Китаев смык психология стресса скачать doc. Понятие стресса и его основные характеристики

  • Добавлен пользователем Сергей Васильевич , дата добавления неизвестна
  • Отредактирован 28.10.2010 14:27

Научное издание . М.: Академический Проект, 2009. — 943 с. - ISBN 978-5-8291-1023-9.Рецензенты: М. И. Марьин, доктор психологических наук, профессор А. В. Окороков, доктор исторических наук, действительный член Академии военных наукАннотация:
В монографии описаны индивидуальные особенности долгой жизни при стрессе и реакции во время стресса, краткого, как удар Представлены генеральные (общие) закономерности изменений эмоций, восприятия, памяти, мышления, работоспособности и общения в экстремальных ситуациях Изложены результаты исследований «стресса жизни» и «стресса смерти», отражены многочисленные исследования автора: стресс творчества и вдохновения, восторг и ужас властителей, ускользание из-под гнета жестокостей и гибель под ними, стресс в боях под пулями врагов и посттравматические болезни ветеранов, длительный стресс в экспериментах при подготовке полета людей на Марс и многое другое. Доступно рассмотрены телесные (соматические) и душевные (психические) болезни стресса и способы их предотвращения Проанализированы психологические факторы, позволяющие нормализовать стресс, являющийся естественным следствием динамической и сложной жизни. Кроме того, показаны способы и приемы восстановления и поддержания здоровья в стрессовых ситуациях. Книга ведущего российского специалиста по проблемам стресса написана для всех, кого затронул стресс, кто его использует или с ним борется, для политиков и психологов, для медиков и социологов, для работников силовых структур, для учащихся и профессионалов, может быть, даже для философов. Пусть читателя не отпугивает энциклопедичность этой книги — каждый найдет в ней свое.Содержание:
Методология изучения стресса .
Концепция стресса Ганса Селье — «общий адаптационный синдром».
Предпосылки создания и широкого распространения концепции стресса (Основные положения концепции Г. Селье. Стадии мобилизации адаптационных резервов по Г. Селье).
Развитие концепции стресса (Многозначность понятия «стресс». Субсиндромы стресса. Изменение баланса (пропорции) соматических, психических и социально-психологических реализаций стресса (дистресса). Кризисные ранги стресса (ступенчатые изменения проявлений стресса) при чрезмерном нарастании экстремальных воздействий).
Методология исследований стресса (Этические принципы исследования стресса. Организационно-методические принципы исследования стресса. Экстремальные воздействия и стрессоры. «Загадочность» некоторых стрессоров. «Стресс жизни» и «стресс смерти»).
Эмоционально-поведенческий субсиндром стресса.
Генеральные (общие) закономерности эмоций и поведения при стрессе (Эмоции и поведение при кратковременном стрессе (при стрессовом кризисе первого ранга, в «аларм-стадии»). Активное эмоционально-поведенческое реагирование при кратковременном стрессе. Микроструктура эмоционально-поведенческой активности при кратковременном стрессе. Первичное пассивное эмоционально-поведенческое реагирование при стрессе. Конструктивное эмоционально-поведенческое реагирование при стрессе. Конструктивное эмоционально-поведенческое реагирование в процессе профессиональной деятельности, жестко регламентированной смертельной опасностью. Двигательная буря или мнимая смерть при боевом стрессе (стрессовый кризис первого ранга). Активность и пассивность в начале жизни. Эмоции и поведение при длительном стрессе, при стрессовом кризисе второго ранга. Вторичная стрессовая пассивность. Работоспособность при стрессе. О ранжировании интенсивности боевого стресса. Эмоционально-поведенческое (квазисуицидальное) реагирование при стрессовом кризисе третьего ранга (боевой стресс у солдат во время кровопролитнейших боев в Чечне в январе-апреле 1994 г.). Трагедия невольной жертвы. Зооантропологическая интерпретация боевого (квазисуицидального) стрессового кризиса третьего ранга. Современная медико-психологическая оценка психологических расстройств на войне. Стресс умирания. Стрессовый кризис четвертого ранга).Различия эмоций и поведения людей при кратковременном (гравитационном) стрессе (О классификации стрессовых реакций. Поведенческие реакции людей при кратковременном стрессе (в невесомости). Стрессовая реакция «Что такое? Как быть?! ». Стрессово-активные (первая группа). Стрессово-пассивные (вторая группа). «Невероятная катастрофа вокруг» — у одних пассивных, другие пассивны из-за «кошмара в их телах». «Конструктивные» и не вовлеченные в стресс (третья группа). Инверсия активности при стрессе (четвертая группа). Происхождение иллюзий «ударного» стресса. Сенсомоторные реакции людей при кратковременных линейных ускорениях).Эмоционально-поведенческие феномены при повторяющемся стрессе (Синдром «я — не я». При стрессе у одних — потребность «разделить радость с другом», у других — «закрытость души». Стрессовые «мания величия» и чувство сопричастности большому, правильному делу. Ретроградная амнезия при стрессе. Поведение при невесомости профессионалов и непрофессионалов летного дела. В невесомости женщины. Как определить стрессовую устойчивость группы. О панических расстройствах («панических атаках») и о «критической массе психической травмы».Феномен стрессового «расщепления» («удвоения») эмоций («Расщепление»
(«удвоение») эмоций в невесомости.
Феномен «нигилирования» эмоциональных проявлений. «Всеобщее раздвоение» эмоций в невесомости. «Хорошая мина» при плохой игре. Неуместный смех. «Нерасщепленные» эмоции лидера. Криминальное «расщепление» радости общения).«Бессловесность чувств» (алекситимия) после гравитационного стресса
и «смертельный дискомфорт» при стрессе-кинетозе
(Исследования эмоций и поведения людей: (а) в невесомости при подготовке первых орбитальных полетов и (б) во время многонедельного непрерывного вращения при подготовке полета на планету Марс. Поведенческие реакции людей при кратковременном стрессе (в невесомости). Алекситимия после «ударов» невесомостью. Об алекситимии — «бессловесности чувств». Еще об алекситимии при моделировании космических стрессоров. Алекситимия и баланс полушарий головного мозга. Поведенческие реакции, алекситимия и «смертельный дискомфорт» у людей при изнурительном дистрессе-кинетозе. Межполушарная асимметрия головного мозга и альтернативные стрессовые расстройства).Эмоции и поведение людей при звуковом стрессе «ударного» типа
акустический стресс при стрельбе «чужого» АК-47
(Акустический стресс «ударного» типа. Стрессовые влияния на солдат звуков стрельбы «чужого» автомата М. Т. Калашникова (АК-47) во время «атаки» в помещении бункерного типа и при «укрытии» в нем. Стрессовые влияния звуков стрельбы «чужого» автомата АК-47 на неподвижных солдат. Стрессовые влияния звуков стрельбы «чужого» автомата АК-47 на атакующих солдат. Зооантропологическая сущность «активности» и «пассивности» при «звуковых ударах». Восторг при акустическом стрессе — это «перевернутый» ужас. Воздействие сильного звукового хлопка (акустического удара). Психологические аспекты акустического стресса. Психофизиологические аспекты акустического стресса. Медико-психологические аспекты акустического стресса. «Электрика» головного мозга (физиологические аспекты) при акустическом стрессе).Активность или пассивность? (Представления древних ученых Греции, Средней Азии и Дальнего Востока об активности и пассивности. Источники активности и пассивности при стрессе. Нет обреченности на активность либо пассивность при стрессе. «Ценность» активности либо пассивности при стрессе.Вегетативный субсиндром стресса . Генеральные (общие) закономерности изменения вегетативной активности при стрессе (Стрессовый кризис первого ранга — вегетативные системы организма обслуживают психику. Защитная активизация физиологических вегетативных функций при стрессовом кризисе второго ранга. Тотальные и локальные стрессовые физиологические вегетативные реакции. Превентивно-защитные вегетативные (физиологические) реакции — предшественники телесных (соматических) болезней стресса Стрессовый кризис третьего ранга. Почему люди типа А чаще умирают при стрессе, чем люди типа Б. Культурно-континентальные, этнические и тендерные различия смертности от «болезней стресса». Онкологические болезни «сексуального стресса». Проблемы ранжирования вегетативного субсиндрома стресса. Стрессовый кризис четвертого ранга — умирание).Экспериментальное исследование вегетативного субсиндрома стресса при подготовке первых орбитальных и межпланетных полетов (Вегетативные реакции при многократном повторении кратковременного гравитационного стресса. A. Индивидуальные различия вегетативных реакций при многократных воздействиях кратких режимов невесомости. Пути адаптирования к ним. Б. Тяжелейшие случаи кинетоза («болезни
укачивания») в кратких режимах невесомости. B. Сравнения переносимости людьми качания на качелях и на «горках» (параболах) невесомости. Вегетативные реакции (кинетоз) при непрерывном длительном гравиинерционном стрессе. Стрессоры при эротико-вербальной рекреации («матерной речи») и сексуальных инвективах («матерных ругательствах»). A. Эротические стрессоры. Психофизиология матерщины. Б. Матерная речь в космосе? .B. Больничный мат. Г. Матерные частушки после боя. Музыка В. Высоцкого. Beatles и дистресс. Цвета как «эмоциональная ткань» и дистресс. Пищеварительная система при кинетозе. Аппетит и дистресс).Основные принципы борьбы с болезнями стресса .
О субъективной вероятности, субъективной «невозможности» и субъективной экстремальности изменения среды («математическая» модель «включения» вегетативного субсиндрома стресса).
Анализ стрессового «болезневидного состояния» — кинетоза («болезни
передвижения», «болезни укачивания», «морской» и «спутниковой болезни, и т. п.) (Значимость проблемы кинетоза. Подходы к пониманию проблем кинетоза («болезни укачиванияГенеральные (общие) закономерности изменения познавательных процессов при интенсификации стресса (Мышление при кратковременном и в начале
длительного стресса.Четыре вида «ужаса смерти» (О страхах и ужасах. «Индивидуальный ужас смерти». «Ужас гибели престижа». «Ужас боязни за близких людей». «Ужас дистресса». Дистресс как механизм популяционной селекции. Четыре «основные формы страха» по Фрицу Риману. Ужас перед своим безумием. Подходы к проблеме «ужаса смерти». Предсмертный транс чеченских смертниц-террористок («шахидок»). О смелости.Восприятие при стрессе (Изменение зрительного восприятия при кратковременном гравитационном стрессе. Реакции зрения в полетах по параболе. Восприятие при многосуточном стрессе. Зрительные иллюзии при кратковременном гравиинерционном стрессе. Взаимная экспансия сознания и подсознания при беспрецедентности стрессогенного состояния. Пространственная ориентация при гравиинерционных стрессорах, имитирующих турбулентные влияния атмосферы во время вхождения в нее космического корабля. A. Индивидуальные различия субъективного представления о пространстве и вертикальном направлении на основании гравирецепции без визуального контроля. Б. Способность (и неспособность) учитывать крен при операторской деятельности в имитаторе космического корабля, при воздействии на него турбулентных потоков при входе в плотные слои атмосферы. B. Феномен деструкции («отключения»)
концептуальной модели пространства при длительном пребывании в динамически
измененной пространственной среде. Функциональная асимметрия при стрессе).Память при стрессе (Стрессовые «извержения» затаившейся эмоциональной памяти и фрагментарная «ампутация» памяти о дистрессе. Осознание и запоминание информации при коротком стрессе. Особенности памяти при длительном стрессе. Микрострессовые влияния для «насильственного» создания «собственного мнения» о действительности. Эмоциогенная информация и «насильственные» вербальные реакции).Посттравматические стрессовые расстройства — они из-за неудовлетворяемой жажды мщения либо из-за неутоляемой жажды любви ? Подходы к пониманию посттравматического стрессового расстройства. Разные пути посттравматического стрессового расстройства. Симптоматика посттравматического стрессового расстройства. Боевой посттравматический стресс. Латентный (переходный) период посттравматического стрессового расстройства. Посттравматическое стрессовое расстройство при ожоговой болезни. Посттравматические стрессовые расстройствапосле массовых психотравм при чрезвычайных ситуациях).Сон и стресс .
Типологизации людей при стрессе (Типология пьяниц. Стрессовые различия в отношении «к себе» и «к другим». Психосоциальный субсиндром стресса общение при стрессе.Генеральные (общие) закономерности изменения общения в экстремальных условиях (Общение при начавшемся умеренном стрессе. Социально-психологическая активность, консолидирующая тюремное сообщество. B. Социально-психологическая гиперактивность, разрушающая тюремное сообщество. Г. Стрессовое «угасание» эффективности социально-психологического взаимодействия. Д. Сколько стрессово-активных и стрессово-пассивных узников в российской тюрьме в конце XX в. Е. Интенсивность стресса в начале долгого действия экстремальных факторов и перед ожидаемой их отменой. Ж. Психосоциальный феномен — «кентавр тюремного дистресса». Психосоциальный дистресс, разрушающий сообщество («социальная смерть» группы). О влиянии чувства свободы воли и несвободы на устойчивость перед смертью. О стрессе власти (экстаз и ужас властвования). A. О двух периодах в жизни животных и людей. Б. Экстаз власти.B. Сексуальный нескончаемый оргазм властителя. Г. Страх властвующих.Выгорание персонала. Выгорание личности. Выгорание души (Три формы-фазы «выгорания». А. Сложность синдрома профессиональной деформации сотрудника ОВД. Б. Продолжительность службы в ОВД и вероятность деформации личности сотрудника. В. О гипертрофированном чувстве права на насилие. Г. Профилактика и устранение профессиональной деформации личности сотрудника «силовых» структур).Стресс и окружающее пространство (Проксимические переменные при стрессе. Стресс при неожиданном «вторжении» в личное пространство. «Межличностная территория» при хроническом дистрессе.Синдромы «свободы» и «несвободы» («Синдром заложника». «Концлагерный синдром». Пять необходимых и достаточных условий активизации революционно-стрессовой ситуации и пять других условий ее ликвидации. О синдроме «счастья свободного общества» и «сила духовности»).Мирное население и стресс войны («Синдром мирного населения в начале гражданской войны» (Расстрел парламента России в 1993 г.). Стресс мирного населения при введении на его территорию «ограниченного воинского контингента» (Чечня 1994-1996 гг.). Конверсионные расстройства детей и женщин в Чечне (декабрь 2005 г. — январь 2006 г.). «Эпидемия» индуцированных болезней или массовая истерия? Ментальные трансформации при долгом массовом стрессе. Роль средств массовой информации в возникновении «посттеррористического синдрома»).Психосоциальные влияния сексуальной лексики (Побуждения и пути к матерной лексике. Эмоциональная активизация матерщиной. Скабрезная брань как этнический феномен общения. Антистрессовое действие сексуальных инвектив. Гендерные различия сексуальных инвектив. Матерщина как средство активизации общения. Эпохально-цивилизационные «пробуждения» матерной лексики. Сакральность матерщины).
Социально-психологические исследования стресса.

  • Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт используя форму сверху.
  • Узнайте сколько стоит уникальная работа конкретно по Вашей теме:

Смотри также

  • Раздел: Психологические дисциплины → Психология стресса

СПб.: Речь, 2004. - 165 с. В книге детально описаны теоретические подходы к изучению проблем стресса, типы и факторы стресса, механизмы адаптации к стрессовым ситуациям, принципы предупреждения и сопротивления; подробно проанализирован коппинг-механизмы. В приложении приведены методики для оценки стресса и копинга.

  • 798,44 КБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 09.02.2011 11:19
  • Раздел: Психология стресса → Психологический стресс

М.: Пер Сэ, 2006. - 528 с. - ISBN 5-9292-0146-3. В книге представлены материалы экспериментально-теоретического изучения развития и преодоления психологического стресса. Приводятся основные положения учения о психологическом стрессе (понятия, история, теории и модели, методология изучения стресса), особенности его развития (причины возникновения и показатели проявления, механизмы...

  • 780,06 КБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 26.02.2018 03:19

Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983.

Монография посвящена анализу психологических механизмов стресса. В ней описаны изменения взаимоотношений между людьми, а также особенности эмоций, восприятия, памяти и мышления в ситуациях, вызывающих стресс; рассмотрены психологические причины «болезней стресса»; предлагаются некоторые методы предотвращения неблагоприятных последствий стресса.
Книга рассчитана на психологов, специалистов в области эргономики, медиков, философов.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
СТРЕСС — «ОБЩИЙ АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ»
1.1. Концепция стресса Г. Селье
Предпосылки создания и широкого распространения концепции стресса (5). Основные положения концепции Г. Селье и их развитие (10).
1.2. Психология и концепции стресса
Корреляция физиологических и психологических показателей стресса (24). Психологические исследования стресса (28). Рефлекторно-эмоциональный стресс (41).
1.3. Методолого-методические основания исследований стресса
Методические принципы исследовании стресса (44). Экстремальные воздействия и стрессоры (49).
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ СУБСИНДРОМ СТРЕССА 57
2.1. Общие закономерности эмоционально-поведенческих реакций при стрессе
Индивидуальные различия эмоционально-поведенческой активности при стрессе (58). Микроструктура активной формы эмоционально-поведенческого субсиндрома стресса (59). Пассивная форма эмоционально-поведенческого реагирования пристрессе (62). Активность или пассивность? (G9). Феномен "активной гуманизации" (74).
2.2. Эмоции и поведение людей при кратковременном гравитационном стрессе
О классификации реакций в невесомости (76). Поведенческие реакций людей при кратковременной невесомости (77). Особенности реагирования людей с профессиональным летным опытом на кратковременное невесомость (87). Сопоставление индивидуальных различий реакций в начале действия невесомости в авиационном и в космическом полетах (88).
2.3. Операторская деятельность при гравитационном стрессе
Об органах управления полетом (89). Скорость движений (91). Координация движений (92). Сила движений (105). Сенсомоторные реакции при воздействии на человека кратковременных линейных ускорений (108), Рекомендации к конструированию тренажеров для сохранения навыков ручного управления при действии гравитационных стрессоров (110).
2.4. Поведение людей при кратковременном акустическом стрессе
Акустический стресс «ударного» типа (114). Психологические аспекты акустического стресса (124). Психофизиологические аспекты акустического стресса (128).Клинико-психологические аспекты акустического стресса (130).
ВЕГЕТАТИВНЫЙ СУБСИНДРОМ СТРЕССА
3.1. Общие закономерности усиления превентивно-защитной вегетативной активности при стрессе
3.2. Вегетативные реакции при кратковременном гравиинерционном стрессе
3.3. Вегетативные реакции при длительном гравиинерционном стрессе 172
3.4. Системный подход к решению проблемы «болезни укачивания» . 184
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПРИ СТРЕССЕ. КОГНИТИВНЫЙ СУБСИНДРОМ СТРЕССА
41. Общие закономерности изменения познавательных процессов при длительном стрессе
«Эмоциональность» мышлении при стрессе (203). Активизация мышления при стрессе (204). «Уход» от решения стрессогенных проблем (207). Сон и стресс (209). Восприятие и стресс (210).
4.2. Изменение зрительного восприятия при кратковременном гравиинерционном стрессе
4.3. Пространственная ориентация человека при длительном гравиинерционном стрессе
4.4. Особенности памяти при длительном гравиинерционном стрессе. 246
4.5. Влияние эмоционального стресса на осознание и запечатление информации и па формирование поведения
4.6. Отражение в сознании эмоциональных факторов
Критика концепции «ужаса смерти» (253). О некоторых стрессовых эмоциональных состояниях (2(50).
5 ОБЩЕНИЕ ПРИ СТРЕССЕ.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СУБСИНДРОМ СТРЕССА
5.1. Социально-психологические исследования стресса
5.2. Общая структура изменений общения в экстремальных условиях 280
5.3. Проксимические переменные при стрессе
5.4. Стресс при неожиданном «вторжении» в личное пространство. . 305
5.5. «Межличностная территория» при хроническом дистрессе
«Вторжение» на межличностную территорию при хроническом дистрессе (316). «Совместимость» членов изолированной группы (320).
6 ГЕНЕТИЧЕСКИЕ И ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЛ СТРЕССА
6.1. О роли генотипа в организации поведения при стрессе
Экскреторная и двигательная активность при стрессе (32(5). Генетическая обусловленность экскреторной и двигательной активности при стрессе (327). Двигательная и экскреторная активное» при адаптировании к экстремальному фактору (329).
6.2. Поведение при стрессе в эволюционном аспекте
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Леонид Александрович Китаев-Смык (18.05.1931, Москва) - старший научный сотрудник Российского института культурологии, заслуженный испытатель космической техники Федерации космонавтики России.

После учебы в средней школе и в Первом Московском Медицинском Институте (там он получил диплом врача с отличием) он работал практикующим врачом с 1955 года.

В 1956 году, как врач, отличившийся при лечении и изучении эпидемии гриппа, Л.Китаев-Смык был переведен на научную работу в Академию Медицинских Наук.

В раннем детстве (Леониду было пять лет) отец рассказывал ему о космосе, и после этого он всегда мечтал о полетах на другие планеты. Когда отец тяжело заболел, Леонид Китаев-Смык думал о будущей космической медицине и о лечении невесомостью. Поэтому он оставил удачно начавшуюся научную карьеру и в 1960 году перешел в секретный тогда Летно-Исследовательский Институт.

В 1961 году Л.Китаев-Смык начал изучат действие невесомости на людей и животных в авиационных полетах по параболе. Было получено много очень интересных практических результатов и теоретических концепций. Кандидатская диссертация Л.Китаева-Смыка «Функции зрения при кратковременной невесомости» была защищена на закрытом заседании Ученого совета.

Д-р Л. Китаев-Смык участвовал в подготовке первых советских астронавтов: Юрия Гагарина и других.

1963 году Д-р Л.Китаев-Смык выступил с инициативой изучения влияния на людей искусственной силы тяжести во время полетов на другие планеты. Результаты этих исследований отражены в многочисленных научных публикациях и обобщены в монографии: Психология стресса. М.: Наука, 1983. (Представлена как докторская диссертация).

В 1973 году Д-р Л.Китаев-Смык оставил престижную работу в астронавтике и перешел в только что созданный Институт психологии АН СССР и начал теоретическое обобщение полученных им ранее - результатов экспериментального изучения стресса. Им была создана и опубликована генеральная концепция стресса. Она объясняет его вегетативные и соматические проявления, когнитивные проявления при стрессе и нарушения общения людей при экстраординарных влияниях.

С 1987 года он изучал психологический и социологический стресс в «горячих точках» в СССР. Сам присутствовал там, где были или могли быть массовые беспорядки или боевые действия внутри СССР: в Дальневосточном регионе, в Таджикистане, на Кавказе, в Прибалтике.

С 1993 года Д-р Л.Китаев-Смык работает в Российском институте культурологии, над темой: «Культурология глобальной безопасности». Им сделано ранее боле 300 научных публикаций, семь монографий, двенадцать изобретений. Он работает над монографиями: «Психологическая антропология стресса», «Психология чеченской войны».

Книги (2)

Психология стресса. Психологическая антропология стресса

В монографии описаны индивидуальные особенности долгой жизни при стрессе и реакции во время стресса, краткого, как удар.

Представлены генеральные (общие) закономерности изменений эмоций, восприятия, памяти, мышления, работоспособности и общения в экстремальных ситуациях. Изложены результаты исследований «стресса жизни» и «стресса смерти», отражены многочисленные исследования автора: стресс творчества и вдохновения, восторг и ужас властителей, ускользание из-под гнета жестокостей и гибель под ними, стресс в боях под пулями врагов и посттравматические болезни ветеранов, длительный стресс в экспериментах при подготовке полета людей на Марс и многое другое.

Стресс-войны. Фронтовые записки врача-психолога

Книга не просто о войне. Ее автор Л. А. Китаев-Смык изучал не только психологию войны, но и психологию нашей не всегда мирной жизни, проявленную войной. Жизненные проблемы легче рассмотреть и понять, сравнивая их с военными опасностями.

Книга эта во многом уникальна, в ней многое описано впервые. Ее автору впервые удалось проводить психологические исследования по обе стороны линии фронта.

Впервые эти исследования делались там, где зарождается военный стресс — в окопах под пулями, на блокпостах, под прицелом вражеских снайперов, на «броне» танков, ехавших по минированным дорогам, в отрядах чеченских боевиков под российскими бомбами

И, главное, впервые известный психолог-ученый, академик Всемирной экологической академии, автор более250-тинаучных публикаций о проблемах стресса, применил свои знания, чтобы разобраться в наиболее актуальных психологических проблемах современной войны.

4. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2001.

5. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979.

6. Тигранян Р.А. Стресс и его значение для организма. М.: Напсихология стресса: психологическая антропология стресса»

Китаев-Смык Л.А.

«Психология стресса: психологическая антропология стресса »

Волкова Н.В. Copingstrategies как условие формирования идентичности // Мир психологии. 2004. №2Тема: Копинг – стратегии как способ реализации совладающегоповедения.

1.1. Стресс: понятие и виды.

1.2. Профессиональный стресс: специфика, динамика, стадии.

1.3. Копинг – стратегии.

1.1 Понятие стресса

В зависимости от стрессора и характера его влияния выделяют различные виды стресса, в наиболее общей классификации – физиологический стресс и психологический стресс . Психологический стресс подразделяется на информационный и эмоциональный стрессВ Информационный стресс возникает в ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой ответственности за последствия принятых решений. Анализируя тексты, решая те или другие задачи, человек перерабатывает информацию. Завершается этот процесс принятием решения. Объем перерабатываемой информации, ее сложность, необходимость часто принимать решения -- все это и составляет информационную нагрузку. Если она превосходит возможности человека при его высокой заинтересованности в выполнении данной работы, то говорят об информационной перегрузке.

Эмоциональный стресс как частный случай психологического стресса вызывается сигнальными раздражителями. Он появляется в ситуации угрозы, обиды и др., а также в условиях так называемых конфликтных ситуаций, в которых животное и человек длительное время не могут удовлетворить свои биологические или социальные потребности. Универсальными психологическими стрессорами, вызывающими эмоциональный стресс у человека, являются словесные раздражители. Они способны оказывать особенно сильное и продолжительное действие (длительно действующие стрессоры).

Категория «стресс» является одной из таких сложных для изучения категорий науки, которая (как адаптация и др.) обслуживает комплекс различных наук о человеке. Поэтому вхождение этого понятия в оборот психологической науки сопровождалось адаптационным подходом к стрессу. Затем психологи выделили отдельно психологический, эмоциональный и информационный стресс.

Стрессом в науке (от англ. stress - давление, напряжение) обозначается широкий круг состояний человека, возникающих в ответ на экстремальные воздействия – стрессоры .



Основополагающую теорию стресса, с которой начался «стрессовый» бум, выработал Г. Селье. Под стрессом Г. Селье понимает неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования. Характер этого синдрома относительно независим от вызвавших его факторов (стрессоров), что позволило ученому говорить об общем адаптационном синдроме . По данным Г. Селье, продолжительные стрессы отмечаются при сочетаниях неблагоприятных факторов, когда наступает не радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадежности, сознание чрезмерности, непосильности и нежеланности, обидной несправедливости требуемых усилий. Г. Сельеопределил следующие стадии стресса как процесса:

1) непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);

2) максимально эффективная адаптация (стадия ресистентности);

3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения) .

Г. Селье и отечественными авторами, развивающими адаптационный подход к стрессу и регуляции стрессовых состояний показано, что существуют стрессовые ситуации, которые мобилизуют организм и способствуют успешной социально-психологической адаптации индивида. Но существуют, отмечает В. А. Бодров, стрессовые реакции, которые, наоборот, приводят к демобилизации..дистрессу» . Дистресс – это крайне отрицательное проявление стресса. Превращение стресса в дистресс происходит при очень интенсивном воздействии факторов среды и деятельности, при которых истощаются резервы организма и нарушается механизм психической регуляции. Не любое требование среды вызывает стресс, а лишь то, которое оценивается как угрожающее (Лазарус). Р. Лазарус вводит представление о психологическом стрессе, который, в отличие от физиологической стрессовой реакции на вредность, является реак­цией, опосредованной оценкой угрозы и защитными процессами . Р. Лазарус считает, что эмоции возникают в тех исключительных случаях, когда на основе когнитивных процессов делается заключение о наличии угрозы и невозможности ее избежать. По Р. Лазарусу, эмоциогенными являются только экстремальные ситуации, которые оцениваются как таковые вследствие каузальной атрибуции .



Е.С. Кузьмин к стресс-факторам относит: нарушение чувства комфорта и безопасности труда; дефицит времени для завершения плановых заданий; трудные и ранее незнакомые производственные задачи; чрезвычайные происшествия, стихийные бедствия, несчастные случаи; конфликты с вышестоящими руководителями, с подчиненными, потеря руководителем своего авторитета и управляющего влияния на коллектив; длительная работа без отдыха, переутомление; несправедливые наказания, незаслуженное осуждение или пристрастная критика, лишение вознаграждения [цит. по:19].

Стрессоры могут быть различные. Каждый человек по-разному реагирует на внешний стрессор. Личностные особенности, отмечает А. Г. Маклаков, - «самым тесным образом связаны с формой реагирования на стрессор и вероятностью развития негативных последствий».

Большинство отечественных авторов отделяют психический, эмоциональный стресс от физиологического и выделяют психический, эмоциональный и информационный стресс . В словаре под ред. А. В. Петровского различаются: физиологический и психологический стресс, последний делится на стресс эмоциональный и информационный .

А. Г. Маклаков, рассуждая о проблеме выделения психического, эмоционального и информационного стрессов, замечает, что данное деление условно, поскольку трудно разделить стрессоры. «На практике, - пишет он, - очень редко удается разделить эмоциональные и информационные стрессоры и определить, какие из стрессоров являются ведущими. Чаще всего в стрессовой ситуации информационные и эмоциональные стрессоры неразделимы, поскольку формирование чувств всегда связано с переработкой информации..информационный стресс сопровождается высоким эмоциональным возбуждением и определенными чувствами. Однако возникающие при этом чувства могут встречаться и в других ситуациях, не связанных с переработкой информации» . Хотя стрессорами могут быть разные раздражители, но, отмечает А. Г. Маклаков, «чаще всего именно психический стресс оказывается наиболее значимым для процесса регуляции» . Психический стресс данный автор определяет как «состояние организма, возникающее в процессе взаимодействия индивида со средой, сопровождающееся значительным эмоциональным напряжением в условиях, когда нормальной адаптивной реакции оказывается недостаточно» .

По определению В. А. Бодрова «..психологический стресс понимается как реакция субъекта на угрозу, которая воспринимается дистантно, вызывает соответствующее эмоциональное отношение к данному воздействию..» .

А.В. Морозов, ориентируясь на исследования Ф.Б. Березина, указывает в пособии по управленческой психологии основные черты психического стресса: «стресс - состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой; стресс - более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятия угрозы; явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна» [, с.115]. Как отмечают Е. Д. Соколова, Ф. Б. Березин, представления об эмоциональном (психическом) стрессе сформировались благодаря тому, что была установлена роль психических факторов в развитии состояния стресса. Исследованиях психического стресса свидетельствуют и об общности физиологических изменений, которые возникают при физиологическом и психическом стрессе, и о различиях в механизме его формирования. При эмоциональном стрессе влияние психических стрессоров или стрессогенной ситуации опосредуется через психические процессы, которые обеспечивают оценку стимула в связи с предыдущим опытом. Стимул приобретает характер стрессора, если в результате его переработки возникает ощущение угрозы, обычно в случае, когда психологическая оценка обнаруживает несоответствие между требованиями среды и потребностями субъекта, его ресурсами, необходимыми для удовлетворения потребностей . Указанные авторы подчеркивают роль индивидуальной оценки стрессовой ситуации. «Индивидуальная оценка и индивидуальная интерпретация воздействия - пишут они, - обусловливает роль психических факторов и в формировании стресса, вызванного физическим стимулом, поскольку такое воздействие сопровождается психической переработкой. Таким образом, круг стрессоров, существенных для развития психического (эмоционального) стресса весьма широк .

Характеризуя психический (эмоциональный) стресс, отмечают, что он вызывает такие же (негативные, вегетативные) изменения, что и физиологический стресс, но имеются важные различия в его сущности. Так, В, А. Бодров пишет: «..Параллелизм между психологическим и физиологическим стрессом заключается в том, что как тот, так и другой порождают очень сходные физиологические реакции. Однако важным различием является то, что физиологический стресс обычно вызывает высокостереотипизированные реакции посредством нервных и гуморальных механизмов. Психологический же стресс не всегда приводит к ожидаемым реакциям, ответ на угрозу может быть самым разнообразным: страх, гнев, ступор, депрессия, различные висцеральные изменения, ухудшение показателей деятельности» . По мнению Р. Лазаруса, опосредующим процессом в первом случае является гомеостатический механизм, активизируемый вредным воздействием, а во втором случае – психологические процессы оценки предполагаемой угрозы личности и поиска адекватного ответа на эту угрозу [цит.по:6].

Эмоциональный стресс, по данным отечественных психологов, возникает в ситуации обиды, опасности, угрозы . Формы эмоционального стресса: импульсивная, тормозная, генерализованная. При эмоциональном стресс е отмечаются изменения в психической сфере, в том числе изменения в протекании психических процессов, эмоциональной сфере, мотивации и структуре деятельности. Также в содержании психического (эмоционального) стресса психологи особо выделяют тревожность. Тревога – это « эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий» . Тревога, в отличие от страха, который несет в себе реальную угрозу, представляет диффузный страх . Тревога является сигналом напряжения, нарушения адаптации. По направленности своего проявления тревога может выполнять как мобилизующие, так и дезорганизующие функции. Когда уровень тревоги слишком высок, поведение становится неадекватным ситуации, его регуляция нарушается. Роль тревоги в адаптационном процессе может изменяться, при перенапряжении организма ощутима ее роль в формировании эмоционального стресса.

Информационный стресс возникает в ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности.

Проблема преодоления стресса и роли особенностей личности как опосредующего фактора стрессоустойчивости человека начала проявляться сразу в ходе изучения стресса. Многие авторы, занимающиеся изучением форм стресса, делают акцент на личностных особенностях, детерминантах совладания со стрессом. Исследователи называют их «личностными ресурсами», «личностной выносливостью», «личностным адаптационным потенциалом» . Р. Лазарус считает, что в силу «индивидуальных различий в психологической конституции отдельных личностей любая попытка объяснить характер стрессовой реакции, основываясь только на анализе угрожающего стимула, была бы тщетной» . Так, Соколова Е. Д. и коллеги пишут: «Вероятность развития психического стресса при повышении фрустрационной напряженности зависит от особенностей личности, обусловливающих степень устойчивости к психическому стрессу. Подобные черты обозначались как «чувство когерентности», повышающие ресурсы противостояния стрессогенным факторам, «личностная выносливость», понимаемая как потенциальная способность активного преодоления трудностей. Личностные ресурсы в значительной степени определяются способностью к построению интегрированного поведения» . А. В. Морозов также указывает: «Так как стресс возник главным образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями данной личности» . Исследователями отмечается, что специфичность реагирования в стрессе обусловливается не только характером внешней стимуляции, но и психологическими особенностями субъектаПоскольку, - рассуждает В. А. Бодров, - «..Сущностью психологического стресса является эмоциональное состояние, развивающееся на негативно оцениваемую ситуацию (воздействие), то анализ причинных факторов, порождающих стресс, возможен только с учетом личностных установок данного субъекта» .

Подводя итог, отметим, что сегодня в отечественной психологии используют понятия «психический стресс», «эмоциональный стресс», «информационный стресс». В самом общем виде можно различать психический и физиологический стресс, а, говоря о собственно психологическом содержании стресса, использовать понятия «эмоциональный стресс», «информационный стресс», понимая, что данное деление условно и стрессоры могут быть общими для обоих видов стресса.Разделение довольно условно, так как физиологический стресс всегда включает элементы психического (эмоционального), а в психический стресс вызывает физиологические изменения.

в каждом возрасте наряду с активным формированием механизмов преодоления стресса происходит развитие личностно-средовых копинг-ресурсов , которые являются основной составляющей резистентности встрессу и учавствуют в процессе адаптации.

Сирота H.A., Ялтонский В.М.

Леонид Александрович Китаев-Смык (18.05.1931, Москва) — старший научный сотрудник Российского института культурологии, заслуженный испытатель космической техники Федерации космонавтики России.

После учебы в средней школе и в Первом Московском Медицинском Институте (там он получил диплом врача с отличием) он работал практикующим врачом с 1955 года.

В 1956 году, как врач, отличившийся при лечении и изучении эпидемии гриппа, Л.Китаев-Смык был переведен на научную работу в Академию Медицинских Наук.

В раннем детстве (Леониду было пять лет) отец рассказывал ему о космосе, и после этого он всегда мечтал о полетах на другие планеты. Когда отец тяжело заболел, Леонид Китаев-Смык думал о будущей космической медицине и о лечении невесомостью. Поэтому он оставил удачно начавшуюся научную карьеру и в 1960 году перешел в секретный тогда Летно-Исследовательский Институт.

В 1961 году Л.Китаев-Смык начал изучат действие невесомости на людей и животных в авиационных полетах по параболе. Было получено много очень интересных практических результатов и теоретических концепций. Кандидатская диссертация Л.Китаева-Смыка «Функции зрения при кратковременной невесомости» была защищена на закрытом заседании Ученого совета.

Д-р Л. Китаев-Смык участвовал в подготовке первых советских астронавтов: Юрия Гагарина и других.

1963 году Д-р Л.Китаев-Смык выступил с инициативой изучения влияния на людей искусственной силы тяжести во время полетов на другие планеты. Результаты этих исследований отражены в многочисленных научных публикациях и обобщены в монографии: Психология стресса. М.: Наука, 1983. (Представлена как докторская диссертация).

В 1973 году Д-р Л.Китаев-Смык оставил престижную работу в астронавтике и перешел в только что созданный Институт психологии АН СССР и начал теоретическое обобщение полученных им ранее — результатов экспериментального изучения стресса. Им была создана и опубликована генеральная концепция стресса. Она объясняет его вегетативные и соматические проявления, когнитивные проявления при стрессе и нарушения общения людей при экстраординарных влияниях.

С 1987 года он изучал психологический и социологический стресс в «горячих точках» в СССР. Сам присутствовал там, где были или могли быть массовые беспорядки или боевые действия внутри СССР: в Дальневосточном регионе, в Таджикистане, на Кавказе, в Прибалтике.

С 1993 года Д-р Л.Китаев-Смык работает в Российском институте культурологии, над темой: «Культурология глобальной безопасности». Им сделано ранее боле 300 научных публикаций, семь монографий, двенадцать изобретений. Он работает над монографиями: «Психологическая антропология стресса», «Психология чеченской войны».

Книга не просто о войне. Ее автор Л. А. Китаев-Смык изучал не только психологию войны, но и психологию нашей не всегда мирной жизни, проявленную войной. Жизненные проблемы легче рассмотреть и понять, сравнивая их с военными опасностями.

Книга эта во многом уникальна, в ней многое описано впервые. Ее автору впервые удалось проводить психологические исследования по обе стороны линии фронта.

Впервые эти исследования делались там, где зарождается военный стресс — в окопах под пулями, на блокпостах, под прицелом вражеских снайперов, на «броне» танков, ехавших по минированным дорогам, в отрядах чеченских боевиков под российскими бомбами

И, главное, впервые известный психолог-ученый, академик Всемирной экологической академии, автор более250-тинаучных публикаций о проблемах стресса, применил свои знания, чтобы разобраться в наиболее актуальных психологических проблемах современной войны.

В монографии описаны индивидуальные особенности долгой жизни при стрессе и реакции во время стресса, краткого, как удар.

Представлены генеральные (общие) закономерности изменений эмоций, восприятия, памяти, мышления, работоспособности и общения в экстремальных ситуациях. Изложены результаты исследований «стресса жизни» и «стресса смерти», отражены многочисленные исследования автора: стресс творчества и вдохновения, восторг и ужас властителей, ускользание из-под гнета жестокостей и гибель под ними, стресс в боях под пулями врагов и посттравматические болезни ветеранов, длительный стресс в экспериментах при подготовке полета людей на Марс и многое другое.

Л. А. Китаев-Смык ПСИХОЛОГИЯ И КОНЦЕПЦИЯ СТРЕССА

Термин «эмоциональный стресс» претерпел в научной литературе ряд трансформаций, сходных с теми, которым подвергался н термин «стресс». Первоначально некоторые авторы были склонны понимать под эмоциональным стрессом ситуацию, порождающую сильные эмоции, видимо, вследствие английского значения этого слова как «нарушение равновесия физических сил». Концепция стресса ввиду своей направленности на целостное понимание адаптивных реакций организма привлекла внимание специалистов по разработке режимов жизнедеятельности человека в экстремальных условиях. Будучи увлеченными изучением исключительно неблагоприятных для организма проявлений стресса, этим термином они обозначали те адаптационные эмоциональные реакции, которыми сопровождались вредные организму физиологические и психофизиологические изменения. Соответственно под эмоциональным стрессом понимались аффективные переживания, сопровождающие стресс и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме человека. Когда же накопились сведения о существовании большого круга физиологических и психологических реакций, сходных при отрицательных и положительных эмоциональных переживаниях, т. е. о том, что неспецифичпость проявлений собственно стресса сочетается со специфически дифференцированными эмоциями, под «эмоциональным стрессом» стали понимать широкий круг изменений психических проявлений, сопровождающихся выраженными неспецифическими изменениями биохимических, электрофнзнологических и других коррелятов стресса.

Следует заметить, что Г. Селье склонен полагать, что «даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс. Полная свобода от стресса означает смерть». Этим он подчеркивает, что неспецифическая адаптационная активность в биологической системе существует всегда, а не только в ситуациях, достигших какого-то критического опасного уровня взаимоотношений со средой. Являясь элементом жизненной активности, неспецифические адаптационные процессы (стресс) наряду со специфическими способствуют не только преодолению выраженной опасности, но и созданию усилий для каждого шага жизненного развития. Это замечание Г. Селье далеко не случайно. Ряд исследователей адаптации биологических систем склонны к поискам кеспецифического субстрата, свойственного узким фрагментам адаптивной активности. Подобные поиски закономерны и, можно полагать, в определенном смысле плодотворны. Однако это влечет за собой присвоение термина «стресс» не общему адаптационному синдрому с его физиологическими, психическими и т. д. проявлениями, а отдельным комплексам показателей, неспецифическим только в своем регионе.

Поиски неспецифических реакций в мелких регионах адаптационной активности биосистемы, отличающихся собственными гомеостатическими признаками, по нашему мнению, заслуживают внимания. Они основаны на возможности, вероятно, бесконечного дробления биосистемы на подсистемы с их микрогомеостазом. Трудно указать границу допустимой «спецификации» феномена иеспецифичности. Видимо, следует считаться со сложившимся терминологическим выделением следующих видов стресса: физиологического и эмоционального, физиологического и патологического, эмоционального и физического и др.

Итак, термин «стресс» встречается в современной литературе как обозначающий следующие понятия: 1) сильное неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм воздействие; 2) сильная неблагоприятная для организма физиологическая или психологическая реакция на действие стрессора; 3) сильные как неблагоприятные, так и благоприятные для организма реакции разного рода; 4) неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма при сильных, экстремальных для него воздействиях, вызывающих интенсивные проявления адаптационной активности; 5) неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организ-ма, возникающих при всяких реакциях организма

Мы полагаем возможным понимание «стресса» как неспецифи- -Ческих физиологических и психологических проявлений адаптационной активности при сильных, экстремальных для организма воздействиях, имея в виду в данном случае стресс в узком смысле. Неспецифические проявления адаптивной активности при действии любых значимых для организма факторов можно обозначать как стресс в широком смысле Среди пополняющегося с каждым годом огромного количества научных публикаций, посвященных стрессу (в основном по физиологической и медицинской тематике), в последние годы все больше становится работ, касающихся психологических проблем стресса Бурное развитие индустриальной технологии в го

ды, предшествовавшие второй мировой войне, и особенно в послевоенные десятилетия, обострило проблему соответствия адаптационных возможностей человека сильно возросшим требованиям к нему как к пользователю техническими средствами

Современные технологические процессы часто создают рабочую среду, весьма отличающуюся от среды обитания, к которой люди приспособлены ходом эволюционно-биологического процесса. Трудно перечислить многообразие производственных факторов, которые могут быстро или исподволь создать дистресс у человека (производственные шумы, работа с микроманипуляторами, управление скоростными транспортными средствами и т. п.). Важным направлением психологической науки стали инженерная психология и эргономика, среди задач которых была разработка принципов конструирования средств производства и производственной среды таким образом, чтобы повысить эффективность и надежность системы «человек - машина» и вместе с тем предотвратить дистресс у человека, включенного в систему «человек - машина». Эта задача решалась двояко. Во-первых, путем мобилизации в ходе трудового процесса резервных (адаптационных) возможностей человека, т. е. за счет создания стресса без дистресса. Во-вторых, путем создания машин, работая с которыми человек защищен от перенапряжения своих психофизиологических и психологических возможностей, т. е. путем своего рода адаптации технических средств к работающему с ними человеку

Между выраженностью стресса, эмоциональной напряженностью, активизацией нервной системы, с одной стороны, и эффективностью рабочей деятельности - с другой, нет однозначной зависимости. В начале нашего века Р. йеркс и Дж. Додсон экспериментально показали, что с ростом активизации нервной системы до определенного критического уровня эффективность деятельности повышается. Однако при дальнейшей активизации нервной системы, иными словами, при увеличении стрессогенности действующих факторов, показатели деятельности начинают снижаться.

Низкую работоспособность при малой стрессогенной активизации можно рассматривать как результат малой вовлеченности адаптационных разервов в процессы, условно говоря, защиты организма от требований среды. Сложнее объяснить, за счет чего снижаются показатели работоспособности при превышении критического уровня стрессовой напряженности. Одна из гипотез состоит в том, что рост напряженности «сужает» внимание. При этом первоначально отбрасываются менее значимые и «балластные» сигналы, что повышает эффективность деятельности. Дальнейшее- сужение внимания сверх критического ведет к потере значимых сигналов и к снижению эффективности-как внимания, так и деятельности, требующей высокого уровня внимания.

Показатели качества относительно сложной деятельности достигают критической верхней точки при меньшем уровне стрессовой напряженности, чем показатели относительно простой деятельности

Нами обнаружено, что при некотором уровне стрессовой напряженности может возникать парадоксальная ситуация, когда показатели выполнения более сложной деятельности могут возрасти выше, чем возросшие показатели менее сложной деятельности.

Процессы ухудшения деятельности при стрессе следует рассматривать не только как результат непроизвольных потерь информации, но и как следствие ослабления волевой активности, снижение восприимчивости к внешним мотивам деятельности в результате ухода «в себя». При длительном стрессе может происходить перестройка значимости мотивов: побуждавшие деятельность могут ее тормозить, тормозившие - побуждать. Может возникнуть неприязнь к атрибутам деятельности или к ней самой. Наконец, ухудшение деятельности человека может быть результатом его попыток активно противостоять внешним побуждениям к дистрессогенной деятельности или к деятельности в дистрессогенных условиях.

Много работ п’освящено проблеме индивидуальных различий стресса. В большинстве из них рассматривается разная подверженность людей стрессу и то, какие отличия стресса могут быть у разных людей. Обилие таких исследований обусловлено запросами психотерапии

Исходя из того что у человека существуют неосознаваемые влечения к получению не только положительных, но и отрицательных эмоций, высказано предположение о том, что индивидуальные различия эмоционального восприятия сходных ситуации создают «различный баланс возбудимости систем положительной Мотивизации и систем отрицательной мотивизации». Конечно, указанные системы мотивизации могут создавать только предпосылки поведения человека, в мотивах которого основная роль Принадлежит моральной стороне, нравственной практике, мировоззрению, идейным убеждениям т. д.

Лица, имеющие согласно классификации Роттера внутренний *Докус» контроля за своей деятельностью - «интерналы» (уверен-

ные в себе, надеящиеся только и а себя, не нуждающиеся во внешней поддержке), менее подвержены дистрессу в экстремальных условиях при социальном давлении, чем «экстериалы» с внешним «локусом» контроля (неуверенные в себе, нуждающиеся в поощрениях, болезненно реагирующие на порицания, полагающиеся на случай, на судьбу). Это не универсальная закономерность. У «ин- териала», потерявшего веру в себя под влиянием критических факторов, могут проявиться качества «экстернала». Либо, не умея искать опору вовне, он оказывается еще более беззащитным, чем «экстернал», в тех же условиях. Надо сказать, что эта зависимость неоднозначна. Отсутствие возможности контролировать стрессогеиную ситуацию оказывает более дистрессовое действие на «интерналов», чем иа «экстерналов». Наряду с этим обнаружено, что «тренировки» могут изменить место контроля.. .

Люди с тревожностью как чертой характера более подвержены эмоциональному стрессу, чем те, у кого тревожность возникает только в опасных ситуациях. Однако такое разделение не абсолютно н зависит от условий и опыта жизни

Лица типа А, отличающиеся склонностью к недооценке сложности стоящих перед ними задач и времени, потребного для решения этих задач, всегда спешащие и всегда опаздывающие и расстраивающиеся, более подвержены болезненным стрессам, чем люди типа Б, склонные к спокойной размеренной деятельности.

Существует тип людей, которые, как и причисленные к типу

А, склонны спешить и опаздывать, ставить себе непосильные задачи и выполнять ничтож’иую часть их. Но в отличие от людей типа А они не придают никакого значения той части задания, которую не смогли или не успели выполнить. Более того, ту малую часть задания, которую сделали, они расценивают как «потрясающий успех», что воодушевляет их на постановку себе новых задач и дальнейшую бурную деятельность. Люди этого типа настолько уверены в своей успешности, а часто и в своих выдающихся качествах, что им практически чужды чувства обиды, униженности, неуверенности в себе. Они мало подвержены дистрессу.

Есть тип людей, склонных, как и относимые к типу А, к переоценке своих возможностей при выполнении задания. Вместе с тем от типа А они отличаются тем, что с самого начала деятельности испытывают радость, будто задание уже успешно выполнено, т. е. начало активной, целеустремленной деятельности служит для них преждевременным свидетельством ее успешного окончания. Невыполнение задания не вызывает у нн\ огорчения и других подобных чувств. Вместо этого они испытывают рассерженность, гнев про’тив «причины» их неуспеха, которую они видят в чем угодно, только не в себе. Люди этого типа мало подвержены дистрессу.

Выраженность проявлений стресса зависит от отношения субъекта к стресс-фактору, от его субъективной определенности, субъективной значимости, субъективной вероятности. Предложено классифицировать людей по их отношению к стрессору и своим переживаниям стресса на «репрессоров», подавляющих в себе тягостные переживания стресса, и на «скрывателей», не признающих воздействие на них как стрессовое. У «репрессоров» при отсутствии внешних, поведенческих проявлений стресса последний может быть обнаружен физиологическими методами.. «Скрьгвате- ли» отличаются от «репрессоров» отсутствием как поведенческих, так и физиологических проявлений стресса или относительно меиьшей их выраженностью.

Индивидуальная выраженность стресса, в частности его неблагоприятных проявлений, в большой степени зависит от осознания человеком своей ответственности за себя, за окружающих, за все происходящее в экстремальных условиях, от психологической установки на ту или иную свою роль. Нами выделены три типа отношения человека к самому себе прн стрессе. Первый тип - отношение человека к себе как к «жертве» экстремальной ситуации, оно усиливает дистре’сс. Второй тип сочетает отношение к себе как к «жертве» с отношением к се*бе как к «ценности», доверенной себе же. Такой тип характерен для опытных летчиков- испытателей и т. п., для опытных испытуемых, работающих в экстремальных условиях, для спортсменов высокого класса. Подобного рода отношение к себе можно обнаружить также у людей, сохраняющих в критических условиях чувство собственного достоинства. Второй тип отношения к себе при стрессе более свойствен лицам зрелого возраста. Третий тип сочетает два первых типа отношений к себе с сопоставлением проявлений о стрессе у себя и у других? людей, также подвергающихся экстремальным воздействиям. Это отношение к себе как к одному из ряда людей. Оно может быть у лиц, изучающих стресс, в том числе на себе, у ответственных за ход экстремальной ситуации и участвующих в ней. При этом, как правило, возрастает роль ответственности за себя, что снижает значение представления о себе как о «жертве», усиливающего дистресс. Если же социальная ответственность субъекта мала, то вид страдания окружающих людей или их панические действия могут усилить у него аналогичные проявления. ..

Среди методов регулирования эмоционального стрессу различают: направленные на предотвращение его неблагоприятных проявлений, на купирование их и »на замещение нежелательных симптомов стресса благоприятными илн нейтральными для человека симптомами. Известны также методы ликвидации хронического дистрессового состояния с использованием для этого эмоционально-стрессовых нагрузок. Многие авторы обращают внимание на необходимость индивидуального подхода к регуляции стресса с учетом личностных особенностей человека. Отмечается возможность тренировки п укрепления личностных особенностей, способствующих устойчивости человека перед психологическими и социальными стрессорами. Используются методы групповой психотерапии дистресса.

  • Психотерапевт Ян Голанд: «Самая распространенная психическая болезнь – панические атаки» Корреспондент АиФ-НН провела один день с известным психотерапевтом, психиатром, сексопатологом и знатоком человеческих душ, Яном. Нижний Новгород, 25 октября - АиФ-НН. Уже более 50 лет Ян Генрихович помогает людям вернуться к нормальной жизни. Являясь главным […]
  • Нервная анорексия — это заболевание, характеризующееся расстройством пищевого поведения. Больные (в основном женщины), отличаются психическим расстройством, выраженном в искаженном восприятии собственного тела, и даже если они имеют нормальные показатели веса, то все равно стремятся похудеть и очень боятся полноты. Это заставляет человека […]
  • Г Селье Стресс без дистресса OCR: Ирина Лун?ва Советским ученым он известен по изданным в СССР книгам "Очерки об адаптационном синдроме" (Медгиз, 1960), "Профилактика неврозов сердца химическими средствами" (Медгиз, 1961), "На уровне целого организма" ("Наука", 1972). Книгу "Стресс без дистресса" условно можно разделить на две части. Первая […]
  • 1. Малая медицинская энциклопедия. - М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг. 2. Первая медицинская помощь. - М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. - М.: Советская энциклопедия. - 1982-1984 гг. Смотреть что такое "Психоз" в других словарях: Психоз - МКБ 9 290290 299299 OMIM 603342 […]
  • Ганс Селье Стресс без дистресса 1 Ганс Селье Стресс без дистресса OCR: Ирина Лунева (без рисунков) ПРЕДИСЛОВИЕ Предлагаемая вниманию советских читателей книга Ганса Селье "Стресс без дистресса" это, по признанию самого автора, его любимое детище, итог многолетних исследований и размышлений. Имя автора настоящей книги в рекомендациях не […]
  • Психические расстройства – влияние цвета Далеко не секрет, что цвет может вызвать психические расстройства человека. Мы не зря выбираем определённые цвета в спальню, столовую, кухню. Также, цветовая гамма широко используется нами в одежде. Так как же влияют цвета на наше восприятие и какие ассоциации они способны вызывать. Для начал разберёмся, […]
  • Исследования показали, что депрессия и курение зачастую идут рука об руку. Люди, страдающие депрессией, не только более склонны к курению, но также им труднее бросить курить, чем тем, кто не в депрессии. Ученые уже давно признали, что существует связь между курением и депрессией. Но, до сих пор не совсем ясно, как именно курение и депрессия […]
  • как проявляется невроз Популярные статьи на тему: как проявляется невроз Проблема астенических состояний как клиническом, так и терапевтическом аспекте является одной из самых фундаментальных в психиатрии. Треть или даже половина больных на терапевтическом приеме – это больные, которые имеют соматические проявления тревоги. В чем заключаются эти […]