совместно организуемой внеурочной деятельности.

16 слайд

В заключение хочется сказать, что слаженная работа администрации, классных руководителей, методистов, педагогов-организаторов даёт возможность детям проявлять свои способности, пробовать свои силы в самых разных областях. Социальное партнёрство учреждений общего и дополнительного образования создаёт условия для формирования навыков участия школьников в различных формах деятельности, приобретения ими эмоционального, духовного и социального опыта, что является необходимой основой становления гармоничной и нравственной личности, достойного гражданина и члена общества.

В данной программе мы описали эффективные модели и механизмы взаимодействия дополнительного и общего образования по огранизации внеурочной деятельности обучающихся в рамках введения ФГОС. Программа основывается на реализаии основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

структурное подразделение дополнительного образования детей

«Вдохновение» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 11

города Кинеля городского округа Кинель Самарской области

Программа

«Механизмы и модели взаимодействия структурного подразделения дополнительного образования детей «Вдохновение» ГБОУ СОШ №11

г. Кинеля и учреждений общего образования по организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС».

2013г.

1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

о структурном подразделении дополнительного образования детей «Вдохновение» ГБОУ СОШ №11 г. Кинеля

Пояснительная записка

Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства. При организации дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях следует опираться на следующие приоритетные принципы: 1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности. 2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка. 3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка. 4. Единство обучения, воспитания, развития. 5. Практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Развитие дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях предполагает решение следующих задач:

Изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей;

Определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, вида учреждения, особенностей его социокультурного окружения;

Формирование условий для создания единого образовательного пространства;

Расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам;

Создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа обучающихся среднего и старшего возрастам

Создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;

Обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности.

В условиях общеобразовательного учреждения дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути.

Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.

В школе появилась возможность выстроить целостное образовательное пространство.

Интеграция основного и дополнительного образования детей позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики.

Другая важная особенность дополнительного образования детей – его воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит и более эффективное воспитание. Дополнительное образование детей предполагает расширение воспитательного «поля» школы, т.к. включает личность в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.

Дополнительное образование детей создает «ситуацию успеха» (Выготский), помогает ребенку в изменении своего статуса, поскольку в процессе занятий различными видами деятельности, которые ребенок выбрал самостоятельно и в соответствии с личными интересами и потребностями, он вступает в равноправный диалог с педагогом. Опыт лучших школ показывает, что педагогам дополнительного образования, как правило, удается снять стереотип однозначного восприятия школьника как «троечника» или «трудного».

Особое значение имеет дополнительное образование детей для решения проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.

Программа основывается на реализации основных положений о внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Направление деятельности

Эффективные модели и механизмы взаимодействия структурного подразделения дополнительного образования детей и учреждений основного образования в рамках реализации ФГОС нового поколения на всех уровнях образования.

Основная идея программы:

Сохранение единого образовательного пространства в сфере образования, культуры, спорта, молодежной политики; приобретение обучающимися комплекса личностных, социальных и профессиональных компетентностей, обеспечивающих его самоопределение, социализацию и профессионализацию.

Обоснование возможности реализации программы

Интеграция учреждений основного и дополнительного образования как тенденция развития современной системы образования нашла отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в положениях (ст. 19.3), регламентирующих порядок организации внеурочной деятельности: « При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей ».

Таким образом, на сегодняшний день можно считать нормативно закрепленной необходимость формирования новой системы отношений между учреждениями дополнительного образования детей и общеобразовательными учреждениями.

Опыт обновления системы этих отношений уже накоплен во многих регионах России. В практике деятельности образовательных учреждений начинают складываться различные формы совместного использования несколькими юридическими лицами материальных, учебных, кадровых и иных ресурсов. Это обеспечивает для обучающегося более широкий спектр возможностей самостоятельного и ответственного выбора необходимых ему учебных курсов и образовательных программ вне зависимости от ведомственной принадлежности образовательных учреждений, реализующих указанные программы.

Структурное подразделение дополнительного образования «Вдохновение» ГБОУ СОШ №11 г. – является центром дополнительного образования и организации содержательного досуга детей.

Направленности деятельности СП ДОД органично сочетаются с направлениями развития личности ребенка, определенными ФГОС.

Согласно ФГОС в примерных учебных планах внеурочной деятельности в начальной школе выделяется 10 часов в неделю, в средней школе (5 класс) – 6 часов в неделю и при этом определены её 6 направлений. При таком подходе ОУ сложно в полной мере самостоятельно обеспечить организацию образовательного процесса и отбор содержания курсов по заданным направлениям внеурочной деятельности. Стратегически грамотным решением руководителей ОУ будет построение сетевого взаимодействия со структурными подразделениями дополнительного образования детей. Это позволит не только сохранить систему дополнительного образования детей, но и придать ей новый импульс для поступательного развития. Таким образом, образовательные учреждения и структурные подразделения дополнительного образования детей города могут составить целостную разноуровневую систему, индивидуализирующую образовательный путь ребенка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства.

При этом дополнительное образование может дать школе:

Возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты;

Специалистов в узких направлениях дополнительного образования детей, сферах творческой деятельности;

Материально-техническую базу для качественной реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности;

Уникальные педагогические технологии развития творческих способностей ребенка.

Программы дополнительного образования детей:

  • углубляют и расширяют знания учащихся по основным и факультативным предметам;
  • делают школьное обучение личностно-значимым для многих учащихся;
  • стимулируют учебно-исследовательскую активность школьников;
  • повышают мотивацию к обучению по ряду общеобразовательных курсов.

Обоснование значимости реализации программы для развития системы образования в Кинельском образовательном округе:

Образовательное взаимодействие структурного подразделения дополнительного образования детей и общеобразовательных учреждений обусловлено общими целями и задачами образования, общественными запросами и определяется стратегией образовательной политики, сформулированной в ФГОС. Интеграция в образовании позволяет заинтересованным сторонам действовать совместно для достижения конкретных результатов и удовлетворять разнообразные интересы и потребности детей, родителей, общества и государства, дополнять друг друга в рамках партнерского объединения.

Условия успешного взаимодействия структурного подразделения дополнительного образования детей и учреждений общего образования по организации внеурочной деятельности:

Разработка нормативно-правовой базы взаимодействия СП ДОД и ОУ;

  • изучение социального заказа образовательных учреждений, учащихся и их родителей на определенные направления внеурочной деятельности (на дополнительные образовательные услуги в рамках внеурочной деятельности);
  • разработка и внедрение программ внеурочной деятельности по основным направлениям;
  • создание единой базы занятости детей в дополнительном образовании (совместно с образовательными учреждениями);
  • организация научно-методического сопровождения внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС;
  • мониторинг организации внеурочной деятельности на основе внедрения модели включения во внеурочную деятельность и фиксации достижений обучающихся.

Цель:

Разработка и апробация механизмов и моделей взаимодействия структурного подразделения дополнительного образования детей и учреждений общего образования по организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС.

Задачи:

  • разработать нормативно-правовую базу взаимодействия структурного подразделения дополнительного образования детей и учреждений общего образования;
  • разработать механизмы и модели взаимодействия структурного подразделения дополнительного образования детей и учреждений общего образования;
  • организовать научно-методическое сопровождение внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС;
  • конкретизировать организационно-педагогические условия интеграции общего и дополнительного образования в рамках внеурочной деятельности, определенной ФГОС;
  • разработать программно-методическое обеспечение образовательного процесса в условиях интеграции общего и дополнительного образования детей в рамках ФГОС;
  • разработать эффективную систему мониторинга проекта.

Объем и источники финансирования реализации программы

Способы финансирования зависят от реализуемой модели организации внеурочной деятельности. Организация внеурочной деятельности может осуществляться как за счет ресурсов самого общеобразовательного учреждения, так и за счет интеграции ресурсов общеобразовательного учреждения и структурного подразделения дополнительного образования детей.

Предполагаемые результаты реализации программы

На окружном уровне :

  • организация и проведение научно-практических конференций, педагогических чтений, семинаров по проблемам организации внеурочной деятельности;
  • распространение инновационного педагогического опыта в области интеграции.

На уровне образовательного учреждения :

  • создание модели взаимодействия структурного подразделения дополнительного образования детей и учреждений общего образования по организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС;
  • координация взаимодействия учреждений общего образования, структурного подразделения дополнительного образования детей, учреждений культуры и спорта, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности и учет внеучебных достижений обучающихся
  • разработка и апробация образовательных программ дополнительного образования по конкретным направлениям внеурочной деятельности;
  • обобщение передового педагогического опыта по теме.

На уровне обучающихся :

  • достижение личностных и метапредметных результатов в освоении основной образовательной программы;
  • формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
  • приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;
  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • развитие мотивации к творческому труду, воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни

Ресурсы программы.

1. Кадровое обеспечение программы

Рабочая группа

Функции

Административно-координационная

Обеспечение условий для организации внеурочной деятельности;

Координация деятельности всех участников образовательного процесса, участвующих в реализации ФГОС;

Обеспечение своевременной отчетности о результатах апробации программы;

Оценка эффективности проделанной работы, внесение корректив;

Проведение мониторинга результатов апробации программы;

Консультативно-методическая

Обеспечение предоставления всех необходимых для апробации содержательных материалов;

Изучение всеми участниками апробации документов ФГОС;

Проведение семинаров и совещаний с участниками апробации программы в рамках инструктивно-методической работы на опережение;

Распространение опыта участников апробации программы на окружном уровне;

Оказание консультативной и методической помощи учителям и педагогам ДО, апробирующим ФГОС.

Привлеченные педагоги дополнительного образования

Изучают документы ФГОС нового поколения;

Разрабатывают программы организации внеурочной деятельности по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Принимают участие в методическом взаимодействии в вопросах совместной реализации ФГОС.

Обеспечивают взаимодействие с родителями (законными представителями).

Учителя образовательного учреждения

Изучают документы ФГОС нового поколения.

Используют новые технологии в воспитательной деятельности, обеспечивающие результаты, обозначенные в стандарте нового поколения,

Помогают в организации внеурочной работы совместно с педагогами ДО.

Обеспечивают взаимодействие с родителями (законными представителями)

2. Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы необходима кооперация ресурсов и обмен ресурсами СП ДОД и образовательных учреждений.

Для организации внеурочной деятельности обучающихся школа предоставляет СП ДОД «Вдохновение» спортивный зал со спортивным инвентарем, учебные кабинеты, специализированные кабинеты, библиотеки.

3. Нормативно-правовое обеспечение

  • Федеральный государственный образовательный стандарт.
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Концепция развития дополнительного образования детей в Самарской области до 2015 года;
  • Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года;
  • Устав ОУ;
  • Локальные акты школы по введению ФГОС;
  • Должностные инструкции;
  • Программы воспитательной работы по направлениям.

4. Научно-методическое обеспечение:

  • Перспективный план прохождения курсовой переподготовки педагогических кадров СП ДОД И ОУ;
  • Семинары по введению ФГОС;
  • Семинары с педагогическим коллективом (обмен опытом) по отдельному плану;
  • Выпуск методической продукции;
  • Создание банка данных по программе.

Основные принципы

интеграции общего и дополнительного образования

в рамках внеурочной деятельности:

  • принцип системности , который позволяет выстроить внеурочную деятельность учащихся в определенной логической последовательности, эффективно используя все компоненты образовательной среды;
  • п ринцип дополнительности , который позволяет удовлетворить потребности личности в приобретении новых знаний и развитии собственных способностей за пределами образовательных программ, являющихся профилированными для данного образовательного учреждения (организации), обеспечивая движение воспитанника вперед в образовательном пространстве;
  • принцип опоры на ведущую деятельность , в соответствии с которым интеграция общего и дополнительного образования в рамках внеурочной деятельности на различных возрастных этапах должна соответствовать ведущей деятельности, характерной для данного этапа, и психологическим возможностям и ограничениям, связанным с возрастными особенностями «самодеятельности» и рефлексии над собой и своим поведением и деятельностью;
  • принцип творческой и социальной активности обучающегося во внеучебной деятельности, реализующийся через создание установки на социальную и творческую активность, формирование убеждений обучающихся, организацию условий для включения обучающихся в творческую и социально значимую деятельность.

Функции дополнительного образования в общеобразовательной школе:

образовательная – обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

воспитательная – создание условий для развития духовности на основе отечественных и общечеловеческих ценностей, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;

креативная – создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

компенсационная – освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;

рекреационная – организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка;

профориентационная – формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая педагогическую поддержку подростков в процессе профессионального самоопределения.

оздоровительная – овладение приемами и способами здорового образа жизни;

интеграционная – создание единого образовательного пространства округа;

функция социализации – освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

функция самореализации – самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;

практическая (культурно-досуговая) – организация и проведение массовых культурно-досуговых, концертно-развлекательных, художественно-познавательных мероприятий, фестивалей, выставок и т.д.

Механизмы взаимодействия СП ДОД и учреждений общего образования

Программ дополнительного образования детей по основным

Направлениям развития личности во внеурочной деятельности.

2. Организационные механизмы :

  • разработка и апробация оптимальной модели взаимодействия СП ДОД и образовательных учреждений по организации внеурочной деятельности (регламентируется договором о творческом сотрудничестве, планом совместной работы СП ДОД и ОУ в рамках реализации ФГОС);
  • разработка и осуществление совместных программ внеурочной деятельности в таких формах как социальное проектирование, коллективные творческие дела, акции и др., направленных на решение воспитательных задач;
  • методическое сопровождение внеурочной деятельности;
  • кооперация ресурсов и обмен ресурсами СП ДОД и ОУ (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.);
  • предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.);
  • взаимообучение специалистов, обмен опытом;

3. Финансовые механизмы:

  • на договорной основе (договор гражданско-правового характера, срочный трудовой договор и др.) по проведению занятий в рамках объединений, кружков, секций, клубов и др. по различным направлениям развития личности во внеурочной деятельности на базе ОУ или СП ДОД;
  • за счет выделения ставок педагогам дополнительного образования, которые обеспечивают реализацию программ внеурочной деятельности широкого спектра в общеобразовательном учреждении.

Модели организации дополнительного образования детей в современной школе

Модель

Характеристика

Модель №1

Самая распространенная модель.

Случайный набор кружков, секций, объединений, работа которых не всегда сочетается друг с другом. Вся внеклассная деятельность школы полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей: стратегические линии развития дополнительного образования не прорабатывается.

Дополнительное образование имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов.

Модель №2

Внутренняя организованность каждой из имеющихся структур дополнительного образования, хотя как единая система оно еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и детей, и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, «экспедиции», хобби-центры и т.п.)

Модель №3

Тесное взаимодействие ОУ с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования или учреждением культуры. (центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной и музыкальной школой, библиотекой, музеем и др.), исходя из совместной программы деятельности, которая определяет содержание дополнительного образования.

Обучение по дополнительным образовательным программам влияет на рост интереса обучающихся к предметам основной школы, а главное создает основу допрофессиональной подготовки старшеклассников.

Модель №4

Организация дополнительного образования детей в учебно-воспитательных комплексах (УВК). Модель очень эффективная с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей. В УВК создается солидная инфраструктура внешкольного дополнительного образования. Чаще всего УВК существует в виде стационарного соединения в единую организационную структуру основного и дополнительного образования. В самой школе может функционировать профильное учреждение дополнительного образования -художественная, музыкальная, спортивная школа, центр технического творчества. Также в одно целое со школой может быть объединен многопрофильный центр детского творчества.

Этап реализации программы

Формы реализации

Прогнозируемые результаты

1 этап – подготови-тельный (апрель-сентябрь 2013г.)

  • анализ нормативно-правовых документов, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме проекта
  • изучение социального заказа образовательного учреждения, учащихся и их родителей на определенные направления внеурочной деятельности (на дополнительные образовательные услуги в рамках внеурочной деятельности);
  • анализ ресурсного потенциала СП ДОД в предоставлении дополнительных образовательных услуг;
  • оценка ресурсов ОУ в реализации внеурочной деятельности;
  • обобщение инновационного опыта педагогов СП ДОД и ОУ по реализации основных направлений внеурочной деятельности
  • выбор организационной модели интеграционного взаимодействия СП ДО и учреждений общего образования;
  • определение механизмов финансирования реализации дополнительных общеобразовательных программ в
  • создание нормативной базы реализации дополнительных общеобразовательных программ в условиях интеграционного взаимодействия СП ДОД и учреждений общего образования;
  • решение вопросов кадрового сопровождения дополнительных программ;
  • составление плана интеграционного взаимодействия образовательных учреждений и разработка расписания;
  • планирование организации мониторинга процесса и результатов освоение дополнительных образовательных программ.
  • маркетинговое исследование образовательного заказа на определенные направления внеурочной деятельности;
  • самообследование СП ДОД и ОУ с целью оценки образовательных ресурсов необходимых для реализации внеурочной деятельности;
  • общешкольные родительские собрания;
  • педагогические советы в СП ДОД и ОУ «ФГОС: проблемы и перспективы развития»;
  • обучение на курсах повышения квалификации для учителей ОУ и педагогов дополнительного образования.

Разработка модели взаимодействия общеобразовательных учреждений и СП ДОД в условиях реализации ФГОС.

Корректировка образовательных программ СП ДОД, циклограммы его деятельности, расписания занятий;

  • разработка нормативно-правовых документов:
  • разработка договора о сотрудничестве ОУ и СП ДОД в условиях реализации ФГОС;
  • создание методических рекомендации по организации внеурочной деятельности с учетом специфики организационной модели интеграционного взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования.

2 этап – реализации (сентябрь 2013 г. – май 2016 г.)

  • разработка и апробация программ внеурочной деятельности;
  • консультационно-методическое сопровождение реализации программы;
  • организация социального партнерства с вузами, образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования, учреждениями дополнительного образования детей, предприятиями и организациями, а также учреждениями науки, культуры и спорта;
  • информационное обеспечение интеграционного взаимодействия образовательных учреждений;
  • совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.

Педагогическая лаборатория педагогов СП ДОД , работающих в условиях интеграционного взаимодействия СП ДОД и учреждений общего образования;

Индивидуальные и групповые консультации для педагогов УДОД, работающих в условиях интеграционного взаимодействия СП ДОД и учреждений общего образования;

  • мониторинг результативности и качества внеурочной деятельности обучающихся;

Создание банка методик оценки результативности внеурочной деятельности обучающихся;

Создание банка методических мате-риалов по организации внеурочной деятельности средствами дополни-тельного образования детей;

Создание единой базы занятости детей в дополнительном образовании;

Создание информа-ционного ресурса в сети Интернет по обмену творческим педагоги-ческим опытом в области организации внеурочной деятельности.

3 этап - обобщающий (июнь 2016 г.)

Трансляция опыта внедрения программы «Механизмы и модели взаимодействия структурного подразделения дополнительного образования «Вдохновение» ГБОУ СОШ №11 г. Кинеля и учреждений общего образования по организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС».

окружная конференция

Распространение передового опыта

Распространение печатной и электронной продукции

Средства контроля и обеспечения достоверности результатов .

Уровни оценки результатов

Критерии оценки

Средства оценивания и диагностики

На окружном уровне

Педагогические чтения, семинары по проблемам организации внеурочной деятельности

Публикации педагогов, направленные на диссеминацию инновационного педагогического опыта в рамках реализации ФГОС.

Собеседование, выступления на МО, педсоветах, конференциях различного уровня.

На уровне ОУ

Соответствие модели взаимодействия СП ДОД и учреждений общего образования по организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС социальному заказу

Социологический опрос

Количество образовательных программ дополнительного образования по конкретным направлениям внеурочной деятельности;

Аналитические справки, отчеты

Доля обучающихся общеобразовательных школ, охваченных программами внеурочной деятельности, реализуемых педагогами ДО.

Аналитические справки, отчеты

Удовлетворенность родителей организацией внеурочной деятельности;

Анкетирование

Удовлетворенность учреждений общего образования организацией внеурочной деятельности СП ДОД.

Анкетирование

На уровне обучающихся

Удовлетворенность детей организацией внеурочной деятельности

Анкетирование

Соответствие требованиям к результатам освоения основной образовательной программы (личностные и метапредметные результаты)

Портфолио*, мониторинг и комплексная оценка академических достижений ученика, его компетенций и способностей в конце каждого учебного года

Уровень коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников

Диагностика коммуникативных и социальных качеств личности школьников*

Уровень социальных знаний школьников (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;

Мониторинг социальных знаний школьников*

Уровень и направленность мотивации личности

Диагностика мотивационной структуры личности*.

* мониторинг ведется совместно с педагогами ОУ, психологом ОУ

Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции, компенсации

Среди основных факторов, способных повлиять на результаты внедрения Программы можно выделить следующие:

Фактор риска

Возможные пути разрешения

Отсутствие достаточного финансирования

Привлечение средств спонсоров, социальных партнеров; привлечение внимания общественности к данной проблеме посредством взаимодействия со СМИ.

Низкая мотивация педагогов из-за отсутствия материальной поддержки

Мониторинговое изучение мотивов деятельности педагогов и активное использование нематериальных стимулов.

Отсутствие или недостаточное количество необходимых специалистов

Привлечение педагогов, тренеров учреждений культуры и спорта, сетевое взаимодействие. Социальное партнерство

Дефицит учебно-методических пособий

Ресурсы Интернет-пространства

Недостаточная методическая подготовка педагогов

Курсовая подготовка, привлечение специалистов Областного центра развития дополнительного образования для проведения курсов, семинаров, проведение методических занятий, консультирование, выпуск методических пособий.


СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ОБРАЗОВАНИИ

ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан »

(ИРО РТ) г. Казань

Сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией , которая позволяет образовательным учреждениям не только выживать, но и динамично развиваться. В статье рассмотрены признаки сети в образовательном процессе, ключевые характеристики, особенности сетевого взаимодействия в образовании. Использование возможностей интернета и средств ИКТ существенно расширяет продуктивность сетевого взаимодействия.

В настоящее время эффективная реализация основных образовательных программ общего образования предполагает сетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений, способствующее наращиванию их материально-технических, информационно-методических и кадровых ресурсов. Единые квалификационные требования к работникам образования направлены на повышение их трудовой активности, деловой инициативы и компетентности, результативности труда, наиболее полное использование профессионального и творческого потенциала, рациональную организацию труда и обеспечение его эффективности.

Стратегия развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 гг. «Киләчәк» в рамках задачи формирования единого электронного образовательного пространства предусматривает создание условий для развития сетевой активности учителей образовательных учреждений. Ключевым фактором в создании единого научно-образовательного пространства является развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). ИКТ являются основной технологической платформой развития сетевых форм взаимодействия. В этих условиях наиболее полно реализуется концепция сетевого взаимодействия как единого информационного пространства, научно-образовательной среды, обеспечивающей равные права и возможности учреждений науки и образования, научно-педагогических работников , учащихся и студентов.


В настоящее время сетевое взаимодействие в сфере образования рассматривается как горизонтальное взаимодействие между образовательными учреждениями по распространению функционала и ресурсов. Семинары, круглые столы , конференции, дискуссии и встречи по обмену опытом и проблемным вопросам, дни партнерского взаимодействия - уже известные формы работы. Сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только выживать, но и динамично развиваться. Важно заметить, что при сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, а также идет процесс диалога между образовательными учреждениями и процесс отражения в них опыта друг друга, отображение тех процессов, которые происходят в системе образования в целом.

Важной особенностью сетевого взаимодействия является то, что в сети нет организаций в традиционном смысле. Первичным элементом сетевого объединения выступает прецедент взаимодействия, сетевое событие (проект, семинар, встреча, обмен информацией и т. п.). Каждый человек может вступать в определенное взаимодействие с сетью, и это взаимодействие составляет содержание индивидуального образовательного развития каждого человека, образовательного учреждения, образовательной среды. Инновации в условиях образовательной сети приобретают эволюционный характер, что связано с непрерывным обменом информацией и опытом, и отсутствием обязательного внедрения. Опыт участников сети оказывается востребованным не только в качестве примера для подражания, а также в качестве индикатора, который позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы. Сетевое взаимодействие – это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов, способ стимулировать педагогическую инициативу. Участие в работе сетевых сообществ дает прекрасную возможность для руководителей образовательных учреждений, министерств, ведомств быть в курсе проблем, наболевших вопросов в педагогической среде и оперативно реагировать на них, срабатывать на опережение по законотворческим решениям.

В педагогической практике идея сетевого взаимодействия образовательных учреждений возникла в конце 1990-х г. г. и связывают с именем и созданной им образовательной сети «Эврика». Применительно к сфере образования выделил характеристики «сетевого взаимодействия» в противовес традиционному. В центре сетевого взаимодействия находится не информация сама по себе, а персона и событие. Персоны - это авторские коллективы, носители инновационных педагогических технологий. Второй компонент – «событие» предполагает ориентацию на решение некоторой задачи, для чего и инициируется событие. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений, по его мнению, несет в себе коренное отличие от иерархического взаимодействия, функционирующего в современной системе образования. Нормы деятельности не задаются сверху, а появляются внутри сети образовательных учреждений, основываясь на особенностях деятельности каждого участника сети. Образовательную сеть определяет как совокупность субъектов образовательной деятельности , предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования друг друга.

Идея сетевого взаимодействия, нашла свое развитие и в сфере дополнительного профессионального образования . Рассматривая феномен сетевых образовательных программ для педагогов , отмечает их особое значение в развитии исследовательского потенциала и профессионализма. Образовательная сеть, по его мнению, предусматривает: наличие не только вертикальных, но и горизонтальных связей образовательного учреждения; наличие и понимание общей цели и задач деятельности, которые уточняются в условиях диалога и взаимодействия. Сеть – форма решения творческих инновационных задач, требующая объединения усилий разных образовательных учреждений, а также других субъектов социокультурной среды территорий; в сетевом взаимодействии важны психологическая совместимость и позитивные отношения людей. Сеть складывается не только из образовательных учреждений, но и из отдельных педагогов, микросообществ, ассоциаций, стремящихся к развитию нового педагогического опыта; в сети активно используются идеи ученых, их опыт и личное участие. Сеть является открытой для новых идей, подходов и участников; образовательная сеть нуждается в информационных ресурсах (интернет и другие способы передачи и обработки информации).


Использование возможностей интернета и средств ИКТ существенно расширяет продуктивность сетевого взаимодействия. При традиционной организации методической работы все педагоги в определенном сообществе знакомы друг с другом, непосредственно контактируют между собой. Такие прямые длительные связи минимальны, в результате чего такое взаимодействие исчерпывает себя и становится малопродуктивным, так как ограниченные возможности коммуникации не могут обеспечивать тот уровень обмена информацией, который необходим для плодотворной работы. При сетевой организации взаимодействия наблюдаются опосредованные связи: круг взаимодействия увеличивается, а, следовательно, результаты работы становятся более продуктивными и качественными, за счет сетевого взаимодействия у каждого участника есть уникальная возможность развития и совершенствования своих профессиональных ключевых компетенций. От участников совместной деятельности не требуется синхронного присутствия в одном и том же месте, в одно и тоже время, каждый имеет возможность работы с ресурсами сети в удобное для себя время.

Темпы развития сетевого взаимодействия на разных уровнях системы образования представляются далеко не равномерными. Наиболее активно происходит развитие сетевого взаимодействия на уровне образовательных учреждений общего образования. Действует сетевое взаимодействие вузов по основным направлениям Болонского процесса на основе ИКТ. Координатором этого проекта является Национальный фонд подготовки кадров. Информационную поддержку проекта осуществляет ГНИИ ИТТ «Информика» . Для решения задач профессиональной подготовки педагогических кадров в 2010 году в Российском государственном педагогическом университете им. создано Сетевое объединение вузов «Педагогические кадры России».

Становление сетевого взаимодействия в системе повышения квалификации отвечает «вызовам» информационного общества, определяющим тенденции развития системы образования. В процессе взаимодействия совершенствуется профессиональное мастерство, достижения отдельных преподавателей и образовательных учреждений становятся достоянием профессионального сообщества, повышается качество образования и, конечно, стимулируется педагогическая инициатива. Первый этап становления сетевого взаимодействия в системе повышения квалификации педагогов начинается с момента создания ресурсного центра, инициирующего разработку различных программ повышения квалификации педагогов. По мнению специалистов в качестве ресурсных центров постдипломного образования способны выступить педагогические университеты с целью обеспечения непрерывности педагогического образования, что позволит слушателям получать, обновлять и пополнять профессиональные знания, умения, обогащать и развивать профессиональный опыт. Это отражает как процессы адаптации специалиста к динамике изменений в профессиональной сфере, так и потребность в профессиональной самореализации.